Энергетика человека и тонкие тела | SmartYoga: йога для здоровья и йогатерапия в Москве

Энергетика человека и тонкие тела | SmartYoga: йога для здоровья и йогатерапия в Москве Позы

Вишудха чакра — горловой центр, за что отвечает

«Здесь — врата пути к великому освобождению для того, кто желает достичь богатства Йоги и чьи чувства очищены и контролируются».

«Шат-Чакра-Нирупана», стих 30

Вишуддха-чакра (санскр. विशुद्ध — ‘чистейшая, безупречная’) — шестнадцатилепестковая чакра (шодаш-дала 1), или горловой лотос (кантх-падма2). Пятая чакра, согласно тантрической чакральной системе является центром очищения: физического и духовного, а также считается центром общения и творчества. Вишуддха — это место уравновешивания энергий вне влияния элементов Пракрити. На уровне этой чакры происходит прозрение Истинного знания (Джняна).

Вишуддха-чакра относится к верхней триаде чакр и является первой после срединного вихря — Анахаты. В статье поговорим о том, что представляет собой энергия на уровне Вишуддха-чакры, какими качествами она наделяет человека, как определить, сильная ли Вишуддха или на этом уровне имеет место недостаток энергии, как проявляется блок на Вишуддхе и в связи с чем он может возникнуть. Опишем методики гармонизации Вишуддха-чакры, среди которых медитации и асаны, воздействующие на горловой центр.

Слово «чакра» с санскрита переводится как ‘колесо’, это понятие открывает суть чакры как энергетического вихря, находящего в постоянном вращении. На разных уровнях чакры, расположенные вдоль срединного энергетического канала Сушумна-нади от основания позвоночника до макушки головы, имеют различные вибрационные характеристики. Так, все чакры ниже сердечного срединного центра, или Анахата-чакры, о которой подробно рассказано в статье, представляют собой низшие энергетические центры, на уровне которых энергия управляет сознанием, вследствие чего оно полностью находится во власти иллюзии, а чакры, расположенные выше Анахаты, в которой обретается равновесие, гармония и происходит очищение сознания, являются высшими энергетическими центрами, где уже сознание управляет энергией.

На уровне четвёртой чакры узел Вишну-грантхи останавливает течение энергии вверх от центра, и развязать его возможно лишь благодаря постижению подлинного духовного знания. Опыт Единства, полученный в медитации (практики медитаций будут рассмотрены в этой статье далее), поможет преодолеть этот узел, являющийся камнем преткновения на пути к пятой чакре. С вишуддхи начинается процесс избавления от иллюзии. Однажды войдя в этот восходящий поток, человек стремится поддерживать его, приводя свою жизнь в согласие с Космическим законом. Вишуддха-чакра ассоциируется с высшим различением, а также с творчеством и самореализацией. Согласно писаниям, если Вишуддха закрыта, то человек подвергается «разложению и смерти».

Если же она открыта, то все негативные переживания в жизни трансформируются в мудрость и знание. Считается, что удача и её отсутствие в жизни зависят от того, как проявлена Вишуддха-чакра: чистая она и гармоничная или же имеются на её уровне блоки. Чувство вины является одной из причин, вызывающей энергетический блок на Вишуддха-чакре, который препятствует свободному течению энергии вверх. Вишуддха также связана с эфиром, чувством слуха и речью.

Поэтому 5 чакра отвечает за: самосознание, духовный рост, чистое знание, постижение высших истин, владение речью, общение, творчество, сновидения.

Чакры и энергетические каналы Ида, Пингала и Сушумна

«Вишуддха» (विशुद्ध, Viśuddha), или Вишуддхи (विशुद्धी, Viśuddhi), — переводится с санскрита как ‘очищенность, очищение, яркость, чистота, правильное состояние, исправление, устранение ошибки, устранение сомнений, точность, прямота, равенство, незагрязнённость, искупление, святость, великолепие, превосходство, этическая чистота, добродетель, совершенное знание’.

В тантре Вишуддха-чакра упоминается также под следующими названиями, указывающими на её основные характеристики (шестнадцать (Шодашан) лепестков (Дала), горло (Кантха), Лотос (Падма) и др.): Акаша, Кантха, Кантха-деша, Кантхам-буджа, Кантха-падма, Нирмала-Падма, Шодаша, Шодаша-Дала, Шодаша-Патра, Шодашара, Шодашолласа-Дала, Вишуддха, Вишуддхи.

В упанишадах её именуют Кантха-чакрой и Вишуддхой. В пуранах она обозначена именами: Вишуддха или Вишуддхи.

Виша (विष, viṣa) на санскрите означает ‘нечистота, яд’, а Шуддхи (शुद्धि, śuddhi) переводится как ‘очищение, исправление, облагораживание, истинное знание о чём-либо’. Таким образом, Вишуддха может трактоваться как «Избавляющая от невежества», «Свободная от обусловленностей», «Очищенная от заблуждений». Поскольку Вишуддха-чакра известна как центр очищения, в котором нектар «амрита» расщепляется на чистую форму и яд, то именно здесь «яд» отделяется от потока энергии, чтобы дальше поднималась только чистая энергия.

Также есть следующий вариант перевода: vi-śuddhi — от vi śuddha (śudh), где префикс वि, vi придаёт усиливающее значение, а शुद्ध, śuddha — это ‘чистый, безупречный, непорочный’ или глагол शुध्, śudh — ‘очищаться, проясняться’. Суть слова в данном варианте перевода «Наичистейшая».

Символичный образ Вишуддха-чакры — гаджа (слон). Белый слон — это символ мощной чистой энергии. Слон почитается учителем терпения и уверенности в себе. Именно этими качествами наделяет на своём уровне пятая чакра: даёт уверенность, ощущение гармоничного бытия, постижение законов природы. Большие уши слона олицетворяют слух, а хобот символ чистого звука «нишада» (носовой звук), возносящий энергию вверх.

Белый слон в Бутане

Основные атрибуты пятой чакры — это звук, вибрация, общение, творчество.

Звук считается источником Творения и представляет собой ритмическую вибрацию молекул воздуха, на которые оказывает воздействие материя в движении. Звук — это вибрация энергии. Каждое живое существо в нашем мире имеет своё уникальное «звучание». А все вместе мы создаём единое гармоничное звучание Жизни. Достигнув уровня Вишуддхи, мы начинаем воспринимать окружающий нас мир не как бытие по отдельности разрозненных существ, а как нераздельное бытие, пребывающее в едином потоке жизни.

Благодаря звуку мы имеем возможность общаться. Общение является основной функцией пятой чакры. Можно сказать, что слово — это выражение эмоций сердца. Анахата даёт возможность постичь необъятный мир сердца, а Вишуддха позволяет выразить это постижение в мир: благодаря словесному облачению мысли или посредством творческой реализации.

Вирабхадрасана и Уттхита Хаста Падангустхасана II

Вишуддха является центром творчества, которое относится тоже к своего рода коммуникации между человеком и окружающим его миром. Раскрывая свой творческий потенциал, мы становимся творцами и приобщаемся к процессу божественного созидания.

Это интересно

Чакры: строение, функции, свойства и их влияние на нашу жизнь

Важно еще сказать, о том, что необходимо целевым образом использовать полученную от практики энергию, понимать куда ее нужно вкладывать, чтобы это принесло пользу и другим людям. Ведь то, что мы 2 часа позанимались на коврике, как говорят компетентные люди и первоисточники, — лишь небольшая часть йоги. Суть йоги в служении людям и всем живым существам, используя этот инструмент.

Ярко-синий цвет. Также есть версии, что Вишуддха-чакра цвет излучает дымчатый или сияюще-дымчатый. Известны и такие представления: ярко-бирюзовый, образующийся на границе между зелёным цветом сердечного центра Анахаты и глубоким индиго шестой Аджна-чакры.

ХАМ (санскр. हं, haṃ) — основной семенной звук пятой чакры. Произносить его необходимо, сосредоточив внимание на впадине внизу шеи. На янтре биджа-символ окрашен в золотой цвет, в некоторых источниках его цветом считается ярко-белый.

Изображение чакр

Акаша (санскр. आकाश, ākāśa — ‘пространство, эфир (как пятый элемент материального мира)’. Эфир является элементом пятой чакры. Из эфира возникают все первоэлементы нашего мира, в нём же они и растворяются. Это говорит о том, что на уровне Вишуддхи преобладает Дух, Сознание. Происходит первое осознание полноты пустоты, или всенаполняющей пустоты, которая есть высшая реальность, согласно учению Будды. Акаша — это пространство и всё сущее, пребывающее в нём. На уровне Вишуддхи все элементы низших чакр растворяются в акаше, очищаясь до высшей сущности. Поэтому считается, что на уровне Вишуддхи мы выходим из-под влияния элементов, но пока ещё здесь остаётся влияние гун на сознание человека, которое преодолевается уже в Аджна-чакре.

Слух — основное чувство на уровне Вишуддха-чакры, которое возможно воспринимать благодаря соответствующему органу чувств, коим являются уши. Органом действия Вишуддхи являются голосовые связки и рот. Именно посредством органа слуха мы воспринимаем, а благодаря голосу воспроизводим звук. Преобразование звуковой вибрации в пространстве в определённую форму звука происходит через сложную систему слухового восприятия, дающую возможность получать информацию извне через звук.

Этот вайю (ветер) действует в области горла, перенося воздух вверх к голове, благодаря чему мы имеем возможность произносить звуки. Также он способствует процессу глотания пищи и её детоксикации (очищения).

Под влиянием пятой чакры находятся люди в возрасте 28–35 лет.

Практика медитации

«В горле находится Лотос, называемый Вишуддха, чистый и дымчато-пурпурный».

«Шат-Чакра-Нирупана», стих 28

Расположение пятой чакры относительно проекции на физическое тело можно определить как область шеи и плеч, шейный отдел позвоночника, горло. Вишуддха – горловая чакра, находится в области горла, в месте соединения спинного и продолговатого мозга. Именно в связи с тем, что она расположена в непосредственной близости гортани, её называют также горловой чакрой. В эндокринной системе 5 чакре соответствует щитовидная железа. Она находится в области шеи, и её функцией является выработка гормонов роста. У человека с блокированной горловой чакрой могут быть проблемы с щитовидной железой.

Янтра является графическим изображением чакры, представляющим собой круг с шестнадцатью лепестками, в котором находится небесно-голубой треугольник, вершиной вниз, содержащий в себе малый круг белого цвета. «Шат-Чакра-Нирупана» (‘Описание шести чакр’) описывает Вишуддха-чакру как чистейший лотос дымчато-лилового цвета. В сердце этого лотоса находится подобный по форме полной Луне круг, символизирующий элемент эфира, на нём нанесено златым цветом изображение семенного звука: ХАМ. Этот биджа-звук является мантрой Вишуддхи. Околоплодник священного лотоса Вишуддха-чакры здесь именуется «Вратами Великого Освобождения». В центре этого круга изображён белый гаджа (слон), как вахана биджа-звука, на котором восседает благодетельный Сада-Шива (санскр. सदाशिव, sadāśiva — ‘Всегда благосклонный’), или Панчавактра Шива (санскр. पञ्चवक्त्र, pañca-vaktra — ‘Пятиликий’).

Панчавактра Шива. Автор: Abhishek Singh

Пять лиц символизируют пять первоначал, из которых произошли пять элементов природы: запах (земля), вкус (вода), зрение (огонь), осязание (воздух) и звук (акаша). Панчавактра-Шива имеет природу всех пяти элементов. В его трёх руках чётки, дамара, трезубец, и одна рука сложена в жесте, рассеивающем страхи (абхая-мудре). На его коленях пятиликое и трёхглазое белоснежное божество. Всегда рядом с ним в розовом лотосе восседает привратница Вишуддха-чакры в небесно-голубых одеяниях — Шакти-Шакини, её суть чище океана божественного нектара. Она воплощение чистоты и умиротворения. Её четыре руки держат лук, стрелу, стрекало и петлю, в других вариациях: череп, анкушу, книгу и чётки. Пять голов символизируют пять чувств.

Шестнадцать лепестков малинового или лавандово-серого цвета содержат начертания 16 букв — биджа-мантр, которые может узреть тот, чей разум просветлён. Эти семенные звуки означают энергии, которые излучает горловой центр: все гласные санскритского языка:

अ a; आ ā; इ i; ई ī; उ u; ऊ ū; ऋ ṛ; ॠ ṝ; ऌ ḷ; ॡ ḹ; ए e; ऐ ai; ओ o; औ au; अं ṃ; अः ḥ.

ОМ А Аа И Ии У Уу
РИ РИи ЛИ ЛИи
Э Эй О Ау Аам Ах
(А — короткий, Аа — длинный гласный звук и т. д.)

Считается, что гласные представляют Дух, а согласные определяют материю. Таким образом, человек взошедший на уровень Вишуддхи познаёт глубже духовную сферу. Здесь мир и всё, что мы воспринимаем посредством органов чувств, «зазвучит» совсем иначе — восприятие внешнего более не поверхностное, а глубинное.

Про йогу:  Загадки «мадам Блаватской». Астрологический портрет

Лепестки Вишуддха-чакры также символизируют 16 вритти, которые она наполняет энергией: мантры Om; Udgitha; Hung, Phat, Washat, Swadha, Swaha и Namak, нектар Амрита и семь музыкальных тонов: nishada; riskabha; gandhara; shadja; madhyama; dhaiwata; pañchama.

«Все знания находятся внутри, но реальностью они становятся только на пятой чакре».

Хариш Джохари

Если Вишуддха-чакра сильная, то человеку присуще:

  • умение слушать собеседника. Общение включает в себя не только говорение, но и слушание. Поэтому признаком раскрытой Вишуддхи считается умение слышать, что говорит нам другой человек в беседе;
  • красноречие. Красивая складная речь присуща человеку с гармоничной Вишуддхой;
  • мелодичный голос;
  • способность к пению, умение красиво петь;
  • желание помогать другим, стремление к благополучию всех: «чтобы все в мире были счастливы»;
  • беЗкорыстное служение;
  • практичность, свободное воплощение идей в реальность;
  • умиротворённость;
  • харизма (внутренняя сила) свойственна человеку, у которого развитая Вишуддха;
  • свобода самовыражения;
  • незаурядная интуиция;
  • ясность сознания;
  • умение преподносить знания. Люди с развитой и гармоничной Вишуддхой, как правило, являются очень хорошими учителями духовных истин;
  • способность к толкованию снов;
  • знание истины и воплощение её в жизнь (реализация мудрости);
  • стремление к постижению истинного смысла бытия;
  • наличие интереса к древней мудрости;
  • способности к стихосложению;
  • постоянство;
  • скромность;
  • мягкость;
  • отважность, очень сильная вера, решимость;
  • свобода от печалей и болезней. Правильное функционирование горловой чакры напрямую влияет на здоровье и иммунитет и позволяет организму оставаться свободным от недугов;
  • отсутствие ожиданий и необходимости в чьей-либо благосклонности.
Тибет, Манасаровар. Статуэтка Будды

Образ жизни человека на уровне Вишуддха-чакры можно определить следующими словами: «Простота жизни и высота мышления».

В его жизни больше нет места оценкам и суждениям, он освобождается от затуманивающих ум концепций (очищение от «яда», закрепощающего сознание в рамках иллюзорного восприятия). В присутствии человека с гармоничной Вишуддха-чакрой уходит невежество. Его голос проникает в самое сердце слушателя и способен влиять на его ум. Он помогает другим постичь духовные истины, и всё мирское растворяется в его присутствии. Эти люди становятся толкователями писаний, духовными учителями и наставниками, мудрецами, духовными мыслителями, провидцами, святыми и пророками. Он несёт благо миру и всем живым существам. Человек постепенно приходит к восприятию недвойственности и отсутствию отождествлений с ограниченным Эго. Именно с пятой чакры начинается этот Путь осознания высших истин и духовного самосовершенствования и происходит становление человека, ибо только здесь, осознав свою истинную суть, он имеет полное право именоваться человеком.

На уровне четвёртой чакры он рождается как человек, обладающий непосредственным восприятием Истины. Сознание очищается, и теперь на Вишуддха-чакре оно проясняется, приходит понимание основополагающих законов бытия. Человек проникает в их глубинную суть, более не довольствуясь поверхностным суждением или восприятием под влиянием эмоций, и Майя рассеивается. Но это лишь начало Пути, на котором обретается избавление от ложного самоотождествления и двойственного восприятия, достигается Единение с Космическим Сознанием. То есть на четвёртой чакре обретается опыт, а на пятой — понимание. На этом уровне человек стремится поделиться знанием и полученным опытом с другими.

Мы рассмотрели, какие основные признаки гармоничной открытой пятой чакры существуют. Теперь поговорим, чем блокируется Вишуддха, и рассмотрим, в каких ситуациях возникает блок на Вишуддхе и как он сказывается на нашем характере и эмоциональных проявлениях.

При дисбалансе энергии на уровне пятой чакры происходит блокирование свободного течения энергии. Дисбаланс возникает как при переизбытке энергии, так и при её недостатке. Существуют физические симптомы нарушения функционирования Вишуддхи, среди них:

  1. ощущение жжения в горле;
  2. боль и возникновение «кома в горле»;
  3. заболевания щитовидной железы;
  4. астма, заболевания лёгких и гортани;
  5. ограничения в подвижности шеи;
  6. проблемы с ротовой полостью (язвы во рту) и челюстью (бруксизм — склонность стискивать зубы во сне);
  7. проблемы со слухом (шум или звон в ушах, снижение слуха, ушные инфекции);
  8. нервные заболевания;
  9. сниженный иммунитет и аллергия.

О том, что у человека переизбыток энергии в Вишуддха-чакре, который приводит к блокированию энергии на этом уровне, говорят следующие проявления в его жизни:

  • болтливость и несдержанность. БеЗцельные разговоры приводят к растрате энергии пятой чакры. Если Вишуддха-чакра блокирована, мы настолько заняты самовыражением, что не слушаем собеседника. Тогда в процессе разговора мы погружены в свои мысли, а пока собеседник говорит, мы не слушаем его;
  • склонность к сплетням, обсуждение других людей;
  • неконструктивная критика (когда цель не помощь, а злорадство (зависть, насмешка, оскорбление) либо манипуляция в своих корыстных целях);
  • склонность к обману, клевета, наветы, ложные обвинения. Вообще ложь создаёт сильный блок на Вишуддхе.

Как выявить, слабая ли Вишуддха-чакра и есть ли на этом уровне дисбаланс? При недостатке энергии закрытая горловая чакра проявляет себя через:

  • замкнутость. Если пятая чакра человека закрыта, то возникает страх самовыражения, и даже страх говорить правду;
  • робкая и тихая речь. Считается, что боязнь высказаться напрямую влияет на горловую чакру и ведёт к дисбалансу энергии на этом уровне, закрывая Вишуддха-чакру. Невысказанные мысли из-за страха выражения и обиды также закрывают 5 чакру и блокирует свободное течение энергии в ней. Это может проявляться как ощущение сдавленности и кома в горле;
  • косноязычие. Когда человеку сложно подобрать слова в беседе, это говорит о том, что в пятой чакре имеет место недостаток энергии;
  • сквернословие, грубая речь, агрессивные высказывания;
  • заикание, нарушения речи. Причина — страх самовыражения и неспособность выразить глубокие чувства из-за неуверенности в себе;
  • косность, упрямство, страх перемен;
  • замкнутость, необщительность или чрезмерная застенчивость.

Кстати, проблемы с общением могут принести и планеты. В ведической астрологии Джйотиш планетой (грахой), управляющей горловой чакрой, считается Будха, или Меркурий (интересную статью о боге Будхе можно почитать здесь). Поражённый Меркурий в соединении с Солнцем или Сатурном в карте рождения обозначает наличие проблем, связанных с горловой чакрой3, а именно — с коммуникацией или щитовидной железой.

На уровне Вишуддха-чакры происходит очищение от токсинов: не только атмосферных и пищевых, но также эмоциональных и ментальных.

Жизнеобеспечивающая функция горловой чакры заключается в очищении и детоксикации от вредных веществ, поступающих извне в наш организм. Это происходит благодаря Удана-ваю. Открытая и сильная Вишуддха-чакра, соединённая с мощной пранической силой Удана-ваю, вносит существенный вклад в сохранение здоровья.

Вишуддха-чакра также является центром очищения от эмоциональных и ментальных загрязнений. В этой связи уместно будет привести здесь семь видов очищения как семь путей к освобождению, которые описаны в буддийских текстах4:

  1. Очищение нравственности (Шила-Вишудхи), которое состоит в основном из сдержанности чувств и соблюдении моральных правил;
  2. Очищение ума (Читта-Вишудхи), способствующее ясности мыслей и избавлению от невежества;
  3. Очищение зрения (Диттхи-Вишудхи), предполагающее избавление от ложных воззрений;
  4. Очищение через преодоление сомнений (Канкха-витарана-Вишудхи), которые могут возникать, даже после того, как человек избавился от ложных взглядов;
  5. Очищение через знание и видение Истинного и ложного Пути (Маггамагга-нанадассана-Вишудхи), которое означает различение того, что есть Путь, и что не есть Путь, по сути, это вверение себя избранному Пути;
  6. Очищение через знание и видение Пути ( Патипада-нанадассана-Вишудхи), который необходимо пройти самому и убедиться в его истинности;
  7. Очищение через знание и проникновение (Нанадассана-Вишудхи) — обретение совершенного знания, дающего ясность осознания истинной сути вещей. Цель всех семи очищений — освобождение от привязанностей и обретение истинного знания во благо всего сущего.

Будда заповедовал верить лишь тому, что можно проверить на собственном опыте, благодаря чему возможно различить, истинное ли учение, которое мы избрали или нет. Такое учение избавляет от страстей и ведёт к беЗстрастию, избавляет от уз и оков ограничений и ведёт к свободе, избавляет от жадности и ведёт к простоте, избавляет от недовольств, ведёт к довольству и принятию, уводит от лени и приводит к энергичности и активности, создаёт стремление к уединению и наслаждению благим.

Благодаря своей очищающей силе Вишуддха-чакра создаёт возможность обрести Истинное знание и уверенно следовать избранному духовному Пути.

Четки из рудракшы

Поговорим далее о том, как развить Вишуддху или гармонизировать энергии в ней — как раскрыть горловой центр. Считается, чтобы достичь уровня Вишуддхи и открыть пятую чакру, тело должно уже в достаточной степени быть очищенным, поскольку это помогает обрести такую тонкую чувствительность, которая необходима для более высоких уровней чакры.

Среди методов, благодаря которым происходит очищение Вишуддхи, эффективна медитация на раскрытие пятой чакры. Воздействующие на чакру Вишуддха медитации мы рассмотрим в следующем разделе статьи.

Помимо медитативных практик, также можно практиковать асаны йоги, направленные на раскрытие Вишуддха-чакры. Рассмотрим, как проработать Вишуддха-чакру с помощью асан, воздействующих на горловой центр. Помните, пожалуйста, что асаны должны выполняться с полной осознанностью, тотальным погружением в процесс и наблюдением за вибрациями энергий внутри, не отождествляясь с ними: «это ощущения физического тела — Сознание наблюдает».

Энергетические каналы от горлового центра следуют к плечам и верхней части спины, поэтому, подбирая асаны, воздействующие на Вишуддха-чакру, следует на это обратить внимание. Асаны, воздействующие на плечи (раскрытие плечевых суставов) и шею, помогают в развитии пятой чакры. Также этому способствуют асаны, оказывающие стимулирующий эффект на щитовидную железу. В частности, среди них могут быть: Уштрасана, Урдхва Дханурасана, Матсьясана, Ардха Бхуджангасана, Бхуджангасана.

Вариант Уштрасаны

В области шеи, как правило, скапливается напряжение, которое можно снять посредством практики асан, благодаря которым происходит очищение лимфоузлов и сосудов шеи: Сарвангасана, Халасана.

Чакры расположены примерно в тех местах, где находятся крупные нервные сплетения. Иннервация5 и раскрытие пятой чакры, в основном с акцентом на шейные нервы, происходит при воздействии на следующие мышцы туловища: трапециевидную мышцу спины (3–4 шейные нервы), которая активизируется при выполнении, например, следующих асан: Стойка на руках, Урдхва Дханурасана; и на большую (5–7 шейные нервы) и малую грудную мышцы (от 8 шейного нерва до 1-го грудного): Чатуранга Дандасана, Пурвоттанасана, Гомукхасана.

Также пятая чакра активизируется при воздействии на плечевой пояс (плечи и шея), в частности — на ромбовидные мышцы (5 шейный нерв):

  • Маричиасана I, Вирабхадрасана II, Уттхита Триконасана;
  • на переднюю зубчатую мышцу (5–7 шейные нервы): Чатуранга Дандасана, Уттхита Триконасана;
  • на дельтовидную мышцу (5–6 шейные нервы): Вирабхадрасана II, Пурвоттанасана, Адхо Мукха Врикшасана, Гарудасана;
  • на вращательную манжету6 (5–6 шейные нервы): Гомукхасана и Гарудасана;
  • на двухглавую мышцу плеча (5–6 шейные нервы): Пашчимоттанасана, Пурвоттанасана, Сарвангасана;
  • на трёхглавую мышцу плеча (7–8 шейные нервы): Пурвоттанасана, Гомукхасана, Вришчикасана, Пинча Маюрасана, Урдхва Дханурасана, Адхо Мукха Шванасана;
  • на грудинно-ключично-сосцевидную мышцу (2–3 шейные нервы): Пурвоттанасана, Уттхита Триконасана.

При выполнении любых асан желательно убирать напряжение в области шеи — она должна быть мягкой и расслабленной.

Одним из самых простых и непринуждённых способов, благоприятно воздействующих на Вишуддху, является улыбка, которая размягчает горло и убирает имеющееся в нём напряжение.

Намасте

Пение вообще считается самым эффективным способом стимуляции горловой чакры. Большую коллекцию мантр в прекрасном исполнении преподавателей клуба yogoz.ru можно найти и послушать здесь.

Если человек использует голос во благо (пение мантр, чтение вслух (и запись аудио) духовной литературы), то это способствует развитию Вишуддхи и её гармонизации. БеЗкорыстное служение также способствует развитию пятой чакры. Главное, чтобы это не было средством достижения цели.

«Йогин, чей ум устойчиво фиксируется на лотосе Вишуддхи, имеет силу, чтобы пройти через три мира. Ни Брахма, ни Вишну, ни Хари-Хара (Шива), ни Сурья, ни Ганапати (Ганеша) не способны противостоять ему».

Про йогу:  Йога как одна из древнейших систем оздоровления духа и тела, Курсовая работа

«Шат-Чакра-Нирупана», стих 31

Писания гласят, что тот, кто достиг полноты знания Атмана благодаря постоянной концентрации на лотосе Вишуддхи, становится великим святым, его речь красноречива, тело свободно от недугов, а сердце — от страданий и страха, он мудр, благодетелен и обладает нерушимым спокойствием и внутренним равновесием. Он способен видеть прошлое, настоящее и будущее в едином потоке. Его жизнь долгая и гармоничная. Медитация на Вишуддха-чакру, согласно писаниям, освобождает от голода и жажды и ведёт к незыблемости. Наполняет оджасом — сиянием жизненной силы.

Это интересно

Медитация на раскрытие чакр: полное руководство по чакрам

В наше время популярность приобрела медитация на раскрытие чакр. Чакры — энергетические центры человека, огненные вихри, являющиеся преобразователями энергии, трансформирующими вибрации. Основных чакр насчитывается семь: Муладхара, Свадхистана, Манипура, Анахата, Вишудха, Аджна и Сахасрара. Все они выполняют роль «аккумуляторов» энергии, наполняющей наши тела. Это внутренние центры силы. Одним из первых древнейших писаний, в котором была представлена система чакр, является «Шат-Чакра-Нирупана» (XVI в.), в которой подробно описываются известные нам семь чакр и какие эффекты даёт медитация на чакры.

В «Гхеранда-самхите» описывается Акаша Дхарана Мудра — концентрация на стихии Эфира, представляющем главный элемент Вишуддха-чакры. Эфир представляется переливающимся цветом чистой морской волны. Чтобы открыть врата к освобождению Сознания предлагается особая «эфирная дхарана». В частности в тексте 3.80 есть указание на практику концентрации в области Вишуддха-центра сил Праны и Читты в течение двух часов.

«Тот, кто знает эту Акаша Дхарана Мудру — настоящий йогин. Для него не существует ни старости, ни смерти, и он избежит растворения в Пралайе».

«Гхеранда-Самхита», 3.81

«Горакша-паддхати», или ‘Заветы Горакши’, (текст 2.69) предлагает практику созерцания истинного «Я» в сияющем Вишуддха-центре, которая ведёт к постижению Ананды, или состояния чистого блаженства.

Также эффективна визуализация янтры Вишуддха-чакры. Есть мнение, что правильная медитация на янтру Вишуддха-чакры перед сном может вызвать осознанные сновидения.

Есть вариации медитаций с визуализацией образа Панчавактра-Шивы или вращающегося сияющего лотоса синего цвета, обрамлённого шестнадцатью лепестками, представлять который следует во вращении посолонь, насыщающего пространство вокруг светом, излучающим созидательные энергии, благополучие для всех живых существ, светлую искреннюю радость и умиротворение мудростью и знанием. Такая медитация даёт непрерывное спокойствие ума.

Медитации-визуализации приводят к гармонии и единению всех элементов в пятой чакре. К плодам такой медитации также относят осознание Единства.

Также эффективна медитация-концентрация на качествах, присущих человеку на уровне пятой чакры, с элементами визуализации светоносного лотоса. В процессе медитации можно пропевать биджа-мантру ХАМ.

Практика медитации и концентрации
  • Сядьте удобно и прямо. Можно сесть в медитативную асану (варианты асан для медитации смотрите здесь). Закройте глаза. Расслабьтесь. Отпустите все проблемы и тревоги, на данный момент их нет в вашей жизни. Отпустите напряжение в теле. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

    Теперь направьте своё внимание в сердечный центр, можно положить в область сердца ладонь. Почувствуйте тепло. Могут прийти мысли, просто наблюдайте за ними, без суждений. Не отгоняйте их от себя, а наблюдайте процесс: как они приходят и растворяются. Позвольте дыханию течь свободно, не контролируйте его. Отпустите абсолютно все мысли. Они не захватывают ваш ум, не вводят его в отождествление с мыслями.

    Теперь переместите ладонь в основание горла. Почувствуйте расслабление в области шеи и головы. Ощутите, как дыхание свободно проходит через горло. Визуализируйте чистый синий или насыщенный голубой цвет, как он проходит через горло и наполняет его сияющим очищающим светом, на выдохе высвобождая все негативные накопления, избавляя от напряжения и стресса.

    Не ждите особых эффектов, не привязывайтесь к результатам практики, просто наблюдайте за ощущениями. Это ваш уникальный опыт — в этом его ценность!

  • Примите удобную позу для медитации сидя. Можно выполнить Джаландхара-бандху. Дышите ровно и глубоко. Отпустите напряжение в теле, расслабьтесь. На выдохе произнесите мантру ХАМ, концентрируясь на её значении: «Я есть то». Повторите мантру несколько раз.

    Теперь направьте сознание во внутренний мир. Осознайте в себе радость, свет, мир, тепло, добро, гармонию и равновесие. Всё это в вас всегда было и никогда не исчезало. Ум иногда отождествлялся с негативными проявлениями, и казалось, что счастья нет. Но этот беЗконечный источник радости — в нас. И не надо искать его вовне, ставя себя в зависимость от внешних условий. Всё, что исходит извне, — это лишь импульс, порождающий ту или иную ответную реакцию в нас, и не более того. Рассмотрим медитации с особым воздействием на Вишуддха-чакру, благодаря которым возможно усилить воздействие на горловой центр после специальной практики асан. Каждый из предложенных вариантов немного отличается от других. Но суть их одна — очищение горлового центра, освобождение от суждений, осознание внутреннего Наблюдателя, которые пребывает вне двойственности бытия. Можно выбрать один из вариантов, который вам больше всего отзывается.

    Если приходит негативная мысль или неприятные воспоминания, попробуйте с выдохом отпустить их. Наблюдайте, как они рассеиваются. Осознайте, что вы не являетесь этими мыслями и тревогами. Они просто реакция. И они не управляют вами. Вы управляете ими.

    Через концентрацию на Вишуддха-чакре вам открывается ваше истинное «Я».

    Завершите медитацию троекратной мантрой ОМ.

  • Сядьте в удобное положение с прямой спиной. Расслабьтесь. Дыхание ровное и спокойное. Теперь направьте внимание на своё тело. Осознайте своё присутствие в помещении, где вы находитесь. Пребывайте в моменте «здесь и сейчас». Только в настоящем моменте времени мы находимся в Единстве с Богом; прошлое — это лишь воспоминания, будущее — мечты и ожидания; в прошлом нас уже нет, в будущем нас ещё нет. Вся наша сила и энергия только в настоящем.

    Положите ладонь одной руки у основания горла, накройте её сверху другой, не надавливая на горло. Немного наклоните голову и почувствуйте тепло в этом месте через каждый вдох и выдох. Ощутите, как происходит очищение горлового центра. Он освобождается от всего лишнего, отягощающего. Отпускайте легко, не держитесь за отжившие энергии, препятствующие движению вперёд по Пути духовного развития. Пребывайте в состоянии блаженства, наполняющее вас изнутри и пространство вокруг, — это Ананда. Почувствуйте себя полностью свободными и очищенными.

    Завершите медитацию мантрой ОМ.

P. S. В нашей жизни всё происходит своевременно, это же относится и к раскрытию чакр. Открытие какого-либо энергетического центра предполагает достижение соответствующего ему уровня сознания. Поэтому раскрытие чакр должно происходить через развитие в себе соответствующих качеств. В этой статье были предложены практики мягкого воздействия на Вишуддха-чакру.

Однако важно помнить, что процесс открытия чакр является естественным и не должен противоречить природным законам, как это происходит при любых насильственных способах активации чакр.

Будьте осторожны с некоторыми практиками подъёма Кундалини с раскручиванием энергетических вихрей, которые могут навредить вашему здоровью, как физическому, так и психическому. Также важно понимать, что не столь эффективной является практика асан с акцентом на определённой чакре, сколько полноценная практика йоги, благодаря которой происходит гармоничная проработка всех энергетических центров. Занимайтесь йогой во благо и сохраняйте во всём благоразумие и осознанность.

Вторая чакра: свадхиштхана

вторая чакра свадхистана
Вторая чакра: Свадхиштхана

Цвет – оранжевый.

Переводится как «закрепленное в себе самом колесо».

Место расположения – на уровне половых органов ближе к позвоночнику.Стихия вода. А господствующий бог воды Воруна.

В положительном смысле Свадхиштхана служит такими качествами как:

  • плодородие
  • мощь
  • сила воли
  • неприклонность.

А в отрицательном смысле может проявлять себя:

  • склонностью к ненависти
  • разрушению
  • враждебности
  • жадностью.

Чакральная система: вторая чакра Свадхиштхана отвечает за вкус и работу рук и ног.

Несет в себе силу воспроизводства и телесного развития

В отрицательном смысле несет в себе элемент разрушения и упадка.

Мантра «ВАМ» соответствует данному энергетическому центру.

Медитация на чакру Свадхиштхана:

  1. Сядьте в любую удобную позу для медитации. Это может быть Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, либо любая удобная поза с прямой спиной.
  2. Представьте поток яркого белого света, который спускается к началу позвоночника, после чего восходит вверх.
  3. Удержите его на уровне второй чакры и представьте его оранжевым.
  4. Задерживая дыхание сконцентрируйтесь. Вы должны чувствовать себя сильным, наполненным жизненной энергией, осознайте свою чувственность.
  5. На выдохе сохраняйте это чувство и цвет чакры.
  6. Пытайтесь осознать вторую чакру, а так же ее цвет, дышать медленно и спокойно, повторяя про себя слог мантры «ВАМ».

Нади — энергетические каналы жизненной силы и энергии человека: ида, пингала и сушумна — три главных канала.

Помимо грубого материального тела, существует также тело энергетическое. Те, кто уже в какой-то мере освоил энергетические практики — хатха-йогу или пранаяму, — могут убедиться в этом на личном опыте. Одно из самых ярких проявлений движения энергии по энергетическим каналам — это наши желания и, в частности, вредные зависимости. Каждая зависимость соответствует той или иной чакре. То есть при удовлетворении какой-либо страсти происходит расход энергии через ту или иную чакру — энергетический центр. Это также касается эмоций, переживаний и так далее.

К примеру, сексуальное желание — это концентрация энергии во второй чакре. И именно там ощущается это накопление энергии, если человек воздерживается от удовлетворения страсти. Голод ощущается в третьей чакре. При чём чаще речь идёт о так называемом психическом голоде, когда хочется поесть не ради питания организма, а ради удовольствия. Различные сердечные переживания могут ощущаться «давлением» энергии в районе четвёртой чакры. И так далее. Всё это — признаки движения энергии по каналам, которые называются — «нади».

«Нади» в переводе с санскрита означает ‘канал’ или ‘трубка’. Согласно представлениям йоги, по этим каналам движется жизненная энергия, которая называется праной. Количество данных каналов достоверно неизвестно — разные источники называют разные цифры, однако наиболее популярным и распространённым остаётся мнение, что количество нади составляет 72 000. Данная цифра указана в «Хатха-йога Прадипике» и «Кшурика-упанишаде». Однако существуют и альтернативные мнения: так, «Шивасамхита» утверждает, что количество нади — 350 000, а «Прапанчасара-тантра» приводит цифру в 300 000.

Однако большинство текстов едины во мнении, что основных энергетических каналов всего три — Ида, Пингала и Сушумна. Переплетения этих трёх каналов называются «чакрами» — энергетическими центрами, о которых уже было сказано выше. Согласно наиболее распространённой трактовке, существует семь основных чакр, через которые и происходит взаимодействие человека с окружающим миром. В зависимости от того, через какую чакру человек тратит энергию, обуславливаются его поступки и уровень сознания. Чем выше чакра, через которую человек себя проявляет, тем более осознанной является его жизнь.

Самые грубые желания, инстинкты, негативные эмоции большей частью являются проявлениями трёх нижних чакр. И если нади «засорены», то часто энергия не может подняться выше той или иной чакры. Тогда на этом уровне возникает зависимость или какая-то определённая форма поведения. С точки зрения Аюрведы считается, что практически все заболевания имеют причину на уровне энергетического тела, и причина эта — засорение энергетических каналов.

Про йогу:  Центр йоги Гоника » Отчет о семинаре Сергея Михайлова

Существует три основных энергетических канала. Сушумна — центральный канал, течение энергии по которому считается наиболее благоприятным и является признаком гармоничного развития и жизни человека. Один из двух боковых каналов — Ида, находится слева, его принято считать «лунным» и «женским»; течение энергии по этому каналу позволяет проявлять женские качества. Второй канал — Пингала, находится справа, его принято называть «солнечным» и «мужским»; течение энергии по этому каналу позволяет проявлять мужские качества. Проблема течения праны по Иде или Пингале в том, что «перекос» в сторону проявления исключительно мужских или исключительно женских качеств часто не очень благоприятен. К примеру, течение энергии по Иде может приводить к излишней эмоциональности, истеричности или, наоборот, к депрессии и меланхолии. Движение энергии по Пингале может стать причиной излишней агрессивности, цинизма, такой человек может, что называется, «идти по головам». Таким образом, важен баланс мужской и женской природы, и это достигается, когда энергия направляется в Сушумну — центральный канал, позволяющий быть в равновесии, или, проще говоря, в состоянии йоги (т. е. в гармонии).

Именно с этой целью практикуется Падмасана — Поза лотоса. В этой асане стопы пережимают левый и правый каналы, что позволяет направлять энергию в Сушумну, а также уменьшает апана-ваю — поток движения энергии к нижним чакрам. Дыхательные и медитативные практики рекомендуется выполнять в Падмасане или хотя бы в одной из её упрощённых вариаций, так как энергетические и медитативные практики — это работа с энергией, и важно направлять её именно в Сушумну.

Отдельно стоит отметить такую дыхательную практику, как «Нади-Шодхана-пранаяма», при помощи которой путём вдыхания/выдыхания воздуха через одну и другую ноздрю поочерёдно, с задержками дыхания или без них можно прочистить энергетические каналы и устранить своего рода «пробки», которые и являются причинами многих заболеваний и негативных проявлений характера. Также для очищения нади практикуются шаткармы, особенно эффективной является Шанкха-пракшалана, которая очищает не только кишечник на физическом уровне, но и энергетические каналы на уровне первых двух чакр.

Такая практика как Кунджала позволяет очистить энергетические каналы на уровне третьей-четвёртой чакры. Эта практика отлично справляется с различными привязками на уровне сердечной чакры, поэтому её ещё называют «средством от влюблённости». Таким образом, многие проблемы на физическом и духовно-психическом уровне обусловлены засорением нади — энергетических каналов. И существует целый арсенал инструментов для работы со своим энергетическим телом, который позволяет устранять причину той или иной проблемы.

Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.

Наши центры

Адреса наших центров йоги

м. Бабушкинская

Староватутинский проезд/Енисейская ул., д. 35

м. Медведково

ул.Широкая, 30. «ЖК Широкая»

м. Отрадное

Алтуфьевское ш. 18а

м. Ленинский проспект

ул. Орджоникидзе, д. 10а

м. Калужская

ул. Профсоюзная д. 76

м. Павелецкая

Дербеневская набережная, д. 7, стр. 6

м. Печатники

Ул. Полбина, 33A

м. Черкизовская

Щелковское шоссе, д. 3

м. Петровско-Разумовская

3-й Нижнелихоборский проезд, д. 1, стр. 16

г. Красногорск

г. Красногорск, ул. Речная 20, к.3

Первая чакра: муладхара

Первая чакра Муладхара
Первая чакра: Муладхара

Цвет – красный.

Дословно – «корень, поддерживающий колесо»

Местоположение – тазовое сплетение между анусом и половыми органами. Элемент, соответствующий чакре – земля, и силы, правящие здесь, это силы слоноголового Бога Ганеши, который охраняет ворота к этому входу в подземный лабиринт нашего собственного существа. Это область, наполненная жизненной силой, чувственностью.

В позитивном плане характеризуется:

  • силой
  • храбростью
  • стойкостью
  • благоговением

В негативном же:

  • жаждой наслаждений
  • жадностью.

Из этой чакры рождаются мощные созидательные, жизненные силы, оказывающие влияние на построение и развитие тела и мира. Эти силы являются основой нашего физического существования.

Причины пониженного
давления у женщин

Причины пониженного давления у женщин могут быть весьма разнообразными,
понимание их обычно находится на стыке эндокринологии, кардиологии и  неврологии. Вот несколько возможных причин пониженного
давления у женщин (у мужчин есть своя специфика):

  • низкий тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы;
  • недостаток мышечной массы;
  • снижение объема циркулирующей крови;
  • гормональный дисбаланс.

Еще ученые очень часто считают, что к симптомам гипотензии
приводит хронический стресс.  Но до сих
пор непонятно, почему у одних людей сосуды на стресс сокращаются и давление
растёт, а у других сосуды расширяются и давление падает. Врачи объясняют это
тем, что мы делимся на симпатотоников и ваготоников.

Междисциплинарность проблемы часто приводит к тому, что
истинной причины у симптомов гипотензии врачи так и не находят.  Доктор просто разводит руками и говорит: «Да
вы просто ваготоник! Ничего нельзя сделать».

Зато у нас в йогатерапии наработан большой опыт в работе с ваготониками.
Помощь при низком давлении методами йоги возможна, причем как оперативная, так
и системная.   Говорю вам со знанием дела, потому что я  и сама закоренелый парасимпатик, всю жизнь
противостою этой напасти.

К счастью, благодаря регулярным занятиям йогой на
протяжении многих лет, я искусственно поддерживаю себя в состоянии нормотонии. Это
значит, что симпатический и парасимпатический отделы нервной системы работают у
меня в тесном и гармоничном взаимодействии.

С точки зрения йоги и йогатерапии самая надёжная помощь при низком давлении, причем немедикаментозная – это правильно подобранные пранаямы (дыхательные техники), упражнения и режим их выполнения. Очень хорошо сказываются на самочувствии парасимпатиков  Капалабхати и Бхастрика.

Системно нормализует вегетатику унилатеральное дыхание правой ноздрёй. Очень показана нам с вами, дорогие коллеги по несчастью, динамическая практика йоги. Сурья Намаскар для нас должна измерятся не кругами, а десятками минут! Силовые асаны йоги тоже отлично работают.

Что касается перевёрнутых асан, то 30% людей реагируют на
них снижением частоты сердечных сокращений и давления, а у 70% эти показатели
растут. Это зависит от техники исполнения, в которой нужно разбираться в каждом
отдельном случае.

Пятая чакра: вишудха

пятая чакра вишудха
Пятая чакра: Вишудха

Цвет – голубой.

Дословно «колесо совершенной чистоты»

Место расположения – на уровне гортани в шее. Стихия – эфирные элементы и мир тонких энергетических вибраций. Чакральная система: пятая чакра Вишудха отвечает за слух.

В положительном смысле, при активном развитии данного центра, могут проявиться различные Сиддхи (сверхъестесственные силы), которые способствуют самореализации и стремлению к ней.

Обспечивает хорошую работу имунной системы и положительным образом влияет на работу щитовидной железы.

Мантра «ХАМ» сопутствует этому энергетическому центру.

Медитация на чакру Вишудха:

  1. Сядьте в любую удобную позу для медитации. Это может быть Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, либо любая удобная поза с прямой спиной.
  2. Представьте поток яркого белого света, который спускается к началу позвоночника, после чего восходит вверх.
  3. Удержите его на уровне пятой чакры и представьте его голубым.
  4. Задерживая дыхание представьте отсутствие границ в Ваших мыслях, отпустите своё воображение и воспримите творчески этот прекрасный мир.
  5. Ощутите свое внутреннее Я, свободное от всех шаблонов и стереотипов.
  6. На выдохе сохраняйте это ощущение и цвет чакры.
  7. Пытайтесь осознать пятую чакру, а так же ее цвет, дышать медленно и спокойно, повторяя про себя слог мантры «ХАМ».

Седьмая чакра: сахасрара

Седьмая чакра Сахасрара чакральная система
Седьмая чакра: Сахасрара

Цвет – фиолетовый или белый.

Дословно «колесо тысячи спиц» или «тысячелепестковый лотос».

Местонахождение – большой родничок. Может ощущаться точкой над ним.В йоге этот центр тождественен священной горе Кайла, где Шива и Шакти сливаются в состоянии наивысшего блаженства.

Открывая эту чакру, йогин достигает вершины космического сознания и знанию всех тайн Вселенной.

Третья чакра: манипура

Третья чакра манипура
Третья чакра: Манипура

Цвет – желтый.

Дословно «колесо города, украшенного драгоценностями».

Место расположения – пупочный центр, называется так же Набхи чакрой. Чакральная система: третья чакра Манипура отвечает за зрение.Стихия огонь. Здесь господствует Бог Агни.Благодаря данному огню пробуждается энергия Кундалини, поэтому все йоги уделяют большое внимание центру.

При работе над этой чакрой разжигается огонь пищеварения, можно контролировать инстинкты.

В положительном смысле Манипура может проявляться такими качествами как:

  • сбалансированность
  • интуиция
  • расслабленность
  • самоконтроль

Это помогает как йогу, так и любому человеку центрироваться физически и духовно и быть самим собой.В отрицательном смысле может проявляться:

  • импульсивностью
  • психофизическим дисбалансом и сопутствующих этому болезней

Мантра «РАМ» сопутствует этому энергетическому центру.

Медитация на чакру Манипура:

  1. Сядьте в любую удобную позу для медитации. Это может быть Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, либо любая удобная поза с прямой спиной.
  2. Представьте поток яркого белого света, который спускается к началу позвоночника, после чего восходит вверх.
  3. Удержите поток на уровне третьей чакры и представьте его желтым.
  4. Задерживая дыхание сконцентрируйтесь. Вы должны чувствовать себя сильной и независимой личностью, наполненной свободой выбора в проявлении собственной воли.
  5. На выдохе сохраняйте это чувство и цвет чакры.
  6. Пытайтесь осознать третью чакру, а так же ее цвет, дышать медленно и спокойно, повторяя про себя слог мантры «РАМ».

Четвертая чакра: анахата

Четвертая чакра Анахата
Четвертая чакра: Анахата

Цвет – зеленый.

Дословно «колесо непроявленного звука».

Расположение энергетического центра – на уровне сердца.Стихия воздух и правит здесь Бог ветра Вайю. Чакральная система: четвертая чакра Анахата отвечает за осязание.

В положительном смысле может характеризоваться:

  • любовью
  • участием
  • сочувствием
  • самоотверженностью.

В отрицательном смысле может проявлять себя:

  • материалистическим отношением к жизни
  • самоизолированностью.

Мантра «ЯМ» сопутствует этому энергетическому центру.

Медитация на чакру Анахата:

  1. Сядьте в любую удобную позу для медитации. Это может быть Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, либо любая удобная поза с прямой спиной.
  2. Представьте поток яркого белого света, который спускается к началу позвоночника, после чего восходит вверх.
  3. Удержите его на уровне четвертой чакры и представьте его зеленым.
  4. Задерживая дыхание сконцентрируйтесь. Вы должны чувствовать себя любящим и любимым, вспомните всех людей, которым хочется подарить свою любовь и заботу.
  5. На выдохе сохраняйте это ощущение и цвет чакры.
  6. Пытайтесь осознать четвертую чакру и ее цвет, дышать медленно и спокойно, повторяя про себя слог мантры «ЯМ».

Шестая чакра: аджна

Шестая чакра Аджна чакральная система
Шестая чакра: Аджна

Цвет – синий.

Дословно «колесо командной власти»

Местонахождение – в области между бровями, на высоте глаз.

В положительном смысле дает контроль над всем внешним и внутренним миром. Здесь можно достигнуть состояние бескрайнего счастья.

В материальной плоскости Аджна влияет на:

Также находится в тесной взаимосвязи с щитовидной железой и гипоталамусом. Чакральная система: шестая чакра Аджна контролирует и регулирует работу иммунной системы и весь обмен веществ.

Мантра «ОМ» или «АУМ» сопутствует этому энергетическому центру.

Медитация на чакру Аджна:

  1. Сядьте в любую удобную позу для медитации. Это может быть Падмасана, Сиддхасана, Сукхасана, либо любая удобная поза с прямой спиной.
  2. Представьте поток яркого белого света, который спускается к началу позвоночника, после чего восходит вверх.
  3. Удержите его на уровне шестой чакры на точке в межбровье и представьте его синим.
  4. Ощутите жизнь какая она есть, всю её мудрость, попытайтесь увидеть свою жизнь с другой перспективы. Научитесь не осуждать других людей и себя.
  5. Постарайтесь соединиться со своей интуицией и следовать её сигналам.
  6. На выдохе сохраняйте это ощущение и цвет чакры.
  7. Пытайтесь осознать шестую чакру и ее цвет, дышать медленно и спокойно, повторяя про себя слог мантры «АУМ».
Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий