Бхакти йога: что это, особенности учения и правила проведения практики — Тайны души

Бхакти йога: что это, особенности учения и правила проведения практики - Тайны души Позы

Основные принципы

Данное движение не подразумевает деление человека по классам и сословиям. Все люди становятся едины перед своей верой в чистоту и силу любви Вселенной. Бхакти доступна для каждого человека и не имеет никаких границ.

Основными принципами движения этого направления йоги являются:

  • единство для все людей;
  • отсутствие рамок и границ по полу, возрасту, социальному статусу человека;
  • служение Богу и полная готовность отдавать себя и преклоняться;
  • не требует развития собственной квалификации, все рассчитано лишь на помощь и любовь Всевышнего;
  • все практики йоги могу достичь совершенства при помощи бхакти, при этом оно может быть наивысшим.

Считается, что человек, который встал на путь данного направления йоги, обретает душевное равновесие и спокойствие, абсолютную уверенность в своей гармонии с собой и окружающим его миром.

Результаты этой практики показывают, что нет никакой разницы между теми, кто только встал на этот путь, и тем, кто является его сторонником длительное время. Все люди равны между собой и едины в своих намерениях любви и чистоты.

Принципы и методы, которые практикуются в этом направлении, едины для всех людей, независимо от социального положения, возраста и других факторов.

Считается, что Бог сам помогает человеку встать на правильны путь и указывает ему то, каким образом он должен себя вести и ощущать в этом мире. При этом человек должен полностью отдавать себя во служение Вселенной.

Бхакти устраняет все препятствия перед человеком, открывает для него мир без границ и условностей, без невозможностей достичь чего-либо. Устраняются все препятствия, в том числе и материальные. Человек обеспечивается всеми необходимыми для жизни ресурсами и навыками.

Советы для начинающих

Начать исследование йоги Бхакти можно, как без помощи других в домашних критериях, так и в храмах Кришны, где преподают духовные учителя. Не считая того, есть личные центры религиозно-философских учений, где собираются единомышленники для проведения медитаций. Они делятся опытом и помогают новеньким стать на путь просветления.

Начинать практику Бхакти необходимо с чтения и прослушивания священописаний. Потом следует отыскать методы внедрения приобретенных познаний в настоящей жизни, и попробовать их воплотить.

Тот, кто хочет постигнуть высшую цель йоги, должен стопроцентно следовать его законам, и поступать так, как того хочет Всевышний.

Доказав свою преданность и бескорыстность, во время медитаций ученик сумеет просить совета у божества, и будет получать ответы на интересующие его вопросцы.

Принципиально держать в голове, что медитацию недозволено проводить в нехорошем самочувствии, злобы, раздражённости либо вялости.

В окружающей обстановке ничего не обязано отвлекать вас от концентрации на собственных идей и перебивать чтение либо прослушивание мантр. Для наилучшего расслабления можно зажечь ароматичные свечки либо благовония.

Опосля медитации рекомендуется отдохнуть, а не приступать к выполнению каких-то дел.

Что это такое?

На санскрите Бхакти-йога означает «бескорыстное служение». Эта разновидность йоги направлена на восстановление связи с Божественными силами.

Чаще всего, в религиях проявление любви к Богу означает строгое подчинение его высшим силам, т. к. Бог мудрее и просветленнее, чем любой представитель человечества.

У Бхакти-йоги несколько иной подход: Бога не нужно бояться, Бог – это наивысший разум, который понимает и любит всё на нашей планете. Понять Всевышнего можно через безусловную любовь, благодарность за свое существование и возможность взаимодействовать с высшими силами.

Практика бхакти-йоги для начинающих

Бхакти-йога — это важный шаг к просветлению, соответственно, и практика для начинающих должна начинаться со слушания и чтения писаний. До этого не обязательно изучать другие виды йоги.

Ознакомьтесь с главными целями практики йоги Кундалини.После прочитанного вы должны определить, как вы можете применить в жизни то, что узнали, а затем попытаться это сделать. Для этого необходимо найти преданных Кришны. Они помогут вам отыскать в себе духовного учителя.

В это время необходимо практиковать киртан, то есть повторять услышанное. Можно использовать Харе Кришна мантры.

С их помощью вы сможете попросить Кришну позволение для служения. Также это поможет найти общение с духовным учителем.

Для того чтобы быстрее достигнуть Высшей Цели, необходимо найти либо храм Общества сознания Кришны, либо домашние программы в вашем регионе.

В этих местах вы сможете слушать ответы и задавать вопросы, петь и повторять мантры вместе с преданными Кришны. В таких местах не нужно даже благодарить за все ответы и советы, так как совершенные действия идут во благо самого Бога Кришны.

То есть вы должны делать все так, чтобы Всевышний был доволен вашими действиями и бескорыстием.

Аштанга-йога. особенности учения и практики

Распространённые заблуждения Среди начинающих, а порой даже среди более опытных практиков йоги, Классическая «Аштанга-йога» представляется как некая стройная «лестница к Освобождению», по которой ученик последовательно поднимается с первых ступеней до последней.

Это не совсем так, а лишь удобное распространённое мнение, рожденное умом, привыкшим всё выстраивать в упрощенные последовательности.

Аштанга, это не последовательные ступени практики, а восемь лепестков цветка Йоги, где каждый вектор обращен из центра цветка, в котором сам человек, к восьми лепесткам-целям: Яме, Нияме, Асане, Пранаяме, Пратьяхаре, Дхаране, Дхьяне и Самадхи.

Конечно, начинающим легче понять Йогу, как постепенное поэтапное восхождение к вершинам Учения.

Этот взгляд может стать «коварной ловушкой», препятствующей правильному развитию занимающегося. Даже опытные практики Хатха-йоги, порой попадаются в сети таких представлений.

Они считают, что важно проработать исключительно первые ступени Аштанга-йоги, а потом идти дальше, но на самом деле, обычно сразу начинают с практики асан, потому что это наглядно, тренирует тело и ощущается быстрый результат.

Неофиты не стремятся использовать дыхательные практики так как следует, ошибочно считая, что «учиться дышать» надо только после освоения поз Йоги. Они не занимаются развитием психики, говоря, что концентрация и медитация не может применяться пока не «проработаны асаны». Этот взгляд — просто личное стремление работать исключительно с телом, не погружаясь в процессы исследования сознания.

За этой точкой зрения стоит либо неосведомлённость в психических процессах, либо подсознательный страх погружения в неизвестную область разума, так как полностью отсутствует личный опыт медитации.

Но такой подход не сможет привести к реализации мудрости и Освобождению, если не продвигаться многогранно, используя методы концентрации и медитацию. Тело все равно, рано или поздно, будет оставлено, а с ним красота, сила и пластичность, те качества, которые развивают многие годы.

Крайности в практике всегда вели к дисбалансу ума, энергии и тела. Избыток физических техник не позволяет правильно развиваться психике, так как при этом, в основном, задействована «грубая» прана и сознание не углубляется, будучи связанным «внешним процессом».

Напротив, стремление совершенствовать только ум, занимаясь исключительно медитацией Раджа-йоги, может привести к недостатку жизненной силы и, в результате, сознание не сможет осуществить прорыв к Освобождению. Поэтому так важна целостность и единство используемых практик.

Общеизвестно, что многие великие мудрецы и святые не применяли изощрённых асан для укрепления тела или занимались Хатха-йогой лишь в начале своего пути.

Они посвящали основное время практики развитию тонкой энергии и духовным медитациям.

Однако, если физическое тело очень ограничено и энергия не может двигаться свободно, то медитации тоже не достигнуть, так как при этом в уме будут преобладать «тяжёлые компоненты » — тамас.

Аштанга-йога, как совокупность Хатха и Раджа йог, включает в себя множество методов, которые способны органично развить как физическое тело, так и сознание практикующего.

Иногда можно столкнуться с переносом идей Раджа практики на Хатха-йогу, когда все асаны выполняются с избыточным расслаблением, полу-медитативно. Это ошибка инертности.

Избыток покоя и чрезмерная пассивность в прктике никогда не приведут к пробуждению Кундалини, которая является главной целью Хатха-йоги. Хотя текст «Йога-сутра» мудреца Патанджали, принят за основу Классической йоги, он, прежде всего, относится к Йоге Сознания — Раджа-йоге.

Попытки проецировать идеи Раджа-йоги на Хатха-йогу, без должного понимания, могут исказить принципы теории и практики.

Искажение системы. Профанация Аштанга-йогиВ современном мире, с его технократическими и прагматическими тенденциями, погоней за чувственными удовольствиями и благами, богатством и властью, под влиянием невежества, часто происходят негативные трансформации даже с таким совершенным Учением как Аштанга-йога.

Это фактически профанация Учения, низведение его высокого потенциала под примитивную ментальность аудитории, массовое сознание которой наполнено низкими бездуховными интересами.

Особенно сильно такая тенденция развивается на Западе.

Можно наблюдать усиливающийся процесс «коммерциализации» йоги, в этом мире «всё продаётся», как кажется некоторым, поэтому и йогу пытаются «ставить на поток» быстрого и прибыльного «обучения» и «подготовки инструкторов» и т.п.

Но такая стратегия лишь уводит умы и души людей с истинного пути, уводит их от самих себя в темноту заблуждений и обмана. Любая, уважающая себя, серьёзная традиция йоги не станет опускаться до примитивного уровня неосознающих себя «последователей». Напротив, она будет стремиться развить сознание людей, раскрыть высшие аспекты разума, духовное начало, пребывающее в спящем состоянии.

Ценность Учения Аштанга-йоги

Фактически существует огромное количество направлений и школ йоги. Некоторые из них «озабочены телом» и являются лишь системами развивающими человека физически. Другие заняты совершенствованием энергетических качеств и экстрасенсорных способностей учеников.

Но действительно глубокие системы Йоги, ставят высшие цели и способные привести к духовной реализации.

Так или иначе, суть заключается в том, что именно качество цели определяет уровень теории и практики. Даже если практикующий, благодаря удачной судьбе, столкнулся с высоким учением и ему даёт наставления великий Учитель — это вовсе не означает, что ученик достигнет высшей реализации.

Если он, игнорируя дхарму, исходя из собственных неверных суждений, будет применять лишь слабые бесплодные методы, то не сможет осознать уровень, на который его ведёт мастер.   Учение Аштанга-йоги является необычайно ценным средством для полной духовной и физической трансформации личности.

Эта система представляет собой очень гармоничный Путь к преображению человеческих недостатков и душевных проблем в позитивные силы и качества облагораживающие личность. Восемь элементов Аштанга-йоги — путь к духовной реализации.

Но если у Вас выпала благая возможность изучать и практиковать такое совершенное Учение, как Аштанга-йога, — не теряйте времени и не ищите на поверхности. Следует погрузиться в исследование и обрести практический опыт, раскрывающий потенциал разума.

Когда встречаешь человека, который говорит о том, что изучал и практиковал йогу, но решил заниматься чем-то еще для продвижения, так как йога «не помогла», становится понятно, что практика его была бесплодной, а понимание поверхностным. Не каждый последователь может распознать и применить силу, которая содержится в Классической йоге, для этого необходимы зрелость и ясный ум, а также надежное руководство учителя.

Про йогу:  Йога для начинающих ( ВИДЕО). Комплекс для ленивых и новичков

Бхагавад гита

Бхакти-йога — одна из трех йог, которым учат в Бхагавад-гите . По словам Питера Бишопа, бхакти-йога — это любовная преданность преданного личному богу как путь к духовности. Два других пути — это гьяна-йога , путь мудрости, где человек стремится к знанию и самосозерцательному самопознанию в качестве духовной практики, в то время как карма-йога — это путь добродетельных действий (карма), не ожидая ни награды, ни последствий за правильные поступки , или нишкама. карма .

Бхагавата пурана

Бхагавата Пурана является популярным и влиятельным текстом в традициях вайшнавизма, и обсуждает Ишвар пранидхан (преданность личного бога). В санскритском тексте представлены различные формы бхакти специально для воплощений Вишну , особенно в терминах «Нараяна, Кришна».

Согласно Эдвину Брайанту и другим ученым, бхакти-йога, изложенная в этом тексте, основана на Йога-сутрах Патанджали и Бхагавад-гите , и они сосредоточены на «высших истинах индивидуального« я »и его любовных отношениях с личным богом».

Бхакти и ортодоксальные индусы

В Индии существует несколько направлений, в том числе и йоги. Бхакти — это лишь одно из самых распространенных. В нем признается лишь один Всевышний.

Он видится людям как вечный чистый разум, единение всего живого и абсолютная любовь ко всему на земле.

И люди, которые являются сторонниками данного направления, считают соей целью служить своему Богу, любить, как и он, все живое на земле, а также почитать самого Творца.

Обычно низшие касты принимают бхакти-йогу с открытым сердцем, зная, что их ждет лучшая жизнь. Они проводят дни в вере и делают все, как полагается по законам данного направления. Бхакти оказывает большое значение на сторонников данной веры. В последнее время поклонников этого направления йоги стало еще больше, оно воспевается и практикуется все шире во всем мире.

Бхакти-йога. йога духовной любви и преданности

Индия – страна древняя и во многом загадочная для европейца, а её многочисленные религиозно-мистические учения представляют собой определённую сложность для понимания и изучения.

Тем не менее, для многих людей различные виды йоги являются неизъяснимо притягательными именно своей сложностью, так как ведут к пониманию своего собственного «я». Одним из самых интересных и глубоких направлений считается бхакти йога. Это высшее выражение любви, осознание и выражение себя через любовь к верховному божеству.

Для некоторых людей эта практика является вершиной их продвижения в понимании и изучении йоги, так как считается, что учение о бхакти – это высшая ступень в занятиях йогой.

Бхакти-музыка и занятия

Мы узнали тонкости бхакти-йоги, а также что это такое и в чем заключается суть занятий, теперь перейдем к подготовке к медитациям.

Занятия могут проходить в домашних условиях в одиночестве или в кругу единомышленников. Для медитации необходимо звуковое сопровождение, а именно бхакти-музыка.

Она помогает настроиться на слияние вашего духовного тела с Всевышним. Популярным альбомом является «Bhaishjaya». В нем собраны необходимые композиции, которые помогают гармонизировать душу человека и укрепить его веру.

Для повышения концентрации на словах, которые вы произносите, и нужно звуковое сопровождение. Музыка помогает достигнуть нужного состояния мыслей. С ее помощью вы восстанавливаете связь с Богом.

Важно! Не занимайтесь медитацией, если вы чувствуете усталость или болеете. Лучше отдохните и перенесите занятие на следующий день.

Медитировать вы можете в любой обстановке и в любое время.

Вам не нужно отрываться от своих забот и работы и не нужно сломя голову бежать в храм и молиться там.

Бхакти-йога является путем к просветлению. С помощью занятий вы сможете наладить «контакт» с Всевышним. Главное — правильно следовать наставлениям и достичь высшей цели Бхакти.

Вайшнава бхакти

Традиция бхакти-йоги исторически больше всего ассоциируется с вайшнавизмом. Личный бог здесь — Вишну или один из его аватаров . Во многих регионах любовная преданность либо Вишну-Лакшми (бог-богиня) вместе, либо через Лакшми, которую считают шакти Вишну.

Высшая цель бхакти

  1. Бхакти йога не требует отречения от своего материального тела, голодания. самобичевания или других аналогичных экстремальных действий.
  2. Это очень гуманное и рациональное учение, направленное на развитие высшей духовности, на открытие в человеке высших связей в божеством.
  3. Для этого пежде всего нужно уйти от современного упрощённого понимания йоги как какого–то спортивного комплекса или средства для очистки энергетических каналов.

Можно сказать, что бхакти йога – это связь между душой человека и высшей духовной сущностью, обмен любовью на нематериальном уровне. В этом случае тело полностью подчиняется требованиям и нуждам души. Практикующий бхакти испытывает чувства намного более глубокие, яркие и возвышенные, чем те, которые спрособны дать обычные отношения между людьми, которые мы привыкли называть любовными.

Основная практика этого вида йоги – глубокая медитация. Человек должен постоянно ощущать тесный духовный контакт со своим божеством, буквально соприкасаться с ним душами.

Нужно сконцентрироваться на своём представлении о высоких качествах бога как личности, но не существа во плоти, а высокодуховной и высокоразвитой сущности.

После этого человек должен осознать, что он представляет собой не просто смертное, временное материальное тело, но душу вечную и нематериальную.

Человеческая душа испытывает неистребимое желание любви, так как это чувство и сама душа связаны неразрывной и незримой «пуповиной». Как пример единства души и любви можно привести жизнь людей, которые внезапно оказались в одиночестве.

Когда-то у них была большая семья и множество друзей, дети и знакомые. Они в изобилии изливали свою любовь и чувствовали себя счастливыми. Но вот дети выросли и покинули дом, друзья разъехались, а родные умерли.

  1. Оставшись один, человек продолжает испытывать острую необходимость любить кого-нибудь. Одни заводят домашних любимцев и безмерно балуют их, стараясь максимально облегчить их существование и сделать его приятным.
  2. Другие находят себя в служении больным или отверженным людям, третьи отдают своё время и силы религии. Это все происходит из-за того, что душа не может существовать без любви, это её естественное, природное состояние.
  3. Упражнения, которыми оперирует бхакти йога, помогают душе человека найти внутренний стержень, связь с верховным божеством, в любви к которому она познает покой и высшее блаженство.
  4. Медитации помогут погрузиться в глубины собственного подсознания, осознать свою роль как части всемирного разума и мировой души.
  5. Только почувствовав, что вы окружены любовью, можно осознать, что любовь никогда вас не покидала, ведь вы и есть любовь, а значит, едины со всем миром и богом, который этот мир создал и возлюбил.

Высшая цель учения

Основной силой и верой практики бхакти-йога является связь человека с высшими силами, единение с Богом и абсолютное преклонение перед ним. Вселенная любит человека и все, что есть живое на земле.

Также и человек обязан любить все, что находится рядом с ним, что его окружает, при этом он поклоняется Всевышнему, чтит его и обязан произносить специальные молитвы, читать священные тексты и почитать все его деяния.

Глубокие чувства, которые имеют сторонники направления, доказывают полное подчинение разума людей принципам этого движения. Люди верят, что их ждет чистая и светлая жизнь благодаря тому, что они с Всевышним едины и имеют большое чувство любви.

Главные понятия и разновидности практики

Бхакти считается наивысшей ступенью в йогической практике, постигнуть которую под силу далековато не любому человеку. Придётся сделать длинный и сложный путь для того, чтоб найти внутри себя высший дух, и соединить его со своим телом и разумом. Для этого нужно завладеть иными формами йоги в последующей последовательности:

В кришнаизме Бхакти является наивысшим выражением любви к верховному божеству. Таковым образом, человек указывает ей свою признательность за подаренную жизнь, признаётся её в зависимости и полном руководстве.

Приверженцы данного вида практик говорят, что через беспредельную любовь к божеству можно узнать правду бытия и избавиться от всего, что мешает обрести счастье и гармонию, как с своим «Я», так и с миром вокруг нас.

Во времена зарождения Бхакти, древнегреческие мудрецы пришли к последующему заключению: понятие «любовь» далековато не совершенно точно, а всеобъятное и обширное. В итоге, это «высочайшее» чувство разделили на 5 видов, любой из которых ориентирован на определённый объект. Им присвоили последующие наименования:

  • Шанта – нейтральность.
  • Сакхья – дружественная привязанность.
  • Дасья – прислуживание либо подчинение.
  • Ватсалья – чувства к родителям.
  • Мадхурья – влюблённость либо сексапильная страсть.

Любой ученик, желающий узнать Бхакти, в праве без помощи других выбирать один из видов любви, который бы стопроцентно соответствовал его духовному состоянию и миропониманию.

Человек должен признать абсолютное величие объекта поклонения, также полюбить его, как свою «вторую половинку», предназначенную судьбой, с которой он чувствует себя единым целым.

Для доказательства собственной преданности, необходимо выполнить последующие 9 шагов:

  • Шраванам – зание божества средством прослушивания священных писаний, при всем этом следует повсевременно произносить его имя.
  • Киртанам – воспевание имени объекта поклонения и воспевание его деяний.
  • Смаранам – вхождение в медитативное состояние и концентрация на определённом виде божества, также его наилучших качествах и поступках, которые вызывают восхищение, и желание подражать.
  • Пада-севанам – глубочайшее, персональное служение, средством паломничества святыми местами, медитация на лотосных стопах высшего существа и омовения святой водой.
  • Арчанам – поклонение мурти под управлением наставника.
  • Ванданам – вознесение молитв с поклонами.
  • Дасьям – прислуживание божеству и рвение удовлетворить любые его потребности.
  • Сакхьям – обретение дружественных эмоций и равных отношений.
  • Атма-ниведанам – абсолютная жертвенность и подчинение объекту поклонения.

Преодолев все шаги, человек достигнет просветления и сольётся с божеством. Он ощутит целостность собственной личности, и обретёт абсолютное счастье.

Главные цели и особенности практики

Бхакти йога является оптимальным и человечным учением, которое ориентировано на духовное развитие и открытие внутри себя связи с высшим божеством.

Оно не просит выполнения экстремальных действий, таковых как голодание, отречение от физического тела либо самобичевания.

Практикующие люди способны испытывать наиболее глубочайшие чувства, они еще ярче и возвышенней, чем те, которые принято считать «любовными».

В базе Бхакти лежит глубочайшая медитация, благодаря которой ученик имеет возможность соприкоснуться душой с высшим божеством, и сделать с ним тесноватый и неизменный контакт. В итоге йог понимает главную правду, которая состоит в том, что он является нечто огромным, чем просто вещественным, смертным телом, ведь его душа вечна, а способности беспредельны.

Потребность в любви заложена в людях на духовном уровне, а её отсутствие приводит к внутреннему разрушению. Находясь в одиночестве человек равномерно «теряет» себя, что плохо отражается на его жизни в целом.

Чтоб сделать лучше своё состояние, кто-то заводит домашних животных, и всячески их балуют, а кто-то стопроцентно посвящает себя обездоленным и нездоровым людям.

Такие методы, помогают восполнить потребность в любви только отчасти, ведь связь с духовным «Я» как и раньше остаётся утерянной, а найти её можно только при помощи таковых практик, как йога Бхакти.

Движение бхакти

По своей сути бхакти — это непреклонное служение Богу и полное удовлетворение его потребностей, а также готовность человека идти на жертвы, приносить себя в жертву ради Всевышнего.

При этом само движение проповедует и любовь не только к Вселенной, но и ко всему живому в мире в целом.

Про йогу:  Йога на мячах | Фитнес Эксперт | Fitness Expert (отраслевая бизнес-площадка)

Бог в индийской культуре — обобщенное понятие безупречной силы, единого разума мира, который сам любит все, что живет на земле.

Божественного начала. Существует две группы приверженцев этого направления в йоге. Первая группа йогов склонны почитать божественный абсолют в виде того, что мы имеем на земле, то есть в виде всего, что нас окружает. Эта группа называется Пара Бхакти.

Вторая группа понимает свое предназначение как умение и желание любить Вишну, то есть верховного Бога. Они носят название гауни Бхакти. Данная группа намного менее развита и некоторые философы даже считают, что приверженцы этого направления более фанатичны, чем ара бхакти, поскольку они чтут лишь одно божество, то есть существует разногласие в этом понимании.

Также существуют движения, которые поклоняются Божественному по принципу бхакти-йоги. Это кришна, вишна, шива и шакти. каждый из них имеет определенное значение для индийской культуры в целом.

Здесь существует такое понятие, как атма ниведана. Это самоотречение, то есть способность человека самостоятельно отречься от чего-либо. То есть человек должен быть готов полностью очистить себя и посвятить учению и вере в Бога. При этом он становится единым с вечностью, просветленным и чистым.

Приверженцы бхакти-йоги верят, что Бог не терпит противоречий, но он любит всех, готов хранить людей и все, что есть живое на земле. Люди, которые практикуют данную практику, чувствуют себя под защитой Вселенной, чистого высшего разума.

Девять ступеней

Обрести светлую и чистую любовь к Богу можно через девять ступеней познания Бхакти-йоги.

  1. Шравана – начальный этап, в который входит прослушивание священных текстов и искреннее восхваление Всевышнего.
  2. Киртана – следующий шаг, связанный с воспеванием Всевышнего и его основных благодеяний.
  3. Смарана – проведение систематических медитативных занятий с восхвалением Всевышнего и его благодеяний. Важно научиться правильной медитации, поэтому следует уделить этой ступени особое внимание.
  4. Пада-севана – обретение возможности служить Богу, после прохождения предыдущих трех этапов. Понимание истинной любви и верности.
  5. Арчана – ежедневное поклонение Всевышнему.
  6. Вандана – молитвы и поклонение Всевышнему через любовь и преданность.
  7. Дасья – поклонение и служение единому Богу, удовлетворение всех надобностей Всевышнего.
  8. Сакхья – открытие глубоких, искренних чувств к Богу, на основе дружественного отношения и перехода на более высокий духовный уровень.
  9. Атма-ниведана – полное подчинение Богу с помощью любви, готовность совершать пожертвования для Всевышнего.

Справка! Когда будут пройдены все девять этапов, человек почувствует глубокое чувство искренней любви и единения с Богом. Через полученный опыт приходит понимание и осознание самого себя. Человеку становятся доступными новые знания, и совершается переход на более высокий уровень духовного развития.

Мехер баба

Движение, возглавляемое Мехером Бабой, заявляет, что «из ряда практик, ведущих к конечной цели человечества — реализации Бога, — бхакти-йога является одной из самых важных. Практически все человечество озабочено бхакти-йогой , которая: простыми словами, означает искусство поклонения.

Но его следует понимать во всех его истинных аспектах, а не только в узком и поверхностном смысле, в котором этот термин обычно используется и интерпретируется. Глубокое поклонение, основанное на высоких идеалах философия и духовность, побуждаемые божественной любовью, несомненно, составляют истинную бхакти-йогу ».

Пашаян соглашается с тем, что бхакти-йоги находятся на коврике, разнося пиццу, в академических кругах, в политике и международных отношениях. Там, где вы меньше всего этого ожидаете, в комнате с вами находится бхакти-йог, благодаря которому общие точки соприкосновения могут быть актуализированы в продуктивных решениях сегодняшних важнейших проблем, а проблемы могут быть решены.

Определение

Начнем с определения. Бхакти йога в переводе с санскрита означает — «бескорыстное богослужение». Это одна из разновидностей йоги, направленной возрождение взаимосвязи с Богом.

В традиционных религиях, любовь к Богу понимается, как беспрекословное подчинение высшему существу, духовному мудрецу — гораздо более мудрому и просветленному, чем любой из людей.

В христианстве таким духовным мудрецом выступает Иисус, в Иудаизме — Моисей, в мусульманстве — Мохаммед.

Бхакти — йога, проповедующая совершенно иной подход: Бог это не тот, кого надо страшиться, подчиняться. Бог в индийской культуре — это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле. Чтобы познать Бога нужно уметь безусловно любить, выражать признание за собственную жизнь, и возможность обрести связь с божественным разумом через это чувство безусловной любви.

Другие три вида йоги готовят тело к безусловному служению:

Особенности

Почитателям Бхакти-йоги важно каждую минуту думать о Всевышнем, воспринимая его как господина, друга, сына и возлюбленного. Может показаться, что это легко выполнимое задание, но на самом деле от человека требуется полная отдача и концентрация на правильных мыслях, не обращая внимания на окружающую действительность.

Бог представляется человеком как личность, к которой можно легко обратиться. Его имя повторяется и восхваляется постоянно, предлагаются дары в виде цветов и пищи.

Отношение к бхакти ортодоксальных индусов

https://www.youtube.com/watch?v=I22l3W0rH2k

Бхакти йога – учение по своей сути одновременно и монотеистическое и пантеистское, так как там существует и верховное божество, и признаётся единство бога со всем сущим, окружающим миром.

В некоторых своих проявлениях оно противоречит классической кастовой системе, поэтому встречает непонимание и отвержение у сторонников чёткого социального деления.

В то же время люди из низших каст с восторгом относятся к бхакти и полностью её принимают, что абсолютно естественно и понятно. Говорить о всеобщей любви и терпимости к инакомыслящим в условиях строгого кастового деления не приходится.

Опять-таки, здесь можно привести аналогии с христианством. Когда Иисус только начинал проповедовать, к нему в основном присоединялись отверженные, не находившие понимания и защиты в ортодоксальной иудейской вере.

Какие бы не существовали сложности в восприятии этой практики, бхакти сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии индийского общества, да и всего мирового человечества.

Она стала источником многочисленных литературных и религиозных произведений, породила множество танцев и музыки, статуй, картин и других произведений религиозного искусства.

Любовь к богу стала толчком в развитии самосознания нации и её дальнейшего самосовершенствования.

Панчаятана пуджа

Панчаятана пуджа — это форма бхакти, встречающаяся в индуистской традиции смарта . Он состоит из одновременного поклонения нескольким божествам: Шиве , Вишну , Шакти , Сурье и Ишта-дэвате, например Ганеше или Сканде, или любому личному богу, выбранному преданным.

С философской точки зрения традиция смарта подчеркивает, что все изображения ( мурти ) — это символы сагуны Брахмана , средства размышления об абстрактной Высшей Реальности, называемой ниргуна Брахман.

Пять или шесть икон рассматриваются Смартасом как множественные изображения одного Сагуна Брахмана (то есть личного Бога с формой), а не как отдельные существа. Конечная цель этой практики — отказаться от использования икон, а затем следовать философскому и медитативному пути к пониманию единства Атмана (души, «я») и Брахмана как «То, что есть Ты».

Понятие бхакти йоги

Любая мировая религия включает в себя любовь к своему божеству и почитание его как единственно возможного всемогущего и всевидящего единого вселенского разума. Однако каждое религиозное течение подразумевает различные методы выражения этой любви.

В большинстве религиозных верований эта любовь – только безусловное подчинение, полное осознание своей зависимости от милости божества и ничтожности перед его властью. Но бхакти йога проповедует иной подход.

В ней любовь – это путь и способ познания бога, выражение своей признательности за собственное существование, возможность соединения с божественной сущностью через чувство безграничной любви.

В древней индуистской философии эта практика относится к четырём базовым формам йоги. Она представляет собой развитие любви к богу путём бхакти, то есть служения ему с преданностью и любовью. Многочисленные индуистские священные книги пропагандируют её как самую быструю и лёгкую форму йоги.

Она наиболее близка и понятна европейцам, так как понятие любви к богу существует и в христианстве, мало того, там утверждается, что «Бог есть Любовь».

Это близко индуистским учениям, где высшее божество представляется в виде универсального безупречного разума, наделённого пониманием и любовью ко всему сущему.

Древние писания «Бхагавад-гита» описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый вид йоги считается наивысшим:

  • Бхакти йога
  • Карма йога
  • Джнана
  • Раджа

Все остальные виды йоги могут считаться подготовкой души и тела к служению бхакти. Они развивают способности человека, подготавливают его дух и тело к осознанию своего единства в любви со своим высшим духом. Существующие в индуизме практики, основанные на бхакти, носят название движений бхакти.

Практика

В этом направлении йоги выделяют две основные практические ступени.

Сначала человек должен научиться выполнять необходимые задания без осознания их истинного духовного значения.

Когда человек достигает автоматизма в действиях, к нему приходит осмысление чего-то большего. Таким образом, ему открывается поток энергии Бхакти. Как только это произошло, человеку можно уже не соблюдать все правила учения, а направить внутренние силы на ощущение связи между собой и Всевышним.

Особое значение имеют джапа-медитации, когда человек многократно повторяет заученные мантры. Эта практика доступна всем и проста в выполнении.

Можно освоить методику созерцания Божественного (Тратака).

Но самым действенным способом постичь истинную любовь Бога считается искренняя молитва, которая исходит из самых глубин души.

Прием пищи в бхакти

Перевод самого слова бхакти означает любовь и преданность. Движение и основано на полной преданности и любви человека к Всевышнему и всему живому на земле. Вкушая пищу, необходимо заранее прочитать над ней маха-мантру, три раза. Пища предлагается в знак преданности и любви к Всевышнему сначала Богу, после чего можно самостоятельно вкушать ее.

Общий порядок движется по нарастающей. Сначала необходимо принимать тяжелую и трудно перевариваемую пищу, затем переходить к более легкой. Таким образом телу будет легче усваивать и перерабатывать продукты.

Та еда, которая имеет кислый вкус, употребляется в середине принятия пищи. А горькая еда должна быть употреблена в самом начале трапезы, поскольку считается, что она освежает разум и полость рта.

Поэтому люди, когда принимают пищу, должны обязательно удостовериться в том, что они сыты. Иногда мы не можем контролировать свои желания и перенасыщаем свой организм. Для йоги это неприемлемо.

Обязательно оставлять особую часть своего желудка для движения, чтобы энергия могла свободно циркулировать в любой части человеческого тела.

Проповедники

Самые известные проповедники Бхакти:

  1. Нарада — мудрец-полубог, который является одним из самых почитаемых. По преданию он предсказал рождение Кришны, принес людям математику, астрономию и обучил земледелию. Пураническая литература описывает его в качестве монаха-путешественника, обладающего магической силой, заключающейся в перемещении с одной материальной Вселенной в другую, путешествиях на планеты, принадлежащие к духовным мирам. У Нарады есть инструмент, с помощью которого он играет мантры славя Вишну и Кришну.
  2. Альвары — двенадцать святых поэтов, преданно любящие Вишну. Они жили на земле примерно 5 тысяч лет назад, там, где находится Южная Индия. Именно Альвары возродили Бхати, через поэмы и гимны. Наммальвар — самый почитаемый из всех поэтов.
  3. Наянары — поэты, жившие и творившие в период с пятого по десятый века.
  4. Шанкара — в Индии его почитают, как реформатора, мистика и поэта.
  5. Мадхва — индийский ученый и проповедник. Он и его брат Саян написали несколько комментариев к ведам, грамматические и юридические трактаты. Мадхва выступает автором примерно сорока сочинений, он принадлежал к вишнуитам.
  6. Джаядева — древний поэт, живший в Индии и писавший на санскрите. Он является автором знаменитой «Песни о Пастухе».
  7. Нимбарка — теолог, живший во времена средневековой Индии, проповедник идеи о безусловном служении Кришне.
  8. Чайтанья — именно его называют родоначальником гаудия- вайшнавсской традиции. Его считают воплощением Радхи и Кришны, основатель ведантической школы.
  9. Рамакришна — был рожден в Бенгалии являлся реформатором, мистиком и проповедником. На территории Индии он считался одним из самых авторитетных людей своего времени.
  10. Викекананда — его принято считать идеологом индийского возрождения. Реформатор верил в то, что однажды восторжествует социальная справедливость, видел Индию свободной и независимой страной, выступая против расизма и угнетений. Он пропагандировал универсальную измененную религию, главной целью которой считал оказание помощи бедным и голодающим людям.
Про йогу:  Инструкторы по йоге айенгара в Ростове-на-Дону срочно — 796 тренеров, работающие со срочными заявками на Профи

Разновидности бхакти

В Древней Индии люди считали, что в бхакти-йоге на практике существуют пять основных разновидностей, позволяющие видеть Бога и дарить ему любовь и преданность.

  • Шанта — нейтральное положение.
  • Дасья — непреклонное повиновение.
  • Сакхья — дружеские отношения.
  • Ватсалья — материнские или отцовские чувства.
  • Мадхурья — влюбленность.

Узнайте 15 правил йоги для здоровья и долголетия.Из пяти этих разновидностей йог выбирает тот вид, который ему больше нравится и подходит. Перед занятиями необходимо признать абсолютную силу и величие Бога. Чтобы достичь бесконечно чистой и светлой любви, есть девять процессов бхакти-йоги:

  • Шравана. Процесс заключается в прослушивании священных преданий о Боге. В это время вы должны постоянно произносить и восхвалять его имена;
  • Киртана. На данном этапе вы должны воспевать священные имена Бога и его деяния;
  • Смарана. Процесс заключается в постоянном медитативном состоянии на имена, деяния и личные характеристики Бога;
  • Пада-севана. Вы должны прислуживать Всевышнему;
  • Арчана. Процесс заключается в поклонении перед иконой Божества (мурти);
  • Вандана. На данном этапе вы должны молиться Всевышнему, преклоняясь перед ним;
  • Дасья. Ввы должны служить Божеству и удовлетворять его потребности;
  • Сакхья. На этом этапе вы открываете для себя на духовном уровне глубокие и дружеские чувства к Божеству;
  • Атма-ниведана. На последнем этапе вы должны ощущать полное подчинение Божеству и быть готовым на жертвы ради Всевышнего.

Разновидности бхакти в кришнаизме

Древние греки признавали несколько различных видов любви, осознавая, что любовь – это очень широкое и всеобъемлющее понятие. Они отличались друг от друга тонкими нюансами и направленностью на объект.

Одно дело – любовь к женщине, совсем другое – поклонение перед божеством или силами природы. Любовь могла быть страстью, преданностью, спокойной дружбой и так далее. Нечто подобное наблюдается и в йогической практике.

Согласно трудам древних мудрецов, можно выделить 5 основных бхава, или видов бхакти:

  • Шанта – нейтралитет
  • Дасья – подчинение (слуга – господин)
  • Сакхья – дружба
  • Ватсалья – родительские чувства
  • Мадхурья – страсть (влюблённость)

Бхакти йога позволяет выбрать наиболее подходящий из перечисленных видов. Он должен быть по душе человеку и идеально соответствовать его мировоззрению и душевному настроению. Началом движения бхакти считается признание абсолютного величия божества. Оно состоит из того, кто служит, собственно служения и стороны, это служение принимающей.

Высшее состояние души – это любовь. Через неё познаётся истина. Индуисты считают высшим проявлением любви к божеству Мадхурья-бхава, то есть высокое чувство к богу как к своему возлюбленному, единственному суженному, с которым верующий считает себя единым целым. В этом и состоит суть практики этой формы йоги.

Поклоняющиеся Вишну насчитывают 9 форм бхакти йоги. Бесконечно светлой и чистой любви к богу можно достичь, следуя одному из следующих путей:

  • Шравана – прослушивание священных книг, писаний и преданий о божестве с постоянным произнесением и восхвалением его имён.
  • Киртана – восхваление деяний божества с воспеванием его священных имён.
  • Смарана – постоянное медитативное состояние на деяния, имена и личностные характеристики божества.
  • Пада-севана – персональное, глубоко личное служение богу.
  • Арчана – в индуистской практике это поклонение одной из мурти (изображений, статуй и так далее) божества.
  • Вандана – молитвы богу.
  • Дасья – служение для удовлетворения потребностей божества.
  • Сакхья – глубокие дружеские чувства к богу на духовном уровне.
  • Атма-ниведана – жертвенность, подчинение всего себя своему божеству.

Движения бхакти очень древние и в различных видах и формах присутствуют в практически всех религиозно-философских индийских учениях.

Их отголоски можно обнаружить и в священных текстах, и в отношениях современных верующих к своим божествам, их воплощениям в реальном мире и в безграничном уважении и поклонении статуям и другим изображениям богов, почитании храмов и святых мест.

Можно сказать, что вся Индия буквально пронизана бхакти – она полна любви, будь то крошечная букашка, священный слон, корова или человек. Здесь любовь может проявляться в разных формах – в танце, посвящённом Шиве или Кришне, музыкальном произведении, необыкновенной красоты статуе или изображении.

Достаточно посмотреть, как индийцы, даже самые бедные и обездоленные, несут своим богам угощения, наряды и красивые венки из свежих цветов. В этом нет и доли рабского преклонения или страха перед возможным грядущим наказанием за прегрешения или нарушения традиций.

Это любовь в чистом виде, ведь то, что они делают, связано исключительно с любовью, которую они испытывают. И это не религиозный экстаз, столь свойственный католической религии – здесь налицо великая мудрость, спокойствие просветлённой и безмерно любящей души.

Этот вид йоги позволяет человеку самому найти свой путь к божественной любви. Он должен целиком и полностью соответствовать потребностям души человека, ведь не зря говорят: «насильно мил не будешь». Все люди имеют свои особенности и тонкости душевной конституции.

Кто-то по своей сути жертва и ему намного ближе будет жертвенная любовь, покорное служение богу с полным подчинением своих интересов. В этом он найдёт своё счастье. Другой чувствует своё духовное равенство с богом и готов воспринимать его как верного и любимого друга.

Такой человек абсолютно счастлив – он и есть Бог, светлая душа мира.

Разновидности бхакти как философского учения

Данный вид йоги — это один из четырех основных типов. Йога позволяет человеку обрести гармонию с собой и окружающим миром, стать чище и здоровее, а также развить способности к единению с Вселенной.

Бхакти-йога основана на принципах духовного просветления. Существует несколько разновидностей этого учения:

  • шанта;
  • дасья;
  • сакхья;
  • ватсалья;
  • мадхурья.

Каждый из этих пяти типов имеют свои особенности. Так, шанта обозначает нейтральную позицию, дасья — полное подчинение, сакхья — отношения, основанные на дружбе, ватсалья — чувства матери, отца к своему ребенку, мадхурья — влюбленность.

В практике бхакти также есть и особенные процессы, которых йоги придерживаются:

  • киртана — воспевание священных имен и действий Бога;
  • шравана — слушание учений о Боге;
  • смарана — медитация на имя Бога;
  • пада-севана — служение Богу;
  • арчана — поклонение иконе мурти;
  • атма-ниведана — абсолютное подчинение Богу и готовность идти на преклонение и жертвы;
  • сакхья — открытие дружеских чувств к Богу;
  • дасья — удовлетворение потребностей Бога;
  • вандана — молитва Всевышнему.

Бхакти йога является одной из самых преданных из большинства религиозных направлений мира. Методика этого направления несколько отличается от привычной для европейского человека хатха йоги или иных подобных практик. Она несколько более широка в духовном понимании, чем другие ее разновидности.

С чего начать

Упражнения бхакти-йоги основаны на вхождении человека в состояние глубокой медитации. Практикующий должен чувствовать физический и духовный контакт с Богом.

Основная суть в сосредоточении человека на индивидуальных представлениях о том, что или кто является Богом с точки зрения духовного существа.

В результате должно возникнуть понимание того, что человек является не тленным телом, которому суждено умереть, а нематериальную душу, вне пределов времени и пространства.

Бхакти не требует знаний упражнений йоги. Практики начинаются с прослушивания и повторения мантр, чтения священных текстов. Начинающим нужно посетить ашрам — центр в котором проводятся йогические практики, найти единомышленников и духовного наставника.

Бхакти-йога — путь к духовному просветлению. Практика поможет наладить отношения с собой, внутренним я, и Богом. Главное правило — точно следовать наставлениям и поддерживать связь с теми, кто разделяет данную философию жизни.

Связь бхакти-йоги и гаудия вайшнавизма

Одной из религиозных традиций внутри движения индуизма, является гауди вайшнавизм. Это движение представляет собой одной из направлений вишнуизма, при этом считается оно наравне с шиваизмом.

Традиции эти произошли от одного корня, но имеют и отличия. Основная черта вайшнаизма — поклонение Вишну и почитание его как сильный верховный разум.

Философия этого движения имеет некоторые сходства с Бхакти-йогой. Поскольку и в этом движении имеется связь с почитанием силу Божественного разума, полным преклонением перед ним и служение Вселенной.

Философия

Бхакти йога: что это, особенности учения и правила проведения практики - Тайны души

Бхакти-йога от индуиста в

Химачал-Прадеше

.

Санскритское слово бхакти происходит от корня бхадж , что означает «разделять, разделять, приобщаться, участвовать, принадлежать». Это слово также означает «привязанность, преданность, нежность, почитание, вера или любовь, поклонение, благочестие к чему-то как духовному, религиозному принципу или средству спасения».

Термин йога буквально означает «союз, иго» и в этом контексте означает путь или практику для «спасения, освобождения». Йоги называют здесь является «объединяясь, союз» своего Атмана (истина себя) с понятием Верховного Брахмана (истинная реальность).

Согласно Самрату Кумару, бхакти-йога — это индийская традиция «мистицизма божественной любви», духовный путь, «синоним глубокого понимания единства и гармонии вечной личности с Божеством (вселенским Существом) и всеми существами, постоянное наслаждение «.

Чайтанья махапрабху

В ориентированных на Кришну традициях вайшнавизма « Чайтанья-чаритамрита » Кришнадаса Кавираджа интерпретирует раздел 7.5.23-24 « Бхагавата-пураны», чтобы научить девяти типам бхакти- садханы словами Прахлады . Дэвид Хаберман переводит их следующим образом:

(1) шравана («слушание» библейских историй о Кришне и его товарищах), (2) киртана («восхваление»; обычно относится к экстатическому групповому пению), (3) смарана («вспоминание» или сосредоточение ума на Вишну. ), (4) пада-севана (оказание служения), (5) арчана (поклонение образу), (6) вандана (поклонение), (7) дасья (рабство), (8) сакхья (дружба) и ( 9) атма-ниведана (полное отречение от себя).

Эти девять принципов преданного служения были включены Рупой Госвами и связаны с Чайтаньей Махапрабху как неотъемлемая часть духовной практики, сосредоточенной на Кришне.

Бхакти йога: что это, особенности учения и правила проведения практики - Тайны души

Сикх, исполняющий бхакти

Шайва сиддханта

Śaivasiddhānta традиция способствует Бхакти йогу, подчеркивая любящую преданность Шиве. Его богословие представляет три универсальных реальности: пашу (индивидуальная душа), пати (господин, Шива) и паша (рабство души) через невежество, карму и майю .

Историческая литература Шайва-сиддханты — это огромное количество текстов. Практики шайва-сиддханты сосредоточились на абстрактных идеях духовности, поклонения и любовной преданности Шиве как Сада-Шиве и учили авторитету Вед и Шайва-агам.

Шакти бхакти

Бхакти йога: что это, особенности учения и правила проведения практики - Тайны души

Мирабаи

считается одним из самых значительных святых в традиции

вайшнавской

бхакти.

Бхакти богини — еще одна важная традиция, встречающаяся в шактизме . Теология единства и единства «божественной Богини и преданного», их вечная бесстрашная любовь друг к другу — это тема Деви Гиты , текста, включенного в Деви-Бхагавата Пурану .

https://www.youtube.com/watch?v=aNjunMIPqdU

Конкретные практики бхакти-йоги среди шактистов аналогичны таковым в других традициях индуизма. Преданность Шакте распространена в восточных штатах Индии, особенно в Западной Бенгалии . Личный бог здесь варьируется и включает Дургу , Тара Ма (буддийское влияние)

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий