Что для вас значит имя Ошо? Может, это бунтарь, который проповедовал взгляды, отличавшиеся от традиционного индуизма? Или талантливый мудрец, выпустивший более 600 книг на 55 языках мира под псевдонимом Бхагаван Шри Раджниш?
Или это основатель динамической техники медитации и его именем названо огромное количество Центров по всему миру? А может, это один из величайших мистиков, жизнь которого соткана из мифов и скандалов?
Ошо в молодости
Рождение легенды
В небольшой индийской деревушке Кучваде, расположенной в
штате Мадхья Прадеш, 11 декабря 1931 года на свет появился Чандра Мохан Джеин,
который был самым старшим из всех детей в семье продавца тканей.
До 7 лет Чандра жил и воспитывался у своих бабушки с дедушкой по материнской линии и с детства отличался воинствующим нравом. Не смотря на религиозность своего окружения, будущий «Ошо» придерживался атеистических взглядов.
Возможно, в дальнейшем это оказало влияние на его мировоззрение, потому что, будучи проповедником, он часто подвергал критике бессмысленные ритуалы и веру, не подкрепленную духовным стремлением к богу и оспаривал высказывания Ганди.
После смерти дедушки, Чандра вернулся к своим родителям в
Гурдвару. Здесь он принял идеологию социализма и даже состоял в Индийской
национальной армии, но покинул организацию, потому что не любил подчинение и
постоянную военную дисциплину.
Духовный путь
Ошо проявлял интерес ко многим методикам познания
возможностей тела и разума, включая дыхательные упражнения, практику йоги,
медитацию, пост, оккультизм и даже гипноз. На его мировоззрение огромное
влияние оказали мысли Гаутамы Будды, Джидду Кришнамурти, Георгия Гурджиева,
Лао-цзы, Бодхидхарма и многих других мыслителей, живших в разные эпохи.
В возрасте 19 лет Чандра поступил в колледж в Джабалпуре, но
из-за своих интересов, не связанных с учебой, он часто пропускал занятия, хотя
это никак не помешало такому одаренному юноше сдать все экзамены. Ошо даже
успевал подрабатывать помощником редактора в местной газете и публично
выступать на Сарва Дхарма Саммелан (собрание, где встречались представители
всех мировых конфессий).
Но самое интересно в Джабалпуре случилось не в колледже, который посещал Чандра. Во время одной из медитаций в саду Бханвартал, Ошо почувствовал просветление. На тот момент ему исполнился 21 год.
Карьера в Индии
С конца 50-ых, Ошо Раджниш начал работать преподавать философию
в Санскритском колледже Райпура, но здесь он проработал не долго. Руководство
колледжа решило, что такой своенравный педагог оказывает негативное влияние на
неокрепшие умы студентов, их религиозные взгляды, характер и нравственность.
Будучи профессором философии, Ошо начал путешествовать по
Индии в качестве оратора. Основными темами Чандры были критика социализма и
института религии. Также, выступая за более открытые сексуальные отношения
между людьми, Ошо получил прозвище «секс-гуру», которое прочно прикрепилось к
нему не только на родине, но и во всем мире.
На время поселившись в Бомбее, Чандра начал собирать вокруг себя учеников и взял на себя роль духовного наставника. В своих выступлениях он переосмыслил религиозные традиционные сочинения, мистику и философию со всего мира.
В 60-ых годах Ошо стал известен как Ачарья Раджниш и его
практика набирала обороты. Он начал руководить 3-10-дневными лагерями, где его
последователи собирались для медитаций. Это и стало первым этапом к созданию
Центра медитации, который был основан на учении Ошо Раджниша о Пробуждении
жизненной силы.
В 1970 году Ошо впервые публично представил динамическую медитацию, которую он, по сути, разрабатывал с раннего детства. Перебравшись в Мумбаи, Ачарья основал свою первую группу учеников, которую он сам называл «нео-саньясинами» (саньясин значит «отреченный»).
В качестве послушника, участник группы должен был принять новое имя и носить традиционную оранжевую одежду, ожерелье из бисера и медальон с изображением Ошо.
Бывшая ученица Ошо — Шила
Ближайший ученик и секретарь Ачарья собирал для учителя
деньги, чтобы тот перестал путешествовать и смог поселиться в одном месте. Но
из-за неблагоприятной погоды в Мумбаи, у Ошо развилась астма, диабет и другие
заболевания, которые сильно подкосили здоровье духовного лидера.
Все эти неприятности заставили Ошо переехать в Пуну, где он
основал свой первый ашрам, который привлекал внимание гостей с Запада. Людям,
приезжавшим к Ошо, предлагались методы лечения телесных и духовных недугов,
включающие в себя большое количество восточных практик, в том числе и
кундалини-йогу.
Мировую известность Ачарья обрел благодаря тому, что разрешал аудио- и видеозаписи своих лекций, копии которых распространялись далеко за пределы Индии.
Благодаря этому, к 1981 году его ашрам посетило около 30 000 человек, но такая популярность обернулась для Ошо проблемами. Его начали преследовать индийские власти, которым не нравилась деятельность проповедника, поэтому Ачарье пришлось покинуть родину и уехать в США.
Американская «мечта»
В 1981 году Ошо перебрался в Соединенные Штаты по туристической визе для лечения. Проведя несколько месяцев в ретритном центре в штате Нью-Джерси, он не почувствовал улучшения здоровья.
К тому же, ранее Ошо не обращался за медицинской помощью на родине, поэтому Иммиграционная служба заподозрила его в мошенничестве. И несмотря на сомнения правительства США, проповеднику удалось доказать ложность обвинений.
Одна из учениц Ошо купила недвижимость в штате Орегон, где учитель и поселился вместе со своими последователями. Здесь он основал коммуну, известную как Раджнишпурам.
Но уже через несколько месяцев, руководство группы оказалось втянутым в конфликт с местными жителями, переросший в судебные разбирательства, основой которых послужила земля, на которой расположилась коммуна, а также, агрессивное поведение членов общины, которые призывали к насильственному разрешению конфликта.
Ошо жил роскошно и его активно поддерживали его ученики. По
состоянию на 1982 год, он владел 93 автомобилями марки Роллс-Ройс, собрав, на
тот момент, крупнейшую коллекцию авто этой марки в мире. Также, проповедник
владел несколькими личными самолетами и даже боевым вертолетом. По некоторым
источникам, состояние Ошо достигало 200 миллионов долларов, которые не
облагались налогами.
Однажды, Ошо назвал себя «гуру богатого человека», потому
что он считал, что материальная бедность не является подлинной духовной
ценностью. Он стремился создать «нового человека», сочетающего в себе
духовность Будды и простую человеческую жизнерадостность. По мнению проповедника,
«новый человек» не должен отвергать ни науку, ни духовность, принимая и то, и
другое в равной степени.
Но личные блага – это лишь верхушка айсберга. За время
деятельности Раджнишпурама, в этом поселении была построена церковь, почта, пожарная
часть, полицейское управление, а по транспортному маршруту ходило 85 автобусов.
Проблемы с законом
С 1981 года по 30 октября 1984 года Ошо пребывал в состоянии молчания, и его близкая помощница Шила стала буквально голосом учителя, общаясь с учениками и последователями Ошо.
Но позже, в коммуне начали нарастать внутренние противоречия, в результате которых учитель созвал конференцию, на которой обвинил Шилу и других её сторонников в различных преступлениях, призвав власти провести расследование в Раджнишпуруме.
Ошо Раджниш в сопровождении американских детективов
Преступления включали в себя отравление еды вирусом
сальмонеллы в нескольких ресторанах Далласа. Более того, Шила приказала
отравить личного лечащего врача Ошо и двоих чиновников из Оригона. Как только
было инициировано расследование, Шила со своими сторонниками покинули коммуну,
но были найдены и осуждены.
Общество Раджнишпурума рухнуло в 1985 году, и вскоре после этого, Ошо был арестован и обвинен в нарушениях иммиграционной политики США. Ему удалось избежать длительного тюремного заключения при единственном условии – он признает вину, выплатит крупный штраф и не вернется в США в течение 10-ли лет.
К сожалению, 21 страна отказала Ошо во въезде, и ему пришлось попутешествовать по миру в поисках нового дома, после чего он вернулся в Пуну, где продолжил свою деятельность.
Здоровье Ошо продолжало ухудшаться, в возрасте 58 лет в
результате сердечной недостаточности, проповедник покинул своё земное тело. На
его надгробии в Международном медитационном курорте написано: «Ошо, никогда не
рожденный, никогда не умиравший, посетил планету Земля с 11 декабря 1931 года
по 19 января 1990 года».
Гуру в дверях своего дома в Индии
Учения Ошо
Лекции Ошо завораживали тонким юмором и особым магнетизмом оратора, который притягивал к себе людей различных конфессий. Проповеднику нравилось противопоставлять себя традиционным образам просветленных людей.
Его ранние лекции известны своей инфантильностью, и подача гуру была в какой-то степени сложной для восприятия неподготовленной публики, но сам мастер преподносил это как особую технику трансформации, которая должна была вытолкнуть разум человека за его пределы.
Ошо говорил о главных духовных традициях, включавших в себя джайнизм, индуизм, хасидизм, тантризм, даосизм, христианство, буддизм, учениях различных восточных и западных мистиков и священных писаниях.
Социолог Льюис Картер считал, что идеи гуру уходят корнями в индуистскую адвайту, где двойственный человеческий разум рассматривается как своего рода танец или игра космического сознания, в которых всё священно и имеет абсолютную ценность.
Помимо восточных течений, Ошо часто обращался к западным идеям, напоминая взгляды Гераклита, Лоуренса, Вильгельма Райха, Фрейда, Гурджиева и даже Ницше с его видением «сверхчеловека».
Эго и ум
Согласно Ошо, каждый человек изначально обладает
способностью к просветлению, способен к безусловной любви и осознанной жизни,
хотя эго блокирует эти возможности. В течение жизни нами управляют ложные
потребности, конфликты, ложное ощущение себя и окружающего мира. И все эти
«преграды» отдаляют нас от просветления.
Гуру рассматривает человеческий ум как механизм выживания,
который живет по определенным стратегиям, который доказали свою эффективность в
прошлом. Но если постоянно возвращаться к прошлому, мы лишим себя возможности
жить в настоящем, подавляя эмоции, упуская счастливые моменты, которые
происходят с нами здесь и сейчас.
Ошо говорил, что наш ум не способен радоваться, он может только думать о радости. Поэтому мы сами отравляем наши жизнь неврозами, ревностью, злостью, неуверенностью в себе и другими «надуманными» эмоциями.
Это касается и религии, которая подавляет истинные эмоциональные позывы человека, заставляет притворяться, а сексуальные табу привели к тому, что люди стали одержимы сексом, и мы можем заметить это в рекламе, в фильмах и других источниках информации.
Вместо подавления своей настоящей сути, люди должны доверять
себе и принимать себя такими, какие они есть. И не стоит доверять разуму всю
свою жизнь, потому что наш ум видит в этом лишь ещё одну информацию. Для того,
чтобы почувствовать свободу, нужна медитативная практика.
Проповедник в состоянии медитации
Медитация
Ошо представил медитацию не просто как практику, а как состояние глубокой осознанности, которое необходимо поддерживать внутри себя каждый момент жизни.
Благодаря этому, у нас есть возможность избавиться от автоматических реакций, которые контролируются нашими убеждениями и ожиданиями.
На подготовительных этапах медитации, проповедник использовал элементы из западной психотерапии, которые помогали ученикам почувствовать свои эмоциональные проблемы.
Важным «ингредиентом» учения Ошо было его личное присутствие как мастера. Он считал, что гуру делится с учениками не своим авторитетом, а философией и энергетикой. Общаясь с учителем без слов, духовно, последователи как бы «сливались» с Ошо.
Но одновременно с этим, мастер выставлял практики как игру или шутку, считая, что всё вокруг может стать возможностью для медитации, и не обязательно для этого иметь учителя или создавать для себя особые условия.
Всего гуру предложил более сотни техник медитации, в том числе и «активную медитацию», которая состояла из нескольких этапов изнуряющей физической активности под музыку, которые приводили к освобождению и покою, своего рода катарсису.
Гуру танцует в ашраме со своими последователями
Практикующие быстро дышали через нос, затем они должны были смеяться, кричать, прыгать и трястись. После этого, люди прыгают вверх с поднятыми руками и звуком «Ууу!» каждый раз, когда приземляются на ступни.
На четвертом этапе практикующие должны были резко прекратить
движения, сохраняя полную неподвижность в течение 15 минут, наблюдая за своим
внутренним состоянием. И на последнем, пятом этапе, люди должны танцевать и
веселиться, празднуя своё освобождение.
Состоящая из 5-ти этапов, «динамическая медитация» длится 1
час. Её можно проходить в одиночку, но именно групповая практика, согласно
учениям Ошо, имела максимально положительный эффект для состояния людей. И несмотря
на то, что медитация – это индивидуальный опыт, гуру считал, что именно среди
большого количества людей можно научиться не обращать внимание на внешние
раздражители.
Более поздние медитативные практики включали в себя комплексные сеансы, которые длились в течение нескольких дней. Во время выполнения этих медитаций, люди должны были смеяться, плакать и сидеть в тишине через определенные промежутки времени.
По мнению учителя, эти процессы помогали совершить прыжок в сознание, потому что современным людям, с их быстрым темпом жизни, трудно просто сидеть на одном мести и плавно входить в медитацию.
Ашрам в Пуне сегодня
Наследие Ошо сегодня
Не смотря на то, что учения гуру, при его жизни, встретили резкое неприятие в его родной стране, после смерти Ошо в индийском общественном мнении произошли глобальные изменения.
В 1991 году влиятельная индийская газета включила проповедника в 10-ку людей, изменивших судьбу Индии, и его имя стоит в одном ряду с такими личностями, как Гаутама Будда и Махатма Ганди.
По мнению редакции, гуру внес огромный вклад в освобождение умов будущего поколения от оков религии и конформизма.
Основанный самим Ошо, ашрам в городе Пуна работает до сих
пор, являясь одной из главных достопримечательностей Индии. В нем обучают
разнообразным духовным практикам, а сам ашрам позиционируется его руководством
и последователями учения гуру, как духовный оазис, священное пространство, где
можно познать себя и найти баланс между желаниями тела, ума и души.
По сообщениям прессы, ашрам ежегодно привлекает в свои стены около 200 000 человек со всего мира. Среди видных гостей были политики, деятели культуры и даже Далай-лама.
Главный зал ашрама в Пуне, где медитируют последователи Ошо Раджниша
Современные сторонники учения гуру пересмотрели и переосмыслили его взгляды, сгладили некоторые «углы» и противоречия в учении, и сделали их более понятными для широкого круга слушателей.
Различные общества в Америке и Европе популяризировали техники медитации и йоги Ошо, а международный фонд, названный именем проповедника, проводит семинары по управлению стрессом в таких корпорациях, как IBM и BMW.
«Истина в вас, не ищите её где-то ещё»
Ошо рассматривал идею «нео-саньясы» как совершенно новую
форму духовной дисциплины. Он чувствовал, что традиционная индийская саньяса
превратилась в простую систему социального отречения и подражания устоявшимся
стереотипам.
Гуру проповедовал полную внутреннюю свободу и
ответственность перед собой. По его мнению, человек должен стремиться не к
поверхностным изменениям своего поведения, а к более глубоким метаморфозам, к
пониманию и принятию своих желаний, чтобы в дальнейшем освободиться от них.
Кем бы ни был Ошо при жизни, в мировую историю он
навсегда вписан как ярчайший представитель неоиндуизма, духовный лидер,
индийский религиозный деятель, проповедник и просто человек, который даже после
своей смерти продолжает менять умы людей и весь мир целиком.