Что такое боевая йога: практика, гимнастика и единоборство — — онлайн журнал

Что такое боевая йога: практика, гимнастика и единоборство —  — онлайн журнал Позы

Боевая йога. искусство кшатриев

Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия отличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной – каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один «коронный удар», сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование «взрывов» и пауз могло длиться долго, «взрыв» тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя…

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары – больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били – в ближнем бою наступала также очередь «борьбы ног». Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: «ножные» приёмы должны были облегчить осуществление «ручных». Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке – именно потому, что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном – довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это – ваджра-мушти (в другой транскрипции – вайра-мукти). «Мушти» означает кулак, но вот для слова «ваджра» находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова «ваджра-мушти» с булавой (тогда оно переводится как «бронированный кулак») или с алмазом («кулак алмазной твёрдости»). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая – пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий.

Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут «пахалванами». Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана – повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. «Бхимасени» – это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. «Ханумати» построен на хитрых захватах. «Джамбуванти» – это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. «Харасандхи» – это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога…

Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый – «Камала-сутра», датируемая концом I в. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, «Малля-пурана», написан на санскрите в 1731 г. Он содержит описание гимнастической борьбы «маллявеша», которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.

Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази, описанная Дж. Гилби (без приведения названия) в его книге «Секреты боевых искусств мира». Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.

Про йогу:  Йога для начинающих в домашних условиях: 30 основных асан с картинками и описанием

Другая система боя, называемая марма-ади, была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово «марма» можно перевести как «источник жизни». Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.

Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту – тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IV в. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIV вв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIV в., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.

Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, «метхожиль» (или «маи-паятту»), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа. Второй этап – «колтхари» – включает в себя работу с деревянным оружием (шест «кеттукари» длиной около двух метров, шест «курувади» длиной в четыре следа руки, «отта» – S-образная палка длиной 60 см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой). Третий этап – «ангатхари» – включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, «уруми» – гибкий «меч-плеть», «катар» – кинжал с рукояткой в форме буквы «Н» или «А», который держат за поперечину «буквы», а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье). Последний этап тренировок калари паятту называется «верумкаи». Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.

Боевая йога: силовые практики и боевое искусство

Широко известно положительное влияние йоги на развитие бойца, практикующего боевые искусства. Йога гармонизирует личность, усмиряет разум, концентрирует внимание, совершенствует тело, делая его сильным, гибким и подвижным. Все эти качества ценны для единоборца, поэтому многие из них практикуют йогу, как дополнительную дисциплину. На страницах нашего сайта мы уже приводили примеры этого симбиоза.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Но, оказывается, существует вполне самостоятельная дисциплина, носящая название Боевая Йога. Возникла она в древней Индии и была распространена в среде кшатриев – индийских воинов, которых с детства готовили к служению своему государству по особой методике. Так появилось понятие Боевая Йога, рассчитанная на стремительную и бескомпромиссную атаку. За считанные минуты опытным воинам удавалось сломить волю противников, благодаря искусному владению практикой Боевой Йоги. Сегодня, помимо силовых направлений йоги, или, как ее еще называют пауэр йоги, есть отдельные школы, обучающие бойцов в лучших традициях древних кшатриев. Как это работает, предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалом:

Боевое искусство каларипайят

Каларпайят (Каларипайят) — индийская боевая йога, более известная под именами Будо или Кунг-фу.

Это традиционные боевые искусства, имеют общую точку с йогой, которой является интенсивное выполнение асан. Учебные программы и динамику обучения Каларпайят часто называют динамической йогой.

Каларипайят усовершенствовал и эволюционировал на практике весь набор упражнений, который можно найти в копиях учебников Кунг-фу. Производными Каларпайята являются каратэ и другие популярные боевые искусства.

Это индийское искусство из южной Индии, штат Керала, где выделяются два основных стиля: северный вадаккан и южный теккан.

Практика включает в себя:

  • обучающие последовательности движения;
  • рукопашную и огневую подготовку (с различными видами ножей, сражения с мечом и щитом, уруми);
  • медитацию и дыхательные упражнения.

Регулярные упражнения повышают гибкость, ловкость и координацию тела, способствуют концентрации ума и развивают духовные отношения.

Физическая подготовка дополняется системой исцеления, тесно связанной с Аюрведой, включая:

  • изучение жизненных точек человеческого тела и массажей (например, абхайанга);
  • знание ритуалов, сопровождающих тренировку и борьбу.

В южном стиле первоначально акцент делается на последовательности движений, которые имитируют бой, на набор усиливающих и растягивающих упражнений. Затем изучают различные методы ближнего боя, используя систему ударов ногами и трюков, направленных на жизненно важные точки человеческого тела. Последним этапом обучения является практика использования оружия.

Интересно, что мастера боевых искусств известны как врачи. Они специализируются на лечении различных ушибов, травм и других повреждений.

Дхарма марга

Все привыкли думать, что йога — это неподвижные позы, дыхание и все подобное. Но сможет ли йог, в случае необходимости, постоять за себя? Вспомните о «Позе кузнечика» и знаменитой позе «Стойка на голове», и еще одной позе «Йога мудра».

В школах боевой йоги Дхарма Марга, кроме перевернутых поз, практикуемых в обычной йоге, проходят уроки с использованием подвешенных поз.

Упражнения требуют много усилий, поэтому допускается отдых. Но это не поза Шавасана, а передвижение на руках и ногах по подвесной лестнице. Такая гимнастика позволяет задействовать те мышцы, которые не работали до сих пор. Если руки и ноги работают синхронно, то упражнение выполняется правильно.

Поза кузнечика, Стойка на голове, йога мудра, подвешенные позы являлись начальным уровнем подготовки воинов у древних Ариев, живших примерно 6000 лет назад, и по сегодняшний день не потеряли свою актуальности и используются в современных школах боевых искусств.

Согласно сведениям, полученным от археологов и ученых, арии уже тогда имели совершенную для своего времени цивилизацию. У них была разработанная программа подготовки воинов. До наших дней дошли лишь обрывочные сведения об их боевом искусстве, но и они поражают воображение. Воевали тогда не только кулаками, но и оружием, и сейчас боевой набор йога-воина состоит из:

Про йогу:  Новости и сообщения из официальной группы Вконтакте Студия йоги и психологической помощи INTEGRITAS - Йога центры - Москва

Изначально воинов учат сражаться без оружия, Основное внимание уделяется отработке различных ударов, сила которых зависит от правильной концентрации усилий. Учат бить из любых положений и под любыми углами с максимальным результатом. В учебные программы входит доскональное освоение базовых положений тела.

Именно в это время йоги учатся висеть под потолком. После освоения отдельных поз адепты учатся овладевать движениями. Вершиной в этом йоговском искусстве является свободное перемещение по любой поверхности: с подвесной лестницы на канат и затем на перекладину, сопровождая действия хорошо отработанными ударами.

Затем применяется специальный тренинг Шакти Варт Хана, что в переводе означает наращивание физической мощи. Это комплекс физических упражнений, благодаря которым воспитывались неуязвимые воины древности и проходят подготовку люди, занимающиеся единоборствами.

После того, как йог — воин в совершенстве овладевал своим телом, он переходил на следующий уровень. Теперь его учили владеть оружием. Начинали обучение с тростниковой палки: длинной и короткой, в виде изогнутых мечей и похожей на осиновый кол. Правильно владеть ими йогу приходилось учиться несколько лет.

По мнению ученых именно принцип подготовки древних воинов лег в основу боевого искусства йогов Индии. Знания стали основой для Шаоиньских мастеров, в арсенале которых кроме удара, есть броски, а также секретная техника отрывания конечностей. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что йога — сугубо мирное занятие.

отсюда

История

В нашем привычном понимании йога – это выполнение различных статичных поз (асан) и упражнения на дыхание.

Если мы посетим тренировки по боевой йоге (дхарма марга), то откроем для себя нечто новое и удивительное, что не входит в стандарты общепринятой йоги.

Боевое искусство йогов, считают одним из самых древних боевых искусств.

Некоторые специалисты даже утверждают, что все современные виды единоборств, берут свое начало именно от нее.

Оружие.

И только после того, как они доказывали, что искусно могут вести бой на палках, лишь только тогда им давали настоящее оружие.

Это могли быть копья, мечи, ножи или палицы.

В настоящее время в боевой йоге, мы можем встретить знакомые асаны:

  • йога-мудра,
  • поза кузнечика,
  • стойка на голове.

Есть здесь и аналоги перевернутых поз, только выполняются они не на полу, а в подвешенном состоянии.

Отступление второе – для сомневающихся. йога и борьба

Просматривая различные материалы о современных борцах бразильского джиу-джитсу (BJJ), нередко можно встретить информацию о том, что они используют в своих тренировках какие-то упражнения (практики) из йоги. Интересно, что это скорее всего не просто веяние времени, а такое же наследие клана Грейси, как и само BJJ.

К сожалению, этот фрагмент никак не прокомментирован в фильме. Что можно предположить? Карлос Грейси был учеником знаменитого японского бойца, мастера дзю-дзюцу и дзю-до Мицуе Маэда (1878-1941).

Для физической подготовки в дзю-дзюцу и дзю-до используется большое количество различных гимнастических и акробатических упражнений. Возможно, такая система подготовки была передана Маэдой Карлосу Грейси. Очень уж то, что делает основатель BJJ напоминает упражнения уличных акробатов (Борцов? Гимнастов? Ниндзя?) с известной гравюры Хокусая.

Вероятно, что это были личные наработки Карлоса Грейси, ему уж точно нельзя отказать в новаторстве и способности использовать все лучшее и работающее. Возможно, он был знаком и с йогой.

Конечно, внешнее сходство гимнастических и йоговских упражнений – это еще не повод называть первые йогой, но… Есть вот такая фотография кого-то из мастеров из клана Грейси (боюсь наврать кто именно на этой фотографии, может быть читатели сайта подскажут?), а это уже без сомнения йога.

Интересно, что в индо-иранской борьбе Кушти молодые борцы исполняют все те же гимнастические и акробатические элементы (плюс, конечно, много других), что и на знаменитой гравюре Хокусая, в том числе с использованием веревок, канатов и столбов.

Я умышленно не называю эти упражнения йогой, так как внешнее сходство явно недостаточный критерий для того, чтобы делать такие выводы. Но все же.

Отступление третье. загадочная йога шри кришнамачарьи

Шри Кришнамачарья (1888-1989 гг) стал ключевой фигурой, сыгравшей огромную роль в росте популярности йоги в самой Индии и за ее пределами.

Его знаменитые ученики: Б.К.С. Айенгар, П. Джойс, И. Дэви, Т.К.В. Дешикачар, А.Г. Мохан стали основателями всемирноизвестных школ йоги, внешне часто непохожих друг на друга. В разные периоды своей деятельности Шри Кришнамачарья учил йоге по-разному.

Видимо, в майсорский период его деятельности (20-30 годы XX века), в его практике и методике преподавания появился принцип виньяс (динамических связок между асанами). Ученик Кришнамачарьи махараджа Майсора Водеяр старался всячески поддерживать развитие и возрождение национальной физической культуры Индии.

Махарадж даже финансировал строительство зала для атлетических занятий в своем дворце. И этот зал находился рядом со школой йоги Шри Кришнамачарьи.

Также есть сведения о том, что при дворце находилась школа маллов — индийских борцов, в арсенале подготовки которых важную роль играли упражнения, очень напоминающие динамические связки между асанами из йоги Кришнамачарьи.

Современные историки йоги спорят о том, откуда все-таки взялись виньсы в йоге Шри Кришнамачарьи. Было ли влияние идей Кришнамачарьи на методику подготовки борцов и культуристов или наоборот? Заинтересованный читатель легко найдет массу литературы по этому вопросу.

Вот так выглядят данда, применяемые в Кушти.

А вот так, некоторые динамические связки между асанами, встречающиеся уже в йоговской «разминке» Сурья Намаскар.

Вот базовые прыжки – пробросы ног в Аштанга Виньяса Йоге и один очень остроумный вариант подготовительного упражнения, который равно может быть подготовкой и к йоговским пробросам и к такому базовому гимнастическому упражнению, как спичаг.

Тут необходимо сделать одно замечание, мы не должны забывать о том, что упражнения йоги от упражнений гимнастики отличает в первую очередь не форма, а содержание, не само движение, а его внутреннее наполнение и цель, с которой это упражнение практикуется.

Про йогу:  Секреты йогов для молодости и здоровья :: Автор Ирина Кая :: Дни.ру

На мой взгляд, попытка такого сравнения – это примерно то же самое, что сравнивать ката спортивное и традиционное, и грань здесь весьма тонкая. В целом, помним, что если упражнение способствует остановке колебаний сознания (концетрация внимания на технике выполняемого здесь первый ключ), то его можно считать йоговским упражнением.

То самое упражнение из системы подготовки в кекушинкай карате.

На мой взгляд, прыжки через палку, являющиеся экзаменационным тестом в кекушинкай, можно считать каратистским аналогом пробросов ног в Аштанга Виньяса Йоге.

Да, я вижу разницу, но я вижу и общее… Эти упражнения требуют схожей комбинации качеств. Чтобы их выполнять правильно требуется гибкость, сила и координация. Да, каратисткий вариант гораздо более взрывной и «агрессивный», чем йоговский, но именно поэтому он может стать проблемой для возрастных бойцов и даже явиться причиной травм.

Интересно, что похожее упражнение в упрощенном варианте можно увидеть в системах подготовки самых разных представителей единоборств. Вот вариант подобного прыжка в исполнении одного из героев «Боевых ботаников» Николая Алексеева (4 дан Сетокан) и фрагмент моего собственного архивного видео (думаю это 1995 год), такие гимнастические связки давал нам в тот период Д.Ю. Котвицкий.

Виньясы очень важны в Аштанга Виньяса Йоге, фактически они являются компенсацией к экстремальному развитию гибкости, свойственному этой системе. Виньясы собирают все тело воедино, уберите виньясы, уберите пробросы, оставьте только гибкость и резко возрастет опасность травм, да и вся система развалится.

Польза йоги для мужчины

Сегодня образ жизни некоторых людей малоподвижный. Именно поэтому многие представители сильного пола даже в молодом возрасте страдают импотенцией. Наблюдается замедленная циркуляция крови, что становится причиной сбоя обмена веществ. Так, йога считается не просто эффективным профилактическим мероприятием против этого недуга, но и отлично лечит его.

Йога для мужчин, проводимая в специальной одежде самостоятельно дома, укрепит организм, именно по этой причине репродуктивные функции приходят в норму естественным способом. Ошеломляющий результат вы заметите уже через несколько месяцев непрекращающихся тренировок.

Йога избавляет от физического и умственного переутомления, при этом духовная практика помогает удерживать под контролем эмоции. Контакты с разными людьми становятся проще, а стрессы исчезают бесследно.

Не секрет, что большой недруг мужской потенции, конечно же, стресс. Поэтому, если вы хотите узнать, чем полезна йога для представителей сильного пола, то это несомненно укрепление нервной системы. Асана для максимального расслабления, поддержания психики в хорошем состоянии. Это позволяет сохранять спокойствие в повседневной жизни.

Асаны йоги способствуют активизации мышц, развитию ощущения балансировки. Парни, которые постоянно качают мышцы, часто не могут выполнить не сложные асаны. Причина заключается в подкаченности наружной мускулатуры, однако не задействованности мизерных, находящихся глубже мышц.

Йога пропорционально влияет на организм в целом. Большинство упражнений активизируют одновременно. При постоянной практике образуется мышечная основа, которая красиво подтягивает мужское тело. Наблюдается развитие ловкости и выносливости.

Практика.

У них была очень мощная система подготовки профессиональных воинов, которых готовили, в том числе, и для личной охраны правителей.

На первом этапе подготовки бойцов учили искусству рукопашного боя, на кулаках.

Так они в совершенстве отрабатывали удары, учась бить по цели из разных положений.

Важным моментом было правильно сконцентрировать усилие, чтобы удар получился точным и сильным.

Арии разработали специальный комплекс упражнений, благодаря которым максимально повышалась выносливость физического тела.

Также боевая йога была направлена на то, чтобы привести в гармоничное состояние тело, ум и душу.

На втором этапе, в боевой йоге ариев, обучали, как правильно владеть оружием.

Правда на протяжении нескольких лет оружием им служили палки разных форм и длин.

Происхождение и характеристики боевой йоги

Исторические исследования источников боевых искусств показывают, что Индия и Китай являются их колыбелью. Именно оттуда путешествующими монахами и просто странниками, йога и боевые искусства переместились в другие области.

Боевая йога, полученные знания и навыки были не только способом выживания, но и перспективой, наблюдения окружающей реальности. Исторически важным моментом был приход буддийского монаха Бодхисаттвы из Индии в Китай, в результате чего родился знаменитый монастырь Шаолинь, связанный с Кунг-фу, хотя изначально он служил для распространения буддизма!

Буддийские монахи породили, а затем развили этот способ борьбы в Индии, распространили в Китае и дальше за их пределами.

Первые сложные системы боевых искусств — продукт «буддийского экспорта». Буддизм в древние времена был единственной великой истиной, которая объединила всю Азию, три крупнейшие и древнейшие азиатские цивилизации — Индию, Китай и Японию. Весьма вероятно, что монахи-кочевники-буддисты стали вдохновителями и стимуляторами развития боевых искусств, поскольку начали великую дискуссию о форме абсолютной истины, вызывая оживленный обмен идеями по всей азиатской цивилизации.

Быстрое развитие восточного искусства невооруженной самообороны с азиатским взрывом буддизма произошло из-за того, что тропы паломников были коммерческими маршрутами. И монахи, и торговцы имели мирный характер из-за своих целей и намерений. Но они подвергались нападениям вооруженных грабителей, и все больше хотели противостоять подавляющему количеству и типу оружия противника.

Важную роль сыграли в развитии и создании и распространении различных стилей борьбы с оружием и без него даосские традиции и ислам. Секта дзэн оказала наибольшее влияние на развитие боевых искусств из всех известных ветвей буддизма. Ученые назвали это «Доктриной сердца Будды» (буддхахридая), но более широко известна как Дзэн».

Техники дзэн и будо

Воображение мастеров, создавших новые боевые приемы, было огромным, а терпение студентов было неограниченным. Большинство школ боевых искусств характеризуются плавными, круговыми движениями, иногда красочными, элегантными, с высокой степенью сложности.

Хатха-йога

Успешно выполняется сильным полом дома. Это не сложное направление, которое под силу не только профессионалам, но и новичкам.

Техника даёт возможность восстановить физические данные, подтянуть мышечную массу, выработать правильное дыхание. Подобное направление помогает усилить потенцию, для которой предусмотрен специальный курс.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий