Научная электронная библиотека

Научная электронная библиотека Позы

За что отвечает левая сторона мозга?

Левое полушарие ответственно за логику, вербальное и невербальное общение, математику, письмо и чтение. С участием левой доли мозга мы воспринимаем все слова буквально, она контролирует работу правой стороны тела. Люди, у которых более развита левая сторона мозга —  организованные личности, они стараются поддерживать порядок во всем, живут слушая свой разум, не давая волю эмоциям.

Раньше было принято считать, что правая сторона мозга в принципе не нужна человеку, она ответственна за интуицию, которая была не больше чем мифом. Это служило причиной тому, что малышей левшей переучивали писать правой рукой.

По прошествии времени, академики пришли к выводу, что развитие полушарий мозга должно быть равномерным, ведь большинство ученых и изобретателей синхронно использовали обе стороны своего мозга, что позволяло им принимать нестандартные решения, благодаря которым они добивались успехов в разных сферах жизни.

| трудности у ребенка-левши | нейрологопедический центр «выше радуги»

Как помочь левше и леворукому ребенку?

Мы очень рекомендуем как можно раньше обратиться к нейропсихологу, провести грамотную диагностику развития межполушарных связей и высших психических функций.

Наши специалисты проведут диагностику и помогут определить, к какой категории можно отнести особенности  Вашего малыша, сориентируют Вас на дальнейшие действия, подробно расскажут о видах коррекционных занятий.

Для ребенка-левши нейропсихолог составит четкие рекомендации по осуществлению интеллектуального развития (направленность и содержание коррекционных программ, программ нейропсихологической коррекции), сориентируют по внедрению в нейрокоррекционные занятия особых методик и Инновационного оборудования.

Для леворукого малыша нейропсихолог по результатам диагностики (обследования) разработает специальную индивидуальную программу нейропсихологической коррекции с использованием эффективных методов, направленных на синхронизацию работы полушарий головного мозга, развитие межполушарных связей, высших психических функций (памяти, мышления, речи, внимания), моторных функций (координации движений, баланса, ощущение себя в пространстве).

Благодаря специально организованным коррекционным занятиям ребенок никогда в дальнейшем не будет чувствовать дискомфорта, связанного с ведущим полушарием, а наоборот.

Зачем развивать правое полушарие.

В основном правое полушарие отвечает за фантазию, интуицию, способность смотреть на ситуацию с разных сторон, видеть полную картину мира. Помимо этого правое полушарие имеет свой набор функций, без которого человеку не обойтись: пространственное мышление, музыкальность, мечты, художественные способности, развитие когнитивных функций.При гармоничном развитии обоих полушарий мозга ребенок растет уверенным, творческим, разносторонне развитым.

Звуковые тренировки

Первое занятие заключается в следующих действиях: необходимо найти спокойное место, расслабиться, закрыть глаза и представить, будто кто-то зовет вас. Теперь нужно определить, чей из знакомых был голос, прислушаться и понять, что он говорит еще.

Техника второго упражнения аналогична, только теперь необходимо вспоминать слова любимой песни и разрешить ей «поиграть в голове», с четко представленной речью.

Йога для активизации правой доли мозга

Занятия йогой лучше начинать с утра, это заставит мозг активно использовать свои функции на протяжении всего дня. Перед тем как приступить к занятиям, специалисты рекомендуют на протяжении нескольких минут медитировать. Стоит отметить, что подобные занятия очень полезно проводить с детьми, больными ДЦП. Теперь приступаем к самой физкультуре:

  1. Встаем удобно, ноги расставляем на ширину плеч.
  2. Прижимаем язык к небу, будто готовясь к произношению буквы «л».
  3. Левыми пальцами зажимаем мочку правого уха так, чтоб большой палец лежал спереди, а указательный — сзади. Правой рукой выполняем аналогичные действия с противоположным ухом. Крест, образованный на груди, должен быть устроен так, чтоб правая рука находилась сверху.
  4. В таком же положении нужно присесть, с одновременным глубоким вдохом, задержать дыхание на секунду и с медленным выдохом подниматься.

Такую гимнастику выполняют в течение 3 минут, выработанную тактику дыхания изменять нельзя. Методика позволяет развить как левое, так и правое полушария мозга. В организме запускаются системы, которые были не доступны ранее. Со слов американских школьников и наблюдений за ними, им удалось включить некоторые мозговые системы, которые были малоактивны, они стали хорошо учится.

К вопросу о межполушарной асимметрии в условиях нормы и патологии

Межполушарная асимметрия (МА) согласно современным представлениям рассматривается как сложная система взаимодействия полушарий головного мозга, являясь базовой для нормального функционирования ЦНС. Она играет большую роль в регуляции моторных актов, в том числе при разных формах двигательных расстройств [1, 2]. Существует большое количество данных о разном вкладе левого и правого полушарий в деятельность головного мозга человека, а также различных аспектах функцио­нальной межполушарной асимметрии (ФМА) — онтогенетическом [3], морфологическом [4] как в норме, так и при различных патологических процессах [5]. Однако, несмотря на достаточно длительную историю изучения данной проблемы и огромное количество публикаций, посвященных различным аспектам и особенностям ФМА, законченной теории, объясняющей функциональную асимметрию больших полушарий, пока не существует [6].

Термин «ФМА головного мозга» появился после работ французского анатома и хирурга Поля Брока, который отметил связь между повреждением левого полушария и развитием афазии [7]. Представления о ФМА сложились под влиянием двух групп фактов: исследований локальных поражений мозга, показавших, что повреждение симметричных областей полушарий сопровождается различной клинической симптоматикой, а также из вполне очевидного наблюдения за моторной асимметрией рук человека [8]. Это позволило предположить наличие в мозге человека стабильно существующей латерализации функций. Указанные представления поддерживаются морфологическими и отчасти нейрохимическими данными о наличии структурных различий в строении полушарий мозга [8]. Существует классическая концепция ФМА, в которой сформулировано понятие о наличии одного доминантного полушария [7].

Считается, что основные особенности асимметрии закладываются к моменту рождения ребенка [9], а формирование ФМА происходит в первые годы жизни в процессе развития речи и овладения сложными предметными действиями [2, 10]. Феномен МА проявляется не сразу, поскольку мозолистое тело начинает полноценно функционировать лишь к 2 годам [11].

На ранних этапах онтогенеза ведущая роль принадлежит правой гемисфере мозга, и развитие межполушарных отношений идет «справа налево» [10]. Предпосылки к «опережающему» функционированию правого полушария являются анатомическими и заложены от рождения [10]. Их формирует такая организация афферентных путей, которая обеспечивает опережающий приход информации в проекционные поля правой гемисферы по сравнению с симметричными зонами левой [10]. При этом разномодальные сенсорные системы правого полушария менее дифференцированы и более тесно связаны друг с другом [12]. Благодаря таким морфофункциональным особенностям афферентные звенья психических функций закладываются у ребенка преимущественно в правом полушарии. С развитием речи и сложных произвольных движений (т.е. эфферентные звенья психики) активно функционирует уже левое полушарие [10]. По данным разных авторов [2, 5, 6, 10], правшами являются от 33 до 55% населения, у которых наблюдается четкая латерализация афферентных и эфферентных звеньев высшей нервной деятельности. При этом ФМА после периода ее формирования в детском возрасте является весьма стабильной [1, 7, 13].

Предметом активного изучения остается проблема возрастных изменений межполушарных взаимодействий, перестройки функциональной активности правого и левого полушарий головного мозга в процессе старения [8, 14]. С возрастом происходит постепенное сглаживание межполушарных различий, возможно, являясь выражением процессов пластичности и компенсаторным механизмом, препятствующим развитию связанных со старением дегенеративных изменений [15]. Одними авторами [8] высказывается предположение, что сглаживание МА происходит в основном за счет снижения активности левого полушария, и отмечается, что в старческом возрасте в большинстве случаев преобладает активность правой гемисферы. Другими исследователями [16] постулируется положение преимущественного снижения при старении функциональной активности правого полушария.

До сих пор существует мнение, что морфологическим субстратом ФМА являются вторичные (проекционно-ассоциативные) и третичные (зоны перекрытия) области коры [12]. В основе асимметрии лежит различная организация функциональных систем правого и левого полушария, которая определяется многими факторами, в том числе анатомическими, нейрохимическими, иммунологическими, электрофизиологическими [2, 6, 8, 17, 18].

В большинстве работ акцентируется внимание на асиммет­рии речедвигательных и моторных областей коры головного мозга [2, 6, 18-22]. В частности, активно обсуждается гипотеза о структурно-функциональной асимметрии моторной коры обоих полушарий, однако точные механизмы, обеспечивающие эту асимметрию, до конца неизвестны [21].

Рассматриваются различия в анатомическом строении полушарий головного мозга. Так, имеются отличия в размерах цитоархитектонических полей в височных долях правой и левой гемисферы [20]. Височная область и затылочная доля практически всегда больше в левой гемисфере, как и выраженность борозд, и плотность клеток [23]. Описана асимметрия аркуатного пучка, соединяющего зону Брока и Вернике — в левом полушарии у правшей в среднем он на 25% больше в диаметре, чем в правом [24]. В целом асимметрия полей, входящих в состав моторных и сенсорных речевых зон, выше примерно в 1,5 раза, чем в других областях мозга, что объясняет наличие моторной и сенсорной асимметрии головного мозга [6, 18, 19]. В последние годы все большее внимание исследователей [7, 25, 26] привлекают данные об асимметрии вегетативной нервной системы.

Про йогу:  - Автор книги: иванов. Название: йога психотренинг

Между полушариями головного мозга существуют различия. Это касается анализа стимулов, способа обработки поступающей информации [7] и управления движением в зависимости от его сложности при регуляции различных видов деятельности [27]. Левое полушарие предопределяет начальную траекторию [28] и амплитудные характеристики движения [29], а правое — конечное положение [28] с учетом пространственных характеристик [29].

Предполагается различная связь полушарий со стволовыми структурами мозга [31], например преимущественная связь ретикулярной формации ствола — с левой гемисферой, а диэнцефальных структур — с правой [32]. При этом обсуждается различный характер взаимодействия корковых и подкорковых структур у правшей и левшей: у правшей имеется более сложный и дифференцированный характер межполушарных взаимодействий, отражающих реципрокные влияния различных регуляторных систем мозга по сравнению с левшами [5, 19]. Обсуждается дифференцированное участие гемисфер в деятельности различных функциональных систем [8].

Также в головном мозге человека имеется нейробиохимическая и метаболическая асимметрия [30]. Биохимические процессы протекают сопряженно в симметричных образованиях мозга, при этом они различны в разных гемисферах как по количественным, так и по качественным характеристикам [33]. Именно эти различия оказывают влияние на формирование особенностей внутриполушарных и межсистемных взаимосвязей электрогенеза полушарий головного мозга. У здоровых испытуемых отмечается асимметрия по α-ритму — амплитуда α-волн и α-индекс в левом полушарии ниже, чем в правом [31]. Установлена МА по содержанию ряда нейромедиаторов и активности метаболизма, в частности уровень N-ацетил­аспартата, холина и инозитола выше в правом таламусе, а содержание норадреналина — в левом таламусе и гипоталамусе [23]. Биохимическая асимметрия характерна и для коры в целом. Так, в коре правого полушария больше γ-аминомасляной кислоты, серотонина и выше активность ферментов (катехол-О-метилтрансфераза, ацетилтрансфераза, моноаминоксидаза) [33, 34]. Есть данные о различной чувствительности полушарий к лекарственным веществам [19].

Таким образом, ФМА — это многоуровневая система, основные звенья которой обладают различной «подвижностью»: от стационарных корковых до более гибких, подкорковых, связанных с работой неспецифических активирующих систем мозга [7]. Эти структуры могут оказывать тормозящее или возбуждающее влияние непосредственно на функциональную активность специализированных нейронов или опосредованно — через изменение гемодинамики и метаболизма [7].

Наличие устойчивых структурных различий является существенным фактором стабильности ФМА, которая проявляется различием функций в симметричных образованиях головного мозга [8]. При этом МА не является чем-то застывшим — она характеризуется способностью к изменениям динамического характера [27]. Феномен динамической МА наблюдается при смене функционального состояния, что наиболее полно изучено на двух моделях: «сон-бодрствование» и «релаксация-стресс». Так, при умеренном стрессе активность чаще перемещается в субдоминантную гемисферу, что можно расценивать как своеобразный отдых для доминантного полушария [8]. Происходит активация диэнцефальных структур и симпатической нервной системы, что приводит к увеличению активности правого полушария [7, 35]. В утренние часы наблюдается большая активность левого полушария, в вечерние — правого [7]. Проявления динамической МА отмечаются как в норме, так и при патологии [7]. Именно с динамическими свойствами ФМА связаны процессы адаптации. Однако при ряде заболеваний и, возможно, нормальном старении переключение между гемисферами затрудняется, что свидетельствует о снижении качества адаптационных процессов [8].

Процесс специализации полушарий головного мозга сложен и имеет динамический характер: отмечается как высокая содружественность, так и разобщенность их деятельности, что определяется возрастными особенностями и функциональным состоянием [36]. В процессе обучения человек использует как право-, так и левополушарные стратегии, и они оказываются в разной степени успешными в зависимости от вида обучения. Например, у детей при овладении скоростным чтением более успешными являются правополушарные стратегии, а при обучении прохождению лабиринта, наоборот, — левополушарные [37].

В основе нейрофизиологических механизмов организации движений у правшей лежит сложная мультифункциональная система, и доминировать может не только ведущее левое полушарие, но и правое в зависимости от того, какие мозговые структуры участвуют в обеспечении двигательной задачи, что в свою очередь определяется ее характеристиками и особенностями [38, 39]. В процессе различных видов деятельности эта роль может переходить от левого к правому полушарию и наоборот, т.е. наблюдается попеременное доминирование полушарий головного мозга [40].

При разных функциональных состояниях в нейрофизиологическом плане отмечается преимущественная активация одного из полушарий. Даже небольшое увеличение активности в одной из гемисфер приводит к торможению работы нейронов в симметричном участке противоположного полушария, что обеспечивается комиссуральными, преимущественно тормозящими межполушарными связями [7].

Долгие годы представления о функционировании головного мозга основывались на клинических наблюдениях и сопоставлении их с патоморфологическими данными. Внедрение нейровизуализационных и функциональных методов исследования позволило прицельно изучать в норме и при поражении ЦНС процессы структурной и функциональной асимметрии различных систем головного мозга, в том числе их реорганизации. С этой целью используют функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ), позитронную эмиссионную томографию, транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), электроэнцефалографию и исследование моторного потенциала, связанного с движением.

Между гемисферами головного мозга существуют онтогенетические, морфологические, нейробиохимические различия, которые определяют функциональную асиммет­рию полушарий. У правшей потенциальная активность и энергетический уровень левого полушария в большинстве случаев выше, чем правого [38]. Предполагается, что именно левая гемисфера организует интегральную работу целого мозга. Обсуждается неспецифическая активация мозга или принцип экономии энергетических ресурсов его активационных механизмов как один из вариантов, с помощью которого обе гемисферы делят между собою функции управления [38]. Все, что может быть реализовано с меньшими активационными затратами, происходит при преимущественном участии правого полушария, а более сложные проблемы, связанные с новизной ситуации, субъективной трудностью задачи, требующие значительных затрат и превышающие активационные и интегративные возможности правого полушария, — левого [38]. Левое полушарие является более аналитическим, отвечает за двигательное внимание, временную организацию произвольных действий и психомоторную сферу (например, речь, логическое мышление), и в итоге выбор движения зависит именно от него [2, 20, 38]. Правое полушарие определяет целостное восприятие, включая конкретные признаки и пространственные характеристики (например, сложные формы восприятия, творческое мышление, неречевой слух, анализ схемы тела и другие, преимущественно афферентные функции или составляющие психосенсорной сферы), и доминирует на этапе ожидания и принятия решения [9, 10, 38, 41]. Лобная и левополушарная системы доминируют в организации произвольных процессов, а теменная и правополушарная — непроизвольных [42].

Выделяют три механизма межполушарного взаимодействия [9]: реципрокные взаимодействия, когда при угнетении одного полушария функции другого реципрокно облегчаются [43, 44], комплементарность или определенный вклад каждого полушария в выполняемую функцию или действие [45] и суперпозиция или исправление «искажений» пространства другой гемисферой, которая видит его зеркально [46, 47]. Поэтому для нормального функционирования ЦНС, в том числе реализации движения, необходимо непрерывное взаимодействие обоих полушарий [48-51]. Так, в норме произвольное движение одной рукой требует участия двигательных полей обоих полушарий [27]. Предполагается, что моторная кора каждого полушария осуществляет двигательный контроль обеих рук, а не контралатеральной, как было принято считать ранее [28, 50, 52, 53], противоположное полушарие вовлекается в большей степени при движении одной рукой [22, 54, 55]. При этом активность разных областей правого и левого полушарий головного мозга при движениях одной рукой, выполняемых в условиях различной сенсорной афферентации, неодинакова [27].

На корковом уровне существует непрерывное взаимодействие между двигательными полями головного мозга, контролируемое сенсорным потоком [27, 55]. У здоровых правшей при исследовании с помощью парно-импульсной ТМС было показано, что первичная моторная кора (ПМК) и дорсальная премоторная область (дПМО) правого полушария модулируют ПМК левого полушария во время подготовки к движению пальцами ведущей правой руки [27], причем в правой гемисфере сначала проявляет активность дПМО, а затем ПМК, влияя на ПМК левого полушария во время ранней и поздней фазы подготовки к движению или только в конце фазы соответственно. Все это дополняет существующие представления об иерархической модели коры для управления моторным актом и демонстрирует пространственно-временны`е взаимодействия указанных корковых полей обоих полушарий во время подготовки к движению [27].

Таким образом, в норме итоговая двигательная программа формируется в обеих гемисферах [56], при этом в процессе жизнедеятельности отмечается преимущественная активация одного из полушарий головного мозга при разных функциональных состояниях, определяемая текущей информацией или необходимостью решения определенной задачи [40]. Однако данные по исследованию функциональной организации мозга у правшей и левшей в покое и процессе деятельности неоднозначны и по ряду показателей противоречивы [32, 57-59], что вполне объяснимо, так как в исследованиях используются не только самые разные виды задач, но и различные методы исследования, а также методические подходы к анализу экспериментальных данных. Кроме того, большая часть исследований основана на клинических наблюдениях, которые также подтверждают факт совместной работы полушарий при реализации сложных видов произвольной деятельности [11, 13, 38].

При различных заболеваниях головного мозга могут наблюдаться дисфункция правого или левого полушарий, а также нарушение межполушарных взаимодействий. При локальных поражениях головного мозга ФМА меняется в зависимости от локализации очага поражения, и, как правило, ее изменения сопровождаются неврологическим дефицитом [7]. При этом многие функции, свойственные доминантному и субдоминантному полушарию, трансформируются из-за неврологического дефицита и последующих компенсаторных изменений [7]. Психоневрологическая симптоматика при локальных поражениях головного мозга изучена довольно подробно [19], однако характер отношений, развивающихся между полушариями в процессе восстановления и реабилитации, до настоящего времени остается не совсем понятным [7].

Про йогу:  Тазовое предлежание плода: врач акушер-гинеколог о диагностике и родах — MAMA PRO

При некоторых заболеваниях межполушарные отношения могут служить маркером выраженности патологического процесса и использоваться как показатель успешности терапии. В частности, у подростков с минимальной мозговой дисфункцией наблюдается выраженное нарушение межполушарных отношений с преобладанием уровня постоянного потенциала в правом полушарии. При курсовом приеме фенотропила наряду с клиническим улучшением происходила и нормализация межполушарных отношений [60]. При заболеваниях головного мозга и процессов, связанных со старением, показатели межполушарных отношений зависят от вида патологического процесса, но в целом у каждого больного они более стабильные, чем у здоровых, что объясняется очаговой патологией одной из гемисфер [8].

Изменение ФМА — один из важных патогенетических механизмов депрессии [25], при которой снижается функциональная активность префронтальной области левого полушария с повышением активности гомологичной зоны правого [19, 25]. Были сформированы представления о межполушарных взаимоотношениях при болезни Паркинсона, краниальной и цервикальной дистонии, опухолях головного мозга и психогенных двигательных нарушениях [11].

Фундаментальное значение МА в регуляции моторики при разных формах двигательных расстройств признается многими исследователями [9, 19, 36, 52, 54, 61]. Подавляющее большинство исследований в этой области проводилось у больных, перенесших инсульт. В частности, при исследовании межполушарного взаимодействия, связанного с движением, было показано нарушение МА у больных с поражением правой гемисферы в отличие от пациентов с поражением левой, у которых сохранялась направленность межполушарных взаимоотношений [11]. Высказывается предположение о дифференцированной роли полушарий головного мозга в регуляции разных фаз моторного акта: правого — в подготовке, левого — в реализации движения [11]. Обсуждается лучшее восстановление межполушарных взаимоотношений при поражении левой и внутриполушарных — правой гемисферы [62], рассматриваютcя различия в постуральном контроле после латерализованного инсульта [53].

Имеются различные особенности межполушарных взаимодействий у пациентов, перенесших право- и левополушарный инсульт [62, 63]. У больных с локализацией очага в правом полушарии нарушение моторных функций (особенно точный контроль траектории движения [53]), параметров вегетативных процессов и изменения био­электрической активности головного мозга имеют более выраженные проявления и констатируются не только в пораженном, но и в интактном полушарии [64], а восстановление этих нарушенных функций протекает значительно менее активно [31, 65].

У больных с постинсультным очагом в левом полушарии при прочих равных условиях менее выражены нарушения метаболизма, однако более значительно снижается скорость переработки информации [7], а когнитивные нарушения встречаются чаще и носят более выраженный характер [31, 66], при этом первичный мнестический дефект восстанавливается более активно [62]. С помощью ТМС и спектрального анализа ЭЭГ у больных после левополушарного инсульта по сравнению со здоровыми было показано увеличение активации латеральных ПМО (6 поля по Бродману) обеих гемисфер и в меньшей степени — ПМК и области теменной коры непораженного полушария [67]. По данным функциональной МРТ, активация ПМО непораженного полушария была выше по сравнению с аналогичной двигательной областью противоположной гемисферы [30].

Известно, что при поражении одного из полушарий при инсультах функциональный дефицит компенсируется с помощью симметричных структур другого полушария [68]. В большей степени этот вопрос изучен при левополушарных инсультах. В ряде обзоров [28, 67, 69] обсуждаются аспекты восстановления нарушенных функций после левополушарного инсульта. Значительное восстановление может быть обусловлено увеличением использования ипси- и контралатеральных двигательных полей, ранее не вовлеченных в выполнение определенной задачи. С помощью ф-МРТ и ЭЭГ-когерентного анализа были показаны билатеральная активация дополнительной моторной области и увеличение активности ПМО в правом и ПМК в левом полушарии [67, 69]. Высказано предположение, что функциональный сдвиг в сторону интактного полушария, вероятно, облегчает восстановление двигательных функций, являясь одним из проявлений нейропластичности, что отлично от преимущественно билатеральных процессов у здоровых при выполнении сложных и комплексных движений [67].

Таким образом, феномен ФМА сложен, многогранен и не до конца понятен. Динамика МА с нейрофизио­логической точки зрения связана по сути с вовлечением различных функциональных систем правого и левого полушария в единую деятельность, при этом от баланса систем обеих гемисфер зависит успешность такой деятельности как в норме, так и при различных патологических состояниях. Несмотря на многочисленные исследования в этой области, механизмы межполушарной интеграции во время выполнения сложных произвольных движений остаются малоизученными и не всегда объяснимыми, а при различных заболеваниях ЦНС часто не учитывается фактор ФМА, который имеет значение для понимания патофизиологических процессов выявленных нарушений и восстановительного лечения этих пациентов.

Нейрогимнастика: упражнения для мозга взрослым

Нейрогимнастика была разработана более 40 лет назад американским психологом Полом Деннисоном. В начале 90-х годов прошлого столетия была создана программа «Гимнастика Мозга», которая была посвящена естественному развитию человека и способам активации созданных природой механизмов работы головного мозга путем физических движений.

Основной принцип нейрогимнастики заключается в синхронной и одновременной работе обеих рук, каждая из которых выполняет свое задание. При таком виде тренировки происходит согласованная работа обоих полушарий мозга. Фактически, путем физических упражнений можно тренировать мозг, потому что организм человека – это целостная система, в которой тело и ум взаимосвязаны.

От генератора идей к всегда верному выбору, или забегая вперёд

Развивая у детей правое полушарие мозга, со временем родители приходят к тому, что ещё большего эффекта даёт развитие эпифиза, или шишковидной железы. И если первое отвечает за творчество в общем, то развитие второго даст возможность всегда выбирать самый выигрышный вариант из всех возможных.

Представьте, каких высот можно достичь, всегда зная, образно говоря, под каким стаканом шарик. Это и есть то, что принято называть интуицией. Для тренировки эпифиза многими авторами разработаны различные системы упражнений, которые направлены на одну и ту же цель.

Отзеркаливание

Методика зеркального рисования способствует развитию обоих полушарий мозга. Вам необходимо подготовить листок бумаги и 2 ручки, которыми нужно одновременно нарисовать одинаковые предметы. Выполняя подобные упражнения для развития обоих полушарий мозга, человек станет мыслить креативно.

Правополушарное рисование

Правополушарное рисование — метод рисования для развития правого полушария. В 1979 году доктор наук Бетти Эдвардс разработала метод правополушарного рисования. Работа правого полушария получила название “П — режим”, левого полушария “Л — режим”. Правополушарное рисование — работа в П — режиме, где левое полушарие осознанно подавляется.1.

“Перевернутый рисунок” — один из приемов правополушарного рисования.  Суть упражнения: распечатайте контурный рисунок, как в раскраске, и переверните его. Предложите ребенку перенести контуры на другой лист бумаги, копируя каждую черточку, а не целиковый образ с деталями.2.

“Зеркальный рисунок” — метод, при котором ребенок может нарисовать один рисунок двумя руками одновременно. Применяется 2 способами: 1. ребенок обводит рисунок двумя руками одновременно 2. самостоятельно рисует, также обеими руками одновременно. Метод самостоятельного рисования двумя руками одновременно сложнее, поэтому рекомендуется начинать с первого.  Способ помогает школьнику в развитии чувства симметрии, применяется в арт-терапии — снимает чувство тревоги.

Правое полушарие отвечает за речь, ассоциации, метафоричность. Если у ребенка от природы лидирует левое полушарие, а это правши, то развитие правого полушария пригодится для школы — драмкружки, школьные сочинения, уроки литературы, рисование, а также в целом для развития гармоничной личности.

Приручаем вдохновение, или найти ваш баланс

Делать одно и то же в надежде получить другой результат – верный признак шизофрении,  но именно так поступает основная масса людей в вопросах воспитания и развития своих детей. Причём, что примечательно, из самых лучших побуждений. Современная система обучения разработана сугубо под развитие левого полушария мозга.

Как уже было сказано, левое полушарие работает только с уже известным. Функции правого – работа с непознанным. Существует гипотеза, что все решения уже существуют в некотором виртуальном банке информации Вселенной. А наш мозг является суперкомпьютером, который может к этому банку подключаться и выбирать наилучший вариант.

Процесс подключения обычно происходит спонтанно и называется он вдохновением. Ранее считалось, что его совершенно невозможно приручить, что приходит оно когда вздумается. Но в 21 веке стало понятно, что вдохновение есть не что иное, как состояние гармонии души и разума.

Но не впадайте в крайности. Люди со слишком развитым правым полушарием в ущерб левому обычно психически нездоровы.

Они живут в своём виртуальном мире по своим законам. Творческие люди, которые живут среди нас, нередко имеют репутацию чудаков, что не мешает им создавать шедевры.

Бизнесмены, сумевшие добиться успеха и признания, особенно в области инноваций, – самый идеальный пример сбалансированности и развития обоих полушарий мозга. Они сами себе и начальники, и исполнители. И основная часть времени у них уходит не на монотонную работу, а на обдумывание того, что можно усовершенствовать, или, ещё лучше, как создать то, чего раньше не было. Билл Гейтс, Стив Джобс, Сергей Брин, Илон Маск – этот список можно продолжать долго.

Про йогу:  Курс йога-семинаров «Отстройка асан и построение комплексов» | Федерация йоги России

Программа минимум

Работоспособность мозга восстанавливается быстрее, если он через определённые промежутки времени переключается с одной работы на другую. Все нижеописанные упражнения для соответствующего развития можно применять как отдельной программой, так и в коротких мозговых разминках.

На ушной раковине расположено множество точек, напрямую влияющих на работу мозга. На более глубоком уровне этим пользуются мастера иглоукалывания, но неспециалистам хватит и обычного растирания. Указательным и большим пальцами начните с разминания мочек ушей, как будто пробуете тесто на твёрдость. Затем основанием ладони разотрите уши снаружи и изнутри. Это считается разминкой к основным упражнениям.

Сделайте кольцо, соединив большой и указательный палец. Затем средний с большим, безымянный, мизинец и в обратном порядке. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Сначала упражнение делается одной рукой с небольшой скоростью, в прямом и обратном направлении. Затем другой рукой точно так же. Затем сразу двумя в обоих направлениях.

Упражнение выполняется за столом. На столешнице показывают три положения руки, которые по очереди сменяют друг друга. Первое – кисть, собранная в кулак, второе – ладонь перпендикулярно столешнице (ребром), третье – ладонь, распрямлённая на плоскости стола.

Левая рука собрана в кулак и повёрнута к груди (пальцами к туловищу), большой палец отведён вверх. Ладонь правой руки распрямлена в горизонтальном положении таким образом, чтобы её мизинец касался большого пальца левой. Затем положение рук меняется. Начинаете медленно, затем ускоряете темп. Сделать от 6 до 10 повторов.

Большим и указательным пальцем левой руки берётесь за кончик носа, теми же пальцами правой – за левое ухо. Смена положения (правая – за нос, левая – за правое ухо) и т.д. Каждая смена происходит через хлопок в ладоши. Это упражнение считается заданием повышенной сложности.

Кисти рук сведены накрест ладонями друг к другу, пальцы собраны в замок. Далее руки выворачиваются к себе, т.е. пальцы смотрят вверх. Задача – пошевелить тем пальцем, который укажет тренер. Вначале ребёнок путается, где левый, а где правый, но затем обычно быстро разбирается, что к чему.

  • Зеркальное и симметричное рисование.

Или рисование в две руки. Положите перед малышом чистый лист бумаги и два карандаша любых цветов. Задача – научиться рисовать двумя руками сначала симметричные рисунки, а затем несимметричные, в «зеркальном» порядке.

Эффект от вышеописанных упражнений будет только в том случае, если они выполняются системно. Результатом у детей станет улучшение памяти, внимания, речь станет чётче, разовьётся пространственное воображение, моторика рук. Но главное – это снижение утомляемости и повышение самодисциплины и самоконтроля.

С какими функциями связана правая мозговая доля?

Правое полушарие производит обработку невербальной информации, которая имеет представление в форме картинок, символов, знаков и схематических картин. Сторона ответственна за распознавание лиц и эмоций на них. Люди с более активным правым полушарием:

  • имеют музыкальные таланты;
  • хорошо ориентируются в пространстве;
  • решают головоломки;
  • отличаются хорошей фантазией и мечтательностью;
  • часто имеют таланты к рисованию;
  • способны к одновременной обработке информации из разных источников.

Такие люди выделяются неординарностью, они часто интересные и творческие личности.

Статья:

О том, что человеческий мозг разделён на правую и левую части и за что каждая из них отвечает, было известно ещё давно. Но детальные исследования в этом направлении стали вестись относительно недавно по историческим меркам. И доселе обычные факты засияли в совершенно ином свете. Однако обо всём по порядку.

Немного о работе мозга. Учеными доказано, что правое полушарие мозга отвечает за синтез и творчество, а левое – за анализ и логическое мышление. Последние тысячелетия упор в развитии детей делался в основном на левое полушарие. На тот период времени это было полностью оправдано: древнему человеку надо было понять природу вещей глубже, чем предлагают галлюцинации объевшегося мухоморами шамана.

И сейчас большинство родителей по инерции обучают своих отпрысков по программам, которые развивают именно левое, логическое полушарие. И почти напрочь забывают о такой же важности правого, считая, что летать в облаках и строить воздушные замки в жизни совершенно не нужно.

Отключённое или практически полностью задавленное воображение создаёт вместо творческой личности серый винтик в глобальном механизме. Это можно сравнить с тем, если бы человек ходил в спортивный зал и тренировал только одну половину тела. Чем такое кончится, не трудно догадаться. Но в обучении данная патология, к сожалению, уже давно стала нормой.

Из реальной жизни можно привести такой пример: в США учёные отслеживали детей с очень высоким IQ, а когда эти дети выросли, их собрали в одну группу и поставили задачи по фундаментальным разработкам в различных отраслях, но эта затея потерпела полный крах.

Однако с развитием информационной эры ситуация стала меняться в лучшую сторону. И на развитие у детей функций правого полушария мозга специалисты по педагогике и психологии стали выделять всё больше и больше внимания. Прорывом можно считать введение шкалы так называемого эмоционального интеллекта — EI (Emotial Intelligence). Не последним примером в этом отношении стали люди, которые добились успеха в плане научных открытий в различных областях.

Тест №2

Следующий тест заключается в том, чтоб найти среди кофейных зерен мужскую голову. Время на поиски не должно превышать 3 минут.

Теперь смотрим на результаты, если вы нашли то, что искали:

  • менее чем за 3 секунды, то правое полушарие развито хорошо;
  • за 60 секунд, развитие нормальное;
  • от 1 до 3 минут, развито недостаточно хорошо, рекомендовано употреблять больше мяса.

Если на поиски ушло более 3 минут, работа правой стороны мозга плохая, желательно ознакомится с информацией о том, как развить правое полушарие мозга у взрослых.

Установлено, что большинство людей работают больше с одной долей мозга, однако встречаются и те, кто одинаково пользуется обоими. В основном эти люди гении, они обладают хорошей памятью, способны быстро анализировать происходящее и очень внимательные. Стать амбидекстром возможно и обычному человеку, для этого необходимо развивать правое полушарие мозга.

Для определения активной стороны мозга дополнительно с тестовыми задачами, можно ориентироваться на некоторые черты поведения, характерные для левшей, правшей и амбидекстров.

Тренировка пальцами

В этом упражнении работа происходит за счет движения пальцами. Сжимаем кулаки и начинаем поочередно выправлять сначала большой палец правой руки, после указательный на левой. Потом указательный палец на правой и большой палец на левой. После того как получится выполнять упражнение правильно, темп необходимо ускорить.

Упражнение цигун для мозга

Самостоятельно исправить неравномерную работу мозговых долей помогут китайские упражнения:

  1. Занятие начинают с массирования висков круговыми движениями, переходя к растиранию межбровной зоны.
  2. Теперь нужно приступить к растиранию глазниц.
  3. Далее находим на лице точки, расположенные на 1,5 см от уголков рта, открываем его и при помощи больших пальцев надавливаем и растираем точки.
  4. Переходим к носу, движения должны быть от кончика к переносице.
  5. Растираем шею ладонями кверху.
  6. Приступаем к растиранию лица в направлениях и к верху и к низу.
  7. Производим массаж волосяной части головы.
  8. Расположив руки пальцами на затылке, начинаем постукивать по нему.
  9. Завершаем упражнения слабым сдавливанием ушей. Все действия повторяются ежедневно, по 16 раз, массаж головы производят на протяжении 4 минут.

И напоследок хочется напомнить, не стоит зацикливаться только на правой доле, развитие левого полушария мозга не менее важно, поэтому нагрузку рекомендовано чередовать.

Упражнения для развития правого полушария мозга

Стоит отметить, что при рождении все люди имеют правостороннее мышление, позже некоторые из нас меняют сторону работы интеллекта. Чтоб активизировать работу правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой. По началу могут возникнуть трудности, позже процесс станет естественным и привычным.

Характер амбидекстров

Люди с одновременной работой обоих сторон мозга гибкие и универсальные. Им свойственна отзывчивость и эмоциональность, у них хорошо развита интуиция. Амбидекстры имеют способность видеть немного больше, чем обычные люди, они часто становятся первооткрывателями чего-либо и могут добиться успехов практически в любой сфере.

Характер левшей

Левши эмоциональные и импульсивные личности, по природе они редко бывают консерваторами, они всегда желают перемен. Левши индивидуалисты, их не устраивают привычные устои, они живут по своим правилам, могут быть упрямыми и замкнутыми. Левшам проще добиться успехов в творческой деятельности.

Характер правшей

Такие люди прислушиваются к чужому мнению и стараются жить по общепринятым правилам. Охарактеризовать правшей можно следующим образом, они:

  • предсказуемые;
  • последовательные;
  • надежные;
  • принципиальные.

Они стараются не идти на конфликт, проявляют мало эмоций, обладают аналитическим складом ума и могут добиться высот в точных науках.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий