У агья-чакры, в отличие от других чакр, есть всего два свойства: апара вритти (объектное, экстравертное, мирское знание) и пара вритти (субъектное, интровертное знание, познание собственного “я”).
Апара вритти характеризуется движением разума вниз, к нижним чакрам. В этом случае человек приобретает знание через органы чувств. Так как наша способность восприятия мира через органы чувств ограничена возможностями нашей нервной системы, то мы воспринимаем очень ограниченный диапазон существующих вибраций. В таком способе познания всегда есть познающий, объект познания и сам процесс познания, и три эти составляющих существуют отдельно друг от друга.
В случае с пара вритти (духовным знанием) познающий, объект познания и процесс познания представляют собой единое целое. При получении духовного знания свое внимание человек направляет не наружу, а на свою душу – атму, на внутреннее “я”. Наша душа едина с высшей Душой – Параматмой (высшее познавательное Начало, высшее Сознание). Все, что происходит во Вселенной – движение континентов, взрывы сверхновых, движение атомов в частичках пыли – все известно высшему Сознанию. Поэтому, когда человек направляет внимание к своей внутренней сути и соединяется со своей атмой, ему открывается истинное знание, и он может узнать все, что когда-либо случалось, что происходит сейчас, что произойдет в будущем. При достижении такого состояния человек перестает существовать как микрокосм, он становится Макрокосмом.
Эта статья полезна для тех, кто стремится изучать науку тантру, и для уже практикующих. Возможно они по-новому осознают значение уроков, что будет способствовать увеличению эффективности практик.
1 Урок Ишвара Пранидхана2 Урок Мадхувидия3 Урок Таттва Дхарана4 Урок Пранаяма5 Урок Чакра Шодхана6 Урок Дхьяна
Первый урок называется Ишвара пранидхана (Ишвара – Тот, Кто контролирует Вселенную, пранидхана – обретение прибежища). Суть этой практики – обретение прибежища во Всевышнем, в высшем Сознании. Она указывает, где искать высшую Истину. Следующие санскритские шлоки раскрывают идею Ишвара пранидханы.
«Тот, кто пренебрегая Богом, или высшей Истиной внутри себя, идет искать ее во внешнем мире, во внешнем поклонении, ведет себя точно так же, как человек, у которого в руках рис, но он выбрасывает его и идет от одной двери к другой просить подаяние».
Идея в том, что нужно направить все свое внимание внутрь и искать эту высшую Истину внутри себя, обратиться к своему сокровенному “я-чувству
На санскрите оно называется гуха – экзистенциальное “я”. То есть суть духовности находится в глубинах нашего “я”. Необходимо погрузиться в это сокровенное “я”, чтобы познать высшую Истину.
Первая тантрическая практика, первый урок – Ишвара пранидхана ведет практикующего к точке концентрации. Став этой точкой, искатель уже на пути к познанию Истины. С помощью грубого разума познать ее невозможно. Ишвара пранидхана – особый процесс, который утончает разум и перенаправляет его из внешнего мира во внутренний.
При выполнении практики Ишвара пранидханы используется мантра. Ее свойство – освобождать разум от невежества.
Для того чтобы мантра была эффективной, нужны три тантрических процесса: 1) мантра дипани или свет мантры
2) мантра гхат или удар мантры
3) мантра чайтанья или энергия мантры
Мантра дипани – свет мантры (дип – свет, факел). Это процесс, когда человек приносит факел в темную сферу своего разума и освещает его.
Чтобы утончить разум, необходимо освободить его от привязанности к грубым объектам. В одной из шлок говорится, что разум является причиной рабства и причиной освобождения. Если разум связан с внешними объектами, он грубый и находится в зависимости от них. Если разум не стремится к грубым объектам, он тонкий и движется к освобождению. К грубым объектам внешнего мира относятся наше тело и мысли. Освобождаясь от привязанности к грубым объектам, разум становится легким и светлым. Это просветление разума и объясняет понятие мантра дипани.
Мантра дипани еще называется шуддхи, что значит очищение. В технике первого урока выполняются три шуддхи: 1) бхута шуддхи (очищение разума от воздействия внешнего мира) 2) асана шуддхи (очищение разума от привязанности к телу) 3) читта шуддхи (читта – вещество разума, т.е. очищение читты)
Духовному искателю дается особая техника, которая объясняется во время процесса инициации учителем медитации. Но в общих чертах все выглядит следующим образом.
Первый процесс. Сидя в позе для медитации, нужно увести разум из внешнего мира. Это бхута шуддхи. Если задача выполнена тщательно, медитировать будет легче, так как не мешают никакие внешние раздражители.
Второй процесс (асана шуддхи): нужно привести разум в “святое место”. В нашем теле действуют три вида энергии. Сила благости, или сила осознанности (саттвагуна), располагается между анахата чакрой и агья чакрой. Раджогуна, сила динамизма, обитает в области манипура чакры. Тамогуна занимает две нижние чакры – муладхару и свадхиштхану. “Святое место” – это область от анахата чакры до агья чакры. То есть разум должен быть сконцентрирован в этой области, причем в специфической точке, из которой можно контролировать сознательный, подсознательный и сверхсознательный разум. Такая точка есть у каждого. Ачарья указывает ее во время инициации. Выполняя медитацию, вы будете развивать в себе такие качества, которые быстрее всего помогут познать высшую реальность. В этой точке – самый эффективный вход к высшей Истине. С концентрацией на этой точке вы добьетесь самой эффективной медитации. “Святое место” – это внутренний храм тела.
Следующий (третий) процесс – читта шуддхи. Он очень тонкий. Завершение читта шуддхи приводит к остановке всех вритти, к вершине раджа-йоги (королевской йоги). После этого начинается раджадхираджа-йога, что означает «йога царя царей».
Раджа-йога определяет йогу как остановку всех вритти – склонностей разума. Раджадхираджа- йога объясняет йогу как соединение отдельной души и высшей Души. Она начинается с момента, где заканчивается раджа-йога. То есть, когда свойства разума остановлены, они должны быть направлены к высшей Цели.
Каким образом можно остановить вритти? В тот момент, когда наше внимание направляется к внутреннему сокровенному “я”, мысли не могут существовать по той причине, что нет энергии, которая бы их поддерживала. Любая мысль поддержана энергией, идущей из экзистенциального ядра. И посредством этой энергии внимание, направленное на объект, материализует образы внутри нашей читты. Если это внимание направить внутрь, развернуть к своей познающей способности, к своему “я-чувству”, все мысли исчезнут. И в этом суть читта шуддхи. После окончания читта шуддхи начинается повторение мантры.
Есть три типа повторения мантры: вачаника – повторение вслух; упаншу – звук слышен только произносящему, но не окружающим; манасика – мысленное повторение.
Если использовать четки и произносить мантру вачаника или упаншу, будет активен сознательный разум. В этом случае повторение останется поверхностным, потому что мантра дипани не состоялась, не произошло проникновения в сверхсознательное. Поэтому предпочтительнее всего манасика, то есть мантра повторяется исключительно внутри нашего разума, но не вслух.
Мантра гхат – это специфическая вибрация мантры, которая пронизывает все слои разума и очищает их. Мантра действует на божественную энергию, которая спит в основании позвоночника – кулакундалини. Кула – нижняя точка позвоночника, кундалини – духовная энергия, свернутая в три с половиной оборота по часовой стрелке, ее сравнивают со свернувшейся змеей. Кундалини также называют дживабхава – ментальный поток микрокосма. Дживабхава у всех людей разная. Благодаря праведной жизни, служению и выполнению духовных практик дживабхава пробуждается. Тогда ей достаточно небольшого толчка, чтобы подняться вверх. Людей с такими способностями называют духовными гениями. Вибрационное воздействие мантры внедряет благостную волну внутрь дживабхавы и поднимает ее. У мантры очень сильный эффект. С одной стороны, она обладает звуком, который активизирует кундалини – духовное начало. С другой стороны, в ней заложена энергия, которая передается с мантрой в момент инициации, то есть приходит от гуру.
И третий аспект – это мантра чайтанья. У мантры есть смысл, который можно понять, только находясь в святом месте внутри своего разума, в чистом сокровенном “я-чувстве”. Тогда приобретается мантра сиддхи, или безупречность в повторении мантры. Повторение мантры дает огромный прилив энергии. Осознание глубинного значения мантры должно происходить при помощи интуиции. Поэтому медитация считается интуитивной практикой, а не интеллектуальной. Мантра – это резонатор, который позволяет получить доступ к универсальной энергии, присутствующей во всем космосе. Но для достижения резонанса необходимо самому быть гармоничным человеком. А для этого надо соблюдать нравственные законы – принципы джамы и ниямы (принципы гармоничной жизни).
Мы постоянно делаем ошибки, потому что наши инстинкты, желания, эмоции толкают нас на совершение неправильных действий. Мы искренне хотели бы все делать хорошо, но не можем справиться с тенденциями разума. Выполнение асан помогает поддерживать внутреннюю гармонию. В нашей системе выбраны 40 асан, которые рекомендованы духовным искателям. Комплекс асан составляется ачарьей для конкретного человека с учетом психологической структуры и потребностей тела. Выполнение этих асан предполагает употребление в пищу саттвичных, благостных продуктов. В противном случае можно делать всего несколько простых базовых асан. Все эти факторы – нравственные принципы, асаны, саттвичное питание – способствуют хорошей медитации.
Можно быть уверенным, что эти практики при систематическом и искреннем выполнении приведут к прогрессу. Результатом станет постижение божественного внутри своего “я-чувства” – савикальпа самадхи. Это первая высокая реализация на духовном пути.
Для того чтобы разум всегда соприкасался с духовной реальностью, избегая огрубления при взаимодействии с внешним миром, необходимо практиковать второй урок медитации – мадхувидью (медовое знание). Наша задача – видеть проявление божественного повсюду вокруг нас, осознавать, что все, что нас окружает – это проявление божественного. Мадхувидья подразумевает микромедитацию перед каждым действием. Например, выходя из дома, нужно принять идеацию, что все, что сейчас увидишь, услышишь и с чем соприкоснешься, – это не что иное, как абсолютная реальность. Мантру второго урока дает учитель медитации при личном контакте. Она называется гуру-мантра. Ее повторение освещает сознание, оно становится тонким и святым в этот момент. И в этой вспышке, с этой энергией совершается действие. Поэтому садхаке нужно вырабатывать привычку делать микромедитацию перед любым действием. Можно в квартире расставить знаки-напоминания об этом. Выполняя второй урок, разум постигает идею единства: есть одна высшая совершенная красота, одна высшая реальность. И потом он действует уже не как отдельный разум, а как инструмент высшей божественной реальности. Тогда вы сможете выполнить действие так, чтобы не переживать в будущем его последствия. Если человек искренне практикует второй урок медитации, самскары (ответные импульсы на предыдущие действия) создаваться не будут.
Во втором уроке медитации идеация – это главное. Кто достиг совершенства во втором уроке, тот стал сиддхой – совершенным человеком. Все его действия безупречны, потому что идут из абсолютного источника.
В Бхагавадгите объясняется процесс мадхувидьи. Действия, которые мы совершаем из корысти, сковывают нас, создаются самскары как реакции на такие действия. Некоторые считают, что нужно вообще отказаться от действий, уйти от мира и заниматься только духовной практикой. Учение Гиты говорит, что можно оставаться в мире, выполнять свои обязанности и при этом не создавать самскар. Такой подход к действиям называется карма-йога. Этот принцип заложен в практике мадхувидьи. Если действие совершается с чувством, что не вы являетесь его автором, а Всевышний, тогда это действие не сковывает, и человек свободен от результатов действия. Само действие является Богом, Абсолютом. Результат действия, тот, для кого оно совершается, тот, кто совершает действие, – тоже абсолютная Сущность. Когда происходит осознание, что действия совершаются Богом, а не самим человеком, самскара не создается. При выполнении действий надлежащим образом микрокосм и Макрокосм сливаются в одну Сущность. И это процесс мадхувидьи.
Состояние невежества говорит о том, что мы видим различия между объектами. В результате у нас возникают комплексы: неполноценности, страха, превосходства. Видеть единство есть истинное знание, и в этом состоянии нет страха, стыда, комплексов. Это состояние безупречной реализации – разум человека достиг агья чакры, вся энергия и внимание находятся там. Если вы “поднялись” с помощью своей садханы до агья чакры, вы будете чувствовать единство и станете духовно совершенными людьми.
Следующий урок – таттва дхарана (таттва – то, суть; дхарана – концентрация). Тело микрокосма состоит из пяти фундаментальных факторов, разума и сознания. Фундаментальные факторы контролируются пятью нижними чакрами. Агья чакра контролирует разум, сахасрара контролирует сознание.
Таттва дхарана – это практика воздействия на пять нижних чакр. Она выполняется в йогической позе вирасане, или позе героя. Практика дает огромное количество психической энергии. Энергия и особые мантры для каждой чакры укрепляют и гармонизируют эти чакры. Сама по себе эта практика не может дать освобождения, познания высшей Истины, потому что она воздействует на фундаментальные факторы. Высшая Истина – трансцендентна. Но такая практика может дать свободу от влияния этих факторов. Чем меньше что-либо влияет на физическое тело и сковывает его, тем выше можно “взлететь” в медитации. Когда мысленно касаешься контролирующих центров чакр, наступает спокойное и комфортное состояние – стхира сукхам, беспокойство внутри разума рассеивается.
Чакры подобны цветам лотоса: у них есть центр, а вокруг него находятся лепестки. Каждый из этих лепестков – наша конкретная эмоция. Например, в анахата чакре есть любовь, надежда, тщеславие, лицемерие, совесть, волевое усилие. Это разные наклонности нашего разума. Контроль чакры предполагает, что эти качества также берутся под контроль. Чакры обычно вялые и закрытые, но когда они становятся сильными, раскрываются как бутон цветка. Все лепестки расправляются, и это отражается на степени проявления личности. Человек становится харизматичным, потому что его эмоции находятся в идеальном сбалансированном состоянии. Очень много энергии уходит через эмоции. Они просто “съедают” нашу энергию, если контроль над ними отсутствует. Особенно это касается нижних центров. Если в какой-то момент эмоции нижних центров начинают бушевать, тратится много энергии. После этого также очень трудно медитировать, потому что вы занимаетесь “пережевыванием” низких мыслей. Контроль над чакрами дает возможность аккумулировать в себе психическую силу, она остается внутри. Накопив много психической силы, вы включаете айшварью – сверхсилу своего разума. Это соблазнительный момент для любого йогина, и его нужно суметь преодолеть. Если увлечься оккультными силами, главный приз – мукти и мокшу, освобождение и спасение – не получить никогда.
В позвоночнике существуют три канала – ида, пингала и сушумна, которые начинаются в муладхаре. Первые два канала поднимаются вверх волнообразно и заканчиваются в ноздрях: в правой – пингала – солнечный канал, в левой ноздре – ида – лунный канал. Когда мы перевариваем пищу, совершаем физическую работу, работает правый, солнечный канал. Он разогревает тело, дает физическую силу. Для занятий интеллектуальной деятельностью, медитацией, асанами идеально подходит левый канал, он охлаждает тело, дает концентрацию. Эти каналы – грубые и толстые. Центральный канал, сушумна нади, – очень тонкий и нежный. Он идет напрямую из муладхара чакры в сахасрару. В основании этого канала находится дживабхава, или кундалини. Если она поднимается хотя бы на полсантиметра вверх, духовный искатель чувствует божественное присутствие, блаженство. Чем выше поднимается кундалини, тем глубже ощущение блаженства и реализация Истины. Когда она доходит до сахасрары, происходит полная духовная реализация. Достигается осознание единства, отдельная сущность сливается с космической сливаются, они становятся одним целым. Теперь все то знание, которым обладает Высшее, доступно и для реализованного духовного искателя, который уже существует не как отдельная личность, а как сверхличность, высшее Существо. Но чтобы достичь сахасрары, кундалини необходимо пройти через все чакры. Каналы ида и пингала перекрещиваются в чакрах и образуется узел, который кундалини не может пройти. Для этого узел должен ослабнуть, что и происходит, если чакра находится под контролем. Чакры раскрываются либо за счет упорства в первом уроке медитации, либо через практику третьего урока, который усиливает чакры. Тогда узлы ослабевают и обеспечивается проход для кундалини.
Итак, эффекты третьего урока медитации таковы: 1) разум освобождается от влияния фундаментальных факторов, уменьшается привязанность к физическому миру, телу и мыслям, улучшается концентрация. 2) эмоции берутся под контроль. 3) узлы в чакрах ослабевают, и улучшается духовная практика.
Четвертый урок медитации – пранаяма (яма – контроль, прана – жизненная сила). У нас в теле есть много каналов, по которым движется прана (жизненная сила). Существует 10 видов так называемых жизненных ветров. Они формируют особый орган – пранендрию, которая пульсирует тем быстрее, чем беспокойнее наш разум. В состоянии остановки пранендрии разум становится спокойным. Поэтому для того, чтобы достичь самадхи, необходима остановка праны. Чем медленнее дыхание, тем глубже процесс познания. В практике пранаямы мы выполняем некоторые дыхательные упражнения с определенной идеацией. Это приводит к очищению всех каналов жизненной энергии, крепкому здоровью и усилению концентрации. Кроме того, пранаяма усиливает интеллект и улучшает память.
В практику пранаямы вводится духовная идеация, которая очищает прану – жизненную силу. Если во время практики пранаямы присутствовали негативные мысли, то прана, которая впитывается, будет грубой. Она потечет по всем каналам, загрязняя тело. Поэтому следующие несколько дней вас будет терзать та эмоция, которой был окрашен разум во время пранаямы. И наоборот, находясь во время практики на очень высокой волне, в глубокой идеации, впитывается прана высшего качества, которая будет двигаться по всем каналам и очищать тело. Поэтому практика пранаямы должна выполняться с очень большой осторожностью, и ни в коем случае нельзя давать ее неподготовленным людям. По степени тонкости процесса пранаяма такая же, как первый урок медитации, то есть перед ней желательно очень глубоко помедитировать. При выполнении пранаямы пранендрия приостанавливается, и происходит обострение восприятия. Когда пранендрия находится в паузе, можно уловить великие идеи, то, что недоступно в обычном состоянии. Пранаяма – это база для высоких уроков медитации, которая очищает, способствует развитию интеллекта, укрепляет память, концентрацию.
Пятый урок медитации – чакра шодхана. Если третий урок был направлен на укрепление чакр, то в пятом уроке мы их очищаем. Так же как и тело, наша психическая и психо-духовная сферы находятся под влиянием гун: тамогуна – сила невежества, раджогуна – сила динамизма, саттвагуна – сила благости, осознанности.
Если в разуме помимо саттвы присутствуют раджас и тамас, значит есть загрязнение. Тамасичная энергия дает сонливость, ощущение усталости и тяжести. Раджасичная энергия делает нас беспокойными. Эти силы вызывают болезни и страдания на физическом и психическом уровнях.
Чакры являются терминалами, в них сходятся все нади (каналы тонкой энергии). От чакр жизненная сила распределяется по всей области тела. Когда благостные идеи внедряются в центры чакр, чакры освобождаются от влияния тамогуны и раджогуны, и чистая энергия распространяется по всей структуре, все тело начинает очищаться.
Результатом практики чакра шодханы является легкость, во время медитации возникает желание замереть в этом бесконечном прекрасном чувстве существования. Этот эффект возникает при искренней практике пятого урока. Очищаются разум и тело, которое приобретает приятный запах. Разуму трудно забыть тягостные жизненные ситуации, и он становится тяжелым. При выполнении пятого урока это состояние уходит, появляется легкость, и начинает доминировать сила благости. Также практика пятого урока укрепляет чакры и способствует усилению контроля над эмоциями.
Когда присутствует легкость и ты находишься под влиянием силы благости, можно “дотянуться” до самого высшего урока медитации. Шестой урок приносит чистую позитивную энергию. Но если разум и тело при этом находятся на очень низком энергетическом уровне, это ощущается как конфликт энергий. То есть тело, привыкшее находиться в гуне тамаса и раджаса, воспринимает духовную энергию болезненно, хочется немедленно прекратить этот высокий урок медитации под любым предлогом. Пятый урок подготавливает, убирает негативную энергию из разума и тела. В итоге состояние становится идеальным для практики шестого урока.
Шестой урок – дхьяна – это высший урок медитации, где используются мантра и янтра – и образ, и звук. Этот урок довольно труден. Цель шестого урока – образ, почти непостижимый для человеческого разума, он мгновенно исчезает, теряется при попытках ума «собрать» его. Этот урок требует идеальной стабильности разума и эмоций. Он дает огромное количество энергии, которая глубоко трансформирует вашу личность. Достаточно 10 секунд, чтобы в этом уроке уйти в самадхи. Но чтобы прийти к этому результату, нужно долго практиковать для достижения стабильности разума. При правильном выполнении шестой урок неизбежно приведет к самадхи, но выполнить его правильно очень трудно: вам нужно втиснуть весь Космос внутрь своего микрокосмоса. Это называется дхьяна – прямая форма медитации. Перед дхьяной необходимо тщательно выполнить предыдущие пять уроков. Если вы почувствовали прогресс в дхьяне и “прорвались”, это не значит, что теперь всегда получится делать дхьяну надлежащим образом. Если все шесть уроков не практиковать искренне и усердно, то способность выполнять дхьяну исчезнет.
Поэтому духовная практика – это тонкий баланс всех внутренних энергий, сочетание идеальной настройки тела, чистоты разума, целеустремленности и божественной энергии, которая пропитывает все описанные уроки.
Основная характеристика: чистое сознаниеЖивотный символ: отсутствуетФактор: сознаниеЖелезы: шишковидная железа
Седьмая и главная чакра – сахасрара. В переводе с санскрита сахасрара означает «тысяча». Символизм этой чакры – тысяча лепестков лотоса, что отражает все свойства человеческого разума, все эмоции, все тенденции и проявления нашей психики. Всего их 1000.
Интерпретация такая: у каждого человека – пятьдесят вритти (склонностей разума), которые проявляются внутренне и внешне. Например, чувство любви можно переживать внутренне (интровертно), а можно проявлять внешне (экстравертно). Проявление пятидесяти вритти в двух направлениях в сумме дает сто. Также их можно реализовать в десяти направлениях – через пять сенсорных и пять моторных органов. Получается 50*2*10=1000 свойств. И контролирующий центр всех этих свойств находится на макушке головы в сахасрара чакре.
Йоги с большим почтением относятся к сахасрара чакре. Мастера называют ее макрошишковидным сплетением и связывают с шишковидной железой. Древний ученый Декарт считал, что шишковидная железа – это вместилище души, а йоги полагают, что сахасрара чакра является вместилищем сознания, или нашего единичного духа.
Эпифиз, или шишковидная железа, – конусовидное образование длиной 6мм и диаметром 4мм, красного цвета, напоминающее по форме сосновую шишку. В эпифизе в дневное время синтезируется серотонин, из которого ночью вырабатывается гормон мелатонин, обладающий важными свойствами: поддерживает здоровье иммунной системы, помогает бороться с воспалениями, является мощным антиоксидантом. Основная выработка мелатонина приходится на промежуток с 12 часов ночи до 5 утра. Этим объясняется необходимость спать ночью и бодрствовать днем. Если пропустить это время, сон будет поверхностным. Исследователи проводили эксперимент и выяснили, что мелатонин обладает антистрессовым эффектом. Когда железы выходят из равновесия, мелатонин наводит порядок, наделяет способностью переживать напряжение гораздо спокойнее. Шишковидную железу можно назвать “управителем управителя”. Гипофиз – главная железа тела, которая отправляет всем остальным железам приказы в виде своих гормонов, заставляет их работать. Шишковидная железа управляет гипофизом за счет мелатонина, она может включать его или выключать. Выделился мелатонин – прекратилась деятельность гипофиза, и железы отдыхают.
Для занятий йогой рекомендуется рано вставать. В пять часов выработка мелатонина прекращается – смысл спать дальше утрачивается. Замечено, что йога оказывает на организм эффект, схожий с мелатонином, так как за счет практики медитации и йогических упражнений активизируется его выработка. Можно сравнить внешний вид человека до и после медитации: после – у человека спокойное расслабленное лицо. Через некоторое время после того, как человек начинает практиковать медитацию, у него появляется сияние в глазах, кожа становится здоровее. А после глубоких медитаций лицо просто сияет.
Исследователи выяснили, что секреция мелатонина подавляет образование раковых опухолей, не давая им развиваться. По результатам исследований выяснилось, что за счет инъекций мелатонина крысам добавилось 25% жизни! Но ни к чему употреблять какой-то внешний мелатонин, можно генерировать его изнутри. Йоги говорят, что нужно пить лишь то вино, которое течет из высшего лотоса. То есть йогам нужно научиться пить вино своего собственного производства, которое течет из шишковидной железы.
В высокой форме самадхи, савикальпа самадхи, существует переживание, которое является результатом дхьяны – медитации в сахасрара чакре. При достижении мастерства в дхьяне вы можете увидеть свет. Сначала свет идет из источника дхьяны, а потом – отовсюду. Он льется, и возникает ощущение, что купаешься в океане лучезарного света. Потом этот свет растекается, и Вселенная становится светом: сияние, восторг, невероятное чувство любви, которое нельзя описать словами; это не физическое, это запредельное состояние. Оно тоже связано с шишковидной железой. В ней одна из структур называется хабинулярное ядро. Эта структура регулирует организм, если он чувствует голод или испытывает жажду. То есть она включается и тренируется во время голодания. Интересно, что во всех духовных традициях так или иначе практикуются посты или голодания. Голодая с водой, вы получаете физическую пользу, а без воды – и физическую, и духовную пользу. Регулярная практика голодания стимулирует и упражняет шишковидную железу. Помимо того, что шишковидная железа работает естественным образом, желательно поддерживать ее также с помощью сухого голодания.
Эффекты правильно настроенной шишковидной железы:
Сахасрара чакра является очень важным центром также с позиции йоги. Здесь достигается финальная самореализация, или нирвикальпа самадхи, – запредельное, трансцендентное состояние. В агья чакре происходит савикальпа самадхи – состояние единства с космическим творческим началом, соединение с космическим Разумом. Вселенная существует внутри себя и растворяется в себе. В сахасрара чакре происходит выход за ее пределы, за пределы викальпы, за пределы разума, воображения. И единичное сознание, растворившись в космическом Сознании, обретает постоянное счастье – мир, покой и блаженство – стремление к которому заложено внутри каждого из нас. Здесь микрокосм достигает финальной точки своего путешествия.
Как поддерживать и развивать сахасрара чакру
Регулярно практиковать сухое голодание
Два раза в месяц, на 11 день после полнолуния и новолуния
Придерживаться вегетарианской диеты
Соблюдать режим дня
Ложиться спать до 12 часов ночи и просыпаться до рассвета, 5-6 утра – лучшее время для пробуждения
Контроль над сахасрара чакрой дает возможность управлять всеми свойствами разума.
Вам также может быть интересно:
Аджна (Агья) является шестой чакрой, которую ассоциируют с интуитивным восприятием мира и хорошей фантазией. На санскрите Аджна значит «знать» или «повелевать». Именно из этой энергетической точки интуиция перемещается к нижним чакрам, и делается доступной для человеческого разума.
Местоположение и символы
В теле эта чакра располагается в верхней части позвоночника у начала головного мозга с излучением из межбровного центра (между бровями).
Ей соответствует синий цвет.
Животные символы отсутствуют.
Дымчато-серый Шива-Лингам, являющийся символом 6 чакры обозначает, что разум еще не до конца очищен.
Железой, с которой связана Аджна-чакра, считается гипофиз. Он способствует выработке гормонов в эндокринной системе человека. Так, он при помощи них контролирует разум и эмоции. Когда человек работает над этой энергетической точкой, оказывая влияние на гипофиз, он поддерживает равновесие гормонов в организме, а также может контролировать самого себя и нижние чакры. Поэтому, Агья-чакра считается их регулирующим центром.
Справка! Она имеет и другие наименования: гуру-чакра, межбровный центр, третий глаз, трикути тата, тривени тата, бхрукути тата, тринетра и сангам.
За что отвечает?
Она способствует постижению мира, с объективной и субъективной точки зрения. Ее называют третьим глазом, потому что она дает возможность восприятия божественной сущности.
Если шестая чакра достаточно развита, то человек получает бесконечное восприятие космоса, знание и понимание сущности вещей. В таком состоянии, если человек на чем-либо сосредоточится, то ему будут открыты безукоризненные знания об этом.
Аджна-чакра несет ответственность за все процессы, связанные с головным мозгом и памятью, а также за ряд других:
Справка! Она отвечает за баланс между двумя полушариями мозга, а также за равновесие интуитивного чувства и эмоций с логикой и сознанием.
Эта чакра обладает несколькими качествами: апара вритти, что означает «объектное познание мира», и пара вритти – «субъектное осознание собственного Я».
Первое выражается в устремлении сознания к нижним чакрам. Здесь человек получает знание, благодаря органам чувств. Но из-за того, что возможности нервной системы человека ограничивают способность познания Вселенной через эти органы, им воспринимается только маленький объем вибраций. В этом качестве существует тот, кто познает, сам объект познания и процесс. Все они являются отдельными компонентами.
А в субъектном знании они все составляют одно целое. Человек во время внутреннего познания устремляет свое внимание не на окружающий мир, а на свою душу, которую называют «атмой». Его внутренне «Я» составляет единое целое с высшей Душой (Параматмой). Все события, происходящие в мире, ведомы высшему Разуму.
Когда человек концентрируется на своей внутренней сущности и объединяется с душой, ему открывается истинное знание, благодаря которому он может знать обо всем, что происходило в прошлом, что делается в настоящий момент, и что будет в будущем. Тогда, он перестает быть в качестве микрокосма, и превращается в Макрокосм.
Если на чакру долгое время оказывается негативное влияние, то в ней нарушается баланс. Плохие мысли, разрушительные энергетические потоки отрицательно воздействуют на раскрытие чакры.
Йога марафон пробуждения тела Рекомендуем! Самый лучший курс-марафон йоги для начинающих вне зависимости от уровня подготовки и возраста. Поможет активировать силу и гибкость в мышцах, сонастроить дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную систему. Поможет привести в равновесие тело разум и сознание. Подробнее.
Чтобы очищение шестой чакры проходило более стремительно и легко, требуется на постоянной основе практиковать медитации, окружать себя синими вещами, и устремлять свои мысли в нужном направлении. Исключительно хорошие и доброжелательные мысли могут содействовать раскрытию Аджна-чакры.
Важно! Дисбаланс этой чакры может спровоцировать плохую концентрацию, ухудшение коммуникативных навыков, окостеневшее мышление, а также шизофрению и другие заболевания психики. Нарушения ее функционирования могут вызывать мигрени.
Основным средством для развития и активации «третьего глаза» является медитация. Она считается глубоким интровертным процессом, во время которого вся способность к познанию устремляется к душе, за счет чего приближается к гармонизации с высшим Сознанием и приобретению абсолютного знания.
Еще один механизм, который является следствием медитации – равновесие между внутренним и мирским. Чаще всего в человеческой жизни этот баланс нарушен, есть перевес в мирскую пользу. Люди большую часть внимания и времени уделяют повседневным делам, а не внутреннему совершенствованию и служению. Если постоянно практиковать медитацию, то дисбаланс исправляется, а человек находит в себе и в окружающем мире неизведанные грани, стремится сделать что-то полезное для вселенной.
Чем лучше баланс, тем гармоничнее становится жизнь, и тем больше пройденный путь внутреннего совершенствования. Так Аджна-чакра укрепляется. Но иногда нарушение баланса бывает в пользу духовного развития.
Третьим средством выступают асаны.
Для развития шестой чакры подходят все балансовые позы:
При раскрытой чакре человек будет чувствовать спокойствие и удовлетворение своей жизнью. Он сможет любить, понимать и существовать в гармонии с миром.
Посмотрите эти видео по теме Аджна-чакры:
В межбровном центре завершается процесс формирования мудрости и человеческих качеств. Когда рассудок оказывается на его уровне, человек становится ближе к Божественному разуму.
Пока сознание полностью не установится в шестой чакре, ум человека колыхается между чакрами: корневой, сексуальной, солнечного сплетения, сердечной и горловой.
Если способность познания еще полностью не сформировалась, то практикам следует прислушиваться к рекомендациям Учителя.
Аджна (Агья, Аджня) или центр третьего глаза синего цвета. Символизирует небо, цвет – синий с 2 лепестками. Шестая чакра – вечный поиск смысла жизни и своего места в ней. Найти в себе чакру Аджна значит познать не только себя, но и открыть в себе неведомый дар ясновидения. Объединяет эмоциональные и духовные начала.
Аджня (Агья чакра) находится межу бровей. Состоит из 2-х лепестков, каждый из которых разделен еще на 48.
Вкус: нежный, не приторный: мята, розмарин, лаванда.
Мир: небеса (мир без форм)
Символ: круг синего цвета, сбоку два больших лепестка лотоса, внутри круга – две ступни.
Органы тела: мозг, центральная нервная система, лицо, гипофиз, шишковидная железа, глаза.
Болезни: бессонница, мигрень, заболевания лор-органов, болезни дыхательных путей (одышка, астма).
Активация: управление желаниями, людьми и своей реальностью.
Частота: 426,7 Гц.
Есть известная санскритская поговорка: «Если ты умрешь в Варанаси, ты достигнешь освобождения».
Варанаси – могущественный духовный город Индии. Варана означает
«брови», а наси означает «нос». Следовательно, «Варанаси»
также переводится как «третий глаз» – пространство между носом и
бровями.
Считается, что, если ваша личность умрет в Варанаси, когда
вы оставите свое сознание в третьем глазе, вы станете просветленным.
В истории йоги риши и йоги, то есть просветленные, жили с экстраординарными способностями, приспособленными к их обычной повседневной жизни. Как у видящих, их божественные глаза смотрели за пределы множества «видящего», «акта видения» и «увиденного»; далеко от границ прошлого или будущего!
Другими словами, древние йоги могли видеть за пределами
ограниченного восприятия ума, чувств и эмоций. Сила наблюдения за пределами
ограничений чувств и ума приходит с третьим глазом.
Чакра третьего глаза или Аджна
Хорошо цитируется Карлом Юнгом:
Ваше видение станет ясным только тогда, когда вы сможете заглянуть в свое собственное сердце. Кто смотрит наружу, мечтает; кто смотрит внутрь, просыпается.
Чакра третьего глаза, шестая из семи основных чакр, является воротами, которые открываются в пространство высшего сознания, а также является основным органом, через который можно пробудить и регулировать духовную энергию. Она обеспечивает восприятие за пределами обычного зрения.
Значение Аджна чакры на самом деле является командным или воспринимающим
центром, где мы выходим за пределы двойственности – двойственности личного «я»,
отдельного от остального мира, личности, существующей независимо от всего
остального.
Аджна чакра в деталях
Чтобы узнать шестую чакру в деталях, нужно знать о следующих моментах.
Расположение чакры третьего глаза
Аджна чакра находится между бровями, чуть выше переносицы.
Ее также можно описать как расположенную за глазами в
середине головы. Обратите внимание, что вторичные чакры проходят по средней
линии лба, а чакра третьего глаза обычно расположена ниже.
Анатомически чакра Аджна расположена в гипофизе, прямо за
центром лба.
Чакра третьего глаза связана с шишковидной железой,
отвечающей за регулирование биоритмов, включая время сна и бодрствования.
Шишковидная железа расположена в головном мозге, то есть является центром внимания из-за ее связи с восприятием и действием световых и мистических состояний сознания. Она расположена близко к оптическим нервам и поэтому чувствительна к зрительным раздражениям и изменениям освещения.
Значение цвета чакры третьего глаза
Чакра третьего глаза представлена цветом индиго. Хотя энергия ауры, излучаемая этой чакрой, также может быть полупрозрачной фиолетовой или голубовато-белой.
Что означает символ чакры третьего глаза
Символ чакры третьего глаза представляет собой
двухлепестковый фиолетовый лотос с направленным вниз треугольником внутри.
Внутри треугольника находится символ Ом.
Частота энергии чакры третьего глаза и семенная мантра
Частота Аджна чакры помогает пробудить интуицию и вернуться
к духовному порядку, тем самым помогая в лечении головных болей и мигрени.
Энергия этой чакры также может помочь решить проблемы, связанные с глазами, носом и горлом (ЛОР), поскольку она напрямую связана с гипофизом и энергетически с шишковидной железой.
Связанный элемент чакры третьего глаза
Связанный элемент: свет
То, как видит шестая чакра, – это чистое видение, и оно сверхъестественно
по своей природе. Однако это также место совести; оно не только видит, но и
постигает смысл увиденного.
Анатомически эта чакра связана с головным мозгом, лбом,
надбровными дугами, гипофизом, шишковидной железой, глазами, носом и сонным
нервным сплетением.
Чакра третьего глаза – это центр слияния, где три нади – ида, пингала и сушумна – сливаются в один поток сознания и текут вверх к коронной чакре. Трансформация индивидуального сознания происходит за счет слияния трех великих нади (энергетических каналов).
Кроме того, эта чакра также является местом «внутреннего
гуру (учителя)», который является источником внутреннего руководства, и «ока
интуиции», через которое человек входит в астральное и психическое
измерение сознания и получает откровение и прозрение.
Характеристики чакры третьего глаза
1. Основа мудрости
Чакра третьего глаза будет работать над созданием ваших
внутренних знаний, вдохновения и вашей истинной цели жизни.
2. Чакра третьего глаза интуитивно понятна
Эта чакра фокусируется на развитии вашей интуиции, на
укреплении ваших психических знаний. Кроме того, она взаимодействует с
рациональным умом, чтобы углубить интуитивную проницательность, чтобы видеть,
что скрывается за иллюзией.
3. Аджна чакра означает раскрытие
Чакра третьего глаза связана со зрением и интуицией. Когда
раскрываются зрение и интуиция, движения тонких энергий и их восприятие
становятся яснее.
4. Доверие своему чутью
Эта чакра имеет сильную связь с вашей проницательностью и
мудростью. Это мотивирует и вдохновляет ваше творчество.
5. Фокусируется на факте: смерти нечего бояться
Поддержание осознания чакры третьего глаза требует
концентрации и способности расслабиться в новом способе видения.
Когда вы сосредотачиваете свой ум и свое сознание, вы можете
видеть за пределами иллюзий и отвлекающих факторов, которые находятся перед
вами.
Психологические и поведенческие характеристики, связанные с
этой чакрой
Аджна чакра является второй чакрой, отвечающей за волевое состояние человека, заставляя усиленно работать мозг человека, направляя его в сторону познания мира и усиления мыслительной нагрузки, тем самым открывая новый мир потусторонних сил. Чакра не зря получила название третьего глаза.
Магия, экстрасенсорика, творчество, духовное образование – сферы, за развитие которых отвечает шестая чакра. Осознать свою жизненную миссию и стремиться к ее выполнению – ее главная задача. Занятия йогой, осознанные сны помогают человеку раскрыть эту чакру.
Находясь в самом центре, Аджна будто бы управляет человеком и его сознанием. Открыв в себе ее, вы раз и навсегда будете стараться видеть во всем хорошее и будете получать от жизни то, чего действительно хотите. Ее мощная энергия поможет сформировать в себе ясновидение, чтение мыслей, вещие сны и другие магические способности, в которые некоторые не верят.
Также Аджна управляет центральной нервной системой человека, регулирует работу щитовидной железы и отвечает за гормональные сбои в организме. Равновесие в чакре помогает преодолеть не только сезонные заболевания, но и заболевания органов осязания и зрения.
Сбалансированная чакра третьего глаза
Сбалансированная чакра третьего глаза наделяет сильным
чувством интуиции и восприятия, выходящим за рамки обычного зрения, связанным с
другим способом видения и восприятия вещей.
Итак, пока ваши глаза видят материальный мир,
сбалансированная Аджна чакра помогает вам заглянуть в более глубокие сферы:
интуицию, ясновидение, воображение, творчество и визуализацию. Человек с
сильной Аджна чакрой обладает большей интуицией, сильным чувством идентичности
и способностью к самоанализу.
Сбалансированная Аджна чакра имеет следующие характеристики
Если вы пытаетесь познать мир исключительно через логику, то вы никогда не достигнете равновесия в этой чакре. Она устроена таким образом, что принимает только гибкое мышление и подключение к работе органов чувств. Тогда вырабатывается мощная энергия. Допустим, у вас есть определенный план и вы знаете, с помощью каких средств будете добиваться результата. И, скорее всего, будете приводить логические аргументы, почему стоит сделать так, а не иначе. Так вот, это главная ошибка. Вы должны чувствовать, что конечная цель – это именно то, что вам нужно, отбросив логику и логические цепочки. Конечный результат – это то, что хочется вам, что вы чувствуете, а не то, что оправдано ожиданиями внешнего мира и логикой. Чтобы прийти к чему-то новому и неизведанному, нужно отбросить все рамки логики и начать верить в духовное.
Шестая чакра отвечает за работу центральной нервной системы, гормональные сбои, заболевания щитовидной железы, а также заболевания лор-органов и органов зрения и слуха. Бессонница, бесплодие, заболевания нервной системы, слепота, глухота — признаки слабой Аджны.
Некоторые из симптомов дисбаланса Аджна чакры:
Что вызывает дисбаланс чакры третьего глаза?
Стресс, болезнь, эмоциональные расстройства или конфликты – все вместе вызывает дисбаланс в системе чакр. Все семь чакр взаимосвязаны, поэтому, ослабление одной чакры влияет на все остальные.
Несбалансированная чакра третьего глаза может привести к двум крайностям: либо вы настолько поглощены негативом реальности, что чувствуете себя подавленным; либо чувствуете разочарование и теряетесь в фантазиях и иллюзиях.
Основные причины дисбаланса чакры третьего глаза
Дисбаланс в чакре можно увидеть с точки зрения ее
недостаточной или чрезмерной активности.
1. Низкая активность чакры третьего глаза
Когда прана в третьей чакре вращается медленнее, это
означает недостаточную активность чакры третьего глаза. Если чакра третьего
глаза недостаточно активна или закрыта:
2. Гиперактивная чакра третьего глаза
При слишком быстром вращении праны в этой чакре она
становится сверхактивной. В таком случае:
Как улучшить работу Аджны чакры?
Чтобы стабилизировать работу чакры или открыть ее, старайтесь больше уединяться, погружаясь в свой внутренний мир, медитировать. Необходимо научиться понимать, что ваш разум мощный и сильный, и что никто так не влияет на вашу реальность, как вы сами. Возьмите себе правило управлять собой, мыслями, личным миром. Нельзя допускать мыслей о том, что вы незначительны и ничего не решаете в этом мире. Вы вершитель своей личной реальности!
Чаще всего, исцеление Аджна чакры происходит косвенно, через разрешение психологических проблем нижних чакр. Когда заботы, тревоги, чувства, эмоции перестают проецироваться умом на шестую чакру, он становится намного более ясным.
Визуализируйте символ чакры третьего глаза в центре брови в процессе медитации, начиная с самых основных, таких как методы концентрации.
Научитесь отделяться от мыслей и осознайте, что разум может
быть изначально свободен от отождествления с беспокоящими мыслями.
Использование камней
Позитивное действие на работу Аджны оказывает специальный набор камней. К таким камням относят:
Приобретя эти камни и занимаясь йогой, медитациями вы станете чувствовать себя намного лучше физически и ментально. Это будет первый шаг на пути к активной работе чакры Аджна.
Асаны для балансировки чакры третьего глаза
Уттанасана или наклон вперед стоя: эта поза направляет поток крови к чакре третьего глаза и помогает сбалансировать ее.
Джану Ширшасана или поза головы к коленям: эта поза сильно стимулирует чакру движением наклона вперед и помогает увеличить приток крови к лицу, расслабляя и активируя третий глаз.
Макарасана или поза дельфина: создает ощущение равновесия, улучшая кровообращение лица и мозга.
Баласана или поза ребенка: устраняет весь негатив из нашей души, когда мы касаемся межбровным центром пола.
Советы по питанию и образу жизни для гармонизации Аджна чакры
В целом, чакру третьего глаза можно открыть через запахи. Но это более сильный уровень, он доступен не каждому, поскольку запахи – очень тонкое выражение. Но научившись этому, вы получите огромный доступ к знаниям всей Вселенной. А это стоит дорогого.
Исторические случаи использования третьего глаза
Но ты не сможешь узреть Меня своими глазами. Я дам тебе божественное видение. Узри Мое мистическое совершенство.
Бхагавадгита, глава 11, стих 8
Самая важная и уникальная мистическая сила, подаренная Господом Шивой Вселенной, — это пробуждение третьего глаза или чакры Аджна, также известная как тринетра с бесконечной силой, Кундалини шакти.
Аффирмации для уравновешивания Аджня чакры
Для балансировки Аджны нужны афирмации, связанные с намерением и пониманием. Например:
Послесловие
Аджна чакра – это не только центр мышления, но и центр
внимания. Она помогает расставлять приоритеты важного и второстепенного, и тем
самым помогает достичь физического здоровья.
Знание Аджна чакры – это руководство к пониманию вашего физического и психического существования. Она исцеляет физические и психические недуги и возвращает тело к нормальному здоровью, потому что третий глаз является местопребыванием интуиции и силы воли.
Санскрит — самый древний язык в мире. Он известен как «Мать всех языков» и до сих пор занимает свое место среди 22 официальных языков Индии. Статус санскрита соответствует статусу древних латинского и греческого языков.
Большинство индуистских писаний написано на санскрите,
поэтому важно понимать этот язык. Этому языку более 3500 лет, и в древние
времена он в значительной степени считался символом статуса и формой
элегантности.
Важность санскрита в йоге можно вывести из того факта, что
большинство асан йоги были названы на санскрите. Большинство современных
индийских языков либо произошли непосредственно от санскрита, либо подверглись
его влиянию. Если кто-то хочет освоить предметы Аюрведы, Йоги, Астрологии или
прочитать любую из 4 Вед и других индуистских писаний, он должен четко понимать
санскрит.
Помимо индуизма, санскрит также является философским языком
буддизма, джайнизма и сикхизма. Некоторые книги этих религий написаны на
санскрите. Наконец, универсальный звук Ом сам по себе является санскритским словом,
которое используется йогами, медитаторами, духовными гуру, провидцами и т. д.,
чтобы расслабить свой ум и соединиться с высшими сферами.
Происхождение санскрита
Древнейшая форма санскрита, ведический санскрит, — это язык,
на котором были написаны и составлены 4 Веды индуистской религии. Считается,
что составление произошло где-то между 1700-1200 годами до нашей эры, и что
язык относится к индоарийской семье.
Основными Ведами являются Ригведа, Самведа, Яджурведа и
Атхарваведа, которые содержат гимны, заклинания, философию и руководство для
ведических священников. Считается, что эти Веды являются прямым откровением
провидцев арийского народа.
Около 1000 г. до н.э. ведический санскрит начал свою фазу
трансформации из первого языка во второй язык, предназначенный для религии и
обучения. В течение 500 г. до н.э. древний ученый Панини работал над
грамматикой, которая породила классический санскрит. Это язык, на котором были
написаны некоторые из самых известных драм, стихов и эпосов. Классический
санскрит — это тот санскрит, который мы видим и знаем сегодня.
Санскритские алфавиты, грамматика и словарный запас
В словарном запасе санскрита 46 алфавитов, написанных
шрифтом деванагари. Это та же самая письменность, которая используется в
большинстве индийских языков и пишется слева направо. Гласные назализуются, и
длина гласного имеет значение в значении слова. Однако количество согласных
является спорным, но говорят, что инвентарь довольно велик.
Санскрит использует префиксы, суффиксы, инфиксы и
дублирование для образования слов. Грамматика санскрита состоит из 3
существительных — одиночного, двойного и множественного числа, тогда как
глаголы в целом делятся на 2 группы — тематические и атематические. Итак, когда
формируется предложение на санскрите, глагол обычно ставится в конце, однако из
этого могут быть определенные исключения.
Связь санскрита и йоги
Так же, как и санскрит, йога — тоже древняя практика, упоминания о которой встречаются в древних индуистских писаниях. А поскольку священные писания также были написаны на санскрите, асаны и техники йоги также должны быть на том же языке. Более того, учения и знания передаются от учителя к ученику на одном языке, следовательно, это также форма сохранения традиции.
Еще один фактор заключается в том, что определенные звуки санскрита обладают целебным действием. Самое распространенное слово Ом поется, чтобы получить пользу от вибрационной частоты букв «а», «у» и «м». Также говорят, что вибрация этого слова представляет звук всей вселенной.
Наконец, использование санскритских слов в йоге обеспечивает ясность и сохраняет значение слова, которое может быть потеряно при переводе.