Дхарана

Дхарана Позы

Мировоззрение, лежащее в основе практики панчадхараны

Есть две основные категории структур: макрокосмическая психофизическая структура «самашти-пинда» и микрокосмическая структура «вьяшти-пинда», называемая также «пракрити-пиндой». Первая состоит из Параматмы (Сверхдуши), а также пяти великих элементов.

Вторая структура состоит из воплощенной души и других пяти элементов, составляющих индивидуальное тело и формирующих различные дхату (ткани) наших тел. Когда в Натха-сампрадайе адепт понимает эту теорию, он старается вернуть свою душу к Сверхдуше, а тело – к сверхтелу Шивы.

https://www.youtube.com/watch?v=6deieZUDTDQ

Сами первичные элементы очень сложно описать с помощью современной науки, они не физические, как это существует в обычном понимании людей, а метафизические. Наука постоянно открывает что-то новое, количество химических элементов меняется время от времени, мы не знаем, что ученые откроют, например, лет через 200, следовательно, в каком-то смысле их знание конкретное, но в то же время имеет свои пространственно-временные ограничения.


Что касается пяти элементов, то это, скорее, некие принципы, потому их и называют таттвами, т.е. буквально – «сутью», которые всегда существуют в этом мире.

Аналоги практики в тантре

В тантризме есть такая практика бхута-шуддхи, представляющая собой процесс растворения старого восприятия таттв сознанием и далее обратное воссоздание тех же таттв заново.

В йоге подход несколько иной: йогин понимает, что все эти растворения и поглощения, которые существуют в тантре, есть не что иное, как процессы в индивидуальном сознании, и очищение происходит не так быстро, что все равно пройдет немало времени. Поэтому йог сразу может на каждой таттве сосредотачиваться подолгу, с целью сразу получить максимальный результат от практики, связанной с разными таттвами.


Таким образом, йогин поступает экономно, сразу видя присутствие Брахмана в физическом проявлении. Тантрики следуют, в целом, по такому же принципу, но технологически все выполняется иначе.

Восьмая ступень йоги — самадхи

????? в дословном переводе с санскрита — умственная, внутренняя собранность. Последняя ступень йоги и наивысшая ступень медитации. Путем длительных медитативных техник постигается состояние нирваны, в результате которого сознание йога сливается с Абсолютом.

У Самадхи есть 3 основные стадии:

  •       ?  савикальпа — временная стадия, сопровождающаяся растворением собственного эго, абстрагированием от самосознания, мимолетное прикосновение к Абсолюту;
  •       ? нирвикальпа — полное единение с Абсолютом; пребывая в физическом теле, йог открыл в себе Атман, осознал и понял его;
  •       ?  сахаджа — постоянное единение с Абсолютом; познав единожды нирвикальпа самадхи, йогин сохраняет это ощущение навсегда.

Нужно однажды соединиться с Высшим Я, и это ощущение не исчезнет никогда. Сахаджа постигается один раз, и для ее ощущения больше не нужны медитации. Такого состояния сумели достичь немногие из гуру. На постижение Абсолюта у них ушло не одно десятилетие земной жизни.

Дхарана

  Дхарана

   Дхарана

Дхарана. Когда тело закалено асанами, ум очищен огнем пранаямы, а чувства обузданы пратьяхарой, садхака достигает шестой ступени йоги, называемой дхараной. Здесь он сосредоточивается целиком на одном объекте или задаче, в которую полностью погружен. Чтобы достичь этого состояния полного поглощения, ум должен быть успокоен.

Ум — это инструмент, который классифицирует, оценивает и координирует впечатления внешнего и внутреннего мира.

Ум — это продукт мыслей, которые трудно удерживать, потому что они неуловимы и изменчивы. Мысль, хранимая управляемым умом, приносит счастье. Чтобы хорошо пользоваться инструментом, нужно знать, как он действует. Ум — это инструмент мышления, поэтому необходимо рассмотреть, как он функционирует.

Ментальные состояния подразделяются на пять групп. Первая — состояние кшипта, когда умственные силы разбросаны в беспорядке и небрежении. Ум гоняется за объектами желаний, преобладает раджо-гуна. Вторая — состояние викшипта, когда ум взволнован и расстроен. Здесь имеется способность наслаждаться плодами своих усилий, но желания не приведены в порядок и не контролируются. Третья — состояние мудха, ум в нем глуп, медлителен и туп. Он растерян и не знает, чего хочет. Здесь преобладает тамо-гуна. Четвертое состояние — это экагра (от слов “зка” — один и “агра” — главный), когда ум очень внимателен и ментальные способности сосредоточены на единственном объекте или направлены на одну только точку: здесь преобладает саттва-гуна. Человек этого типа отличается превосходными интеллектуальными способностями и точно знает, чего хочет, а потому использует все свои силы для достижения цели. Бывает, что он гонится за желанной целью, не думая, чего это может стоить другим, и вызывает страшные беды. Нередко случается, что когда желанная цель достигнута, остается горький привкус.

Арджуна, могучий стрелок из эпоса “Махабхарата”, представляет пример того, что подразумевается под дхараной. Однажды Дрона, наставник принцев, устроил для проверки их уменья соревнования в стрельбе из лука. Принцы должны были по очереди описать указанную им Дроной мишень. Это была птичка в гнезде. Некоторые принцы описали всю рощу, другие — отдельное дерево или только ту ветку, на которой держалось гнездо. Когда же наступила очередь Арджуны, он сперва описал птичку, потом увидел только ее головку и, наконец, лишь сверкающий глаз, который и был центром мишени.

Приходится, однако, опасаться того, что такой человек станет эгоистом в высшей степени. Если чувства начинают бродить бесконтрольно, ум ведет себя так же. Чувства тогда сбивают с толку рассудок и отдают его во власть стихий, как потрепанный корабль в бурном море. Кораблю нужен балласт для устойчивости, а рулевому нужен светоч-маяк, чтобы вести к нему судно. Человеку типа экагра нужны бхакти (обожание Бога) и сосредоточение на Божестве, чтобы сохранить умственное равновесие и всегда двигаться в нужном направлении. Он не узнает счастья, пока не утратит ощущение “я” и “мое”.

Последнее ментальное состояние — это нируддха, в котором ум (манас), интеллект (буддхи) и эго (ахамкара) контролируются и направлены к Богу, на служение и пользу Ему. Здесь нет места ощущению “я” и “Мое”. Как линза становится более светоносной, когда на нее падает много света, и кажется даже неотличимой от самого источника света, так и садхака, отдавший Богу свой ум, интеллект и эго, становится единым с Ним, ибо думает лишь о Нем, Творце мышления.

Про йогу:  Занятия йогой в Москве: цены, отзывы и адреса

Без экаграты (сосредоточения) нельзя ничем овладеть. Без сосредоточения на Божестве, оформляющем и управляющем вселенной, невозможно постигнуть божественность внутри себя и стать универсальным. Чтобы достигнуть такого сосредоточения, рекомендуется эка-таттва-абхьяса, то есть изучение единой стихии, охватывающей все, сокровенного Я всех существ, превращающего Свою единую форму во многие. Потому, чтобы достичь экаграты, садхака сосредоточивается на звуке АУМ, символе Бога.

Пайлот баба о Дхаране:

« Дхарана – это прикладываемое, делаемое, а дхьяна – это то, что случается. Дхьяна не делается, она происходит.

Когда мы делаем крию, например пранаяму, то наблюдаем дыхание, это дхарана. Наступает момент, когда дыхание пропадает. Подобно этому с помощью дхараны может наступить ситуация, когда осознание тела и осознание мыслей также уходят. Такое со-стояние «отсутствия» называется уже дхъяна. Оно случается. Оно не привносится и не наводится.

Дхарана делается на что-то или для чего-то. Все мы выполняем её на чакры или на дыхание, а дхьяна ни на что не выполняется.

Но я бы не советовал вам концентрироваться на каком-либо идоле, поскольку его образ зафиксируется в вашем ментале. Такое происходит с большинством садхаков [практикующих]. Рама Кришна Парамаханса мог видеть Мата Кали [богиню гнева]. Есть и другие люди, способные видеть многих богов и божеств. Но всё это представления ума. У Параматмы нет лица. Её нельзя увидеть. С ней можно только слиться, стать ею.

В случае Рамакришны Парамахансы, монах Тота Рам ткнул его в лоб осколком стекла, чтобы вытряхнуть из ума зафиксированный в нём образ Кали, а результатом было мгновенное самадхи. В тот день Рамакришна впервые осознал истинную природу Бога -после того, как он сломал оковы собственного воображения.

Бог за пределом форм и проявлений. Вам надо слиться с Богом подобно капле воды, упавшей в океан. Тогда то, что вы переживёте, и будет переживание Бога.

Любые формы, будь то Бог, Гуру, божества – это последнее препятствие для садхаков, и если перестанут концентрироваться на них, то капля сольётся с океаном.

Медитировать и обрести Господа нетрудно при условии, что преграды вроде идолов или любых религиозных организаций и их писаний удалены. Тогда вы и войдёте в самадхи.

Если вы говорите: «Был свет, но победила тьма», то это глупое высказывание, поскольку если приходит свет, то тьма уходит. Между ними нет борьбы. Когда духовность проявляется, мирское уходит прочь.

Мои усилия в том, чтобы пробудить в вас духовное пламя. Там, где появляется истина, фальшь уходит. Когда появляется любовь, ненависть исчезает. А где проявляется ненасилие, там насилию нет места.

Многие люди приходят ко мне с жалобой, что раньше они могли медитировать, видеть бога, чувствовать его, а теперь такое не происходит. Но правда в другом. Если истина проявилась внутри вас, вы сможете и дальше развиваться. Вы никогда не теряете то, что уже проявилось. Если вы осознаете истину, то никогда не утеряете такое осознание, поскольку вы её уже познали, постигли и реализовали. То, что постигли потерять невозможно.

Так что же происходит? На самом деле вы ошибочно понимаете под богом ранее усвоенный, выученный благодаря образованию, писаниям и собственным санскарам [связям из прошлого] образ. Приобретённые вами привычки, образ мыслей и так называе-мое знание не есть истина. Это только ваши санскары.

Истинный саньяси ни на что не реагирует, поскольку у него нет пристрастий, и ничто не влияет на него. У всего есть своё место. Стены дома на своём месте, коврик на своём. Если они не проникают в мою читту [сознание], то я остаюсь незатронутым. Я далеко от этого. Я свободен. Я не говорю вам бежать от ситуации.

Только слабый так поступает, а я не хочу, чтобы вы были слабыми. Я хочу, чтобы вы преобразовали себя. Тапас [аскеза] не есть истязание тела. Это изменение отношения, это трансформация ума.

Если вы сбежите от чего-то, оно ещё сильнее врежется вам в память. Также как вы чаще вспоминаете тех, кто вдали от вас. Думаете ли вы о тех, кто рядом. В основном нет.

Тапас – это способ осознать истину. Здесь не подразумевается пытка тела. Настоящий тапасви тот, кто начинает познавать себя ради себя самого. Ему не нужно место на небесах.

Рага – это желание что-то обрести, вираг – желание избавиться от этого, а витрагта – это состояние, когда всё это становится бессмысленным. К витраги приходит истинное счастье, потому что все его привязанности разрушены.

Однажды султан подарил бриллиант Камалу, сыну Кабира. Увидев бриллиант,

Кабир воскликнул: «Ты не мог найти и принести сюда ничего полезного»?

Кабир был витраги.

Есть два типа людей. Кто-то хорошо ест и счастлив этим; кто-то вообще не ест и тоже счастлив. Но счастье тех и других связано с телом. У второго типа счастье связано с ду-шой. Они и ведут себя как саньяси.

С очищения начинается единение, слияние с Богом. С очищением приходит блаженство. Оно относится к не-мирскому, к божественному. Это не слияние: в божественном нет слияния, нет единения с Богом.

Через очищение мы начинаем видеть Бога, но не сливаемся с Ним. Очищение по-ворачивает нас к Богу, заставляет нас смотреть в Его сторону. Это состояние сампрагьят самадхи. Его можно достичь через крии [специальные йогические техники].

Сначала мы распознаём Истину, что является следствием чистоты, а потом становимся Истиной. Это и есть Тишина, Ничто [Шунья]. А после тишины уже Слияние.

Тело — шунья, мысли — шунья, чувства [бхава] — шунья.

Но сначала чистота тела, чистота мыслей, чистота чувств.

Постоянно практикуя правильную осознанность приходишь к моменту, когда ложная индентификаци-я исчезнет. Тогда вы поймете, что вы не тело. Но для этого надо практиковать правильное осознание всех действий и функций тела, надо правильно наблюдать, правильно инспектировать все реакции тела.

Про йогу:  Уткин Вячеслав — Йога

Все ваши грехи, все ваши ошибки в жизни связанны с телом. Все они из-за вашей связи с этим телом. И когда к вам придет понимание, что вы не тело, тогда исчезнет сама возможность появления каких-либо неприятностей в жизни [и, как следствие, не будет и ошибок].

Прекращение отождествления себя с телом самое удивительное событие в жизни!

Тогда вы познаете тишину тела. Тогда вы утвердитесь в постоянной мудрости [Стит Прагья].

Когда вы становитесь наблюдателем себя, в вас заработают два отдельных канала:

а) первый — тот, кто ест, смотрит и выполняет любые действия — делатель.

б) второй — отстранённый драшта [наблюдатель]. Он ничего не делает, он за всем наблюдает.

Истина заключается в том, что тот, кто делает, это не вы. А тот, кто смотрит, это вы. Кто ест, тот не вы, а кто смотрит, как едят, тот вы.

Когда вы становитесь полностью осознанным, мысли застывают. Когда это случается, вы понимаете, что делатель и наблюдатель – это два разных элемента.

Вам не следует оставаться думателем [тем, кто «делает думанье», — в терминах йоги], вам следует оставаться наблюдателем.

Риши [святые] были наблюдателями. Ганди, Махавир и Будда – все были наблюдателями. Они не были мыслителями.

Думатель – это обычный человек. Тот, кто думает, тот не знает. Тот, кто знает, тот не думает; он смотрит, ему становится видно, он видит [получает даршан].

Смысл такого даршана в наблюдении мыслей внутри себя: садясь или вставая, спя или бодрствуя, какая бы мысль внутри вас ни протекала, наблюдайте её и не давайте ей увлечь вас. В вас должно быть два отдельных потока. Один – ваши мысли; пусть они те-кут своим чередом. И второй – наблюдение [даршан].

В обычном человеке всё время работает только поток мыслей. В случае сидха всегда есть только поток наблюдения, только даршан. У садхака есть оба канала: мыслей и наблюдения.

То, что наблюдает мысли – это различение [вивека]. Оно должно быть пробуждено.

Говорится, что Гурудэв [божественный учитель] даёт ученику новое рождение. Смысл нового рождения в преобразовании ума и характера.

Весь космос — это Брахман. Реализованный человек созерцает Брахмана во лбу.

Каши – это место джняны [божественного знания]. Айодхъя – это место отречения [Вейрагья]. Область Бридж (Вриндаван) – это страна Любви [Прем], а река Нармада — это место для аскезы. На берегу реки садхак может достичь совершенства в медитации, вейрагье и бхакти.

Бодрствование, сновидение и сон без снов происходят от бхавы. И поэтому они называются джива даша [душевное состояние]. »

 Дхарана

Дхарана

Дхарана, дхьяна, самадхи. йога и здоровье

ДХАРАНА, ДХЬЯНА, САМАДХИ

Концентрация, или дхарана, — это фокусировка сознания на одной-единствен-ной мысли. Хатха-йоги концентрируют свое сознание на шести чакрах. Концентрация очень важна для всех учеников.

Во время концентрации различные лучи сознания собираются воедино и направляются на объект концентрации. Сознание перестает метаться. Его занимает одна мысль, и вся энергия сознания концентрируется на этой одной мысли. Чувства успокаиваются и замирают.

Когда приходит глубокая концентрация, вы не осознаете ни тела, ни того, что находится вокруг вас. Концентрация не может прийти, если есть что-то, что отвлекает ваше сознание. Сперва нужно учиться концентрироваться на крупных, грубых объектах, а уже затем переходить к тонким материям и абстрактным идеям.

Концентрация — это чисто умственный процесс, требующий внутренней работы сознания. Это не мышечное упражнение. Не нужно излишне напрягать мозг. Вы не должны бороться со своим сознанием. Когда вы концентрируетесь,избегайте напряжения в теле и в сознании. Постоянно и спокойно думайте об объекте концентрации. Не позволяйте сознанию уходить от него.

Занятия концентрацией и занятия пранаямой взаимно связаны. Если вы занимаетесь пранаямой, вы будете концентрироваться. Концентрация же непроизвольно сопровождается естественной пранаямой. Хатха-йог занимается пранаямой и этим управляет сознанием. Он поднимается снизу вверх. Раджа-йог занимается концентрацией и такуправляет праной. Он спускается сверху вниз. Они оба в конце концов приходят к одному и тому же.

В зависимости от возможностей человека занятия могут быть разными. Для некоторых легче начать с пранаямы, для других — с концентрации.

Те, кто занимаются концентрацией лишь время от времени, только иногда будут достигать равновесия в сознании. В другое время сознание будет беспокойным и не готовым к концентрации. Ваше сознание должно подчиняться вам постоянно и выполнять ваши команды наилучшим образом. Постоянная и систематическая практика сделает ваше сознание очень послушным и верным слугой.

Концентрация на чакрах

Хатха-йог фиксирует свое сознание на сушумна-нади, находящейся внутри позвоночника, и на определенном центре —муладхаре, манипуре или аджне. Некоторые йоги игнорируют нижние чакры и концентрируются только на аджне. Они считают, что, управляя аджней, они автоматически управляют всеми нижними чакрами.

Когда вы концентрируетесь на одной из чакр, вначале формируется тонкая нитевидная связь между сознанием и этой чакрой. Медленно и постепенно, терпеливо прилагая усилия, вы поднимаетесь от одной чакры к другой.

Когда вход в сушумну приоткрывается, кундалини-шакти пытается проникнуть туда. Даже сам процесс открытия врат сушумны наполнит вас огромным блаженством. Вы будете опьянены им и совершенно позабудете об окружающем вас мире. Вы станете абсолютно бесстрастны. Вам явятся различные картины, вы увидите великолепный внутренний свет. Управляя различными чакрами, вы будете ощущать различные виды блаженства и получать различные виды знания и сиддхи. Например, подчинив себе манипуру, вы автоматически подчините стихию огня. Пламя не будет обжигать вас.

Практика дхараны на 5 первичных элементах (панчадхарана)

Панчадхарана – это практика, при которой прана и сознание (Кундалини) направляются на пять первичных материальных элементов, посредством чего йогин может ими управлять. Поскольку дхарана означает духовное сосредоточение, в данном случае это будет осознание Атмана в пяти элементах.

Атман за пределами всех качеств и описаний, поэтому при соприкосновении с пятью элементами, он воспринимается как пять вьом. Эти концентрации в текстах описаны как внутренняя лакшья.

Про йогу:  Чем полезна йога для женщин: 17 причин заняться йогой

Разделы практик дхараны

Есть разные уровни дхараны. Существует дхарана на Вишварупу (форма Божества, как безграничная Вселенная), существует также сагуна и ниргуна дхарана.

Ниргуна-дхарану можно практиковать начиная с бхрамари пранаямы, постепенно растворяя ум в спандане (вибрации). Дхьяна на анахата-нада также в какой-то степени имеет отношение к ниргуна-дхаране, в такой практике есть свои ступени.

Обычно нужно начинать с сагуна, с медитации на мурти Божества, на его лиле (игре и даршане Божества), на его силе (Шакти), потом медитировать на бхаву (состояние), полученную от сосредоточения на Божестве. Далее – концентрироваться на пике этого состояния, превращая его в бинду, который проводите сквозь чакры и пять элементов. Постепенно учиться переводить медитацию в сукшма-дхьяну, а затем в ниргуна.

Есть также практики сосредоточения на адхарах: вы перемещаете внимание по адхарам вдоль всего тела снизу вверх, потом обратно, пока не достигнете состояния абстрагирования и некоего парения, легкости, после чего спонтанно наступает пратьяхара.

Что касается Горакшанатха, вы можете концентрироваться на его мурти, потом перейти из стхула-дхьяны в джьотир-бхавану и сукшма-дхьяну. Есть техники дхьяны на Гуру, когда вы через него способны воспринимать энергии брахманды, Горакшанатх – это и есть брахманда.

Существует очень много разных практик, и главное здесь – понять их цели и правильные методы выполнения. Для регулярной нормальной практики достаточно несколько хороших методов, которые подходят именно для вас. В сущности, все они ведут к одному состоянию, которое связывает все методы воедино.

Результаты практики

Концентрация на элементах приводит к тому, что йогин становится способен чувствовать в полной мере каждую такую суть материального бытия, а также познавать недвойственное состояние единства со всей Вселенной не только на духовном уровне, но и на физическом. Достичь гармонии, живя с этим миром, находясь в нем.

В обычном состоянии человек является игрушкой в руках самых разных сил этой Вселенной, йогин же перестает быть пассивным бессознательным материалом этих сил посредством контроля их проявления в своем теле. Панчадхарана – это как раз одна из практик, которая позволяет прийти к такому контролю.

Вся Вселенная проявилась из шабды, который и есть Кундалини-шакти и тот аспект проявленной Вселенной, который является пятью таттвами, имеет свои звуковые градации, это биджа-мантры, такие как ЛАМ, ВАМ, РАМ, ЙАМ, ХАМ.


Каждый из элементов имеет свой цвет и янтру, которые нужно представлять во время практики, сосредотачиваясь также на ментальном повторении соответствующей биджа-мантры.

Когда сознание Чит-шакти (Кундалини) поглотит определенный элемент, оно, взяв его силы, может растворить более грубый элемент в более тонком. На высшей стадии садханы йогин может достичь окончательно единства себя как микрокосма с макрокосмом, тогда он реализует тот вечный аспект своей души, которая была скована рамками ограниченного тела, и телом также становится весь мир с пятью великими элементами.

Можно сказать, что йогин как бы создает новое тело, а можно сказать иначе – он возвращает себя к тому, чем всегда являлся. На этой стадии йогин становится способным также из тонкого проявлять более грубые элементы.

Седьмая ступень йоги — дхьяна

На санскрите — ????? — видеть умом, интуицией. Главная цель — успокоение любой психической активности через созерцание и концентрацию. Если в предыдущей ступени нужно сконцентрировать внимание на объекте или процессе, то дхьяна предполагает полное единение с этим объектом.

Во время длительного сконцентрированного созерцания однажды ум погружается в объект и сам отстраняется от всего внешнего. У дхьяны есть ментальные признаки, медитирующий:

  •       ?  не ощущает боли;
  •       ?  не воспринимает мир через органы чувств;
  •       ?  не осознает (не чувствует) физическое тело;
  •       ?  ощущает чувство восторга.

У дхьяны есть три начальных уровня: восторг, блаженство, единение с объектом. Пройдя эти ступени, в дальнейшем йогин достигает такого состояния, когда он видит свое физическое тело глазами объекта, на котором сосредоточено его внимание. Высший уровень сопровождается однонаправленностью и невозмутимостью.

С каждой практикой медитирующий старается выйти за пределы форменного мира, переводя концентрацию на тонкие материи. Конечная цель Дхьяны — Атман: освобождение сознания и просветление, единение с высшим Я.

Шестая ступень йоги — дхарана

????? в дословном переводе с санскрита — удержание. Основывается на долговременном удержании внимания и концентрации на каком-то одном объекте. Дхарана — это одно из звеньев мантра-йоги, которое характеризуется стойким пребыванием внутри себя, в собственной сущности.

Дхарана позволяет обуздать ум, остановить поток сотни мыслей и сконцентрировать все внимание на одной. Практику начинают с техники концентрации взгляда на одном объекте: это может быть точка на стене или какая-то маленькая фигурка перед вами. Во время созерцания нужно постараться абстрагироваться от мыслей, которые не связаны с наблюдаемым объектом.

Когда вы усвоите первый этап, переходите к более сложной технике. Медитация выполняется с закрытыми глазами, концентрация направлена на созерцание вдоха и выдоха. Тут также нужно стараться не думать ни о чем, кроме дыхательного процесса. Нужно почувствовать, как воздух входит в легкие и покидает их. Осознать его, ощутить его температуру, влажность.

В йоге существует 112 Дхаран, которые предполагают концентрацию на какой-либо части тела, чакре, также во время концентрации практикуют мудры и произносят мантры.

Шлоки из «мантра-йога самхиты» относительно дхараны

Описание дхараны и концентрации:

44. Есть два вида дхараны: внутренняя и внешняя. Дхарана – неоценимая помощь в мантра-йоге. Через концентрацию ума на внешнем предмете, человек достигает бахир-дхараны (внешней концентрации), а через концентрацию ума на самом тонком предмете внутреннего мира, человек достигает антар-дхараны (внутренней концентрации). Совершенный успех Дхараны происходит от веры и йоги.

Описание правил дхараны:

45. Совершенным успехом в дхаране йогин может добиться мантра-сиддхи и дхьяна-сиддхи (достижения медитации). Бхакти, ачара, прана-самьяма (контроль жизненного дыхания), джапа-сиддхи, дэвата-саннидхья (близость с Божеством), проявление божественной силы в дивьядеше, и видение Иштадеваты – это все обретается только через совершенный успех дхараны. Эти различные грубые и тонкие практики для достижения дхараны должны быть получены от Гуру.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий