Энергия — Шакти

Энергия  - Шакти Позы

Шакти как изначальная сила мироздания

Шакти – это изначальная Сила, или Адья-Шакти — универсальный поток Сознания, приводящий в движение мироздание, она творит и рушит миры, рождает реальность и поглощает ее в конце каждой манвантары.Шакти – Лоно мироздания, и вместе с тем Семя, падающее в Лоно и производящее на свет всё живое.

В «Деви Упанишад» Шакти дает себе такое определение:

“Я — сущностная форма Брахмана. От Меня произошел весь мир, состоящий из пуруши и пракрити, из пустоты и не пустоты. Я — и в блаженстве, и в не блаженстве. Я — и в постижении, и в не постижении. Я должна быть постигнута и в Брахме, и в Брахмани. Я — пять космических элементов и вне пяти элементов. Я — весь этот необъятный мир. Я — Веда и не Веда. Я — Знание и незнание. Я — рожденная и не рожденная. Снизу и сверху и повсюду вокруг — везде Я”.

У Божественных стоп Матери плавают бесконечные Вселенные, и каждая из них находится под Ее контролем. Шакти-Деви правит тремя материальными гунами и следит за Творением.

Джнана шакти

Джнана Шакти является силой интеллекта, настоящей мудрости, эта сила бывает двух видов. Первый вид включает в себя отличительные черты ума. Сознательный ум может воспроизвести события посредством памяти. Использование данных полученных через органы чувств относится к богатству понимания.

Распознавая себя как отдельную сущность во вселенной, ум рассматривает различия между собой и внешними объектами и условиями. Все это относится к категории женской силы, которая активизирует ум для выполнения этого задания.

Мистики также говорят о нематериальных качествах ума, управляемых Джнана Шакти. К ним относится способность понимать события, которые, кажется трансцендируют время и пространство. Когда Эдгар Сайк был способен отправлять больного в слабо освещенное помещение чтобы тот достал там лекарство, спрятанное за пузырьками на полке, напротив, оно оказывалось перед ним, этой нематериальной способностью ума управляет Джнана Шакти.

Любая реальная способность ясновидения или яснослышания, управляется этой Шакти.

Ичча шакти

Сила воли, Ичча Шакти это то, что мы часто ассоциируем с принятием решений и привязанности к ним. Но на самом деле здесь более глубокий смысл. Когда мы хотим поднять предмет, происходит целый ряд событий. Ум по нервным путям посылает мысленную инструкцию в мышцы, которые, получив команду, начинают действовать так, как им было сказано.

Все эти действия требуют энергии. Во-первых, энергия первоначальной мысли, затем энергия для перехода мысли по нервным путям, которые впоследствии приведут к самим мышцам, и, наконец, энергия для выполнения действия мышцами. Этой энергией снабжает Ичча Шакти.

С помощью Ичча Шакти мы передвигаемся с места на место. Мы манипулируем предметами с помощью рук. С помощью Ичча Шакти мы используем силу Джнана Шакти, силу ума, с помощью мышц в горле и голосового аппарата, мы можем общаться и влиять друг на друга через речь и пение.

Ичча Шакти, как сила воли является силой, отличающейся от чисто познавательных сил Джнана Шакти.

Крийя шакти

Это мистическая сила проявления. С помощью этой силы, действуя вместе с Джнана Шакти, мы создаем произведения искусства и музыку и можем достичь творческого синтеза в новых направлениях в любой области. Здесь находится тонкая грань между интуицией и функционированием Джнана Шакти, а также творчеством, что является функцией Крийя Шакти.

Интуиция находится после источника проявления. В настоящем веке силу проявления демонстрировал в Индии Саи Баба и другие. Они напрямую связаны с этим видом Шакти. Для создания новых условий в нашей жизни, таких как, например достаток и хорошее здоровье, мы можем использовать эту Шакти вместе с другими видами Шакти.

Кундалини шакти

Кундалини Шакти является неотъемлемой в природе. Она включает в себя явления электричества и магнетизма. Эта Шакти противопоставляет наше внутреннее состояние внешней реальности, что является главным фактором в определении условий и обстоятельств наших перерождений в соответствии с кармой.

Пара шакти

Пара Шакти — это Наивысшая Сила, существующая во всей бесконечно проявленной вселенной. Ученые изучали ее принципиальные свойства, температуру и свет, так долго, как мы узнавали о природе космоса. Но из всех исследований современная наука знает лишь немного о свете.

Невозможно даже сказать с уверенностью, является ли это частицей или волной. Но мы можем измерить много физических качеств, принадлежащих ей. То же относится и к температуре. Измеряем ли мы температуру на Земле, или на других планетах или в галактике, мы в основном знаем насколько там жарко или холодно.

Относительно «духовного» света и температуры мы имеем очень мало научных сведений, потому что нет механических приборов, способных изучить или измерить этот феномен. Говоря оккультным языком, свет ауры является проявлением Пара Шакти.

Подобно этому, Тибетская практика генерирования значительной температуры тела, называемая туммо, является Пара Шакти в действии.

Шакти как активный аспект шивы

Шива и Шакти – половинки одного целого, существующие поодиночке, но одновременно нуждающиеся друг в друге. Их отделённость и единство — та непостижимая сила, на которой и держится мироздание. Калидаса писал:

«Шакти и Шива соотносятся друг с другом как слово с его смыслом и не отделимы друг от друга, как жар огня от самого огня»

Шива – блаженное, неизменное, чистое, статическое Сознание, пронизывающее все.Шакти – динамичная, вечно меняющаяся Сила, приводящая материю в движение. Корень «шак», лежащий в основе слова «Шакти», переводится с санскрита как «мочь, быть способным».

Шакти как конечная цель бытия

Божественную Мать иногда называют третьим глазом Шивы, именно Она помогает узреть Истину. Именно Она проливает милость на преданных, даруя вечное блаженство. Без милости Её невозможно достичь знаний и освобождения.Без осознания природы Матери Деви, садхака неспособен реализовать себя на духовном плане. В «Нируттара-тантре» написано:

«Без постижения природы Шакти нирвана не достигается».

Трепетное и радостное почитание Божественной Матери, безусловная преданность Ей — вот залог спасения в век Кали-Юги. Вот цитата из «Шакта-прамода»:

«Тот, чье сердце наполнилось блаженством Калики, а ум — преданностью Ей, тот становится бхактой Кали, воистину обладателем всех богатств и совершенств. В кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали дарует все желаемое! В кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали, в кали-югу лишь Кали должна быть почитаема!»

Шакти как милостивый аспект бога

Ребенок девять месяцев зреет в материнской утробе, затем родившись, он питается материнским молоком, и первое, что он произносит, — это слово «мама». Земная мать — воплощение Матери Божественной…

Шива безразличен к происходящему в мире, он полностью непривязан, поэтому часто его изображают сидящим с закрытыми глазами, погруженным в самадхи, он не отвлекается на внешние события.Шакти внимательна к происходящему в мире, заботится о каждом живом существе. Однако именно Шива изначальный Вдохновитель Лилы — игры мироздания, которую творит Шакти.

Энергия — шакти

Дигамбара спросил: «Как ты считаешь, почему у людей возникают различные желания?»

Про йогу:  Практика йоги и уровень гормона роста у лиц среднего возраста — Санкт-Петербургское йогатерапевтическое общество

Адвайта ответил: «Желания обусловлены прошлой кармой. Тот, чьи материальные желания сильны, приобретает знание о материальных предметах и опыт в материальной деятельности. Безусловно, материальные достижения могут пригодиться и вайшнавам в их служении Господу Кришне. Однако самим вайшнавам не обязательно изучать Платона, Сократа, медицину или военное дело. Плотник может соорудить повозку, а домохозяин вайшнав  может использовать эту повозку, чтобы катать Божества Господа. Пчелы могут собирать мед, а преданные Господа могут предложить этот мед Господу. Не каждый в этом мире интересуется духовным прогрессом. Различные желания порождают различные виды деятельности. Люди бывают разными — одни по природе своей возвышенны, другие низменны. Те, чьи желания низменны, могут заниматься мирской деятельностью, а те, чьи желания возвышенны, могут использовать плоды этого труда для духовных целей. Колесо этого мира крутится, движимое этими различиями. Материалисты самозабвенно трудятся, а вайшнавы  используют плоды их труда во благо общества. Материалисты не понимают, что они помогают вайшнавам. Тем не менее, введенные в заблуждение энергией Господа Вишну, майей, они продолжают заниматься этой деятельностью. Таким образом весь мир, сам того не ведая, служит вайшнавам ».

Дигамбара спросил: «Что такое иллюзорная энергия Господа Вишну, которую ты упомянул?»

Адвайта объяснил: «В Чанди махатмье „Маркандея пураны“ сказано:

«Весь мир введен в заблуждение майей, иллюзорной энергией Господа Хари». Эти слова касаются энергии Господа Вишну — майи».

Дигамбара вновь спросил: «Кто же тогда та богиня, которую я знаю под именем Матери Нистарини?»

Адвайта ответил: «Она и есть майя, энергия Господа Вишну».

Дигамбара раскрыл свою книгу о тантрах  и торжественно возгласил: «Смотри! Здесь сказано: «Моя Мать — это форма духовного сознания. Ее желания исполняются немедленно. Она находится за пределами влияния трех гун. Более того, Она творит эти три гуны ». Твоя энергия Господа Вишну, майя, не свободна от влияния трех гун. Как смеешь ты утверждать, что майя, энергия Господа Вишну, тождественна моей Матери? Я весьма изумлен невежеством и упрямством вайшнавов!»

Адвайта дас сказал: «Дорогой Дигамбара, пожалуйста, не гневайся. После такой долгой разлуки мы вновь встретились. Я хотел бы порадовать тебя. Брат мой, не будем ссориться. Господь Вишну — всеведущая Верховная Личность Бога. Все сущее является Его энергией. Слово „энергия“ не означает „сущность“. Скорее оно указывает на качество, которым обладает эта сущность. Поэтому утверждение, что энергия является корнем всего бытия, расходится с действительностью. Энергия не может существовать отдельно от своего источника. Поэтому нужно признать существование изначальной сущности, обладающей духовной формой. В „Веданта сутре“ утверждается:

«Энергия и повелитель энергии — едины».

Смысл в том, что энергия не может существовать отдельно от своего источника. Единственный источник всех энергий — Верховная Личность Бога, повелитель энергий. Энергия должна служить Его воле. Когда говорится, что энергия обладает сознанием, подразумевается, что, по аналогии с повелителем энергии, сама энергия также имеет форму духовного сознания, имеет желания, которые незамедлительно исполняются, и находится за пределами влияния трех гун  материальной природы. Подобные утверждения не являются заблуждением. Воля и сознание — качества Верховной Личности Бога. Сама по себе энергия не обладает волей; скорее она исполняет волю Верховного Господа. Ты можешь обладать волей, и твои энергии, твои силы, действуют согласно этой воле. Если ты скажешь: «Энергия пришла в действие», — это будет означать, что за действием стоит повелитель этой энергии. Фраза «энергия пришла в действие» — фигура речи и не более того. В действительности, у Верховной Личности Бога только одна энергия. Когда она выполняет духовные действия, она называется духовной энергией, а когда материальные — материальной. В Ведах («Шветашватара упанишада» 6.8) объясняется:

«Энергия Господа проявляется в самых разных формах».

Энергия, которая отвечает за три гуны, является материальной энергией. Она создает и уничтожает материальные вселенные. Таковы ее обязанности. Пураны и тантры  называют эту энергию разными именами — Вишну майя, Маха майя, Майя. Кроме того, ее называют «Матерью Брахмы, Вишну и Шивы», «убийцей Шумбхи и Нишумбхи» и многими другими именами, характеризующими ее разнообразную деятельность. Пока душа связана путами материального сознания, она пребывает во власти этой энергии. Но достигнув чистого духовного знания, душа может постичь свою изначальную духовную форму. Тогда она освобождается из тюрьмы майи  и попадает под власть духовной энергии».

Дигамбара спросил: «Находишься ли ты во власти одной из этих энергий или, может быть, нет?»

Адвайта ответил: «Да, конечно. Но мы, люди, тоже являемся энергией. Мы — джива шакти, души. Освобождаясь из пут майи, мы оказываемся во власти духовной энергии».

Дигамбара уточнил: «Стало быть, ты тоже шакта, почитатель энергии (шакти )».

Адвайта ответил: «Конечно же, вайшнавы  являются шактами. Мы слуги Шри Радхики, которая является духовной энергией. Под Ее покровительством мы поклоняемся и служим Господу Кришне. Кто может быть большим шактой, чем мы? Я не вижу никакого различия между шактами  и вайшнавами. Однако тех, кто не ищут прибежища в духовной энергии, а довольствуются прибежищем энергии материальной, майи, нельзя назвать вайшнавами, хотя возможно, при этом они являются шактами. Но они материалисты. В «Нарада панчаратре» богиня Дурга объясняет:

«О Кришна, я Радха, которая покоится на Твоей груди во время танца раса  в лесу Вриндавана».

Проанализировав слова Дурги деви, мы можем сделать вывод, что у Господа только одна энергия. Она проявляется как духовная энергия Радхика и как материальная энергия Вишну — майя. Когда энергия свободна от материальных гун, она зовется духовной энергией, а когда она действует в сфере материальных гун, она именуется материальной энергией».

Дигамбара спросил: «Ты сказал, что сам являешься энергией, джива шакти. Что это за энергия?»

Адвайта сказал: «В „Бхагавад гите“ (7.4—7.5) Всевышний Господь объясняет:

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь частей составляют Мою отдельную материальную энергию.

Помимо этой низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует Моя высшая энергия, которая включает в себя все живые существа, которые сражаются с материальной природой и поддерживают вселенную».

О Дигамбара, известна ли тебе репутация «Бхагавад гиты»? Это лучшее писание из всех ныне существующих. Она дает ответы на все вопросы жизни. Она провозглашает, что индивидуальные души выше мертвой материи и что они являются одной из энергий Господа. Мудрые считают индивидуальные души татастха шакти  (пограничной энергией). Пограничная энергия выше мертвой материи, но ниже чит шакти, внутренней энергии Господа. Таким образом, индивидуальные духовные души все же являются одной из энергий Господа».

Враджанатх сказал: «Брахманы ортодоксы утверждают, что Всевышний, являющий Себя в качестве имперсонального Брахмана, не имеет власти над энергиями. Он имеет власть над различными энергиями только тогда, когда являет Себя в форме Верховного Повелителя. А что говорят об этом Веды?»

Бабаджи ответил: «Энергии Господа находятся под Его властью всегда, независимо от того, в каком аспекте Он Себя проявляет. В Ведах („Шветашватара упанишада“ 6.8) утверждается:

Тело Господа отличается от тела обычного живого существа. Между Его телом и Его душой нет никакого различия. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны и любое из них может исполнять функции другого. Поэтому никто не равен с Ним и не превосходит Его. Его энергии многогранны.

Про йогу:  Как начать преподавать йогу? :: Блог о йоге :: Портал о йоге Хануман.ру

Иччха шакти, энергия Господа, исполняющая все Его желания, описывается следующими словами («Шветашватара упанишада» 1.3):

Погрузившись в медитацию, мудрецы узрели таинственную энергию и трансцендентные качества Верховной Личности Бога, изначальной причины, которая господствует над всеми вторичными причинами, начиная временем и кончая индивидуальными живыми существами.

Джива шакти, энергия Господа, которой и являются индивидуальные духовные души, описывается следующими словами («Шветашватара упанишада» 4.5):

Нерожденный мужчина наслаждается связью с нерожденной красно бело черной женщиной, которая порождает множество подобных ей детей. Другой нерожденный мужчина сначала наслаждается ею, но в конце концов покидает ее.*

Майя шакти, энергия Господа, олицетворяющая материальный мир, описывается так («Шветашватара упанишада» 4.9):

Веды представляют собой бесконечное множество различных гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, обрядов, обетов, подвижничества, а также исторических повествований и предсказаний будущего. Просто изучая Веды, обусловленной душе, введенной в заблуждение майей, очень трудно постичь Верховного Господа, повелителя иллюзорной энергии и творца бесчисленных материальных вселенных.

Слова парасья шактих («Шветашватара упанишада» 6.8) указывают на то, что из многочисленных энергий Господа только одна является основной. Нигде в Ведах не говорится о том, что какой либо аспект Всевышнего лишен власти над энергиями. Обладая всеми сущими в творении качествами, Господь является Верховной Личностью Бога. Не обладая качествами во всей полноте, Он являет Себя как безличный Брахман. Главная божественная энергия способствует проявлению Господа в форме безличного Брахмана. Иными словами, имперсональный Брахман обладает энергией. Эта энергия описана в Ведах, которые называют ее разными именами: пара шакти, сварупа шакти, чит шакти. Имперсоналисты воображают, что безличный Брахман лишен власти над энергиями. Однако безличный Брахман находится за пределами мыслительных способностей имперсоналистов. Веды утверждают, что Всевышний проявляет Себя в двух аспектах — один из них обладает качествами, а другой не имеет качеств. Тот факт, что безличный аспект Господа обладает энергиями, подтверждается следующими словами Вед («Шветашватара упанишада». 4.1):

Не имея качеств, Всевышний, тем не менее, сотворил материальный мир, прибегнув к помощи Своих энергий.

Тот факт, что личный аспект Господа тоже обладает энергиями, подтверждается следующими словами Вед («Шветашватара упанишада». 3.1):

Используя Свои многочисленные энергии, Верховная Личность творит материальный мир.

Досконально изучив священные писания, ты можешь убедиться в том, что Всевышний никогда не теряет власти над Своими энергиями. Они всегда служат Верховному Господу. Следующая мантра Вед («Шветашватара упанишада». 6.16) описывает Всевышнего Господа, повелителя трех вечных энергий:

Верховный Господь, творец бесконечного космического проявления, знает каждый закоулок Своего творения. Он является причиной этого творения, но Его появление не имеет причины. Он обладает всей полнотой сознания. Он — Сверхдуша, владыка непознаваемых качеств, и под Его властью находится все космическое проявление. Рабство, характерное для обусловленного состояния материального бытия, а также освобождение от этого рабства тоже находятся в ведении Господа.

В этом стихе описаны три основные энергии Господа. Слово прадхана указывает на майю шакти Господа, слово кшетраджна — на энергию индивидуальных духовных душ, а слово кшетраджна пати — на духовную энергию Господа. Суждение о том, что безличный аспект Всевышнего не обладает энергиями, а личный — обладает, порождено богатым воображением имперсоналистов. Господь вечно является повелителем Своих энергий. Когда Господь является во всем Своем великолепии, когда Его изначальное верховное положение не вызывает сомнений, когда Он проявляется как Верховная Личность, Его всегда сопровождают Его энергии».


Шакти-таттва – знание об энергиях Кришны. Господь Кришна – Шактиман, Хозяин всех энергий. 

Шри Кришна владеет всеми энергиями и является их источником. Многообразные энергии Кришны никогда не бывают независимыми от Него. В Ведах сказано, что Кришна неотличен от Своих энергий. Шри Кришна безграничен, а Его энергии – это проявление Его достояний (вайбхава). 

Существует три вида энергий Кришны: 

Йога-майя 

Маха-майя (см. Майя и дживы, то, как объясняет это Шрила Бхактивинод Тхакур) 

татастха-шакти

Чит-вайбхава

чит-вайбхава (духовная энергия, йога-майя)

Состоит из трех энергий:

Сандхини (сат) — вечность – посредством ее все сущее составляет единую систему. Она обеспечивает взаимосвязь между различными частями, в том числе, взаимоотношения между дживами, душами,  и Господом.

Самвит (чит) — знание – дает знание об истинной природе души и обо всем остальном.

Хладини (ананда) — блаженство – является источником духовных чувств и духовных отношений. Олицетворением хладини-шакти является Шримати Радхарани.

Она включает в себя Обитель Кришны (Голока-дхама), Его бесчисленные имена, образы, качества, игры (лилы) и т.п. Духовные энергии Господа бесчисленны. 

Йога-майя занимает наивысшее положение, и она никогда не затрагивается материальной энергией, даже нисходя в этот мир.

ачит-вайбхава (материальная энергия, майя).

джива-вайбхава (пограничная энергия, души).

Майя 

МАЙЯ: отражение чит, внешняя энергия, материальная природа. 

Ачит-вайбхава (материальная энергия)

майя — непосредственная причина  творения материального мира 

прадхана — совокупность материальных  элементов

Действует в двух качествах: как майя, и как прадхана. 

Майя – это непосредственная причина, а прадхана – совокупность материальных элементов.

Майя-шакти – это внешняя энергия Кришны, сотворившая этот материальный мир.

«Майя – суть материя (ачит-вйапара). Она – одна из энергий Кришны. Она также известна как апара-шакти, низшая энергия или бахиранга-шакти, внешняя энергия. Подобно тому, как тень находится далеко от света, также майа никогда не приближается к Кришне и Его преданным. Майя проявляет 14 материальных миров, землю, воду, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго, побуждающее человека отождествлять себя с материальным телом». 

(Шрила Бхактивинод Тхакур, «Джайва-дхарма»)  

Маха-майя (материальная энергия)

саттва-гуна 

(благость)

раджо-гуна  

(страсть)

тама-гуна  

(невежество)

Майя обладает личностной формой, называемой Деви или Дурга.

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: 

даиви хй эша гуна-майи  

мама майа дуратйайа  

мам эва йе прападйанте

майам этам таранти те

«Невозможно преодолеть Мою иллюзорную энергию. Преодолеть ее может только тот, кто предался Мне».


Нежная возлюбленная Господа Кришны

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Всем преданным ки джай! Харе Кришна!

Дорогие преданные Господа Кришны, по милости преданных я обрел прекрасную возможность, которой нет ни у кого. Как вы знаете, английский — не мой родной язык. В действительности, английский, бенгали или санскрит, любые слова другого языка не могут во всей полноте передать истину сознания Кришны.

Место, в котором мы живем, — материальный мир, и наши тело, ментальное состояние, язык — все это мирское, но природа Кришны совсем иная. Отдельные личности, являющиеся возвышенными душами, и некоторые чистые преданные могут чувствовать образ и форму Господа Кришны. Мы можем слышать от них об этом, но, в действительности, Кришна — апракрита, тогда как мы живем в мире пракриты, то есть в мире материи. Апракрита означает трансцендентное. Какова форма Господа Кришны? Если кто-то спросит нас, мы можем ответить что-нибудь, как люди этого мира, но какова на самом деле форма Господа Кришны? Откуда нам это знать? Мы узнаем об этом, обращаясь к словам, исходящим из лотосоподобных уст садху (святых), или к словам священных писаний.

Опираясь на них, Господь Шри Чайтаньядев подарил нам очень сладостную и ясную картину Господа Шри Кришны. Он говорил, что «Шримад-Бхагаватам» — лучшее описание, низошедшее из трансцендентной обители. «Шримад-Бхагаватам» неотличен от Господа Шри Кришны. Но в то же время мы видим, что после путешествия Шри Чайтаньи Махапрабху по Южной Индии, Он принес оттуда другое очень сладостное писание, именуемое «Брахма-самхитой». В нем Господь увидел всю полноту концепции, которую Он желал дать этому миру. Это очень сжатая, но неизменная и чистая идея. Он увидел в «Брахма-самхите» всю концепцию «Шримад-Бхагаватам» и принес нам эту книгу. Если мы попытаемся объяснить первую шлоку этого писания:

Про йогу:  Как стать инструктором по йоге: 5 лучших школ в России

иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣

саччида̄нанда-виграхах̣

ана̄дир а̄дир говиндах̣

сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам,

то увидим, что это истинная форма Господа Кришны. Она зовется апракрита-формой. Он играет с гопи (пастушками), коровами и мальчиками-пастухами. В этой обители Кришны, носящей имя Вриндаван, существуют пять видов взаимоотношений с Ним. Шри Чайтаньядев сказал, что Шри Кришна, Его обитель и служение Всевышнему — объект нашего поклонения, высшее устремление и цель всей жизни.

Эта шлока «Брахма-самхиты» очень просто описывает Господа Шри Кришну. Иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ саччида̄нанда-виграхах̣… Мы всегда ищем первопричину всего сущего, но Он — Причина всех причин. Мы можем искать первопричину в этом мире, но это ложно, правильное решение — это «иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣…» Он — Верховная Личность Бога, сосредоточие всей расы (духовного вкуса взаимоотношений души и Всевышнего). Шри Кришна — океан нектара, а мы — частицы этого трансцендентного океана. В действительности душа столь удачлива! Она крошечна, а иначе мы могли бы сказать, что все души подобны Господу Шри Кришне и столь же могущественны. Такие мысли не ошибочны, когда душа наделена богатством преданности и соответствующим настроением, тогда она даже более велика, чем Кришна.

В учебнике санскрита я прочитал одну историю. Если вы не знаете, что такое сила, как вы соприкоснетесь с чьей-то силой? Некто может быть крошечным, но если он связан с очень могущественной личностью, он может все. Маленькая птичка по имени Титива сумела доставить хлопоты океану, поскольку, будучи птицей, она имела связь с Гарудой, который способен преподнести океану хороший урок. В таком случае, мы можем быть крошечными душами, но если мы благословлены Гуру, то мы обретем успех, тем более что наша гуру-парампара восходит к самой Шримати Радхарани. Кришна всегда счастлив таким положением вещей в Своей обители. Шримати Радхарани служит Господу множеством путей, и Он ждет Ее служения.

Шрила Прабходананда Сарасвати Тхакур сказал следующее:

йасйа̄х̣ када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-

дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ

йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи

тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣ш̣абха̄нубхуводиш́е ’пи

«Кришна хочет ощутить легкий ветерок, создаваемый одеждами Шримати Радхарани, и, когда это происходит, чувствует Себя чрезвычайно удачливым и счастливым». Таков смысл этой шлоки. Тогда, если мы будем служить нашему Шриле Гурудеву через гуру-парампару, это служение достигнет Шримати Радхарани. Наш Парам-Гурудев Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: «Я не знаю, кто есть кто, и каким положением они обладают, но я знаю, что мой Шрила Гурудев занимает высочайшее положение». Если наше видение достигнет более высокого уровня, то мы увидим, что Гуру — это сама Шримати Радхарани. Она всегда удовлетворяет Господа Кришну. Энергия и Ее Источник — суть одно целое. Мы не можем отделить энергию от ее обладателя. В действительности, Кришна — Владыка Энергии, но всегда зависим от Нее, Ее силы. Без энергии владыка, хотя и полон сам в себе, незначим. Он будет лишь мертвой, не заряженной батареей. В таком случае, мы должны уповать на энергию, то есть на Шримати Радхарани. Все души, если они могут обрести связь с этой волной служения Господу Кришне, должны направиться к Ней. В трансцендентной обители существует великое множество путей, столь многие души служат Господу Кришне. Без сомнений, Он доволен служением каждого, но высшее счастье Ему приносит служение верховной служанки, Шримати Радхарани.

В любом случае, все это апракрита, то есть трансцендентно. Находясь в этом мире, мы можем создавать материальный звук своим голосом и переживать мирские чувства, но это не будет Истиной, ради которой мы должны следовать риши, муни, махаджанам и другим великим личностям, которых упоминают священные писания. Все они — возвышенные души. То, что они записали, откровение их сердец, как объяснил Ведавьяса, предназначено для нас.

Шриман Махапрабху сказал, что «Шримад-Бхагаватам» — форма Господа Кришны, неотличная от Его Личности, поскольку мы не можем воспринимать трансцендентную истину нашим мирским умом. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур называл наш ум «щенячьими мозгами». Как же нам почувствовать нечто запредельное?

Когда Шриман Махапрабху объяснял атмарама-шлоку, Он говорил Сарвабхауме Бхаттачарье: «Сарвабхаума, не удивляйся объяснению, каждое слово может содержать тысячи значений». Он открыл их смысл в беседах со Шрилой Санатаной Госвами в Бенаресе, дав девять разных объяснений, не затрагивая высказываний Сарвабхаумы. Но Шриле Санатане Госвами Он раскрыл 61 вид толкований смысла этой шлоки. Шриман Махапрабху также сказал, что существуют и другие значения. Мы можем заблуждаться в своем понимании, но ученые-исследователи и святые не ошибаются.

Шри Чайтаньядев сказал, что истина в сердцах великих преданных явилась в форме «Шримад-Бхагаватам» и «Брахма-самхиты». Из этих источников мы получаем некоторое представление о трансцендентном мире.

Но как мы можем представить, что время неподвижно в том мире, если здесь существует движение времени и все течет и изменяется? Однако там ничего не происходит без воли Господа Кришны. Ничто не существует без служения Господу, вне связи с Ним. Все обитатели того мира удовлетворяют Кришну. Время также ждет своего часа. Есть шлока, подтверждающая это. Время не движется там без служения Господу Кришне. Все расширяется и сжимается только по милости Господа, по Его сладостной воле. Все организовывает Йогамайя (духовная иллюзия). Подобно администратору, все устраивает Санкаршана, а Йогамайя исполняет Его желания. Шримати Радхарани совершает высшее служение Шри Кришне. Однако, находясь в этом мире, сколь много мы способны оценить и почувствовать? Все, что мы ощущаем, обладает мирской природой. В таком случае, нет необходимости подробно обсуждать эти темы, мы только можем попытаться сохранить нашу веру в истины «Шримад-Бхагаватам», высшее описание обители Господа, Его божественных игр и преданных.

Мы произносим слово «преданный», но на самом деле в духовном мире нет ни одного преданного в расхожем понимании этого слова. Мы не увидим там ни одного преданного. Все они нежно любят Господа Кришну. Кто преданный? Преданные — это те, кто предан высочайшим идеалам и всегда следует наставлениям, приходящим свыше. Но обитатели того мира не всегда следуют указаниям Кришны, они заставляют Его идти куда-то и делать что-то, принимать пищу и наслаждаться — такое настроение им присуще. Дасья-раса относится к категории преданности в настроении слуги, но сакхья-раса (дружеское отношение ко Всевышнему) не такова. Ватсалья-раса (родительские чувства к Богу) не такова. Даже мадхурья-раса иногда противоречит настроению Кришны.

Находясь в этом бренном мире, мы не можем представить себе природу трансцендентной реальности. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами объяснил, что высшая форма Бога — это Кришна, который совершает Свои божественные игры подобно человеческому существу. Вечно юный мальчик-пастушок из Вриндавана, Он являет Свои игры, всегда играя на флейте. Его красота столь чарующа и сладостна, что вся вселенная затоплена Его очарованием, и все живые существа испытывают непреодолимое влечение к Нему. Что еще я могу сказать? Мои поклоны всем вам. (Подготовили: Лила Сундари Деви Даси, Традиш дас)

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий