Хатха йога – Hatha yoga – xcv.wiki

Хатха йога - Hatha yoga - xcv.wiki Позы

Хатха йога – универсальное направление, которое подходит для начинающих

Далеко не новое направление, история которого насчитывает уже 1000 лет. В переводе «хатха» обозначает усилие, напряжение, интенсивность, а йога – это единение. Чтобы достичь этого самого единения, потребуются определенные усилия. Базируется на принятии телом определенных статических поз или положений, которые могут быть простыми и естественными или сложными, непривычными для тела. Направление не требует строгого вегетарианства.

Упор делается на развитие тела:

  • статические позы полезны для укрепления позвоночника, суставов, улучшения работы внутренних органов и самовоспитания;
  • дыхательные упражнения используются для нормализации метаболизма и улучшения эмоционального состояния. Правильное дыхание усиливает оздоровительный эффект, помогает быстро достичь прогресса, облегчить неприятные ощущения при глубоких растяжках, взбодриться вначале занятий и расслабиться в конце;
  • упражнения на концентрацию — для повышения собранности и улучшения зрения;
  • правильное питание. Покушать следует за пару часов до практики;
  • медитация направлена на духовное просветление, но большой упор на нее не делается.

Занятия начинаются с разминки и интенсивного дыхания с небольшими задержками, в процессе выполнения упражнений дыхание должно быть спокойным, без сбоев. Основа Хатка йоги – динамичные комплексы асан и удержание статичных поз.

  • Ровное дыхание важно при выполнении асан на баланс и силовых упражнений – ткани получают должное количество кислорода и улучшают адаптацию тела к нагрузкам.
  • При выполнении асан на растяжку спокойное дыхание с полными вдохами и длинными выдохами уменьшает болевые ощущения.
  • Упражнения с прогибами и скручивания выполняются на вдохе, когда тело собрано.
  • Расслабляющие асаны и наклоны рекомендуется выполнять на выдохе. При выполнении шивасаны, предполагающей максимальное расслабление тела, дыхание замедляется постепенно, с непроизвольными задержками, но без дискомфорта.

Несколько слов о питании, которое очень важно для настоящего йога: с едой поступает животворная энергия, а с водой – прана. Главное — не переедать, только столько, сколько может усвоить организм и только тогда, когда ощущается чувство голода. Также важно придерживаться ритма, и не только в еде.

Организм начинает выделять пищеварительные ферменты в определенное время, тогда же ЖКТ активируется и готов принять пищу. Пережевывание еды – особая философия: чем тщательнее пережевана пища, тем меньше ее потребуется для насыщения и тем проще пищеварительной системе ее переваривать.

В приоритете вегетарианская пища, а в еще большем – не подвергнутая термической обработке: фрукты, овощи, отрубной и зерновой хлеб, молоко, орехи, мед. Большинству йогов вполне хватает перечисленных продуктов. Если на полное вегетарианство перейти сложно, следует уменьшить объем потребляемой пищи и жареное, соленое, копченое, консервацию. Мясо можно кушать 2-3 раза в неделю в отварном или паровом виде.

Библиография

  • Raṇya, Hariharānanda (1983). Философия йоги Патанджали . Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN 978-0873957281.

  • Бек, Гай Л. (1995). Звуковое богословие: индуизм и священный звук . Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-1261-1.
  • Береза, Джейсон (2021). «Значение хатхи в ранней хатха-йоге». Журнал Американского восточного общества . 131 (4 (октябрь-декабрь 2021 г.)): 527–558. JSTOR  41440511 .
  • Берли, Микель (2000). Хатха-йога: контекст, теория и практика . Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-1706-7.
  • Даниэлу, Ален (1955). Йога: метод реинтеграции . Университетские книги. ISBN 978-0766133143.
  • Де Мишели, Элизабет (2007). «Предварительный обзор современных исследований йоги». Азиатская медицина . Brill Academic Publishers. 3 (1): 1–19. DOI : 10.1163 / 157342107×207182 .
  • Джоши, KS (2005). Кстати о йоге и природной терапии . Sterling Publishers. ISBN 978-1-84557-045-3.
  • Элиаде, Мирча Эльде (2009). Йога: бессмертие и свобода . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-14203-6.
  • Якобсен, Кнут А. (2021). Силы йоги: необычайные способности, достигаемые с помощью медитации и концентрации . Брилл. ISBN 978-90-04-21431-6.
  • Ларсон, Джеральд Джеймс ; Бхаттачарья, Рам Шанкар; Поттер, Карл Х. (2008). Йога: философия медитации Индии . Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-3349-4.
  • Мэллинсон, Джеймс (2004). Гхеранда Самхита: оригинальный санскрит и английский перевод . Йога-видья. ISBN 978-0971646636.
  • Мэллинсон, Джеймс (2007). Шива Самхита: Критическое издание . Йога-видья. ISBN 978-0-9716466-5-0.
  • Мэллинсон, Джеймс (2008). Кхечаривидья Адинатхи: критическое издание и аннотированный перевод раннего текста Хатха-йоги . Рутледж. ISBN 978-1-134-16642-8.
  • Мэллинсон, Джеймс (2021). «Йога: хатха-йога» . В Басу, Элен; Якобсен, Кнут А .; Малинар, Анжелика; Нараянан, Васудха (ред.). Энциклопедия индуизма Брилла . 3 . Лейден : Brill Publishers . С. 770–781. DOI : 10.1163 / 2212-5019_BEH_COM_000354 . ISBN 978-90-04-17641-6. ISSN  2212-5019 – через Academia.edu .
  • Мэллинсон, Джеймс (2021b). Кнут Якобсен (ред.). Сиддхи и махасиддхи в ранней хатха-йоге в силах йоги: необычайные способности, достигаемые посредством медитации и концентрации . Brill Academic. С. 327–344. ISBN 978-90-04-21214-5.
  • Мэллинсон, Джеймс (март 2021 г.). М. Моисей; Э. Стерн (ред.). «Йога и йоги» . Намарупа . 3 (15): 1-27.
  • Мэллинсон, Джеймс (2021). «Последний трюк йогов». Журнал Королевского азиатского общества . Издательство Кембриджского университета. 24 (1): 165–180. DOI : 10.1017 / s1356186313000734 . S2CID  161393103 .
  • Мэллинсон, Джеймс (2021). «Философия Хатха-йоги: случайный союз недвойственности». Журнал индийской философии . 42 (1): 225–247. DOI : 10.1007 / s10781-013-9217-0 . S2CID  170326576 .
  • Мэллинсон, Джеймс (2021). «Шактизм и Хатха-йога». В Вернике-Олесене, Бьярне (ред.). Традиции богини в тантрическом индуизме: история, практика и доктрина . Рутледж . С. 109–140. ISBN 978-1317585213.
  • Мэллинсон, Джеймс (2021b). «Амритасиддхи: исходный текст тантрического буддизма Хатха-йоги» . SOAS, Лондонский университет .
  • Мэллинсон, Джеймс ; Синглтон, Марк (2021). Корни йоги . Книги пингвинов. ISBN 978-0-241-25304-5. OCLC  928480104 .
  • Мэллинсон, Джеймс (2021). «Калаванчана в конкане: как традиция ваджраяны хатха-йоги обманула смерть буддизма в Индии» . Религии . 10 (273): 1–33. DOI : 10,3390 / rel10040273 .
  • Маярам, ​​Шайль (2003). Против истории, против государства: противоположные взгляды с полей . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-12730-1.
  • Мюллер-Ортега, Пол Э. (2021). Триадическое Сердце Шивы: Каула Тантризм Абхинавагупты в Недвойственном Шиваизме Кашмира . Государственный университет Нью-Йорка Press. ISBN 978-1-4384-1385-3.
  • Розен, Ричард (2021). Оригинальная йога: новое открытие традиционных практик хатха-йоги . Публикации Шамбалы. ISBN 978-0-8348-2740-0.
  • Сарасвати, Сатьянанда (1997). Асана Пранаяма Мудра Бандха . Мунгер, Бихар, Индия: Бихар Йога Бхарти. п. 422. ISBN. 81-86336-04-4.
  • Синглтон, Марк (2021). Yoga Body: истоки современной практики осанки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-974598-2.
  • Сьоман, Норман (1999) [1996]. Традиция йоги Майсурского дворца (2-е изд.). Abhinav Publications. ISBN 81-7017-389-2.
  • Сватмарама ; Акерс, Брайан (переводчик) (2002). Хатха-йога Прадипика . Йога-видья. ISBN 978-0-9899966-4-8.
  • Винхоф, Дуглас (2021). Белый лама: жизнь тантрического йога Теоса Бернарда, эмиссара Тибета в Новый Свет . Книги гармонии. ISBN 978-0385514323.
  • Белый, Дэвид Гордон (2021). Алхимическое тело: традиции сиддхов в средневековой Индии . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-14934-9.
  • Белый, Дэвид Гордон (2021). Йога на практике . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-3993-3.
  • Вернике-Олесен, Бьярне (2021). Традиции богини в тантрическом индуизме: история, практика и доктрина . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1317585213.
  • Еше, Тубтен (2005). Блаженство внутреннего огня: сердечная практика шести йог Наропы . Публикации мудрости. ISBN 978-0861719785.

Значение слова «хатха» в ранней хатха-йоге

Наиболее известным из дошедших до наших времён текстов о хатха-йоге является труд Свами Сва. Если судить по большому количеству рукописей «Хатха-йога-прадипики», её многочисленным комментариям и большому количеству ссылок на неё в средневековых текстах по йоге, то можно сказать, что его «Хатха-йога» заняла видное положение и затмила многие типы йоги, существовавшие на тот момент.

Однако существует мнение, что при составлении своей книги Сватмарама брал материал из различных систем йоги, а впоследствии объединил всё это под названием хатха-йога. Но что на самом деле значит термин «хатха-йога» и откуда он пошёл? Чтобы разобраться в этом, обратимся к этимологии этого слова и упоминаниям его в древних текстах.

Современное понимание термина в западном мире

В XIX веке ряд влиятельных индологов дали определение «хатха-йоги» в соответствии со своим пониманием корня «хатха», как обозначающего силу или принуждение. «Сила» или «принуждение» хатха-йоги рассматривались как «насилие над собой» при крайней степени аскетизма.

Немецкий и русский индолог, санскритолог Оттон Бётлингк в своём «Большом Санкт-Петербургском» словаре санскрита определил хатха-йогу как «форму йоги, которая включает в себя сильное самоистязание». Примерно в таком же духе британский индолог и санскритолог Монье Монье-Вильямс дал своё, более расширенное пояснение:

«Это некий тип принудительной йоги <�…> выполнение которой описывается Сва как сопровождаемое значительным самоистязанием, таким как стойка на одной ноге, удержание вытянутых вверх рук, вдыхание дыма с опущенной головой и т.д.»

Монье Монье-Вильямс исказил определение хатха-йоги, примешав к ней крайние практики аскетизма, которые присутствуют в пуранах (санскр. «древняя былина»), но вовсе не в рамках корпуса текстов по хатха-йоге. Их отсутствие в указанных текстах является значимым, так как, если таковые практики действительно являлись частью хатха-йоги, было бы справедливо искать их описание или хотя бы какое-то о них упоминание.

Мы также не можем сказать, что тексты по хатхе описывают её как практику, которая приносит практикующему боль или физическое страдание. Скорее всего, определение хатха-йоги, данное Монье-Вильямс, появилось под влиянием традиций садху и санньясинов, которые соединили определенные практики хатха-йоги с крайними формами аскетизма и рассматривают эти два понятия как синонимы.

Взгляд на хатха-йогу как на практику самопринуждения продолжил своё существование и в XX веке, о чём можно убедиться, ознакомившись с различными индологическими трудами. Например, описательный каталог санскритских рукописей Британской библиотеки определяет хатха-йогу «Хатха-прадипики» как «подавление мирских желаний насильственными методами».

Тем не менее, большинство западных ученых, известных своими работами по йоге, более склоняются к пониманию «силы» или «принуждения» хатха-йоги как усилия, необходимые для её практики. Считая, что «хатха» означает тяжелую, крайнюю или требующую усердия дисциплину.

Про йогу:  МАНТРЫ И ШАБДЫ КУНДАЛИНИ ЙОГИ В ДЕТАЛЬНОЙ ТРАНСЛИТЕРАЦИИ

«Люди до сих пор относятся с подозрением к индийскому йогу, или «факиру»: наполовину аскет, наполовину фокусник. Он живет за счет доверия масс, загипнотизированных его внушающим благоговейный ужас самоистязанием, неважно, подлинным или ложным, и его необычными трюками».

Это предубеждение способствовало формированию взгляда на хатха-йогу как на деградировавшего потомка «правильной» школы йоги – школы Патанджали, которая считалась вершиной развития йоги. Её чистые, возвышенные философские достижения в значительной степени затмевают то, чем стала хатха-йога тысячу лет спустя. Так, индийский философ и санскритолог Сурендранатх Дасгупта писал:

«Несмотря на значительное преобладание всех типов оккультизма и некромантии в рамках школы хатха-йоги – как тогда, так и сейчас, и, несмотря на то, что для большого количества индийских йогов хатха-йога стала наукой о физическом мастерстве, в школе истинной йоги царит спокойствие и безмятежность. Йога как философская система представляет исключительно идеалистическую позицию…».

Использование слова «хатха» в классических трудах по хатха-йоге

Учитывая то, что слово «хатха» нигде в классических текстах по хатха-йоге не используется для обозначения насильственных средств или интенсивных усилий, стоит задаться вопросом: почему хатха-йогу называют «йогой силы»? Если бы название «хатха-йога» основывалось на понятии принудительного усилия, то можно было бы ожидать предписаний по выполнению её техник принудительно.

Однако вместо этого используется более нейтральное слово для обозначения усилия, которое во многих можно перевести как «осторожно» или «старательно», а также «решительно» или «энергично». В ряде текстов, посвященных хатха-йоге, видны попытки оценить тип усилия, которое должен приложить йогин.

Фактически, оценочная характеристика, которая уточняет тот факт, что технику необходимо выполнять постепенно, медленно или спокойно, в зависимости от контекста, встречается довольно часто. Например, практика маха-бандхи или ашвини-мудры требует очень осторожного сокращения промежности.

Фактически, чем более мощной является техника хатха-йоги, тем большую степень осторожности (а не силы) должен применять йогин. Это видно из инструкций, которые предостерегают йога от выполнения пранаямы в нетерпеливо-форсированном ключе. Например, «как приручение льва, слона или тигра должно осуществляться очень постепенно, таким самым образом следует оттачивать навык дыхания; в противном случае это убивает йогина». Точно так же практика кхечари-мудры, которая во всех деталях объясняется в «Кхечари-видье», является ярким тому примером:

«Практику необходимо выполнять исключительно последовательно, не всё сразу. Тело того, кто пытается делать всё сразу, уничтожается. Именно поэтому выполнение практики должно быть постепенным…»

Фактически, толкование хатха-йоги как «принудительного усилия» опровергается «Хатха-йога-прадипикой», в которой напряжение входит в состав шести факторов, губительных для хатха-йоги.

«Хатха» как объединение «ха» и «тха»

Если отложить в сторону понятие интенсивного усилия в хатха-йоге, то возникает два возможных варианта. Либо «сила» в хатха-йоге обозначает не принудительное усилие, а нечто иное, либо же слово «хатха» имеет особый «технический» смысл, который не завязан на значение его корня.

Возможно, во избежание дилеммы вокруг «силы» в хатха-йоге, многие современные книги по йоге предпочитают использовать определение основанное на значении слогов «ха» и «тха». Западному миру это значение стало известно в XX веке благодаря Шри Чандра Васу, написавшему во вступлении к своему широко известному английскому переводу «Гхеранда-самхиты» следующее:

«Еще одно объяснение – более позднее – гласит, что хатха-йога означает йогу, или союз, «ха» и «тха», в значении солнца и луны; или же союз потоков праны и апаны».

Существует косвенное доказательство в поддержку возможности того, что такое метафизическое определение действительно стояло за названием хатха-йоги. Понятие единения является центральным в хатха-йоге и один из наиболее ранних текстов по хатхе — «Амрита-сиддхи» — определял йогу как союз солнца и луны.

И хотя в «Амрита-сиддхи» термин «хатха-йога» отсутствует, как и нет в ней корреляции между солнцем с луной и слогами «ха» и «тха», в тантрической литературе есть примеры, в которых слог «тха» приравнивается к Луне. Кроме того, в средневековом вайшнавском тантрическом тексте «Джаякхья-самхите», также присутствует пример, в котором солнце приравнивается к вдоху и слогу «ха».

«Известно, что солнце имеет слог «ха», а слогом луны является «тха». В честь единения солнца и луны [так] была названа хатха-йога».

Авторство «Йога-биджи» приписывают ученику Матсьендранатха и основателю традиции натхов Горакшанатхе. Но если бы это было правдой, то текст датировался бы XII-XIII веком, тем самым входя в состав наиболее ранних текстов по хатхе. Однако какие-либо рукописные доказательства в подтверждение авторства Горакшанатхи отсутствуют.

Более того, если информация о том, что автором «Йога-биджи» является Горакшанатха, базируется исключительно на установлении авторства, выполненном представителями секты натхов, то она является спорной, поскольку представители этой секты известны тенденцией приписывать тексты по йоге своему гуру-основателю.

Самые ранние употребления термина «хатха-йога»

В то время как некоторые принимают теорию о том, что определение со слогами «ха-тха» было более поздним изобретением, существует и вероятность того, что это название было впервые заимствовано, потому что йога эта была «сильной» не в значении «принудительного усилия».

Контроль дыхания

Пранаяма сделан из двух санскритских слов PRANA (प्राण, дыхание, жизненная энергия, жизненная сила) и Аям (आयाम, сдерживая, расширение, растяжение).

Некоторые тексты хатха-йоги учат дыхательные упражнения, но не называют их пранаямой. Например, в разделе 3.55 « Гхеранда- самхиты» это называется гхатавастха (состояние горшка). В других случаях термин « кумбхака» или « прана-самродха» заменяет пранаяму .

Хатха йога - Hatha yoga - xcv.wiki

«

Хатха-йога прадипика»

рекомендует

сиддхасану

для дыхательных упражнений.

Пранаяма – одна из основных практик хатха-йоги, которая в основных текстах рассматривается как одна из конечностей, независимо от того, является ли общее количество преподаваемых конечностей четырьмя или более. Это практика сознательного регулирования дыхания (вдоха и выдоха), концепция, разделяемая всеми школами йоги.

Это делается несколькими способами: вдох и затем приостановка выдоха на некоторое время, выдох и затем приостановка вдоха на период, замедление вдоха и выдоха, сознательное изменение времени / длины вдоха (глубокое, короткое дыхание), комбинируя их с определенными сфокусированные мышечные упражнения.

Пранаяма или правильное дыхание – неотъемлемая часть асан . Согласно разделу 1.38 « Хатха-йоги прадипики» , сиддхасана – самая подходящая и самая легкая поза для изучения дыхательных упражнений.

В разных текстах хатха-йоги пранаяма обсуждается по-разному. Например, хатха-йога прадипка в разделе 2.71 объясняет это как тройную практику: речака (выдох), пурака (вдох) и кумбхака (задержка).

В тексте говорится, что во время выдоха и вдоха движутся три вещи: воздух, прана и мысли йога, и все три неразрывно связаны. Это кумбхака, в которой возникает тишина и растворение. Текст делится кумбхаку на два вида: сахита (поддерживается) и кевала ( в комплекте).

Сахита кумбхака подразделяется на два типа: задержка с вдохом и задержка с выдохом. Затем каждая из этих единиц дыхания комбинируется в различных вариантах, продолжительности, позы и целевых мышечных упражнениях, полагая, что они аэрируют и способствуют притоку крови к целевым областям тела.

Пилатес, бодифлекс, стрейчинг как поднаправления хатхи. body and mind

Пилатес, бодифлекс, стрейчинг как поднаправления хатхи. Body and Mind
– йога-фит и другие виды йоги;
– пилатес;
– метод Фельденкрайза;
– бодифлекс;
– порт-де-бра;
– гирокинезис;
– каланетика;
– стрейчинг.Пилатес – система упражнений, придуманная Джозефом ПилатесомПилатес – система упражнений, придуманная Джозефом Пилатесом, для реабилитации пострадавших солдат после второй мировой войны.
В основе этой системы заложены динамические асаны йоги и ряд восточных практик.
Наиболее часто применяется данная техника при заболеваниях опорно-двигательного аппарата спортсменов, а так же при психических заболеваниях, в том числе в острой форме.
В зависимости от используемого оборудования выделяют подтипы:
– пилатес-мат (на ковриках);
– пилатес с аксессуарами (кольца, мячи, ремни, палки);
– пилатес на тренажерах-реформерах (первоначально это была видоизмененная больничная кровать).Калланетика – комплекс длительных статических напряженийКалланетика – комплекс длительных статических напряжений от 60 до 100 секунд, основанный в основном на асанах йоги и в меньшей степени на элементах хореографии и прыжках в воду.
Дополняется все это интенсивной растяжкой. Систему разработала американская балерина Каллан Пинкей в 80х годах 20 века.
В нее входит всего 29 поз, которые направлены на большие группы мышц – ягодицы, кор, спина.
В отличии от пилатеса степень нагрузки выше, за счет более длительного нахождения в одной из «неудобных» поз.Порт-де-бра - это вид активного фитнеса, базирующегося на йогеПорт-де-бра – это вид активного фитнеса, базирующегося на йоге, пилатесе и большого количества хореографических элементов.
Происходящее больше напоминает классический танец за счет плавных вытяжений, гармоничных переходов и балансовых форм.
Придумал направление балетмейстер Владимир Снежок в 2006 году. Кстати, обучался Владимир в Челябинском институте культуры.
Занятие всегда состоит из двух частей: первая – стоячие формы в виде небольших танцевальных связок, вторая – сидя на коврике, задействуются мышцы пресса и спины.
Особым эффектом обладает музыка, специально подбираемая для занятий. Можно услышать арабские мотивы, ритмы фламенко или классику.Стретчинг – подвид фитнеса, направленный на растяжение мышц и связокСтретчинг – подвид фитнеса, направленный на растяжение мышц и связок, а также повышение гибкости тела.
По специфике занятия очень напоминают инь-йогу: асаны плавные и мягкие, без лишней силовой нагрузки.
Но в стрейчинге отсутствует медитативная часть и глубокая проработка дыхания.
Это направление знают многие, за счет его широкого распространения в качестве заминки в большинстве видов спорта
(баскетболе,
волейболе,
футболе).
Также со стрейтчингом связан один из самых популярных мифов о йоге: я не гибкий, мне не подойдет йога, это растяжка, будет скучно.Бодифлекс – подвид фитнеса, основанный американской домохозяйкой Григ ЧайлдресБодифлекс – подвид фитнеса, основанный американской домохозяйкой Григ Чайлдрес.
Этот метод состоит из активных пранаям, бандх и простых асан. Считается быстрой системой для похудения и улучшения тонуса кожи.
Часто ведутся споры о результатах и побочных эффектах в виде головокружений, изменения показателей давления и других.Гирокинезис – система восстановления позвоночника румынского танцора Хулио ХорватаГирокинезис – система восстановления позвоночника румынского танцора Хулио Хорвата.
В основе этого «мягкого фитнеса» – йога, пилатес, стретчинг, дыхательные техники.
Все упражнения связаны естественными направлениями движения позвоночника – вперед, назад, вправо, влево, скрутка вправо и влево, круговое вращение.
Позже был разработан тренажер, дополняющий существующую технику. Как правило, используется в качестве реабилитации после травм.

Про йогу:  Значение и происхождение слова хатха

Миллионы людей от спортсменов и знаменитостей до рядовых жителей пользуются плюсами этих направления. Записываясь на урок хатха йоги вместе с проектом BallGames.

Пост- hathayogapradipika тексты

Хатха йога - Hatha yoga - xcv.wiki

Йоги

18 века в

Раджастане

Пост- хатхайогапрадипика тексты по хатха-йоге включают:

  • Амараугхасасана : рукопись Шарада этого текста хатха-йоги была скопирована в 1525 году нашей эры. Это примечательно тем, что фрагменты этой рукописи были также найдены недалеко от Куча в Синьцзяне (Китай). В тексте обсуждается кхекаримудра , но она называется саранами . Он связывает позу на корточках Уткатасана , а не использование мудр, с подъемом Кундалини.
  • Хатха Ратнавали : текст 17-го века, в котором говорится, что хатха-йога состоит из десяти мудр, восьми методов очищения, девяти кумбхак и 84 асан (по сравнению с 15 асанами Хатхайогапрадипик ). Текст также примечателен отказом от техники наданусандханы (внутреннего звука).
  • Хатхапрадипика Сиддхантамуктавали : текст начала 18-го века, который расширяет Хатхайогапрадипику , добавляя практические идеи и цитаты к другим индийским текстам по йоге.
  • Гхеранда-самхита : текст 17 или 18 века, в котором хатха-йога представлена ​​как «гхатастха-йога», согласно Мэллинсону. В нем представлены 6 методов очищения, 32 асаны, 25 мудр и 10 пранаям. Это один из самых энциклопедических текстов по хатха-йоге.
  • Джогапрадипика : текст XVIII века на языке брадж Рамананди Джаятарамы, который представляет хатха-йогу просто как «йогу». В нем представлены 6 методов очищения, 84 асаны, 24 мудры и 8 кумбхак.

Практики

Практика хатха-йоги базируется на таких составляющих:

  1. Пранаямы – специальные дыхательные упражнения, цель которых заключается в том, чтобы научить человека эмоциональному самоконтролю. В процессе выполнения пранаямы также осуществляется массаж внутренних органов. Узнать подробнее.
  2. Асаны – выполнение упражнений в специальных позах в сочетании с особыми техниками дыхания и концентрацией внимания. Хатха-йога заключается в практике статических упражнений, которые могут выполняться на вдохе, выдохе или задержке дыхания. Асаны не следует делать на грани своих физических сил. Наоборот, они должны расслаблять, умиротворять. Важно, чтобы не возникало никакого дискомфорта. Появление приятных ощущений во время асан – показатель того, что прана по телу циркулирует правильно.
  3. Медитация. Ее главная цель – прислушаться к себе, сбросить все «лишнее», напускное. В процессе релаксации происходит физическое и психологическое расслабление, энергия направляется на духовное совершенствование человека.
  4. Шаткармы – упражнения и способы хатха-йоги, позволяющие очистить внутренние органы. Шаткармы – это общее название для очистительных практик. Перевести с санскрита можно как «шесть действий». Действительно, методика располагает шестью практиками очищения организма:
  1. Правильное питание. В йоге этому аспекту уделено отдельное внимание. Чтобы быть здоровым и довольным жизнью, достаточно есть простую натуральную пищу и не переедать.
Коллективная практика пранайямы в Индии
Коллективная практика пранайямы в Индии

Практика хатха-йоги позволяет достичь разных целей: пробуждение Кундалини – особой энергии, сконцентрированной у основания позвоночника; восстановление или поддержание здоровья, долголетие; осознание своего высшего Я (атмана); достижение гармонии внешнего и внутреннего, состояния просветления (самадхи).

Ранняя хатха-йога

Примерно в XI веке техники, связанные с хатха-йогой, начали описываться в ряде ранних текстов. Целями этих практик были сиддхи (сверхъестественные силы, такие как левитация) и мукти (освобождение) . Мэллинсон приводит список того, что он называет «ранними» работами по хатха-йоге, которые он противопоставляет более поздним «классическим» работам, таким как Haṭhayogapradīpikā :

  • Dattātreyayogaśāstra , вайшнав текст , вероятно , состоит в СЕ 13 – го века, является самым ранним текстом , который предоставляет систематизированную форму хатха – йоги, и самое раннее , чтобы разместить свои методы йоги под названием Хатха. Он учит восьмиступенчатой ​​йоге, идентичной восьми ступеням Патанджали, которые он приписывает Яджнавалкье и другим, а также восьми мудрам, которые, по его словам, были предприняты риши Капилой и другими шиши. Dattātreyayogaśāstra учит Махамудры, mahābandha, кхечари-мудра , jālandharabandha , uḍḍiyāṇabandha , mūlabandha , viparītakaraṇī , Ваджроли, amarolī и sahajolī .
  • Vivekamārtaṇḍa , одновременные с Dattātreyayogaśāstra , учит nabhomudrā (т.е. кхечари-мудра ), Махамудры, viparītakaraṇī и три бандхи. Он также учит шести чакрам и подъему Кундалини с помощью «огненной йоги» ( вахнийогена ).
  • Goraksaśatakạ , Нат текст одного и тот же период, учит śakticālanīmudrā ( «стимулирующее Сарасвати ») вместе с тремя бандхами. «Стимулирование Сарасвата» осуществляется путем обертывания языка тканью и натягивания на него, стимулируя богиню Кундалини, которая, как говорят, обитает на другом конце центрального канала. В этом тексте не упоминается о сохранении бинду, а просто говорится, что освобождение достигается путем управления умом посредством управления дыханием.
  • ̣ Śārṅgadharapaddhati , антология стихов по широкому кругу вопросов , составленный в 1363 году , описывает хатха – йоги в том числе и Dattātreyayogaśāstra в учение о пяти мудр.
  • Khecarīvidyā учит только метод кхечари-мудра , который предназначен , чтобы дать один доступ к магазинам амритой в организме и поднять кундалини через шесть чакр.
  • Yogabīja учит три бандхи и śakticālanīmudrā ( «стимулирующее Сарасвати ») с целью пробуждения кундалини.
  • Amaraughaprabodha описывает три бандхи как в Amṛtasiddhi , но и добавляет подъем кундалини.
  • Śivasamhitā является текст SAIVA недвойственности и Шривидья Śāktism . Он учит всем десяти мудрам, изложенным в более ранних трудах, а также практикам шакта, таким как повторение Шривидья мантрараджи и принятие позы йонимудры; его цель – пробудить Кундалини, чтобы она пронзила различные лотосы и узлы, поднимаясь вверх по центральному каналу.
Хатха йога - Hatha yoga - xcv.wiki

Ранняя модель хатха-йоги бинду, описанная в «

Хатха-йога-прадипике»

и других текстах.

Хатха йога - Hatha yoga - xcv.wiki

Модель Хатха-йоги поздней Кундалини, описанная в «

Хатха-йога-прадипике»

и других текстах.

Самые ранние текстовые ссылки

Хатха йога - Hatha yoga - xcv.wiki

Тибетское изображение практики

туммо

(

чандали

, внутреннее тепло), показывающее центральный канал,

сушумну.

По словам индолога Джеймса Маллинсона , некоторые техники стиля хатха-йоги, практикуемые только аскетами, можно проследить, по крайней мере, до I века н.э. в таких текстах, как санскритские эпосы (индуизм) и палийский канон (буддизм).

Пали канон содержит три места , в которых Будда описывает нажатие на языке к небу в целях борьбы с голодом или ума, в зависимости от прохождения. Однако нет упоминания о том, что язык вставляется дальше в носоглотку, как в истинной кхечари мудре .

Будда также использовал позу, при которой на промежность давят пяткой, аналогично современным позам, используемым для стимуляции Кундалини . В сутте Махасаччака ( MN 36) Будда упоминает, как физические практики, такие как различные медитации на задержку дыхания, не помогли ему «достичь большего совершенства в благородном знании и проницательности, превосходящих человеческие условия». Попробовав их, он затем искал другой путь к просветлению .

Современная эра

По словам Мэллинсона, хатха-йога – это широкое движение в индийских традициях, доступное каждому:

Хатха-йогу, как и другие методы йоги, могут практиковать все, независимо от пола, касты, класса или вероисповедания. Во многих текстах прямо говорится, что только практика ведет к успеху. Сектантская принадлежность и философские наклонности не имеют значения. Тексты хатха-йоги, за некоторыми исключениями, не включают учений по метафизике или сектантским практикам.

Хатха-йога представляла собой тенденцию к демократизации идей йоги и религии, подобную движению бхакти . Это устранило необходимость «либо аскетического отречения, либо священнических посредников, ритуальных принадлежностей и сектантских посвящений».

Однако между 17 и 19 веками различные городские индуистские и мусульманские элиты и правящие классы относились к йогам с насмешкой. Их преследовали во время правления Аурангзеба ; это положило конец долгому периоду религиозной терпимости, который определил правление его предшественников, начиная с Акбара, который, как известно, учился у йогов и других мистиков.

Хатха-йога оставалась популярной в сельских районах Индии. Негативное впечатление на хатха-йогов продолжалось в эпоху британского колониального правления. По словам Марка Синглтона , этот исторический негатив и колониальная антипатия, вероятно, побудили Свами Вивекананду провести четкое различие между «просто физическими упражнениями хатха-йоги» и «высшим духовным путем раджа-йоги». Это обычное пренебрежение со стороны официальных лиц и интеллектуалов замедлило изучение и принятие хатха-йоги.

Хорошо известной школой хатха-йоги 20 века является Общество божественной жизни, основанное Свами Шиванандой из Ришикеша (1887–1963) и его многочисленными учениками, включая, среди прочего, Свами Вишну-девананду  – основателя международных центров веданты Шивананда йоги. ;

Свами Сатьянанда  – из Бихарской школы йоги ; и Свами Сатчидананда из интегральной йоги . Бихарская школа йоги была одним из крупнейших центров подготовки учителей хатха-йоги в Индии, но малоизвестна в Европе и Америке.

Книга Теоса Казимира Бернарда 1943 года « Хатха-йога: отчет личного опыта» содержит информативное, но художественное описание традиционной хатха-йоги как духовного пути.

Утренние комплексы и асаны хатха йоги

Утренние комплексы и асаны хатха йогиСурья Намаскар (приветствие солнцу).
К очевидным плюсам этого утреннего комплекса хатха йоги относят простоту и эффективность. За короткое время его выполнения (от 5 минут) идет проработка основных мышц,
сухожилий, внутренних органов. За счет наличия дыхательных и медитативных практик в комплексе ощутимо воздействие по гармонизации ума.
Сурья состоит из 7 доступных асан хатха йоги, которые выполняются в определенной последовательности:
Пранамасана (поза молящегося) в йогеПранамасана (поза молящегося) – расслабленная поза, стоя на двух ногах, руки собраны перед грудью в намасте. Обязательным условием выполнения является прямая спина.
Хаста Уттанасана (поза вытянутых рук) йогиХаста Уттанасана (поза вытянутых рук) – прогиб в спине назад с выпрямленными вверх руками, локти полностью разогнуты, ладошки соединены, голова чуть запрокинута назад.
Падахастасана (поза аиста)Падахастасана (поза аиста) – наклон вперед с прямыми ногами. Выполняется за счет растяжение мышц позвоночника. Голова опушена вниз, шея расслаблена.
Если позволяет растяжка, то руки опускаются на пол перед пальцами ног. Если нет, то свисают по направлению к полу.
Ашва Санчаланасана (поза наездника)Ашва Санчаланасана (поза наездника) – уводя одну ногу назад, образуется положение глубокого выпада.
Передняя нога согнута и образует в колене угол 90 градусов, задняя стоит на носочке и полностью выпрямлена.
Руки касаются пола по обеим сторонам от стопы. Взгляд направлен вперед.
Чатуранга Данданаса (поза посоха)Чатуранга Данданаса (поза посоха) – планка на согнутых руках. Обе ноги стоят на носках на краю коврика, ладошки упираются в коврик ровно под плечами.
Руки согнуты в локтях, которые стремятся как можно ближе к телу.
Урдхва Мукха Шванасана (поза собаки мордой вверх)Урдхва Мукха Шванасана (поза собаки мордой вверх) – упор на вытянутых руках. Ноги выпрямлены и напряжены, сильно упираются в коврик. Спина хорошо пригибается в пояснице.
Руки выпрямлены полностью и хорошо толкают торс вверх.
Адхо Мукха Шванасана (поза собаки мордой вниз)Адхо Мукха Шванасана (поза собаки мордой вниз) – стопы и ладошки плотно прижимаются к полу. Колени и локти выпрямлены, голова опушена между руками. Прогиб в пояснице.
Дальше идет повтор асан 4,3, 2 и 1.

Про йогу:  Групповые занятия йогой в Зеленограде

Хорошо изучив такой порядок асан в Сурьи, можно усложнять последовательность с помощью увеличении скорости перехода и замены на более продвинутые элементы.
Количество кругов можно варьировать в зависимости от наличия свободного времени и уровня подготовки.

Хатха-йога: от патанджали к современности

Не существует достоверных данных, как давно зародилась йога, но для всех практиков и исследователей очевидно, что это древнейшая дисциплина, чья история исчисляется тысячами лет.

В этом эссе речь пойдет о сравнении традиционного и современного подходов к йоге и, говоря о традиционном, я буду иметь в виду йогу достаточно большого периода. С начала нашей Эры, когда были написан фундаментальный текст по йогической науке – «Йога Сутры» Патанджали и до 15-17 веков, когда были созданы такие основополагающие тексты уже непосредственно о хатха-йоге – «Хатха Йога Прадипика» Свами Сва.

Под «современной» йогой я подразумеваю учение, которое разошлось из Индии по всему миру в 20 веке, и которое несли людям такие Учителя, как Свами Шивананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати, Шри Тирумалай Кришнамачарья, Шри Паттабхи Джойс, Шри Б. К. С. Айенгар и др.

Пожалуй, основным, даже бросающимся в глаза отличием современного подхода от традиционного является открытость знания о йоге. Все базовые древние первоисточники призывают адептов держать свои занятия йогой в секрете, знания, получаемые ими от Учителя применять только в личной практике и не открывать ключей к йогическим техникам непосвященным людям.

Вызвано это было, в первую очередь, кастовой системой Древней Индии. Йога считалась дисциплиной, предназначенной для высших каст – браминов, кшатриев и, отчасти, вайшью. Низшие касты не должны были иметь к ней абсолютно никакого доступа.

Кстати, стоит заметить, что кастовая система, в отличие от современного общества, подразумевала отсутствие какого-либо социального лифта. Но при этом людей тогда, безусловно, одолевали те же страсти, порочные желания и стремления. И для шудры или неприкасаемого, единственным способом вырваться в этой жизни из клетки черной работы и нищенского существования, было обретение сиддх, то есть сверхспособностей, которые приходят к практикующему йогу при определенном уровне освоения знания.

Достойный практик, получивший знания от просветленного мастера, не обращал внимания на сиддхи, как на побочный эффект, и двигался дальше с чистым сердцем, мечтая достичь освобождения. Будет чрезмерно наивно утверждать, что страстно жаждущие мирских благ шудры имели чистую душу и светлые помыслы.

Безусловно, жажда власти и материальных благ, которой они могли руководствоваться, при наличии у них сиддх, могла привести к тяжелым для общества последствиям. Этого и старались избежать древние Учителя, закрывая йогическую науку от посторонних глаз, делая знание сакральным и доступным только людям с высокой духовной организацией.

В наше время практика доступна и богатым и бедным, и священникам и бизнесменам. Врачи, сварщики и медсестры могут заниматься в одном йога-клубе с трамвайным кондуктором и академиком. Мир изменился, и особенно изменился его ритм. В безумной гонке со временем, которую представляет наша реальность по сравнению с размеренной и медитативной жизнью древнеиндийского общества, никому и в голову не придет тратить по 8 часов в день на пранаяму, 4 часа на практику асан, а остальное время посвящать медитациям и шаткармам.

Именно такой должна быть практика, чтобы перспектива обретения пресловутых сверхспособностей. И все только ради достижения призрачных сиддх, которые, возможно, позволят оставить сварочный аппарат и сесть за руль своего блестящего «мерседеса», сплюнув на ботинки услужливого швейцара.

В наше время есть способы достичь этого космического счастья попроще и побыстрее. А в Индии Патанджали, других путей к верхним ступенькам социальной лестницы, кроме магических сиддх, не было. Кстати, секта наттхов, которые дали новый толчок развитию йоги в Средние Века, сохранили и развили знание (в первую очередь, именно, Хатха Йоги), происходит из низших каст.

Ответ на вопрос о том, почему Учителя 20 века активно пропагандировали йогу и открыли двери в нее для каждого желающего, очень прост. Дело в том, что в начале 20 века Индия, уже несколько веков бывшая колонией Великобритании, стала испытывать сильный спад интереса коренного населения к собственной культуре, истории и традициям.

Молодые люди становились все более и более ориентированными на западную культуру, были заинтересованы в том, чтобы строить карьеру по западному образцу и т. д. Учителя поняли, что существует реальный риск того, что древнее знание йоги будет просто утеряно – его никто не хотел изучать, число их учеников стремительно сокращалось.

Вторым ярким отличием от традиционного подхода стоит считать значительное смещение фокуса современной йоги на физические практики: асаны, пранаяму и, отчасти, шаткармы. «Йога Сутры» Патанджали упоминают об асане лишь вскользь, говоря, что она должна быть удобной и устойчивой, «Хатха Йога Прадипика» говорит уже об 11 тренировочных и 4 медитативных асанах.

В «Гхеранда Самхите» асан уже аж целых 32. Основной упор же делается на правила и предписания по внутренней жизни человека, его жизни в обществе (Яма и Нияма), и в первую очередь на техники Раджа Йоги (Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна), то есть на работу с сознанием и тонкими энергиями, через которые и можно достичь состояния самадхи, цели йоги.

Тексты по йоге 20 века приводят невероятное количество асан, сложных физических техник, уделяют внимание мельчайшим подробностям выполнения йогических поз, их сочетанию и последовательности. Выходят труды крупных ученых, исследующие влияние той или иной асаны на физическое тело человека, составляются красочные атласы асан и т.д.

По всему миру йога в первую очередь ассоциируется с активной акробатической работой на коврике, и совсем не с внутренним путешествием к освобождению, коим она, не смотря ни на что, по-прежнему является. При этом, интересно, что проведшие всю жизнь за изучением йоги древние индийские риши (мудрецы) не оставили ни одного труда, описывающего и анализирующего работу, скажем тазобедренных суставов в разных асанах. Их это не интересовало, они искали другое.

Связано это изменение, конечно, с расширением географии йоги, резким увеличением количества учеников и с доступностью физической части практики – как для исполнения, так и для объяснения.

Сам образ жизни индийцев, их культурный бэкграунд и жизненные взгляды не требуют большого количества физических упражнений. Когда йога попала из тихих и жарких индийских ашрамов в запыленные, холодные офисы, забитые толстыми и вечно объевшимися людьми на грани нервного срыва, то новые адепты стали требовать у древней науки совсем другой аспект знания.

Голодные до физической активности и жаждущие снятия стресса западные ученики вынудили индийских учителей отойти от традиционного подхода и предлагать на своих занятиях в первую очередь последовательности асан и, если оставалось время, то немного пранаям.

Отчасти это также вызвано третьим фактором, о котором я хотел бы упомянуть. В древности йогическое знание передавалось исключительно напрямую от учителя ученику в виде бесед, наставлений, которые зачастую проходили в весьма размеренном ритме и длились годами и десятилетиями.

Современная йога преподается через книги, журналы, брошюры, видео-уроки и на классах в йога-клубах, где преподаватели проводят более 6 занятий в день у объемных и смешанных по составу групп учеников. Йога подстроилась под сумасшедший темп больших западных городов и предоставляет ученикам возможность хотя бы на 2 часа вынырнуть из этого аквариума с пираньями и обратить внимание на то, что они привыкли считать собой.

Если индийские Учителя древности вели своих подопечных от физического тела вглубь, к тонким телам, к душе, к великому Абсолюту, то современные йога-инструкторы могут лишь помочь людям хотя бы вспомнить о своем физическом теле, понять и почувствовать его. Очень немногие из них делают шаг дальше и исследуют себя вглубь.

Да и сами преподаватели разительно отличаются от тех, кто нес знание о йоге сотни лет назад. Йога предполагает, что учитель передает ученику то, что пережил, осознал и интегрировал в жизнь сам. В отличие от самореализованных, просветленных учителей древней Индии, достигших освобождения, большинство йога-инструкторов сегодня – это вчерашние ученики йога-клубов, получившие сертификат стандартного образца и зарабатывающие себе и своей семье на хлеб буквально в поте лица. Все в том же самом бешено гудящем клубке материи под названием «мегаполис».

Резюмируя, можно сказать, что не смотря, на то, что практика хатха йоги и йоги вообще значительно изменилась со времен Патанджали и Сватмарамы, она продолжает выполнять свои задачи. Изменился подход, изменилась аудитория, окружение и атмосфера вокруг практики.

Но сама практика так или иначе ведет все к тем же целям – на пыльном ли коврике среди пыхтящих потных тел в нью-йоркском подвале, или у лотосных стоп просветленного гималайского учителя в залитом индийским солнцем ашраме. Ведет к пониманию себя, своей сути, осознанию своей души, ее необъятности, слиянию с вселенским Абсолютом и освобождению.

Работа студента Московского Университета Йоги Пивоварова ЕвгенияУглубить свои знания вы можете на курсах изучения йоги в Московском Университете Йоги.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий