Медитация "перевёрнутая ади шакти" для создания любви к себе
Откройте в себе Любовь. Отдайтесь потоку, позвольте этому происходить, пройдите от начала до конца. Делайте это осознанно.
Эта медитация даст вам само сознание, опыт себя, самолюбие. Вы можете полюбить всех. Вопрос не в том, что бы стать объектом или субъектом, а стать Цельным.
Во время эпохи Водолея нужно быть готовым к неожиданным переменам, нужно развивать силу интеллект и сознание. Для того, что бы предстать перед этим временем. Нужно быть добрым и внимательным к другим, быть наполненным и сострадательным. Это время перемен, согласия, время объединения усилий. Не скрывайте под словом Любовь свое недоверие. Это время Доверия. Любовь без доверия не существует. Доверие – это тест Любви. И если вы любите, вы доверяете.
1. Сядьте в удобную позу, правую руку поднимите и держите над головой, на расстоянии примерно 20 см, левую согните в локте, ладонью вовне и держите на потоке. Дышите медленно и с чувством, будто вы обнимаете свое дыхание, концентрируйтесь на подбородке на Лунной точке(центр подбородка). Отбросьте все мысли. Будьте здесь и сейчас.
Сохраните эту позу 11 минут.
2. Вдохните и вытяните руки перед собой параллельно полу ладонями вниз, по направлению к магнитному полю Земли. Сохраняйте ровное медленное дыхание и концентрацию на подбородке. Это упражнение избавит вас от болезней от шеи до пупка. Откроет сердечную чакру. Дышите осознанно, длинно, медленно, глубоко и с любовью.
Сохраняйте позу 3 минуты.
3. Теперь сделайте вдох и поднимайте руки медленно вверх и держите прямыми в локтях. Дышите медленно и глубоко. Это поменяет ваш метаболизм и укрепит ваши мышцы, вашу спину, ваше тело. Но не сгибайте локти, не важно что происходит. Просто делайте. Сохраните то же спокойствие и намерение пройти до конца. Сконцентрируйтесь на ощущениях. Отпустите свое тело, позвольте ему двигаться, если оно хочет. Или тряситесь, пройдите через это. Тянитесь. Выравнивайте спину. Будьте в потоке. Дышите ровно и глубоко. Станьте этим дыханием.
Сохраняйте это в течении 3 минут.
Когда последние три минуты истекут оставаясь с поднятыми руками сделайте глубокий вдох, потянитесь вверх и полный громкий выдох как пушечный выстрел (3 раза)
Опора на себя или «не сотвори себе кумира» – другая сторона кундалини йоги.
Эта статья может быть интересна как практикующим психологам, которые имеют дело с терапией последствий различных “духовных и эзотерических” практик, так и широкому кругу читателей, находящихся в процессе духовного роста и самопознания.
Более 10 лет я практикую йогу, в том числе кундалини – йогу. Вокруг йогических и духовных практик сформировалось достаточно устойчивое сообщество экспертов, включая психологов, психотерапевтов, применяющих йогу и медитации в консультировании и терапии.
Весь 2020 год был богат на разоблачения – вскрывались неожиданные факты, низвергались кумиры, гремели громкие судебные процессы. С начала 2020 года сообщество йогов по всему миру было возмущено книгой Pamela Saharah Dyson, в новом свете представившие фигуру Учителя и Гуру всего сообщества, Махан Тантрика Йоги Бхаджана. Книга породила дискуссии, официальные расследования, выход ряда значимых фигур из организации 3HO и отказа от практики и преподавания йоги вообще многими известными йога-тичерами.
Занимаясь как исследованием и терапией созависимых отношений, так и йогой, я не прошла мимо и углубилась в тему, прочитав биографию Памелы, комментарии очевидцев, а затем – результаты официального отчета Olive Brunch, подтвердившего факты неподобающих, абьюзивных отношений между учителями и учениками.
Заранее подчёркиваю, что все нижеописанное – мое личное, частное мнение, не имеющее отношения к официальным институтам и организациям, связанным с Кундалини йогой и Йоги Бхаджаном. И выражаю я его как социолог, психолог, практик и преподаватель Кундалини йоги и человек, имевший длительный опыт деструктивных токсичных и созависимых отношений и исследований этой проблематики.
Кто вообще такая Премка, надписавшая эту книгу? Премка, или Памела, на протяжении 16 лет была правой рукой Йоги Бхаджана. Его секретаршей. Любовницей. И “devotee”, это слово используется почти на каждой странице книги и в переводе означает «приверженец». Итак, цитируя эпилог из ее бомбической книги: Премка: Белая птица из золотой клетки, опубликованной в январе 2020 года:
«Памела посетила свой первый полу-частный урок йоги с Йоги Бхаджаном в первые месяцы после его прибытия в США. Он быстро назначил ее на службу в качестве водителя, фотографа, личного помощника и секретаря. Он был одним из многих учителей восточного происхождения, которые появились в США в разгар 60-х годов. В течение следующих 16 лет, переименовав ее в Премку, Йоги Бхаджан задействовал ее способности, чтобы документировать рост их растущего сообщества и эволюцию людей от Нью-Эйдж до йогинов и, наконец, до сикхов. Она стала административным директором международной штаб-квартиры 3HO Foundation и Sikh Dharma International и первым генеральным секретарем международного министерского совета сикхов (совет кхалсы). Премка перевела некоторые из основных молитв сикхов на американский английский в книге под названием «Лагуна мира», впервые опубликованной в 1971 году. Она также работала редактором 32-страничного ежеквартального журнала сообщества под названием «Бусы истины». В 1979 году она помогла осмыслить, скомпилировать и отредактировать полноцветный том объемом более 400 страниц, представив историю достижений Йоги Бхаджана в США. Этот том был подарком в честь его 50-летия и назывался «Человек по имени Сири Сингх Сахиб». В 1984 году она переехала на Гавайи, вышла замуж за Сири Брахма (Джек Дайсон) и через два года у них родился сын Кейси Дайсон»
Эта книга – автобиография Памелы, отписывающая существенный и значимый отрезок ее жизни, проведённый с ЙогиДжи. Книга начинается с шок контента. Памела и ЙогиДжи возвращаются из Индии, из первой знаковой, легендарной поездки «западных» сикхов к «восточным». Памела истекает кровью в самолете, вследствие нелегального аборта.. организованного ее Учителем… от ее Учителя. Уже на этом моменте можно упасть в обморок или в отрицание. Но, достаточно подробно и скрупулёзно, автор излагает все детали и подробности произошедшего, с акцентом на собственные чувства, восприятие и переживания.
«Но возникла пугающая и мучительная мысль – тот факт, что двумя месяцами ранее у меня был аборт в небольшой клинике в Индии. Я задавалась вопросом, может ли это событие быть связано с этим? Факт моей беременности и последующего аборта был секретом, который я знала, что должна хранить, чтобы защитить Йоги Бхаджана. В конце концов, он был духовным учителем для тысяч людей и проповедовал моногамию и воздержание до брака. И у него была жена и трое детей, все еще проживающие в Индии.»
Памела повествует о том, как впервые познакомилась с ЙогиДжи на его йога классе. И практически сразу описывает маркеры, характерные для людей с нарушенной привязанностью в детстве : ранний ребёнок, не желанный и случившийся сразу после второй мировой, отсутствие любви и принятия в детстве, ранний и неудачный брак , легкие наркотики (60 е годы в США), пустота внутри, поиск смысла жизни, Учителя и очень тонкое, обостренное, по детски наивное как бы «без кожи» восприятие реальности через широко открытые глаза.
Первая встреча с Йогиджи состоялась в 1968 году, когда она пришла на его класс. Он сразил на повал это юное 22 летнее создание своими габаритами, харизмой, энергетикой и экзотичным внешним видом. Первое, что она вспоминает это десять минут в крайне неудобной позе и Учитель, который оставил ее в ней на неопределённое время, выйдя за дверь . Причём, Памела практически сразу решает что это испытание, тест, который полагается а таких ситуациях (встречи духовного учителя и ученика) и решает следовать всем указаниям. «Итак, это должно быть испытание, рассуждала я. Его инструкция была очень четкой: «Не вставай, пока я не скажу».» Судя по всему, тест на покорность был пройден, потому что дальше она описывает не совсем обычную шавасану. Учитель вернулся в зал, похвалил, дал инструкции лечь на спину и расслабиться: «Но расслабиться было бы намного проще… если бы он не положил левую руку мне на правую грудь!»
Как бы вы поступили в подобной ситуации? Остались или ушли? Памела, решила что это еще один тест, и сделала вид что ничего «такого» не произошло. ЙогиДжи тоже. Характерно, что далее по тексту именно этот поведенческий паттерн она описывает, вспоминая детство, как типовой для своей семьи. Что – то «из ряда вон» происходит, но все участники намеренно это игнорируют, делая вид что «все норм».
Дальше, события развиваются стремительно. Через несколько дней он приглашает ее на пикник в парке, в компании с другими Женщинами из своего ближайшего окружения. И очень скоро она начинает на него работать, служить ему и спать с ним. Она посещает его классы, следует всем предписаниям по изменению образа жизни, диетам и практикам, включая утренние регулярные садханы. Действительно жизнь меняется – она бросает пить, курить (в том числе марихуану), становится вегетарианкой, ее чувствительность обостряется до предела и Светлый образ Учителя заполняет собой всё. Она видит его ауру, ловит и конспектирует каждое слово. Когда на одной из ранних лекций он говорит об эпохе Водолея, о собственной миссии и грядущих страданиях, о том что он будет предан и отвергнут, нарисованный им образ вызывает шквал эмоций – Памела переживает невероятный ураган эмпатии, сострадания, любви и преданности:
«Чудесное переживание обладания этим видением и огромная любовь и сострадание, которое оно вызвало к этому могущественному и вдохновляющему учителю, вынудили меня срочно взять на себя внутреннее обязательство служить ему, поддерживать его. Я почувствовала (как будто мне показали или передали понимание), как болезненно меня будут судить и испытывать. Я уже боролась со своими собственными вопросами об этом харизматическом учителе и боялась, что однажды я не смогу противостоять логике моего собственного восприятия против этой вновь обретенной веры и преданности, как и другие ученики в моем видении.»
Под этим впечатлением, она принимает внутренне решение (не смотря ни на что) остаться с ним, служить ему «куда бы он не привёл».
Далее, она увольняется, Переезжает к нему, отдаёт 10 тысяч долларов своих сбережений и начинает выполнять простые, а затем все более сложные поручения, связанные с организацией его быта, преподавания, а далее – учреждения и Развития институтов.
«Каждую ночь моей обязанностью было становиться на колени рядом с ним, массируя его перед сном. Он часто тянул меня в свою постель за приглушенным и скрытным сексом. Впоследствии, хотя мне очень хотелось лежать рядом с ним, надеясь на поддержку, он неизбежно подтолкнет меня обратно на пол, чтобы продолжать массировать его, пока он не заснет.» На садхану в 4 утра приходили другие обитатели общины. Памела чувствовала себя призванной дежурить каждую ночь у его постели, оберегая сон и накрывая одеялом, чтобы он не остыл и не замёрз до смерти.
«Как у женщины, у меня было органическое, инстинктивное желание посвящать себя мужчине. В этом случае было дополнительное измерение служения высшей цели, сдатся и доверить себя великой мудрости высшего существа. Йоги, казалось, был больше, чем жизнь, таким увлекательным и привлекательным. Было обнадеживающе иметь духовного учителя, который имел бы ответы на все жизненные вопросы. Если он говорил, что что-то было правильно, если он подтверждал , что все в порядке, то мне больше не нужно спрашивать.»
Такое отношение больше характеризует отношения ребёнка и родителя : всезнающего, всепрощающего, всемогущего и оберегающего. На этот момент Памеле чуть больше 22 а ЙогиДжи – едва за 40. Она массирует и ублажает его каждую ночь, он восхищается ее «целительным прикосновением», уверяет в кармической подоплёке их отношений и ее избранности, уникальности. Она задаёт вопросы о характере их связи, о его жене и детях, уверяет что ей нужна лишь духовная сторона, не физическая. И здесь описан достаточно явный «газлайтинг», приём характерный для злоупотребляющих и абьюзных отношений. Несколько раз по тексту книги, Памела упоминает тот факт, что она отказывается от интимной близости, настаивая на его духовном статусе учителя и женатого мужчины (что в принципе противоречит его учению и их уже общей религии – Сикхизму). Напротив, он аргументирует что «это нужно ей, это определено кармой, он просто выполняет свой долг».
«Быть влюбленной в Йоги Бхаджана было совершенно противоречиво и сбивало с толку, потому что он был гораздо большим, чем просто обычный человек для меня … и для его тысяч последователей. Как и в первый раз, когда он прикоснулся к моей груди, секс с ним казался почти клиническим, безличным, лишенным настоящего тепла или страсти. Я продолжала надеяться чувствовать, что тебя держат, любят, обнимают или хотят. Вместо этого я всегда чувствовала себя более растерянной.»
При этом, она слышала от него : «Ты должна понимать, Премка, что у меня нет никаких сексуальных отношений с кем-либо. Если это то, что ты думаешь,то ты сильно ошибаешься. Мне не нужен секс. Секс – это просто желание, как желание мочиться ».
Не потребовалось Долгих лет чтобы она «залетела», как она честно признаётся – Вера в сверхспособности Гуру – плохой контрацептив, достаточно быстро она поняла что беременна. Предложения привести в мир новую душу были отвергнуты, аборты в США – нелегальны, поэтому аборт был устроен на территории Индии, также нелегально и не профессионально, что и привело к осложнениям некоторое время спустя.
Постепенно после возвращения из Индии, после аборта и восстановления в Лондонской клинике она вернулась в Штаты и «В последующие месяцы и годы я обнаружила, что движусь вместе с вихрем перемен, которые возникли вокруг удивительно энергичного и бесконечно творческого Йоги. Сообщество душ, которое было привлечено к этому харизматическому учителю, а затем собралось вокруг нас, стало желанной заменой моей родной семье.»
Конечно, был внешний круг и внутренний, приближенных к телу Учителя, в основном – незамужних женщин. «Для тех из нас, кто находился во внутреннем кругу, жизнь вокруг Йоги Бхаджана никогда не была скучной, всегда наполненной неожиданностями, когда он переворачивал жизни с ног на голову, чтобы вернуть их в нужное русло, вдохновляя на новое деловое предприятие, направляя участие или устраивал браки на месте.»
Постоянно появлялись молодые, неженатые мужчины и незамужние женщины, среди которых оперативно устраивались браки и порождались новые семейные бизнесы. Многие семьи отправлялись ЙогиДжи в другие города и даже страны с «почетной миссией». Или, возможно, отсылались подальше с глаз долой?
Шли годы, у Памелы становилось все больше обязанностей и забот. Она начала замечать явное присутствие других женщин рядом с телом ЙогиДжи. Она описывает грустную историю привязанности к маленькой девочке, пятилетней дочери одной из пар ближнего круга, в которой она видимо нашла своего нерожденного и желанного ребёнка. И именно с этого момента она начала ощущать противостояние с волей своего Учителя. В явной и директивней форме он запрещал ей «находить любимчиков» и заботится о ком либо особенным образом, ссылаясь на ее особый статус Первого Секретаря. Истрия закончилась трагической гибелью ребёнка, упавшего с туристической тропы на прогулке в детском лагере. Памела приняла этот удар как подтверждение того, что она свернула со своего духовного пути, как наказание за своё противостояние Учителю. «Меня наказали за мою личную привязанность … или за то, что я был против моего учителя?»
С годами, расстояние между ней и ЙогиДжи стало все более формальным, все чаще он подчеркивает перед общиной отсутствие ее личных заслуг в той позиции, которую она занимает, говоря что «ее сделал он, без него она никто». Она болезненно переживает и растущую нагрузку, и изменение отношения, и особенно публичное унижение: «Это последнее его оскорбление вызвало всю боль, которую я пережила, когда меня вытеснили с должности личного помощника. Отдельные моменты и разговоры с ним сменились встречами об организационных структурах, новых предприятиях, бюджетах и графиках.»
Время шло к 30, ей хотелось выйти замуж, завести семью, родить детей, но каждый разговор об этом с ЙогиДжи натыкался на стену отрицания. Он утверждал, что брак, замужество и дети – не ее судьба. И этому не бывать.
Кроме женщин, в окружении ЙогиДжи были и мужчины. И Памела заприметила среди них кандидата в мужья. Некоторое время приглядываясь к нему, она решила пойти ва-банк, и попросила своего Гуру об устроении ее семейного счастья согласно Сикхским традициям. Она хотела стать мужней женой и продолжать служить общине и учителю. Но, получив очередной отказ, она получила ещё и серьёзный щелчок по носу от ЙогиДжи. Имея все полномочия и авторитет, он незамедлительно устроил брак между этим мужчиной и одной из женщин общины. Не смотря на слабые протесты всех сторон, брак состоялся и Памела осталась увязать все глубже в паутине Собственных противоречий. Постоянно рассуждая, тест это или не тест, несколько глубоко учитель проверяет масштабы ее приверженности и духовности она недалеко ушла от правды. С каждым разом, пытаясь больше открыться и доверится учителю, границы ее личности проверялись на прочность а затем и границы и ее личность – стирались. На протяжении всей книги Памела подробно описывает процесс разрушения своей личности и замещения искусственной конструкцией. Эффективной, работоспособной, безгранично преданной. Все о чем она просит для себя – разрушается методично и демонстративно.
Спустя несколько лет, этот мужчина признаётся Памеле в любви, у них начинаются отношения и совместные планы, уже вместе они делают попытку договориться с Йоги Бхаджаном о браке, и оба становятся жертвой давления и манипуляций с его стороны. Памела начинает описывать ее противостояние с Йоги как шахматную партию, и проигрывает.
Некоторое время им обоим потребовалась, чтобы выйти из «ближнего круга» и все таки добиться свободы от диктата своего Гуру. Они уехали строить новую жизнь, родили сына, и с нотой грусти и сожаления Памела получала новости о том, как ЙогиДжи рисует новый образ Памелы, как предателя и ничтожной падшей женщины. Тем не менее, она нашла своё спокойное счастье, опыт остался с ней.
Читая книгу, я также погрузилась в обсуждение в англоязычной группе в FB. Там пишут свидетели тех событий, друзья Памелы, а также практикующие кундалини йогу и преподаватели. Некоторые комментарии шокируют, например одна из женщин, бывших в ближнем кругу упоминает о том, как ЙогиДжи сказал в присутствии других что «она красивая так что он бы ее трахнул», что ее невероятно шокировала, но она тоже сделала вид что не заметила. Другая упоминает о разговоре с мужем, в котором советовалась как быть с поступившим от Учителя предложением секса, на что муж сказал : «он же учитель, если он хочет секса дай».
Надо сказать что тогдашнее окружение ЙогиДжи состояло преимущественно из недавно завязавших «детей цветов», и с пониманием отнестись к ним. Но, именно эти факты и породили множество противоречий и вопросов.
Книга Памела для меня приняла облегчение, пролив свет на источники напряжения. Поэтому, облегчение основано на том что : «мои чувства меня не обманули, я могу себе доверять, вот факты которые подтверждают». Как психолог, я знаю механизм формирования личности, которая попадает в деструктивные созависимые отношения: с детства ребёнка учат не доверять своим чувствам, своей сенсорной системе. Папа хочет убить маму – но для ребёнка делают вид что обнимаются. Мама злится на ребёнка но скрывает за натянутой улыбкой. Ребёнок начинает испытывать конфликт восприятия и интерпретации а затем отключает свои чувства. Когда он попадает в ситуации, которые явно указывают на то что его границы нарушают, надо что то с этим делать – он делает вид что «ничего не происходит». Например именно так происходит в примере, описанном Памелой – духовный учитель при первом знакомстве прикасается к ее груди (это явное нарушение границ) И она испытывая ощущения «что то не так», выбирает сделать вид «так и должно быть». Далее в книге она описывает свою семью и отношения в семье, показывая как именно сформировалась такая «нормализация».
Это понимание, позволило мне сохранить более менее спокойный и трезвый взгляд наблюдателя и исследователя на то, как многие известные учителя и даже школы уходят в отрицание, отказываясь от комментариев вообще, удаляя вопросы студентов в своих группах. Некоторые учителя, все же комментируют происходящее для своих студентов, резко и в явно негативном ключеотрицая факты, изложенные в книге и на форумах, отказываясь читать книгу, называя автора книги лгуньей, а публикацию книги – проплаченным кое-кем заказом.
Многие учителя, в основном в других странах, публично отсоединяются от имени Йоги Бхаджана, от 3HO и даже от практики и преподавания Кундалини йоги.
О чем нам говорит сильнейший аффект? О глубокой вовлеченности и приверженности фигуре Учителя. Фигура учителя йоги была «обожествлена» его учениками, его окружением, последователями. Практика превратилась в Культ. Он стал Гуру, Святым для сотен тысяч, уже для нескольких поколений. Его портреты стоят на домашних алтарях, на его фотографию медитируют, к его книгам и цитатам обращаются за советом, поддержкой. Практически все учителя и практикующие КЙ получили глубокий, мощный, трансформирующий опыт, связанный с практикой кундалини йоги: исцелились от болезней, избавились от серьезных зависимостей, почувствовали силу и возможности управлять своей жизнью. Изменили образ жизни, образ мыслей, образ Себя.
Все, кто проходил тренинги для учителей кундалини йоги – были посвящены в созданную Учителем совершенную систему и технологию, не подлежащую критике и изменению. Четкие нормы, правила, предписания – для учителей и учеников. Кодекс Учителя требующий чистоты Учителя, именно он вызвал такую бурю возмущения в сообществе – выяснилось что сам Гуру…не следовал собственным нормам и правилам, жестко требуя их от окружающих. Кроме этого, он злоупотреблял своей силой, властью, авторитетом, был нечестен и откровенно манипулировал жизнями своих приверженцев. И это был шок. С пьедестала рухнул Кумир. Для сотен тысяч людей по всему миру – этот прочный и стабильный мир перевернулся, с ног на голову.
Почему так произошло? Почему вообще люди водружают на пьедестал Кумиров и почему рушится мир при их падении? Ответы на этот вопрос, неожиданно, можно найти в теории периодизации развития личности. Согласно этой теории, развитие психики человека обязательно должно пройти несколько стадий, связанных с формированием головного мозга. И важная, связанная с периодизацией – «Теория Привязанности».
Психолог Джон Боулби первым из психологов описал привязанность — как «устойчивую психологическую связь между людьми». Он считал, что самые ранние связи детей с теми, кто о них заботится, имеют огромное влияние, которое продолжается на протяжении всей их жизни. Центральная идея теории привязанности заключается в том, что те, кто изначально ухаживает за малышом, реагируют на его потребности и удовлетворяют их, позволяют ребёнку почувствовать себя в безопасности. Младенец знает, что тот или иной взрослый надёжен, и это даёт ему крепкую опору для последующего познания мира. Постепенно, в процессе развития, внешняя опора – становится внутренним стержнем.
Если какой то период был не завершен, если привязанность была нарушена – у человека НЕ ФОРМИРУЕТСЯ тот самый внутренний стержень и ВНУТРЕННЯЯ ОПОРА. И возникает потребность заменять эту структуру ВНЕШНЕЙ ОПОРОЙ. Поэтому, люди ищут эту опору во вне – в идеологии, учениях, ищут Учителя, Наставника, Гуру, либо остаются сидеть на шее у своих авторитарных родителей ИЛИ супругов, наркотиках, алкоголе, и так далее. С разрушением внешней опоры – рушится незрелая личность, мир разваливается на части.
Практиковать ли кундалини йогу, йогу, медитации и вообще практики духовного и личностного роста зная о возможных злоупотреблениях учителей и гуру?
Личный выбор каждого. За каждой фигурой принесшей знания в человеческом теле – есть своя Тень, которую важно знать и принимать. Важно понимать что любая попытка «обожествить» учителя неизбежно приведет к падению и разочарованию, связанным с необходимостью принять несовершенство и дуальность человеческой природы.
Как быть и жить дальше? Расти, осознанно завершать собственное взросления, выращивать внутренний стержень, утверждать свое Я, свою Самость. Опираться на собственные идеи, выводы, опыт. Жить Своим умом, осознанно и вдумчиво обращаясь к опыту человечества по возможности, оставаясь нейтральными и не вовлеченными, не ассоциируя себя с тем или иным течением, направлением мысли, конфессией, идеологией.
FB группа обсуждения книги тут (международная)
История КЙ перевод на русский