12 видов йоги. Какую выбрать? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты

12 видов йоги. Какую выбрать? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты Позы

Йога: ценные знания, упражнения хатха-йоги, польза и философия йоги, основы практики йоги для саморазвития, книги для начинающих

С каждым днем на нашей планете йога становится все популярнее, все больше людей начинает интересоваться занятиями на коврике. Практически каждый когда-нибудь слышал загадочное и таинственное слово – Йога. Все больше знаменитостей на западе и в России практикуют упражнения — асаны и рекомендуют их своим почитателям.

Однако далеко не все знают, что йога – это не просто упражнения для развития гибкости, восстановления здоровья и душевного равновесия, а глубокая и мудрая система самосовершенствования, представляющая собой не только физиологию, но и духовную составляющую.

Для того чтобы ответить на вопрос, что же такое йога, клуб yogoz.ru подготовил раздел – «Все о йоге», призванный помочь ищущим людям в познании самого себя.

Согласно легенде считается, что в этот мир знания о йоге принес Шива, бог-покровитель всех аскетов, и через мудреца Матсиендру эти знания распространились по нашей планете. Матсиендра будучи в обличье рыбы услышал разговор Шивы со своей женой Парвати в момент передачи знаний, так Йога дошла до наших дней и получила признание.

Йога, ведическая культура и Россия тесно связаны между собой и имеют общие корни. Согласно преданиям 7 мудрых учителей с севера – СаптаРиши, принесли знания на территорию современной Индии после катаклизма, который произошел на севере нашей планеты.

Подробнее об этом, связи двух культур и многом другом, можно просмотреть в видео: «Зачем русскому человеку заниматься йогой».

12 видов йоги. Какую выбрать? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты

Согласно древнему трактату «Йога-сутры Патанджали», в котором подробно рассмотрено всё о хатха-йоге, существует 8 ступеней:

  1. Яма – это этическо-нравственные основы.
  2. Нияма – это методы подвижничества и самодисциплины.
  3. Асана – это физические упражнения.
  4. Пранаяма – это дыхательные техники.
  5. Пратьяхара – это обуздание своих чувств.
  6. Дхарана – это глубокая концентрация своего сознания на каком-либо объекте.
  7. Дхьяна – это медитация, наступающая вследствие Дхараны и сопровождающаяся успокоением сознания.
  8. Самадхи – это состояние сознания, как правило, вызванное глубокой медитацией, в которой узы эго человека ослабевают, и происходит слияние внутреннего микрокосмоса с внешним «космическим Абсолютом».

Существуют два классических мнения относительно того с чего лучше начать занятия йогой, они описаны в компетентных и древних первоисточниках и именно поэтому являются классическими.

Первое из них гласит, что сначала нужно освоить две духовно-нравственные степени – Яму и Нияму.

  • Ахимса – отказ от насилия, к этому пункту безусловно можно отнести также и вегетарианство.
  • Сатья – правдивость как перед другими, так и перед самим собой в своих мыслях.
  • Астея – неворовство или неприсвоение чужого.
  • Брахмачарья – воздержание от чувственных наслаждений, похоти и страстей.
  • Апариграха – непривязанность к материальным благам, ненакопление вещей, нестяжательство.
  • Шауча – очищение ума и тела, чистоплотность.
  • Сантоша – позитивное мышление, принятие как негативных, так и положительных событий и равное отношение к ним. Удовлетворенность своим положением.
  • Тапас – Аскеза, самодисциплина и регулярная практика, тапасья.
  • Свадхьяя – самоизучение и познание духовной литературы.
  • Ишвара-пранидхана – посвящение своих заслуг Всевышнему, развитие в себе альтруистичных качеств.

Принципы нравственности и самодисциплины подробно были рассмотрены Андреем Верба в видео о йоге – «Яма и нияма»:

12 видов йоги. Какую выбрать? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты

Подробнее об основах хатха-йоги, философских и нравственных понятиях, вы можете найти в специально подготовленном разделе – Основы йоги.

Второе мнение, которое наиболее приближено к нашей реальности, гласит, что на начальном этапе в наше непростое время – эпоху Кали юги, когда преобладает невежество и страсти, рекомендуется начать свой путь в йоге с шаткарм – очистительных методик. Всего их 6, но также существуют и различные вариации. Очищая свое тело посредством шаткарм мы также постепенно начинаем оказывать воздействие на наше сознание и ум, оздоравливаем организм, очищаем тонкое тело и тем самым делаем тело гибче.

Читать подробнее об очистительных методиках можно в разделе – Шаткармы.

Выполнив несколько шаткарм, таких, как шанкапракшалана, гораздо проще перейти на адекватное питание, способствующее йогической практике – вегетарианство.

Во Всемирной Организации Здравоохранения, в недавнем докладе от 26 октября 2021 года, 22-х экспертов из 10-и стран мира, представили результаты 800-а научных исследований, по результатам которых мясные продукты были признаны канцерогенами, непосредственно влияющее на развитие рака у человека.

Вегетарианство или более модное сейчас направление – веганство, очень популярно на западе т.к. несет в себе очевидную пользу для здоровья, которую можно заметить достаточно быстро, перейдя на правильное питание. Знаменитые актеры и актрисы, певцы и певицы, режиссеры, бодибилдеры, известные политики и многие другие деятели современности ратуют за здравый образ жизни, который можно начать со своего питания. Вот лишь небольшой перечень известных вегетарианцев современности: Ума Турман, Тоби Магуайр, Ричард Гир, Пол Маккартни, Натали Портман, музыкант Моби, известный в прошлом боксер Майк Тайсон, Ким Бейсингер, Джим Керри, Деми Мур, Брэд Питт, Алисия Сильверстоун, Ольга Шелест, Николай Дроздов, Михаил Задорнов, Алексей Воевода и многие другие, список можно продолжать очень долго.

«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные!?», так говорил известный русский писатель Лев Николаевич Толстой, видя окружающую его действительность.

Однако, если вы длительное время или на протяжении всей жизни питались мясной пищей, следует аккуратно переходить на безубойное питание, т.к. резкая смена рациона может привезти к ухудшению самочувствия. Чтобы помочь вам разобраться в этом вопросе мы подготовили очень подробный раздел о питании, который позволит ответить на интересующие вопросы о вегетарианстве и сыроедении – Правильное питание.
Также, не следует фанатично подходить к вопросам питания, важно регулярно сдавать анализы для вегетарианцев. В случае нехватки каких-либо витаминов и микроэлементов следуют восполнять дефицит с помощью добавок.
Более 1 миллиарда людей на нашей планете живет полноценно без мяса.

Практикуя шаткармы, постепенно меняя свой рацион питания, совершенствуюсь в яме и нияме, узнавая все о хатха-йоге, гораздо проще заниматься упражнениями – асанами. Ведь тело, по опыту многих начинающих практиков, становится более гибким и способным выдерживать большие нагрузки. Совмещая эти наставления, выполняя их параллельно можно добиться гораздо большего успеха в практике.

Постепенно начав заниматься асанами, выполняя рекомендации, описанные выше, важно придерживаться нескольких базовых принципов:

  • От простого к сложному – постепенное увеличение нагрузки, выполнение асан в простых вариациях в зависимости от уровня гибкости.
  • Аскеза — во время практики асан, в крайнем варианте выполнения упражнения, должен быть допустимый дискомфорт. Общая нагрузка не должна превышать 70% от максимально возможной. Это убережет тело от травм.
  • Регулярность практики – абхьяса. Каких бы усилий не прикладывал занимающийся, необходимо стараться сделать практику регулярной. Пожалуй, самый важный принцип для людей, занимающихся йогой в социуме.
  • Концентрация на практике йоги – для того чтобы этого добиться, можно использовать счет про себя, растягивание дыхания на вдохе и выдохе. Также можно закрывать глаза в несложных упражнениях, тем самым увеличивая сосредоточение.
  • Выполнение перевернутых асан после основного комплекса упражнений – таким образом энергия устремляется к высшим энергетическим центрам.
  • Если есть возможность, то занятие должно длиться от одного часа и больше. Обычно комплекс упражнений длится от 1.5 до 2 часов.

Основной целью йоги, согласно классическим текстам, является достижение мукти или мокши.

Мокша – это освобождение из сансары, круговорота рождений и смертей или, если воспользоваться буддийской терминологией – достижение Нирваны.

Однако существуют альтернативные мнения, главное из которых, согласно учению Будды традиций махаяны и ваджраяны, заключается в том, что целью развития живых существ является достижение просветления (Бодхи) — состояние Будды. Описать это состояние невозможно т.к. оно является ачинтьей. Ачиньтья – это то, что невозможно постичь с помощью ума, разума и интеллекта. Однако, следуя пути Бодхисаттвы и развивая в себе в шесть совершенств – парамит, стать Буддой может каждый, но на это может уйти не одна жизнь. Тем не менее, как говорил сам Будда, давая предсказания в Садхармапундарикасутре, каждый сможет прийти к просветлению – Ануттара самьяк самбодхи.

Узнать больше о целях саморазвития можно в видео лекции о йоге – «Самадхи и Путь Бодхисаттвы»:

12 видов йоги. Какую выбрать? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты

Одной из главных целей, которые издавна ставили перед собой практикующие асаны – это добиться устойчивого положения, со скрещенными ногами с прямой спиной и пребывать в нём длительное время. Эти положения называются – медитативными асанами, такие как падмасана — поза лотоса, ардхападмасана, сидхасана, ваджрасана и другие.

Более подробный список с асанами и мудрами можно найти в разделе Энциклопедия йоги.

Для современных йогов живущих социальной жизнью, постепенно узнающих все о йоге – асаны обретают особую важность, ввиду их специфичного влияния на тонкие оболочки и энергетические каналы – нади. Выполняя те или иные асаны происходит очищение тонких тел и оболочек, очищается ум, уравновешивается сознание. Это происходит за счет аскезы, которая возникает в практике и именно поэтому дискомфорт во время занятий йогой крайне необходим.

Больше рекомендаций по выполнению асан можно найти в разделе – Асаны.

«Упрочившись в асане, приобретя контроль за своим телом и принимая сбалансированную диету, практикуй пранаяму в соответствии с наставлениями гуру».

Про йогу:  Все о йоге и ее видах. Влияние йоги на организм - YogaSam

Так гласит первая шлока второй главы одного из основных классических текстов йоги – «Хатха-йога Прадипика». Скачать прочитать эту книгу, и узнать все о йоге, можно в разделе Книги для скачивания.

Добившись возможности длительное время пребывать в медитативной позе, принимая благостную пищу, можно постепенно осваивать дыхательные техники.

Основная задача пранаямы заключается в накоплении энергии, в её очищении и успокоении ума. Достигается это путем регулярной практики и обретением контроля над праной в тонком теле человека.

Однако следует аккуратнее относиться к дыхательным методикам, т.к. у них есть противопоказания как с точки зрения физиологии, так и готовности практикующего йогу человека к энергиям, с которыми он может столкнуться.

Подробнее об основах дыхательных техник, правилах выполнения и технике безопасности можно посмотреть в лекции – «Пранаяма: четвертая ступень йоги. Введение»:

12 видов йоги. Какую выбрать? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты

Медитация – это глубокая концентрация, сопровождающаяся успокоением сознания. Пранаяма напрямую влияет на способность человека к медитации, чем глубже дыхание, чем оно спокойнее, тем сосредоточеннее ум практика.

Мудрец Сватмарама в Хатха-йога Прадипике говорит о том, что пока прана в тонком теле движется – читта (ментальная сила) также движется и наоборот. Иными словами, не добившись успеха в дыхательных методиках будет трудно успокоить свой ум и перенаправить внимание в нужную точку сознания или пространства.

Существует большое количество медитаций, степеней их эффективности и воздействия. Наиболее известная из них – это тратака. Очень часто тратаку называют медитацией для начинающих, однако эффекты, которые она способна дать практикующему её, могут заставить задуматься над необходимостью регулярного её выполнения. Эта очистительная техника и по совместительству медитативная практика способна повышать общий уровень энергии и концентрировать ее в Агья чакре (Аджна чакра), что в свою очередь раскрывает способность тонкоматериального восприятия и умение реализовывать достаточно серьезные жизненные задачи. Именно поэтому данные методики считаются тайными, ввиду их способности навредить как практикующему, так и окружающим людям.

Медитация, за счет аскезы и концентрации, способна вырабатывать универсальную жизненную энергию – тапас. Тапас – это «валюта» с помощью которой йог добивается благополучного перерождения в следующих жизнях. От того сколько у человека тапаса в его «кармическом банке» напрямую зависит, то как он живет и будет жить в будущем.

Однако для того, чтобы получить эту универсальную «валюту» недостаточно знать всё о йоге и медитации и регулярно практиковать. Вся правда о йоге заключается в том, что тапас можно получить лишь, отдавая какие-либо знания и помогая людям в их духовном самосовершенствовании. Не все способны нести знания, однако большинство располагает временем, теми или иными способностями и профессиями, которые можно направить в русло помощи живым существам.

Много интересного о медитации можно узнать в лекции Екатерины Андросовой – «Медитация для начинающих»:

12 видов йоги. Какую выбрать? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты

До наших дней дошло достаточное количество авторитетных источников, в которых можно прочитать все о хатха-йоге. Общепризнанными основными классическими текстами являются:

Также компетентным источником принято считать:

Это не просто книги о йоге, это глубокие духовные писания, которые позволят разобраться в философии йоги и понять, то как лучше ею заниматься.

Читать эти тексты онлайн можно в разделе «книги для скачивания», в котором содержится всё о йоге и медитации.

Двумя фундаментальными понятиями в философии йоги являются Пракрити и Пуруша, материальная и духовная составляющие.

Пракрити – это причинная материя, которая по сути является всем тем, что мы видим, слышим и осязаем, вся вселенная окружающая нас.

Однако существование вселенной невозможно без Пуруши – духовным началом всего сущего, именно при слиянии Пуруши с Пракрити происходит формирование вселенной, вследствие начала взаимодействия трёх гун материальной природы. Гуны – это три стихии или свойства, составляющие материального мира: саттва (благость, покой), раджас (страсть, движение), тамас (невежество). Ни одно живое существо не свободно от влияния этих стихий, будь то человек или небожитель (полубоги).

Увлекаясь материальным миром, человек формирует свою карму – причинно-следственную связь, вследствие влечения к каким-либо формам пракрити.

Реинкарнация. Круговорот жизни и смерти. Автор: Сергей Пидгайко.

Карма – это действия как положительные, так и отрицательные, влияющие на последующую реинкарнацию людей в том или ином мире. Совершив какой-либо негативный поступок, человек будет обязан пережить плоды этого поступка на себе в будущем, однако не всё так фатально как может показаться на первый взгляд. Йога является тем инструментом, который способен минимизировать последствия, вызванные кармическими действиями. Воздаяние можно пережить в значительно меньшей степени, если, осознав свою неправоту, прикладывать усилия к практике хатха-йоги и испытывать аскезу во время выполнения тех или иных упражнений. Таким образом человек способен пережить негативную ситуацию в значительно более лёгком варианте, пребывая в спокойствии и гуне благости – саттве.

Реинкарнация, формируемая кармой человека, представляет собой важную составляющую в понимании мировоззрения йоги. Для индусов и многих других народов, в том числе раннем христианстве, понятие реинкарнации является абсолютно естественным процессом перерождения и развития души в материальном мире. Доподлинно известны факты перевоплощений, с которым можно ознакомится в специально созданном разделе – Реинкарнация.

Первоисточники йоги не ограничиваются тремя текстами, существует большое количество преданий, сохранившихся до наших дней. Всем, кто занимается саморазвитием они безусловно будут крайне полезны и интересны:

  • Махабхарата – сказание о великой битве между Пандавами и Кауравами, о добре и зле, о мужестве и отваге, о Дхарме и невежестве. Кришна, воплощение Бога Вишну является одним из главных персонажей в данном писании и доносит до своего преданного ученика Арджуны вселенские истины. Скачать все тома в одном архиве.
  • Рамаяна – история о царевиче Раме, воплощении Бога Вишну, который сражается с демоном Раваной. Глубоко затронуты важные составляющие Дхармы и жизни человека. Скачать книгу.
  • Йога-Васиштха – один из основных текстов философии йоги, повествующий о беседах мудрецов, собравшихся во дворце Рамы. На вопросы, которые возникают у Рамы, отвечает мудрец Васиштха.
    Скачать книгу Йога-Васиштха
    .

Видео о Махабхарате в лекции – «Махабхарата — коротко о главном»:

12 видов йоги. Какую выбрать? | Здоровая жизнь | Здоровье | Аргументы и Факты

Больше видео о йоге и Ведической культуре можно найти в этом разделе.

Йога состоит не только из нравственных ступеней и разных практических методик. Подобно озеру, в которое впадает множество ручьев, йога вбирает в себя различные виды и направления:

  • Карма-йога – выполнение предписанных обязанностей в соответствии со своими способностями и умениями. Исполнение своей Дхармы, долга перед Богами и Предками. Важной составляющей в карма-йоге является непривязанность к плодам своих действий — акарма. Всякое действие, даже если оно несет благо, совершаемое с корыстными целями, представляет собой рабство, узы, удерживающие человека в этом мире.
  • Бхакти-йога – искреннее культивирование любви, преданности и служения Богу или космическому абсолюту. Одной из важных составляющих этого вида йоги — атма-ниведана, подношение всех действий и мыслей Богу. Регулярное пение мантры Ом будет также являться практикой бхакти-йоги, поскольку Ом — это воплощение божественного в звуке.
  • Джняна-йога (джнана-йога, гья́на-йога) – путь самопознания, в котором больший акцент уделяется устранению невежества – авидьи с помощью воспитания ума разными методами. Однако джняна – это не только накопление различных йогических знаний, но и самоанализ и разнообразные виды медитации. К данному виду также можно отнести концепцию здравомыслия — приведения трех критериев истинности к единому целому – шабда (мнение компетентного человека или божества), шастры (духовные писания) и садху (личный опыт, практика).
  • Раджа-йога – это то, что сейчас принято считать классической йогой, основанной на восьмиступенчатой йоге Патанджали (аштанга-виньяса). Раджа – царская, она ввиду того, что направлена на обуздание ума — читта-вритти-ниродхах, посредством разных асан, пранаям и медитаций.

Дабы самосовершенствование не было однобоким, не следует отдавать предпочтение какому-то одному из этих видов йоги, саморазвитие будет более полным и гармоничным если применять все эти методы параллельно, именно тогда продвижение в самопознании будет более успешным.

20-е столетие ознаменовалось бурным ростом популярности йоги во всем мире. Стали появляться множество стилей и направлений, которых уже сейчас насчитывается более 40. Наиболее весомый вклад в популяризацию йоги на западе и во всем мире внесли два ученика Шри Тирумалая Кришнамачарьи — Шри Паттабхи Джойс и Шри Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар, более известный как Б.К.С. Айенгар.

Ими были основаны два направления:

  • Аштанга-виньяса йога (Шри Паттабхи Джойс) – стиль, базирующийся на Йога сутрах Патанджали, главной составляющей которого является достаточно динамическая практика с асанами перетекающими из одной в другую через виньясы (связующие упражнения с контролем дыхания). Во время занятий также важное внимание уделяется бандхам (энергетическим замкам), дришти (концентрация внимания на участке тела или пространства) и различным уровням сложности выбираемых последовательностей асан.
  • Йога Айенгара – стиль, в основе которого лежит детальная и подробная отстройка и освоение каждой асаны, двигаясь от простого к более сложному. Во время занятий, как правило, используются различные вспомогательные предметы: ремешки, кирпичи, подушки, валики и другое. Каждой асане уделяется достаточно большое количество времени.

Однако существует и много других направлений.

Узнать подробнее практически о всех существующих стилях можно в статье Валентины Ульянкиной.

Про йогу:  НАДА ЙОГА — ПУТЬ ОСОЗНАВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ЗВУКА

Клуб yogoz.ru не отдает предпочтение какому-то одному направлению йоги, ввиду того, что каждый стиль, их комбинации и вариации подходят различным группам практикующих. Преподаватели клуба изучают и практикуют разные стили йоги, однако предпочтение отдаётся классическим методикам.

Саморазвитие и культивирование в себе альтруистичных качеств является важной составляющей духовного развития человека. Именно поэтому преподаватели и участники клуба yogoz.ru собрали всё, что нужно знать о йоге в одном разделе для того, чтобы упростить поиск, облегчить освоение различных асан, пранаям и медитаций для людей, стремящихся к самосовершенствованию. Надеемся, что он окажется полезным для вас.

Ом!

Автор статьи: Антон Чудин

В россии

Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В советское время по идеологическим соображениям йогой заниматься было опасно, но были энтузиасты и практиковали по уцелевшим книгам и самиздату.

Б. Л. Смирнов (1891—1967) — известный врач, знаток иностранных языков. В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу.

В. В. Бродов (1912—1996) — индолог, философ, профессор, первый председатель Ассоциации йоги СССР. Тема его докторской диссертации по философии — «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)» (1964). Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимает участие в подготовке к изданию «Истории философии», где им написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению.

В начале 1960-х в СССР был приглашён видный индийский йог Дхирендра Брахмачари для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов. Он читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе, куда удалось попасть и Василию Бродову.

Ощутив на себе благотворное влияние йоги (Бродов получил ранение во время Великой Отечественной войны, что сказывалась на его здоровье), Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Он обнародует целый ряд статей и книг по этому вопросу.

Одно из самых известных начинаний профессора Бродова — участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии[44].

В. И. Воронин — писатель, журналист (автор цикла статей по хатха-йоге в журнале «Наука и жизнь» за 1980-81 годы и позже автор книги по хатха-йоге[45].

Ю. Н. Полковников на начало 1960-х был корреспондентом журнала «Сельская молодёжь», после встречи в одной из командировок с А. Н. Зубковым воодушевился йогой и уговорил свою редакцию напечатать цикл статей А. Н. Зубкова по этому направлению.

Из намеченных 6 статей на закате хрущёвской оттепели успели обнародовать только 4, но и это было событием в советское время. Позже Ю. Н. Полковников издал и собственные работы по популяризации йоги, в частности, в 1995 г. книгу «Как продлить годы жизни: целительная йога»[46].

Инженер-изобретатель в области ракетной техники Я. И. Колтунов (1927—2021)[47] с молодости увлекался физической культурой. В годы учёбы в МАИ стал мастером спорта, заинтересовался самосовершенствованием в более широком смысле этого слова, что логично привело его к йоге и ушу.

Как и многие инженеры тех лет, многие месяцы проводил на полигонах с ненормированным и очень напряжённым режимом работы. Физкультура и йога помогала ему выдержать это напряжение[48]. После 50 лет ощутил потребность делиться накопленным опытом самосовершенствования и оздоровления с людьми, основал в подмосковном Болшево группу (на основе медитативного бега, йоги и ушу), затем клуб («Космос»).

Эти занятия пользовались возрастающим успехом и привлекали большое количество людей. В связи с этим в 1983 г. исключён из рядов КПСС и уволен с работы. После чего не мог никуда устроиться в течение следующих 3,5 лет. После перестройки возобновил занятия клуба, участвовал в организации и проведении более 20 слётов, пропагандировал лично и в печати методики клуба, стремился создать общественное движение соответствующей направленности, организуя филиалы в других городах и областях страны (включая Украину и Казахстан)[49][50].

Г. Г. Стаценко в 1963 году открыл школу йогов в Москве. В 1989 году при школе открыл Академию йоги — высшее профессиональное учебное заведение. В 1994 году академию переименовали в Институт йога гуру Ар Сантэма (ИЙГАС).

А. М. Лобанов в 1983 году основал первую в стране легальную школу йоги в СССР. В 1988-м его усилиями йога была легализована в Горьковской (Нижегородской) области, а затем, на основе этого прецедента запрет на йогу и другие восточные системы был снят по всей стране.

В 1989 году А. М. Лобанов создал первую в стране школу преподавателей йоги, выдававшую официальный документ — диплом. В 1991 году Андрей Михайлович основал первое в России отделение йогатерапии в Нижегородской областной клинической больнице им. Семашко.[источник не указан 120 дней]
Первым сертифицированным преподавателем йоги в СССР стал А. Н.

Зубков[52]. Будучи в долгосрочной командировке в Индии, он познакомился с Шри Рам Кумар Шармой (учеником Свами Шивананды), под руководством которого начал практиковать упражнения йоги.

По окончании обучения Шри Рам Кумар выписал Зубкову сертификат, дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги. Вернувшись на родину, Зубков стал настоящим миссионером и проделал огромную работу по популяризации йоги в СССР. В 1970-е годы Зубков написал сценарий фильма[52] «Индийские йоги — кто они?».

В конце 1980-х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году на первую Конференцию по йоге был приглашён Б. К. С. Айенгар. В том же году в СССР впервые приехал гуру кундалини-йогиЙоги Бхаджан.

Литература

на русском языке
  • Булич С. К.Йога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дюмулен Г. .Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
  • Казак О. Йога в СССР // Yoga Journal. — 2021. — № 36 за ноябрь/декабрь. Архивировано 5 июня 2021 года.
  • Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия. — М.: Йогин, 2009. — 440 с.
  • Клюев Б. И.Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 167—190. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
  • Йога / Пахомов С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 285. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2021, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
  • Ферштайн Г. (нем.) . Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7. — С. 637.
  • Фойерштейн Г. (нем.) . Глубинное измерение йоги = The deeper dimension of yoga: theory and practice / Пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — (В поисках истины). — ISBN 5-7905-4315-4.
  • Чаттерджи С., Датта Д.Введение в индийскую философию = An Introduction to Indian Philosophy / Пер. с англ. А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 376 с. (Chatterjee S., Datta D.An Introduction to Indian Philosophy. — Eighth Reprint Edition. — Calcutta: University of Calcutta, 1984.)
  • Элиаде М. . Йога. Бессмертие и свобода / Пер. с англ. и примеч. С. В. Пахомова. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры, истории и философии. Философско-этические концепции Востока). — ISBN 5-8114-0184-1.
на других языках
  • Apte V. S. (исп.). The Practical Sanskrit Dictionary. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1965. — ISBN 81-208-0567-4. (fourth revised & enlarged edition).
  • Burley M.Haṭha-Yoga: Its Context, Theory, and Practice. — Delhi: Motilal Banarsidass, 2000. — 321 p. — ISBN 81-208-1706-0.
  • Gavin Flood. An Introduction to Hinduism (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-43878-0.
  • Gambhirananda, Swami. Madhusudana Sarasvati Bhagavad_Gita: With the annotation Gūḍhārtha Dīpikā. — Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, 1998. — ISBN 81-7505-194-9.
  • Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson (англ.) / Knut A. Jacobsen (норв.), Gerald James Larson (англ.) (eds.). — Brill Academic Publishers, 2005. — (Studies in the History of Religions, 110). — ISBN 9004147578.
  • Keay, John. India: A History. — New York: Grove Press (англ.), 2000. — ISBN 0-8021-3797-0.
  • Levy, Robert; Rājopādhyāya Rāj Kedar. Mesocosm: Hinduism and the Organization of a Traditional Newar City in Nepal (англ.). — University of California Press, 1991. — ISBN 0520069110.
  • Michaels, Axel. Hinduism: Past and Present. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2004. — ISBN 0-691-08953-1.
  • Müller, Max (1899), Six Systems of Indian Philosophy; Samkhya and Yoga, Naya and Vaiseshika, Calcutta: Susil Gupta (India) Ltd., ISBN 0-7661-4296-5  Reprint edition; Originally published under the title of The Six Systems of Indian Philosophy.
  • Patañjali (2001), Yoga Sutras of Patañjali, Studio 34 Yoga Healing Arts, <http://www.studio34yoga.com/yoga.php#reading> Архивировано 25 августа 2021 года.
  • Possehl, Gregory (2003), The Indus Civilization: A Contemporary Perspective, AltaMira Press, ISBN 978-0759101722 
  • Radhakrishnan, S. (1967), A Sourcebook in Indian Philosophy, Princeton, ISBN 0-691-01958-4 
  • Taimni, I. K. The Science of Yoga. — Adyar, India: The Theosophical Publishing House, 1961. — ISBN 81-7059-212-7.
  • Vivekananda, Swami (1994), Raja Yoga, Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, ISBN 81-85301-16-6  21st reprint edition.
  • Zimmer, Heinrich (1951), Philosophies of India, New York, New York: Princeton University Press, ISBN 0-691-01758-1  Bollingen Series XXVI; Edited by Joseph Cambell.
  • Arya, Usharbudh; Swami Veda Bharati.Philosophy of Hatha Yoga. — Pennsylvania: Himalayan Institute Press, 1985. — ISBN 089389088X.
  • Feuerstein G. (нем.).The Shambhala Guide to Yoga. — Boston & London: Shambhala, 1996. — ISBN 157062142X.


Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Примечания

  1. 1234Jacobsen, Larson, 2005, p. 10.
  2. Jacobsen, Larson, 2005, Yoga has five principal meanings: 1) yoga as a disciplined method for attaining a goal; 2) yoga as techniques of controlling the body and the mind; 3) yoga as a name of one of the schools or systems of philosophy (IAST: darśana); 4) yoga in connection with other words, such as hatha-, mantra-, and laya-, referring to traditions specialising in particular techniques of yoga; 5) yoga as the goal of yoga practice, p. 4.
  3. Pandit Usharbudh Arya (1985). The philosophy of hatha yoga. Himalayan Institute Press; 2nd ed.
  4. Sri Swami Rama (2008) The royal path: Practical lessons on yoga. Himalayan Institute Press; New Ed edition.
  5. Swami Prabhavananda (Translator), Christopher Isherwood (Translator), Patanjali (Author). (1996). Vedanta Press; How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition.
  6. Jacobsen, Larson, 2005, p. 4.
  7. Пять новых элементов внесены в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества (неопр.). UNESCO.Org. ЮНЕСКО (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021.Архивировано 1 декабря 2021 года.
  8. Список 38 значений слова «йога» см: Apte, 1965, p. 788.
  9. Происхождение слова йога от санскритского корня йудж, означающего «управлять» или «объединять», рассмотрено в: Flood, 1996, p. 94
  10. Катха упанишада, 2 часть, 3 раздел, 11, [в:] Упанишады в 3-х книгах. Т. 2, пер. А. Я. Сыркиной, изд. «Наука», Москва 1992, стр. 111.
  11. कठोपनिषदत्/द्वितीयोध्यायः/तृतीयवल्ली — विकिस्रोतः (санскрит). sa.wikisource.org. Дата обращения: 5 июня 2021.
  12. Глава 2. Наука психотехники: индуистская йога. // Торчинов Е. А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение», 1998
  13. 12Possehl, 2003, p. 144—145.
  14. 12Flood, 1996, p. 94.
  15. Mallinson, James,.Roots of yoga. — London. — С. 104. — 1 online resource с. — ISBN 9780141978246, 0141978244.
  16. Marshall, Sir John.Mohenjo Daro and the Indus Civilization. — London, 1931. — ISBN 8120611799.
  17. Flood, 1996, p. 27—29.
  18. Перевод IAST: paśupati как «Господь животных» см: Michaels, 2004, p. 312.
  19. Keay, 2000, p. 14.
  20. Possehl, 2003, с. 143.
  21. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». Flood, 1996, p. 28—29. К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане. Кенойер описывает фигуру как «сидение в йогической позе» с «пятками… прижатыми вместе под пахом» — Kenoyer J. M. Around the Indus in 90 Slides Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера, который описывает фигуру как «сидеть подобно йогу» Zimmer, 1951
  22. Обзор шести ортодоксальных школ содержится в: Radhakrishnan, 1967, p. 453—487
  23. За кратким обзором йоги как философской школы, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  24. Связь между философией йоги и санкхьи объясняется в: Chatterjee, Datta, 1984, с. 43
  25. Принятие йогой концепций санкхьи с добавлением фигуры Бога описывается в Radhakrishnan, 1967, p. 453
  26. Принятие йогой 25 принципов санкхьи с добавлением категории Бога, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  27. Müller, 1899, Chapter 7, «Yoga Philosophy», p. 104.
  28. Zimmer, 1951, p. 280.
  29. Патанджали как основатель философской системы йоги: Chatterjee, Datta, 1984, p. 42
  30. Значение термина «раджа-йога» как системы контроля ума и сосредоточения, а также положение Йога-сутр как ключевого текста, см: Flood, 1996, p. 96—98
  31. PatañjaliYoga Sutras of Patañjali (неопр.) (etext). Studio 34 Yoga Healing Arts (1 февраля 2001). Дата обращения: 24 ноября 2008.Архивировано 25 августа 2021 года.
  32. Taimni, 1961, Yoga is the inhibition of the modifications of the mind, p. 6.
  33. Vivekananda, 1994, с. 115.
  34. Flood, 1996, «…Bhagavad Gita, including a complete chapter (ch. 6) devoted to traditional yoga practice. The Gita also introduces the famous three kinds of yoga, ‘knowledge’ (jnana), ‘action’ (karma), and ‘love’ (bhakti).», p. 96.
  35. Jacobsen, Larson, 2005, p. 46.
  36. Akshaya Kumar Banerjea.Philosophy of Gorakhnath with Goraksha-Vacana-Sangraha. — Motilal Banarsidass, 1983. — P. xxi. — ISBN 978-81-208-0534-7.
  37. Фойерштейн, 2006, с. 246.
  38. Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  39. Ферштайн, 2002, с. 637.
  40. Банерджи Акшая Кумар. . Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2021. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  41. Burley, 2000, p. 16.
  42. Фойерштейн, 2006, с. 63.
  43. «Вокруг света» № 2 (2821), февраль 2009 г.
  44. Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йогАрхивная копия от 4 октября 2021 на Wayback Machine
  45. Воронин В. И. Хатха-йога. Москва, 1989.
  46. Полковников Ю. Н. Как продлить годы жизни: целительная йога. — М. : Республика, 1995. — 239 с. ISBN 5-250-02411-4
  47. Колтунов, Ян Иванович. (о члене группы Тихонравова, засл. изобретателе РСФСР, Я. И. Колтунове) на страницах портала Летописи. Ру
  48. Колтунов Я. И.Моя жизнь среди Звёзд, работы по ракетной технике и космонавтике М.: Петроруш, 2021. 464 с.
  49. Валентин Братенко. Дорога к храму. М.: 1999 г., 20 п.л. (Вся книга посвящена деятельности Я. И. Колтунова по созданию и ведению клуба «Космос», проведения оздоровительных слётов и т. п.).
  50. Елена Фокина, Дмитрий Реут. Разнотравье. М., 2002. 164 с. ISBN 5-93513-023-8. С. 7-8. (Клуб «Космос» и движение КСП как один из истоков возникновения общественного центра «Жизниград», деятельность которого, в том числе проведение слётов, представляют авторы).
  51. Школа йоги 8-ми ступеней (история)
  52. 12Казак О., 2021.
  53. Yoga Journal, № 36 за ноябрь/декабрь 2021.
  54. John M. Koller.Asian Philosophies. — Prentice Hall, 2002. — P. 144–145. — ISBN 978-0-13-092385-1.
  55. Feuerstein G. (нем.) The Yoga Tradition: its history, literature, philosophy and practice P. 111. ISBN 81-208-1923-3.
  56. «The strong influence of Yoga can also be seen in Buddhism, which is notable for its austerities, spiritual exercises, and trance states.» —«Yoga» // Encarta
  57. 12Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 22. ISBN 0-941532-89-5
  58. Yogacara // Encyclopedia Britannica
  59. Dan Lusthaus. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng Wei-shih Lun. Routledge, 2002. P. 533. ISBN 0-7007-1186-4
  60. Simpkins C. A., Simpkins A. M. Simple Tibetan Buddhism: A Guide to Tantric Tuttle Publishing, 2001 ISBN 0-8048-3199-8
  61. «The Meditation school, called Ch’an in Chinese from the Sanskrit dhyāna, is best known in the West by the Japanese pronunciation Zen». — de Bary W. T. (англ.) The Buddhist Tradition in India, China, and Japan. P. 207—208. ISBN 0-394-71696-5.
  62. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. xviii).
  63. «This phenomenon merits special attention since yogic roots are to be found in the Zen Buddhist school of meditation.» — Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  64. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  65. Дюмулен, 1994, с. 32—33.
  66. Дюмулен, 1994, с. 33.
  67. 12Levy, 1991, с. 313.
  68. Levy, 1991, с. 317.
  69. Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру / Пер. с англ. С. В. Лобанова — М.: Старклайт, 2002.
  70. James Mallinson (2021). Knut A. Jacobsen; et al., eds. Haṭha Yoga in the Brill Encyclopedia of Hinduism, Vol. 3. Brill Academic. pp. 770—781. ISBN 978-90-04-27128-9.
  71. Carl W. Ernst (July 2003). “The Islamization of Yoga in the »Amrtakunda» Translations”. Journal of the Royal Asiatic Society [англ.]. Cambridge University Press. 13 (2): 199—226. ISSN 1356-1863.
  72. Satish Chandra (2007), Historiography, Religion, and State in Medieval India, ISBN 978-8124100356, pp. 135—136
  73. Top Islamic body: Yoga is not for MuslimsАрхивная копия от 5 декабря 2008 на Wayback Machine — CNN
  74. «Malaysia leader: Yoga for Muslims OK without chant (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 15-05-2021 [3077 дней] — история), » Associated Press
  75. глава II. Техники «автономии» // Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие / Пер. с англ. С. Никшич (главы I—IV) и Д. Палец. — К.: София, 2000. — С. 58—103. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-220-00307-0.
  76. Византийский исихазм // Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение«, 1998. — 384 с. — ISBN 5-85803-078-5.
  77. And also… Yoga ‘incompatible’ with Christian faith; and Algeria paella record attempt goes up in smoke // Euronews, 19.06.2021
  78. Transcending the Greek debt crisis through yoga // BBC, 22.06.2021
  79. Православный взгляд на йогу/ сост. священник Георгий Максимов. — М.: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2021. — 40 с.
  80. How far can you stretch? // The Economist. — 24.06.2021.
  81. Pope Francis: Only the Holy Spirit opens our hearts to love God // Vatican Radio. — 09.01.2021.
  82. «Characterized by an emphasis on bhakti, its goal is to escape from the cycle of birth and death in order to enjoy the presence of Vishnu.» — Vaishnavism // Encyclopædia Britannica
  83. 123Penman, Stephen; Cohen, Marc; Stevens, Philip; Jackson, Sue. Yoga in Australia: Results of a national survey // IJOY, International Journal of Yoga. — 2021. — Т. 5, № 2. — С. 92—101. — doi:10.4103/0973-6131.98217. — PMID 22869991.
  84. 1234Broad W. (англ.). How Yoga Can Wreck Your Body, The New York Times Magazine (англ.) (5 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  85. Broad, William J.The Science of Yoga The Risks and the Rewards (англ.). — 1st. — Simon & Schuster, 2021. — P. 336. — ISBN 978-1-4516-4142-4.
  86. Walters, Joanna. ‘Yoga can damage your body’ article throws exponents off-balance: A $5bn industry is outraged over a New York Times article saying that the keep fit regime is bad for your body (14 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  87. Biffl, Walter L.; Moore, Ernest E.; Elliott, J. Paul; Ray, Charles; Offner, Patrick J.; Franciose, Reginald J.; Brega, Kerry E.; Burch, Jon M. The Devastating Potential of Blunt Vertebral Arterial Injuries (англ.) // Annals of Surgery (англ.) : journal. — 2000. — May (vol. 231, no. 5). — P. 672—681. — doi:10.1097/00000658-200005000-00007. — PMID 10767788.
  88. Critchley, E. M.Non-atheromatous causes of cerebral infarction (англ.) // Postgraduate Medical Journal (англ.) : journal. — 1984. — June (vol. 60, no. 704). — P. 386—390. — doi:10.1136/pgmj.60.704.386. — PMID 6379628.
  89. Kang, Chan; Hwang, Deuk-Soo; Cha, Soo-Min. Acetabular Labral Tears in Patients with Sports Injury (англ.) // Clinics in Sports Injury : journal. — 2009. — December (vol. 1, no. 4). — P. 230—235. — doi:10.4055/cios.2009.1.4.230. — PMID 19956481.
Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий