Что такое «настоящая йога» и можно ли на ней заработать :: Жизнь :: РБК Стиль

Что такое «настоящая йога» и можно ли на ней заработать :: Жизнь :: РБК Стиль Позы

Понятно, что ничего не понятно

Дома я начала читать принесенный экземпляр. Ныли мышцы. Но ведь наша инструктор сказала, так и должно быть.

Признаться, книгу я не осилила. Написанная сложным, витиеватым языком, она не повествовала о понятных вещах. Мелькали слова «Вселенная», «каналы» (те самые, которые открылись?), «уровни небесного ока» (буддистские?). Внимательно читаю: «Фалунь в Фалуньгун имеет те же свойства, что и Вселенная.

https://www.youtube.com/watch?v=useryogawithadriene

Он является воплощением Вселенной в миниатюре… Обычно Фалунь самостоятельно и непрерывно вращается в нижней части живота практикующего, постоянно собирает и преобразовывает энергию из Вселенной, превращая ее в Гун в теле совершенствующегося и достигая эффекта „Закон совершенствует человека“.». Хм, о чем вообще речь?

«Погуглив», узнаю, что йога Фалуньгун в Китае признана сектой и официально запрещена, а ее основатель —

Ли Хунчжи

, работал в службе безопасности в одной из продовольственных компаний, до этого изменив дату своего рождения, чтобы она по лунному календарю совпала с праздником дня рождения Будды. Гуру работал на армейской конюшне, трубачом лесной полиции. С 1992 года проповедует свое учение, утверждая, что в течение многих лет тайно обучался у буддийских и даосских учителей.

Многое в учении основано на принципе колеса. Потому и упражнения выполняются, заключая руки в круг и изображая окружности в районе живота. Вообще цигун — это оздоровительная, в том числе, дыхательная гимнастика. Фалуньгун к дыханию не имеет отношения. Так причем тут цигун, значащийся в объявлении, и йога вообще?

Последнее упражнение, которое нам не давалось, оказывается, называется «метод усиления чудотворства». Так мы что же, чудеса творили? На этой фразе я едва не упала со смеху и бросилась звонить специалисту.

Что такое «настоящая йога» и можно ли на ней заработать

По данным Yoga Journal йогой в России занимаются около двух миллионов человек, а количество специализированных центров составляет десятки тысяч. Цифры впечатляющие и указывают на стабильные позиции йоги как вида активности и как сферы бизнеса. Вокруг этой темы всегда много разговоров, сомнений и разнообразных интерпретаций.

 

Пусть меня научат

«Занятия йогой должны приносить радость, а не превращаться в банальный тренинг», — c избыточной серьезностью, набрасывая на плечо рюкзак, говорит студентка Юлия.

Несколько раз в неделю она проделывает довольно изнурительный, даже по московским меркам, путь. Восемь станций метро, тряска в маршрутке, немного бодрого шага и ты на месте, — Юля спускается в маленький подвальчик, где гремят железом качки. Считается, что фитнес и тренажерные залы не лучшие места для практики йоги. Требования к инструкторам там ниже, чем в специализированных центрах, и атмосфера меньше располагает к работе с «внутренними настройками». Но в случае Юли личная симпатия оказывается сильнее общих предпочтений.

Традиционным «намасте» группу приветствует Андрей, инструктор хатха-йоги, больше похожий на героя кулачных боев, чем на сушеного индуса. Впрочем, силовые асаны он демонстрирует с мягкостью кошки, а инструкции по их выполнению звучат с гипнотическими переливами интонации.

В конце урока Андрей играет на тибетских чашах — это введенный им в занятие медитативный элемент. Группа расходится, а преподаватель продолжает эксперименты с чашами. Небрежно распущенные волосы, расслабленная сосредоточенность, — на фоне качков с разбухшими мускулами он выглядит как маг и чародей.

Каким должен быть учитель йоги? Чему учить? В каком-то смысле деятельность хиромантов и гадалок может показаться куда определеннее.

Во всем мире существует множество федераций и школ, выдающих сертификаты инструкторам йоги. И каждая из них выдвигает свои требования: где-то достаточно просто заплатить, а где-то не обойтись без глубоких знаний анатомии и спортивного бэкграунда. Лицензирования этого вида деятельности в России нет, а значит, нет и единых стандартов.

«Мастер йоги и мастер преподавания — это разные плоскости, — рассуждает Антон Ерофеев, руководитель студии «Инди-йога». – Человек может добиться потрясающих результатов в личной практике, но как инструктор оказаться ни на что не способен. Важен и такой критерий, как ощущение спокойствия и счастья. Как его сразу распознать?»

 

 

Как все начиналось

В 2005 году на Покровке открылся йога-клуб «Сат Нам». Именно тогда, в начале 2000-х, в Москве и стал формироваться рынок йоги. Само по себе индийское учение пришло в Россию еще до перестройки и в первые десятилетия робко завоевывало адептов.

Основатель клуба Наталья Кузьмичева — ученица Якова Маршака, внука известного советского поэта. Врач и математик по образованию, Яков Маршак в начале 90-х занимался поиском эффективных методик для лечения наркомании, алкоголизма и других зависимостей и тогда же получил приглашение в одну из американских реабилитационных клиник. Оказалось, что в лечении подобных пациентов там уже давно с успехом применяется практика кундалини-йоги. Чуть позже приехавший в Москву индийский гуру Йоги Бхаджан дал Маршаку благословление распространять это направление в России.

«На занятия к Якову Маршаку я попала в 1991 году. У него тогда было всего несколько десятков учеников, — вспоминает Наталья Кузьмичева. — Больше 15 лет я практиковала кундалини-йогу, число ее последователей росло, и несколько раз в год мы собирали большие семинары по 60-80 человек. Так что открытие центра стало закономерным решением. О бизнесе и связанных с ним сложностях никто на тот момент не думал».

Наталья говорит о йоге с рационализмом просвещенного европейца, излучая спокойное обаяние. Такие, как Кузьмичева, энтузиасты 90-х, в каком-то смысле стали хранителями йогических традиций, а те из них, кто вышел на рынок, заняли особую нишу. Одновременно с клубом «Сат Нам» в 2000-х в Москве открылась сеть центров «Йога практика», ставшая проводником другого популярного направления хатха-йоги — Айенгара. А еще один ученик Маршака Сергей Литау возглавил «Федерацию йоги» — известную в Москве сеть бюджетных йога-студий.

Сегодня йога-индустрия в столице бурно развивается, у каждой станции метро можно найти по несколько центров. Считается, что эта сфера открыта для экспериментов. Появились такие изобретения, как йога в гамаках и Бикрам-йога (занятия при температуре 40 градусов) и здесь каждый, как говорит Кузьмичева, «кто во что горазд». Но стабильность «первооткрывателей» традиционных йогических направлений отчасти упорядочивает хаос.

Примером экспериментальности современной йогической системы может служить московская школа «Ваджра». Йогу здесь преподают по методу КПП (корректного подхода к позвоночнику). Это значит, что из практики асан извлекают только те положения тела, которые исключают риск травмы позвоночника. Основатель школы Ирина Межакова, в прошлом спортсменка, полна самоиронии и хулиганского азарта — почти немыслимые качества для йога.

«Сама еще не разобралась, что это», — показывает она рисунок с эзотерической символикой, дополняющий ее домашний интерьер. По словам Ирины, студию они с подругой создавали не с целью заработать, а чтобы направление КПП, представленное во всем мире, появилось и в Москве.

«Я считаю, что йога довольно травмоопасна, поэтому продвигаю метод, который, на мой взгляд, позволит человеку выйти из зала здоровым и живым. Не могу понять тех, кто говорит, что жить без йоги долго не может — они тогда ничем не отличаются от наркоманов. Ведь эта практика должна нести свободу и независимость от всех пристрастий, — насмешливо замечает Ирина. — А в основном современные йоги такие же люди, как все».

Большинство адептов возмутила бы такая позиция. Регулярно практикующие йогу, как правило, склонны подчеркивать избранность своего пути.

Про йогу:  Йога у метро Менделеевская, Москва — рейтинг, адреса на карте, список

С этой точки зрения слова Елизаветы Яненко, основательницы челябинской студии Yoginn, можно считать своеобразной заочной полемикой. Ради продвижения йоги Елизавета оставила успешную карьеру в банке. По ее словам, она уже с детства чувствовала глубину вещей.

«Легко заниматься йогой на берегу океана, под шум волн, а вы попробуйте в центре города, с видом на заводские трубы и крыши домов», — говорит Елизавета, проводя экскурсию по студии.

Центр находится на четырнадцатом этаже офисного здания. В панорамные окна туристической открыткой ложится весь город. Картинка приятная, и похоже, это не худший вариант, если океана поблизости все равно нет.

Казалось бы, для занятий йогой достаточно коврика, но практикующие часто хотят «подверстать» не только побережье, но и вообще весь мир.

«Студию я не рассматривала как бизнес-проект. Сначала арендовали зал для занятий, куда приходили друзья и знакомые. Хотелось заниматься самой и распространять йогу в Челябинске», — говорит Яненко.

В регионах йога действительно нуждается в популяризации. В Челябинске — городе-миллионнике — ее практикуют примерно 2% населения, поэтому специализированные центры, как правило, не конкурируют друг с другом, а пытаются, по словам владельцев, «отбить клиентов у алкомаркетов».

Дизайн студии Yoginn выдержан в нейтральном стиле, никаких восточных штучек, эзотерических картинок на стенах и статуэток Будды. Только преобладание цвета чайного листа в интерьере напоминает об Индии. «Западный» концепт стал выигрышным маркетингом для неискушенной местной аудитории.

 

 

Дживамукти для имиджа

Представители йога-индустрии сходятся во мнении, что для отвлеченных инвестиций эта сфера непригодна, а бизнес здесь возможен только в том случае, если его организатор сам является яростным адептом йоги и буквально живет практикой.

К примеру, в фитнес-индустрии действует достаточно внятная иерархия: клубы как премиум-класса, так и бюджетные становятся источником дохода, а разница в их ценовой политике регулируется общими законами рынка. Но «йога-сфера» устроена несколько иначе. Она куда более специфична и изощренна, чем любая спорт-индустрия.

Центры йоги часто открываются «для души» с целью популяризации того или иного направления. В этом случае их даже сложно назвать бизнесом. В то же время многие клубы создаются с расчетом на прибыль. Но даже при наличии адекватного бизнес-плана они не всегда выдерживают испытания «арендной платой».

Респектабельные столичные студии йоги, где стоимость индивидуального урока может достигать десяти тысяч рублей, сосуществуют с теми, для которых цена в три тысячи за индивидуальное занятие является потолком.

Очевидно, что клиентами таких модных клубов часто становится привилегированная публика. Эту нишу йога-центров можно назвать даже не сегментом бизнеса, а самостоятельным жанром.

Например, студия NYM Yoga, расположенная в Плотниковом переулке, обладает репутацией самого светского места для занятий йогой в Москве. Ее владелица Екатерина Рубанова, в прошлом жительница Нью-Йорка, одиннадцать лет назад привезла из Америки популярное там направление йоги — Дживамукти. Этот стиль стал основным в созданной ей московской студии.

«Мы открывались в 2006 году, как раз на волне подъема йога-индустрии в столице, и были одной из первых студий такого формата, — говорит Екатерина. — Большинство клубов на тот момент прятались по подвалам, и стилистика там была соответствующая. Я обустроила пространство на свой вкус, не прибегая к помощи дизайнера и стандартным схемам. Студия получилась светлой, комфортной. Место это сразу вызвало интерес и привлекло публику».

К «высшей лиге» столичной йоги относят и недавно созданную известным преподавателем Анной Лунеговой студию «Материал». Среди ее учеников немало узнаваемых лиц, например, она инструктор Ксении Собчак и Ольги Карпуть.

Причиной успеха своего центра Анна называет преподавательский состав, людей «глубоко погруженных в практику».

«Что касается организации бизнеса, здесь сложным было все, поскольку для меня это сфера новая, — признается Анна. — Начали мы с поиска зала, и в какой-то момент показалось, что я знаю все пространства, сдающиеся в аренду в этом городе. Только когда попали в помещение на Большой Дмитровке, сразу стало понятно — оно! И по формальным требованиям, и по ощущениям».

Среди различных направлений в «Материале» также представлено и дживамукти. Стиль, «идеально подходящий жителям мегаполиса».

«Каждое занятие дживамукти включает не только работу с телом через асаны, но также изучение йогических текстов, мантр и киртан, медитации и развития тонкого слуха с помощью музыки, специально составленной для класса», — рассказывает Лунегова.

Почему направление дживамукти особенно востребовано у респектабельной публики? Вероятно, причина заключается не только в осознанном подходе к практике, но и в демонстрации этого «осознанного подхода» как составляющей имиджа.

 

 

«Корень» учения

Посредственная философия ЗОЖа может легко поместиться в одну инстаграм-картинку. С «индийской гимнастикой» все обстоит куда сложнее. Даже скептики, практикующие асаны исключительно для пользы тела, задаются вопросом, что такое аутентичная йога. Придя на занятие в клуб, люди хотят получить что-то «настоящее», а не бессвязный физкультурный набор.

Для понимания вопроса необходимо заглянуть в самую суть древнего учения, например, послушав лекции знатоков индийской философии и глубоко погруженных в практику людей. Тогда становится понятно, что йога — это наука о тонкой взаимосвязи тела, энергии и сознания. И основные ее направления подразумевают работу с этими тремя аспектами: хатха-йога (физическое тело), кундалини (энергия) и медитация (работа с сознанием). В традиционной йоге асаны (физические позы) были лишь подготовкой тела к пранаямам (управлению жизненной энергией). А целью практики становилось просветление или хотя бы достижение сиддхи (сверхспособностей). Для получения результата практиковать предписывалось по много часов в день и не один год, что вряд ли по силам современному человеку. Эзотерические аспекты, описанные в манускриптах, для нашего мира так и остались закрытой традицией, ведь отказаться от мирской активности и посвятить себя практике сегодня могут единицы. Йога превратилась в тренировку, сохранив определенную внутреннюю логику упражнений.

Сегодня немногочисленных аскетов, практикующих в соответствии с древними предписаниями, можно разыскать в Гималаях или в индийских ашрамах, но некоторые есть и среди нас.

 

 

В поисках аскета

По московским улицам Рам передвигается быстрым тревожным шагом, спрятав руки в карманы и надвинув на глаза капюшон, будто он кого-то обокрал и теперь уносит ноги. Но его маргинальность совсем другой природы. Раму нет дела не только до чужих кошельков, но и до всего зримого мира, включая столичную красоту. Несколько лет он жил отшельником в Индии и Тибете, практиковал медитацию и йогу и, вернувшись, отшельником быть не перестал.

Никто не знает его настоящего имени, возраста и фактов прежней «человеческой» биографии.

Найти Рама можно лишь по наводке авторитетных эзотериков в одной из старых московских коммуналок. Входная дверь не заперта, на пороге, между шеренгами обуви, лежит походный рюкзак. На кухне раковина с капающим краном и плита почти без признаков эксплуатации. Ощущение, что над коммунальным духом здесь взял верх беспощадный дзен.

В комнате, где обитает Рам, торжествует аскеза. Из предметов в ней только стол, кассетный магнитофон и спальный матрас.

«Избегать публичности полезно для кармы, — Не открывая глаз, в медитативном полусне, произносит Рам, — Чем с большим количеством людей ты связан, тем больше их проблем перетекают в твое тонкое тело. Те, кто практикует по-настоящему, не выставляют себя напоказ».

Про йогу:  Бэби-йога от и до

Рам привлекательный мужчина, на вид лет 35-40, который спокойно мог выполнить заложенную человечеством программу: построить дом и вырастить детей. Но «гигиена эфирного тела» заставила его отказаться даже от преподавания в массовых местах, вроде центров йоги. Клиенты приходят к нему сами. Среди них разнообразный контингент: бизнесмены, менеджеры и сами инструкторы йоги.

«Кто-то обращается из-за проблем со спиной. Йога в этом случае отличный помощник. Кундалини-йогой и медитацией я занимаюсь не со всеми, а только если вижу, что человек к этому готов. Я не гуру и не духовный учитель, просто тот, кто практикует йогу в соответствии с традиционным подходом», — так он определяет сам себя.

«Можно носить сари и дхоти с чалмой, разбираться в терминах, кататься в Индию и даже получить духовное имя, но не делать самого главного, не практиковать йогу. Если она по-настоящему появляется в жизни, то обесценивает все, что важно человеку, в том числе и тягу к самовыражению», — в голосе Рама впервые появляются интонации.

Непримиримость к искажению учения, пожалуй, единственное, что рождает в нем эмоции. Впрочем, ненадолго. В какой-то момент связь прерывается, валентности исчерпаны, и Рам даже с открытыми глазами смотрит поверх тебя. Становится неловко, и ты торопишься уйти. В толпу проспекта, в тесноту метро, куда угодно, где нет свободы от жизни. 

«никакого инакомыслия»

Известный челябинский сектовед, руководитель миссионерского отдела русской православной церкви Константин Путник считает: Фалуньгун может быть сектой, даже если таковой она пока не признана, потому что работы в этом направлении практически не ведутся.

«Этот культ имеет все признаки секты, — объясняет специалист. — Во-первых, должны сразу насторожить бесплатные занятия. Что-то сейчас есть бесплатное? Только сыр в мышеловке. Во-вторых, деланно приветливая встреча каждого, радостная эйфория от занятий».

По мнению Путника, совсем не обязательно секта призвана отнимать деньги у населения. Поэтому то, что здесь всё бесплатно, не должно радовать. Смысл учения — не доверять никому, кроме соратников. То есть, если ты заболел, не надо обращаться к врачу. Тебе помогут занятия.

«Некоторые больные, даже онкологией, попавшие под влияние, делают неправильный выбор, — объясняет сектовед. — Не обращаются к врачам, пытаются исцелиться упражнениями».

И действительно, иногда та или иная болезнь на время отступает. Человек окрылен, еще глубже поглощается сектой. На самом деле специалисты научились воздействовать на организм, вызывая эйфорию, повышение настроения и улучшение самочувствия, вызывая теми или иными манипуляциями вброс в кровь эндорфинов. Самочувствие улучшается лишь на время, потом недуг атакует с новой силой.

Примеров множество. Человеку необходима операция, но он отказывается. Время уходит, человек продолжает выполнять упражнения, пока есть силы, а потом становится слишком поздно, и он умирает.

«Если бы Фалуньгун объявили себя религиозной организацией, пришлось бы пройти немало освидетельствований, — продолжает Путник. — Потому они и именуют себя Школой. Тут и взятки гладки».

Удивительно, но в Челябинске Фалуньгун снимает для встреч помещение в студии йоги буквально в двухстах метрах от православного кафедрального собора.

Жертвы, мертвые и пока еще живые

Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского приводит историю Евгения, одного из последователей учения. По информации центра, в 2021 году житель Минеральных Вод, сторонник Школы, прилетел в Наро-Фоминск для участия в пикетировании посольства КНР.

Пожилому человеку стало плохо, он и до этого не лечился, надеясь на чудесное исцеление с помощью упражнений. Товарищи по вере не вызывали скорую помощь до последнего, пытаясь обойтись привычными им медитациями, и набрали 03 лишь когда он потерял сознание.

Несмотря на усилия врачей, Евгений умер в больнице от обширного инсульта. Но и тут проповедующие учение нашлись: было сказано, что мужчина сам виноват, ведь он периодически отказывался от упражнений. А значит, Учитель не мог его спасти. И вообще, мол, около посольства КНР средоточие негативной энергии, которая и погубила его.

По информации центра религиоведческих исследдований, это — не первый и не единственный смертельный случай в рядах сторонников Фалуньгун. Сяо Синьли, одна из японских активисток, умерла в 43 года от рака, который не лечила, а лишь занималась упражнениями. В 49 лет умер ее муж, а последователи учения в течение семи дней пытались его воскресить.

Фэн Лили, адепт из США, умерла от рака, который считала испытанием, и не боролась с ним. Чжу Генмей ушла из жизни в Германии от запущенного диабета.

«Мой бывший друг попал под влияние этой организации, — призналась мне в соцсети жительница Санкт-Петербурга Елена. — Мы встречались до этого семь лет, но вынуждены были расстаться: он стал невыносим. Прошло много времени. Он увлекся этими учениями и превратился просто в дурачка, который несет ахинею.

Да, на первый взгляд, человек-гулёна превратился в спокойного парня, доброго, без вредных привычек. Казалось бы, круто. Здоровый образ жизни, светлые мысли. Но он зомби, он неживой. Без эмоций. Нельзя так жить. То есть, если близкий заболеет, ты улыбаться будешь?

И медитировать. А если умрет кто, ты не слезинки не пустишь. В общем, пустоту я в нем увидела. Когда с ним общалась, перестала музыку слушать и смеяться, я как в трансе была. Он сразу снял крест с шеи, сказав, что он ему мешает. Не виделись год, не знаю, все еще „лунь“ у себя в животе ищет?».

Жизнь с йогой

Опыт болезни привел меня в чувство. Я поняла, что стресс и выгорание исчерпали меня до дна. Тело пыталось сообщить мне о чем-то намного более важном: это были не просто старые травмы, дающие знать о себе. Болезнь стала для меня возможностью начать жить осмысленнее и эффективнее. Тогда я решила начать регулярно заниматься йогой.

Йога привела меня к совершенно другой жизни. Она помогла постепенно пробудить мое тело ото сна, восстановить его силу, чувствительность и ощутить с ним взаимосвязь. Я больше не жила на автомате; йога стала картой моего нового путешествия. Практика помогала мне абстрагироваться от происходящего в голове и сосредоточиться на теле, и я вспомнила, что это значит — ощущать его своим от макушки до пяток.

Время на коврике стало моим убежищем, возможностью позаботиться о себе.

Что такое «настоящая йога» и можно ли на ней заработать :: Жизнь :: РБК Стиль
Шаг за шагом Лиа не только возвращала себе здоровье, но и становилась сильнее. Фото из 
Шаг за шагом Лиа не только возвращала себе здоровье, но и становилась сильнее. Фото из 
инстаграма автора

Я поняла, как всего за несколько лет жизни в постоянном стрессе в моем теле в буквальном смысле образовались узлы напряжения. Практика йоги помогла освободиться от тяжести, накопившейся внутри в результате стресса, а концентрация на дыхании — успокоиться и стать более сосредоточенной.

Я открыла в себе внутреннюю мудрость. Ежедневная практика научила прислушиваться к малозаметным физическим сигналам тела и отвечать на них. Занятия сделали тело моим союзником, проводником и величайшим из учителей.

Йога — значит «объединять»

«Йога» переводится с санскрита как «связывать», «объединять», «соединяться». Йога — метод соединения вещей. На уровне физического тела она учит нас двигаться осознанно и скоординированно. Асаны йоги — возможность осознавать тело целиком, не перегружать одни его части и не игнорировать другие, а также обращать внимание на свое эмоциональное состояние во время практики.

Когда мы двигаемся в унисон с внутренним ритмом (дыханием), а тело принимает определенное положение (асану), мы концентрируемся и накапливаем жизненную энергию — нашу силу.

Йога эффективна, потому что вы задействованы в ней целиком, а не по частям.

Что такое «настоящая йога» и можно ли на ней заработать :: Жизнь :: РБК Стиль
Лиа находит возможности для практики в любом месте. — Фото с сайта автора

Она соединяет тело и дыхание, ум и движение, действия и навыки. В результате мы имеем целостную практику, которая проста, доступна каждому и оказывает глубокое воздействие на здоровье, психическое состояние и душу.

Каналы, реки, меридианы

Первые два упражнения были направлены на растяжку. Ничего особо сложного они не представляли. Несколько человек из нашей группы выполняли их совершенно синхронно с учителем. Позже они расскажут, что действительно ходят на занятия уже достаточно долгое время, по 3-4 года. А сама Людмила занимается15 лет.

Третья поза заканчивалась движением, имитирующим колесо. Мы должны двумя руками проводить круговые движения в районе низа живота, причем по часовой стрелке. Но руки должны находиться в десяти сантиметрах от тела и на таком же расстоянии одна от другой. «Только четыре круга! — уточнила она. — Движение очень сильное».

Незаметно пролетел час занятия. Все улыбались: удивительно, занятие действительно поднимало настроение. «Даже, если у вас будет что-то болеть после встречи, так и должно быть, — наставляла инструктор. — Тяжесть в ногах или руках, или, наоборот, эйфория, — это все хорошо. Значит, тело готовится, настраивается, открываются все каналы».

Про йогу:  Главная - yantra-studios Jimdo-Page!

«Какие каналы?» — уточнила я.

«Ну параллели, меридианы», — пояснила Людмила, и, видя, что я ничего не понимаю, кивнула на лежащую неподалеку стопку книг в голубой обложке. Мол, возьмите домой, ознакомьтесь с нашей Школой, там ответы на все вопросы.

Я взяла в руки книгу. На второй странице красовалось фото автора. Отложив пособие, приступила к выполнению четвертого упражнения. Его и последующее тренер назвала статичными. За движениями рук, их амплитудой, количеством подходов Людмила следила очень внимательно.

Возможно, даже слишком внимательно. Я поняла, что что-то за этим кроется. Выполнять движения нужно именно так, как она говорит, и никак иначе. И еще — те фразы, которые произносит мужчина в сопровождающей нас музыке, — это не просто аутентичный фон.

Ниямы: добродетели

Шауча: чистота. Шауча призывает не только к чистоте тела, но и к чистоте действий, восприятия, чистоте в доме и сердцах. Освободившись от всего, что загрязняет, мы сможем обрести гармонию, ясность и энергию. Распрощайтесь с пищей, привычками и людьми, которые вас истощают; пригласите в свою жизнь то, что улучшает самочувствие.

Сантоша: удовлетворенность.Мы довольны жизнью, когда принимаем ее такой, какая она есть, и ценим момент. Сантоша призывает жить настоящим и благодарить жизнь за ежедневные дары, которые нас окружают.

Тапас: самодисциплина.Тапас — это жар, без которого нет изменений и роста. Это самодисциплина, необходимая для того, чтобы наладить новый распорядок жизни; преданность и упорство в длительных отношениях; самоконтроль, который нужен, чтобы подолгу оставаться в сложной асане, когда мышцы горят и пот стекает по лицу. Тапас требует доверия к процессу, особенно когда становится «жарко» и ваше упорство ослабевает.

Свадхьяя: самоизучение. Свадхьяя — это поиск и ежедневная практика самопознания. Если в суете повседневной жизни мы не найдем время, чтобы заглянуть вглубь себя и задуматься, то сами не заметим, как начнем жить на автопилоте. Изучайте свои мотивации, задумывайтесь о том, что сделало вас такими, какие вы есть, и как стать лучшей версией себя.

Ишвара-пранидхана: вера в нечто большее и опора на нее. Ишвара-пранидхана — это понимание того, что все мы связаны и вместе варимся в этом котле. Это также вера в то, что в мире есть что-то большее, чем мы, некий более грандиозный общий замысел.

Отличные студии йоги в москве

Студия «Воздух» у метро «Достоевская» предлагает Shakti dance (смесь йоги, танцев и медитации), йогу в гамаках, Аштанга Виньса йогу, интервальную йогу, динамическую хатха-йогу, кундалини-йогу и многое другое.

В центре йоги «Прана» широкий выбор практик, есть и особенно интересные: ночная гонг-медитация, йога критического выравнивания, гималайская и даосская йога, прана ланч. Доступны занятия на английском языке.

Также советуем обратить внимание на студию йоги и цигун «ДЫШИ» у метро «Маяковская». Среди предлагаемых практик акхила йога, аштанга йога, особое боевое искусство туйшоу, медитации, работа с энергией и дыханием.

Лучший ютуб-канал для занятий йогой дома:

На канале более 5 000 000 подписчиков. И тому есть достаточно весомая причина: это качественно снятые уроки йоги для людей с любым уровнем физической подготовки и интересами к разным направлениям йоги. Есть марафоны, длящиеся месяц. Очень мотивируют не отлынивать от ежедневных занятий по утрам. Все очень доступно объяснено и детально показано, как делать надо, а как — нет.

Прекращаются боли в спине

Это главная польза от упражнений, которую ощутима на раннем этапе занятий йогой. Доказано, что занятия восточной гимнастикой помогают при хронических болях в пояснице. Боли в спине – настоящий бич для людей с сидячим образом жизни.

Постоянно напряженные мышцы бедер берут на себя нагрузку нижней части спины, из-за чего возникает боль. Используемые в йоге комплексы упражнений направлены на растяжение мышц и не требуют резких движений или серьезной нагрузки на суставы. В каждой позе нужно находиться от 1 до 3 минут в зависимости от физической подготовки.

Вот основные позы для укрепления спины:

— поза ребенка

— поза сфинкса

— собака мордой вниз

— медленная скала

— поза голубя

— кошка

— корова

— поза с прогибом спины назад.

Поза ребенка самая простая: опора на ступни, колени и вытянутые вперед руки. При этом живот прижат к бедрам.

Поза сфинкса не сложнее: лежа на животе, обопритесь на предплечья так, чтобы плечи были вертикальны. Пальцы ног вытянуты.

Поза собака мордой вниз посложнее: опора на ступни и ладони, спина и ноги прямые и составляют угол меньше 90 градусов. В этой позе, которую практикует, например, президент России Владимир Путин, гармонично растягиваются мышцы спины и ног.

Дыхание – один из главных элементов учения. Если вы занимаетесь с опытным преподавателем, он подскажет как правильно дышать во время гимнастики. Движение тела и течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому уделяйте внимание правильному дыханию.

Помните, что нельзя заниматься йогой, если ощущаете боль. Так организм сообщает, что с телом что-то не так. Известны случаи серьезных травм у людей, пытавшихся заниматься йогой, несмотря на боль. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, если после упражнений боль в спине не проходит.

Терпеть и продолжать

Когда до конца отведенного нам времени — двух часов — осталось минут 30, Людмила сообщила, что осталась последняя, пятая мудра (инструктор настойчиво называла упражнения мудрами, хотя в традиционной йоге мудры — это жесты рук). Она простая, но времязатратная.

Упражнение предполагало некоторые движения рук, а позже — фиксация их в одном положении. Правая сверху, левая снизу, ладони направлены друг к другу, руки параллельны, не соприкасаются ни между собой, ни с телом. Нужно сесть в позу лотоса, расположить их в таком положении и продержаться, закрыв глаза, десять минут.

Потом поменять положение рук местами, и вновь застыть на десять минут. Затем поднять их на уровень бровей, образовав круг, зафиксировать в таком положении, но не касаться друг друга, и тоже продержать неподвижно десять минут. Время никто не засекает: я поняла, что в музыке звучит какое-то новое слово, и это означает, что положение рук нужно менять.

Я продержала поднятые вверх руки минуты три-четыре. Они устали, потяжелели, стали горячими, негнущимися. Я приоткрыла глаза. Людмила и ее помощница Светлана сидели, не чувствуя усталости. Все остальные ученики, как и я, позволили себе расслабиться и без сил лежали на ковриках.

Слева от меня занималась девушка, которая то и дело ложилась в позу кошки, выгибая спину. Людмила тоже обратила на нее внимание: заметно, что ей движения даются труднее, чем всем нам. Она призналась, что пришла на реабилитацию после серьезной травмы позвоночника.

Но, кроме этих занятий, посещает еще хатха-йогу. Тренер сразу прервала рассказ: нельзя ходить и туда, и сюда. Необходимо сделать выбор. Людмила не предложила девушке выполнять упражнения по мере сил. Напротив, советовала терпеть и продолжать выполнять упражнения, как все.

Перед выходом из зала Людмила объявила, что главное — это, конечно, не только тело, но и ум. Потому всем рекомендовано взять книгу. Если навсегда, то за 50 рублей, если с возвратом, то бесплатно.

Людмила подала администратору 800 рублей за аренду зала. Свои деньги она достала из сумки, чем вызвала удивление всех нас, новичков. Это что, огромное желание всех привлечь к занятиям?

«Да, — кивнула наша гуру. — Я вся исцелилась, столько всего познала, что хочется охватить как можно более широкий круг».

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий