Индра Деви. Поставившая мир на голову – Следуй своей мечте… — ЖЖ

Индра Деви. Поставившая мир на голову - Следуй своей мечте... — ЖЖ Позы

Йога в сша. йога в америке. как выбрать йогу. читать блог о йоге. йога для начинающих. советы для йоги

« Назад

Сертифицированный йога-тичер Дарья Гранкина три года назад переехала из России в Луисвилл. Там она преподает йогу в YMCA (Young Men’s Christian Association — «Юношеская христианская ассоциация»), кроме обычной йоги ведет занятия для людей с ограниченными способностями, работает с пожилыми.

А иногда по воскресеньям Дарья ведет практику в местной пивоварне Goodwood Brewery, где после практики предлагается пиво.
Дарья рассказала о своем пути к йоге, чем отличается йога в США и России, много ли зарабатывает инструктор в Штатах и какой йога-коврик самый модный за океаном.

Путь к йоге

Я начала заниматься йогой примерно восемь лет назад и на тот момент даже не предполагала, что когда-нибудь дотянусь до своих носков. Мне очень повезло с учителями, Катей Лебедько и Антоном Снежневским из йога-студии «Гуру» (Пермь). Они познакомили меня с йогой, и сейчас, когда я попробовала разные стили йоги, побывала на уроках и мастер-классах огромного числа преподавателей йоги из разных стран, я считаю Катю и Антона одними из самых лучших мастеров, учителей с большой буквы.

Особенности йоги в Америке

Три года назад я переехала в Штаты, и уже здесь получила сертификат преподавателя йоги, после школы «Гуру» сделать мне это было очень легко. Отличаются ли подходы к преподаванию и восприятию йоги в Штатах и в России? И да, и нет. Если сравнивать две очень хорошие студии в России и в Штатах, отличий будет немного.

Если смотреть в «среднем по больнице», то американский подход направлен в основном на тело, на структуру асан, редко кто упоминает о работе с бандхами, практика пранаямы для многих сумасшедшая экзотика. Но опять же, в большинстве студий России вы встретитесь с таким же подходом.  

И здесь, в отличие от России, огромное количество центров, направленных именно на изучение философии йоги, духовных практик, метитацию – есть из чего выбрать. У людей мало времени, и они хотят здоровое красивое тело, и их таки можно понять.

Йога в YMCA

Вы спрашивали о моей работе в YMCA. Название – Юношеская Христианская Спортивная Организация – совершенно не значит, что все там «в белом венчике из роз, во главе Иисус Христос». Здесь, в Штатах, религия давно и прочно вплетена в канву повседневной жизни, поэтому YMCA является чем-то вроде национальной спортивной сетью с филиалами, назовем их так, школ олимпийского резерва, предоставляющая в том числе возможность заниматься спортом и здоровьем всем и каждому за не очень большую плату. Я веду там классы различного типа: для начинающих, для людей с ограниченной подвижностью и для всех желающих виньяса-флоу.

Пиво после йоги?

йогавсша Также я веду классы йоги в местной пивоварне. Нет, это не yoga-and-beer, это класс для любого уровня в действующей пивоварне в центре города по воскресеньям, просто локальная тусовка и пиар-ход от пивоварни. На такие занятия приходят местные жители, работники пивоварни, их друзья и родственники, ну и все, кого заинтересовал класс в зале с футуристическими пивными агрегатами. Прекрасная же идея для воскресного дня? Пиво, кстати, никто пить после класса не заставляет, и я не вижу здесь противоречия со здоровым образом жизни: натуральный продукт в небольших количествах, никто же не говорит о нескольких литрах и «завтра в школу не пойдем».

Доходы йога-тичера в США

​Йога-тичер в Америке, как и России, профессия не самая высокооплачиваемая. Сравнивать зарплаты в цифрах смысла большого нет, потому как разница в средних доходах, в ценах на многие товары и услуги очень большая. Если рассматривать преподавание йоги как основной доход, то так же, как в России, надо работать максимальное количество часов, пиарить себя в соцсетях, участвовать в мастер-классах и т.д. – здесь разницы практически никакой.

Инстаграм-йога и мода на коврики

йога в сша Мой личный подход к преподаванию йоги никак не изменился, я так же преподаю йогу как дисциплину, а не как суставную гимнастику и разминку для инстаграм-челленджей.  К слову о челленджах. Инстаграм-йога здесь, безусловно, очень популярна, всем надо всё, как у Кино Макгрегор (instagram.com/kinoyoga), ковер, как у Кармен (йога-тичер Carmen Aguilar, instagram.com/cyogalab), штаны, как у Кэрри (Kerri Verna, instagram.com/beachyogagirl) и так далее.

Штаты – это идеальная модель общества потребления. Если есть интерес, то на этом можно сделать бизнес. И да, у меня есть ковер как у Кармен, я его очень люблю, это прекрасный мат с покрытием из микрофибры от Sancalpa, использую я его только дома, это мой любимец. Для горячей йоги у меня есть Jade, чудесный мат с отличной цепкой поверхностью, и Manduka для обычных «не потных» классов, но от него я не в восторге: тяжелый, скользкий, особенно по первости, для динамичной практики я бы его не рекомендовала.

Индра деви. поставившая мир на голову – знать про все

Первую леди йоги мир знает под именем Индры Деви, но мало кому известно, что легендарная йогиня возникла на свет и выросла в Российской Федерации, а звали её тогда Евгения Петерсон-Лабунская.

Индра деви. поставившая мир на голову

В период СССР занятия йогой не приветствовались. Власть претендовала быть единственным «гуру». Слепые самиздатовские руководства по йоге передавали из рук в руки и зачитывали до дыр. Из Индии в Америку, оттуда в Европейские государства и дальше на Восток — таким кружным путём учение йоги дошло до России. Когда напоследок в первой половине 90-ых годов двадцатого века книжка «Йога для вас» если перевести на российский язык пребывала в издательстве «Коммунистический спорт», мало кто подозревал, что её создатель, Индра Деви, первый раз познакомилась с учением йогов в дореволюционной России.

Индра деви. поставившая мир на голову

Евгения Петерсон с женихом Вячеславом Третьяковым.

А первый раз многоцветные книжки, посвящённые восточному учению, возникли на полках русских книжных магазинов в начале Двадцатого столетия. Одна подобная книжица «Четырнадцать уроков по философии йоги и восточному оккультизму» нечаяно попала в руки пятнадцатилетней гимназистки Женечки Петерсон и перевернула всю её жизнь. Чуть пролистав книгу, женщина ни с того ни с сего ощутила, что сердце её неистово забилось: «Йога! Индия! Я должна туда в первую очередь поехать». Однако прошло пару лет, перед тем как ей вышло выполнить собственную мечту.
Женечка возникла на свет 12 мая (по новому стилю) 1899 года в Риге, которая тогда входила в состав России. Её папа Василий Петерсон — большой светловолосый швед, директор рижского банка, мама Александра Васильевна — актриса театра Незлобина, выступала под псевдонимом Лабунская. Новорождённая была крещена в православной церкви. Всю жизнь Начальная леди йоги аккуратно хранила собственный нательный крестик, с другой стороны которого значилась таинственная дата: «31 апреля, 1899» — день, которого нет. В 1917 Женечка окончила гимназию в Санкт-Петербурге с золотой медалью и вскоре стала студенткой сценической школы в Москве. Федор Федорович Комиссаржевский прочит собственой любимой ученице блестящее предстоящее, но она уже тайно мечтает об Индии…
Вскоре в Российской Федерации возникла Гражданская война, суженый Лабунской, блестящий молодой офицер Вячеслав Третьяков, безвестно пропал на фронте. Многие знакомые Петерсонов уезжают… Гонит страх. Евгения с матерью бежали в Латвию, после в декабре 1920 года в Польшу, откуда год спустя перебрались в Берлин.
Забытый зов
второе половинке 20-ых годов двадцатого века, гуляя с мамой по Таллину, Женя ни с того ни с сего замечает в витрине маленькой книжной лавки вывеску «Теософическая литература» и решает увидеть в супермаркет. Реализатор протягивает ей листовку. Оказывается, в скором времени в Голландии состоится съезд Теософского общества знаменитой Анны Безант, там будет находиться индийский йог Кришнамурти. «Я неизвестно почему сделала вывод, что мне в первую очередь необходимо ехать в Голландию на этот съезд», — вспоминала позже Евгения Васильевна.

Про йогу:  Сурья Шакти - мощная физическая практика

Индра деви. поставившая мир на голову

В 1930-е годы Евгения ведёт жизнь колониальной светской женщины.
Съезд проходил в местечке Оман, тут располагалось большое гнездо голландского дворянина-теософа, который довольно охотно предъявил его для нужд собственных соратников. В парке старинной усадьбы для изучения индуистской философии и приемов медитации собралось более 4000 человек. Жили они в палатках, сами готовили себе еду и мыли посуду. Еда была по большей части вегетарианской. «Я крутила носом и говорила, дескать, как можно есть эту траву; приеду домой, съем бифштекс», — вспоминала начальная леди йоги. В первую очередь все происходящее воспринималось ею как своего рода восточная экзотика.
Так продолжалось до той поры, пока как то в вечернее время у костра представительница слабого пола не услышала, как гость из Индии, поэт и философ Джидду Кришнамурти, поёт на санскрите древние священные гимны. «Мне показалось, я слышу забытый зов, друг, но отдалённый. С этого дня все во мне перевернулось. Эта неделя в лагере стала поворотной в моей жизни», — вспоминала Евгения Васильевна спустя десятилетия.
Театральная карьера Петерсон-Лабунской складуется исключительно очень хорошо. В Берлине она играет в русском театре Якова Южного «Синяя птица», с которым гастролирует по европейским столицам. На неё внимание обратил известен германский режиссёр Макс Рейнхардт и вознамерился позвать в собственный театр. Также у молодой актрисы достаточно много поклонников. Солидный банкир Герман Больм выполняет ей предложение. Она в определенном оцепенении соглашается. Кажется, что её участь теперь предопределена. Однако Женя ставит жениху требование: она готова выйти за него, но в первую очередь желает выполнить собственную заветную мечту — побывать в Индии. Больм безоговорочно выкладывает нужную сумму. Пускай едет. Ей, разумеется, там не нравится: инородная среда, грязь, заболевания, страшная жара. Пускай разочаруется и переболеет…
И вот 17 ноября 1927 года начинается первое путешествие в Индию, во время которого Евгения умудрилась проехать всю страну с юга на север. Первым делом ей «казалось странным носить сари, сидеть на полу, мыться как индийцы и есть без ложек, вилок и ножей, пальцами правой руки». Но вскоре индусы стали смотреть на неё как на собственную. Представительница слабого пола в рекордно минимальные периоды времени усвоила их обряды и жизненый образ.
Спустя 3 месяца, встречая собственную «блудную молодую», Больм заметил, что Женя стала другой. Если она и открывала рот, то только чтобы рассказать что-то о собственной индийской «эпопее». Суженый прямо с вокзала повез её в ресторан — отгулять встречу. Однако праздник был испорчен, здесь же в ресторане Женя вернула Больму свадебное кольцо, полученное при помолвке. Она чувствовала себя виноватой, но надеялась, что суженый её поймёт: «Там мой дом».
Звезда «арабского рыцаря»
Женя распродаёт все собственные немногочисленые ювелирные изделия и мех и опять уезжает в государство слонов, как она тогда думала — насовсем. Вырученной суммы, по расчётам, должно хватить на пару месяцев, а далее… Что ж, не надо загадывать. «Индия… Кто у тебя там?» — «Никого», — вспоминается давнишний разговор с матерью в Санкт-Петербурге.
Женя начала открывать для себя Индию, точнее, «помнить», из-за того что ей нередко казалось, что это все уже было раньше. Так, как то, решив изучать традиционный индийский танец, она отправилась к популярной в государстве танцовщице — Инакшираме Рау. После нескольких занятий женщина была поражена, когда её учитель заявила, что обучение окончено. «Вы и так это все уже знаете», — объяснила танцовщица.
Как то на собрании Теософского общества в Адьяре Женю, выполнявшую индийский храмовый танец, заметил Джавахарлал Неру. Их познакомили, и между российской танцовщицей и индийским пандитом на долго завязалось то, что сама она называла «влюблённой дружбой». Там же, в Адьяре, известен режиссёр Бхагвати Мишра предложил ей роль в фильме «Арабский рыцарь». Главного героя должен был играть Притхвирадж Капур — известен родоначальник индийской кинодинастии. Женя согласилась на участие в съёмках: она также стеснена в средствах. В 1 день после премьеры «Арабского рыцаря» в январе 1930 года она стала звездой индийского кино. Никакой Петерсон-Лабунской в титрах, разумеется, не значилось. Говоря по существу тогда мир первый раз познакомился с Индрой Деви. Как сама она вспоминала, режиссёр Мишра просто дал Супруге перечень и предложил подобрать псевдоним, а та ткнула пальцем наобум и стала «небесной богиней» — так переводится с санскрита комбинирование «Индра Деви».
События в данный этап её жизни очень быстро меняют друг друга. На одном из светских вечерков Евгению знакомят с самым завидным женихом в Бомбее, сорокалетним главой Клуба холостяков, служащим чехословацкого консульства Яном Стракати, и вскоре она становится его женой. Дальнейшая ипостась Евгении — колониальная светская женщина. Приемы, балы, скачки… Жены и мужа Стракати приглашают к себе Рабиндранат Тагор, семья Джавахарлала Неру, Рерихи, они встречаются с участниками индийского движения сопротивления.
«Единственное, от чего я не хотела отказываться, — вспоминала Индра Деви, — была моя дружба с индийцами всех каст и рангов, хотя это и нарушало жёсткие неписаные правила белых людей, проживающих в Индии. Я виделась с теми, с кем хотела, и принимала у себя всех, кого хотела». Муж, будучи человеком широких взглядов, предъявил ей в данном отношении полную свободу.
Но подобная жизнь в скором времени начала тяготить молодую представительницу прекрасного пола. Да, она в Индии, но… «За этим ли я приехала сюда? После ли, чтобы стать хозяйкой распространенного салона и светской женщиной? Что сталось с моими планами работать, подсоблять людям, учиться? Я сказала себе, что нужно действовать. Нужно заменить собственную жизнь и начать все в первую очередь», — вспоминала Индра Деви.

Про йогу:  Кундалини Йога для начинающих на канале Живи. Домашняя практика | Йога дома

Индра деви. поставившая мир на голову

В Америке Индра была очень дружна с голливудской звездой Глорией Свенсон, которой посвятила собственную вторую книгу — «Йога для американцев».
В йогашале Майсура
Как-то в их доме гостил один друг, которому внезапно стало плохо с сердцем. Вспомнив, как на её глазах индийские йоги показывали собственные способы излечения, Индра сосредоточила все собственные мысли на его исцелении…
Знакомый вылечился, но на иной день сама она слегла в постель с крепкими болью в сердце. Констатировавший сердечную недостаточность доктор прописал излечение, но лучше больной не становилось. Представительница слабого пола проводила все дни в кровати. Супруг повёз её в Европейские государства, где показал хорошим кардиологам, однако они оказались бессильны. По возвращении в Бомбей Индре стало ещё хуже. «Я располнела, окрас лица стал землистым, возникли морщинки. Я практически всегда без причины принималась кричать», — вспоминала она. Так прошло 4-ре мучительных года.
В отпускной период мужа, который они проводили в Праге, Индра познакомилась со студентом-медиком по имени Рипка. Как то в его наличии она потеряла понимание. Когда представительница слабого пола рассказала будущему доктору (который, также как оказалось, пару лет изучал способы йоги) о случае, после которого её сразил недуг, он заметил: «Вы применили какой-то из вариантов йоги. Отчего же вам не побеседовать о собственной заболевания с йогами? Это было бы умно».
По возвращении в Индию Индра обратилась к знаменитому Шри Кришнамачарье, чьё имя тогда гремело на всю территорию страны. Она решила идти курс обучения йоге, чтобы вылечится и запомнить здоровый жизненный стиль.
«Я долго готовилась к данной встрече, хотелось смотреться как можно лучше», — вспоминала Индра Деви. Но гуру окинул её ироничным взглядом и заявил, что йога исключительно для мужчин и исключительно для индусов. В йогашале Майсура второе половинке 30-ых годов двадцатого века в реальности обучались только молодые кшатрии — представители воинской элиты государства.
«Представительницу прекрасного пола и тем более иностранку я не возьму, это нереально!» — храбро твердил гуру. «Он мог соблюдать чудеса: останавливал своё сердце, отключал на расстоянии электрический ток и снова включал. Не смог он только освободится от меня», — вспоминала Индра Деви. Помогло сломить твёрдость гуру знакомство с махараджей Майсура, который замолвил за неё словечко. В йогашалу Индру приняли, но Кришнамачарья не собирался давать ей поблажки. Супруге посла понадобилось подчиниться жёсткой дисциплине и держаться строжайшей диеты: не есть «мёртвых» продуктов, и среди них не только мяса, но и белого сахара, муки, риса, консервов. Исключались даже те овощи, которые растут в территория — картофель, лук, морковь. В пищу можно было принимать лишь то, что воспринимало лучи солнца. Запрещалось ложится спать после девяти часов вечера, греться у очага.
Ученики вставали перед восходом солнечного света. Этот режим был разработан конкретно для молодых мужчин, дабы в процессе нелёгких «университетов» они сумели выковать своё свое «алмазное» тело (крепкое и здоровое). «Классов для представительниц прекрасного пола у меня нет», — с порога заявил ей Кришнамачарья. Доводилось заниматься одновременно со всеми. Супруга владыки Майсура, видя настойчивость Индры, прониклась к ней уважением и на все время обучения предъявила ей личного повара, который и составил для иностранки особое меню — если из этого исходить с требованиями гуру.
Первое время Индре казалось, что с данными правилами отдашь богу душу, но медлено она втянулась. Новая воспитанница постройнела, лицо разгладилось, а основное, прошли все симптомы неизвестной заболевания. Видя её усердие, Кришнамачарья самостоятельно занялся её учебой. «Он сказал, что я готова к тому, чтобы перейти на следующую ступень обучения, — вспоминала Индра Деви, — на следующий день он попросил меня прийти к нему пораньше и закрыл дверь, чтобы никто не мешал. Он сел на пол и начал учить меня искусству особенных тайных тренировок, контролирующих дыхание. Он заставил меня записывать все, что он говорил». До неё лишь потом дошёл смысл случившегося. второе половинке 30-ых годов двадцатого века она стала первой женщиной-иностранкой среди посвящённых.
Когда Кришнамачарья выяснил, что супруга Индры переводят в Шанхай, он опять позвал её. «Вы сейчас уезжаете от нас, — сказал он, — вы будете преподавать йогу. Вы можете и будете это соблюдать».
Индре это показалось восхитительным: новопосвящённой и в голову не приходило, что когда-либо и ей нужно будет стать гуру. Однако в Индии педагогу не перечат. Супруга дипломата отбыла из Индии, убеждены в том, что Кришнамачарья всё-таки сделал погрешность и она абсолютно не избранная.
Уже на корабле представительница слабого пола первый раз ощутила, что ей больше не хочется плясать, носить ювелирные изделия и великолепные платья. Говоря по существу тогда первый раз она участка светлое сари и с той поры совсем не признавала иной одежды.
В Шанхае второе половинке 30-ых годов 20 столетия она открывает школу в доме госпожа Чан Кайши, страстно увлечённой йогой. Среди её учеников много американцев и российских. Сейчас её очень не всегда называют матаджи («матушка») — так уважительно обращаются к женщине-учителю. Индра Деви читает лекции о йоге, преподаёт бесплатно в детских домах и приютах.
Йога для американцев
Извещение о неожиданной смерти мужа, отправившегося по делам в Европейские государства, застаёт её в Индии. Отсюда Индра едет в Шанхай, чтобы воспользоваться имуществом. Прежняя жизнь завершена. Уехать, но куда? Пароходы после завершения Второй мировой ходят нерегулярно, и она решает поехать в порт и приобрести билет на первое пришедшее судно.
Так второе половинке 40-ых годов двадцатого века, после восьми лет преподавания, уже популярная йогиня оказалась на борту корабля, который шёл в Калифорнию. И снова: «Что у вас в Америке?» Да ничего. «На меня смотрели как на сумасшедшую», — вспоминала Индра Деви.
Год спустя она открывает студию йоги в Голливуде. Индре сильно смогла помочь поддержка Элизабет Арден. «Королева косметики» включила детали йоги в программу собственных модных спа-салонов. В популярности йоги Индра выполняет ставку на знаменитостей, имеющих воздействие на широкую публику. «Люди во многих случаях любят повторять предпочтения и привычки собственных кумиров, — писала она в одной из книг, — так подавляющее большинство людей занялись изучением йоги только вследствие того, что Глория Свенсон, Иегуди Менухин, пандит Неру и Бен-Гурион известны как сторонники йоги».
Учениками Индры становятся Грета Гарбо, Рамон Новарро, Дженнифер Джонс, Роберт Райан, Глория Свенсон, Юл Бриннер, Мэрилин Монро. Но все таки, Индра Деви давала уроки йоги и «примитивным смертным» — устраивала сеансы йога-релаксации для заводских работниц и продавщиц. Это были незамысловатые йогические позы — для снимания напряжения и усталости рабочего дня.
Медлено она выработала методику преподавания, адаптированную для «человека Запада». Это был комплекс асан, наиболее подходящих «белому» человеку, йогические дыхательные действия, специализированные диеты, разумеется, не подобные жёсткие, как та, на которую когда-то сажал её гуру в процессе обучения. Матаджи рассказывала ученикам про специфики организма человека с позиций йоги и преподавала основы плотности и медитации, но всегда подчёркивала, что в основе её способа лежит класическая йога Патанджали, жившего примерно во II веке до н. э. Он был главой влиятельной йогической школы и систематизировал характерные знания о древней науке в собственных «Йога-сутрах» — 195 коротких афоризмах.
В первой половине 50-ых годов 20 столетия Индра вновь выходит замуж, В таком варианте за известного доктора Зигфрида Кнауэра, который становится её помощником. По середине 1950-х годов она обрела американское гражданство и официально вписала имя Индра Деви в собственный новый паспорт.
Королева асан в период СССР
В первой половине 60-ых годов 20 столетия имя Индры Деви возникло на первых полосах газет во всем мире. «Смелая женщина-йог, поставившая Кремль с ног на голову». Основанием для аналогичных заголовков стал визит Индры Деви во времена СССР. Как то к ней попал в руки журнал «Огонёк», который привезли гастролировавшие в Америке артисты Большого театра. Обнаружив в нём маленькую заметку о йоге, Индра бросилась расспрашивать: правда ли в период СССР есть йоги?

Про йогу:  Словарь йога-терминов - YogaNotes

Индра деви. поставившая мир на голову

Даже в преклонном возрасте Индра продолжала странствовать во всем мире и давала по два урока йоги в течении дня.
Она не без волнения осмелилась переступить порог советского консульства, от послереволюционных лет в памяти остались грубые матросы и полуграмотные руководители из рабочих. Боязни, но все таки, были бессмысленны, советские дипломаты любезно придерживали перед ней дверь, носили не дешёвые костюмы и правильно изъяснялись. Консул добросовестно ответил, что о йоге в период СССР ему ничего не известно, но здесь же предложил: «Отчего же вам самой не поехать и не увидеть собственными глазами?» Опять, через 4 десятилетия, увидеть Россию… Она и не считала, что аналогичное возможно. Её отговаривали все: супруг, мама, друзья. Хотя в этот раз её не задавали вопросы: «Что у вас в Российской Федерации?..» Но Индра взяла собственного верного соратника — индуса Балу Кришну — и отправилась в путь. В период СССР въезжали через Финляндию, и ей вышло побывать в Ленинграде, городе её юности.
В Москве Индра Деви посещает индийское консульство, где внезапно встречает старого знакомого по Шанхаю. «Как очень хорошо, что вы приехали, — восклицает он, — тут думают, что йога — это определенная восточная религия, мы обязаны разубедить их». Через пару дней ей приносят индивидуальное приглашение индийского посла Кумара Менона на официальный приём в гостиницу «Советская». На приёме он представляет Индру Деви советским партийным лидерам — первому помощнику примьера СССР Алексею Косыгину, главе МИД Андрею Громыко, первому помощнику примьера СССР Анастасу Микояну. Йогиня долго объясняла им смысл стародавнего индийского учения. Раньше она описала его в книге «Йога для американцев»: «Многие продолжают раздумывать, что йога — это религия. Другие думают, что это как бы магия. У определенных йога имеет ассоциации с верёвочными трюками, с заклинанием змей, поглощением огня, сидением на гвоздях, лежанием на битом стекле, хождением по острым мечам и т. д. Не всегда её связывают с предсказанием доли, гипнозом, спиритизмом и прочими «измами». В реальности йога — это способ, это система физического, умственного и духовного формирования».
По окончании «мастер-класса» Громыко поднял тост: «За Индру Деви, которая открыла нам глаза на йогу». На иной день матаджи ожидала града звонков журналистов и просто желающих учиться йоге. Но так и не дождалась, покинув СССР в разочаровании.
Аргентинский финал
Спустя год врач Кнауэр преподнёс супруге презент — большущее ранчо недалеко от мексиканского городка Текате на границе с Калифорнией. Индра Деви организует тут Интернациональный тренировочный центр для преподавателей йоги и переезжает с мужем в Мексику. Отсюда она постоянный пару раз в году ездила в Индию, а после смерти супруга даже на какое то время переселилась в собственную любимую страну.
Кажется, что ей остаётся: насовсем остаться на «духовной родине» и ожидать конца? Но Индра Деви также ощущает в себе силы, чтобы продолжать собственную миссию.
Когда в первой половине 80-ых годов 20 столетия она первый раз с лекциями приехала в Аргентину, её представление о стране ограничивалось классическим набором — танго, Кордильеры, Огненная Территория. Буэнос-Айрес, самый европеизированный город в Латинской Америке, покорил её сразу. А сама Индра, выступив на телевидении, за один вечер охватила сердца аргентинцев.
Через три года легендарная йогиня решила переехать в это государство. Большое количество друзей отговаривали её от аналогичного рискованного шага: кинуть страну, где она уже сделала себе имя, школу, учеников и вновь поехать куда глаза глядят, точно какой-либо хиппи!.. «Что у вас в Аргентине?» Да ничего. Индра с нуля начинает выстраивать систему распространения традиционной йоги. Опять лекции, семинары, и не только в Аргентине, а так же и в Бразилии, Парагвае, Уругвае, Чили, Мексике, и еще в Испании и Германии.
В мае 1990 года матаджи второе раз приехала в период СССР, побывав в родной Риге и Ленинграде. Собственный 91-й день рождение она встречает в Москве, В таком варианте уже вокруг бесчетных почитателей. К данному времени йога в период СССР была «легализована» — второе половинке 80-ых годов 20 столетия состоялась начальная Всесоюзная научно-практическая конференция «Йога: трудности выздоровления и самосовершенствования человека», на которой была сделана Ассоциация йоги.
Индру Деви приглашают в востребованную передачу «До и после полночи». Владимир Молчанов, узнав о возрасте матаджи, обеспокоенно поинтересовался у её сопровождающие: сумеет ли она подняться на второй этаж, где располагалась студия? И очень удивился, увидев как йогиня практически что взлетела по лестнице: Индра Деви также давала по два урока йоги в течении дня. После программы Молчанова вся страна запомнила оригинальную представительницу прекрасного пола в сари, сидящую на диване в позе лотоса. На иной день на улочках её нападали собиратели автографов.
На закате жизни, объездив весь мир, матаджи говорила, что три государства имеют для неё основное значение: Российская Федерация, где она возникла на свет, Индия, её духовная отчизна, и Аргентина — «полюбовная» страна, как сама йогиня её называла. Собственный сотый день рождение Индра отметила в Буэнос-Айресе. Приветствовать её с юбилейным праздником и захотеть здоровья пришли более 3000 гостей. В 2002 году её здоровье пошатнулось, она была даже не в силах уехать в Индию, где хотела завершить собственный жизненный путь. 25 апреля 2002 года Начальная леди йоги умерла в Буэнос-Айресе. Тело, по обычаю её духовной родины, кремировали, а пепел развеяли над Рио-де-ла-Плата.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий