Нияма Вторая ступень классической йоги — энциклопедия йоги и аюрведы

Нияма Вторая ступень классической йоги - энциклопедия йоги и аюрведы Позы

Что это такое?

Фото 1Правила первых двух ступеней включают фундаментальные знания для правильного развития, этико-нравственные основы. Духовный путь невозможен без предварительного изучения основополагающих понятий и определений, без них не добиться адекватного развития.

Шауча – чистота.

Ваше тело должно быть чистым.

Это выражается через ежедневные гигиенические процедуры, а также процедуры по необходимости в случае какого-то дисбаланса дош.

В йоге выделены 6 очищающих процедур – Шаткармы.

В Аюрведе предусматривается проведение комплекса процедур (Панчакарма – 5 действий), которые проводятся в случае болезни либо в качестве поддерживающего детокса два раза в год – весной и осенью, на смене сезонов.

Также Аюрведа описывает распорядок дня (Диначарья), в который также включены ежедневные действия, которые помогают поддерживать здоровье тела.

Шауча – это также чистота ума и помыслов. Мы очищаем свой ум посредством наблюдения за собой, а также следуя 5-ти принципам Ямы.

Естественно, где есть чистота помыслов, там автоматически возникает и чистота речи, тоже в соответствии с принципами Ямы. Речь йогина — это красивая, четкая, правдивая речь, конечно же, без брани и слов-паразитов.

Но есть еще один аспект Шаучи – это чистота пространства вокруг.

Пространство – это вместилище энергии, Праны, которую мы можем впитывать через созерцание. Если это пространство поло объектов, а тем более, если захламлено, то мы истощаем этот источник Праны.

Вспомните, как по-разному вы ощущаете себя на природе, где открывается много пространства, в городе либо в небольшой квартире. На просторах природы ум буквально сам распахивается, впитывая в себя энергию.

Предметы вокруг влияют на нас своей энергией, и это следует учитывать, поддерживая окружающее пространство в чистоте и порядке.

Сантоша – удовлетворенность, приятие.

Этот принцип говорит о том, что необходимо принимать текущую ситуацию в своей жизни без обвинений, без претензий и прочего негативного отношения.

Конечно, можно скатиться полностью в апатию и нежелание куда-то двигаться, что-то менять, развиваться. Крайности можно найти где угодно, но нужно правильно ставить акценты.

Наш мир построен на желаниях, которые влекут нас, побуждают к неосознанным действиям. Такова человеческая психика, что мы сравниваем свою жизнь (свои вещи, свое социальное положение, достижения) с таковыми у окружающих. Зачастую сравниваем не в свою пользу, и нам обязательно хочется большего и большего.

Нам всегда мало. Поэтому, увидев новый объект вожделения, мы не удовлетворены тем, что есть у нас, и устремляемся к привлечению желаемого объекта в нашу жизнь (этот принцип связан с принципами Ямы: Астейя и Апариграха).

Прежде всего, нам необходимо сместить акцент с того, чего у нас нет, на то, что уже есть в нашей жизни. Зачастую это не так уж мало! Мы не замечаем своих положительных черт, своих сильных сторон, не замечаем замечательных людей вокруг, не замечаем, скольким мы владеем.

Мы перестраиваем свой ум видеть не только негатив, но и позитив. Видеть не препятствия, но возможности. Видеть в «неудачном» результате уроки и потенциал для развития, а не свою ущербность.

Понять этот принцип мне помогла фраза одного японца (не помню уже, чье это высказывание), который был очень беден, и у него была только горсть риса на обед. Он перестроил свое сознание бедняка, воспитывая в себе благодарность, что у него несть не горстка риса, а аж тысяча рисинок!

Именно благодарность за то, что у нас есть, перестраивает нас, выводя нашу энергию, наше сознание на новый уровень. Практики благодарности – это мощный инструмент, позволяющий поднять наши энергетические вибрации и изменить всю жизнь!

Тапас

Само слово «Тапас» переводится с санскрита как тепло, жар, истязание, аскеза.

И очень часто, говоря о тапасе, люди сразу представляют себе полуголых странствующих аскетов, отшельников, выполняющих истязающие практики. Однако классическая йога – это скорее срединный путь, где нет места самоистязанию.

В значении аскезы, например, можно рассматривать тапас как соблюдение принципов Ямы. Согласитесь, для человека, который не умеет управлять своим умом и только встал на путь духовного развития, даже временное соблюдение таких, казалось бы, простых принципов, как Ахимса (ненасилие), Сатья (правдивость) либо Брахмачарья (контроль сексуальной энергии) будет существенным вызовом.

В йогическом понимании, тапас – это скорее настойчивость в практике, поддержание регулярной практики и приложение непрерывных усилий на пути. Воспитание самодисциплины – один из важнейших успехов практики йоги. В любом деле получить результаты, продвинуться на новый уровень можно только при регулярной практике.

Про йогу:  Йога в GTA 5 - Grand Theft Auto 5

Йога должна стать вашей жизнью. Следует делать ежедневные шаги в вашей формальной практике на коврике, пусть они будут и не очень большими. Но состояние йоги нужно поддерживать ежесекундно 24/7. Внутренний тапас – один из важнейших аспектов йоги, и это те усилия, которые никто извне не увидит и не проконтролирует, и только вы знаете о них и ответственны за их приложение.

Кроме того, если вы уж выделили время на практику, то постарайтесь отдаться ей полностью, приложите максимум усилий, не сачкуйте, делая вполсилы и отвлекаясь мыслями на другие дела.

Именно тапас – регулярная, упорная практика йоги повышает внутренний жар практика, который сжигает все накопленные нечистоты на физическом, тонком и даже кармическом планах, очищает нас. Да-да, накопленная карма – это не предопределенность, она может быть отменена благодаря силе тапаса.

Свадхьяя

Дословный перевод слова «свадхьяя» — самоизучение, самоисследование. С санскрита «сва» переводится как «свое», «адьхяя» означает «изучение», «исследование».

Практик изучает реакции и границы своего физического тела, постоянно наблюдает за шаблонами своего ума и подсознания, распознавая их. Задействуя принцип Ямы Сатья, йогин открыто смотрит на все проявления своей жизни, своего ума, признавая все их и постепенно освобождаясь от их влияния.

Наблюдая за собой, человек начинает замечать, что многие проблемы в его жизни – это всего лишь игры ума. Направляя свое внимание на свой ум, человек изучает его проявления. Йогин анализирует и выделяет проявления своих пяти тел (панча коша вивека) и, таким образом, видит их загрязненное действие, видит их обусловленность и непостоянство.

Очень важный аспект свадхьяи — изучение священных писаний. В йогических и тантрических трактатах описываются не только философские моменты и конкретные методы практики, но также описываются качества практика, которые можно рассматривать как эталон.

Таким образом, сравнивая свое поведение и внутренние реакции с теми, которые описаны в священных писаниях, мы можем увидеть, на что направлять свою практику, где требуются дополнительные усилия и к чему мы должны прийти. Мы можем, таким образом, заметить «слепые» пятна, которые привыкли в себе не замечать и «вычистить» свои негативные качества.

Кроме того, биографии и произведения, написанные просветленными мастерами либо о них, могут служить вдохновением и маяком для других практиков.

Ишвара Пранидхана

Независимо от религии практикующего, важным аспектом для йоги как пути освобождения является упование на Всевышнего, Бога, каким бы словом он ни назывался в разных культурах и вероисповеданиях. Фактически это постоянное памятование о Боге через различные практики – внешние или внутренние. Это может быть молитва или мантра, какой-то внешний ритуал или поддержание внутреннего настроя.

Это связано с тем, что человеческая природа ограничена. И в какой-то момент человек, идущий по пути йоги, столкнется с ограничениями своего человеческого ума, эго, истощением запаса своих сил, столкновением со своими подсознательными страхами. Упование на Бога в таком случае позволяет человеку выйти за рамки этих ограничений.

Все в этом материальном мире непостоянно, всему свойственны изменения, у всего есть начало и конец. И когда мы привязываемся исключительно к объектам материального мира (люди, вещи, обстоятельства, состояния), неизбежно сталкиваемся с психологическим дискомфортом, душевными страданиями и даже болью, вызванными непостоянством этого мира.

Признавая объективные ограничения себя как человека, мы видим Бога как того, кому эти ограничения не свойственны. Размышляя об абсолюте, мы настраиваемся на божественные качества, которые человеку так же присущи, но часто затмеваются омраченными состояниями.

Мы начинаем взращивать в себе эти качества: безусловную любовь и сострадание, радость и безоценочное восприятие действительности. Энергия в человеке поднимается к более высоким чакрам, очищается, приобретает более тонкие вибрации, и человек от животного мира неочищенных нижних чакр преображается, устремляется к духовному развитию.

Через посвящение своих дел Богу (выделяется как Карма-йога, то есть йога действия) практикующий йогин постепенно уменьшает активность своего эго, очищается его ум и подсознание, постепенно «сгорают» тенденции ума, которые вызывают карму.

Алена Евсюкова

Источник

Апариграха

Фото 5

Это отражается на духовном росте личности, так как успех и блага носят временный характер и сами по себе не приносят пользы. Минимализм, отсутствие излишеств, чрезмерности являются основными правилами Апариграхи.

Астея или астейя

Принцип основан на эстетических правилах о не присвоении чужого, к трансформации таких стремлений. Нарушением Астеи считаются как присвоение чужого имущества (средств и вещей), так и интеллектуальной собственности (изобретения, авторские права), а также званий и заслуг.

Про йогу:  Foam roller – есть ли смысл использовать, какие преимущества и недостатки у массажного ролика, виды

Фото 6Это медитация, которую делают в течение дня, для того чтобы научиться восприятию материальных объектов, как только части мироздания.

Брахмачарья практикуется йогами для постоянства нахождения в состоянии возвышенности, при этом, не концентрируя внимание на внешних проявлениях личности. Принцип имеет еще одну трактовку – воздержание, запрет на половые отношения.Эта практика Ямы, по сути, путь к обретению мудрости. Она сохраняет жизненные силы и энергию, повышает интеллектуальные способности.

Ишвара пранидхана

Принцип формирует понимание важности в духовной практике.

Фото 10

Ишвара Пранидхана основана на утверждении о том, что постоянство в духовной практике и регулярной медитации позволяет чувству счастья укорениться внутри человека, создает ощущение собственной гармонии.

Ишвара-пранидхана (пятая нияма)

Цель последней Ниямы заключается в том, чтобы поселить в сердце ученика высшую степень набожности, через которую разум приходит к Самадхи. Именно поэтому все практикующие очень трепетно относятся к Ишвара-Пранидхана.

Пятая ступень учит тому, чтобы человек посвящал результаты своих стараний Богу, благодаря чему все материальное, что ценно для практикующего, превращается в чувство любви к Всевышнему.

Практика этих пяти этапов или уклонение от их выполнения ни как не должна зависеть от любых факторов внешнего мира. Лишь когда вы сумете полностью отрешиться от всего материального, то сможете найти покой в своей душе, а достижение этого результата стоит того, чтобы посвятить этим испытаниям свою жизнь.

Литература

Сауча входит в число пяти Ниям в йоге, то есть деятельности, рекомендованной для духовного развития человека. Стих II.32 Йогасутры перечисляет пять ниям . В стихе II.40 Патанджали описывает внешнюю чистоту, а в стихе II.41 обсуждается внутренняя чистота следующим образом:

सत्त्वशुद्धिसौमनस्यैकाग्र्येन्द्रियजयात्मदर्शन योग्यत्वानि च

Через чистоту и чистоту тела и ума (шауча, шудхи)
приходит очищение сущности (саттва),
доброта и радость чувств,
чувство сосредоточенности с намерением, господство и единение чувств
и пригодность, подготовка и способность к самореализации.

-  Патанджали, Йогасутры II.41

Шауче является одним из десяти Ямы , перечисленных на Сандилья Упанишаде , а также Сватмарам. Это одно из добродетельных ограничений (ям), о которых говорится в древнеиндийских текстах. Остальные девять ям — это Ахимса (अहिंसा): ненасилие, Сатья (सत्य): правдивость, Астея (अस्तेय): не воровство, Брахмачарья (ब्रह्मचर्य): целомудрие и верность, Кшама (क्षमा): прощение, Дхрити (धृति): стойкость.

Эпос Махабхарата упоминает добродетель чистоты ( шауча ) во многих книгах. Например, в Книге 14, Глава 38, он перечисляет Сауча как высокое качество, присущее освобожденному, счастливому и дхармичному человеку.

निर्ममॊ निरहंकारॊ निराशीः सर्वतः समः | अकाम हत इत्य एष सतां धर्मः सनातनः ||
विश्रम्भॊ हरीस तितिक्षा च तयागः शौचम अतन्द्रिता | आनृशंस्यम असंमॊहॊ दया भूतेष्व अपैशुनम ||
हर्षस तुष्टिर विस्मयश च विनयः साधुवृत्तता | शान्ति कर्म विशुद्धिश च शुभा बुद्धिर विमॊचनम ||
उपेक्षा बरह्मचर्यं च परित्यागश च सर्वशः | निर्ममत्वम अनाशीस्त्वम अपरिक्रीत धर्मता ||

(Он) свободен от собственничества, свободен от эгоизма, свободен от пессимизма, смотрит на всех одинаково, свободен от страстных желаний. (В нем) видны уверенность, выносливость, отречение, чистота, отсутствие лени, отсутствие жестокости, отсутствие заблуждений, сострадание ко всем существам, отсутствие склонности клевещать на других или ликовать достижениями; (он) удовлетворен, смирен, эмансипирован, безразличен, умиротворен, не подвержен взлетам и падениям, преследует Брахму и демонстрирует чистоту во всех действиях, направленных на успокоение, понимание и справедливость.

Бхагавад Гита описывает чистоту на трех уровнях в Книге 17, стихи 14-16, а именно на теле, речи и мыслях. Чистота тела зависит от чистоты тела, а также от того, что человек ест и пьет. Чистота речи происходит от правдивости и использования слов, которые не причиняют вреда, не причиняют боль и не огорчают других или себя. Чистота мыслей проистекает из размышлений, душевного покоя, тишины, спокойствия, мягкости и чистоты бытия.

Чистота ума, речи и тела была одним из важных достоинств индийской философии.

Полезные видео

Посмотрите видео, которые помогут вам полностью разобраться с этой темой:

Практика

Принципы Ямы и Ниямы создают общее представление о философии Йоги и мироздания. Практикующие йогины формируют на их основе особое состояние разума, которое на полную задействует внутренний потенциал и энергию человека. После познания правил потенциал личности получает большие возможности для того, чтобы проявить себя в наиболее подходящей сфере деятельности.

Фото 11Быстро запомнить и понять правила Ямы и Ниямы невозможно, об этом не стоит переживать.

Информацию о них необходимо регулярно переосмыслять для достижения более полного осознания. Для этого читают тексты, просматривают видео, проводят внутренний анализ изученных аспектов в памяти. Особенно тех, на которых сложнее сконцентрироваться. Через постепенное обучение и самосовершенствование вырабатывается ощущение комфортности и приятности на пути следования и применения принципов в социуме.

Про йогу:  Тайны реинкарнации и случай с Марией Таларико

Сантоша

Принцип, направленный на приобретение качества благодарности и состояния удовлетворенности.

Он распространяется на все аспекты жизни, такие как семейные отношения, обретение духовного опыта, творческие проявления, карьера. Практика Сантоши помогает замечать имеющиеся в жизни приобретения и богатства.

Принцип культивирует принятие мира таким, какой он есть, что и зарождает в человеке чувство благодарности и любви.

Сантоша (вторая нияма)

Сантоша предполагает умение находить удовлетворение от жизни, невзирая на все страдания и потери, которые преподносит судьба.

Задача второй Ниямы состоит в том, чтобы научить человека быть довольным, добродетельным к окружающим и благодарным за все то, что дарут ему Бог. Практика Сантоши предполагает непритязательность к тому, что происходит во внешнем мире. Ученик должен стремиться как можно больше развить себя духовно, при этом начав по другому относиться к материальным благам, считая что у него их больше, чем нужно

Сатья

Принцип культивирует благожелательную правдивость и честность, ответственность (выполнение обещаний, обязательств). Смысловая нагрузка слова Сатья – истинность во всем (мыслях, речи, делах). Это воздержание от неправдивости, правда не может быть естественной, если есть потребность в ее искажении.

Однако Сатья и понятие Истина не идентичны. Принцип йоги имеет обязательное требование – соответствовать правилу Ахимсы (ненасилие). Правда, как таковая, не должна причинять ущерб окружающему миру. Кстати, практиковать этот принцип можно в асане Джану Ширшасана .

Свадхиайя (свадхьяя)

Принцип направлен на самостоятельное духовное обучение. Он включает беседы и чтение, философские размышления, которые способствуют увеличению осознания смысла жизни, направляют к самосовершенствованию. Свадхиайя предполагает получение знаний о разнообразных философиях и воззрениях, религиозных течениях.

Свадхьяя (четвертая нияма)


В процессе практики четвертой Ниямы человек занимается постижением собственной сущности. Другими словами, Свадхьяя является добродеятелем, через который можно увидеть в себе Бога.

В связи с этим, в процессе освоения четвертой Ниямы нужно посвятить себя изучению йогических трактатов и различной религиозной литературы, а также регулярно осваивать новые мантры и практиковать их.

Тапас (тапах)

Принцип предполагает служение на благо мира, учит преодолевать препятствия, встречающиеся на жизненном пути.

Фото 9В Тапасе это достигается через совершенствование самого себя, в последствии, через оказание помощи ближним. Принцип также включает другие направления для улучшения окружающего мира, которые используются далее.

Например, выбор в пользу самообразования вместо развлечений. Трудности и неудобства обучения помогут приобрести навыки и знания, которые и улучшат окружающий мир.

Тапас (третья нияма)

Третья Нияма требует от практикующего достаточно больших усилий. Так, Тапас предполагает полную отдачу в служении сделанномувыбору, аскетизм и внутренний огонь.Если вы будете практиковать Тапас, то сможете полностью овладеть своими страстями, и как следствие этого сумеете довести до конца абсолютно любое начатое дело, каким бы сложным оно не казалось.

Также третья Нияма позволяет преодолеть собственное невежество, в результате чего ученик будет стремиться выполнять все как можно качественнее.

Шауча

Принцип направлен на гармонию с самим собой, поддержание чистоты во всем.

Фото 8Выделяют четыре принципа чистоты (два связаны с внешним миром, два – с внутренним миром человека):

Легендарный курс по медитации без оплатыРекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

  • наружняя физическая чистота, относится к окружающему миру (тело, одежда, дом);
  • внутренняя физическая чистота. Поддержание организма в здоровом состоянии (правильное питание, потребление воды, регулярные однодневные голодания);
  • внешняя психическая чистота. Воздействия окружающей среды на психику часто опустошают и разрушают разум человека, поэтому требуется сознательный отказ от брани, ложных культурных ценностей, порнографии;
  • внутренняя психическая чистота. Культивация положительных мыслей и намерений, духовного отношения к окружающему миру, чистоты совести.

Шауча (первая нияма)


Первая Нияма учит соблюдать безупречную чистоту. Человек, практикующий йогу обязательно должен соблюдать чистоту собственного тела, ведь оно — это храм духа, а свободная и избавленная от страданий душа может жить только в чистом окружении.

Тот, кто практикует Шаучу обязательно должен держать в чистоте не только свою физическую оболочку, но и пищу, которую он употребляет, и дом в котором живет.

Самое важное же при выполнении Шаучи — это чистота души. В связи с этим, если человек действительно всерьез настроен заниматься йогой, то ему в обязательном порядке следует избавить свой ум от зависти, злости, похоти и прочих негативных эмоций. Также ему требуется освободить свою речь от осуждения, сквернословия и пустословия.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий