Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства Позы

Основные принципы джайнизма

Данное учение призывает людей к постоянному совершенствованию себя, окончательная цель которого – соединиться с Вселенной, единым высшим разумом. Однако достижение этого возможно лишь тогда, когда исчезнет любое насилие.

По постулатам джайнизма недопустимо причинять зло никому из живых существ, даже самым маленьким насекомым. А когда душа очищается от всякого зла, негатива, она достигает состояния нирваны – то есть умиротворяется и соединяется с Космосом.

Религия обучает тому, что каждой душе приходится переживать определённое количество перерождений, пока она не достигнет совершенства. И лишь добившись такого состояния, покинув колесо Сансары (вечное движение), реально достичь состояния мокши – то есть уметь, как и Создатель, понимать устройство и законы Вселенной.

Однако сделать это совсем не просто. Человеку потребуется раз и навсегда пренебречь всеми земными наслаждениями. Ведь, согласно теории аскетизма, мы страдаем из-за того, что не можем исполнять все свои желания, быстро достигая нужного результата.

Научившись же полностью контролировать себя с помощью разума, а не эмоций, утратив желания (вкусной еды, питья, сна, секса и других), сможем прекратить бесконечные страдания. Конечно, для среднестатистического человека подобное становится невыполнимой задачей, ведь их тело слабое и живёт по природным законам.

Приверженцы учения (их называют джайны) пытаются найти спасение, раскрыв все секреты человеческих душ. Считается, что достичь просветления помогают три неписанных «заповеди»:

  1. Правильно вести себя – так, как обучает религия.
  2. Неустанно стремиться познавать новое, изучать Вселенную.
  3. Не пренебрегать посылаемыми свыше знаками, символами, выражать на них правильную реакцию.

Достичь состояния нирваны (или мокши) реально, только избавившись от кармы – закона причинно-следственной связи, контролирующего всемирную справедливость.

Закон кармы гласит, что каждый человек несёт ответственность за все свои мысли, слова и действия, совершённые в сегодняшней и в прошлых жизнях. Очиститься от кармы очень и очень сложно. Но всё же реально, если сильно постараться.

Здесь на помощь придут 5 заповедей (законов) джайнизма:

  1. Не убивать никаких живых существ, ведь только Вселенная может давать и забирать жизнь.
  2. Не заглядываться на чужую собственность, так как настоящая духовность предполагает отсутствие земных привязок.
  3. Не прелюбодействовать, так как главная цель любовных утех – это продолжить род, а не просто получить удовольствие.
  4. Проявлять открытость, честность, искренность, жить по религиозным принципам, оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.
  5. Не иметь никаких желаний, ни о чём не просить, ведь это приводит к получению собственности. Джайнизм говорит о том, что недопустимо делать зло не только физическими действиями, но и словами. Ведь, если обидеть чужую душу, обязательно последует расплата от Космоса.

Главный вопрос джайнов

Последователи данного учения неустанно задаются одним и тем же вопросом: «Кто я такой и зачем пришёл на эту планету?» Ответ на него звучит приблизительно так:

Джайнизм | мир йоги

Джайнизм

Джайнизм процветал в Индии параллельно с давних времен. Название религии происходит от слова «джина», означающее «победитель» или «освободитель», ссылаясь на духовную, нежели материальную победу. Джайнизм предписывает путь ненасилия по отношению к живым существам. Философия и практика этой религии придает особое значение необходимости самостоятельных усилий по достижению божественного сознания и освобождения. Любая душа победившая внутренних демонов и достигшая состояния высшего существа, называется джиной.

Джайнизм

Основателями Джайнизма считаются 24 учителя, достигшие статуса джины, и служившие примером и опорой для последователей учения на протяжении многих столетий. Первым джиной был Ришабха. После его появления, 23 джины продолжали появляться один за другим через определенные промежутки времени. Последним и самым известным из них был Махавира.

В джайнизме существует несколько основных принципов, которых должны придерживаться последователи учения: астейя (не красть); брахмачарья (не прелюбодействовать); сатья (искренность и благочестие); апариграха (отказ от материальных ценностей); и ахимса (ненасилие).

Джайнизм

Учение джайнизма передавалось устно и не существовало в письменной форме в течение многих столетий после своего появления. В ранние времена возможной причиной тому было нежелание уменьшать святость этого знания, записывая его. Обладание предметами необходимыми для письма нарушало клятву апариграхи. К тому же письменность в то время еще развивалась. Со временем последователи джайнизма поняли, что часть их учения может быть потеряна, если полагаться только на человеческую память.

Джайнизм

Писания джайнов не считаются божественными, они — учения людей, познавших всеведение. Писания делятся на три группы: пурвы (древние каноны), анги (основные каноны) и упанги (второстепенные каноны). Количество текстов согласно разным группам джайн варьируется от 32 до 84, но все сходятся во мнении насчет каноничности 45-ти из них.

Джайнизм

Пурвы включают в себя описание и объяснение космоса, философии, единения души и материи, норм поведения, астрологии, астрономии и методов достижения йогической и оккультной силы — Джайнизм. Анги (11 томов и один потерянный) содержат правила воздержания, доктрины, изучение ложных представлений, комментарии. Упанги (12 томов) состоят из учений схожих с основными канонами: космология, астрология, география, биология и история.

Джайнизм

Джайнизм верит что вселенная вечна, существует по своим законам и не создана «высшим существом» или Богом. В тоже время джайны верят в возможность достижения божественности, если следовать правильным путем. С этим связано понятие кармы. Все наши действия — физические, духовные или устные — притягивают положительные или отрицательные частицы кармы, которые соответственно дают здоровье, достаток, счастье или же забирают их. Лишь человек обладающий здоровым телом и духом, стойкостью и необычайной силой воли способен достичь освобождения от оков кармы.

Джайнизм

На протяжении своей долгой истории, были периоды когда джайнизм процветал, и времена когда его отрицали, но на тысячелетия, джайнизм оставался живой религией и жизненным путем в Индии. Это религиозное учение оказало влияние на многие индийские цивилизации, на культуру и жизни миллионов людей. Это наследие джайн числится среди ценнейших сокровищ которые Индия подарила миру.

Видео:

Книги:

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Как вы относитесь к данному направлению?

Для домовладельцев

В джайнизме для шраваки (домохозяина) предписываются шесть основных обязанностей , из которых одна обязанность — Самайика . Они помогают мирянам в достижении принципа ахимсы, необходимого для его / ее духовного подъема.

Sāmayika вратов (Обет помедитировать) предназначен для наблюдал три раза в день , если это возможно; в противном случае не реже одного раза в день. Его цель — дать шраваке возможность воздерживаться от всех видов грехов в течение периода времени, установленного для его соблюдения.

Обычная продолжительность обета самайки — антара мухарта (период времени, не превышающий 48 минут). В течение этого периода, который мирянин проводит в учебе и медитации, он клянется воздерживаться от совершения пяти видов грехов — травм, лжи, воровства, нецеломудрия и любви к материальной собственности любым из трех способов. Вот эти три способа:

  • актом ума, речи или тела ( крита ),
  • подстрекательство других к совершению такого действия ( kārita ),
  • одобрение совершения такого действия другими лицами ( анумодана ).

При выполнении sāmayika в śrāvaka должен стоять лицом на север или на восток и кланяются Панча-Parameṣṭhi . Затем он садится и повторяет мантру Намокара определенное количество раз и, наконец, посвящает себя святой медитации. Это состоит из:

  • пратикрамана , рассказывая о совершенных грехах и раскаиваясь за них,
  • пратйакхйана , решив избегать определенных грехов в будущем,
  • самайика карма , отказ от личных привязанностей и развитие чувства равного отношения ко всем телам и вещам ,
  • стути , восхваляя двадцать четыре тиртханкара,
  • вандана , преданность определенному тиртханкаре , и
  • кайотсарга , отвлечение внимания от тела (физической личности) и погружение в созерцание духовного Я.

Самайку можно проводить где угодно — в храме, частном доме, в лесу и т. Д. Но это место не должно быть нарушено. Согласно джайнскому тексту « Ратнакаранда шравакачара» , совершая самайку , следует медитировать на:

«Я участвую в самсаре (цикле переселения), в котором нет защиты для душ, который неблагоприятен, преходящ и полон боли, и имеет природу не-Я; мокша является противоположностью этому» — поэтому следует медитировать во время самайки .

-  Ратнакаранда шравакачара (104)

Для подвижников

Аскет должен совершать самайку трижды в день. Чампат Рай Джайн в своей книге «Ключ знания» писал:

Ожидается, что аскет, успешно прошедший предварительные стадии отречения в качестве домохозяина, будет воплощением самого отсутствия желаний, так что вся его жизнь, так сказать, является непрерывной самайкой от одного конца до другого.

Доканонический

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

Махавира

или Вардхамана (V век до н. Э.)

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

Gommateshwara статуя

, изображающая медитацию стоя

Kayotsarga

осанку

Бахубали

. Статуя была вырезана из цельного камня высотой пятьдесят семь футов в 981 году нашей эры, находится в

Карнатаке

,

Индия.

Джайны верят, что все двадцать четыре тиртханкары (например, Ришабханатха ) практиковали глубокую медитацию, некоторые годами, некоторые месяцами, и достигли просветления. Все статуи и изображения тиртханкаров в основном изображают их в медитативных позах.

Джайнская традиция считает, что медитация происходит от Ришабханатхи , первого тиртханкары . Некоторые ученые указывают на свидетельства из Мохенджодаро и Хараппы (такие как печать пашупати ) как на доказательство того, что традиция предведической шраманической медитации очень древняя в древней Индии.

Про йогу:  Занятия йогой, фото самых сложных поз | Блог

Самые ранние упоминания о йогических практиках встречаются в ранних канонических текстах джайнов, таких как Ачаранга , Сутракританга и Ришибхасита. В Ачаранге, например, упоминается медитация Транака (пристальный взгляд)

Acaranga сутра , один из старейших текстов джайнов, описывает уединенную подвижническую медитацию Махавир до достижения Кевал Джнан следующим образом :

Оставив компанию всех домовладельцев, он медитировал. На вопрос, он не ответил; он пошел и не преступил правильного пути. (КАК 312) В этих местах мудрый Шрамана провел тринадцать долгих лет; он медитировал днем ​​и ночью, напряженно напрягая себя. (AS 333) И Махавира медитировал (настойчиво) в некоторой позе, без малейшего движения; он медитировал в умственном сосредоточении на (вещах) вверху, внизу, рядом, свободный от желаний. Он медитировал свободным от греха и желаний, не привязанным к звукам или цветам; хотя он все еще оставался заблуждающимся смертным (хадмастха), он скитался и никогда не действовал беспечно (AS 374-375).

После более чем двенадцати лет аскез и медитации, согласно AS, Махавира вошел в состояние кевала-джнаны , выполняя шукла-дхайану, высшую форму медитации:

Достопочтенный аскет Махавира прожил двенадцать лет таким образом жизни; в течение тринадцатого года второго месяца лета, в четвертые две недели, свет (две недели) Вайсакхи, в его десятый день, называемый Суврата, в Мухурте, называемый Вигая, в то время как луна находилась в соединении с астеризмом Уттара-Пхалгуни, когда тень повернулась на восток, и первое пробуждение закончилось, за пределами города Гримбхикаграма, на северном берегу реки Ригупалика, в поле домовладельца Самаги, в северо-восточном направлении от старого храма, недалеко сидя на корточках с соединенными пятками, подставляя себя под палящий солнечный свет, с поднятыми коленями и опущенной головой, в глубокой медитации, посреди абстрактной медитации, он достиг Нирваны, полной и полной беспрепятственное, беспрепятственное, бесконечное и высшее знание и интуиция, называемые Кевала.

Согласно Самани Пратибха Прагья, ранние джайнские тексты, такие как Уттарадхьяяна-сутра и Швашьяка-сутра , также являются важными источниками для ранней джайнской медитации. В Uttarādhyayana -sūtra «предлагает систематическое изложение четырех видов медитативных практик , таких как: медитация (дхьяна) , оставление тела (kāyotsarga), созерцание (anuprekṣā) и отражения (бхавана).

» Прагья утверждает, что «мы можем заключить, что метод медитации Махавиры состоял из восприятия и концентрации в изолированных местах, концентрации, которая стремилась не подвергаться влиянию физического окружения, а также эмоций». Прагья также отмечает, что пост был важной практикой, выполняемой наряду с медитацией.

Интенсивная медитация, описанная в этих текстах, «представляет собой деятельность, которая приводит к состоянию неподвижности, которое является состоянием бездеятельности тела, речи и ума, необходимого для устранения кармы». Uttarādhyayana-сутра также описывает практику созерцания ( anuprekṣā ).

Другая медитация, описанная в Швашьяка-сутре, — это медитация на тиртханкарах .

Древняя история

Сагармал Джайн делит историю джайнской йоги и медитации на пять этапов: 1. доканонический (до шестого века до нашей эры), 2. канонический период (от пятого века до нашей эры до пятого века нашей эры), 3. постканонический (шестой век до н.э. двенадцатый век н.э.), эпоха тантры и ритуалов (с тринадцатого по девятнадцатый век н.э.), эпоха современности (20 век).

Основным изменением канонической эпохи было то, что на джайнскую медитацию повлияли индуистские йогические традиции. Медитация в ранней джайнской литературе является формой аскетизма и аскетизма в джайнизме, тогда как в эпоху позднего средневековья эта практика заимствовала идеи из других индийских традиций.

Другие традиции

Читрабхану (р. 1922) был джайнским монахом, который переехал на Запад в 1971 году и основал первый в мире центр джайнской медитации — Международный центр джайнской медитации в Нью-Йорке. В конце концов он женился и стал мирским учителем новой системы под названием «джайнская медитация» (JM), о которой он написал различные книги.

Суть его системы состоит из трех этапов (трипади): 1. Кто я? (кохум), 2. Я не то (наум) (не «не-я»), 3. Я то (сохум) (я есть «я»). Он также использует классические джайнские медитации, такие как двенадцать отражений (мышление, преподаваемое более оптимистичным и современным способом), джайнские мантры, медитацию на семь чакр , а также техники хатха-йоги.

Ачарья Сушилакумара (1926–1994) из традиции Стханакаваси основал «Архум Йогу» (Йога Всеведущего) и основал джайнское сообщество под названием «Архат Сангха» в Нью-Джерси в 1974 году. Его система медитации является строго тантрической и использует мантры (в основном, намаскар ), ньяса , визуализация и чакры.

Стханакаваси Ачарья Наналала (1920–1999) в 1981 году разработал джайнскую медитацию под названием Самикшана-дхьяна (тщательное и тщательное исследование). Основная цель самикшана-дхьяны — это переживание высшего сознания внутри себя и освобождение в этой жизни. .

Самикшана-дхьяна подразделяется на две категории: самоанализ страстей (kaṣāya samīkaa) и самата-самикшана, который включает самоанализ чувств (индрия самикшана), самоанализ обета (vrata samīkaa) (vrata samīkaa) самоанализ Самости (ātma samīkaa) и другие.

Бхадранкаравиджая (1903–1975) из секты Тапагачча основал «Саламбана дхьяну» (поддерживающую медитацию). Согласно Самани Пратибха Прагья, большинство из этих практик «кажутся деритуализацией пуджи в медитативной форме, то есть он рекомендовал умственное выполнение пуджи».

Ачарья Шивамуни (р. 1942) из ​​Шрамана Сангхи известен своим вкладом в «Атма Дхьяну» (Самомедитацию). Основное внимание в этой системе уделяется непосредственной медитации на природе «я» с использованием мантры со’хам и сутры Акаранги в качестве основного источника доктрины.

Муни Чандрапрабхасагара (р. 1962) представил «Самбодхи Дхьяну» (Медитацию Просветления) в 1997 году. В ней в основном используются мантра Ом , дыхательная медитация, чакры и другие йогические практики.

Источники

  • Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в Древней Индии , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-1114-0
  • Дандас, Пол (2002) [1992], Джайны (второе изд.), Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, ISBN 978-0-415-26605-5
  • Якоби, Герман (1884), Ф. Макс Мюллер (редактор), Ачаранга-сутра , Священные книги Востока, том 22, часть 1 , Оксфорд: The Clarendon Press, ISBN 0-7007-1538-X
  • Джайн, Андреа (2021). Продажа йоги: от контркультуры к поп-культуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-939024-3. OCLC  878953765 .
  • Джайн, Виджай К. (2021), Пурушартха Сиддхьюпая Ачарьи Амритчандры , ISBN 9788190363945
  • SA Jain (1992), Reality , Jwalamalini Trust, Not in Copyright
  • Джайн, Чампат Рай (1917), Дхарма домохозяина: английский перевод Ратна Каранда Шравакачара , издательство Central Jaina
  • Джайн, Чампат Рай (1926), Санньяса Дхарма
  • Джонсон, У. Дж. (1995), Безвредные души: кармическая зависимость и религиозные изменения в раннем джайнизме с особым упором на Умасвати и Кундакунду , Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1309-0
  • Махони, Уильям (1997), Искусная Вселенная: Введение в ведическое религиозное воображение , Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 978-0-7914-3580-9
  • Прагья, Самани Пратибха (2021), Прекша-медитация: история и методы. Кандидатская диссертация , SOAS, Лондонский университет

Как возник джайнизм

По времени эта религия зародилась приблизительно между 599 и 527 годами до нашей эры. Её основал Вардхамана Махавира, приходившийся сыном обеспеченному землевладельцу. Он отказался от всех человеческих богатств в тридцатилетнем возрасте и до самого конца своей жизни вёл очень аскетическую жизнь.

Удивительно, что Вардхамана пожертвовал даже своей одеждой, настолько сильно он мечтал прекратить создавать негативную карму. По истечении 12 лет практики Махавира заявляет, что смог достичь просветления. Когда ему исполнилось 72 года, он прибегнул к саллекхане – добровольному отказу от пищи и умер.

Как живут джайны?

Джайнизм – это очень требовательная к своим приверженцам религия. В отличие от христианства, где особо строгие запреты касаются лишь монахов, у джайнистов табу задействует абсолютно всех. Например, обычные селяне не могут охотиться, ловить рыбу, практиковать земледелие, ведь такими своими действиями они причиняют вред живым существам, что противоречит правилам джайнизма.

Джайны вынуждены заниматься поиском позволенных занятий, а именно:

  • ювелирная промышленность;
  • торговля;
  • ростовщичество.

В связи с этим, хоть в Индии и не слишком большой процент джайнистов (людей отпугивают жёсткие ограничения), однако они заметно влияют на экономику и политику страны.

Канонический

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

Умасвати

в позе полного лотоса

Лекция 110. джайнизм

Вы же понимаете, что свободная воля, ответственность за свою жизнь, за свои поступки — это то, что всегда очень тяготит людей, поэтому и возникло учение, что воли нет, а есть предопределение, есть судьба, и именно эту идею, видимо, осознал и проводил в жизнь Паршва, а потом и Гошала Маскарипутра. Душа есть, Атман есть, а Бога нет и воли нет, каждый человек детерминирован судьбой, которая, в сущности, ведет всех одним и тем же путем. Отсюда понятно, зачем нужно монашество. Оно нужно тем, кто верит, что это его рождение последнее и после этого рождения ему предназначено ньяти уйти в нирвану. А другие люди не стремятся к монашеству – им еще предстоит перерождаться и перерождаться. Те же, кто осознали потребность в монашестве, подвергаются очень жестокой аскезе, о чем я рассказывал на прошлой лекции, и уже больше не перерождаются. Вот такая, немного надуманная, конструкция была у Гошалы, а, возможно, и у Паршвы.

Методы

Согласно некоторым общепринятым системам йоги , высокая концентрация достигается медитацией в легкой позе (желательно лотоса) в уединении, не мигая, глядя на восходящее солнце, точку на стене или кончик носа, и пока поскольку можно отвести ум от внешнего мира, это усиливает концентрацию.

Гаруда — это имя, которое джайнизм дает йоге самодисциплины и дисциплины ума, тела и речи, так что даже земля, вода, огонь и воздух могут попасть под контроль. В джайнизме Шива — это контроль над страстями и обретение такой самодисциплины, что при любых обстоятельствах сохраняется невозмутимость.

Про йогу:  Йога для позвоночника - виде с комплексом упражнений

Пранайама — дыхательные упражнения — выполняются для усиления потоков жизненной энергии. Благодаря этому также усиливаются элементы конституции — земля, вода, огонь и воздух. В то же время контролируются пять чакр . Пранайама также помогает стабилизировать мышление и приводит к беспрепятственному непосредственному переживанию событий вокруг нас.

Затем практикуют пратьяхару . Пратьяхара означает, что человек отвлекает чувства от наслаждения чувственными и умственными объектами. Чувства являются частью нервной системы, и их задача — посылать данные в мозг, через которые информация предоставляется как разуму, так и душе.

Ум имеет тенденцию наслаждаться этим за счет души, а также тела. Пратьяхара достигается путем сосредоточения ума на одной точке с целью получения импульсов: на глазах , ушах , кончике носа , лбу, пупке , голове , сердце или небе .

Созерцание — важное крыло джайнской медитации. Практикующий медитирует или глубоко размышляет о тонких фактах или философских аспектах. Первый тип — это Agnya vichāya , при котором человек глубоко медитирует на семи элементарных фактах — жизни и неживом , притоке, рабстве, остановке и устранении кармы и окончательном достижении освобождения.

Вторая — апая-вичая , в которой отражаются неправильные прозрения и поведение, которым предаются «спящие души». Третий — это випака-вичая дхарма-дхьяна , в которой человек размышляет о восьми причинах или основных типах кармы .

Четвертый — это Sansathan vichāya dharma dhyāna , когда человек думает о необъятности вселенной и одиночестве души, которая в одиночку столкнулась с последствиями своих собственных причин. Несколько важных тем созерцания в медитации Прекша — Непостоянство, Уединение, Уязвимость.

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

Картина, изображающая Пиндастха Дхьяну

В pindāstha-дхьян один воображает себя , сидя один в середине огромного океана из молока на лотос цветке, медитируя на душе. Вокруг вообще нет живых существ. Лотос идентичен Джамбудвипе со стеблем горы Меру .

Затем медитирующий представляет себе 16-лепестковый лотос на уровне своего пупка , и на каждом лепестке напечатаны (санскритские) буквы «архам», а также перевернутый лотос из 8 лепестков в области его сердца . Внезапно лотос, на котором сидит человек, вспыхивает в пупке, и пламя постепенно поднимается до перевернутого лотоса, сжигая его лепестки восходящим золотым пламенем, которое обжигает не только его или ее тело, но и перевернутый лотос в сердце.

Пламя поднимается дальше к горлу, кружась в форме свастики, а затем достигает головы, сжигая ее полностью, принимая форму трехсторонней пирамиды золотого пламени над головой, проникая острым концом черепа прямо вверх. Все физическое тело обуглено, и все превращается в раскаленный пепел.

Таким образом, пинда, или тело, сжигается, а чистая душа выживает. Потом вдруг сильный ветер сдувает весь пепел; и можно представить, что сильный ливневый дождь смывает весь пепел, а чистая душа остается сидящей на лотосе. Эта чистая Душа обладает бесконечными добродетелями, это Я Сам.

В падастха-дхьяне человек сосредотачивается на некоторых мантрах , словах или темах. Вот несколько важных примеров мантр : ОМ — это означает памятование о пяти классах духовных существ (воплощенных и невоплощенных Джинах, аскетах, монахах и монахинях), произнося слово «архам», вы чувствуете:

В рупастха-дхьяне человек размышляет о воплощениях арихантов , сваямбхува (самореализованных), всеведущих и других просветленных людей и их атрибутов, таких как три зонтика и бакенбарды — как видно на многих изображениях — не заботясь о собственном теле, но всемогущий и доброжелательный ко всем живым существам, разрушитель привязанности, вражды и т. д.

Рупатита дхьяна — это медитация, в которой человек сосредотачивается на бестелесных объектах, таких как освобожденные души или сиддхи , которые индивидуально и коллективно олицетворяют бесконечные качества, заработанные такими душами.

Эта всеведущая, могущественная, вездесущая, освобожденная и незапятнанная душа называется ниранджаной , и достичь этой стадии можно только с помощью правильного видения, правильного знания и правильного поведения. Правильное видение, правильные знания и правильное поведение начинают четвертый этап 14-го пути.

Конечная цель такой йоги и медитации — проложить путь к духовному возвышению и спасению души. Некоторые йоги разрабатывают собственные методы медитации.

Национальная религия индусов

Индийское вероучение гласит, что все люди разделяются на касты. Это обозначает изначальное неравенство по занимаемому положению. Почему так? В Индии верят, что человечество происходит от разных частей тела великана, создавшего нашу Землю и всё на ней.

  • Каста брахманов – создана из губ и ушей Господа, представлена пророками и дервишами. У них есть уникальные способности общаться с Создателем, передавая простым людям его высшую волю. Данная каста считается главной, тех, кто к ней относится, очень уважают и почитают все индусы.
  • Каста кшатрий – исходит из рук и плеч Творца, представлена воинами и правителями. Основная задача кшатриев – защита и управление простым людом.
  • Каста вайшья – происходит из бёдер и ног Бога, состоит из ремесленников и скотоводов. Их обязанность – прилежная работа, подчинение и уплата налогов.
  • Каста шудр – слуг, имеющих грязные лица и созданных из ступней Господа. У них почти полностью отсутствует какая-либо собственность, а их основная задача – служить тем, у кого есть власть. Им следует проявлять покорность и молча выполнять свои обязанности, ведь такова их жизненная миссия.
  • Каста неприкасаемых – является последней в данном списке. Она представлена теми, кто создан из грязи под ногами великанами. К таким людям нельзя даже прикасаться, ведь иначе они оскверняют Создателя. Те, с кем случилось подобное, должны обязательно принести жертву Богу и провести специальный обряд. Неприкасаемые собираются в отдельные общины, а когда покидают свою территорию, то должны сообщать всем вокруг об этом, крича, распевая песни и звеня в специальные колокольчики.

Чем занимаются неприкасаемые? Исключительно самой грязной работой: омовением умерших, уборкой туалетов, грязи с улиц и так далее. А чтобы кто-то случайным образом не притронулся к ним, им с рождения посередине лба ставят особый знак голубого цвета.

Получается, что национальная религия Индии изначально определяет место каждого человека с самого его прихода в мир. Изменить данный показатель не представляется возможным.

Постканонический

В этот период появились новые тексты, в частности, о джайнской медитации и дальнейшем влиянии индуизма на джайнскую йогу. Ачарья Харибхадра в 8 веке написал сборник медитаций под названием Yogadogisamuccya, в котором обсуждаются системы джайн-йоги, йоги Патанджали и буддийской йоги, а также разрабатывается его собственная уникальная система, которая в чем-то схожа с ними.

Ачарья Харибхадра ассимилированы многие элементы из Патанджали Йога-сутры в свой новый джайнского йоги (который также имеет восемь частей) и сочинил четыре текста по этой теме, йога-бинду , Yogadṛṣṭisamuccaya, Йог-śataka и йога-viṅśikā .

Йоханнес Бронкхорст считает вклад Харибхадры «гораздо более радикальным отклонением от священных писаний». Он работал с другим определением йоги, чем предыдущие джайны, определяя йогу как «то, что связано с освобождением», и его работы позволили джайнизму конкурировать с другими религиозными системами йоги.

Первые пять этапов системы йоги Харибхадры являются подготовительными и включают в себя позу и так далее. Шестая стадия — это канта [доставлять удовольствие] и похожа на « Дхарану » Патанджали . Он определяется как «более высокая концентрация ради сострадания к другим.

Удовольствие никогда не бывает во внешнем, и возникает благотворное отражение. В этом состоянии благодаря действенности дхармы поведение человека очищается. Человек любим среди существ и целеустремленно преданный дхарме (ЙСД, 163) С умом всегда сосредоточенным на священной дхарме ».

Седьмая стадия — это сияние (прабха), состояние покоя, очищения и счастья, а также «дисциплина побеждать любовную страсть, проявление сильной проницательности и силы постоянной безмятежности». Конечная стадия медитации в этой системе — «высшая» (пара), «состояние самадхи, в котором человек освобождается от всех привязанностей и достигает освобождения».

Ачарья Харибхадра (а также более поздний мыслитель Хемачандра ) также упоминает пять основных обетов аскетов и 12 второстепенных обетов мирян согласно йоге. Это привело к тому, что некоторые индологи, такие как профессор Роберт Дж.

Зиденбос, назвали джайнизм, по сути, системой йогического мышления, которая превратилась в полноценную религию. Эти пять Яма или ограничений по Йога-сутры имеют сходство к пяти основных обетов джайнизма , что указывает на историю сильного перекрестного оплодотворения между этими традициями.

Более поздние работы также предоставляют свои собственные определения медитации. Sarvārthasiddhi из Акаланки (9 — й с. С) утверждает «только знание , которое светит как unflickering пламя медитация.» Согласно Самани Пратибха Прагья, Таттванушасана Рамасены (10 век н. Э.)

Правила джайнов

Если говорить на языке христиан, то это 5 заповедей:

  • не воровать;
  • не стяжать;
  • не причинять вред живому существу;
  • проявлять искренность и благочестие;
  • не совершать прелюбодеяние.

Приверженцы джайнизма считают, что любое живое существо на земле – это бессмертная индивидуальная душа. Именно по этой причине им нельзя заниматься скотоводством, охотой либо ловлей рыбы. Земледелие также считается запрещенной работой, ведь при обработке земли любым способом могут погибнуть маленькие живые существа.

Под выражением “не проявлять насилие” джайны подразумевают следующее: не убивать и не причинять физический вред (это естественно), а также не произносить речи, фразы и отдельные слова, которые смогут кого-то обидеть.

Раскол в вероучении

Вардхамана Махавира, основавший данную религию, призывал своих последователей отказаться от любых земных благ, от еды, крова и даже одежды. Сам он спал под кроной дерева, питался один раз в день, да и то самой простой пищей, а из одежды у него была лишь набедренная повязка.

Про йогу:  Физическая активность — подспорье в лечении рака

Впоследствии приверженцы джайнизма разделились на следующие категории:

  1. Дигамбары – ходят полностью голыми, так как уверены, что одежда – это предмет особой роскоши, противоречащий законам джайнизма. Исключение делается лишь для женщин, которым позволяется прикрывать своё тело с помощью лёгких тканей. Зато считается, что слабый пол не сможет достичь нирваны и прекратить кармические законы. Якобы женщины будут вынуждены проживать бесчисленное количество жизней, пока, наконец, не родятся в мужском теле. Численность дигамбар ничтожно маленькая – не больше пятьсот человек.
  2. Ставанаси – проживают в маленьких поселениях, имеют кое-какое имущество, которое жертвуется им добрыми людьми.
  3. Муртипужи – у них присутствует поклонение деревянным и каменным идолам.
  4. Шветамбары – носят лёгкое одеяние белого цвета. Эта категория джайнистов более лояльная, они выражают мнение, что одежда никак не связана с человеческой духовностью. Кроме того, у шветамбаров женщины также могут стать просветлёнными, ведь для них половой признак не связан с духовным становлением личности. Объясняется это тем, что пол – удел тела, но никак не души, а ведь только душа достигает состояния мокши.

Соответственно, каждый, кто будет придерживаться правил и требований своей религии, в состоянии достичь нирваны. Шветамбары являются наиболее многочисленным и старым орденом из всех, относящихся к джайнизму. На сегодня их насчитывается порядка 10000 человек.

Шветамбары убеждены в том, что благодаря любым страданиям, проблемам и неприятностям душа быстрее очищается от плохой кармы. Поэтому приверженцы данной категории ходят без обуви и внимательно смотрят под ноги, чтобы нечаянно не убить какое-то насекомое.

Ритуалы последователей джайнизма

Что касается культа и символики джайнизма, то не все его секты и школы поклоняются образам или проводят церемонии в храмах. Основная масса джайнов делают некоторые домашние и храмовые ритуалы.

Домашние ритуалы должны происходить два раза в день. Утренний длится около четырех часов, в которое входит обязательное чтение мантр. Ритуал сопровождается специальным омовением. Также в утренний ритуал поклонения входит медитация и чтение текстов.

Вечерняя процедура проходит несколько проще, в нее входит медитация и чтение мантр. На этом их религиозный день не заканчивается.

Монахи и монахини по утрам идут на сбор милостыни – по их убеждениям, они должны питаться исключительно тем, что им пожертвуют.

Самайика

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

Джайнские монахини медитируют

Название « самайика» , термин, обозначающий джайнскую медитацию, происходит от термина самая «время» на пракрите . Джайны также используют самайку для обозначения практики медитации.

Цель самайки — превзойти наши повседневные переживания как «постоянно изменяющиеся» человеческие существа, называемые Джива , и позволить отождествиться с «неизменной» реальностью практикующего, называемой атманом .

Одна из главных целей самайки — привить невозмутимость, равнодушно смотреть на все события. Это побуждает быть постоянно духовно бдительными. Самайка практикуется во всех сектах и ​​общинах джайнов. Самаика — важная практика во время Парюшаны , особого восьми- или десятидневного периода.

Современная история

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

Jain Spiritual Retreat,

Лос-Анджелес

Рост и популярность основных практик йоги и индуистской медитации повлияли на возрождение различных джайнских сообществ, особенно в ордене Шветамбара Терапантх . Эти системы стремились «способствовать здоровью и благополучию и пацифизму с помощью медитативных практик как« светских »нерелигиозных инструментов».

Джайнские системы медитации 20-го века продвигались как универсальные, доступные для всех системы, основанные на современных элементах, с использованием нового словаря, разработанного для обращения к мирскому сообществу, будь то джайны или не джайны.

Важно отметить, что это развитие произошло в основном среди сект Шветамбара , в то время как группы дигамбара в целом не разработали новые модернистские системы медитации. Вместо этого секты дигамбаров продвигают практику самоизучения ( свадхьяя ) как форму медитации, находящуюся под влиянием работы Кундакунды .

Эта практика самоизучения (чтение писаний и размышление о значении) включена в практику невозмутимости ( sāmāyika ), которая является духовной практикой, которой уделяют особое внимание секты дигамбаров 20-го века.

Ученый дигамбара-джайн Кундакунда в своей « Правачанасаре» утверждает, что нищий джайн должен медитировать на «Я, чистое я». Любой, кто считает свое тело или имущество как «Я есть это, это мое», находится на неправильном пути, в то время как тот, кто медитирует, думая о противоположности и «Я не другие, они не мои, я — одно знание», находится на правильный путь к медитации на «душу, чистое я».

Тантрический

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

24 тиртханкары, образующие тантрический медитативный слог

Хрим

, живопись на ткани,

Гуджарат

, ок. 1800

В этот период наблюдается тантрическое влияние на джайнскую медитацию, которое можно почерпнуть из Джнанарнавы Субхачандры (11 век н. Э.) И Йога — шастры Хемачандры (12 век н. Э.). Шубхачандра предложил новую модель четырех медитаций:

  1. Медитация на телесное тело (piṇḍstha), которое также включает пять концентраций (dhāraṇā): на элементе земли (pārthivī), элементе огня (āgneyī), элементе воздуха (śvasanā / mārutī), элементе воды (vāruṇī) и пятая связана с нематериальным «я» (таттврупавати).
  2. Медитация на мантрические слоги (падастха);
  3. Медитация на формы архата (рупастха);
  4. Медитация на чистом бесформенном я (рупатита).

Шубхачандра также обсуждает контроль дыхания и отстранение ума. Современные ученые, такие как Махапраджня , отмечают, что эта система йоги уже существовала в Шайва-тантре, и что Шубхачандара разработал свою систему, основанную на Навачакрешвара-тантре, и что эта система также присутствует в Тантралоке Абхинавагупты .

Yogaśāstra из Хемачандра (12 гр. CE) близко следует за модель Śubhacandra. Эта тенденция заимствования идей из брахманических и тантрических традиций шайвы продолжается в работе более позднего Шветамбара упадхьяя Яшовиджая (1624–1688), написавшего множество работ по йоге.

В 17 веке Ачарья Винаявиджая составил на санскрите « Шанта-судхарасабхавану», которая учит шестнадцати анупрекше, или созерцанию.

Терапантх прекша-дхьяна

В современную эпоху возникла новая секта Шветамбара , Шветамбара Терапантх , основанная Ачарьей Бхикшу , который, как говорят, мог практиковать задержку дыхания (задерживать дыхание) в течение двух часов. Он также практиковал атапану, часами сидя под палящим солнцем, воспевая и визуализируя янтры .

Другие ученые-терапевты, такие как Джаячарья, писали о различных медитативных практиках, включая религиозную визуализацию тиртханкар в различных цветах и ​​«осознание дыхания» (sāsā-surat), это повлияло на более позднее «восприятие дыхания» (śvāsa-prekṣā) и медитацию на аурах (лесья-дхьяна) Ачарьи Махапраджни .

Туласи (1913–1997) и Ачарья Махапраджня ( 1920–2021 ) разработали систему, получившую название прекша-дхьяна, которая представляет собой сочетание древней мудрости и современной науки. он основан на джайнских канонах.

Он включал в себя «медитативные техники восприятия, кайотсарг, анупрекша, мантру, позу (асана), контроль дыхания (пранаяма), жесты рук и тела (мудра), различные телесные замки (бандха), медитацию (дхьяна) и размышления (бхавана). » Религиовед Андреа Джайн утверждает, что она была убеждена, что Махапраджня и другие люди по всему миру пытались «привлечь людей к прекша дхьяне, заставив ее пересечься с глобальным рынком йоги».

Ключевыми текстами этой системы медитации являются Прекша-Дхьяна: Адхара аура Сварупа (Прекша-медитация: Основа и форма, 1980), Прекша-Дхьяна: Прайога аура Паддхатти (Прекша-медитация: Теория и практика, 2021) и Прекша-Дхьяна: Даршана аура. Прайога (Прекша-медитация: философия и практика, 2021).

Джайнизм учит, как человеку достичь совершенства

Ачарья

Махапраджня

, разработчик медитации Прекша

Несмотря на нововведения, система медитации, как утверждается, прочно основана на классическом джайнском метафизическом дуализме разума и тела, в котором самость ( джива , характеризующаяся сознанием, четана, состоящая из знания, гьяна и интуиция, даршана ) покрыта тонким и тонким слоем. грубые тела.

Прекша означает «внимательно и глубоко воспринимать». В прекше восприятие всегда означает беспристрастный опыт, лишенный двойственности симпатии и неприязни, удовольствия и боли, привязанности или отвращения.

Прогресс в медитации происходит через различные грубые и тонкие тела, различая между ними и чистым сознанием дживы. Махапраджня интерпретирует цель этого как «постичь и реализовать наиболее тонкие аспекты сознания своим сознательным умом ( мана )».

Зрелая система прекша преподается с использованием иерархической схемы из восьми частей , каждая из которых необходима для практики следующего:

  1. Расслабление ( kāyotsarga ) , отказ от тела, а также «расслабление ( śithilīkaraṇa ) с самосознанием» позволяет течь жизненной силе (prāa).
  2. Внутреннее путешествие ( антарйатра ) основано на практике направления потока жизненной энергии ( прана-шакти ) вверх, что интерпретируется как связанное с нервной системой.
  3. Восприятие дыхания ( швасапрекон ) бывает двух типов: (1) восприятие долгого или глубокого дыхания ( диргха-шваса-прекша ) и (2) восприятие дыхания через чередующиеся ноздри ( самавритти-шваса-прекша ).
  4. Восприятие тела ( шарирапрекша ), когда человек начинает осознавать грубое физическое тело ( аударика-шарира ), огненное тело ( тайджаса-шарира ) и кармическое тело ( кармана-шарира ), эта практика позволяет человеку воспринимать себя через тело.
  5. Восприятие психических центров ( чаитанйакендра-прекша ), определяемых как места в тонком теле, содержащие «плотное сознание» (сагана-четана), которое Махапраджня отображает в эндокринной системе.
  6. Восприятие Психических Цветов ( leśyā-dhyāna ), это тонкие излучения сознания души, которые могут быть злобными или доброжелательными и могут трансформироваться.
  7. Самовнушение ( бхавана ), Махапраджня определяет бхавану как «повторяющееся словесное размышление», наполняющее психику ( читта ) идеями через сильную решимость и генерирующее «противовибрации», устраняющие злые импульсы.
  8. Созерцание ( анупрекша ), созерцание по-разному сочетаются с предыдущими ступенями дхьяны. Созерцания часто бывают светскими по своей природе.

Вот несколько важных тем созерцания: непостоянство, одиночество и уязвимость. Считается, что регулярные занятия укрепляют иммунную систему и повышают выносливость, чтобы противостоять старению, загрязнению, вирусам и болезням. Практика медитации — важная часть повседневной жизни монахов религии.

Махапраджня также обучал вспомогательные конечности прекша-дхьяне, которые помогли бы поддерживать медитации в целостной манере, это прекша-йога ( поза и контроль дыхания ) и прекша-чикитса (терапия). В этой системе также используются мантры, такие как Архам .

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий