Йога знания

Карма, реинкарнация, аскеза и тапас

Йога знания

Йога философия Древней Индии невероятно многогранна. Полностью разобраться во всех её аспектах — дело практически невыполнимое, столько в ней заложено контекстов и смыслов. Даже те исследователи ведической традиции и санскрита, которые считаются светилами науки, признают: изучать йогическую мудрость — всё равно, что стоять с фонариком в огромной тёмной пещере, которую не обойти за всю жизнь.

Однако это не мешает сделать первые шаги к постижению древнего учения, и сегодня мы поможем вам в этом. Как возникла йога и что было положено в её основу? Что на сегодняшний момент известно о возникновении йоги? Что несёт философия йоги кратко? Что означают слова карма, реинкарнация и тапас?

Ответы на эти вопросы мы доступно изложили в новой статье.

Примерное время чтения — 10 минут.

Виньяса — ещё одно активное направление, которое тоже берёт начало в Хатха-йоге. Если Аштанга требует чёткой последовательности асан, то её динамичная «сестра» более творческая и свободная. Дыхание здесь стоит на первом месте и служит неким «мостиком» при переходе от одной асаны к другой.

Простыми словами, Виньяса — динамичная и в то же время плавная йога с разными уровнями интенсивности. Высокий «уровень сложности» Виньясы многие называют силовой йогой, такие практики можно смело называть тренировками, потому что они требуют массы усилий и хорошей физической подготовки. Силовая йога «прокачивает» выносливость, эффективно сжигает калории и укрепляет сердечно-сосудистую систему. После активных тренировок, как правило, ученики забывают о бессонницах и напряжении.

Как вы могли заметить, основные виды йоги, которые сегодня можно увидеть в современных студиях, выросли из Хатха-йоги — одного из самых популярных течений на Западе, а теперь и в России. Поэтому многие опытные практики советуют начинать именно с неё.

«Ха» — означает «Солнце» и мужское начало, а «Тха» — Луну и женское начало. Ещё «Хатха» переводят с санскрита как интенсивность и усилие. Это древняя система ментального и физического оздоровления. И именно с её асан практикующий начинает постигать йогу, изучать себя и избавляться от лишнего.

Более двух тысяч лет назад индийский практик и духовный учитель Патанджали показал миру трактат «Йога-сутры», в котором отметил восемь ступеней йоги. Каждая — новый уровень на пути к читта вритти ниродха — состоянию полного единения с миром. Хатха-йога позволяет преодолеть первые четыре ступени.

Главный плюс Хатха-йоги — она подходит всем: мужчинам, женщинам, молодым, пожилым, беременным. Последним, безусловно, противопоказаны позы лёжа на животе, глубокие скручивания и интенсивные пранаямы. Однако женщины могут выбрать вдумчивые, медленные практики с дополнительным инвентарём: блоками, болстерами, ремнями и одеялами.

Подробно о Хатха-йоге мы писали в этой статье.

Кроме современных, в йоге существуют классические направления, которые были описаны много лет назад. Их всего четыре, и они считаются неотъемлемыми частями неделимого учения йоги. Это: Джняна-йога, Бхакти-йога, Карма-йога и Раджа-йога.

Раджа-йога

Это йога работы с сознанием, в ней практически не используются асаны, а развитие практикующего идёт в области медитации и самоанализа. Раджайога объединяет практику высших ступеней йоги: пратьяхару, дхарану, дхьяну, самадхи. В буквальном переводе название направления звучит как «царица йоги».

Целью Раджа-йоги является духовное развитие, которое должно привести ученика к освобождению сознания от любых физических и ментальных ограничений, что позволяет ему ощутить слияние с высшими силами и реализовать их в себе.

Главным инструментом Раджа-йоги считается самьяма— техника одновременной практики трёх высших ступеней йоги (дхараны,дхьяны и самадхи).

Йога знания

Бхакти-йога

Бхакти-йога, или «йога любви и преданности», — направление йоги, суть которого заключается в установлении тесной связи между практикующим и Богом. В основе практики лежит служение Богу. Древние ведические тексты называют Бхакти-йогу одним из самых простых способов достижения сверхсознания на настоящем этапе развития человечества.

Одним из наиболее распространённых методов, используемых в практике Бхакти-йоги, является джапа-медитация — то есть повторение мантр. Считается, что если повторять священные тексты непрерывно в течение длительного времени и совершать этот ритуал регулярно, то со временем мантра будет сама звучать в сердце практикующего, и её смысл актуализируется.

Так, даже неосознанно повторяя молитву, ученик может через систематическое повторение прийти к осознанию её глубокого смысла.

Йога знания

Джняна-йога

В переводе с санскрита — это «йога знания». Её задача — помочь ученику преодолеть авидью (незнание) и приблизиться к брахмавидье (божественному знанию). Данный стиль йоги также относится к духовному пути развития и заключается в усердной работе по воспитанию ума. Цель Джняна-йоги — освобождение ума от тех ограниченных условий познания, в которые его ставят чувственное восприятие и логическое мышление, основанное на противопоставлениях.

Иной подход к мышлению должен способствовать расширению идей и понятий, затем — представлений, что в конечном итоге приведёт к исчезновению иллюзорных ощущений. Джняна-йога учит не накапливать разрозненные знания, а видеть во всех явлениях принципы, лежащие в основе всего бытия.

Познание этих принципов происходит с помощью учителя и индивидуальной медитации на символ или текст из древних писаний.

Йога знания

Карма-йога

Карма-йога — «йога деятельности», которая объясняет, как изменить свою судьбу и жизнь через изменение своего отношения. Данный стиль йоги связан со стремлением к внутреннему развитию. Карма-йога утверждает, что как только человек пересмотрит своё отношение к тому, что с ним происходит, это, в свою очередь, неизбежно изменит характер событий, которые с ним случаются.

В системе Карма-йоги считается, что человек на самом деле не совершает самостоятельных поступков, а является частичкой, движимой гораздо бόльшими силами. В этом случае все события перестают восприниматься оценочно и становятся нейтральными; через осознание этого факта практикуется непривязанность. Непривязанность к плохому и хорошему, к удовольствию и страданию.

Например, препятствия и трудности на пути он воспринимает не как повод для огорчения, а как полезные условия для саморазвития.

Йога знания

Философия йоги для начинающих

Йога знания

История и философия йоги весьма многогранны, и чтобы не напугать читателей сложными концепциями, попробуем рассмотреть философский аспект с точки зрения начинающего практика. Йога утверждает, что всё существование обусловлено «Высшим Я» или «Абсолютным сознанием» (есть много названий, а смысл один и тот же). Но из-за возникшей внутри сознания мысли, появилась материя и, как следствие, двойственность. В двойственности таится причина всех страданий и неудовлетворённости. Все живые существа (в том числе человек) являются проявлением этого сознания, но из-за заблуждений и колебаний ума не осознают этого. Практики йоги созданы для того, чтобы снять пелену иллюзий и осознать божественную природу всего сущего.

Для этого все техники йоги были систематизированы в ступени, которым важно следовать для постепенного вхождения в практику и осознания себя.

1 ступень — ЯМАМорально-этические принципы, направленные на взаимодействие с окружающим миром.

2 ступень — НИЯМАТакже предписания о поведении и дисциплине. Первые два пункта являются фундаментом, их следует привносить в свою жизнь ежедневно.

3 ступень — АСАНАНепосредственно физический аспект практики. Регулярное выполнение асан и виньяс.

4 ступень — ПРАНАЯМАДыхательные техники.

5 ступень – ПРАТЬЯХАРАУпражнения на концентрацию внимания, отключение восприятия органов чувств.

6 ступень — ДХАРАНАУдержание внимания на объекте концентрации с целью углубления состояния.

7 ступень — ДХЬЯНАТо, что называется медитацией. Созерцание объекта без оценочных суждений.

8 ступень — САМАДХИНаблюдающий и наблюдаемое соединяются в единое целое. Практикующий осознаёт себя и входит в просветлённое состояние. Существует несколько проявлений Самадхи.

Мы привели эти ступени для того, чтобы было понимание, по каким принципам и в какой последовательности выстраивается личная практика, на что важно обращать внимание и как расставлять акценты.

В философии йоги существует множество санскритских определений, на которые стоит держать в голове. Ведь именно они являются неким фундаментом для понимания принципов древнего учения. Каждое из этих понятий может трактоваться по-своему, в зависимости от традиции. Мы поделимся ключевыми терминами, которые могут встретиться на пути изучения практики йоги.

С точки зрения йоги, не существует различий между внутренним и внешним миром. Считается, что материальное — это отражение духовного. Каждое действие в проявленном мире несёт определённые последствия, называемые «кармой». Многие полагают, что это принцип бумеранга: «Тебе вернётся всё, что ты совершил». На самом деле, законы кармы куда более глубоки и полностью формируют видимую реальность. Если не слишком вдаваться в подробности, то следуя вышеописанным ступеням йоги искренне и усердно, практикующий имеет возможность «сжигать» последствия всех ранее произведенных действий, а также не создавать новую карму. Но это высочайший уровень мастерства, к которому нужно стремиться.

Это как раз то, что позволяет «сжигать» кармические последствия. Тапас означает дисциплину и упорство в практике. Чем больше человек практикует йогу с искренностью и открытостью в сердце, тем сильнее он утверждается в своём выборе и пути. Это своеобразная аскеза, когда йог несмотря ни на что раз за разом расстилает коврик и продолжает практиковать. Тапас — это не то, что можно легко и просто обрести, да и суть не в этом: усилия нарабатываются временем. В течение жизни практикующий может обнаружить «плоды» своих усердий в виде гармоничного состояния, спокойствия, общего удовлетворения происходящим и безусловной радости и любви.

Йога знания

Само понятие йоги происходит от санскритского слова йудж означающего упряжку, гармонию, связь, обуздание. Йогой обычно называют деятельность, направленную на обуздание и контроль ума, осознание высшей природы.

Виды Йоги Бхагават-гиты

И хоть сегодня разновидностей этого учения не счесть, но традиционно в одном из древнейших источников, упоминающих йогу Бхагават-гите описаны всего три вида йоги (бхакти, карма и джнана-йога), другие источники упоминают большее количество их разновидностей иногда довольно экзотических и странных.

Особенно много разновидностей йог появилось в недавние времена, но мы пока остановимся на более традиционном и скорее всего более «правильном» пути йоги этих трёх упомянутых выше как наиболее древнейших и важных. Так как их авторитет доказан тысячелетиями практик и очень серьезных результатов, а влияние их прослеживается далеко за пределами самой индии, проникая порой в другие религиозные течения самосовершенствования человека.

Самые древние виды йоги

И так что подразумевали, что считали лучшим путём йоги в древности, к чему стремились в своей практике наиболее древние индийские мистики?

Многие со мной не согласятся, но довольно большое влияние на традиционные для данного текста йоги оказал тот факт, что описание их велось членом касты воинов члену так же касты воинов (Кришной Арджуне). Подобно тому, как в своё время необходимость спасти душу великих воинов от деградации в бесчеловечном пламени войны привела японскую мысль к созданию воинского кодекса Бусидо и увлечению Дзен.

Так с неизбежностью более ранняя индуистская мысль привела древних индусов к карма-йоге как средству спасения для людей, чей долг порой выступает против их естественной человечности и гуманности.

Глупостью будет сказать, что карма-йога подходит и нужна только воинам, так как она универсальна и не ограничивается одними рамками войны, но именно воины получали в свое время от неё наиболее быстрые и очевидные результаты, спасая свой ум от груза внутреннего конфликта.

Про йогу:  Противопоказания для хатха-йоги. Понимание потенциальных рисков и мер предосторожности.

Соответственно и практиковать этот один из самых древних и традиционных видов йоги стоит с той же решимостью и твёрдостью, с какой воин устремляется в битву:

Карма-йога, иначе (Буддхи-йога) — йога деяний. Путь карма йоги заключается в том, что любые деяния выполняются без личного, эгоистического вовлечения в желания и исключительно в исполнение своей дхармы (в данном контексте — религиозный долг, закон бытия).

При этом недопустима, какая-либо привязанность к плодам своей деятельности, будь то вознаграждение за труд или скорбь по убитым в ходе исполнения долга кшатрием на войне, ведь все что всё что делается в этом мире, делается исключительно по воле Божией и как жертва Ему.

Таким образом, практикующий йогу (йогин) избегает моральной и кармической ответственности за свои деяния, свершаемые в соответствии со своим жизненным долгом и предназначением (дхармой). Тем самым у йога получается не попадать в привязанность к результатам своего труда, избегая пленения мирскими желаниями даже посреди мирской суеты.

Поэтому практикующие карма йогу люди могут заниматься практически любым видом деятельности, достигая притом высоких духовных результатов. В нашей реальности это может быть бизнес, политика и подобное.

Это в свою очередь ведёт к спасению от круга перерождений (сансары) через служение Богу и отказ от своего вовлечённого в мирские желания эго, которые приковывают к постоянному круговороту рождений и не дают достичь просветления.

Ещё одним из промежуточных результатов Карма-йоги можно считать то, что человек вовлечённый в неё служа Богу каждым своим деянием входит в личные отношения с Богом, что подводит нас к следующему виду йоги Бхакти-йоге:

Бхакти-йога – Практика преданного служения Богу с любовью к Нему в сердце. Считается самой лёгкой и подходящей для практики йогой в период Кали-юги (в современное время). По крайней мере, она провозглашается в Бхагават-гите самой совершенной из йог.

В Вайшнавизме практикующий бхакти-йогу (бхакта — преданный) направляет своё служение исключительно к Вишну и его живым воплощениям (аватарам). Но явление личностного служения и общения с божествами в целом не столь однозначно, некоторые другие индуистские божества тоже имеют своих бхакт.

Проявление бхакти йоги в других религиях

Проявления бхакти-йоги можно встретить и у некоторых праведников других религий (в том числе и христианстве). Достаточно вспомнить, к примеру, пламенную «Песнь песней» написанную царем Соломоном в ветхом завете от прямолинейного толкования которой остерегают раввины как от деяния, ведущего к греху неподготовленного читателя.

Грехом же они считают принятие иносказания любви к Богу в «Песне песней» за простую эротику, пролезшую в священные книги, тем самым умаляя их духовный авторитет и душеспасительный потенциал.

Аналогично этому многие индуистские бхаты-поэты часто выражали свои чувства к Богу через образы земные: через восхищение возлюбленной, тоску от расставания с ней, опьянение вином.

Йога знания

“Популярное сегодня слово «йога» – не просто комплекс полезных для здоровья упражнений, а объемное понятие, целостная мировоззренченская система, фрагментарно проявляющаяся во всех культурах под самыми разными названиями, и стремящаяся к одному – приведению к единству того, что, будучи изначально единым, по самым разным причинам разрознено.

«Йога» (этимол. «юджа» – объединять, соединять) определяет созидательную деятельность человека, подход, основанный на его стремлении к жизни в гармонии, единстве, стремлении к развитию. В целом, йогой можно назвать активность, направленную на освобождение от негативного опыта, познание себя и создание позитивного образа жизни. Если рассмотреть каждую из составляющих йоги, как свода правил с этой точки зрения, то легко увидеть, что практика йоги направлена на гармоничное развитие на разных уровнях, начиная с межличностного и заканчивая глубинным внутренним.

Происхождение йоги на сегодняшний день неизвестно. Регион происхождения – предположительно Индия. Предположительно потому, что существуют предположения о заимствовании знания йоги местными народами у ранее пришедших в этот регион народов. Приблизительное время формирования знания о йоге (первые упоминания о йоге) приходится на 2-1,5 тысячи лет до н.э. Происхождению йоги сегодня уделяется много внимания, ведутся исследования.

На сегодняшний день, отправной точкой развития йоги, достоверно известной нам, считается основание философской школы йоги автором обобщения практических аспектов йоги, ставшего классикой и известного под названием «Йога-сутры» Патанджали». Автор – мудрец и философ Патанджали, живший во 2 веке до н.э., о котором так же известно не много, в большей части метафорически, понятно для посвященных в знание, записал сведения о йоге в виде кратких изречений, «Йога сутр». Достоверные знания, судя по закрытости индийских школ йоги, археологическим находкам и историческим сведениям, передавались от мастера к ученику на протяжении тысяч лет.

Сам Патанджали таким образом сформулировал определение йоги в сутрах: «Йога есть обуздание волнений, присущих уму» («Йога сутры», 1.2).

Давайте обзорно рассмотрим составляющие йоги, определенные Патанджали и выделенные как «аштанга йога» (в переводе – «восемь ступеней йоги»), её основополагающие принципы:

Санскритские названия не случайны. Эти слова являются самыми точными определениями принципов йоги и не имеют прямого перевода на русский язык, их суть можно описывать и трактовать с помощью множества слов, выбирая наиболее подходящие.

Вернемся к самим принципам.

Яма – это принцип создания гармонии внутри себя, оптимального энергообмена, взаимодействия с окружающим миром. Яма основывается на пяти правилах: ненасилии, правдивости, не-стяжательстве (не-воровстве), не-принятии даром, бережливости (воздержании).

Нияма является принципом развития в себе качеств, необходимых для сосуществования в мире и гармонии. Нияма так же основывается на пяти правилах: чистоте (помыслов, чувств, слов и действий), усердии, приятии, самоисследовании, служении Высшему во всем.

Отдельно, между «Нияма» и «Асана», выделяют еще один принцип. Это – Шаткарма – принцип очищения тела. Для правильного и целостного функционирования, не просто существования, а разностороннего развития, тело нуждается во внутренней чистоте.

Асана – принцип гармоничного развития тела и формирования широкого восприятия. Асаной называется удобное устойчивое положение в пространстве. Тело прочно связано с подсознанием человека, и с помощью создания устойчивости и удобства в любом из положений тела в пространстве, человек учится доверять окружающему миру, становится приспособленным к постоянно меняющимся условиям существования, наслаждаясь всей палитрой красок жизни. Также, выполнение асан приводит к осознанию тела, его возможностей, ограничений, помогает понять его потребности, равно как приводит к знаию того, как почувствовать точку опоры в любом положении, как чувствовать центр, точку, из которой начинается движение.

Пранаяма – принцип развития сознания, познания себя, своих эмоций, с помощью дыхания. На востоке существует изречение, получившее на сегодняшний день научное подтверждение на Западе: «Мы живем так, как дышим». Дыхание определяет состояние ума и влияет на эмоции.

Пратьяхара – принцип развития осознания себя, своих чувств, мыслей, разностороннего познания своей внутренней жизни, когда практикующий находит чувство гармонии в приятии в себе любого движения, в безоценочном осознании того, что есть, отбрасывая стереотипы и шаблоны восприятия.

Дхарана – следующий принцип йоги, суть которого развитие концентрации внимания практикующего, помогающий развить способность концентрировать внимание, познать природу того, на что оно направлено.

Дхьяна – принцип развития созерцательного восприятия, успокоения ума. Дхьяна буквально означает «медитация», не такой уж однозначный для восприятия термин, описывающий состояние не-деланья, осознанного присутствия.

Самадхи – это принцип, описывающий наивысшую степень развития человека, полное познание и осознание самого себя на всех уровнях, раскрытие единства с бесконечным источником существования и выход за границы человеческого восприятия.

Таким образом, йога соединяет воедино все этапы эволюции сознания человека. Практикующий начинает с выстраивания гармоничных отношений с окружающим миром, собой, и устремляется к познанию мира через себя. Шаг за шагом человек создаёт нового себя, целостного и обращенного пониманием как наружу, так и вовнутрь.

Это – что касается йоги в целом. Также, в наше время можно найти десятки, а то и сотни, названий различных направлений йоги, авторских школ, так далее, включающих в себя слово «йога». Каждое из этих названий можно соотнести с определенным принципом, или принципами, йоги. Среди них есть и такое название как «хатха йога».

Хатха (от санскрит. ха – солнце, тха – луна) йога является направлением йоги и была систематизирована еще в 15 веке, включает в себя первые три принципа йоги, частично четвертый (согласно “Аштанга йоге”) – пранаяму. Метафорически, хатха йога – это соединение мужского и женского начал, силы и мягкости, приведение противоположностей к соединению для создания чего-то нового.

Есть мнение, что йога – учение древнее, с религиозным уклоном. Много веков назад так и было. Но все в мире меняется. Сегодня у йоги много новых ракурсов, лиц и имен. Она стала более спортивной, лечебной и доступной, но при этом сохранила свое предназначение и несет свет в жизнь людей, связывая их со своим истинным «я».

Когда в конце XX века йога из индийских ашрамов переселилась в московские подвалы, она уже прошла огромный путь превращений. За время своего «переезда» с Востока на Запад, который длился не одну сотню лет, древнее учение получило десятки толкований, обросло Федерациями и Советами, Институтами и даже чемпионатами. Безусловно, популяризация йоги привела к ее упрощению, но именно этот процесс и позволил миллионам людей во всем мире встать на путь самосовершенствования.

Йога знания

Азбучные истины. Дословно «йога» — это «упражнение», «объединение», «связь», «гармония». Первые упоминания о йоге относятся к древнеиндийским текстам — Ригведе (собрание религиозных гимнов XVII-XI веков до н. э.), Упанишадам (философские и теологические тексты веков до н. э.), Махабхарате (огромный эпос о потомках царя Бхараты, где самой важной для понимания йоги является поэма «Бхагавад-Гита»). «Бхагавад-Гита» была создана как самостоятельное произведение в VIII-VII веках до н. э. и записана в III-II веках до н. э. В этих текстах йога предстает как совокупность духовных, психических и физических практик, направленных на познание истинной природы своего «я». Знание и практики превращают человека в более совершенное существо.

Про йогу:  Восстанавливающие позы в йоге айенгара

«Букварем йоги» принято считать «Йога-сутры» мудреца Патанджали, созданные предположительно во II-V веках до нашей эры. О жизни самого Патанджали известно не больше, чем о древнегреческом Гомере — авторе «Одиссеи» и «Илиады»; но сборник из его 195 кратких афоризмов заложил основу классической восьмиступенчатой йоги.

Восемь ступеней — это последовательный курс обучения этическим, физическим и метафизическим аспектам йоги, который лежит в основе большинства современных направлений. Предполагается, что посредством освоения этих ступеней ученик в итоге достигнет главной цели — освобождения. Для него закончится земная жизнь, наполненная страданиями, и начнется другое, безмятежное существование. Впрочем, тревожиться, что йога учит быстрой смерти, не стоит, скорее она помогает продлить земную жизнь, чтобы дать возможность достижения освобождения в текущем воплощении.

Первые две ступени, яма и нияма, — это этические правила йоги, которые обязательно предшествуют «асанам», то есть физическим упражнениям.

Яма включает в себя пять принципов. Первый принцип — ахимса — учит не причинять вред живым существам. Второй принцип — сатья — правдивость — это воздержание не только от лжи, но и от самообмана. Третий принцип — астея — неприсвоение чужого, недопущение воровства. Четвертый — апариграха — отказ от обладания ненужными вещами, от стяжательства. Пятый — брахмачарья — воздержание, отстранение от чувственности в широком смысле. Нужно заметить, что разные учителя йоги склонны давать принципам разную трактовку: так, брахмачарья может считаться в одной традиции полным сексуальным воздержанием, а в другой — сексуальной умеренностью, допускающей близость с одним партнером.

Следующая ступень, нияма, переходит от ограничений к рекомендациям. Считается, что с освоением первой ступени йоги сознание ученика освобождается от пороков и готово принять добродетели, среди которых также выделяют пять основных. Шауча — чистота, внешняя и внутренняя. Сантоша — удовлетворенность тем, что имеешь. Тапас — усердие в практике, самодисциплина. Свадхъяя — самопознание и изучение духовной литературы. Ишвара-пранидхана — вверение себя Высшему началу, посвящение плодов всех своих действий божественной силе. Кроме того, в некоторых других традициях указываются и дополнительные принципы ниямы — это сауманасья (благожелательность), нигара (бесстрастность), ман-дхатар (вдумчивость), аваща (независимость), мантра-видья (знание мантр), дамсанавант (обладание необыкновенной силой) и нишпратидвандва (отказ от наличия противников).

Далее практикующий приступает к асанам — упражнениям, соответствующим третьей ступени. Асаны нужны для тренировки тела. Подход утилитарный: здоровый человек может с легкостью переносить часы неподвижного сидения в медитации. Умение концентрироваться на ощущениях в мышцах облегчает процесс освоения медитативных техник, а вытянутый позвоночник и раскрытые суставы способствуют выравниванию внутренних энергетических каналов. Списка обязательных к выполнению асан «Йога-сутры» Патанджали не дают, но их приводят другие источники, например, «Хатха-йога Прадипика» (датируется XV-XVI веками н. э.). Здесь асаны формируются в определенные последовательности, начинающиеся с цикла Сурья Намаскар («Приветствие Солнцу»), повторенного несколько раз. Затем следуют позы стоя, наклоны, позы сидя, лежа, перевернутые позы и завершающая Шавасана. Так, регулярно практикуя асаны и сделав свое тело выносливым, ученик направляет внимание внутрь и осваивает следующие ступени.

Пранаяма — четвертая ступень йоги, посвящена управлению первичной энергией Вселенной, праной. Пранаяма учит контролировать дыхание с помощью специальных техник. Чередуя глубокое, среднее и поверхностное дыхание, активно используя задержки на выдохе и вдохе, а также направляя дыхание в определенные участки тела, йогин накапливает жизненную энергию и использует ее для своих целей. Все клетки тела (в том числе и головного мозга) в процессе дыхательной гимнастики получают огромное количество кислорода.

Одновременно с успокоением ума и расслаблением тела (приятные «побочные эффекты» от техник пранаямы) накапливается жизненная сила. Важно, что в процессе освоения каждой последующей ступени йоги предыдущая не забывается. Все знания складываются и дополняют друг друга. Так, освоив техники пранаямы, ученик может использовать их для более быстрого прогресса в асанах: разогретое дыханием тело становится гибче и послушнее.

Пятая ступень йоги — пратьяхара, практика отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены, удержание состояния «здесь и сейчас». Воспринимать происходящее, но не позволять уму фиксироваться ни на внешних, ни на внутренних объектах, — вот главная задача йогина на этом этапе. Постигнув пратьяхару, ученик начинает воспринимать все явления безоценочно, освободившись от влияния эмоций и чувств, и остается один на один со своим сознанием. Именно пятая ступень является, упрощенно говоря, переходом от «прикладной» йоги к «умозрительным» духовным практикам.

Следующая ступень — дхарана, полная концентрация ума на каком-либо одном объекте. Суетливый поток мыслей останавливается, ум не перескакивает с предмета на предмет и сознание однонаправлено. Глубокая концентрация на одном объекте в течение 12 секунд — это дхарана, а 12 таких дхаран — это уже дхьяна, седьмая ступень йоги.

На этой стадии йогин осознает только то, что он существует, и то, что является объектом его медитации. Упорная практика дхараны и дхьяны в конечном итоге приведет к последней ступени восьмеричного пути — самадхи, состоянию сверхсознания, на котором возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, и индивидуальное сознание (как микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосмом). Состояние самадхи предшествует полному освобождению — от страданий, вызванных желаниями беспокойного ума, и от перерождений.

Какую бы школу йоги вы ни выбрали, важно помнить, что ни трактаты, ни учителя не заставят вас стать строгим аскетом, принять вегетарианство, петь гимны каким-либо богам или закручиваться в бублик без веской на то причины. Это и не средство, и не цель. Но они обязательно заставят вас обратить внимание на свою жизнь, а не только на осанку. Откуда берутся усталость и суета? Почему такое нагромождение в мыслях, вещах и делах? Что в действительности значит «расслабление», или «принятие», или «важность процесса, а не результата»? Все, чему учит йога, — это осознанность, ответственность и спокойствие. «Йога читта вритти ниродха» — «Йога есть остановка колебаний ума».

Дмитрий Барышников  Преподаватель аштанга-виньяса-йоги  (Ashtanga Yoga School Moscow)

Йога знания

«Если мы говорим о действительно серьезной практике йоги на регулярной основе, то она способна круто изменить и даже перевернуть вашу жизнь. Звучит пугающе? Ничуть. Потому что автопилот «жизни», на который большинство из нас переключились, постепенно преобразуется в жизнь более осознанную, уравновешенную, здоровую и счастливую. Все те мелочи, что вас тревожили, начинают влиять меньше, и вы становитесь более счастливыми».

Кирилл Хазанович Преподаватель хатха-йоги (Московская школа йоги на Серпуховской)

Йога знания

«Йога — это многогранная система, которая позволяет с помощью постепенной и регулярной практики соединяться со своим внутренним потенциалом. Йога помогает укрепить физическое здоровье, обрести душевное равновесие, активизирует творческое начало. Благодаря практике улучшается внимание, появляется больше энергии, постепенно исчезают вредные привычки, повышается либидо».

Александр Дудов основатель школы Апнэа-йоги

Йога знания

«Йога — это умная физкультура, с помощью которой вы разовьете не только гибкость тела, но и гибкость ума. Благодаря упражнениям вы начнете лучше понимать свое тело, начнете его чувствовать — а это первый шаг к пониманию себя, своих внутренних склонностей и талантов. Со временем это позволит вам научиться управлять своей жизнью. Если вы выбираете йогу, шанс прожить долго, радостно и плодотворно, максимально раскрывая свой творческий потенциал, повышается».

Вы уже много слышали о йоге, но не знаете с чего начать? Примите участие в видеокурсе для начинающих «Yoga Start» с Татьяной Илларионовой.

Самое сложное в йоге – развернуть коврик. Но сделать это все-таки стоит! Первые шаги в йоге самые важные. Поэтому мы разработали для вас эту программу – она идеально подходит для новичков. Вы окунетесь в практику йоги, узнаете ее основные принципы и почувствуете мгновенный эффект. Yoga Start с Татьяной Илларионовой – это удобный видеокурс, с помощью которого вы легко, весело и c пользой для здоровья сможете начать заниматься йогой!

Ведущая: Татьяна Илларионова – старший тренер по методике Yoga23, руководитель инструкторского состава сети центров «Федерация Йоги».

Что в программе?

Курс длится 7 дней и состоит из 7 видео-уроков продолжительностью от 30 до 60 минут.

Все материалы останутся у вас в бессрочном пользовании – вы сможете обращаться к ним в любой удобный момент.

Йога знания

Йога в индийской философии

Йога знания

Философия зарождалась в 7-6 веках до н.э. в разных точках планеты: Индии, Китае и греческих колониях. Человека тех времён занимало много вопросов. Часть из них оказалась вечными, и мыслители современности всё ещё ищут на них ответы. Когда появились первые упоминания о йоге и асанах? На чём зиждилась философия йоги?

Первое упоминание о йоге относится к 3-2 векам до н.э. — в долине реки Инд археологами было обнаружено несколько печатей, на которых изображены люди, предположительно в медитативных позах и даже в асанах. Хараппская цивилизация, судя по всему, практиковала йогу или похожий на неё ритуал уже тысячелетия назад.

Что мы знаем точно — йога получила развитие в ведийской религии (предшественнице брахманизма, культа поклонения Брахману, а затем и индуизма).

Характерной чертой древнего ведизма было обожествление сил природы, а также генотеизм — форма религии, когда в обширном пантеоне богов и богинь выделяют 1-2 верховных и наиболее могущественных. Большое внимание в этой религии уделялось ритуальным практикам, обрядовой части — в том числе жертвоприношениям. Тапас или аскетические практики ведизма находят упоминание в ранних комментариях к Ведам (10-6 века до н.э.). О них мы поговорим ниже.

Сейчас подробнее почитать о ведийской религии можно только в ранних Ведах.

Происхождение йоги и её первоисточники

Йога знания

Йога знания

В йоге имеется несколько важнейших для её понимания текстов. Среди них Веды — самые древние священные писания на Земле, и сегодня мы остановимся на них.

Существует 4 Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Адхарваведа. По версии западных исследователей считается, что Веды появлялись по очереди. Самой древней была Ригведа (корень «рик» — речь, язык) — Веда гимнов и священных текстов. В Ригведе нет ссылок ни на какие другие источники, в остальных Ведах есть ссылки на Ригведу.

Стоит заметить, что первоисточники очень сложны для изучения и понимания. При этом в йоге важна парампара — традиция преемственности знаний. Именно поэтому считается, что начинающему практику необходимо найти учителя. Как правило, наставник передаёт воспитаннику «выжимку» знаний предыдущих поколений, тысячелетнюю мудрость йоги, которую сам когда-то получил от учителя. Добавим, что устная традиция («шрути», буквально — «услышанное»), к которой относятся и Веды, была главным способом передачи знаний о йоге — поэтому до нас дошло так мало письменных источников. У Вед нет установленного автора, они считаются нерукотворными произведениями, то есть не принадлежат перу одного человека или нескольких людей. Мудрецы-риши, аскеты, жившие в основном в лесах, были инструментом передачи вед от Всевышнего к людям.

Про йогу:  Что читать начинающему йогу

Устную традицию обучения используют до сих пор — в современной Индии и за её пределами.

Таким образом, философия и йога — почти «сёстры» по древности. Название первой переводится как «любовь к мудрости», имя второй имеет до 40 различных толкований, но самые устойчивые из них — «союз», «упряжь» (в значении «соединять»), «связь».

Сейчас йога философия и практика имеют один из самых мощных фундаментов. В мире мало традиций, которые питали бы такое же уважение к мудрости, интерес к вопросам мышления и работы с умом. И, соответствуя названию, йога в своей философии соединяет самые разные смыслы: от магической силы мантр до рационального осмысления асан и медитации.

Давайте поговорим о физическом и духовном аспектах подробнее.

Философия йоги физическая и духовная

В широком смысле йога-философия — образец мудрости и нравственности для всех, кто стремится стать лучше и совершенствоваться духовно. Казалось бы, вопросам материального в ней места нет? Однако, это не так.

Учение гласит, что существуют две основных категории, заключающих в себе всё Бытие — то есть, всё, что существует внутри и вокруг нас. Это Пуруша — духовная часть, и Пракрити — как раз материальная, физическая субстанция. Мудрец Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о дуалистической, двойственной природе сущего, противопоставляя Дух (Пурушу) Космосу (Пракрити).

Человек рассматривается как соединение Пуруши и Пракрити, буквально как носитель внутреннего микрокосмоса, который идентичен макрокосмосу внешнему. Считается, что каждый из нас имеет божественную природу и идентичен верховному Божеству по структуре.

Йога — это глубочайшие знания, собранные в единую целостную систему. Практикуя с искренностью, человек открывает новые измерения самоосознания. Йога оказывает воздействие на состояние как практикующего, так и на окружающий его мир: каждая мысль, слово или действие становятся более спокойными и умиротворенными. Практика позволяет обрести понимание того, как всё устроено, для чего мы живем и к чему нужно стремиться. В этом её основная ценность и красота.

Суть и основная цель йоги

Для чего миллионы людей по всему миру практикуют йогу? Чего они хотят этим добиться? Зачем всё это? Закономерные вопросы, которые могут возникнуть у начинающих практиков и людей, далёких от древнего учения. Суть йоги заключается в стремлении постичь неизведанные внутренние просторы самого себя. Это яркое, невообразимо сильное желание познать природу всех вещей, мироздания и законов Вселенной. Если обобщить, то все школы и традиции йоги преследуют лишь одну цель — помочь человеку заглянуть внутрь себя и постичь загадки человеческой натуры, существования. Через физические упражнения и позы, дыхание и умение сосредотачивать внимание, удерживать концентрацию, практикующий начинает ясно видеть движения мыслей, их причину и следствие. Также становится очевидно, почему в теле происходят те или иные процессы, как циркулирует энергия.

Основная цель йоги выражена во фразе «Читта Вритти Ниродха», что переводится с санскрита, как «остановка колебания ума». Подчиняя физическое тело, обретая контроль над мыслями, эмоциями и чувствами, спящая энергия начинает пробуждаться и направляется в область Бинду, точку межбровья, позволяя практикующему проснуться от иллюзий и осознать подлинную вечность бытия. Это состояние в йоге называется Самадхи. Оно имеет несколько ступеней, так как может потребоваться время для избавления от внутренних оков и привязанностей. Окончательная точка — Маха Самадхи — означает абсолютное разотождествление с объектами материального мира, слияние с бесконечным, растворение в океане сознания.

FAQ

Чего можно достичь с помощью йоги?

Помимо физического совершенствования и здоровья, практика йоги дарует внутреннюю устойчивость к жизненным испытаниям, взращивает навык управления эмоциями и чувствами, позволяет лучше контролировать себя и чувствовать благополучие и безусловную радость жизни.

Итогом практики может стать освобождение от оков ума и вхождение в просветлённое состояние сознания. Кроме того, регулярные занятия йогой могут открыть и развить в человеке новые способности, вдохновить на то, чтобы передавать знания другим людям, например, через преподавание.

Чем йога отличается от фитнеса?

Йога — это духовная практика, ставящая перед собой цель познать человеческую природу с помощью психофизических техник, а фитнес — вид спортивной активности для улучшения физической формы и общего самочувствия.

Довольно часто йогу сравнивают или ошибочно относят к виду спорта, но йога не является спортом, так как имеет иные цели и ценности.

Что значит следовать своей Дхарме?

Следовать своей Дхарме значит понять своё предназначение по жизни, и с его помощью привносить в мир больше света, радости и любви. Обнаружить, в чём именно заключается предназначение, можно через исследование себя. Практикуя йогу, мы учимся смотреть внутрь, видеть, что нам действительно интересно, что приносит вдохновение и пользу окружающим.

По сути, это означает не сбиваться с духовного пути, даже если возникают сложности и сомнения, помнить о целях своего путешествия в этом мире и следовать духовным принципам.

Суть йоги

Но думающему и мудрому практику легко увидеть универсальность учения и пути бхакти-йоги абсолютно для всех мировых религий.

Существует множество ступеней и способов прийти к бхакте, но суть этой йоги одна одна – нужно просто любить своего Творца свершая служение ему через любовь. Это абсолютно точно соответствует изначальной истиной сути христианства, о которой мы уже писали отдельно и почти всех других известных мировых религий.

Естественно, в Индии эта суть йоги раскрывается и проявляется по-своему, тут принято слушать священные тексты, можно воспевать его имена и деяния, можно удерживать своё внимание, медитируя на именах, качествах и деяниях Бога.

Также можно свершать молитву и ритуальные приношения, посвящать ему все мысли и деяния, но суть одна – установить личные отношения с Богом отношения заботы, служения и любви.

Бхакта не имеет конечной цели отличной от её методов (методы и цель едины), люби Господа и тебе будет дарована возможность любить Бога с новой и более искренней силой. Но любя следует отличать важное от неважного, истинное от ложного, вечное от преходящего, этому и служит джнана – знание и мудрость, последняя составляющая часть пути и сути йоги.

Джнана-йога

Джнана-йога – путь знания, она включает в себя постижение священных текстов и размышления над ними, истинной реальностью своего я и окружающего мира, постижение законов работы человеческого ума.

Даже само слово джняна родственно нашему слову знание, так как звук «дж» близок и часто переходит в звук «з», так что неверным, но не слишком грешащим против смысла и истины, было бы прочтение джняна-йоги как «знана-йога», что сразу раскрывает её смысл для русскоязычного уха как йога знаний.

Ну собственно сами йоги, да и современные ученые генетики утверждают, что ведические знания им подарили Арийцы — ближайшие родственники славян, так что в этом нет ничего странного.

Цель джняна-йоги

Цель джняна-йоги довести ум до границ, за которыми ум бесполезен, и заставить его в почтении склонить голову перед непознаваемостью истинной природы средствами ума. Её цель научить отличать важное от неважного, краткое от вечного, освободиться от миллиона пустяков, которые цепями суеты сковывают наш дух.

Читаете ли вы священные тексты, постигаете реальность при помощи науки, размышляете ли над притчами, медитируете ли над вопросом «кто я?». Ищите ли ответы, созерцательно и углублённо размышляя над явлениями окружающего мира, всё, всё приобретение истинной мудрости без исключения служит этой цели.

Практик, погрузившийся в Джаняна-йогу получит освобождение, познав неделимость и всепребывание изначального Брахмы, иллюзорность явлений, свою истинную природу, но этот путь естественно предназначен не для слабых умом и духом.

Без контроля учителя, без развитого ума и сильного духа такие знания могут убить искателя истины, сломленного непосильным грузом открывшегося ему великого знания. Или что считается еще хуже, заставит застыть в тёплой и мелкой лагуне самодовольства, свернув на ложный путь неполного или даже ложного понимания, обусловленного слабостью духа, знаний и слабым умом.

Можно многое ещё написать о джьяна-йоге, но в силу того, что йога разума столь же всеобъемлюща и противоречива, как и сам разум мы осознанно ограничиваемся лишь общим описанием и методологией путей знания не углубляясь в дебри личностных трактовок различных учителей.

Подобное может показаться странным, но обратите внимание – философ материалист, исповедующий чарваку, никогда не сойдётся в воззрениях с идеалистом, настик не сойдётся с ведантом, но, тем не менее, все они исповедуют путь знания, являясь тем самым практиками джьяна-йоги.

Объединение и мудрость – истинный путь йоги

Потому любой искатель высокого знания, каким бы он не был, и какими бы небыли вехи на его пути, в конечном счете ищет истину, тем самым приближаясь к конечной цели любой из йог и всех их вместе взятых.

Ну и естественно, конкретно о том, как этому пути следовать и даже об основных принципах йоги надо говорить отдельно, чтобы не мешать все в одну кучу и не растягивать рассказ. Но для начала достаточно понять, что истинный путь йоги складывается из 3 главных частей, не привязанности к результатам своего труда, абсолютной любви к Богу и великой мудрости и осознанности вашего ума.

И уже сейчас обдумав этот текст можно сказать однозначно, что как мы и говорили в статье про все виды йоги, все виды по сути едины и в конечном итоге стремятся к одной цели.

Более того, они предлагают очень схожие пути её достижения, ведь путь йоги — это «объединение знаний и мудрости», а не их разъединение.

Но это уже тема других наших статей, так что оставайтесь с нами, читайте еще одну не менее интересную и познавательную публикацию о методах изучения и сути настоящей индийской йоги, набирайтесь мудрости, переходите к чтению других статей, и достигайте каждый раз все новых уровней знания и «просветления», чего мы вам и желаем. Хотя если вам кажется данная философия все таки слишком мягкой, то можете больше узнать о психологии различных боевых искусств, мудрость некоторых из которых не уступает даже йоге.

Вместо вывода

Делимся с вами отрывком видео про философские школы Древней Индии от нашего учителя философии йоги Виктории Бхасканар Наир. Изучайте с пользой и удовольствием.

Если вы хотите подробно познакомиться с философским аспектом йоги, изучить ведическую традицию, наполнить практику новыми смыслами и передавать знания другим людям, оставляйте заявку по  Ассистент приёмной комиссии свяжется с вами и расскажет про курс «Преподаватель Хатха-йоги».

Йога знания

Йога знания

Йога знания

Перезвоним через несколько минут

Получи грант в размере 30 000 рублей на курс “Преподаватель Хатха-йоги”

Йога знания

Автор статьи: Валерия Васильева

Дипломированный преподаватель Хатха-йогиЖурналистка

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий