[Аюрведа] 9 видов продуктов: раса, вирья и випак — Самтулана

[Аюрведа] 9 видов продуктов: раса, вирья и випак - Самтулана Позы

Брахмачарья, практика брахмачарьи. брахмачарья для мужчин и женщин

Когда приходит время осмыслить определённую информацию, в мою жизнь приходит новая тема для статьи. И я очень рада, что в этот раз мне пришлось рассмотреть вопрос одной из ступеней морально-этического кодекса йогов — Брахмачарьи. Как оказалось, тема весьма разносторонняя и очень важная. Пришло время переосмыслить понимание этого принципа Ямы прежде всего тем, кто живёт в социуме и семье, понять, что это необходимое условие духовного развития каждого осознанного человека, а не удел монахов, аскетов или отшельников.

Невозможно с уверенностью сказать, какой смысл вкладывал в это понятие Патанджали, потому что он в своих «Йога-сутрах» не даёт чёткого определения, говоря лишь: «От соблюдения брахмачарьи приобретается вирья (энергия, героизм)». Но, изучая различную информацию по теме, можно смело утверждать, что Брахмачарья — это не только половое воздержание, так называемый целибат, а более широкое понятие, подразумевающее воздержание как следствие, побочный эффект, а не самоцель. Потребность в активной половой жизни отпадает при развитии этого принципа.

В этой статье я буду постепенно двигаться от большого к малому, к тому понятию, которое сейчас приобрело наибольшее распространение, пытаясь ответить на вопрос необходимости полового воздержания.

«Брахма» и «Чарья» в переводе с санскрита дают фразу «Абсолютная сущность идти и есть на ходу», подразумевающую питание нашего ума. Дословно: «Идти и есть на ходу Брахму». Это постоянная медитация на Высшее, повышающая вибрации человека, убирающая огрубление сознания. Если же считать семантикой сложение корней «Брахма» и «Ачарья», мы получим «приверженность закону Брахмы», т. е. ведическому пути.

Жить мирской жизнью, но обратить её в чистую духовность — это и есть принцип Брахмачарьи, принцип соединения духа и материи. Перед любым действием с материей следует вспоминать, что это проявление высшего (например, пища). И действуя из состояния любви (не для себя), совершать действия как служение Высшему. Стараться видеть во всём высшее, как в людях, других живых существах, так и в материальных предметах, действовать не как отдельное эго, а как инструмент Вышнего, как пылинка, летящая по ветру. Эти идеи вы можете подчерпнуть из книг Шри Шри Анандамурти. Автор называет этот принцип «приданием и преданностью высшему». Путем Брахмачарьи мы должны научить свой ум проникать в потаённые глубины сознания, пронизывающие все формы. Человек, утвердившийся на этом пути, не способен солгать из корысти или обидеть другого, никогда не будет использовать человека ради своего удовольствия. Это уровень космического сознания.

В менее широком смысле Брахмачарья — это контроль над желаниями, самодисциплина, самоконтроль, умеренное удовлетворение базовых потребностей, связанных с инстинктами. Соблюдение этого принципа подразумевает чистоту мысли, речи и действий, а также посвящение, в ходе которого практикующий даёт обеты. А. Г. Сафронов, мыслитель, путешественник, занимаясь исследованием данного вопроса стал изучать древние тексты и отследил, что с течением времени трактовка термина «Брахмачарья» видоизменялась. Например, у Вьясы в «Йога бхашье» Брахмачарья — это контроль скрытых чувств. Сафронов пишет, что во всех ранних Упанишадах данное слово встречается как определение этапа ученичества, но в поздних йоговских текстах идея о том, что Брахмачарья — это отказ от секса, уже существует. В «Законах Ману» («Манусмрити») этот термин встречается 25 раз.

В подавляющем большинстве случаев он означает именно ученичество. И лишь несколько раз возможна его интерпретация хоть немного связанная с сексом. До 18–24 лет юноша должен был воздерживаться от половой жизни, посвящая себя учебе, так как он ещё не был готов взять на себя ответственность за детей и семью. При этом подразумевались пункты, которые, наоборот, должен был выполнять ученик. Это был комплекс правил, составляющих понятие «Брахмачарья». Постепенно идея о том, что йог должен уметь контролировать свою сексуальную энергию видоизменяется и перерастает в идею полного отказа. В XVIII веке у одного из последних известных комментаторов «Йога-сутры» Садашивендры Сарасвати идея о полном ограничении достигает своего апогея.

В труде «Практика Брахмачарьи» Свами Шивананда Сарасвати уже чётко говорит: «Если человек хочет вернуть свою божественную природу, ему необходимо трансформировать всё его существо, сексуальное желание должно сублимироваться в регулярную практику медитации и возвышенные мысли. Трансформация сексуального желания — это невероятно мощный и эффективный способ познать высшее блаженство. Сексуальная деградация, которая охватила человечество в наши дни, имеет свою причину в том, что люди признали такое понятие, как «естественный сексуальный инстинкт». Это неверно. Естественным является инстинкт размножения. Если мужчины и женщины обуздают свои сексуальные желания лишь одной необходимостью размножения, это и будет соблюдением Брахмачарьи. Но в большинстве случаев, это только теория, и лишь те немногие, кто серьёзно занят духовным поиском, способны полностью воздерживаться от секса. Для таких людей секс — это непозволительная растрата энергии».

Я думаю, неспроста понимание принципа Брахмачарьи так сужается. Менялось время, менялись нравы. И если наши предки следовали законам Рита, о которых я расскажу ниже, то сейчас сексуальная связь без оформления отношений лишь ради удовольствия считается нормой. Многие даже видят в этом пользу. Учителям приходится акцентировать внимание там, где стал происходить активный слив энергии людьми. Контроль за мыслями или речью — работа с более высокими уровнями энергетической структуры человека (чакры). А когда ресурс тратится на «нижних этажах», то тут уже не до ведических законов. Встаёт вопрос выживания всего человечества, как существа осознанного, а не просто живого. Поэтому будем подробно рассматривать вопрос с этого ракурса. А также узнаем, как обстояла ситуация в стародавние времена.

При половом акте человек теряет не только огромное количество энергии, но и может спровоцировать изменения в теле на физическом уровне. По своему химическому составу сперматозоиды близки к нейронам головного мозга и нервной ткани, поэтому чрезмерный их расход может вызвать дефицит материалов для нормального функционирования головного мозга и нервной системы. Ну а «сливая» энергию на нижних чакрах, человек очень сильно ограничивает себе возможность духовного роста.

Люди не должны вступать в интимные отношения, если не ставят перед собой цель создания семьи. Эти знания наши предки назвали законами Рита. Основной их смысл в том, что для эволюции человечества или расы необходимы «чистые союзы», где партнёры не вступали в близость с кем-то другим, кроме своего супруга, и хранили девственность до свадьбы. Это обосновано несколькими факторами.

Во-первых, невинность супругов обеспечивает высокие шансы получить «генетически качественный продукт любви» — призвать души высокого уровня развития. Это будет благом и для родителей, и для всего человечества в целом. Ведущая беспорядочный половой образ жизни женщина на энергоинформационном уровне накапливает различные отпечатки образов своих партнёров, происходит их наслоение. Это губит первоначальный чистый образ будущего ребенка, создаётся энергетическая «каша», которая, вероятнее всего, проявится и на физическом уровне.

Во-вторых, создаётся мощный беЗконечный энергетический ресурс для обоих на космическом уровне. Мужчина во время полового контакта отдаёт женщине энергию одного года своей жизни: энергия трёх месяцев идёт на закрепление Образа Духа и Крови, а энергия девяти месяцев — на вынашивание плода. И если он ведёт беспорядочную половую жизнь, то он растрачивает понапрасну свою энергию жизни. Но когда мужчина живёт с любимой и единственной супругой, потери энергии не происходит. Его супруга не только получает энергию жизни от своего мужа, но и открывает в нём связи с космосом, откуда и он получает жизненную энергию, восстанавливая то, что передал жене. Более подробно про законы Рита (Телегонии), читайте в статье:

Развитие семейных отношений. Законы Рита

Андрей Коробейщиков в одной из книг своей трилогии «Новый Мир» рассказывает о том, что у наших предков была целая культура супружеских взаимоотношений. Существовали ритуалы «любования» и «милования», а также много других интересных занятий, названия которых были утеряны. Основной практикой обмена энергии было «искусство нежности», на Руси его называли «милование». И половой акт не считался необходимым процессом.

Про йогу:  Как заниматься йогой во время путешествий? Личный опыт блогера Анико, красивые асаны, фото - Чемпионат

Вместо «секса» употреблялось старое слово «соитие», означавшее «идти вместе, рядом», «выбор одного пути». Смотрите, как сильно меняется смысл интимной близости. Это была целая наука — слияние души и тела, при котором семя не умирало, а продолжало жить, только не в виде ребёнка. Культура Светлых Родов была уникальной, потому что в ней мужчине и женщине отводились ключевые места в картине мироздания, а соитие приравнивалось к мистерии, в которой главным результатом «пути вдвоём» всегда была жизнь. Несколько грамм мужского семени могли «включить» энергетическое пространство поля, на котором потом рос невиданный урожай. И неслучайно в определённое время мужики совершали этот ритуал, смешивая свою энергию с энергией земли, отдавая её на дальнейшее развитие, а не на угасание.

Символ перевёрнутого восклицательного знака (¡) был частью алфавита Жизни, которым пользовались Арии. А мы сейчас используем перевёрнутый символ Жизни. Именно так в древних летописях славян обозначался умерший и похороненный человек. Сегодня мы, фактически, направляем все свои эмоции, обозначаемые восклицанием, через символ мёртвого человека в потусторонний мир, связанный со Смертью. Вот и с семенем мужчин та же история происходит. Впустую они выбрасывают импульс жизненной силы.

Для гармоничной пары соитие — возможность активации Янь-источника мужчины, Инь-тягой женщины, а также возможность создания в паре силового кольца (Свадхистана мужчины — Свадхистана женщины — Анахата женщины — Анахата мужчины — Свадхистана мужчины, возможно также добавление верхнего компонента от Вишудхи мужчины к Вишудхе женщины), которое очень сильно сблизит двух людей, сделает их энергетику более высокочастотной и мощной, позволит им весьма эффективно обмениваться информацией и энергией, даст питание всем чакрам, особенно Анахате, у них обоих и позволит в дальнейшем создать из своей пары полноценный эгрегор. Но кто в наше время подходит столь серьёзно к этому таинству? Поэтому «лучше никак, чем как попало»…

Вот вам и необходимость трактовать Брахмачарью в категоричном контексте.

Свами Шивананда Сарасвати написал: «Похоть сильна. Она держит лук с пятью стрелами — это Мохана (Очарование), Стамбхана (Изумление), Унмадана (Опьянение), Сошана (Изнурение) и Тапана (Сжигание). Первая стрела поражает молодых людей, когда они смотрят на красивую форму. Вторая останавливает их внимание. Третья опьяняет. Четвёртая заставляет чувствовать сильную привязанность к форме. Пятая воспламеняет и сжигает их сердца. Она глубоко пронзает сердце. Никто на этой земле, и даже никто во всех трёх мирах не способен противостоять эффекту этих стрел».

Половой акт оставляет самскару (отпечаток) в читте, хранилище подсознательного ума. Этот отпечаток затем вызывает вритти (мыслеформу), которая приводит к новым самскарам. Сексуальное желание появляется из памяти и воображения. Воспоминание об образе женщины тревожит ум. Наш ум, вкусив сексуальное удовольствие, будет стремиться испытать его снова и снова. Если вы очень бдительны, то вы сможете пресечь весь процесс в самом начале на этапе воображения.

Древние знания говорят: «Регулярная джапа и медитация, сатвическая диета, сатсанг, пранаяма, ширшасана и сарвангасана, изучение священных писаний, вичара и уединение на 3 месяца на берегу священной реки помогут уничтожить сексуальное желание, независимо от того, насколько сильны ваши самскары и васаны. Вам не следует сдаваться. Займитесь серьёзно медитацией, вступите в бой с Марой и выйдите из него победителем. Сияйте, как истинный Йоги. Вы есть вечно чистый Атман».

В Бхагавад-Гите вы можете найти упоминания, что страсть пребывает в уме, в органах чувств и даже в пранамая коше. Желание присутствует повсеместно. Каждая клетка, каждая молекула, каждый атом, каждый протон и электрон заряжены желанием. В океане желания существует множество течений. Следует избавиться от них, остановить их течение. Страсть — это вритти, модификация ума которая рождается из раджо-гуны. Такая еда, как мясо, рыба и яйца, раджастическая одежда, раджастический образ жизни, ароматные духи, чтение романов, кино, чувственные разговоры, алкоголь, плохая компания, различные интоксиканты, табак — всё это провоцирует страсть.

Так же, как двигатель работает на бензине, так и это тело работает на импульсах и инстинктах. Инстинкты — это изначальная мотивация для всех человеческих действий. Они дают толчок телу и запускают чувства, являются причиной нашей ментальной активности, а также создают привычки, формируя жизнь человека. С любым инстинктом можно бороться, а можно использовать его потенциал. В некоторых системах, например, в тантра-йоге, в дао, имеются технологии парного продвижения по Пути, в которых потенциал сексуальной энергии используется для быстрого духовного развития. «Горакша шатака» содержит строки, которые прямо говорят о техниках контроля семяизвержения:

calito yadi binduḥ tamurdhvamākṛṣya rakṣayet ।
evaṃ ca rakṣito binduḥ mṛtuṃ jayati tattvataḥ ॥ (142)


Если семя становится подвижным, его следует сохранить, подтянув вверх.

Естественно, что в подвижность семя приходит в процессе интимной близости. К сожалению, в наше время люди не имеют достаточной квалификации, чтобы использовать сексуальную энергию как топливо для духовного роста. Многие знания утеряны, искажены и сокрыты от нас.

Очень важен момент воздержания для женщин. И здесь я говорю не только о самом половом акте. То, что я напишу ниже, понравится не каждой, но давайте будем честны перед собой. Соблазнение мужчины — это своеобразная форма самоутверждения женщины. Если копнуть глубже, то женщины неуверенной в себе по причине неприятия своей уникальности. Минуя огромный пласт работы над собой, женщина привлекает к себе внимание внешним видом и поведением. Решая свою эгоистичную задачу, она вредит обеим сторонам. Среди большого количества поклонников она может проглядеть свою судьбу, провоцируя мужчин, она лишает их возможности встретить свою половину, руководствуясь сердцем, а не состоянием вожделения. В итоге, процент разводов на планете просто невероятен. Она лишь «покрутила хвостом», а в мужчине уже возник пожар, который он побежит «тушить», если не с ней, то с какой-нибудь другой женщиной. А теперь вспомните законы Рита. Получается, люди настолько смешиваются энергетически, что приходящие в мир дети не понимают своих жизненных задач и предназначения, они — толпа, серая масса, словно смесь разных красок в одну. Неудивительно, что в современных семьях часто дети совсем не похожи на родителей, отсутствует взаимопонимание и уважение между поколениями.

Даже если вы везунчик, в этом хаосе смогли встретить того или ту единственную, если между вами очень тёплые сердечные отношения, «злоупотребление» интимной близостью рано или поздно может привести к ухудшению отношений, потому что эволюция любви в семье подразумевает переход с физической связи на духовную.

Духовность — это корневое преобразование своего мышления. Если семейная пара занимается духовным самообразованием, то постепенно приходит к тому, что интимная близость вовсе не единственный и совсем не главный способ укреплять отношения. По мере развития, при помощи Брахмачарьи, человек осваивает потенциал своих тонких тел, начинает проживать жизнь совсем на другом уровне восприятия, иначе строит отношения с партнёром и окружающим миром.

Помните, что изменения должны идти изнутри, пускай медленно, но верно. Сейчас активно процветает мимикрия под духовность — смена внешних атрибутов, без внутренней трансформации. Тема Брахмачарьи очень глубока и на каждом уровне эволюции сознания будет иметь разный смысл для идущего по пути самосовершенствования. Старайтесь отказаться от категоричных суждений и применяйте в своей жизни принцип Брахмачарьи во всех его смыслах¡

ОМ.

Примечания

  1. ^ абcСм., Например, Rhys Davids & Stede (1921-25), запись для слова «Viriya», которая определяет вирия как: «освещенное» состояние сильного человека, то есть энергичность, энергия, усилие, героическое напряжение ». Получено 3 февраля 2021 г. из «U.Chicago» на http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:1885.pali .
  2. ^См., Например, что Монье Уильямс (1899), запись для «Вия», определяет вия частично как: «мужественность, доблесть, сила, мощь, энергия, RV [ Риг Веда ] и c. & c .; героизм, подвиг, там же; мужская энергия, мужская сила, мужское семя, MBh. [ Махабхарата ]; Kāv. & C; …. «Получено 3 февраля 2021 г. из» U.Cologne «на http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/monier/serveimg.pl?file=/scans/MWScan/MWScanjpg/mw1006-virabhaTa.jpg .
  3. ^ абШанамоли и Бодхи (2001), «Кинагири Сутта» (MN 70), стр. 583-4.
  4. ^«Мегия сутта: мегия». www.accesstoinsight.org.
  5. ^«Паде Сутта: ступня». www.accesstoinsight.org.
  6. ^ абcСм., Например, Bullitt (2005), запись для слова «вириа», в котором этот термин определяется как «стойкость; энергия. Одно из десяти совершенств (парами), пять способностей (бала; см. Бодхи-паккхия-дхамма) и пять сильных / доминирующих факторов (индрийа; см. бодхи-паккхия-дхамма) ». Получено 3 февраля 2021 г. из «ATI» на http://www.accesstoinsight.org/glossary.html#viriya .
  7. ^«Китагири Сутта: В Китагири». www.accesstoinsight.org.
  8. ^«Гилана сутта: болезнь». www.accesstoinsight.org.
  9. ^ абcdГюнтер (1975), Kindle Locations 578-580.
  10. ^ абКунсанг (2004), стр. 25.
  11. ^«Цитаты Будды». BrainyQuote.

Раса, вирья и випак

Аюрведическая фармакология основывается на концепции раса, вирья и випака. Эта концепция имеет отношение к тонкому феномену, соединяющему вкус с горячим или холодным эффектом пищи.

Про йогу:  Водопады Карнатаки - на карте, путеводитель и фотографии с названием и описанием популярных

Органические и неорганические вещества создают различие вкусов и температурных ощущений, когда эти вещества проходят через рот, желудок, тонкую и толстую кишку.

Первое ощущение вкуса вещества, положенного на язык, называется «раса». После того, как вещество проглочено и попало в желудок, сразу (или чуть позже) возникает ощущение тепла или холода. Это ощущение называется «вирья». Ощущение или действие вирья относится к теплым или холодным качествам пищи.

Кроме того, пища после переваривания обладает эффектом, называемым «випак». Например, большинство крахмалистой пищи становится сладкой, так что ее послевкусие, или випак, оказывается сладким.

Аюрведическая фармакология основана на понятиях раса, вирья и випак. При повседневном наблюдении обнаруживается, что есть множество других веществ, оказывающих на тело особое, необъяснимое действие.

Для определения этого действия, Чарак употребил термин «прабхава», буквально означающий «особое действие», вне концепции раса, вирья, випака, или исключение из правил.

Понятие раса, вирья, випак, применимо не только к пище и травам, но ко всему, включая драгоценности, камни, минералы, металлы, цвет и даже ум и эмоции. Ниже дана таблица, устанавливающая общие правила для определения раса, вирья и випака.

Обычно сладкий и соленый вкусы имеют сладкий випак, кислый вкус имеет кислый випак, острый, горький вяжущий вкусы имеют острый випак. Раса и випак непосредственно связаны со вкусом веществ, а вирья — с холодным и теплым качествами веществ.

Эта триада непосредственно влияет на тридоша и на питание и трансформацию тканей тела (илидхату). Эти качества могут быть выявлены только индивидуальным ощущением.

Прилагаемые таблицы служат руководством, помогающим читателю понять раса, вирья, випак, их свойства и действие.

 Раса Вирья Випак Прабхава
 сладкий холод сладкий мед тепло (вирья)
 кислый тепло кислый лимон холод (вирья)
 соленый тепло сладкий тамаринд холод (вирья)
 острый тепло острый лук холод (вирья)
 горький холод острый куркума тепло (вирья)
 вяжущий холод острый гранат сладкий (випак)

Вкусы и их воздействия

 Вкус Свойство Пример Действие Нарушение
Сладкий (земля вода)ОхлаждаетПшеница, рис, молоко, сладости, сахар, финики, лакричный корень, красная гвоздика, мята, вяз.Анаболичен. Уменьшает вата и питта, увеличивает капха. Добавляет здоровье. Увеличивает раса воду, оджас, способствует силе, утоляет жажду. Создает ощущение жжения. Питает и успокаивает. Холоден по природе.Увеличивает тучность, создает излишнюю сонливость, тяжесть, летаргию, потерю аппетита, кашель, диабет и ненормальный рост мышц.
Кислый (земля огонь)СогреваетЙогурт, сыр, зеленый виноград, лимон, хибисус, розовый шиповник, тамаринд.Анаболичен. Уменьшает вата, увеличивает питта и капха. Добавляет изысканность к пище. Стимулирует аппетит и остроту ума. Усиливает органы чувств. Способствует секреции и слюновыделению. Легкий, теплый, маслянистый.Увеличивает жажду, чувствительность, смыкание глаз, разжижает капха, токсичен для крови, создает язву, изжогу, кислотность.
Соленый (вода огонь)СогреваетМорская соль, каменная соль, ламинария.Анаболичен. Уменьшает вата увеличивает питта и капха. Помогает пищеварению. Действует как антисептическое и слабительное, способствует слюновыделению, уничтожает эффект других вкусов, задерживает воду, тяжелый, маслянистый, теплый.Нарушает кровь, причиняет обмороки, создают жар в теле. Увеличивает кожные нарушении, создает воспаления, дефекты крови, язву кишечника, сыпь, прыщи, повышенное кровяное давление.
Острый (огонь воздух)СогреваетЛук, редис, красный стручковый перец, имбирь, чеснок, асафетида, красный перец.Катаболичен, уменьшает капха, увеличивает вата и питта. Очищает рот. Способствует пищеварению и всасыванию пищи, очищает кровь, лечит кожные болезни, помогает удалению тромбов. Очищает тело. Легкий, теплый, маслянистый.Увеличивает тепло, потение, обморок, создает першение в горле, жжение в желудке, изжогу, может быть причиной язвы кишечника, головокружения, потери сознания.
Горький (воздух эфир)ОхлаждаетКорень одуванчика, (желтый щавель, ревень, свежий корень куркумы, пажитник, корень горечавки.Катаболичен. Уменьшает питта и капха, увеличивает вата. Помогает другим вкусам, действует как антитоксичное, антибактериальное средство. Противодействует обмороку, чесотке, ощущению жжения. Легок и прохладен.Увеличивает грубость, истощение, сухость, ослабляет костный мозг и семя, может быть причиной головокружения и возможной потери сознания.
Вяжущий (воздух земля)ОхлаждаетНеспелые бананы, гранат, мирра, куркума, квасцы.Катаболичен. Уменьшает питта и капха, увеличивает вата. Обладает успокаивающим действием, но создает запор, сужение кровеносных сосудов, свертываемость крови. Сухой. Грубый. Прохладный.Увеличивает сухость во рту, растяжения, запор, затрудненную речь. Излишек вяжущих продуктов может повредить сердцу.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Молочный

 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
Масло (несоленое)Сладкий и вяжущийОхлаждаетСладкийМасляный. Плотный. Уменьшает геморрой. Способствует кишечному всасыванию. Увеличивает капха. Уменьшает вата и питта.
Сыр (несоленый)Сладкий и кислыйОхлаждаетСладкийТяжелый. Плотный. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
Молоко (коровье)СладкийОхлаждаетСладкийЛегкое. Масляное. Плотное. Увеличивает вата и питта.
ГхиСладкийОхлаждаетСладкийЛегкое. Масляное. Плотное. Если принимать в избытке, увеличивает капха, в умеренных количествах хорошо для вата, питта и капха. Помогает пищеварению. Укрепляет.
Козье молокоСладкий и вяжущийОхлаждаетСладкийЛегкое. Облегчает кашель, лихорадку,понос. Увеличивает вата, уменьшает питта и капха.
Материнское молокоСладкийОхлаждаетСладкийЛегкое. Масляное. Плотное, усиливает оджас. Поддерживает баланс вата, питта и капха.
ЙогуртКислыйСогреваетКислыйПлотный, масляный, помогает пищеварению, при поносе, урологических болях. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Масла

 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
КасторовоеСладкий, горькийСогреваетОстрыйТяжелый. Острый. Масляный. Помогает при ревматизме и запоре. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
КокосовоеСладкийОхлаждаетСладкийОтносительно легкий. Масляный. Плотный. Увеличивает питта и капха. Ослабляет вата и питта.
КукурузноеСладкийСогреваетСладкийОтносительно легкий. Маслянистый. Плотный. Увеличивает питта. В умеренных количествах хорошо для вата и капха.
Масло (обычное)СладкийСогреваетСладкийТяжелый. Масляный. Плотный. Укрепляющий. Увеличивает питта и капха. Ослабляет вата.
ШафрановоеСладкий, вяжущийСогреваетОстрыйОтносительно легкий. Резкий. Масляный. В избытке может вызвать раздражение. Увеличивает питта. Уменьшает вата и капха.
ПодсолнечноеСладкийОхлаждаетСладкийЛегкий. Масляный. Плотный. Укрепляющий. Хорош для вата, питта и капха.
Белое горчичноеОстрыйСогреваетОстрыйЛегкий. Резкий. Масляный, помогает при растяжениях мышц, если прикладывать вместе с касторовым маслом. Увеличивает питта, уменьшает вата, в умеренных количествах хорош для капха.
Масло сезамовоеСладкий, горький, вяжущийСогреваетСладкийТяжелый. Масляный. Плотный. Увеличивает питта, уменьшаст вата. В умеренных количествах хорош для капха.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Сладкое

 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
Мед (обычный)Сладкий, вяжущийСогреваетСладкийСухой. Жесткий. Тяжелый. Сокращает выделение желчи. Слегка увеличивает питта. Уменьшает вата и капха.
Кленовый сиропСладкий, горькийОхлаждаетСладкийПлотный. Липкий, если принимать в излишке, может увеличить капха. Ослабляет вата и питта.
Тростниковый сахар необработанныйСладкийОхлаждаетОстрыйТяжелый. Масляный. Плотный. Увеличивает жир. Увеличивает капха. Ослабляет вата и питта.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Бобовые

 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
Черная чечевицаСладкийСогреваетСладкийУкрепляет. Увеличивает питта и капха. уменьшает вата.
ФасольСладкий, вяжущийОхлаждаетСладкийСухой. Жесткий. Тяжелый. Слабительное средство. Увеличивает вата и капха, уменьшает питта.
Чечевица обычнаяСладкий, вяжущийОхлаждаетСладкийСухой. Жесткий. Тяжелый. Обезвоживает. Должен употребляться в малых количествах. Увеличивает вата и капха. Уменьшает питта.
Мелкий зеленый горошекСладкий, вяжущийОхлаждаетСладкийУвеличивает капха. Уменьшает питта и вата.
Чечевица краснаяСладкий, вяжущийСогреваетСладкийЛегко переваривается, увеличивает питта, ослабляет вата и капха.
Соевые бобыСладкий, вяжущийОхлаждаетСладкийТяжелый. Маслянистый. Плотный. Слабительное средство. Увеличивает вата и капха. Уменьшает питта.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Овощи

Про йогу:  Боль в шее
 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
СвеклаСладкийСогреваетСладкийТяжелый. Плотный. Уменьшает анемию. Излишнее количество может увеличить питта. Уменьшает вата.
БрокколиСладкий, вяжущийОхлаждаетОстрыйЖесткий. Сухой. Увеличивает вата, уменьшает питта и капха.
КабачкиСладкий, вяжущийОхлаждаетОстрыйЖесткий. Сухой. Увеличивает вата, уменьшает питта и капха.
МорковьСладкий, горький и вяжущийОхлаждаетОстрыйТяжелый. Уменьшает геморрой. Увеличивает питта, если принимать в избытке. Ослабляет вата и капха.
Цветная капустаВяжущийОхлаждаетОстрыйЖесткий. Сухой. Увеличивает вата, уменьшает питта и капха.
СельдерейВяжущийОхлаждаетОстрыйЖесткий, сухой, легкий, легок для пищеварения. Создает газ, увеличивает вата. Ослабляет питта и капха.
ОгурецСладкий, вяжущийОхлаждаетСладкийТяжелый. Увеличивает капха. Уменьшает вата и питта.
Латук (листья)ВяжущийОхлаждаетОстрыйЛегкий. Жесткий. Водянистый. Легко переваривается. Создает легкость в теле. Способствует газообразованию, если принимать в избытке.
ОкраСладкий, вяжущийОхлаждаетОстрыйТяжелый. Скользкий. Хорош для вата, питта, капха.
Лук (сырой)ОстрыйСогреваетОстрыйТяжелый. Стимулирует секс. Аппетитный. Укрепляющий. При наружном употреблении облегчает лихорадку. Увеличивает вата и питта, ослабляет капха.
Картофель белыйСладкий, соленый, вяжущийОхлаждаетСладкийСухой. Жесткий, легкий. Увеличивает вата, уменьшает питта и капха.
РедисОстрыйСогреваетОстрыйУменьшает газ. Помогает пищеварению. Может увеличивать питта, уменьшать вата и капха.
ШпинатВяжущийОхлаждаетОстрыйЖесткий. Сухой. Увеличивает вата и питта, уменьшает капха.
Брюссельская капустаСредневяжущийОхлаждаетСладкийЛегок для пищеварения, ухудшает вата, если принимать в избытке. Хорош для питта и капха.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Травы и специи

 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
ЗернаОстрыйСогреваетОстрыйЛегкий. Способствует пищеварению. Антитоксичное средство. Увеличивает питта, уменьшает вата и капха.
Перец черныйОстрыйСогреваетОстрыйЛегкий. Сухой. Жесткий. Помогает пищеварению. Увеличивает питта, стимулирует вата, ослабляет капха.
Перец черныйОстрыйСогреваетОстрыйЛегкий. Сухой. Жесткий. Помогает пищеварению. Увеличивает питта, стимулирует вата, ослабляет капха.
КардамонСладкий, острыйСогреваетСладкийПомогает пищеварению. Хорош для сердца. Улучшает выдыхаемый воздух. Может стимулировать питта, если принимать в избытке. Ослабляет вата и капха.
Семя сельдереяОстрыйСогреваетОстрыйЛегкий. Помогает при тошноте. Увеличивает питта, уменьшает вата и капха.
КорицаСладкий, горький, острыйСогреваетСладкийУменьшает жажду. Стимулирует слюновыделение. Удаляет сухость во рту. Стимулирует капха, уменьшает вата и питта.
ГвоздикаОстрыйСогреваетОстрыйПомогает пищеварению. Улучшает вкус и аромат пищи. Увеличивает питта, уменьшает вата и капха.
Зерна кориандраОстрый, вяжущийОхлаждаетСладкийМасляный. Сухой. Легкий. Прекращает ощущение жжения в моче. Помогает всасыванию. Увеличивает капха и вата, ослабляет питта.
ТминГорький, острый и вяжущийСогреваетОстрыйЛегкий. Масляный. Плотный. Помогает пищеварению. Дает облегчение при поносе. Стимулирует питта, ослабляет вата и капха.
Пажитник (зерна)Горький, вяжущийСогреваетОстрыйСухой. Помогает при лихорадке и артритах. Увеличивает вата и питта, если принимать в избытке. Уменьшает капха.
ЧеснокОстрыйСогреваетОстрыйМасляный. Плотный. Тяжелый. Антиревматический. Хорош при кашле и глистах. Увеличивает питта, ослабляет вата и капха.
ТоматыСладкий, кислыйСогреваетКислыйЛегкий. Влажный. Увеличивает вата, питта и капха.
ЦуккиниСладкий и вяжущийОхлаждаетОстрыйВлажный. Легкий. Может увеличивать капха. Хорош для вата. Облегчает питта.
Имбирь горошекОстрыйОхлаждаетСладкийЛегкий. Сухой. Жесткий. Помогает пищеварению. Антитоксичен. Увеличивает питта, если принимать в избытке, ослабляет вата и капха.
Горчичное зерноОстрыйСогреваетОстрыйМаслянистый. Легкий. Резкий. Уменьшает мышечные боли. Уменьшает вата и капха, увеличивает питта.
ШафранСладкий и вяжущийОхлаждаетСладкийПлотный. Облегчает геморрой. Уменьшает рвоту. Останавливает кровотечение. Увеличивает вата и капха, уменьшает питта.
Соль обычнаяСоленыйСогреваетСладкийТяжелый. Жесткий. Помогает пищеварению, способствует задержанию воды и повышению кровяного давления. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
Сезам-зерна (кунжут)Сладкий, горький, вяжущийСогреваетОстрыйТяжелый. Маслянистый. Плотный. Укрепляющий. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
КуркумаГорький, острый, вяжущийСогреваетОстрыйПомогает при диабете. Способствует пищеварению. Увеличивает вата и питта, если принимать в избытке. Уменьшает капха.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Фрукты

 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
ЯблокиСладкий и вяжущийОхлаждаетКислыйЛегкий. Жесткий. Увеличивает вата, уменьшает питта. В малых количествах хорош для капха.
БананСладкийОхлаждаетКислыйПлотный. Тяжелый. Слабительное средство, если принимать в избытке, увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
КокосСладкийОхлаждаетСладкийМасляный. Плотный. Укрепляющий. Увеличивает капха, если принимать в избытке, сокращает вата и питта.
Инжир спелыйСладкий и вяжущийОхлаждаетСладкийТяжелый. Питательный. Задерживает пищеварение. Увеличивает капха, сокращает вата и питта.
Виноград черныйСладкий, кислый и вяжущийОхлаждаетСладкийПлотный. Водянистый. Укрепляющий. Слабит. Уменьшает вата и питта.
ДыняСладкийОхлаждаетСладкийТяжелый. Водянистый. Увеличивает капха, уменьшает вата и питта.
АпельсинСладкий и кислыйОхлаждаетСладкийТяжелый. Способствует аппетиту. Труден для переваривания. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
ГрушаСладкий и вяжущийСогреваетСладкийТяжелый. Сухой. Жесткий. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
ПерсикСладкий и вяжущийОхлаждаетСладкийТяжелый. Водянистый. Увеличивает вата, ослабляет питта и капха.
Слива сладкаяСладкий и вяжущийСогреваетСладкийТяжелый. Водянистый. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
ГранатСладкий, кислый и вяжущийСогреваетВяжущийПлотный. Маслянистый. Стимулирует пищеварение. Помогает формировать красные кровяные тельца при анемии, увеличивает вата, уменьшает питта и капха.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Зерновые

 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
ЯчменьСладкий и вяжущийОхлаждаетСладкийЛегкий. Мочегонный. Увеличивает вата, уменьшает питта и капха.
Рис басматиСладкийОхлаждаетСладкийЛегкий. Мягкий. Плотный. Питательный. Уменьшает вата и питта. В малых количествах хорош для капха.
Рис коричневыйСладкийСогреваетСладкийТяжелый. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
ГречкаСладкий, вяжущийСогреваетСладкийЛегкий. Сухой. Увеличивает вата и питта, уменьшает капха.
КукурузаСладкийСогреваетСладкийЛегкий. Сухой. Увеличивает вата и питта, ослабляет капха.
ПросоСладкийСогреваетСладкийЛегкий. Сухой. Увеличивает вата и питта, уменьшает капха.
Овес сухойСладкийСогреваетСладкийТяжелый. Сухой овес увеличивает вата и питта. Отварной овес увеличивает капха, ослабляет вата и питта.
РожьСладкий и вяжущийСогреваетСладкийЛегкий. Сухой. Увеличивает вата и питта, ослабляет капха.
ПшеницаСладкийСогреваетСладкийТяжелый. Увеличивает капха. Ослабляет вата и питта.
Рис белый шлифованныйСладкийОхлаждаетСладкийЛегкий. Мягкий. Плотный. Мало питательных свойств. Хорош для капха в малых дозах. Ослабляет вата и питта.

Свойства и действия расы, вирьи и випака. Семечки и орехи

 Продукт Раса Вирья Випак Качества и воздействия на тридоша
МиндальСладкийСогреваетСладкийТяжелый. Маслянистый. Увеличивает питта и капха. Уменьшает вата. Энергетичен. Возбуждающий. Омолаживает.
КэшьюСладкийСогреваетСладкийТяжелый. Маслянистый. Увеличивает питта и капха. Уменьшает вата и возбуждает.
Земляной орехСладкий и вяжущийСогреваетСладкийТяжелый. Маслянистый. Увеличивает питта и капха. В умеренных дозах хорош для вата.
Тыквенные семечкиСладкий, горький, вяжущийСогреваетОстрыйТяжелый. Сухой. Убивает червей и паразитов. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.
ПодсолнечникСладкий и вяжущийСогреваетСладкийТяжелый. Маслянистый. Увеличивает слегка питта и капха, уменьшает вата.
Грецкий орехСладкий и вяжущийСогреваетСладкийТяжелый. Сухой. Увеличивает питта и капха, уменьшает вата.

Примечание. Пища имеет долговременный эффект на тридоша, в то время как свойства и действия раса, вирьи, випаки имеют кратковременное воздействие на тридоша.

ПИЩА — ВКУС, ОЩУЩЕНИЕ, ЭФФЕКТ

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий