Официальная группа Вконтакте школы йоги Ваджра в 3-м Павловском переулке

Особенности Ваджра-йоги

Ваджра йога основана на корректном подходе к позвоночнику и пробуждении в человеке внутренней осознанности. Это целая система, базируемая на философии, психологии и прочих методиках работы над телом. Призвана помочь лучше понять собственную природу, устранить из своей жизни страдания.

Какими отличительными чертами она обладает?

  • Предполагается очень бережное обращение с позвоночником. В Ваджре отсутствуют сильные скрутки, наклоны, глубокие деформации позвоночника.
  • Что касаемо умственной работы – применяется махамудра, то есть практика не двойственности и соблюдение разумной середины во всём.
  • Духовное развитие предполагает отказ от строгих ограничений, достаточную свободу. Но важно проявлять доброту по отношению к миру и всем его обитателям.

На тематику духовного совершенствования, согласно Ваджра йоге, можно отметить только то, что она предполагает:

  • развитие доброты;
  • самому быть свободным и уважать чужую свободу;
  • быть ответственным.

Приверженцы практики не относятся к буддизму, индуизму или любой другой религии, но уважительно воспринимают все течения. При этом очень приветствуются психологические знания.

Но самая главная информация, передаваемая Ваджра йогами миру, — знание, как сохранить здоровье позвоночника и, соответственно, всего организма.

Поговорим про позвоночник

Технически методика Корректного подхода к позвоночнику выражается тремя терминами:

  • растяжка;
  • укрепление;
  • расслабление.

При растяжке задействуются мышцы, находящиеся вокруг позвоночного столба.

В процессе укрепления йоговские упражнения воздействуют на определённые области позвоночника, что позволяет увеличить эластичность и гибкость суставов, плюс укреплять околопозвоночные мышцы. В результате наблюдается улучшение трофики окружающих тканей, в частности связок, мышц и межпозвоночных дисков.

При расслаблении необходимо направлять своё внимание на позвоночник. Направление внимания и повышение осознанности – это основные факторы, гарантирующие успех упражнений.

Если вы желаете начать изучать данную методику, тогда рекомендую ознакомиться с книгой её создателя – Анатолия Пахомова «Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику», выпущенной в 2007 году. Издание защищено авторскими правами, в нём же предлагается перечень преподавателей, трудящихся в школе Анатолия Пахомова.

Примеры упражнений

Выше в статье упоминалось о том, что первоначально Ваджра-йогу описывают древние йогические тексты, датированные шестым столетием до нашей эры (Шандилья-Упанишада). Упанишады – это последняя глава Вед. В ней находим описание многих асан, а также советов по их правильному исполнению.

Сегодня вы можете найти занятия Ваджра-йогой в своём городе, где профессиональные тренеры подберут подходящий вам комплекс и будут следить за правильностью выполнения. Не рекомендуется самостоятельно заниматься практикой без знания её основ, особенно, если есть патологии.

Из базовых упражнений методики КПП можно назвать следующие:

  • Бхуджангасану – иначе называется «змеёй»;
  • Дханурасану – именуемую «луком»;
  • Тадасану, или «дерево»;
  • Врикшасану III – ещё одно «дерево»;
  • Вирабхадрасану I и Падангуштхасану;
  • Гомукхасану, известную также под названием «коровы»;
  • Урдхва Мукха Шванасану – или же «собачку, стоящую мордой кверху».

Корректный подход к позвоночнику (КПП) – методика выполнения йогических асан, направленная на сохранение и укрепление здоровья позвоночника. Технологическая суть методики можно выразить в трех терминах: вытяжение, укрепление, расслабление. Вытяжение позвоночника производится с помощью мышц, расположенных вокруг позвоночника. Укрепление представляет собой воздействие с помощью асан на сегменты позвоночника, увеличение эластичности и гибкости в здоровых направлениях подвижности позвоночных суставов, укрепление околопозвоночных мышц. За счет этого улучшается трофика окружающих тканей, включая связки, мышцы, а также межпозвоночных дисков. Расслабление основано на созерцании состояния позвоночника во время практики асан и в период релаксации. Направленность внимания и осознанность являются ключевыми факторами успешной практики. Кроме этого, ключевыми упражнениями в методике КПП являются согласованность выполнения асан с дыханием и практика кумбхак: Сахита и Кевала.

Основа методики КПП отличается от современного общераспространенного подхода к выполнению асан (основанного на деформации позвоночника). Корректный подход к позвоночнику полностью соответствует классическому подходу к практике асан древнеиндийских школ и тибетской школы Йоги (Трул-кор). Описания индийских школ можно встретить в упанишадах и трактатах по Йоге. Что еще раз подтверждает истину, что “все новое – это хорошо забытое старое”. Методика основана на современных знаниях физиологии и анатомии, медицины, а также знаниях, полученных из древних текстов по Хатха йоге. При формировании данного направления были проведены исследования влияния различных асан на позвоночник здорового человека. Также исследовались возможности восстановления позвоночника с патологиями с помощью асан. В малых стадиях смещения позвонков возможны компенсаторные воздействия с помощью асан (до 3 мм). Результаты исследования уже на начальных стадиях заставили принципиально изменить общераспространенный на данный момент ущербный подход к практике асан. Из практик, которые подаются в группах, принципиально исключены те асаны, которые могут теоретически привести к смещениям позвонков или межпозвоночных дисков (в основном скрутки, глубокие прогибы, деформации позвоночника – наносящие вред позвоночнику). То есть, была поставлена цель сделать практику такой, при которой человек пришедший в группу уже с патологиями в позвоночнике, не усугубит свое состояние, а наоборот улучшит его (принцип из медицины – “не навреди”), а здоровый человек укрепит позвоночник – основу здоровья. Во время совершенствования практики родилось золотое правило Корректного подхода к позвоночнику в асанах – удерживание позвоночника в естественно ровном положении.

Краткое описание некоторых принципов КПП:
Золотое правило Корректного подхода к позвоночнику в асанах: плоскость плеч параллельна плоскости таза. Вытяжение, укрепление и расслабление.
– Согласованность дыхания c движением, использование в практике Сахита и Кевала кумбхаки Тонкая практика управления дыхания.

– ОСОЗНАНИЕ и РАЗЛИЧЕНИЕ (Вивека). В основе осознания лежат исследования влияния различных асан и положений тела на состояние тела (позвоночника), а отсюда и состояние всех внутренних органов, включая нервную систему и сознание практикующего. Существуют упражнения, которые позитивно влияют на состояние позвоночника и благотворно сказываются на здоровье практикующего, а есть положение, которые являются вредными для обычного человека, со здоровым позвоночником, и могут использоваться только при уже присутствующих нарушениях в позвоночнике для компенсации состояния. На основании этих знаний возникло различение методов практики – Вивека

– Пратиахара – внимание во время практики асан направляется внутрь. Когда мы практикуем асаны, наше внимание направляется внутрь себя, отслеживая ощущения в теле или фиксируя внимание неподвижно в чакрах, или направляя в определенные зоны для терапевтического воздействия. Следует избегать блужданий ума. Физическое положение становится асаной, в том числе и вследствие осознания.

– Плавность движений и постепенность освоения – будь то асана или другая практика Хатха йоги. Плавность движений обеспечивает контроль и предотвращает травмы. К тому же плавность является выражением осознанности. Даже просто замедлив обычные движения, мы можем прийти к осознанию. А постепенность освоения асан, является необходимым атрибутом практики, выражая наше терпение. Только когда тело и ум готовы, человек начинает практиковать сложные асаны. Иначе сложные асаны способны вызывать травмы в теле практикующего и возникновение Эгоистических тенденций в уме.

Про йогу:  Читать книгу Древние тантрические техники йоги и крийи. Мастер-курс Сатьянанды Сарасвати : онлайн чтение - страница 10

– Использование полного арсенала симметричных асан, в которых удерживается ровный позвоночник, и только затем использование асимметрии, при необходимости. Симметрия выражает уравновешенность и обеспечивает ровное положение позвоночника. Асимметрия чаще всего используется только в положениях конечностей, но позвоночник удерживается ровным. Асимметрия позвоночника может использоваться в индивидуальной практике, для компенсации нарушений.
– Правильное выполнение асан с опасным направлением подвижности позвоночника это часть корректной работы с позвоночником, но этот принцип довольно глубокий, потому выделен как отдельный. Мы избегаем патологической мобильности в определенных направлениях подвижности, которые могут привести к нарушениям и смещениям сегментов позвоночника, и вследствие вызвать нарушения в работе органов и систем. В противоположность этому, мы используем специальные упражнения для укрепления мышц, обеспечивающих стабильность позвоночника. Это ряд асан, статического характера с длительной фиксацией, которые направлены на усиление и удлинение мышц. Также используются специально разработанные виньясы, которые помогают укрепить определенные сегменты опорно-двигательного аппарата, с целью более оптимального использования потенциала физического тела.
– Избегание скруток и гипермобильностиодной из целей практики асан в нашем направлении является укрепление тела, создание крепкого мышечного корсета. Тело практикующего, вследствие занятий должно становится крепче, и более здоровым, что устраняет лишние вритти (волнения ума). Стремление к гипермобильности приводит к травмам и патологиям позвоночника и, на наш взгляд, проистекает от человеческого ЭГО. А одной из характерных черт нашего направления, является:
– освобождение от ЭГО (Ахамкары) эта практика становится актуальной на дальнейших этапах развития своего осознания
– Еще одним важным моментом практики является внутренняя работа в йоге, и достижение состояния “читта вритти ниродхах” – непорождение видоизменений сознания, когда сознание садхаки(практикующего) становится кристально чистым. Мы стремимся достигать этого состояния

Более подробная история возникновения методики КПП:
А. Пахомов: Для того, что бы рассказать историю возникновения методики “Корректный подход к позвоночнику в асанах Хатха Йоги” мне следует просто рассказать историю своего изучения Хатха Йоги. Так как корректный подход к позвоночнику в практике асан стал, пожалуй, на данный момент самым тонким выражением моего понимания механизмов воздействия асан на человека.
Впервые я встретил человека, который серьезно практиковал Хатха Йогу, когда мне было лет 14-15. Это был преподаватель физической культуры из города Коломыя (Прикарпатье, Украина), на то время практикующий йог с 12-летним стажем – Терехин В.В. У него я обучился шаткарме, некоторым асанам и весьма важным принципам отношениям к практики на уровне ума. Обучение длилось около 3-4 лет. Далее в моей практике был период самостоятельного постижения мудрости йоги через древние трактаты. Тогда на территории бывшего Советского Союза не было йогов с линиями передач (а может мне о них просто ничего не было известно), тем более в глухой провинции. Но практически в каждом городе можно было встретить людей, на свой страх и риск осваивающих и испытывающих на себе древнюю йогу. Это были одиночки-кустари, черпающие знания из самиздатовской литературы. Ошибок в практике на то время делалось много, но дух и стремление к познанию у этих людей были непоколебимы. Литература, из которой черпалось знание, – как правило, фотокопии или переписанные от руки переводы трактатов йоги, – была на вес золота, и просто так ее получить на руки было практически невозможно. Это были книги: Гхеранда Самхита, Хатха Йога Прадипика, Шива Самхита, Йога Сутры и другие. Уже позже появились книги современных мастеров йоги, которые дали новый качественный толчок моей практике асан и других составляющих йоги. И хотя на данный момент я не совсем согласен с принципами выполнения асан и построения последовательностей, которые описаны в современных книгах, но длительное время их авторы являлись моими заочными учителями и кумирами. Зато методика корректного подхода к позвоночнику полностью соответствует информации описанной в древних трактатах.

С 1989 года мой интерес к йоге перерос в стабильную практику. При чем каким то странным образом Йога стала доминирующей составляющей всей жизни. В начале 90 было множество экспериментов в плане использования асан. Эксперименты, конечно же, ставились на самом себе. В то время я жил в предгорьях Карпат, до гор можно было дойти пешком, поэтому частенько практиковал на природе, в горах. В виду особенностей карпатского климата практика асан формировалась своеобразно. Только в летние периоды могла идти речь о статических формах, а в осеннее-зимне-весенний период практика сама собой превращалась в динамические связки, похожие на практики тибетской йоги Трул-кор, с носителями которой мне удалось встретится гораздо позже в своей жизни. Конечно же, этому предшествовал период освоения самих форм в статических режимах, например в помещении, как бы в искусственных условиях. На данный момент мне видно множество моих ошибок, которые приводили к травмам опорно-двигательного аппарата и в том числе позвоночника. Мне понятны причины, по которым я чуть не умер практикуя пранаяму в горах, имея на то время смещения позвоночника в грудном отделе. Благодаря богатому опыту «как практиковать не надо» сейчас преподавание ведется на ином уровне. Но тогда все было по-другому. Информации было минимум, но рвение к практике и намерение заменяло мне знания. Я отдаю себе отчет, что лишь обладая таким количеством опыта неверной практики, мне и удалось в последние годы сформировать корректный подход к позвоночнику в асанах.

В начале 90-х, обучаясь в медицинском училище, на фельдшерском отделении, встречаясь с множеством людей в больницах, я пытался найти единую схему лечения разных заболеваний. Не знаю почему, но мне казалось, что все в этом мире имеет свою структуру, и в любом явлении можно выделить ключевое звено, воздействуя на которое можно добиться нужного результата. И раз йога утверждает, что болезнь есть нарушение циркуляции энергии, значит надо найти точку этого застойного явления. Ответы на эти вопросы я получил только в 2005-2006 годах, обратив свое внимание на вегетативную нервную систему и позвоночник. Но тогда медицина не давала мне ответы на эти вопросы, и тем не менее багаж знания по анатомии и физиологии тела мне весьма пригодился в дальнейшей деятельности инструктора йоги. Днем я изучал медицину, а все остальное время в буквальном смысле я посвящал практике. В то время я вел своеобразную жизнь, больше похожую на некий ретрит, практически не имея друзей и не общаясь со сверстниками, в буквальном смысле слова принимал описанные в трактатах предпосылки – «избегать обычных людей» и принципы «брахмачари». Практиковал как мне сейчас кажется, чрезмерно много, посвящая практике и день и ночь. Сейчас я улыбаюсь вспоминая то время, тем не менее, должен отметить что опыт был получен интересный. К четвертому курсу медицинского я уже напрочь разочаровался в медицине, и поступать дальше в медицинский институт не видел никакого смысла. Все усилия еще с большим усердием были сосредоточены на изучение и практику Йоги. Наиболее близкая отрасль в образовании, как мне тогда казалось, были институты физической культуры, и именно туда я и направился получать знания. И не ошибся, так как биомеханика и методология физических упражнений на данный момент довольно хорошо описаны и изучены. Получая ценный опыт в этом направлении, уже находясь в г.Луцк, меня пригласили преподавать йогу в Центре Туризма и Спорта. Параллельно в институте, начиная с третьего курса, я работал преподавателем ПСМ (повышение спортивного мастерства) – специализация «Хатха Йога».

Про йогу:  Центры и студии йоги в Абакане - сайты, телефоны, адреса, отзывы и графики работы

Это была вторая половина девяностых, и в то время, наверное я был единственный преподаватель Хатха Йоги в Луцке, и первый преподаватель йоги в государственном университете им. Леси Украинки, на факультете физической культуры. Изучая йогу на то время уже больше 10 лет, я не обучался никогда у опытных преподавателей, мне просто не доводилось встречаться с ними никогда. Их не было ни в предгорьях Карпат, ни в Луцке на то время. Были конечно кустари-одиночки, но как правило их знание было не больше моего, и зачастую преобладало больше ложных предпосылок, чем реального знания. Все знание получал с трактатов по йоге, которые можно было найти в различных переводах на русском. Таким образом, преподавание йоги на тот момент у меня базировалось на современных знаниях медицины, биомеханики, теории и методики физического воспитания и на информации из древних трактатов. На то время уже вышли книги современных мастеров Хатха Йоги, которые стали совершенно новым этапом в изучении йоги.

Где то уже после 2000 года я впервые попал к известным преподавателям йоги в Украине. Мне удалось побывать на нескольких информационно практических тренингах и получить ценный опыт по работе с телом и сознанием. Я переехал в Киев, начал преподавать в Киеве, снимая спортивные залы и приглашая всех желающих, одновременно стал обучаться Универсальному стилю йоги, у одного из опытнейших преподавателей СНГ. Параллельно по приглашению я начал работать в Киевской Федерации. Если в начале изучения йоги события имели плавный и почти неподвижный характер, то уже с 2000 года все обучение начало приобретать некий стремительный характер. К этому времени мои ученики уже также становились инструкторами йоги. Дальше были семинары зарубежных преподавателей йоги, обучение плавности и осознанности. Затем, гораздо позже, мне удалось получить прямую передачу от ламы Намкая Норбу Ринпоче на некоторые практики тибетской йоги. Намкай Норбу один из самых известных практиков Дзогчен.

Но на то время уже начала накапливаться определенная информация и я начал создавать уникальное направление – корректный подход к позвоночнику в асанах. Должен признать, что мне пришлось пересмотреть всю предыдущую практику асан, так как информация, которая попала мне в руки заставила совершенно по новому взглянуть на человеческое тело, на роль позвоночника в физиологии и биомеханике движения. Я получил ответы на все свои вопросы, касающиеся ключевых звеньев в процессах заболевания или наоборот выздоровления человека. В это время я обучался у народного целителя, костоправа, видящего – Юрия Николаевича Главчева. Попал к этому человеку благодаря тому что в 2004 году я получил травму позвоночника и вынужден был искать причины этого проиcшествия. По сути говоря эта травма послужила пусковым механизмом для поиска методики корректного подхода к позвоночнику. После излечения у целителя я начал искать методы благодаря которым можно было бы практиковать асаны без травм. У меня возникло понимание и различение асан. Ведь некоторые асаны предназначены для терапии и их не только бесполезно использовать здоровому человеку но и вредно, подобно тому как лекарства можно использовать только при определенных расстройствах.

Главчев это уникальный человек, обладающий прямым восприятием энергии – видящий, излечивший множество людей. Именно благодаря знаниям, полученным от Юрия Николаевича, его помощи в анализе асан, биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах, я обрел способность различения методов воздействия, вследствие чего появилась возможность возникновения и формирования принципов, которые легли в основу методики корректного подхода к позвоночнику.

Наблюдая за целительской деятельностью Главчева, я был свидетелем многих удивительных явлений исцеления. И методика была одна – воздействие на ключевое звено – позвоночник. Когда позвонки становятся на место – организм выздоравливает, не зависимо от того чем человек болен. Сама природа лечит и восстанавливает, главное ей не мешать. И хотя на данный момент терапия и медицина перестали меня интересовать, опыт был весьма полезным и именно он стал ключевым в формировании методики корректного подхода к позвоночнику в асанах Хатха Йоги.

Информация по корректной работе с позвоночником на то время была настолько революционной, что все мои знакомые преподаватели, среди которых были даже бывшие воспитанники отказывались ее воспринимать вначале. Хотя позже многие из них все таки приняли и используют принципы корректного подхода к позвоночнику в своей инструкторской деятельности. Пожалуй, только ученики в Киевской школе йоги полностью приняли все изменения. Это был наверное тест, насколько люди открыты к новому знанию, насколько люди доверяют тому у кого обучаются. Из близких учеников-инструкторов, полностью поменявших практику вместе со мной был Сергей Крыжановский и опытный и самостоятельный практик Андрей Арещенко. Позже появилась Оксана Форис, которая на данный момент проводит со мной семинары и заменяет в группах, ведет индивидуальные занятия. Затем к преподаванию в ключе корректного подхода присоединились и другие инструктора. Эти люди на данный момент полностью переняли методику корректного подхода к позвоночнику.

Про йогу:  О Школе инструкторов йоги | Федерация йоги России

На вопрос кто является моим учителем, отвечу, что легче сказать, кто им не является. Так как весь Мир является моим Учителем, и, прежде всего, это люди, которые приходят к нам в группу заниматься, люди которых я встречаю в жизни. Иногда, случайно услышанная фраза незнакомого человека наталкивает тебя на размышление, которые становятся мотивирующим началом для целой цепи изменений в практике. И как следствие – в жизни. Ибо наша жизнь и практика Хатха йоги – суть одно и тоже. Покажите мне, как человек практикует асаны, и мне будет понятно многое из жизни этого человека. Есть ли в его практике спокойствие или все наполнено напыщенностью? Есть ли сила и стабильность или много непонятного для самого человека, знает ли человек, для чего использует тот или иной элемент или просто делает, потому что так было в книге или на каком то семинаре? Использует ли человек стандартные последовательности, не анализируя своих потребностей и состояния, или ему ближе интроспекция и творческий полет т.д. – как в практике, так и в жизни.

С благодарностью хочу отметить всех преподавателей учебных заведений, где я обучался знаниям медицины, и физической культуры. Несомненно именно там, заложились основы знаний анатомии, физиологии, биомеханики, которые легли в основу понимания и анализа, осмысления воздействия различных методов Хатха Йоги на человека. Отдельная благодарность Леониду Толстихину, директору Центра Туризма и Спорта на Волыни. Именно благодаря этому человеку, который с 1994 года предоставлял мне зал для преподавания Хатха Йоги в г. Луцке, я начал обучать йоге. До 1994 года я занимался лишь самосовершенствованием, изучая йогу.

Особая благодарность ламе Намкаю Норбу Ринпоче, который вдохновил меня на глубокое изучение тибетской йоги и Дзогчен.

Самый же ценный опыт, по работе с позвоночником в асанах, глубокое понимание физиологических и биомеханических процессов позвоночника я приобрел, обучаясь у народного целителя Главчева Юрия Николаевича. Это уникальный человек, обладающий прямым восприятием энергии, ВИДЯЩИЙ, излечивший множество людей. Именно благодаря знанию, полученному от Юрия Николаевича Главчева, его помощи в анализе асан, анализе биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах я обрел способность различения методов воздействия, вследствие чего, появилась возможность возникновения и формирования принципов, описанных выше.
Анализируя опыт, могу заключить, что множество стилей и направлений Хатха йоги имели влияния на формирование методики КПП. Эта методика является результатом объединения знаний физиологии, анатомии, медицины и древней науки – Хатха Йоги.

Стиль йоги «Корректный подход к позвоночнику» – специальная методика выполнения поз йоги (асан). Эта методика нацелена на работу именно с позвоночником, в частности, на его укрепление. Основная задача занятий по методике корректного подхода к позвоночнику – сделать вашу практику безопасной для тех, кто уже имеет заболевания позвоночника (по принципу «не навреди»), а здоровый человек сможет сохранить и укрепить свой позвоночник – основу здоровья.

Существует три основополагающих принципа в данном стиле: вытягивать, расслаблять и укреплять.

  • Вытягивание осуществляется при помощи мышц, которые расположены вокруг позвоночника.
  • Укрепление происходит, в процессе выполнения асан, которые оказывают влияние на позвоночник и его отдельные сегменты. Выполнение практик делает суставы гибкими и эластичными, а околопозвоночную мускулатуру – сильной.
  • Расслабление происходит во время релаксации и созерцательных техник, которые выполняются одновременно с асанами. Сосредоточенность внимания и осознание – основные факторы, от которых напрямую зависит эффективность методики.

Йога КПП – это очень молодой стиль йоги, но базируется он на древних учениях йоги и современных познаниях в медицине, анатомии и физиологии. Создатели стиля Юрий Главчев и Анатолий Пахомов соединили древние трактаты по Хатха йоге и новейшие научные исследования, при этом техника выполнения асан соответствует древнейшим трактатам по Хатха йоге и тибетской йоге Трулкор.

При создании КПП проводились эксперименты, в них фиксировалось влияние йогических практик на человеческий позвоночник. Причем исследования касались как воздействия на здоровый позвоночник, так и на позвоночник, имеющий нарушения. В результате стало понятно, что йогические практики имеют большое воздействие на позвоночник и могут производить восстанавливающий эффект. Однако создатели стиля решили пересмотреть общепринятые подходы к выполнению асан, чтобы снизить негативное влияние на позвоночник и усилить лечебные свойства упражнений.

Из данного стиля исключены такие упражнения и практики, при выполнении которых могут произойти смещения в позвоночнике или другие негативные моменты. К таким упражнениям относятся всевозможные виды скручиваний и прогибов. В процессе становления стиля было выработано одно простое, но очень важное правило – во время занятий позвоночник должен всегда находиться в прямом положении.

Особенности и правила стиля

Первое правило – плоскость таза располагается параллельно плечам.

Второе правило – дыхание всегда должно согласовываться с движением.

Третье – осознание и различие. Осознание – понимание того, как различные позы и практики влияют на органы человеческого тела, а также на нервную систему и разум человека. Различие – принцип, который гласит, что необходимо различать методы йоги. Иначе говоря, есть методы и упражнения, которые здоровый человек не должен использовать, так как ему они могут навредить. Такие методы должны применяться только людьми, имеющими патологии для того, чтобы оказывать исцеляющее воздействие.

Четвертое правило – концентрация. Во время выполнения асан внимание ученика должно быть сосредоточено и направленно внутрь себя. Это поможет отслеживать происходящие в теле изменения и направлять концентрацию в нужные места. Без концентрации, эффективность йоги минимальна, либо эффект вообще отсутствует.

Пятое – плавность в движениях и постепенное освоение. Плавность движений дает возможность занимающемуся контролировать свое тело, с помощью этого избегать травм. Постепенное освоение йоги вырабатывает терпение. Кроме того, перейдя сразу к сложным практикам можно травмироваться.

Шестое – правильное применение симметрии и асимметрии. Ученик должен сначала освоить все позы с симметричным расположение тела и прямым позвоночником, и только потом, если в этом есть необходимость, практиковать ассиметричные асаны. Ассиметричные позы применяются только в специальных случаях, для того чтобы компенсировать патологии.

Седьмое правило – избегать скруток и гиперподвижности. Это необходимо во избежание травм позвоночника.

Восьмое правило – освобождение от эго. Для созидательного эффекта йоги разум должен находиться в покое. Наше Эго (Ахамкара) мешает правильному осознанию, и поэтому от него нужно освободиться.

Девятое правило йоги КПП – посвящать достижения в практике другим живым существам.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий