Обрести покой: секрет популярности йоги в современном мире — National Geographic Россия: красота мира в каждом кадре

Обрести покой: секрет популярности йоги в современном мире — National Geographic Россия: красота мира в каждом кадре Позы
Содержание
  1. Начинаем с базы. хатха-йога
  2. Что такое йога
  3. Основные факты, благодаря которым возник интерес к йоге на западе
  4. Что такое «настоящая йога» и можно ли на ней заработать
  5. Б.к.с айенгар (1918 — 2021 гг)
  6. Виды йоги
  7. Возникновение индологии
  8. Генри стил олкотт (1832-1907 гг)
  9. Елена петровна блаватская (1831-1891 гг)
  10. Захоронение йога
  11. История йоги на западе и в россии
  12. Йога как система саморазвития: послесловие
  13. Йога: краткая историческая справка
  14. Карл густав юнг (1875 — 1961)
  15. Колонизация индии
  16. Латеральные асаны
  17. Мирча эллиаде (1907 — 1986 гг)
  18. Наклоны вперед
  19. Об авторе:
  20. Обрести покой: секрет популярности йоги в современном мире
  21. Осознанность
  22. Парамаханса йогананда (1893 — 1952 гг)
  23. Перевернутые асаны
  24. Пранаяма и медитация
  25. Принципы йоги в современном мире
  26. Прогибы назад
  27. Растягивающие асаны
  28. Ренессанс физического тела в европе
  29. Роль теософского общества в популяризации йоги.
  30. Свами вивекананда (1863-1902 гг)
  31. Свами сатьянанда сарасвати (1923 — 2009 гг)
  32. Свами шивананда (1887 — 1963 гг)
  33. Скручивающие асаны
  34. Три стадии представления о йоге на западе
  35. Функции:
  36. Цели выполнения йогических упражнений – асан
  37. Шри патабхи джойс (1915 — 2009 гг)
  38. Шри тирумалай кришнамачарья (1888-1989 гг)
  39. Шри йогендра (1897 — 1989 гг)

Начинаем с базы. хатха-йога

Говоря о традиционной йоге, мы говорим о хатха-йоге:

Хатха-йога — это комплекс поз (асаны), дыхательные упражнения (пранаямы), использование мудр (энергетических точек тела, которые также используются в акупунктуре, например), Аюрведа, бандхи (энергетические “замки”, которые активируются за счет использования определенных глубоких мышечных групп) и медитация (смысл практики).

Эта система охватывает все аспекты повседневной жизни посредством осознанного выбора, связанного с физическим и психическим благополучием каждого из нас.

Система йоги — это наука присутствия в настоящем моменте.

Мы говорим об образе жизни, который неизбежно меняется, показывая тем, кто хочет видеть, все возможности повседневной жизни, которыми мы можем воспользоваться, ориентируясь на то, что лучше для нас, а не просто на то, чего, как мы думаем, мы хотим.

Целью практики является органичное и гармоничное объединение всех элементов этой системы таким образом, чтобы учащийся мог использовать их наилучшим образом.

Первый шаг — это асаны или позы, которые мы делим на 6 основных типов:

Что такое йога

Слово йога имеет санскритские корни. Оно происходит от слова “йодж”. Его значение можно определить различными терминами, имеющими схожий смысл: объединять, связь, гармония, единство, упряжка, обуздание, союз.

Йога – это древняя система самопознания. Это наука о человеке и его связи с божественным началом природы. Существуют различные определения и описания смысла йоги. Какие-то определения – очень научные или философские. Другие – более простые, больше описывающие роль йоги в повседневной жизни человека.

Если говорить простыми словами, то йога – это совокупность практик, методик, психофизических упражнений для достижения возвышенного духовного состояния. Она позволяет достичь состояния гармонии и счастья. Но в более точном определении йога – это единение обособленного сознания человека с космическим сознанием, с абсолютом.

Система йоги включает в себя:

  • работу с разумом –изучение текстов и трактатов об устройстве ума, тела и психики человека. Тексты включают в себя философию о мироздании и о природе сознания. Это метод самопознания посредством логики, знания;
  • различные техники работы с физическим телом: очищение организма, асаны;
  • дыхательные упражнения – пранаямы;
  • техники медитаций.

Основные факты, благодаря которым возник интерес к йоге на западе

А на Западе в это время заканчивалась эпоха средневековья и начался период т.н. “нового времени”. Начался период великих географических открытий, в ходе которых европейцы открывали новые маршруты по всему миру, в том числе и в Индию. Начался период колонизации Индии.

Что такое «настоящая йога» и можно ли на ней заработать

По данным Yoga Journal йогой в России занимаются около двух миллионов человек, а количество специализированных центров составляет десятки тысяч. Цифры впечатляющие и указывают на стабильные позиции йоги как вида активности и как сферы бизнеса. Вокруг этой темы всегда много разговоров, сомнений и разнообразных интерпретаций.

 

Пусть меня научат

«Занятия йогой должны приносить радость, а не превращаться в банальный тренинг», — c избыточной серьезностью, набрасывая на плечо рюкзак, говорит студентка Юлия.

Несколько раз в неделю она проделывает довольно изнурительный, даже по московским меркам, путь. Восемь станций метро, тряска в маршрутке, немного бодрого шага и ты на месте, — Юля спускается в маленький подвальчик, где гремят железом качки. Считается, что фитнес и тренажерные залы не лучшие места для практики йоги. Требования к инструкторам там ниже, чем в специализированных центрах, и атмосфера меньше располагает к работе с «внутренними настройками». Но в случае Юли личная симпатия оказывается сильнее общих предпочтений.

Традиционным «намасте» группу приветствует Андрей, инструктор хатха-йоги, больше похожий на героя кулачных боев, чем на сушеного индуса. Впрочем, силовые асаны он демонстрирует с мягкостью кошки, а инструкции по их выполнению звучат с гипнотическими переливами интонации.

В конце урока Андрей играет на тибетских чашах — это введенный им в занятие медитативный элемент. Группа расходится, а преподаватель продолжает эксперименты с чашами. Небрежно распущенные волосы, расслабленная сосредоточенность, — на фоне качков с разбухшими мускулами он выглядит как маг и чародей.

Каким должен быть учитель йоги? Чему учить? В каком-то смысле деятельность хиромантов и гадалок может показаться куда определеннее.

Во всем мире существует множество федераций и школ, выдающих сертификаты инструкторам йоги. И каждая из них выдвигает свои требования: где-то достаточно просто заплатить, а где-то не обойтись без глубоких знаний анатомии и спортивного бэкграунда. Лицензирования этого вида деятельности в России нет, а значит, нет и единых стандартов.

«Мастер йоги и мастер преподавания — это разные плоскости, — рассуждает Антон Ерофеев, руководитель студии «Инди-йога». – Человек может добиться потрясающих результатов в личной практике, но как инструктор оказаться ни на что не способен. Важен и такой критерий, как ощущение спокойствия и счастья. Как его сразу распознать?»

 

 

Как все начиналось

В 2005 году на Покровке открылся йога-клуб «Сат Нам». Именно тогда, в начале 2000-х, в Москве и стал формироваться рынок йоги. Само по себе индийское учение пришло в Россию еще до перестройки и в первые десятилетия робко завоевывало адептов.

Основатель клуба Наталья Кузьмичева — ученица Якова Маршака, внука известного советского поэта. Врач и математик по образованию, Яков Маршак в начале 90-х занимался поиском эффективных методик для лечения наркомании, алкоголизма и других зависимостей и тогда же получил приглашение в одну из американских реабилитационных клиник. Оказалось, что в лечении подобных пациентов там уже давно с успехом применяется практика кундалини-йоги. Чуть позже приехавший в Москву индийский гуру Йоги Бхаджан дал Маршаку благословление распространять это направление в России.

«На занятия к Якову Маршаку я попала в 1991 году. У него тогда было всего несколько десятков учеников, — вспоминает Наталья Кузьмичева. — Больше 15 лет я практиковала кундалини-йогу, число ее последователей росло, и несколько раз в год мы собирали большие семинары по 60-80 человек. Так что открытие центра стало закономерным решением. О бизнесе и связанных с ним сложностях никто на тот момент не думал».

Наталья говорит о йоге с рационализмом просвещенного европейца, излучая спокойное обаяние. Такие, как Кузьмичева, энтузиасты 90-х, в каком-то смысле стали хранителями йогических традиций, а те из них, кто вышел на рынок, заняли особую нишу. Одновременно с клубом «Сат Нам» в 2000-х в Москве открылась сеть центров «Йога практика», ставшая проводником другого популярного направления хатха-йоги — Айенгара. А еще один ученик Маршака Сергей Литау возглавил «Федерацию йоги» — известную в Москве сеть бюджетных йога-студий.

Сегодня йога-индустрия в столице бурно развивается, у каждой станции метро можно найти по несколько центров. Считается, что эта сфера открыта для экспериментов. Появились такие изобретения, как йога в гамаках и Бикрам-йога (занятия при температуре 40 градусов) и здесь каждый, как говорит Кузьмичева, «кто во что горазд». Но стабильность «первооткрывателей» традиционных йогических направлений отчасти упорядочивает хаос.

Примером экспериментальности современной йогической системы может служить московская школа «Ваджра». Йогу здесь преподают по методу КПП (корректного подхода к позвоночнику). Это значит, что из практики асан извлекают только те положения тела, которые исключают риск травмы позвоночника. Основатель школы Ирина Межакова, в прошлом спортсменка, полна самоиронии и хулиганского азарта — почти немыслимые качества для йога.

«Сама еще не разобралась, что это», — показывает она рисунок с эзотерической символикой, дополняющий ее домашний интерьер. По словам Ирины, студию они с подругой создавали не с целью заработать, а чтобы направление КПП, представленное во всем мире, появилось и в Москве.

«Я считаю, что йога довольно травмоопасна, поэтому продвигаю метод, который, на мой взгляд, позволит человеку выйти из зала здоровым и живым. Не могу понять тех, кто говорит, что жить без йоги долго не может — они тогда ничем не отличаются от наркоманов. Ведь эта практика должна нести свободу и независимость от всех пристрастий, — насмешливо замечает Ирина. — А в основном современные йоги такие же люди, как все».

Большинство адептов возмутила бы такая позиция. Регулярно практикующие йогу, как правило, склонны подчеркивать избранность своего пути.

С этой точки зрения слова Елизаветы Яненко, основательницы челябинской студии Yoginn, можно считать своеобразной заочной полемикой. Ради продвижения йоги Елизавета оставила успешную карьеру в банке. По ее словам, она уже с детства чувствовала глубину вещей.

«Легко заниматься йогой на берегу океана, под шум волн, а вы попробуйте в центре города, с видом на заводские трубы и крыши домов», — говорит Елизавета, проводя экскурсию по студии.

Центр находится на четырнадцатом этаже офисного здания. В панорамные окна туристической открыткой ложится весь город. Картинка приятная, и похоже, это не худший вариант, если океана поблизости все равно нет.

Казалось бы, для занятий йогой достаточно коврика, но практикующие часто хотят «подверстать» не только побережье, но и вообще весь мир.

«Студию я не рассматривала как бизнес-проект. Сначала арендовали зал для занятий, куда приходили друзья и знакомые. Хотелось заниматься самой и распространять йогу в Челябинске», — говорит Яненко.

В регионах йога действительно нуждается в популяризации. В Челябинске — городе-миллионнике — ее практикуют примерно 2% населения, поэтому специализированные центры, как правило, не конкурируют друг с другом, а пытаются, по словам владельцев, «отбить клиентов у алкомаркетов».

Дизайн студии Yoginn выдержан в нейтральном стиле, никаких восточных штучек, эзотерических картинок на стенах и статуэток Будды. Только преобладание цвета чайного листа в интерьере напоминает об Индии. «Западный» концепт стал выигрышным маркетингом для неискушенной местной аудитории.

Про йогу:  Медведев взял первый для российского ATP-тура «Шлем» за 16 лет. Кто стоит за победой Даниила? - Eurosport

 

 

Дживамукти для имиджа

Представители йога-индустрии сходятся во мнении, что для отвлеченных инвестиций эта сфера непригодна, а бизнес здесь возможен только в том случае, если его организатор сам является яростным адептом йоги и буквально живет практикой.

К примеру, в фитнес-индустрии действует достаточно внятная иерархия: клубы как премиум-класса, так и бюджетные становятся источником дохода, а разница в их ценовой политике регулируется общими законами рынка. Но «йога-сфера» устроена несколько иначе. Она куда более специфична и изощренна, чем любая спорт-индустрия.

Центры йоги часто открываются «для души» с целью популяризации того или иного направления. В этом случае их даже сложно назвать бизнесом. В то же время многие клубы создаются с расчетом на прибыль. Но даже при наличии адекватного бизнес-плана они не всегда выдерживают испытания «арендной платой».

Респектабельные столичные студии йоги, где стоимость индивидуального урока может достигать десяти тысяч рублей, сосуществуют с теми, для которых цена в три тысячи за индивидуальное занятие является потолком.

Очевидно, что клиентами таких модных клубов часто становится привилегированная публика. Эту нишу йога-центров можно назвать даже не сегментом бизнеса, а самостоятельным жанром.

Например, студия NYM Yoga, расположенная в Плотниковом переулке, обладает репутацией самого светского места для занятий йогой в Москве. Ее владелица Екатерина Рубанова, в прошлом жительница Нью-Йорка, одиннадцать лет назад привезла из Америки популярное там направление йоги — Дживамукти. Этот стиль стал основным в созданной ей московской студии.

«Мы открывались в 2006 году, как раз на волне подъема йога-индустрии в столице, и были одной из первых студий такого формата, — говорит Екатерина. — Большинство клубов на тот момент прятались по подвалам, и стилистика там была соответствующая. Я обустроила пространство на свой вкус, не прибегая к помощи дизайнера и стандартным схемам. Студия получилась светлой, комфортной. Место это сразу вызвало интерес и привлекло публику».

К «высшей лиге» столичной йоги относят и недавно созданную известным преподавателем Анной Лунеговой студию «Материал». Среди ее учеников немало узнаваемых лиц, например, она инструктор Ксении Собчак и Ольги Карпуть.

Причиной успеха своего центра Анна называет преподавательский состав, людей «глубоко погруженных в практику».

«Что касается организации бизнеса, здесь сложным было все, поскольку для меня это сфера новая, — признается Анна. — Начали мы с поиска зала, и в какой-то момент показалось, что я знаю все пространства, сдающиеся в аренду в этом городе. Только когда попали в помещение на Большой Дмитровке, сразу стало понятно — оно! И по формальным требованиям, и по ощущениям».

Среди различных направлений в «Материале» также представлено и дживамукти. Стиль, «идеально подходящий жителям мегаполиса».

«Каждое занятие дживамукти включает не только работу с телом через асаны, но также изучение йогических текстов, мантр и киртан, медитации и развития тонкого слуха с помощью музыки, специально составленной для класса», — рассказывает Лунегова.

Почему направление дживамукти особенно востребовано у респектабельной публики? Вероятно, причина заключается не только в осознанном подходе к практике, но и в демонстрации этого «осознанного подхода» как составляющей имиджа.

 

 

«Корень» учения

Посредственная философия ЗОЖа может легко поместиться в одну инстаграм-картинку. С «индийской гимнастикой» все обстоит куда сложнее. Даже скептики, практикующие асаны исключительно для пользы тела, задаются вопросом, что такое аутентичная йога. Придя на занятие в клуб, люди хотят получить что-то «настоящее», а не бессвязный физкультурный набор.

Для понимания вопроса необходимо заглянуть в самую суть древнего учения, например, послушав лекции знатоков индийской философии и глубоко погруженных в практику людей. Тогда становится понятно, что йога — это наука о тонкой взаимосвязи тела, энергии и сознания. И основные ее направления подразумевают работу с этими тремя аспектами: хатха-йога (физическое тело), кундалини (энергия) и медитация (работа с сознанием). В традиционной йоге асаны (физические позы) были лишь подготовкой тела к пранаямам (управлению жизненной энергией). А целью практики становилось просветление или хотя бы достижение сиддхи (сверхспособностей). Для получения результата практиковать предписывалось по много часов в день и не один год, что вряд ли по силам современному человеку. Эзотерические аспекты, описанные в манускриптах, для нашего мира так и остались закрытой традицией, ведь отказаться от мирской активности и посвятить себя практике сегодня могут единицы. Йога превратилась в тренировку, сохранив определенную внутреннюю логику упражнений.

Сегодня немногочисленных аскетов, практикующих в соответствии с древними предписаниями, можно разыскать в Гималаях или в индийских ашрамах, но некоторые есть и среди нас.

 

 

В поисках аскета

По московским улицам Рам передвигается быстрым тревожным шагом, спрятав руки в карманы и надвинув на глаза капюшон, будто он кого-то обокрал и теперь уносит ноги. Но его маргинальность совсем другой природы. Раму нет дела не только до чужих кошельков, но и до всего зримого мира, включая столичную красоту. Несколько лет он жил отшельником в Индии и Тибете, практиковал медитацию и йогу и, вернувшись, отшельником быть не перестал.

Никто не знает его настоящего имени, возраста и фактов прежней «человеческой» биографии.

Найти Рама можно лишь по наводке авторитетных эзотериков в одной из старых московских коммуналок. Входная дверь не заперта, на пороге, между шеренгами обуви, лежит походный рюкзак. На кухне раковина с капающим краном и плита почти без признаков эксплуатации. Ощущение, что над коммунальным духом здесь взял верх беспощадный дзен.

В комнате, где обитает Рам, торжествует аскеза. Из предметов в ней только стол, кассетный магнитофон и спальный матрас.

«Избегать публичности полезно для кармы, — Не открывая глаз, в медитативном полусне, произносит Рам, — Чем с большим количеством людей ты связан, тем больше их проблем перетекают в твое тонкое тело. Те, кто практикует по-настоящему, не выставляют себя напоказ».

Рам привлекательный мужчина, на вид лет 35-40, который спокойно мог выполнить заложенную человечеством программу: построить дом и вырастить детей. Но «гигиена эфирного тела» заставила его отказаться даже от преподавания в массовых местах, вроде центров йоги. Клиенты приходят к нему сами. Среди них разнообразный контингент: бизнесмены, менеджеры и сами инструкторы йоги.

«Кто-то обращается из-за проблем со спиной. Йога в этом случае отличный помощник. Кундалини-йогой и медитацией я занимаюсь не со всеми, а только если вижу, что человек к этому готов. Я не гуру и не духовный учитель, просто тот, кто практикует йогу в соответствии с традиционным подходом», — так он определяет сам себя.

«Можно носить сари и дхоти с чалмой, разбираться в терминах, кататься в Индию и даже получить духовное имя, но не делать самого главного, не практиковать йогу. Если она по-настоящему появляется в жизни, то обесценивает все, что важно человеку, в том числе и тягу к самовыражению», — в голосе Рама впервые появляются интонации.

Непримиримость к искажению учения, пожалуй, единственное, что рождает в нем эмоции. Впрочем, ненадолго. В какой-то момент связь прерывается, валентности исчерпаны, и Рам даже с открытыми глазами смотрит поверх тебя. Становится неловко, и ты торопишься уйти. В толпу проспекта, в тесноту метро, куда угодно, где нет свободы от жизни. 

Б.к.с айенгар (1918 — 2021 гг)

Айенгар

Виды йоги

Существует множество видов йоги, но можно выделить несколько основных, из которых выводятся все остальные:

  • Карма йога. Это метод самопознания посредством осуществления деятельности, служения людям и высшему началу. Предполагает позитивную активность во внешнем мире.
  • Бхакти йога. Практика преданности и развитие любви. Уделяется внимание чувственному восприятию, поклонению божественному началу.
  • Раджа йога. Метод контроля разума. Предполагает ограниченность чувств и практику интроспекции. Требует развития волевых качеств.
  • Джнана йога. Путь познания посредством логики, познания, размышления и сравнения. Метод в большей степени задействует разум.
  • Хатха йога. Предполагает контроль умственных и психофизических процессов. Управление умом и праной. Много внимания уделяется работе с физическим телом.

Возникновение индологии

С середины XIX в. в Европе увлечённость Индией стала обретать твёрдую научную почву, став целым направлением — индологией. Надо отметить , что индийские открывшиеся знание оставалось сперва привилегией специалистов — санскритологов и философов.В изучении индийских источников большая заслуга принадлежит профессору Оксфордского университета Максу Мюллеру и основанной им серии «Священные книги Востока».

Макс Мюллер (1823 — 1900 гг) — немецкий и английский филолог, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии (санскритолог, востоковед) Он перевел все Веды, Самхиты и опубликовал книгу «Шесть систем индийской философии» (1899 г)

В моде на «индусскую мудрость» не отставала и Россия. Перевод «Бхагавадгиты» на русский язык был издан всего лишь через несколько лет после английского.

Генри стил олкотт (1832-1907 гг)

Один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель. Считается ведущей фигурой в современной истории ланкийского буддизма (Шри Ланка). Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, и за это его почитают на Шри-Ланке.

Он официально призван святым внутри Шри ланкийсткого буддизма. Большую часть буддийского канона перевел и написал именно он, сейчас по некоторым из них буддисты молятся в храмах. По сути Генри Олкотт послужил возрождению буддизма своими лекциями, так в Бомбее он возродил зороастризм.

Елена петровна блаватская (1831-1891 гг)

Елена Блаватская

Захоронение йога

Обрести покой: секрет популярности йоги в современном мире — National Geographic Россия: красота мира в каждом кадре

Ящик, в котором захоронили йога, был опломбирован королевской печатью, а на могиле было посеяно и проросло ячменное зерно, которое должно было свидетельствовать о том, что могила сохранила свою неприкосновенность в течение установленного срока. Место захоронения было окружено стеной и круглосуточно охранялось солдатами.

Когда спустя  6 недель йога откопали, его лицо было также чисто выбрито, как и перед погребением. Садху пришел в себя, начал дышать и восстановил свое сознание. Стороннему наблюдателю могло показаться, что человек очнулся от глубокого сна. Но для науки здесь удивительно то, что во время своего шестинедельного «сна» человек совершенно не дышал, не ел и не пил. Это потрясло английских врачей и благодаря этому событию началось изучение йоги.

История йоги на западе и в россии

Йога начала проникать на Запад благодаря учителям с Востока, которые стремились распространить это знание для помощи другим людям. Они путешествовали по Западу со своими лекциями, основывали школы йоги. Учителя видели, что многие  готовы к восприятию духовной науки, и поэтому настало время для её широкого распространения.

Выдающимся учителями того времени, побывавшими на Западе, были: Свами Вивекананда, Йог Ананда, Махариши Махеш Йоги  и другие. Там йога хорошо прижилась, но со временем стала упрощаться и переиначиваться. Стали использоваться различные фрагменты учения для различных целей, отличных от самопознания.

Про йогу:  Секреты долголетия. Как сохранить и приумножить здоровье

В России было сложнее с массовым распространением духовных знаний. Так как существовали определённые ограничения законодательства, особенно во времена Советского Союза, затрудняющие коммуникацию с другими странами. Существовали определённые идеологические запреты.

Интерес к йоге существовал, но люди были вынуждены не проявлять его открыто. Многие практиковали по самиздатовским книгам. Позднее стало проще. В наши дни в России хорошая ситуация для развития йоги. Люди проявляют большой интерес к данной системе саморазвития, многие практикуют и стремятся распространять знание дальше.

Йога как система саморазвития: послесловие

Из всего вышесказанного следует сделать следующие выводы.

Йога – это очень эффективная система духовного самосовершенствования. Но кроме продвижения по духовному пути, она позволяет менять к лучшему повседневную жизнь. Благодаря ей человек становится более здоровым и осознанным, более энергичным. Как следствие он становится более эффективным в делах, в помощи себе и окружающим.

Йога: краткая историческая справка

В некоторых источниках встречаются определённые даты появления этой системы саморазвития. Но в целом история возникновения йоги покрыта тайной давности лет, и невозможно узнать её точный возраст. Отдельные научные исследования говорят о существовании йоги ещё более пяти тысяч лет назад.

Согласно отдельным – не всегда признаваемым официальной наукой – исследованиям, йога возникла ещё раньше. Она тщательно разрабатывалась долгие годы, не только в Индии, но и в других регионах. Считается, что источники йоги – это откровения древних Ришей, которые в состоянии медитации обретали это знание.

Позднее, для более широкого распространения йоги, знания стали записывать на бумагу. Тогда возникли Веды, древние индийские писания, содержащие знания обо всех сферах человеческой жизни того далёкого времени. В них содержалась мудрость жизни и смысла бытия. Они включали в себя описание устройства всей вселенной. Давали понимание цели и смысла человеческой жизни.

Позже из вед были выделены определённые разделы. Они изучались и осваивались на практике. Таким образом, постепенно знания Вед были систематизированы в лаконичном виде и адаптированы под определённое место и время. Так возникла система самосовершенствования, отвечающая физическим и духовным запросам людей того времени.

Поэтому, возможно, йога существовала ещё и до ведической культуры, но знания о ней не записывалась и не систематизировалась, поэтому не осталось никаких свидетельств.

Карл густав юнг (1875 — 1961)

Карл Густав Юнг

Вместе с этим он был одним из первых западных исследователей пихики, кто признал психотерапевтические возможностей йоги. Он также признавал трудность её понимания и практического осуществления для людей Запада.Эти вопросы затронуты в его статье «Йога и Запад». Многие наблюдения и выводы этой статьи и ныне сохраняют свою ценность.

Заслуга Юнга, в частности, состоит в выделении двух важнейших идей:

  • В уме «западного человека» присутствуют мировоззренческие помехи, которые препятствуют правильному пониманию и осуществлению йоги
  • Есть непременная необходимость творческого видоизменения на Западе, чтобы она не противоречила «западным» особенностям.

Интересны исследования кундалини, которые Карл Густав Юнг проводил в течении 20 лет. Так, в 1918 году Карл Юнг лечил пациентку, переживавщую пробуждение кундалини — потока телесной энергии, устремляющегося от промежности к матке и далее по позвоночнику к макушке головы.

В итоге, в 1938 году Юнг называет пробуждение кундалини «намеренно спровоцированным психотическим состоянием», которое, по его словам, может привести к «реальному психозу».

Колонизация индии

Начало 17 века (1600 год) стало поворотным в истории Британии и Индии. Англичане имели большое влияние на Индию. В конце 18 века они разгромили остальных европейских колонистов и прочно закрепились в своих колониях.

В Европе в это время возникло масонство — эзотерическая традиция. Целью масонства декларировалась трансформация личности человека и генерирование новых идей для этой трансформации. И потому индийская духовность в каком-то смысле помогла этой традиции.

Однако широкое знакомство Запада с индийской духовностью и её признание началось, как ни странно, с ряда ошибок.

Латеральные асаны

Этот тип относится ко всем позам, выполняемым сидя, лежа или стоя, симметрично на каждую сторону.

Мирча эллиаде (1907 — 1986 гг)

Мирча Эллиаде

Наклоны вперед

Наклоны вперед — это основа подготовки, движение энергии, успокоение и доработка достигнутых результатов.

Об авторе:

Сара Б. Леви — уроженка Италии, но, без преувеличения, дочь мира. Учитель йоги, писатель и бывший менеджер по маркетингу и коммуникациям.

Получила диплом по экономике и психологии. 2 года назад Сара решила оставить свою старую жизнь, и отправилась на Бали, чтобы погрузиться в мир йоги.

Она практикует с 2000 года, но то, как она начала понимать йогу после первого обучения в «Практика Бали», полностью изменило ее мировоззрение.

Она начала изучать, практиковать и преподавать традиционную тантрическую хатха-йогу и инь-йогу, основываясь на своих знаниях, и развивая подлинный голос учителя, тренера и канала между миром, в котором она жила, и миром, в котором она живет сейчас.

В настоящее время проживает в Европе и Азии. Прошла 200- и 300-часовые тренинги для учителей йоги.

Работает писателем, учителем, личным тренером и разрабатывает специальный формат семинара по управлению энергией, посвященного интеграции системы йоги в жизни определенных категорий людей (офис-менеджеров, врачей, учителей, людей с травмами).

Также разрабатывает практические семинары для начинающих и опытных йогов и проводит мастер-классы по дыхательной практике для людей с любым уровнем подготовки.

Обрести покой: секрет популярности йоги в современном мире

«Весь смысл в том, чтобы обуздать сознание, – объясняет Мид, – а не дотянуться до кончиков пальцев ног».

19 арестанток в одинаковых футболках и штанах, разместились на разномастных ковриках, разложенных буквой П в тесной комнатушке Исправительного центра «Монтгомери» в Джексонвилле. За ними наблюдали двое офицеров в униформах. 

Казалось, в этой обстановке вряд ли можно дать выход напряжению, а уж тем более обуз-дать сознание. Но вскоре в комнате разлилось спокойствие.

Женщины тянулись, гнулись и шумно, без стеснения выдыхали воздух – и, глядя на них, я подумала о том, что йога могла бы принести мне немало пользы, если бы я обращала меньше внимания на других и больше – на себя. После занятия я сказала сержанту Уоррен, что еще раз попробую йогу.

«Я знаю, – кивнула она. – Я тоже».

Фрэн Смит – автор статей о точной медицине и науке о пристрастиях в National Geographic. Энди Рихтер, приверженец йоги, фотографировал практику для своей книги «Змей в пустоши» (Serpent in the Wilderness).

Осознанность

Понимание того, что мы делаем, позволяет нам выбрать для себя лучшее, говоря о практике и жизни: такой подход позволяет избежать высокого риска получения травмы, в отличие от неосознанного подхода, и подготавливает нас к стабильному развитию.

Парамаханса йогананда (1893 — 1952 гг)

Парамаханса Йоганада

В 1920 году он принял приглашение на Международный конгресс религиозных либералов в Бостоне, где прочитал свою знаменитую лекцию «Религия как наука», которая позже вышла как отдельная книга. Лекция имела такой успех, что Йогананда решил остаться в Бостоне на три года, чтобы продолжать читать лекции и посвящать всех желающих в Крийя-йогу.

В своей знаменитой книге «Автобиография йога» Йогананда на собственном примере и на примере его гуру, Свами Шри Юктешвара Гири, описывает идеальную жизнь йога, посвятившего себя служению Богу и человечеству. В книге он также рассказывает истории о людях со сверхчеловеческими способностями, умеющих читать мысли, видеть сквозь стены и возвращать к жизни мертвых.

Среди известных людей, вдохновленных идеями Йогананды, были гитарист The Beatles Джордж Харрисон, а также основатель корпорации Apple Стив Джобс.

Автор биографии Джобса, Уолтер Айзексон, утверждает, что «Автобиография йога» была единственной книгой на iPad Стива: «…Более показательным было то, что он скачал только одну книгу — «Автобиографию йога» о медитации и духовном начале, которую впервые прочитал в подростковом возрасте, потом еще раз в Индии и с тех пор перечитывал каждый год».

Перевернутые асаны

Перевернутые асаны — это чрезвычайно деликатная категория асан, которой слишком часто злоупотребляют, вдохновившись гимнастами, “маньяки”, гоняющиеся за идеальными фотографиями для социальных сетей. Перевернутые асаны следует практиковать искусно и осторожно, для начала стабилизировав разум, скопив и перезарядив тело жизненной энергией.

Их основная цель состоит в том, чтобы управлять энергией и сознанием в теле, тем самым, содействуя определенным современным методам управления тонкими энергиями. С этого момента Йог готов без усилий погрузиться в состояние глубокой медитации.

Пранаяма и медитация

Пранаяма – это дыхательное упражнение, посредством которого обретается контроль над праной – жизненной энергией. Прана очень тесно связанна с разумом. Когда достигается контроль над праной, достигается контроль над разумом. Манипуляции с воздухом, с процессом дыхания, создают ассоциацию с праной.

Медитация – это состояние сосредоточения на чём-то одном или отсутствие мыслей, но при этом всё внимание собрано в единый поток. Разум находится в состоянии ясности.

Это естественное состояние, в котором нет напряжения, но сохраняется бодрость и осознанность. Обычно под медитацией понимают такое состояние, когда человек очень глубоко чем-то увлечён, и всё остальное на это время перестаёт восприниматься его сознанием.

В состоянии высшей медитации практикующий собирает всё своё внимание в единый поток и вытаскивает его из восприятия внешнего материального мира и внутреннего собственного психического мира. Затем внимание направляется на самосознание, на самого себя, отличного от тела и разума.

Принципы йоги в современном мире

В наши дни принципы йоги сводятся всё к тем же, что были и в древности – Яма и Нияма. Доброе отношение к себе и к окружающим. По возможности помощь другим. Соблюдение гигиены тела и ума. Практика аскетизма, самоограничений для сохранения сил и здоровья, которые необходимы для духовного роста. Отказ от бессмысленных мимолётных удовольствий. Сантоша – удовлетворённость тем, что есть. Всё это актуально и в наши дни.

Прогибы назад

«Обратная» арка, которая исполняется в танцах, гимнастике или йоге, прогибы тела назад и вниз (в позах стоя, сидя или лежа на животе).

Это один из самых эффективных типов асан, помогающий стимулировать, пропускать через себя и перенаправлять энергию внутри нас (Прана).

Прогибы растягивают мышцы груди, улучшают работу сердца и укрепляют мышцы спины.

Благодаря своей высокоэнергетической природе, прогибы считаются мощным антидепрессантом.

Растягивающие асаны

Традиция гласит: «Йог — это человек, чья жизнь заключена в позвоночнике».

Эта категория асан позволяет с помощью движений, гравитации и дыхания удлинять, заряжать энергией, стимулировать и лечить наиболее сложную и сакральную часть нашего тела, увеличивая расстояние между легкими и крестцом.

Про йогу:  Купить беседку для дачи: цена готовых уличных беседок под ключ в Москве

Ренессанс физического тела в европе

Конец XIX века. В Европе возрождается процесс интереса к физическому телу: появляется классический массаж, а Мюллер разрабатывает систему своего имени (упражнения без отягощений, из которых Мюллер и составил свой комплекс). Книга «Моя система»(«15 минут ежедневной работы для здоровья») была опубликована в 1904 году.

Появляются также и другие оздоровительные системы.

А в это время в Индии продолжается освободительное движение индийской идеологии. И на сцене появляются Великие реформаторы йоги:  Кришнамачарья, Шивананда,  Шри Йогендра и другие.

Роль теософского общества в популяризации йоги.

В начале XIX века  знания Индии были привилегией специалистов — санскритологов и философов, однако очень скоро теософское движение, вдохновляемое Еленой Блаватской, завладело восточными традициями и донесло их до самой широкой публики Запада.

Цели общества были:

  • Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
  • Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;
  • Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

Девиз теософского общества: «Нет религии выше истины»

С тех пор знания о йоге развивались по двум различным направлениям. С одной стороны, йога стала предметом строгой академической науки, а с другой — становилась чем-то вроде религии, хотя и не развилась в церковную организацию, несмотря на все усилия последователей г-жи Блаватской.

Свами вивекананда (1863-1902 гг)

Тем временем в Индии накипало освободительное движение от колонистов. И на сцене появляется индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, Вивеканада (Нарендрана́тх Да́тта), ученик Рамакришны. Он был воспитанником английской элиты и первым индусом, принесшим мировозрение Востока на Запад.

В 1893 году он отправляется на запад на Первый конгресс религий в Чикаго. Вивеканада не был представителем религии с точки зрения английского общества и потому не мог участвовать в конгрессе. Благодаря Теософскому обществу ему удалось попасть на конгресс, где он выступил так, чтоы зал аплодировал стоя после его выступления.

Вивекананда был блистательный оратор и продолжил свои выступления от Англии до России, рассказывая о восточных идеях. Именно он первый начал популяризацию йоги, рассказав о различных видах йоги. Перевёл и прокомментировал «Йога-сутры» Патанджали. Его попытка донести, хоть и упрощённо, до широких масс начатки йоги, соответствовала, в целом, духу преемства.

Свами сатьянанда сарасвати (1923 — 2009 гг)

Свами Сатьянанда Сарасвати

Он адаптировал древние техники йоги к современным традициям. Одна техника известна точно всем практикующим — это йога-нидра. Именно он объединил современные гипнотические техники и исследования физиологии мозга с древними ритуалами Вед и тантрическими текстами.

В 1983 году отошел от руководства основанной им школы и создал фонд исследований йоги. Свои последние годы Свами Сатьянанда провёл в Рикхии, занимаясь благоустройством и поддержкой жителей окружающих деревень, иногда давая наставления духовным искателям, которые приезжали к нему со всего света.

Свами шивананда (1887 — 1963 гг)

Свами Шивананда Сарасвати

Хоть Шивананда и не был известен на Западе, к нему в самой Индии стекалось много людей, чтоб получить наставления от великого гуру. Свами Шивананда превратился в популярного учителя йоги. Несмотря на то, что он редко покидал Ришикеш, его учение быстро распространилось по всему миру.

По образованию он был врачом и йогу пытался объяснить с медицинской точки зрения. В числе учеников Свами Шивананды был известный историк религии Мирча Элиаде и Свами Сатьянанда Сарасвати. Свами Шивананды написал 296 книг.

Скручивающие асаны

Целью скручивающих асан, или скручиваний, является сосредоточение энергии вокруг позвоночника посредством перпендикулярного выравнивания. Это происходит между воображаемыми осями, созданными соединением точек между правой и левой рукой, правым и левым плечом, а также ногами и т. д.

Учитывая, что внутри позвоночник и кости, в общем, похожи на губку, скручивающие асаны являются действенным инструментом «сжатия» этой губки, способствующим улучшению пищеварения и движения энергии в нашем теле.

Три стадии представления о йоге на западе

  1. Первая — до середины XIX века. Условно её можно назвать «теософской». Йога представляется некой тайной доктриной и магией, для солидности рационализированной наукообразными измышлениями.
  2. Вторая — до середины XX века — «скептико-научная». Йога рассматривается как суеверная система самогипноза, созданная шизофрениками, а её психофизиологические проявления — эпилептическими.
  3. Третья — по текущее время. «Эпоха реальной йоги». Можно сказать, что ныне преобладает понимание йоги, как весьма действенной психотерапии для обретения гармонии в мирских делах. Потому йога воспринимается как средство оздоровления и является неотъемлемой частью жизни многих людей. Несмотря на это, существует достаточно много «искажений», из-за которых у некоторых людей до сих пор присутствует некорректные представления об этой системе.

Потому, когда вы знакомитесь с каким-либо данными о йоге — обязательно относитесь критически к той информации, которую получаете. Но это, впрочем относится и не только к йоге.

Итак, в этой статье мы дали общую картину о пути йоги на Запад, а также упомянули людей, которые сыграли ту или иную роль роль в распространении йоги на Запад.Конечно, эта статья далеко не полная и достаточно фрагментарная. Потому мы будем продолжать дальнейшие исследования.

Функции:

  • Растягивающие асаны не участвуют в движениях, которые растягивают или вращают переднюю или заднюю часть тела.
  • Основное внимание уделяется сохранению здоровья и удлинению четырех отделов позвоночника.
  • Растягивающие асаны очень эффективны, благодаря тому, что в них можно оставаться в течение длительного периода времени (до 5 минут), а также, благодаря качеству работы, которую мы выполняем с помощью соответствующей дыхательной практики.
  • Поскольку растягивающие асаны включают меньше допустимых движений к «периферии» тела, они позволяют накапливать энергию внутри себя.
  • Растягивающие асаны работают преимущественно изнутри и внутри.
  • Растягивающие асаны позволяют точно определить места скопления стресса в теле, а также выявить аномалии паттернов дыхания, вызванные психическим стрессом.
  • Растягивающие асаны уменьшают Капха.
  • Влияние, оказываемое на Вайю, зависит от типа дыхательной практики, которую мы выбираем, и от целей, которые мы преследуем.
  • Да, мы влияем на Прана Вайю и Вьяна Вайю, даже при том, что наибольший эффект оказывает именно дыхательная практика.

Цели выполнения йогических упражнений – асан

Асаны имеют несколько значений в йоге:

  • Перестройка физических процессов, улучшение здоровья. Асаны помогают устранить физические несовершенства. Помогают улучшить здоровье, укрепить организм для дальнейшей практики медитации.
  • Удобная поза для медитации. При неподвижном состоянии тела ум тоже становится неподвижным.
  • Воздействие на состояние разума посредством манипуляций с телом.

Тело связанно с разумом в единое целое. Для достижения цели йоги нужно научиться управлять разумом. Он должен быть поставлен под контроль. Но сделать это напрямую не так просто, особенно для неискушенных медитацией людей. Разум – это не физическая оболочка, но на него влияет то, что происходит с физическим телом, так как существует взаимная обратная связь. Мозг – это проекция разума на физический уровень. Когда мыслительная деятельность затухает, разум тоже успокаивается.

Физическое тело служит эффективным инструментом для работы с разумом. Асаны особым образом воздействую на процессы, протекающие в мозге. Когда выполняются асаны, от мышц поступают определённые сигналы, в результате их вытяжения или силовой нагрузки. Эти сигналы влияют на процессы в мозге.

Он их распознаёт как критическую нагрузку и начинает отключать все паразитические или менее важные процессы. Это нужно для сохранения энергии, необходимой для жизнедеятельности системы. Асаны таким хитрым образом создают в мозге программу на сохранение энергии, имитируя опасную ситуацию.

Поэтому мозг отключает все посторонние мыслительные процессы, организм переходит в режим экономии сил. Человек успокаивается и энергия сохраняется в системе. А затем энергия используется на полезную работу. Так как разум связан с мозгом, он тоже приходит в состояние спокойствия и им становится легче управлять. В таком состоянии легче достичь медитации.

Шри патабхи джойс (1915 — 2009 гг)

Шри Патабхи Джойс (известный также под имене Гуруддини) — мастер йоги, более 30 лет учился у Кришнамачарьи. Основатель школы аштанга-виньяса-йога.

Этот стиль йоги, на самом деле, мало имеет какое-либо отношение к йоге, изложенной Патанджали. С йогой этот стиль связан асанами (позами йоги). По своей сути Аштанга виньяса йога относится к аэробному стилю спортивной тренировке и в своей основе имеет элементы западной гимнастики начала XX века.

Тем не менее, эту разновидность спортивного стиля на Западе считают йогой и в Америке около 15% занимаются именно этим видом тренировок.

Шри тирумалай кришнамачарья (1888-1989 гг)

Кришнамачарья

Был приглашен махараджем в Майсор преподавать йогу сыновьям махараджа. Вскоре стал доверенным советником Махараджи и получил признание интеллигенции дворца и титул Asthana Vidwan. В 1920-е годы Кришнамачарья провел много демонстраций, чтобы стимулировать популярность и интерес к йоге.

Архивные записи дворца показывают, что Махараджа был заинтересован в продвижении йоги и постоянно отправлял Кришнамачарью по стране для чтения лекций и проведения демонстраций. Также всячески содействовал Кришнамачарье в издании книг, в популяризации йоги и содержании школы при дворе.

Надо подметить, что на Кришнамачарью помимо культуры индийских корней, оказало влияние и элементы западной культуры. Одним из таких влияний на его стиль йоги повлияла “Вьяяма Лирика” — книга, основанная на руководствах по гимнастике Запада, написанной гимнастами Майсурского дворца, поэтому в его стиле йоги есть элементы Западной гимнастики.

Также интересен то факт, что Три его ученика Патабхи Джойс, Айенгар и Десикачар (сын) практиковали три разные йоги. Кришнамачарья синтезировал южную и северную йогу, создал идею динамической йоги. Создал йогу с западными стилями, понятными западному человеку.

Шри йогендра (1897 — 1989 гг)

Шри Йогендра — индийский гуру и йогин, основатель Института Йогатерапии Санта Круз (Мумбаи), один из родоначальников идей йогатерапии.

Основная его заслуга в распространении йоги на Запад — перевод йоги из ранга «таинства для избранных» в практику, понятную для широких масс населения и в ранг йогатерапии Знаменитая его книга “Личная гигиена”, в которой он описывает различные гигиенические процедуры, которые позволяют сохранять здоровье.

В 1921 году Йогендра предпринимает турне по США с лекциями, проводятся инновационные на тот момент рентгенологические исследования упражнений.

В 1958 году открываются курсы по подготовке инструкторов йоги, печатаются книги, начинают свою работу 2 дневные программы для людей с разными видами заболеваний.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий