Интервью с йогатерапевтом Саджи

Интервью с йогатерапевтом Саджи Позы

Основатель сахаджа-йоги

Нирмала Шривастава родилась 21 марта 1923 года в христианской семье в Чиндваре, Индия. Отец — Прасад Салве, мать — Корнелия Салве. В детстве Нирмала жила в ашраме Махатмы Ганди. Семья Салве участвовала в движении за освобождение Индии .[19] В 1947 году Нирмала Салве вышла замуж за Чандрика Прасада Шривастава.[20] Сэр Ч. П.

Шривастава в начале карьеры был государственным служащим и с 1974 по 1989 гг. занимал пост генерального секретаря Международной морской организации.[21] У них две дочери:

Нирмала Шривастава до начала 1970-х годов занималась воспитанием дочерей и принимала участие в работе различных женских общественных благотворительных организаций. Она наблюдала большое количество лжегуру в Индии и на Западе и их разрушительное влияние на людей.[23] Г-жа Шривастава посещала семинары Ошо, но покинула их.[24] Всё это привело к поиску собственного метода духовного развития, который был бы доступен всем искателям истины.

Результатом стало «открытие» в 1970 году метода сахаджа-йоги.[10]. Последующая работа Нирмалы Шриваставы по распространению сахаджа-йоги во многих странах мира (многочисленные публичные программы, лекции на конференциях и интервью[25][26][27]) была высоко оценена многими известными деятелями науки, культуры и религии, такими как Клас Нобель (англ.)русск. , Д. Ю.

Патил, аятолла Мехди Рохани и другие.[28][29][30] В 2004 году официальный международный сайт сахаджа-йоги сообщил, что Нирмала Шривастава завершила свою работу, дальнейшим распространением сахаджа-йоги занимаются её последователи и каждый может присоединиться к этому движению.[31] Нирмала Шривастава скончалась 23 февраля 2021 года в Генуе, Италия.

Интервью с йогатерапевтом саджи

     Интервью с известным в Индии учителем йоги и йогатерапевтом Саджи, который преподает в России, и регулярно проводит семинары и ретриты при содействии йога-студии «ОМ» (Челябинск). В интервью Саджи рассказывает о традициях йоги в Южной Индии (шт. Керала), о разнице между подходами к йоге на Западе и в Индии, о йогатерапии.

Энтони: Я слышал о том, что ты преподаешь в России, это очень ценно!

Саджи: Спасибо!

Энтони: Хотелось бы прежде всего задать такой вопрос: когда говорят о йоге в Индии, то обычно подразумевают Ришикеш, Майсору… Что ты можешь сказать о Керале (помимо того, что там очень красиво)? Интересно узнать о традициях йоги в Керале, а точнее в Южной Индии.

Саджи: Слышал ли ты когда-нибудь о Шанкарачарье? 

Энтони: Конечно

Саджи: Это один из учителей философии Адвайта-Веданты. Так вот, он родился в Керале. И потому здешняя духовная традиция связана с именем Шанкарачарьи.

Энтони: Это очень интересный момент. Я слышал, что Шанкарачарья путешествовал по всей Индии и основал храм в Кедарнатхе и другие храмы по всей стране. Также он проповедовал Веданту и йогу. Но я никогда не слышал, что он из Кералы. Это очень интересно.

Саджи: Да, он родился в Керале, и с этим связаны особенности здешних традиций йоги, которые идут от Шанкарачарьи.

Энтони: Есть ли в Керале храм, основанный Шанкарачарьей?

Саджи: Нет, Шанкарачарья не основал храма в Керале, но в здесь есть множество мест, которые он благословил. Шанкарачарья был очень молод, когда покинул дом и начал путешествовать. Он вернулся в Кералу уже в последние годы, когда умерла его мать. Так вот вся прелесть в том, что до сих пор существует дом, в котором родился Шанкарачарья. Он принадлежал одному из членов его семьи. Но 20 лет назад они хотели отдать этот дом кому-нибудь, потому что это место требовало заботы, а мужчина, которому он принадлежал, был очень старым. Так что он хотел отдать это место кому-нибудь, кто смог бы о нем позаботиться – сам дом, пруд, храмы. Все это расположено в очень красивом месте.

К этому времени Свами Чинмаянанда один из учителей мандира, стал заботиться об этом месте. Сейчас там проходит много интересных мероприятий, это место, где встречаются запад и восток. И именно в этом месте, я веду йога-классы в доме Шанкарачарьи!

Энтони: Вот это да! Очень интересно!

Саджи: Да, это просто изумительное место!

Энтони: Это очень важно, что у меня появилась возможность поговорить с тобой! Я думаю, большинство в иностранцев на самом деле не знают, кто такой Шанкарачарья, о том, что он основал движение бхакти в Индии, проповедовал знание о веданта-йоге.

Саджи: Так и есть! Я сам обучался йоге в этом месте. Я был окружен всем этим, знаю уже много лет этих людей. Теперь я веду там собственный проект. Люди могут приезжать и жить там, в чудесной духовной атмосфере.

Энтони: Кстати, а на каком языке говорят люди в Керале?

Саджи: На языке малаялам. Он очень близок к санскриту, малаялам на 50% состоит из санскрита.

Энтони: И ты по происхождению относишься к народу малялам?

Саджи: Да

Энтони: О, я не знал об этом.

Энтони: Я отметил, что ты обучался в VYASA?

Саджи: Да

Энтони: Как ты полагаешь, это является твоей линией преемственности в йоге? Или что-то другое?

Саджи: В действительности, моя линия преемственности в йоге исходит из традиции Свами Сатьянанды, Бихарская школа йоги. Это то, как я начал свою традицию йоги от моего учителя, от Свами Сатьянды Сарасвати, Бихарская школа йоги. Когда я учился, у нас были проповеди и беседы. Потом мне захотелось получить высшее образование. И я пошел учиться в VYASA, где изучал йогатерапию. Это и есть моя квалификация, ученая степень в йоге. Я получил образование в VYASA и также у меня есть диплом Бихарской школы йоги, я прошел несколько курсов там. Также я встретил нескольких мастеров йоги в парикраме, как ты знаешь, это ритуальный обход святых мест. Я встретил Раджендра Гуру из  традиции Гири и получил дикшу от него. Это Гири традиция, так же как и Свами Сатьянанда Сарасвати. Всего как известно существует 5-6 традиционных линий преемственности учителей йоги.

Энтони: То есть ты получил мантра-дикшу?

Саджи: Да, он дал мне мантра-дикшу. Когда я был на Кумбха-меле, я встретил других учителей.

Энтони: На какой Кумбха-меле?

Саджи: На последней. 

Энтони: в Аллахабаде?

Саджи: Да, это была последняя. Итак, я прогуливался и увидел большой шатер известного мастера. Я просто вошел, и неожиданно учитель позвал именно меня и дал мне дикшу. Это была вторая дикша от Шанкарачарья гуру-традиции. Когда мне было 14, я встретил Обнимающую Мать – Амма-джи.  Так я пришел к духовной составляющей своей жизни. Дверь в духовность открылась для меня через эту встречу с Амма-джи. Она дала мне первую гуру-дикшу.  Я жаждал получить дикшу в традиции Шанкарачарьи. Обычно для этого надо ехать к гуру, жить в ашраме, служить мастеру. А тут мастер просто позвал меня и все были удивлены, увидев это. Он дал мне дикшу, а также особую медитацию. Это чудесное благословение для меня. В течение 20 лет я искал возможности получить дикшу в этой традиции. Мы верим в том, что если у человека есть сильное намерение, то мастер придет к нему. Я очень рад этому. Это позволило значительно продвинуться на пути духовности.

Энтони: Точно так же как на нашем пути изучения мы встречаем кого-то, как ты. Ты появляешься на нашем пути. Это меня подводит меня к тому, чтобы спросить о твоем подходе к йоге… В чем по-твоему разница в подходах к йоге на Западе и в Индии?

Саджи: Я думаю, что западный подход очень отличается. Я могу сказать, что на Востоке, в Индии, йога — это скорее духовная составляющая. Это ежедневная жизнь с утра до вечера, находитесь ли вы с семьей, дома, в храме, вы все время практикуете. Например, в моем доме я практикую йогу, я практикую медитацию, я практикую пранаяму в соответствии с моей семейной традицией. Для моей мамы йога — это своего рода религия. Она просыпается утром в 4 часа, одевается, принимает душ, готовит хорошую пуджу, она молится и уходит в храм, затем возвращается домой, готовит, убирает дом – все это для нее йога.

Энтони: То есть для нее это прежде всего бхакти и карма-йога.

Саджи: Да, бхакти и карма. Она наслаждается такой жизнью. Если я принесу ей йога-мат размером 3 на 6 футов она не будет практиковать йогу таким образом. Потому что она подходит к йоге другим образом. К ней могут прийти соседи они будут сидеть и беседовать – это тоже йога, это то, как йога применяется в Индии. Йога — это жизнь.

Энтони: То есть йога тесно переплетена с жизнью?

Саджи: Да. Йога — это часть жизни. И подход к йоге должен быть именно таким, это мой взгляд на йогу.

Энтони: в Европе духовная составляющая йоги не такая значительная. В основном у них много знаний, ожиданий, размышлений. Мысли, мысли, мысли… В западном подходе зачастую йога — это продолжение бизнеса. А также это продолжение Нью Эйджа. Там множество учителей, которые скорее проповедуют философию Нью Эйдж, но не философию йоги. То, что я изучил в Индии, кардинально противоположно этому.

Про йогу:  Колит кишечника

У меня еще один вопрос. Я хочу сделать свой собственный йога-тренинг по йога-терапии. Меня очень интересует это направление. Что ты можешь сказать о терапевтической йоге и твоем подходе к этому?

Саджи: Йога-терапия — это восточная традиция йоги. Она развивалась очень долго. Это интегрированная йога-терапия. И в таком подходе мы говорим о том, что существует физическое тело, которое вы можете видеть, затем эфирное тело, астральное тело, ментальное тело и тело истинного блаженства – всего пять тел. Их называют на санскрите Панча коша.

В йога-терапии мы даем технику, которая позволяет работать со всеми пятью слоями. Допустим, на физическом уровне мы даем йогические асаны плюс йогическую диету. На уровне эфирного тела, энергетическом уровне, мы даем пранаяму и другие энергетические практики. На уровне тела ума мы практикуем медитацию, нидра-йогу и киртан (воспевание, пение) и так далее. То есть в йога-терапии мы практикуем на всех пяти уровнях. Для развития тела мудрости мы обычно рекомендуем читать позитивные книги, например Багават Гиту или любые другие позитивные книги. И для тела блаженства мы просим людей практиковать карма йогу – действия без ожидания результата от этого действия. В йога-терапии множество разных видов техник и практик. И пока человек не научится балансировать все свои 5 тел, полного здоровья ему не достичь. Таков наш восточный подход к йогатерапии. Я думаю в западном подходе йога-терапия — это скорее физический уровень, когда практикуются асаны, и все. Еще одна вещь, в которую мы верим, – корень болезней в уме. Болезнь — это следствие деструктивного мышления. Когда наши мысли без конца крутятся, они забирают всю энергию физического тела. И приводят к заболеваниям сердца, легких, астме — поражена может быть любая часть тела. То есть корень бед – это ум. Наша задача подпитывать не только физическое тело, но и эфирное, астральное, ментальное и тело истинного блаженства.

Энтони: Хочу уточнить насчет тела истинного блаженства – это связь с высшим атманом?

Саджи: Я бы сказал, что это самадхи.

Энтони: И последний вопрос: что бы ты хотел сказать ученикам — о выборе учителя, о поисках йоги, что следует сказать иностранцам от йоги в Индии?

Саджи: Ты имеешь в виду, какое у меня послание?

Энтони: Да

Саджи: Я веду множество семинаров и тренингов, и я обычно говорю людям: смотри не наружу, а внутрь. Практикуй не снаружи, а внутри. Бог не снаружи, а внутри. Найди свою душу, и ты найдешь блаженство.

Энтони: Отличная мысль!

Саджи: Спасибо!

Критика и ответы на неё

Были прецеденты характеристики сахаджа-йоги как секты со стороны отдельных сектоведов и организаций, в том числе Дворкина А. Л.[86][87][88]ООН и ОБСЕ подвергли критике Бельгию и Францию в связи с религиозной нетерпимостью под видом борьбы с сектами.[89] В Бельгии в судебном порядке было установлено, что обвинения в адрес сахаджа-йоги со стороны Информационно-консультативного центра по опасным сектантским организациям (CIAOSN) не обоснованы.[90] Соответствующие постановления были опубликованы в двух крупных бельгийских газетах De Morgen (англ.)русск.[91] и De Standaard (англ.)русск..[92] В частности международная организация «Human Rights Without Frontiers (англ.)русск.» отметила, что

До сих пор негативный образ сахаджа-йоги, в основном, создается организациями антисектантской направленности и в государственных отчётах по сектам без какого-либо серьёзного контроля слухов об этом движении, как это ясно показало решение Бельгийского суда.

Так же со стороны независимых социологов и журналистов сахаджа-йога получила характеристику открытого движения.[93][94]

В разделе «Деньги» газеты «Коммерсантъ» в 2021 году была опубликована критическая заметка о методах Сахаджа-йоги при лечении рака крови и других заболеваний[95], в которой часть информация искажена, а цитаты вырваны из контекста.

Существуют мнения, что сахаджа-йоги должны делать пожертвования основательнице на оплату поездок и дорогих приобретений. В официальном ответе компания Sahaja Yoga International подчёркивает, что все полученные средства расходуются на благотворительность[96][97].

Литература

  • Верез Г. МАТЬ И ДУХОВНОСТЬ. Конфискованная Истина. Обретенный путь = LA MÈRE ET LA SPIRITUALITÉ. La vérité confisquée. La voie retrouvée / Пер. с французского. — К.: Издательский дом «Соборна Україна», 2001. — 174 с.
  • де Кальберматтен, Грегуар. Пришествие / Пер. с англ. Ю. В. Добровольского. — К.: «Инфопринт», 2007. — 288 с. — ISBN 996-7010-74-0.
  • Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  • Патанджалі. Йога Сутра. Сказання про йогу / Переклад: В. О. Хитрук. — Херсон: Айлант, 2008. — 32 с. — ISBN 966-7403-79-3.
  • Srivastava, Nirmala. Meta Modern Era. — Vishwa Nirmala Dharma, 1997. — ISBN 81-86650-05-9.
  • de Kalbermatten, Gregoire. The Third Advent. — New York: Daisyamerica, 2003. — P. 165. — ISBN 1-932406-07-7.
  • Canter, P. H. The therapeutic effects of meditation // BMJ. — 2003. — Vol. 326, № 7398. — P. 1049. — doi:10.1136/bmj.326.7398.1049.
  • V. K. Sharma, S. Das, S. Mondal, U. Goswami, A. Gandhi.Effect of Sahaja Yoga on neuro cognitive functions in patients suffering from major depression // Indian Journal of Physiology and Pharmacology. — 2006. — Т. 50, № 4. — С. 375—383.
  • D. Morgan.Sahaja Yoga: an ancient path to modern mental health? // Transpersonal Psychology Review. — 2001. — Т. 4, № 4. — С. 41—49.
  • R. Manocha, G. B. Marks, P. Kenchington, D. Peters, C. M. Salome.Sahaja Yoga in the management of moderate to severe asthma: a randomised controlled trial // Thorax. — 2002. — Т. 57, № 2. — С. 110—115.
  • U. Panjwani, W. Selvamurthy, S. H. Singh, H. L. Gupta, L. Thakur, U. C. Rai.Effect of Sahaja Yoga practice on seizure control & EEG changes in patients of epilepsy // Indian Journal of Medical Research. — 1996. — Т. 103. — С. 165—172.
  • R. Manocha, B. Semmar, D. Black.A pilot study of a mental silence form of meditation for women in perimenopause // Journal of Clinical Psychology in Medical Settings. — 2007. — Т. 14, № 3. — С. 266—273.
  • L. J. Harrison, R. Manocha, K. Rubia.Sahaja Yoga Meditation as a family treatment programme for children with attention deficit-hyperactivity disorder // Clinical Child Psychology and Psychiatry. — 2004. — Т. 9, № 4. — С. 479—497.
  • Sheng-Chia Chung, Maria M. Brooks, Madhur Rai, Judith L. Balk, Sandeep Rai.Effect of Sahaja Yoga Meditation on Quality of Life, Anxiety, and Blood Pressure Control // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. — 2021. — Т. 18, № 6.
  • S. E. Hernández, J. Suero, K. Rubia, J. L. González-Mora.Monitoring the Neural Activity of the State of Mental Silence While Practicing Sahaja Yoga Meditation // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. — 2021. — Т. 21, № 3.
  • L.I. Aftanas, S.A. Golocheikine.Human anterior and frontal midline theta and lower alpha reflect emotionally positive state and internalized attention // Neuroscience Letters. — 2001. — Т. 310, № 1.
  • L.I. Aftanas, S.A. Golocheikine.Impact of regular meditation practice on EEG activity at rest and during evoked negative emotions // International Journal of Neuroscience. — 2005. — Т. 115, № 6.

Примечания

  1. Начало Сахаджа-йоги (неопр.). Дата обращения: 26 января 2021.
  2. 12A message for one and all… (англ.). The Hindu (7 апреля 2003 года). Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 11 марта 2007 года.
  3. Judith Coney. Sahaja yoga: socializing processes in a South Asian new religious movement. — Routledge, 1999. — 269 p. — ISBN 0700710612.
  4. David V. Barrett.The New Believers. — 2nd ed. — Cassell, 2001. — P. 297—298. — 560 p. — ISBN 0304355925.
  5. Self, David. The Lion Encyclopedia of World Religions. — Lion UK, 2009. — 128 p. — ISBN 0745949835.
  6. Encyclopedia of New Religions: New Religious Movements, Sects and Alternative Spiritualities / Partridge, Christopher H. — Lion Hudson Plc, 2006. — 448 p. — ISBN 0745952194.
  7. Manocha, R., et al. Sahaja yoga in the management of moderate to severe asthma: a randomised controlled trial // Thorax. — 2002. — Vol. 57, № 2. — P. 110—115. — doi:10.1136/thorax.57.2.110.
  8. T. N. Achyuta Rao. Manoniyantran: Vedic Views and Ways of Mind Control. — Delhi: Kalpaz Publications, 2004. — P. 45. — 348 p. — ISBN 8178352907.
  9. Judith Coney. Sahaja yoga: socializing processes in a South Asian new religious movement. — Routledge, 1999. — P. 55—56. — 269 p. — ISBN 0700710612.
  10. 12de Kalbermatten, Gregoire. The Third Advent. — New York: Daisyamerica, 2003. — P. 165. — ISBN 1-932406-07-7.
  11. 12Sahaja Yoga Worldwide (англ.). SahajaYoga.Org. — Контакты с центрами Сахаджа-йоги в 67 странах мира. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  12. Decision No. D2001-0467 (англ.). WIPO Arbitration and Mediation Center. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  13. Шри Матаджи Нирмала Деви.Глава 1 // Сахаджа Йога. — 2006.: «Сахаджа-йога — это не просто мода, вероисповедание или альтернативный метод. Организации как таковой в сахаджа-йоге нет. В сахаджа-йоге нет и членства, мы лишь номинально вынуждены были создать организацию (трест). Через это объединение мы юридически оформляем свою деятельность, но она не имеет постоянного списка людей. Мёртвой организации нет, а есть живой коллективный единый организм».
  14. Значение слов «sahá» и «ja» (англ.). Monier Williams Sanskrit-English Dictionary. UNIVERSITÄT ZU KÖLN, INSTITUT FÜR INDOLOGIE UND TAMILISTIK. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  15. Значение слова «yóga» (англ.). Monier Williams Sanskrit-English Dictionary. UNIVERSITÄT ZU KÖLN, INSTITUT FÜR INDOLOGIE UND TAMILISTIK. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  16. Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001 — С. 46. — 80 с.
  17. Духовная Мать (неопр.). Сайт о Шри Матаджи. Дата обращения: 26 января 2021.
  18. Prof. Nihar Ranjan Ray.The Concept of Sahaj in Guru Nanak’s Theology (англ.) (недоступная ссылка). The Sikh Review. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  19. Раджасекхаран, П. Т., Венкатесан, Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. — С.-Пб.: 1995. — С. 58. — 131 с. — ISBN 5-87383-116-5 (русск.) ISBN 81-85457-08-5 (англ.)
  20. Salve, H. P. My memoirs. — New Delhi: LET, 2000. — P. 92 — 94.
  21. 12Portraits of former IMO Secretaries-General unveiled (англ.). IMO (21 June 2005). Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  22. Varma, R.. Varma, S. Ascent to the Divine: Himalaya Kailasa-Manasarovar in Scripture, Art and Thought — ISBN 2-88169-001-7
  23. Раджасекхаран, П. Т., Венкатесан, Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. — С.-Пб.: 1995. — С. 61 — 63. — 131 с. — ISBN 5-87383-116-5 (русск.) ISBN 81-85457-08-5 (англ.)
  24. Puttick, E.Sahaja Yoga // Encyclopedia of New Religious Movements / Peter Clarke. — Routledge, 2005. — P. 544. — 720 p. — ISBN 0415267072.
  25. List of ECOSOC/Beijing and new accredited NGOs (англ.). General Assembly
    «Women 2000: gender equality, development and peace for the twenty-first century». UN. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  26. Shri Mataji’s talk on the global problems facing women today (англ.). SahajaYoga.Org (13 September 1995). Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  27. Выступления Шри Матаджи (неопр.). Сайт о Шри Матаджи. Дата обращения: 26 января 2021.
  28. Claes Nobel speech, Royal Albert Hall, London (англ.). Vimeo. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  29. What VIPs say about Sahaja Yoga (англ.). SahajaYoga.Org. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  30. Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001, — С. 29. — 80 с.
  31. We Want The World To Know… (англ.). SWAN (16 May 2004). Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  32. The subtle system of Sahaja Yoga (англ.). Sahaja Yoga Introduction. Дата обращения: 26 января 2021.
  33. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — С. 98. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  34. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — С. 80 — 86. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  35. Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001 — С. 49. — 80 с.
  36. 12345678Scientific Explanation (англ.). Sahaja Yoga. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  37. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — C. 97. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  38. Верез Г. МАТЬ И ДУХОВНОСТЬ. Конфискованная Истина. Обретенный путь = LA MÈRE ET LA SPIRITUALITÉ. La vérité confisquée. La voie retrouvée / Пер. с французского. — К.: Издательский дом «Соборна Україна», 2001. — С. 148. — 174 с.
  39. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — C. 99. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  40. 123456789Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001 — С. 46 — 59. — 80 с., глава «Что такое Сахаджа-йога?»
  41. 123456Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации: Пер. с англ. И. В. Петровой, 1995 — C. 92 — 93. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  42. 12Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации: Пер. с англ. И. В. Петровой, 1995 — С. 94 — 95. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  43. Значение «kundala-kundalin» (англ.) (недоступная ссылка). Monier Williams Sanskrit-English Dictionary. UNIVERSITÄT ZU KÖLN, INSTITUT FÜR INDOLOGIE UND TAMILISTIK. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  44. Sahaja Yoga — The Instrument (англ.). Sahaja Yoga Meditation Australia. Дата обращения: 26 января 2021.Sahaja Yoga — The Instrument
  45. Introduction to meditation by Shri Mataji
  46. Раджасекхаран, П. Т. Венкатесан Р. Духовные знания через вибрации / Пер. с англ. И. В. Петровой. 1995. — C. 77. — 131 с. ISBN 81-85457-08-5 (англ.) ISBN 5-87383-116-5 (русск.)
  47. Шри Матаджи Нирмала Деви. Сахаджа-йога / Перевод с англ. / Под ред. Т. С. Грековой. — М.: ИВФ Антал, 1992. — 64 с. — ISBN 5-85269-002-3
  48. [1][2][3] сайты России и Украины.
  49. Guided Meditation (англ.). Free Meditation. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  50. Мудрость — это жить в настоящем (неопр.). Сайт о Шри Матаджи. Дата обращения: 26 января 2021.
  51. Ответ Нирмалы Шривастава на вопрос «Какова роль мысли в процессе самореализации?» (неопр.). Сайт о Шри Матаджи. Дата обращения: 26 января 2021.
  52. 12Медитация я Сахаджа йоге // Наука и религия. — 2005. — № 6. — С. 44—45. — ISSN0130-7045.
  53. Сахадж медитация. Онлайн курс (неопр.). Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  54. Skin Temperature Changes Associated With Mental Silence (англ.). Dr Ramesh Manocha. Дата обращения: 16 апреля 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  55. How to: Do foot soaking (англ.). Free Meditation. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  56. Meditation Guide: Role Of Prayer (англ.). Sahaja Yoga Canada. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  57. Знание реальности (всемирная культура и духовность). Альманах № 1. К.: ДП «Нора-Друк», 2001 — С. 60. — 80 с.
  58. Суть и важность медитации (неопр.). Сайт о Шри Матаджи. Дата обращения: 26 января 2021.
  59. Шри Матаджи о Сахаджа Йоге (неопр.). Сайт о Шри Матаджи. Дата обращения: 26 января 2021.
  60. «Протокол Намерений по сотрудничеству в области изучения метода сахаджа-йоги в СССР»
  61. Сахаджа Йога. Live.
  62. Труды международной научной конференции «Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток-запад», Санкт-Петербург, 1995, С. 81—82.
  63. Труды II Международной научной конференции «Мораль. Здоровье. Мир: Восток-Запад», Санкт-Петербург, 1996.
  64. Труды IX Всероссийской научно-практической конференции «Здоровье. Мир. Нравственность. Культура. Восток-Запад». Москва, 1998. С. 75—77.
  65. First Int’l Conference «Towards Sustainable Global Health», panel on consciousness develpoment (неопр.). Archives. Gemini AG Association. Дата обращения: 5 февраля 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  66. Yoga as a complementary therapy for clinical depression.
  67. Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины. — М., 2003. — С. 271.
  68. Conférence MAPICON-2009
  69. The International Sahaja Yoga Research and Health Centre (англ.). Дата обращения: 5 февраля 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  70. A Randomized, Controlled Trial of Meditation for Work Stress, Anxiety and Depressed Mood in Full-Time Workers.
  71. Effect of Sahaja Yoga on neuro cognitive functions in patients suffering from major depression, 2006.
  72. Sahaja Yoga: an ancient path to modern mental health?, 2001.
  73. Effect of Sahaja Yoga Meditation on Quality of Life, Anxiety, and Blood Pressure Control, 2021.
  74. Sahaja Yoga in the management of moderate to severe asthma: a randomised controlled trial, 2002.
  75. Effect of Sahaja Yoga practice on seizure control & EEG changes in patients of epilepsy, 1996.
  76. A pilot study of a mental silence form of meditation for women in perimenopause, 2007.
  77. Sahaja Yoga Meditation as a family treatment programme for children with attention deficit-hyperactivity disorder, 2004.
  78. Effects of Sahaja Yoga on drug abuse.
  79. Changing definitions of meditation: physiological corollorary.
  80. Impact of regular meditation practice on EEG activity at rest and during evoked negative emotions, 2005.
  81. Monitoring the Neural Activity of the State of Mental Silence While Practicing Sahaja Yoga Meditation, 2021.
  82. Human anterior and frontal midline theta and lower alpha reflect emotionally positive state and internalized attention, 2001.
  83. Increased Grey Matter Associated with Long-Term Sahaja Yoga Meditation.
  84. The therapeutic effects of meditation, 2003.
  85. http://www.pksacademy.com/ Shri P.K.Salve Kala Pratishthan an academy of Indian Classical Music and Fine Arts
  86. Дворкин А. Л.Остальные псевдоиндуистские секты (неопр.). Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Православие и современность. Электронная библиотека. Дата обращения: 26 января 2021.
  87. Avis du Centre d’Information et d’Avis sur les Organisations Sectaires Nuisibles (C.I.A.O.S.N.) concernant Sahaja Yoga. (фр.) (pdf). Rapport Bisannuel. C.I.A.O.S.N. (2003—2004). Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  88. Les sectes en France (Rapport N° 2468) (фр.). Commission D’Enquête sur les Sectes. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  89. Submission Regarding Belgium (англ.) (недоступная ссылка). Human Rights Without Frontiers International. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 4 марта 2021 года.
  90. Acts of defamation against religious groups and communities of belief by Belgian federal and federated agencies (англ.) (недоступная ссылка). Human Rights Without Frontiers International. Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 4 марта 2021 года.
  91. Sahaja Yoga is geen sekte (порт.). De Morgen (25 апреля 2008). Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  92. Sahaja Yoga is geen sekte (порт.). De Standaard (20 июня 2006). Дата обращения: 26 января 2021.Архивировано 21 января 2021 года.
  93. Judith Coney. Sahaja yoga: socializing processes in a South Asian new religious movement. — Routledge, 1999. — P. 214. — 269 p. — ISBN 0700710612.
  94. [4] Evening Standard — London/July 18, 2001 at the Rick A. Ross Institute.
  95. «Коммерсантъ деньги», 12.07.2021 — «Йоги в руки».
  96. David V. Barrett.The New Believers. — 2nd ed. — Cassell, 2001. — P. 297—298. — 560 p. — ISBN 0304355925. «Sahaja Yoga, like many other new religious movements, is involved in charitable social work, including a hospital and a cancer research centre — both using Sahaja Yoga methods for healing — a classical musical school, and a shelter for the poor in Delhi. Sahaja Yoga makes a big point of its teaching being free: — Amazingly, without any financial support from any person, Shri Mataji neither charges for Her lectures nor for Her ability to give Self Realization, nor does one have to become a member of this organization. She insists that you cannot pay for enlightenment and to-date she continues to denounce the false self-proclaimed ‘gurus’ who are more interested in the seekers’ purse than their spiritual ascent. — But in fact this is one of the major criticisms of the movement, that the often middle-class members are encouraged to make regular donations to pay for Shri Mataji’s trips around the world, and to buy her expensive properties, such as Shudy Camps Park House near Cambridge, England, in 1986 and an Italian castle in 1991. (…) Devoted member refer to her as the Divine Mother, and she has called herself Adi Shakti, Primal Mother of All; many take her advice on child-rearing, and some ask her to choose their marriage partners. This amount of influence over her followers’ lives has caused concern in several countries. Some former have said that they were expelled from the movement because they resisted Shri Mataji’s influence over their lives.»
  97. Official Response from Sahaja Yoga International to False Allegations (неопр.) (недоступная ссылка). Sahaja Yoga International. Дата обращения: 5 февраля 2021.Архивировано 26 января 2002 года.

Сахаджа йога — официальный сайт

Схема тонкого тела человека
Интервью с йогатерапевтом Саджи
Получите
Самореализацию!

Сахаджа Йога — это уникальный метод медитации, направленный на установление внутреннего баланса физического, эмоционального и ментального состояния человека.

Про йогу:  Йога у метро Фрунзенская, Москва — рейтинг, адреса на карте, список

Сахаджа Йога является методом получения реального опыта самосозерцания и мировоззрения. Она основана на опыте Самореализации, доступном каждому человеку с рождения. Самореализация — это перевод с санскрита термина «атма сакшат кар», что дословно означает «проявление своего духа». Это не ментальный процесс, не гипноз и не самовнушение. В Сахаджа Йоге Ее можно ощутить как прохладный ветерок над головой и на руках. По сути, Самореализация — это энергетическая трансформация человека.

Это Ваше полное право — получить Самореализацию. Воспользоваться этим или нет — решать Вам, процесс является абсолютно добровольным, к чему нельзя никого принудить. Мы приглашаем Вас провести этот сакральный эксперимент самостоятельно. Сахаджа Йога позволяет бесплатнополучить Самореализациюпрямо сейчас, перед экраном компьютера. »

Мы также приглашаем Вас посетить коллективные занятия по Сахаджа Йоге в ближайшем к Вам Центре. Все занятия бесплатны. Возраст неограничен. Список регионов России и стран Ближнего Зарубежья, где есть Сахаджа Йога, и адреса Центров можно посмотреть здесь. На любой программе Вам будет дана Самореализация, Вы сможете узнать о тонком (энергетическом) теле, о методах очищения чакр и о Сахаджа Йоге. На программах проводятся коллективные медитации.

Сахаджa Йога — это медитативная практика, осуществляющая прорыв в человеческом сознании и позволяющая достичь следующей ступени в человеческой эволюции. Она создана Шри Матаджи Нирмалой Деви в 1970 и с тех пор распространилась в более чем 90 странах мира, однако, знания, на которых основывается Сахаджа Йога уходят на тысячи лет в прошлое. Сахаджа означает «спонтанно», а Йога — союз с самим собой, т.е. достижение Самореализации, которая является целью всех духовных традиций.

Знание Сахаджа Йоги очень древнее, но оно всегда было доступно лишь очень немногим, существовало в разрозненном состоянии и, обычно, передавалось непосредствено от гуру к ученику. В прошлом было крайне сложно получить Самореализацию. В современное время Шри Матаджи сделала это знание доступным всем, спонтанная массовая Самореализация стала реальным опытом сотен тысяч людей.

Про йогу:  Сокровища "Йога-малы"

Через медитацию Сахаджа Йоги сознание получает новое измерение, где абсолютная Истина может ощущаться непосредственно нашей центральной нервной системой. И, как результат, наше духовное восхождение совершается абсолютно без усилий, как процесс роста семени в большое дерево. Физический, психический и эмоциональный баланс достигается как побочный эффект восхождения.

Медитируя в Сахаджа Йоге, человек осознает, что не является ни телом, ни умом, ни эго, ни предрассудками, ни эмоциями или интеллектом, а чем-то вечным, находящимся в сердце в чистом, неразрушимом состоянии — Духом. Дух — источник истинных знаний, источник мира и радости. Самореализация (второе рождение, сатори, просветление) — наше соединение с нашим Духом, и получить ее, как говорит Шри Матаджи, право каждого человека от рождения.

Сахаджа Йога является практическим знанием: каждый, кто практикует Сахаджа Йогу, получает знания и методы, помогающие ему развивать свою личность. Сахаджа Йогу отличает высокая эффективность: человек избавляется от вредных привычек, болезней, страхов, проблем и т.п. В Сахаджа Йоге нет жестких ограничений: собственный Дух ведет человека, человек сам отказывается от того дурного, что в нем было. Сахаджа Йога — массовая практика, доступная всем и каждому. Наконец, она обратима: человек может перестать медитировать, и способность ощущать связь с космической энергией будет утеряна.

Сахаджа Йога не является ответвлением эзотерики: все ее идеи и концепции не идут вразрез с научно подтвержденными законами. В этом ее особенность, как способа отображения Реальности через призму тонкого эмпирического познания. Не все ее концепции и обоснования были научно подтверждены только в силу временного отсутствия у науки способностей это сделать.

Сахаджа Йога считает себя квинтэссенцией всех мировых религий, так как объединяет в себе все чистое и светлое, что содержится в наследии этих традиций. Когда чистота истины утрачивается и многие следуют ложными путями, великие личности (инкарнации, святые) воплощаются на Земле и приносят людям утраченную истину. К числу таких воплощений Сахаджа Йога относит многих основателей религий, философских учений, общественных реформаторов, духовных поэтов и мистиков. Сахаджа йоги исповедуют, что не может быть Бога ислама, Бога христианства, Бога индуизма, буддизма, иудаизма… Есть только один единый Бог.

Сахаджа йога и медицина

В 1988 году состоялась встреча представителей Минздрава СССР с Нирмалой Шривастава, в итоге которой был подписан «Протокол Намерений по сотрудничеству в области изучения метода сахаджа-йоги в СССР».[60]

В 1989 году Нирмалa Шривастава представляла сахаджу-йогу на Первой Всесоюзной конференции «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека», состоявшейся в Москве.[61]

Метод сахаджа-йоги был представлен на международных научных конференциях

  • «Медицина. Самопознание. Нравственность: Восток-Запад», 1995 год, г. Санкт Петербург.[62]
  • «Мораль. Здоровье. Мир. Восток-Запад», 1995, г. Санкт Петербург.[63]
  • «Здоровье. Мир. Нравственность. Культура. Восток-Запад», 1998 год, г. Москва.[64]
  • First International Conference «Towards Sustainable Global Health», 2007 год, Бонн.[65]
  • 138th APHA Annual Meeting, доклад «Yoga as a complementary therapy for clinical depression», 2021 год, Денвер[66].

Каталог-справочник «Диагностические и оздоровительные технологии восстановительной медицины» Министерства Здравоохранения Российской Федерации и Российского Научного Центра Восстановительной Медицины и Курортологии за 2004 год указал в разделе «Оздоровительные программы» под названием «Методика комплексного восстановления здоровья человека» метод Сахаджа-йоги.

В 2009 году д-р Сандип Рай, директор международного исследовательского и лечебного центра сахаджа-йоги (Ваши (англ.)русск., Индия) опубликовал статью «Сознание и нейробиология — развитие защиты мозга от физического и психологического стресса».[68]

В мире работают медицинские учреждения, в своей деятельности использующие методы медитации по системе сахаджа-йоги. Самый известный из них — госпиталь в пригороде Бомбея Беллапуре.[69]

Чакры

В сахаджа-йоге считается, что энергетические центры или чакры на физическом уровне проявляются как нервные сплетения, ответственные за различные органы тела. Каждая чакра соответствует различным качествам физического, ментального, эмоционального и духовного состояния.

Различают семь основных чакр и выделяют некоторые дополнительные центры. Ниже представлено их перечисление с кратким описанием, принятым в сахаджа-йоге.[36] Создание чакр происходило в процессе эволюции человечества, открывая новые её этапы.

Каждой чакре соответствует отражение определённого божества, понимаемого как воплощение тех или иных аспектов Бога Всемогущего.[37][38] Большинство центров имеют левую и правую компоненты.[39]

Первым центром, расположенным чуть ниже крестца является муладхара-чакра. Она соответствует качествам невинности, мудрости, интуиции, памяти и способности к учёбе, проявляясь на физическом уровне как тазовое нервное сплетение.

Божеством центра является Шри Ганеша. С муладхарой ассоциируются элемент Земля и крутящаяся по часовой стрелке свастика. Центр ослабляют нечистота в мыслях, разврат, тантризм и магические практики.[36][40][41]

Над Муладхарой в крестце находится Муладхар — местонахождение кундалини.[40][41]

Вторым центром является свадистана-чакра. В её функции входит наблюдение за состоянием почек, поджелудочной железы, селезенки и матки. Качествами Свадистана являются творчество, чистое знание, вдохновение.

Чакра служит началом правого канала. Божествами являются Шри СарасватиБрахмадева, символом — звезда Давида, а элементом — огонь. Свадистан ослабляют алкоголь, наркотики, гнев, чрезмерное планирование, практика магии, доминирование над другими.[36][40][41]

Третьим центром является наби-чакра, находящаяся в позвоночнике немного выше пупка. Физическое проявление Наби — солнечное сплетение. Чакра соответствует щедрости, удовлетворенности, благополучию в семье, материальному достатку, морали и духовному восхождению.

Божествами чакры являются Шри Лакшми и Вишну, символом — Инь-Ян, элементом — вода. Наби ослабляют аскетизм, алкоголь, наркотики, плохое питание, проблемы в семье, чрезмерная забота о деньгах и пренебрежение духовностью.[36][40][41]

Наби и свадистан-чакры вмещает войд (не является чакрой) — океан иллюзий, который необходимо преодолеть для духовного роста. Он отделяет уровень осознания от истины до получения самореализации. Качества войда: принцип Гуру (быть учителем самому себе), дхарма, праведность и убежденная (не слепая) вера в Бога.

Божество — Шри Ади Гуру Даттатрея и его десять инкарнаций (Раджа Джанака, Авраам, Моисей, Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Сократ, Мухаммед, Гуру Нанак и Саи Баба из Ширди).[40]

Четвёртым центром является анахата-чакра, находящаяся в позвоночнике за грудиной. Она является вместилищем Духа, Атмана человека и на физическом уровне соответствует сердцу и легким. Качествами анахаты являются чистая непривязанная любовь, радость, правила достойного поведения (мариады), защищенность.

Божествами чакры являются Шри Шива и Парвати, Шри Сита и Рама, Шри Джагадамба, элементом — воздух, а символом — пламя. Центр ослабляют чувство незащищенности, неуверенность в себе, привязанности, атеизм, проблемы отношений с родителями, чрезмерная физическая и умственная деятельность.
[36][40][41]

Пятым центром является вишуддхи чакра, которой соответствуют уровень седьмого шейного позвонка в позвоночнике и передняя часть горла в яремной выемке. Качествами центра являются коллективность, чистые взаимоотношения и дипломатичность.

Божествами вишуддхи-чакры являются Шри Радха и Кришна, символом — колесо времени, элементом — эфир. Центр ослабляют чувство вины, аморальность, саркастичность, хитрость, агрессивность и высокомерие.[36][40][41]

Шестым центром является агия-чакра. Она находится на пересечении зрительных нервов в головном мозгу. Качествами центра являются прощение, сострадание, логика, память и образное мышление. Божествами центра являются Шри Дева Мария и Иисус, символом — крест, а элементом — свет.

Ослабляют центр непрощение, тщеславие, бегающие глаза, фанатизм, сомнения, жестокость.[36][40][42]

Седьмым центром является сахасрара-чакра, находящаяся в лимбической области головного мозга. Качествами центра являются интеграция всех чакр, безмыслие, тишина, радость, ощущение единства и целостности. В сахасраре объединены все божества в материнском и отцовском аспектах Бога.

Ей соответствуют все элементы, а символом является бандхан. Ослабляют центр сомнения в Боге, атеизм и догматизм.[36][40][42]

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий