Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама)

Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама) Позы

3. Направления буддизма

Уже после паринирваны Будды в буддизме появилось множество разнообразных течений и школ. При их классификации исходят из разных принципов, в частности из регионального, учитывающего область формирования направления (индийский, тибетский, японский буддизм, буддизм на территории России), и доктринального, опирающегося на сходства и отличия вероучительно–мировоззренческого характера. Не всегда одно направление буддизма можно чётко отделить от другого. Все школы принято делить на два течения: стхавиравадинов (тхеравадины) и махасангхиков, из которых на рубеже нашей эры сформировались основные направления буддизма, существующие на современный момент:

Хинаяна – «Малая колесница» (малый, ущербный путь спасения), или Тхеравада (Учение старейших);

Махаяна – «Большая колесница» (большой, великий путь спасения);

Ваджраяна – «Алмазная колесница» (особый, интенсивный путь).

Структура современного буддизма указана на рис. 17.

Рис.17. Структура современного буддизма

Различия между этими направлениями буддизма весьма существенны. Главным образом они касаются представлений об идеальной личности, цели буддийского пути и учения о природе Будды.

Идеалом Хинаяны является архат («Достойный») – монах, собственными усилиями достигший нирваны и покинувший мир. На пути к нирване монах преодолевает три ступени:

сротапанна (ступень «вступившего в поток») – монах бесповоротно вступает на путь спасения;

сакридагамин (ступень «единожды возвращающегося») – ожидание последнего перерождения в мире;

анагамин (ступень «более не возвращающегося») – сознание человека пребывает на уровне мира форм и мира не–форм, достигает состояния архата и уходит в нирвану.

С точки зрения учения Хинаяны, Будда до своего пробуждения (бодхи) был добродетельным и совершенным человеком. После же пробуждения, понимаемого как достижение состояния архата, он перестаёт быть человеком, становясь просветлённым, преодолевшим сансару. Достигнув нирваны, он уже не существует ни в мире, ни вне мира, таким образом, все молитвы ему бессмысленны, ибо его уже нет. Зато любой монах, точно следующий пути, указанным Буддой, может достичь того же, что и Будда.

Достижение просветления возможно только в монашеской общине (сангхи), собственно буддистами могут считаться только монахи. Миряне могут только улучшать свою карму добрыми делами и содержанием сангхи, и в одной из следующих жизней получить возможность стать монахами и достичь нирваны. При этом монашество в буддизме основано на иных началах, чем в других религиях, например в христианстве. В частности, оно менее подчинено дисциплинарным требованиям.

Таким образом, Хинаяна, будучи достаточно закрытой формой буддизма, не нуждалась в широкой проповеднической деятельности и получила распространение лишь в тех регионах, где изначально было сильное влияние индийской культуры – в Южной и Юго–Восточной Азии. Она, пожалуй, ближе всего идеалу классического буддизма, поскольку интенсивная забота о других может войти в противоречие с изначальной установкой на подавление привязанности к миру, а значит, и к окружающим. Следствием является отказ от активного миссионерства. Религия же становится в значительной мере элитарной.

Идеалом Махаяны является бодхисаттва, стремящийся к достижению состояния Будды на благо всех живых существ. Целью буддистского пути здесь является не нирвана как таковая, а достижение пробуждения (бодхи). Эта идея настолько важна, что её называют Бодхисаттваяной (Колесница Существ, Стремящихся к Пробуждению). Махаяна отказалось от строгой элитарности, с одной стороны, и чистой пассивной созерцательности – с другой.

Бодхисаттва – это любой человек (монах, мирянин, женщина, мужчина), наделённый намерением достичь бодхи, пробудиться и стать Буддой (бодхичитта). Бодхичитта это ещё и отношение ко всем живым существам, как к своим «матерям»: каждое существо в бесконечном круговороте сансары выступало в роли матери, поэтому задача буддиста – прежде спасти своих матерей, т.е. указать путь спасения всем остальным существам, отказавшись от собственного спасения, пока не спасутся остальные. Основными качествами бодхисаттвы в Махаяне являются праджня (мудрость) и каруна (сострадание).

Каруна понимается как набор практических средств или методов помощи окружающим (упая). Цель сострадания всегда сотериологична (ведёт к спасению, которое понимается в буддизме иначе, чем в монотеистических религиях) – освобождение страдающих существ от мук сансары.

В Махаяне выделяются три типа бодхисаттв:

– Бодхисаттва–царь – разом спасающий всех;

– Бодхисаттва–лодочник – спасающий по одному;

– Бодхисаттва–пастух – спасающий всех существ и только затем уходящий в нирвану. В последнем случае появляется элемент жертвенности.

Достижение пробуждения и состояния Будды – крайне долгий процесс. Обретая пробуждение, бодхисаттва не уходит в нирвану, а накопленные силы и могущество тратит на помощь окружающим.

Бодхисаттва следует путём парамит (путь совершенств). Всего существует шесть парамит:

– дана–парамита (совершенство даяния);

– кшанти–парамита (совершенство терпения);

– виръя–парамитпа (совершенство усердия);

– шила–парамита (совершенство соблюдения обетов);

– дхьяна–парамита (совершенство созерцания);

– праджня–парамита (совершенство премудрости).

В поздней Махаяне бодхисаттвами стали называть великих подвижников, достигших бодхи и оказывающих помощь всему живущему. Культы бодхисаттв Манджушри (бодхисаттва мудрости), Ваджрапани (уничтожение заблуждений), Авалокитешвары (милосердие и сострадание), Кшитигарбхи (спасение от ада), Майтреи (бодхисаттва будущего), Самантабхадры (защитник учения и буддистов), Тары (бодхисаттва сострадания, давшая обет стать Буддой в женском теле, чтобы доказать возможность пробуждения и просветления для женщин) и др. составляют основу культовой практики Махаяны.

С точки зрения Махаяны, природа Будды и бодхи совпадают, пробуждение Будд выражено в Дхарме (Учении), и последняя формирует как духовное, так и физическое тело Будды. Так было сформировано учение о Дхармовом Теле (дхармакая) Будд как высшей онтологической реальности.

Природа Будды – это истинная природа всех дхарм, тогда все дхармы – это дхармы Будды, из чего следует, что все существа, состоящие из дхарм, – Будды, только ещё не пробудившиеся и не понявшие этого факта. Обретая Дхармовое Тело, Будда не уходит в нирвану, он создаёт два отражения его тела: самбхогакая (тело всеблаженства), в котором он наслаждается нирваной, и нирманакая (магически созданное тело), в котором Будды обитают в нашем мире в виде учителей и защитников. Будда не является обычным человеком, это некая метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, явленная в человеческом обличии Будды. Эта метафизическая реальность уже являлась в образе других Будд и будет явлена в будущих Буддах как нашего, так и следующих миров.

Специфика учения Махаяны обусловило быстрое распространение именно этого направления буддизма за пределами Индии. В настоящее время буддизм Махаяны существует в нескольких вариантах, существенно различающихся друг от друга: тибето–монгольская Махаяна (Тибет, Монголия, Калмыкия, Тува и т.д.) и дальневосточная Махаяна (Китай, Япония, Корея, Вьетнам и др.). Следующая ветвь буддизма является своеобразным изводом предыдущей.

В середине I тыс. в буддизме Махаяны зарождается новое направление – Ваджраяна, или тантрический буддизм (тантра – разновидность священных буддийских текстов).

Особенность этого направления состоит в определенной цели – ускоренное обретение статуса Будды, для чего начинают использоваться своеобразные «технологии» (упая), причём результат может распространяться и на других людей. Но при «технологизации» этого процесса повышается опасность ошибок при совершении этого пути, чреватых безумием или помещением в состояние «ада». По этой причине тантрические тексты считались сокровенными, а обращение к ним предполагало прохождение сложной системы посвящений и строгого контроля со стороны гуру. На эзотерический характер этого учения указывает и такое его наименование, как Колесница Тайной Тантры.

Очень существенно, что Ваджраяна исходит из принципиального единства тела и психики, отказываясь их разделять. Отсюда учение о наличии в теле особых тонких путей движения праны (энергии). Зоны пролегания этих каналов имею определенную локализацию на теле человека. В процессе овладения йогическими техниками устанавливается контроль над передвижением энергии, что достигается и с помощью контроля над двигательной сферой тела, дыханием.

Все тантры (вероучительные тексты Ваджраяны) делятся на четыре класса:

крия–тантры (тантры очищения);

чарья–тантры (тантры действия);

йога–тантры (йогические тантры);

аннутара йога–тантры (тантры наивысшей йоги).

Последние делятся на материнские (обращённые к мудрости – праджню и женскому началу), отцовские (посвящённые методу – упае и мужскому началу) и недвойственные (обращённые к обоим принципам учения).

Каждый тип тантр предполагает определенные методы. В крия–тантрах – это внешние формы практики (мистические ритуалы); в чарья–тантрах и йога-тантрах – внутренние формы практики (созерцание); в аннутара йога–тантрах – все описанные приёмы с сильно изменённым содержанием.

Методы первых трёх групп предполагают особые ритуалы, повторение мантр, особые способы созерцания, предполагающие интенсивное использование контроля над сознанием. Мантра обращена не к привычному пониманию текста, а к воздействию определенных повторяющихся звуков, создающих завораживающий эффект. Считается, что при этом постигается особый внутренний смысл слов. Созерцание предполагает максимально интенсивное воображение Будды или Бодхисаттвы, когда с ними можно вступать в разговор. Также объектом созерцания служит мандала (круг) – модель соотношения вселенной и человека, соединённых воедино, в центре которой находится Будда. Созерцая образ мандалы, который по яркости может напоминать галлюцинаторные видения, созерцающий отождествляется с ней.

Про йогу:  Фитнес и йога в Симферополе - 33 компании с адресами, телефонами и отзывами

Эти приемы сформировались среди махасиддхов (великих совершенных), ищущих скорейшего достижения своих духовных целей. Они использовали следующие виды йоги:

йога промежуточного состояния, предполагающая вхождение в состояние между смертью и новым рождением (антара бхава). Сознание при этом становится независимым от тела, хотя связь с ним полностью не теряется. Если происходит созерцание света Дхармового Тела, т.е. из начальной природы самого созерцающего, то искомое состояние Будды достигается. К ней близка Йога ясного света (прабхасвара);

йога внутреннего тепла (чунда йога), предполагающая воздействие на некие психофизиологические центры (чакры) и каналы распространения жизненной энергии (прана). Энергию предлагается сконцентрировать, результатом чего должно быть изменение температуры тела и переживание блаженства и безмятежности. «Раскрытие чакр» должно принести особые способности вроде умения летать (левитация), становиться невидимым – вплоть до обретения телесного бессмертия;

йога сновидений, предполагающая воздействие на процессы сна и бодрствования, в результате чего йогические практики продолжаются и во сне, а граница между сном и бодрствованием начинает стираться;

йога иллюзорного тела предполагает замену физического тела («грубого») энергетически телом («тонким»);

йога переноса сознания, сводящаяся к «открытию» на макушке головы отверстия Брахмы («тонкого отверстия») для выхода через него в момент смерти сознания.

В Ваджраяне широко используются методы, активизирующие подсознание, что выражается в мотивах прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, воровства, каннибализма и т.п. Работа с подобными образами должна эффективнее подавлять влечения, которые, однако, не полностью устраняются, а очищаются и преобразуются в мудрость Будды (по аналогии с преобразованием физической энергии).

Тантрические тексты подразумевают множественность толкований и не рассчитаны на дословное понимание. На разных ступенях духовного пути можно постичь разные уровни смысла, когда кажущаяся парадоксальность ряда высказываний снимается, поскольку выявляется их подлинный смысл.

Много внимания уделяется эротическим мотивам, поскольку эти влечения считаются основной энергией человеческого организма и присутствуют в природе Будды. Отсюда практики, рассматривающиеся в иных религиозных культурах как непристойные и греховные. С ними связаны и эротические сюжеты из жизни божеств, имеющие и переносное толкование.

Тантрический буддизм имеет множество собственных специфических божеств, в том числе заимствованных из старых индийских верований.

Ваджраяна переосмыслила персонажи демонологического толка в определенные образы психических состояний. Особо выделяются ишта дэвата (покровительствующие божества; тиб. йидам), имена которых могут совпадать с названиями тантр. Эти божества соответствуют положению Будды, при их изображении используются такие детали, как многорукость, свирепость, расчленённые части человеческих тел, оскаленные клыки и т.д., долженствующие обозначить готовность к уничтожению страстей. Созерцание такого божества ведёт в итоге к растворению в Будде.

Для использования в рамках тантрического буддизма был заимствован шаманский ритуал предания своего тела в жертву вызванным голодным демонам.

В Ваджраяне богато представлены ритуалы магического типа, включая и вредоносную магию, хотя можно встретить ограничения, указывающие на необходимость серьёзных поводов для их использования.

Тантрический буддизм получил широкое распространение в Тибете, Монголии, Калмыкии, Бурятии и других регионах РФ.

В учении чанъ–буддизма, распространённом в КНР, и дзен–буддизма в Японии прослеживаются элементы Ваджраяны: представления о том, что природа Будды уже содержится в каждом живом существе и её нужно только выявить, узреть, о необходимой роли наставника, напрямую влияющего на сознание ученика. Делается акцент именно на практике достижения просветления, которое не достигается путём теоретического изучения положений религии. Это последовательное усиление антитеологических установок, присутствующих в буддизме, когда никакого вероучения, облечённого в чёткие понятийные и логически выстроенные формы нет, а проповедь Будды воспринимается как пример для действий и предмет для дальнейших интерпретаций.

Большой известностью пользуются чаньские (дзэнские) приёмы выведения сознания из обычной колеи через постановку в тупик странными парадоксальными вопросами, не имеющими удовлетворительных ответов в привычной логике мышления. Это даже дало основание говорить об особой «дзэнской философии» (как следствие, злоупотребление «дзэнской терминологией», часто встречающееся в обывательской среде), что признается не всеми специалистами, поскольку здесь имеет место скорее не систематическое изложение взглядов, а именно практическая техника, ориентированная на определенные цели. Объявлять любое мировоззрение философией по причине его необычности – научно некорректно.

Интересно, что увлечение буддизмом, наблюдающееся во второй половине XX в., чаще всего выступает именно как интерес к тантризму, причём понимаемому поверхностно и буквально. Это увлечение находится в русле оживления оккультных настроений и проистекающего отсюда «интереса к Востоку».

Его используют для создания сексуальных техник с целью получения примитивных удовольствий, превращая в средство наживы и коммерческого обмана людей, создания на их основе экстрасенсорно–оккультных практик (с массовыми явлениями шарлатанства), разного рода «энергетических учений», выступающих часто как псевдонаучные. Как следствие, частое осуждение тантрических техник как безнравственных, квалификация подобных действий со стороны иных религий, например христианства, как оккультизма и формы контакта с миром бесов, результатом чего может стать бесоодержимость, даже при эпизодическом и случайном их использовании.

Некоторых привлекают необычные образы божеств, которые используются для примитивного эпатажа. С ростом популярности йоги участились предложения использовать её приёмы в медицинских целях, но при забвении того, что они являются органической частью целой религиозной системы и их функционирование в отрыве от неё представляется проблематичным.

Галерея, показывающая разные стили будды

Источники

  • Аналайо, Бхиккху (2006). «Будда и всеведение». Индийский международный журнал буддийских исследований . 7 : 1–20.
  • ——— (2021). Сравнительное исследование Маджхима-никаи Том 1 (Введение, Исследования дискурсов с 1 по 90 .
  • ——— (2021a). «Китайские параллели с Дхаммачаккаппаваттана-суттой (2)». Журнал Оксфордского центра буддийских исследований (5): 9–41.
  • ——— (2021b). «Посвящение Гурудхармаон Бхикшуни в традиции Муласарвастивады». Журнал буддийской этики . 20 : 752. ISSN  1076-9005 .
  • ——— (2021). «Последняя медитация Будды в Диргха-Агаме». Индийский международный журнал буддийских исследований . 15 .
  • ——— (2021). «Брахмавихара и пробуждение, изучение Диргха-агамы, параллельной Тевиджа-сутте» . Азиатская литература и перевод . 3 (4): 1-27. DOI : 10,18573 / j.2021.10216 .
  • ——— (2021). История основания ордена монахини . projekt verlag, Бохум / Фрайбург. ISBN 978-3-89733-387-1.
  • ——— (2021а). Ранние буддийские исследования медитации . Центр буддийских исследований Барре. ISBN 978-1540410504.
  • ——— (2021b). Буддхапада и Путь Бодхисаттвы (PDF) . Гамбургские буддийские исследования. 8 . projekt verlag, Бохум / Фрайбург. ISBN 978-3-89733-415-1.
  • Андерсон, Кэрол (1999), Боль и ее конец: Четыре благородные истины в буддийском каноне Тхеравады , Рутледж
  • Армстронг, Карен (2000), Будда , Орион, ISBN 978-0-7538-1340-9
  • Asvaghosa (1883), Fo-sho-hing-tsan-king, жизнь Будды , переведенная Билом, Самуэлем, Оксфорд: Clarendon
  • Bareau, André (1963), Recherches sur la biographie du Buddha dans les Sutrapitaka et les Vinayapitaka anciens (на французском языке), Ecole Francaise d’Extreme-Orient
  • Барони, Хелен Дж. (2002), Иллюстрированная энциклопедия дзен-буддизма , Розен
  • Бил, Самуэль (1875), Романтическая легенда о Будде Сакья (Abhiniṣkramaṇa Sūtra) , Лондон: Trübner
  • Бехерт, Хайнц, изд. (1991–1997), Датировка исторического Будды (Симпозиум), т. 1–3 , Геттинген: Vandenhoeck & Ruprecht
  • Бхиккху, Меттанандо; фон Хинюбер, Оскар (2000), «Причина смерти Будды» (PDF) , Журнал Палийского текстового общества , XXVI : 105–18, заархивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2021 г.
  • Бодхи, Бхиккху (2005), Словами Будды: Антология бесед из палийского канона , Саймон и Шустер
  • Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в древней Индии , Мотилал Банарсидасс
  • Басвелл, Роберт Э., изд. (2003), Энциклопедия буддизма , 1 , США: Справочник Macmillan, ISBN 978-0-02-865910-7
  • Карритерс, М. (2001), Будда: очень краткое введение , Oxford University Press, ISBN 978-0-02-865910-7
  • Коллинз, Рэндалл (2009), Социология философий , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-02977-4, 1120 с.
  • Конзе, Эдвард, пер. (1959), Буддийские Священные Писания , Лондон: Пингвин
  • Казинс, LS (1996). «Датировка исторического Будды: обзорная статья» . Журнал Королевского азиатского общества . 3. 6 (1): 57–63. DOI : 10.1017 / s1356186300014760 . ISSN  1356-1863 . JSTOR  25183119 – через Indology.
  • Коуэлл, Эдвард Байлз, пер. (1894), «Будда-Карита Ашвагхоша» , в Мюллер, Макс (ред.), Священные книги Востока , XLIX , Оксфорд: Clarendon
  • Дэвидсон, Рональд М. (2003), индийский эзотерический буддизм , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-12618-2
  • Дхаммика, Шравасти (nd) [1990-е]. Будда и его ученики . Сингапур: Общество мандалы Будды Дхаммы. ISBN 981-00-4525-5. OCLC  173196980 .
  • ——— (1993), Указы царя Ашоки: английский рендеринг , публикация «Колесо», Канди, Шри-Ланка: Буддийское издательское общество, ISBN 978-955-24-0104-6, Архивируются с оригинала на 28 октября 2021
  • Донигер, Венди , изд. (1993), Пурана Переннис: Взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах , State University of New York Press , ISBN 0-7914-1381-0
  • Дандас, Пол (2002), Джайны (2-е изд.), Рутледж , ISBN 978-0-415-26606-2, получено 25 декабря 2021 г.
  • Fausböll, V. (1878), буддийские рассказы о рождении (рассказы Jataka) , перевод TW Риса Дэвидса (новое и исправленное CA Rhys Davids), Лондон: George Routledge & Sons Ltd .; Нью-Йорк: EP Dutton & Co.
  • Флуд, Гэвин Д. (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43878-0.
  • Фаулер, Марк (2005), Дзен-буддизм: верования и практики , Sussex Academic Press
  • Гетин, Руперт, ML (1998), Основы буддизма , Oxford University Press
  • Гомбрич, Ричард Ф. (1988), Буддизм Тхеравады: Социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо , Рутледж и Кеган Пол
  • ———. «Встреча с Буддой: отвлекающий маневр выявлен». В Bechert (1992) , стр. 237–259. .
  • ——— (1997), « Как зародился буддизм» , Мунширам Манохарлал
  • ——— (2000), «Открытие даты Будды», в Перера, Лакшман С. (ред.), « Буддизм для нового тысячелетия» , Лондон: Всемирный буддийский фонд, стр. 9–25..
  • ——— (2006a). Как возник буддизм: обусловленное происхождение ранних учений . Рутледж. ISBN 978-1-134-19639-5.
  • ——— (2006b), Буддизм Тхеравады: Социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо , Библиотека религиозных верований и практик, серия, Рутледж и Кеган Пол, ISBN 978-1-134-21718-2
  • ——— (2009), Что думал Будда , Равноденствие
  • ——— (12 декабря 2021 г.). “Недавнее открытие” самого раннего буддийского святилища “притворство?” . Трехколесный велосипед .
  • Гопал, Мадан (1990), К.С. Гаутам (редактор), Индия сквозь века , Отдел публикаций, Министерство информации и радиовещания, Правительство Индии, стр. 73
  • Гьяцо, Геше Келсанг (2007), Введение в буддизм и объяснение буддийского образа жизни , Тхарпа, ISBN 978-0-9789067-7-1
  • Гамильтон, Сью (2000), Ранний буддизм: новый подход: Я смотрящего , Рутледж
  • Хартманн, Йенс Уве. « Исследования о дате Будды: исследования Южной Азии, опубликованные на западных языках ». В Bechert (1991) , стр. 27–45.
  • Hiltebeitel, Alf (2021) [2002], «Индуизм», в Kitagawa, Joseph (ed.), The Religious Traditions of Asia: Religion, History, and Culture , Routledge, ISBN 9781136875977
  • Хиракава, Акира (1990), История индийского буддизма: от Чакьямуни до ранней Махаяны , Гавайский университет Press , hdl : 10125/23030 , ISBN 0-8248-1203-4
  • Хантингтон, Джон К. (сентябрь 1986 г.), «Сеяние семян лотоса: путешествие к великим местам паломничества буддизма, часть V» (PDF) , Orientations , 17 (9): 46–58, в архиве (PDF) из оригинала 28 ноября 2021 г.
  • Джайн, Кайлаш Чанд (1991), Господь Махавира и его времена , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-0805-8
  • Джаятиллеке, К.Н. (1963), Ранняя буддийская теория познания (1-е изд.), Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд.
  • Джонс, JJ (1952), Махавасту , Священные книги буддистов, 2 , Лондон: Luzac & Co.
  • ——— (1956), Махавасту , Священные книги буддистов, 3 , Лондон: Luzac & Co.
  • Jong, JW de (1993), «Начало буддизма», The Eastern Buddhist , 26 (2)
  • Калупахана, Дэвид (1992), История буддийской философии: преемственность и разрывы , Гавайский университет Press
  • Карецки, Патрисия (2000), Раннее буддийское повествовательное искусство , Ланхэм, Мэриленд: University Press of America
  • Кеун, Дэмиен; Пребиш, Чарльз S (2021), Энциклопедия буддизма , Routledge
  • Ларсон, Джеральд (1995), Агония Индии по поводу религии , SUNY Press, ISBN 9780791424117
  • Лаумакис, Стивен (2008), Введение в буддийскую философию , Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-85413-9
  • Лейди, Дениз Патти (2008). Искусство буддизма: введение в его историю и значение . Публикации Шамбалы.
  • Лопес, Дональд С. (1995), Практический буддизм , Princeton University Press, ISBN 978-0-691-04442-2
  • Малаласекера, GP (1960), Словарь палийских имен собственных, Vol. 1 , Лондон: Pali Text Society / Luzac, ISBN 9788120618237
  • Макдоннел, Артур Энтони (1900), « Санскритская литература и Запад » . История санскритской литературы , Нью-Йорк: D Appleton & Co.Wikisource-logo.svg
  • Махапатра, Чакрадхара (1977), Настоящее место рождения Будды , Грантха Мандир
  • Маршалл, Джон (1918). Путеводитель по Санчи .
  • ——— (1960). Буддийское искусство Гандхары: история ранней школы, ее зарождение, рост и упадок . Воспоминания Департамента археологии Пакистана. 1 . Кембридж.</ref>
  • Meeks, Lori (27 июня 2021), “Воображение Рахула в средневековой Японии” (PDF) , Японский журнал по религиоведению , 43 (1): 131-51, DOI : 10,18874 / jjrs.43.1.2021.131-151
  • Мохапатра, Гопинатх (2000), «Две пластины рождения Будды» (PDF) , Indologica Taurinensia , 26 : 113–19, заархивировано из оригинала (PDF) 4 октября 2021 г.
  • Мершман, Фрэнсис (1913), «Варлаам и Иосафат», в Гербермане, Чарльз Г.; и другие. (ред.), Католическая энциклопедия , 2 , Нью-Йорк: Роберт Эпплтон
  • Накамура, Хадзиме (1980), Индийский буддизм: обзор с библиографическими примечаниями , Motilal Banarsidass, ISBN 978-81-208-0272-8
  • Нарада (1992), Руководство буддизма , Образовательный фонд Будды, ISBN 978-967-9920-58-1
  • Нараин, AK (1993), «Рецензия на книгу: Хайнц Бехерт (ред.), Датировка исторического Будды, часть I» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 16 (1): 187–201
  • ———, изд. (2003). Дата появления исторического Будды Шакьямуни . Нью-Дели: BR Publishing. ISBN 8176463531.
  • Нат, Виджай (2001), “От ‘брахманизма’ к ‘индуизм’: Ведение переговоров Миф о Великой традиции”, Social Scientist , 29 (3/4): 19-50, DOI : 10,2307 / 3518337 , JSTOR  3518337
  • Норман, KR (1997), Филологический подход к буддизму , Лекции Bukkyo Dendo Kyokai, 1994, Школа восточных и африканских исследований (Лондонский университет)
  • ——— (2003), «Четыре благородные истины», KR Norman Collected Papers , II , Oxford: Pali Text Society, стр. 210–223
  • Шанамоли Бхиккху (1992), Жизнь Будды: Согласно Палийскому канону , Общество буддийских публикаций
  • Омведт, Гейл (2003). Буддизм в Индии: вызов брахманизму и кастам . МУДРЕЦ. ISBN 9780761996644.
  • Пеннер, Ханс Х. (2009), Новое открытие Будды: легенды и их интерпретации , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-538582-3
  • Пребиш, Чарльз С. (2008), «Приготовление буддийских книг: значение нового датирования Будды для истории раннего индийского буддизма» (PDF) , Journal of Buddhist Ethics , 15 : 1–21, ISSN  1076- 9005 , архивировано из оригинального (PDF) 28 января 2021 г.
  • Рой, Ашим Кумар (1984), История джайнов , Нью-Дели: Гитанджали, стр. 179, CiteSeerX  10.1.1.132.6107
  • Рюгг, Сейфорд (1999), «Новая публикация о дате и историографии смерти Будды (нирвана): обзорная статья», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета , 62 (1): 82–87 , DOI : 10,1017 / s0041977x00017572
  • Самуэль, Джеффри (2021), Истоки йоги и тантры. Индийские религии в тринадцатом веке , Cambridge University Press
  • Шмитхаузен, Ламберт (1981), «О некоторых аспектах описаний или теорий« освобождающего прозрения »и« просветления »в раннем буддизме», у фон Клауса, Брюна; Везлер, Альбрехт (ред.), Studien zum Jainismus und Buddhismus (Gedenkschrift für Ludwig Alsdorf) [ Исследования джайнизма и буддизма (Schriftfest для Людвига Альсдорфа) ] (на немецком языке), Wiesbaden, pp. 199–250
  • ——— (1990), Буддизм и природа , Токио, OCLC  697272229
  • Шобер, Джулиана (2002), Священная биография в буддийских традициях Южной и Юго-Восточной Азии , Дели: Мотилал Банарсидасс
  • Шуман, Ханс Вольфганг (2003), Исторический Будда: времена, жизнь и учения основателя буддизма , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1817-0
  • Шульц, Бретт (2021), «Об использовании Буддой некоторых брахманических мотивов в палийских текстах» , Журнал Оксфордского центра буддийских исследований , 6 : 106–40
  • Шривастава, К.М. (1979), «Капилавасту и его точное местоположение», Восток и Запад , 29 (1/4): 61–74.
  • ——— (1980), «Археологические раскопки в Припрахве и Ганварии и определение Капилавасту» , Журнал Международной ассоциации буддийских исследований , 3 (1): 103–110
  • Скилтон, Эндрю (2004), Краткая история буддизма
  • Смит, Дональд Юджин (2021). Политика и религия Южной Азии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-7908-3.
  • Смит, Винсент (1924), Ранняя история Индии (4-е изд.), Оксфорд: Clarendon
  • Strong, JS (2001), Будда: Руководство для начинающих , Oneworld Publications , ISBN 978-1-78074-054-6
  • ——— (2007), Реликвии Будды , Мотилал Банарсидасс
  • ——— (2021), Буддизм: Введение , Публикации Oneworld , ISBN 978-1-78074-506-0
  • Сверер, Дональд (2004), Став Буддой , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press
  • Тапар, Ромила (2002), История пингвинов в ранней Индии: от истоков до 1300 года нашей эры , Penguin
  • Трейнор, Кевин (2021), «Капилавасту», в: Кеун, Дэмиен; Prebish, Чарльз С. Энциклопедия буддизма , Лондон: Routledge, ISBN 9781136985881
  • Трипати, Аджит Кумар (январь 2021 г.), «Настоящее место рождения Будды. Вчерашний Капилавасту, сегодняшний Капилесвар» (PDF) , Журнал исторических исследований Ориссы, Государственный музей Ориссы, 47 (1), заархивировано из оригинала (PDF) на 18 марта 2021 г.
  • Туладхар, Сваямбху Д. (ноябрь 2002 г.), «Новый взгляд на древний город Капилвасту» (PDF) , Древний Непал (151): 1–7
  • Тёрпи, Д. (2001), Весак и воссоздание буддийской традиции (PDF) (магистерская диссертация), Монреаль, королевский адвокат : Университет Макгилла, архивировано из оригинала (PDF) 15 апреля 2007 г.
  • Твитчетт, Денис, изд. (1986), Кембриджская история Китая , 1. Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э., Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-24327-8
  • Упадхьяя, К.Н. (1971), Ранний буддизм и Бхагавадгита , Дели: Мотилал Банарсидасс, стр. 95, ISBN 978-81-208-0880-5
  • Веттер, Тилманн (1988), Идеи и медитативные практики раннего буддизма , Brill
  • фон Хинюбер, Оскар (2008). «Древнее прошлое и смутные воспоминания. К истории ранних буддийских текстов» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 29 (2): 193–210.
  • Уэйли, Артур (июль 1932 г.), « Умер ли Будда, съев свинину ?: с примечанием к изображению Будды» , Melanges Chinois et Bouddhiques , NTU, 1931–32: 343–354, архивировано с оригинала 3 июня 2021 г.
  • Уолш, Морис (1995), Длинные беседы Будды. Перевод Digha Nikaya , Boston: Wisdom Publications
  • Надзиратель, АК (1998). «Философия локаята, адживаки и аджнаны» . Курс индийской философии (2-е изд.). Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-1244-4.
  • ——— (2000), Индийский буддизм , Серия буддизма (3-е изд.), Дели: Мотилал Банарсидасс
  • ——— (2004). Индийский буддизм (переиздание). Дели: Мотилал Банарсидасс . Дата обращения 13 октября 2020 .
  • Уэйман, Алекс (1997), Развязывая узлы в буддизме: избранные эссе , Motilal Banarsidass, ISBN 978-81-208-1321-2
  • Вайсе, Кай (2021), Священный сад Лумбини – Восприятие места рождения Будды (PDF) , Париж: ЮНЕСКО, ISBN 978-92-3-001208-3, архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2021 г.
  • Виллемен, Чарльз, пер. (2009), Buddhacarita: In Praise of Buddha’s Acts (PDF) , Беркли, Калифорния: Центр буддийских переводов и исследований Нумата, ISBN 978-1-886439-42-9, архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2021 г.
  • Уильямс, Пол (2002). Буддийская мысль . Рутледж. ISBN 978-0-415207010.
  • Винн, Александр (2004), Происхождение буддийской медитации , Рутледж
  • ——— (2007), Происхождение буддийской медитации (PDF) , Routledge, ISBN 978-0-203-96300-5

Подвижная жизнь и пробуждение

Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама)

Дерево

Махабодхи в храме

Шри

Махабодхи в Бодх-Гайе

Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама)

Просвещение Трон

Будды в

Бодхгае

, а воссоздан императора

Ашоки

в 3 веке до н.

Тексты Никаи повествуют, что аскет Гаутама практиковал под руководством двух учителей йогической медитации. Согласно MN 26 и его китайской аналогии в MĀ 204, после овладения учением Шрилы Каламы ( пали : Алара Калама ), который учил достижению медитации, называемому «сфера небытия», Шрина попросил его стать равноправным лидером. их духовного сообщества.

Однако Гаутама чувствовал неудовлетворенной практику , потому что «не приводит к отвращению к бесстрастию, к прекращению, чтобы успокоить, к знанию, к пробуждению, к Нирване», и переехал, чтобы стать учеником Udraka Rāmaputra ( Пали : Udaka Рамапутта ).

С ним он достиг высокого уровня медитативного сознания (названного «Сфера ни восприятия, ни невосприятия»), и его снова попросили присоединиться к его учителю. Но, опять же, он не был удовлетворен по тем же причинам, что и раньше, и двинулся дальше.

Маджхима Никая 4 также упоминает, что Гаутама жил в «глухих зарослях джунглей» в годы своих духовных устремлений и должен был преодолеть страх, который он испытывал, живя в лесах.

Оставив своих учителей медитации, Готама начал практиковать аскетические техники. Описание этих практик можно увидеть в Махасаччака-сутте (MN 36) и ее различных параллелях (которые, согласно Аналайо, включают некоторые санскритские фрагменты, индивидуальный китайский перевод, сутру Экоттарика-агамы, а также разделы Лалитавистары. и Махавасту ).

Аскетические техники, описанные в ранних текстах, включают минимальное потребление пищи, различные формы контроля дыхания и принудительный контроль над разумом. В текстах сообщается, что он настолько истощился, что сквозь кожу стали видны его кости.

Про йогу:  Память и уход за ней, Аткинсон В.В., 1992

Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама)

Статуя, изображающая Готаму, когда он прекратил крайние аскетические практики. 15 или 16 век.

Национальный музей Нара

, Япония.

Согласно другим ранним буддийским текстам, после осознания того, что медитативная дхьяна является правильным путем к пробуждению, Гаутама открыл « Срединный путь » – путь умеренности от крайностей потакания своим желаниям и самоумерщвлению, или Благородный восьмеричный путь .

Говорят, что его разрыв с аскетизмом привел к тому, что пятеро его товарищей оставили его, так как считали, что он отказался от своих поисков и стал недисциплинированным. Одна популярная история рассказывает о том, как он принял молоко и рисовый пудинг от деревенской девушки по имени Суджата .

После своего решения прекратить крайние аскетические практики, MĀ 204 и другие параллельные ранние тексты сообщают, что Гаутама сел, чтобы медитировать, с решимостью не вставать до тех пор, пока не будет достигнуто полное пробуждение ( самма-самбодхи ).

Точно так же Махасаччака-сутта и большинство ее параллелей согласны с тем, что , доведя аскетизм до крайностей, Будда понял, что это не помогло ему достичь пробуждения. В этот момент он вспомнил предыдущий медитативный опыт, который у него был в детстве, когда он сидел под деревом, пока его отец работал.

Это воспоминание приводит его к пониманию того, что дхьяна (медитация) – это путь к пробуждению, и затем тексты изображают Будду, достигшего всех четырех дхьян, за которыми следуют «три высших знания» ( тевиджа ), кульминацией которых является пробуждение.

Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама)

Чудо

Будды,

идущего по реке Найранджана. Будда не виден (

аниконизм

), он представлен только дорожкой на воде и его пустым троном внизу справа.

Санчи

.

Таким образом, Гаутама стал известен как Будда или «Пробужденный». Название указывает на то, что в отличие от большинства людей, которые «спят», Будда понимается как «проснувшийся» к истинной природе реальности и видящий мир «таким, какой он есть» ( йатха-бхутам ).

Будда достиг освобождения ( вимутти ), также называемого нирваной , которое рассматривается как тушение «огней» желания, ненависти и невежества, поддерживающих цикл страдания и возрождения. Согласно различным ранним текстам, таким как Махасаччака-сутта и Саманьяпхала-сутта , Будда достиг трех высших познаний: вспоминания своих прежних обителей (т.е. прошлых жизней)

Согласно некоторым текстам из палийского канона, во время своего пробуждения он реализовал полное постижение Четырех Благородных Истин , таким образом достигнув освобождения от сансары , бесконечного цикла перерождений.

Как сообщается в различных текстах Палийского канона, Будда семь дней сидел под деревом бодхи, «ощущая блаженство освобождения». В палийских текстах также сообщается, что он продолжал медитировать и размышлять о различных аспектах Дхармы, живя у реки Найранджана , таких как Взаимозависимое Происхождение , Пять духовных способностей и Страдание.

Легендарные биографии, такие как Махавасту , Ниданакатха и Лалитавистара, описывают попытку Мары , Владыки царства желаний, предотвратить нирвану Будды. Он делает это, посылая своих дочерей соблазнять Будду, утверждая его превосходство и нападая на него с армиями монстров.

Однако Будда невозмутим и призывает землю (или, в некоторых версиях легенды, богиню земли ) в качестве свидетеля своего превосходства, касаясь земли перед тем, как войти в медитацию. Также изображены другие чудеса и волшебные события.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий