Использование элементов оздоровительной гимнастики хатха –йоги в оздоровлении детей

Использование элементов оздоровительной гимнастики  хатха –йоги в  оздоровлении детей Позы

Йога – эффективное средство оздоровления и развития детей старшего дошкольного возраста | методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме: | образовательная социальная сеть

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29 «СИБИРЯЧОК»

Выступление на методическом объединении инструкторов по физической культуре ДОУ

Тема:  

«Йога – эффективное средство оздоровления

и развития детей

старшего дошкольного возраста»

Подготовила инструктор                                                             по физической культуре                                                           1 квалификационной категории  

                                                         Орлина Надежда  

                                                         Константиновна.

г. Зеленогрск

2021 год

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. У детей практически нет возможности играть во дворах в подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютеры и неограниченный доступ к телевидению).

        Многочисленные исследования показывают: неблагоприятные экологические ситуации, сложные социально экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения Красноярского края

не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению.  

Статистика 2021 года показывает:

Такие тревожные показатели заболеваемости побуждают искать новые пути оздоровления детей. Обновление содержания дошкольного образования предусматривает новый подход к физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками, который позволяет использовать отдельные элементы и технологии  спортивной тренировки в практике детского сада. Современных родителей тоже привлекают модные названия: «стретчинг», «боевые искусства», «степ-аэробика» и др. Среди средств, которые направлены на сохранение и укрепление здоровье, а также развитие физических качеств дошкольников,  можно выделить  «йогу».

Про йогу:  Йога - путь на запад. Как йога стала популярной в современном мире? | Реал йога клуб

Занимаясь  йогой с 2008 года,  я заметила позитивные изменения: улучшилась осанка,  перестала болеть спина, ушли  простуды,  и  появилось удивительное состояние обновления, приобретения энергии и удовлетворения от жизни. Ощутив на собственном здоровье положительный результат, я решила узнать, помогут ли занятия йогой укрепить здоровье детей и развить их физические качества? Самая тревожная ситуация на тот момент была во 2 старшей группе. (данные таблицы на слайде).

Одновременно я провела диагностику развития физических качеств детей, которая показала, что дети недостаточно гибки, выносливость при выполнении физических упражнений снижена.

Вдохновившись идеей создания секции «Йога для дошколят», я решила узнать мнение родителей, так как ст. 52. п.1 «Закона об образовании РФ» закрепляет право родителей (и законных представителей)  несовершеннолетних детей выбирать формы получения образования.

Проанализировав данные анкет, выступила на родительском собрании с консультацией для родителей о пользе занятия йогой, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога помогает развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, что помогает впоследствии избежать такого распространенного заболевания как сколиоз. Кроме того, йога повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Йога также является отличным средством расслабления,

дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, нервным и не умеющим сосредоточиться невнимательным детям. Доказано, что дети, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.

Я предложила родителям создать секцию «Йога для дошколят» для детей с ослабленным здоровьем. Получив согласие родителей, поддержку воспитателей я сформулировала

Цель:

сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, развитие их физических качеств через организацию секции «Йога для дошколят».

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи.

Задачи:

  1. Способствовать снижению заболеваемости ослабленных детей.
  2. Развивать силу основных мышечных групп (посредством статических упражнений), гибкость, координацию движения.
  3. Способствовать растяжению и укреплению мышц и связок.
  4. Формировать  правильную осанку, потребность в здоровом образе жизни.
  5. Развивать способность к самоконтролю, управлению своим поведением.

Я разработала программу секционной работы, согласовала её с врачом нашего детского сада Рудкевич Л.А.   Экспертизу содержания программы провела инструктор по фитнесу Марунич Д.В., имеющая сертификат обучения йоге. Программа секции была утверждена заведующим МБДОУ

Про йогу:  Гормональная йога для женщин: упражнения, особенности, методика

д/с №29 Коржовой Л.В.

Программа рассчитана  на 2 года. Занятия секции проходят 1 раз в неделю. Подгруппа детей 10 человек старшей группы.

Структура программы включает в себя 3 раздела:

1 раздел – ознакомительный.

2 раздел – практический.

3 раздел – итоговый.              

1 раздел – ознакомительный

(сентябрь 2021)

Цель:

2 раздел – практический.

(октябрь 2021 – февраль 2021)

Цель:

Организация занятий йогой с дошкольниками имеет свою специфику: продолжительность занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Занятия для детей проходят в динамической, игровой, увлекательной форме.  Учитывается объем необходимой физической нагрузки для нормального протекания физиологических   процессов. Упражнения каждого занятия подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп мышц. Занятия йогой должны приносить чувство радости и удовлетворения от выполнения физических упражнений.

Во время занятия в группе создается положительный эмоциональный настрой.

Структура занятия секции:

  1. разминка: для подготовки организма к предстоящим нагрузкам и мотивирования детей на дальнейшую двигательную деятельность в начале занятия проводится комплекс специальных упражнений.
  2. разучивание и выполнение поз – асанов: (сочетание динамичных и статичных физических   упражнений, направленных на тренировку для выработки силы, выносливости, координации движений).  

   Асаны делятся на несколько классов

справится с эмоциями, избавиться от стресса).                                                     

  1. подвижные игры с элементами звуковой гимнастики,

игры средней подвижности с элементами дыхательной гимнастики,

игры с целью профилактики плоскостопия.

  1. использование мудр (сложение определенных фигур из пальцев рук для улучшения работы внутренних органов). 
  2. Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяет за короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение.
  3. релаксация: (Занятия заканчиваются релаксацией.  Релаксации специально обучают на начальном этапе занятия, а затем используют этот метод для более глубокого отдыха после нагрузки и снятия нервно – мышечного напряжения (стресса).

Принципы:

  1. Постепенности (от простого к сложному).
  2. Системности подачи практического материала.
  3. Учета индивидуальных и физиологических возможностей каждого ребенка.
  4. Интеграция образовательных областей.

Отличительная особенность детской йоги — это проведение занятий в игровом стиле. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений. Игры подбираются таким образом, чтобы содействовать решению как оздоровительных, так и развивающих задач. 

Широко используется метод аналогий   с животными   и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где инструктор – режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление ребенка, способствуя высвобождению   скрытых творческих   и оздоровительных возможностей подсознания.

Про йогу:  Читать книгу Йога для женщин Натальи Правдиной : онлайн чтение - страница 1

Предлагаю тематику занятий: «Волшебные превращения», «В гости к гномам», «Изображаем домашних животных», «Путешествие в жаркие страны» и др.

При проведении занятий секции  использовала эффективные формы организации детской деятельности:

– создание игровых и проблемных ситуаций;

– показ выполнения упражнения детьми;

– работа в парах.

– тематическая беседа с использованием  ИКТ и наглядных пособий;

Интеграция образовательной области «Физическая культура»:

  •  Познание (НОД по ознакомлению дошкольников с окружающим миром – «История возникновения йоги», знакомство с характерными особенностями строения животных, птиц, насекомых)
  • Музыка (все занятия проходят под специально подобранную музыку. Это спокойные мелодии с медленным ритмом,  со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья).
  •  Безопасность  (беседы, методические рекомендации о правильности выполнения упражнения. Необходимо обращать внимание на ребенка, при выполнении  асана, следить за его дыханием: оно должно быть спокойным,  ровным,  непрерывистым.  Если выполнение какой-либо позы причиняет ребенку боль или неудобство, то  не позволять ему перенапрягаться);
  •  Здоровье (проведение тематических бесед «Я и мое тело», «Сердце свое я сберегу, сам себе я помогу», «Тело – храм души»);
  • Социализация (организация игровой деятельности, позволяющей детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми и успешными).               

3 раздел –итоговый.

(март – май 2021)

Цель – совершенствование качества выполнения  поз – асанов.

На этом этапе работы дети демонстрировали свои умения  и успехи на праздниках и развлечениях (выступали на родительской конференции, Дне отрытых дверей).

          В своих отзывах родители высказали удовлетворение и восхищение увиденными результатами детей.

Умелое и грамотное использование элементов йоги позволило добиться значительных результатов в оздоровлении и развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие физических качеств.

Регулярные занятия  в секции «Йога для дошколят» помогли  детям стать уравновешенными и спокойными, научиться концентрироваться, укрепили здоровье и  иммунитет, повысили сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправили осанку, помогли  сформировать сильное и гибкое тело.

Радость движения, дыхания, равновесие души нельзя купить или получить в подарок. Давайте научимся создавать их вместе с детьми! И тогда вы сможете легко увлечь детей, ведь йога так выразительна и занимательна!

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий