Кто такие йоги

Кто такие йоги Позы

[править] йога: минутка здравомыслия

Несмотря на наличие плашки «антинаучная хуйня», не один онанимус может попасться в лапы сей псевдонауки/спорта/образа жизни, оказавшись очарованным простынкой текста сверху. Дабы остудить сии порывы, йога в этом разделе будет подвергнута пристальному взгляду современной науки и банальной логике.

Итак, из чего же состоит эта самая — у которой нет чёткого определения ни на одном языке, в том числе и на хинди — йога?
Три аспекта: тело, психика, прана. Прану сразу найух ибо антинаучна. Остаётся первые два. Начнём с «простого» — психики.

И пойдём, пожалуй, от противного: зачем кому-то заниматься своей психикой? Станет ли психически здоровый человек специально апгрейдить свой «духовный мир»? Вероятнее всего нет, ему и так хорошо. Следовательно, ради психической составляющей идут люди не вполне психически полноценные.

Что в этом плане обещает йога? Спокойствие-тире-гармония, умиротворение, видение мира таким как он есть, управление эмоциями…бла-бла-бла. Ну вроде бы хорошие цели, да. Но сколько для этого нужно заниматься. Точно не месяц! Полгода? Год? Пять, десять лет? Да уж, перспективка та ещё.

Может ли что-то предложить современная наука касательно вышеперечисленного? Да! В первую очередь себя: займись наукой,

займись наукой, сука

, увидь мир «таким, каков он есть»! Касательно эмоций и их управления. Прикладное направление психологии —

, имея широчайший набор инструментов, основанный на десятилетиях научных исследований, позволит достичь всего вышеперечисленного, и впридачу все инструкции будут на привычном тебе, культурно-близком языке. Всё. Не нужно чувствовать, как кровь бежит по венам к селезёнке, космическая энергия наполняет тебя, а аура переливается

. Никаких лишних метафор, которые на поверку могут оказаться и вовсе пустой болтовнёй.

Теперь касательное тела. Внезапно, здесь всё может быть даже хуже.

Для большинства в западном общества йога сейчас прочно ассоциируется со здоровым образом жизни. Выполняй асанки/пранаямки — избавься от болезней/никогда не болей, живи до 100. Тут даже где-то выше по тексту есть, что йогу космонавты в 80х практиковали..что ж перестали?

И почему в медицинских учреждениях практикуют ЛФК, а не йогу — ведь она, де, лечит?
Полноценный ответ может занять не один (а то и не один десяток) лист А4, потому коротко: йога опасна для здоровья. Можно найти множество отговорок от плохого учителя до неправильного выполнения асаны.

Но суть в том, что даже правильное выполнение у правильного учителя даже у здорового человека может вызвать трудно, а иногда и необратимо-плачевные последствия. Вот простейшая поза — Алмаз. Ничего экстремального в ней нет. И, тем не менее, каждое её выполнение будет способствовать сразу двум заболеваниям — перерастяжению связок колена и варикозу.

Да, вы сидите и вам вроде бы удобно. Может быть чуть-чуть дискомфортно в коленных суставах, а может и норм. Варикозное расширение вен вы не почувствуете никак, но через 10-20 лет ёбнет так, что спасёт только операция. Одепты и потенциально подверженные сейчас начнут плеваться:

«Единичные слу-у-учаи! Куча людей занимается — все здоро-о-овы!» Нет, не единичные. Нет, не все. Даже специальный медицинский термин для таких травм есть, yoga foot drop называется. Можно, конечно, углубиться и посмотреть, чем же конкретно может навредить каждая поза, но статья не резиновая: обратные прогибы в позвоночнике спровоцируют, если не было, или усилят поясничный гиперлордоз, в грудном — гиперкифоз, все стойки с переносом веса на одну ногу дестабилизируют положение таза, что чревато случаями «одна нога длиннее/короче другой» и банальными болями в нижней части спины.

Все стойки на голове/шее: одно неловкое движение или даже секундная потеря равновесия… пережатие шейных артерий и смещение позвонков — штука невесёлая. Может закончится как лёгким испугом, так и параличом половины руки-ноги/половины/всего тела/инсультом.

Йога — в своём современном виде — нефизиологична эволюционно. Здесь рассматривается лишь верхушка, ещё много мифов йоги требуют быть развеянными. И если уж хочется заняться укреплением и развитием тела (и духа) чем-то экзотическим, займитесь Тайцзи/Цигуном.

В противном случае банальный, но оттого не менее действенный, полный комплекс ЛФК-упражнений[2] подойдёт большинству. Но, опять же, в отличие от волшебной йоги, у всего остального есть свои противопоказания, в том числе и у ЛФК. Проконсультируйтесь со специалистом.

И, напоследок, цитата из

священной

классической книги по йоге — Йога-сутры Патанджали:

  • Калланетика — творческое переосмысление йоги профессиональным тренером фитнеса.
  • Концентрация до и внутри физического упражнения — до выполнения упражнения, или одновременно паралельно с самим упражнением — нужны обе, но фактически это два отдельных типажа разной сложности. Обычно не рекомендуется совмещать отдельные серьёзные упражнения на глубокую концентрацию (особо на несуществующих объектах), и физиологически напряженные асаны к которым советуются более простые и материальные объекты концентрации — от распыления сил выйдет ни то ни сеё. Хотя разок попробовать стоит, грабли предмет вполне педагогичный…
    До физупражнений, кроме вышеупомянутой внутренней Кайя Стхаирьям, рекомендуется концентрация попроще вроде внешней Тратаки на свечу, начинающим выполнять её первой вместо, а опытным после — смешивать также нежелательно ибо содержат объекты разного смысла.
    Концентрации выполняемые внутри физического упражнения, часто описаны в тексте самой асаны, или как некие общие рекомендации к группе упражнений — в случае отсутствия рекомендуется что то простое и предметное, физически присутствующее в реальности своим аналогом или некой опорной точкой. Чем материальней предмет или объект, тем проще сосредоточится на нём разуму, класификация по сложности объектов примерно такая.
  • Lenovo Yoga — серия ноутбуков-трансформеров.
  1. Соответственно, и психофизиологический эффект может быть разным: от бодряка и уверенности, которые способны в случае переизбытка приводить к тому, что ты станешь излишне агрессивным и будешь готов орать «Это Спарта-а-а-а!!!» каждому встречному-поперечному, до такого расслабона, что тебе позавидует любой планокур, и амотивационный синдром тебе уже не будет казаться мифом, придуманным злыми наркологами. А разгадка одна — безблагодатность гиперстимуляция симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
  2. Да чем угодно: плавание, бег, ОФП, вело, гребля, спортивное плевание арбузными семечками

[править] как выбирать где позаниматься ?

Начать надо с того, что классическая йога в принципе никогда не одобряла сборищ и религиозно-сектанских общин — вообще любых, с любой численностью сборища и любой степенью доверия — от простых посиделок на троих, до совместных молений сотенной толпой на площади, и миллионными токшоу для ТП с идиотизмами типа «в споре рождается истина». И таки не надо путать йогу и индуизм.

Йога была не просто аскетичной и уединенной, а изначально однопользовательской офлайн системой, не предусматривающей толпы, мнения общественности, совета гурусоветников, старших товарищей и прочих умных держателей свечек. Любые обсуждения и втирания о правильной духовности и религиозности были как таковые невпочете — гуру мог только выпустить свиток, а дальше ученики-коллеги сами решали что в нём для их истина и интерес — при этом см.п.

1, никакого прилюдного обсуждединия сего свитка фактически небыло. Ага, принцип твоя голова твои проблемы, сам решай для себя куда двигаться, сам решай что читать и над чем думать, сам решай что есть религиозные догматы а что духовность, и где в йоге граница между технологией упражнения и мистицизмом.

Исключение взаимоотношения учителя и ученика, но крайне тонкие, где учитель только исправлял ошибки но неимел права менять и тем более определять направление ученика — но тебе анон на годного истинного учителя расчитывать не стоит, толи сами вымерли они, толи безлимитный интернет их добил.

Из всего этого следует простой вывод — сейчас любые места обучения годны только как стартовое для физухи, аки метод не поломать себе конечности проминая свою тушку, делая всё под присмотром опытных санитаров. Впрочем таки немного годны для стартовой прокачки методов концентрации и зубрешки теоретической части техники медитации.

А вот как только гуру начнет тереть о духовности и его личной перепроверке соблюдения тобой талибата, это всё, это конец, это пришел пепец — пора резко срочно валить анон, реально пока цел, ибо щас начнется отъём недвижимости и прочие добровольно-принудительные мероприятия криптоанализа с тем чем ты обычно думаешь.

Вот неплохой гайд о критерях и выборе места занятий : 

Итак, совет номер один. Он же основной.

Прежде чем заниматься «йогой», узнайте, что это такое. Узнайте из нескольких независимых источников. Это проще, чем кажется. В настоящее время практически нет ограничений на информацию. Начните с общего энциклопедического словаря. Загляните в научные публикации на эту тему. Почему научные? Да потому, что в них пишут (по крайней мере, стараются писать) принципиально проверяемую информацию. Следовательно, снижается необходимость верить на слово милому дяде.
Оттуда вы узнаете, что:

  • Йога — вещь древняя и дошла до нас двумя путями: в виде традиции и в виде текстов. Оба пути, возможно, содержат ошибки. Часть информации могла потеряться, а другая скрыта под позднейшими дополнениями.
  • Практика йоги многоступенчата. Разные источники насчитывают разное количество ступеней, но практика принципиально должна иметь несколько сторон.
  • В результате практики здоровье человека улучшается, возможно появление неких плохо определённых способностей.
  • Практика занимает годы и требует последовательности и упорства.
  • Доля аскетизма и нестяжательства присуща йогам как классу.
  • Общее спокойствие тоже.

Да! Могут быть и другие выводы.

После того как вы более или менее уяснили суть предмета, идите знакомиться с учителями. Нужно всего лишь сверить их учение с критериями. И тут возникает…

Совет номер два.

При оценке учителя смотрите прежде всего на его учеников. Это просто и логично. Вы когда работника нанимаете — на что смотрите? На его работу. У учителя работа — это ученики. Смотреть нужно на них, а не на учителя. В результате следования учению вы станете похожи именно на них, а не на учителя. Если с учениками пообщаться не удаётся — это плохой признак.

Вопросы, на которые надо бы получить ответ:

  1. Стаж учеников. Поскольку йога штука длительная, то и результат лучше видно на давно практикующих. Сколько времени в среднем занимается человек в этой традиции и куда он потом девается/как выглядит? Если старые ученики все куда-то пропали, а те, что остались, выглядят явно неадекватно, то это — очень плохой знак.
  2. Что в них общего? Если ученики приобретают некоторые общие черты, значит, это или результат практики, или результат отбора. Неплохо поинтересоваться у них, обладали ли они этой чертой раньше. Например, если все сидят в лотосе и на вопрос говорят, что всегда это могли, то нет оснований считать, что система приводит к приросту гибкости. (Считать ли прирост гибкости критерием йоги, вы должны были решить на прошлом этапе).
  3. Насколько они независимы от учителя? Йога — работа в основном личная. Да, поначалу ученик исполняет, что говорят, но по мере накопления опыта его зависимость от учителя должна снижаться. Если этого не происходит — плохо.
  4. Насколько однороден возрастной и половой состав групп? Да, бывают местные особенности, но если на занятие валят в основном старые девы или крепкие молодые пацаны — есть повод задуматься. Крайних вариаций быть не должно.
Совет номер три.

На учителя тоже нужно посмотреть. Вопросы для проверки:

Про йогу:  Читать "Асана, пранаяма, мудра, бандха" - Сарасвати Свами Сатьянанда - Страница 1 - ЛитМир

  1. Кто реально ваш учитель? Если занятия ведёт третий помощник младшего сторожа гарема его святейшества, а учителем считается Сам Великий — это плохо.
  2. Меняется ли атмосфера при его появлении на занятии? Если да, то как? Ну конечно, меняется, иначе непонятно, что он вообще там делает. Но вот характер этих изменений…
  3. Доступен ли учитель для общения? Отвечает ли прямо на поставленные вопросы или даёт ничего не значащие ответы? Боится ли признавать неполноту своих знаний? Если знает всё и про всех — прощаемся. Ну а если увидеть его можно раз в год, а задать вопрос и того реже — сразу уходим.
  4. Следует ли он сам провозглашаемым принципам? Неплохо было бы сравнить поведение на публике и в быту. Как только слышим, что он просветлённый и ему можно то, что нельзя вам, разворачиваемся и бодрым шагом направляемся к выходу.

А как же учение? Оно же главное?

Совет номер четыре

Посмотрите на учение. Вопросы:

  1. Как описываются результаты? Все обещающие ясновидение и суперсилы за 8-10 недель идут понятно куда. Обогащение завтра идёт за ними и никуда не сворачивает. Энергия всего за 15 занятий — туда же. Вечная жизнь и личное знакомство с иерархами всего сущего… ну вы понели
  2. Какие аспекты включены в практику? Следует избегать ситуации, когда в практику включается только одна ступень, особенно, если она требует подготовки. Например, все сразу учатся медитировать или петь мантры, а всё прочее отбрасывают. Вариант — когда все делают асаны, а прочие ступени вроде есть где-то там за горизонтом, но нет реально практикующих и критериев готовности к этим ступеням. В йоге важны все ступени, и практикуются они в реальные сроки. Самый сложный случай тут бхакты.
  3. Есть ли проверяемые критерии успешности? В текстах есть внешние признаки йогов. Если говорит, что ничего увидеть нельзя — где-то рядом подвох. Если обещают, что будешь видить прану в будущем — тоже.
  4. Поощряется ли самостоятельная практика? Если практика только на групповых занятиях — результат будет сомнителен ввиду наличия эффекта компании.
  5. Претендует ли организация на всё ваше время? Хуже всего, если практики мало, а общественной нагрузки много.
  6. Выдвигается ли требование ограничения социальных контактов вне организации? Ну типа: «жена/муж/дети/родственники мешают духовному росту, нужно их в поликлинику сдать для опытов». Это не наш метод.
  7. Насколько развита теоретическая база? Йога — учение древнее, и сложных представлений о мире не содержит. Если миром управляют титаны-пришельцы из космоса, противостоящие многоруким демонам — что-то тут не то. Аналогично, если прана течёт по многим тысячам надей, формируя по дороге причудливые загогулины, детально описанные в томах 116—128 сочинений первого патриарха, явившегося лично во плоти свами Быхттринуколапшууу (в миру Козлову Ивану Савельевичу) и продиктовавшему эти сочинения за 28 ночей бдений на горе Шумеру.
Совет номер пять.

Внимательно смотрите на организацию. Понятно, что в нашем мире ничего бесплатного нет. И всё же.

  1. Что является результатом деятельности организации в целом? Правило тут чисто индийское. Если вам кажется, что цель организации срубить побольше бабла, то это так и есть.
  2. Разумна ли цена за занятия?
  3. Собирают ли пожертвования, и в какой форме?
  4. Используют ли дармовой труд адептов?
  5. Откуда получают основные доходы? Прикиньте приход/расход. Если большая недостача, то кто платит разницу?
  6. Поощряют ли привлечение новых членов? Это особенный пункт. Если положение человека в организации определяется количеством привлечённых туда людей — это 100% пирамида.
  7. Как относятся к новичку? Вы пришли и все вам рады. Поголовно. С чего бы это?

[править] срывание покровов

Неизбежны попытки сравнения йоги со спортом и зарядкой, к которым йога не имеет ровно никакого отношения. Сторонние наблюдатели часто видят лишь внешнюю обёртку в виде асан и пранаямы, не понимая что это лишь 1% йоги — а все остальные 99% посвящены внутренней работе над собой, и особенно полному сознательному контролю над эмоциями мыслями и разумом.

Сами физические упражнения асан и чистки организма, нужны лишь как способ повысить свои будущие психофизилогические возможности, для развития которых непременно нужно чистое и выносливое здоровое тело, способное в будущем выдержать серьезные психические перегрузки.

Проблема йоги как таковой заключается в её неоднозначности, то есть «физика» в йоге является лишь одним из инструментов собственного преобразования, а не самоцелью, и более того — результативная физика невозможна без работы над психикой и разумом.

Занимающиеся йогой часто отбрасывают вышеозначенную работу над собой, концентрируясь на физиологической гимнастике, полагая себя состоявшимися и совершенными практиками, только на основании факта заучки упражнений — и в итоге закономерно получая самые минимальные результаты.

Не верите в это ? Так можно легко проверить и доказать — если не получается идеально неподвижно и долго находиться в одной позе, рекомендуется в самом начале занятия, до всех физических и дыхательных упражнений, выполнить простое упражнение Кайя Стхаирьям, кстати основанное на банальной психологии.

Последующая разница в стабильности тела просто удивительная — если ранее 15 минут для вас были великим достижением, то после Кайя Стхаирьям легко дается час любой позы, даже из перевернутой группы — и главное, упражнение идет без какого либо насильственного удержания и контроля позы, без общего тремора, и без принудительной отсечки неприятных ощущений усталости и мнимой перегрузки.

Чудеса и шизотерика ? Да нет, банальная психология и понимание работы подсознания.

Прочие проблемы йоги как исторически эклектичной системы :

  • Сама йога веками росла и развивалась в среде индийской шизотерики. Поэтому, конечно, можно ненавидеть шизотерику и заниматься йогой для похудения, однако самим шизотерикам отказывать в праве заниматься любимым делом невозможно, поскольку они какбэ первые тут стояли.
  • С другой стороны, йога (имеется в виду хатха) — это чистая физкультурно-гимнастическая система, и потому использовать её можно и для похудения, и для укрепления тела, и вообще, подходить с точки зрения физиологических процессов (в противовес шизотерике, выходящей за грань психологии).
  • Когда говорят о йоге — как правило имеют в виду именно хатха-йогу, но всяких разных йог много, начиная от прана-йоги (это такое дыхательное упражнение, которое должно сопровождать хатха-йогу а в идеале сопровождать всю человеческую жизнь) ну и заканчивая тантра-йогой, которая как известно позволяет достичь просветления в процессе половой ебли.
  • С третьей стороны йога — это своеобразное ЛФК, которым можно лечить проблемы опорно-двигательного и других мелких, но хронических заболеваний, главное при этом не выбирать излишне агрессивный стиль — иначе можно не столько вылечить, сколько усугубить то, что имелось.
  • С четвёртой стороны, как ни удивительно, это психотерапевтический инструмент, и, кроме стандартных «стал лучше спать»/«меньше стрессов»/«большую часть дня приподнятое настроение», могут быть (хотя и не за месяц практики) явления катарсиса (когда ты неожиданно простишь давным-давно имевшиеся обиды, психологические травмы и т. п., а вместе с ними из твоей жизни уйдёт и часть дерьма, незримо окружавшая её).
  • С пятой стороны могут быть необычные сочетания, когда, например, откровенно физкультурная система обрастает немыслимой шизотерикой и откровенными галлюцинациями просветленецев.
  • С шестой это могут быть явные шарлатаны, которые за твои кровные продадут что угодно даже если это противоречит классике, лишь бы платили — сюда все фитнесклубные помеси танцулек и йоги, и особо динамическую йогу.
  • С седьмой любую систему дающую явные и физиологичные ощущения прихода, очень легко использовать в сектах и прочих няшных ЛР-клубах, главное подогреть поциента правильным эндорфиновым дозняком, не объяснив причину прихода.

В общем, всё как в истории с четырьмя слепыми и слоном, где каждый слепой держался за хвост, хобот, ногу или уши и описывал слона так, как это ему представлялось. Поэтому задача сводится к тому, чтобы максимально чётко решить, чего индивид хочет от йоги в первую очередь — шизотерики, крепкой физухи, поддерживающей терапии или сойти с ума/покалечить тело/потерять деньги, — и в дальнейшем уже выбирать из тех школ, которые могут предложить то, что нужно.

В споры с людьми, у которых приоритеты выстроились другим образом, лучше не встревать, это бесперспективно, да и глупо — каждый считает свою йогу самой труЪ-йогой, забывая о том, что потребности у всех разные, и на вкус и цвет все фломастеры тоже разные.

«йога-сутры» патанджали[ | ]

В индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма[22][23]. Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи[24].

Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи[25][26].

Йога и санкхья очень близки друг к другу; по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога…»[27]. Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:

Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги[29]. Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом[30].

IAST: योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ

Йога — обуздание волнений, присущих уму.
— «Йога-сутры» 1.2

Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)»[32].

«Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:

  1. Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
  2. Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
  3. Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
  4. Пранаяма — контроль над праной («жизненной энергией») посредством особых дыхательных практик
  5. Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
  6. Дхарана — целенаправленная сосредоточенность ума
  7. Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
  8. Самадхи — умиротворённое сверхсознательное состояние блаженного осознания своей истинной природы

В россии[ | ]

Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В советское время по идеологическим соображениям йогой заниматься было опасно, но были энтузиасты и практиковали по уцелевшим книгам и самиздату.

Б. Л. Смирнов (1891—1967) — известный врач, знаток иностранных языков. В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу.

В. В. Бродов (1912—1996) — индолог, философ, профессор, первый председатель Ассоциации йоги СССР. Тема его докторской диссертации по философии — «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)» (1964). Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимает участие в подготовке к изданию «Истории философии», где им написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению.

Про йогу:  Федерация Универсальной Йоги, - Литвина-Седого, 3 (цокольный этаж) Москва

В начале 1960-х в СССР был приглашён видный индийский йог Дхирендра Брахмачари для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов. Он читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе, куда удалось попасть и Василию Бродову.

Ощутив на себе благотворное влияние йоги (Бродов получил ранение во время Великой Отечественной войны, что сказывалась на его здоровье), Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Он обнародует целый ряд статей и книг по этому вопросу.

Одно из самых известных начинаний профессора Бродова — участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии[44].

В. И. Воронин — писатель, журналист (автор цикла статей по хатха-йоге в журнале «Наука и жизнь» за 1980-81 годы и позже автор книги по хатха-йоге[45].

Ю. Н. Полковников на начало 1960-х был корреспондентом журнала «Сельская молодёжь», после встречи в одной из командировок с А. Н. Зубковым воодушевился йогой и уговорил свою редакцию напечатать цикл статей А. Н.

Зубкова по этому направлению. Из намеченных 6 статей на закате хрущёвской оттепели успели обнародовать только 4, но и это было событием в советское время. Позже Ю. Н. Полковников издал и собственные работы по популяризации йоги, в частности, в 1995 г. книгу «Как продлить годы жизни: целительная йога»[46].

Инженер-изобретатель в области ракетной техники Я. И. Колтунов (1927—2021)[47] с молодости увлекался физической культурой. В годы учёбы в МАИ стал мастером спорта, заинтересовался самосовершенствованием в более широком смысле этого слова, что логично привело его к йоге и ушу.

Как и многие инженеры тех лет, многие месяцы проводил на полигонах с ненормированным и очень напряжённым режимом работы. Физкультура и йога помогала ему выдержать это напряжение[48]. После 50 лет ощутил потребность делиться накопленным опытом самосовершенствования и оздоровления с людьми, основал в подмосковном Болшево группу (на основе медитативного бега, йоги и ушу), затем клуб («Космос»).

Эти занятия пользовались возрастающим успехом и привлекали большое количество людей. В связи с этим в 1983 г. исключён из рядов КПСС и уволен с работы. После чего не мог никуда устроиться в течение следующих 3,5 лет. После перестройки возобновил занятия клуба, участвовал в организации и проведении более 20 слётов, пропагандировал лично и в печати методики клуба, стремился создать общественное движение соответствующей направленности, организуя филиалы в других городах и областях страны (включая Украину и Казахстан)[49][50].

Г. Г. Стаценко в 1963 году открыл школу йогов в Москве. В 1989 году при школе открыл Академию йоги — высшее профессиональное учебное заведение. В 1994 году академию переименовали в Институт йога гуру Ар Сантэма (ИЙГАС).

А. М. Лобанов в 1983 году основал первую в стране легальную школу йоги в СССР. В 1988-м его усилиями йога была легализована в Горьковской (Нижегородской) области, а затем, на основе этого прецедента запрет на йогу и другие восточные системы был снят по всей стране.

В 1989 году А. М. Лобанов создал первую в стране школу преподавателей йоги, выдававшую официальный документ – диплом. В 1991 году Андрей Михайлович основал первое в России отделение йогатерапии в Нижегородской областной клинической больнице им. Семашко.[источник?]
Первым сертифицированным преподавателем йоги в СССР стал А. Н.

Зубков[52]. Будучи в долгосрочной командировке в Индии, он познакомился с Шри Рам Кумар Шармой (учеником Свами Шивананды), под руководством которого начал практиковать упражнения йоги.

По окончании обучения Шри Рам Кумар выписал Зубкову сертификат, дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги. Вернувшись на родину, Зубков стал настоящим миссионером и проделал огромную работу по популяризации йоги в СССР. В 1970-е годы Зубков написал сценарий фильма[52] «Индийские йоги — кто они?».

В конце 1980-х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году на первую Конференцию по йоге был приглашён Б. К. С. Айенгар. В том же году в СССР впервые приехал гуру кундалини-йогиЙоги Бхаджан.

Йога и буддизм[ | ]

Йога тесно связана с верованиями и практиками индийских религий[55]. В частности, влияние йоги присутствует в буддизме, для которого характерны аскетические практики, духовные упражнения и состояния транса[56][57].

В буддизме йогачара (в переводе с санскрита: «практика йоги»[58]), философской школе буддизма махаяны появившейся в Индии в V веке, йога является основой практики, ведущей на путь бодхисаттвы[59].

В этой школе йога практикуется ради достижения просветления[60][страница не указана 1407 дней].

Близость к йоге является отличительной чертой дзэн-буддизма, который представляет собой одну из форм буддизма махаяны[57][61].

На Западе дзэн существует параллельно йоге, и между двумя школами, очевидно, существует большое сходство[62]. Этот феномен заслуживает особого внимания по причине того, что школа медитации дзэн-буддизма уходит своими корнями в йогические практики[63].

Некоторые основные элементы йоги играют большую роль как для буддизма в целом, так и для дзэна в частности[64]. Тем не менее профессор философии Д. Т. Судзуки отстаивал позицию противоположности йоги и дзэн по той причине, что видел склонность западных исследователей «сваливать все азиатские способы медитации <…> в один котёл»[65].

Профессор философии и истории религии Г. Дюмулен также указывал, что хотя существуют «внешние параллели» между двумя традициями и их «внутреннее родство», но существуют и отличия в целях и способах практики[66].

Йога также занимает важное место в тибетском буддизме. В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги.

В других традициях эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога. К другим тантрическим йогическим практикам принадлежит система 108 поз, практикуемых с контролем дыхания и ритма сердца. Темп йогических упражнений называется трул-кхором или единением энергий луны и солнца праджня. Йогические позы древнетибетских йогов изображены на стенах летнего храма Далай Ламы в Лакханге.

Литература[ | ]

на русском языке
  • Булич С. К.Йога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дюмулен Г. .Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
  • Казак О. Йога в СССР // Yoga Journal. — 2021. — № 36 за ноябрь/декабрь. Архивировано 5 июня 2021 года.
  • Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия. — М.: Йогин, 2009. — 440 с.
  • Клюев Б. И.Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 167—190. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
  • Йога / Пахомов С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 285. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2021, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
  • Ферштайн Г. (нем.) . Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7. — С. 637.
  • Фойерштейн Г. (нем.) . Глубинное измерение йоги = The deeper dimension of yoga: theory and practice / Пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — (В поисках истины). — ISBN 5-7905-4315-4.
  • Чаттерджи С., Датта Д.Введение в индийскую философию = An Introduction to Indian Philosophy / Пер. с англ. А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 376 с. (Chatterjee S., Datta D.An Introduction to Indian Philosophy. — Eighth Reprint Edition. — Calcutta: University of Calcutta, 1984.)
  • Элиаде М. . Йога. Бессмертие и свобода / Пер. с англ. и примеч. С. В. Пахомова. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры, истории и философии. Философско-этические концепции Востока). — ISBN 5-8114-0184-1.
на других языках
  • Apte V. S. (исп.). The Practical Sanskrit Dictionary. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1965. — ISBN 81-208-0567-4. (fourth revised & enlarged edition).
  • Burley M.Haṭha-Yoga: Its Context, Theory, and Practice. — Delhi: Motilal Banarsidass, 2000. — 321 p. — ISBN 81-208-1706-0.
  • Gavin Flood. An Introduction to Hinduism (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-43878-0.
  • Gambhirananda, Swami. Madhusudana Sarasvati Bhagavad_Gita: With the annotation Gūḍhārtha Dīpikā. — Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, 1998. — ISBN 81-7505-194-9.
  • Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson (англ.) / Knut A. Jacobsen (норв.), Gerald James Larson (англ.) (eds.). — Brill Academic Publishers (англ.), 2005. — (Studies in the History of Religions, 110). — ISBN 9004147578.
  • Keay, John. India: A History. — New York: Grove Press (англ.), 2000. — ISBN 0-8021-3797-0.
  • Levy, Robert; Rājopādhyāya Rāj Kedar. Mesocosm: Hinduism and the Organization of a Traditional Newar City in Nepal (англ.). — University of California Press, 1991. — ISBN 0520069110.
  • Michaels, Axel. Hinduism: Past and Present. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2004. — ISBN 0-691-08953-1.
  • Müller, Max (1899), Six Systems of Indian Philosophy; Samkhya and Yoga, Naya and Vaiseshika, Calcutta: Susil Gupta (India) Ltd., ISBN 0-7661-4296-5  Reprint edition; Originally published under the title of The Six Systems of Indian Philosophy.
  • Patañjali (2001), Yoga Sutras of Patañjali, Studio 34 Yoga Healing Arts, <http://www.studio34yoga.com/yoga.php#reading> Архивировано 25 августа 2021 года.
  • Possehl, Gregory (2003), The Indus Civilization: A Contemporary Perspective, AltaMira Press, ISBN 978-0759101722 
  • Radhakrishnan, S. (1967), A Sourcebook in Indian Philosophy, Princeton, ISBN 0-691-01958-4 
  • Taimni, I. K. The Science of Yoga. — Adyar, India: The Theosophical Publishing House, 1961. — ISBN 81-7059-212-7.
  • Vivekananda, Swami (1994), Raja Yoga, Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, ISBN 81-85301-16-6  21st reprint edition.
  • Zimmer, Heinrich (1951), Philosophies of India, New York, New York: Princeton University Press, ISBN 0-691-01758-1  Bollingen Series XXVI; Edited by Joseph Cambell.
  • Arya, Usharbudh; Swami Veda Bharati.Philosophy of Hatha Yoga. — Pennsylvania: Himalayan Institute Press, 1985. — ISBN 089389088X.
  • Feuerstein G. (нем.).The Shambhala Guide to Yoga. — Boston & London: Shambhala, 1996. — ISBN 157062142X.

Примечания[ | ]

  1. 1234Jacobsen, Larson, 2005, p. 10.
  2. Jacobsen, Larson, 2005, Yoga has five principal meanings: 1) yoga as a disciplined method for attaining a goal; 2) yoga as techniques of controlling the body and the mind; 3) yoga as a name of one of the schools or systems of philosophy (IAST: darśana); 4) yoga in connection with other words, such as hatha-, mantra-, and laya-, referring to traditions specialising in particular techniques of yoga; 5) yoga as the goal of yoga practice, p. 4.
  3. Pandit Usharbudh Arya (1985). The philosophy of hatha yoga. Himalayan Institute Press; 2nd ed.
  4. Sri Swami Rama (2008) The royal path: Practical lessons on yoga. Himalayan Institute Press; New Ed edition.
  5. Swami Prabhavananda (Translator), Christopher Isherwood (Translator), Patanjali (Author). (1996). Vedanta Press; How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition.
  6. Jacobsen, Larson, 2005, p. 4.
  7. Пять новых элементов внесены в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества (неопр.). UNESCO.Org. ЮНЕСКО (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021.Архивировано 1 декабря 2021 года.
  8. Список 38 значений слова «йога» см: Apte, 1965, p. 788.
  9. Происхождение слова йога от санскритского корня йудж, означающего «управлять» или «объединять», рассмотрено в: Flood, 1996, p. 94
  10. Катха упанишада, 2 часть, 3 раздел, 11, [в:] Упанишады в 3-х книгах. Т. 2, пер. А. Я. Сыркиной, изд. «Наука», Москва 1992, стр. 111.
  11. कठोपनिषदत्/द्वितीयोध्यायः/तृतीयवल्ली — विकिस्रोतः (санскрит). sa.wikisource.org. Дата обращения: 5 июня 2021.
  12. Глава 2. Наука психотехники: индуистская йога. // Торчинов Е. А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение», 1998
  13. 12Possehl, 2003, p. 144—145.
  14. 12Flood, 1996, p. 94.
  15. Mallinson, James,.Roots of yoga. — London. — С. 104. — 1 online resource с. — ISBN 9780141978246, 0141978244.
  16. Marshall, Sir John.Mohenjo Daro and the Indus Civilization. — London, 1931. — ISBN 8120611799.
  17. Flood, 1996, p. 27—29.
  18. Перевод IAST: paśupati как «Господь животных» см: Michaels, 2004, p. 312.
  19. Keay, 2000, p. 14.
  20. Possehl, 2003, с. 143.
  21. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». Flood, 1996, p. 28—29. К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане. Кенойер описывает фигуру как «сидение в йогической позе» с «пятками… прижатыми вместе под пахом» — Kenoyer J. M. Around the Indus in 90 Slides Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера, который описывает фигуру как «сидеть подобно йогу» Zimmer, 1951
  22. Обзор шести ортодоксальных школ содержится в: Radhakrishnan, 1967, p. 453—487
  23. За кратким обзором йоги как философской школы, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  24. Связь между философией йоги и санкхьи объясняется в: Chatterjee, Datta, 1984, с. 43
  25. Принятие йогой концепций санкхьи с добавлением фигуры Бога описывается в Radhakrishnan, 1967, p. 453
  26. Принятие йогой 25 принципов санкхьи с добавлением категории Бога, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  27. Müller, 1899, Chapter 7, «Yoga Philosophy», p. 104.
  28. Zimmer, 1951, p. 280.
  29. Патанджали как основатель философской системы йоги: Chatterjee, Datta, 1984, p. 42
  30. Значение термина «раджа-йога» как системы контроля ума и сосредоточения, а также положение Йога-сутр как ключевого текста, см: Flood, 1996, p. 96—98
  31. PatañjaliYoga Sutras of Patañjali (неопр.) (etext). Studio 34 Yoga Healing Arts (1 февраля 2001). Дата обращения: 24 ноября 2008.Архивировано 25 августа 2021 года.
  32. Taimni, 1961, Yoga is the inhibition of the modifications of the mind, p. 6.
  33. Vivekananda, 1994, с. 115.
  34. Flood, 1996, «…Bhagavad Gita, including a complete chapter (ch. 6) devoted to traditional yoga practice. The Gita also introduces the famous three kinds of yoga, ‘knowledge’ (jnana), ‘action’ (karma), and ‘love’ (bhakti).», p. 96.
  35. Jacobsen, Larson, 2005, p. 46.
  36. Akshaya Kumar Banerjea.Philosophy of Gorakhnath with Goraksha-Vacana-Sangraha. — Motilal Banarsidass, 1983. — P. xxi. — ISBN 978-81-208-0534-7.
  37. Фойерштейн, 2006, с. 246.
  38. Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  39. Ферштайн, 2002, с. 637.
  40. Банерджи Акшая Кумар. . Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2021. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  41. Burley, 2000, p. 16.
  42. Фойерштейн, 2006, с. 63.
  43. «Вокруг света» № 2 (2821), февраль 2009 г.
  44. Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йогАрхивная копия от 4 октября 2021 на Wayback Machine
  45. Воронин В. И. Хатха-йога. Москва, 1989.
  46. Полковников Ю. Н. Как продлить годы жизни: целительная йога. — М. : Республика, 1995. — 239 с. ISBN 5-250-02411-4
  47. Колтунов, Ян Иванович. (о члене группы Тихонравова, засл. изобретателе РСФСР, Я. И. Колтунове) на страницах портала Летописи. Ру
  48. Колтунов Я. И.Моя жизнь среди Звёзд, работы по ракетной технике и космонавтике М.: Петроруш, 2021. 464 с.
  49. Валентин Братенко. Дорога к храму. М.: 1999 г., 20 п.л. (Вся книга посвящена деятельности Я. И. Колтунова по созданию и ведению клуба «Космос», проведения оздоровительных слётов и т. п.).
  50. Елена Фокина, Дмитрий Реут. Разнотравье. М., 2002. 164 с. ISBN 5-93513-023-8. С. 7-8. (Клуб «Космос» и движение КСП как один из истоков возникновения общественного центра «Жизниград», деятельность которого, в том числе проведение слётов, представляют авторы).
  51. Школа йоги 8-ми ступеней (история)
  52. 12Казак О., 2021.
  53. Yoga Journal, № 36 за ноябрь/декабрь 2021.
  54. John M. Koller.Asian Philosophies. — Prentice Hall, 2002. — P. 144–145. — ISBN 978-0-13-092385-1.
  55. Feuerstein G. (нем.) The Yoga Tradition: its history, literature, philosophy and practice P. 111. ISBN 81-208-1923-3.
  56. «The strong influence of Yoga can also be seen in Buddhism, which is notable for its austerities, spiritual exercises, and trance states.» —«Yoga» // Encarta
  57. 12Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 22. ISBN 0-941532-89-5
  58. Yogacara // Encyclopedia Britannica
  59. Dan Lusthaus. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng Wei-shih Lun. Routledge, 2002. P. 533. ISBN 0-7007-1186-4
  60. Simpkins C. A., Simpkins A. M. Simple Tibetan Buddhism: A Guide to Tantric Tuttle Publishing, 2001 ISBN 0-8048-3199-8
  61. «The Meditation school, called Ch’an in Chinese from the Sanskrit dhyāna, is best known in the West by the Japanese pronunciation Zen». — de Bary W. T. (англ.) The Buddhist Tradition in India, China, and Japan. P. 207—208. ISBN 0-394-71696-5.
  62. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. xviii).
  63. «This phenomenon merits special attention since yogic roots are to be found in the Zen Buddhist school of meditation.» — Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  64. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  65. Дюмулен, 1994, с. 32—33.
  66. Дюмулен, 1994, с. 33.
  67. 12Levy, 1991, с. 313.
  68. Levy, 1991, с. 317.
  69. Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру / Пер. с англ. С. В. Лобанова — М.: Старклайт, 2002.
  70. James Mallinson (2021). Knut A. Jacobsen; et al., eds. Haṭha Yoga in the Brill Encyclopedia of Hinduism, Vol. 3. Brill Academic. pp. 770—781. ISBN 978-90-04-27128-9.
  71. Carl W. Ernst (July 2003). “The Islamization of Yoga in the “Amrtakunda” Translations”. Journal of the Royal Asiatic Society [англ.]. Cambridge University Press. 13 (2): 199—226. ISSN 1356-1863.
  72. Satish Chandra (2007), Historiography, Religion, and State in Medieval India, ISBN 978-8124100356, pp. 135—136
  73. Top Islamic body: Yoga is not for Muslims — CNN
  74. Malaysia leader: Yoga for Muslims OK without chant  (недоступная ссылка с 15-05-2021 [2971 день] — история), ” Associated Press
  75. глава II. Техники «автономии» // Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие / Пер. с англ. С. Никшич (главы I—IV) и Д. Палец. — К.: София, 2000. — С. 58—103. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-220-00307-0.
  76. Византийский исихазм // Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: Центp “Петербургское востоковедение“, 1998. — 384 с. — ISBN 5-85803-078-5.
  77. And also… Yoga ‘incompatible’ with Christian faith; and Algeria paella record attempt goes up in smoke // Euronews, 19.06.2021
  78. Transcending the Greek debt crisis through yoga // BBC, 22.06.2021
  79. Православный взгляд на йогу/ сост. священник Георгий Максимов. — М.: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2021. — 40 с.
  80. How far can you stretch? // The Economist. — 24.06.2021.
  81. Pope Francis: Only the Holy Spirit opens our hearts to love God // Vatican Radio. — 09.01.2021.
  82. «Characterized by an emphasis on bhakti, its goal is to escape from the cycle of birth and death in order to enjoy the presence of Vishnu.» — Vaishnavism // Encyclopædia Britannica
  83. 123Penman, Stephen; Cohen, Marc; Stevens, Philip; Jackson, Sue. Yoga in Australia: Results of a national survey // IJOY, International Journal of Yoga. — 2021. — Т. 5, № 2. — С. 92—101. — doi:10.4103/0973-6131.98217. — PMID 22869991.
  84. 1234Broad W. (англ.). How Yoga Can Wreck Your Body, The New York Times Magazine (англ.) (5 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  85. Broad, William J.The Science of Yoga The Risks and the Rewards (англ.). — 1st. — Simon & Schuster, 2021. — P. 336. — ISBN 978-1-4516-4142-4.
  86. Walters, Joanna. ‘Yoga can damage your body’ article throws exponents off-balance: A $5bn industry is outraged over a New York Times article saying that the keep fit regime is bad for your body (14 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  87. Biffl, Walter L.; Moore, Ernest E.; Elliott, J. Paul; Ray, Charles; Offner, Patrick J.; Franciose, Reginald J.; Brega, Kerry E.; Burch, Jon M. The Devastating Potential of Blunt Vertebral Arterial Injuries (англ.) // Annals of Surgery (англ.) : journal. — 2000. — May (vol. 231, no. 5). — P. 672—681. — doi:10.1097/00000658-200005000-00007. — PMID 10767788.
  88. Critchley, E. M.Non-atheromatous causes of cerebral infarction (англ.) // Postgraduate Medical Journal (англ.) : journal. — 1984. — June (vol. 60, no. 704). — P. 386—390. — doi:10.1136/pgmj.60.704.386. — PMID 6379628.
  89. Kang, Chan; Hwang, Deuk-Soo; Cha, Soo-Min. Acetabular Labral Tears in Patients with Sports Injury (англ.) // Clinics in Sports Injury : journal. — 2009. — December (vol. 1, no. 4). — P. 230—235. — doi:10.4055/cios.2009.1.4.230. — PMID 19956481.
Про йогу:  Скрытое пламя: православный взгляд на йогу / Православие.Ru
Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий