Дипломы выпускников — YOGAprofess

Дипломы выпускников - YOGAprofess Позы

Что такое крийя-йога

Одно из самых простых, но в то же время сильных направлений в йоге – это Крийя. Она включает в себя большой спектр работы над собой – от питания до выполнения асан и очищения разума. Это базовый этап в йоге.

Он помогает обрести гармонию и увидеть свой истинный путь. Прежде чем приступить к более сложным практикам, каждый ученик должен пройти эту подготовительную ступень: понять смысл жизни, пробудить внутреннюю энергию и снять блоки в организме.

В переводе с санскрита «кри» – это «действие», а «йя» – «осознание». Причем действие необязательно должно быть совершено физически, оно может протекать внутри. «Йога» – единение, связь. Это во многом объясняет смысл данной практики. Ученики усердно работают над своим умом и физическим телом, считая важными обе составляющие.

Крийя – это разновидность раджа йоги (царской). Учение включает в себя не только медитации, но и правильное питание, дыхательные упражнения, здоровые отношения с окружающим миром и самодисциплину. Различные техники йоги учат контролировать потоки энергии в организме и направлять их в нужные места. Происходит это во время изучения асан и медитаций.

Крийя – это наиболее простая и безопасная практика, поэтому начать заниматься ей могут практически все. Но даже к базовому этапу нужно быть подготовленным морально.

Основные этапы практики

Любая духовная практика имеет определенные этапы. Каждый этап направлен на некоторое воздействие на человека. Здесь существует четыре этапа.

  • Входные крийи. Они позволяют сконцентрировать свое внимание на практике, избавиться от посторонних мыслей, обрести уверенность и покой.
  • Основные. Помогают выполнять сложные и эффективные асаны, направленные на улучшение деятельности всего организма в целом.
  • Второй круг. Выполнение возможно только с профессионалом. Неподготовленные начинающие выполнить данные техники не смогут в силу своей неопытности.
  • Силовые. Также должны исполняться только под руководством знающего человека. Являются самыми сложными, но результативными в практике.

Каждый этап йоги несет определенную смысловую нагрузку. Они отличаются друг от друга. Второй круги силовые крийи должны выполняться строго под руководством специалиста, чтобы не навредить себе.

Основные крии

Асаны на этом этапе помогают оздоровить организм и готовят к дальнейшему пути познания йоги. Основные крии очищают карму и позволяют человеку очиститься от прошлого.

Делаются упражнения в такой последовательности:

  1. Сядьте на пол, подогнув ноги под себя. Руки сомкните за спиной. Выполняйте наклоны вперед и назад.
  2. Сделайте несколько вращательных движений туловищем.
  3. Поочередно сгибайте и выгибайте спину.
  4. Продолжая сидеть, наклоняйтесь в стороны.
  5. Поочередно наклоняйте голову вперед и назад.
  6. Вытяните ноги перед собой. Старайтесь не сгибать их. Дотянитесь до пальцев ног.
  7. Лягте на спину. Ноги согните в коленях, поставив их на стопы. Руками возьмитесь за голени. Поднимайте и опускайте таз.
  8. В положении лежа согните ноги так, чтобы ступни смотрели вверх и находились рядом с талией по бокам. Поднимайте и опускайте тазовую область.
  9. Встаньте на четвереньки. Поочередно выгибайте и сгибайте спину.
  10. Останьтесь в положении из предыдущего упражнения. Поднесите одну ногу коленом к груди, затем вытяните ее назад. Повторяйте упражнение, меняя ноги.
  11. Продолжая стоять на четвереньках, дотянитесь головой до пола. Прогните туловище в спине. Руки при этом согнутся.
  12. Стоя на коленях, вытяните тело вперед. Руки держите за спиной, голову на полу. Сгибайте и разгибайте ноги в коленях. Голова в это время остается на полу.
  13. Сядьте на пол, согнув ноги в коленях и расположив их по бокам от таза. Поочередно поднимайтесь и опускайтесь.

Не нужно задерживаться надолго в одной позе, но и торопиться тоже не стоит. Необходимо найти оптимальный для себя темп и выполнять все упражнения в нем. Главное – это ощущение комфорта.

Основные крийи

Исполняются в основном в сидячем положении.

  • сидя взять в руки ключ, наклонившись;
  • руки в замке, повернуть туловище;
  • согнув спину, разогнуть обратно;
  • прогибы в разные стороны;
  • наклон головы;
  • обхват ног руками;
  • заведение головы назад;
  • покачивание на бедрах;
  • лежа на спине обхват ног за голени;
  • отрыв поясницы от пола;
  • на четвереньках прогиб спины;
  • поднесение колена у груди в той же позиции;
  • лежа на согнутых ногах сжать руки в замок;
  • Сесть между ног, выпрямившись.

Не только упражнения влияют на очищение и обновление организма. Во время йоги очень важно выполнять дыхательную гимнастику, которая раскрывает чакры и омолаживает духовное и физическое тело, избавляя его от негатива.

Что такое йога

Йога — это очень древняя практика для поиска целостности в занятиях и в жизни. Йога состоит из асан (упражнений), дыхательных техник и медитаций (пассивных и активных), поэтому развивает человека всесторонне — через тело, ум и эмоции. Хотя изначально йога — это духовная практика, в больших городах духовность занимает её малую часть. Многие техники адаптируются под задачи учеников, и акцент делается на работу с телом и дыханием.

Автор статьи — Натали Рудой, основательница центра йоги «ЙогаДОМ».

• соловьева ольга « кундалини йога как обряд инициации»

 Жизнь — это структура. В биосфере господствует правило: чем сложнее устройство, тем выше форма жизни. Это относится и к сфере человеческой культуры: непродуманное представление о том, что энергию и силу можно извлечь, отбрасывая или разрушая структурность, опровергается всем, что мы знаем об истории и эволюции живого.

Человек от зверя отличается преимущественной открытостью, а не стереотипностью поведенческих механизмов центральной нервной системы. Схемы наших поступков восприимчивы к воздействию общества, где воспитывается личность. С биологической точки зрения, человеческий ребенок рождается лет на десять-двенадцать раньше срока.

Черты его характера, способность ходить и говорить, словарный и мыслительный запас развиваются под влиянием той или иной культуры, причем все эти особенности отпечатываются, можно сказать, прямо в нервной системе малыша. Структурные схемы, которые в животном мире наследуются биологически, вживляются в человека, главным образом, силой традиций, носителем которых является общество, а происходит это на стадии развития, которую принято называть «впечатлительным возрастом».

Общепризнанным средством осуществления такого воспитания стали ритуалы. Мифы — это мыслительная опора обрядов, а обряды — физическое подтверждение мифов. Впитывая мифы своего сообщества и участвуя в его обрядах, ребенок развивает структуры, которые соответствуют его социальной и естественной среде.

     По мнению биологов и психологов, необычная незрелость человеческих младенцев, вследствие которой они целиком зависят от родителей на протяжении всего срока возмужания, сравнима с положением сумчатых. Эволюция млекопитающих шагнула дальше и появилась плацента, позволяющая зародышам оставаться во чреве матери до полной самостоятельности.

По этой причине млекопитающие обычно способны позаботиться о себе почти сразу после рождения — во всяком случае, уже спустя пару дней или недель. Однако у людей, чей крупный мозг требует многолетнего развития, дети вновь рождаются слишком рано, а второе, внешнее чрево — сумку на животе матери — им заменяет родной дом.

     Основные социальные схемы усваиваются именно на этом, домашнем этапе жизни. Они, однако, тесно связаны с ощущением зависимости, от которого необходимо избавиться еще до обретения психологической зрелости. Подросток откликается на сложности окружающего мира, обращаясь за советами, поддержкой и защитой к родителям, но прежде, чем ребенка признают взрослым, ему предстоит отказаться от такой привычки.

Поэтому одной из главных задач первобытных обрядов половой зрелости  всегда был перевод систем реагирования подростка от внешней зависимости к личной ответственности. Если же учесть, что в нашей цивилизации период детской зависимости затягивается порой до двадцати — тридцатилетнего возраста, то сегодня проблема эта становится еще сложнее.

             С этой точки зрения невротика можно определить как личность, которой не удалось переступить главный порог, отделяющий детство от «второго рождения» — зрелости. События, которые побуждают взрослого думать и поступать ответственно, у невротика вызывают страх наказания, потребность в чужом совете, желание спрятаться под чье-то покровительство и тому подобные реакции.

Он вынужден постоянно вносить поправки в свои непроизвольные отклики и, как ребенок, обвинять в провалах и бедах либо самих родителей, либо некий их заменитель — например, оберегающее его государство или общественный уклад. И если первоочередное требование к взрослому заключается в том, что он должен сам отвечать за свою жизнь, за поступки и ошибки в реальных условиях того мира, где живет, то из этого следует простейший психологический факт: до такого уровня не дорасти тому, кто постоянно размышляет, каким бы он стал в других условиях жизни, если бы родители были не так равнодушны к его потребностям, общество — не настолько жестоким, а устройство Вселенной — совсем иным.

Любое сообщество, прежде всего, требует от взрослых, чтобы те сознавали главное: что именно они определяют жизнь и бытие общества в целом. В соответствии с этим, обряды полового созревания должны прививать личности ту систему чувств, которая наиболее подходит обществу и от которой зависит само существование этого общества.

                 Примерно с начала 20 века в нашем прогрессивном обществе усилилось пренебрежение и даже презрение к ритуалам, которые некогда породили нашу цивилизацию.

                 С первобытных времен люди пытались понять и объяснить окружающую их действительность. Чтобы описать картину мира использовались мифы. Они объясняли, почему времена года сменяют друг друга, почему люди рождаются и умирают, что хорошо, а что плохо.

Мифы выполняли 4 функции:

1.Примирить сознание с предпосылками его существования, побудить в человеке чувство священного трепета перед тайной бытия.

2.Дать человеку образ окружающей его вселенной, который был бы в состоянии объяснить все, с чем он может столкнуться в окружающем его мире.

3.Обосновать и  поддерживать определенную модель социальной системы: разделяемый большинством ее членов набор представлений о том, что правильно и что неправильно.

Ваша задача — описываем образ результата

Йога — это емкая и глубокая практика. Ваш опыт будет зависеть от ваших запросов и ожиданий. Чтобы не разочароваться, надо сразу понять, чего вы хотите и какие сейчас задачи решаете.

https://www.youtube.com/watch?v=Q9HCR-7fY14

Например, если вы хотите добавить в жизнь движение, взбодриться, подтянуть тело и влезть в прошлогодние джинсы, не стоит ходить на занятия с уклоном в эзотерику, где все общаются на санскрите, поют мантры и кружатся в экстазе, чтобы соединиться со своей «истинной» природой.

Определитесь с тем, чего вы хотите: подвигаться? Расслабиться? Восстановить силы? Поправить осанку? Научиться техникам медитации? Пополнить энергетический запас? Подготовить тело к беременности? Познать себя? Развить в себе новые, более устойчивые качества?

Время — выбираем график

В любом фитнес-клубе или йога-студии есть расписание занятий: по стилям йоги, уровням сложности, опыту или специфике преподавателя, иногда и по цене. Опирайтесь на то, что удобно вам — если любите заниматься по утрам и это позволяет ваш график, ищите студию с утренними практиками. Можно заниматься и вечером, и в выходные — главное понять, когда вам будет комфортно отправиться на занятие.

Про йогу:  Артём Фролов, Йогатерапия. Практическое руководство – читать онлайн полностью – ЛитРес, страница 2

Не обращайте внимания на общие рекомендации («йогу лучше практиковать утром, в вечернее время группы переполнены, мышцы тела лучше реагируют, когда они уже больше размялись, в дневное время есть скидки») и прислушайтесь к себе: не надо торопиться на тренировку, которая не вписывается в ваш график — это только умножит дискомфорт.

Начинать новое — это стресс. Поэтому важное правило йоги: не суетиться, не стремиться к идеалу и не откладывать первое занятие на завтра — если тратить время и ресурсы на подготовку, можно потерять мотивацию. Нет «правильного времени», «лучшей формы», «самого грамотного преподавателя» и «оптимальной тренировки» — это просто попытки убежать от сложностей.

Бабаджи

Личность Махаватара Бабаджи была сокрыта от людей до тех пор, пока о нем не написал в своей книге «Автобиография йога» Парамаханса Йогананда.

Великий йог родился 30 ноября в 203 году н.э. в небольшой деревне в Индии. При рождении ему было дано имя Нагарадж, что означает «король змей». В 5 лет он был похищен работорговцем, но вскоре был выкуплен богатым человеком, который сразу же даровал мальчику свободу. Тогда Нагарадж стал странствовать с монахами и изучать индийскую религию и философию.

Еще будучи ребенком, он сумел погрузиться глубоко в свое сознание и увидел там бога Сканда. Так начался его путь становления сиддхом. Помогал Нагараджи на этом пути учитель Агастьяр.

Базовые техники в крийя-йоге

Достоинство учения заключается в том, что все техники могут выполняться любыми людьми, независимо от их религии. Упражнения помогают запустить процесс духовного роста и увеличить физические способности тела, включая выносливость.

Постепенно разум и тело начинают оздоравливаться. Происходит это быстро. Первые результаты будут видны уже через несколько дней. Главное – регулярно делать все упражнения и следовать основным правилам поведения и питания.

Занятия происходят в полном комфорте. Нет болевых или неприятных ощущений. Задерживать дыхание на длительное время не требуется.

Важной особенностью выполнения упражнений является нечетное повторение всех действий в строгом порядке. Это позволяет развязать кармические узлы в нужной последовательности. Рекомендуется делать 27 повторов. Если работать не на число повторов, а на время, то это будет 75, 90 или 120 секунд.

Упражнения (физические и ментальные) нужно выполнять непрерывно в течение 27, 54, 81 или 108 дней. Затем, после перерыва, еще 5, 8, 11 или 14 дней.

В это дни нужно помнить про основные аспекты учения:

  • правильное дыхание;
  • отказ от вредных привычек;
  • правильное питание, отказ от мяса и обильное питье воды;
  • постоянные размышления о Божественном;
  • работа над своим внутренним миром, улучшение помыслов;
  • соблюдение всех ритуалов.

Эти правила не стоит забывать и в периоды отдыха.

Входные крии

На этом этапе ученик успокаивается, концентрируется на занятии и очищает голову от ненужных мыслей. Асаны запускают энергию по позвоночнику, направляя ее вверх и вниз.

Упражнения:

  1. Лягте на пол, отожмитесь и задержите ненадолго дыхание.
  2. Встаньте прямо. Наклонитесь вниз, стараясь дотянуться руками до пола. Выпрямитесь.
  3. Поставьте ноги на ширине плеч. Наклонитесь вниз, подняв одну руку вверх, а другой дотянувшись до противоположной стороны. Делайте повороты туловища, меняя руки. Упражнение похоже на «Мельницу».

Все движения должны быть легкими, выполняться без напряжения и изменения темпа дыхания.

Достоинства и недостатки практики

Главным плюсов практики является достижение гармонии с собой за достаточно короткий промежуток времени. Она не подразумевает длительных задержек дыхания, которые иногда чрезмерно негативно влияют на организм.

Вся практика направлена на духовное совершенствование и омоложение организма. Кундалини способна свободна продвигаться по энергетическим каналам благодаря снятию зажимов и блоков в них. Энергия пробуждается и наполняет человека силой, мудростью и гармонией.

Некоторые приверженцы крийя полагают, что она способна подарить человеку очень многое. Всего одна практика в три дня насыщает организм энергией, самообладанием, властью над своим телом и разумом. Не все люди полностью раскрывают свои потенциальные возможности.

Недостатки у практики невелики. К ним относятся обязательные регулярные занятия, для которых необходимо выделять свое личное время. Это не доступно многим слоям населения, поскольку ежедневная работа требует много времени. Одним из недостатков также считается тот момент, что практика требует работы со специалистом, поскольку самостоятельное освоение техник достаточно проблематично.

Иисус христос

Иисус обучал своих последователей многим вещам. Однако, слова «крийя», «медитация» или «асана» никогда не звучали из его уст. Он показывал на своем примере, как нужно жить, чтобы достичь единения с Богом. Он соблюдал особую диету, жил в гармонии с собой и окружающими, занимался саморазвитием и учил этому других.

В Новом Завете были записаны следующие его слова: «Человек – это дитя Бога, Его величайшее Творение, которое устремлено в небесные божьи выси для познания мира, усовершенствования мира с тем, чтобы, достигнув высот мысли и разума, сесть одесную Бога; и, наряду и рядом с Ним, с Богом, продолжать дело усовершенствования мира Вселенной».

Иисус учил равняться на Бога. Он хотел объединить людей в единое целое для создания общей позитивной энергии, настроенной на Божественное Совершенство.

Крийя – есть осознание и принятие Божественности во всем своем существе, в окружающем физическом и астральном мире. Она учит жить в гармонии, видеть Божественное начало, излучать любовь и положительную энергию.

История направления и учителя крийи

Крийя – древнейшее учение, появившееся многие века назад, но сокрытое от людей. Долгое время знания передавались исключительно во время инициации от человека к человеку.

В 1861 г. (в свое второе воплощение) гуру йоги Махаватар Бабаджи, родившийся еще в III в., раскрыл тайны духовной практики своему ученику Лахири Махасайю. После этого Лахири передал свои знания Свамми Шри Юктешвару Гири. Тот, в свою очередь, обучил своих подопечных, включая Парамахансу Йогананду.

В 1920 г. наставники Йогананда сказали ему посвятить в свои знания мир Запада. Несмотря на активную жизнь и постоянное просвещение все большего количества людей, он лично поведал Свамми Криянанде все то, о чем знает сам.

Как самостоятельно заниматься крийя йогой?

Популярность йоги растет с каждым годом. Открываются новые обучающие центры, создаются общины. Не у всех есть возможность посещать школы йоги: график работы и место проживания могут не позволять этого.

Поэтому большинство занимаются самообразованием: читают статьи, смотрят видео и пр. Но некоторые моменты невозможно осознать самостоятельно. У учеников появляются вопросы, на которые сложно найти ответ самому.

Существуют различные тренинги и онлайн-курсы по йоге. Для участия в них нужен компьютер со стабильным интернетом и коврик для занятий.

Если преподаватели занимаются индивидуально со своими учениками, требуется еще камера: опытный мастер следит за техникой выполнения упражнений и указывает на ошибки.

Каждый выбирает себе способ занятия исходя из своих возможностей. Этим и хороша Крийя, что большую ее часть можно освоить самостоятельно.

Мы подобрали для вас несколько видео, которые помогут заниматься крийя-йогой самостоятельно:

Мантры для размышления

В учении мантры направлены на Божественное. С их помощью из человеческого разума вытесняется эгоцентризм, который замещается мыслями о благе и Божественном Совершенстве.

Мантры настраивают на позитивный лад, убирают страхи и сомнения. Их заучивают наизусть и повторяют вслух или мысленно. Проговаривая мантру, нужно одновременно слушать ее и внимать ей.

Прежде чем приступить к упражнениям, нужно подготовить дыхание: глубоко вдохнуть, задержать воздух, затем выдохнуть. Повторить несколько раз. Проговаривать мантру нужно во время задержки дыхания. Занятие должно длиться 15-30 минут.

Есть 2 варианта упражнения:

  1. Можно практиковать ом-хилинг, повторяя постоянно звук «ом». Но чтобы создать сильную энергетическую вибрацию, на занятии должно присутствовать более двух человек. Другие звуки мантры не рекомендуется применять без одобрения учителя.
  2. Думать о прекрасном. Нужно постараться максимально очистить свой мозг от всевозможных мыслей и повторять одну и ту же идею. Например, можно сконцентрировать внимание на Божественном Совершенстве или смысле жизни. Нужно направить свой разум на обдумывание высокого. Так он будет развиваться и постепенно уходить все глубже и глубже в познание тайн Вселенной.

Нияма

Отвечает за физическую составляющую.

Основные правила Ниямы:

  1. Чистота тела и сознания. Чистота одежды, своего жилища, себя самого и своих помыслов – все это необходимо для ученика Крийя-йоги.
  2. Аскетизм – жизнь в простых условиях без удобств.
  3. Удовлетворенность тем, что есть. Вещей должно быть минимальное количество. Не стоит желать ненужных дорогих предметов обихода.
  4. Самообразование. Постоянный поиск учеником новой информации и ее впитывание. Книги, разговоры с учителями, размышления – это и многое другое является отличным способом самообразования.
  5. Альтруизм – работа с отдачей ради блага других.

Парамаханса йогананда

Великий йог, сыгравший наиболее важную роль в распространении йоги на Западе. Он искренне верил, что Божественное Совершенство есть в каждом человеке без исключения. Нужно только раскрыть в себе чакры и запустить поток энергии.

Йогананда написал книгу «Автобиография йога». В ней он упоминает всех учителей, предшествовавших ему, и раскрывает тайны Крийя-йоги. Йогананда обзавелся десятками тысяч последователей.

Когда его пригласили на религиозный конгресс в США, он волновался и не верил в свои силы. Тогда учитель Йогананды – Юктешвара – сказал ему, что нужно ехать и что он будет понят людьми Запада.

Йогананда ни разу до этого не выступал с лекциями на английском языке. Начал он свое выступление еще в пути – на корабле. Оно далось ему тяжело: нужные слова на неродном языке было подобрать нелегко.

Над ним начали смеяться. В этот момент Йогананда мысленно обратился к своему учителю за советом. Тот ответил всего тремя словами: «Ты можешь говорить». И он смог. Лекция продолжалась около 45 минут, слушатели были в восторге.

В 1952 г. Йогананда остается жить в Соединенных Штатах. Десятки тысяч людей стали его последователями и благодаря Йогананде достигли просветления. Он учил американцев основам питания и самодисциплины, правильной гармоничной жизни и нормальным отношениям с другими людьми.

Как Свамми Шри Юктешвару Гири когда-то передал свои знания Йогананде, так и сам Йогананда решил соблюсти традицию и обзавелся учениками.

Питание йогов

Правильно питание – важный элемент практики. Ученикам рекомендуется облегченное вегетарианское меню. Оно включает в себя пищу животного происхождения: молоко, сыр, масло и другие молочные и кисломолочные продукты. Основу рациона составляют зерновые культуры и овощи. Мясо йоги не едят. Это вредит карме и нарушает природные законы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytokK1ANGr8

Основные правила питания йогов:

  • пить большое количество чистой воды;
  • не голодать;
  • не переедать;
  • 1 раз в неделю воздерживаться от приема пищи (можно реже);
  • не подвергать продукты сильной термической обработке;
  • тщательно пережевывать пищу (она должна практически раствориться во рту под воздействием зубов и слюны, чтобы не совершать много глотательных движений);
  • не есть всевозможные консервы, торты, конфеты и пр.
  • употреблять только свежие натуральные продукты;
  • вся пища должна быть теплой;
  • при отсутствии желания есть не нужно;
  • не хранить продукты несколько дней.
Про йогу:  Основные мудры йоги

Кроме того, йоги рекомендуют исключить из своего рациона кофе, чай и алкоголь. Эти напитки являются наркотическими и не приносят пользы организму. Они возбуждают нервную систему и плохо влияют на мысли.

То же касается лука и чеснока. Они полезны в смеси с овощами, но не стоит употреблять их каждый день.

От соли тоже лучше отказаться или свести ее употребление к минимуму. Она нарушает обмен веществ и вредит сердечно-сосудистой системе.

Наиболее подходящие продукты для практикующих йогу: фрукты, овощи, злаки, орехи, натуральный мед, зелень, ягоды, сухофрукты и натуральные свежевыжатые соки.

Польза для организма и эффект крийя-йоги

Крийя оказывает положительное влияние как на эмоциональное состояние человека, так и на его здоровье и общее самочувствие.

Главное и безоговорочное преимущество духовной практики – быстрое достижение гармонии с собой. Крийя позволяет быстро увидеть первые результаты своей работы. Поэтому большинство людей идут по пути познания себя до конца.

Польза для организма и положительные эффекты от йоги следующие:

  • укрепление силы воли;
  • улучшение работы мозга и нервной системы;
  • повышение работоспособности;
  • заряд энергии;
  • очищение ума от неприятных эмоций и, как следствие, отличное настроение;
  • оздоровление всего организма;
  • улучшение пищеварения;
  • повышение иммунитета;
  • ясность ума;
  • уверенность в себе;
  • усиление собственной положительной энергии.

Все это вместе создает сильную волю и ясный разум. Человек способен продолжать свой духовный путь и совершенсвоваться.

Польза йоги

Йога помогает:

  • Улучшить концентрацию внимания, развить стрессоустойчивость и навыки замедления ритма жизни;
  • Восстановить эмоциональный фон, успокоить психику;
  • «Обновить» организм и урегулировать гормональный фон;
  • Улучшить качество сна;
  • Укрепить физическое здоровье (силу, гибкость, баланс).

Сегодня существует множество школ, учителей и направлений йоги по всему миру. Некоторые придерживаются традиционных учений, а другие объединяют новые и древние техники, поэтому каждый может найти в йоге что-то своё. Йога подходит всем — вне зависимости от возраста, пола, вероисповедания и физической подготовки.

Бешеный ритм жизни, многозадачность, избыток информации — всё это способствует саморазрушению, стрессам, напряжению, блокам и зажимам в теле. Мы мало двигаемся, плохо спим, едим на ходу, не умеем расслабляться. Йога — это инструмент для самостоятельного восстановления себя на всех уровнях, для саморегуляции и самодисциплины.

9 советов для тех, кто хочет начать заниматься йогой

Последовательность выполнения крий

Те, кто хоть раз практиковал крийю, знают, что в ней важна именно последовательность всех действий и ритуалов. Они влияют на развязывание кармических узлов. В трактате «Автобиография йога» описана последовательность ритуалов и действий для достижения гармонии с собой и совершенствование тела и духа.

Время также фиксируется определенной закономерностью. Выполнение крийя-йоги обязательно на протяжении 27, 54, 81, 108 дней. Далее, после перерыва выполняется вновь 5, 8, 11 и 14 дней регулярно.

Каждый человек может направленно перестроить последовательность, сделав ее удобной для себя. Но это возможно только после последовательного усвоения всей практики.

Практика йоги

Практика крийя-йоги подразумевает не только физические упражнения, основанные на асанах, но также и медитации, и пранаямы. Занятия обязательно проводить регулярно, желательно 2 раза каждый день утром и в вечернее время.

Количество выполняемых действий и упражнений каждый регулирует самостоятельно, однако регулярность их исполнений — первый закон крийя-йоги.

Важен также не только обязательный ежедневный ритуал, но и порядок выполнения асан. Обязательно проводить размышления о сути Бытия и о Божественном начале Вселенной, пробуждение в самом себе духовности, высших чувств и эмоций, полный отказ от вредных привычек и непригодной пищи, верное поставленное дыхание, обязательные омовения по специальным ритуалам, а также вегетарианство.

При полной осознанности собственных действий, человек получает освобождение от внутренних зажимов, чакры раскрываются и уже после пранаям и регулярных асан он чувствует себя намного лучше.

При полном проникновении йоги человек освобождается от негатива и становится другим.

Пять ветвей крийя-йоги

Практика крийя подразумевает несколько способов ее исполнения. Существуют различные упражнения для достижения поставленной цели. Занятия разветвляются на пять ветвей.

  • Крийя-Хатха. Асаны, гимнастика, направленные на омоложение и оздоровление человека.
  • Крийя-Кундалини. Это дыхательная техника, направленная на улучшение энергетических потоков и получение ответа от Вселенной.
  • Крийя-Дхьяна. Считается направленной на чистку от шумов медитацией.
  • Крийя-Мантра. Определенная последовательность звуков, которые обеспечивают замену внутреннему шуму и освобождение от мыслей.
  • Крийя-Бхакти. Очередные действия для служения Божественному.

Крийя развивает не только физическое тело, но также позитивно влияет на течение энергетических потоков в организме и омолаживает духовный потенциал. Один из основателей духовных центров является Свами Криянанда. Он обогащал свой духовный путь у Парамахансы Йогананды и посвятил свою жизнь изучению и распространению Крийя-йоги во всем мире.

Его система направлена на расширение кругозора у людей, описание применения духовных практик в жизни, а также на возможность самореализации человека во всех отраслях его жизни.

Свами Криянанда повлиял на развитие получения инициации в крийя. Он посвятил в практику более тысячи последователей учения. В мире существует община под названием Ананда. Она является одной из самых известных и эффективных в плане реализации альтернативного образа жизни.

Сколько стоит занятие йогой?

По центру Москвы групповое занятие стоит от 600 до 1000 рублей. В других районах цена меньше. Везде есть абонементы, благодаря которым стоимость посещения снижается на 10-20%. В дневное время занятия тоже бывают дешевле. Занятия для начинающего по два раза в неделю обойдутся в месяц примерно в 5000-6000 рублей.

Если позволяет бюджет, можно заниматься йогой индивидуально. В центрах йоги такие занятия стоят 4000-6000 рублей за занятие. У некоторых именитых преподавателей индивидуальное занятие обойдется в 8000-10000 рублей. Но цена не всегда синоним качества — часто стоимость складывается из опыта преподавателя (опыт преподавания от 10 лет), его графика работы (ведёт 4-10 практик в клубе) и жизненного графика (разъезды, выездные семинары, обучение).

Что такое «настоящая йога» и можно ли на ней заработать

Спонтанная йога

Обычная волевая Йога является только подготовительным этапом к спонтанной Йоге.

В 1994 в США вышла книга Раджарши Муни (Rajarshi Muni) «Пробуждение жизненной силы. Философия и психология Спонтанной Йоги». Это единственная знакомая мне книга, где целая глава посвящена специально спонтанной Йоге. Познакомился я с ней только в девяносто седьмом, после того как вышла в свет в издательстве «София» моя книга «Спонтанный тантрический танец йоги с партнером». Во всех других случаях спонтанная Йога упоминается как один из признаков пробуждения Кундалини. Интересно то, что у Раджарши Муни и у основателя Крипалу-йоги Амрита Десаи был один и тот же учитель Свами Крипалванад.

Вот что пишет Раджарши Муни в своей книге.

После семнадцати летней практики Йоги два раза в день по нескольку часов, в 1969 году на юге Индии он встретил Свами Крипалвананда, который посвятил его в секреты спонтанной Йоги. Никаких письменных источников о спонтанной Йоге автор не упоминает. Раджарши Муни не дает исторического экскурса и не рассказывает о традиции, где практикуется «спонтанная Йога», но указывает, что в древнем языке — санскрите слова «Пранапасана и Пранавидья» (Pranopasana and Pranavidya) означают практику спонтанной Йоги. Это говорит о том, что в древности спонтанная Йога была известна. Загадкой является то, что раньше она не выходила на поверхность. Никто из известных нам мастеров Йоги этому не учит.

Здесь, в сжатом виде я привожу основные положения автора о спонтанной Йоге, иногда подражая его описанию и пользуясь его терминологией.

«Обычная волевая Йога является только подготовительным этапом к спонтанной Йоге. Инициация в спонтанную Йогу происходит непосредственно от учителя к ученику. Как это происходит? Авторитетный Гуру пробуждает спящую в ученике силу. В результате чего ученик и выходит на уровень спонтанной Йоги. Спонтанная Йога ведет его к суперсознанию, где душа освобождается от пут физического тела и страданий. Это указывает на начало реальной практики Йоги.

Когда искатель вступает на путь спонтанной Йоги, все волевые усилия отбрасываются. Теперь ключевым словом должно быть «сдаюсь». Нужно тотально, полностью сдаться проснувшейся жизненной силе. Это можно сделать через расслабление и отбрасывание всех волевых усилий, исходящих от эго, ума, интеллекта. Волевые усилия удерживают человека на поверхности бытия, на уровне физического тела. В то время как следование за Праной ведет вглубь самого себя, в глубь бытия, вглубь тонкого тела к спонтанности. Это дает опыт других измерений бытия.

Искатель должен следовать путем волевой Йоги до тех пор пока не встретит реального Гуру и не получит посвящение в спонтанную Йогу.

Волевая Йога нужна для укрепления тела и подготовки его к пробуждению Праны. Волевая Йога нужна для начинающих, поддержания здоровья и спортивной формы.

Как для укрепления жизненной силы, так и для практики спонтанной Йоги необходим целибат, умеренность в еде, практика волевой Йоги и минимальное время для сна.

Вот описание спонтанной Йоги в результате пробуждения Праны:

— спонтанное выполнение мудр,

— раскачивание вперед — назад или из стороны в сторону,

— катание по полу, вращение, скручивающие или растягивающие движения тела,

— тряска тела, подергивание конечностей,

— плач или смех, испускание нечленораздельных звуков, распевание мантр,

— спонтанный танец.

Это внешня форма манифестации жизненной силы. А вот что происходит на внутреннем уровне.

— визуализация внутреннего света различной цветовой гаммы,

— визуализация ангельских или демонических форм, или странных животных,

— ощущение удовольствия, фантастических видений.

Внутренний опыт более важен чем внешний для достижения высокого духовного уровня. Во время такого опыта жизненная сила освобождается от контроля ума. Сознание переходит от грубого физического тела к тонкому, внутреннему телу, а затем к телу причины (казуальному телу) и наконец достигает своего источника — Души.

Сознание перемещается вместе с жизненной силой, т. к. они тесно связаны. Когда сознание привязано к физическому телу, тогда и жизненная сила функционирует на физическом плане. Когда одно смещается, то и другое становится нестабильным. Когда одно из них стабильно, то и другое устойчиво. Во время такого опыта вы можете наблюдать, быть свидетелем различных спонтанных проявлений собственного тела. Одновременно на внутреннем уровне можно наблюдать деятельность сознания оторванного от внешнего восприятия. Это дает ощущение свободы от контроля ума за проявлением любых ощущений, мыслей и т. д.

Спонтанная Йога очищает физическое тело от различных нечистот. Сознание освобождается от надуманных проблем и болезней. Спонтанная Йога излечивает тело от физических недугов, освобождается от страстей, исчезает ощущение привязанности. Спонтанная Йога погружает человека в процесс непрерывной медитации, ведущей к осознанию себя. Освобожденная Прана работает на физическом и тонком уровне одновременно, очищает и пробуждает высшие уровни сознания. Благодаря давлению жизненной силы, просыпается и поднимается Кундалини вместе с движением жизненной силы по Сушумне.«

Как видим, практически это гимн спонтанной Йоге исполненный в Индии и опубликованный в США ведущим издательством духовной литературы. Это Лэвелэн Пабликэйшэн (Llewellyn Publications. P. O. Box 64383—581, St. Paul, MN 55164—0383, U. S. A.)

Когда в разных местах земного шара, независимо друг от друга, людям разной культуры приходит одно и тоже, примерно в одно и то же время, то это не случайно. Это значит пришло время. Я знаю, что у других преподавателей в России, на семинарах по Йоге или близким к ней практикам случается нечто подобное. Это висит в воздухе. Это дышит нам в лицо. Берите! Пользуйтесь! Развивайтесь! Это может проявляться в разных формах. С разной степенью осознания. Движение Субуд, возникшее в Индонезии, известно теперь во многих странах мира. Техника или основной ритуал Субуд — Латихан, что означает «Духовное упражнение». Это не только спонтанный свободный танец, как его знали у нас в России. Это самые различные спонтанные или непроизвольные движения, возгласы, звуки. Что выводит человека на спонтанный уровень в Субуд? Открытие самого себя и тотальная сдача Высшей Силе или Богу. Субуд себя особо не рекламирует. Люди приходят сами. Я пришел к ним в Санта Крузе когда случайно взял полистать их брошюру где увидел фразу: «Ключом к успеху в спонтанном танце Латихан является тотальная сдача себя Всемогущему Богу.»

Про йогу:  Индийские йоги - кто они

Это было как бальзам на душу! Ты не один! Здесь целое движение на этой основе! Перед тем, как допустить к этому духовному упражнению, тебя готовят психологически и морально. Старшие, более опытные товарищи, помогают тебе «открыться», передавая тебе это состояние. Основатель Субуд Бапак Мухамэд Субух предсказывал, что, то что случилось с ним впервые в 1925 году в недалеком будущем будет и с другими. Группа Субуд есть и в Москве.

Все то что написано у Раджарши Муни почти полностью совпадает с нашим опытом. Безусловно, инициация мастера помогает искателю. Но это случается не обязательно после формальной инициации. Мой первый опыт спонтанной Йоги с частичным под? емом Кундалини был в марте 1993 года на углубленном курсе подготовки преподавателей йоги в Крипалу-йога центре. Там учат не только как войти самому в медитацию в движении, но и как привести к этому состоянию своих студентов. Правда, я не разу там не слышал установки на опустошение себя и тотальную сдачу Высшей силе. Всегда речь шла о необходимости «слушать мудрость своего тела».

Немного странно то, что во внешнем проявлении спонтанности Раджарши Муни не упоминает выполнение асан. У наших студентов тоже наблюдается вращение тела, тряска или подергивание. Но мы относим это к недостаточной предварительной практики Йоги. Если практика асан войдет вглубь сознания, то это проявиться во время под? ема Кундалини. Спонтанное выполнение мудр я видел только у своего сына. И то это было не в физическом теле, а в энергетическом.

Внешние проявления спонтанности возможно связаны с тем, что уже заложено внутри нас на бессознательном уровне, с тем что может выполняться без труда, без участия сознания. Возможно это опыт прежних воплощений. А может быть это как езда на велосипеде. Если мы однажды освоили эту технику, то нам уже не нужно контролировать процесс поддержания равновесия и движения. Это происходит само собой, возможно с выходом на поверхность опыта прежних жизней. В описании проявления Кундалини в прошлом веке у Святой Терезы есть такая фраза:

«Иногда ее тело насильственно выгибалось как у гимнастов. Иногда в спонтанных движениях было столько гармонии и естественного чувства равновесия, что она стояла на голове без помощи рук.»

А ведь в это время в Европе никто еще и не слышал о существовании Йоги! А возможен и другой вариант. Когда наступает измененное состояние сознания, даже тогда, когда просыпается Кундалини, то всегда остается внутренний свидетель. Иногда его называют «хозяин транса». Это нечто, что может даже наблюдать Кундалини. Эго человека может сопротивляться проявлению энергии, бояться ее. Ваш внутренний свидетель или фактически ваша воля, «хозяин транса» может не только наблюдать, но и мягко направить пробуждающуюся энергию в нужную сторону. И тогда вместо тряски конечностей может появиться прекрасный спонтанный танец Йоги. Вот то, что нельзя делать, так это сопротивляться проснувшейся силе. Естественно, что здесь говорится о том случае, когда Кундалини просыпается постепенно. Если это происходит неожиданно, со взрывом, то ничего не остается кроме как принять то, что будет. А в случае мягкого или частичного пробуждения Кундалини бывает почти тоже самое как в управляемых сновидениях. Достаточно одной мысли в нужном направлении и можно направить энергию в желаемое русло. Например, можно «увидеть» своим внутренним взором как внутреннее тело начинает принимать какую-нибудь асану, как проснувшаяся энергия начинает растягивать мышцы или какие-то части тела. Описание опыта спонтанной Йоги в измененном состоянии сознания моих студентов подтверждают такую возможность.

… Поток изнутри расширял и растворял меня одновременно. Я боялась этого и сопротивлялась. Чем больше я пыталась остановить это, тем сильнее чувствовала, как немеют руки…

. . . Ваши слова дали живительный ток в мои руки. Из них уходили иголки, напряжение спадало. И тут поток в животе и груди усилился. Он просто вырвался! Этот свет и движение внутри меня я не забуду никогда! Это манило и увлекало. Я отдавалась этому чувству, как будто это не я. Мне больше не было страшно. Было приятно! Полное растворение, танец и наслаждение! Мгновение остановилось. Только танец внутри меня и поток ввысь, наслаждение и восторг!

Лидия Струмина, г. Москва.

… Мощный поток, как большая океанская волна, накрыл меня. Начались сильные вибрации во всем теле. Меня трясло как тряпичную куклу. Я поняла, что просыпается Кундалини и приготовилась принять все, что произойдет. Я даже готова была умереть…

… Затем я почувствовала пылающий огонь в Муладхаре. Этот жар постепенно заполнял все тело. Я боялась и принимала это…

Сидоренко Наталья, г. Днепропетровск, Украина.

В течении шести часов продолжалось это движение. Мое тело летало. Оно делало различные асаны. Одни были знакомы, но другие я делала впервые. Я не чувствовала усталости. Не было страха. Все внутри было тихо и спокойно. Я доверяла Силе, которая меня вела…

Игнатова Наталия, г. Москва.

Раджарши Муни пишет в своей книге о том, что искатель должен следовать путем Волевой йоги только до тех пор пока не встретит реального Гуру и не получит посвящение в Спонтанную йогу.

«Волевая Йога нужна для укрепления тела и подготовки его к пробуждению Праны. Волевая Йога важна, но она важна только на начальных этапах развития. В последствии, когда наступит этап спонтанной Йоги, волевая Йога практикуется только как вспомогательное средство.»

Да это так. Но только нужно иметь в виду, что если появится пренебрежительное отношение к практике обычной Йоги, то вряд ли будет опыт и спонтанной. Волевая Йога нужна каждый день. Можно и нужно заставить себя заниматься каждый день. А спонтанная Йога это как праздник, это подарок Высшей Силы. Этого не бывает каждый день. С Кундалини нельзя обращаться на «ты».

Раджарши Муни не говорит прямо о том, что спонтанная Йога является результатом пробуждения Кундалини. Как и Амрит Десаи, он говорит о пробуждении Праны или жизненной силы, хотя и не отделяет Прану от Кундалини китайской стеной. Он пишет:

«Благодаря давлению жизненной силы, просыпается и поднимается Кундалини вместе с движением жизненной силы по Сушумне.»

А вот такой авторитет в области Кундалини как Свами Муктананда совершенно определенно пишет о том, что Спонтанная Йога является результатом пробуждения Кундалини.

«Иногда у искателя, который безгранично предан Гуру, Кундалини просыпается во всем ее великолепии. Искатель испытывает радость и экстатические вибрации самым неожиданным образом. Можно наблюдать как начинают двигаться или скручиваться различные части его тела. Он может подпрыгивать, трястись, шлепать себя по лицу, вращаться, бегать по кругу, перекатываться по полу, принимать различные позы Йоги, танцевать, петь, плакать или вскрикивать. Он может рычать как лев или издавать другие звуки. Он может громко произносить „Ом“ или другие мантры. Все эти крии идут спонтанно во время медитации. Какое замечательное приключение!»

Это описание спонтанной Йоги наиболее близко к тому, что наблюдается и у нас. Кроме шлепков по лицу и подпрыгиваний все это было. Если не было исполнения песен, то однажды одна женщина в г. Агидель (Башкортостан) играла на скрипке или виолончели, как бы, внутри себя. Было буквально слышно музыку наблюдая ее выражение лица, движения ее рук и тела.

Прямая связь:

Есть прямая связь между спонтанной Йогой и энергией Муладхары. Чем больше энергия Муладхары, тем больше шансов для выхода на уровень Спонтанной Йоги, больше шансов для пробуждения Кундалини. Но это не обязательно должно быть связано с воздержанием. Главное заставить сексуальную энергию подниматься вверх. Не позволять ей покидать тело без контроля. Это целиком и полностью совпадает с концепцией даосской Йоги. Собственно, это является общей йоговской концепцией. Открытие Муладхары это ключ к открытию Сахасвары, путь к космическому сознанию. Слишком «нравственные» переводчики и интерпретаторы древних текстов Йоги выбросили эти «безнравственные» места из древних источников Йоги. Из текста, даже священного, можно что-то выбросить. Нельзя выбросить это из нашего тела.

Возможно мы сейчас возвращаемся к тому, что было у родоначальника Йоги Бога Шивы. Возвращаемся к первоисточнику или заново переоткрываем Спонтанную Йогу.

Copyright © 1996
Лев Тетерников 

Упражнения для улучшения развития всего организма

Развития всего организма можно достичь только комплексной работой. Сюда входят ежедневные ритуалы омовения, медитации и выполнение упражнений.

Полезно делать каждое утро Сурья Намаскар – приветствие солнцу. Этот комплекс заряжает позитивной энергией на весь день, позволяет держать мышцы в тонусе. Одновременно практикуется и Пранаяма – дыхательная гимнастика.

Состоит комплекс из 12 положений тела, которые нужно менять в строгой последовательности:

  1. Встаньте ровно, ноги вместе. Ладони сложите как во время молитвы. Ощутите напряжение между ладонями. Сделайте выдох.
  2. На вдохе вытяните руки вверх. Прогните немного спину, продолжая тянуться вверх.
  3. На выдохе медленно наклонитесь вниз. Прижмите тело к ногам настолько, насколько это возможно. Руками коснитесь пола.
  4. Ладони оставьте на полу. Правую ногу отведите назад, голову поднимите. Левая нога должна при этом согнуться в колене. Положение напоминает «выпад». Вдохните, смотря вверх.
  5. На выдохе подставьте левую ногу к правой. Ладони оставьте на том же месте. Должна получиться поза «горы». Пятками тянитесь к полу.
  6. Задержите дыхание. Опуститесь на колени, оставляя пальцы ног на полу. Прижмитесь грудью и подбородком к полу, опираясь на ладони. Всего должно получиться 8 точек соприкосновения с поверхностью: подбородок, грудь, ладони, колени и пальцы ног.
  7. Распрямите руки и вытяните туловище вверх. Ноги положите на пол. Сделайте глубокий вдох.
  8. Повторите пункт 5.
  9. Повторите пункт 4.
  10. Повторите пункт 3.
  11. Повторите пункт 2.
  12. Повторите пункт 1.

После выполнения последнего движения весь комплекс повторяется. Сделать нужно нечетное число повторений.

Необходимо держать свой организм в чистоте, что означает отказ от животной пищи, нахождения в отрицательных местах, негативных эмоций людей вокруг себя и собственных неправильных мыслей.

Философия и цели

Крийя – это не только набор техник и упражнений. Это образ жизни и мышления. Последователи учения тренируются направлять сознание внутрь, становясь созерцателями без суждений.

Учение помогает очиститься от негатива и запустить потоки позитивной энергии в организме. Основная цель – постичь Божественное Совершенство, стереть границы между физическим и астральным миром и ощутить великое блаженство.

Все это поможет человеку подготовиться к более сложным духовным практикам и телом, и духом. Для этого ученику нужно точно выполнять все требования гуру, не подвергая его слова сомнению. Беспрекословность – одно из главных условий в достижении Совершенства.

Существует 2 разветвления в этом учении – Яма и Нияма. Также встречаются названия Йама и нийама. Это 2 первые ступени в йоге.

Цикл упражнений атма-крийя-йоги

Выполнять каждое упражнение необходимо нечетное количество раз. Торопиться не нужно. Все делается в размеренном темпе, дыхание должно быть ровным.

Цикл базовых упражнений:

  1. Сядьте на пол, скрестив ноги (поза йога). Руки расположите на коленях. Постарайтесь расслабить все тело. Медленно вдохните, параллельно вытягиваясь вверх. Произнесите слова «я есть» и выдохните.
  2. Встаньте ровно. Разведите руки в стороны, затем вытяните их вверх. Потянитесь за руками вверх, после чего сделайте глубокий наклон вниз. Попробуйте дотянуться до пола, но без особого напряжения.
  3. Вытяните руки в стороны и сделайте ими несколько вращений по часовой стрелке.
  4. Лягте на спину, руки расположите вдоль тела. Ноги и голову приподнимите. Важно следить за поясницей, она не должна отрываться от пола. На вдохе поднимите тело вверх, на выдохе – опустите.
  5. Сядьте, вытянув ноги перед собой. Упритесь руками в пол, пальцы ног направьте на себя. Приподнимите себя на руках во время вдоха. Во время выдоха – опуститесь на ягодицы. Нужно следить за ногами и спиной – они должны быть прямыми.
  6. Встаньте на колени. Ноги расставьте широко, пальцами упритесь в пол. Руки поставьте на пояс. На вдохе наклонитесь назад, на выдохе – вперед, прижимая голову к груди.
  7. Встаньте ровно, ноги на ширине плеч. Потянитесь вверх. Во время вдоха примите позу собаки. Для этого дотянитесь руками до пола на некотором расстоянии от своих ног, принимая форму треугольника. Пятками опуститесь на пол. На выдохе встаньте в исходное положение.
  8. Встаньте ровно. Одну руку медленно поднимите, вторую опустите вдоль ноги. Все делается параллельно.

Завершая упражнения, нужно, насколько возможно, потянуться и уловить максимальное количество солнечной энергии. После этого можно приступать к медитации.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий