Раджа йога – духовный инструмент практики тех, кто следит за Стезей праведных и мудрых правителей обоих миров: человеческого – земного и ангельского – небесного. Интерпретацию Раджа йоги можно найти в древнем индийском трактате Патанджали Йогасутра.
Это широкая философская система (не просто физические упражнения), путь духовных упражнений (физических, психологических и психических), приводящих к более высоким уровням сознания.
Взаимосвязь между телом, умом, сознанием и духом, реинтеграцией, очищением и возвышением над материальным – это средство для достижения просветления через внутреннее очищение, чтобы испытать абсолютную реальность, скрывающуюся за завесой иллюзии повседневной жизни. Раджа йога первоначально называлась Уро-йога или «Путь света и золотого блеска просвещения».
Перед началом практики Раджа йоги
О йоге на Западе стало известно из рассказов об индийских и гималайских Мастерах Мудрости, называемых Риши, которые практиковали в течение тысяч лет.
Королевская йога называется Раджа йога, в оригинале (Rāja Yogah). Раджа йога – эта практика в Лотосе (Падмасана).
Прежде, чем начать практиковать Раджа йогу надо научиться:
По своей сути Раджа йога — эта практика мудрецов (Риши и Махариши) и учеников школ духовной мудрости, но из-за результатов, к которым она приводит, ее называют йогой королей, раджей или царей. На Земле были такие времена, когда власть принадлежала только Мастерам Мудрости, людям полностью просветленным, которые хорошо знали, что нужно людям и руководствовались общим благом народа и даже всего человечества.
Патанджали без тайн
Хоть Патанджали сыграл ключевую роль в развитии некоторых основных систем индийской философии, он остается загадочной и вездесущей фигурой.
До сих пор все, что связано с рождением и детством Патанджали окутано тайной, еще менее широко распространены знания о важности и значимости его вклада в развитие основных дисциплин, которые пронизывают все аспекты нашей жизни.
Среди индологов до сих пор ведется непрекращающийся спор о точном времени рождения Патанджали, но предполагают, что великий йог родился между 150 и 200 годами до н.э. Выдвигают идею, что отцом великого мудреца был Атрии, а мать – Анусуйя. Одна из версий истории его жизни была включена в текст под названием Патаньджаличаритам, датируемый 17 в. и подписанный йогом Рамабхадрен Диксхитара. Текст не так легко доступен.
Патанджали — терапевт
Одним из главных достижений Патанджали (и наиболее известным) является его работа по учению йоги, йога-сутра, часто упоминаемая, как «Йога-сутра Патанджали». Он первый систематизировал науку йоги и его работа стала основной точкой отсчета для последующих поколений йогов. Ее содержание и теория может оказаться большим сюрпризом для йогов сегодня. Многие из современных йогов отождествляются только с физической практикой, в которой тело подвергается странным акробатическим упражнениям. Йога-сутра представляет йогу больше в качестве дисциплины ума.
В своей философии он центрируется вокруг вопросов разума, формирует постулаты преобладания ума над материей, с помощью которых можно улучшить свое настроение, и о том, что понимает под этим человек:
Большинство йога сутр говорит о проблемах, связанных с пониманием действия ума, подчинением его дисциплине и открытии его высокого потенциала.
Великого йога можно назвать первым психологом или психоаналитиком.
Ограничивать йогу только в области ума было бы неуважением. Патанджали хорошо понимал, что человек состоит из множества связанных между собой слоев, которые воздействуют на ум и наоборот. Поэтому он ввел ряд инструментов, при помощи которых можно оказывать положительное влияние на каждую область сложной человеческой природы. Он был одним из первых, кто представил подход к жизни и духовной трансформации на основе сочетания психологии, социологии, физиологии и дыхательных упражнений. Даже сегодня, когда современные технологии позволяют использовать точные инструменты, его концепция кажется сложной.
Тот факт, что великий учитель представил ее несколько тысяч лет назад, действительно экстраординарный. Это стало огромным толчком в философской мысли, а также стимулом для развития многих, более поздних течений духовности и целебных методов.
Доктор Патанджали
Великому йогу приписывают авторство трактата о Аюрведе – ссылка на него находится в нескольких текстах более позднего времени. Одиннадцатый текст Чарака Самхита, автора Чакрапанего, и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, приписывающий йогу текст медицинского характера Чаракапратисамскритах (ныне утраченный), который является обзором (пратисамскритах) трактата авторства Чарака.
Великий учитель занимался не только изучением природы разума, но и был доктором традиционной индийской медицины — аюрведы.
Его мастерство просматривается в йога-сутре, где красивые и мощные афоризмы оказывают сильное влияние на читателя и подчеркивают его большую способность понимать тонкости человеческого тела в различных аспектах. Можно сказать, что его работа по телу йоги оказалась самой значительно среди работ, и он сам был известен как знаменитый мастер йоги, т.к. эта область его достижений была выше всех других. Он первым рассматривал йогу как науку, и поэтому его считают основателем философии йоги.
С точки зрения Патанджали
С философской точки зрения древний трактат полагает, что существуют два противоречащих друг другу принципа: дух (пуруша) и природа (пракрити). Пуруша становится создателем всех живых существ. По Патанджали, каждый человек имеет свой Пуруша, который пассивен в формировании их роли на Земле. И наоборот, Пракрити является динамическим и имеет смысл до тех пор, пока дает направление Пуруша. При сочетании совместных действий возникает Анахкара (индивидуальность) личности.
В оригинале человек переживает блаженное состояние самого Пуруши, и лишь под влиянием Пракрити пробуждается его самосознание. После этого происходит просветление и осознание мира. Этот вечный мир является целью йоги. Человек может достигнуть его, когда научится понимать свое тело и заставит измениться сознание.
Патанджали йога делится на восемь степеней (отсюда иногда ее называют аштанга, ашт (означает восемь, «анга» – конец, восьмиконечный путь). Практика йоги предполагает постепенно изучать и осваивать различные степени.
Больше чем жизнь – или миф
Несмотря на то, что трудно понять, как один человек мог сделать так много, история показывает, что время от времени, такие личности появляются в мире. В индийской традиции это характерно для великих йогов былых эпох. Гениальность сопровождается большим уважением последователей и учеников, и даже отнесением своего учителя в ранг божеств, независимо от желания объекта поклонения.
Поэтому, когда политеистические традиции Индии составляли списки божественных существ, некоторые йоги решили, что лучше всего представить Патанджали, что способствовало рождению мифов и легенд вокруг его личности.
Основы королевской йоги
Раджадхираджа йога представляет собой систему духовного развития с корнями в индийских Ведах, Упанишадах, в дравидийских системах тантрических и других мистических системах Индии. Это путь, ведущий к цели йоги через медитацию и дисциплину. Раджа йога установлена в Йога Сутрах Патанджали.
Раджа йога как духовный путь преподается с древних времен через 14 Махариши. Акцент приходится на последние три упражнения группы (Дхарана, Дхьяна, Самадхи) из восьми (йога Аштанга) под общим названием Самиамах. Эта система включает в себя:
Яма
Рекомендуемые принципы, запреты или ограничения. Принципы и правила, чтобы контролировать свои чувства, тело и ум. Это является основой духовного совершенствования. Без твердого фундамента духовный мир рушится при первом испытании. К ним относятся:
Нияма
Главный принцип — не причинять вред другим. Если адепт будет поддерживать этот принцип, развивать отрешенность, его тело будет очищаться, а ум успокаиваться. К ним относятся:
Асана
Позиция тела, в которой человек учиться управлять своим телом и подготавливает себя к медитации.
Пранаяма
Контроль дыхания и дыхательные упражнения. Это поддерживает концентрацию и помогает сфокусироваться.
Эти первые четыре этапа Аштанги иногда называют хатха-йога.
Пратъяхара
Глубокое расслабление и контроль над физическим телом, контроль над своими чувствами.
Дхарана (dhāranā)
Концентрация. Искусство внимания и концентрации, повышения сознания в месте нахождения. Когда человек контролирует чувства и может перенести свое внимание на внутреннюю деятельность ума и достичь концентрации.
Дхьяна (dhyāna)
Медитация. Свободный поток концентрации, когда ум преобладает над мыслями, не задерживается на предмете концентрации, а сливается с ним.
Самадхи (samādhi)
Поглощение. Полное развития сознания и интуиции, сверхсознание. Самая высокая концентрация. Ум полностью отошел на задний план, есть полная идентификация с целью достижения состояния чистого сознания.
Царская йога наиболее подходит для людей с высокой силой концентрации, поэтому ее еще рассматривают как «йогу концентрации». Ее конечным высшим этапом является понимание, что соответствует некоторым западным теологическим концепциям на тему божьей «благодати».
Очень важно, что в теории самой Раджа йоги, а также в других видах йоги и в Аюрведе, была философия Санкрии.
Идея заключается в том, что с помощью практики йоги развивать большинство материальных уровней в направлении духовных.
Этапы, на которых могут появиться различные необычные свойства и «чудеса» не обязательно означают самую высокую реализацию. Несмотря на наличие необычных свойств, которые часто появляются с развитием концентрации, практикующий (йог) должен продолжать расти и стремиться, чтобы узнать конечную, высшую и немыслимую реальность, называемую Брахман.
Принцип Санкрии
Необычные свойства у практикующего йогу могут появиться во время испытания Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Замечательный опыт созерцателя и необычные свойства могут возникнуть при подключении самого космоса (Аханкарам) или космического разума (Махат).
Практикующему надо постоянно расти, пока не достигнет невообразимого единства сознательного элемента (Пуруш) и бессознательного (Пракрити).
В китайской философии есть конечное единство, которое соответствует Тао – неразрывное единство Инь и Янь.
В этом единстве Янь представляет осведомленность, Инь — бессознательное состояние. Янь рождает свет и сознание, Инь — жизнь. Это достигается в конечной фазе медитативного поглощения — упор делается на чистую природу Духа.
В некоторых системах тантрических полное духовное развитие рассматривается как дополнение к порядку восходящего и нисходящего. Оба движения дополняют и творят высшую истину и справедливость.
Можно сказать, что дерево санкрии представляет собой принцип Санкрии в порядке возрастания. В таком порядке человек и свет эволюционируют от чистой материальности к духовности.
Дерево Санкрии
Это путь духовного развития, пробуждения, просветления и освобождения. В своей основе представляет синтез трех подготовительных этапов человеческого развития:
Йога Раджа начинается тогда, когда ученик начинает медитировать, осваивает дыхательные упражнения, асаны и мудры, позу лотоса, известную как Падмасана. Путь королевских йогинов и мудрецов начинается с принятия посвящения из рук передовых практиков адептов, имеющих разрешение и харизму гуру – мастера в правопреемстве королевских йогинов. Обычно упоминается о 12-ти или 18-ти степеней четвертого уровня знаний и практики.
Поза лотоса (Падмасана)
Позиция является наиболее важным положением. Одна из лучших позиций для медитации и пранаямы. В этом положении часто изображали Будду. Позицию надо усвоить начинающим и знать продвинутым йогинам, которые имеют гибкие бедра и колени.
Асана уменьшает жесткость в коленях и лодыжках, тонизирует органы брюшной полости и позвоночника, помогает при ишиасе.
К преимуществам асаны относится:
Новички должны выполнять упражнение под руководством опытного инструктора. Тем, у кого повреждены лодыжки и колени, поза противопоказана.
Медитация
Надо осознать себя как центр энергии, точкой света, которая связана со всеми световыми лучами, со всеми энергетическими центрами, существующими среди всех людей, населяющих планету Земля. Визуально улучшить свечение, стать сияющим центром, излучающим свет в единстве со всеми людьми, создавая совместно сеть из большого света, охватывающую планету чистой энергией.
Ощутить в себе центры света чакрами внутри тела, прежде всего центр головы Анджа и центр сердца Анахата. Углубить интенсивность свечения подобно яркой звезде, освещающей общий разум человечества. Осознать единство со всеми источниками света, освещающими человечество, вне сознательного разума.
И совершить самое основное путешествие — путешествие внутреннее, духовное, Путешествие к истине (Сатыам). Узнать о том, кто мы такие, находясь за границами обычного сознания, где действует духовная мощь бога Брахман.
Эта мощь дает практикам силу, позволяющую применить и использовать не привычную реакцию, а выбирать креативное творческое мышление. Позволяет не испытывать стрессы, конфликты, хаос, а ощущать спокойствие, мир, любовь и гармонию.
Медитацию йоги называют часто раджа йогой, что облегчает определение духовного пути. Раджа йога позволяет четко понять себя с точки зрения духовной или метафизической практики, помогает заново воспользоваться и обнаружить спящие в человеке положительные качества, позволяющие развить характер и создать новые отношения и реакции на жизненные ситуации.
Люди начинают вспоминать различные аспекты, касающиеся их, давно забытые хранятся в глубине их подсознания. Люди начинают понимать и ценить, чувствовать тишину, наслаждаться вкусом самоанализа и рефлекции. Королевская медитация «отключает» от вредных привычек мышления и эмоциональных паттернов, неправильного реагирования на ситуации.
В результате получают сознательный, положительный поток энергии, который улучшает качество людских взглядов, действий и взаимодействий.
Процесс направлен внутрь, на интернализацию, отучение от вредных привычек, соединение с божественными и духовными ресурсами. Восстановление самого себя становится постоянным личным вдохновением. Медитация представляет собой способ для развития самосознания, что ведет к самореализации (атма джняна). Она успокаивает ум, стимулирует интеллект, что позволяет достичь понимания через постижение духовных законов и принципов, которые поддерживают гармонию и могут принести обновление во всех сферах жизни на Земле.
Медитация и практика раджа йоги
Правильно направленная медитация дает каждому доступ к Богу Брахмана. Королевская медитация позволяет ощутить истинную сущность себя и принимать друг друга, как божественную душу (Атма – Пуруши), позволяет установить прямую связь с Брахманом – верховным источником чистой энергии и высочайшего сознания. Слово «раджа йога» можно еще перевести как «высший королевский союз» или «высшая королевская связь». Каждая душа имеет право испытать высшую форму отношений с Создателем, Богом Брахманом.
Как и в других специальных занятиях, для достижения удовлетворительных результатов в йогических практиках медитации, надо упорно трудиться. Все больше и больше людей в мире в своей повседневной жизни добавляет медитацию, как противоядие стрессам, так и как простой способ релаксации. Если ежедневно проводить краткие сеансы, будет становиться легче и потребность медитировать станет привычкой, вознаграждая усилия, вкладываемое в медитацию.
Не существует йоги без дыхательных упражнений, концентрации и медитации, но часто в клубах и центрах йоги — эти занятия довольно низкого качества.
Только название таких «йогических» упражнений связано с термином «йога». Различной масти инструктора и их программы, не имеют ничего общего с аутентичной йогой, но используя йогу в названии, они хотят оживить курс гимнастики, проводимый в своем фитнес-клубе.
Медитацию можно охарактеризовать как достижение безграничных возможностей ума при условии приобретения искусственного контроля над мыслями. Ум (манас) можно сравнить с небом, которое часто покрыто темными облаками. Если бы получилось очистить его от облаков, увидели бы бесконечную синюю даль во всей своей красоте. То же самое с умом. Если он постоянно «затянут» негативными или ненужными мыслями, он никогда не сможет испытать то, что находится за завесой, истинную природу ума (Сатья Сварупа).
https://youtube.com/watch?v=yV9eWu8wakc
Обычно люди не обращают внимание на свои мысли, если их интенсивность не имеет размера психической патологии. Люди привыкли к определенным, избитым способам мышления, полностью идентифицировали себя с ними и им не приходит в голову, что могло быть иначе. Они не понимают того факта, что человеческий разум – все еще одна из самых больших загадок. Люди много знают о том, как улучшить искусство мышления, запоминания и обучения, как лечить неврозы и различные состояния психического заболевания. Но до сих пор не знают, что такое ум и как он «производит» мысль.
Они не знают также, что такое сознание (Цьиттам) и более глубокий уровень ума – подсознание.
Ум (манас) есть весь человеческий мир — мир, в котором живут люди. Это и их мысли, связанные с ними явления, воспоминания, желания и т.д., находящиеся с ними постоянно.
Свойства человеческого разума выделяет людей среди живых существ. Но до тех пор, пока человек не узнает свой ум, он будет идти по жизни, не открывая завес своей индентичности.
Все большие духовные пути и науки говорят о том, что дорога к самопознанию ведет к возвращению к самому себе, к своему внутреннему миру. Дорога практическая — медитация, а раджа йога или ее упрощенный вариант, крийя йога — лучший инструмент.
Чтобы медитация стала для людей легкой и спонтанной практикой, надо знать несколько простых истин о разуме и его природе. Истину не трудно увидеть в повседневной жизни. Человеческий мозг постоянно работает, постоянно создает новые образы и мысли, согласно известному высказыванию: «Я мыслю — я существую», и наоборот: «Я есть, потому что думаю».
Нет такого момента, когда отсутствуют мысли и даже во сне ум человека работает. Контролирование ума и его функций – цель йоги.
Создание ума является основной и естественной функцией ума, и любая попытка перестать думать или создавать пустоту в сознании – иногда невозможна. Ум – начало всего, мысли — семена наших слов, чувств, эмоций и действий, поведения и отношений. Поэтому можно начать с наблюдения за своими мыслями, воспоминаниями и тем, где они превращаются в слова, поступки, отношения, в результате создавая человека.
Комплекс асан Раджа йоги для начинающих
Эти упражнения позволяют любому человеку, вне зависимости от вероисповедания и возраста, профессии и должности, освоить систему самосовершенствования умственного, физического и духовного.
Упражнение для начинающих
Повторите 5-6 раз.
Поза горы (Тадасана)
Поза треугольника ( Уттхита Триконасана)
Это упражнение йоги обычно осваивается несколько месяцев. И чтобы правильно выполнить его, учителя йоги рекомендуют визуализировать стену позади себя. Поза треугольника — это положение, которое занимает тело перпендикулярно полу и параллельно стене.
Поза орла (Гарудасана)
Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана)
Выполните Врикшасана в другую сторону.
Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадрасана III)
Повторите связку в другую сторону.
Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана)
Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана)
Асана помогает сохранить устойчивость тела и психики, полезна для саморегуляции организма. Хорошо растягиваются боковые мышцы тела.
Повторите упражнение в другую сторону.
Поза посоха (Дандасана)
Асана хорошо раскрывает и расслабляет суставы нижних и верхних конечностей.
Коровья морда (Гамукхасана)
Полезная асана для всех суставов тела и позвоночника, все суставы расслабляются. Не рекомендуется выполнять тем, у кого были серьезные травмы спины и шеи. Излечивает судороги в ногах, хорошо раскрывает грудь и делает мышцы ног эластичными и гибкими.
Связка поза плуга (Халасана) и Березки (Сарвангасана)
Помогает при остеохондрозе и расслабляет все тело.
Поза моста (Сету Бандха Сарвангасана)
Поза трупа (Шавасана) – техника релакса
Представьте себе, что с каждым вдохом в ваше тело входит ум, сила, внутреннее равновесие. А каждый выдох снимает напряжение, стресс, в результате чего происходит расслабление и обновление.
Глазные упражнения — раджа йога при компьютере
Выполняя ежедневно простые и надежные упражнения для улучшения зрения, ваши глаза будут надежно работать в течение многих лет.
Внимание! Люди, у кого наблюдается тенденция к отслоению сетчатки и есть глаукома, упражнение не рекомендуется.
Палминг
Американский писатель Вильям Аткинсон (йог Рамачарака) активно занимался популяризацией индийской философии в стране. Его книга «Раджа-йога» необычайно популярна, написана доступным языком и объясняет, что сознание не зависит от тела. В ней также указано, каким образом люди могут получить совершенные знания о самих себе и отделаться от ошибочных знаний.
Упражнение 1
Найдите такое положение, чтобы было удобно и вы свободно себя чувствовали, чтобы тело не отвлекало внимание, полностью расслабьтесь, чтобы ликвидировать любое напряжение в мускулах и почувствовать легкость.
Опыт придет со временем. Целью является суммировать энергии вместе и сосредоточить их внутри человека.
Отождествите ум со своей сущностью, своим «Я», а затем перейдите к «есть, есмь», означающим реальность. Объедините эти два слова в единое целое — создайте сильное средство сосредоточение мысли внутри себя.
Повторяйте занятия пока не выработается практика легко входить в состояние фокуса. Действие приносит облегчение и отдых уму, утомленному телу, нервам.
Упражнение 2 (Дхарана)
Необходимо всю силу ума собрать вместе, сосредоточить и остановить внимание на выбранном вами объекте. Несмотря на кажущуюся легкость, на практике осуществить действие достаточно трудно, т.к. вниманию свойственно рассеиваться и направляться к другим предметам. Постоянные тренировки позволят вам достичь желаемого результата.
Некоторые, постигнув науку сосредоточения, забывают о контроле над умом и начинают зависеть от него, позволяя стать уму практически непроизвольным, забывают о себе и необходимых делах. Ум начинает властвовать над ними.
Те, кому удалось обуздать ум, мысли и рассуждения, направленные в нужное русло. Они всегда помнят, что умом нужно управлять, не позволяя ему взять верх над вами.
Практикуйте много и не пренебрегайте данным упражнением, т.к. оно открывает неограниченные уникальные возможности.
Сосредотачивайте внимание на интересных и развивающих темах для вашего ума, разбирайте процесс по отдельным пунктам, следуя то одним, то другим путем, пока не почувствуете, что вам известно по этой теме все. Вы будете удивлены насколько больше вы узнаете.
Из потайных комнат вашего ума после окончания практики, вы почерпнете много интересных и полезных сведений, уделив внимание упражнению, почувствуете, что о данном предмете или теме вы знаете все.
Упражнение помогает стимулировать скрытые интеллектуальные силы, расширяет границы ума, делает устойчивой память и добавляет уверенности в себе. Вы приобретете неоценимый опыт в «дхаране» или сосредоточении.
Мантра от Рамачарака
Я имею волю — это моя неотчуждаемая собственность и моё право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю своё господство. Моя воля — это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силён. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву.
Раджа-йога также называется царской. Основная ее цель – очистить свое сознание. После регулярных тренировок практикующему удается контролировать свою внутреннюю энергию. Именно эта йога помогает осознать истинного себя. Практикующий избавляется от всех негативных эмоций. Такая йога предусматривает активную работу над своим умом. Требуется полное сосредоточение на своих эмоциях.
Философия Раджа-йоги
Раджа-йога – это практика царей. Считается, что именно она помогает достичь абсолютной власти. Помогает достичь внутреннего равновесия и найти подход не только к себе, но и любому человеку.
Зародилось данное направление в Индии. После этого направление распространилось по всему миру. Данный вид йоги руководствуется философией Санскрии. Практикующему требуется пройти через 3 этапа развития. Практика подразумевает развитие тела, духа, разума.
Благодаря развитию своего физического уровня человек укрепляет свой дух. Происходит совершенствование разума. После достижения совершенства на низшей ступени, практикующий переходит на следующую.
Практикующий должен не останавливаться пока не достигнет высшей ступени развития. После этого йог становится подобен божеству.
Человек, достигший последней ступени в Раджа-йоги, становится безмятежным. Сознание практикующего легкое и светлое. У практикующего характер становится более уравновешенным. Он легко переживает любые невзгоды и с легкостью устраняет любые проблемы.
Какие цели преследует это учение
Главная цель Раджа-йоги и медитации – постепенное подчинение разума. Практикующий полностью освобождается от негативных мыслей и установок. Основное внимание уделяется не асанам, а работе со своим разумом.
Данный вид йоги не отдельный. Он является продолжением аштанга-йоги.
Восемь ступеней королевской йоги
Классическая методика подразумевает прохождение восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая из них подразумевает развитие в себе конкретных качеств. Невозможно перескакивать через ступени или отказаться от некоторых из них полностью.
Практикующий должен пройти все ступени для полного очищения разума. Время их прохождения индивидуально. Кому-то может потребоваться несколько месяцев, а у кого-то этот процесс растянется на года.
Данная ступень является начальной. На этом этапе йог должен изучить моральные каноны. Практикующий должен оградить себя от негативного влияния. Именно отрицательные эмоции делают человека несчастным и раздраженным.
При прохождении данной ступени человек учиться справляться с соблазнами. Отказывается от физического насилия. Также человек отказывается от лжи. После прохождения данной ступени практикующий перестает обращать внимание на чужое мнение.
Практикующий чувствует себя легко и непринужденно. Опирается только на свои желания и свое мнение.
Это вторая ступень развития. Человек должен отказаться от негативных установок и привычек. Практикующий осваивает самоочищение и дисциплину. Он изучает священные тексты.
На этой ступени йог может переходит к изучению асан. Особые упражнения помогут соединить в одно свой разум и тело.
В асанах человек учиться освобождать свой разум и полностью отстраняться от мирских проблем на некоторое время.
Паранаяма
Это техники дыхания. Это в дальнейшем помогает практикующему управлять своими внутренними потоками энергии. Особое дыхание помогает расслабиться и сконцентрироваться на своем развитии.
Пратьяхара
На данной ступени человек учится полностью отрекаться от внешнего мира. Практикующий полностью избавляется от всех накопленных за жизнь переживаний и негативных впечатлений.
После данной ступени человек становится как пустой сосуд. Он может теперь накаливать в себе только положительные эмоции. Он полностью управляет своими эмоциями и телом, не взирая на все пережитое.
Эта ступень нужна для улучшения концентрации. Теперь практикующий с легкостью будет достигать всех поставленных целей. Все занятия будут выполняться раньше благодаря повышенной концентрации.
В любой момент человек может переключать свое внимание с внешнего мира на внутренний.
На данном этапе потребуется изучение основ медитации. Практикующий научится соединяться со вселенной.
Данная ступень является последней. Она направлена на объединение всех предыдущих этапов. Для перехода на нее требуется достичь абсолютного просветления. Йог окончательно обретает свое собственное я.
Такие люди целеустремленные и уравновешенные. Легко понимают окружающих и полностью защищены от негативного воздействия.
После этой ступени человек уже не сможет вернуться к своей привычной жизни. Теперь практикующий стал другим. Его в меньшей степени интересуют материальные блага. Наиболее сильно его тревожит духовный мир.
Главные принципы по Брахма Кумарис
Йога для начинающих предлагается к освоению во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современности. Это упрощает древний вариант.
Цель учения – достижение душевной чистоты и блаженства. Для этого нужно сделать следующие принципы основой своей жизни:
Также практикующий должен быть скромным и смиренным. В Университете Духовности все занятия проходят индивидуально или совместно. Обучение бесплатное, но при этом финансовые пожертвования также разрешены.
Гимнастика для мозга по методу Рамачарака
Йог Рамчарак был одним из наиболее известных последователей индийской философии в Америке. Он является автором многих книг, в котором доступно рассказал, как достичь последней ступени.
Рамчарак проделал колоссальную работу. Он описал упражнения понятно для современных практикующих. Он адаптировал древние тексты под современный язык. Автор пропагандировал просветление, а также полный отказ от материальных ценностей.
Для очищения разума автор предлагал отдавать предпочтение упражнениям для развития интеллектуальных способностей. Для этого практикующему требуется выбрать спокойное место, где его никто не потревожит.
Практикующий должен занять удобную позу и полностью расслабиться. Нужно постараться очистить свой разум от посторонних мыслей. Мышцы должны быть полностью расслаблены.
После этого практикующий должен призвать собственное Я. При этом нужно соединить внутренние и внешние энергии воедино. Нужно почувствовать себя частью огромной вселенной.
После этого следует сосредоточиться на одном конкретном предмете. Нужно запомнить его. После нужно закрыть глаза и подумать о нем. Постарайтесь представить людей, которые создали этот предмет. Представьте, как работают ваши органы. Поочередно задержите свое внимание на каждом органе. Визуализируйте ток крови по сосудам. Ощутите ее движение. После нужно перемещать свое внимание на окружающие предметы, а затем части тела по очереди.
Рамчарк также рекомендовал использовать мантру для более ускоренного развития ума и сознания в целом. В первую очередь, нужно полностью сосредоточиться на своем внутреннем состоянии. Следует подождать пока внутренняя энергия перейдет в состояние полного покоя.
Нужно почувствовать себя маленькой деталью в огромном механизме этого мира. После этого соединение со вселенной должно стать еще более устойчивым. В этот момент ничего не должно беспокоить или омрачать сознание.
Только после полного расслабления может произносится мантра для развития ума Рамчарка. Требуется сказать:
«Я есть, я имею волю, я решаю, я утверждаю, я чувствую силу, я требую, я — центр».
При этом дыхание должно быть ровным и спокойным. Нельзя напрягаться или думать о чем-то постороннем. Все мысли должны быть направлены на развитие и умиротворение.
Комплекс асан для новичков в домашних условиях
Все асаны, входящие в практику Раджа-йоги, легко выполняются в домашних условиях.
Сначала практикующий должен пройти 3 стадии:
Все асаны, входящие в Раджа-йогу простые. Доступны даже новичкам. Зачастую не требуется помощь опытных йогов. Все можно изучить самостоятельно. Подходят следующие асаны:
Во всех асанах нужно задерживаться на 2-3 минуты. Дыхание в это время должно быть ровным и спокойным. Лучше всего выполнять все асаны на природе. Если это невозможно, нужно выбирать для занятий просторную комнату, где ничего не будет отвлекать.
Заниматься нужно в свободной одежде, которая не будет стеснять движения. Перед занятиями помещение нужно проветрить и убрать все предметы, которые могут отвлекать в момент выполнения асан или при медитации.
Что такое Раджа-йога?Философия Раджа-йоги основывается на тех же постулатах, что и философия Адвайта-Веданты: что видимый субъектно-объектный мир воспринимается каждым человеком не адекватно общей, конечной реальности, и фактически не имеет собственного (вне ума этого человека) существования – это своего рода иллюзия, «матрица», «Майя». Из этого следует, что для обретения правильного видения, постановки и достижения правильных целей йоги, ум (тонкий уровень нашего существа) нуждается в очищении, укреплении, развитии не меньше, чем физическое тело (самый плотный уровень) и праническое тело (более тонкий). При этом, практикующий Королевскую йогу понимает, что плотное тело вторично по отношению к уму, и праническому телу, состояние которых определяет состояние здоровья и самочувствие.
Чем полезна Раджа-йога современному человеку?Может возникнуть вопрос: ну хорошо, медитация – это заманчиво, но ведь это только для монахов и странноватых йогов, которые сидят себе в гималайских пещерах. А что же во всем этом имеет практическое значение для нас, «простых смертных», которые живут далеко не в пещерах или священных рощах, а прямо здесь – в гуще т.е. житейской суеты, и преследуют свои приземленные цели – здоровья и благополучия? Идея Восьмеричной йоги в том, что даже однажды, на короткое время, овладев своим умом, человек обретает контроль над ним на всю жизнь. Это как процесс обуздания (объездки) дикой лошади – лошадь объезжают один раз, и потом она всю жизнь слушается людей и позволяет на себе ездить. То же и с умом.
Как начать заниматься Раджа-йогой?Первой ступенью обуздания ума является состояние Пратьяхара, когда органы чувств и посторонние мысли не беспокоят существо человека – его сознание, которое тоньше и сильнее поверхностного ума. Ненадолго человека покидают все стрессы, сомнения, желания и социальные установки – и он становится «собой». Такого состояния довольно быстро позволяют добиться даже такие нехитрые техники йоги, как медитация Тратак или Уджайи-пранаяма, Брамари-пранаяма, а также практически любая пранаяма, практикуемая интенсивно, и целый ряд мудр, в частности Шамбхави-мудра и Кхечари-мудра, и Пранава (пение мантры АУМ – «ом-чантинг»). Понятно, что для достижения «Читта Вритти Ниродха» эти техники (одну или комплекс из нескольких) надо делать не по 1-3 минуты в день, а дольше, хотя какой-то эффект дает даже очень кратковременная практика.
Какой бы техникой ни достигалось состояние «не-ума», результат один и тот же – ощущение чистоты, свободы, и радости. В этом состоянии человек обнаруживает в глубине своего банального ума словно еще «одного себя», нечто другое – Сакши – «свидетеля», это проявление Сознания в уме, более тонкий слой нашего существа. На этом уровне человек только занявшийся медитацией (такую технику некоторые способны освоить за 5-15 минут, хотя другим может потребоваться 5 или 15 лет) входит в состояние «Читта Вритти Ниродха», которое систематизатор йоги Патанджали в сутре 1.2 назвал состоянием йоги: т.е. самой практикой.
Каковы требования, противопоказания к практике Раджа-йоги?Раджа-йогу почти не преподают в йога-центрах: она коммерчески не выгодна, и кроме того, ее и нужно практиковать в основном в одиночку, дома. Заниматься Раджа-йогой может любой, кто искренне хочет совершенствоваться. Попробовать заниматься медитацией и достичь состояния «Читта Вритти Ниродха» можно хоть сегодня же: нет никаких ограничений по состоянию здоровья, возрасту, опыту в йоге, или физической подготовке.
Раджа-йога часто практикуется параллельно с Хатха-йогой, но иногда берется и отдельно: так поступают, например, буддистские монахи, пренебрегающие развитием грубого тела и занимающиеся почти исключительно развитием тончайшего – сознания.Традиционно желающие изучать Раджа-йогу принимают обязательства, зафиксированные в кодексе Яма и Нияма, т.е. отказываются от насилия, лжи, деструктивного поведения и т.п. Практика Раджа-йоги не противоречит ни религиозным, ни этическим нормам, и проявляет в каждом только лучшие человеческие качества. У злонамеренных же, материалистичных и суетных, и людей с инертным умом Раджа-йога обычно «не получается». Она им просто кажется скучной и неэффективной, и они возвращаются к практике асан или к обычной жизни.
Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram! Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga
Известно, что асаны Хатха-йоги лучшего всего делать в комплексе, системно — включая позы, активизирующие все семь основных чакр снизу вверх. Однако есть такие важные асаны, которые можно делать и отдельно: либо как целевое дополнение к регулярной практике (для йогов) либо как самостоятельное упражнение йога-терапии (для людей, которые йогу не практикуют). В серии материалов в нашем блоге мы поговорим о целом ряде таких упражнений: в их числе Випарита Карани Асана (-мудра), Маха-мудра, Сарвангасана, Дханурасана. Эти позы достаточно просты и не требуют специальной подготовки. Сегодня мы расскажем об одной из важнейших и наиболее мощных асан Хатха-йоги: Випарита Карани Асане — «перевернутой позе». Это эффективная поза йоги для повышения жизнеспособности организма, доступная практически каждому.
«Есть чудодейственное средство, которое не дает (лунному) нектару сгореть в огне солнца».
Хатха-йога Прадипика о Випарита-Карани мудре
Випарита Карани Асана («перевернутая поза») — стоит как бы на стыке практик Хатха-йоги и Крия-йоги, поэтому имеются варианты ее выполнения от банального удержания формы до глубокой медитации, которая способна очистить тело на всех уровнях и даже привести к подъему Кундалини (однако для этого ее удерживают по 2-3 часа). Для целей оздоровления достаточно по несколько минут в день выполнять базовую форму упражнения, которая очень проста. Эта практика приносит множество плодов: очищение организма, оздоровление внутренних органов тела, улучшение мозгового кровоснабжения и несомненно — увеличение продолжительности здоровой жизни (активное долголетие), омоложение на клеточном уровне.
Выполнение
Эту практику лучшего всего выполнять утром, натощак, или вечером после 10-минутной предварительной Шавасаны (на пустой желудок: не менее 3 часов после еды).
Вхождение в асану: из положения лежа на спине (на йога-мате или сложенном пледе), руки вдоль тела ладонями вниз (для поддержки), с вдохом нужно поднять обе ноги вверх, с выдохом закинуть чуть за голову. Затем, поддерживая таз или поясницу руками, с вдохом выровнять ноги по вертикали. Важно: корпус не нужно держать вертикально, как в Сарвангасане, спина должна составлять угол примерно 45 градусов к полу. Тянуть носочки не надо, следует расслабить ступни, ноги, шею, лицо, живот и вообще все мышцы, какие возможно, не теряя позиции так, чтобы поза стала по возможности удобной. Подбородок специально прижимать к грудине тоже не нужно. Локти не должны расходиться в стороны, чтобы сохранить устойчивость.
В асане дыхание нормальное (строго через нос), глаза закрыты. На первых порах внимание нужно концентрировать на удержании позиции, а когда поза станет привычной — на области щитовидной железы (горловой центр — Вишуддхи чакра). Внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям! Следует удерживать позицию столько, сколько это удобно (начиная с нескольких циклов дыхания и по возможности постепенно увеличивая время), не допуская появления усталости. При появлении малейшего дискомфорта: постепенное учащение дыхания, тяжесть в голове, головокружение, дурнота, напряжение в спине, плечах, шее или пояснице и др. — нужно аккуратно и не спеша выйти из позы.
Выход из позиции: слегка опираясь на ладони, с выдохом медленно опустите прямые ноги на пол. Если это тяжело или есть проблемы с поясницей, облегченный выход такой: согните колени к груди, опустите ступни на пол, затем выпрямите ноги на полу.
Расслабление: после выполнения половину времени выдержки позы нужно полежать в Шавасане («Позе расслабления»): например, если вы держали позу 5 минут, то 2-3 минуты нужно отдохнуть. Делается всего один подход!
Противопоказания
Без непосредственного руководства специалиста эту практику нельзя делать людям, страдающим от повышенного давления, болезней сердца, мозга, глаз или внутреннего уха, увеличения щитовидной железы и лицам с повышенной интоксикацией организма (если тело сильно зашлакован, или во время приема сильных лекарств, антибиотиков), после 3 месяца беременности. Асана не выполняется при наличии в крови алкоголя, никотина, непосредственно после употребления кофе, а также при запоре. В целом, при всей простоте это очень мощное упражнение, и его не стоит практиковать во время болезни.
Вариации
Для выполнения более продвинутой практики (через 2-3 недели освоения базовой формы) можно практиковать Уджайи пранаяму (Свистящее дыхание йогов) в основной позиции. Продвинутая практика 2 уровня: при удержании асаны выполнять Кхечари мудру («проглатывание языка») и Уджайи пранаяму («психическое дыхание»). Такое выполнение вызывает более глубокую релаксацию, способно привести к медитации (йогическому сосредоточению), выравнивающей эмоциональный фон и повышающей умственные способности. Долгое удержание позиции — более получаса — является продвинутой практикой. Если нет неприятных ощущений, это не вредно (йоги практикуют до 3 часов), а наоборот, очень полезно для всего организма, однако требует контроля специалиста (преподавателя йоги).