Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в «Спортлото-82» — МК Крым

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым Позы

«и мы снова потеряем свой талон. – и будем его искать. – вместе»как сложились судьбы актеров после премьеры

Фильм «Спортлото-82» был полностью готов 18 марта, но на «Мосфильме» решили, что выпускать его в прокат весной не нужно, лучше подождать до лета. В итоге, премьера фильма состоялась 2 августа, а благодаря обширной рекламной компании (постеры и плакаты с фильмами, интервью и репортажами со съемок и старое доброе «сарафанное» радио), народ узнал: Гайдай вновь снял современную эксцентрическую комедию!

Узнал, и повалил в кино. Всего за две недели проката фильм занял первое место – его посмотрели 55,2 миллиона зрителей, что стало абсолютным успехом для Леонида Гайдая и принесло небывалую славу Пуговкину, Кокшенову, Арлаускасу и Амановой. Но если на съемочной площадке Гайдай сумел собрать вместе всю пеструю компанию, то затем жизнь разбросала кого куда.

«играйте, дорогие люди, в «спортлото» …»

Леонид Гайдай как-то признавался, что идеи всех своих фильмов он берет «из народа» — то есть, из баек, которые ему рассказывают коллеги или даже прохожие, из ситуаций с соседями, знакомыми, даже просто – посторонними людьми. История создания фильма «Спортлото» кардинально отличается от всех фильмов режиссера.

Все потому, что идею Гайдай взял не у кого-то конкретного – он просто оглянулся вокруг и увидел, как много людей увлечены лотереями, различными выигрышными конкурсами и «Спортлото». Именно эта идея – авантюры, азарта что-нибудь выиграть, и понравилась Гайдаю.

Съемки фильма Спортлото-82 

«сознание вывихнул, ногу потерял». приключения сан саныча и степана

На самом деле, этой шутовской фразой из фильма можно было бы охарактеризовать все съемки, в которых участвовали Михаил Пуговкин и Михаил Кокшенов. За время съемок им и по горам карабкаться пришлось, и апельсины грузить, и что самое главное – кататься на мотоцикле, а Кокшенову – бегать босиком в холодный крымский вечер.

Сцену снимали летним вечером, который при всем желании был похож больше на апрель. Гайдай в теплом плаще подошел к Кокшенову и предложил ему раздеться. Впереди Кокшенова ехал автомобиль, освещая его фарами, из окна высовывается оператор. Первый дубль – и мимо, в кадр попал какой-то неизвестный турист.

Вторая сцена, которая далась Кокшенову непросто – это поедание апельсинов, ведь один апельсин следовало есть так, будто Сан Саныч дает за раз по пять штук. В действительности, апельсин был только один, все остальные – бутафория, поскольку съемочной группе не удалось найти настоящих апельсинов летом в Крыму.

Еще один эпизод, один из самых трудных – это езда на мотоцикле с лихачом-грузином. Три с половиной часа съемочная группа потратила только на съемку катящейся по дороге бутылку, которую так тщетно пытается поймать грузин.

 — вспоминал корреспондент «Советского экрана» Александр Хорт.

Но мастерство – мастерством, а саму поездку на мотоцикле с настоящими актерами (то есть – крупные планы) снимали только один раз. Михаил Пуговкин впоследствии вспоминал, почему так вышло:

«Моим партнером был Михаил Кокшенов — Степу играл. И была сцена, где мы мчимся на мотоцикле на скорости 90 км. Когда я сел, чувствую — что-то мягкое под ногами. Смотрю, а там не фанера даже, а картонка. Знаете, как у нас в кино бывает: берут старый разваленный мотоцикл, покрасят его, и он идет как новый. И когда оператор сказал: «Михаил Иванович, давайте еще разочек снимем», я говорю: это уже без меня, езжайте сами. Думаю, на втором нога как провалится — привет, прощай «Спортлото».

Понимая, через какие испытания пришлось пройти Пуговкину и Кокшенову, становится ясно – взгляд Степана в конце фильма, где он притворяется больным, — голодный, злой и жалобный, может даже не был актерской игрой. Но чего не сделаешь ради искусства!

«спортлото-82» (1982) — смотреть фильм онлайн без регистрации

Поздние комедии Леонида Гайдая далеко не так популярны, как те, что он снимал в золотой век исторических похождений Шурика, Труса, Балбеса и Бывалого. Между тем даже не самые удачные фильмы Гайдая — это все-таки фильмы Гайдая. Мастера, умевшего смешить, как никто другой в истории нашего кино.

«Спортлото-82» — красивая «южная» комедия, где действие происходит на Черноморском побережье, где есть солнце, море, горы, шашлыки и вино, а также песни в исполнении Кобзона и Боярского (Михаил Боярский, кстати, пробовался на несколько ролей в фильме, но в результате остался только голосом), блондинка в модном купальнике, что по тем временам казалось вызовом и невероятной дерзостью — до этого Гайдай позволял себе нечто подобное только в «Бриллиантовой руке», где он раздевал до купальника и даже дальше обольстительницу Анну Сергеевну. Ну и, конечно, авантюрный сюжет, выстроенный вокруг одного-единственного билета лотереи «Спортлото».

Эта лотерея благополучно дожила до наших дней, но в те далекие времена она была фантастически популярна. Фильм Гайдая, по сути, является большим рекламным роликом «Спортлото», но это все-таки рекламный ролик, снятый великим режиссером.

Четверо пассажиров едут в одном купе в Южногорск. Главный герой — сугубо положительный юноша Костя — знакомится с прекрасной блондинкой Таней, которая отправляется отдыхать на юг, где ее ждет жених. Также в купе имеются спекулянт Сан Саныч, будущий главный отрицательный персонаж, а также еще один молодой человек — он в дальнейшем сыграет немаловажную роль в развитии сюжета. Все четверо читают один и тот же модный детективный роман писателя Гениана Зеленого (в те годы вот так, запоем, читали только детективы Юлиана Семенова): четыре книги в одинаковых обложках лежат на столике купе. Костя дарит Тане билет лотереи «Спортлото». Разумеется, спустя несколько дней выяснится, что билет выигрышный, причем выигрыш очень крупный. Также разумеется, что билет находится в одной из четырех одинаковых книжек. Дальше — интриги, погони, попытки парочки спекулянтов (Сан Саныча и его помощника Степана) найти счастливый билет раньше Тани и Кости, которые к финалу, как водится, обрели счастье, а заодно и лотерейный билет.

Гайдай играет с классическим сюжетом авантюрных комедий: есть некий выигрыш, клад, джокер, и несколько групп людей его ищут, преодолевая полуфантастические и всегда смешные препятствия. Пример такой сюжетно-жанровой схемы — комедия Стэнли Крамера «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир». Гайдай и сам прибегал к этой конструкции, когда экранизировал роман «Двенадцать стульев». Но похождения героев, их облик и образ мыслей точно характеризуют эпоху позднего советского застоя, когда высокие моральные ценности социализма все еще в чести, но уже бродит по стране призраком в облике лотерейного билета будущий капиталистический рай.

И еще одно обстоятельство, которое делает эту комедию интересной для всех, кто любит Гайдая. «Спортлото-82» — фантазия мастера на тему его великих комедий. О блондинке в купальнике мы уже говорили. Также в наличии жулик в акваланге (привет Папанову с его «Клевать будет так, что клиент забудет обо всем на свете!»), дерево, с которого когда-то Никулин бросался орехами, и камень, на котором Варлей пела о медведях, трущих земную ось.

Нас всех тянет к местам, где когда-то мы были счастливы. Видимо, и Гайдая также тянуло к местам съемок его прежних комедий. А нас — по этой же самой абсолютной формуле — тянет к самим этим комедиям.

Про йогу:  Сертификаты йоги: понимание всех сертификатов YA

Гималайские медведи и крымские горы

Натурные съемки – поход, езда в горах, ночевку и все прочее, снимали на природе. Для натурных съемок режиссерская группа выбрала Крым, поскольку там были самые оптимальные условия. Кто-то из артистов воспринял эти новости с восторгом – например, если для Кмита, выросшего в обеспеченной семье фотографа и актера, море не было диковинкой, как и для Арлаускаса из семьи видных партийных деятелей, то вот Светлана Аманова восприняла поездку на съемки в Ялту, как приключение. К ней присоединился и Михаил Пуговкин, который всю жизнь обожал Крым и мечтал уехать туда в старости.

Однако, природа всегда своенравна. Настроившись на теплые летние дни, сценаристы вписали в сценарий множество сцен в море, в купальниках и в том числе – ночной пробег Степана от лагеря автолюбителей до города Южногорска. Считалось, что будет тепло и весело, но на деле получилось совсем наоборот: ветрено, холодно и грустно.

Температура летом 1981 в Крыму оставляла желать лучшего. Основную часть съемок провели в Долине приведений (где снималась и «Кавказская пленница» 13 годами ранее) между Ялтой и Алуштой, на Царском пляже в Новом свете. Съемочной группе, как и актерам, мешала то адская жара, то холодный ветер.

Интересен эпизод с «современным табором диких автокочевников», как его назвала Таня – лагерем автолюбителей, который снимали на мысе возле Царского пляжа. Гайдай вместе со съемочной группой платил 25 рублей всем автомобилистам, которых смогли найти в округе, а те – терпели бесконечные дубли, ветер и жару.

Крымский джек-пот гайдая: как пуговкин и кокшенов снимались в "спортлото-82"

Премьера состоялась в разгар сезона отпусков 2 августа 1982-го. И до сих пор, а значит и навсегда, «Спортлото-82» занимает по посещаемости 25-е место среди отечественных фильмов за всю историю нашего кинопроката.

Эта комедия Леонида Гайдая не была столь же богатой на афоризмы, как его «Кавказская пленница» или «Бриллиантовая рука», но за счет динамичного сюжета, удачного подбора актеров, легкой критики отдыха по-советски на юге и ненавязчивого рецепта счастья в личной жизни ее полюбили зрители, что статистически подтвердил кассовый успех. При скромном бюджете картины легендарный режиссер сорвал джек-пот: только за первый год проката «Спортлото-82» посмотрел каждый пятый житель СССР (55,2 млн. зрителей). Самому же Гайдаю от этой «кассы» досталась слава и гонорар 7094 рубля, а также 100 лотерейных билетов от дирекции всесоюзной лотереи за явную рекламу азартной игры.

— Для меня этот фильм прежде всего знаменательная веха сотрудничества с великим режиссером, — принимая наши поздравления с юбилеем картины, рассказал Михаил Кокшенов. — Я ведь у него снялся в семи картинах подряд, начиная с фильма «Не может быть!» в 75-м. А тут была у меня по-настоящему главная роль, для воплощения которой, помимо актерского мастерства, мне пришлось приложить немало и физических сил: меня и в песок закапывали, и в плавках ночью по шоссе гоняли, и еще мотородео с сумасшедшим грузином за рулем… Но такова моя профессия и я рад, что этот фильм по-прежнему смотрят зрители, что он оказался таким долгожителем.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

Крымская география съемок

Завязка фильма происходит в купе поезда, где все четыре пассажира — Костя, Таня, Сан Саныч и турист-походник Миша увлеченно читают детектив Гениана Зеленого «Смертельное убийство» (авторы сценария посылают привет своему другу — писателю Юлиану Семенову). Героиня Светланы Амановой наобум зачеркивает в билете «Спортлото 6 из 49» нереальную комбинацию — от 1 до 6, да еще и в двух вариантах, и выигрывает 20 тыс. рублей! В поисках корешка лотереи, который остался в одной из четырех книг, герои путешествуют по Крыму: вход на турбазу «Орлиный приют» снимали на биостанции в Курортном возле Карадага; автокемпинг в заповедной зоне — на мысе Капчик в урочище Новый Свет, над Синей бухтой; навесной мост — в Никитской расщелине; камень, вокруг которого бродит Сан Саныч — в Долине привидений. Степа, после десанта с моторной лодки, выныривает у мыса Плака — между Алуштой и Партенитом — и видит в бинокль очертания Аю-Дага. А три стакана газировки вслед за Костей он пил на ул. Хромых в Алуште — реальные автоматы стояли недалеко от рынка.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

Дом с секретом в Лучистом

  Все натурные съемки, за исключением водопада рядом с Адлером, проходили на крымском полуострове. Облик Южногорска, куда по сценарию на поезде приезжают главные герои, вобрал в себя городские черты Алушты и Феодосии. Удивительно перемещение в пространстве дома тети Клавы (Нина Гребешкова), где остановились ее племянник Костя (Альгис Арлаускас) и Сан Саныч (Михаил Пуговкин) со Степой (Михаил Кокшенов).

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Нина Гребешкова и Альгис Арлаускас в доме Владимира Власенко в Лучистом
Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Владимир Власенко удостоверяет — рукомойник исчез, а историческая доска сохранилась на том же месте

  — Там, где герои фильма подходят к забору, снимали в Феодосии, все, что происходит внутри помещений — в павильонах «Мосфильма», а двор с виноградом, курятником и душем, где поселился йог, — у нас дома в Лучистом на улице Шоссейной, — рассказывает Владимир Власенко. — Гайдай с моим дедом Лукой Андреичем легко нашли общий язык, они оба воевали, фронтовики. Выпили по сто граммов и обо всем договорились. Мало того, что у нас гостила такая замечательная компания, так деду еще и по 25 рублей платили за каждый день аренды. Они хотели успеть за пять дней, но из-за плохой погоды задержались на две недели. Во время дождя сидели тут, за моим столом — Гайдай, Гребешкова, Пуговкин, другие.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Альгис Арлаускас и Михаил Пуговкин

И, помню, я им банку сгущенки открыл, так они меня долго благодарили, это же дефицит был тогда. Арлаускас даже в автографе написал: «Спасибо за чай со сгущенкой»… Во время съемок народу вокруг дома уйма собиралась! Даже милиционера возле забора поставили, чтобы разгонял толпу. И я как-то на обед с работы пришел, а он меня не пропускает: «Надоели вы мне уже: иди отсюда, а то наряд вызову — увезут». Только когда жена моя Таня вышла, он пропустил меня. Такой ажиотаж был, а сейчас мало кто мне верит, что все это у нас во дворе снимали. Фотоаппарата у меня тогда не было, так на память Гайдай оставил нам сценарий с автографами всей группы.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Владимир хранит режиссерский сценарий с автографами создателей фильма
Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

  Татьяна Власенко говорит, что первый раз в кинотеатре всей семьей не столько фильм смотрели, сколько двор свой рассматривали на экране: «Вот кроссовки Володины на заборе, а вот — игрушки нашего сына Ромки».

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Соседом оказался йог…
Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Владимир показывает, где находилась «душевая кабина» йога…

Любовный треугольникВ роли Тани режиссер видел Ларису Удовиченко, но комиссия «Мосфильма» не поддержала его выбор, и этот шанс выпал студентке 4-го курса «щепки» Светлане Амановой — ей пришлось стать блондинкой. После еще одной звездной роли в фильме «Зимний вечер в Гаграх» (1983) практически перестала сниматься, предпочла карьеру в театре.

Про йогу:  Опыт лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни | #06/02 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи.
Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

Альгис Арлаускас — сын литовского коммуниста и дочери испанского революционера, сыгравший роль Кости, снялся еще в шести фильмах, но звезд с кинонебосклона уже не хватал. В 1992-м вместе с женой, актрисой Мариной Шиманской, отправился на родину деда в Испанию, где реализовал себя как режиссер и даже сыграл там в нескольких ТВ-сериалах.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

Жениха Тани мог сыграть Михаил Боярский или Евгений Герасимов (робот Вертер в «Гостье из будущего»), но в итоге на роль утвердили Дениса Кмита. 22-летний актер после успешного дебюта в кино был призван в армию и там при нелепых обстоятельствах упал со 2-го этажа, получив перелом позвоночника. Домой вернулся в инвалидной коляске.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

Экстрим с бараном и пытка апельсинами

Замечательный и всеми любимый артист Михаил Пуговкин сыграл в шести картинах Леонида Гайдая, но только в «Спортлото-82» режиссер отвел ему главную роль.

— Этой роли могло и не быть, — рассказывал нам на фестивале «Кино-Ялта-2003» Михаил Иванович. — После ЧП с кипятком я просил Гайдая, чтобы он искал мне замену. Но режиссер сказал, что настроен снимать только со мной и подождет моего выздоровления. Я, конечно же, не мог долго отлеживаться, когда вся группа из-за меня не работала, и вернулся на площадку как можно скорее, и мне сначала не то что ходить — повернуться было больно.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Михаил Иванович на кинофестивале в Ялте, 2003 г.

  По словам актера, на съемках ему и без этого хватало экстрима. В эпизоде с поездкой на мотоцикле ему сначала дали в руки барашка. Так мало того, что на скорости свыше 80 км/ч казалось, что коляска отцепится, так еще и баран на кочках рогами бился о шлем (животное потом заменили на плетеную бутыль).

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

  — А в сцене с пыткой апельсинами, ни мне, ни моему партнеру Михаилу Кокшенову объедаться цитрусовыми не пришлось: у нас было всего пару штук настоящих, все остальное — бутафория! Ни я, ни Гайдай со своими связями достать тогда больше не могли, — рассказал тогда Пуговкин.

  Пристрастие к чаепитию, действительно, для Пуговкина оказалось пагубным — в гостиничном номере «Черноморки» (сейчас это пансионат «Крымские зори» в Алуште) он пролил на себя кипяток, когда переливал закипевшую воду из своего походного бидончика в кружку. Ожог оказался очень серьезным, и съемки «Спортлото-82» были под угрозой срыва! 

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

— Михаила Ивановича привозили к нам каждое утро на перевязки в Алуштинскую горбольницу, где я тогда работала медсестрой в терапевтическом отделении, — вспоминает Людмила Перченко. — Терапия была как раз напротив травматологии, и мы все из любопытства посмотреть на такого великого актера под разными предлогами забегали в перевязочную. А он говорил: «Ну, девочки, что вы здесь можете увидеть?! Давайте, когда я подлечусь, соберу вас всех на творческий вечер — встретимся и поговорим». Никто же не знал, что ему там перевязывают — только когда заглядывали…». Артист обварил кипятком паховую область — очень неприятная, по-настоящему тяжелая травма. Но держался Пуговкин героически — от госпитализации отказался, и уже к концу второй недели снимался, несмотря на жару и болевые ощущения.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Людмила Перченко сохранила памятную фотографию с Пуговкиным в гостях у коллектива больницы
Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым

Как крымский гаишник гонял по дороге голого Кокшенова

  В комедию Леонида Гайдая «Спортлото-82» крымчанин Валерий Журавлев буквально въехал на мотоцикле «Урал» — в форме капитана советской милиции. Тогда он был начальником Алуштинского ГАИ. И это было не мгновение на общем плане с массовкой, а полноценный игровой эпизод с участием Михаила Кокшенова.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Валерий Журавлев изрядно погонял Михаила Кокшенова в кадре

  — Можно сказать, что в фильме я снялся случайно, — рассказывает Валерий Иванович. — Как это получилось? Я еще до этих съемок был знаком с Михаилом Ивановичем Пуговкиным, и когда он приехал в Алушту, мы вместе с супругой навестили его в гостинице «Черноморка» — сидели, общались. И в номер заглянул Леонид Иович Гайдай. Он узнал, что я начальник ГАИ, и сказал, что им как раз нужна наша помощь — у них по сценарию есть эпизод с участием инспектора: «Там всего пару фраз, дайте нам на один день толкового сотрудника и мотоцикл с коляской». Потом прошло несколько дней, ко мне в кабинет заходит ассистент режиссера — девушка такая симпатичная, и спрашивает, кого снимать будем. Я же обо всем забыл, закрутился — курортный сезон в разгаре. Отвечаю: «Понимаете, работы много сейчас». Она невозмутимо так: «Ну, раз некому, тогда вы и выручайте Гайдая. У вас есть форма переодеться (я был в белой рубашке)?» — «Есть». Вышли во двор, я сел на мотоцикл, хотя у меня была служебная машина, и мы поехали на съемку».

— И где проходили съемки?

— Это третий километр Судакского шоссе, со стороны Алушты на Судак, — не без удовольствия вспоминает свою минуту кинославы почетный сотрудник МВД СССР, полковник в отставке Журавлев, сейчас возглавляющий Республиканскую автошколу. — Там ровненький участок на подъем, и как раз гора Катюша видна. Я поздоровался с Гайдаем, и он пригласил меня в автобус, там уже Миша Кокшенов сидел. «Так, разговаривайте», — без всякой раскачки предложил режиссер, и мы начали репетировать. Гайдай в этом отношении очень щепетильным был — все отрабатывал, чтобы в кадре выходило без сучка и задоринки.

— Легко нашли общий язык с Михаилом Кокшеновым?

— Никакого напряжения не было, как будто знали друг друга всю жизнь. Вот как сели в автобусе: «О, привет, Валера!» — и пошло-поехало. Правда, так сложилось, что потом мы ни разу так и не встретились — ни в Москве, ни в Крыму. Ну, вот так минут пятнадцать мы подурковали: «Гражданин, вы почему в таком виде бегаете? — А я тренируюсь. — Из какого общества? — «Трудовые резервы». — А маска и ласты зачем? — Я — троеборец…». Потом этот же диалог повторяли уже на исходной позиции — Миша бежал по шоссе, я подъезжал к нему на мотоцикле. Проговаривали все, и я обгонял его, а он мне вслед кричит: «До города далеко?» Я отвечаю: «К утру будешь». И наконец — съемка. Снимали уже в сумерках, дорогу подсвечивали прожекторы, перед нами ехал «жигуленок», в багажнике, которого сидел оператор с камерой.

Крымский джек-пот Гайдая: как Пуговкин и Кокшенов снимались в "Спортлото-82" - МК Крым
Валерий Иванович оказался замечательным рассказчиком — сам мог бы сценарии писать…

— И все так же гладко, как на репетиции, прошло?

— Нет, десять дублей было! Выяснилось, что стекло на мотоцикле блик дает — открутили. Потом я заикнулся, затем Миша текст свой перепутал. Еще в одном дубле угол автобуса видно, в другом выпивший ассистент режиссера в кадр влез. Гайдай кричал: «Вот, этот дубль и оставим! А когда в Москву вернемся, я из зарплаты вычту за расход пленки».

Про йогу:  Упадеша-сутры махариши Джаймини – перевод и комментарии С.Ратха. – | Школа-Ведаврата — эксперты и консультанты Тантра-Джйотиш |

  Приятный сюрприз поджидал Валерия Журавлева еще до премьеры фильма. В январе 82-го он летел из Москвы в Симферополь и в ожидании самолета купил в киоске аэропорта новогодний номер журнала «Советский экран». Открывает, а на развороте материал о съемках «Спортлото-82», и среди прочих фотографий — его снимок с подписью: «На роль работника милиции приглашен начальник ГАИ Алуштинского ГУВД капитан милиции В.И. Журавлев».

Лотерея среди актеров

По иронии судьбы (хоть и снимал ее вовсе не Гайдай), съемки фильма о лотереи не обошлись без этой самой лотереи. Уже летом 1981 года Леонид Гайдай вместе с помощниками начинает искать исполнителей на главные роли в комедии. За пару месяцев проб Гайдая бросало от Театра им.

На роль Кости, кроме Альгиса Арлаускаса пробовались Древицкий и Гусев, Таню должна была сыграть Лариса Удовиченко (и долгое время лидировала в списках режиссера), а на роль Таниного жениха Павла, Дениса Кмита даже не рассматривали. В самой первой редакции исполнители главных ролей выглядели так:

роль Кости колебалась между Арлаускасом и Древицким, роль Павла отошла к Евгению Герасимову, Сан Саныча должен был сыграть Бронислав Брондуков (а вот Пуговкину отводилась роль директора турбазы), Степана – Михаил Боярский, а на роль Тани Гайдай без проб утвердил Ларису Удовиченко.

Леонид Гайдай и мастер эпизода Бронислав Брондуков 

Однако, такому подбору актеров буквально ужаснулись критики – вместо молодежной комедии получилась какая-то лирическая мелодрама о курортном городе, с колоритным бандитом Михаилом Боярским и Таней, которая выглядит гораздо старше Костика.

«Мне очень понравился Арлаускас. Кокшенов лучше, чем Боярский. Большие сомнения вызывает Удовиченко, ее героиня должна быть моложе» — заявил критик Осетинский.

В целом, после долгих споров, выяснилось – критики не возражают против Арлаускаса в роли Кости (он понравился всем без исключения), а вот Таню придется «заменить» совсем. Павла, Степана, Сан Саныча и других героев придется неоднократно менять местами. Леонид Гайдай ответил критикам в стенограмме так:

Худсовет было не переубедить – Удовиченко потребовали заменить и пересмотреть еще раз весь состав актеров. Гайдай решил «пойти от Арлаускаса» и с удивлением обнаружил, что Пуговкин хорошо вжился в образ Сан Саныча и не нужно замыкать его роль в эпизоде, роль Степана все же следует отдать Кокшенову, поскольку Боярский имеет слишком «рыцарский» типаж, а роль начальника турбазы и вовсе следует отдать мастеру эпизода, Брониславу Брондукову.

Леонид Гайдай и мастер эпизода Бронислав Брондуков 

В сухом остатке, Гайдай вынес вердикт: на роль Тани нужно немедленно найти замену, Боярский не может сыграть Павла (по причине все той же разницы в возрасте) и вообще, весь состав «троицы» нужно омолодить. На «Мосфильме» начали искать актрису на роль Тани и нашли случайно – на четвертом курсе Высшего театрального училища им.

Щепкина Светлану Аманову. Однако, утвердили девушку практически сразу, даже несмотря на то, что она была брюнеткой, хотя по сценарию Таня – высокая блондинка. Кстати, вслед за Амановой в фильм неожиданно, на последних этапах проб, «заскочил» и Денис Кмит – в то время только окончивший МХАТ.Сцены трех молодых людей так заражали оптимизмом, что Гайдай решил – Михаил Боярский не будет играть Павла.

Кстати, хоть Альгиса Арлаускаса на роль утвердили почти сразу, без злоключений не обошлось. Накануне начала съемок у него с Мариной Шиманской (с которой он познакомился на съемках фильма «Берегите женщин») родилась дочь. Молодой отец задержался с семьей, но уже на третий день вынужден был отправиться к Черному морю на съемки.

https://www.youtube.com/watch?v=kc21pXt1_jM

Правда, Удовиченко и Боярского он без работы не оставил – впоследствии, Удовиченко озвучила роль секретарши Аллы Дмитриевны, которую сыграла Луиза Мосендз, а Боярский исполнил заглавную песню «За удачей спешим».

Плюшевый мишка, кофе и носки: самые удивительные рекорды гиннеса 2021 года

Спортлото-82 (1982)

Лето. В поезде по дороге к тете в Крым Костя знакомится с очаровательной Таней. На одной из станций он покупает лотерейный билет и просит девушку зачеркнуть на нем любые пять цифр. Таня в шутку выбирает номера: 1,2,3,4,5,6 и отдает билет Косте на хранение, договорившись, что, если вдруг комбинация окажется выигрышной, молодой человек сможет найти ее в палаточном лагере, где она будет отдыхать месяц.

Через неделю Костя натыкается в газете на результаты лотереи и узнает, что Таня выиграла 20 тысяч рублей. Он тут же планирует поехать к ней и отдать ей билет, но никак не может его найти, хотя помнит, что положил его в книгу.

Вскоре Костя понимает, что он по ошибке взял чужую книгу: в их купе все пассажиры читали один и тот же детектив, и его книжка с талоном скорее всего у Сан Саныча, чей экземпляр он и прихватил. Помня, что Сан Саныч планировал остановиться в этом же городе, Костя проводит в поисках целый день.

Тем временем Сан Саныч со своим подельником Степаном торгуют апельсинами на рынке. Вернувшись домой, Сан Саныч замечает в газете результаты лотереи и понимает, что Таня сорвала куш. Он решает найти Костю и выкрасть талон.

Вскоре оказывается, что Костя и Сан Саныч живут в одном доме, только входы у них с разных сторон. Когда они пересекаются, Костя рассказывает про книгу, но у Сан Саныча тоже талона нет. Костя собирается ехать к Тане, подумав, что, возможно, его книга у нее. Сан Саныч и Степан решают действовать в обход Кости, но добираются до лагеря позже него.

Таня отдыхает в лагере со своим молодым человеком, Павлом. Приехавший Костя рассказывает про выигрыш и про талон. У Тани билета в книге не оказывается. Они решают, что надо искать четвертого соседа по купе, Михаила, который находится на горной базе.

Сан Саныч и Степан, подслушав разговор, торопятся на горную базу. Прибыв туда, оказывается, что Михаил ушел в поход на 4 дня, по окончанию которого вся их группа разъедется по домам на поезде.

Две группы: Сан Саныч со Степаном и Таня с двумя молодыми людьми, отдельно друг от друга решают пойти по горам по кратчайшему пути на станцию, где Михаил должен будет сесть на поезд.

Михаила находят первыми Сан Саныч и Павел, когда он уже едет домой. На их глазах лотерейный билет вылетает из книги и оказывается за окном поезда, где, к счастью, попадает в руки Тани и Кости, которые, бросив погоню, целуются, так как давно уже поняли, что влюбились друг в друга.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий