Почему 200 часов?
На 200-часовом курсе вы не только будете практиковаться, но и будете углубленно изучать позы йоги – как правильно выполнять позы в соответствии с вашими физическими способностями. Вы будете практиковать йогу по крайней мере два часа в день, чтобы вы по-настоящему поняли механику поз и их последствия. Ваше физическое здоровье и сила также улучшатся.
Вы также изучать анатомию и физиологиюи как они относятся к йоге. Преимущества и противопоказания поз будут обсуждаться. Как только ваша физическая практика сочетается со знанием анатомии и физиологии, тогда вступает в игру изучение выравнивания в позах.
Также будут сессии по философским аспектам йоги, которые основаны на Патанджали в восьми конечностях йоги, Йога – это все о том, как жить в гармонии с собой и другими, и во время этих сессий философии у вас возникнет много вопросов о том, как вы жили и какие изменения вы хотите видеть в своей жизни.
Тогда есть также практика Пранаяма(техника дыхания). Это важный шаг к достижению Самадхи(Божественный Союз). Ваше дыхание влияет на качество вашего физического, эмоционального и психического здоровья. Поэтому важно изучать и понимать правильные способы практики пранаямы.
На протяжении всего курса вы погрузитесь в йогу. Это не только для вашей выгоды, но и для других: вы можете учить только тому, что действительно понимаете. Попутно инструкторы помогут вам оценить и приспособить других к позам, включая использование реквизита или правильных словесных подсказок.
В конце концов, 200 часов будут казаться слишком короткими! Как и все остальное в жизни, обучение не заканчивается там. Фактически, после курса подготовки учителей, вы поймете, что это только начало вашего путешествия.
После завершения 200-часовой программы некоторые выпускники могут почувствовать склонность работать с определенным населением. Для этого доступны различные другие программы расширения – например, детская йога и пренатальная йога. Эти программы обычно имеют меньшую продолжительность.
Йога как работа: инструкторы о собственной практике и пути к себе
По случаю Международного дня йоги мы решили спросить инструкторов – людей, на которых мы равняемся, растягиваясь на мягком коврике – как именно они пришли к этому пути, что дает им древняя практика и как новичкам стоит к ней относиться.
Никита Демидов, инструктор Аштанга-йоги, музыкант, мультиинструменталист
– С раннего детства у меня был пытливый и внимательный ум, который зорко вглядывался в происходящее, постигая его. Я наблюдал за собой, за миром, и мне казалось, что мир идет немного не туда. По мере взросления я все чаще ощущал диссонанс с тем, что меня действительно интересовало, и тем, что предлагалось мне в виде «правильных» ценностей.
https://www.youtube.com/channel/UC5A8ElbxeHIJgLwf1k8wb5Q
И это ощущение я почти никогда не терял, чувствуя зов изнутри. Что-то настоящее и живое пыталось вылезти наружу и всячески сообщало уму об этом. В какой-то момент я понял, что больше тянуть нельзя и доверился происходящему. И тут началось: меня стали постоянно посещать осознания и озарения, стали приходить ответы на вопросы, например, в чем смысл жизни, зачем я здесь?
И в итоге со мной случилось пробуждение ото сна. Йоги называют это состояние самадхи, которое предполагает полное растворение эго в высшем аспекте Творца. Конечно, тогда я не знал, как это состояние называется. Я очень ясно увидел всю иллюзорность своего восприятия, свои смешные цели, приоритеты, в большинстве своем – основанные на глупеньких желаниях.
В итоге стали трансформироваться все аспекты жизни. Например, изменился физический аспект – пришло осознание, что с телом надо правильно обходиться, нужно за ним ухаживать: правильно его кормить, перестать мучить вредными привычками. И все это происходило очень быстро.
Началось с того, что во время лежачей медитации я исследовал ощущения от макушки до пят – и вдруг тело само стало принимать какие-то позы, я не стал сопротивляться: из положения лежа оно перешло в стойку на плечах, например, удивительно было то, что раньше таким образом я этого никогда не делал.
Я внимательно наблюдал за собой и запомнил это поразительное явление. Вскоре в мою жизнь пришли люди, которые уже являлись опытными инструкторами йоги. С их помощью я начал осваивать асаны, затем отстроил свою личную практику. На следующем этапе мир, видимо, потребовал воздаяния, в 2021 году меня пригласили вести занятия, так и началась моя преподавательская деятельность.
Можно сказать, что к состоянию Пробуждения меня привел отклик на тот внутренний призыв. Как ни крути, тема просветления не очень популярна для обычного, так скажем, среднестатистического человека. Но я доверился и шагнул в пустоту, в неизвестность, которая расцвела миллиардами цветов, смыслов, взглядов, слов. Я почувствовал Жизнь по-настоящему.
Практикующему необходимо знать, что йога не заключается только в асанах! Йога — это целостная серьезная технология, которая позволяет практику осознать свою истинную природу и взять полную ответственность за все аспекты собственной Жизни. Йога, по сути, является состоянием тотальной внимательности или осознанности, как сейчас говорят.
Асаны в свою очередь – это некий инструмент йоги для глубокого очищения тела и тонких структур, который позволяет держать тело в порядке: оно не болеет и в нем удобно и хорошо. Йога как просветление, связь с высшим аспектом (Богом) – путь каждого живого существа, неважно, осознает оно это или нет.
Я знаю, куда бы человек ни шел, рано и поздно он все равно придет к богу, а как говорится: «У бога опоздавших не бывает». Кто-то делает это быстро, за одну жизнь, кто-то за тысячу. Не бойтесь узнавать себя! Жизнь – прекрасный учитель для внимательных учеников. Будьте сознательными, внимательными к тому, что происходит, к тому, что вы делаете, говорите и думаете.
Карина Кодак, инструктор Ваджра-йоги
– Мой путь в йогу начался с косвенного знакомства. Помню, что сначала мне в руки попалась книга Далай Ламы о том, как быть счастливым. Я тогда проводила лето в Америке, и моя жизнь, внешне выглядевшая как нельзя лучше, внутренне была наполнена необъяснимой тревогой.
С этим удивительным феноменом я тогда и пыталась разобраться. Что такое счастье? Почему современному человеку так сложно сохранять чувство покоя и ясности при всем видимом благополучии? Книга давала простые ответы на довольно сложные вопросы. Затем был случайный разговор с водителем такси, который во время поездки рассказал, как опыт медитации изменил его жизнь.
Сейчас я могу сказать, что йога — это не какой-то отдельный аспект моей жизни, а образ восприятия. Это внимание к своему вниманию, присутствие в ощущениях и наблюдение всего без попытки отождествляться с этим, определять себя через это. По сути, это настоящая свобода! И глубокое состояние естественности.
Если говорить о нагрузке в йоге, то, по моему мнению, каждый сам для себя выбирает уровень вовлеченности и степень сложности практик. Однако, хорошо изучив вопрос биомеханики и строения тела, я могу с уверенностью заявить: если йога корректна для позвоночника, то почти любая нагрузка будет адекватна, а если нет — то даже самая простая практика понесет за собой травмы. Корректная йога — это йога без скруток, боковых наклонов и глубоких прогибов. И она подходит всем без исключения.
Всем, кто только открывает для себя практику, я желаю искреннего вдохновения, детского любопытства на пути познания себя. Это станет лучшим топливом для движения по пути эволюции и обязательно приведет вас к истине!
Ильдар Енакаев, инструктор Кундалини-йоги
– На первое в жизни занятие по Кундалини-йоге меня привел друг. Кришна в Бхагавад-Гите говорил: «Ко мне приходят те, кто в беде, кто в нужде, любопытные и ищущие абсолютной истины». Вот и я пришел по первой причине – были определенные проблемы. Но потом все трансформировалось: уже после первого занятия я получил определенное состояние, результат, и решил, что буду заниматься дальше.
Йога для меня – это нечто большее, чем можно сказать или описать словами. Она дает все возможности и инструменты, ставит самые высокие цели!
Я желаю людям быть дисциплинированными и для того, чтобы практика йоги дала результат, и для того, чтобы они просто были счастливыми!
Ирина Климакова, инструктор по оздоровительной йоге
– Несколько лет назад у меня были проблемы со спиной, с кишечником, чувствовалось постоянное нервное напряжение. На тот момент я работала в администратором в фитнес-клубе. Там я и посетила свое первое занятие.
Йога для меня – это здоровье, психическое и физическое. Это познание, совершенствование себя и возможностей своего тела.
Я считаю, что в йоге главное – регулярность. Если вы хотите добиться каких-то результатов, занимайтесь каждый день. Начните с 10-ти минут, чтобы это вошло в привычку, купите красивый коврик, удобную одежду. Превратите это в ритуал. Тогда вы неизбежно начнете добиваться успехов не только на коврике, но и в жизни!
Катя Лобанова, инструктор Хатха-Виньяса-йоги
– Первые шаги в йоге для меня – проба пера. 10 лет назад после сессии в институте я устроила себе пробную неделю йоги. Обошла n-ное количество йога-центров Москвы и попробовала разные направления. Сделать первый шаг подтолкнуло желание копнуть бессознательное и одновременно найти альтернативу хореографии. Йога связала эти два намерения вместе. За 10 лет произошло множество трансформаций: во мне, в моей практике и в отношении к йоге в целом.
Сейчас йога для меня – это, в первую очередь и без иллюзий, работа с телом и через него. Как следствие – определенные состояния. Если они переходят в качества характера, то это означает смену качества самой жизни.
Нагрузка в йоге бывает всех цветов радуги. Также направлений йоги сейчас невероятное множество, и если у желающего заняться йогой (телесной) есть вопросы по здоровью, стоит начать заниматься индивидуально и разобраться с возможностями и ограничениями. Если вопросов нет, тогда двери открыты всем: на занятиях корректные преподаватели дают разные уровни асан.
Понятие йоги сегодня, конечно, «растянуто». Помимо асан под него подводят: медитацию, вегетарианство, осознанность, также в каждом направлении существует своё количество ступеней: яма-нияма-асана-пранаяма и так далее. Так как мы уже ныряем в философию, понятия точности здесь не существует. Но если человек выбирает телесную йогу, ему как минимум важно осознавать правило «не навреди».
Мои пожелания в День йоги просты: влюбляйтесь, будьте здоровы, не забывайте про честность к себе и миру, реализуйте все свои намерения, и пусть йога станет инструментом и помощником для вас на этом пути!
Беседовала Яна Толстова
Программа обучения на инструктора хатха-йоги
Тема №1. История основания Школы йоги Федерации йоги России, сертификация в международных организациях, документы и сертификаты, получаемые после обучения. Основные современные школы и международные организации йоги в мире.
Тема №2. Введение в специальность. Йога – определение самой дисциплины. История и философия йоги. О разных стилях и основных современных школах хатха-йоги.
Тема №3. Основные трактаты по йоге (Хатха-йога-прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита, Йога-сутры Патанджали, Шандилья-панишада). Восьмиступенчатая йога согласно Йога-сутрам Патанджали и семиступенчая йога согласно Гхеранда-Самхите.
Тема №4. Этические и моральные принципы йоги: Яма и Нияма. Универсальный кодекс нравственных законов и ежедневных предписаний Йоги. Кармическое значение этих законов. Шесть причин, разрушающих йогу, и шесть причин, способствующих успеху в практике.
Тема №5. История йоги России. Первые печатные издания, школы, основатели. Дореволюционный период, первые упоминания о йоге: Рерихи, Смирнов Б.Л., Ефремов И.А., Зубков А.Н., В.Бойко, Л.Тетерников, и т.д.
Тема №6. Гуны: раджас, тамас и саттва.
Тема №7. Санскрит, его значение. Названия асан. Терминология йоги.
Тема №8. Варианты Сурья-намаскар (простые и усложненные по разным стилям (школам) йоги).
Тема №9. Разминочные техники. Вьяяма как разминочные серии упражнений и самодостаточная практика.– Что такое вьяяма и ее разновидности.– Основные задачи предварительных практик.– Практика. Разминочные и общеукрепляющие вьяямы направленные на разминку основных групп суставов и приводящие организм в рабочее состояние.
– Принципы, лежащие в основе практики вьяям.– Сочетание движения, дыхания и внимания (тристана).– Практика. Специализированные вьяямы для раскрытия тазобедренных суставов, техники, способствующие быстрому освоению таких асан, как поза лотоса, шпагаты, мосты и пр.
– Вьяяма как самостоятельная практика.– Что такое марма-вьяяма. Практики, воздействующие на акупрессурные зоны тела.– Практика. Расширенный комплекс для более глубокой проработки суставно-связочного аппарата и прана-вьяямы.– Краткое обобщение по теории вьяям.– Практика сокращенного комплекса.
Тема №10. Асаны стоя, на баланс, перевернутые. Детальная отстройка и проработка: а) упрощенные варианты, б) с использованием вспомогательных приспособлений, в) отстройка с использованием стены, г) «окончательный» вариант выполнения.
Тема №11. Асаны на баланс – удержание тела в заданном положении. Развитие ощущения устойчивой опоры в положениях на баланс. Способы адаптации тела к нагрузке на мышцы при отработке балансовых поз. Разные типы опоры тела в балансах: опоры на ноги, голову, руки, предплечья. Прогибы назад с разными точками опоры.
Тема №12. Брюшные манипуляции – уддияна-бандха, агнисара-дхаути, наули. Подробный разбор техники выполнения. Практики, улучшающие состояние пищеварительной системы и системы кровообращения: эффект, польза, противопоказания, последовательность освоения, диетические рекомендации.
Тема №13. Базовые типы дыхания: а) полное йогическое дыхание; б) дыхание уджайи; Виды пранаям. Подробное изучение каждой пранаямы по отдельности с учетом ее влияния на физиологию: – Капалабхати – Бхастрика (упрощенная форма)
Тема №14. Бандхи. Мула-бандха, уддияна-бандха, джаландхара-бандха, набхо-бандха, Маха-бандха. Практика бандх, пранаям, кумбхак отдельно и внутри асан.
Тема №15. Шаткармы – общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Классификация и их описание в древних йогических текстах Хатха Йога Прадипика и Гхеранда-самхита.
Тема №16. Виньясы, группы виньяс. Иерархия уровней сложности виньяс. Практика хатха, с использованием виньяс.
Тема №17. Пратьяхара и Дхарана (концентрация, сосредоточение). Методы контроля и управления вниманием. Контроль над чувствами, регулирование и отвлечение органов чувств, направление внимания вовнутрь.
Тема №18. Дхьяна (медитация) и Самадхи (осознание). Иерархия самоконтроля (самьямы), самоосознания и изменённых состояний сознания. Связь духовного роста с кармой. Современное понимание йогических техник.
Тема №19. Техники осознанного расслабления. Шавасана. Универсальные методы контроля оболочек. Примеры схем расслабления. Йога-нидра. Теория и практика.
Тема №20. Понимание значения и функций позвоночника. Направления подвижности позвоночника. Наклоны, скрутки, повороты, прогибы и вытяжение.
Тема №21. Учитель. Общность и различие между начинающими и опытными практикующими, йога-инструкторами, учителями, мастерами йоги.
Тема №22. Психология отношений: инструктор и практикующий. Применение знаний о структуре человеческого существа для построения индивидуальных тренировочных программ, гармонично дополняющих и компенсирующих повседневные социальные действия.
Тема №23. Движения, голос инструктора (сценическое мастерство). Контроль мышления и искусство энергетического влияния на учеников тончайшими оттенками речи. Подбор музыки, атрибутики, одежды для практики и т.д.
Тема №24. Связь практики йоги с обычной жизнью и наоборот. Использование принципов йоги для внутреннего мира и внешнего практикующего. Важность внутренней практики для инструктора. Инструктор как пример для подражания. Сознание в тренировочном зале и осознанность жизни. Основные принципы травмобезопасности в практике асан.
Тема №25. Порядок составления тренировочной последовательности. Мотивация и задачи практики. Последовательности практик в развитии формы и содержания техники йога-асан. Принципы построения тренировочных последовательностей. Правая и левая сторона, балансировка времени пребывания на основе ощущения наполненности. Принципы построения занятий утренних и вечерних.
Анатомия: Общий план построения организма. Анатомия костной системы. Теоретическая анатомия мышечной системы. Функциональная анатомия мышечной системы. Теоретическая и функциональная анатомия. Общая динамическая анатомия (циклические, ациклические, вращательные движения). Смещаемость органов и механизм дыхания.
Физиология: Понятие физиологии человека. Основные физиологические процессы. Физиология дыхания. Питание, вегетарианство, работа нервной системы и стресс. Биомеханика. Предклиническая диагностика.
Педагогика: Принципы работы с группой. Основные особенности в проведении индивидуальных занятий.