Аюрведа — что это такое? Доши вата, питта, капха — питание и диета

Аюрведа — что это такое? Доши вата, питта, капха — питание и диета Позы

Что такое аюрведа?

Аюрведа — это традиционная система индийской медицины. Основной задачей и целью Аюрведы является улучшение физического и эмоционального состояния человека посредством регулярных занятий йогой и медитаций, а также вегетарианства и употребления различных трав.

Согласно древней науке, каждый человек сочетает в себе элементы воздуха, огня, земли, воды и эфира. Преобладание воздуха носит название “доша вата”, огня — “доша питта”, земли — “доша капха”. Аналогичная теория лежит в основе современного представления о трех типах телосложения и деления на эктоморфов, мезоморфов и эндоморфов, а также учения Гиппократа о темпераменте и о сангвиниках, меланхоликах, холериках и флегматиках.

Йога и медитация призваны уравновешивать доши в человеке — тогда как употребление мясной и острой пищи, малоподвижный образ жизни и гнев нарушают баланс энергии в теле. Согласно Аюрведе, идеальным состоянием является гармония всех трех составляющих, наихудшим — чрезмерное преобладание одного из типов, ведущее за собой как специфические заболевания, так и измерение характера.

3 великие космические силы

Древними индийскими провидцами было найдено, что в природе существуют 3 основные силы. Это открытие было зафиксировано в мантрах Ригведы.

Первая из этих сил — это принцип энергии, дающий силу, скорость, направление, воодушевление, мотивацию. Жизнь — не что иное, как игра постоянно меняющихся сил. Как подтверждает современная наука, материя представляет собой энергию: то, что нам видится как плотное и статичное, на самом деле является совокупностью бесчисленных тонких сил, находящихся в постоянном движении.

Эта энергия жизни была названа праной, что означает «изначальное дыхание» или «жизненная сила», потому что ее движение на всех уровнях циклично и подобно дыханию. Материя развивается из этой чистой энергии жизни, и древние мудрецы воспринимали всю Вселенную как проявление жизненной силы, которая всегда стремится к высшей жизни, к осознаванию, свободе и творческому раскрытию.

Внутри всякой энергии сокрыта сознательная воля. По сути, энергия — это воля, действующая во внешнем мире. За волей стоит чувствительность, то есть сознание как способность распознавания. Поэтому прана имеет и другое название — пуруша (Изначальный Дух).

Жизнь — это бытие, принцип сознания. В природе она проявляется как действие разума, направляющего движение энергии. Этот природный разум планирует и осуществляет свои действия сознательно и уверенно, но это не рациональный выбор, а интуитивное и спонтанное движение чистой красоты и гармонии. Его величие явлено во всей природе, от цветов до звезд.

Вторую силу этой триады древние провидцы воспринимали как принцип света или излучения. Энергия — это свет, потому что, двигаясь, она подвергается трансформации и в процессе этого излучает свет и тепло. Все живое обладает теплом, и любая энергия обладает светом.

Третья сила — это принцип связи. Все проявленное составляет неразрывное единство. Между всеми силами существует взаимопроникновение и сродство, так что в действительности они образуют одно целое, связанное единым ритмом. Эта связь воспринималась провидцами не только как некое химическое качество: она также обнаруживала сознательную цель и переживалась ими как любовь. Любовь — это та реальная сила, которая удерживает все вещи вместе.

Эти 3 силы по сути являются одним целым: жизнь это свет, свет это любовь, потому что жизнь излучает свет, а свет порождает любовь. Мы всегда должны стремиться к высшей жизни, к свету и любви, ибо это природа самой Вселенной.

Асаны для вата, питта и капха

Аюрведа рекомендует идеальный режим, позволяющий включать позы йоги в повседневный образ жизни для каждого индивидуума. Выбираемые позы должны отражать состояние структуры тела, структуру кости и осанку и обязательно должны соответствовать доше. Асаны (позы) которые подходят одному конституционному типу могут быть совершенно не полезными для другого типа.

Таким образом, при правильном подборе поз (асан) йоги можно достигнуть идиллии между телом и душой, найти умиротворение во всех жизненных позициях, продлить молодость, укрепить здоровье.

Вата: питание и диета

Человек типа “вата” характеризуется в Аюрведе либо очень высоким, либо очень низким ростом, худыми и поджарыми конечностями, длинным и угловатым лицом с маленьким ртом и плотно сжатыми губами, а также быстрой походкой. Наиболее подходящими физическими активностями для ваты называются упражнения умеренной интенсивности — прежде всего, йога, быстрая ходьба и подъем умеренных тяжестей.

Рекомендованная диета — теплая, хорошо приготовленная пища сладкого, кислого и соленого вкуса по меньшей мере три раза в день; воздержание от горячей, горькой и острой пищи. Помимо прочего, людям с преобладающей долей ваты индийские трактаты предписывают интервальное голодание — отказ от еды от 12 до 24 часов дважды в месяц для улучшения самочувствия и нормализации обмена веществ.

Вата-доша

Вата приводит всё в движение, заставляет вещи случаться. Она связана с элементом воздуха, а потому люди Вата обычно невероятно креативны, порывисты, деятельны, спонтанны. Вот они целеустремлённо идут в одну сторону, как вдруг резко разворачиваются и устремляются в совершенно противоположную.

В физическом теле Вата отвечает за нервную систему, дыхание и выделительные процессы. Дисбаланс этой доши приводит к запорам, преждевременным морщинам, беспокойству. На уровне ума, гармоничная Вата делает нас инициативными и изобретательными, дарит способность восхищаться и радоваться, везде находить красоту. Люди Вата — всегда очень творческие натуры.


У вас доминирует доша-Вата, если вы:

  • Склонны к худобе, у вас изящные кости,
  • С трудом набираете вес,
  • Обладаете сухой кожей,
  • Склонны к запорам,
  • Часто слышите про себя, что вы легкомысленны, рассеянны,
  • Любите творческую деятельность, искусство,
  • Говорите быстро, восторженно и нервно,
  • Мыслите оригинально,
  • Обладаете тонкими волосами, ломкими ногтями,
  • Едите нерегулярно: либо наедаетесь, либо голодаете,
  • Быстро учитесь и так же быстро теряете концентрацию,
  • Склонны делать несколько дел одновременно,
  • Часто выходите из себя, теряете контроль,
  • Беспокоитесь по пустякам,
  • Тянетесь к духовным практиках, эзотерике, аскетизму,
  • Хотите попробовать или пробовали наркотические вещества, изменяющие сознание,
  • Обладаете прекрасной интуицией,
  • Склонны к бессоннице, ночным кошмарам, ярким снам,
  • Грызёте ногти,
  • Часто мёрзнете,
  • Быстро тратите.

Гуны и доши

Иногда пытаются соотнести 3 доши с тремя гунами. На самом же деле любая доша может сочетаться с любой из трех гун.

Добавки для улучшения пищеварения

Одной из ключевых особенностей обмена веществ человека типа капха является склонность к накоплению слизи в организме (Аюрведа в этом случае говорит о преобладании в теле компонента земли). Для избавления от чувства тяжести рекомендуется безглютеновая диета и приготовление пищи на масле гхи.

Еще о психической конституции

Психическая конституция обычно соответствует физической.

Психическая конституция ватыЛюди, относящиеся к физическому типу ваты, обычно имеют и психическую конституцию ваты. Они склонны к страху и беспокойству, отличаются непостоянством, возбудимостью, нерешительностью. Умственные способности у них обычно хорошие, но неустойчивые.

Люди этого типа с одинаковой легкостью схватывают материал и забывают его. Они быстро переходят от привязанности к отчуждению, быстро впадают в эмоциональные состояния и горячо их выражают, но и забывают легко. Они чувствительны, но при этом их чувства и взгляды неустойчивы.

Они не слишком смелы, скорее склонны к трусости. Друзей у них не много, обычно они предпочитают одиночество, но хорошо сходятся с людьми других социальных кругов. Из них не получается хороших лидеров, но и хорошими последователями они не бывают. Представители типа ваты не особенно материалистичны и не стремятся к накоплению денег или имущества. Деньги они обычно тратят легко и быстро.

Психическая конституция питтыЛюди, обладающие «горячей» физической природой, склонны к «огненным» эмоциям, раздражительности и гневу. Обычно они восприимчивы, у них хорошо развитый интеллект, логический и критический склад мышления.

Они формулируют свои мысли четко, говорят убедительно и уверены в своей правоте. Они легко впадают в гнев и не стесняются в его выражении. Представители типа питты наделены сильной волей, чувством собственного достоинства и могут быть хорошими лидерами.

Добрые и всегда готовые оказать помощь друзьям, они жестоки к противникам и не склонны прощать. Люди этого типа отважны, отчаянны, безрассудны и любят приключения. Они изобретательны, искусны и нередко обладают хорошими способностями в области механики.

Психическая конституция капхиЛюди, чьи тела имеют природу капхи, обычно склонны к «водным» эмоциям, таким как любовь и желание, романтика и сентиментальность. Они добры, внимательны и верны, но при этом отличаются замедленной реакцией, консерватизмом, застенчивостью и послушанием.

У них обычно много друзей; они очень привязаны к своей семье, кругу знакомых, культуре, религии и стране, но вне сферы своей привычной деятельности могут проявлять некоторую закрытость ума. Путешествуют они не много и лучше чувствуют себя дома. Люди этого типа легко привязываются и с трудом освобождаются от привязанностей.

История аюрведы

Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала влияние на развитие арабской и европейской медицины. Индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями стали распространяться во все точки мира. Основными предметами экспорта были нард (родственное валериане растение), мускус, куркума, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония. Сегодня они выращиваются не только в Индии.

Базовые процедуры Аюрведы (диагностика состояния здоровья по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) вошли в повседневную медицинскую практику.

Капха: питание и диета

Капха, согласно Аюрведе, называются крупные, полные, с хорошо развитым телосложением и большими длинными конечностями люди. Их диета должна исключать пищу со сладким, кислым и соленым вкусом, отдавая предпочтения острому, горькому и вяжущему вкусам. Основная еда должна приниматься в первую половину дня. Завтрак может быть исключен, а ужин должен приниматься максимально рано.

Про йогу:  Бизнес план студии йоги

В перерывах между едой лучше ничего не есть, и ни при каких обстоятельствах не рекомендуется спать после еды. Индийская медицина считает, что из-за своей конституции подобные люди нуждаются в очень небольшом количестве жидкости — пить им рекомендуется как можно меньше.

Капха-доша

Это неторопливая, влажная, устойчивая доша. Она консервативна и не любит перемены. Сбалансированная Капха способствует слаженной работе всего организма. В физическом теле она отвечает за лимфатическую систему и слизистые оболочки. При дисбалансе доши появляется потребность держаться за материальное, привязываться к людям, впадать в зависимость от наслаждений.


У вас доминирует Питта-доша, если вы:

  • Имеете круглую форму лица и плотное телосложение.
  • Говорите: «Мне достаточно посмотреть на еду, и я уже толстею».
  • Обладаете пышными формами.
  • Имеете красивые, большие глаза.
  • Спокойны и уравновешенны. Иногда безынициативны.
  • Много потеете.
  • Обладаете густыми волосами.
  • Плохо перевариваете пищу, часто испытываете тяжесть после приёма пищи.
  • Не привыкли испытывать хруст или скрип в суставах.
  • Имеете нежную, практически идеальную кожу.
  • Любвеобильны, иногда слишком сентиментальны.
  • Крепко спите, видите приятные сны.

Концепция биологических элементов в истории западной медицины

Европейская медицина античности и средневековья вплоть до XVII века основывалась на системе биологических элементов. У нее было много общего с Аюрведой, и существовали определенные контакты, в частности, между древними греками и индусами. Знаменитый греческий мудрец и алхимик Аполлоний Тианский, живший в IV веке до н. э., побывал в Индии и многое почерпнул из индийских знаний. Западные мыслители весьма почитали его на протяжении всего средневековья и даже в более поздний период.

Кроме того, древняя (дохристианская) медицина наших европейских предков — не только греков и римлян, но и кельтов, немцев и славян (например традиция друидов), — по всей видимости, имела немало общего с Аюрведой. Языки этих народов напоминали санскрит, а их общественное устройство и духовные практики обнаруживают многочисленные черты сходства с арийской Индией. Вероятно, и методы лечения, о которых мы по-прежнему знаем не так много, напоминали арийские.

Классическая греческая традиция различала 4 конституциональных типа (темперамента), в основе которых лежали 4 элемента. Первым был холерический тип, который соответствовал элементу огня. Второй тип — сангвинический — соотносили с элементом воздуха, третий — флегматический — с элементом воды, и четвертый — меланхолический — с элементом земли. Эти термины для обозначения темпераментов до сих пор существуют в нашем языке.

Каждый из этих четырех темпераментов, подобно трем дошам Аюрведы, был представлен в организме определенными субстанциями: холерический — желтой желчью, сангвинический — кровью, флегматический — слизью, а меланхолический — черной желчью. Каждый из них отражал основное свойство своего элемента: холерический считался горячим, сангвинический — сухим, флегматический — влажным, меланхолический — холодным.

Мы видим, что питта и капха явно соотносятся с холерическим и флегматическим темпераментами этой западной системы. В обеих системах они определяются терминами, обозначающими соответственно желчь и слизь.

Вата соотносится в первую очередь с меланхолическим темпераментом. Она склонна к депрессии, слабости почек и к тем хроническим и истощающим заболеваниям, которые считались свойственными этому темпераменту. Высокая вата также придает выделениям темный оттенок (черная желчь).

Сангвинический темперамент, как правило, оказывается здоровым состоянием равновесия трех других темпераментов (хотя иногда его тоже соотносят с ватой). Таким образом, с точки зрения фундаментальных принципов древняя западная медицина и Аюрведа обнаруживают значительное сходство.

В средние века и в эпоху Возрождения торговцы пряностями привозили в Европу много аюрведических трав. Алхимия, популярная в то время повсюду — от Европы до Китая, — исходила из Аюрведы, в которой мощная алхимическая основа сохранилась до наших дней.

Оказывается, что такие великие врачеватели тех времен, как Хильдегард из Бингена (Германия, XII век), широко использовали аюрведические травы (например пиппали и калган), а также многие препараты из драгоценных камней и минералов, которыми знаменита Аюрведа.

Марсилио Фичино, прославленный философ эпохи Возрождения и переводчик трудов Платона, в своей «Книге жизни» и других трудах по медицине упоминает многие травы и рецепты, похожие на аюрведические, например, травы «чебулан», «эмблика» или «трифера» и бальзам из них (в Аюрведе из этих трав делают состав трипхала), а также приготовление джема из алоэ, шафрана, корицы и гвоздики и употребление его вместе с золотой или серебряной фольгой (в Аюрведе из этих и других трав также делают джемы, которые нередко принимают также с золотой и серебряной фольгой, как, например, джем чьяванпраш).

Таким образом, изучая Аюрведу, мы открываем для себя нашу собственную, утерянную много веков назад духовную традицию целительства. Концепция дош дает нам ключ к пониманию различных систем конституциональной медицины, существующих по всему миру.

Доши первичные жизненные силы

Медитация и отказ от кофеина

Основной проблемой доши вата Аюрведа считает чрезмерную возбудимость и склонность к нереалистичным фантазиям — именно поэтому подобным людям настоятельно рекомендуется избегать в питании острых специй, а также кофеина и любых других стимуляторов (включая никотин).

Среди полезных для доши вата трав отмечается тулси (базилик), приготовленный в масле гхи. Тоники (Ашваганда, гокшура, шатавари) должны применяться крайне осторожно и исключительно при назначении специалистом по Аюрведе — например в случае восстановления после хронической болезни — в противном случае возможна чрезмерная стимуляция нервной системы и обострение заболеваний.

Места расположения дош

Каждой доше соответствует определенное место в организме.

«Вата располагается в толстой кишке, бедрах, ушах, костях и органах осязания. Основное ее место — толстая кишка. Питта располагается в тонком кишечнике, желудке, потовых и сальных железах, в крови, лимфе и органе зрения. Основное ее место — тонкий кишечник. Капха располагается в груди, горле, голове, поджелудочной железе, боках, желудке, лимфе, жире, в носу и языке. Основное ее место — желудок».
Аштанга Хридайя XII, 1-3

В этих основных местах своей локализации доши накапливаются, вызывая болезни. Если воздействовать на них здесь соответствующими методами, можно пресечь болезнь на корню.

Орган, в котором располагается доша, имеет склонность к тому расстройству, которое характерно для этой доши. Нарушения ваты проявляются в виде газов в толстой кишке. Нарушения питты проявляются в виде желчи и кислоты в печени и тонком кишечнике. Нарушения капхи проявляются в виде мокроты в легких и слизи в желудке.

5 видов ваты на санскрите называются «прана», «удана», «самана», «вьяна» и «апана». Эти слова образованы путем добавления различных приставок к корню «ан», означающему «дышать» или «снабжать энергией».

Прана (пра-ана) — это первичный воздух (нервная сила), движущийся вперед. Заполняя голову и концентрируясь в мозге, прана движется вниз, в горло и грудь, управляя вдохом и глотанием, а также чиханием, сплевыванием и отрыгиванием. Она регулирует чувства, ум, сердце и сознание.

Это наша доля космической жизненной энергии, которая управляет всеми остальными видами ваты в организме. Прана предопределяет наше воодушевление и позитивный настрой в жизни, соединяет нас с нашим внутренним «Я». Слово «прана» используется и в более широком смысле, обозначая вату в целом, поскольку все остальные виды ваты происходят от нее.

Питта: питание и диета

Питта, в описании Аюрведы, обладают умеренно развитым телосложением и мускулистыми конечностями. Лицо таких людей по форме напоминает сердце, часто с заостренным подбородком; кожа мягкая, блестящая, имеет тенденцию легко обгорать на солнце. Рекомендуется теплая или прохладная пища сладкого, горького или вяжущего вкуса, запрещается употребление острой, соленой и кислой пищи.

Необходимо избегать поджаренной на масле и острой пищи, а также очень позднего ужина. Пост возможен не чаще, чем дважды в месяц с употреблением яблочного, виноградного и гранатового сока. Люди с преобладанием питты нуждаются в большом количестве жидкости.

Питта-доша

Очень динамичная доша. Она маслянистая, неустойчивая, острая. В ней много огненного, стремительного, даже агрессивного. В физическом теле Питта-доша отвечает за обмен веществ. В случае дисбаланса ведёт к высокой температуре, жидкому стулу, акне. Гармоничная Питта делает нас проницательными, мудрыми, способными читать между строк, видеть людей насквозь.

Очень часто люди с расстроенной Питтой привлекают в свою жизнь неправильных людей, наступают на одни и те же грабли, отказываются учиться на собственных ошибках. Люди-Питта — прирождённые лидеры, они невероятно энергичны и практически всегда побеждают в соревнованиях.

У вас доминирует Питта-доша, если вы:

  • Обладаете спортивным типом,
  • Имеете кожу, склонную к жирности, чёткие скулы, постоянно краснеете,
  • Темпераментны по натуре,
  • Сконцентрированны и собраны, любите всё держать под контролем,
  • Любите вести за собой, быть лидером,
  • Обладаете хорошим аппетитом,
  • Часто испытываете жажду,
  • Выходите из себя, когда голодны,
  • Обожаете острую пищу,
  • Разговариваете в среднем темпе, громким и чуть резким голосом,
  • Видите агрессивные сны (войны, насилие),
  • Любите покупать предметы роскоши.

Психическая и духовная характеристики

В ведической системе психическая конституция обычно определяется в соответствии с тремя гунами — первичными свойствами природы: саттвой, раджасом и тамасом. По отношению к уму эти первичные свойства проявляются как ясность, рассеянность и тупость соответственно. При данном подходе доши имеют второстепенное значение.

Гуны отражают уровень развития души. Это не просто умственные способности или эмоциональные типы, — это чувствительность ума, его способность воспринимать истину и действовать в соответствии с ней.

Ум как таковой называется саттвой — ясностью, поскольку именно ясность является тем основным свойством ума, благодаря которому в принципе возможно восприятие. Буквально слово «саттва» означает нечто, обладающее той же природой, что истина или реальность (сат).

По своей природе ум ясен и чист, но его могут затемнять негативные мысли и эмоции. Когда он чист, он приводит к просветлению и самореализации. Саттва — это божественная природа. Она обращает ум и сознание к внутреннему миру, восстанавливает гармонию ума и сердца.

Про йогу:  Будза Алексей - Арт-терапия. Йога внутреннего художника

Раджас — это рассеянность или беспокойство ума, то, что направляет наше внимание вовне и заставляет нас искать удовлетворения во внешнем мире. Это ум, возбужденный желанием. Буквально «раджас» означает пятно или дым. Это взбудораженные мысли и фантазии, а также гнев, упрямство, стремление манипулировать другими и эгоизм.

Тамас — это тупость, темнота и неспособность к восприятию. Это ум, затуманенный невежеством и страхом, это тяжесть и летаргия. Тамас порождает лень, сонливость, ослабленное внимание, приводит к снижению чувствительности и умственной активности, подчиняя ум внешним или подсознательным силам. Он формирует животные или рабские натуры.

Обычно раджас и тамас сопутствуют друг другу. Тамас затемняет чистое осознавание, и за счет этого раджас получает возможность порождать разнообразные ложные представления или эгоистические идеи. В свою очередь, избыток раджаса, вызывая чрезмерную активность, истощает нашу энергию и делает нас тамастичными, вялыми, сонными.

И раджас, и тамас необходимы в природе. Раджас порождает энергию, жизнеспособность и душевное волнение. Тамас создает стабильность и обеспечивает постоянство форм, поэтому он лежит в основе нашего физического тела. Но работе ума и процессу восприятия обе эти силы препятствуют.

Объективное осознавание возможно лишь при условии, что ум спокоен и свободен как от возбуждения, так и от инерции. Чтобы мы могли правильно видеть вещи, он должен быть подобен незамутненному зеркалу или спокойной глади озера, в котором отражается луна.

Психическая природа и астрология

Различия между физической и психической природой помогает раскрыть астрология, которая дает более точную и подробную картину ума, чем простой аюрведический подход. Натальная карта представляет собой картину, на которой изображены энергии ума и астрального тела.

По ней, выделив определенные факторы, можно описать и физическое тело. Так что при лечении психических расстройств полезно обратиться за помощью к астрологии. Она дает уникальную возможность охватить взглядом всю жизнь человека, особенности его личности и задачи души в данном воплощении.

Психические типы и доши

Один из методов уравновешивания дош состоит в том, чтобы привести их из тамастичного и раджастичного состояния в саттвичное (духовное). Обычно человек не может выйти за пределы своей доминирующей доши, но способен подняться на более высокие уровни ее функционирования.

Например, тип капхи может подняться от жадности — тамастичной эмоции — до уровня саттвичных эмоций поклонения и преданности; этот процесс преобразует эмоциональную предрасположенность к болезням в энергию здоровья и просветления. Без саттвы мы были бы не в состоянии вообще что-либо воспринимать. Точно так же, как в нас присутствуют все три доши, каждый из нас наделен в различной степени всеми тремя гунами.

Мы должны определить соотношение трех гун в себе. Это подскажет нам путь к усовершенствованию нашего ума и нейтрализации наших тенденций к болезням через Йогу и воспитание собственного характера.

Если мы рассмотрим одновременно 3 доши и 3 гуны, то получим следующую картину. Каждая доша подразделяется в соответствии с тремя гунами. С точки зрения психической природы ни одна из дош не может считаться лучше других. Свойства их различны, но в каждом типе присутствуют более высокие и более низкие аспекты.

Внутри каждой доши можно выделить семь различных психических типов (так же, как три доши образуют семь различных физических типов). Это чистая саттва, чистый раджас, чистый тамас, саттва-тамас, саттва-раджас, раджас-тамас и все 3 гуны, присутствующие в одинаковой степени. Абсолютно чистая саттва (шуддха саттва) дает просветление.

Негативные особенности своей гуны (например, привычки, приводящие к заболеваниям) можно излечивать при помощи соответствующих мер — таких как медитация, молитва, мантры, пуджа или другие способы духовного самосовершенствования. Наша современная культура в целом очень раджастична.

Психическая конституция ваты (воздуха)Саттвичная (гармоничная): Энергичность, приспособляемость, гибкость, быстрота понимания, коммуникабельность, сильное ощущение своего единства с человечеством, сильная целительная энергия, истинный энтузиазм, позитивный дух, способность к инициативе, к позитивным переменам и движению вперед.

Раджастичная (возбужденная): Нерешительность, ненадежность, гиперактивность, волнение, беспокойство, возбужденность, нервозность, болтливость, поверхностность, шумливость, разрушительные тенденции, фальшивый энтузиазм.Тамастичная (затемненная):

Психическая конституция питты (огня)Саттвичная (гармоничная): Высокий интеллект, ясность, восприимчивость, просветленность, способность к различению, добрая воля, независимость, теплота, дружелюбие, смелость, способность к лидерству.

Раджастичная (возбужденная): Упрямство, импульсивность, амбициозность, агрессивность, стремление контролировать, манипулировать и властвовать, критичность, гневливость, раздражительность, безрассудство, гордость, тщеславие.Тамастичная (затемненная):

Психическая конституция капхи (воды)Саттвичная (гармоничная): Спокойствие, безмятежность, умиротворенность, стабильность, верность, любовь, сострадание, всепрощение, терпение, преданность, восприимчивость, сильная вера, стремление оказывать поддержку и способность вдохновлять.

Раджастичная (возбужденная): Стремление контролировать, привязанность, жадность, материалистичность, сентиментальность, потребность в надежности и безопасности, стремление к комфорту и роскоши.Тамастичная (затемненная): Тупость, вялость, апатичность, леность, отсутствие тонкости и чувствительности, замедленность понимания, склонность к воровству.

Назначение дош

Психические типы и предрасположенность к болезням

Аюрведа учит, что основная причина болезней — «нехватка мудрости» («праджнапарадха»). Это понятие обозначает не просто ограниченность познаний или неспособность к точному словесному выражению мыслей, а недостаточное понимание естественной гармонии жизни и того, как к ней приспособиться, существование вне гармонии с природой, Вселенной и божественным.

Такая дисфункция нашего ума может быть обусловлена внешними факторами, в частности страхом и желаниями. Она препятствует проявлению творческого начала в нашей жизни и загоняет нас в ловушку условностей и предубеждений, проявляясь как отсутствие веры в жизнь и в божественное, отсутствие уважения к жизни и равнодушие.

Психические расстройства, как правило, бывают вызваны такой нехваткой мудрости, или упадком саттвы. Его причинами могут быть изъяны в образовании (упущение моральных и этических ценностей в процессе воспитания), причинение вреда другим людям, чрезмерное возбуждение или избыток развлечений, нечестность, лживость.

Развить саттву можно путем духовного совершенствования, включающего в себя йогические практики, медитацию, пребывание на природе, саттвичную диету и такой образ жизни, который соответствовал бы конституции данного человека.

Саттвичный тип меньше других подвержен болезням. Его природа гармонична и легко приспосабливается. Он стремится к равновесию и к обретению спокойствия ума, тем самым лишая болезнь психических корней. Люди этого типа внимательны к другим и заботятся о себе. Жизнь они рассматривают как необходимый опыт и стараются видеть благо во всем, в том числе и в болезни.

Люди раджастичного типа обычно наделены большой энергией, но могут сами себя «сжечь» чрезмерной активностью. Симптомы болезни у них обычно острые, выздоровление возможно при условии применения правильных лечебных мер. Они нетерпеливы и непоследовательны в лечении болезни и не желают тратить время ради своего выздоровления или брать на себя ответственность за него. В своих болезнях они предпочитают винить других.

Тамастичный тип больше других предрасположен к затяжным, хроническим болезням, в том числе к раку. Его энергия и эмоции склонны к застою, а болезни его, как правило, глубоко укоренившиеся, упорные и трудноизлечимые. Люди этого типа не стремятся к тому, чтобы получить необходимое лечение, и их гигиена обычно находится на низком уровне. Они воспринимают свою болезнь как судьбу и не используют тех методов, которые могли бы помочь им излечиться.

Свойства дош

Каждая из дош обладает характерными свойствами. Вагбхатта, великий комментатор Аюрведы, пишет: «Вата — сухая, легкая, холодная, шершавая, тонкая и возбужденная. Питта — слегка маслянистая, острая, горячая, легкая, с неприятным запахом, подвижная и жидкая. Капха — сырая, холодная, тяжелая, вязкая, мутная, мягкая и плотная». (Аштанга Хридайя I, 11-12).

Вата — в основном сухая, холодная и легкая. Питта — в основном горячая, влажная и легкая. Капха — в основном тяжелая, холодная и влажная. Таким образом, каждая доша имеет с любой другой дошей одно общее свойство и два противоположных.

Мы распознаем доши по их свойствам. Избыток или недостаток определенных свойств указывает на избыточность или недостаточность соответствующей доши, что, в свою очередь, чревато различными патологическими изменениями в организме.

Системы организма (шроты)

Если смотреть на тело как на энергетическое образование, то оно представляется состоящим из бесчисленных каналов, которые образуют и поддерживают все ткани. Здоровье — это правильное движение энергии по каналам. Болезнь же есть нарушение этого движения в виде избыточности, недостаточности, блокировки движения либо движения не в том канале.

Вышедшие из равновесия доши, двигаясь по каналам, вызывают нарушения энергетических потоков. Аюрведа группирует каналы в системы. Некоторые из них можно сопоставить с физиологическими системами западной медицины, однако другие не имеют таких аналогов и подобны системам меридианов китайской медицины.

В Аюрведе существует сложная симптомология нарушений в системах каналов. Все болезни классифицируются по тем системам, к которым они относятся. Исследование каналов при помощи специальных методов диагностики является одним из основных способов определения характера и степени тяжести заболевания.

3 системы каналов связывают организм с внешней средой и обеспечивают питание тела за счет дыхания, пищи и воды:
1. Пранаваха шроты — каналы дыхания, переносящие прану. В основном соответствуют дыхательной системе и отчасти кровеносной. Берут начало в сердце и в желудочно-кишечном тракте, в основном в толстой кишке.
2. Аннаваха шроты — каналы, переносящие пищу. Соответствуют пищеварительной системе. Берут начало в желудке и в левой части тела.
3. Амбуваха шроты — каналы, переносящие воду и регулирующие водный метаболизм. Западная физиология такой системы не выделяет, хотя многие заболевания, например диабет, относятся именно к амбуваха шротам. Берут начало в небе и в поджелудочной железе.

7 систем образуют и снабжают 7 тканей организма:4. Расаваха шроты — каналы, переносящие плазму (расу). Эта система соответствует лимфатической, берет начало в сердце и в кровеносных сосудах.5.

Рактаваха шроты — каналы, переносящие кровь (ракту). Соотносятся с кровеносной системой, берут начало в печени и в селезенке.6. Мамсаваха шроты — каналы, снабжающие мышцы (мамсу).

Мышечная система. Берет начало в связках и в коже.7. Медаваха шроты — каналы, снабжающие жировую ткань (медас). Жировая система. Берет начало в почках и в сальнике.8. Астхиваха шроты — каналы, снабжающие кости (астхи).

Скелетная система. Берет начало в жировой ткани и в бедрах.9. Маджаваха шроты — каналы, снабжающие костный мозг и нервную ткань (маджа). Соответствуют в основном нервной системе. Берут начало в костях и в суставах.10.

Про йогу:  ЭМОЛИУМ ЭМУЛЬСИЯ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ СУХОЙ КОЖИ ГОЛОВЫ И УСТРАНЕНИЯ ЗУДА 100 МЛ - цена 770 руб., купить в интернет аптеке в Москве ЭМОЛИУМ ЭМУЛЬСИЯ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ СУХОЙ КОЖИ ГОЛОВЫ И УСТРАНЕНИЯ ЗУДА 100 МЛ, инструкция по применению

Еще 3 системы соединяют тело с внешним миром, обеспечивая выделение. Отходы жизнедеятельности организма — пот, кал и моча — называются тремя малами. Избыток дош может отрицательно сказаться на них самих и их движении.11. Шведаваха шроты — каналы, переносящие пот (шведа).

Система сальных желез. Берет начало в жировой ткани и в волосяных фолликулах.12. Пуришаваха шроты — каналы, переносящие кал (пуриша). Выделительная система.

У женщин существуют еще две системы:14. Артававаха шроты — каналы, обеспечивающие менструацию.15. Станьяваха шроты — каналы, переносящие грудное молоко. Система лактации. Считается подсистемой предыдущей.

Ум — это особая система каналов, соединенная с нервной и репродуктивной системами. Важно знать, что движение энергии во всех каналах зависит от импульсов, исходящих от ума.16. Мановаха шроты — каналы, переносящие мысли. Психическая система (ум).

Соотношения между физическим и психическим типами

Конечно же, психическая конституция не всегда совпадает с физической. В природе представлены все возможные варианты соотношений. Скажем, физический тип капхи (тяжелый) может иметь ум ваты (легкий): представьте себе, например, очень полного, но не в меру разговорчивого школьного учителя.

Состояния возбуждения дош

В возбужденном состоянии доши вызывают симптомы различных заболеваний.

«Избыток ваты вызывает истощение, упадок сил, желание тепла, дрожь, вздутие живота и запоры, а также бессонницу, нарушение ориентации чувств, бессвязность речи, головокружение, смятение и депрессию»Аштанга Хридайя XI, 6-8

Высокий уровень ваты приводит к тому, что жизненная сила и ум теряют свою связь с телом, вызывая потерю координации и разрушение тела. Гиперактивность приводит к трате жизненных жидкостей организма и истощению.

«Избыток питты придает желтый оттенок калу, моче, глазам и коже, а также вызывает голод, жажду, ощущение жжения и трудности со сном». Высокая питта приводит к накоплению внутреннего жара, к лихорадочным состояниям, воспалениям и инфекциям. Мы буквально начинаем сжигать себя.

«Избыток капхи вызывает подавление пищеварительного огня, тошноту, вялость, ощущение тяжести, бледность, озноб, слабость конечностей, кашель, тяжелое дыхание и сонливость». Высокая капха приводит к увеличению веса и накоплению тяжести в теле, что подавляет нормальное функционирование организма.

Строгое вегетарианство

Несмотря на то, что Аюрведа рекомендует соблюдение вегетарианского питания для всех трех типов дош, для капхи это правило имеет наибольшее значение. Причина заключается в том, что чрезмерно активные люди с преобладанием огня при употреблении в пищу красного мяса становятся еще более агрессивными и неуравновешенными. Кофеин, никотин и алкоголь также находятся под строгим запретом.

Ткани

Согласно Аюрведе, человеческий организм состоит из семи дхату (тканей), которые образуют концентрические слои — от грубых до тонких. Это:1. Плазма (раса), иногда называемая «кожей».2.

 Кровь (ракта).3. Мышцы (мамса).4. Жир, или жировая ткань (медас).5. Кости (астхи).6.

Капха отвечает за все ткани в целом, поскольку она является основной субстанцией организма, а в особенности — за 5 дхату: плазму, мышцы, жир, костный мозг и семя. Питта порождает кровь, а вата — кости.

Нарушения дош обычно проявляются в тех тканях, которыми они управляют. Однако любая доша может проникать в любую из тканей и вызывать там заболевание, поэтому болезни классифицируются не только по дошам, но и по тем тканям, в которых проявилось нарушение дош.

Три доши: вата, питта, капха

Среди физических и психологических характеристик доши вата Аюрведа отмечает легкое и гибкое тело, быстроту мысли, однако напоминает о склонности к затворничеству; доша питта описывается вспыльчивым горячим нравом и спортивным телосложением, но не без склонности к перееданию; тогда как доша капха проявляется в округлых формах, аккуратностью в действиях и мягкостью характера.

В свою очередь, избыток ваты (воздуха) выражается нервозностью, головными болями, бессонницей и сексуальными проблемами; избыток питты (огня) — чрезмерной агрессивностью, повышенным кровяным давлением, язвами и высоким кортизолом; избыток капхи (земли) — медлительностью, ожирением и проблемами с закупоркой сосудов. Для коррекции каждого из этих состояний, согласно Аюрведе, требуется соблюдение особой диеты.

Физические характеристики

Наиболее наглядно природная конституция отражена в устойчивых особенностях нашего тела. К ним относятся телосложение, вес и цвет кожи. Важными факторами являются многолетние привычки и склонности, а также постоянная предрасположенность к определенным заболеваниям.

Хотя конституция человека обычно остается неизменной в течение всей жизни, некоторые чрезвычайные обстоятельства, например продолжительная болезнь, могут вызвать ее изменение.

 ВатаПиттаКапха
ТелосложениеВысокий или низкий рост, худоба, плохо развитое тело.Средний рост, умеренно развитое тело.Низкий рост, полнота, крепкое, хорошо развитое тело.
ВесНебольшой, кости выступают.Умеренный, мышцы хорошо развиты.Большой, склонность к ожирению.
Цвет лицаКоричневатый, темный.Красноватый, с румянцем.Белый, бледный.
КожаТонкая, сухая, холодная, шершавая, потрескавшаяся, вены выделяются.Теплая, влажная, розоватая, с родинками, веснушками и угрями.Толстая, белая, влажная, холодная, мягкая, гладкая.
ВолосыРедкие, жесткие, сухие, коричневатые, вьющиеся.Умеренно густые, тонкие, мягкие, с тенденцией к ранней седине или облысению.Густые, маслянистые, толстые, вьющиеся, блестящие.
ГоловаМаленькая.Средней величины.Большая, крепко посаженная.
ЛобМаленький.Со складками.Большой.
БровиМаленькие, редкие, неровные.Умеренно густые, тонкие.Густые, кустистые, плотные.
РесницыМаленькие, сухие, прочные.Маленькие, редкие, тонкие.Большие, густые, маслянистые, прочные.
ГлазаМаленькие, сухие, тонкие, карие, тусклые, подвижные.Среднего размера, склонные к воспалению, зеленые, пронизывающие.Большие, выпуклые, маслянистые, влажные, светлые, привлекательные.
НосТонкий, маленький, сухой, изогнутый.Средней величины.Толстый, крупный, крепкий, маслянистый.
ГубыТонкие, маленькие, темные, сухие, подвижные.Средней величины, мягкие, красные.Толстые, большие, маслянистые, гладкие, упругие.
Зубы и десныРедкие, сухие, мелкие, неровные; десны западают.Средние; десны мягкие, розовые, часто кровоточат.Крупные, плотно посаженные; десны мягкие, розовые, маслянистые.
ПлечиУзкие, небольшие, плоские.Средней величины.Широкие, крепкие, маслянистые.
ГрудьНебольшая, узкая, слабо развитаяСреднего размера.Широкая, большая, хорошо или чрезмерно развитая.
РукиТонкие, маленькие, плохо развитые.Средней величины.Большие, толстые, длинные, хорошо развитые.
Кисти рукМаленькие, тонкие, сухие, холодные, шершавые, потрескавшиеся, дрожащие.Средней величины, теплые, розовые.Большие, толстые, маслянистые, прохладные, крепкие.
Икры ногМаленькие, твердые.Мягкие, вялые.Округлой формы, крепкие.
СтупниМаленькие, тонкие, сухие, шершавые, потрескавшиеся.Средней величины, мягкие, розовые.Крупные, широкие, твердые, крепкие.
СуставыМаленькие, тонкие, сухие, издающие хруст, неустойчивые.Средней величины, мягкие, вялые.Большие, крепкие, хорошего строения.
НогтиМаленькие, тонкие, сухие, шершавые, темноватые.Средней величины, розовые, мягкие.Большие, толстые, гладкие, белые, крепкие, маслянистые.
МочаБесцветная, скудная, отходит с трудом.Желтая, красноватая, обильная, обжигающая.Беловатая, с молочным оттенком, количество умеренное.
КалСкудный, сухой, выходящий с трудом или болезненно; газы, склонность к запорам.Обильный, мягкий; склонность к поносу, ощущение жжения.Умеренный, плотный, со слизью.
Потоотделение и запах телаСкудное, без запаха.Обильное, пот горячий, с сильным запахом.Умеренное, пот холодный, с приятным запахом.
АппетитИзменчивый, непостоянный.Сильный, острый.Постоянный, слабый.
ГолосНизкий, слабый, хриплый.Высокий, резкий.Приятный, глубокий, мелодичный.
РечьБыстрая, бессвязная; болтливость.Умеренная, аргументированная, убедительная.Медленная, четкая, сдержанная.
УмБыстрый, легко приспосабливающийся; нерешительность.Развитый интеллект, проницательность, критичность.Медлительный, уравновешенный, заторможенный.
ПамтяьПлохая; легко запоминает, но и легко забывает.Острая, ясная.Медленно запоминает, но не забудет.
Преобладающие эмоцииБоязливость, беспокойство, нервозность.Гнев, раздражительность, сварливость.Спокойствие, умиротворенность, привязанность, сентиментальность.
ВераИзменчивость, непостоянство, склонность к бунтарству.Решительность, фанатизм, склонность к лидерству.Постоянство, склонность к консерватизму, лояльность.
СонНеглубокий, тенденция к бессоннице.Умеренный; человек может просыпаться, но затем засыпает снова.Тяжелый, трудно проснуться.
СновиденияДвижение, полеты во сне, тревожные сны, кошмары.Цветные, страстные, конфликтные.Романтические, сентиментальные; сновидений мало.
ИнтересыЛюбит движение, путешествия, парки, игры, шутки, истории, танцы, артистическую деятельность.Любит спорт, политику, живопись, охоту.Любит воду, парусный спорт, цветы, косметику, бизнес.
ДеятельностьБыстрота, неуравновешенность, непостоянство, повышенная активность.Умеренная, мотивированная, целесообразная, целеустремленная.Медлительность, постоянство; самоуверенность.
Сила, выносливостьНизкая выносливость; быстро начинает и скоро останавливается.Умеренная; не переносит жары.Большая сила, хорошая выносливость, но действовать начинает медленно.
СексуальностьНепостоянная, изменчивая, отклоняющаяся, сильное желание, но мало энергии; детей мало.Умеренная; страстность, склонность к ссорам и доминированию.Слабое, но постоянное желание, хорошая сексуальная энергия, преданность; многодетен.
Чувствительность к внешней средеБоязнь холода и ветра, чувствительность к сухости.Боязнь жары; не любит солнца и огня.Боязнь холода и влаги; любит ветер и солнце.
Сопротивляемость болезниПлохая, непостоянная; слабая иммунная система.Умеренная; склонность к инфекционным заболеваниям.Хорошая, постоянная; сильная иммунная система.
Предрасположенность к заболеванияЗаболевания нервной системы, боли, артрит, психические расстройства.Заболевания, сопровождающиеся лихорадочным состоянием; инфекции, воспалительные состояния.Заболевания дыхательной системы, отеки, слизь.
Реакция на лекарстваБыстрая; требуются низкие дозы; неожиданные побочные эффекты или нервные реакции.Средняя; чувствительность к аспирину.Медленная, требуются высокие дозы; эффект проявляется медленно.
ПульсНитевидный, быстрый, непостоянный, слабый — подобный змее.Умеренный, прыгающий, упругий — подобный лягушке.Глубокий, медленный, устойчивый — подобный лебедю.

Функции дош

Воздействие дош на тело и ум в Аштанга Хридайе (XI, 1-3) описывается так: «Корнем дош, тканей и отходов жизнедеятельности является вата (воздух). В своем естественном состоянии она поддерживает усилие, выдох, вдох, движение и осуществление импульсов, равновесие тканей и координацию чувств».

Вата — первичная и самая важная среди трех дош. Она управляет двумя другими и в целом отвечает за все процессы в организме. Поэтому нарушения ваты обычно имеют более тяжелые последствия, чем нарушения других дош, и нередко сказываются на психике и на всем организме.

«Питта (огонь) управляет пищеварением, теплом тела, зрительным восприятием, голодом, жаждой, лучистостью кожи, цветом лица, пониманием, разумом, храбростью и мягкостью тела». Питта отвечает за все аспекты света и тепла в теле и уме.

«Капха (вода) обеспечивает стабильность, смазывание и крепость суставов и такие качества, как терпение». Капха представляет собой материальный субстрат, поддерживающий две другие доши. Она придает устойчивость эмоциональной сфере.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий