Как избавиться от депрессий с помощью Кундалини Йоги | 🧘 Kundalini.Love

Как избавиться от депрессий с помощью Кундалини Йоги | 🧘 Kundalini.Love Позы

7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи

Специалисты
Дневного Стационара советуют: 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи.

1.      Записывайте,
всечтоприходитВамвголову.

Чем это полезно? Когда Вы записываете  свои мысли, различные ситуации, а  возможно даже идеи будущего происходит структуризация
мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен,
отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В
дальнейшем вы сможете рассмотреть 
некоторые ситуации под другим углом. 
Удачи!!!

https://eus-www.sway-cdn.com/s/CvmU3xdV6ELB6JSe/images/uMjtXGsvMsXz4z?quality=1080&isThumbnail=True

2.   Приготовьте
блюдо и будьте крайне педантичны в выборе ингредиентов, украсьте его и
насладитесь им

Известный факт, когда человек
нервничает  он зачастую склонен «заедать
проблемы».  Но если это будет здоровая
еда или новое блюдо с тщательно подобранными ингредиентами, аккуратно приготовленная
и красиво поданная на стол, это может послужить огромным источником позитивных
эмоций и познания новых вкусов и оттенков.

https://ne-kurim.ru/forum/attachments/image-8-jpg.713602/

3.   Релаксация
и дыхание

На сегодняшний день очень актуальным и
эффективным способом борьбы с различными стрессовыми и тревожными состояниями
является методы дыхательной гимнастики  и
прогрессивной мышечной релаксации, разработанной еще в 1920 году. Принцип
прост:  после любого сильного напряжения
наступает сильное расслабление.  Поэтому
предлагаем Вам воспользоваться  и
овладеть простым и очень доступным методом: напрягайте мышцы в течение 10
минут, а затем расслабьте их, стараясь сконцентрироваться на  моменте расслабления. Существует множество
упражнений (по ссылке Вы можете более подробно их рассмотреть http://k-psy.ru/relax.html).
Начните с самого простого и доступного – максимально сильно сожмите  руку в кулак, удерживайте напряжение,
расслабьте. Или же  сильно зажмурьтесь,
нахмурьтесь и наморщите нос, затем расслабьтесь и сконцентрируйтесь на чувстве
расслабления мышц лица.

4.   Реагируйте
правильно или не реагируйте вообще

Постарайтесь увидеть позитив в любой
стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней:  «Я не могу изменить ситуацию, но могу
изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает
не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как
на испытание, и учиться на ошибках.

5.   Остановите
поток мыслей

Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с
которым сложно справиться  щелкните
пальцами и скажите  «Стоп! Я подумаю об
этом позже!».  Можно использовать резинку
на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить
круговорот мыслей и отложить проблему на потом. Остановив свои мысли,  постарайтесь переключить  внимание на что-то другое – смените вид
деятельности.

https://www.inpearls.ru/png/35606.png

6.   Побалуйте
себя

Советуем каждому находить промежуток время,
в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете
рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и
близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т.д.  Это время, когда Вы  честно можете отложить все обязанности,
негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие.

https://cdn.sm-news.ru/wp-content/uploads/2021/08/07/tvorchestvo.jpg

7.   Мой
способ  борьбы со стрессом

Позвольте себе испытать как классические
методы борьбы со стрессом, так и прислушаться к себе и найти свой личный и
эффективный способ снятия 
неприятного  внутреннего  напряжение – занятия спортом под приятную
музыку, чашка ароматного кофе или чая, беседа с близким человеком или  друзьями, горячая ванна или контрастный
душ,  здоровый сон. Возможно, это
продуктивная деятельность будь то уборка, мытье посуды, шитье, вязание,
наведение порядка на рабочем месте или фотоальбома, прогулка и др.  Главное, чтобы этот способ был действенным и
помог Вам переключить внимание с негативной ситуации на позитивный лад.

https://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/12/10367601/inx960x640.jpg

Даже маленькая позитивная мысль
с утра, способна изменить весь день!!!

Будьтездоровы!

Берегитесебяисвоихблизких!

Опора на себя или «не сотвори себе кумира» – другая сторона кундалини йоги.

Эта статья может быть интересна как практикующим психологам, которые имеют дело с терапией последствий различных “духовных и эзотерических” практик, так и широкому кругу читателей, находящихся в процессе духовного роста и самопознания.

Более 10 лет я практикую йогу, в том числе кундалини – йогу. Вокруг йогических и духовных практик сформировалось достаточно устойчивое сообщество экспертов, включая психологов, психотерапевтов, применяющих йогу и медитации в консультировании и терапии. 

Весь 2020 год был богат на разоблачения – вскрывались неожиданные факты, низвергались кумиры, гремели громкие судебные процессы. С начала 2020 года сообщество йогов по всему миру было возмущено книгой Pamela Saharah Dyson, в новом свете представившие фигуру Учителя и Гуру всего сообщества, Махан Тантрика Йоги Бхаджана. Книга породила дискуссии, официальные расследования, выход ряда значимых фигур из организации 3HO и отказа от практики и преподавания йоги вообще многими известными йога-тичерами.

Занимаясь как исследованием и терапией созависимых отношений, так и йогой, я не прошла мимо и углубилась в тему, прочитав биографию Памелы, комментарии очевидцев, а затем – результаты официального отчета Olive Brunch, подтвердившего факты неподобающих, абьюзивных отношений между учителями и учениками.

Заранее подчёркиваю, что все нижеописанное – мое личное, частное мнение, не имеющее отношения к официальным институтам и организациям, связанным с Кундалини йогой и Йоги Бхаджаном. И выражаю я его как социолог, психолог, практик и преподаватель Кундалини йоги и человек, имевший длительный опыт деструктивных токсичных и созависимых отношений и исследований этой проблематики. 

Кто вообще такая Премка, надписавшая эту книгу? Премка, или Памела, на протяжении 16 лет была правой рукой Йоги Бхаджана. Его секретаршей. Любовницей. И “devotee”, это слово используется почти на каждой странице книги и в переводе означает «приверженец». Итак, цитируя эпилог из ее бомбической книги: Премка: Белая птица из золотой клетки, опубликованной в январе 2020 года:

«Памела посетила свой первый полу-частный урок йоги с Йоги Бхаджаном в первые месяцы после его прибытия в США. Он быстро назначил ее на службу в качестве водителя, фотографа, личного помощника и секретаря. Он был одним из многих учителей восточного происхождения, которые появились в США в разгар 60-х годов. В течение следующих 16 лет, переименовав ее в Премку, Йоги Бхаджан задействовал ее способности, чтобы документировать рост их растущего сообщества и эволюцию людей от Нью-Эйдж до йогинов и, наконец, до сикхов. Она стала административным директором международной штаб-квартиры 3HO Foundation и Sikh Dharma International и первым генеральным секретарем международного министерского совета сикхов (совет кхалсы). Премка перевела некоторые из основных молитв сикхов на американский английский в книге под названием «Лагуна мира», впервые опубликованной в 1971 году. Она также работала редактором 32-страничного ежеквартального журнала сообщества под названием «Бусы истины». В 1979 году она помогла осмыслить, скомпилировать и отредактировать полноцветный том объемом более 400 страниц, представив историю достижений Йоги Бхаджана в США. Этот том был подарком в честь его 50-летия и назывался «Человек по имени Сири Сингх Сахиб». В 1984 году она переехала на Гавайи, вышла замуж за Сири Брахма (Джек Дайсон) и через два года у них родился сын Кейси Дайсон»

Эта книга – автобиография Памелы, отписывающая существенный и значимый отрезок ее жизни, проведённый с ЙогиДжи. Книга начинается с шок контента. Памела и ЙогиДжи возвращаются из Индии, из первой знаковой, легендарной поездки «западных» сикхов к «восточным». Памела истекает кровью в самолете, вследствие нелегального аборта.. организованного ее Учителем… от ее Учителя. Уже на этом моменте можно упасть в обморок или в отрицание. Но, достаточно подробно и скрупулёзно, автор излагает все детали и подробности произошедшего, с акцентом на собственные чувства, восприятие и переживания.

«Но возникла пугающая и мучительная мысль – тот факт, что двумя месяцами ранее у меня был аборт в небольшой клинике в Индии. Я задавалась вопросом, может ли это событие быть связано с этим? Факт моей беременности и последующего аборта был секретом, который я знала, что должна хранить, чтобы защитить Йоги Бхаджана. В конце концов, он был духовным учителем для тысяч людей и проповедовал моногамию и воздержание до брака. И у него была жена и трое детей, все еще проживающие в Индии.»

Памела повествует о том, как впервые познакомилась с ЙогиДжи на его йога классе. И практически сразу описывает маркеры, характерные для людей с нарушенной привязанностью в детстве : ранний ребёнок, не желанный и случившийся сразу после второй мировой, отсутствие любви и принятия в детстве, ранний и неудачный брак , легкие наркотики (60 е годы в США), пустота внутри, поиск смысла жизни, Учителя и очень тонкое, обостренное, по детски наивное как бы «без кожи» восприятие реальности через широко открытые глаза.

Первая встреча с Йогиджи состоялась в 1968 году, когда она пришла на его класс. Он сразил на повал это юное 22 летнее создание своими габаритами, харизмой, энергетикой и экзотичным внешним видом. Первое, что она вспоминает это десять минут в крайне неудобной позе и Учитель, который оставил ее в ней на неопределённое время, выйдя за дверь . Причём, Памела практически сразу решает что это испытание, тест, который полагается а таких ситуациях (встречи духовного учителя и ученика) и решает следовать всем указаниям. «Итак, это должно быть испытание, рассуждала я. Его инструкция была очень четкой: «Не вставай, пока я не скажу».» Судя по всему, тест на покорность был пройден, потому что дальше она описывает не совсем обычную шавасану. Учитель вернулся в зал, похвалил, дал инструкции лечь на спину и расслабиться: «Но расслабиться было бы намного проще… если бы он не положил левую руку мне на правую грудь!»

Про йогу:  Еда – живая и мертвая: как питаются йоги - диета, правильное питание, аюрведа, питание йогов, диета йогов

Как бы вы поступили в подобной ситуации? Остались или ушли? Памела, решила что это еще один тест, и сделала вид что ничего «такого» не произошло. ЙогиДжи тоже. Характерно, что далее по тексту именно этот поведенческий паттерн она описывает, вспоминая детство, как типовой для своей семьи. Что – то «из ряда вон» происходит, но все участники намеренно это игнорируют, делая вид что «все норм».

Дальше, события развиваются стремительно. Через несколько дней он приглашает ее на пикник в парке, в компании с другими Женщинами из своего ближайшего окружения. И очень скоро она начинает на него работать, служить ему и спать с ним. Она посещает его классы, следует всем предписаниям по изменению образа жизни, диетам и практикам, включая утренние регулярные садханы. Действительно жизнь меняется – она бросает пить, курить (в том числе марихуану), становится вегетарианкой, ее чувствительность обостряется до предела и Светлый образ Учителя заполняет собой всё. Она видит его ауру, ловит и конспектирует каждое слово. Когда на одной из ранних лекций он говорит об эпохе Водолея, о собственной миссии и грядущих страданиях, о том что он будет предан и отвергнут, нарисованный им образ вызывает шквал эмоций – Памела переживает невероятный ураган эмпатии, сострадания, любви и преданности:

«Чудесное переживание обладания этим видением и огромная любовь и сострадание, которое оно вызвало к этому могущественному и вдохновляющему учителю, вынудили меня срочно взять на себя внутреннее обязательство служить ему, поддерживать его. Я почувствовала (как будто мне показали или передали понимание), как болезненно меня будут судить и испытывать. Я уже боролась со своими собственными вопросами об этом харизматическом учителе и боялась, что однажды я не смогу противостоять логике моего собственного восприятия против этой вновь обретенной веры и преданности, как и другие ученики в моем видении.»

Под этим впечатлением, она принимает внутренне решение (не смотря ни на что) остаться с ним, служить ему «куда бы он не привёл».

Далее, она увольняется, Переезжает к нему, отдаёт 10 тысяч долларов своих сбережений и начинает выполнять простые, а затем все более сложные поручения, связанные с организацией его быта, преподавания, а далее – учреждения и Развития институтов.

«Каждую ночь моей обязанностью было становиться на колени рядом с ним, массируя его перед сном. Он часто тянул меня в свою постель за приглушенным и скрытным сексом. Впоследствии, хотя мне очень хотелось лежать рядом с ним, надеясь на поддержку, он неизбежно подтолкнет меня обратно на пол, чтобы продолжать массировать его, пока он не заснет.» На садхану в 4 утра приходили другие обитатели общины. Памела чувствовала себя призванной дежурить каждую ночь у его постели, оберегая сон и накрывая одеялом, чтобы он не остыл и не замёрз до смерти.

«Как у женщины, у меня было органическое, инстинктивное желание посвящать себя мужчине. В этом случае было дополнительное измерение служения высшей цели, сдатся и доверить себя великой мудрости высшего существа. Йоги, казалось, был больше, чем жизнь, таким увлекательным и привлекательным. Было обнадеживающе иметь духовного учителя, который имел бы ответы на все жизненные вопросы. Если он говорил, что что-то было правильно, если он подтверждал , что все в порядке, то мне больше не нужно спрашивать.»

Такое отношение больше характеризует отношения ребёнка и родителя : всезнающего, всепрощающего, всемогущего и оберегающего. На этот момент Памеле чуть больше 22 а ЙогиДжи – едва за 40. Она массирует и ублажает его каждую ночь, он восхищается ее «целительным прикосновением», уверяет в кармической подоплёке их отношений и ее избранности, уникальности. Она задаёт вопросы о характере их связи, о его жене и детях, уверяет что ей нужна лишь духовная сторона, не физическая. И здесь описан достаточно явный «газлайтинг», приём характерный для злоупотребляющих и абьюзных отношений. Несколько раз по тексту книги, Памела упоминает тот факт, что она отказывается от интимной близости, настаивая на его духовном статусе учителя и женатого мужчины (что в принципе противоречит его учению и их уже общей религии – Сикхизму). Напротив, он аргументирует что «это нужно ей, это определено кармой, он просто выполняет свой долг».

«Быть влюбленной в Йоги Бхаджана было совершенно противоречиво и сбивало с толку, потому что он был гораздо большим, чем просто обычный человек для меня … и для его тысяч последователей. Как и в первый раз, когда он прикоснулся к моей груди, секс с ним казался почти клиническим, безличным, лишенным настоящего тепла или страсти. Я продолжала надеяться чувствовать, что тебя держат, любят, обнимают или хотят. Вместо этого я всегда чувствовала себя более растерянной.»

При этом, она слышала от него : «Ты должна понимать, Премка, что у меня нет никаких сексуальных отношений с кем-либо. Если это то, что ты думаешь,то ты сильно ошибаешься. Мне не нужен секс. Секс – это просто желание, как желание мочиться ».

Не потребовалось Долгих лет чтобы она «залетела», как она честно признаётся – Вера в сверхспособности Гуру – плохой контрацептив, достаточно быстро она поняла что беременна. Предложения привести в мир новую душу были отвергнуты, аборты в США – нелегальны, поэтому аборт был устроен на территории Индии, также нелегально и не профессионально, что и привело к осложнениям некоторое время спустя.

Постепенно после возвращения из Индии, после аборта и восстановления в Лондонской клинике она вернулась в Штаты и «В последующие месяцы и годы я обнаружила, что движусь вместе с вихрем перемен, которые возникли вокруг удивительно энергичного и бесконечно творческого Йоги. Сообщество душ, которое было привлечено к этому харизматическому учителю, а затем собралось вокруг нас, стало желанной заменой моей родной семье.»

Конечно, был внешний круг и внутренний, приближенных к телу Учителя, в основном – незамужних женщин. «Для тех из нас, кто находился во внутреннем кругу, жизнь вокруг Йоги Бхаджана никогда не была скучной, всегда наполненной неожиданностями, когда он переворачивал жизни с ног на голову, чтобы вернуть их в нужное русло, вдохновляя на новое деловое предприятие, направляя участие или устраивал браки на месте.»

Постоянно появлялись молодые, неженатые мужчины и незамужние женщины, среди которых оперативно устраивались браки и порождались новые семейные бизнесы. Многие семьи отправлялись ЙогиДжи в другие города и даже страны с «почетной миссией». Или, возможно, отсылались подальше с глаз долой?

Шли годы, у Памелы становилось все больше обязанностей и забот. Она начала замечать явное присутствие других женщин рядом с телом ЙогиДжи. Она описывает грустную историю привязанности к маленькой девочке, пятилетней дочери одной из пар ближнего круга, в которой она видимо нашла своего нерожденного и желанного ребёнка. И именно с этого момента она начала ощущать противостояние с волей своего Учителя. В явной и директивней форме он запрещал ей «находить любимчиков» и заботится о ком либо особенным образом, ссылаясь на ее особый статус Первого Секретаря. Истрия закончилась трагической гибелью ребёнка, упавшего с туристической тропы на прогулке в детском лагере. Памела приняла этот удар как подтверждение того, что она свернула со своего духовного пути, как наказание за своё противостояние Учителю. «Меня наказали за мою личную привязанность … или за то, что я был против моего учителя?»

С годами, расстояние между ней и ЙогиДжи стало все более формальным, все чаще он подчеркивает перед общиной отсутствие ее личных заслуг в той позиции, которую она занимает, говоря что «ее сделал он, без него она никто». Она болезненно переживает и растущую нагрузку, и изменение отношения, и особенно публичное унижение: «Это последнее его оскорбление вызвало всю боль, которую я пережила, когда меня вытеснили с должности личного помощника. Отдельные моменты и разговоры с ним сменились встречами об организационных структурах, новых предприятиях, бюджетах и графиках.»

Время шло к 30, ей хотелось выйти замуж, завести семью, родить детей, но каждый разговор об этом с ЙогиДжи натыкался на стену отрицания. Он утверждал, что брак, замужество и дети – не ее судьба. И этому не бывать.

Кроме женщин, в окружении ЙогиДжи были и мужчины. И Памела заприметила среди них кандидата в мужья. Некоторое время приглядываясь к нему, она решила пойти ва-банк, и попросила своего Гуру об устроении ее семейного счастья согласно Сикхским традициям. Она хотела стать мужней женой и продолжать служить общине и учителю. Но, получив очередной отказ, она получила ещё и серьёзный щелчок по носу от ЙогиДжи. Имея все полномочия и авторитет, он незамедлительно устроил брак между этим мужчиной и одной из женщин общины. Не смотря на слабые протесты всех сторон, брак состоялся и Памела осталась увязать все глубже в паутине Собственных противоречий. Постоянно рассуждая, тест это или не тест, несколько глубоко учитель проверяет масштабы ее приверженности и духовности она недалеко ушла от правды. С каждым разом, пытаясь больше открыться и доверится учителю, границы ее личности проверялись на прочность а затем и границы и ее личность – стирались. На протяжении всей книги Памела подробно описывает процесс разрушения своей личности и замещения искусственной конструкцией. Эффективной, работоспособной, безгранично преданной. Все о чем она просит для себя – разрушается методично и демонстративно.

Спустя несколько лет, этот мужчина признаётся Памеле в любви, у них начинаются отношения и совместные планы, уже вместе они делают попытку договориться с Йоги Бхаджаном о браке, и оба становятся жертвой давления и манипуляций с его стороны. Памела начинает описывать ее противостояние с Йоги как шахматную партию, и проигрывает.

Про йогу:  12 красивых цитат про йогу со смыслом. Лучшие афоризмы и высказывания великих людей про йогу | BBF.RU

Некоторое время им обоим потребовалась, чтобы выйти из «ближнего круга» и все таки добиться свободы от диктата своего Гуру. Они уехали строить новую жизнь, родили сына, и с нотой грусти и сожаления Памела получала новости о том, как ЙогиДжи рисует новый образ Памелы, как предателя и ничтожной падшей женщины. Тем не менее, она нашла своё спокойное счастье, опыт остался с ней.

Читая книгу, я также погрузилась в обсуждение в англоязычной группе в FB. Там пишут свидетели тех событий, друзья Памелы, а также практикующие кундалини йогу и преподаватели. Некоторые комментарии шокируют, например одна из женщин, бывших в ближнем кругу упоминает о том, как ЙогиДжи сказал в присутствии других что «она красивая так что он бы ее трахнул», что ее невероятно шокировала, но она тоже сделала вид что не заметила. Другая упоминает о разговоре с мужем, в котором советовалась как быть с поступившим от Учителя предложением секса, на что муж сказал : «он же учитель, если он хочет секса дай».

Надо сказать что тогдашнее окружение ЙогиДжи состояло преимущественно из недавно завязавших «детей цветов», и с пониманием отнестись к ним. Но, именно эти факты и породили множество противоречий и вопросов.

Книга Памела для меня приняла облегчение, пролив свет на источники напряжения. Поэтому, облегчение основано на том что : «мои чувства меня не обманули, я могу себе доверять, вот факты которые подтверждают». Как психолог, я знаю механизм формирования личности, которая попадает в деструктивные созависимые отношения: с детства ребёнка учат не доверять своим чувствам, своей сенсорной системе. Папа хочет убить маму – но для ребёнка делают вид что обнимаются. Мама злится на ребёнка но скрывает за натянутой улыбкой. Ребёнок начинает испытывать конфликт восприятия и интерпретации а затем отключает свои чувства. Когда он попадает в ситуации, которые явно указывают на то что его границы нарушают, надо что то с этим делать – он делает вид что «ничего не происходит». Например именно так происходит в примере, описанном Памелой – духовный учитель при первом знакомстве прикасается к ее груди (это явное нарушение границ) И она испытывая ощущения «что то не так», выбирает сделать вид «так и должно быть». Далее в книге она описывает свою семью и отношения в семье, показывая как именно сформировалась такая «нормализация».

Это понимание, позволило мне сохранить более менее спокойный и трезвый взгляд наблюдателя и исследователя на то, как многие известные учителя и даже школы уходят в отрицание, отказываясь от комментариев вообще, удаляя вопросы студентов в своих группах. Некоторые учителя, все же комментируют происходящее для своих студентов, резко и в явно негативном ключеотрицая факты, изложенные в книге и на форумах, отказываясь читать книгу, называя автора книги лгуньей, а публикацию книги – проплаченным кое-кем заказом.

Многие учителя, в основном в других странах, публично отсоединяются от имени Йоги Бхаджана, от 3HO и даже от практики и преподавания Кундалини йоги

О чем нам говорит сильнейший аффект? О глубокой вовлеченности и приверженности фигуре Учителя. Фигура учителя йоги была «обожествлена» его учениками, его окружением, последователями. Практика превратилась в Культ. Он стал Гуру, Святым для сотен тысяч, уже для нескольких поколений. Его портреты стоят на домашних алтарях, на его фотографию медитируют, к его книгам и цитатам обращаются за советом, поддержкой. Практически все учителя и практикующие КЙ получили глубокий, мощный, трансформирующий опыт, связанный с практикой кундалини йоги: исцелились от болезней, избавились от серьезных зависимостей, почувствовали силу и возможности управлять своей жизнью. Изменили образ жизни, образ мыслей, образ Себя.

Все, кто проходил тренинги для учителей кундалини йоги – были посвящены в созданную Учителем совершенную систему и технологию, не подлежащую критике и изменению. Четкие нормы, правила, предписания – для учителей и учеников. Кодекс Учителя требующий чистоты Учителя, именно он вызвал такую бурю возмущения в сообществе – выяснилось что сам Гуру…не следовал собственным нормам и правилам, жестко требуя их от окружающих. Кроме этого, он злоупотреблял своей силой, властью, авторитетом, был нечестен и откровенно манипулировал жизнями своих приверженцев. И это был шок. С пьедестала рухнул Кумир. Для сотен тысяч людей по всему миру – этот прочный и стабильный мир перевернулся, с ног на голову.

Почему так произошло? Почему вообще люди водружают на пьедестал Кумиров и почему рушится мир при их падении? Ответы на этот вопрос, неожиданно, можно найти в теории периодизации развития личности. Согласно этой теории, развитие психики человека обязательно должно пройти несколько стадий, связанных с формированием головного мозга. И важная, связанная с периодизацией – «Теория Привязанности».

Психолог Джон Боулби первым из психологов описал привязанность — как «устойчивую психологическую связь между людьми». Он считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Центральная идея теории привязанности заключается в том, что те, кто изначально ухаживает за малышом, реагируют на его потребности и удовлетворяют их, позволяют ребёнку почувствовать себя в безопасности. Младенец знает, что тот или иной взрослый надёжен, и это даёт ему крепкую опору для последующего познания мира. Постепенно, в процессе развития, внешняя опора – становится внутренним стержнем.

Если какой то период был не завершен, если привязанность была нарушена – у человека НЕ ФОРМИРУЕТСЯ тот самый внутренний стержень и ВНУТРЕННЯЯ ОПОРА. И возникает потребность заменять эту структуру ВНЕШНЕЙ ОПОРОЙ. Поэтому, люди ищут эту опору во вне – в идеологии, учениях, ищут Учителя, Наставника, Гуру, либо остаются сидеть на шее у своих авторитарных родителей ИЛИ супругов, наркотиках, алкоголе, и так далее. С разрушением внешней опоры – рушится незрелая личность, мир разваливается на части.

Практиковать ли кундалини йогу, йогу, медитации и вообще практики духовного и личностного роста зная о возможных злоупотреблениях учителей и гуру?

Личный выбор каждого. За каждой фигурой принесшей знания в человеческом теле – есть своя Тень, которую важно знать и принимать. Важно понимать что любая попытка «обожествить» учителя неизбежно приведет к падению и разочарованию, связанным с необходимостью принять несовершенство и дуальность человеческой природы.

Как быть и жить дальше? Расти, осознанно завершать собственное взросления, выращивать внутренний стержень, утверждать свое Я, свою Самость. Опираться на собственные идеи, выводы, опыт. Жить Своим умом, осознанно и вдумчиво обращаясь к опыту человечества по возможности, оставаясь нейтральными и не вовлеченными, не ассоциируя себя с тем или иным течением, направлением мысли, конфессией, идеологией.

FB группа обсуждения книги тут (международная)

История КЙ перевод на русский

Профессиональная психотерапевтическая лига (ппл)

Рубрика «Статья номера»

Афонина Наталья Евгеньевна — врач-психотерапевт высшей категории Центра консультативно-поликлинической помощи Александро-Мариинской областной клинической больницы. г. Астрахань

В статье рассматривается актуальный в практике метод саморегуляции и способ коррекции при невротических и психосоматических расстройствах, при стрессах; результаты применения, взаимосвязь дыхания с психологическим состоянием, нервная, гуморальная, произвольная регуляция дыхания, эмоциональное воздействие на них.

Ключевые слова: нервная и гуморальная регуляция дыхания, техника диафрагмального дыхания, использование в практике, результаты.

Введение.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающих непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Дыхание играет очень важную роль в присутствии «здесь и сейчас», выполняет функцию «заземления», помогая нам вернуться в реальность, ощутить себя в настоящем и осмыслить происходящее, благодаря тому, что мы обращаемся к дыханию как к некой опоре, тому, что стабильно присутствует в нас как подтверждение факта существования. Особенно это важно в ситуациях растерянности и неопределенности, когда страшно и тревожно. Если рассматривать процесс дыхания как присутствие в ситуации, в реальности и проявлении себя, то задержка дыхания может рассматриваться как физиологическое отражение «психологического небытия» — не быть, не присутствовать, превратиться в маленькую незаметную точку. Дыхание помогает присутствовать не только нашему «я», но и различным переживаниям, травматическому опыту, обычно подавленному и вытесняемому из поля осознаваемого. Оно не только является физиологической функцией нашего организма, но и тесно связано с психологическим состоянием.

ДЫХАНИЕ ↔ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.

Наше состояние сразу же отражается в том, как мы дышим. Печаль, гнев, тревога, страх характеризуются учащением дыхания, в состоянии покоя и отдыха дыхание становится реже и глубже. Значительную роль в психологическом состоянии играет диафрагма. Такие эмоции, как гнев и страх влияют на тонус диафрагмы, вызывая ее напряжение. Напряженная диафрагма начинает функционировать в измененном режиме, это напряжение препятствует осуществлению глубокого вдоха и выдоха — дыхание становится поверхностным. При длительном подавлении страха и гнева напряжение диафрагмы становится хроническим и процесс дыхания существенно нарушается.

Деятельность органов дыхания регулируется нервной системой — ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре имеются центр вдоха и центр выдоха. Одни дыхательные нейроны активны во время вдоха, их называют инспираторными. Другие — экспираторные, наоборот, возбуждаются при выдохе. Эти нейроны генерируют импульсацию, которая через эфферентные системы управляет сокращением дыхательных мышц.

Во время вдоха в дыхательный центр по волокнам блуждающих нервов поступают импульсы от рецепторов растяжения, находящихся в легких. При достижении легкими определенного объема эта импульсация тормозит клетки дыхательного центра, возбуждение которых вызывает вдох. Центр вдоха посылает импульсы к мышцам груди и к диафрагме, стимулируя их сокращение. Это сокращение приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух уходит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются механорецепторы, расположенные в стенках легких, они посылают импульсы в мозг — центр вдоха. Чем больше растянуты легкие во время вдоха, тем сильнее раздражаются эти рецепторы, способствуя обрыву, прекращению вдоха и переходу к выдоху. Кроме механических рецепторов рефлекторная регуляция дыхания также осуществляется с помощью химических (кароидное тело) рецепторов: при дефиците углекислого газа в крови нарушается кислотно-щелочное равновесие. Сдвиг PH в кислую сторону приводит к увеличению легочной вентиляции, сдвиг в щелочную — к ее уменьшению.

Про йогу:  Медведев взял первый для российского ATP-тура «Шлем» за 16 лет. Кто стоит за победой Даниила? - Eurosport

Периферическим звеном регуляции дыхания является вегетативная нервная система, состоящая из симпатического и парасимпатического отделов. Она очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Печаль, гнев, тревога, страх, апатия — эти чувства вызывают изменения функционирования органов, находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Например, внезапный испуг заставляет сильнее биться сердце, дыхание становится более частым. Во время сна дыхание становится реже, а при интенсивной работе учащается. Кроме того, в зависимости от изменения потребности организма в кислороде, резко меняется и глубина дыхания. Нервная и гуморальная регуляция дыхания обеспечивает согласованную деятельность дыхательных мышц и ритмичную смену актов вдохов и выдохов. Дыхание — одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Возможность произвольной регуляции дыханием обусловлена участием дыхательных мышц, и управление дыханием — обучение способу управления дыхательными мышцами. Конкретное манипулирование в дыхательной деятельности, благодаря ее произвольности, является тем методом, который конкретно моделирует паттерн, необходимый для выздоровления.

Регуляция дыхания является самым древним из всех методов при борьбе со стрессом и чрезмерным напряжением. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению общей релаксации.

Диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции психоэмоционального состояния. По многочисленным исследованиям это наиболее оптимальное, наиболее эффективное, самое глубокое из всех типов дыхания для человека. Оно позволяет сформировать оптимальное функциональное состояние за счет наиболее полного насыщения кислородом большего количества крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания, характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, снижает избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза.

Метод.

Техника диафрагмального дыхания сопряжена с определенными двигательными навыками и, хотя диафрагмальное дыхание является естественным, природно-обусловленным типом, приходиться заново осваивать его азы. При таком дыхании активно и естественным образом работает диафрагма и визуально наблюдается движение брюшной стенки (на вдохе — вверх, на выдохе — вниз), как будто «дышим животом».

Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла, или лежа, руки вдоль туловища.

  1. Вдох спокойный, без усилия, осуществляется через нос, при этом передняя брюшная стенка выпячивается, а воздух как бы набирается животом (живот надувается).
  2. Выдох плавный, удлиненный, медленный, осуществляется через рот, через слегка сомкнутые губы, брюшная стенка втягивается, а воздух будто выталкивается животом, с полным мышечным расслаблением.

На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.

Соотношение длительности фаз вдоха и выдоха для диафрагмального дыхания составляет 1:2, для диафрагмально-релаксационного — 1:3. Эти соотношения соответствуют в большей степени состоянию расслабленности, покоя. Урежение и углубление дыхания (не менее 8-10 дыхательных движений) — «медленный» паттерн дыхания оптимизирует процесс внутрилегочной диффузии, снижает расход энергии на большую работу вентиляционного аппарата. Ритм дыхания индивидуален, создает чувство комфортного дыхания, позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и достигать состояния общей релаксации.

Практическое наблюдение. Результаты.

Среди обратившихся за помощью — большое количество пациентов, у которых под действием разнообразных психических факторов нарушилась нормальная программа управления дыханием. Основные превалирующие над другими жалобы на нарушение дыхания: удушье, спазмы в горле, «ком» в горле, нехватка воздуха, препятствие прохождения воздуха, глубокие вздохи воздуха, сжатие и боли в груди. Одновременно с этим — паника, страх удушья, смерти, мрачные предчувствия, нервная дрожь, нервозность, раздражительность, учащенное сердцебиение, колебания артериального давления резкими скачками, нарушение сна, концентрации внимания, воспоминания и проигрывание пережитых психотравмирующих ситуаций, боязнь находиться в замкнутых пространствах, колебания настроения, тенденция к его снижению. Чрезмерный контроль над физическими параметрами: неоднократные многочисленные измерения артериального давления, пульса, обращения к врачам-специалистам разного профиля, исследования. Так, в ходе консультирования таких пациентов за 2021 год у них были выявлены следующие расстройства:

  • Паническое расстройство — 28 человек;
  • Конверсионное расстройство — 27 человек;
  • Острая реакция на стресс — 16 человек;
  • Тревожное невротическое расстройство — 26 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 28 человек;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 47 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 43 человека,

это около 40% от всех обратившихся.

Пример: пациентка 20 лет, предъявляет жалобы на нарушения дыхания, спазмы, «ком» в горле, нехватку воздуха, «онемение» в лице, нервозность, раздражительность, обидчивость, колебания настроения, прогрессирующую потерю веса при нормальном обычном приеме пищи, нарушение сна, непреодолимое беспокойство и боязнь за состояние здоровья, наличие экстремальных состояний при полном отсутствии какой-либо соматической патологии, что было подтверждено всеми исследованиями и заключениями узких специалистов. Выясняется, что расстройство — психогенно обусловленное, развилось в результате конфликтных межличностных отношений в семье за 2 года, усиление симптомов произошло месяцы назад на фоне психоэмоционального напряжения и конфликта на работе. Применялось комплексное психотерапевтическое лечение с активным применением метода саморегуляции дыхания, в последующем — самостоятельное применение данного метода пациенткой. В результате двухнедельного лечения нормализовалось дыхание, исчезло беспокоящее пациентку «онемение» в лице, улучшилось настроение, пациентка убедилась в отсутствии опасности для здоровья, улучшился аппетит и усвоение пищи, пациентка стала прибавлять в весе, осознала невротический конфликт, изменила отношение к себе и своему здоровью, взаимоотношениям в семье. Применение метода саморегуляции дыхания позволяет расстройствам не возобновляться в ситуациях психоэмоционального напряжения.

Получая комплексную терапию: рациональную, личностно-ориентированную, поведенческую, суггестию наяву, гипнотерапию, медикаментозную, пациенты одновременно обучались навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания. Через 2 недели такого лечения получены результаты: прекращение приступов удушья, спазмов в горле, восстановление нормального паттерна дыхания, нормализация АД, пульса, ослабление и исчезновение боязни и страхов, нормализация сна, уменьшения эмоционального напряжения. Пациенты быстрее отвлеклись от источника стресса, восстановилось рациональное мышление.

Улучшение:

  • Паническое расстройство — 24 человека;
  • Конверсионное расстройство — 23 человека;
  • Острая реакция на стресс — 15 человек;
  • Тревожное невротическое расстройство — 10 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 2 человека;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 30 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 20 человек.

Стабильное улучшение:

  • Паническое расстройство — 4 человека;
  • Конверсионное расстройство — 4 человека;
  • Острая реакция на стресс — 2 человека;
  • Тревожное невротическое расстройство — 15 человек;
  • Расстройство приспособительных реакций — 2 человека;
  • Соматоформное расстройство вегетативной нервной системы — 12 человек;
  • Органическое эмоционально-лабильное расстройство — 12 человек.

Вывод.

Методика обучения диафрагмальному, диафрагмально-релаксационному дыханию эффективна в комплексе психотерапевтического лечения при невротических и психосоматических заболеваниях и необходима в указанных выше случаях. Обучение пациентов диафрагмальному дыханию в результате занятий:

  • Вырабатывает навык диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • Сформировывает оптимальное функциональное состояние;
  • Позволяет корректировать психоэмоциональное состояние;
  • Активирует резервные возможности организма.

Владения такими навыками полезны любому человеку для оздоровления, а именно: повышение стрессоустойчивости, улучшение своего физиологического состояния, активации резервных возможностей организма.

Литература:

  1. Карварсарский Б.Д., «Психотерапевтическая энциклопедия», г. Санкт — Петербург, 1998 г.;
  2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С., «Психопрофилактика стрессов» М.: Изд-во Москв. ун-та, 1993 г.;
  3. Лутэ В., «Аутогенная тренировка с применением обратной связи» в кн. «Психическая саморегуляция», г. Алма-Ата, 1974 г.;
  4. Мягков И.Ф., «Психотерапия», М., 1967 г.;
  5. Методические рекомендации НПФ «Амалтея» — «Обучение навыкам саморегуляции на основе метода биологической обратной связи (БОС)», г. Санкт-Петербург, 2021 г.

Сарвангасана

Поза Берёзки снимает нервное напряжение и успокаивает ум. Эта асана поможет отстраниться от сильных эмоций и успокоить негативные мысли.

Лягте на пол. Поднимите прямые ноги вверх, осторожно заведите их за голову. Задержитесь на несколько дыханий в Халасане, затем одновременно с помощью мышц пресса поднимите ноги вверх.


Перенесите вес тела на плечи, руки для опоры подставьте на спину. Тянитесь ногами вверх, стараясь перенести полностью вес на плечи и выпрямить тело. Задержитесь на 5-8 вдохов.

Ценность 3 – практика безопасна для здоровой психики

В этом посте я сделала акцент на том, какой сильный трансформирующий эффект может дать Кундалини-йога. Но в первую очередь – это всё-таки ресурсная практика.

Я знаю людей, которые вот уже много лет занимаются пару раз в неделю, чтобы перезагрузить голову, почувствовать тело, повысить жизненный тонус. Путь трансформации они тоже проходят, просто мягче и бережнее, чем это было у меня.

Я пришла в Кундалини-йогу на пике личного кризиса, когда многое уже требовало отработки. И нырнула сразу глубоко – занималась почти каждый день 2 года подряд, ездила на семинары, обучалась.

Но бывает и так, что 1-2 рядовых занятия приводят человека к встрече с тем, что давно назрело.

Кундалини-йога далеко не единственная система. Кто-то решает те же задачи с помощью с тантры, телесно-ориентированной терапии и т.д. Только личный опыт скажет, подходит ли она вам.

https://www.youtube.com/watch?v=bjvYxVDmS5g

Помните, что это – всего лишь инструмент в ваших собственных руках. И результат во многом зависит от вашей честности, настойчивости, уважения, смелости, способности к творчеству. А ещё от количества времени, которое вы уделяете занятиям.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий