Духовные практики очищения: виды и описание. Один из взглядов на духовные практики

Духовные практики очищения: виды и описание. Один из взглядов на духовные практики Позы

Духовные практики очищения: виды и описание. один из взглядов на духовные практики

Существует мнение, что ребёнок — это «чистый лист» и то, что в него будет заложено окружающей средой, то и будет формировать его личность. Однако не всё так просто. Даже с сугубо физической точки зрения, ребёнок — объединение генетической информации отца и матери, которая несёт в себе и особенности характера, и тип темперамента, и возможные таланты, и другие наклонности. Как позитивные, так и негативные качества человека отчасти определены его генами. К примеру, такое тяжёлое расстройство, как шизофрения, в подавляющем большинстве случаев определяется именно генетической наклонностью. Поэтому, даже с чисто физической точки зрения, новорожденный уже не «чистый лист».

Помимо сугубо физического уровня, существуют также такие понятия, как карма и реинкарнация. И с этой точки зрения, каждый человек, приходя в этот мир, уже имеет за плечами багаж из прошлых жизней. И то, как прожиты прошлые жизни, будет определять то, какая карма накоплена у человека. И тут важно рассмотреть вопрос: где хранится карма человека?

Совершая действие, мы оставляем след в своём уме. Во время совершения действия у каждого из нас есть какая-то мотивация (действия без мотивации, называются акармой и не имеют последствий) и впечатления от содеянного, которые мы получаем в процессе совершения действия. Всё это создаёт отпечаток в нашем уме, и этот отпечаток там хранится. После смерти эти отпечатки никуда не исчезают — они сохраняются в тонких оболочках нашего ума, которые после смерти не разрушаются, а воплощаются в новом теле. И в новом рождении все эти отпечатки будут влиять на наше поведение и нашу жизнь.

Таким образом, даже если человек с рождения будет жить в каком-то благостном, так сказать, «стерильном» с точки зрения нравственности месте, кармические отпечатки в его уме всё равно будут влиять на его сознание. Разумеется, окружающая среда также важный определяющий фактор. И если человек с рождения, к примеру, живёт где-нибудь в монастыре и занимается духовными практиками, его карма и омрачения будут проявляться самым безобидным способом. Но так как большинство из нас живёт в городах и в обстоятельствах, не особенно способствующих духовному развитию, то наши кармические отпечатки проявляются порой неожиданно — как различными неприятными ситуациями, так и просто омрачениями, под воздействием которых мы сами создаём себе проблемы.

Как это происходит? Рассмотрим на самом простом примере, когда человек работает каким-то маркетологом, и его задача — «подсаживать» людей на страсти и способствовать их деградации. И какие же у этого будут последствия? Если человек в прошлой жизни или в этой способствовал тому, чтобы кто-то так или иначе деградировал, то в этой жизни у такого человека скорее всего будет необъяснимая, непреодолимая тяга к различным странным, мягко говоря, развлечениям, которые будут вести к его постепенной деградации. Проявится такая тяга не сразу. Особенность реализации кармических отпечатков в том, что они могут «дремать» долгие годы и даже несколько жизней до тех пор, пока не проявятся благоприятные для возврата кармы условия. Поэтому рано или поздно такой человек попадёт в такое информационное поле, которое создаст предпосылки для того, чтобы он «подсел» на какое-то странное развлечение. Он обязательно столкнётся с информацией о том, что это весело и безвредно. А затем и единомышленников в этом вопросе найдёт. И всё сложится так, что человек начнёт деградировать. И это обусловлено кармой. Как этого избежать?

Если человек уже столкнулся со знаниями о законе кармы — это большое благословение. Потому что в таком случае человек может начать жить осознанно и действовать не под воздействием своей кармы, а отслеживать тенденции своего ума и стараться преодолевать те из них, которые ведут к деградации. И тут встаёт вопрос о том, как же выйти из-под влияния своей кармы?

Стоит сразу разрушить некоторую иллюзию о том, что можно полностью выйти из-под влияния своей кармы. К сожалению, есть примеры, когда карма того же алкоголизма настолько тяжела, что человек уже несколько лет живёт вроде бы осознанной жизнью, духовно развивается, но продолжает периодически употреблять алкоголь и рад бы бросить, но не в силах это сделать. Это признак того, что в прошлом были приложены большие усилия к спаиванию других. Таким образом, полностью нивелировать воздействие накопленной кармы на жизнь человека вряд ли получится. Но изменить тенденции своего ума, направить их в более благостное русло — это вполне возможно. И тогда семена негативной кармы, которую мы посеяли, будут постепенно уничтожаться.

Итак, какие же есть методики по очищению своего сознания от негативной информации и кармических отпечатков? Как мы уже выяснили, накопленная карма и впечатления от окружающей нас среды хранятся в нашем уме. Следовательно, работать нужно со своим умом. Существует несколько способов воздействия на свой ум:

1. Практика хатха-йоги. Один из самых простых методов воздействия на свой ум. Казалось бы, как работа с физическим телом может повлиять на ум? Однако во время практики хатха-йоги мы ощущаем дискомфорт, и это воздействует на наш ум. Во-первых, аскеза дисциплинирует его, а во-вторых, претерпевая аскезу на коврике, мы опять-таки уничтожаем негативную карму. Потому что негативная карма уничтожается путём переживания страданий. И в этом случае мы причиняем себе страдания осознанно, чтобы нивелировать кармические последствия своих прошлых действий.

2.Чтение мантр — уже более сложная практика и вместе с тем более эффективная. Некоторым может показаться, что повторение каких-то странных звуков — это пустая трата времени. Но не стоит спешить с выводами. Повторение мантры, во-первых, несёт в себе энергетику этой мантры, а во-вторых, воздействует даже на чисто физическом уровне, и в этом может убедиться каждый. Одна из самых известных мантр — мантра ОМ. Она произносится как «А-О-У-М». А теперь попробуйте произнести, растягивая буквы, и одновременно положите руку на макушку. При произношении звуков мантры можно ощутить, как мозг подвергается вибрациям. И эти вибрации воздействуют на него очень позитивно. Достаточно хотя бы час или два повторять мантру ОМ с полным сосредоточением на её звуке, чтобы ощутить, как в вашем сознании и энергетике произошли изменения. Ещё одна известная мантра — мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Это мантра бодхисаттвы Авалокитешвары, который в буддизме считается воплощением абсолютного сострадания всех Будд. Принцип действия тот же: повторяя мантру, мы звуками воздействуем на своё физическое и энергетическое тело. Есть несколько вариантов произношения. Вариант ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ будет воздействовать на третью чакру. Этот вариант можно практиковать тем, у кого проблемы с жадностью.

Про йогу:  Йога-тур в Абхазию, октябрь, ноябрь 2021г. Глубокое очищение организма. Горы, йога, красота

А вариант ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ будет воздействовать на вторую чакру. Этот вариант произношения можно практиковать тем, у кого проблемы с зависимостями от чувственных удовольствий. Также такой вариант произношения будет эффективен в борьбе со страхами, повышенной эмоциональностью и т. д. Также повторение этой мантры будет выстраивать энергетическую связь с бодхисаттвой Авалокитешварой, и мы будем взращивать в себе главное из его качеств — сострадание ко всем живым существам. Также мощной практикой очищения являются молитвы. К примеру, христианская молитва «Отче Наш». Практика сорокакратного ежедневного повторения этой молитвы оказывает мощное очистительное воздействие на сознание. То же самое можно сказать об исламской молитве «Аль Фатиха». Существует множество примеров, когда практика начитывания молитвы избавляла людей от тяжёлых физических недугов. И в этом нет ничего удивительного — все болезни на физическом уровне имеют причину в нашем сознании и энергетике. И, воздействуя на своё сознание и энергетику с помощью молитвы, мы устраняем эти проблемы. Существуют и другие мантры и молитвы, которые также являются эффективными инструментами для работы со своим умом.

Мантра — мощный инструмент для очищения сознания от кармических отпечатков и последствий воздействия окружающей среды.

3. Ещё одной практикой очищения сознания является раскаяние. В традиции буддизма есть такая практика, как Упосатха. Это особая монашеская церемония, в которой зачитываются монашеские обеты, а тот, кто нарушил, — выходит и раскаивается. Однако и для мирян раскаяние тоже вполне актуальная практика. Зачем и для чего это нужно? Важно понимать, раскаяние — это не акт самобичевания. Такая форма раскаяния ни к чему, кроме комплексов, не приведёт. Раскаяние, которое ведёт к развитию, — это полное осознание своих ошибок и, самое главное, создание намерения больше таких ошибок не совершать. Мы не можем изменить прошлое, поэтому заниматься самоедством не самая лучшая идея. Но вот создавать намерение больше не совершать тех поступков, за которые нам стыдно, — это очень позитивная практика, которая очищает сознание.

4. Чтение писаний — также мощный инструмент очищения. Казалось бы, как чтение может помочь нам очистить ум? Во-первых, здесь также присутствует энергетический аспект. Читая древнее писание, будь то Веды, буддийские сутры или любые священные писания, мы выстраиваем энергетическую связь с тем, кто писал эти тексты, а самое главное, с теми, о ком написаны эти тексты. И если мы будем читать, к примеру, буддийские сутры — будем концентрироваться на Будде и его учении. И эта энергетическая связь будет очищать наше сознание. Во-вторых, чаще всего если человек сталкивается с каким-то текстом, высока вероятность, что он уже читал его в прошлых жизнях. И если мы в этой жизни столкнулись снова с этим текстом и начнём его читать, то, вполне возможно, сможем автоматически эволюционировать до того уровня, который мы имели в прошлых жизнях, когда уже читали этот текст. К тому же чтение писаний замещает негативную информацию внутри нас. Какая информация является негативной? Фильмы, сериалы, вся современная музыка и так далее — это всё засоряет наше сознание, не позволяя нам докопаться до самой сути и понять, кем мы на самом деле являемся.

Представьте себе стакан с грязной водой, который подставили под струю чистой воды. Постепенно, по мере поступления чистой воды в стакан, вода будет меняться на чистую. То же самое происходит с нашим сознанием, когда мы читаем священные тексты, — происходит замещение информации. Существует мнение, что мы способны воспринять только 3 % поступающей информации. То есть чтобы полностью понять какой-то текст, его надо прочитать минимум 33 раза. И это может показаться удивительным, но опыт показывает, что даже несколько десятков раз читая один и тот же текст, каждый раз раскрывается новый смысл, каждый раз можно увидеть в нём что-то новое.

5. Медитация, пожалуй, один из наиболее эффективных инструментов для работы со своим умом. Дело в том, что уничтожение кармических отпечатков происходит во время остановки ума. И остановка ума возможна только в трёх случаях: глубокое коматозное состояние, момент умирания и медитация. И, разумеется, наиболее оптимальным вариантом является медитация. Кстати, именно этим объясняется тот факт, что после пребывания в коме или переживания клинической смерти личность человека кардинально меняется. И это происходит отнюдь не потому, что человек пережил шок. Хотя в какой-то мере это тоже влияет, но главную роль здесь играет тот факт, что во время остановки ума произошло уничтожение каких-то кармических отпечатков в уме. И поэтому человек начинает жить по-новому. Это вовсе не значит, что нужно довести себя до состояния комы или клинической смерти, — глубокая медитация обладает тем же самым эффектом. Если удастся освоить медитацию и практиковать её регулярно, воздействие на сознание будет невероятно мощным. И вы заметите, что уже спустя пару месяцев качественной регулярной медитации ваше сознание изменится кардинально.

Про йогу:  Инструкторы йоги в Ростове-на-Дону — 825 специалистов, 149 отзывов на Профи

6. Шаткармы — очистительные действия. Шаткармы — это шесть очистительных практик, которые больше ориентированы на тело, но так как всё взаимосвязано, то и воздействие на энергетику и сознание тоже происходит. Одной из наиболее эффективных методик очищения сознания является Тратака. Тратака — это концентрация на точке, образе или пламени свечи. Каждый может выбрать то, что для него будет удобно: можно нарисовать точку на стене, повесить перед собой изображение, к примеру, Будды или же зажечь свечу. Далее концентрируемся на выбранном объекте. Это оказывает мощное очистительное воздействие на сознание. Практикующие такую концентрацию рассказывают, что таким образом избавлялись от тяжёлых зависимостей: алкогольной, табачной и так далее.

Это наиболее эффективные методики по воздействию на сознание. Они позволяют постепенно очищать нас от накопленных кармических отпечатков и вредной негативной информации, которую мы в себя погружаем вольно или невольно. И жизнь, в процессе такого духовного очищения, начинает меняться к лучшему, — вы и сами это почувствуете.

Йога и христианская вера

Я родилась в индийской семье, стала христианкой в 22 года и являюсь православной христианкой в течение десяти лет. Воспитана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из основоположников современной йоги Свами Шивананды, который обычно вместе со сладким, травяным, богатым витаминами варевом, которое нам очень нравилось, присылал свои книги по йоге. В детстве родителями поощрялось выполнение определённых поз и дыхательных упражнений, всегда с чётким предупреждением, что существуют различные способы дыхания для мужчин и женщин, так как их тела различной формы.

Когда я вышла замуж и у меня появились дети, я научила их некоторым вещам, которые посчитала полезными и взяла из моих детских уроков йоги, например, выполнять некоторые позы и извлекать пользу из этих упражнений. Мои дети были воспитаны в христианской семье и находились вне опасности впасть в заблуждение индуистских эзотерических духовных идей, таких как, например, «самореализация», которые часто сопровождают современную йогу. Во время поездки в Индию они столкнулись с подобными идеями в ашраме, но быстро отвергли их, как принадлежность идолопоклоннической, культовой атмосферы, царившей в этом ашраме.

Я излагаю всё это, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть, что йога – это больше, чем просто упражнения, и что мы сейчас, как никогда, нуждаемся в даре проницательности при знакомстве с йогой. Нам необходимо иметь чёткое представление о том, с чем мы имеем дело.

К йоге когда-то относились с благоговением в Индии, как к таинственной ветви индуистской духовной дисциплины, которая требует большой физической и психологической отваги. К ней обращались искатели, стремящиеся достичь высот индийского представления о духовном совершенстве. Такой искатель должен был придерживаться сурового режима физической и умственной деятельности под строгим руководством почитаемого мастера – гуру. Конечной целью йоги было не что иное, как ощущение божественного в себе.

С девятнадцатого века, во многом благодаря усилиям неустанной пропаганды индийских гуру-миссионеров, таких как Свами Вивекананда, йога лишена своей мистики и сложности. Внешне это выразилось в форме американских школ самопомощи и позитивного мышления и преподносится массам как безопасный и лёгкий путь к блаженству, доступный каждому. Слово «Йога» теперь хорошо известно и на Востоке, и на Западе; пользующаяся большой популярностью определённая программа регулярных упражнений изучается и практикуется большим количеством людей в школьных залах и на спортивных площадках. Пока одни учителя йоги продвигают её как простую технику для обеспечения физического благополучия человека, другие выступают за то, что это универсальный ответ на основные вопросы жизни. Некоторые преподаватели и студенты йоги преуменьшают важность индийского этоса, в котором закреплён духовный язык йоги, другие с готовностью вбирают в себя тот самый этос, особенно те, кто находят православное вероисповедание, его обряды и требования утомительными. Многие христиане занимаются йогой, не обращая внимания на её духовный багаж, в то время как другие чувствуют из-за этого некоторое беспокойство и часто встречают неодобрение со стороны своих священников и епископов.

Несовместимость йоги и христианства

Существует множество причин, почему духовные основы современной йоги несовместимы с христианством, главной из которых является чрезмерный акцент на себе. Эгоцентризм с христианской точки зрения есть корень зла. В нем – падение человека, его отклонение от Бога в сторону ошибочной, мятежной зависимости от себя. Это разрыв общения с Богом, который заканчивается грехом и смертью.

Комментируя изречение Сократа «Познай себя», (которое также является идеей современной йоги), православный богослов Мандзаридис пишет: «Если существует то, что человек может и должен искать и находить в себе, то это новый человек во Христе, рождающийся через крещенскую благодать и другие таинства Церкви. Возвращение человека к самому себе может только тогда по-настоящему возвысить его, когда происходит через жизнь во Христе»17. Христианские цель и средства достижения этой цели кратко изложены у того же автора: «Прямое и личное познание Бога достигается путём общения с Ним при помощи Святых Тайн. Человек получает истинное знание о Нём, только когда на него нисходит Божественная Благодать и объединяет его с Богом. Чем больше человек принимает Божественное Преображение, происходящее в нём действием Святого Духа, тем более полно и совершенно его познание Бога»18.

Св. Павел напоминает нам, что знать Бога значит быть известным Ему, то есть быть любимым Им. Любовь подразумевает отношения, общение, а не уничтожение, не «погружённость», и меньше всего – «самопогружённость».

Про йогу:  Йога-тур в Крым

Если учесть, что духовная атмосфера и цели йоги, по большому счёту, несовместимы с христианством, то есть ли способ, чтобы христианин мог отделить его от индийского этоса, использовать технику йоги и тем не менее оставаться верным христианином?

Некоторые христиане считают, что это возможно. Ярким примером является бенедиктинский монах Дешане, который в своей книге «Христианская йога» утверждает, что йога может помочь нам стать более хорошими христианами, если мы практикуем её в рамках христианской молитвы. Причём, он делает это, будучи прекрасно осведомлённым об антихристианском духе традиционной йоги, но утверждает, что эти два течения абсолютно не похожи19. Он представляет набор упражнений из йоги и рекомендации по дыханию, как способы предстания пред Богом честными и искренними: «Наша итоговая цель – принести мир и покой всему сущему; сделать тело нашим добрым и верным рабом; освободить душу от тревог и проблем, которые всеобщи, и, наконец, пробудить дух»20.

Должна признаться, что меня несколько беспокоит эта последняя фраза – «пробудить дух». Это язык индийских йогов, которые верят в «пробуждение» спящих сил мощным собственным усилием, и поэтому он не подходит для описания христианского опыта Духа. Наша православная молитва Святому Духу, «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истинный…» всё проясняет – как падшие существа, мы больше всего нуждаемся во вливании в нас новой жизни. Поэтому мы просим искупления и очищения у Того, Кто «везде присутствует и всё наполняет». Эта молитва чётко определяет нас как просителей, ищущих постоянного присутствия Духа.

Когда я начала работу над этой статьёй, я решила проверить рекомендации Дешане и выполнила некоторые основные позы Йоги во время утренней молитвы. Конечно, у меня появилось тревожное чувство, но при этом дыхательные упражнения вызвали ощущение благополучия.

Тем не менее, была одна вещь, которая обеспокоила меня в сочетании йоги с молитвой. Я чувствовала дискомфорт от того, что, произнося слова молитвы, я, казалось, не молилась, а наблюдала за собственной молитвой. И я решила вернуться к прежнему, традиционно-православному способу молитвы.

Я убеждена, что христиане, желающие заниматься йогой, должны осознавать тот факт, что её индо-буддийская духовная сущность несовместима с христианской верой. Например: Далай-лама, который даже одобряет руководства по развитию сочувствия, сосредоточенного на «собственном усилии», в то же время откровенно признаётся, что не верит в Бога Творца. Для христианина любовь к ближнему (сострадание) неотделима от любви к Богу, и то и другое зажигается в человеческом сердце Духом Святым. Попытки христианизации йоги могут ввести в заблуждение.

Предупреждение

Лично я не исключаю возможность использовать йогу как способ поддержания физической формы, в том случае, если она сведена к простым физическим упражнениям, но и в этом случае я хотела бы предостеречь людей. Важно убедиться, что у вас нормальное здоровье, прежде чем предпринимать занятия физической йогой. Как минимум пройти медосмотр. Например, если у вас проблемы с артериальным давлением, то некоторых поз следует избегать. Есть позы, которые стимулируют щитовидную железу, и если у вас с ней связаны какие-либо проблемы, упражнения могут принести вред. Некоторые трудные позы, такие как стойка на голове, должны выполняться только в течение небольших промежутков времени. Один индийский гуру, который отвергает йогу и смеётся над её стремлением к просветлению, замечает, что слишком много стоек на голове повреждают тонкие кровеносные сосуды головного мозга, и даже вызывают его частичное повреждение, а появляющееся в результате оцепенение воспринимается некоторыми индусами как состояние просветления!

Еще большую опасность представляет медитация, некоторые медитативные упражнения повышенного уровня изменяют ритмы мозга и приводят к чувству эйфории, которая может вызвать привыкание. Как и с другими видами зависимости, когда эффект прекращается, человек может впасть в депрессию.

Дыхательные методики, направленные на возбуждение того, что называется кундалини – спящая сексуальная энергия, которая сублимируется в духовную энергию – являются особенно опасными, так как они выводят одну из психических сил из-под контроля. Здесь будет хорошо вспомнить притчу Господа о нечистом духе (Мф.12:43–45).

Некоторые учителя йоги поощряют пение мантр как средство устранения тревоги. Мантра – это сокращённый призыв к индуистским божествам; считается, что звуковые вибрации мантр активизируют неисследованные уровни сознания. Христиане не нуждаются в таких мантрах. Вместо того, чтобы входить в неизвестные и потенциально опасные психические сферы с помощью таких песнопений, мы можем укрепить себя, произнося Иисусову молитву.

Иисусова молитва – самое совершенное обращение к Божественному Имени, которым мы призваны освящаться. Более того, наша молитва основывается на трезвом осознании нашей собственной духовной нищеты как подверженных греху существ; поэтому, как слепой нищий, мы восклицаем: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»

Повторение имени Иисуса вслух или про себя может внешне напомнить повторение мантр, однако Иисусова молитва – не мантра. Иисусова молитва, в отличие от мантры, – это краткое содержание основ христианской веры. В отличие от мантры, которая работает больше как самовнушение, Иисусова молитва обозначает движение к Богу и от Бога, олицетворяя собой отношения веры и любви. В отличие от индийских мантр, цель Иисусовой молитвы, говоря словами апостола Павла, – это «облечься в нового человека». В трудах отцов-пустынников, особенно в исихастской традиции, так крепко защищаемой святым Григорием Паламой, а также в работах современных толкователей, таких как святитель Игнатий (Брянчанинов), митрополит Каллист, отец Порфирий, у нас есть бесценные руководства по осуществлению Иисусовой молитвы. Как пишет святитель Игнатий: «Во имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос – Жизнь. И имя Его – живое: Оно оживотворяет вопиющих им к Источнику жизни»21.

/ Перевод с английского Ангелины Леоновой.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий