Изучение санскрита – Сандхи согласных – Часть 1 – Sanskrit & Trika Shaivism

Изучение санскрита - Сандхи согласных - Часть 1 - Sanskrit & Trika Shaivism Позы

Introduction

Hi, this is Gabriel Pradīpaka. We will start learning Consonant Sandhi (Combination of a final consonant with an initial consonant or vowel) here. Remember now the three kinds of Sandhi:

1) Vowel Combinations (Vowel Sandhi)

https://www.youtube.com/watch?v=doXGzY1eqnc

2) Visarga Combinations (Visarga Sandhi)

3) Consonant Combinations (Consonant Sandhi)

We are studying Consonant Combinations (Consonant Sandhi). There are many rules, but I have chosen a few as the most important ones. However, before beginning with our study, remember the following table:

Besides, it is available now a page with plenty of examples for every rule which has been taught. Click here.

Let’s begin our study right now.

top

Пуруша

Пуруша — дух, мужское начало.  Первое упоминание этого термина относится ещё к Ригведе. В «Пуруша Сукте» описывается творение из частей космического Пуруши. В Санкхье этот элемент также первый в стадии развёртывания Мира. Мир, согласно Санкхье, существует не сам по себе, а для целей Пуруши.

Этих целей две: получение наслаждения и освобождение. Всё живое на Земле имеет Пурушу. Причина возникновения Мира — получение Пурушей опыта наслаждения, посредством соединения с материальной природой. Однако, опыт наслаждения невозможен без опыта страдания. Поэтому со временем проявляется вторая цель — мокша или освобождение.

Пуруша бездеятелен, хотя и является причиной существования Мира. Он только наблюдатель получаемого опыта. При этом он подобно зрителю в театре, переживает опыт наблюдаемый, как свой собственный. Как зритель отождествляет себя с событиями и героями хорошо поставленной пьесы, так и Пуруша будучи только наблюдателем, переживает свою жизнь, как собственное действие и абсолютную реальность. Это происходит благодаря наблюдению Пурушей Пракрити или материальной Природы.

25 таттв (элементов мироздания)

Санкхья-карика выводит 25 таттв. Древняя Санкхья, по разным источника имела 17, 20, 27 и 30 элементов. Перечислим 25 элементов Санкхья-карики и затем разберём их подробно:

  1. Пуруша — дух, наблюдатель, свидетель, Атман.
  2. Пракрити — природа, материя.
  3. Буддхи — разум, интеллект.
  4. Ахамкара — эго, самоиндификация.
  5. Манас — рефлекторный ум.
  6. Орган восприятия слуха — уши.
  7. Орган восприятия осязания — кожа.
  8. Орган восприятия цвета и формы — глаза.
  9. Орган восприятия вкуса — язык.
  10. Орган восприятия запаха — нос.
  11. Орган схватывания — руки.
  12. Орган передвижения — ноги.
  13. Органы речи — язык, голосовой аппарат.
  14. Органы размножения — половые органы.
  15. Органы испражнения — анус и мочевыделительная система.
  16. Танматра звука — Шабда-танматра.
  17. Танматра осязания — Спарша-танматра.
  18. Таматра цвета и формы — Рупа-танматра.
  19. Танматра вкуса — Раса-танматра.
  20. Танматра запаха — Гандха-танматра.
  21. Акаша — эфир, пространство.
  22. Вайу — воздух.
  23. Агни — огонь.
  24. Джала — вода.
  25. Притхиви — земля.

Буддхи (интеллект), Махат (великий)

Первым при начале творения мира возникает Буддхи — интеллект. Его также называют Махат — великий, когда имеется ввиду интеллект мира. Буддхи переводится как пробуждение, что соответствует русскому слову «будить». Это третий элемент Санкхьи и первая эманация Пракрити, которую созерцает Пуруша.

«Санкхья-карика»:

23) «Буддхи — это решение. Добродетель, знание, бесстрастие, сверхспособности — саттвичный его аспект, тамасичный — противоположный тому.»

Таким образом, Буддхи это орган принимающий решение, на основе поступающей информации. Эта информация поступает от органов, которые мы рассмотрим дальше.

Когда в Буддхи доминирует саттва, то решения ведут к добру. Они основаны на  знании, беспристрастны. И саттвический Буддхи приводит к сверхспособностям.

Если в Буддхи доминирует тамас, то решения не ведут к добру.  Они основаны на заблуждении и порождены страстью. Такой Буддхи не даёт возможности достичь сверхспособностей.

3rd rule

A crucial rule:

3rd Rule
Either at the end of the final word of a sentence or at the end of a single word which is ready to be inserted in a sentence, there can be only (1) Vowels (except ṛ, ṝ and ḷ), (2) Unaspirate hard Consonants (except “c”), (3) Nasals (except “ñ”), (4) Visarga (ḥ) and (5) The letter “l”, which is a semivowel. Any other letter being situated in the aforesaid position, must be replaced according to the following sub-rules:
(1st sub-rule) The final unaspirate and aspirate soft letters (except the palatals “j” and “jh”) are transformed into the corresponding “unaspirate” hard letter.
(2nd sub-rule) The final Palatals (except “ñ”) are frequently changed to “k”. However, sometimes “j” is also transformed into “ṭ”. The final “ñ” is to be changed to “ṅ”.
(3rd sub-rule) The final “ś” is changed to either “k” or “ṭ”. In turn, the final “ṣ” and “h” are generally transformed into “ṭ”, and rarely into “k”.

This is a vital rule indeed. You need to use it in order to change the final consonants properly. It is to be used at the end of a final word of a sentence or at the end of a single word which is ready to be put into a sentence. That is, (1)

The final letter in a sentence must be only one of those formally stated by this rule, (2) Before inserting a word in a sentence, you must prepare it by following this rule. You cannot often merely bring it directly from the dictionary to the sentence.

Once the word has been suitably prepared and placed in the sentence, maybe other Sandhi rules will make further changes to it. For example, you take the word “tad” from the dictionary and change it to “tat” according to the present rule (1st sub-rule).

Afterward, you put it in the sentence. However, if “tat” comes before a soft letter you will have to use the 2nd rule of Consonant Sandhi in order to transform “tat” back into “tad”. (e.g. tat dānam = taddānam –that gift–). It is somewhat messy, but funny in the end.

A simple table now in which I summarize the entire rule:

Table 2
Rule
The only letters allowed to stand at a final position are: (1) a, ā, i, ī, u, ū, e, ai, o, au and ṁ (Anusvāra); (2) k, ṭ, t and p; (3) ṅ, ṇ, n and m; (4) ḥ (Visarga); (5) l (a semivowel)
Any other final letter must be replaced according to the following and simple sub-rules:
First sub-rule
“g” and “gh”

are to be transformed into

“k”

“ḍ” and “ḍh”“ṭ”
“d” and “dh”“t”
“b” and “bh”“p”
Second sub-rule
“c”, “ch”, “j” and “jh”are generally turned into“k”
“j”is sometimes also transformed into“ṭ”
“ñ”is to be changed to“ṅ”
Third sub-rule
“ś”is to be transformed into“k” or “ṭ”
“ṣ” and “h”are generally turned into“ṭ”
“ṣ” and “h”are rarely turned into“k”

Examples now (of course, I am not going to give one example for every case):

top

4th rule

A somewhat complicated but very important rule:

4th Rule
(1st sub-rule) If a final “s” (dental) comes in contact with “ś” or any other Palatal (c, ch, j, jh or ñ), “ś” is substituted for “s” (See 1st Rule of Visarga Sandhi). In turn, regarding the combination between some of the remaining Dentals and Palatals, it may be stated the following: (a) “t” changes to “c” or “j” before “c”, “ch”, “j” or “jh” respectively; (b) “n” changes to “ñ” before “c”, “ch”, “j”, or “jh”. (Exceptions: “t” or “n” coming after “ś” are not affected by this rule, that is, they are not transformed into the respective palatals).
(2nd sub-rule) If a final “s” (dental) comes in contact with “ṣ” or any other Cerebral (ṭ, ṭh, ḍ, ḍh or ṇ), “ṣ” is substituted for “s” (See 1st and 3rd Rules of Visarga Sandhi too). In turn, regarding the combination between some of the remaining Dentals and Cerebrals, it may be stated the following: (a) “t” changes to “ṭ” before “ṭ”; (b) “n” changes to “ṇ” before any cerebral.

In the case of “s” before “ś” or “ṣ”, you also might keep a Visarga. Thus, this part of the rule is a kind of alternative form of the first rule of Visarga Sandhi. That is: final “s” “ś” = “śś” and final “s” “ṣ” = “ṣṣ” (you join the two words), but you may optionally choose final “s” “ś” = “ḥ” “ś” and final “s” “ṣ” = “ḥ” “ṣ” (the two words remain separate from each other) according to the 1st Rule of Visarga Sandhi.

Likewise, the combination of “s” with the Palatals and Cerebrals (c, ch, j, jh, ñ, ṭ, ṭh, ḍ, ḍh and ṇ) is an alternative form of the third rule of Visarga Sandhi [See Combination (4)]You will understand all by means of simple examples, but firstly look at this table:

Table 3
First sub-rule

final “s”

“ś” or any other Palatal (c, ch, j, jh or ñ)

=

“s” is transformed into “ś”

“t” “c”, “ch”, “j” or “jh”=“cc”, “cch”, “jj” or “jjh” respectively
“n” “c”, “ch”, “j” or “jh”=“ñc”, “ñch”, “ñj” or “ñjh” respectively
Second sub-rule
final “s” “ṣ” or any other Cerebral (ṭ, ṭh, ḍ, ḍh or ṇ)=“s” is transformed into “ṣ”
“t” “ṭ”=“ṭṭ”
“n” any cerebral =“ṇ” any cerebral

A few examples now (of course, I am not going to give one example for every possible combination):

1st sub-rule: final “s” “ś” or any other Palatal (c, ch, j, jh or ñ) = “śś” (or, optionally, “ḥ ś” according to the 1st Rule of Visarga Sandhi –this optional way is used most frequently–) or “śc”, “śch”, “śj”, “śjh”, “śñ” respectively
I have marked with green color the resulting combination
नमस् (namas) शिवाय (śivāya) = नमश्शिवाय (namaśśivāya)नमस् (namas) शिवाय (śivāya) = नमः शिवाय (namaḥ śivāya)
Salutation (namas) to Śiva (śivāya)Salutation (namas) to Śiva (śivāya)
The following examples were also given by me when I taught you the 3rd Rule of Visarga Sandhi. The only difference you will find now is “s” being substituted for Visarga
शिवस् (śivas) (ca) = शिवश्च (śivaśca)शिवस् (śivas) छायः (chāyaḥ) = शिवश्छायः (śivaśchāyaḥ)
Śiva (śivas) too (ca)Śiva (śivas) grants shade (chāyaḥ)
2nd sub-rule: final “s” “ṣ” or any other Cerebral (ṭ, ṭh, ḍ, ḍh or ṇ) = “ṣṣ” (or, optionally, “ḥ ṣ” according to the 1st Rule of Visarga Sandhi –this optional way is used most frequently–) or “ṣṭ”, “ṣṭh”, “ṣḍ”, “ṣḍh”, “ṣṇ” respectively
I have marked with green color the resulting combination
अश्वास् (aśvās) षट् (ṣaṭ) = अश्वाष्षट् (aśvāṣṣaṭ)अश्वास् (aśvās) षट् (ṣaṭ) = अश्वाः षट् (aśvāḥ ṣaṭ)
Six (ṣaṭ) horses (aśvās)Six (ṣaṭ) horses (aśvās)
The following examples were also given by me when I taught you the 3rd Rule of Visarga Sandhi. The only difference you will find now is “s” being substituted for Visarga
सुन्दरस् (sundaras) टङ्कः (ṭaṅkaḥ) = सुन्दरष्टङ्कः (sundaraṣṭaṅkaḥ)वरस् (varas) ठक्कुराणाम् (ṭhakkurāṇām) = वरष्ठक्कुराणाम् (varaṣṭhakkurāṇām)
A beautiful (sundaras) hatchet (ṭaṅkaḥ)The most eminent one (varas) among the deities (ṭhakkurāṇām)
Про йогу:  Сахаджа Йога (Шри Матаджи Нирмала Деви) / Проза.ру

top

Манас

Манас относится и к индриям восприятия, и к индриям действия. Он получает информацию от джняна-индрий и руководит карма-индриями. Манас — рефлекторный ум. Когда существо размышляет перед принятие решения, это работа Буддхи. Действие спонтанное — работа Манаса.

Манас необходимо тренировать, подобно рукам и ногам. Когда кто-то владеет своим Манасом, он не совершает необдуманных, эмоциональных действий. Манас — автомат, который необходимо правильно запрограммировать. Автоматический ум необходим в ситуациях, когда тратить время на обдумывание смертельно опасно.

К примеру, при выполнении асан необходимо уделять внимание правильному положению тела — это работа Буддхи. Но со временем это должно быть автоматизировано — Манас. При стойке на руках именно Манас, анализируя информацию от  органов чувств, правильным образом выстраивает органы действий. Но вначале освоения позы Буддхи задаёт направление Манасу.

7th rule

A useful rule, no doubt:

This is an important rule to be kept in mind.

A few examples now, along with the exceptions:

a final Cerebral letter s, t, th, d, dh or n (except “n” of “nāma”, “navati” and “nagarī”) = the latter remain unaffected
I have marked with green color the resulting combination, when any
षट् (ṣaṭ) सिद्धयः (siddhayaḥ) = षट्सिद्धयः (ṣaṭsiddhayaḥ) (as you see, “s” remains unaffected)षट् (ṣaṭ) नवति (navati) = षण्णवति (ṣaṇṇavati) (the rule is not followed here because “navati” is one of the exceptions; in this case ṭ n = ṇṇ –a very special form of combination indeed–)
Six (ṣaṭ) perfections (siddhayaḥ)Ninety-six (ṣaṇṇavati)
षट् (ṣaṭ) तन्त्राणि (tantrāṇi) = षट्तन्त्राणि (ṣaṭtantrāṇi) (as you see, “t” remains unaffected)षट् (ṣaṭ) नगर्यः (nagaryaḥ) = षण्णगर्यः (ṣaṇṇagaryaḥ) (the rule is not followed here because “nagarī” is one of the exceptions; in this case ṭ n = ṇṇ –a very special form of combination indeed–)
Six (ṣaṭ) Tantra-s (tantrāṇi)Six (ṣaṭ) cities (nagaryaḥ)
षट् (ṣaṭ) धर्माः (dharmāḥ) = षड्धर्माः (ṣaḍdharmāḥ) (as you see, “dh” remains unaffected, but the final “ṭ” had to be changed to “ḍ” according to the 3rd sub-rule of the second rule of Consonant Sandhi)षट् (ṣaṭ) नामानि (nāmāni) = षण्णामानि (ṣaṇṇāmāni) (the rule is not followed here because “nāma” is one of the exceptions; in this case ṭ n = ṇṇ –a very special form of combination indeed–)
Six (ṣaṭ) religions or duties (dharmāḥ)Six (ṣaṭ) names (nāmāni)

top

8th rule

This rule is really important:

Although this rule is optional, it is often used.

Table 7

k, kh, g, gh, c, ch, j, jh, ṭ, ṭh, ḍ, ḍh, t, th, d, dh, p, ph, b or bh

h

=

“k, kh, g, gh” “gh” or “c, ch, j, jh” “jh” or “ṭ, ṭh, ḍ, ḍh” “ḍh” or “t, th, d, dh” “dh” or “p, ph, b, bh” “bh” (this change is optional)

Examples now:

top

9th rule

A crucial rule:

Note that most optional rules are actually used very often. Besides, this rule is generally used together with other rules of Sandhi. You will see this in the examples.

Table 8

k, kh, g, gh, c, ch, j, jh, ṭ, ṭh, ḍ, ḍh, t, th, d, dh, p, ph, b or bh

“ś” followed by a Vowel, a Semivowel, a Nasal or “h”

=

“ś” is optionally transformed into “ch”

Examples now:

any of the first four letters of a class “ś” followed by a Vowel, a Semivowel, a Nasal or “h” = “ś” is optionally changed to “ch”
I have marked with green color the resulting combination
I choose not to use this optional ruleI choose to use this optional rule
क्षुत् (kṣut) शरणम् (śaraṇam) = क्षुत्शरणम् (kṣuaraṇam) (According to the 2nd sub-rule of the second rule of Consonant Sandhi, “t” is to be remain unchanged before “ś”)क्षुत् (kṣut) शरणम् (śaraṇam) = क्षुत्छरणम् (kṣutcharaṇam) (I simply used the present rule and substituted “ch” for “ś”; however, I will have to use now the 1st sub-rule (a) of the fourth rule of Consonant Sandhi, and thus change “t” into “c”) = क्षुच्छरणम् (kṣuccharaṇam) (In sum, I could state directly that “t ś = cch”, optionally, of course. This is only true if “ś” is followed by a Vowel, a Semivowel, a Nasal or “h”; careful!)
A place of refuge (śaraṇam) for hunger (kṣut)A place of refuge (śaraṇam) for hunger (kṣut)
तद् (tad) शक्तिः (śaktiḥ) = तत्शक्तिः (taaktiḥ) (According to the fifth rule of Consonant Sandhi, “d” is to be changed to “t” before a hard letter like “ś”; remember that all Sibilants ar hard consonants)तद् (tad) शक्तिः (śaktiḥ) = तत्शक्तिः (taaktiḥ) (Firstly, according to the fifth rule of Consonant Sandhi, “d” is to be changed to “t” before a hard letter like “ś”; and secondly, I change “ś” into “ch”) = तत्छक्तिः (tatchaktiḥ) (Thirdly, according to the 1st sub-rule (a) of the fourth rule of Consonant Sandhi, I will have to change “t” into “c”) = तच्छक्तिः (tacchaktiḥ) (In sum, I could state directly that “t ś = cch”, optionally, of course. This is only true if “ś” is followed by a Vowel, a Semivowel, a Nasal or “h”; careful!)
That (tad) power (śaktiḥ)That (tad) power (śaktiḥ)
सम्यक् (samyak) श्रद्धानम् (śraddhānam) = सम्यक्श्रद्धानम् (samyaraddhānam) (No changes at all)सम्यक् (samyak) श्रद्धानम् (śraddhānam) = सम्यक्छ्रद्धानम् (samyakchraddhānam) (I replaced “ch” for “ś”; this is optional, of course)
Right (samyak) belief (śraddhānam)Right (samyak) belief (śraddhānam)
Exception
वाक् (vāk) श्चोतति (ścotati) = वाक्श्चोतति (vācotati) (I cannot optionally transform “ś” into “ch” because the former is followed by “c”, which is not a Vowel, a Semivowel, a Nasal or “h” as the current rule demands; careful!)
Speech (vāk) falters (scotati)

top

Вирабхадрасана (поза воина)


Асана раскрывает тазобедренные суставы, подготавливая тело к более сложным позам йоги. Углубляет дыхание, устраняет тугоподвижность плеч и спины, тонизирует и укрепляет мышцы ног, особенно бедра, уменьшает жировые отложения в области таза и бедер.

Выполнение

:Из Тадасаны широко расставляем ноги, разворачиваемся как для выпада на правую ногу. Бедро стараемся опустить параллельно полу, колено над стопой. Правая стопа смотрит прямо вперед. Левая стопа на 60 градусов развернута внутрь. Бедра максимально разворачиваем вперед, на правое колено.

Отталкиваясь от правого колена, вытягиваем позвоночник. Грудная клетка раскрыта, плечи расправлены. Шея продолжает изгиб позвоночника. Если чувствуете себя уверенно, дыхание не затрудняется, переводим руки выпрямленными в локтях вверх.
Надолго в асане не задерживаемся, 4-5 вдохов-выдохов.

Вот к примеру отрывок из майтри упанишады:

«Поистине, вначале Праджапати(творец) был одним. Один он не радовался. Поразмыслив о себе, он сотворил многих существ. Он увидел, что они не пробужденные, безжизненные, словно камень, и стоят, словно дерево. Он не радовался. Он подумал: Чтобы пробудить их, я проникну в [них].

– Уподобившись ветру, он проник в [них]. Один он не мог [пробудить их]. Он разделился на пять частей: Прана, Апана, Вьяна, Самана, Удана.  Далее, то, что восходит вверх, поистине, – Прана.  Далее, то, что нисходит вниз, поистине, – Апана.  Далее, то, которым поддержаны эти [два дыхания], поистине, – Вьяна.

Подробно действие Пран описано в Аштанга Хридая Вагбаты, одном из самых авторитетных текстов по Аюрведе:

«2.  Вата доша делится на пять субдоша, суть Прана Вайу и другие.

Прана Вайу находится в голове и оттуда, через носоглотку, пищевод и трахею, спускается в грудь и в сердце, способствуя деятельности ума, интеллекта, органов чувств, заставляет биться сердце, а также отвечая за вдох и выдох, глотание, чихание, рвоту и плевание.  

Грудная зона является обителью Удана Вайу, который, поступая в нос из окружающего пространства, проходит в пупочную зону и горло. К его функциям относятся речь, память, попытки к действию, энтузиазм, сила и румянец на щеках.  

Вйана Вайу расположен в сердце и движется по всему телу с очень большой скоростью, способствуя движениям тела (хождение, бег, сгибание и разгибание, поднятие и опускание), морганию и всей остальной телесной активности.  

Самана Вайу обитает около Агни, Огня пищеварения, движется по кишечнику, когда туда попадает пища, способствует ее перевариванию, разделяя на питательную часть и нечистоты (неперевариваемые остатки), помогая при этом их эвакуации.  

Апана Вайу локализуется в Апана (толстой, сигмовидной и прямой кишке), движется оттуда в мочевой пузырь, почки и половые органы, осуществляя в них свои функции помощи при акте мочеиспускания, дефекации, семяизвержения, родовой деятельности и приходу месячных».

(Сутрастхана Глава 12. Классификация доша (ДОЩАБХЕДИЙА АДХЙАЙА).

Вред и противопоказания

Занятия йогой оказывают значительное воздействие на организм человека. К сожалению, не всегда положительное при имеющихся заболеваниях или перенесённых травмах. Выполнение некоторых асан может усугубить течение болезни и нанести вред.

Каждый, кто решил практиковать, должен учитывать свой возраст, состояние здоровья, особенности строения тела. Возможно, имеются ограничения или противопоказания для выполнения некоторых асан.

Йога противопоказана при следующих диагнозах:

  • гипертоническая болезнь 2 стадии и выше;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • инфекции головного или спинного мозга;
  • онкологические заболевания;
  • тяжёлые поражения сердца и сосудов;
  • заболевания крови;
  • инфекционные заболевания суставов;
  • обострение хронических заболеваний пищеварительной системы (холецистита, панкреатита и т.д);
  • тяжёлые черепно-мозговые травмы;
  • обострения межпозвонковых грыж;
  • шизофрения.

Нельзя практиковать ранее, чем через полгода после хирургического вмешательства, переломов костей, инсульта, инфаркта миокарда.

Перед началом занятий важно проконсультироваться с врачом и инструктором йоги. Многие заболевания и состояния здоровья требуют лишь исключения тех или иных асан из ежедневной практики, не являясь абсолютными противопоказаниями.

Гуны пракрити

Качества Пракрити называются гуны или буквально верёвки. Этих гун три:

Эти гуны всегда присутствуют вместе, но как правило одна или две в определённый момент времени доминируют.

К примеру вода в нормальном состоянии — саттвична. При охлаждении становясь льдом — тамасична. При нагревании превращаясь в пар — раджастична. Но в любом состоянии в ней присутствуют все три гуны, хотя одна доминирует. Поэтому при изменении внешних воздействий вода будет менять свои качества.

Таким образом эти гуны присутствуют во всех проявлениях материальной природы, в том числе и в сознании. Из чего делается вывод — сознание, мысль — материальны. Пуруша не имеет этих качеств, но переживает их как зритель.

Как одеться для занятий хатха-йогой?

При занятиях хатха-йогой значение имеет все: место, где проводятся тренировки, окружение, люди, с которыми вы вместе практикуете, и, конечно, одежда. Экипировка должна быть максимально комфортной, чтобы не стеснять движений и позволять вашему телу свободно двигаться и дышать.

  • В Индии принято одеваться в полуприлегающую рубашку с длинными рукавами и просторные штаны из хлопковой ткани, сужающиеся к щиколоткам. В России тоже можно последовать этой традиции, но не обязательно – вполне подойдут и более универсальные вещи. Опытные инструкторы хатха-йоги рекомендуют при покупке одежды для занятий ориентироваться на несколько основных критериев.
  • Первое – качественные трикотажные ткани. Подойдут эластичные топ, майка или футболка, леггинсы или шорты из хлопка либо специального синтетического материала для спортивной одежды. Важно, чтобы материя позволяла телу дышать и не натирала кожу.
  • Второе – фасон. Лучше выбирать облегающие или полуоблегающие модели без рукавов или с короткими рукавчиками. Так одежда не будет мешать движениям и позволит хорошо видеть расположение рук, ног, напряжение мышц. Слишком широкие майки и штаны могут путаться, сползать, тем самым мешая заниматься и отвлекая. Если вы намерены заниматься в помещении, можно надеть легкую одежду, а вот для тренировок на улице в прохладную погоду необходимы более теплые вещи – например, толстовка.
  • Третье – покрой. Стоит предусмотреть, чтобы во время выполнения асан и пранаям штаны или шорты всегда закрывали поясницу: так вы сможете не беспокоиться о том, что будет видно нижнее белье. Соответственно, больше внимания сможете уделить практике.
  • Четвертое – оттенок. Чтобы полностью сосредоточиться на процессе, специалисты рекомендуют надевать форму неярких, некричащих тонов. белый и все пастельные оттенки – вполне подходящее решение. Черный тоже хорош.
  • Важная составляющая экипировки для занятий хатха-йогой – специальный коврик. Он должен быть сделан из упругого эластичного материала и не скользить. Так будет проще удерживать положение в статичных позах, например, собаке мордой вниз или воина.
Про йогу:  дора, МЭЙБИ БЭЙБИ - Не Исправлюсь скачать песню mp3 и текст песни

Как правильно заниматься?

Человек создан таким образом, что ему необходима гармония с внешним миром, соответствие ему. Если этого нет, наступает душевный дискомфорт, начинаются недомогания, развивается депрессия. Асаны способствуют восстановлению соответствия, поэтому большое значение имеет то, как они выполняются.

Одна из непременных составляющих успеха при занятиях йогой – удовлетворение от выполнения асан, чувство мышечной радости. Без этого результат будет неполноценным.

К занятиям йогой нельзя относиться как к тренировкам фитнесом – необходимо учитывать несколько особенностей.

  1. Во время практики важно постоянно контролировать дыхание: дышать через нос, глубоко и размеренно, вдох и выдох по времени должны быть равными. Суть йоги заключается в осознании и управлении дыханием.
  2. Отключиться от посторонних мыслей, сосредоточить внимание на внутренних ощущениях. При неудобствах, болях в суставах или спине необходимо выйти из позы.
  3. Не перенапрягаться. Мышцы в асане должны быть напряжены настолько, насколько этого требует удержание тела в равновесии.
  4. Тренироваться нужно на голодный желудок. Поесть можно спустя 20-30 минут.
  5. Оптимальное время занятия для начинающих– 20 минут. Постепенно следует увеличивать его длительность до 60 минут. Время имеет второстепенное значение, важно выполнять упражнения качественно и правильно дышать.
  6. Тренироваться можно каждый день или через день – насколько позволяет время и желание.
  7. Лучшее время для занятий – утро.

Опытные мастера йоги практикуются по утрам за 2 часа до восхода солнца. Это время называется Брахма Мухурта. Но дневная или вечерняя практика принесёт организму неменьшую пользу. Регулярность занятий гораздо важнее времени их проведения.

Новички в йоге не должны стремиться с первых занятий выполнить сложные асаны (вроде стойки на голове). Важно освоить правильную технику выполнения базовых упражнений, научиться управлять своим телом и мыслями, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям.

Йога – это не соревнования – здесь нужно двигаться своим темпом. Стремление произвести впечатление на окружающих, прогнувшись лучше соседа, непременно собьёт с нужных мыслей, нарушит дыхание. Необходимо помнить, что практика нужна, прежде всего, чтобы стать здоровым и счастливым.

Из всего, что предлагает древняя индийская система нужно выбрать то, что окажется по силам и больше всего по душе. Не следует стремиться к достижению немыслимых результатов. Практика йоги предусматривает поглощение процессом выполнения упражнений, растворения в них.

Какие упражнения есть в хатха-йоге?

Практики хатха-йоги делятся на несколько групп.

  • Асаны – определенные позы, статические или динамические. В числе наиболее известных – чатуранга дандасана, напоминающее классическое отжимание; позы стула, воина, лодки, собака головой вниз или вверх и другие. Все их можно разделить на упражнения в положении лежа, сидя и стоя; наклоны и прогибы, скручивания, перевернутые и на баланс. Одни нацелены на то, чтобы повысить выносливость тела и увеличить силу мускулов, другие – на растяжку мышц.
  • Пранаямы – дыхательные упражнения, во время которых требуется делать вдохи, выдохи, выполнять задержки дыхания. При этом важно сохранять максимальную концентрацию на процессе. Пранаямы позволяют научиться держать энергию в теле под контролем и направлять ее в определенное русло.
  • Медитации могут выполняться в течение занятия, после упражнений, а в конце тренировки проводится шавасана. Практикующие занимают позу трупа: ложатся на пол, закрыв глаза, свободно расположив руки и ноги, отведя их от тела. Для максимального расслабления рекомендуется сначала сильно потянуться ступнями и макушкой в разные стороны, а затем резко расслабиться. Чтобы отвлечься от мыслей, можно сосредоточить внимание на кончике носа или на дыхании, на звуке мантры или другом объекте. Это позволяет аккумулировать энергию, полученную в процессе практики.
  • Мудры – специальные позы пальцев рук. Они выполняются как отдельно, так в сочетании с другими упражнениями.

Хатха-йога как философское учение также включает другие практики. В их числе – шаткарма (очищение) – голодание, промывание носа и так далее. Используется акупунктурный массаж: воздействие на биологические активные точки тела во время занятий.

Всего в хатха-йоге четыре ступени – ямы (пять моральных устоев, куда входят ненасилие (ахимса), аскеза (брахмачарья), правдивость (сатья) и другие); ниямы – пять правил по внутреннему саморазвитию и духовному развитию, асаны – статичные позы, пранаямы – дыхательные техники.

Те, кто не просто выполняет упражнения и медитации, а придерживается философии хатха-йоги в повседневной жизни, питаются определенным образом. В меню отсутствует животный белок, много молочных продуктов, растительных масел, орехов, растительной пищи.

Первая карика:

«По причине натиска тройственного страдания – изыскание на предмет средства противодействия ему. Возражение, что оно беспредметно при [наличии средств] обычных, неверно – ввиду отсутствия [здесь] надежных и завершенных [результатов].»

В первой карике Ишваракришна сразу постулирует цель Санкхьи. Сакхья есть изыскание на предмет противодействия страданию. Это страдание называется тройственным:

  • Страдание от себя. Это страдание от болезней и любых проблем физического тела. А также страдание ментальное, которое возникает от неудовлетворённых желаний и от событий, приносящих горе и разочарование.
  • Страдание от живых существ. Это страдание от неприятного контакта с живыми существами — людьми, животными, насекомыми и т.п.
  • Страдание от стихий. Страдание, связанное с холодом, жарой, ветром, огнём, водой и т.п.

Далее:

«Возражение, что оно беспредметно при [наличии средств] обычных, неверно – ввиду отсутствия [здесь] надежных и завершенных [результатов].»

Обычные средства преодоления страданий общеизвестны. Страдание от болезней — медицина. От неудовлетворённых желаний — их удовлетворение. От живых существ и стихии — различные средства защиты и т.д. На своём опыте мы знаем, что эти средства не имеют надёжных и завершённых результатов.

Далее Санкхья-карика начинает выводить основные элементы мироздания, с целью выявить метод преодоления страданий.

Первые шаги в хатха-йоге

Чтобы выполнить правильно асану или пранаяму, важно очень точно следовать алгоритму. Рассмотрим для начала несколько асан, которые подойдут для новичков.

  • Вытяжение стоя. Исходное положение – стоя, ступни ног стоят максимально близко друг к другу. Спина и шея прямые. Живот слегка втянут, мышцы промежности напряжены. Сделать вдох, подняв обе руки вверх и сложив ладони вместе. Потянуться как можно сильнее, чтобы растянуть позвоночник. Затем выдох – сложенные ладонями руки опустить вниз, чтобы ладони оказались перед грудью (как при молитве). Повторить упражнение, следя за дыханием.
  • Наклоны вперед. Из положения стоя вытянуть руки вверх, а затем держа их прямыми, наклониться вперед, пока ладони не коснутся пола. При этом важно стремиться держать спину прямой и тянуться тазовыми косточками вверх. Вдох выполняется, когда руки подняты, выдох – когда руки и голова внизу.
  • Поза воина. Ноги расставляют как можно шире, чтобы они образовали треугольник. Правую стопу разворачивают параллельно телу, повернув корпус в эту же сторону. Левую располагают под углом в 45 градусов. Руки вытягивают по сторонам вдоль пола. Замирают в этом положении на несколько секунд, напрягая мышцы ног и рук, растягивая ладони в стороны. Повторяют, развернув корпус в другую сторону.
  • Собака мордой вниз. Встав прямо, стопы вместе, поднимают руки над головой, затем наклоняются вниз, чтобы ладони коснулись стоп. Уперевшись руками в пол, делают шаг или прыжок обеими ногами на метр-полтора. Тело образует треугольник: стопы стремятся полностью коснуться поверхности пола, ладони прочно упираются в него (пальцы максимально разведены), спина вытянута, лопатки расправлены, ягодицы тянутся вверх, шея расслаблена. Это упражнение помогает снять напряжение с позвоночника и шеи.
  • Собака мордой вверх. Выполняется из собаки мордой вниз. Из треугольной позы нужно перекатиться на руках и ногах так, чтобы руки заняли положение под углом девяносто градусов относительно пола. Голова при этом тянется вверх, шея выпрямлена, а ноги прямые. Позвоночник в области поясницы изогнут.

А теперь – один из примеров пранаямы: капалабхати. Исходное положение – сидя со скрещенными перед собой ногами (свободная поза). Левая ладонь лежит на левом колене. Пальцы правой соединены в вишне-мудре: указательный и большой касаются кончиками друг друга, образуя кольцо, остальные пальцы свободны.

Ладонь располагают у лица так, чтобы большой и указательный пальцы зажимали нос: первый – с левой стороны, второй – с правой. Делают вдох и при этом поднимают большой палец. Затем зажимают им правую ноздрю, а указательный палец отводят от левой – выполняют выдох. Так повторяют любое количество раз.

Польза для беременных

Женщины, практиковавшие до беременности, на ранних сроках могут продолжать выполнять привычный для себя комплекс асан. Необходимо только исключить позы, в которых резко меняется положение тела, существует риск упасть, происходит сжатие внутренних органов (некоторые скручивания, наклоны).

Со второго триместра нельзя выполнять упражнения, лёжа на животе. В третьем триместре рекомендуется отдавать предпочтение дыхательным практикам и асанам, которые выполняются стоя и лёжа на боку.

Не имеющим опыта в йоге женщинам следует посещать группы для беременных. Начинать практиковать можно с любого срока, но только после консультации с врачом и инструктором, который подберёт подходящую нагрузку в соответсвии с состоянием здоровья.

Польза занятия йогой при беременности:

  • уменьшаются проявления токсикоза;
  • пропадают боли в спине;
  • снижается риск образования растяжек;
  • укрепляются мышцы тазового дна и спины;
  • уменьшаются отёки, тяжесть в ногах;
  • появляется позитивный настрой.

Практика помогает подготовить организм будущей мамы к родам, снизить боли при схватках и облегчить послеродовой период. Некоторые асаны стимулируют лактацию.

Польза йоги для женщин

Женщине йога помогает наладить работу эндокринной системы, а от её правильного функционирования во многом зависит здоровье, самочувствие и эмоциональное состояние представительниц прекрасной половины человечества.

Практика йогой даёт следующие полезные эффекты для организма девушек и женщин:

  • нормализует месячный цикл;
  • облегчает предментруальный синдром, симптомы климакса;
  • избавляет от мигрени (уменьшает болевые ощущения и частоту приступов);
  • замедляет процессы старения;
  • повышает либидо;
  • избавляет от бессонницы и ночных кошмаров;
  • уменьшает менструальные боли;
  • устраняет последствия хождения на каблуках (снимает усталость с ног, отёки);
  • помогает снизить вес, поддерживать себя в хорошей физической форме;
  • укрепляет нервную систему.

Выполнение асан и дыхательные техники улучшают циркуляцию крови и питание тканей всех органов. Это налаживает их работу, благоприятно отражается на коже, здоровье суставов, общем тонусе организма.

Польза йоги для мужчин

В наше время подавляющее большинство занимающихся йогой – это девушки и женщины. Но изначально она считалась занятием для мужчин: достижение единства с Богом и освобождения от материальных потребностей было прерогативой сильного пола.

Регулярные практики положительно влияют на мужское здоровье. Многие позы (например, Падмасана, Баддха Конасана, Джану Ширшасана) стимулируют предстательную железу, повышают циркуляцию крови в органах малого таза, что положительно отражается на потенции.

Занятия йогой растягивают пояснично-крестцовый отдел позвоночника, воздействует на тазобедренные суставы. Здесь часто зажимаются нервные окончания, от которых зависит мужская сила. Выполнение асан избавляет от этих блокировок, улучшая сексуальную жизнь.

Практика стабилизирует гормональный фон мужчины: происходит стимуляция надпочечников и яичек, увеличивается выработка тестостерона.

Помимо повышения потенции и улучшения качества половой жизни, йога помогает развивать такие необходимые качества для мужчины, как уверенность в себе, целеустремленность, стрессоустойчивость, выносливость, самодисциплина.

С чего начать?

Начинать заниматься рекомендуется вместе с инструктором. Именно потому, что в хатха-йоге важно научиться наблюдать за разными аспектами работы своих тела и психики. Требуется принимать правильные положения, чтобы получить эффект. Опытный тренер подскажет, как делать асаны и заметит со стороны, что не так, мягко поправит.

Про йогу:  Йога для начинающих в домашних условиях. Что нужно знать

Но это – не единственный аргумент в пользу занятий с инструктором. Опытный практик сумеет познакомить с основами философии хатха-йоги, сопровождая занятия понятными объяснениями. Это позволит в полной мере ощутить особый колорит, проникнуться духом индийской философии.

Оптимально найти хороший йога-центр или инструктора в фитнес-центре. Но если такой возможности нет, можно практиковать онлайн: многие тренеры сегодня проводят занятия в дистанционном формате. В интернете есть немало видео с демонстрацией самых простых и более сложных асан и пранаям.

Самые полезные асаны

Существует множество различных поз и их вариаций (по некоторым источникам 1300). Но совсем не обязательно осваивать все, чтобы ощутить пользу для здоровья. Для начинающих достаточно научиться правильно выполнять около 10-15 базовых асан.

Наиболее популярными и полезными считаются:

  • Тадасана (поза горы) – улучшает осанку, препятствует возрастной дегенерации позвоночного столба, суставов ног;
  • Адхо Мукха Шванасана (собака мордой вниз) – улучшает мозговое кровообращение, растягивает позвоночник, мышцы ног, полезна для плечевых суставов;
  • Бхуджангасана (поза кобры) – помогает улучшить осанку, сохранить молодость, стимулирует пищеварение, способствует налаживанию цикла;
  • Вирабхадрасана (поза воина II) – укрепляет мышцы спины, ног, живота, способствует похудению в области талии и бёдер;
  • Шалабхасана (поза кузнечика) – улучшает пищеварение, укрепляет и растягивает позвоночник, стимулирует работу предстательной железы;
  • Баласана (поза ребёнка) – вытягивает мышцы, расположенные вдоль позвоночного столба, снимает напряжение с межпозвонковых дисков, помогает избавиться от головных болей, усталости;
  • Триконасана (поза треугольника) – тонизирует нервы спины, стимулирует работу кишечника, печени, селезёнки, нервной системы, укрепляет мышцы боковой поверхности туловища, развивает гибкость;
  • Марджариасана (поза кошки) – улучшает гибкость позвоночника, усиливает циркуляцию крови, стимулирует работу выделительной системы, восстанавливает репродуктивные функции;
  • Сарвангасана (поза свечи или берёзки) – оказывает мощное положительное воздействие на все органы и системы организма;
  • Халасана (поза плуга) – регулирует кровообращение спинного мозга, улучшает пищеварение, тонизирует половые железы, снимает утомление позвоночника;
  • Шавасана (поза трупа) – снимает напряжение с мышц, избавляет от психических зажимов, стрессов, приносит пользу при заболеваниях сердца, повышенном артериальном давлении.

«Королём» всех асан считается поза стойки на голове – Саламба Сиршасана. Она полезна для всех органов и систем организма, избавляет от хронических заболеваний, омолаживает организм. Но эта асана не для начинающих, она не подходит для пожилых людей или людей с лишним весом. Прежде, чем приступать к её освоению, следует набраться опыта.

Сандхи • большая российская энциклопедия – электронная версия

СА́НДХИ (от санскр. saṅdhí – связь, со­еди­не­ние), из­ме­не­ния зву­ков на мор­фем­ных швах и гра­ни­це двух слов, объ­яс­няе­мые от­час­ти фо­не­ти­че­ски (ас­си­ми­ля­ция), от­час­ти как от­ра­же­ние ис­то­рич. яв­ле­ний в язы­ке. Тер­мин вве­дён др.-инд. грам­ма­ти­ка­ми, пред­по­ло­жи­тель­но Па­ни­ни. Раз­ли­ча­ют С. внеш­нее – на гра­нице слов или ком­по­нен­тов слож­но­го сло­ва (напр., в сан­ск­ри­те оди­на­ко­вые глас­ные в кон­це на сты­ке двух слов сли­ва­ют­ся в один дол­гий глас­ный: dhaya­ti ‘пьёт’ iva ‘словно’ dhayativa) – и внут­рен­нее – на гра­ни­це мор­фем [напр., в рус. яз. че­ре­до­ва­ние ч/щ в суф­фик­се -чик/-щик: 1-й ва­ри­ант вы­би­ра­ет­ся по­сле -т, -д, -з, -с, -ж («счёт­чик», «рез­чик» и т. д.), 2-й – по­сле всех ос­таль­ных со­глас­ных («мой­щик», «сбор­щик» и др.)]. С. пред­по­ла­га­ет рас­про­стра­не­ние зву­ко­вых при­зна­ков на от­ре­зок, бoльший, чем фо­не­ма, воз­ник­но­ве­ние но­вых при­зна­ков или ут­ра­ту фо­не­мы ли­бо час­ти её при­зна­ков. Час­то С. вы­сту­па­ют как раз­ные ви­ды ней­тра­ли­за­ции; С. – при­мер т. н. по­гра­нич­ных сиг­на­лов (см. Фо­но­ло­гия). К С. от­но­сят и не­ко­то­рые яв­ле­ния мор­фо­но­ло­гии. С. лож­ное – пе­ре­раз­ло­же­ние сло­во­со­че­та­ния вслед­ст­вие оши­боч­но­го вос­при­ятия зву­ка или груп­пы зву­ков как ре­зуль­та­та С. (ср. в ис­то­рии англ. яз. ǣ nædre>æn ædre>adder).

Санкхья

Санкхья одна из древнейших философских школ Индии. Буквальный перевод — «счёт», «исчисление». Система выводит основные элементы мироздания. Основатель легендарный Риши Капила один из рождённых умом сыновей Брахмы.

Древняя Санкхья отражена в Упанишадах, Махабхарате и Бхагавадгите, а также Пуранах. В то время Санкхья имела много школ, по-разному интерпретирующих систему. В целом, древняя Санкхья не была дуальной, в отличии от классической Санкхьи. Это ясно видно из Махабхараты и Бхагавадгиты. Но систематических трудов тех времён не сохранилось.

Классическая Санкхья опирается на текст Санкхья-карика написанный Ишваракришной в 4-5 веках н.э.

Этот текст постулирует Санкхью, как дуальную систему. В которой с одной стороны Пракрити (Природа) и все её проявления, с другой Пуруша (Дух) погрузившийся в Пракрити посредством сознания и тела и не осознающий свою истинную природу. Оба начала — Пракрити и Пуруша не зависимы и вечны. Индивидуальных пуруш бесконечное множество, и они имеют возможность освободиться, осознав свою независимость от Пракрити.

Согласно древней Санкхье, Пракрити и Пуруша имеют своё начало в Парабрахмане или Абсолюте. Пуруша полностью освобождается только осознав себя Парабрахманом.

Разберём классическую Санкхью основанную на работе Ишваракришны.

Свастикасана (поза благоприятного знака), вариации

Поза, подходящая для дыхательных упражнений, а также для медитаций. Позвоночник вытягивается, грудная клетка раскрывается, улучшается осанка, и ускоряются процессы пищеварения.

Выполнение

:Сядьте, скрестив ноги перед собой. Если колени поднимаются выше уровня паха, сядьте на более высокую подкладку. Расслабьте ноги. Поставьте пальцы рук на пол за спиной. Отталкиваясь руками от пола, вытяните позвоночник вверх, раскройте грудную клетку.

Отведите внешнюю поверхность плеч и локтей назад. Смотрите перед собой.Переплетите пальцы рук в замок, выверните ладони, вытяните руки над головой вверх до одной линии с боком туловища. Локти подтянуты, плечи не поднимаем. Останьтесь в позе 20-30 секунд.

Опустите руки и, поменяв переплетение пальцев, выполните еще раз.Поместите правую руку на левое колено, левую за спину, мягко разверните корпус влево, подбородок стремится за плечо. Позвоночник строго вытянут вверх, не отклоняемся назад. Удерживаем асану 4-8 вдохов-выдохов. Мягко возвращаемся в прямое положение и проделываем то же в правую сторону.

Хатха-йога – не фитнес

Между хатха-йогой и обычной, той, что часто предлагается в фитнес-клубах, довольно много различий. Рассмотрим несколько моментов, по которым вы сможете распознать, чем hatha-yoga отличается от йоги.

  • Разминка в хатха-йоге обычно начинается с медитации, далее следуют дыхательные упражнения (пранаямы). В стандартной фитнес-йоге в качестве разогрева используются суставная гимнастика или комплекс «Приветствие Солнцу» (о нем речь пойдет ниже).
  • Время выполнения упражнения (асаны). В хатха-йоге обязательным является координация движений и дыхания (вдохов, выдохов, задержек дыхания), а время не ограничивается – все индивидуально. В обычной йоге темп динамичнее: каждой позе или упражнению отводится 40-70 секунд.
  • Набор упражнений. Обычно на одном занятии хатха-йоги прорабатывается что-то одно – вытягивается позвоночник, растягиваются бедра и так далее. В стандартной йоге соблюдается примерный баланс статических и динамических заданий.
  • Цель выполнения упражнения. В отличии от йоги обычной хатха-йога направлена на развитие навыка расслаблять свое тело и наблюдать за ним – в любом положении, даже самом неудобном. В фитнес-йоге упражнения выбираются, чтобы проработать конкретные зоны тела, подкачать мышцы и сжечь жир.
  • Периодичность. Хатха-йогой занимаются каждый день, в большинстве случаев по утрам, но можно и вечером. Йога для фитнеса проводится три-четыре раза в неделю.
  • Идея. Практикующие хатха-йогу люди стремятся к гармонии – своих психики, души и тела, себя и мира, что способствует растворению во вселенной. Занятия обычной йогой выбирают обычно, чтобы похудеть и подтянуть фигуру, выглядеть привлекательно.
  • Философский аспект. В хатха-йоге поддерживается философия древнеиндийских Вед, чуждая публичности и соревновательному духу. Многие практики этого направления придерживаются вегетарианской диеты. Обычная йога активно выходит на публику, в том числе – в виртуальное пространство. Проводятся марафоны в Инстаграм, чемпионаты по йоге, ставятся рекорды.

Чем полезна йога?

Йога – это не просто комплекс упражнений, выполнение которых улучшает здоровье. Это особый образ жизни, позволяющий достичь гармонии физического и психологического состояния, найти в себе новый потенциал и скрытые возможности тела. Суть йоги не сводится только к физическим тренировкам, она направлена на работу с разумом человека и включает в себя методы духовного развития и самосовершенствования.

Цель древнеиндийской практики – достичь гармонии с самим собой и ощутить радость полного здоровья: физического и духовного.

Научные исследования подтверждают терапевтический эффект йоги. Доказано, что систематические занятия нормализуют физиологические процессы в организме и благотворно влияют на все органы и системы.

  1. Улучшают осанку и состояние позвоночного столба. За счёт устранения деформации позвоночника и защемления нервных окончаний пропадают боли в спине и шее. Исправление осанки способствует увеличению объёма лёгких, улучшению кровообращения внутренних органов.
  2. Нормализуют гормональный фон. Выполнение асан улучшает функционирование поджелудочной и щитовидной железы, устраняет расстройства в половой сфере, улучшает сексуальное здоровье женщин и мужчин.
  3. Снижают вес, улучшают фигуру. Упражнения укрепляют мышечный корсет всего тела, ускоряют метаболизм, улучшают работу желудочно-кишечного тракта. Комплексное воздействие асан на организм приводит к похудению.
  4. Развивают гибкость, пластичность. Повышается эластичность связок и сухожилий, уходит напряжение с мышц.
  5. Нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Глубокое дыхание обеспечивает дополнительный приток кислорода к внутренним органам, стабилизирует сердцебиение, ускоряет циркуляцию крови.
  6. Повышают иммунитет. Сокращение и растяжение мышц стимулирует движение лимфы в организме, что позволяет легче справляться с инфекциями, предотвращает образование раковых клеток.

Полезные свойства йоги для организма этим не ограничиваются. В отличие от тренировок фитнесом, призванных совершенствовать тело и укреплять здоровье, практики помогают обрести душевное равновесие.

Нередко йогу используют для лечения больных с психическими расстройствами, глубокими депрессиями, бессонницей. Асаны и медитация помогают расслабиться, поверить в себя, избавляют от чувств тревоги, страха, гнева.

Чем полезна хатха-йога?

Поскольку в этом направлении тело рассматривается в комплексе, как единая система, в хатха-йоге есть все, чтобы привести его в здоровое состояние и поддерживать гибким на протяжении долгих лет. В Индии есть практики, которым исполнилось девяносто и девяносто пять, а они по-прежнему легко садятся на шпагат и делают «березку». С точки зрения телесного здоровья хатха-йога в фитнесе помогает

  • сохранить подвижность суставов;
  • замедлить деградацию мышц, происходящую с возрастом;
  • снять стресс;
  • снизить нагрузку на нервную систему;
  • улучшить деятельность сердечно-сосудистой системы;
  • нормализовать функционирование пищеварения;
  • убрать боли в спине, сохранить позвоночник гибким, что является обязательным условием молодости тела;
  • улучшить координацию;
  • укрепить мышцы без перегрузок – за счет сочетания силовых нагрузок и растяжки.

Когда рассуждают о пользе и вреде хатха-йоги, в числе отрицательных аспектов иногда называют злоупотребление этой философией. Некоторые люди используют систему сохранения здоровья и обретения гармонии с миром для реализации собственных эгоистических целей, например, вовлекая современников в различные секты. Однако мыслящий человек всегда сможет определить грань, которая отделяет философию от фанатизма.

Шавасана (поза мертвеца)


Асана для отдыха. Помогает расслабиться телу и освобождает ум. Выполняется в завершение практики, помогая учиться спокойному самонаблюдению.

Выполнение

:Постелите на пол коврик. Сядьте спиной к нему. Сохраняя ноги согнутыми, на выдохе уложите на пол поясницу, грудной отдел, шею, голову. Аккуратно вытяните ноги и опустите стопы в стороны от центра. Разворачивая ладони к потолку, отведите руки от бедер так, чтобы плечи и шея остались расслабленными.

Не прижимайте руки к бокам туловища и не поднимайте руки выше линии плеча. Опустите взгляд в направлении пола и закройте глаза. Расслабьте голову, шею, руки, туловище и ноги.Шавасана — расслабление не только тела, но и ума. Не стоит напрягаться, усиленно стараясь ни о чем не думать.

Переместите внимание на дыхание, старайтесь не цепляться за возникающие мысли, просто наблюдайте, как они появляются. Останьтесь в позе 5-10 минут. Затем, сделав медленный вдох, согните ноги, не спеша повернитесь на правый бок. Полежите несколько дыханий. Позвольте вашим глазам раскрыться. Медленно сядьте. На этом наше занятие йогой закончено.

Главная рекомендация для тех, кто решил познакомиться с практикой йоги: отложите картинки с красиво изогнутыми телами и прислушайтесь к своему телу, не требуйте от себя всего и сразу. Практика новичка должна быть спокойной, уравновешенной, мягкой. Тело и разум следует постепенно подготавливать к более продвинутому уровню.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий