Мудра. Помоги себе сам

Мудра. Помоги себе сам Позы

25 мудр, доступных каждому

«Мудра» на санскрите — это особое положение рук, строго определённое каноном. Специалистам известны сотни различных значений в комбинациях и фигурах, изображаемых пальцами. Однако, заниматься большой йогой без учителя (гуру) — нельзя, т.к. многие из мудр имеют противопоказания. Вот почему в Центре народной медицины «Сантано» (г. Минск), отобрали лишь 25 примеров мудр, которые доступны каждому и не имеют противопоказаний.

Терпение и ежедневные занятия (а мудры выполняются сидя, желательно лицом на восток, обеими руками, и — по 5, 10, или 15 минут за три — четыре раза, набирая, как советуют специалисты из «Сантаны», до 45 минут в день) — непременно дадут эффект.

При необходимости выполнять мудры можно и на прогулке, и на собрании, во время просмотра телепередач. Все упражнения выполняются спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий. Иные из мудр дают облегчение в первый же день, а некоторые — даже мгновенно!

Итак, освоим йогу пальцев?..

1. МУДРА «РАКОВИНА»

Показания: все заболевания ГОРЛА, ГОРТАНИ, ОХРИПЛОСТИ голоса. При выполнении этой мудры усиливается голос, поэтому особенно рекомендуем певцам, артистам, учителям, ораторам.

Методика исполнения: две соединённые руки изображают раковину. Четыре пальца правой руки обнимают большой палец левой руки. Большой палец правой руки прикасается к подушечке среднего пальца левой руки.

Мудра. Помоги себе сам

«Мудра «РАКОВИНА» — «шанкха» — атрибут бога Шивы, имя нага-змея, живущего в подземном царстве»

2. МУДРА «КОРОВЫ»

Показания: РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛИ, РАДИКУЛИТНЫЕ БОЛИ, ЗАБОЛЕВАНИЯ СУСТАВОВ.

Методика исполнения: мизинец левой руки прикасается к сердечному (безымянному) пальцу правой руки; мизинец правой руки касается сердечного пальца левой руки. Одновременно соединяется средний палец правой руки с указательным пальцем левой руки, а средний палец левой руки с указательным пальцем правой руки. Большие пальцы расставлены.

«В Индии корова считается священным животным»

3. МУДРА «ЗНАНИЯ»

Показания: БЕССОННИЦА, ЧРЕЗМЕРНАЯ СОНЛИВОСТЬ, ВЫСОКОЕ КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ. Эта мудра возрождает нас заново. Многие мыслители, философы, учёные пользовались и пользуются этой мудрой.

Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены (не напряжены).

Мудра. Помоги себе сам
«Одна из наиболее важных. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию. Улучшает мышление, активизирует память, концентрирует потенциальные возможности»
4. МУДРА «НЕБА»

Показания: ЗАБОЛЕВАНИЯ УШЕЙ, СНИЖЕНИЕ СЛУХА. Исполнение мудры «Неба» в некоторых случаях ведёт к очень быстрому улучшению слуха. Длительное занятие приводит почти к полному излечению очень многих заболеваний уха.

Методика исполнения: средний палец сгибаем так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, а большим пальцем прижимаем согнутый средний. Оставшиеся пальцы выпрямлены и не напряжены.

«Небо связано с высшими силами — с верхним человеком, с головой»  

5. МУДРА «ВЕТРА»

Показания: РЕВМАТИЗМ, РАДИКУЛИТ, ДРОЖАНИЕ РУК, ШЕИ, ГОЛОВЫ.

При выполнении мудры «Ветра» уже через несколько часов можно заметить значительное улучшение состояния. При хронических заболеваниях мудра должна проводиться попеременно с мудрой «Жизни». Упражнения можно прекратить после улучшения и начала исчезновения признаков заболевания (улучшение объективных показателей).

Методика исполнения: указательный палец укладываем так, чтобы он подушечкой доставал основания большого пальца. Большим пальцем слегка придерживаем этот палец, а оставшиеся пальцы выпрямлены и расслаблены.

Мудра. Помоги себе сам

«В восточной медицине под ветром понимают

повреждающий фактор внешней среды — болезни ветра,

а также первоэлемент стихии «Воздух»,

входящий в структуру Вселенной и нашего тела»

6. МУДРА «ПОДНИМАЮЩАЯ»

Показания: ВСЕ ПРОСТУДНЫЕ БОЛЕЗНИ, ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОРЛА, ВОСПАЛЕНИЕ ЛЁГКИХ, КАШЕЛЬ, НАСМОРК, ГАЙМОРИТ. Выполнение этой мудры мобилизует защитные силы организма, повышает иммунитет и способствует быстрому выздоровлению.

Если у вас ЛИШНИЙ ВЕС, то необходимо его убрать. Одновременно с выполнением этой мудры нужно соблюдать следующую диету: в течение дня выпивать не менее восьми стаканов кипяченой воды. Дневной рацион питания должен состоять из фруктов, риса, простокваши.

Слишком долгое и частое использование этой мудры может вызвать апатию и даже летаргию — не переусердствуйте!

Методика исполнения: обе ладони соединены вместе, пальцы скрещены между собой. Большой палец (одной из рук) отставлен и окружён указательным и большим пальцем другой руки.

Мудра. Помоги себе сам

7. МУДРА «СПАСАЮЩАЯ ЖИЗНЬ»

(Первая помощь при сердечном приступе)

Показания: БОЛИ В СЕРДЦЕ, СЕРДЕЧНЫЕ ПРИСТУПЫ, СЕРДЦЕБИЕНИЕ, ДИСКОМФОРТ В ОБЛАСТИ СЕРДЦА С ТРЕВОГОЙ И ТОСКОЙ, ИНФАРКТ МИОКАРДА. При перечисленных состояниях необходимо немедленно приступить к выполнению этой мудры обеими руками одновременно. Облегчение наступает незамедлительно, действие аналогично употреблению нитроглицерина.

Методика исполнения: указательный палец сгибаем таким образом, чтобы он коснулся подушечкой концевой фаланги основания большого пальца. Одновременно складываем подушечками средний, сердечный и большой пальцы, мизинец остаётся выпрямленным.

Мудра. Помоги себе сам

«Выполнению этой мудры должны научиться все, так как своевременное её применение может спасти вам самим жизнь, а также жизнь ваших близких, родных и друзей»

8. МУДРА «ЖИЗНИ»

Показания: БЫСТРАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ, БЕССИЛИЕ, НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ — улучшает остроту зрения, лечит болезни глаз.

Методика исполнения: подушечки сердечного, мизинца и большого пальцев соединены вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно.

Мудра. Помоги себе сам

«Выполнение этой мудры выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил. Повышает работоспособность, даёт бодрость и выносливость, улучшает общее самочувствие»
 

9. МУДРА «ЗЕМЛИ»

Показания: УЛУЧШЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ организма, КУПИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ СЛАБОСТИ, СНЯТИЕ СТРЕССА. Выполнение этой мудры улучшает объективную оценку собственной личности, доверие к себе, а также осуществляет защиту от негативных внешних энергетических воздействий.

Методика исполнения: сердечный и большой пальцы соединяются подушечками с небольшим надавливанием. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняются обеими руками.

Мудра. Помоги себе сам

«…наша прекрасная планета Земля даёт вместе с Великим космосом жизнь всему обитающему на ней»

10. МУДРА «ВОДЫ»

Показания: при избытке (мокроты) воды или СЛИЗИ В ЛЁГКИХ, ЖЕЛУДКЕ (повышение производства слизи при воспалении) и т.д. Излишнее накопление слизи в организме может, согласно восточным концепциям, вызвать энергетическую блокаду всего организма. Выполнение этой мудры рекомендуется также при заболевании печени, коликах, вздутиях живота.

Методика исполнения: мизинец правой руки отгибаем таким образом, чтобы он прикасался к основанию большого пальца, которым слегка прижимаем мизинец. Левой рукой обхватываем правую снизу, при этом большой палец левой руки располагается на большом пальце правой руки.

«Стихия воды даёт определённую окраску людям, родившимся в зодиакальной группе этой стихии, а также склонность к заболеваниям. В общем понимании вода — это основа жизни, без которой немыслимо все живое на планете»  

11. МУДРА «ЭНЕРГИИ»

Показания: Выполнение этой мудры обеспечивает ПРОТИВОБОЛЕВОЙ ЭФФЕКТ, а также ВЫВЕДЕНИЕ из организма РАЗЛИЧНЫХ ЯДОВ И ШЛАКОВ. Эта мудра лечит ЗАБОЛЕВАНИЯ МОЧЕПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ И ПОЗВОНОЧНИКА.

Методика исполнения: подушечки среднего, сердечного и большого пальцев соединяем вместе, оставшиеся пальцы свободно выпрямлены.

«Энергетические поля и излучения пронизывают всю Вселенную, взаимодействуя друг с другом, излучая и поглощая, чтобы возродиться вновь.

Древние индусы назвали поток энергии — праной, китайцы — чи, японцы — ци. Сконцентрированная и направленная энергия способна совершать как чудеса созидания и исцеления, так и разрушения. Полярность энергии — основа движения и жизни» 12. МУДРА «ОКНО МУДРОСТИ»

Про йогу:  YP Нахимовский - Москва - Центры йоги - ЙОГА.РУ

Показания: НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ, СКЛЕРОЗ СОСУДОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Методика исполнения: сердечный (безымянный) палец правой руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Аналогично складывают пальцы левой руки. Оставшиеся пальцы свободно расставлены.

Мудра. Помоги себе сам

«Открывает жизненно важные для жизни центры, способствующие развитию мышления, активизируют умственную деятельность»

13. МУДРА «ХРАМ ДРАКОНА»

Показания: ИШЕМИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ СЕРДЦА, дискомфорт в области сердца, АРИТМИЯ; способствует покою и концентрации энергии и мыслей.

Методика исполнения: средние пальцы обеих рук сгибаются и прижимаются к внутренним поверхностям ладоней. Остальные одноименные пальцы левой и правой рук соединяются в выпрямленном положении. При этом указательные и безымянные пальцы соединены между собой над согнутыми средними пальцами.

«В Восточной мифологии Дракон — это образ, который соединяет пять стихий — землю, огонь, металл, дерево, воду. Он символизирует силу, гибкость, мощь, долголетие, мудрость. Храм — собирательный образ мысли, силы, ума, святости и дисциплины. Соединяя все это в одно целое мы создаем единство мысли ума, природы и космоса.

Выполнение этой мудры направляет наши действия на путь познания и поклонения Высшему разуму, для осуществления добрых дел; оно поможет человеку стать благородным — создаст у него ощущение единства с Космосом» 14. МУДРА «ТРИ КОЛОННЫ КОСМОСА»

Показания: НАРУШЕНИЕ ОБМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ, СНИЖЕНИЕ ИММУНИТЕТА, ОБНОВЛЕНИЕ СИЛ.

Методика исполнения: средний и сердечный пальцы правой руки кладут на аналогичные пальцы левой руки. Мизинец левой руки кладут возле основания тыльной поверхности среднего и безымянного пальцев правой руки, затем всё фиксируется мизинцем правой руки. Концевая фаланга указательного пальца правой руки зажимается между большим и указательным пальцами левой руки.

Вопросы к гуру йоги матсьендранатху махараджу

Почему кхечари-мудру также называют движением в пространство головы (гагана-мандала)?

Под движением в пространство гагана-мандалы (головы) подразумевается не только заведение языка за нёбо, но и направление туда праны. В Аджна-чакре представлена Махашакти и бинду. Из бинду проявляется и разворачивается вся Вселенная (космическое и индивидуальные тела), также аджна-чакра – это еще и промежуточный уровень и точка соединения Махашакти и Парамашивы.

Поэтому это место и связано с кхечари-мудрой. В аджна-чакре – два лепестка солнца и луны. Вся матрика в виде букв санскрита, которые есть во всех чакрах, находится в аджне. Каждый из двух лепестков включает в себя по 48 других, то есть лунную и солнечную матрику.

В Натха-сампрадайе каждая такая буква санскрита соотносится с одним из натховских святых мест, сиддха-питхом, с определенной ямалой Бхайравы и Бхайрави. Вместе они образуют кхечари-чакру, которая и есть Вселенная. К тому же кхечари выполняется посредством заведения языка, и это не случайно, здесь, на самом деле, задействован не только канал «шанкхини», через который контролируется сексуальная энергия, но и канал «сарасвати», связанный с речью – вак-шакти.

Некоторые тексты говорят о том, что язык нужно тянуть к брахмарандхре, совершенно ясно, что физически это сделать невозможно, и под языком может подразумеваться «язык огня Кундалини», который движется вверх по сушумне и соединяет в себе солнце и луну.

То же самое – с другими мудрами, например, шамбхави-мудра: у Шивы три глаза в виде солнца, луны и огня – джняны, иччха и крийи. Это как бы три вида видения или осознавания себя как Шивы. Випарита-карани – «смена солнца и луны местами» – это то же самое, когда ум растворяется в «парасамвит» – сверхсознании, а прана – в махапране, и обретаются различные сиддхи.

Маха-мудра есть ничто иное, как интеграция всех пран и всего тела, которое становится формой пустоты – «шунья-рупа». Хотя, конечно, присутствует и чисто физический эффект: маха-мудра полезна для позвоночника – от его гибкости зависит сохранение молодости человека, об этом говорят не только йоги, но и китайские мастера.

Маха-бандха – это ничто иное, как полное направление праны внутрь, чтобы Кундалини стала «Ниджа-шакти» в союзе с Шивой. Таким образом, вы внутри своего тела обнаруживаете «ниддхи» (сокровища), под которыми, естественно, подразумеваются трансцендентные сокровища.

Маха-ведха, удьяна и т.д. – это все описания по сути одного и того же процесса, а физические мудры являются просто внешними вспомогательными средствами, чтобы от внешних лакший, на которых сосредоточено сознание, перейти к внутренним и средним, охватывающим все сразу. Тогда происходит трансформация энергии из грубых состояний в более тонкое.

Просто тексты не описывают все подробно и досконально, но по сути, каждая мудра описывает один и тот же процесс трансформации праны и сознания. Тексты говорят о том, что кхечари-мудра – основная просто потому, что с ее помощью легче объяснить, а также достичь совершенного состояния; то же самое и относительно асан, пранаям или практик наданусандханы, татванусандханы и других.

Поэтому настоящее достижение кхечари – это очень великое состояние сознания, а не просто заведение языка за небо. Заведение за небо, втягивание живота, сокращение мышц шеи (джаландхара) и давление пяткой в область ануса (мула-бандха) – все это внешние средства, связанные с адхарами.

Примерно так же, как, например, вы можете использовать подставку для руки при долгой практике нади-шодханы. Подставка для локтя – это одно, попеременное дыхание – уже другое, способность сознательно регулировать свару и действовать так, чтобы все действия были удачны – это уже совсем иной уровень.

Знание свары на уровне правильных действий, в соответствии с её токами, что ведет к каким-то социальным успехам – это один уровень, но жить в гармонии со всем мирозданием всегда – это уже другой уровень. Т.е. любая из практик, подобных кхечари-мудре, может рассматриваться на разных соответствующих ей уровнях.

Сколько по времени выполняется кхечари-мудра?

Кхечари нужно практиковать дома и желательно, чтобы никто в это время не отвлекал. Начинать практику можно с 5 мин и до 1 часа. Если всё делается правильно, то должны произойти изменения в сознании, а именно постепенное разотождествление с телом. Если кхечари рассматривать как практику растягивания языка и перемещение его в небную полость, то эту практику не желательно делать в присутствии людей, конечно, такая практика ещё не является самой кхечари, потому что кхечари – это духовное состояние.

Физическая техника в виде выполнения асаны или пранаямы – это только подготовка к тому, что является настоящей пранаямой, асаной или мудрой, но, тем не менее, эти техники играют большую роль, так как сознание большинства людей сковано телесным восприятием.

Кхечари, в первую очередь, меняет восприятие практикующего, здесь нельзя спешить и в тоже время нельзя прерывать ее, делая большие перерывы. Нужно исходить из того, насколько вы способны в данный момент практиковать, учитывая социальные факторы и также необходимо ориентироваться на то, что происходит с вашей праной и сознанием.

Дело в том, что все животные инстинкты: пищевой, дыхательный, половой и т.д., все они связаны с вашей социальной активностью, тело отражает всё то, что с вами происходит в этом мире. Когда сознание становится зависимым от внешних факторов, включая и собственное тело, тогда и происходит поглощение лунного нектара огнём. Кхечари постепенно предотвращает этот процесс.

Только чистое сознание способно осознавать многообразие проявленного, а сознание, которое является зависимым от этих феноменов, не способно на чистое восприятие. Чтобы очистить восприятие, необходима соответствующая практика, кхечари – одна из самых важных практик в йоге.

Про йогу:  Табата для похудения — Sportfito — сайт о спорте и здоровом образе жизни

Может быть такая трактовка, что подрезания языка – это обрубание ограниченных представлений и привязок? Да, такой контекст может быть, почему бы и нет? По сути, Кундалини – это огонь или говоря традиционно – внутренняя агнихотра, а агнихотра невозможна без самагри в виде дров.

Раньше, когда ученик получал посвящение, он должен был принести на агнихотру дрова и вместе с ними свое эго, дрова символизировали эго. Он должен был его пожертвовать Божеству в огне. После чего оставался священный пепел (вибхути). В каком-то смысле, это может символизировать превращение наших грехов в священную чистоту, потому нанесение пепла называют «бхасма-снаной» (очищение пеплом).

В каком-то смысле, пробуждение Кундалини может действительно означать отсечение грехов или, скажем иначе, без их отсечения, настоящего пробуждения может просто-напросто не произойти. Вот почему просто растягивания языка или других действий, производящих мнимое перемещение праны по сушумне, может быть недостаточно для того, чтобы кхечари и другие мудры привели к йогической реализации.

Отсечение не только может иметь отношение к кхечари, но и к бандхам, например. По сути, мудры и бандхи ведут естественным образом к отстраненности чувств от внешних объектов (пратьяхара). В общем-то это то, что и отличает йогу, внутренние китайские практики, от просто физкультуры.

Какова разница между обычной дхьяной на чакрах и дхьяной в комплексе с махаведха-мудрой?

Если Махаведха-мудру рассматривать как технику, выполняемую на уровне телесного движения, то эти движения позволяют прану, посредством шестнадцати адхар, направить в сушумну, что далее сопровождается направлением сознания в сушумну и вхождением в пратьяхару, отчего достигается качественная дхьяна.

Как проверяется ученик перед передачей практики ваджроли – есть ли какие-то критерии или показатели готовности?


Исчерпывающий критерий дал Гуру Шри Михтлешнатх Махарадж, сказав: «Проблема не в сексе, а в том, что человек себя считает частью этого мира». Если у вас есть отождествления, которые мешают развиваться, то тогда лучше найти себе простого человека, с которым вы сможете заниматься сексом и испытывать радость от этого. Но если вы хотите серьезно практиковать садхану, то тогда нужно сначала пройти хорошую школу отречения. В этом нет ничего сверхестественного, многие, даже вполне обычные люди, способны уходить, например, в випасану, в ритриты. падма-мудра

В йоге – то же самое, если вы хотите что-то на самом деле серьезное практиковать, то соблюдение целибата какое-то солидное время неизбежно. В этом нет ничего криминального и страшного, когда я говорю о таких вещах, то сразу многие начинают слушать очень настороженно, думая, что им предлагается путь самоистязания и тому подобное.

Но нужно научиться быть терпеливыми и уметь выслушать все полностью. Подготовка в виде целибата и других врат нужна, а так же важно пройти школу разотождествления с объектами мира, это есть во всех школах, у натхов, это называется «тьяга-вайрагья». После этого можно стать полноценным учеником.

В нашей традиции, после нее многие становятся даршани. Но это не всегда обязательно, ведь главное – быть учеником по сути. Нужно стать зрелым человеком, ничто в этом мире вас не должно касаться. Но если отношения с кем-то вас в духовном плане обременяют, то тогда вы должны быть способны от них в любой момент отказаться.

А секс, не секс, – это не важно, вот такой уровень можно считать готовностью. Также должно быть понятно, что такая подготовка – это не «испытания в течение двух-трех дней». Нет, ануштхана должна быть не только солидной по времени, но и качественной.

Кто-то может совершать простейшую аскезу каждый день по нескольку часов, а все остальное время сидеть в интернете, слушать музыку и т.д, и через пару месяцев заявить: «Ну что, я теперь – садху и прошел все испытания? Не такой как все? Теперь меня начнут учить каким-то очень особым практикам?»

Конечно, в таком случае никто учить его не станет, ни один нормальный Гуру. Да и как учить, если обучение скорее заключается не в уровне информации, а в способности ее воспринимать, останавливать потоки скачущих мыслей, эмоций, рефлексов тела. Таким практикам как ваджроли, можно учить тех, кто стал железно дисциплинированным учеником.

Мудры в кашмирском шиваизме

Из многочисленных бесед с Марком Дичковски, а так же другими Учителями этой линии сделал вывод, что главная практика Кашмирского шиваизма – это непрерывное осознавание себя как необремененного сознания, пустоты («вишранти») в многочисленных изменениях мира на самых разных уровнях: грубых, ментальных и т.д.

Кхечари так же может проявляться как крама-мудра (с доминантой осознания тождества себя в объекте, в отличие от кхечари, которая есть тождество себя с миром, с акцентом восприятия себя как субъекта) и так же как бхайрави-мудра (равное субъективно-объективное осознавание).

Есть и другие объяснения, например, деление этих осознаний и погружений «самавеша» себя в проявления Шивы тождественные ему, с целью распознавания своей истинной природы Шивы. Эти процессы связанны с шуддха-таттвами, из тридцати шести классических таттв.

В Кашмирском шиваизме, все эти силы Шивы сами же являются средствами – «упаями», для того, чтобы привести вас к осознанию себя как Шивы. Таких упай три, но все они – суть четвертой нирупайи (метода вне метода). Каждая из трех упай (уровней практик) включает в себя главные философские концепции, которые очень распространены в индуизме, а именно: адвайта соответствует шамбхава-упайе, вишиштадвайта – шактопайе и двайта – анавопайе.

Сравнение мудр в кашмирском шиваизме и натхизме

В Кашмирском шиваизме – четыре мудры, а пятая – Вьомешвари, соответствующая Чит-шакти, каждая из шуддха-таттв – это разные уровни осознавания тождества себя и объекта восприятия, когда преобладает самоосознание – Садакхья-таттва, осознание объектов – Ишвара-таттва и др.

Кхечари – это осознание всего как вимарши (отображение тождества своего сознания). По-сути, все мудры, бхучари, дикчари и другие, это один процесс недвойственного восприятия, каждая из мудр с небольшими нюансами. Натхи в своем мировоззрении ориентированы на то, что Парасамвит и его Шакти сохраняют свое тождество на всех уровнях их проявления.

В Натхизме тоже самое, что и в Кашмирском шиваизме, просто нет детализации с акцентом на пять шуддха-таттв, но есть полная схожесть с двумя высшими таттвами в Кашмирском шиваизме. Эти две таттвы называются Пракаша и Вимарша, а так же они отождествляются с мудрами:

Вьомешвари – Чит-шакти и Кхечари – Ананда-шакти. Поэтому натховские тексты и говорят, что кхечари – основная из мудр. Если вы совершаете садхану, связанную с Вьяшти-пиндой, то это будет кхечари-мудра, как техника по растягиванию языка. А если это практика, связанная с Самашти-пиндой, то это практика сознания.

Натхизм изначально ориентирован на то, что микрокосм и макрокосм тождественны, поэтому обе трактовки кхечари-мудры ему приемлемы. Кистевые мудры могут быть просто религиозными символами, которые используют в практике пуджи (поклонения). Мудры которые не используют в пудже, а используют в практиках йоги: джняна, чин-мудра, бхайрава-бхайрави мудры и другие.

Про йогу:  Отзывы о Студии йоги Yoga Practika в Куркино - Йога центры - Москва

Есть кистевые мудры, которые используются с целью излечения болезней. Помимо прочего, немало религиозных мудр есть в буддизме, в тибетской, китайской и японской традициях, например, в боевых исскуствах сюгендо, нимпо и др. Где эти мудры используются в «боевой-магии» для вхождения в нужные состояния сознания, определяющие эффективность боевых действий. В этих же Традициях есть и терапевтические мудры.

Нужно учитывать, что разные Традиции проецируют свои метафизические модели на микрокосм, и поэтому не всегда на ладонях могут быть чакры, одни и те же элементы, система энергетических каналов или объекты той или иной астрологической системы. Есть так же интересная корейская система «суджок» (кит.), «суджичим» (кор.), где полагают, что руки, ноги, ладони, пальцы, фаланги пальцев, отражают все тело.

Поэтому, воздействуя на отображенную микроструктуру, эффект «расползается» на все тело; таким образом можно лечить все тело, влияя только на одну ладонь или даже палец. Кстати, сама идея не нова, подобные представления играют фундаментальные значения в практиках натхов, в метафизике герметизма и др.

Интересно, что различные виды кистевых жестов встречаются практически во всех религиях, в христианстве, например, при крещении, принято делать определенные жесты кистями рук, касаясь частей своего тела. То есть, кистевых мудр много, и много их трактовок.

Есть, конечно, общие принципы: две ладони – это две полярности, объединенные вместе, луна-солнце, Шива-Шакти, инь-ян, – по сути, это различные комбинации интеграции двух полярностей и работа с разными вибрационными состояниями единой реальности. Что и есть, на самом деле, «мудра» (печать, оттиск, отображение, знак).

В данном случае знаки ладоней – это знаки всего тела, которые будут йога-мудрами, «знаками сознания», отражением трансцендентного «света-пустоты» в каких-либо феноменальных аспектах Абсолюта. И тем самым они реализуют высшее психофизическое состояние, как синтез духа и материи.

Одна из целей хатха-йогических асан – интегрировать все части тела, сделав энергетические каналы более чистыми и проходимыми для энергии. Таким образом, тело обретает качества устойчивости – «кайя-стхарьям», излучает сияние – «теджас». Мудры действуют на энергетическую структуру человека таким же образом.

Как и когда применять кистевые мудры, сколько по времени?

Идеально – после пранаямы, если хотите сконцентрировать прану в чакрах. Времени для этого много не нужно, обычно две минуты уходит на каждый центр. Это можно делать параллельно с концентрацией на элементах, она описана в «Горакша-вачана-санграхе». Мудры можно использовать как вспомогательное средство и добавить биджа-мантры элементов.

Выбор мудр. алфавитный список проблем со здоровьем и мудр для их решения.

Выбирая нужную Мудру, помните, что проявление болезни редко бывает полным. Можно снять боль и недомогание, но не избавиться от болезни. Например, голова может болеть не только по тому, что у Вас подскочило давление, не и из-за остеохондроза или плохого пищеварения, а от чего-то другого.

Если, выполняя ту или иную Мудру, Вы почувствуете какие-либо неприятные ощущения, упражнение тут же прекратите, а через некоторое время попробуйте выполнить другую Мудру с аналогичным действием.

Откройте в себе резерв сил, который поможет Вам сохранить здоровье и жить долго и счастливо!

* Ментальные, психологические причины болезней смотрите:

Психологические причины болезней Луиза Хей – “Замена вредных, негативных установок на положительные”.

Психологические причины болезней Лиз Бурбо – “Эффективные пути избавления от болезней”

Заболевания и другие проблемы со здоровьем

Номера Мудр помогающих выздоровлению

Активизация головного мозга

36274061.

Активизация дыхания (поглощения кислорода) 

325.

Активизация памяти

273841.

Активизация сексуальной энергии

19.

Активизация творчества

2.

Активизация чакр

126111315275657585960.

Аллергия

30.  

Артрит

1011.

Артроз

1011.

Астма 

45 

Бодрость после сна

2.

Бронхи

145.

Вегетативная нервная система 

3.

Вес, избыток

756

Визуализация (потребность)

8.

Вкус, чувство

15.

Волнение, поток мыслей 

384354.

Волосы

13.

Вредные привычки

38.

Гайморит 

71826

Геморрой

34.

Гипертония

67.

Глаза, зрение 

6

Головная боль 

26

Головокружение

21.

Голос

9.

Горло, гортань 

79

Гормональная система

2.

Грусть, печаль 

4528.

Давление, пониженное

29.

Двенадцатиперстная кишка

25.

Депрессия

2839.

Детоксикация 

3832.  

Детородные органы

19.

Диабет

56.

Дыхание, несвежее

20.

Дыхательные пути 

45.  

Желания (ускорение исполнения)

1847.

Желудок 

3212425.

Желчный пузырь

32125.

Живот, вздутие, колики

13142934.

Живот, отложения жира

56.

Жидкость (баланс)

15.

Жизненная сила 

641526667.

Запор

202324.

Защищенность,  чувство (потребность)

94653.

Иммунитет 

7.  

Интуиция (потребность)

2851.

Истерика

13.

Кишечник   

2334.

Кожа

13.

Концентрация (потребность)

273841.

Кости

13.

Кровообращение

222954.

Кровь (зашлаковка)

11.

Легкие 

731

Лобные пазухи

18.

Менструальные боли

2234.

Мочевыводящая система

81534.

Мышечная система

21.

Напряжение, любое

2025313637404167.

Насморк 

714

Ногти

13.

Обезболивание

82534.

Обмен веществ

2254.

Обоняние

13.

Одышка

722.

Опущение

21.

Открытость, по отношению к ближним и всему новому (потребность)

152.

Отравление

8.

Паралич

11.

Паркинсона, болезнь

11.

Переедание

3.  

Печень

3131421242556.

Пищеварение

24.

Подагра

11.

Поджелудочная железа

212529.

Позвоночник

17.

Покой (потребность)

918.

Половые органы

19.

Похмелье

8.

Почки

253553.

Простата

34

Простуда 

7

Радикулит

10.

Раздражение эмоциональное, нетерпение

474953.

Расстройство желудка

22.

Ревматизм

1011.

Селезенка

32529.

Сердечный приступ

16.

Сердце

1162125.

Слабость, изнеможение (физическая и психическая)

1321222831.

Слизь, жидкость (избыток)

14.

Слух, уши

1257.

Смелость, мужество (потребность)

162831324653.

Сон, нарушения

336267.

Стресс

1328335367.

Суставы

37

Суставы, воспаление

1011.

Температура тела (пониженная или повышенная)

713

Терпение (потребность)

8.

Толстая кишка

202731.

Тошнота 

3.  

Уверенность (потребность)

1689131850.

Усталость

39616263646567.

Щитовидная железа

57.

Энергетическое, внешнее воздействие (потребность в защите)

13465355.

Энергия, внутренняя (выравнивание, мобилизация, зарядка)

6353639616263646567.

Энергия, загрязненная

203266.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий