Обжорству – бой!: Евгения Орешкова: Дневники – на

Обжорству - бой!: Евгения Орешкова: Дневники - на Позы

Основные факты, благодаря которым возник интерес к йоге на западе

А на Западе в это время заканчивалась эпоха средневековья и начался период т.н. “нового времени”. Начался период великих географических открытий, в ходе которых европейцы открывали новые маршруты по всему миру, в том числе и в Индию. Начался период колонизации Индии.

Б.к.с айенгар (1918 – 2021 гг)

Айенгар

В чем секрет счастья?

Но что нам нужно для этого сделать? Патанджали дает четкий ответ. Власть над колебаниями ума (вритти) достигается волевой стабилизацией (абхьясой) и беспристрастностью (вайрагьей). Причем для достижения этого эффекта, их нужно практиковать регулярно и длительное время.

Последнее уточнение логично, ведь, как было доказано исследованием, проведенным Ричардом Дэвидсоном и Антуаном Лунцом,

«после длительных тренировок сознания человек лучше сохраняет внимание и реже отвлекается[8]».

Однако какие именно тренировки необходимы? Для сознательного сосредоточения используются грубые (витарка) и тонкие (вичара) техники концентрации.

Витарка

Грубая концентрация – это удержание внимания на материальном объекте, на том, что мы воспринимаем через органы чувств. Это концентрация на том, что имеет форму, цвет, объем, вес и другие качественные признаки. В контексте йоги – это практика асан, позволяющая нам направить внимание на ощущения в теле.

«В асане мы посылаем внимание, являющееся волной, к правому, левому колену, рукам, внутренней части колена и так далее. Постепенно осознанность распространяется на все тело. В этот момент она станет единым целым. Мы объединили разрозненные элементы под контролем потока разума. Это и есть концентрация, или одна мощная волна мысли»[9].

Практикуя асаны, мы принимаем привычное или непривычное положение и следим за всеми возникающими в теле ощущениями. В этот момент происходит соединение концентрации, медитации и созерцания (самьяма), что является эффективным инструментом познания мира для йога. Фиксация разума (самьяма) на объекте грубой природы учит нас контролировать свою материальную составляющую.

Вичара

Тонкая концентрация – это удержание внимания на нематериальном объекте; концентрация на тонких элементах, не имеющих физической формы. Это чистое сосредоточение, когда вам не нужен реальный объект: вы можете созерцать свое дыхание, мысли, внутреннее состояние и эмоции.

Если витарка – это контроль тела, то вичара – это контроль ума. С точки зрения современного восприятия йоги, витарка – это выполнение йога асан (то, что называется хатха-йогой), а вичара – это дыхательные и медитативные практики (в современных школах йоги реализуются через пранаяму, йога-нидру и медитацию).

Возникновение индологии

С середины XIX в. в Европе увлечённость Индией стала обретать твёрдую научную почву, став целым направлением – индологией. Надо отметить , что индийские открывшиеся знание оставалось сперва привилегией специалистов – санскритологов и философов.В изучении индийских источников большая заслуга принадлежит профессору Оксфордского университета Максу Мюллеру и основанной им серии «Священные книги Востока».

Макс Мюллер (1823 – 1900 гг) – немецкий и английский филолог, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии (санскритолог, востоковед) Он перевел все Веды, Самхиты и опубликовал книгу «Шесть систем индийской философии» (1899 г)

В моде на «индусскую мудрость» не отставала и Россия. Перевод «Бхагавадгиты» на русский язык был издан всего лишь через несколько лет после английского.

Вритти

Когда читта находится в своей естественной форме, то функции психики прекращаются и реакция на внешние раздражения отсутствует. Такое состояние описывается как «читта вритти ниродха», что является наиболее точным определением термина «йога». Чтобы достичь такого состояния, необходимо освободиться от вритти – колебаний ума.

Вритти – это волны мысли в читте, волнения и переживания. Это то, что не дает читте принять свое естественное состояние. Другими словами вритти – это иллюзия, заставляющая нас думать: «те переживания, мысли и эмоции, которые я испытываю — это и есть Я».

Вритти – это шаблоны, которые обуславливают наше поведение: привычные реакции на происходящие события и доведенные до автоматизма образцы поведения. Даже те мысли, которые возникают у нас, вызваны вритти. Получается, что контроль и управление вритти – это важное умение, необходимое к освоению не только йогу, желающему достичь просветления, но и рядовому человеку, который хочет сделать свою жизнь счастливой.

Чтобы понять, как избавиться от вритти, сначала нужно узнать, какие иллюзии существуют и как они на нас влияют.

Генри стил олкотт (1832-1907 гг)

Один из основателей и первый президент Теософского Общества, участник Гражданской войны в США, полковник, юрист, журналист и писатель. Считается ведущей фигурой в современной истории ланкийского буддизма (Шри Ланка). Его деятельность в качестве главы Теософского общества помогла возрождению буддизма, и за это его почитают на Шри-Ланке.

Он официально призван святым внутри Шри ланкийсткого буддизма. Большую часть буддийского канона перевел и написал именно он, сейчас по некоторым из них буддисты молятся в храмах. По сути Генри Олкотт послужил возрождению буддизма своими лекциями, так в Бомбее он возродил зороастризм.

Елена петровна блаватская (1831-1891 гг)

Елена Блаватская

Захоронение йога

Обжорству - бой!: Евгения Орешкова: Дневники - на

Ящик, в котором захоронили йога, был опломбирован королевской печатью, а на могиле было посеяно и проросло ячменное зерно, которое должно было свидетельствовать о том, что могила сохранила свою неприкосновенность в течение установленного срока. Место захоронения было окружено стеной и круглосуточно охранялось солдатами.

Когда спустя  6 недель йога откопали, его лицо было также чисто выбрито, как и перед погребением. Садху пришел в себя, начал дышать и восстановил свое сознание. Стороннему наблюдателю могло показаться, что человек очнулся от глубокого сна. Но для науки здесь удивительно то, что во время своего шестинедельного «сна» человек совершенно не дышал, не ел и не пил. Это потрясло английских врачей и благодаря этому событию началось изучение йоги.

Иван новиков – йога-лагерь “аура”

«Победи себя и выиграешь тысячи битв.»Будда.

Йога-гармония, достижение гармоний – через обуздания себя, т.е. йога – узда, так стараюсь идти на этом пути.

Частичная осознанность в этой жизни проявилась примерно около трех с половиной лет назад. До этого я вел обычный образ жизни, были странности, но всё в пределах социальных норм. Проявившаяся осознанность привела к йоге. Начало пути, стандартное – развитие тела, далее осознание что йога это путь к себе. Занимаюсь изучением и искоренением накопленных омрачений, путём очистительных практик, хатха йоги, праноям. Есть зримые успехи, и ещё большие просторы для работы над собой. Так складывается карма, что я могу поделиться своим опытом на этом пути, пусти и не большим.

Стараюсь придерживаться следующего изречения:

 «Всё счастье, которое есть в мире, происходит от желания счастья другим. Всё страдание, которое есть в мире, происходит от желания счастья себе»

Шантидева.

Следуя этому, любая личная практика, направленная на достижение своих целей, должна принести пользу окружающему миру.

Про йогу:  Йога для начинающих в ЦАО, Москва — 31 место 📍 (адреса, отзывы, фото, рейтинг) | HipDir

Практикуя вместе с учениками, преподаватель учится не меньше учеников. До встречи, будем обменивается опытом в гармонизации мира т. е. йога.

Ом!

Карл густав юнг (1875 – 1961)

Карл Густав Юнг

Вместе с этим он был одним из первых западных исследователей пихики, кто признал психотерапевтические возможностей йоги. Он также признавал трудность её понимания и практического осуществления для людей Запада.Эти вопросы затронуты в его статье «Йога и Запад». Многие наблюдения и выводы этой статьи и ныне сохраняют свою ценность.

Заслуга Юнга, в частности, состоит в выделении двух важнейших идей:

  • В уме «западного человека» присутствуют мировоззренческие помехи, которые препятствуют правильному пониманию и осуществлению йоги
  • Есть непременная необходимость творческого видоизменения на Западе, чтобы она не противоречила «западным» особенностям.

Интересны исследования кундалини, которые Карл Густав Юнг проводил в течении 20 лет. Так, в 1918 году Карл Юнг лечил пациентку, переживавщую пробуждение кундалини — потока телесной энергии, устремляющегося от промежности к матке и далее по позвоночнику к макушке головы.

В итоге, в 1938 году Юнг называет пробуждение кундалини «намеренно спровоцированным психотическим состоянием», которое, по его словам, может привести к “реальному психозу».

Колонизация индии

Начало 17 века (1600 год) стало поворотным в истории Британии и Индии. Англичане имели большое влияние на Индию. В конце 18 века они разгромили остальных европейских колонистов и прочно закрепились в своих колониях.

В Европе в это время возникло масонство – эзотерическая традиция. Целью масонства декларировалась трансформация личности человека и генерирование новых идей для этой трансформации. И потому индийская духовность в каком-то смысле помогла этой традиции.

Однако широкое знакомство Запада с индийской духовностью и её признание началось, как ни странно, с ряда ошибок.

Мирча эллиаде (1907 – 1986 гг)

Мирча Эллиаде

Обжорству – бой!

Вы можете загрузить своё видео на наш сайт Videoreka.ru
и вставить его в свою запись, для этого скопируйте код под видео и вставьте его в форму ниже.

К сожалению, данный тип роликов не поддерживается. Вставьте код ролика любого из перечисленных сервисов.

Парамаханса йогананда (1893 – 1952 гг)

Парамаханса Йоганада

В 1920 году он принял приглашение на Международный конгресс религиозных либералов в Бостоне, где прочитал свою знаменитую лекцию «Религия как наука», которая позже вышла как отдельная книга. Лекция имела такой успех, что Йогананда решил остаться в Бостоне на три года, чтобы продолжать читать лекции и посвящать всех желающих в Крийя-йогу.

В своей знаменитой книге «Автобиография йога» Йогананда на собственном примере и на примере его гуру, Свами Шри Юктешвара Гири, описывает идеальную жизнь йога, посвятившего себя служению Богу и человечеству. В книге он также рассказывает истории о людях со сверхчеловеческими способностями, умеющих читать мысли, видеть сквозь стены и возвращать к жизни мертвых.

Среди известных людей, вдохновленных идеями Йогананды, были гитарист The Beatles Джордж Харрисон, а также основатель корпорации Apple Стив Джобс.

Автор биографии Джобса, Уолтер Айзексон, утверждает, что «Автобиография йога» была единственной книгой на iPad Стива: «…Более показательным было то, что он скачал только одну книгу — «Автобиографию йога» о медитации и духовном начале, которую впервые прочитал в подростковом возрасте, потом еще раз в Индии и с тех пор перечитывал каждый год».

Подарок от патанджали

То есть Патанджали подарил нам бесценный дар – информацию о том, как улучшить качество своей жизни. При этом эффективность данных методик доказана современными исследованиями.

Ричард Дэвидсон и Антуан Лунц взяли 2 группы участников: тех кто никогда не использовал практику концентрации и тех, кто практикует ее от трех месяцев. При этом под концентрацией они понимали «медитацию концентрации внимания», где необходимо «сосредоточиться на ритме собственных вдохов и выдохов»[10] и «медитацию осознанности», то есть медитацию свободного восприятия.

МРТ показало, что у второй группы объем ткани в некоторых областях префронтальной коры мозга и в островковой доле был больше, чем у участников первой группы. Перечисленные зоны мозга отвечают за обработку информации, внимание и внутренние ощущения. Другое исследование показало, что участники второй группы способны лучше переживать стрессовые ситуации, в том числе публичные выступления.

Ренессанс физического тела в европе

Конец XIX века. В Европе возрождается процесс интереса к физическому телу: появляется классический массаж, а Мюллер разрабатывает систему своего имени (упражнения без отягощений, из которых Мюллер и составил свой комплекс). Книга «Моя система»(«15 минут ежедневной работы для здоровья») была опубликована в 1904 году.

Появляются также и другие оздоровительные системы.

А в это время в Индии продолжается освободительное движение индийской идеологии. И на сцене появляются Великие реформаторы йоги:  Кришнамачарья, Шивананда,  Шри Йогендра и другие.

Роль теософского общества в популяризации йоги.

В начале XIX века  знания Индии были привилегией специалистов – санскритологов и философов, однако очень скоро теософское движение, вдохновляемое Еленой Блаватской, завладело восточными традициями и донесло их до самой широкой публики Запада.

Цели общества были:

  • Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания;
  • Способствовать изучению арийских и других писаний, мировых религий и разных наук, отстаивать важность значения древних азиатских источников, принадлежащих к брахманистской, буддийской и зороастрийской философиям;
  • Исследовать скрытые тайны Природы во всевозможных аспектах, и в особенности психические и духовные способности, скрытые в человеке.

Девиз теософского общества: «Нет религии выше истины»

С тех пор знания о йоге развивались по двум различным направлениям. С одной стороны, йога стала предметом строгой академической науки, а с другой – становилась чем-то вроде религии, хотя и не развилась в церковную организацию, несмотря на все усилия последователей г-жи Блаватской.

Свами вивекананда (1863-1902 гг)

Тем временем в Индии накипало освободительное движение от колонистов. И на сцене появляется индийский философ Веданты и йоги, общественный деятель, Вивеканада (Нарендрана́тх Да́тта), ученик Рамакришны. Он был воспитанником английской элиты и первым индусом, принесшим мировозрение Востока на Запад.

В 1893 году он отправляется на запад на Первый конгресс религий в Чикаго. Вивеканада не был представителем религии с точки зрения английского общества и потому не мог участвовать в конгрессе. Благодаря Теософскому обществу ему удалось попасть на конгресс, где он выступил так, чтоы зал аплодировал стоя после его выступления.

Вивекананда был блистательный оратор и продолжил свои выступления от Англии до России, рассказывая о восточных идеях. Именно он первый начал популяризацию йоги, рассказав о различных видах йоги. Перевёл и прокомментировал «Йога-сутры» Патанджали. Его попытка донести, хоть и упрощённо, до широких масс начатки йоги, соответствовала, в целом, духу преемства.

Свами сатьянанда сарасвати (1923 – 2009 гг)

Свами Сатьянанда Сарасвати

Он адаптировал древние техники йоги к современным традициям. Одна техника известна точно всем практикующим – это йога-нидра. Именно он объединил современные гипнотические техники и исследования физиологии мозга с древними ритуалами Вед и тантрическими текстами.

В 1983 году отошел от руководства основанной им школы и создал фонд исследований йоги. Свои последние годы Свами Сатьянанда провёл в Рикхии, занимаясь благоустройством и поддержкой жителей окружающих деревень, иногда давая наставления духовным искателям, которые приезжали к нему со всего света.

Свами шивананда (1887 – 1963 гг)

Свами Шивананда Сарасвати

Хоть Шивананда и не был известен на Западе, к нему в самой Индии стекалось много людей, чтоб получить наставления от великого гуру. Свами Шивананда превратился в популярного учителя йоги. Несмотря на то, что он редко покидал Ришикеш, его учение быстро распространилось по всему миру.

По образованию он был врачом и йогу пытался объяснить с медицинской точки зрения. В числе учеников Свами Шивананды был известный историк религии Мирча Элиаде и Свами Сатьянанда Сарасвати. Свами Шивананды написал 296 книг.

Про йогу:  Что есть до и после занятий йогой? - MYPROTEIN™

Сила в единстве

Важно учесть, что для полной остановки колебаний ума необходимо тренировать как витарку, так и вичару. То есть использование только одной техники не обеспечит вам нужного результата.

Если человек умеет контролировать свое тело, но не умеет контролировать ум, то он не может контролировать себя. Рождение мыслей, колебание настроения, появление эмоций – все будет выводить его из равновесия.

Равно как человек, умеющий контролировать свой ум, но не умеющий контролировать тело, не сможет добиться полной остановки колебаний психики. Умение приспособить свое тело к определенному положению и побороть дискомфорт – это практика ослабления напряжения за счет правильного отношения и работы разума. И человек обретает телесное равновесие когда получает контроль над внешними раздражителями.

Три стадии представления о йоге на западе

  1. Первая – до середины XIX века. Условно её можно назвать «теософской». Йога представляется некой тайной доктриной и магией, для солидности рационализированной наукообразными измышлениями.
  2. Вторая – до середины XX века – «скептико-научная». Йога рассматривается как суеверная система самогипноза, созданная шизофрениками, а её психофизиологические проявления – эпилептическими.
  3. Третья – по текущее время. «Эпоха реальной йоги». Можно сказать, что ныне преобладает понимание йоги, как весьма действенной психотерапии для обретения гармонии в мирских делах. Потому йога воспринимается как средство оздоровления и является неотъемлемой частью жизни многих людей. Несмотря на это, существует достаточно много «искажений», из-за которых у некоторых людей до сих пор присутствует некорректные представления об этой системе.

Потому, когда вы знакомитесь с каким-либо данными о йоге – обязательно относитесь критически к той информации, которую получаете. Но это, впрочем относится и не только к йоге.

Итак, в этой статье мы дали общую картину о пути йоги на Запад, а также упомянули людей, которые сыграли ту или иную роль роль в распространении йоги на Запад.Конечно, эта статья далеко не полная и достаточно фрагментарная. Потому мы будем продолжать дальнейшие исследования.

Читта

В различных переводах «Йога Сутр» Патанджали, слово «читта» определяют по разному — «материя сознания»[2], «психика»[3], «разум»[4], «субстанция разума»[5], «ум»[6], «сознание»[7]. Значения этих терминов схожи, но не являются синонимами. Поэтому давайте попытаемся разобраться, что же такое читта.

Все эти трактовки имеют общее значение: «что-то, что дает нам возможность самоощущения». Согласно тексту «Гхеранда Самхита», где также используется этот термин, читта «непостоянна и склонна блуждать, выходит (через «ворота чувств»)». То есть это то, что мы должны контролировать, фиксировать и направлять.

Из этого можно сделать вывод, что читта – это самоощущение и орудие познания мира. Это наше сознательное, подсознательное и бессознательное.

Читта вритти ниродха

Й ога. В современном мире эта система саморазвития стала весьма популярной. Проблема лишь в том, что под словом «йога» сегодня может подразумеваться всё что угодно. И существуют целые направления йоги, которые умудрились совместить древнюю систему саморазвития с… деградацией. Именно так.

«Тантрические» практики, «пивная» йога и даже оправдание употребления различных веществ, «расширяющих сознание» мифом о том, что якобы сам Шива курил траву, — это далеко не полное перечисление того, что сегодня также называют «йогой». Однако, если обратиться к древним писаниям, в частности, «Йога сутрам» Патанджали, то можно найти довольно чёткое пояснение того, что такое йога, и понять, что большая часть современных направлений йоги — в лучшем случае являются оздоравливающим фитнесом. «Йога» в переводе с санскрита означает ‘связь’.

Другой не менее распространённый перевод — ‘гармония’. Может возникнуть вопрос: с чем связь, и что за гармония? Под «связью» можно понимать единение либо с Высшим Разумом, либо же со всеми живыми существами, ведь во многих философских и религиозных течениях распространена концепция о том, что все мы связаны на некоем тонком уровне. Термин «связь» также можно интерпретировать как связь со своим истинным «Я», то есть раскрытие своей истинной сути.

С понятием «гармония» всё намного проще. Речь идёт об успокоении ума. Один очень известный практик йоги Будда Шакьямуни (по одной версии — современник Патанджали) говорил: «Нет счастья, равного спокойствию». Вот именно о такой гармонии идёт речь. А что же писал в своём легендарном трактате о йоге сам Патанджали?

Он дал чёткую формулу определения того, что такое йога. Видимо, он предвидел, что в грядущие времена будет много искажений базовых понятий. Итак, в сутре второй главы первой Патанджали пишет определение йоги: yogas citta vritti nirodhah. И, можно сказать, что в этой короткой цитате — вся квинтэссенция йоги.

В версии перевода А. Бейли это высказывание звучит так: «Это единение достигается подчинением психической природы и сдерживанием читты». Наверное, не совсем понятно, что это за психическая природа, как её подчинять и что подразумевается под «сдерживанием читты».

Более полно сутра раскрывается в переводе Свами Вивьекананды: «Йога есть удержание материи мысли от облечения в различные образы». Это уже более понятно — контроль над мыслями. Но наиболее краткий и вместе с тем чёткий перевод предлагает Свенссон: «Йога — это обуздание волнений, присущих уму». И вот эта версия перевода практически в точности повторяет слова Будды Шакьямуни: «Нет счастья, равного спокойствию».

Однако рассмотрим, что же такое волнения ума, или вритти. Об этом нам Патанджали поведал в пятой и шестой сутрах данной главы. В версии перевода А. Бейли эти две сутры звучат так: «Состояний ума — пять, и они подлежат удовольствию или боли, они болезненны или не болезненны.

Эти видоизменения: правильное знание, неправильное знание, фантазия, сон и память». Далее в этой сутре Патанджали описывает подробно все пять видов вритти, а также поясняет, что вритти формируются соответствующими самскарами — отпечатками или деформациями ума, которые формируются в процессе нашей жизнедеятельности и являются хранилищем семян кармы.

Таким образом, чтобы устранить вритти, следует устранить самскары, которые и являются последствиями наших действий. И самое главное — не формировать новых самскар, чтобы не запускать бесконечный, так сказать, «круговорот самскар в природе», который приводит к новому формированию вритти.

Для того чтобы устранить самскары, собственно и предназначены многие йогические практики, особенно Дхьяна — медитация. А чтобы остановить процесс формирования новой негативной кармы, Патанджали сформулировал принципы Ямы и Ниямы — нравственные предписания.

Итак, наиболее краткое и полное описание того, что такое йога — это обуздание волнений, присущих уму. О плодах этого обуздания Патанджали пишет в сутре третьей первой главы. В версии перевода А. Бейли сутра звучит так: «Когда это исполнено, йог знает себя таким, каков он есть на самом деле».

То есть, как было рассмотрено выше, обретает эту самую связь со своим истинным «Я». Также Патанджали описал и состояние, в котором пребывает большинство из нас, то есть до того, как произошло это самое обуздание волнений, присущих уму. Об этом он пишет в сутре четвёртой главы первой.

То есть до того момента, пока не обузданы все волнения ума, наше истинное «Я» отождествляет себя с самскарами и теми волнениями ума, которые эти самскары порождают. Именно поэтому мы все находимся в той или иной мере под влиянием кармы. Но важно понимать, что карма — это (вопреки распространённому заблуждению) не судьба, начертанная непонятно кем и непонятно за что.

Карма — это последствия наших собственных действий. То есть своими прошлыми поступками мы создали свою нынешнюю жизнь. А значит, своими нынешними поступками создаём завтрашний день. И выйти из-под влияния кармы, нейтрализовав самскары и тем самым прекратив волнения ума, — это и есть цель йоги.

Про йогу:  Основные мантры. - УЧИМСЯ МЫСЛИТЬ ПОЗИТИВНО!!!!! — LiveJournal

Источник

Читта вритти ниродха перевод

Сутра начинается со слова «йога». В санскрите это слово имеет множество значений. Оно происходит от корня Yuj (Юдж), его основной смысл – «соединяться», и этот смысл проходит через все значения этого слова.

Йога как система имеет свою собственную философию, в которой присутствуют фундаментальные понятия мироздания. Согласно философии йоги, в человеке присутствует индивидуальная душа, или Дживатма, как проявление мировой души, Параматмы (Действительность), которая является первоисточником явленного мироздания.

По сути, Дживатма и Параматма являются неделимыми, и составляют Единое. Индивидуальная душа проходит круг развития в явленном мире, после чего соединяется с Действительностью в сознании человека. Состояние единения этой пары в сознании, а также умственный процесс и практическая технология, через которую это единение достигается, называется йогой.

В индивидуальной душе (Дживатме) читт реализуется как читта, посредством которой Дживатма проявляет свой индивидуальный мир, живет и развивается до состояния готовности соединения с Параматмой. В современном психологическом понимании читта может приблизительно соответствовать понятию «сознание – разум».

Но на самом деле, читта имеет более широкое значение и поле деятельности. Читта – это среда, через которую все слои явленного мира проявляют сознательность, тогда как деятельность сознания-разума в современной психологии ограничивается мышлением, чувствованием и волеизъявлением.

Неверно также будет рассматривать читту как материальную среду, которая принимает различные формы при реализации умственной деятельности. Природа читты в основе своей есть дух–сознательность, в обычном понимании лишенная материальности, но связанная с ней особым образом.

И с этой позиции читту можно характеризовать как производное духа и материи (Пуруши и Пракрити). Читта подобна неосязаемому экрану, который проецирует в явленный мир (Пракрити) свет сознательности (Пуруша). Истинная тайна природы читты находится в источнике явленного мира (Пракрити), и постижение ее возможно по достижении состояния Просветления.

Читта-вритти разбита у Патанджали на пять родов, которые соответствуют пяти видам деятельности и основным состояниям, в которых может находиться сознание. Это пять функциональных состояний низшего ума, хорошо знакомые обычному человеку: верное знание, неверное знание, воображение, сон, память.

По классификации Патанджали вритти делятся по двум признакам: по чувствам, на болезненные и безболезненные (приятные и неприятные), и по характеру пратьяйя (содержимое сознания носителя, «семя»), производимого в нашем уме.

В соответствии с философией Клес, на которой базируется философия йоги, всякий опыт, приятный или неприятный, в действительности для людей, развивших в себе способность различения, т.е. способность видеть двойственную природу вещей и явлений, становится болезненным, так как эти люди не ослеплены иллюзиями, покрывающими явленный мир.

Невежество, незнание, обусловленное иллюзиями, заставляет обычных людей относиться положительно к опыту, вызывающие приятные ощущения, не видя в них потенциальный источник боли, страдания, и стремиться к этим опытам и ощущениям. Память наполнена иллюзиями об удовольствии от обретения чего-то, будь то вещь, отношения, деньги, власть, признание и тому подобное.

Всеми силами люди стремятся к обретению вожделенного, и, получив искомое, сталкиваются с оборотной стороной этих явлений, которая приносит разочарование, напряжение, в итоге боль и страдания. Благодаря практике йоги, люди, развившие в себе способность различения, видят в любом чувственном опыте потенциальное страдание.

По второму признаку деления читта-вритти, связанному с характером Пратьяйи, производимой в читте, устанавливается, что всякий наш опыт в царстве сознания состоит из функциональных состояний и ничего более. И пять видов вритти по классификации являются этими функциональными состояниями сознания: верное знание, неверное знание, воображение, сон, память.

В случаях, когда читта-вритти не сдерживается, т.е. не находится в состоянии Ниродха, и Драшта (зрящий) не утвердился в своей Сварупе, он (Драшта) уподобляется тому конкретному функциональному состоянию, которое занимает поле сознательности в этот момент, т.е. происходит соединение, слияние сознания с функциональным состоянием ума.

Функциональные состояния ума (читта-вритти) могут угаснуть через практику Пара-Вайрагью, в результате развития Ишвара-пранидханы (преданность Ишваре, как Высшей Душе, не имеющей ограничений низшего «я»), а также через практику Самадхи, что ведет к просветлению и освобождению.

Итак, сознание (ум) является полем сражения йога, в нем проявляются пять функциональных состояний сознания, и чтобы выйти из-под их власти, необходимо пройти важные стадии развития, предваряющие состояние йоги. Прежде всего, это выяснение истинной природы страдания или того, что нас удерживает в круге сансарического бытия (причинно-следственного закона).

Это требует глубокого погружения в философию Клес (причин страдания). С пониманием этой философии возникает устойчивая мотивация для занятия практикой йоги. Эта мотивация создает необходимую энергию усилия для достижения и утверждения состояния Ниродха.

За историю развития человечества было разработано множество психотехник, приводящих к достижению этой цели. Патанджали обобщает эти способы и разделяет их на два основных раздела: практика (психотехнические упражнения для достижения состояния йоги) и взращивание состояния непривязанности (Вайрагья) к проявлениям возникающих читта-вритти.

В систему Патанджали включено восемь видов практики, поэтому ее называют Аштанга-йога, т.е. йога восьми ветвей. Помимо этого пути существуют и другие системы йоги, которые используют свои методы для реализации состояния йоги.

Источник

Шри патабхи джойс (1915 – 2009 гг)

Шри Патабхи Джойс (известный также под имене Гуруддини) – мастер йоги, более 30 лет учился у Кришнамачарьи. Основатель школы аштанга-виньяса-йога.

Этот стиль йоги, на самом деле, мало имеет какое-либо отношение к йоге, изложенной Патанджали. С йогой этот стиль связан асанами (позами йоги). По своей сути Аштанга виньяса йога относится к аэробному стилю спортивной тренировке и в своей основе имеет элементы западной гимнастики начала XX века.

Тем не менее, эту разновидность спортивного стиля на Западе считают йогой и в Америке около 15% занимаются именно этим видом тренировок.

Шри тирумалай кришнамачарья (1888-1989 гг)

Кришнамачарья

Был приглашен махараджем в Майсор преподавать йогу сыновьям махараджа. Вскоре стал доверенным советником Махараджи и получил признание интеллигенции дворца и титул Asthana Vidwan. В 1920-е годы Кришнамачарья провел много демонстраций, чтобы стимулировать популярность и интерес к йоге.

Архивные записи дворца показывают, что Махараджа был заинтересован в продвижении йоги и постоянно отправлял Кришнамачарью по стране для чтения лекций и проведения демонстраций. Также всячески содействовал Кришнамачарье в издании книг, в популяризации йоги и содержании школы при дворе.

Надо подметить, что на Кришнамачарью помимо культуры индийских корней, оказало влияние и элементы западной культуры. Одним из таких влияний на его стиль йоги повлияла “Вьяяма Лирика” — книга, основанная на руководствах по гимнастике Запада, написанной гимнастами Майсурского дворца, поэтому в его стиле йоги есть элементы Западной гимнастики.

Также интересен то факт, что Три его ученика Патабхи Джойс, Айенгар и Десикачар (сын) практиковали три разные йоги. Кришнамачарья синтезировал южную и северную йогу, создал идею динамической йоги. Создал йогу с западными стилями, понятными западному человеку.

Шри йогендра (1897 – 1989 гг)

Шри Йогендра – индийский гуру и йогин, основатель Института Йогатерапии Санта Круз (Мумбаи), один из родоначальников идей йогатерапии.

Основная его заслуга в распространении йоги на Запад – перевод йоги из ранга «таинства для избранных» в практику, понятную для широких масс населения и в ранг йогатерапии Знаменитая его книга “Личная гигиена”, в которой он описывает различные гигиенические процедуры, которые позволяют сохранять здоровье.

В 1921 году Йогендра предпринимает турне по США с лекциями, проводятся инновационные на тот момент рентгенологические исследования упражнений.

В 1958 году открываются курсы по подготовке инструкторов йоги, печатаются книги, начинают свою работу 2 дневные программы для людей с разными видами заболеваний.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий