ДХАРМА • Большая российская энциклопедия — электронная версия

ДХАРМА • Большая российская энциклопедия - электронная версия Позы

Что в конечном счете дхарма дает человеку?

Дхарма — это не просто морально-нравственный путь. Дхарма — это последовательный духовный рост человека путем честного выполнения своих обязанностей, как в семье, так и в обществе, в т ч перед старенькими родителями. Деятельность, которая поднимают его на духовную ступень развития.

По сути, Иисус Христос в своих заповедях и проповедях также давал путь дхармы. Честный труд и максимальная свобода от греха.

И по той же сути, это подцель всех религий, следуя путем благочестия и честного труда, заботясь о семье,  ко второй половине жизни подойти к еще более высоким ценностям. На Востоке или Кавказе, традиция уважения стариков возникла не просто так. Человек должен уже  к 50-55 годам подойти целостной личностью, не обремененный только материальными заботами. А к 70-75 годам, быть в прямом смысле слова духовным учителем для других, а не скрягой или брюзгой.

dxarma-chto-eto-prostymi-slovami
Счастье и востребованность после 50 и 70 лет, это прямой признак выполнения своей дхармы

Выполнение закона дхармы дает человеку основу для дальнейшего роста. Не только как профессионала, а потом учителя. Это все ступени, важные, но ступени, к главной цели — духовный рост человека.

А духовный рост не возможен без честности.

В данном случае, повторимся, честности в части выполнения своего долга, как ученика, супруга, родителя, специалиста своего дела. Мы не идеальны, порой мы обманываем себя и других. Однако, одно дело, когда мы понимаем свою слабость и стремимся избегать этого в будущем, другое — перекладывать все на других.

Онтологическое основание дхармы

Проанализируем понятие дхармы с онтологической, социологической и теологической позиций. Выделение трех этих уровней вполне оправданно, ибо именно на них указывают многочисленные префиксы, обычно используемые в сочетании с данным словом. Нередко эти смыслы подразумеваются и контекстом, в котором употребляется слово дхарма.

Впрочем, мы увидим, что онтологический анализ выявит во всех этих значениях некий общий знаменатель, глубинный смысл, на который надстраиваются все остальные. Онтологический, социологический и теологический уровни, на которых столь замысловатым образом функционирует понятие дхармы, — все они сливаются в одном-единственном этом слове.

Шрила Прабхупада выявляет онтологическую основу понятия дхармы, прежде всего обращаясь к корневому значению данного слова (Глагольный корень слова дхарма — дхри, что значит «сохранять», «нести», «поддерживать» и т. п.). Он пишет: «Дхармой называют качество, вечно присущее какому-то объекту».

Он иллюстрирует это определение на примере огня: неотъемлемыми атрибутами огня являются тепло и свет, без которых огонь — не огонь. «Тепло — это атрибут огня, поэтому тепло можно назвать дхармой, или природой, огня». Таким образом, дхармой живого существа будет то, что неотделимо от него, что составляет его сущность, его неизменное свойство. Это то, что «поддерживает его существование». Что же это — дхарма живого существа?

Как объясняет Шрила Прабхупада, такой дхармой, то есть важнейшим свойством и занятием живого существа, является служение. «Служение» предполагает действие, а в «Бхагавад-гите» сказано, что для живого существа невозможно удержаться от действий даже на мгновение.

Комментируя этот стих, Шрила Прабхупада говорит, что «активное начало… заложено в самой природе души». Помимо этого, он замечает, что любое действие живого существа, по сути дела, представляет собой служение и что «все живые существа чему-то служат».

Именно служение является той самой санатана-дхармой, или «вечной религией» живого существа. В «Чайтанья-чаритамрите» Господь Чайтанья также говорит, что сварупа (естественное предназначение) живого существа — служить Богу. Из этого высказывания Шрила Прабхупада делает вывод, что нет такого существа, которое бы никому не служило, и что это служение никогда не прекратится.

Проанализировав это утверждение Господа Чайтаньи, мы увидим, что каждое живое существо постоянно кому-нибудь служит… А служит хозяину Б, Б служит хозяину В, который, в свою очередь, служит хозяину Г, и т.д… Таким образом, нет ни одного живого существа, которое бы не служило другим, и можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ.

Стоит, однако, заметить, что дхармой живого существа является не просто служение себе подобным, но в конечном счете служение Богу, Полному Целому. Говоря о дхарме как о врожденной склонности живых существ к служению, мы имеем в виду живых существ как мельчайших частиц Полного Целого, Бога. Если живое существо сознательно отделяет себя от Полного Целого, его жизнь становится неполноценной:

…Живые существа являются неотъемлемыми частицами Полного Целого, и, пока они отделены от Полного Целого, их иллюзорные представления о своем совершенстве не принесут им желанного удовлетворения. Человек сможет осознать свою полноценность только тогда, когда будет служить Полному Целому.

Всякое другое служение в этом мире — социальное, политическое, общественное, международное или даже межпланетное — будет оставаться неполноценным до тех пор, пока человек не свяжет его со служением Полному Целому. Но когда все, что делают живые существа, частицы Полного Целого, так или иначе связано с Ним, они тоже становятся полноценными.

Ощущение неполноценности, присущее каждому живому существу, свидетельствует о его стремлении к совершенству. А совершенства можно достичь, связав свое служение с Полным Целым. Полноценное и сознательное участие живого существа в деятельности, направленной на гармоничное служение Целому, и есть его дхарма.

Бхакти как совершенство служения

В бхакти объединяются бхагавата-дхарма и санатана-дхарма. Бхакти — это отклик живого существа на повеление или призыв Бога, когда живое существо намеренно становится участником Его замысла. Его вечным слугой:

В действительности все мы связаны с Верховным Господом отношениями служения. Верховный Господь — высший наслаждающийся, а мы, живые существа, — Его слуги. Мы созданы для того, чтобы доставлять Ему наслаждение, и, принимая участие в вечных наслаждениях Господа, мы сами обретаем истинное счастье… Живое существо не способно испытывать счастье, если не занимается трансцендентным любовным служением Верховному Господу.

Такое участие живого существа в вечных наслаждениях Верховного Господа в качестве Его слуги называется йогой. Йога означает связь живого существа с Верховным Господом. Эта связь становится возможной благодаря божественному откровению, бхагавата-дхарме, которое, как говорит Шрила Прабхупада, «позволяет ощутить присутствие Всевышнего во всем», и ответной реакции живого существа — его готовности предаться Господу и служить Ему. Эта связь называемся бхакти йогой.

Многие западные ученые и даже многие индусы переводя бхакти как «преданность» и иногда — как «любовь» или «поклонение». Нельзя сказать, что такой перевод неверен, однако в нем присутствует некоторая двусмысленность. Довольно часто, сталкиваясь с таким переводом, западный читатель склонен воспринимать бхакти как явление сугубо эмоциональное и субъективное либо как некий экзотический феномен в истории религии.

Но Шрила Прабхупада, в отличие от других, переводит бхакти как «преданное служение». Это весьма существенное отличие. Тем самым он демонстрирует, что бхакти — это не просто какое-то особое эмоциональное ощущение, а истинный познавательный опыт, основанный на непосредственном восприятии высшей реальности.

Важно отметить, что в словосочетании «преданное служение» главным словом является не «преданность»; оно лишь определяет существительное «служение». Но не всякое служение можно отнести к бхакти. Бхакти — это преданное служение, то есть такое, которое можно считать совершенством всякого служения, высочайшим служением: са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже.

Бхакти есть высшее занятие (пара дхарма) живого существа, ибо оно представляет собой служение в непосредственной связи с Богом (Адхокшаджей). В процитированном стихе бхакти соотносится с дхармой в высшем и основном значении этого слова. Следовательно, бхакти есть сама суть дхармы.

Дхарма • большая российская энциклопедия — электронная версия

ДХА́РМА (санскр. dharma), важ­ней­шее по­ня­тие инд. куль­ту­ры, в разл. кон­тек­стах пе­ре­во­дит­ся как «пра­ви­ло», «мо­раль», «доб­ро­де­тель», «[ре­ли­ги­оз­ный] долг», «обя­зан­но­сти», «прав­да», «ус­тои» и т. п., а так­же «свой­ст­во» (гл. обр. в фи­лос. ли­те­ра­ту­ре). Д. рас­смат­ри­ва­ет­ся как со­во­куп­ность ус­та­нов­лен­ных пра­вил (из­на­чаль­но ри­ту­аль­ных), со­блю­де­ние ко­то­рых не­об­хо­ди­мо для под­дер­жа­ния ми­ро­по­ряд­ка. В ка­че­ст­ве ос­но­вы ми­ро­зда­ния Д. не­раз­де­ли­ма с ис­ти­ной (рта) и дей­ст­ви­тель­но­стью (сатъя). При­ме­ни­тель­но к об­ще­ст­ву Д. ох­ва­ты­ва­ет сфе­ру на­дын­ди­ви­ду­аль­ных норм жиз­ни и яв­ля­ет­ся од­ним из че­ты­рёх по­ня­тий, со­став­ляю­щих це­ли че­ло­ве­че­ской жиз­ни (арт­ха – вы­го­да, ка­ма – удов­ле­тво­ре­ние чув­ст­вен­ных же­ла­ний и мок­ша – дос­ти­же­ние ос­во­бо­ж­де­ния). Д. – по­ло­жи­тель­ная цен­ность в про­ти­во­по­лож­ность ад­хар­ме («не­прав­да», «без­за­коние» и т. п.). Тер­мин «Д.» упот­реб­ля­ется и в бо­лее уз­ком зна­че­нии – «ус­тои та­ко­го-то ду­хов­но-ре­лиг. на­прав­ле­ния» (напр., Д. виш­нуи­тов, «Будд­ха Дхар­ма» – са­мо­на­зва­ние буд­диз­ма как тра­ди­ции и его ве­ро­уче­ния).

Д. по­свя­ще­на об­шир­ная санскр. лит-pa (дхар­ма­ша­ст­ры). Ино­гда вы­де­ля­ют ряд ас­пек­тов, со­став­ляю­щих «об­щую дхар­му лю­дей»: прав­да, чис­то­та, без­злоб­ность, не­при­чи­не­ние вре­да жи­вым су­ще­ст­вам (ахим­са) и др., од­на­ко осн. вни­ма­ние уде­ля­ет­ся со­блю­де­нию ка­ж­дым сво­ей «соб­ст­вен­ной дхар­мы» (сва-дхар­мы), за­ви­ся­щей от про­ис­хо­ж­де­ния, со­ци­аль­но­го ста­ту­са, воз­рас­та и т. п. Со­от­вет­ст­вен­но со­дер­жа­ние дхар­ма­шастр, как пра­ви­ло, сво­дит­ся к из­ло­же­нию Д. варн и аш­рам – ста­дий жиз­ни. Ин­ду­изм час­то оп­ре­де­ля­ет­ся как вар­на-аш­ра­ма-дхар­ма, т. е. со­слов­но-кас­то­вая Д. и Д. ста­дий жиз­нен­но­го пу­ти че­ло­ве­ка, др. са­мо­на­зва­ние ин­ду­из­ма – са­на­та­на-дхар­ма, т. е. веч­ная Д. В «Бха­га­вад­ги­те» под­чёр­ки­ва­ет­ся, что «наи­луч­шее – пре­дан­ность соб­ст­вен­ной дхар­ме». Эта «соб­ст­вен­ная дхар­ма» сто­ит вы­ше пра­вил об­ще­че­ло­ве­че­ской мо­ра­ли. Так, для брах­ма­нов пре­вы­ше все­го – изу­че­ние Вед и обу­че­ние им, от­прав­ле­ние жерт­во­при­но­ше­ний и ри­туа­лов, при­ня­тие и да­ча да­ров. Д. кшат­ри­ев – ох­ра­на на­ро­да и управ­ле­ние им (вклю­ча­ет в се­бя обя­зан­ность сра­жать­ся, т. е. пря­мо на­ру­шать тре­бо­ва­ния ахим­сы). Д. вай­шьев – зем­ле­де­лие, ско­то­вод­ст­во, тор­гов­ля. Ин­ди­вид обя­зан бес­пре­ко­слов­но под­чи­нять­ся тра­диц. нор­мам сво­его кол­лек­ти­ва – Д. кас­то­вой, кла­но­вой, ме­ст­ной. В пер­вой ста­дии жиз­ни чле­на пер­вых трёх варн его Д. со­сто­ит в изу­че­нии Вед, с на­ча­лом се­мей­ной жиз­ни – в пра­вед­ном за­ра­бот­ке в со­от­вет­ст­вии с вар­ной и кас­той, со­дер­жа­ние се­мьи, от­прав­ле­ние ри­туа­лов, поч­те­ние к брах­ма­нам; к кон­цу жиз­ни со­ци­аль­ный ас­пект Д. сво­ра­чи­ва­ет­ся.

Ве­дий­скую Д. спе­ци­аль­но изу­ча­ет ми­ман­са, в вай­ше­ши­ке Д. оп­ре­де­ле­на как «ка­че­ст­во ду­ши, при­но­ся­щее удо­воль­ст­вие, бла­го­по­лу­чие и ос­во­бо­ж­де­ние». За­мет­но из­вест­ное на­пря­же­ние ме­ж­ду Д. и ос­во­бо­ж­де­ни­ем (мок­шей) – аб­со­лют­ной цен­но­стью; их аль­тер­на­тив­ность, срав­нит. зна­чи­мость, ста­ди­аль­ность яв­ля­ют­ся час­то об­су­ж­дае­мой про­бле­мой (напр., у ве­дан­ти­ста Шан­ка­ры, по­ле­ми­зи­рую­ще­го с ми­ман­сой). Из­на­чаль­ным ис­точ­ни­ком Д. при­зна­ёт­ся свя­щен­ное от­кро­ве­ние (Ве­да, шру­ти), вто­рич­ным ис­точ­ни­ком – свя­щен­ное пре­да­ние (смри­ти, дхар­ма­ша­ст­ра), а так­же обы­чаи, со­хра­няю­щие­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние (со­глас­но тра­ди­ции, вос­хо­дя­щие к ка­ко­му-­то уте­рян­но­му ве­дий­ско­му тек­сту). Д. в прин­ци­пе счи­та­ет­ся веч­ной и не­из­мен­ной (хо­тя стро­гость её ис­пол­не­ния су­ще­ст­вен­но за­ви­сит от ми­ро­во­го пе­рио­да – юги). Ав­то­ри­те­том в об­лас­ти аб­со­лют­ной Д. яв­ля­ет­ся со­б­ра­ние учё­ных-брах­ма­нов, ес­ли же речь идёт об осо­бой Д. кас­ты, ро­да или де­рев­ни – ста­рей­ши­ны со­от­вет­ст­вую­щей об­щи­ны (пан­ча­ят). Не­со­блю­де­ние Д. ка­ра­ет­ся на­ло­же­ни­ем по­кая­ний, из­гна­ни­ем из кас­ты или др. фор­ма­ми об­ществ. бой­ко­та. Ви­нов­но­го, по инд. пред­став­ле­ни­ям, ожи­да­ет худ­шее пе­ре­ро­ж­де­ние по за­ко­ну воз­дая­ния (кар­ма), луч­шее же пе­ре­ро­ж­де­ние обес­пе­чи­ва­ет се­бе тот, кто «на­ка­п­ли­ва­ет Д.» как не­кую ма­те­ри­аль­ную суб­стан­цию ре­лиг. дол­га.

В буд­диз­ме Д. – выс­шая ис­ти­на, ко­то­рую Буд­да от­крыл в собств. опы­те в ре­зуль­та­те ме­ди­та­ции. От­сю­да путь, ко­то­рый он пред­ла­га­ет дру­гим, пред­по­ла­га­ет ин­тен­сив­ные за­ня­тия са­мо­на­блю­де­ни­ем, в хо­де ко­то­ро­го вы­де­ляе­мые йога­ми со­бы­тия их собственной соз­нат. жиз­ни обо­зна­ча­ют­ся как дхар­мы.

Дхарма брахмана

Брахман – это человек, чье предназначение тесно связано с знаниями и пониманием законов этого мира. Правильное понимание законов мира позволяет брахману правильно исполнять свой долг. Не зная законов или игнорируя их, брахман рискует впасть в иллюзию и не только самому пасть, но и подтолкнуть на это других.

Дхарма брахмана с духовной точки зрения заключается в:

  • Постичь духовную науку из авторитетных источников
  • Распространять знание, уничтожая невежество
  • Принимать учеников, передавая им знание непосредственно
  • Придерживаться всех принципов, давая правильный пример другим

Духовная обязанность брахмана будет связана с постижением знания, нахождением Абсолютной Истины и распространением этого знания. Знание может распространяться широко или передаваться непосредственно от учителя к ученику. Все зависит от времени, места и обстоятельств.

С точки зрения повседневного общества, брахманы занимаются интеллектуальным трудом, стратегическим управлением, анализом, наукой, преподаванием, медициной. Ученные в разных отраслях, писатели, министры, учителя, врачи и всё что связано с интеллектуальным трудом.

В обществе, брахманы крайне редко становятся первыми лицами, лидерами. Вместо этого, они естественным образом занимают положение возле таких лиц и оказывают на них большое влияние представляя собой неформальный и мягкий авторитет, который несмотря на отсутствие реальной власти имеет множество инструментов. «Серый кардинал».

Брахману следует довериться своим естественным стремлениям: тяге к знанию, истине, честности, бескорыстию. При этом особое внимание необходимо уделить развитию смирения, так как положение знающего часто приводит к гордости, за которой следует вседозволенность или ощущение исключительности.

Основное, в чем должен развиваться брахман, это духовная наука. Даже занимая высокое положение в обществе, но не следуя духовному пути – брахман нарушает свою дхарму.

Закон и суть дхармы на примерах

Не редко бывает так, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями, как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого известные проблемы. Недовольство от второй половины и личная неудовлетворенность. То есть близкие, и свои ощущения подсказывают, что не выполняем свои обязанности. Не делаем, что должны.

Если сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то можно дальше не читать, поскольку пока не готовы к основам личного и духовного роста.

Здесь слово «должен» имеет то значение, которое закладывается при достижении цели.

Спортсмен должен усиленно тренироваться, ученик — учиться, врач — лечить, жена обеспечивать, сама или организационно, хотя бы минимальный уют в доме, а мужчина кормить семью и так далее.

На сколько ученик въедался в гранит науки относительно своих способностей, и насколько в течение следующих 25-30 лет человек хорошо выполнял свой долг, настолько он подойдет к тому возрасту, когда пожинают плоды своего труда.

Не только материальные, но и как зрелая личность.

Здесь мы подбираемся к самому интересному.

Теперь представим иную картину, когда человек выполнял все свои домашние обязанности и честно выполнял свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, к 50 годам, будут два разных человека, кто шел по пути драхмы, а кто считал что он ничего никому не должен. Жил, как придется.

Одному было не очень легко. Вся жизнь в труду и обязанностях, однако есть некое моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но к середине своей жизни понимает, что приплыл в тупик.

ДХАРМА • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Успех — понятие больше социальное. В плане вселенских законов, успех, это рост над самим собой, а не в глазах других

Противоречивая природа варнашрама-дхармы

Несмотря на то, что Шрила Прабхупада много выступает в защиту варнашрама-дхармы как средства духовного возвышения человека, при этом он отмечает, что в наш век идеальная варнашрама невозможна:

Целью любой деятельности должно быть удовлетворение Господа. Вот почему так важна варнашрама-дхарма, ведическая система общественного устройства, которая дает каждому человеку возможность достичь совершенства, удовлетворяя Кришну. К несчастью, в наше время варнашрама-дхармы больше не существует… Хотя мы и стараемся восстановить в обществе совершенную систему варнашрамы, в наш век это практически невозможно.

Варнашрама не только непрактична в наш век, но и, по большому счету, не нужна вовсе: «Институт варнашрама-дхармы — это социальная система, помогающая человеку поклоняться Господу Вишну. Однако тому, кто непосредственно занят преданным служением Верховной Личности Бога, необязательно подчиняться всем правилам системы варнашрама-дхармы».

Можно подняться над варнашрама-дхармой. достигнув ее цели — постоянного непосредственного служения Богу. Впрочем, это вовсе не обязательно влечет за собой отказ от социальной системы как таковой. Даже если цель варнашрама-дхармы (познать и удовлетворить Бога) достигнута, ею по-прежнему можно пользоваться, хотя разница между видами служения становится в таком случае неважной, ибо все сословия в таком обществе заняты одним — тем, как удовлетворить Бога:

Каким бы делом ни был занят человек, его цель должна заключаться в том, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога, а для этого его ум должен быть постоянно занят мыслями о Кришне, его речь должна стать молитвой, обращенной к Господу, или проповедью Его славы, а тело должно заниматься служением, которое доставит Господу удовольствие…

Среди тех, кто исполняет предписанные обязанности, нет «вышестоящих» и «нижестоящих». Формально такое деление существует, но, поскольку цель у всех одна — удовлетворить Верховную Личность Бога, между представителями различных сословий, по сути дела, нет никакой разницы.

Преданный Бога (вайшнав) не делает различия между видами служения, но при лом сохраняет свое положение в системе варнашрамы поскольку находясь на своем месте, он

полностью удовлетворяет Бога. Признавая свои психофизические особенности и связанные с ними ограничения, он возвышается над всем этим, посвящая их служению Богу и тем самым достигая духовной цели варнашрама-дхармы. И наоборот, тот, кто не считается со своими наклонностями и качествами, волей или неволей становится обусловлен, ограничен ими, обрекая себя на будущее рабство в материальном мире.

В связи с этим можно отметить еще один момент. Если человек полностью очистил свое существование, он может ради служения Богу выполнять обязанности любой варны, тогда как обычно, если процесс избавления от материальной обусловленности еще не завершен, ему следует выполнять только свой собственный долг.

В беседе Господа Чайтаньи и Рамананды Рая варнашрама-дхарма отвергается. В ответ на вопрос Господа Чайтаньи о высшей цели жизни Рамананда Рай предполагает, что таковой можно назвать исполнение предписанных обязанностей, направленное на пробуждение в человеке сознания Бога.

В подтверждение своих слов он цитирует «Вишну-пурану»: «Поклоняться Верховной Личности Бога, Господу Вишну, — значит должным образом исполнять обязанности, соответствующие варне и ашраму. Верховного Господа нельзя удовлетворить ничем иным. Человек должен знать свое место в системе четырех вари и ашрамов».

Комментируя ответ Господа Чайтаньи Рамананде Раю, Шрила Прабхупада пишет: «Система варнашрамы в большей или меньшей степени основана на этических, нравственных принципах. Постижение Трансцендентного как такового играет в ней достаточно второстепенную роль.

Поэтому Господь Шри Чайтанья Махапрабху отверг эту систему как поверхностное средство духовного совершенствования и попросил Рамананду Рая продолжить разбор этого вопроса». И только когда Рамананда Рай предположил, что нужно оставить все ппедписанные обязанности и заняться непосредственным служением Богу, Господь Чайтанья был доволен.

Хотя Господь Чайтанья и отвергал варнашрама-дхарму, считая ее чем-то внешним, из «Чайтанья-чаритамриты» мы узнаем, что в Своей собственной жизни Он строго следовал принципам разделения варн и ашрамов и настаивал на соблюдении принятых норм поведения в отношениях между ними.

С подобным парадоксом сталкиваемся и в «Бхагавад-гите». Сначала Кришна велит Арджуне исполнить долг воина и вступить в бой. Но потом, дойдя до самого важного из Своих наставлений, Он вдруг просит Арджуну отказаться от всех видов дхармы, то есть предписанных обязанностей, и сделать своим единственным прибежищем Его, Кришну.

При этом из той же «Бхагавад-гиты» и рассказа о великой битве на Курукшетре, изложенного в «Махабха-рате», мы знаем, что в действительности Арджуна исполнил свой воинский долг и вступил в сражение. Значит ли это, что Арджуна пренебрег главным наставлением Кришны полностью предаться Ему? Нет, ничуть.

Пример Арджумы демонстрирует парадоксальную связь между совершенной преданностью Богу и предписанными обязанностями, то есть дхармой как она понимается в варнашраме. Из книг Шрилы Прабхупады мы знаем, что дхарма, или религия, находит свое совершенное выражение в полной и абсолютной зависимости от Бога в сочетании с постоянным служением Ему и что цель всей варнашрама-дхармы — постепенно поднять человека до этого уровня совершенства.

Но, лишь достигнув этого совершенства и отказавшись от всего (включая предписанные обязанности) в полной покорности Богу, человек может вернуться в систему варнашрамы с единственной целью — своим служением порадовать Бога. Суть в том, что сначала человек должен отказаться от обязанностей (дхармы)

ради Господа, а потом, уже полностью вручив себя Ему, снова вернуться к ним, чтобы таким образом служить Богу. Шрила Прабхупада называет это явление дайва-варнашрама-дхарма. Таким образом, охватывая весь спектр деятельности человека в материально обусловленном состоянии, система варнашрамы также может организовать различные виды деятельности, направленной непосредственно на служение Богу.

Социологический аспект дхармы

Иерархия служения в человеческом обществе

Связать различные виды человеческой деятельности с Полным Целым помогает социально-этическая система под названием варнашрама-дхарма. которая постепенно возвышает живых существ до уровня их сознательного служения Полному Целому. В данном случае под дхармой подразумевается весь спектр общественных обязанностей и видов деятельности, нацеленных на то, чтобы возвысить душу до уровня совершенства.

Дхарма, или «предписанные обязанности» (именно как чаще всего переводил это слово Шрила Прабхупада, говоря о варнашраме), — это способ организовать труд таким образом, чтобы это в конечном счете способствовало развитию в людях склонности служить. Суть в том, что человек достигает совершенства, выполняя свои обязанности.

А для этого нужно сначала определить, каково наше собственное, индивидуальное служение (сва-дхарма), — чтобы, с одной стороны, оно отвечало нашим психофизическим характеристикам, и с другой — гармонично вписывалось в общую схему богоцентричного общества.

Служение определяется принадлежностью человека к одному из четырех укладов жизни, а также его склонностью к определенному типу работы. К четырем укладам, или ашрамам, относятся: ученичество; семейная жизнь, когда человек работает: отход от семейной жизни и связанных с ней дел и, наконец, полное отречение от мира.

На второй из этих ступеней, на этапе семейной жизни, начинают играть роль варны, то есть четыре вида практической деятельности: обучение; управление и военное дело; торговля и производство продуктов питания; физический труд. Люди, занятые физическим трудом, помогают представителям других варн.

Таким образом, варнашрама-дхарма — это система распределения различных видов служения согласно качествам и деятельности людей, что, в свою очередь, отражает различную глубину их знаний о Полном Целом. Шрила Прабхупада объясняет, что «назначение живого существа — служить, поэтому все его желания сосредоточены на служении…

Стремление служить достигает совершенства лишь тогда, когда переносится с материи на дух…». По мере того как наше служение постепенно переносится с материи на чистый дух и наши желания полностью очищаются, мы переходим к исполнению предписанных обязанностей высшего порядка.

Предписанные обязанности для каждой варны соотносятся с разными уровнями постижения человеком Полного Целого. Например у государственного чиновника: уровень развития сознания выше, чем у работника торговой сферы, а у последнего — выше, чем у рабочего.

Система варнашрамы предполагает признание закона кармы и такого явления, как переселение души. Человек может повысить свой статус в системе варн, должным образом выполняя свои предписанные обязанности в нынешней жизни. Посредством этого он делается достойным более возвышенной деятельности в следующем перерождении.

Теологический аспект понятия дхармы

«Повеление» Бога

Итак, мы рассмотрели понятие дхармы с онтологической точки зрения — как «служение», или, по выражению Шри-лы Прабхупады, как санатана-дхарму. Мы увидели, что в словосочетании варнашрама-дхарма слово дхарма означает «предписанные обязанности»; какой именно смысл вкладывается в это выражение, определяется согласно естественному и всеобщему разделению людей по видам деятельности и укладам жизни.

Разные виды «предписанных обязанностей», или служения, соответствуют разным уровням духовного развития. Мы увидели, каким образом построена эта система, чтобы служение человека становилось все более и более совершенным. Мы рассмотрели, как, достигнув совершенства в служении, человек естественным образом начинает выполнять предписанные обязанности ради удовлетворения Бога.

На этом уровне значения слово дхарма имеет еще один смысл — бхагавата-дхарма, или дхарма Бога. По мнению Шрилы Прабхупады, выражение бхагавата-дхарма являет собой «самое простое определение дхармы» — как «закона Верховного Господа». Подробнее его смысл раскрывается в одном из важнейших стихов «Шримад-Бхагаватам»: дхармам ту сакшад-бхагават-пранитам.

Здесь говорится, что истинная дхарма, или религия, исходит непосредственно (сакшат) от Бога. (Таково буквальное значение выражения бхагавата-дхарма.) Таким образом, слово дхарма в словосочетании бхагавата-дхарма — это «приказ», или, в данном случае, шабда-брахма, то есть божественное откровение.

Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивает определение дхармы как закона Бога, когда говорит о том, что является истинной религией, а что — нет. Он настойчиво утверждает, что «никто, кроме Бога, не может создать дхарму, так же как никто, кроме правительства, не имеет права издавать законы».

«В бхагавата-дхарме нет места делению на „мою веру» и „твою веру“. Каждый должен верить в Верховного Господа и исполнять Его волю». Эта дхарма основывается на авторитете божественного закона, или откровения. Донести ее до нас могут лишь представители Бога, Бхагавата-дхарма — не какая-то сектантская религия.

Это всеобщая религия, демонстрирующая, каким образом все сущее связано с Богом. Шрила Прабхупада пишет: «Бхагавата-дхарма свободна от противоречий. В ней отсутствуют понятия „моя религия** и „твоя религия»». Определения «индус», «христианин», «буддист» и т. п. — поверхностны, ибо любое из них вовсе не обязательно подразумевает, что человек исполняет законы Бога, бхагавата-дхарму.

Но Шрила Прабхупада не возражает против многообразия религий: «Необходимость в разных религиях обусловлена тем, что у разных людей разный тип тела и склад ума». Он также объясняет, что многообразие религий вызвано разногласиями, основанными на этих ограниченных материальных представлениях и различиях.

Иногда выражение «закон Бога» понимается более конкретно — как указание жить в соответствии с наставлениями Бога Часто, говоря о бхагавата-дхарме как высшей фор-

ме религии, ссылаются на стих 18.66 из «Бхагавад-ги ты», ибо в нем о необходимости «предаться Богу» говорит Сам Кришна: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа — «Оставь все религии и просто предайся Мне». Шрила Прабхупада обращает наше внимание, что слово экам означает «одному», а значит, религия в конечном итоге одна. Именно в бхакти достигается единство всех религий; именно здесь раскрывается во всей полноте понятие дхармы.

Универсальные характеристики общества

Важно отметить, что в приведенной цитате варнашрама-дхарма названа «обществом санатана-дхармы». Из этого становится ясен еще один важный момент в философском понимании варнашрамы. Ниже Шрила Прабхупада говорит о вечности принципа варнашрамы, описывая саму дхарму человеческого общества:

Никто не может уничтожить систему деления общества на варны и ашрамы, сословия и уклады жизни. Например, в любом обществе есть люди, которых интересуют духовные вопросы и философия. Они могут называться не брахманами, а как-то иначе, это не так важно.

Подобно этому, в любом обществе существует класс людей, которые имеют склонность управлять и руководить другими людьми; в ведическом обществе таких людей, наделенных воинственным духом, называли кшатриями. В любом обществе есть люди, которых интересуют только экономика, бизнес, промышленность и деньги. Таких людей называют вайшьями. И есть еще один класс людей, которые не отличаются особым

умом, не обладают воинственным духом и не наделены коммерческими способностями: единственное, на что они способны, — это служить другим. Таких людей называют шудрами, рабочими. Эта система деления общества является санатаной — она существует с незапамятных времен и будет существовать вечно. Никакая сила в мире не может уничтожить ее.

Будучи создана Богом, варнашрама неуничтожима, хотя и может подвергнуться искажениям, как это произошло в случае с современной кастовой системой.

Варнашрама-дхарму ни в коем случае не следует путать с кастовой системой в Индии, где варна и ашрам человека определяются исключительно его происхождением. В наши дни, даже если человек, родившийся в семье рабочих, развивает в себе качества ученого брахмана, он все равно вынужден оставаться рабочим.

Так требует кастовая система. Но Шрила Прабхупада говорит, что варнашрама-дхарма человека должна определяться его качествами и что такой разумный человек должен перейти в более подходящую ему варну, хотя его семья принадлежит к иной варне. Этот принцип подтверждается в «Шримад-Бхагаватам».

Про йогу:  Как научиться стоять на руках и ходить в домашних условиях
Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий