Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам

Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам Позы
Содержание
  1. Упражнения для начинающих
  2. Что это такое
  3. С чего начинать заниматься хатха-йогой
  4. Что еще следует знать о хатха-йоге новичкам
  5. Основные позы
  6. Бодифлекс
  7. Внешние проявления
  8. Время занятий
  9. Гирокинезис
  10. Жертвоприношение богу (ягья ишваре) – предназначение человеческой жизни
  11. История возникновения
  12. Ишвара пранидхана — преданность высшим идеалам
  13. Калланетика
  14. Кто есть ишвара
  15. Мантра хатха-йоги
  16. Метод фельденкрайза
  17. Музыка для хатха-йоги
  18. О методике ишвара-йога — методика ишвара-йога
  19. Особенности метода
  20. Отличие от аштанга-йоги
  21. Отличие от классической йоги
  22. Отличие от кундалини йоги
  23. Отличие от прана-йоги
  24. Отличие от фитнеса
  25. Польза хатха-йоги
  26. Пилатес
  27. Польза хатха-йоги
  28. Порт-де-бра
  29. Практики
  30. Практики дыхания
  31. Противопоказания к хатха-йоге
  32. Развивающиеся поднаправления хатха-йоги
  33. Рекомендуемая литература
  34. Свойства ишвары
  35. Ссылки
  36. Стретчинг
  37. Сущность ишвары
  38. Типы последовательности асан
  39. Упражнения по назначению
  40. Чем хатха-йога отличается от других видов
  41. Четыре пады, ведущие к ишваре
  42. Эффект
  43. Заключение

Упражнения для начинающих

Базовый комплекс у одного наставника может отличаться от того же самого у другого. Если посмотреть разные видеоуроки, то это заметно.

Наиболее простые упражнения для начинающих:

  1. Тадасана – поза горы.
  • Встаньте на коврик. Выпрямитесь. Стоять нужно ровно.
  • Соедините ноги вместе, чтобы пятки и большие пальцы соприкасались.
  • Подтяните колени и копчик. Держите ноги в тонусе.
  • Отводите плечи назад и вниз. Руки должны быть опущены и вытянуты. При этом нужно еще раскрыть грудь, вытягиваться макушкой вверх и спокойно дышать.

Несмотря на объемную инструкцию, это почти статическая фигура довольно легко выполняется, судя по отзывам тех, кто занимается йогой. Несложно так делать в домашних условиях.

  1. Шавасана. Это поза лежа. Можно посмотреть видео, показывающее, как её выполнять. Но и описания будет достаточно.

Всё просто:

  • лягте на коврик лицом вверх;
  • проведите отцентровку – чтобы обе половины тела располагались симметрично;
  • руки положите под углом 45 градусов к телу ладонями вверх. Пятки – на расстоянии 5 см друг от друга.

Можно развести ноги шире. В такой позе удобно отдыхать после тренировки и медитировать.

Другие асаны лучше изучать на занятиях с наставником.

Что это такое

Хатха-йога – это течение, которое призвано развивать тело, укреплять его, повышать силу и ловкость. Это не просто какой-то фитнес, а более глубокое учение. В нем тело рассматривается в качестве сосуда, в который заключен дух. Заботиться нужно не только о том, что внутри, но и об оболочке.

Hatha может иметь перевод на русский язык, как «усилие», «натуга», yoga – «это слияние». Если объединить эти слова, то получится отразить точный смысл течения. «Усиленное слияние» — не совсем точно. Скорее, нужно говорить: «Слияние, благодаря усилиям». Так подчеркиваются особенности этой йоги. Под силой, как вариант, предлагают понимать энергию kundalini.

Можно разбить слово «хатха» на слоги. И тогда получится, что это культура, которая описывается как объединение ума и жизненной силы. Название также символизирует Солнце и Луну, либо слияние Шивы и Шакти, мужского и женского – есть разные трактовки. «Ха» и «тха» – это баланс.

С чего начинать заниматься хатха-йогой

Если нет противопоказаний, то можно приступать к занятиям этим направлением. Хатха-йога – это не самая простая система дыхательных упражнений, асан, но не нужно ничего опасаться. Всё постепенно. Никто не требует сразу каких-то результатов.

Главное – это осознанно подойти к делу. Со временем практикующий втягивается и начинает работать полноценно. Поможет руководство опытного наставника. Такие мастера йоги есть в Москве в фитнес-клубе La Salute.

Идти нужно от простого к сложному. Утренняя хатха йога натощак, с чистыми мыслями – лучший вариант для новичка.

Вечерние занятия помогают расслабиться, снять напряжение, забыть о мирской суете.

Что еще следует знать о хатха-йоге новичкам

Можно дать несколько общих рекомендаций:

  1. Тренироваться лучше под руководством наставника. Например, прийти в фитнес-клуб La Salute и записаться на интересующие практики.
  2. Йога – это то, чем следует заниматься регулярно. Если относиться ко всему, как к какому-то периодическому развлечению, толку не будет.
  3. Важно придерживаться умеренности. Хатха-йога – это непростой комплекс. Присутствуют большие нагрузки. Необходимо идти от легкого к сложному.
  4. Нужно в правильной последовательности выполнять асаны, дыхательные практики, ставить энергетические замки.

В остальном – всё приходит с опытом.

Основные позы

https://www.youtube.com/user/IshvaraYoga/videos

Прежде чем говорить о наиболее часто применяющихся асанах в хатха-йоге, стоит разобраться, сколько всего существует поз. Про это написано в книге «Горакша Самхите». Там указано, что асан столько, сколько живых существ на земле, то есть, 8,4 миллиона.

Что касается самых простых и основных, то примеры были приведены.

Еще популярные асаны:

  • Падангустасана;
  • Уттхита Триконосана;
  • Вирабхадрасана.

Перечислять все и давать им характеристики в пределах одной статьи не имеет смысла. Познавать их нужно с наставником. Только в таком случае асаны будут максимально полезны. Всё познается на практике. Можно выделить группы:

  • для спины – укрепление мышц, профилактика заболеваний;
  • для похудения. За час сжигается около 500 калорий;
  • для гибкости – укрепление суставов, позвонков;
  • для шеи.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что хатха-йога полезна для всего тела. И не только для него. Еще и для духа.

Бодифлекс

Этим течением, в первую очередь, интересуются женщины, которых волнует тема калорий, похудения. Главное в бодифлексе, как и в различных течениях йоги – дыхание. Похудеть предлагается за счет коротких – до 15 минут, тренировок.

Ученые спорят, насколько эта методика эффективная и безопасная, является ли она полезной. Но это самая настоящая йоготерапия. Сторонники такой дыхательной гимнастики говорят о том, что она помогает справиться с лишним весом, забыть о необходимости подсчета ккал.

Внешние проявления

40.Внешне Ишвара предстает перед садху в облике его коренного гуру (мула), шикша-гуру, избранного божества (ишта-дэваты), Учения (дхармы), его сампрадайи, Гуру-шишья-парампары, а также садху и сангхи, которые вместе образуют Прибежище (шаранам)

41.Ради собственного освобождения, йогину следует почитать Ишвару во всех этих обликах с верой и преданностью, проявляя уважение и чистое видение

42.Гуру-йога, ишта-дэвата-йога, бхакти-йога, джняна-йога – все они в конечном счете ведут к постижению Ишвары и Брахмана. Ведут к Высшему Освобождению


Написано йогином панч-дашанам Дхуна-акхары Махамандалешваром Свами Вишнудевананда гири, садху, в непрерывной линии преемственности учителей на благо всех живых существ, идущих путем Освобождения, 

Июнь 2021 год, Тримурти-Ашрам

Записано Трайлокьядеви гири

Пусть все живые существа вступят на Путь Адвайта-веданты и, постигнув Ишвару и Брахмана, достигнут Освобождения и Просветления!

Время занятий

Заниматься хатха-йогой можно утром, днем и вечером. Идеально – в ранние часы. Не всегда это реально сделать, можно планировать занятия на вечер. Не запрещено тренироваться даже днем. Но с обеда до времени выполнения упражнений должно пройти 1,5 – 2 часа.

Гирокинезис

Его тоже считают разновидностью хатха-йоги. Воздействие на все основные точки организма осуществляется при выполнении последовательности 7 простых упражнений, которые включают повороты, наклоны, скручивания. Главная особенность: действовать нужно очень медленно.

Жертвоприношение богу (ягья ишваре) – предназначение человеческой жизни

23.Человеческая жизнь, которая отождествлена с телом и эго, предназначена для Махаягьи – Великого жертвоприношения, служения Его воле, самоотдачи Ишваре, и ни для чего иного. Это так, поскольку человек и каждое живое существо нераздельны с Ишварой и являются Его частями.

24.Ишвара-ягья трояка: она включает постижение мудрости Ишвары (джняна-шакти), обнаружение Его воли (иччха-шакти) и самоотдача ей, и проявление лилы Ишвары всегда и везде (крия-шакти)

25.Следуя этой троякой ягье, душа (джива) освобождает сама себя от страданий сансары. Это называют самоосвобождение (пратимокша). Действуя в духе самоотречения, она отдает себя на Милость энергии Ишвары. Это называют самоотдача (прапатти). И в конце концов, она узнает себя единой с Ишварой.

26.Такая ягья есть сущность любой севы (служения), любой духовной практики (садханы), любой аскезы (тапас) и свадхьяйи (изучение писаний)

27.Когда сева, садхана и свадхьяя делаются в духе любви, преданности Ишваре, душа, проходя через эти три стадии, постигает суть Ишвары, погружаясь в бхава-, сахаджа-самадхи, обретает самоузнавание и Освобождение 

28.Таким образом постигается махавакья «Тат Твам Аси» и «Ахам Брахмасми»

29.Шравана (слушание), киртана (прославление), смарана (памятование об Ишваре), вандана (вознесение молитв), пада (поклонение стопам избранного божества, Гуру, садху), дасья (пребывание в настрое служителя Ишвары) – таковы 7 цветов в адвайта-ишвара-йоге на стадии крийя-пады, данные святым Нарадой в «Бхакти Нарада Сутре»

История возникновения

Г. Ферштайн в «Энциклопедии йоги» пишет о нескольких легендах происхождения хатха-йоги, согласно которым, люди обрели эти практики, благодаря Шиве. Этого бога указывают, как первого в цепочке передачи знаний от учителя к ученикам.

Если не рассматривать версию о Шиве, то нужно вспомнить Матсьендранатха и его последователя Горакшанатха. Вероятно, именно они первые работали над учением. Это было в X­­­–XI веках.

Ишвара пранидхана — преданность высшим идеалам

Всё, что совершаешь прямо и косвенно,
Пусть будет на пользу другим.
Посвящая все деяния достижению пробуждения
Исключительно ради блага живущих

Шантидева «Бодхичарья-аватара»

Интересы большинства людей в современном обществе сводятся в основном к удовлетворению своих материальных потребностей. Но лишь единицы искренне обращаются на путь познания духовных истин, поиска смысла жизни, постижению сути бытия. Кто стремится постичь природу Души, научиться отделять своё «Я» от его материального аспекта и прийти к пониманию и осознанию духовного — встают на Путь йоги.

Ишвара Пранидхана (Ishvara Pran̤idha̱na̱t) — пятый принцип Ниямы «Йога-сутр» Патанджали. Существуют различные толкования сути этого принципа: полное смирение перед Богом, преданность Богу, постоянные мысли о Боге, постижение своей истинной божественной природы, принятие полноты присутствия Бога во всём окружающем, посвящение всех своих действий Всевышнему.

Людям, ориентированным в жизни на материальные ценности, возможно, трудно будет понять суть этой заповеди, так как соблюдение её требует от человека проявления абсолютного альтруизма и посвящения всех заслуг от своих деяний не себе любимому, а во благо всех живых существ и их духовного развития, а значит, во благо Всевышнего, ибо божественное начало есть в каждом из нас. Личность, привыкшая к постоянному самоутверждению в жизни, удовлетворению своих эго-желаний, потворству всяким мимолётным прихотям, выставлению напоказ окружению своих достижений и успехов в жизни, столкнётся с большими трудностями в постижении этого принципа. Привычное материалистическое мировосприятие ограничивает многих в понимании смысла жизни, а ведь он выходит далеко за рамки удовлетворения своих личных потребностей.

На санскрите «Ишвара Пранидхана» состоит из двух слов: ̱shvara (Бог; Творец; Парабрахман; Высший Дух; Сверхдуша; Абсолют; высшее сознание; первопричина; запредельное существование; состояние сознания вне времени и пространства) и pran̤idha̱na̱t (преданность; вверение себя; обретение прибежища).

Пранидхана, как обретение прибежища, или некоей опоры, поддерживающей человека в жизни, может проявляться по-разному. Кто-то считает только лишь себя способным держать в своей жизни всё под контролем, думая, что всё зависит от него, и надеяться он может только лишь на себя одного; кому-то не обойтись без своего любимого дела, являющегося средством для его самоутверждения; кто-то находит опору в семье или в работе, деньгах… Но рано или поздно жизнь показывает нам бренность нашего земного существования, и что все так называемые опоры, которые мы себе создали, являются преходящими временным явлениями, а значит, опорой они быть не могут. И мы начинаем поиски более прочного и надёжного фундамента, которые и приводят нас на Путь духовного совершенствования. Только через осознание себя частицей единого целого, через постижение общности всего различного, пролегает путь к самореализации.

Про йогу:  Йога у метро Менделеевская, Москва — рейтинг, адреса на карте, список

В далёкие времена мудрец Патанджали написал трактат «Йога-сутры», где сформулировал основные заповеди, которым должен следовать человек, вставший на Путь духовного развития, обозначив их как «Яма» и «Нияма».

Йога-сутры Патанджали

Весь Путь к осознанию единства Патанджали разделили на 8 ступеней, пять первых из них являются подготовительными, нейтрализующими сознание, нацеленными на успокоение тела-ума, практикуемых перед освоением трёх последующих стадий развития (или, точнее, освобождения сознания). Первые пять ступеней: нравственные и этические заповеди (Яма и Нияма), практики по подготовке физического тела к медитации, целью которых является уравновешивание различных ощущений и противоположных восприятий (Асана), управление праной, или жизненной энергией (Пранаяма), контроль чувств (Пратьяхара). Последующие три стадии, «внутренние» практики йоги: сосредоточение и концентрация (Дхарана), медитация (Дхьяна), сверхсознательность (Самадхи).

Необходимо соблюдать последовательность, предложенную Патанджали, в освоении каждой ступени йоги; приступая к определённой из них, предварительно следует пройти через все предыдущие ступени подготовки сознания к восприятию высших истин. На основах Ямы формируются взаимоотношения человека с окружающим миром, все его поступки, слова и мысли, проявленные вовне. Так называемый «социальный кодекс». А следование принципам Ниямы позволит нам соблюдать «внутренний кодекс». Выполняя Яму и Нияму, мы обретаем гармонию между внешним и внутренним миром.

Нияма (санскр. नियम, niyama) — вторая часть Аштанга-йоги, представляет собой духовные принципы, следование которым в жизни приводит к развитию добродетелей, культивированию чистых, светлых мыслей, а соответственно, поступков и деяний.

Таким образом, следуя заповедям Ниямы, мы приучаемся поддерживать в чистоте своё физическое тело, соблюдаем чистоту в словах, мыслях (Шауча), развиваем состояние удовлетворённости всем, что у нас есть, и сохраняем невозмутимость в любых жизненных ситуациях (Сантоша), контролируем свои чувства, посредством постоянного применения волевого усилия (Тапас), встаём на путь самопознания, читаем священные писания и духовную литературу (Свадхьяя), и наконец, встаём на Путь духовного развития, а все плоды своих деяний посвящаем Всевышнему и во благо всех живых существ (Ишвара Пранидхана).

Согласно тексту «Йога-сутр» (сутра 2.45), у следующего этой заповеди развивается «трансовое» состояние сознания, обретается возможность перехода к более глубокому осознанию бытия, состоянию единства, однако это ещё не самадхи, а только подготовка ума к погружению в более глубокие слои сознания. Патанджали описывает необходимость выполнения Ишвары Пранидханы с целью искоренить любые помехи тела-ума, чтобы пришло духовное осознание медитации.

ОМ — мантра, воспевающая Ишвару

Ишвара — высшая степень сознания, но постичь его посредством интеллектуальных размышлений и дискуссий невозможно. Только лишь посредством прямого духовного опыта его осознания постигается его божественная суть. Такой опыт можно испытать с помощью мантры ОМ. Считается, что изначально Вселенная была создана от вибрации, вызванной этим звуком.

Мантра ОМ (или АУМ) — выражение Бога, или высшего сознания Ишвары, в одном звуке Вселенной, посредством звукового проявления в материальном мире. Так, в форме звука «ОМ», воспринимаемого через органы слуха, он предстаёт посредством мантры, а в форме образа, символа, воспринимаемого через органы зрения, — через янтру «ОМ».

АУМ — это слово, означающее Бога. Мантру АУМ следует повторять во время ментального пребывания на его значении.

«Йога-сутры» Патанджали 1.27 и 1.28

Мантра «АУМ» состоит из трёх слогов, которые соответствуют различным состояниям сознания: «А» — сознательный ум; «У» — подсознательный ум; «М» — бессознательное.

Подход бхакти в данном случае заключается в повторении мантры, что послужит опорой в медитации. Однако необходимо не просто повторять мантру ОМ, но размышлять о её значении, созерцая его. Постепенно приходит осознание себя частицей единого целого (Бога), не зависящего от влияния гунн материального мира.

Внутри себя вы постоянно слышите мысли, слова, но вы никогда не слышали звук вашего существа. Что происходит, когда у вас нет никаких желаний, все потребности удовлетворены, тело отброшено, ум исчез? Такое совершенное цветение известно как звук ОМ. Тогда можно услышать истинный звук самой Вселенной, и это звук ОМ!

Бхагван Шри Раджниш

Три последние «ниямы» (Тапас, Свадхьяя и Ишвара Пранидхана) Патанджали объединяет под названием Крийя-йога. Эти принципы считаются подготовительной стадией, которую необходимо пройти перед тем, как приступить к практике медитации. Благодаря практике Крийя-йоги снижается влияние на сознание клешей — пяти омрачений ума и источников несчастья, причин для перевоплощений в материальном мире ввиду невежественного мировосприятия, которое ведёт к кармическим последствиям своих действий в жизни («авидья» — ‘неведение, невежественное мировосприятие’, «асмита» — ‘отождествление себя лишь с воплощённой сутью, эго’, «рага» — ‘влечение’, «двеша» — ‘отвращение’, «абхинивеша» — ‘стремление к обладанию, привязанность к жизни’).

Мои клеши, точно шайка воров,
Выжидают удобного случая,
Улучив момент, они похищают мои добродетели,
Не оставляя надежды на рождение в высших мирах


Шантидева «Путь бодхисаттвы» («Бодхичарья-аватара»)

Посвящение заслуг своего труда

Человек с материальным сознанием трудится всю свою жизнь ради удовлетворения своих собственных потребностей и получения чувственных удовольствий. Это является целью его жизни в этом мире. Человек, вставший на Путь духовного развития, посвящает заслуги своих деяний Всевышнему, каждый свой «шаг» (все поступки, мысли, слова) согласует с целесообразностью во благо духовного развития. Он не ищет выгоду для себя лично, его действия чисты и искренни.

Каждый человек, воплощаясь в этом мире, обладает как материальной, так и духовной природой. Но погружаясь в оковы материального мира, душа забывает о своём истинном предназначении и под влиянием трёх гунн материальной природы (благость, страсть и невежество) начинает вести обусловленное существование. Не отождествляйтесь с материальным телом, обуздайте свои чувства, осознав свою божественную суть, вы обретаете свободу.

С целью исполнения этого принципа посвящайте заслуги от своего труда и плоды своих деяний Всевышнему. Это не ведёт к взращиванию гордыни, как если бы вы действовали ради себя, в своих эго-интересах. Но вы посвящали бы их Богу, памятуя о том, что являетесь проводником божественной энергии в материальном мире. Осознавая себя частицей одного целого, мы более не пребываем в иллюзии разделённости (двойственности). Это приводит к появлению здравого альтруизма по отношению ко всем живым существам и искреннему стремлению делиться тем, что у нас есть лучшего и светлого, делиться божественным светом своего сердца, что становится возможным вследствие раскрытия этого света в своей душе.

Соблюдающий принцип Ишвары Пранидханы свободен от эгоистических мотиваций в своём поведении и в своей деятельности.

Андрей Верба — основатель клуба Oum.ru

Необходимо делиться своими знаниями и опытом, полученными на Пути самосовершенствования, с другими, только вставшими на этот Путь. Помните, что все успехи на Пути, которых мы достигаем, нужны не нам лично. Если вы стремитесь к духовности, чтобы стать лучше других, возвыситься в гордыне над теми, кто ещё не постиг духовных истин, смотреть на них свысока и мнить себя познавшим все тайны бытия, то это путь неверный, такая «духовность» является лишь средством эго-сознания потешить самолюбие и проявить тщеславие. Плоды духовных «достижений» на Пути должны принадлежать всем. Поэтому делитесь знаниями и посвящайте свои заслуги во благо всех живых существ. Это, в свою очередь, является основой Карма-йоги, представляющей собой действия из неэгоистичных побуждений, а во благо других, с позиции «блага мира», мотивированные любовью ко всем формам бытия окружающего мира.

Бог присутствует в каждом из нас

Всё вокруг пребывает в безграничном океане единства. Каждый из нас является частицей единого целого, но обусловленная разделённость, ограниченная временными и пространственными рамками земного воплощения, не позволяет нам воспринимать реальность адекватно и является препятствием на Пути. Человек есть проявленное состояние сознания, а Бог, или Ишвара, — это высшее состояние сознания. Он одновременно и Творец, и творение. Всё, что им создано, является неотделённой от него частью.

Всюду познаешь, насколько возможно, единство природы

«Золотые стихи» пифагорейцев

«Бхагавад-гита» приводит к пониманию Бога как Творца всего мироздания. Существует Ишвара и дживы (живые существа), подвластные закону кармы. Бог присутствует в каждой дживе. Джива — это обособленное «Я», оно и создаёт своими действиями и поступками, определяющими последствия, которые либо приносят наслаждение, либо страдание, карму, которая является категорией временной и преходящей.

Мы не можем постичь Бога посредством своих органов чувств. Посредством них человек познаёт окружающий мир, а его эго проявляется в двойственности восприятия. Однако Бог пронизывает всё сущее своей энергией как материальной, так и духовной. Материальный мир — временное проявление одного из видов энергии Бога (Пракрити). Материальный мир — порождение духовной энергии. Если бы не было духа, то и материальное тело не существовало бы.

Сосредоточь свой ум на Боге, обрати к нему свой разум — и, несомненно, будешь пребывать в нём. Но если не можешь прочно сосредоточить на Боге своё сознание, то старайся достичь его практикой йоги. Если не способен и на это, сделай Бога высшей целью своей деятельности. Совершая дела для Бога, тоже достигнешь совершенства. Если же не можешь делать даже это, тогда, найдя опору в единении с Богом, осуществляй отрешённость от плода всех дел, обуздывая себя и утверждаясь в Атмане


«Бхагавад-гита». Глава 12. Тексты 8–11

Ощутив божественное присутствие в своём сердце, человек перестаёт испытывать враждебность и неприятие по отношению ко всем другим существам, так как теперь ему явлено осознание божественного единства, и он видит теперь не просто материальную оболочку, а душу каждого живого существа.

Счастье — соучастие в благих делах с искренними намерениями

Каждый человек стремится быть счастливым, но не каждый осознаёт истинный смысл этого понятия. Корень слова «счастье» — «часть», значит, только лишь осознавая себя частью общего целого, мы обретаем гармонию в жизни. Как раз принцип Ишвары Пранидханы учит нас соучаствовать в делах, направленных на благо всех живых существ, но при этом намерения наши должны быть чисты и искренни.

Обратите внимание на то, чем вы руководствуетесь в своей жизни, когда выбираете путь, по которому следуете в течение всего земного воплощения. Ведь именно намерения являются главным критерием, отражающим искренность ваших деяний, слов и мыслей. Кстати, в разделе «Притчи» на сайте yogoz.ru есть интересная притча на эту тему под названием «Что такое хорошо и что такое плохо». Ради чего вы делаете что-либо в своей жизни? Какова целесообразность ваших поступков? Даже корень слова «намерение» — «МЕР» — говорит о том, что именно этим и изМЕРяется МЕРа благ, которые вы несёте в этот мир.

Про йогу:  Книга "Йога и здоровье" - Элизабет Хэйч, C. Есудиан. Цены, рецензии, файлы, тесты, цитаты

Делаете вы что-то из эгоистических соображений или руководствуясь корыстными мотивами, либо каждое ваше деяние направлено на улучшение этого мира, созидание добра, привнесение в этот мир света и любви, радости и тепла? Ответьте честно себе на этот вопрос. Для чего вы живёте? Может быть, искренний ответ самому себе прояснит для вас смысл вашего существования, направит на истинный путь жизни.

Калланетика

Комплекс упражнений, который разработала американка Кэлли Пинки. Официально калланетику считают гимнастикой. Но, фактически, это адаптированная под массового потребителя йога.

Кто есть ишвара

1.Ишвара есть Брахман, отраженный в майе.


Он есть единственно Всевышний Источник всего, что существует

2.Ишвара – один без другого, поскольку Он сам есть Брахман, пробудивший свою творческую силу и отраженный в ней

3.Ишвара, как свидетель – есть бесконечное Сознание, превосходящее Майю

4.Пракрити (материальная природа Вселенной) – есть Майя. Махешвара –  творец Майи

5.Ишвара безначален, поскольку майя, в которой он отражен, безначальна

6.Майя, будучи в основе светоносной Пустотой, не омрачает Ишвару когда он создает тело, облекаясь ею, поскольку Ишвара ее субстрат

7.Саттвическая Майя – есть упадхи Ишвары, проекция, наложенная на Брахмана

8.Поскольку Майя единственная и безначальная, Ишвара – единственен и безначален. Сознание, составляющее природу Ишвары – тоже безначально

9.Высший Ишвара – есть Парамешвара, Шива, первая таттва. Сила (бала), слава (яшас, кирти), мудрость всеведения (джняна), безграничное богатство (саршити), красота (шри) и отрешение (вайрагья) – таковы шесть качеств Ишвары

10.Состояние Ишвары, его настрой творить – есть Ишварата

11.Состояние Ишвары, свидетеля всего – называется ишвара-сакшитва

12.Парамешвара – единственен, но поскольку есть различия в Майе (гуны и т.д.), он обретает способность быть Брахмой, Вишну, Шивой и Махешварой, Великим Ишварой

13.Ишвара и Ишвара-сакшитва различаются как различаются свойства одного и того же человека, быть поваром и быть учителем

14.Парамешвара (Высший Ишвара) – есть сам Брахман, породивший Майю. Тот же Брахман – Парамешвара, ограниченный Майей как упадхи, есть Ишвара-свидетель (сакши)

15.Брахма, Вишну, Шива, Даттатрейя и другие боги – есть Его формы

Мантра хатха-йоги

Без этого не обойтись. Мантры поют на каждом занятии. Нужно выучить текст. Первое время можно просто обращаться к Вселенной со словами благодарности.

Mantra в хатха-йоге имеет такое содержание:

«Ом! Я поклоняюсь лотосным стопам всех Учителей,

которые помогают пробудить счастье чистого Бытия,

служат прибежищем, расчищают путь в джунглях,

устраняют заблуждения, вызванные отравой Сансары.

Я склоняюсь перед мудрецом Патанджали, —

он имеет тысячи излучающих яркое сияние голов

и владеет всем на расстоянии вытянутой руки,

воплотившись с раковиной, колесом и мечом. Ом».

Это произносится в начале занятий. Есть и завершающая мантра:

«Пусть благоденствует все человечество.

Пусть правители хранят верный путь на земле.

Пусть процветают те, кто освящает землю.

Пусть пребудет счастье во всех мирах.

Пусть дожди изливаются в срок.

Пусть земля плодоносит обильно.

Пусть страны не коснется разруха.

Пусть праведных не затронет страх».

Метод фельденкрайза

Он, если кратко, позволяет настроить правильные процессы в голове через двигательную активность. Человек выполняет комплекс и осознает себя. Это называют методом соматического обучения.

Музыка для хатха-йоги

По поводу того, являются ли совместимыми какие-то звуки с занятиями, нет единого мнения. Некоторые учителя считают, что нужна полная тишина. Другие – рекомендуют конкретные композиции. Их можно поискать по фразе «музыка для хатха-йоги». Нужно попробовать варианты, чтобы понять, в каких условиях вам лучше заниматься.

О методике ишвара-йога — методика ишвара-йога

Методика Ишвара-йога состоит из двух частей. Первая — это внутренние принципы работы с телом. Вторая — это методология преподавания, или принцип построения тренировочных программ.

Первая часть — это десять принципов работы с телом, которые позволяют нам правильно выполнять любую асану. Эти принципы позволяют нам понять, какие ошибки мы делаем, и как их исправить. И эти принципы универсальны, они подходят к наклонам, к прогибам, к стойкам на голове, на ногах, на руках — к чему угодно. И внутренние принципы работы с телом решают фактически две задачи. Задача первая: как собрать все тело в одно целое, как создать целостность. Задача вторая: как создать согласованную работу двигательной мускулатуры.

 Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам

Кратко перечислю принципы.

1. Главное — внутренняя целостность. Понятие внутренней целостности.

2. Понятие внутреннего центра, ощущение центра, работа с центром и из центра. Внутренняя целостность — связь периферии с центром — пупком.

3. Принцип правильной работы с позвоночником — учимся собирать позвоночник в единое целое и создавать либо прямую линию позвоночника, либо плавную дугу, без точек излома.

4. Бандхи как способ контроля позвоночника.

5. Принцип правильной работы с суставами. Собираем, стягиваем суставы. Суставы как бандхи на периферии.

6. Отстройка асан от точки опоры. Нужно правильно расположить конструкцию над опорной плоскостью, правильно отдать вес в точки опоры.

7. Практика асаны всем телом. Равномерная работа всей мускулатуры тела. В любой асане должно быть задействовано все тело, все мышцы.

8. Пустое-полное или принцип заполненности формы. Расслабляем спазмированные мышцы и приводим в тонус перерасслабленные.

9. Принцип взаимодействия с точкой опоры (принцип восьмерки). Человеческое тело — пружина, половина мышц настроена толкать, половина — выталкивать. Любая асана — это процесс, направленное движение. Чтобы ее сделать, мы создаем движение внутри тела, создаем два равноценных вектора, “я толкаю” и “я отталкиваюсь”. Направленное движение собирает мышцы в единый каркас — аналог внутренней целостности при подтягивании бандх.

10. Симметрия, баланс, равновесие. Как принцип восьмерки реализуется в любой ассиметричной асане. Смещаем акцент внимания в ту половину тела, где работа сложнее. Уравновешиваем тонус мышц вдоль позвоночника, чтобы ассиметричное положение тела не перекашивало позвоночник.

Вторая часть методики — это методология или принципы построения тренировочных программ. Это очень важная часть методики. Ибо мало знать, как правильно делается любое упражнение, мало уметь его выполнить и объяснить. Когда мы хотим учиться — учиться системно, нам нужна точная программа, которая позволит нам успешно усваивать знания, которая четко распределяет, что за чем нужно освоить.

Очень важный аспект: эта программа не мертвая, не застывшая — она может изменяться под особенности любого человека, под его нужды и потребности.

Методология Ишвара-йоги позволяет, во-первых, охватить весь объем техник йоги. Во-вторых, понять, на что нужно сделать акцент, учитывая особенности каждого человека. В-третьих, методология позволяет каждое занятие строить целостно и гармонично. Она позволяет в каждом занятии расставлять акценты — задавать тему занятия, задачу занятия, составлять план занятий на месяц, на год. Плавно убирать освоенные техники, вводить новые, понимать, в каком направлении нужно больше уделять внимания, а с каким направлением все хорошо, и здесь можно особо не усердствовать.

И это не просто готовые последовательности, которыми вы пользуетесь. На курсе для преподавателей я учу преподавателей эти последовательности создавать, строить. Они понимают, какой объем знаний нужно освоить их ученикам и понимают, как построить каждое занятие и как постепенно убирать освоенные техники и как вводить новые, когда, в зависимости от поставленных целей и задач, в зависимости от особенностей группы.

 Ишвара Пранидхана — преданность высшим идеалам

Это позволяет, во-первых, свести к нулю травматизм. Я очень горжусь тем, что в рамках данной методики, в моих йога-центрах, люди не получают травмы — это очень важно. И во-вторых, это позволяет людям очень быстро прогрессировать. Например, в моих группах первого уровня сложности все стоят в бакасане и процентов 85 стоит на голове.

И вот эти две вещи: отсутствие травматизма и быстрое развитие, быстрый прогресс (без растягивания мышц! без раскрытия суставов! без боли!) — я считаю важными достоинствами методики Ишвара-йога.

Особенности метода

Акцент на ощущение целостности внутреннего пространства.Каждая асана тщательно выстраивается сверху вниз — от макушки до стоп и снизу вверх — от стоп к макушке. При этом большое внимание уделяется положению позвоночника, распределению веса тела, расслаблению даже в самых сложных асанах, работе глубоких внутренних мышц. Ключевые моменты практики — активизация «Сердец стоп», работа «из центра», работа с равновесием, отстройка симметрии тела.

Отличие от аштанга-йоги

Основное – это то что в ashtanga – асаны в динамике. Приходится много двигаться. Хатха – спокойная и неторопливая. Общее в асанах. Выполняются одни и те же.

Отличие от классической йоги

В хатха-йоге особое внимание уделяется медитациям, дыхательным техникам, используются и классические позы, стойки. Но все же, акцент смещен не в сторону физики.

Нужно отметить, что хатха-йога сейчас не такая, как была столетия назад. Это подтверждается и тем, что из этого течения вышли многие направления, которые больше теперь относятся к спорту. Он них речь шла выше.

Отличие от кундалини йоги

Разница в энергетике. Кундалини – это работа с нижней чакрой. Это направление рекомендуется зрелым людям.

На начальном уровне лучше комплексно заниматься. Такую возможность дает хатха-йога. Здесь: дыхание, нагрузка на разные части тела, суставы, мышцы.

Отличие от прана-йоги

Прана-йога – российская разработка. Это адаптация под современного человека. Здесь больше физических нагрузок, меньше философии. Если тело важнее, чем дух, то можно начать заниматься прана-йогой. Хатха – для тех, кто ищет гармонии.

Отличие от фитнеса

В нем больше динамики. Философия в фитнесе: здоровое тело, желание худеть, стать гибким. Степень сложности, пожалуй, тоже меньше, чем в хатха-йоге. Кому-то данное покажется плюсом. На самом деле, сложно – это хорошо.

Польза хатха-йоги

Отдельно разберем, чем она полезна для мужчин, для женщин и для всех сразу.

Показания для всех:

  1. Польза в сфере борьбы со стрессом. Особое дыхание – пранаяма, помогает справляться с трудными ситуациями.
  2. Укрепление сердца и нормализация давления.
  3. Улучшение общего самочувствия. После йогатерапии бодрость перестает покидать.
  4. Снятие симптомов хронических заболеваний. Например, йогой можно заниматься даже при остеохондрозе, чтобы не чувствовалось неприятных ощущений.
  5. Расслабление.
  6. Повышение уровня энергии в организме.
  7. Йоготерапия – это метод реабилитации. В статье уже было рассказано про пилатес. Может быть, это течение больше подходит именно для восстановления больного. Но можно ничего не изобретать и заниматься хатха-йогой, чтобы восстановиться от травм, убрать признаки патологий.
  8. Тренировка хорошей осанки, укрепление мышц и суставов, работа с чакральной системой. Это для тех, кто хочет заниматься не только телом.

Полезна хатха-йога для женского здоровья, она дает такой эффект: происходит сжигание нежелательного жира. Можно заниматься даже беременным. Для мужчин работа с весом тоже может быть интересной.

Что еще касается сильной половины человечества, то необходимо отметить следующее: укрепляется всё тело, становится красивым, рельефным, крепким.

Про йогу:  Асаны йоги, позы йоги, йога упражнения для начинающих | Хануман.ру

Пилатес

Это направление в начале XX разработал Йозеф Пилатес для тех, кому нужно восстановиться после травм, укрепить суставы и сухожилия, позвоночник, провести профилактику против сколиоза, нормализовать сон. Автор определял свое течение, как то, которое способно обеспечить полную координацию между телом, умом и духом. Это и есть, собственно, йога: внимание уделяется не только организму, как вещи физической, но и духовному.

 Студия пилатеса La Salute

Польза хатха-йоги

Отдельно разберем, чем она полезна для мужчин, для женщин и для всех сразу.

Показания для всех:

  1. Польза в сфере борьбы со стрессом. Особое дыхание – пранаяма, помогает справляться с трудными ситуациями.
  2. Укрепление сердца и нормализация давления.
  3. Улучшение общего самочувствия. После йогатерапии бодрость перестает покидать.
  4. Снятие симптомов хронических заболеваний. Например, йогой можно заниматься даже при остеохондрозе, чтобы не чувствовалось неприятных ощущений.
  5. Расслабление.
  6. Повышение уровня энергии в организме.
  7. Йоготерапия – это метод реабилитации. В статье уже было рассказано про пилатес. Может быть, это течение больше подходит именно для восстановления больного. Но можно ничего не изобретать и заниматься хатха-йогой, чтобы восстановиться от травм, убрать признаки патологий.
  8. Тренировка хорошей осанки, укрепление мышц и суставов, работа с чакральной системой. Это для тех, кто хочет заниматься не только телом.

Полезна хатха-йога для женского здоровья, она дает такой эффект: происходит сжигание нежелательного жира. Можно заниматься даже беременным. Для мужчин работа с весом тоже может быть интересной.

Что еще касается сильной половины человечества, то необходимо отметить следующее: укрепляется всё тело, становится красивым, рельефным, крепким.

Порт-де-бра

Еще одно подтечение хатха-йоги. Это практика, которая отличается своим подходом от других танцевальных течений. Её можно описать фразой «разумное тело». Порт-де-бра изобрели в России, практика включает в себя элементы пилатеса и, собственно, йоги.

Практики

Хатха-йога состоит из следующих основополагающих элементов:

  • яма;
  • нияма;
  • шаткармы;
  • асаны;
  • паранаяма;
  • мудры;
  • бандхи.

Яму и нияму обычно объединяют в одну практику. Новичок знакомится со сводом правил, существующих в йоге. Это первая ступень развития.

Потом следует ознакомиться с шаткармами – это шесть очистительных практик. Краткое их описание:

  1. Нети – чистка дыхательных путей.
  2. Джала-нети – промывание носовых пазух раствором с солью. Интересен механизм: жидкость должна вливаться в одну ноздрю и выливаться из другой. Дыхание осуществляется ртом.
  3. Сутра-нети. Носовые пазухи в этом случае очищаются при помощи жгута.
  4. Капалабхати. Интересен перевод. Это слово означает «сияние черепа». Суть заключается в интенсивном дыхании с выдохами животом. Активизируется нервная система, улучшается кровообращение. Организм таким образом подготавливают к следующим действиям.
  5. Дхаути – это очищение пищеварительного тракта. Самый популярный шаг – вызывание рвоты.
  6. Наули или волна – это самомассаж внутренних органов при помощи мышц живота.

Далее, можно приступать к изучению асан – поз в хатха-йоге, о которых еще будет рассказано в статье. Следующая ступень – это паранаяма. Суть заключается в работе с энергией при помощи дыхания.

Мудры – это особые жесты, которые помогают направлять энергию во время тренировок в нужное русло. Бандхи – это комплекс особых зажимов мышц тела. О них рассказывают на уроках по йоге. Если по-простому: бандхи – это энергетические замки.

Практики дыхания

Об одной из основных дыхательных техник уже было сказано. Это Капалабхати – то есть дыхание, направленное на активизацию систем организма. Есть еще:

  • Вилома-пранаяма, когда дыхание прерывистое, будто происходит подъем по лестнице;
  • Нади-шодхана – при ней поочередно закрываются ноздри;
  • Брамари-пранаяма – быстрые вдохи и медленные выдохи.

Противопоказания к хатха-йоге

Разберемся, кому нельзя заниматься хатха-йогой. Противопоказания можно разделить на временные и постоянные. Вред от занятий может наступить у тех, кто:

  • чувствует общую тяжесть, слабость;
  • имеет психические расстройства;
  • страдает от проблем с сердцем и опорно-двигательным аппаратом;
  • получал серьезные травмы головы.

При таких характеристиках заниматься хатха-йогой нельзя ни в коем случае.

Временные противопоказания:

  1. Прием сильнодействующих лекарств.
  2. Период после операции.
  3. Физическая усталость – когда это периодическое явление. О постоянной слабости речь шла выше.
  4. Повышенная и пониженная температура тела.
  5. Ситуация, когда человек и без того физически активен: спортсмен, работает руками, а не сидит в офисе.

Нельзя заниматься хатха-йогой после еды, массажа, парной. Если вы побывали в бане, то придется выждать, как минимум, 6 часов.

Что касается беременности, то нужно смотреть на общее самочувствие. Не стоит практиковать йогу в последнем триместре.

Не являются противопоказанием менструации. Занятия в это время должны быть максимально мягкими.

Нужно понимать, что хатха-йога – это большие физические нагрузки. Но и не стоит отметать практику по этому признаку. Никто не будет требовать невозможного сразу на старте.

Развивающиеся поднаправления хатха-йоги

Это объемное основополагающее учение, у которого возникли современные ответвления. Например:

Разберемся с ними.

Рекомендуемая литература

Йога восьми кругов: сетовый тренинг. М. Ясочка, С. Сидорцов (Рыба), А. Зенченко 

Свойства ишвары

16.Вечность (нитьяттва), божественная Полнота (пурнаттва), божественная свобода (сватантрия), всемогущество (айшварья), всеведение (сарваджнятва), всепроникновение и вездесущность (вьяпакаттва) – таковы свойства Ишвары.

17.Сознание Ишвары, обусловленное Майей, в которой преобладает саттва-гуна, называется Вишну, Нараяна

18.Сознание Ишвары, обусловленное Майей, в которой преобладает гуна раджас, именуется Творец, Брахма

19.Сознание Ишвары, обусловленное Майей, в которой преобладает гуна тамас, именуется Разрушитель, Махешвара, Рудра. 


Это подтверждает цитата из Майтри-упанишады (5.2):

«Та Его часть, которая тамас, поистине есть Рудра. Та Его часть, которая раджас, есть Брахман. Та Его часть, которая саттва, поистине есть Вишну»

20.Вишну, Махешвара, Ганеша, Дурга, Даттатрейя и другие боги – есть формы Ишвары

21.В Майе, являющейся ограничением Парамешвары, возникает желание творения, вызванное силой кармы живых существ. Тогда появляются различные вритти: «Теперь пришло время творения. Теперь это следует хранить. Теперь это нужно разрушить»

22.Эти вритти имеют начало и конец. И сознание, отраженное в них, имеет начало и конец. Поэтому и говорят, что Брахма, Вишну и Шива имеют свои сроки жизни, хотя и очень продолжительные. Хотя, как утверждается в шастрах, их тела растворяются во время Махапралайи, сами они – бессмертны, поскольку отождествлены не со своими телами, а с Брахманом и бхава «Ахам Брахмасми» в них пребладает

Ссылки

Сайт Ишвара-йога центра 

Стретчинг

Стретчинг – это подвид фитнеса, который с хатха-йогой все же имеет много общего и, видимо, вышел из неё. Разница в том, что упражнения в нем направлены на развитие мышц, суставов, спины, рук и ног, шеи, гибкости. О единстве духа, разума и тела речи не идет.

В 50-х годах прошлого века стретчинг был простой разминкой спортсменов перед соревнованиями, а позже выделился в отдельное направление.

Таким образом, хатха-йога, сама не являясь «первородным» течением, стала основой для других массовых направлений, полезных для здоровья, занимаясь которыми люди не только укрепляют тело, но и работают со своим духом, с мировоззрением.

Студия стретчинга La Salute

Сущность ишвары

36.Шива, Шакти и Нара – есть три извечные сущности.

Шива есть чистое единство пракаши, абхеда-таттва.

Пракаша есть Свет чистого сознания Ишвары, не имеющий различий (абхеда). Пракаша есть чистое единство.

37.Шакти есть непостижимое единство в многообразии (ачинтья-бхеда-абхеда таттва)


Вимарша есть вибрирующая энергия Ишвары, в которой есть и различие и отсутствие различий (бхеда-абхеда)

Вимарша – есть единство и многообразие

Пракаша есть Нада (вибрация сознания)

Вимарша есть бинду (первичная пульсация, вызванная волей Ишвары)

38.Нара – есть многообразие (бхеда-таттва)

39.Шива, пракаша подобен зеркалу


Шакти, вимарша – есть отражающая способность зеркала

Нара, объективный мир – есть отражение в зеркале 

Типы последовательности асан

В хатха-йоге используется большое количество асан. В этом, кстати, еще одно её преимущество. Происходит всесторонние развитие организма за счет разнообразия упражнений. Для удобства, последовательности асаны разбили на несколько групп:

  • стоя;
  • сидя;
  • лёжа;
  • прогибы;
  • наклоны;
  • скручивания;
  • балансирующие;
  • перевёрнутые.

Все группы поз в хатха йоге несут свою пользу. Например, перевернутые – улучшают кровообращение. Скручивания полезны для растяжки. А балансирующие позы – универсальны, они помогают укрепить все группы мышц. Порядок выполнения асан определяется, обычно наставником или тем, кто занимается, если имеет место средний уровень хатха йога.

Упражнения по назначению

Об этом уже немного шла речь выше. Группировка асан может происходить не по положению тела, не по схожести выполнения, а по тому, для чего они предназначены. Наставник определяет, чего не хватает ученику, и дает нагрузку именно там, где это нужно: сила, гибкостью работа вестибулярного аппарата, лишний вес и так далее.

Чем хатха-йога отличается от других видов

Течений много. Чтобы определиться, какое из них лучше выбрать, нужно провести сравнение.

Четыре пады, ведущие к ишваре

30.Следование заповедям, карма-йога, действия в духе самоотречения, отдача всех плодов и результатов Богу, отказ от чувства делателя и делания. Такова Чарья-пада.

31.Ежедневная шравана, манана, затем нидидхьясана, включающая упасану, чтение мантры, баджаны, киртаны, созерцательное памятование Ишвары, вознесение молитв и служение в духе преданного сына, служащего Всевышнему как отцу. Такова спасающая от коварной майи Крийя-пада

32.Ритуальное призывание ишта-дэваты, преображение в сияющую форму ишта-дэваты, созерцание себя в облике ишта-дэваты, зарождение божественной гордости и начитывание мантры с мыслью: «мой ум – ум божества, моя речь – речь божества, мои действия – проявление божества, весь мир есть мандала моего божества. Такова великая Йога-пада, в которой садху следует пути ишта-дэвата-йоги

33.Постоянное естественное созерцание Брахмана пребывание в Природе Ума согласно Трем главным Принципам – шравана, манана, нидидхьясана, а также самоосвобождение, самоотдача и самоузнавание, вплоть до погружения в сахаджа-самадхи, бхаву «Ахам Брахмасми». Такова непревзойденная наивысшая Джняна-пада, завершающая Ишвара-йогу

34.Чарья-пада дарует салокья-мукти (освобождение в раю своего божества). Крийя-пада дарует самипья-мукти (освобождение через близость к своему божеству, нахождение в составе Его свиты). Йога-пада даурет сарупья и саршита-мукти (обретение сияющей божественной формы как у своего божества и обретение безграничной энергии как у своего божества).

35.В Чарья-паде садху служит Ишваре как слуга. В Крийя-паде он постигает Ишвару как Всевышнего Владыку. В Йога-паде садху постигает Атман как близкий с Ишварой. В Джняна-паде садху постигает единство Атмана, Брахмана и Ишвары, становясь Ишварой и порождая себя в облике Брахмы, Вишну и Шивы.

Эффект

Ишвара-йога, как и другие стили хатха-йоги, в первую очередь укрепляет здоровье. Практикующие отмечают снижение веса, но при этом радуются другим вещам, например, «проснувшемуся» вниманию ко всему, что происходит вокруг, способности просыпаться с хорошим настроением, спокойствию и уверенности в себе.

Заключение

Занимаясь хатха-йогой, можно оздоровиться, создать условия для продления жизни, подняться на новую ступень самосознания. Однако дома самостоятельно непросто освоить течение. Необходима помощь наставника, особенно, на начальном уровне. В фитнес-клубе La Salute можно приступить к практикам в комфортных условиях рядом с опытными людьми, которые подскажут, как правильно подходить к занятиям.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий