Яма
Яма – основные регулирующие принципы жизнедеятельности каждого человека.
В Йога-Сутрах Патанджали выделяется 5 основных принципов ямы:
Ненасилие (ахимса) – по отношению к себе и другим людям, а также окружающему живому миру. Подразумевается не только физическое ненасилие, но и ментальное (мысленное и словесное). Данный принцип зачастую воспринимают радикально (полный отказ от животной пищи, отказ от выполнения обязанностей, связанных с причинением вреда живому и так далее).
Но во всем должна быть мера – если по состоянию здоровья вы действительно нуждаетесь в продуктах животного происхождения, то нужно слушать свой организм. Первоначально, возможно, не удастся наблюдать полную ахимсу. Тем не менее, нужно просто постоянно держать в уме определение ахимсы и пытаться следовать ему.
Правдивость (сатья) – в отношении не только других людей, но и себя. Речь также идет о корректном и однозначном выражением собственных мыслей (не допускать двусмыслия).
Честность (астея) – запрет воровства или желания присвоить чужое. Практикуя данный принцип, человек достигнет спокойствия ума, когда знает, что ему принадлежит лишь то, что ему положено.
Половое воздержание (брахмачарья) – контроль похоти, сохранение целомудрия до брака и нераспущенность в брачных отношениях. Принцип предполагает отсутствие даже мысленного вожделения в отношении лиц противоположного пола, кроме как своего спутника (мужа, жены).
Человек должен контролировать желания, а не находиться в их власти. Как только желания начинают править разумом, человек теряет свободу.
Нестяжательство (апариграха) – непривязанность к материальным благам, ненакопительство (хранение вещей, которые нам не требуются).
Данный принцип также касается пищи: мы должны есть, чтобы удовлетворить голод и жить полноценной жизнью. Но даже когда голод удовлетворен, иногда мы склонны есть больше, только потому, что нам нравится вкус. Когда мы потребляем избыток пищи, это вредно воздействует на организм. Пища не переваривается хорошо, что ведет к возникновению заболеваний.
В других источниках, в частности, в Хатха-йоге-прадипике (текст о хатха-йоге, предположительная дата 15 век н.э.) добавляются дополнительные, но не менее важные принципы:
прощение, милосердие (кшама);
стойкость, мужество (дхрити);
сострадание (дайя) – это не реакция на ситуацию, а действие: физическая помощь либо словесное утешение;
смирение (аарьяв) – работа с собственным эго;
умеренный аппетит (мтахара) – ограничение пищи и соблюдение необходимой организму диеты в надлежащее время.
11-25 октября аштанга йога в тайланде с михаилом константиновым и татьяной левицкой | московский аштанга йога центр
Йога для всех, кроме ленивых! Мы будем рады видеть на нашем семинаре всех, кто хочет соприкоснуться с традиционной практикой аштанга йоги школы Шри К. Паттабхи Джойса. Данный метод позволяет абсолютно любому человеку начать заниматься и достичь успеха в практике.
Наш семинар поможет сделать первые шаги грамотно, выстроив фундамент на будущее. Опытным практикам будут полезны вечерние мастер-классы, лекции по философии и практически индивидуальная работа с преподавателями на майсор-классах.
Утренняя практика будет посвящена работе с асанами. Вечерами мы будем осваивать лёгкие очистительные техники, помогающие наладить правильную работу дыхательной и пищеварительной систем. Также мы подробно разберём основные пранаямы, посвятим несколько вечеров главным йогическим текстам и выпьем целую реку чая за философскими беседами))))))
Также мы запланировали для вас экскурсии-приключения с водопадами, дикими обезьянами и буддийскими святынями.
ПРОГРАММА ТУРА
11.10 – вылет из Москвы
12.10 – прилёт в Бангкок, групповой трансфер до Хуа-Хина (около трёх часов), размещение в отеле Анантасила, который находится непосредственно на берегу моря.
Сайт отеля: www.anantasila.com
В этот же день мы вместе пообедаем, познакомимся и сделаем практику, восстанавливающую силы после перелёта.
13.10 – 23.10 – утром практика асан, вечером очистительные практики, работа с дыханием, лекции В один из дней запланирована экскурсия на целый день. Сделав утреннюю практику, мы позавтракаем в отеле, а потом поедем гулять по джунглям и покорять многоуровневые водопады.
23.10 – утренняя практика, завтрак в отеле, прощание с морем и переезд в Бангкок. В Бангкоке расселение в отеле в центре города рядом со знаменитой Коасан Роуд с её многочисленными ресторанчиками, сувенирными лавками, рынками еды и одежды, массажными салонами.
24.10 – мы посетим основные храмы Бангока, покатаемся на самом популярном в городе виде транспорта – речных трамвайчиках, окунёмся в бурлящий поток местной жизни.
25.10 – вылет в Москву
Проживание: Хуа-Хин – отель Anantasila Бангкок – отель New World City Hotel (отель бюджетный, но очень чистый и имеет отличное расположение, а также большие номера, где можно будет спокойно практиковать при желании).
Желающие могут разместиться в новом здании отеля Nuovo City за дополнительную плату (это нужно согласовать заранее). В новой части отеля номера очень красивые, но маленькие. Как преимущество входит бесплатное пользование бассейном на крыше.
Преподаватели:
Михаил Костантинов
Татьяна Левицкая
СТОИМОСТЬ ТУРА: 1470$ aвиабилет В стоимость тура входит: занятия (утром и вечером), проживание на базе завтраков, все трансферы по программе, экскурсии в Хуа-Хине и Бангкоке.
Медицинскую страховку вы можете оформить самостоятельно в любом туристическом агентстве.
Авиабилеты будут выкупаться после набора группы, тариф будет со всеми согласован непосредственно перед бронированием. Деньги на билет желательно сдать сразу, чтобы полететь со всеми одним рейсом, так как запланирован групповой трансфер до отеля.
Зарегистрироваться можно в любом из наших залов: зал на Петровке, зал на Маяковской
Фактом регистрации является полная оплата тура (желательно также сразу сдать деньги на авиабилет). При регистрации просьба оставлять свой номер телефона и e-mail, а также прислать на почту копию первой страницы загранпаспорта.
Контакты: 7903 108 00 56
Tati-levi@yogoz.ru
Татьяна Левицкая
Асана
Асана – это поза йоги, предполагающая определенное положение тела.
В Хатха-йоге Прадипике говорится, что «Асаной можно достичь здорового здоровья, стабильности, легкости тела и разума».
Выделяют четыре уровня прогрессии в практике той или иной асаны. По достижении четвертого уровня считается, что вы овладели асаной.
уровень. Асана предполагает устойчивое положение, тело удерживает определенную позу в течение длительного времени, одновременно обеспечивая устойчивость всех мышц, растянутых или расслабленных. На этом этапе для стабилизации тела в практикуемой позе вам требуется приложить усилия.
уровень. Как только стабильность асаны будет достигнута в течение определенного периода времени, на следующем уровне будет чувствоваться комфорт в занятом положении. Нужно уметь поддерживать асану и чувствовать себя легко.
уровень. Теперь нужно стараться постепенно расслаблять мышцы в занятой позе, с практикой расслабления можно добиться большей стабильности и комфорта в положении. Когда тело расслаблено, ум также становится спокойным и расслабленным, и вы сможете фокусироваться, а не отвлекаться на физические ощущения.
уровень. Ум может легко фокусироваться на предмете медитации, это говорит о более высоком уровне опыта практики асаны.
В идеале, считается, что если вы можете удерживать асану в течение трех часов без дискомфорта, то это говорит о мастерстве на физическом уровне. Если вы можете сосредоточить ум на одном объекте во время указанной продолжительности практики, тогда вы владеете также ментальным (или умственным) уровнем.
Естественное состояние тела и ума – это расслабленное состояние. Регулярной практикой асан такое расслабленное состояние достигается без усилий. Эффект от такой практики асан вы сможете увидеть и в повседневной жизни: тело и ум станут более эффективными, выносливыми, повысится иммунитет, вы сможете легко и осознанно контролировать эмоции.
Виды и полное пошаговое руководство практики асан аштанга йоги подробно описаны в соответствующем разделе нашего сайта (позы йоги).
Бандхи, как средство управления энергией тела
Те, кто прошел «первый рубеж» и освоил Приветствие Солнцу и первые семь-восемь поз, начинают осваивать внутренние замки тела: бандхи (физические, энергетические и психические). Основных бандх три:
— Мула-бандха: корневой замок, находящийся в промежности
— Уддияна-бандха: брюшной замок, который располагается между пупком и диафрагмой
— Джаландхара-банхдха: горловой замок, который находится в области шеи (передняя линия)

Все три замка могут совершаться физически (сокращением необходимых мышц), психически (силой мысли) и предназначены для корректной отстройки положения тела и более глубокой концентрации ума. Более того, каждая бандха направляет поток энергии (праны) вверх, препятствуя неконтролируемому рассеиванию.

В чем отличие аштанга-виньясы от других течений йоги?
Что еще отличает Аштанга-йогу от других направлений Хатха-йоги, так это виньяса: принцип соединения движения тела с дыханием. Виньясы предназначены для соединения асан (поз тела) в единый непрерывный поток: тело перетекает из одного положения в другое, асаны как бусины нанизываются на единую нить дыхания.
Еще одна особенность этого стиля заключается в том, что не практика подстраивается под человека (как, например, в йоге Айенгара), а наоборот человек всеми силами пытается дотянуться до необходимого уровня, тренируя таким образом выдержку, целеустремленность и силу воли, что приводит к добровольному самоограничению и наращиванию силы Духа.
Также в Аштанга-виньяса-йоге основополагающей является Тристхана, как ключ к обузданию ума и чувств и применение бандх – замков тела для направления потоков энергии внутри тела в необходимые участки.

Йога теней (shadow yoga)
Основатель стиля Шандор Ремете родился в Венгрии в 1943 году. Как говорит сам Шандор, на формирование его стиля оказали влияние традиции Айенгара, Кришнамачарьи и искусство кэндзюцу, в котором делается акцент на развитие «хара» — энергетического центра, расположенного на уровне пупка.
- Первый уровень «пратигна крама» — исследование. Изучаются базовые последовательности асан, включающие в себя элементы цигун
- Второй уровень («мандала крама», изучение циркуляции праны) — основные асаны и построение вариаций, а также бандхи и мудры (Махабандха, Махаведха и Махамудра)
- Третий уровень («шакти крама») посвящён накоплению и концентрации праны, и включает освоение сложных асан, дающих большую внутреннюю силу, а также изучение марм — «энергетических узлов» в теле, нади — каналов энергии, ритмичного дыхания и взаимодействия всех этих элементов
- Четвертый уровень — («ваджрамукти»), направлен на формирование «алмазного тела», ваджракайи, и представляет из себя свободный стиль, в котором «практикующий знает что делать, когда и где это делать, как делать и когда остановиться.
Практике Ваджракайи обучают в плавной манере, когда одна асана перетекает в последующую, так же как тень плавно, без колебаний, движется от одной поверхности к другой».
Йога Теней – это утонченная и мощная система индивидуальной подготовки и развития человека, имеющая целью освоение различных слоёв (теней) человеческого организма. Слои описываются в текстах Йоги как грубое физическое, энергетическое (силовое), ментально-эмоциональное, интеллектуальное тела, а также тело блаженства.
Под воздействием стресса и неосознаваемых привычек эти слои “засоряются” и препятствуют свободному течению жизненной силы подобно тому, как тень заслоняет свет солнца. Цель йоги — растворить этот “мусор”, чтобы освободить и оптимизировать движение жизненной силы.
Формы школы Йоги Теней:
- Бала Крама (Набор Силы) – фундаментальная (то есть, закладывающая фундамент) практика
- Чайя Йоддха Санчаланам (Встряхивание Воина Тени)
- Картиккейя Мандала (Циркуляция (Гирлянда) Света) – утончает дыхательный процесс посредством спиралеобразных движений тела
- Кундалангихара
Первые три последовательности – это сочетание различных боевых последовательностей (вирампарампара) и ритуалов поклонения солнцу (сурьянамаскар). Они служат прелюдией для асана-виньяс (начальной, среднего уровня и продвинутой последовательностей асан и контр позиций).
За прелюдиями и асана-виньясами следуют завершающие – перевернутые асаны, выступающие проводниками к практике пранаям и к другим внутренним практикам, например, дхьянн. Структура этих действий отражает квинтэссенцию формы Гайятри-Мантры, состоящей из прелюдии, мантры и заключения (вьяхтри, гайятри и сирас).
Кундалангихара, четвертая форма-прелюдия – это расположенные в последовательном порядке раскачивания, повороты, приседания, подъёмы и скручивания. Она изучается совместно с контр позициями в сидячем положении и первыми шагами в шакти чалани мудра – соответственно подобранными для культивации шакти (внутренней энергии) базовыми пранаямами (удджайи, сурья бедха, бхастрика и шитали).
Успехи в шакти чалани достигаются благодаря тщательному освоению первых трех этапов в течение двенадцати лет. Чтобы овладеть этими формами, практикующий должен в совершенстве освоить маюрасану, пашчимоттанасану, падмасану или ардха падмасану (полулотос), сиддхасану и три бандхи.
Йога Теней основывается на принципах и практиках, общих для хатха-йоги и внутренних воинских искусств. Йога Теней использует принципы мармастханы (науки о 108 жизненно важных точках тела) для достижения приемлемого сочетания положений тела и ритмичных движений с целью достижения беспрепятственного движения дыхания.
После ОСВОЕНИЯ, указанные последовательности движений используются как подготовка необходимых внутренних условий для практики асаны/виньясы, которая предлагается наставником в соответствии с потребностями ученика
Константинов михаил, аштанга йога – преподаватель онлайн-школы йоги
Впервые Михаил познакомился с йогой в 1979 году, в рамках своего тогдашнего увлечения боевыми искусствами, прочтя несколько самиздатовских книг по йоге….
Впервые Михаил познакомился с йогой в 1979 году, в рамках своего тогдашнего увлечения боевыми искусствами, прочтя несколько самиздатовских книг по йоге. Занимался около трех лет в различных подпольных кружках йоги города Москвы самыми разными вариантами того, что тогда считалось йогой, от попытки выполнения асан и пранаям до различных вариантов медитации.
В 1989 году Михаил закончил Государственное медицинское училище, чуть позже закончил Курсы по массажу при РГУФКе. В 1991 году закончил Курс по биоэнергетическим практикам Джуны Давиташвили, и тогда же получил сертификат по специальности «Боевые искусства» при РГУФКЕ.
С той поры за плечами у Михаила огромное число пройденных курсов, семинаров,
В сентябре 1999 года Михаил Константинов стал одним из основателей и ведущих преподавателей московского Аштанга Йога Центра.
В 2002 году на базе АНО «ЦСИТ «Ритамбхара» он создал подразделение «Ритамбхара йога продактс», первое на российском рынке осуществляющее полный спектр обеспечения интересующихся йогой всеми необходимыми материалами и адекватной информацией для практики.
В 2003 году Михаил начал обучение в Институте исследования Аштанга Йоги в Майсоре, Индия (сейчас – Аштанга Йога Институт Кришна Паттабхи Джойса), под руководством Шри К. Паттабхи Джойса, где продолжает обучаться и по настоящее время уже под руководством его дочери – Срасвати Рангасвами и внука – Р. Шарата Джойса.
В 2003 году он основал выпуск и стал Главным Редактором первого на русском языке специализированного журнала «ЙОГА».
В 2007 году Михаил совершил паломничество в Тибет (Китай), где совершил обряд парикрамы (ритуального обхода) священной для трех религий горы Кайлаш.
В тоже время Михаил принял шиваизм, получив посвящение в Традицию Вирашиваизма из рук Шри 1008 Джагадгуру доктора Чандрашекхара Шивачарьи Махасвавмиджи в Джагамвадиматхе в Варанаси (Индия).
Михаил Константинов организовал и регулярно проводит с 2007 года первый в России 50-часовой курс по введению в практику аштанга виньяса йоги Традиции Шри К.Паттабхи Джойса, построенный по международным стандартам, руководит инновационной программой по обучению «с нуля» аштанга виньяса йоге – “step by step”.
Впервые Михаил познакомился с йогой в 1979 году, в рамках своего тогдашнего увлечения боевыми искусствами, прочтя несколько самиздатовских книг по йоге. Занимался около трех лет в различных подпольных кружках йоги города Москвы самыми разными вариантами того, что тогда считалось йогой, от попытки выполнения асан и пранаям до различных вариантов медитации.
В 1989 году Михаил закончил Государственное медицинское училище, чуть позже закончил Курсы по массажу при РГУФКе. В 1991 году закончил Курс по биоэнергетическим практикам Джуны Давиташвили, и тогда же получил сертификат по специальности «Боевые искусства» при РГУФКЕ.
С той поры за плечами у Михаила огромное число пройденных курсов, семинаров,
В сентябре 1999 года Михаил Константинов стал одним из основателей и ведущих преподавателей московского Аштанга Йога Центра.
В 2002 году на базе АНО «ЦСИТ «Ритамбхара» он создал подразделение «Ритамбхара йога продактс», первое на российском рынке осуществляющее полный спектр обеспечения интересующихся йогой всеми необходимыми материалами и адекватной информацией для практики.
В 2003 году Михаил начал обучение в Институте исследования Аштанга Йоги в Майсоре, Индия (сейчас – Аштанга Йога Институт Кришна Паттабхи Джойса), под руководством Шри К. Паттабхи Джойса, где продолжает обучаться и по настоящее время уже под руководством его дочери – Срасвати Рангасвами и внука – Р. Шарата Джойса.
В 2003 году он основал выпуск и стал Главным Редактором первого на русском языке специализированного журнала «ЙОГА».
В 2007 году Михаил совершил паломничество в Тибет (Китай), где совершил обряд парикрамы (ритуального обхода) священной для трех религий горы Кайлаш.
В тоже время Михаил принял шиваизм, получив посвящение в Традицию Вирашиваизма из рук Шри 1008 Джагадгуру доктора Чандрашекхара Шивачарьи Махасвавмиджи в Джагамвадиматхе в Варанаси (Индия).
Михаил Константинов организовал и регулярно проводит с 2007 года первый в России 50-часовой курс по введению в практику аштанга виньяса йоги Традиции Шри К.Паттабхи Джойса, построенный по международным стандартам, руководит инновационной программой по обучению «с нуля» аштанга виньяса йоге – “step by step”.
Мантра, открывающая практику аштанга йоги — yogoz.ru. традиционная аштанга йога. краснодар
Мантра, открывающая практику Аштанга йоги.
Послушать в исполнении Шри Кришна Паттабхи Джойса.
Послушать
Послушать в исполнении Шарата Рангасвами Джойса.
Послушать
Шарат Джойс об открывающей мантре Аштанга йоги
На санскрите
Транслитерация
Перевод (один из вариантов)
Ом… Поклоняюсь лотосным стопам Учителей,
Что даруют счастье знания о собственной сути,
Что даруют несравненное счастье пробуждения
Учителей, кто будто врачи, дающие лекарство от самсары (круговорота смертей и рождений), что подобна яду Халаха.
Я приветствую мудреца Патанджали (в его божественной форме) тысячеглавого, ниже плеч имеющего форму человека,
Держащего в руках раковину (как символ божественного звука), колесо-чакру (как символ очищения) и меч (как символ различения). Ом…
Перевод Эдгар Лейтан
«Поклоняюсь (vande) двум лотосам (-aravinde) стоп (caraṇa-) учителей (gurūṇām), за счёт восприятия которых (-avabodhe) было показано/явлено (saṃdarśita-) счастье/радость (-sukha-) собственного (-sva-) духовного начала/самого себя (-ātma-), [и кои, обе лотосные стопы] ведут себя [как бы] целителями от яда (jāṅgalikāyamāne) ради успокоения (-śāntyai) заблуждений (-moha-) [проистекающих] от смертельной отравы (-hālāhala-) круговерти бытия (saṃsāra-) в состоянии [достигнутого] высшего блага (niḥśreyase) [т. е. конечного освобождения]».
«Приветствую поклоном (praṇamāmi) Патанджали (patañjalim), имеющего облик/форму (-ākāram) человека (-puruṣa-) начиная от рук [и выше]/вплоть до рук [снизу] (ābāhu-); несущего/держащего (-dhāriṇam) [в руках] раковину (-śaṅkha-), диск (-cakra-) и меч (-asi_); имеющего тысячи/у (sahasra-) голов (śirasam), [этого] змея Швету (śvetam)».
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Михаил константинов: "вопреки рекламе, йога – это не для всех"
Михаил Константинов – один из первых преподавателей йоги в России. Известен своим ревностным отношением к соблюдению принципов чистой практики йоги, в связи с чем нередко достаточно резко высказывается в адрес тех, кто считает йогу чем-то вроде фитнеса или физкультуры.
Что или кто повлиял на ваше решение отказаться от мяса?
Мой выбор стать йогином, посвятить свою жизнь практике йоги явился первым и главным аргументом. Все остальные факторы второстепенны – этика, экология, здравый смысл, здоровье стали осозноваться и узнаваться потом.
Как к вашей диете относятся ваши друзья и родственники?
Все очень давно привыкли, всетаки 15 лет, а родственникам особого выбора не было с самого начала, принятые решения я никогда ни с кем не согласовывал, а друзья – это мои единомышленники, иначе что это за друзья?
Как часто готовите и сколько времени вы проводите на кухне?
Да в общем-то, не готовлю я и отдельного времени на кухне не провожу. Могу сделать бутерброды там или картошку пожарить в принципе, но без крайней необходимости стараюсь этого не совершать.
Ваш тип диеты?
Не употребляю плоти никаких живых существ (мяса, рыбы, яиц), а также лука и чеснока.
Любимый продукт или блюдо?
Таких довольно много, но вот, например, навскидку – джирарайс плюс панирбаттермасала.
Нелюбимый продукт или блюдо?
Лук и чеснок, даже запаха не переношу.
Ваши коллеги по работе разделяют ваши взгляды?
Ну, во-первых, я работаю (и возглавляю) в Центре Йоги, посему, понятное дело, разделяют. Ну а во-вторых, так как на работе я диктую правила, даже техническим работникам (не занимающимся йогой) запрещено, скажем так, осквернять пространство Центра употреблением мясных продуктов (дома они могут есть все, что хотят, понятное дело).
Что пришло в вашу жизнь раньше: йога или отказ от мясной пищи?
– Йога пришла значительно раньше, я еще ел мясо и даже курил , но я уже знал, что через какое-то время мне придется распрощаться с этими ужасными привычками.
Как долго вы практикуете йогу? Что вдохновило вас начать практику?
Мое знакомство с йогой впервые произошо в 1979 году, когда мой первый Наставник дал мне почитать самоиздатовские книги по хатха и раджа йоге. У меня тогда был некий экзистенциальный кризис, я е совсем понимал, зачем и для чего вообще жить И вот эти тексты по йоге вновь вернули мне интерес к жизни, ни больше и не меньше. Ну а реальную практику (не попытки, они были и тогда, с самого начала) я начал на полтора десятка лет позже, когда в страну стала поступать реальная рабочая информация о йоге.
Из великих людей кто-то оказал на вас свое влияние? Может быть, вы считаете кого-то своим кумиром, учителем?
Ну, влияние, конечно, оказывали многие, но библейский принцип «не сотвори кумира» я запомнил и осознал еще даже до занятий йогой. Слово «кумир» означает некое поклонение, некое даже обожествление, а человек не должен поклоняться другому человеку. Кумир – это Господь Бог! Ну а Учителя в моей жизни, конечно, были и есть, начиная с моего первого Наставника – Калинина Юрия Евгеньевича, который, собственно и пробудил во мне интерес к безмерным возможностям человека и поразительным тайнам Вселенной и заканчивая моими сегодняшними Учителями-Гуру: уже покинувшему тело Шри Кришна Паттабхи Джойсу – Хранителю стиля аштанга йоги из Майсора (штат Карнатака, Индия), Гуруджикрийя йоги – Йогираджу Шри Шайленда Шарме из Говардхана (Уттар Прадеш, Индия) и главе вира шиваизма – Шри 1008 ЧандрашекхаруШивачарьеМахасвамиджи из Джаганмавадиматха (Варанаси, Индия). Но без понимания, что Главное – наш внутренний учитель, наше собственное безмерное сознание – единое с Всевышним – все внешние Учителя, как бы они не были велики и замечательны, не принесут нам никакой пользы.
Вы преподаете йогу, к вам приходят на занятия разные люди, вы призываете их к вегетарианству, пропагандируете свои идеи и взгляды на этот счет?
Мои взгляды не имеют никакого значения для начинающих, я должен быть для них просто проводником, носителем Традиции. Я также не хочу быть ни для кого кумиром. У каждого новичка свои мотивации к практике, иногда ничего общего не имеющие с настоящей йогой и не мое дело пытаться разрушить привычные стереотипы с самого начала, когда человек еще толком вообще не понимает, чем и зачем он занимается.
Но какие бы мотивации не были у человека, я начинаю учить с самого начала настоящей йоге, а не просто физкультуре или некоему абстрактному оздоровлению и, если человек втягивается, остается в практике, проявляет интерес, то мы достаточно быстро добираемся и до необходимости осознанного отношения к питанию в согласии с Традицией йоги и необходимостью избавляться от негативных пищевых привычек. И чем дальше человек продвигается по пути йоги, тем больше этот вопрос имеет значение.
Рассказывать же человеку, который два раза кряхтя наклонился и думает, что он уже йог, как надо жить, питаться, использовать свое тело и разум – преждевременно и просто бессмысленно. Помните, что говорил кое-кто про бисер и его метание? И в той же книге, но несколько ранее было сказано: «Всякому делу свой час и время под небесами». Человек должен созреть умом для вегетарианства, пытаться насаждать его в невежественные души нельзя.
Как вы думаете, вегетарианство и йога взаимосвязаны или вполне могут существовать друг без друга?
Опять же, не мое мнение тут определяющее, есть Традиция, которую если не соблюдать, то и йоги никакой нет. Любой традиционный учитель йоги, любой текст по йоге говорят о необходимости вегетарианского питания для серьезного практика йоги (имеется в виду человек, который занимается йогой регулярно, с усердием и осознанно, а не тот, кто изредка, под настроение, приходит в фитнес центр развлечься и потусоваться).
Вегетарианское питание – один из необходимых элементов настоящей йоги. Прошу заметить, что не достаточный, одно вегетарианство не делает человека йогином, но однозначно необходимый. Индульгирующие мясоеды, которые несут набившую оскомину околесицу про якобы поедающих мясо тибетских лам (а при чем тут йога, что лама это синоним йогина?) или про наши отличные от Индии климатические условия (как будто где-то в текстах сказано про диету для жаркого климата, а не про правила для практикующих йогу где бы то ни было), никакого отношения к традиционной йоге не имеют (а другой, собственно, и не существует) и выражают только свои частные взгляды, взгляды людей, которые по собственной прихоти, без всяких оснований, назначили сами себя йогами и стали продуцировать свои заблуждения как варианты понимания йоги.
– Должен ли, по вашему мнению, преподаватель йоги быть вегетарианцем или нет?
Должен неоспоримо! Преподаватель йоги, который не является вегетарианцем и осознанно несет в массы свои мясоедческие пристрастия и заблуждения, выдавая их за возможные для йоги, совершает, скажем так, куда больший грех, чем просто человек, который еще не стал вегетарианцем. Потому что простой человек может еще чего то не понимать, не смочь определиться, не добраться на своем пути до этого шага – стать вегетарианцем. А преподаватель йоги точно знает, что мясоедение – это плохо, но, с одной стороны, не желая изменить свои пагубные пристрастия и, по сути, не став еще сам йогином, с другой – начинает оправдывать себя и обманывать людей, внушая им ложные убеждения. А люди, слушая такого псевдо-преподавателя, который убеждает их, что вегетарианство не важно и видя на примере этого псевдо-йогина, что он сам ест черт те что, думают, что так и должно быть.
Какой совет вы бы дали тем, кто только задумывается о переходе на вегетарианство?
Четко проанализировать свои внутренние побуждения, осознать и укрепиться в своем выборе и действовать! Это должен быть ваш выбор и выбор осознанный, не веяние моды, ни следование «заодно» с экспериментами знакомых, ни развлечение, а именно осознанный четкий выбор! Тогда у вас все обязательно получится и вы не разу не пожалеете о сделанном. Если же вы будете постоянно сомневаться, прислушиваться к тысячам разных мнений и аргументов, то у вас точно ничего не получится.
А что бы вы порекомендовали тем кто планирует начать заниматься йогой?
Хорошенько подумать и понять и принять: йога, вопреки расхожему рекламному слогану, она не для всех. Йога – это серьезнейшая практика, которая может полностью перевернуть всю вашу жизнь. Сделать ее более насыщенной, осознанной, целесообразной, превратить вас из рефлектирующей биомассы в нечно большее! Но для этого надо полностью взять ответственность за свои действия, приготовиться к долгому и тяжкому труду по трансформации себя. Ибо, чтобы приобрести что-то неизвестное и значимое, чего никогда не имел, надо сделать что-то такое, что никогда не делал. И осознанный переход на вегетарианское питание – это только маленький шажок в длинной цепочке того, что предстоит сделать. Но если мы не готовы сделать даже и его…
Студии йоги около метро комендантский проспект
Традиция и парампара
Первое, что отличает Аштанга-йогу от других стилей – это строгое следование традиции:
- Практика шесть раз в неделю: «аштангист» практикует каждый день, с одним перерывом в неделю на выходной, при чем желательно, чтобы день был выбран единожды и без крайней надобности не менялся. Время практики также рекомендуется выбрать стабильное – ум привыкнет, график дня подстроится и занятие будет даваться намного легче, да и тело адаптируется быстрее. Идеальное время – раннее утро перед рабочим днем.
- Фиксированная последовательность асан: в Аштанга-йоге шесть последовательностей
- Йога-Чикитса (йога-терапия) – предназначена для восстановления тела и возвращения ему природной гибкости, силы и здоровья. В среднем на ее освоение дается пять лет, хотя если занятия йогой начались в юности, то можно пройти и за более короткий срок. Упор в асанах сидя дается на глубокое вытяжение задней поверхности всего тела.
- Нади Шодхана (чистка энергетических каналов) – работает с глубокими прогибами, снимая усталость и даря неимоверный приток новых сил, очищает тонкие уровни структуры человека. Большинство обычных практикующих дальше нее не заходят, так как она сама по себе достаточно сложна в освоении.
- Стхира Бхага А, В, С, D (наращивание Силы и достижение гармонии) – четыре серии, имеющих одно название, прорабатывают самые глубокие зоны тела и психики человека. Ее рекомендуют практиковать только тем, кто решил на всю жизнь связать свою жизнь с йогой – преподавателям.
- Занятие проходят в двух видах: традиционный Майсор-класс (личная практика в группе, йогин предоставлен сам себе и полностью отвечает за свой прогресс) и Лэд-класс (занятие под счет учителя)

Особое внимание уделяется Парампаре — «непрерывной цепи преемственности» от Учителя к ученику. Это значит, что рекомендовано обучаться Аштанга-йоге у авторизованного преподавателя, который прошел аттестацию и получил соответствующий документ именно в Майсоре – святая святых аштангистов, город в Индии, в котором зародился этот стиль.
На данный момент по всей Земле существует не более 800 авторизованных преподавателей этого мощного стиля, из них не более 80 авторизованы по Второй Серии. Это говорит о тщательном отборе компетентных учителей и жестким правилам отбора, что дает большой плюс этой системе йоги.
На данный момент (2021 год) традицию Аштанга-йоги несет Шарат Рангасвами Джойс, внук Шри К. Паттабхи Джойса, первого Учителя этого динамического стиля. При этом Гуруджи (так с любовью называют Паттабхи Джойса ученики) не является основоположником этой системы, он только систематизировал знания, полученные от самого великого йога 20 века – Шри Тирумалая Кришнамачарьи, который в свою очередь почерпнул знания из древнейшей священной книги «Йога Корунта».