История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб Позы

1990-1992

В апреле 1990 Бирия снова приезжает в Москву. На этот раз он не ограничивается одними занятиями. Он также принимает участие в съемках для телевидения. Это будет цикл из десяти передач под названием «Уроки с Фаеком Бирия». Их показывали по воскресеньям в восемь часов утра в программе «Спорт для всех».

Съемки для телевидения не всегда проходили гладко. Один раз снимались в оранжерее на ВДНХ. Там было очень красиво, но зато температура достигала 30 градусов. Елене Федотовой, Елене Ульмасбаевой, Наталье Люцеревой и Сергею Махарадзе, выступающим в роли учеников, пришлось изрядно попотеть.

https://www.youtube.com/channel/UCx3UsuC8zoCDVRZNxZEGLow/videos

А в следующий раз оранжерея почему-то уже была занята другой съемочной группой, и работать пришлось прямо на улице. Погода была хорошая, но климат явно не оранжерейный — всего градусов 11-12. Но требование к короткой форме соблюдалось неукоснительно, и всем только и оставалось делать вид, что им тепло.

Однако, самый драматичный эпизод был связан с фотографиями для газеты. Съемки были назначены на выходной день, но на месте ключей от зала не оказалось. Все, включая самого Бирию, уже в сборе. Пришел фотограф с аппаратурой, а дверь в зал закрыта. Вахтерша, у которой, конечно же, есть второй ключ, наотрез отказывается открыть помещение.

«Раз у вас нет ключей, значит, вы не договаривались. Я вас не впущу». Кто-то побежал звонить, узнать, в чем дело. Остальные сидят под дверью, атмосфера становится напряженной. Вдобавок ко всему вокруг полная разруха: груды битого щебня и стекла, валяются какие-то ржавые решетки.

Элегантная Федотова идет через всю эту грязь к вахтерше и начинает ее уговаривать. Вежливо и в то же время настойчиво объясняет, насколько важными являются эти съемки, что один из присутствующих — заграничный гость, который приехал из Парижа, что он их учитель и очень уважаемый человек.

На вахтершу все эти уговоры не производят абсолютно никакого впечатления, она стоит намертво. И вдруг, всегда прекрасно владеющая собой Федотова падает на весь этот щебень, битое стекло и куски арматуры и начинает рыдать в голос. Но даже такой поворот событий не возымел никакого действия — вахтерша обладала по истине несгибаемой волей.

В августе 1990 Елена Федотова  первый раз поехала на ежегодный семинар Фаека Бирии, в замок Блакон  на юге Франции. Поездка произвела на нее огромное впечатление. А в сентябре, в свой очередной приезд, Бирия в сопровождении Федотовой и Ульмасбаевой поехал в Ленинград.

Занятия шли всего два дня, и ленинградское телевидение сделало короткий сюжет о семинаре. «Мы приехали сюда, люди пришли к нам на занятия. Мы не можем бросить их теперь на произвол судьбы. Кто-то должен регулярно приезжать в Ленинград и заниматься с ними», — сказал Бирия перед отъездом.

У Елены Федотовой была семья и маленький ребенок, она ездить не могла. Эту нелегкую задачу взяла на себя Елена Ульмасбаева. Она будет ездить в Питер в течении нескольких лет, регулярно, раз в две недели. (Со временем потребность в таких семинарах появится и в других городах, и Ульмасбаева будет вести занятия в Хабаровске, Севастополе, Ярославле и даже в Красноярске 26).

Центра, как отдельной организации, в Москве еще не было. Федотова и Ульмасбаева работали в рамках НПЦ НМО, им помогал Александр Лагутенков, который нашел и арендовал помещение для занятий в школе на Брянской улице. Классы проходили по вечерам в довольно холодном и не очень чистом физкультурном зале.

Одеяла и ремни нужно было приносить с собой. Ковриков тогда еще и в помине не было, и вместо них использовали огромные, тяжелые маты. После занятий ноги были очень грязные. Несмотря на все неудобства, народу было много. Примерно в это время на занятия начинает ходить Галина Левина, которая теперь также ведет занятия в нашем центре.

Большую часть классов ведет Елена Ульмасбаева. У Елены Федотовой была одна или две группы в неделю, но она готовит публикации, которые появляются в «Советском Спорте» практически каждую неделю. Она переводит статьи Фаека Бирии, берет у него интервью, записывает что-то с его слов, кое-что пишет сама.

Летом 1991 года Елена Ульмасбаева едет в Блакон, а Елена Федотова в Индию, в Институт йоги в Пуне. Там Айенгар дает ей официальное разрешение открыть в России центр йоги.

В 1992 году начинают проводиться первые выездные семинары в Черноголовке, на которые приезжали люди со всего постсоветского пространства. Сюда впервые приехал Александр Фурашов из Йоршкалы, Сергей Михайлов и Татьяна Меньшикова из Питера, Егор Ротов из Екатеринбурга, Александр Волков и Сергей Угрюмов из Ярославля.

В декабре Бириа прислал в Москву свою ученицу Анн Катрин, основного преподавателя в парижском Центре йоги Айенгара. На семинар приехали уже регулярно занимающиеся люди, и несколько человек, включая Ульмасбаеву, Михайлова, Машу Шифферс и Ольгу Мельник,  были приглашены Комитетом Гуруджи на празднование 75-летия Шри БКС Айенгара в Лондон в 1993 году.

1990-е период йога-тичеров

После падения СССР появилась возможность изучать йогу, можно было уже свободно ехать в Индию и открывать занавес неизвестного в этого области, что и стали делать некоторые исследователи. В постсоветских городах стали появляться всевозможные секции восточных единоборств, клубы оздоровительных техник, появились йога-центры.

В моду все больше стала приходить идея красивого и здорового тела, стали появляться спортивные секции фитнеса, куда и стала по большей части включаться и йога, со временем перекроившись в фитнес-йогу. Как правило ее стали преподавать люди со спортивным прошлым и хорошими физическими данными.

1993-1996

В феврале 1993 Елена Федотова, Елена Ульмасбаева и Сергей Резниченко открывают Центр йоги Айенгара и регистрируют его как юридическое лицо с юридическим адресом на квартире у Федотовой. Кроме того, Сергей Резниченко занимается изданием книги Айенгара «Йога Дипика» под редакцией Елены Федотовой.

В том же 1993 Федотова уезжает в США к мужу, который был приглашен туда на работу. Она пишет письмо Айенгару, где сообщает,  о своем отъезде из России и передаче руководства Центром Елене Ульмасбаевой. В ответ Айенгар выражает надежду, что как новый директор Центра Ульмасбаева сделает все возможное для дальнейшего развития движения в России.

Тем временем школу на Брянской улице сменил Театр Киноактера на Пироговке, напротив ЦДЛ. Там работала Лариса Данилина (сейчас она возглавляет московскую Студию йоги Айенгара), и ей удалось выбить помещение для занятий. Примерно через год оттуда пришлось уйти, и Данилина нашла следующее помещение в школе около Площади Ильича.

Про йогу:  Йога Севастополь / Обучение, курсы / Услуги Севастополь - объявления о услугах - - Услуджио, Услугио

Это был обыкновенный класс. Перед началом занятий приходилось двигать парты и мыть полы. Эти невеселые времена хорошо помнит Римма Корионова, один из наших нынешних преподавателей. После этой школы Данилиной, тесно связанной с артистической средой, снова удалось найти помещение в одном из московских театров.

Фаек Бирия по-прежнему курирует йогу Айенгара в нашей стране. И в 1995 году проводит семинар для преподавателей и продвинутых учеников.

Это, несомненно, тяжелый период для всех. Положение усугубляется экономическим кризисом, отражающимся на всех сферах жизни. Не взирая на сложность периода, группа русских преподавателей (Ульмасбаева, Михайлов, Данилина и Шифферс)  едет в Пуну на интенсив.

Летом 1996 года Елена Ульмасбаева начинает вести уроки в World Class. Она стала первым преподавателем йоги с фитнесс-клубах.

В это же время происходит разделение на Центр Йоги Айенгара, где работают Елена Ульмасбаева и Сергей Михайлов, и Студию Йоги Айенгара, основанную Ларисой Данилиной и Марией Шифферс. 

1997-2000

Елена Ульмасбаева и тогда еще начинающий преподаватель Александр Фурашов оформляют Центр йоги Айенгара как автономную некоммерческую организацию и арендуют помещение на Пятницкой. Сначала занятия по йоге чередуются с занятиями  карате. О том, как выглядело тогда это помещение, даже страшно вспомнить.

Ульмасбаева и Фурашов решают его отремонтировать, как только получают в полное распоряжение. Это был большой поступок, так как никаких гарантий не было, и денег не было тоже. Занятия нельзя было прервать, потому что весь полученный от них доход немедленно вкладывался в ремонт.

Популярность йоги растет, центр развивается. На занятия ходит все больше людей. Возникает потребность в новых преподавателях. Помимо Елены Ульмасбаевой, Сергея Михайлова и Александра Фурашова занятия начинают вести Римма Корионова и Андрей Максименко.

В 1999 в центр приходят Татьяна Толочкова и Инесса Машьянова — на сегодняшний день один из наших ведущих преподавателей. Наши преподаватели чаще ведут уроки и за пределами центра — все больше спортивных клубов хочет, чтобы в их стенах проходили занятия по йоге.

2001-2003

В июле на работу пришлось взять администратора — слишком много звонков и посетителей. В октябре 2001 открывается второй зал на Таганке. Администраторов уже четверо, и в самые горячие дни они отвечают на несколько десятков звонков. В это время начинают преподавать Константин Ковалев, Игорь Подмазин, Павел Лымарь, Ирина Безродная, Татьяна Руднева, Татьяна Яхонтова. Из Ярославля переезжает Сергей Угрюмов. Сергей Михайлов  возвращается в родной Питер.

2003-2006

2003 год ознаменован открытием большого зала на Водном Стадионе, где проводятся ежегодные семинары с приглашенными  Учителями: по-прежнему регулярно приезжает Фаек Бириа, а также Габриелла Джубиляро и Лойс Штайнберг. Там же начинает работать первый Преподавательский курс, проводимый Центром Йоги Айенгара, который ведут Елена Ульмасбаева, Инна Машьянова и Сергей Угрюмов.

Многие из наших молодых преподавателей стали первыми выпускниками.  Среди них Настя Семенова, Инна Сергеева, Маша Шатланова, Елена Старкова, Наташа Ильина, Ирина Ижа, Елена Жданова, Елена Матвеева, Виктор Журавлев, Виктория и Андрей Никитины. Многие выпускники преподавательского курса работают в спортивных клубах,  все больше студентов приезжает из других городов.

Жизнь вокруг меняется. Интерес к йоге растет, и появляется потребность в небольших залах, где можно регулировать количество занимающихся в группе и обеспечить необходимый комфорт в помещении. В 2004 году открывается «Восток-Запад», а в феврале 2005  —  «Натараджа».

Пользуются популярностью выездные семинары, проводимые ведущими преподавателями Центра в Египте, Черногории, и, конечно же, в Индии.

В 2004 году под редакцией Елены Ульмасбаевой наш Центр совместно с продюсерской группой «Заен» выпускает первую книгу «Йога в кармане».

Алексей юрьевич катков (1949-1987)

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

Алексей Юрьевич Катков родился 14 апреля 1949 года, в семье военного. Жизненный путь его был прям и прост: окончание десятилетки с серебряной медалью и, после воздействия, оказанного на него романом Ефремова «Лезвие бритвы» заронила в него интерес к йоге.

Анатолий николаевич зубков (1924 — 1997)

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

В середине шестидесятых отношения Советского Союза с дружественной Индией продолжали неуклонно набирать обороты, и на работу по строительству промышленных предприятий, а также в рамках культурного обмена в республику выезжали тысячи советских специалистов.

Сроки командировок бывали разными, иногда — достаточно длительными, и тогда инженеры и рабочие брали с собой семьи, включая детей. Детям надо было учиться, поэтому вместе с инженерами и рабочими выезжали и учителя. В самой Индии интерес к русской культуре также был немалым, и наши приглашенные преподаватели учили индийских студентов русскому языку прямо на их родине.

Среди них оказался и филолог Анатолий Зубков. Он обладал слабым здоровьем и ему посоветовали там заняться йогой. Чем он и занялся, находясь в Индии. Здоровье его действительно улучшилось и вернувшись на родину с дипломом об окончании курсов йоги, которые давали любому европейцу, Зубков стал активно распространять и пропагандировать эту практику.

В те времена А. Н. Зубкову удалось уговорить свою редакцию напечатать цикл статей о йоге. Из намеченных 6 статей на закате хрущёвской оттепели успели обнародовать только 4, но и это было событием в советское время. (В советские времена такая тематика была под запретом, любая печатная продукция проходила цензуру)

Андрей лапин (1963 гр)

Андрей Лапин

Начал вести занятия по раджа-йоге в 1989 году при Лаборатории психической саморегуляции Ассоциации «Космонавтика — человечеству». В 1991 году руководитель отделения раджа-йоги в Ассоциации йоги СССР.

С 1993 года ведёт авторский семинар «Одно только Небо», включающий индивидуальные, парные и групповые практики. Семинар не является ни учебным, ни терапевтическим курсом. Автор нескольких книг и статей по йоге и тантре. Много лет читает еженедельные лекции в форме ответов на вопросы о саморазвитии человека.

Андрей лаппа (1970? гр)

Андрей Лаппа

Андрей сидерский (1960 г.р)

Андрей Сидерский

С 1980 по 1984 год нелегально использовал элементы йоговских техник в тренерской работе с ныряльщиками.До 1986 года преподавал йогу подпольно.С 1987 года по приглашению руководства киевского кооператива «Форма» (ныне – Украинская Национальная Федерация ушу) начал преподавать йогу открыто.

В 1988 году прошел курс факультета повышения квалификации руководящих физкультурных работников и тренеров при Киевском государственном институте физической культуры и спорта (нынешний Национальный Университет физической культуры Украины). Это был первый курс, специально проведенный Государственным Комитетом по делам физкультуры и спорта Украинской ССР для того, чтобы легализовать тренерскую деятельность ряда специалистов по восточным единоборствам и йоге.

С 1989 года полностью перешел на легальную преподавательскую работу в области йоги, йогатерапии.Автор множества книг и переводов эзотерических книг (в основном Карлоса Кастанеды и Ричарда Баха).Создатель тренировочной системы «Йога восьми кругов» — вольном переложении «Аштанга Виньяса Йоги», дополненной эзотерическими историями.

В дальнейшем эта система была дополнена и стала называться «YOGA23». В систему входит двадцать три набора упражнений различной сложности (5 стадий) и назначением (для групповых тренировок, персональных программ, для инструкторов и специализированные — для подготовки фридайверов, спецназа и даже космонавтов). Асаны дополнены авторскими энергодинамическими и дыхательными техниками непроверенной эффективности.

Про йогу:  Цифровое зомбирование

Василий васильевич бродов (1912-1996)

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

В издательстве МГУ вышла широко известная у нас и за рубежом монография «Индийская философия нового времени» (1967). В 1962 г. глава индийского правительства Джавахарлал Неру, находясь в нашей стране с дружественным визитом, посетил МГУ. Приветственное слово в честь высокого гостя произнес В.В. Бродов.

Ощутив на себе благотворное влияние йоги в группе у Брахмачари, Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Обнародует целый ряд статей и книг по этому вопросу.

Одно из самых известных начинаний профессора Бродова — его участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии.

Виктор сергеевич бойко (1948 гр)

Виктор Бойко

Автор книги «Йога искусство коммуникации», выдержавшей 6 переизданий и руководитель школы классической йоги RealYoga

Влияние йоги на творчество в российской империи

Известно, что йога оказала большое влияние на творчество в Российской Империи. В частности 

  • Константин Бальмонт (1867 — 1942) — русский поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века —  интересовался йогой
  • Александр Блок (1880-1921) — поэт, в своих произведениях описывал мистические состояния.
  • Велимир Хлебников (1885-1922) — писатель, в своих произведениях упоминал о йоге (Замбези, Гибель Атлантиды)
  • Максимилиан Волошин(1877-1932) — русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, антропософ,
  • Иван Франко — украинский писатель, поэт, учёный, публицист. Некоторые его стихи посвящены Будде, так же переводил Махабхарату с санскрита.
  • Леся Украинка (1871-1913) — переводила Ригведы на украинский язык.

Революционный период с 1917 года

Георгий иванович гурджиев (1877–1949)

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

Гуру ар сантэм (стаценко геннадий григорьевич,1929 гр)

Ар Сантем

В 1963 году на фоне занятий спортом и прекрасного самочувствия была диагностирована почечнокаменная болезнь. И с этого момента началось знакомство с йогой. А через год лабораторные данные показали отсутствие данного заболевания. С 1964 года начал проводить занятия с оздоровительными группами. И только в 1987 году официально была зарегистрирована Школа Йоги в городе Москве.

В 1989 году министерством высшего и среднего образования был зарегистрирован институт йоги.

Специфика обучения в Институте состоит в том, что слушатель получает знания параллельно по множеству предметов, рассматривая явления жизни с различных сторон и позиций различных наук. Направление основано на энергетическом восприятии окружающего мира.

Дхирендра брахмачарья (1925-1994)

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

Автор книги «Йога-сукшма-вьяяма» — посвящена важным практикам хатха-йоги и одна из первых книг по йоге выпущенная в СССР. Книга впервые напечатана в столице Бенгалии — Калькутте, на языке хинди, в 1956 году. 

В 1960-х годах, Свами Брахмачари приезжал в СССР в качестве эксперта, когда советские учёные хотели исследовать некоторые техники йоги на предмет их использования в подготовке космонавтов. Особенное внимания в подготовке космонавтов уделялось дыхательным практикам. По словам организаторов эксперимента, практики Брахмачари практической пользы для космонавтов не принесли.

Однако в йогическую группу к космонавтам удалось попасть и проф. философии МГУ В.В. Бродову (до того в т.ч. защитившему докторскую по индийской философии). Ощутив на собственном опыте благотворное влияние занятий йогой на подорванное во время сталинских лагерей и ВОВ здоровье, В.В.

Иван антонович ефремов (1908—1972)

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

Обратите внимание на слова из этого романа

«Ваша йога, или психофизиологическое совершенствование, как скажет ученый Запада, представляется мне крепким свинчиванием сознательного с подсознательным в психике человека, железным стержнем, поддерживающим крепость души и тела, могучим зарядом энергии, делающим человека способным к высоким взлетам, тяжелой борьбе, необоримой стойкости. Но для чего это все, как не для отдачи людям, помощи им, борьбы за увеличение красоты и счастья на земле? «
(«Лезвие бритвы», с.624)

Пророчества Ефремова отразили огромный интерес советского общества середины 60-х к всевозможным парапсихическим феноменам. Чуть ли не первым самиздатом были инструкции по хатха-йоге, поза лотоса стала элементом утренней зарядки, и фильм «Индийские йоги: кто они?» держал в напряжении страну.

Некоторые зарубежные исследователи называют роман Ефремова единственным мистическим романом советской литературы». Говоря о «крепком свинчивании сознательного с бессознательным» в человеческой психике, И.А. Ефремов впервые обозначил смысл йоги именно, как коммуникацию сознания с другими областями или «слоями» собственной психики.

Вот как описывает тот период Виктор Сергеевич Бойко

«Безусловно, все кто в начале шестидесятых бескорыстно интересовались йогой, были романтиками, — не считая людей, вынужденных спасать свое здоровье и жизнь, а также субъектов с нервно-психическими отклонениями. Каждый выбирал себе романтику по вкусу и разумению: кто «косил» под «папу Хема» (то бишь Хемингуэя, с его скупой мужественностью и табачно-спиртным антуражем), кто уезжал строить «голубые города», кто любил песни у туристского, таежного и любого иного костра («Ну что, мой друг, свистишь? Мешает жить Париж…»), кто искал себя на горных вершинах и скальных стенах, кто — в мире пещер, кто хлестал без продыху водку, вино, пиво, самогон, «стенолаз», «шмурдяк», суррогаты… Кто-то изо всех сил лез к кормушке, распределителям, чинам, должностям, власти. И кончалось все это совершенно по-разному. Романтика БАМа была прямым государственным обманом людей, как и лозунг: «Все для человека, все во имя человека». На самом деле не в одной промышленно развитой стране мира человек не ценился так немыслимо дешево во всех смыслах, как у нас. И так было всегда, начиная еще с матушки России. Жить и работать в «голубой тайге», которая вокруг тебя, было романтичным, быть может, три года, ну — пять лет от силы. Но когда люди с семьями и уже подросшими детьми десятилетиями ютятся в прогнивших от времени вагончиках-балках — это уже издевательство над человечностью.»

Йог рамачарака (1862–1932)

На рубеже XIX–XX веков активной популяризацией индийской философии на западе занимался Рамачарака – чикагский адвокат Уильям Уоррен Аткинсон, который, по неподтвержденным сведениям, учился в Индии у некоего Бабы Бхараты. Он был юристом, торговцем, автором около 100 книг, оккультистом и одним из пионеров движения «Новая мысль».

В частности, он одним из первых описывал различные виды йоги и аспекты индуизма. Рамачарака был чистым эзотериком, и его многочисленные сочинения на тему йоги не содержат сколько-нибудь полезной информации и не имеют ничего общего с йогической традицией. Его работы, книги были достаточно распространены в дореволюционной России.

Книги по йоге, изданные в дореволюционной россии

В дореволюционный период в России по теме йоги было издано немало книг, наиболее известны из них следующие:

  • С. Вивекананда: «Философия йоги. Раджа йога. Афоризмы Патанджали.»
  • Поль Седир: «Индийский факиризм, или Практическая школа упражнений для развития психических способностей»
  • Рамачарака: «Хатха-йога»
  • Н.Новиков: «Багуад-Гита или беседа Кришны с Арджуном», М.,1788 год;
  • «Бхагавадгита», Владимир, 1909;
  • Каминская и Манциарли: «Бхагавадгита», перевод с английского и санскритского», Калуга, 1914;

Николай и елена рерих

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

В отношении Рерихов в общественном мнении нашей страны произошла в определенный момент времени очередная роковая путаница, из-за отсутствия всесторонне полной информации. Мифотворчество этой семьи отделилось от их реальной биографии, скрытой за семью печатями, и стало величайшей «духовной» мистификацией нашего времени.

Про йогу:  NEW! Фото в асане плюс практика йоги, Камиль Хуснуллин, Екатерина Тарасова | Студия йоги Чакра

Оказывается Николай Рерих был сексотом (секретным сотрудником), и кроме того вел свою большую игру, являясь основателем организации «Всемирного Союза Западных Буддистов», который имел двойное назначение, двойное дно, как и все, что было связано с этой семьей.

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб

Короче говоря Рерихи были высокопоставленными и хорошо оплачиваемыми агентами Советов, и при этом много лет вели собственную мистическую игру со всем миром, итогом которой и явились перечисленные книги «духовной» эпопеи, а также бесчисленные письма, основание «Пакта Рериха» и т.д.

После этого демарша семью вполне могла постигнуть судьба многих известных агентов, уничтоженных Лубянкой непосредственно за рубежом. Не отсюда ли маниакальная тема врагов, красной нитью проходящая сквозь мистические тексты «Агни Йоги» ? Как бы то ни было, но операция «Шамбала» разрабатывалась в НКВД, а семья Рерихов была ее главным исполнителем, мифотворчество же являлось только побочным эффектом психических отклонений и особенностей жены художника, которые пришлись как нельзя более кстати.

Шамбала — место нахождения великих учителей, продвигающих эволюцию человечества. Местонахождением Шамбалы считается как пустыня Гоби, так и Гималаи. Идея Шамбалы была привнесена в современную эзотерическую традицию Еленой Блаватской (подробнее о ней читайте в статье «Йога — путь на Запад») и впоследствии развита Николаем Рерихом.

По утверждению Елены Рерих книги Живой Этики (Агни-Йоги), религиозно-философского учения, претендующего на синтез всех йог и религий, были написаны в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Причем послания от Махатмы она получала методом яснослышания. Это сотрудничество продолжалось в 1920—1940 годы.

Рериховское движение почитателей Агни-Йоги, возникшее в 1990-е годы, оказало особенное влияние на развитие движения Нью-эйдж в России, религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. с 1950 годов

Смирнов борис леонидович (1891—1967)

История йоги в России и СССР | Реал йога клуб
В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли… и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу.
Сам Б.Л.Смирнов был врачом, универсальным хирургом, хотя больше специализировался по спинному мозгу.  

Тетерников лев иванович (1941 — 2021)

Лев Тетерников

Мастер-учитель Рэйки с 1998 года. Подготовил 5 мастеров-учителей. Инициировал в 1 — 3 ступень Рэйки более 1000 человек.

Автор нового направления Нью-эйдж «неотантрического» характера. Оригинальность подхода заключается в сплавлении приемов собственно Йоги и Тантры. Центральное место в практиках занимает концепция пробуждения Кундалини и гармонизация отношений Мужчина и Женщина.

С 2000 г. инициатор и соорганизатор проведения открытых всероссийских конференций по Йоге (Йога Встреча), собирающих преподавателей Йоги из России и с Украины. Цель конференций: сонастройка взглядов на Йогу, координация совместных действий и прямой обмен опытом через участие в мастер-классах разных ведущих.

Посетители его семинаров отмечали много эзотерических объяснений, которые не позволяли понять сути объясняемого. О других аспектах занятий можно посмотреть мнения практикующих. 

Щербатской федор ипполитович (1866 — 1942)

По-видимому, первым человеком в России, имевшим прямое отношение к подлинной истории и философии йоги был всемирно известный буддолог Федор Ипполитович Щербатской. В знаменитой работе «Концепция буддийской нирваны», опубликованной в 1927 году во втором разделе «Буддизм и йога», мы находим:

«Буддийский святой смотрит на мирскую жизнь как на несчастливое бытие, полное нескончаемой суеты. Его цель — избежать движения феноменальной жизни и перейти в состояние абсолютного покоя… Средством достижения этого успокоения является глубокая медитация (yoga), техника которая была развита в Индии с древнейших времен.»

Эзотерическая «духовка» 60-70 годов. абсурдность.

Вте времена, как собственно и в наши, не обошлось без искажений. Появлялись люди практикующие на себе всё то, что попало под запреты. Происходило сплетение всех эзотерических традиций. Практиковали и йогу, и магию, и Кастанеду, и суфизм, духовное целительство.

И в основном это была высшая интеллигенция. Много лет в печати, по телевидению, в кино говорили о йогах и об их “чудесах”. Миллионы людей смотрели фильм “Индийские йоги. Кто они?”  На экране один из них разгрызал, точно сахарный леденец, стеклянный стакан.

Другой вместо пуховой перины использовал осколки битых бутылок. Третий протыкал себя, словно подушечку для иголок, металлическими спицами. Четвертый останавливал сердце, дыхание, пятый — впадал в анабиоз, а спустя несколько часов оживал. Прочие кадры и дикторский текст убеждали зрителей, что в принципе каждый, если захочет, может длительной тренировкой достичь таких же результатов и идеального здоровья.

А еще были размножаемые на пишущих машинках “переводы” сомнительных инструкций, в которых доверительно сообщается, что любой человек может добиться совершенного владения своим организмом и навсегда избавиться от разных хворей. Одновременно появились и “полезные советы”: как надо “правильно” голодать, питаться только сырыми продуктами, как вдыхать и выдыхать воздух и сколько десятков литров воды выпить, чтобы не болеть.

Наиболее активным советчиком и пропагандистом “йоговского лечения” выступал А. Зубков, иногда называвший себя “единственным дипломированным в стране йогом”. Естественно находились люди, верившие в возможность излечения “от самых неизлечимых болезней” и желавшие в совершенстве овладеть своим телом и здоровьем.

Тем более что, по словам А. Зубкова, ограничений для занятий гимнастикой йогов почти нет. “Кто может заниматься хатха-йогой? — спрашивает он и тут же отвечает: — Люди любого возраста (дети не моложе 6 лет), пола (для женщин есть ограничения, связанные с их физиологическими особенностями), любой профессии. Исключение составляют тяжелобольные, которым запрещены на время всякие движения и лечебная гимнастика”.

«- Если бы все было так, как пишут А. Зубков и другие, то, поверьте мне, наше министерство не остановилось бы ни перед какими затратами, чтобы внедрить эту систему. Вы ведь знаете, какие большие средства выделяются в нашей стране для охраны здоровья граждан.
Однако рекомендуемая А. Зубковым и другими лечебная гимнастика йогов, ничего общего с медицинской наукой не имеет. Более того, в большинстве случаев она вредна и может нанести непоправимый ущерб здоровью.»

доктор медицинских наук профессор Владислав Иванович Соколов.

Ян иванович колтунов (1927—2021)

Ян Колтунов

В годы учёбы в МАИ стал мастером спорта, заинтересовался самосовершенствованием в более широком смысле этого слова, что логично привело его к йоге и ушу. Как и многие инженеры тех лет, многие месяцы проводил на полигонах с ненормированным и очень напряжённым режимом работы.

Физкультура и йога помогала ему выдержать это напряжение. После 50 лет ощутил потребность делиться накопленным опытом самосовершенствования и оздоровления с людьми, основал в подмосковном Болшево группу (на основе медитативного бега, йоги и ушу), затем клуб «Космос, занятия в котором пользовались всё возрастающим успехом, привлекали сотни, а порой и более тысячи людей.

Со временем Ян Иванович, пропагандируя йогу, сделал акцент на морально-этических ее аспектах. И на своих лекциях проповедовал пагубную для собственного социального статуса идею оздоровления социалистической нравственности посредством практики йоги, что никак не согласовывалось с моральным кодексом строителя коммунизма.

После Перестройки возобновил занятия клуба, участвовал в организации и проведении более 20 слётов, пропагандировал лично и в печати методики клуба, стремился создать общественное движение соответствующей направленности, организуя филиалы в других городах и областях страны (включая Украину и Казахстан).

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий