Карма йога | Мир Йоги

Карма йога | Мир Йоги Позы

Что такое карма-йога? карма-йога — это… расписание тренингов. самопознание.ру

Здравствуйте! Меня зовут Александр ХОлопов, я основатель проекта «Самопознание.ру«. Мы много работаем над порталом, стараясь сделать его удобным, информативным, эстетичным. Но совершенству нет предела, и если вы думаете, что здесь чего-то не хватает, или у вас есть
идеи по улучшению сайта,
поделитесь своими мыслями с нами. «Самопознание.ру» — это наш вклад в развитие мира. Если у вас есть пожелания, вопросы, жалобы, предложения — просто
заполните предлагаемую
форму, и мы обязательно их рассмотрим и ответим вам.

С уважением, основатель и руководитель портала — Александр ХОлопов

Буддхи йога

Буддхи йога учит не рассматривать душу, лишь как наполнение физической оболочки. Буддхи йога говорит, что душа – часть Вселенной, частица Творца и энергетический луч, который нуждается в подпитке положительной энергией и верном направлении ее во благо Мира. Выделяют несколько ступеней познания учения буддхи йога:

  1. Выход души (сознания) за пределы физической оболочки и его распределение на две равные составляющие – нижнюю, которая отвечает за связь с телом и верхнюю, которая близится к Вселенной;
  2. Развитие нижней составляющей, направленное на осознание себя, как частички мира. Адепт олицетворяет себя с мелкой шестеренкой механизма, которая не способна повлиять на общий замысел, но способна приводить все в действие;
  3. Развитие верхней головной составляющей, которое достигается путем длительных медитаций. На этом этапе человек способен достигать Нирваны и обучается видеть себя со стороны;
  4. Следующим этапом развития сознания, является его выход за пределы нашего мира и нашей Вселенной и его устремление к Творцу;
  5. Завершающим высшим этапом продвижения является устремление к Богу и его Обители.

На любой из этих стадий, человек отрицает себя как существо наделенное правом выбора и лишается иллюзии о самоконтроле своей жизни и судьбы. Душа отдает себя на волю Господа, позволяя ему влиять на ход жизни, устремляясь тем самым к истокам Бытия.

Бхакти и карма йога

В традиционном индуизме, термин бхакти применяется во многих течениях. В различных писаниях, насчитывается от 9 до 11 различных видов бхакти. Бхакти символизирует высшую степень Знания и свидетельствует о приближении души к Творцу. В карма йоге, бхакти означает высшую ступень развития и эволюции сознания. Это подтверждение единения Любящего и Любимого, Творения и Творца.

Бхакти означает что человек, познавший себя и отказавшийся от заботы о самом себе, посвящает себя служению Господу. Для такого адепта цель существования не плотские желания и потребности, а путь к Творцу. Деятельность человека больше не означает для него получение выгоды, но становится символом служения Вселенной и всеобщему благу.

На примере можно рассмотреть поход человека на работу. Каждое утро, просыпаясь на службу, он недоволен своим днем, злится на то, что вынужден рано вставать, и сетуют на низкую оплату труда. Он считает, что его недостаточно ценят, что он мог бы достичь большего, купить для себя и своей семьи вещи, о которых давно мечтал.

Такой человек зациклен на себе, он не видит общей картины мира и заботится только о своем благе. Истинным бхакти станет осознание своей сути и своего предназначения. Врач, идущий на работу не должен заботиться о зарплате в конце месяца, а думать о том, что своей рукой он вершит волю Создателя, спасая жизни других.

Отношение к Богу и есть бхакти. Признание Творца, как своего единого господина и беззаветное служение Высшей цели означает приближение к высшей ступени бхакти – гаудия-вайшнавизму, который означает отношения с Богом как с другом, возлюбленным, отцом.

Как практиковать карма-йогу

Не существует специальных карма-йога упражнений. Это духовная работа, но она имеет много общего с практиками йоги.

Первый этап осознанного стремления к свободе — научиться понимать последовательность событий во всем. Например, 8 ступеней у Патанджали выстраиваются одна за одной в порядке прогрессии. Или отдельный набор упражнений выполняется с точной последовательностью (разминка, чтобы уберечь не разогретое тело от травм, затем выполнение асан с нарастающей сложностью).

Так и в жизни — каждый поступок будет иметь последствия.

То состояние, в котором сейчас находится человек, это результат его предыдущей жизни.

К карма-йога практикам можно отнести медитации, упражнения на концентрацию, балансы, особенно позу Шавасана (как способ погрузиться в себя и подумать). Различные комплексы приучат рассуждать размеренно и последовательно. Все это способствует развитию сосредоточенности, терпения, спокойствия, расслабленности.

Как разорвать круг

Йога имеет на этот счет свою теорию. Освобождение от иллюзий внешнего мира называется Мокша. Обрести это состояние можно еще при жизни. К нему можно начать идти неосознанно. Некоторых людей однажды перестает удовлетворять привычная жизнь, возникает чувство тревоги, ощущение, что чего-то не хватает. И поиск истины не дает ответа.

И рано или поздно придет осознание, что дело только в нем, самом человеке. Это и будет началом пути к свободе. Он не лишен страдания. Тяжело, когда рушатся все иллюзии этого мира, даже понимание о праведной жизни оказывается ложью. Но такова дорога к спокойствию и счастью.

Про йогу:  Трехступенчатый алгоритм действий при болях в животе

Главное достижение — обретение состояния непривязанности. Это свобода от оков плотских страстей, мучительных раздумий и горьких разочарований.

Важно, чтобы это понимание пришло осознанно. Невозможно приказать себе перестать чего-то хотеть или кого-то любить просто усилием воли.

Вот лишь некоторые из истин, лежащих в основе освобождения:

  • отказ от результатов (хороший или плохой финал не должны приносить эмоций);
  • отказ от ожиданий (все будет так, как должно быть);
  • отречение от понятия «мое» (ведь даже физическое тело — это не собственность человека, оно дается на время);
  • всегда помнить о главной цели, не распыляя душевную энергию на тысячи повседневных мелочей;
  • страдание приносит не само действие и не его результат, а привязанность к нему (личный интерес, ожидание выгоды и т.д.);
  • работа не должны иметь целью личное благо — это делается во имя Бога и ради других людей.

Это не означает, что жизнь дана лишь для тяжкого труда. Свой привычный образ жизни можно изменить, только переменив отношение к нему. Например, учитель, идя на работу, думает не о зарплате, а о высшей цели — обучении детей.

Это значит, что одни и те же дела можно делать по-разному. Одно и то же чувство при другом восприятии переживается иначе. Пока сам человек не изменится, все вокруг него будет находиться также без изменений.

Карма йога

В ранних Упанишадах, например, Кена и Иша, впервые косвенно формулировались предписания карма-йоги, хотя полностью её сущность была изложена позднее, в Бхагавад Гите. Именно в этих Упанишадах была впервые показана возможность движения по пути йоги и достижения её вершины без отказа от выполнения повседневных обязанностей.

Этот путь может вести к такому же опыту, как и другие виды йоги. Свами Сатьянанда, как и его гуру Свами Шивананда, подтверждает и подчёркивает значение карма-йоги для достижения опыта медитации: «Следует в каждый момент времени выполнять одну задачу.

Полная поглощённость любой работой постепенно учит ум забывать свою обычную переменчивость и неустойчивость. Если вы погружаетесь в выполняемую работу с полной сосредоточенностью и неразделённым вниманием, это окажет вам огромную помощь в медитации».

То есть, достигается однонаправленность ума, которая, например, в раджа-йоге достигается при помощи дхараны.

Одна из основных заповедей карма-йоги – не привязываться к своим действиям и их последствиям, так как работа сама по себе редко кому вредит, именно ожидания вознаграждения вызывают волнения ума. Привязанность приносит боль и страдание, тогда как отстранённость вызывает спокойствие и удовлетворение.

Карма-йога направлена на уменьшение влияния эго, и, в итоге, на его полное устранение. Это стирание эго становится гораздо легче, если человек чувствует преданность делу, человеку, или символу высшего бытия. В этих обстоятельствах он все свои действия посвящает объекту своей преданности.

В Бхагавад Гите сказано «… он (тот, кто отрешился) радуется благополучию всех тварей». (гл. 5:25).

В карма-йоге работа с полной отрешённостью называется нишкама карма – «самоотверженная работа». Хотя от неё не ожидают никаких благ, в действительности она приносит величайшие плоды – спокойствие ума, высшее осознание и знание.

Карма-йогу нельзя отделять от других путей йоги, так как все различные пути йоги взаимно усиливают друг друга. Служение с полным сосредоточением ума может вести к более глубоким медитативным опытам, а более глубокий, например медитативный опыт раджа-йоги, крийя-йоги и т. д. помогает более успешно практиковать карма-йогу.

Карма-йогу можно непосредственно сочетать с бхакти-йогой, применяя принцип самоотдачи, присущий последней.

Кроме того, карма-йога служит подготовкой к джняна-йоге, которая требует глубокой сосредоточенности ума.

Карма-йога тесно соединена с бхакти и с джняна-йогой. Карма-йог, который сочетает бхакти-йогу и карма-йогу обладает состоянием, при котором чувствует себя инструментом в руках Бога. Он видит, что всё совершает Бог и так постепенно избавляется от чувства делателя и от кармы. Он обретает свободу через действие.

Кратко принципы карма-йоги по Бхагавад Гите.      

Непривязанность к плодам действий.

«Ты имеешь право только на работу, а не на её плоды. Не будь побуждаем плодами действий и не привязывайся к ничегонеделанью». (11:47).

Невозмутимость.

«Выполняй своё действие, о Арджуна, с чувством и отношением йоги. Отбрось привязанность и будь уравновешен в успехе и неудаче».(11:48).

Необходимость действия.

«Безусловно, невозможно воплощённому существу полностью отказаться от действий; но тот, кто отказывается от плодов действий, — человек отречения». (18:11).

Бескорыстие.

«Тот, кто свободен от чувства эго, кто неподвластен чувствам хорошего и дурного, — хотя он и сражает этих людей, он, в действительности, не убивает и не связан этими деяниями». (18:47).

Отречение и просветление.

«Тот, кто полностью не привязан ни к чему, кто контролирует своё индивидуальное «я», кто лишён желаний, — тот путём отречения (умственно) достигает высшего состояния свободы от действия (просветления)». (18:49).

Долг.

«Выполняй свой долг, ибо действие гораздо выше бездействия, и даже само поддержание физического тела было бы невозможно без определённого рода действия». (11:8).

Карма йога и работа

Карма йога не призывает человека отказаться от деятельности, чтобы не провоцировать негативные кармические реакции. Даже лицо, которое не имеет какой-либо занятости, так или иначе за день совершает тысячи разных действий. Важно изменить само отношение к своей работе, осознав его как служение общему благу, и тем самым Творцу.

Про йогу:  Цвета в буддизме - их значение в разных направлениях учения

Признав необходимость самоотдачи и жертвенности своих интересов ради Господа, человек лишается плотских страстей и грехов, очищает свое сознание для познания Абсолюта. Карма йога дает возможность расширить границы сознания, избавив разум от эгоистических помыслов и направив свою деятельность на созидание.

Практика йоги дает возможность открыть медитативное отношение не только к поступкам, но и к самому их осознанию. Карма йога, при неуклонном следовании основным ее принципам, положительно влияет на кармические связи, позволяя сознанию перейти на новый уровень.

Карма-йога: единение через действие на портале о йоге хануман.ру

Карма-йога: единение через действие

Наиболее известным источником указаний о том, как делать Карма-йогу в нашей стране является «Бхагават-гита», разошедшаяся многомиллионными экземплярами в переводе, который не является общепризнанным*. В этом преломлении термин Карма-йоги приобретает несвойственные ему смыслы: то служения другим людям (иногда — бедным и обездоленным), то богу в его личностно форме, в зависимости от намерения комментатора. Это может свести с толку любого йога, ведь оригинальные источники неоднократно заявляют, что йога не достигается ни хорошими поступками, ни религиозными действиями.

Карма-йогу делать, в общем-то, несложно, если понять, что Карма-йогой НЕ является (тут как раз главная загвоздка). Нет списка «одобренных» действий для Карма-йоги, и нет действий, которые гарантированно являются Карма-йогой.

Эффективность практики определяется:

  1. пониманием логики того, как работает эта техника (о сути Карма-йоги коротко изложено ниже),
  2. способностю действительно отбросить цель в начале, в течение и после завершения действия;
  3. сложностью выполняемых действий или количеством приложенных к ним усилий. На практике, если вы готовы посвящать Карма-йоге годы, то использовать можно любое действие (легендарное дзенское «носить воду и колоть дрова»).

Карма-йога хороша тем, что не требует от человека того, что ему обычно несвойственно:

  • статичности (как в асанах),
  • задержки дыхания (как в пранаяме),
  • однонаправленной концентрации (как в медитации).

Поэтому иногда считается, что Карма-йога легче других йог. Кто-то скажет: «Да, мне интересно было бы попробовать новый и явно популярный в мире тип йоги, но я совсем не хочу чистить сортиры?!» Ответ — это и необязательно.

Существует несколько пластов, или уровней, понимания Карма-йоги: для людей, соответственно, в Гунах невежества, страсти и благости:

  • Люди в состоянии преобладающего невежества ленивы, боязливы и малоподвижны. Поэтому, для устранения самых тяжелых омрачений, им предписывается трудоемкая, грязная и неприятная работа (те самые туалеты). Несложно догадаться, что если в ашраме вас приставили чистить туалет — то вас считают человеком в Гуне невежества (Тамаса). Это не обидно, т.к. большинство людей находится в этом модусе.
  • Люди в страсти — горды, интеллектуализированы, подвижны, возбудимы, ориентированы на результат, успех. Поэтому для них предписывается бесполезная, неспешная, «медитативная» и одновременно не интеллектуальная и не «престижная» работа. Их надо заставить испачкаться, выглядеть «неудачником» — но при этом не выделяя (иначе такой человек сразу кинется играть роль САМОГО грязного и т.п.). Например, подметать двор в ветреную погоду. Или копать и закапывать ямы. Или просто убираться в помещении, мыть посуду: неквалифицированный труд, который не принесет долговременной пользы. Известному тибетскому йогу Миларепе его Мастер несколько раз давал задание строить дом (в горах!). А потом заставлял разбирать по камешку и строить в другом месте.
  • Люди в Саттве (благости) и сами смутно понимают, для чего нужна вся эта «работа» по ашраму: ни для чего. Можно было бы нанять индусов из низшей касты за копейки быстро и качественно сделать все, что плохо и долго делают западные послушники. Дело не в результате. Единственный результат, который требуется — это «отпустить» результат, отчаяться в его достижении, «не думать о белой обезьяне». Когда цель пропадает, она достигнута. Йогам в благости можно давать работу любого типа, но обычно их ставят на кухню, в качестве проверки — не загордятся ли (ведь кормить людей — как бы «полезная» работа, вот тут и проверяется, глупец ты или способен готовить еду как будто чистишь туалет — без гордости за мнимую заслугу).

Карма-йога («соединение через действие») — это вообще любая — не обязательно «благородная» или «полезная», по мнению общества — деятельность, которая НЕ имеет целью достижение своего логичного результата. Явное или скрытое намерение изменить что-либо в самом себе, в мире или других людях с помощью данной деятельности говорит о том, что это — НЕ Карма-йога:

  • Если ваша работа в том, что вы полицейский, адвокат, учитель или ездите в горячие точки и с риском для жизни раздаете там гуманитарную помощь — это, конечно, полезно для социума, но это не Карма-йога.
  • Если вы жертвуете деньги в детский дом, нищему на паперти или «Гринпис» — это хорошо, но это не Карма-йога.
  • Если вы перевели старушку через дорогу — это не Карма-йога.
  • Если вы не дали просящему милостыню наркоману денег на «дозу», если усмирили хулигана, дали полезный совет или поддержку человеку в беде, даже спасли жизнь — это не Карма-йога.

Почему «Не»? Во всех вышеуказанных случаях действие совершалось с целью получения результата (помощь, спасение, обучение, сохранение лесов — какой бы «хорошей» цель не казалась, это цель. А в Карма-йоге цели нет и быть не может.

Карма-йогу не стоит путать с общественно-полезной деятельностью и пожертвованиями, которые тоже полезны, особенно для людей в Невежестве и Страсти: первым тяжело расстаться с «кровью и потом заработанным», а у вторых уже масса планов, как вложить эти деньги с большей пользой и выгодой для всех. Но деятельность в русле пожертвования: подать нищему, убрать двор — направлена на результат, а значит, это не Карма-йога — и может лишь дать толчок, сдвинуть с мертвой точки, создать условия для дальнейшей более глубокой практики.

Даже если человек не получает деньги за свои труды (по спасению мира или отдельно взятой старушки или зверюшки), у него могут быть другие мотивы:

  • выглядеть хорошо перед другим людьми, друзьями или самим собой,
  • «замолить грехи»,
  • избавиться от чувства обиды, пустоты в жизни, почувстовать собственную важность, значимость, полезность,
Про йогу:  Секреты целительства Сат Нам Расаян :: Блог о йоге :: Портал о йоге Хануман.ру

или что угодно другое. В таком случае мнимое проявление любви к ближнему является лишь изощренным актом пюбви с самому себе.

Выполняемая с такими нечистыми (с точки зрения йоги, а не закона или социума) намерениями, Карма-йога не принесет никаких результатов, кроме очевидных: бабуля безопасно перейдет через дорогу, а туалет будет чист еще полдня.

Выполнение любой деятельности ради какой-либо цели — действие, обусловленное кармой, законом кармы. Это еще одно звено в цепи причин и следствий, которые не дадут вам быть свободным от кармы. Таким образом, человек, который «выполняет» Карма-йогу как «служение» — не йог, а слуга, и не знает Карма-йогу, такое сознание будет костенеть. Накопление заслуг (благими действиями) не приводит к Освобождению, как известно из Вед.

Карма-йога не социальна и не асоциальна, она просто вне логики «полезно-вредное», которая принята в социуме. Йоги не пытаются спасти мир, зная, что это не нужно. Они могут помогать кому-то, или не помогать, или даже мешать — но все это без корысти, без цели в уме (живут без-умно). Поэтому йоги не причиняют много зла, в отличие от людей, которые стремятся научить других людей жить правильно.

У опытного Карма-йога, в результате практики, вся жизнь превращается в Карма-йогу: ведь большую часть действий (исключая какие-то необходимые для жизни тела и имеющие цель) он совершает без интенции.

Но даже действия, заведомо направленные на результат, можно совершать с более чистым сознанием. Знаменитый святой Рамана Махарши незадолго до ухода из жизни заявил своему ученику, что (примерно) «если вы будете есть как бы не для себя, то уже этого достаточно». Возможно, идея Мастера заключается в том, что даже по определению эгоистические действия можно совершать с умом, погруженным в сознание Единства, и бескорыстно — просто как ественное природное действие. МОжет ли корыстное действие быть простым, как природное явление: река течет, я ем? Проверим на практике Карма-йоги!

Все действия могут стать Карма-йогой, даже глупые, по мнению окружающих. С каждым шагом, с каждым действием (при этом неважно, насколько эффективно было его выполнение и насколько велик результат) Карма-йог еще больше очищает свое сознание от корысти и причинной-следственных пут. Ближайшим результатом этого будет освобождение от всех неврозов, явных и скрытых, от этих «ограничительных клапанов», подчас весьма радикально сокращающих «подачу» счастья, силы и мудрости в нашу жизнь. Карма-йога, как и Йога-нидра, фактически универсальный инструмент: она может и лечить болезни, и избавлять от роковых пристрастий, и укреплять характер, и конечно, ускорять йогический прогресс**.

Карма-йога — не замена регулярной практике других йог. Если ваша «Карма-йога» затрудняет обычную практику — безжалостно отбрасывайте ее, и «откатывайтесь» к «обычной» йоге, до поры, когда появится время возможность делать Карма-йогу в дополнение, а не в ущерб занятиям.

*«Бхагават-гита» и остается самым авторитетным источником по Карма-йоге. Дело лишь в том, чтобы внимательно изучить хотя бы 2 разных варианта перевода и комментариев, т.о. сведя к минимуму «человеческий фактор». Трактовка термина «Карма-йога» в разных переводах может быть разной.

**По всем этим направлениям работал известный врач, йогатерапевт, Гуру и учитель йоги С.С. Сарасвати, который в преклонные годы неоднократно подчеркивал важность использования Карма-йоги своим преемникам и ученикам.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yogaКарма йога | Мир Йоги

Последствия поступков

Сегодняшнее состояние человека – результат его действий в прошлом. На кармическое состояние влияет в равной степени опыт вчерашнего дня и поступки в прошлой жизни. Благосостояние человека свидетельствует о том, что его кармический уровень близится к совершенству.

Имея такой подход, люди избавляются от зависти, так как они сознают, что сегодняшнее богатство или успех ближнего, не просто удачное стечение обстоятельств, а результат долгого и кропотливого труда над своей кармой.

Многие уверены, что карма йога это набор медитаций и асан, которые позволят сидя в особой позе улучшить свое душевное и физическое состояние. Такое мнение ошибочно и в корне не совпадает с Ведами. Ни одна мантра не способна положительно повлиять на карму, если после медитации человек продолжит греховную жизнь.

Карма йога не призывает всю жизнь провести в изнурительном физическом труде. Йога не умаляет участия разума во влиянии на кармические связи, а наоборот считает, что только гармония ума и тела помогут человеку в осознании своей сущности и Высшего предназначения.

Поступки и их последствия

Судьба — это то, что предначертано заранее, чего нельзя изменить. Значит карму нельзя назвать судьбой в общепринятом смысле. Ведь каждый новый поступок человека меняет грядущие последствия.

Это не возмездие за плохие дела или награда за хорошие, а естественная и логичная последовательность событий.

Человек очень мало знает о своей природе. Часто кажется, что вся жизнь — череда разумно выбранных событий и принятых решений. Но карма доказывает, что это не так. Все действия — итог неразумного физического начала человека, совершаемые под воздействием естественных страстей и желаний, жизненных импульсов.

Карма — это действие. Все дела, совершенные с какой-то целью, влияют на карму. Действия без личного интереса карму не нарабатывают. Поэтому даже добрые дела, за которые ожидается поощрение, тоже повлекут за собой последствия. Все пожелания — «я хочу есть», «я хочу ребенка», «я мечтаю съездить на море», «я хочу, чтобы меня простил друг» — повлекут за собой карму.

Когда умирает физическое тело, а душа освобождается, в идеале не должно быть неисполненных желаний или сожалений о том, что человек не успел сделать. Если что-то омрачает разум, то и душа, не получив успокоения, снова возвратится на Землю в физическом обличии.

Так замыкается круг — колесо смертей и перерождений души.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий