Махариши махеш йоги. «Трансцендентальная медитация»

Махариши махеш йоги. "Трансцендентальная медитация" Позы

Доктрина

На сегодняшний день несколько миллионов
человек в мире обучены технике медитации Махариши, которая
пропагандируется и рекламируется как нерелигиозная, но на
самом деле насквозь пропитана индуизмом. Целясь в
интеллектуалов, бизнесменов и студентов колледжей, деятели
«ТМ» используют переде­ланные на западный манер термины и
понятия, например «наука созидательного разума», для
распространения индуистской меди­тации [3].

«Трансцендентальная медитация» (ТМ) —
восточный культ,  прикрывающийся западной терминологией и
научной маской. В федеральном суде  Нью-Джерси  (США) он был
признан индуизмом под новым именем (дело «Малнак против
Махариши», 19 октября 1976 г.) и после этого был запрещен в
школах, где преподавался с 1974 г.

ТМ является  религиозной по природе,
несмотря на уверения в обратном. Помимо мантр, о религиозной
практике ТМ свиде­тельствует церемония Пуджа. Она берет
начало в писаниях индуизма. Те, кто вступают в ТМ, проходят
через ритуал посвящения, во время которого и читается этот
санскритский гимн поклонения.

«Слово «пуджа»,- поясняет
исследователь Ирвин Робертсон, — взято из языка хинди.
Широко используемое в Северной Индии, оно означает
поклонение индуистскому идолу. Живущие в Индии христиане им
не пользуются». Пуджа упоминает 24 бога индуизма и 
предписывает посвящаемому во время церемонии преклонять
колени 27 раз.

Этот ритуал проводится на санскрите, так что
большинство его участников вообще не понимает о чем,
собственно, идет речь. Посвящаемый, не знающий санскрита,
ничего не знает об обращении к этим богам. Но от этого
происходящее не перестает быть актом поклонения со стороны
посвящаемого.

Английский перевод Пуджи, сделанный в Беркли,
Калифорния (проект «Духовные лжеучения») под­тверждает
религиозный характер этой церемонии. Ирвин Робертсон
описывает эту церемонию следующим образом: «Первая из трех
стадий ритуала начинается с призыва к богу Нарайане.

Известно высказывание Махариши:
«Трансцендентальная медитация — это путь к Богу» [16]. Он
называет ее «воплощением всех религий, простой практикой
глубокой трансцендентальной медитации» [13].

В 1977 году федеральный суд штата Нью-Джерси
запретил  распространение учения НТИ/ТМ (Наука Творческого
Интеллекта/ Трансцендентальная медитация) в школах, придя к
выводу: «Учение НТИ/ТМ и Пуджа религиозны по своей природе;
другое заключение недопустимо и необоснованно…

Нет ни
малейших сомнений по поводу фактов или религиозной природы 
учения Науки Творческого Интеллекта и Пуджи. Учение НТИ/ТМ
ведет к нарушению сути Первой Поправки, и поэтому это учение
должно быть запрещено» [13,14].

С мнением американских коллег совершенно
согласны специалисты-религиоведы Российской академии
государственной службы при Президенте Российской Федерации,
давшие в выпущенном ими в конце 1997 года справочнике
«Религия, свобода совести, государственно-церковные
отношения в России» [19] следующую оценку
«Трансцендентальной медитации»:

«Трансцендентальная
медитация — неоиндуистский психотерапевтический
(медитационный культ)… Специфика ТМ как модернистского
варианта неоиндуизма заключалась в доминировании культовой
практики, в миссионерской активности и уповании на
реализацию глобальных социальных утопий… В самой Индии ТМ
не получила заметного распространения».

Практически все известные специалисты в
области новых религиозных движений высказываются о ТМ вполне
определенно. По словам Дейвида Хаддона, Махариши «упорно
скрывал от общественности как религиозную основу, так и
конечную духовную цель ТМ —  уничтожение личностного
существования в безличном Абсолюте».

«ТМ — это только начало, — говорит Ирвин
Робертсон, — постепенное движение от материи к разуму, а
потом к сверхразуму. Этот последний объясняется как
«единение с Божеством», как «Космическое Созна­ние», как
реализация себя через безличного бога, который находится в
каждом человеке, существе и предмете. Вот какова цель ТМ».

«ТМ — не является нейтральным учением,
которым можно заниматься, не нанося человеку ущерба, —
пред­упреждают Джош Макдауэлл и Дон Стюарт, — ибо в
действительности ТМ — индуистская медитация, которая
пытается объединить медитирующего с Брахманом —  индуистской
концепцией Бога» [7].

В общих чертах смысл религиозной концепции,
разработанной Махариши сводится к следующему. Сознание и
разум любого человека питаются из единого творческого
источника, который глубоко скрыт от повседневной жизни — так
же, как скрыты корни деревьев.

Чтобы достичь этого источника
гармонии и огромной энергии, человек должен проникнуть в
глубь себя, совершить переход, «трансценденцию»: отсюда и
название метода: «трансцендентальная медитация». Махариши
пропагандирует собственные техники медитации как
универсальные, возможные для применения любым человеком, как
способные принести счастье и здоровье каждому, кто будет
серьезно заниматься ею по крайней мере два раза в день по
10-20 минут, как способную активизировать и оздоровить всю
нервную систему человека:

Бог, согласно доктрине ТМ, «обнаруживается в
двух фазах реальности: как величайшее создание абсолюта,
вечной природы и как личностный Бог на высшем уровне
феноменального творения». Это «величайшее создание»
идентифицируется с природой:

«Все в природе — это
демонстрация абсолюта неличностного существа, вездесущего
Бога… Этот неличностный Бог является тем существом,
которое обитает в сердце каждого» [13]. Человек также
идентифицируется с Богом: «Каждая отдельная личность, по
своей природе, является неличностным Богом».

Этот самый Бог
следит за ходом эволюции: «Бог, верховное всемогущее
существо, в котором эволюционный процесс обретает свое
завершение, находится на высшем уровне творения… Он
охватывает всю эволюцию и различные жизни бесчисленных
существ во всем космосе» [13].

Уходя корнями в восточные религии, ТМ
искажает различие между добром и злом. Учитывая, что
философия ТМ придерживается монистической точки зрения: «все
есть Одно» (все живые существа, равно как и неодушевленные 
предметы, рассматриваются  как  часть единой «божественной
сущности»), она  не определяет соотношение между добром и
злом [7].

В философии Единой Сущности этические различия
исчезают; предполагаемые противоположности — свет и тьма,
добро и зло — сливаются и растворяются друг в друге. Здесь
уместно еще раз напомнить о существовании  документальных
данных о том, что Чарльз Мэнсон «находился под сильнейшим
влиянием философии Единой Сущности», когда приказал убить
актрису Шарон Тейт и ее друзей, считая, что достиг такого
состояния сознания,  которое выходит за пределы морали
(такое поведение вполне в духе  традиции поклонения
индуистским богам) [7].

При всем этом Махариши убеждает, подобно
другим лидерам культов, своих последователей, что его путь —
единственно возможный: «Только тогда, когда человек
становится постоянно присутствующим в вечной свободе
абсолютного Существа, он «освобождается от всех грехов».

Брахмабинду Упанишад объявляет, что гигантская гряда грехов,
тянущаяся на многие мили, сокрушается той Цельностью,
которую мы обретаем посредством трансцендентальной
медитации. Иного выхода нет». Махариши объявлял, что
человек  может стать добродетельным, всего лишь если будет
практиковать разработанные им практики медитации.

Как
результат исканий своих приверженцев он объявляет
освобождение от перевоплощений и единение с абсолютным
Существом. Махариши обещает своим адептам: «Будьте тверды и
знайте, что вы — Бог, и когда вы знаете, что вы — Бог, вы
будете жить как Бог» [13].

Исследователь культов Дейвид Хаддон
свидетельствует: «Теоретический аспект ТМ — предло­жения
Махариши «Наука созидательного интеллекта — ­есть не что
иное как изложение псевдонаучным языком принципов монизма
Шанкары. Таким образом, индуист­ский монизм или пантеизм и
есть та философия, которая определяет все это движение».
Шанкара — индуистский реформатор девятого века,
проповедо­вавший философию монизма [7].

Многие из нас были бы, несомненно, здоровее
фи­зически, духовно и психически, если бы в суете
повседневной жизни иногда уединялись на несколько минут в
укромном тихом месте для отдыха и расслабления. Многие,
наверное, получали бы от этого новый заряд сил и энергии,
даже если никогда и не слышали о ТМ.

Православному было бы
особенно полезно еже­дневно дважды по двадцать минут
размышлять об истинах Священного Писания и чудесных делах
Гос­пода. «Трансцендентальная медитация» ему при этом вовсе
не требуется. Тем более, что ТМ предлагает вовсе не это.

Любой человек, вдумчиво ознакомившийся с
догматами «Трансцендентальной медитации» без розовых очков и
восторженной бездумности, поймет, что между православием и
этой неоиндуистской сектой лежит пропасть.

Использованная литература

1. Вербальная нота Посольства Федеративной
Республики Германии от 22 ноября 1995 г.  // Миссионерское
обозрение (Белгород).- 1996.- №3.- С.8.

2. Религиозная безопасность России: термины
и определения. — Москва-Белгород: Миссионерский отдел
Русской Православной Церкви, 1997. — 23 с.

3. Для йогических полетов ангелы обмана
запросили 200 гектаров воронежской земли // Воронеж
Православный, май 1997 г. — №2-3.

4. Врачи и ученые всего мира рекомендуют…
/ Листовка религиозной организации «Трансцендентальная
медитация».

https://www.youtube.com/watch?v=V7Du12W-5KA

5. Секта // Комсомольская правда, 1 июня
1993 г.

6. О национальной угрозе России со стороны
деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник
/ Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации:
Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность —
8». — Выпуск 28. — М., 1996.

7. Берри Гарольд Дж. Во что они верят. — М.:
«Духовное возрождение», 1996.- 392 с.

8. Walter Martin. The New  Cults.- Ventura,
CA: Regal Books, 1980.

9. Kroll Una // London Times, june 30, 1973.

10. Райан Патрик Л. Личный отчет: группа
восточной медитации // Исцеление от культов: Помощь жертвам
психологического и духовного насилия / Под ред. Майкла
Д.Лангоуни: Пер. с англ. Е.Н.Волкова и И.Н.Волковой. —
Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им.
Н.И.Лобачевского, 1996. (Электронная версия).

11. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А.
Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М.: Изд-во
Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.

12. Информационный материал «К докладу о
социально-медицинских последствиях воздействия некоторых
религиозных организаций на здоровье личности, семьи,
общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.)
/ Министерство здравоохранения и медицинской промышленности
Российской Федерации // Служба религиозной информации
«Метафрасис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных
миссионеров, ноябрь 1996 г. — С.5-12.

13. Макдауэлл Дж.,  Стюарт Д.  Обманщики. —
М.: «Протестант», 1994.- 224 с.

Про йогу:  Как научиться делать сложные асаны в йоге? Видео-инструкция. Прогресс до и после - Чемпионат

14. United States District Court, District
of New Jersey, Civil Action №76-341.

15. Лос-Анджелес Таймс, 7 октября 1991 г. —
С.В:3.

https://www.youtube.com/watch?v=VaiEVoVowrc

16. Meditation of the Maharishi Mahesh Yogi.-
New York:  Bantam Books, 1968.- P.59.

17. Кондратьев Ф.В., Волков Е.Н. Духовные
подмены, общество, преступность // Материалы
научно-практической конференции «Духовность, правопорядок,
преступность» (Москва, 28 марта 1996 г.). — М.: Академия МВД
РФ, 1996.

18. Беларусь: религиозное сектантство и
молодежь. Материалы Республиканской научно-практической
конференции (Минск, 18-19 декабря 1996 г.) / Государственный
комитет по делам молодежи Республики Беларусь. — Минск,
1997.

19. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник. —
М.: РАГС, 1997. — 472 с.

20. Экспертное заключение от 7 октября 1997
г. доцента  кафедры  общей  социологии  и  социальной 
работы Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского
Е.Н.Волкова, выполненное  по запросу Депутата
Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской.

21. Ли Р., Хиндсон Э. Ангелы обмана. — М.:
«Протестант», 1994. — 240 с.

22. Милеант А. Семиглавый дракон.
Индийско-оккультные учения в свете христианства //
Миссионерский Листок №69. — Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа:
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы, 1996.

23. Темеев С. За три года 1400 жителей
Республики Тува прошли курсы самосовершенствования по методу
трансцендентальной медитации гуру Махариши // Сообщение
ИТАР-ТАСС (Программа «Восток») от 21 июня 1997 г.

24. Тувинская правда, 7 января 1997 г.

25. Тувинская правда, 26 декабря 1996 г.

26. Оренбуржье (Оренбургская обл.), 26
февраля 1997 г.

27. Правоохранительные органы и религиозные
организации: Сборник материалов. — М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.

28. 79,1 килограмма золота за открытие в
области древнеиндийской философии // Сообщение РИА-НОВОСТИ
(Выпуск «Сибирский курьер») от 9 февраля 1998 г.

29. Польский И. Английские йоги заявили о
поддержке лидера оппозиционной консервативной партии Уильяма
Хейга // Сообщение ИТАР-ТАСС («Вести с пяти континентов») от
27 июня 1997 г.

30. Филимонов Д. Айчурек — Сердце Луны //
Известия, 11 марта 1998 г.

31. Филимонов Д. О золотом запасе и дырявом
кармане // Известия, 13 марта 1998 г.

32. Леньшина И. «Махариши» в Иркутске
обещают всех спасти. И спасут // Губернские ведомости
(Иркутск), 30 марта 1998 г.

33. РП-Русская Газета, 24 января 1997 г. —
Выпуск 4.

Махариши махеш йоги, 1918 — актер

Техника махариши

Она легкая и приятная, подвластная всем возрастам, людям из разных культур и религий, с различной степенью образования. При использовании техники ум переживает состояние глубокого покоя. Опыт создает идеальные условия для восстановления нашего организма и действия самоисцеляющих сил.

Применяется два раза в день: утром и вечером по 20 минут, сидя в удобном положении с закрытыми глазами. Техника не требует усилий, концентрации, изменения образа жизни и никаких специальных навыков и даже веры в ее эффективность. Надо просто регулярно медитировать, чтобы получить результат.

Изменения появятся сразу, в первые дни или недели заметите положительные изменения, которые будут накапливаться с течением времени.

Яркое мышление — возрастет умственный потенциал, улучшится память, разовьются творческие способности и интеллект.

Улучшится состояния здоровья, потому что будете чувствовать себя более отдохнувшими и расслабленными, повысится сопротивляемость болезням, будет наблюдаться обратный эффект старению, будете энергичны и бодры.

Станут более гармоничными отношения с другими людьми, вы станете спокойными и уверенными в себе, будете испытывать меньше беспокойства и стресса.

Спокойный мир: снизится собственный уровень стресса и усилится взаимодействие и гармония с окружающей средой, вы внесете свой вклад в создании мира и спокойствия.

Вы будете создавать более высокие состояния сознания и двигаться к полному просветлению. За счет повышения творческого потенциала и эффективности трудовой деятельности вы будете делать меньше, а достигнете большего.

Исследование подтвердили, что Махариши Махеш йога метод наиболее эффективный среди всех методов личностного развития. Изменения начинаются изнутри, стоит решить, как вы хотите изменить свою жизнь и начать действовать путем регулярного использования ТМ.

Характеристика

В своих религиозных исканиях Махеш стал
учеником индийского религиозного проповедника Свами
Брахмананды Сарасвати, известного также как Шри Гуру Дева.
Гуру Дева скромно  провозгласил себя очередным аватаром —
воплощением Божества, а Махешу Варме, которого он так же
учил скромности на свой лад, чтобы он не скучал, посоветовал
вычленить из индуистских религиозных практик медитативные
техники, которые рекомендовал доработать и соединить в свою
систему медитации.

Имя  Махариши Махеш Йоги происходит от слов
«Maha» («великий») и «rishi» («видящий» или «святой»). Махеш
— это его родное имя. Йоги — наставник техники медитации
йоги. Махариши был назначен для выполнения планов Гуру Дева,
а именно для донесения его учения до мира.

В 1958 г. Махариши организовал в Индии
движение Духовного возрождения, годом позже приехал в США и
основал  там свою организацию для распространения учения
Гуру Дева [13].

Прибыв в США, Махариши Махеш Йоги сразу же
развернул в средствах массовой информации широкую рекламную
компанию, популяризовавшую ТМ не как религию, а как некую
светскую научную дисциплину. Тот факт, что в
действительности ТМ — вовсе не нейтральная дисциплина, а
чисто религиозное верование, скрывался [7].

Учение Махариши, имеющее и другие названия:
«Наука творческого интеллекта» (НТИ), «Наука созидательного
интеллекта», представлялось тогда и представляется ныне при
его рекламировании и привлечении неофитов в качестве
средства для улучшения здоровья, повышения умственных и
творческих способностей и снятия стресса и напряжения.

Судя
по заявлениям бывших адептов, именно таким образом ТМ
завоевывает сторонников. Но ТМ не является какой-то
нейтральной дисциплиной, которой можно заниматься, не
причиняя вреда человеку. Фактически ТМ — это индуистская
техника медитации, пытающаяся соединить человека с Брахмой —
индуистской концепцией Бога [13].

Собственно трансцендентальная медитация 
представляет собой технику размышления, при которой субъект
безмолвно, монотонно распевает назначенную учителем мантру
до тех пор, пока не достигнет состояния, называемого
«космическим» (или «блаженным»)

Новый подход сработал, как по мановению
волшебной палочки. Миллионы американцев попались на
заверения ТМ о том, что можно снять стресс, увеличить
творческое способности и открыть разум. Денежки Махариши
очень любил, и клиенты валом повалили, а посему доход
Махариши вырос до 20 миллионов долларов в год.

Студентам
предлагались вводные курсы за 85 долларов, а взрослым — за
165 длларов. Внутренний мир и
сила гарантировались всем. Вооруженный «евангелием»
самоизучения
апеллировал к новому поколению американцев. В этом послании
не говорилось о покаянии в грехах или отказе от жизненных
удовольствий.

Все, что должен делать человек, чтобы обрести
спасение, это медитировать по 20 минут по утрам и вечерам,
повторяя свою собственную личную мантру. Во время ритуала
посвящения инструктор на санскрите поет священный гимн пуджа
(по­клонение) перед украшенным цветами алтарем, на котором
помещен портрет Гуру Дева.

В 1967 году он познакомился в Лондоне с
Джорджем Харрисоном из группы «Битлз». Харрисон убедил в
свою очередь всех остальных
Джон Пола
и
— совершить
паломничество в Индию, чтобы воссесть у ног Махариши.

Вскор
его стали
также «Роллинг » и «Бич
Бойз». «Трансцендентальная медитация» ста
топливом движения хиппи: фото Махариши ñ цветком в руках
появлялось на обложках, он выступал с лекциями,
организованными его новоприобретенными друзьями [3,21].

Обещая мир и спокойствие, Махариши делал и
делает фантастические заявления с силе «ТМ». Однако, со
временем «Битлз» разочаровались в том, кого Джон
называл «развратным
дамским угодником» (а как же железный для всех саньяси закон
отказа от женщин?!).

Популярность Гуру упала, и он удалился
в Италию, для того, чтобы сменить наряды секты «ТМ» на
нерелигиозные одежды. Боб Ларсон замечает: «Религиозная
терминология был заменена языком психологии и науки».
Движение духовного возрождения стало наукой творческого
интеллекта, а личина Махариши перелицевалась из индусского
монаха в дружелюбного психотерапевта [3,21].

Ныне здравствующий Махариши Махеш Йоги
проживает в голландском городе Влодропе, где расположена его
резиденция и Университет Менеджмента Махариши. Именно оттуда
транслируется на весь мир ежегодное январское обращение
Учителя.

По словам его адептов, с наступлением Нового года
Махариши удаляется от дел и уходит в молчание, которое
прерывается спустя две недели строго в назначенный час,
когда перед телекамерой в прямом эфире Махариши представляет
своим многочисленным друзьям и сподвижникам тему
наступившего года, дабы дать директивы и придать
воодушевления на ближайшие двенадцать месяцев [33].

Система «Трансцендентальная медитация» везде
и всегда предлагалась в качестве простой и всем доступной
самотерапии, приносящей разрядку от внутреннего
перенапряжения и способствующей концентрации внимания.
Поначалу результаты казались настолько успешными, что ТМ
стали применять в армии, школах, тюрьмах, больницах и даже в
некоторых христианских общинах.

Фактически ТМ является упрощенной формой
мантра-йоги. Методика ТМ состоит в том, что человек садится
на пол в определенной позе, закрывает глаза, старается
медленно ритмично дышать и мысленно сосредотачивается на
повторяемом им на распев слове-мантре.

Рекомендуется это
упражнение совершать дважды в день минут по 20. Ближайшая
задача его — помочь человеку разрядиться от внутреннего
перенапряжения, успокоиться и набраться внутренних сил, что
бесспорно всем необходимо в условиях современных быстрых
темпов.

Распространители ТМ стараются не подчеркивать
религиозно-философскую сторону ТМ и даже скрывают от
начинающих тот факт, что упражнения ТМ приобщают человека к
индусским пантеистическим идеям и оккультизму. Сам «апостол»
этого учения Махариши Махеш Йоги для популяризации его в США
значительно подчистил в нем индусскую терминологию, частично
заменив ее современной научно-психологической. Однако суть
от этого не изменилась [22].

Действительно, уже с момента посвящения в ТМ
новичку вменяется в обязанность принести три вида сладких
фруктов, свежих цветков и чистый носовой платок. Эти
предметы, помещенные в корзиночку ставятся перед портретом
гуру в комнате посвящения.

Про йогу:  Укрепляем спину: упражнения для начинающих и не только

Зажигается свеча и возжигаются
курения под тихое пение на санскритском языке. В заключение
посвященному дается «мантра» — санскритское слово, значение
которого скрывается от новопосвященного. Принявшему
посвящение вменяется в обязанность повторять это слово во
время своих «медитаций».

Научиться ТМ — нетрудно: практикуя медитацию
2 раза в день по 20 минут, человек быстро приходит в
полусонное, расслабленное состояние, транс. Это состояние
«полного удовлетворения», похожее на действие некоторых
наркотических средств, и называется трансцендентальной
медитацией.

Приверженцы ТМ с энтузиазмом проповедуют
легкость и успешность их метода. Умалчивают они, однако, о
религиозной стороне этих упражнений и о тех печальных
духовных результатах, к которым они приводят. Хотя от
практикующего ТМ не требуется ни перемены религиозных
убеждений, ни принятия каких-либо новых моральных принципов,
однако сам языческий обряд посвящения и ритуальное
повторение оккультного слова во время последующих упражнений
ТМ ставят человека на путь приобщения к индуизму.

В сущности
в основе ТМ лежит пантеистическое представление о Первичной
Реальности, с которой человек, занимающийся ТМ, старается
слиться. Преуспевание в ТМ состоит в том, что человек как бы
восходит по ступеням «лестницы сознаний» с тем, чтобы на
последней седьмой ступени раствориться в море космического
«сверхсознания».

Здесь человек, якобы, обретает полный
покой. В этом состоянии человек ощущает свою божественность.
В лучшем случае — это галлюцинация, а скорее всего бесовское
обольщение. Вот конечная цель этих медитационных упражнений
[22].

В целях популяризации своего религиозного
учения, адепты выдумывают всевозможные мифические
способности, которыми якобы обладают посвященные в
«Трансцендентальную медитацию»:

«В 1984 году был проведен крупномасштабный
эксперимент в штате Айова, где результаты коллективных
медитаций семи тысяч человек были документально
зафиксированы. А в 1995-м четыре тысячи сидхов со всего мира
съехались в Вашингтон уже по приглашению властей округа.

Их
коллективные направленные усилия дали эффект уже в течение
первой недели, а через десять дней статистика происшествий
зафиксировала небывалое снижение числа грабежей, разбоев,
убийств и случаев травматизма. Но — чудес не бывает! — после
завершения медитаций все мало-помалу вернулось на круги
своя» [33].

В некоторых странах организации
последователей Махариши активно участвуют в политике. Так,
неожиданную поддержку получил новый лидер оппозиционной в
Великобритании консервативной партии Уильям Хейг, известный
своим пристрастием к методам «Трансцендентальной медитации».

С приветствием в его адрес выступила британская Партия
законов природы (ПЗП), созданная здесь в 1992 году местными
последователями Махариши. Прознав про привычки Хейга,
партия, говорится в ее заявлении, «почувствовала огромную
уверенность в будущем британской политики», идеалом которой
она называет полное отсутствие конфликтов.

Надеемся, говорят
сторонники ПЗП, что как «сбалансированный политик», умеющий
«создавать гармонию из оппозиционных точек зрения», Хейг
создаст «свободный от конфликтов и проблем британский
парламент, который станет примером для всех наций».

В России распространение «Трансцендентальной
медитации» началось, как это уже стало традицией для
множества сект, с тогдашнего президента СССР Горбачева. В
1989 году, после землетрясения под Ереваном, Маргарет Тэтчер
лично ходатайствовала перед Михаилом Горбачевым о въезде
учителей ТМ в Россию для посттравматической реабилитации.

С
тех пор учителя ТМ стали работать в России. В 1990 году было
даже решение Министерства здравоохранения об обучении ТМ для
борьбы с алкоголизмом. А Московский институт мозга, по
словам адептов секты, даже рекомендовал всем учебным
заведениям применять технику ТМ [32].

Активность международной секты индуистского
происхождения Махариши в странах бывшего Советского Союза,
за исключением традиционно исламских регионов, чрезвычайно
высока имеет тенденцию к дальнейшему росту. Махариши делает
ставку не только на религиозное невежество, но и на
отсутствие информации о своей де­ятельности в США, особенно,
о су­дебном процессе, в результате ко­торого секты Махариши
— Трансцендентальной Медитации (ТМ) были изгнаны из
государст­венной системы образования в тех же Соеди­ненных
Штатах [3].

Любопытно в этом отношении обращение доктора
Беван Моррис, президента междуна­родного Университета
Менеджмента Махари­ши, к мэру города Воронежа (5 ноября 1996
года): «Голландский университет Махариши просит предоставить
от 20 до 200 гектаров земли в бессрочное пользование или
аренду на льготных условиях».

Цель — по­строить в Воронеже
Университет Махариши. Разумеется, образование платное, а
обеща­ния самые заманчивые: «современное обуче­ние в области
бизнеса и компьютерных наук». Но отнюдь не ради
«компьютерных наук» со­здает Махариши сеть своих
университетов в Европе (теперь вот и до нас добрались).

Главная цель — создание центров распростра­нения (ТМ).
Городу сулят большую выгоду: сту­денты университета Махариши
«будут создава­ть когерентность (во как!) в коллективном
со­знании города, благодаря групповой (?!) практике
Трансцендентальной Медитации и Йогических Полетов…».

Далее
следует цепоч­ка наукообразных словосочетаний, которые,
будучи переведенными более точно на русский язык, теряют
сущностный смысл. Так прячут индуистский мистицизм за
терминологией, на­дерганной из информатики, физиологии,
пси­хологии [3].

В Москве действуют «Международный
университет Махариши»,  «Международный институт технологий
Махариши» (Аюрведа Махариши) и множество других организаций,
распространяющих учение «Трансцендентальной медитации».

Поразительно, что на лжемистику открыли свои
умы и сердца социально-солид­ные люди и даже генералы
Российской армии. В ноябре 1994 года член Комитета обороны
Госдумы, бывший замминистра обороны, генерал-полковник Юрий
Родионов и представитель министра обороны, военный атташе
посольства РФ в Нидерландах полковник Юрий Чудов всерьез
оценивали вклад «летающих йогов» из общества
«Трансцендентальной медитации» в обеспечение мировой
безопасности и «фундамент Рая на Земле» на конференции
«Несокрушимая оборона», в числе устроителей которой значился
Его Святейшество Махариши Махеш Йоги, автор концепции
«Фланга предотвращения» и «Абсолютной Теории Обороны».

С 31 марта по 2 апреля 1995 года в Голландии
Ведический университет Махариши провел третью международную
конференцию «Несокрушимая оборона». Участники: генералы и
доктора медицинских наук поверили в миротворческую и
спасительную силу «Трансцендентальной медитации».

Вот лишь
несколько высказываний из материалов конференции: «Мы хотели
бы понять теорию Махариши как можно использовать ее на
практике для предотвращения агрессии и войны, — это слова
генерал-полковника (!) Смирнова, представителя Вооруженных
Сил России.

Поддерживает распространение
«Трансцендентальной медитации» глава администрации
Новочеркасска. В иркутской газете «Губернские ведомости»
процитировано его письмо неуказанному адресату: «Я являюсь
главой администрации города Новочеркасска.

В Иркутске, по словам одного из лидеров
секты Бориса Чумичева, было обучено примерно 600 человек.
Иркутское отделение Махариши подготовило письмо к областной
администрации с просьбой разрешить выделение земли на
территории Прибайкальского национального парка — в Листвянке
— и в Новогрудинине под строительство университета. В
Новогрудинине они просили участок в 90 гектаров [32].

Гораздо серьезнее обстоят дела в Тыве
(Туве). В 1994 году в составе делегации Государственной Думы
президент и вице-президент республики Тыва ездили в
Голландию. Там они побывали в штаб-квартире Махариши.
Президенту было присвоено звание доктора естественного
закона университета Махариши.

Был подписан протокол
намерений между университетом и правительством Тывы.
Документ предполагает строительство в республике института
на площади 400 гектаров. Правительство берет на себя
обязательство — собрать десять тысяч (!) граждан этой
небольшой республики для обучения.

Институт Махариши будет
совместно с правительством развивать минеральные ресурсы
республики и оказывать содействие в экспорте. Доходы от
этого будут направлены на поддержку тех самых десяти тысяч
обучаемых. Правительство Тывы издает постановление о
выделении земли, развитии всех остальных решений протокола
намерений.

Для ведения рудной золотодобычи в Тыве
университетом Махариши и Государственным комитетом по
управлению имуществом РТ создается совместное предприятие
«Интерконтинетал бизнес девелопмент». Однако конкурсная
комиссия по подведению итогов конкурса на право пользования
недрами Тарданского золоторудного месторождения на своем
заседания в августе прошлого года отказала компании в праве
на разработку месторождения, причиной отказа явилось
непредоставление фирмой данных о ее хозяйственных
взаимооотношениях с партнерами. Фирма «ИБД» сочла эту
информацию конфиденциальной [32].

В настоящее время из 300-тысячного населения
республики уже получили свою мантру 1400 жителей, в основном
представители интеллигенции: служащие медучреждений, вузов,
СМИ, сотрудники налоговой инспекции, ответственные
сотрудники министерств.

Ныне в столице Республики Тыва — Кызыле и
некоторых других ее городах происходит повальное увлечение
«Трансцендентальной медитацией». За три года после появления
в республике первых посланцев Учителя — венгров Ласло
Солчански и Атиллы Шей — курсы по самосовершенствованию
путем медитации прошли более 1400 человей, что для региона
с  300-тысячным населением в общем-то немало.

Медитируют
врачи, педагоги, представители творческой интеллигенции,
служащие, государственные чиновники из правительства РТ,
тувинцы и русские, повторяя с закрытыми глазами утром и
вечером по 20 минут мантру — несколько непонятных звуков.

Проявившему интерес к этому учению президенту республики 
Шериг-оол Ооржаку присвоили звание Доктора Естественного
Закона Университета  Менеджмента Махариши Голландии.
Сторонники новомодного религиозного учения собираются
переводить на тувинский язык основы учения и строить в Тыве
здание  филиала университета Махариши.

В декабре 1996 года был подписан протокол
намерений между голландским университетом менеджмента
Махариши и Правительством Республики Тыва. Институт
менеджмента будет построен и компьютерная школа будут
построены на голландские инвестиции рядом с Кызылом.

10000
тысяч граждан Тывы будут обучены как эксперты
«Трансцендентальной медитации» Махариши и йогических
полетов. Голландская сторона предоставит индийских
специалистов по 40 аспектам. Правительству Тывы также будет
оказана помощь в развитии минирально-сырьевой базы
республики, содействие в экспорте шерсти, угля, минеральной
воды [25].

А 5 января 1997 года Президент РТ Ш.Д.Ооржак
встретился с полномочным представителем Махариши в России
Шипрой Чакраварти, который одновременно является директором
международного института Махариши в Москве, администратором
программы ТМ-Сидхи.

В Тыве зерна «Трансцендентальной медитации»
попали на обильно сдобренную социальными проблемами почву. И
немаловажным фактором здесь явился отток русского населения
из республики в начале 1990-х. В 1990 году начались
межнациональные конфликты: тувинцы выходили на улицы с
лозунгами «Русские, вон из Тувы!».

Про йогу:  Секс с сестрой, аморально? Часть 2 | Пикабу

В селе Элегест подростки
устроили русский погром. На озере близ Кызыла тувинцы
зарезали русских рыбаков. По пути на кладбище толпа принесла
гробы с телами убитых на центральную площадь города. Тыва
оказалась на грани гражданской войны.

Русские покидали
республику. Эвакуация была организована руководством
предприятия «Туваагропромтранс». Вереницы грузовиков с
людьми и пожитками потянулись на север, через Саянский
хребет — в Хакасию и Красноярский край.

Уехали 9800 человек
— инженеры, учителя, врачи. Народный фронт торжествовал.
Однако вскоре торжество сменилось унынием — стали
закрываться школы, предприятия, была зафиксирована вспышка
сифилиса. Преступность подскочила так, что с наступлением
темноты люди боялись выходить на улицу.

Выезд за пределы республики практически всех
квалифицированных специалистов, кто мог грамотно
противостоять неоиндуистской языческой экспансии
«Трансцендентальной медитации», да объявленный руководством
республики курс на разработку новой национальной духовной
концепции и обусловили там столь шокирующие масштабы роста
числа адептов этой организации.

Руководитель пресс-службы президента
Республики Тыва Рита Самбу — ситха. Она медитирует, видит
ауру собеседника, умеет летать и очень гордится этим. В
окружении президента многие занимаются медитацией по методу
учителя Махариши.

Это повальное увлечение в среде тувинской
интеллигенции. Медитируют учителя и врачи, художники и
государственные чиновники, тувинцы и русские. Ежедневно
утром и вечером по двадцать минут они повторяют с закрытыми
глазами слова священных мантр, пытаясь достичь гармонии со
Вселенной.

Это помогает отрешиться от сиюминутности жизни,
забыть о проблемах. И наступает чудо. По утверждению
руководителя пресс-службы президента республики, с началом
массового увлечения медитацией в Тыве сократилось количество
пожаров, дорожно-транспортных происшествий, снизилось число
преступлений.

«Полезный» опыт решено внедрить в широкие
массы на уровне правительственной программы на 1998 год. Для
этого будет построен Центр ведической культуры, который
станет «школой самопознания человека, интеграции науки,
философии, разума, общества и Вселенной». Способность к
медитации должна быть доступна каждому тувинцу [30].

«Мы стремимся к гармонии: человек — общество
— Вселенная», — говорит президент Ооржак. И общество
поддерживает его, ибо поиск духовности — дело нужное. Однако
далеко не все в Тыве считают, что непомерные финансовые
расходы на поиск духовности — позволительная роскошь для
республики, где медленно умирает здравоохранение.

Уже 6 лет
больницы Тывы не получали денег на ремонт. Нет рентгеновской
пленки, хирургических инструментов, обезболивающих средств.
Ампула новокаина стоит на черном рынке до 50 долларов.
Больных кладут на голые матрацы, потому что нет постельного
белья.

Тыва на первом месте в России по туберкулезу и
сифилису. За последние 5 лет смертность от туберкулеза в
республике увеличилась в 7 раз, число больных сифилисом
подскочило в 10,8 раза. Это — на грани эпидемии.
Здравоохранение получило в прошлом году 30 процентов
необходимого финансирования.

Закрылись 5 участковых больниц.
Причина — нет врачей. Сегодня на 310 тысяч жителей
республики — 108 врачей с высшим образованием. Как сказано в
официальном отчете Минздрава, из-за нехватки медицинских
работников люди вынуждены обращаться к духовенству и
шаманам; это приводит к тому, что болезни становятся
хроническими, растет общая смертность, столь критическая
ситуация «может привести к ухудшению качества населения».
«Низкокачественное» население не способно возводить храмы
[30].

Собираются построить университет менеджмента
Махариши и в Оренбурге. Там же планируется строительство
Центра ведической медицины по методикам все того же
Махариши. Московскому представительству университета
разрешено проектирование здания на месте, где еще в 1988
году планировали построить поликлинику и кинотеатр, но за
девять лет строительство не продвинулось [26].

На стене университета Махариши в Набережных
Челнах, руководимого Хансом Хоффом, где обучение
осуществляется по следующим специальностям: филология,
менеджмент, агроэкономика, архитектура, искусство, но все же
основным и главным предметом является медитация, наряду с
расписанием занятий, можно увидеть объявление,
предупреждающее студентов, не посещающих сеансы ТМ, о том,
что они могут быть отчислены [32,34].

Продавая свои медитативные методики и
«индивидуальные мантры», Махариши сколотил огромнейшее
состояние. Деньги с адептов секты берут немалые.

Вот как описывает журналистка Н.Мадорская
свой поход по объявлению в рекламной газетке: «18 апреля
Международный институт Махариши приглашает вас на
конференцию по трансцендентальной медитации» [35]:

«Зал был полон! Это сладкое слово «халява»
привлекло сюда молодых и старых, здоровых и больных. Еще бы!
Ведь методика ТМ не требовала «специальных знаний или
утомительных тренировок». Зато «гарантировала улучшение
здоровья и развитие умственного потенциала» независимо от
его наличия.

Как стало ясно из дальнейшего, собственно
Международный институт (расположенный в Голландии)
представляли всего двое: месье Жан — «физик, изучающий
глубокие поля», из Испании и преподаватель медитации из
Югославии Мичо Мичанович. Компанию дополнял переводчик
(физик говорил на английском) и наш профессор-физиолог.

По всему было видно, что профессор появился
в группе недавно и был призван, чтобы помочь иностранному
десанту сориентироваться на местности. Общаясь только со
специалистами, он не научился еще выражать мысли простым
языком, а потому долго и страстно говорил о «топологии
интактных анализаторов и компонентах дипольных векторов»,
демонстрировал на бесконечных слайдах красноватые развалы
обезьяньего мозга, чтобы присутствующие смогли оценить
«ассоциативные процессы мышления».

Завороженная научной терминологией публика
терпела молча, если не считать безногой старухи, досрочно
отправившейся в «йогический полет»: опираясь руками и
головой на костыли, она сладко посапывала.

— Профессор, кончай бодягу, переходи к
медитации, — выкрикнул наконец чей-то невоспитанный голос. —
Прости, но не понимаю ни слова!

— А что тут понимать? — не без ехидства
добавил второй. — Профессор утверждает: возможности мозга
безграничны.

Публика глухо зашумела, и оратор, смущенный,
замолчал. На помощь ему поднялся практик из Югославии — в
отличие от неопытного профессора он был, похоже, не в первый
раз замужем:

— Интеллект не всегда дает эффект! —
заговорил он с легким акцентом. — Со стрессом нельзя
бориться! Тонкие процессы мисления не всем понять, —
успокоил он зал и предоставил слово месье Жану. Тот как
физик, изучающий «глубокие поля», заговорил о благотворном
влиянии медитации на поведение преступников, на воюющие
народы, приводил цифры и проценты, демонстрировал только ему
понятные диаграммы…

Потом опять говорил профессор, потом снова
физик… Все представление, продолжавшееся два часа, и в
самом деле походило на научную конференцию для дилетантов,
созванных со всего города с непонятной целью.

Ситуацию наконец разъяснил учитель:

Четыре формы йоги и тм

  • Карма йога — духовный союз путем проведения ритуала.
  • Бхакти йога — соединение через абсолютное поклонение гуру — культ человека.
  • Хуана йога — доступ к божеству через знание оккультизма — гноза (тайна).
  • Раджа йога — создание Бога в себе при помощи техник контроля ума — личное развитие.

Раджа йога имеет три школы и самой популярной из них является Хатха йога, имеющая восемь степеней.

  1. Очищение тела через ритуал омовения и правильного питания.
  2. Медитацийные техники и позиция лотоса.
  3. Дисциплинированное поведение и никакого насилия.
  4. Контроль дыхания.
  5. Сила ума.
  6. Концентрация.
  7. Медитация.
  8. Соединение с Богом Шива.

Трансцендентальная медитация подобна Раджа йоге. Во время ТМ человек отключает чувства, сосредоточив внимание на одном объекте, абстрагируясь от всего, за исключением этого объекта. Такой человек медитирует через мантры, предоставленные его гуру.  Мантра — это индуистское секретное слово или фраза, в которой содержится имя индуистского бога или демона.

Индусы верят, что божественность воплощается в звуке мантры, который имеет большую силу. Медитируя люди переходят от нормального состояние в состояние космического сознания и в итоге к божественному сознанию, чтобы соединиться с Брахмой, который есть во всем, что существует.

Этапы жизни махеша прасад варма

Махариши Махеш был загадочной фигурой. Никто не знает точную дату его рождения, в различных источниках указываются даты между годами 1911 и 1918. Также никто не знает его настоящее имя (Махеш Прасад Варма или Махеш Шривастава).

С конца 30-х гг. (около 13 лет) он изучал практику медитации под руководством своего хозяина Брахмана Сарасвати (Гуру Дева).

В 1959 году Махариши начал преподавать в своей родной Индии, но это не принесло ему успех. Затем он переехал в Лондон, где основал Международное общество медитации.

В 1967 год на одну из его лекций пришли Битлз и были настолько очарованы гуру, что через год поехали с ним в тренировочный лагерь в Индию. После нескольких месяцев пребывания в Ришикеше (священный город) на Ганге, музыканты вернулись к своей вере. Леннон написал песню «Sexy Sadie», где заклеймил позором аморальность «святого мудреца» и выразил полное разочарование двуликой политикой Махариши.

Кроме большой четверки, сторонниками Махеша были: американская рок-группа Бич Бойз, Донован, Клинт Иствуд, Дэвид Линч. Линч публично признался, что тридцатилетняя практика трансцендентальной медитации (ТМ) открыла ему «океан мира».  И добавил, что встреча с гуру перевернула его жизнь.

В 1974 году гуру основал университет в Айове. Он показывал свои методы, написал книгу, наставлял руководителей государств, принимал участие в конференциях для исследователей, преподавателей и представителей интеллигенции. Поддерживал развитие пищевых органических ферм в самых бедных странах мира.

В 1990 году Махариши переехал в голландскую деревню Влодроп.

В 2001 году последователи его учения основали  Махариши, ведический город с населением 200 человек, архитектура которого была лично спланирована гуру таким образом, чтобы оставаться в гармонии с природой.


Он подготовил более 40 тысяч учителей трансцендентальной медитации, открыл тысячи учебных центров, школ и университетов. Подсчитано, что во всем мире сегодня 6 млн человек осваивают созданную им трансцендентальную медитацию.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий