Конспект занятия с элементами хатха-йоги для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по морскому дну». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам – Маам.ру

Конспект занятия с элементами хатха-йоги для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по морскому дну». Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру Позы

Вопросы к гуру йоги матсьендранатху махараджу

Что такое аутентичная йога, и что к ней можно отнести?

В самую первую очередь к ней относится Традиция натхов – это йогическая Традиция в самом чистом виде. Йога-сутры Патанджали – не совсем практическая Традиция, это, скорее, философия (даршана), в которой есть идеи, но нет практики. У Патанджали нет линии передачи.

Несмотря на то, что его даршана популярна, она, скорее, остается больше на уровне некоего идейного ориентира и не более того. К традиционным садханам йоги также можно отнести и те, которые присутствуют в других духовных направлениях Индии, например, Кашмирский Шиваизм (в России нет Гуру этой линии и не было ранее), раздел йогических практик буддизма ваджраяны, Шайва-сиддханту, Аспарша-йогу Гаудапады и Джняна-йогу Шанкарачарьи, Шакти-йогу Шри Видьи, в линии Джайнов есть также свои виды созерцательных практик йоги (прекша-дхьяна и др.)

, Кубджику (непопулярное направление Шактизма, в связи с закрытой для иностранцев системой посвящений). Практически во всех религиозных индийских направлениях есть свои виды традиционной йоги, которая никогда не ставила перед собой гипертрофированно-физкультурных целей.

Теперь стоит отдельно сказать о нетрадиционной йоге. Разумеется, к этой категории можно смело отнести все системы, которые были разработаны за пределами Индии и в близлежащих к ней странах, хотя и это еще далеко не все. Практически любые разработки наподобие Трай-йоги, Шадоу-йоги и т.д. – это нетрадиционные системы, как бы они хороши ни были. Они являются авторскими стилями.

Чаще всего такого рода стили основываются на информации почерпнутой от индийских Гуру, которые ездили преподавать на Запад. Кто-то мог взять информацию в Индии, а также от Учителей, ориентированных на простых людей, плюс книги и личные опыты, полученные в процессе самостоятельных поисков.

Натхи не против тех людей, которые изобретают такие стили, но при этом – сторонники того, чтобы такого рода изобретения все-таки назывались «авторскими разработками». Это честно, и это определение не должно как-либо обижать этих людей, тем более, если их изобретение принадлежит им, то именно им честь и хвала.

Конечно, это не означает, что нахождение в Традиции лишает человека творческого подхода. Дело в том, что Традиция громадна и сам поиск в ней уже является достаточно творческим процессом, так как в Традиции всегда происходили реформации, усиливающие ее духовное ядро, которое кажется незримым, однако исполненным великой силы. Движение к этому ядру – и есть традиционный путь йогина.

В Традиции накопился огромный опыт всех тех, кто был устремлен на путь духовного совершенства. Этот опыт и помогает нам корректировать свою йога-садхану, отстраивать ее правильным способом. Тогда садхана приведет к ее правильной цели, без ухода в сторону.

Помимо того что в разных религиях Индии существовали свои системы йоги, были и такие, которые просто заимствовали от йоги натхов какие-то элементы практики и приставили их к своему религиозному течению. Позже, в связи с тем, что в этих не-йогических направлениях заимствованная часть стала радикально преобладать над основной, появилось множество школ типа Шивананда-йоги, Крийя-йоги, Йога Никетан, Гитананда-йоги, Аштанга-виньяса-йоги, Бикрам и т.п.

В этих школах в основном учат тому, что было изобретено в прошлом столетии, не такой давний срок для того, чтобы называться Традицией йоги, тем более, что в большинстве случаев Гуру этих направлений почти никого не инициируют в ту Традицию, в которую они посвящены, или же инициируют, но отдают предпочтение все-таки своим новым разработкам, как, например, в Шивананда-йоге.

Хотя Шивананда-йога – это, пожалуй, еще неплохой вариант, т.к. человек проходит обучение тому, чему соответствует основное направление этой школы, с привнесенными элементами. Такого рода направления – традиционные, но обычно их называют нео-ведантическими.

Есть также системы типа «аштанга-виньяса-йоги», которые почему-то называют традиционными, что совсем далеко от истины, ибо ни Десикачар, ни Патабхи Джойс не передают посвящения в ту Традицию, которой они следуют сами, а учат иностранцев совершенно другому.

Или другой пример ошибочного определения некоторых практик как традиционных: Дхирендра Брахмачари учил сукшма-вьяяме, которую получил от Раджбали Мишры, но при этом Дхирендра Брахмачари ссылался на своего основного Гуру – садху Свами Картикею, что в принципе не помешало многим поверить в то, что сукшма-вьяяма привела Свами Картикею к долгожительству, а не иная садхана.

Никто не сомневается в том, что радикальные физические методы полезны, но я бы эти практики отнес к категории «полу-практик», где происходит массовая идеализация не того, чему на самом деле должна соответствовать настоящая йога. Такой подход привел к чрезмерной массовой хвале неких положительных результатов хатха-йоги и почти полному игнорированию более высоких позитивных целей.

Поэтому и нет ничего удивительного в том, что многие практикующие ту «хатха-йогу», которая известна большинству обывателей, не раскрывают тех совершенств, о которых говорят традиционные йогические тексты. Ибо система ценностей данных «практиков» такова, что у них нет никакой потребности в данных сиддхах, и, тем более, этим людям, как правило, чужд какой-либо существенный поиск. Поэтому и результаты данных практикующих соответствуют их же устремлениям.

Какие практики в традиционной йоге могут считаться наиболее аутентичными?

Если вопрос о натхах, то можно обозначить несколько фундаментальных техник йоги натхов. К Яме-Нияме относятся такие техники, как Шаткармы – шауча (очистительные), Джапа, Пуджа. К асанам – 84 асаны и из них две основные – падмасана и сиддхасана, для простых людей – вьяямы.

К пранаямам относятся множество кумбхак, и основная из них – нади-шуддхи, в конечном счете – кевали-кумбхака. К разделу пратьяхары относятся концентрации на 16-ти адхарах.

Также раздел мудр и бандх относится к пратьяхаре и дхаране, например, работа с органами чувств – с мудрами бхучари, чачари и др.


Из дхаран это могут быть сосредоточения на панча-махабхутах, пяти акашах, лакшьях.

Из дхьян: стхула (на мурти), джьотир (на свете), сукшма (на чакрах, сохам-бхаве), также есть масса других дхьян, а именно: вишварупа-дхьяна, ниракар-дхьяна, сварупа-дхьяна, вичара-дхьяна.

К самадхи относятся те, которые описаны в Гхеранда-самхите, но на самом деле их больше. А еще – медитации на наду – это практики, распространенные в лайя-йоге. Можно также к традиционным практикам отнести все те, которые связаны с карма-кандой нашей Традиции.

Чем руководствоваться при практике асан?


Если обозначить в общих чертах:

  • знать, что цель йоги – обретение состояния Шивы, говоря иначе – чистого и совершенного сознания,
  • параллельно практике йоги знакомиться с тем, что говорится о целях йоги в классических авторитетных текстах, и что говорят признанные великие Гуру в Традиции,
  • помнить, что, несмотря на высоту йогических мотиваций, состояние тела, здоровье очень важно, и, как правило, все взаимозависимо. Под болезнями у йогов подразумеваются и состояния души также,
  • практика асан и пранаям всегда сопровождается дхьяной, 
  • опыт, полученный в дхьяне, открывает новые ресурсы сознания, которые могут быть использованы для совершенствования себя на материальном уровне, и наоборот,
  • если у вас есть какие-то заболевания, то нужно ознакомиться с тем, насколько вам могут помочь вьяямы или шаткармы. Если же болезни такие, что использование многих техник йоги противопоказаны, то можно использовать рецепты аюрведы. Постепенно поднимая свое общее состояния от более грубых уровней к более тонким. 
Про йогу:  Таттва (шиваизм) - Tattva (Shaivism) - abcdef.wiki

Но еще раз подчеркну, что всегда нужно помнить о том, что все проблемы имеют причины в сознании, и поэтому использование тела как упаи (метод, уловка) для трансформации сознания – это фундаментальный принцип.

По каким принципам строится индивидуальный комплекс?

Не должно быть перенапряжения или, наоборот, «размазанности» в выполнении асаны. То есть, во время выполнения асаны стараться подкорректировать ее так, чтобы асана сказывалась на теле.

Например, вы умеете делать Гарудасану, но без низкого приседания в ней, тогда нужно постараться присесть так, чтобы чувствовалась небольшая умеренная нагрузка. И так с каждой асаной, для каждого человека это будет по-своему. Вы должны видеть, как асана воздействует на тело того, кто ее выполняет.

Выполнять асану нужно до тех пор, пока не возникнет ощущение легкости при нахождении в ней, далее варианты этой асаны можно усложнять. Комплекс из элементов вьяямы и асаны составляете так, чтобы всё тело прорабатывалось равномерно. Учитывать принципы сочетания асан.

При сильных психических нагрузках на работе и т.д., выполняете капалабхати, анулома-вилому, бхрамари, шавасану, йога-нидру. Для простого человека, не того, кто «йогой живёт постоянно», примерно 30 минут в день практики пранаямы вполне достаточно.

В зимнее время в комплекс пранаям включаете сурья-бхедана пранаяму, в летнее – ситали. Для большинства людей не стоит подбирать продвинутые пранаямы вроде «Кундалини-пранаямы», с активным использованием бандх и визуализации. Это оставить для серьeзных практиков.

Я обычно ориентируюсь на то, что человек хочет получить от йоги, по большому счёту, в соответствии с этим и выстраиваю для него соответствующую методику. Стоит учесть то, что не всё люди о себе всё говорят – что они хотят на самом деле, или же не договаривают обычно так и бывает.

Не всегда те, кто любит поговорить о духовности, готовы и могут подойти к йоге как к садхане, и не всегда те, кто о ней не говорит, от неё далеки. Поэтому нужно учитывать и свой личный опыт в практике йоги.

Существует ли общий комплекс для балансировки дош?

Из основных асан можно подобрать такие как ширшасана, сарвангасана, халасана, матсиасана, йогамудра, пашчимотанасана, бхуджангасана, шалабхасана, чакрасана, ардхаматсьендрасана, триконасана, шавасана.


Основные пранаямы: капалабхати, бхастрика, анулома-вилома, нади-шодхана, удджайи, сурья-бхедана, брамари.

Мудры: удьяна, мула, джаландхара, маха-мудра, маха-бандха, маха-ведха. Что касается мудр, то важнейшей является кхечари, её можно осваивать только после передачи. Есть специальные техники для растягивания языка, после того, как вы его научитесь заводить за нёбо, можно в этом положении практиковать анулому-вилому, мысленно совершать джапу.

Стхула-дхияна (медитация на мурти, янтру), сукшма-дхияна (на мантру Со-Хам), джьётир-дхияна (на свет). Это основные техники.


На доши воздействуют любые вьяямы, как и на пять вайю в особенности.

Асаны в большей мере влияют на системы организма, шроты, а пранаямы – на систему нади. Хотя эффект может быть разный: то, что маюрасана оказывает воздействие на пищеварение, это само собой, но она также влияет и на аджна-чакру. Каждая асана может давать совершенно различный эффект. Статичные асаны предназначены для того, чтобы происходила внутренняя работа. Это их основное предназначение.

Тарака-йога

Во многих текстах Горакшанатха встречается примерно такая фраза:

«Тот, кто не знает шесть (девять) чакр, шестнадцать адхар, три лакшьи и пять вьом, тот не может быть йогином.»

То же самое мы встречаем в текстах тантрических Традиций, в Нетра-тантре, Мантхана-бхайрава тантре, Кубджика-мата тантре и других. Некоторые абстрактные описания этих практик встречаются в упанишадах, Адвайя-тараке и Мандала-брахмане.

Если сказать коротко, то вся йога натхов – это эссенция тантрических Традиций и их практик, в которых особое значение уделяется пудже. Пуджа состоит из разных элементов, однако, это – внешний ритуал, который приводит к особому состоянию сознания. Йога тоже приводит к такому состоянию, только в ней больше доминирует внутренний созерцательный подход.

В тантрических текстах перечисляются мантры для разных частей тела, которые соответствуют чакрам,

(трем

) и пяти

(пяти натхам – учителям, обучавшим тантризму в разные Юги). Это – один вид практики.

Другой – йогический, он заключается в подготовке тела, праны посредством техник хатха-йоги. И когда вы стремитесь пробудить Кундалини-шакти, то используете указанные элементы, чакры и т.д. Кто-то для этого использует бандхи, кто-то просто сосредотачивает ум на данных элементах, которые одновременно связаны с физическим телом, тонким и также определенными состояниями восприятия.

Все это называется Тарака-йога, которая делится на два уровня: Пурва-тарака (начальная) и Уттар-тарака (высшая). В Пурва-тараке используются основные элементы хатха- и лайя-йоги: бандхи и мудры, сосредоточение на определенных потоках праны. В Уттар-тараке – методы, исключительно связанные с сознанием, ее также называют Раджа-йогой.

Я вам советую для начала ознакомиться с моей изданной книгой «Сиддха-сиддханта паддхати». Эта книга – собрание древних работ, относящихся к учению сиддха-йогинов, там немного описаны основные элементы Тарака-йоги – чакры, адхары, лакшьи и вьомы.

В конечном счете, йогин становится сам всей Вселенной. Однако об этом легко говорить, но трудно реализовать практически. Во многих школах эти практики обычно предназначаются для узкого круга адептов, способных понять смысл этих методов и готовых посвятить всего себя достижению мокши.

Опишите, пожалуйста, вкратце, ступени реализации в практике Тарака-йоги.

Если только вкратце, потому что это большой раздел знаний. Тарака-йога – это практики связанные с каждой из чакр, потом с шестнадцатью точками в теле – «шодаша-адхара», тремя сферами для сосредоточения и пятью пространствами постижения. В древних тантрических текстах это все – аспекты, связанные с телом и получением духовного опыта, имеющие связи с мужскими аспектами Абсолюта (Бхайрава) и женскими (Шакти), являя собой их единство (Ямала).

Эти сферы связаны с теми аспектами, через которые вы получаете опыт за пределами тела, несмотря на то, что сами точки находятся в наших телах. В Тантрах говорится, что в этих точках находятся натхи, т.е. шесть натхов – в чакрах, шестнадцать натхов – в адхарах.

Что это означает? Натх – это тот, кто вмещает в себя проявленное и непроявленное, это – сознание и осознаваемое, вместе они являют знак – «мудра», подобный ярчайшему свету, и он наполняет собой весь мир. Так, например, Горакшанатха изображают как форму Вселенной, и его называют Джьоти-рупа, так же и Адинатха. Однако мы не можем видеть просто глазами всю Брахманду, мы ее можем воспринять только в своем теле «внутренним зрением».

В текстах по йоге говорится, например, что когда вы надавливаете пяткой левой ноги на промежность, то огонь (Кундалини) по позвоночнику поднимается вверх. Однако у всех ли такое сразу получится? Скорее всего, нет. Поэтому чакры, конечно, могут быть активизированы посредством практик хатха-йоги, однако их активизированность, которая приводит, как говорят тексты, к огню внутри тела, свету, звуку нада и т.п., можно рассматривать уже как иной уровень, как лайя-йогу или раджа-йогу, где вам, может быть, и необязательно делать мудры, бандхи, какие-то внешние формы пранаямы в виде дыхательных техник. Там – просто созерцание и визуализация.

Про йогу:  Трудности с детьми | Помощь благодаря древним текстам Ведической Астрологии (Джйотиш)

Поэтому есть две ступени: физическая, как в хатха-йоге, и созерцательная, как в раджа-йоге. Да и сами последовательности: чакры, адхары, лакшьи, вьомы, в созерцательных практиках идут от «Рупа» (имеющие форму) и «Арупа» (не имеющие формы). Например, в чакрах надо представлять питхи (святые места), шива-лингам и т.д., а в акашах – уже только одни пустоты, хотя тоже с качествами; после них познается Атман, который вне каких-либо описаний. В конце достигается освобождение, все практики на него и направлены, на самом деле, потому и такое название – «тарака».

Созерцание света – это, скорее, часть Тарака-йоги, в целом тараку называть «йогой света», думаю, может быть не совсем правильно. Это так же, как есть, например, описание трех дхьян в Гхеранда-самхите: мы не можем сказать, что все три они – Джьотир-дхьяна, а, скорее, что джьотир – это одна из разновидностей. А в Тарака-йоге свет – это один из важных элементов практики.

Опишите, пожалуйста, вкратце ступени реализации в практике Тарака-йоги «на пальцах» т.е. без употребления божеств.

Эти техники непростые. Для начала нужно распределить прану в чакрах посредством ведханы, делается это посредством повторения пранавы «Ом»: на выдохе от муладхара-чакры вместе с потоком праны звук движется вверх к аджна-чакре и выше. Потом второй уровень – удержание этого состояния за счет адхар.

Третий уровень – техника со средней лакшьей, когда вы развиваете гибкость оcознавания и растворение структуры форм. Потом – удержание состояния вьом и чувства парения. Это очень и очень сложные практики, намного проще даже научиться делать физическую кхечари-мудру с растягиванием языка, чем освоить все эти четыре уровня с чакрами, адхарами, лакшьями и вьомами.

Они также имеют связь с мантра-йогой, хатха, лайя и раджа-йогой; и согласно текстам натхов, тот, кто не знает эти четыре аспекта практики и психофизического опыта, связанного с ними, тот не является йогином. За счет раскрытия чакр достигаются мудры и сиддхи (совершенства), за счет адхар и бандх – ниддхи (сокровища); первые – внутренняя лакшья, вторые – внешняя, но они имеют свои взаимосвязи.

Какие объективные критерии продвижения в практике?

brahmainathЦель йоги – в целом стать совершенным, а не развить какую-то одну сиддху. Кундалини – это сознание, когда она пробуждается, то сознание обретает широту и проникновенность, оно, подобно свету, начинает повсюду распространяться, устраняя многие пространственно-временные ограничения. Если такой процесс есть, то значит, вы прогрессируете.

Как справляться с возникающими мыслеформами во время садханы? Если практикующий не может обуздать поток мыслей, значит ли это, что он непригодный «пока» к серьезным практикам?


Если не получается из-за мыслей сохранять состояние равновесия, то не стоит думать, что рано что-то практиковать. Йога-садхана для того и создавалась, чтобы научится самоконтролю и осознанности.

Натхи не относятся отрицательно к каким бы то ни было состояниям, и мокша не подразумевает уход от них; в природе всё так устроено, что высшее управляет низшим, следовательно, низшим вы сможете управлять тогда, когда вы будете во всех отношениях эволюционировать, переходить на качественно более высокий уровень осознанности.

Викальпы возникают по причине двойственного восприятия, следовательно, вам нужно использовать практики двайтические, а именно – бхакти и анава-упайи.


Больше уделяйте внимание внешним элементам садханы, бахиранга-йога. Практики адвайты – есть джнянa, a двайты – кармa и бхакти-йога. В двайте присутствует понятие «Я» и «Это», то есть вы служите Высшему, после чего очищаетесь от мал.

Начните с самых простых элементов настоящей садханы, не тех, которым учат на курсах для преподавателей физкультуры, а именно йоги как духовной практики. Попробуйте регулярно начинать день, сидя на чистой асане, читать необходимые мантры. Начинайте утро с дхьяны и упасаны, постепенно переходя к хатха-йоге.

Если же у вас ситуация значительно лучше, то вы можете практиковать йогу именно как садхану, практикуйте регулярно, только регулярная практика даст вам стабильные положительные результаты. Обратите внимание на все формальные детали практики, может быть, вы что-то упускаете из виду, думая, что это неважно, или же чего-то просто не зная (все мы что-то не знаем). Общайтесь с теми, кто уже практикует, а лучше с теми, кто достиг в практике каких-то серьёзных результатов.

Полностью контролировать мысли может только высоко-духовное и развитое существо, поэтому ставьте перед собой серьёзные цели, стремитесь к Высшему, многое зависит от вашей санкальпы. Некоторые люди о духовном пути думают только тогда, когда на них найдёт вдохновение, но это просто меркантильные человеческие сантименты.

Какая практика целостна?

Целостная практика – та, которую передал Гуру ученику, обладающему качествами чистой преданности. По этой причине она внезапно имеет такие детали, о которых нет информации в книгах.

По материалам

Хатха-йога для дошкольников | статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему: | образовательная социальная сеть

Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?


Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение – это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.

К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.

Что такое детская йога?

Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.

Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.

Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Про йогу:  Йога: занимается ли ею адекватный мужик? |

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Ха – это солнце – символ жизненных сил, энергии, бодрости.

Тха – луна – символ покоя. Соединение этих слов – символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.

Занятие хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

Пранаямы – дыхательные упражнения.

Как строить занятия с детьми?

Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Продолжительность занятия от 15-30 минут. Все упражнения нужноделать правильно и осторожно, без напряжения.

Краткая характеристика структуры программы.

Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май месяц).

Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей, один раз в две недели по 25 – 30 минут.

Участники занятий:

Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер

Цель программы: Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.

Задачи программы:

1. Совершенствование психических процессов.

2. Познание своего характера, укрепление воли.

3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6. Формирование осанки.

7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Ожидаемые результаты реализации программы:

• Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.

• Стабилизация эмоционального фона у детей.

• Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

• Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Требования к условиям проведения занятий.

1. Место

Для занятий нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже 17.

2. Одежда

Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

3. Время

Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Занятия увеличивать постепенно по времени от 15 до 45 минут.

4. Нельзя приступать к занятию с высокой температурой и в послеоперационный период.

Структура занятия (см. приложение 1)

I. Вводная часть (5-7 минут).

1. Встреча: “Улыбнитесь!”, “Настройтесь на занятие!”

2. Разминка:

• Суставная гимнастика. Упражнения на проработку мелких групп мышц и суставов. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, то есть суставов и мышц ладони, стопы, шеи и головы. Упражнения начинаются в положении сидя, в дальнейшем выполняют стоя или во время ходьбы по кругу.

• Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра.

II. Основная часть (15-20 минут).

1. Дети переходят к выполнению комплекса поз – 6-10 основных поз (далее асан, обучаются новым упражнениям, закрепляют известные.

2. Силовой блок. Дети выполняют упражнения на укрепление основных групп мышц, в том числе:

• для мышц живота;

• для мышц спины путем наклона вперед;

• для укрепления мышц ног;

• для развития стоп;

• для развития плечевого пояса;

• на равновесие.

3. Дыхательные упражнения.

4. Гимнастика для глаз.

5. Релаксационная гимнастика (спокойная музыка, сказки, рассказы).

6. Беседы из цикла«Тренируем тело, укрепляем дух»

III. Заключительная часть (3-5 минут).

1. Постепенный перевод организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности. Игры, направленные на активизацию действий детей, развитие их внимания.

2. Подведение итогов (отмечаются маленькие победы детей).

Методические рекомендации по организации работы с детьми.

1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.

2. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

3. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

4. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

5. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

6. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

7. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.

2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.

3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.

4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.

5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.

6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий