Польза йоги, польза от занятий йогой. Польза йоги для женщин и мужчин

Польза йоги, польза от занятий йогой. Польза йоги для женщин и мужчин Позы

В россии

Йогой в России интересовались ещё до революции 1917 года. В советское время по идеологическим соображениям йогой заниматься было опасно, но были энтузиасты и практиковали по уцелевшим книгам и самиздату.

Б. Л. Смирнов (1891—1967) — известный врач, знаток иностранных языков. В молодости увлекался восточной философией, прочитал в Киеве в 1930 г. лекцию о передаче мысли и был сослан на несколько лет в Йошкар-Олу.

В. В. Бродов (1912—1996) — индолог, философ, профессор, первый председатель Ассоциации йоги СССР. Тема его докторской диссертации по философии — «Прогрессивная философская и социологическая мысль Индии в Новое Время (1850—1917)» (1964). Затем он в качестве учёного секретаря в 1965 г. принимает участие в подготовке к изданию «Истории философии», где им написаны отдельные главы по истории индийской философии и ряда других книг по этому направлению.

В начале 1960-х в СССР был приглашён видный индийский йог Дхирендра Брахмачари для изучения возможностей применения йоги при подготовке советских космонавтов. Он читал космонавтам лекции и проводил практические занятия в закрытой группе, куда удалось попасть и Василию Бродову.

Ощутив на себе благотворное влияние йоги (Бродов получил ранение во время Великой Отечественной войны, что сказывалась на его здоровье), Василий Бродов становится поклонником и пропагандистом йоги. Он обнародует целый ряд статей и книг по этому вопросу.

Одно из самых известных начинаний профессора Бродова — участие в качестве соавтора и главного консультанта научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?», вышедшего в прокат в СССР в 1970 году и вызвавшего взрыв интереса и к йоге, и к самой Индии[44].

В. И. Воронин — писатель, журналист (автор цикла статей по хатха-йоге в журнале «Наука и жизнь» за 1980-81 годы и позже автор книги по хатха-йоге[45].

Ю. Н. Полковников на начало 1960-х был корреспондентом журнала «Сельская молодёжь», после встречи в одной из командировок с А. Н. Зубковым воодушевился йогой и уговорил свою редакцию напечатать цикл статей А. Н. Зубкова по этому направлению.

Из намеченных 6 статей на закате хрущёвской оттепели успели обнародовать только 4, но и это было событием в советское время. Позже Ю. Н. Полковников издал и собственные работы по популяризации йоги, в частности, в 1995 г. книгу «Как продлить годы жизни: целительная йога»[46].

Инженер-изобретатель в области ракетной техники Я. И. Колтунов (1927—2021)[47] с молодости увлекался физической культурой. В годы учёбы в МАИ стал мастером спорта, заинтересовался самосовершенствованием в более широком смысле этого слова, что логично привело его к йоге и ушу.

Как и многие инженеры тех лет, многие месяцы проводил на полигонах с ненормированным и очень напряжённым режимом работы. Физкультура и йога помогала ему выдержать это напряжение[48]. После 50 лет ощутил потребность делиться накопленным опытом самосовершенствования и оздоровления с людьми, основал в подмосковном Болшево группу (на основе медитативного бега, йоги и ушу), затем клуб («Космос»).

Эти занятия пользовались возрастающим успехом и привлекали большое количество людей. В связи с этим в 1983 г. исключён из рядов КПСС и уволен с работы. После чего не мог никуда устроиться в течение следующих 3,5 лет. После перестройки возобновил занятия клуба, участвовал в организации и проведении более 20 слётов, пропагандировал лично и в печати методики клуба, стремился создать общественное движение соответствующей направленности, организуя филиалы в других городах и областях страны (включая Украину и Казахстан)[49][50].

Г. Г. Стаценко в 1963 году открыл школу йогов в Москве. В 1989 году при школе открыл Академию йоги — высшее профессиональное учебное заведение. В 1994 году академию переименовали в Институт йога гуру Ар Сантэма (ИЙГАС).

А. М. Лобанов в 1983 году основал первую в стране легальную школу йоги в СССР. В 1988-м его усилиями йога была легализована в Горьковской (Нижегородской) области, а затем, на основе этого прецедента запрет на йогу и другие восточные системы был снят по всей стране.

В 1989 году А. М. Лобанов создал первую в стране школу преподавателей йоги, выдававшую официальный документ — диплом. В 1991 году Андрей Михайлович основал первое в России отделение йогатерапии в Нижегородской областной клинической больнице им. Семашко.[источник не указан 120 дней]
Первым сертифицированным преподавателем йоги в СССР стал А. Н.

Зубков[52]. Будучи в долгосрочной командировке в Индии, он познакомился с Шри Рам Кумар Шармой (учеником Свами Шивананды), под руководством которого начал практиковать упражнения йоги.

По окончании обучения Шри Рам Кумар выписал Зубкову сертификат, дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги. Вернувшись на родину, Зубков стал настоящим миссионером и проделал огромную работу по популяризации йоги в СССР. В 1970-е годы Зубков написал сценарий фильма[52] «Индийские йоги — кто они?».

В конце 1980-х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, по инициативе которой в 1989 году на первую Конференцию по йоге был приглашён Б. К. С. Айенгар. В том же году в СССР впервые приехал гуру кундалини-йогиЙоги Бхаджан.

Йога как жизненный путь: как йога помогает найти свой путь

Путь… В контексте восточной философии это достаточно объемное и сложное понятие. Это может быть путь поиска истины или путь, который соответствует человеку. Часто можно слышать такое сравнение, что точка высшего совершенства (неважно, как её назвать: будь то просветление, нирвана и так далее) – это как вершина горы, но на эту вершину ведёт множество троп. И у каждого – свой путь. В более мирском понимании, путь – это наше предназначение, которое обусловлено нашими талантами, особенностями и предпочтениями. Попробуем разобраться, может ли йога быть путём к совершенству, и какие цели и трудности нас подстерегают на этом пути.

  • Что такое личность
  • Как меняются цели и ценности жизни
  • Как «ветер кармы» сбивает человека с пути
  • Как йога помогает найти свой путь
  • Как поднимается энергия по чакрам
  • Как поднять энергию
  • Как йога помогает двигаться по пути своего предназначения

Я. Мы привыкли обозначать этим местоимением то, что отождествляем как себя, своё сознание. Но как сформировано это «Я»? С точки зрения йоги, мы живём далеко не одну жизнь, и наша личность – это своего рода мозаика, созданная различными фрагментами прошлого опыта. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему уже в раннем детстве у человека видны те или иные наклонности?

К примеру, один может уже в раннем возрасте хорошо рисовать, а другой – по природе своей воин и легко достигает успехов в спорте, а третий – может сочинять стихи не хуже Есенина? Почему мы все такие разные, и чем это обусловлено? И как раз это и можно объяснить именно концепцией реинкарнации. Талант – это опыт из прошлых жизней. Если человек из жизни в жизнь совершенствовал какое-либо мастерство, то в этой жизни он, грубо говоря, начнёт с того момента, где остановился в прошлой.

Важно понимать, что ничто не может возникнуть из пустоты. Вернее, именно из пустоты всё и появляется, с точки зрения буддизма, но сейчас речь о том, что ничто не может возникнуть без причины. Причинно-следственные связи обуславливают наше сегодняшнее состояние и то, чем является наша личность. Если сложно размышлять о множестве прошлых жизней, то можно привести пример в рамках одной конкретной жизни.

Если человек двадцать лет посвятил совершенствованию какого-либо навыка, он становится мастером. И это причинно-следственная связь. Существует мнение, что если потратить 10 000 часов на обучение какому-либо навыку, то можно овладеть им в совершенстве. Один мастер боевых искусств говорил примерно похожее: «Я не боюсь того, кто знает 10 000 ударов, я боюсь того, кто один удар обрабатывал 10 000 раз». Да и на Руси издавна была поговорка: «Дело мастера боится». А мастером можно стать только путём накопления опыта и совершенствования своих навыков.

Про йогу:  Чем полезна йога для женщин: 17 причин заняться йогой

И с точки зрения реинкарнации, у нас накоплено множество опыта. И наша задача – «вытащить» на поверхность именно ту личность, которая в каком-либо деле в прошлом достигла совершенства. Это гораздо проще, чем чему-либо обучаться с нуля. В общем-то, существует даже такое мнение, что ничему вот так с нуля за одну жизнь мы научиться не можем, мы можем лишь реанимировать опыт прошлых жизней.

На разных этапах жизни у нас разные цели и мотивации. Достаточно хотя бы вспомнить себя ребёнком и посмеяться над тем, что тогда казалось важным. И примерно раз в семь лет у человека происходит переоценка ценностей. Есть две версии того, почему так происходит, которые, в общем-то, не противоречат друг другу, а просто высказывают разный взгляд на один и тот же процесс.

Первая – раз в семь лет у человека на клеточном уровне полностью меняется тело, а как следствие, и сознание. И поэтому раз в семь лет происходит своего рода перезагрузка. Вторая версия – связана с чакральной системой. Считается, что по мере своего развития мы поднимаемся вверх по чакрам. То есть наше сознание поднимается вверх по энергетическим центрам, и на прохождение одного такого энергетического центра уходит семь лет.

Поэтому первые семь лет ребёнок живёт на уровне развития первой чакры: это удовлетворение базовых потребностей. А вторые семь лет – до 14 – уже проявляются какие-то более тонкие привязанности, эмоциональные переживания и творческие таланты. И важно понимать, что у каждой чакры, условно говоря, есть позитивные и негативные проявления.

К примеру, на уровне первой чакры есть такие позитивные вещи, как крепкое здоровье и терпение. А негативные аспекты – гнев, склонность к насилию, садизм. То же самое и на второй чакре: негативный аспект – привязанность к чувственным наслаждениям, позитивный – творческие способности. И то, какие аспекты мы будем проявлять на этих энергетических центрах, зависит от того, какой опыт мы накопили в прошлых жизнях.

Говоря о проявлении тех или иных аспектов чакр, нельзя не затронуть вопрос кармы. Почему проявляются те или иные особенности чакр? Это обусловлено нашими поступками в прошлом. Если допустить, что в прошлой жизни человек, к примеру, торговал алкоголем, то в этой жизни эта привязанность (как воздаяние за спаивание других) проявится именно на второй чакре.

И это и есть тот «ветер кармы», который, порой, сбивает человека с пути. И можно наблюдать довольно странные вещи: порой такие кармические узлы тащат вниз человека, который уже вроде бы всё понимает, осознанно и усиленно практикует йогу, но последствия прежних поступков тяжким грузом тянут его вниз.

И, грубо говоря, пока такой человек не выпьет весь тот алкоголь, который продал другим в прошлом, карма его не отпустит. Тут важно не занимать позицию жертвы: дескать, если суждено столько-то
выпить, значит, не нужно сопротивляться. Дело в том, что карму можно пережить по-разному. И тут как раз на помощь приходит йога.

И не только она. Да, вся карма, которую мы накопили, должна быть нами пережита, но если не только пассивно переживать последствия своей кармы, а ещё и создавать благую карму, это позволит быстрее преодолеть влияние прошлых негативных поступков. В случае с вышеприведённым примером про алкоголь: если человек начнёт распространять информацию о его вреде, это позволит создать позитивную карму, которая будет помогать ему развиваться и быстрее преодолеть последствия прошлых неблагих поступков.

Вторым инструментом (хотя по степени значимости, пожалуй, первым) для преодоления негативной кармы является йога. Если сознание человека в силу неких кармических причин «застряло» на второй чакре, то с помощью йоги можно поднять энергию выше. Об этом говорил Альберт Эйнтшейн (кто знает, может, тоже был йогом): «Проблема не может быть решена на том же уровне, на котором она была создана».

Проще говоря, если мы блуждаем по тёмному лесу, мы не видим общей картины проблемы и будем бесконечно ходить кругами. Если же мы поднимемся на высокое дерево и посмотрим, в какой стороне этот лес заканчивается, и куда нужно идти, это позволит быстро проложить нужный маршрут. Поэтому, проблема, которая была создана действиями на второй чакре, может быть решена только в том случае, если мы поднимем сознание выше.

Проще говоря, невозможно отказаться от любимых вкусняшек, если сознание человека находится на второй чакре. Потому что вторая чакра понимает только язык удовольствий. То, что приносит удовольствие, для этого уровня сознания априори является добром, всё остальное – либо нейтральным, либо негативным. Поэтому чтобы преодолеть эту привязанность, надо поднять энергию выше.

Наверняка вы замечали, что влюблённый человек чаще всего совершенно равнодушен к еде. У него просто энергия (а вместе с ней и сознание) находятся на четвёртой чакре. Это, правда, приносит другие проблемы в плане объективной оценки реальности, но зато проблему с чакрами ниже – решает.

Таким образом, чтобы решить проблему на какой-либо чакре, надо поднять энергию выше, и тогда, с позиции более гармоничного осознавания реальности, удастся найти решение проблемы.

Существует мнение, что чем ниже чакра – тем больше энергии она тратит на своё проявление. В этом легко убедиться лично. Постарайтесь вспомнить свои ощущения во время гнева. Сначала большой выброс энергии, а затем какая-то усталость, апатия, всё становится бессмысленным и неважным. Это яркий пример того, как через чакру уходит энергия. В данном случае – через первую чакру. Поскольку она ниже всех, то там энергия расходуется максимально быстро.

И возьмём, к примеру, шестую чакру, которая отвечает за какое-то творчество высокого уровня, за создание каких-то проектов и так далее. То же количество энергии, которое человек потратил на первой чакре, чтобы погневаться, можно потратить за год, например, на написание книги.

И главный секрет в том, что чем выше мы подняли энергию и сознание, тем меньше мы этой самой энергии тратим, и тем, следовательно, гармоничнее наша жизнь.

Однако не стоит ждать у моря погоды, ожидая, пока эта самая энергия сама куда-то там поднимется. Тут на помощь и приходит йога. Первое – это аскезы. Как для ума, так и для тела. Они поднимают энергию по чакрам и, как следствие, делают её более тонкой, улучшают её качество. Второе – это конкретные практики: перевернутые асаны, мантра ОМ и так далее.

Важно отметить, что исключительно хатха-йога будет малоэффективной. Она позволяет накапливать энергию, но вот поднимать её удаётся не всегда. Потому что тут стоит также вопрос контроля над энергией. И если человек практикой хатха-йоги накопил энергию, но не умеет ей управлять, он потратит эту энергию на привычные страсти, гнев или ещё в какое-нибудь деструктивное русло.

Поэтому важен комплексный подход: не только накапливать энергию, но и менять её качество, а со вторым может помочь именно практика мантры ОМ, медитация, какая-то позитивная деятельность на благо окружающих. Всё это позволяет изменить качество энергии и поднять её выше, а вместе с тем и изменить сознание. И всё это в совокупности позволяет решить проблему на чакрах, которые находятся ниже. То есть преодолеть те самые кармические препятствия, которые мешают нам двигаться по пути йоги.

Про йогу:  284 отзыва на Коврик для йоги Devi Yoga двухслойный с разметкой 183x61x0,5 см, бирюзово-желтый от покупателей OZON

Итак, как мы уже разобрались, йога помогает менять качество энергии и поднимать её вверх, что позволяет решать те или иные проблемы. Наше энергетическое тело и в том числе чакральная система – это своего рода флэшка, на которой записана вся информация о нашем опыте в прошлом. И чтобы добраться до какого-то позитивного опыта, нужно поднять энергию максимально высоко.

Для этого нужно решить все проблемы на нижних чакра. На первой чакре это гнев, на второй – чувственные наслаждения, на третьей – жадность, на четвертой – эмоциональные привязанности, на пятой – гордыня, зависть и т.д. Шестая чакра, как правило, негативных проявлений не имеет. Исключением могут быть только какие-то концепции, которые могут проявляться фанатизмом: это блокирует шестую чакру.

Йога – универсальный инструмент для решения любой проблемы. Если у человека есть какая-либо проблема, будь то привязанность, негативная эмоция или деструктивная модель поведения, то важно помнить, что энергия первична, а материя вторична. И все проблемы решаются на энергетическом уровне. И йога предоставляет нам широкий ассортимент методик для решения каждой конкретной проблемы.

Но также важно понимать, что йога – это просто инструмент, а не самоцель. Освоить все возможные практики и получить все возможные посвящения – это, скорее, тоже проявление третьей чакры, только жадность проявляется не к материальному, а духовному. Объект другой, а суть та же.

Поэтому важно осознавать свою высшую цель – поиск своего пути, и йога – это только инструмент для движения по пути, а сам путь – это поиск своего предназначения, раскрытие своих талантов и умение разделять важное и второстепенное. И чем меньше у нас различных кармических проблем на чакрах, тем меньше того балласта, который будет тянуть нас вниз. И именно йога позволяет сбросить этот балласт и устремиться вверх – в безоблачное небо чистого сознания.

Литература

на русском языке
  • Булич С. К.Йога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Дюмулен Г. .Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5-88436-026-6.
  • Казак О. Йога в СССР // Yoga Journal. — 2021. — № 36 за ноябрь/декабрь. Архивировано 5 июня 2021 года.
  • Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия. — М.: Йогин, 2009. — 440 с.
  • Клюев Б. И.Йога: философия и практика // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 167—190. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
  • Йога / Пахомов С. В. // Исландия — Канцеляризмы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 285. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2021, т. 12). — ISBN 978-5-85270-343-9.
  • Ферштайн Г. (нем.) . Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7. — С. 637.
  • Фойерштейн Г. (нем.) . Глубинное измерение йоги = The deeper dimension of yoga: theory and practice / Пер. с англ. И. А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — (В поисках истины). — ISBN 5-7905-4315-4.
  • Чаттерджи С., Датта Д.Введение в индийскую философию = An Introduction to Indian Philosophy / Пер. с англ. А. Радугина, Е. Тучинской и А. Романенко. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 376 с. (Chatterjee S., Datta D.An Introduction to Indian Philosophy. — Eighth Reprint Edition. — Calcutta: University of Calcutta, 1984.)
  • Элиаде М. . Йога. Бессмертие и свобода / Пер. с англ. и примеч. С. В. Пахомова. — СПб.: Лань, 1999. — 448 с. — (Мир культуры, истории и философии. Философско-этические концепции Востока). — ISBN 5-8114-0184-1.
на других языках
  • Apte V. S. (исп.). The Practical Sanskrit Dictionary. — Delhi: Motilal Banarsidass Publishers, 1965. — ISBN 81-208-0567-4. (fourth revised & enlarged edition).
  • Burley M.Haṭha-Yoga: Its Context, Theory, and Practice. — Delhi: Motilal Banarsidass, 2000. — 321 p. — ISBN 81-208-1706-0.
  • Gavin Flood. An Introduction to Hinduism (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-43878-0.
  • Gambhirananda, Swami. Madhusudana Sarasvati Bhagavad_Gita: With the annotation Gūḍhārtha Dīpikā. — Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, 1998. — ISBN 81-7505-194-9.
  • Theory And Practice of Yoga: Essays in Honour of Gerald James Larson (англ.) / Knut A. Jacobsen (норв.), Gerald James Larson (англ.) (eds.). — Brill Academic Publishers, 2005. — (Studies in the History of Religions, 110). — ISBN 9004147578.
  • Keay, John. India: A History. — New York: Grove Press (англ.), 2000. — ISBN 0-8021-3797-0.
  • Levy, Robert; Rājopādhyāya Rāj Kedar. Mesocosm: Hinduism and the Organization of a Traditional Newar City in Nepal (англ.). — University of California Press, 1991. — ISBN 0520069110.
  • Michaels, Axel. Hinduism: Past and Present. — Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2004. — ISBN 0-691-08953-1.
  • Müller, Max (1899), Six Systems of Indian Philosophy; Samkhya and Yoga, Naya and Vaiseshika, Calcutta: Susil Gupta (India) Ltd., ISBN 0-7661-4296-5  Reprint edition; Originally published under the title of The Six Systems of Indian Philosophy.
  • Patañjali (2001), Yoga Sutras of Patañjali, Studio 34 Yoga Healing Arts, <http://www.studio34yoga.com/yoga.php#reading> Архивировано 25 августа 2021 года.
  • Possehl, Gregory (2003), The Indus Civilization: A Contemporary Perspective, AltaMira Press, ISBN 978-0759101722 
  • Radhakrishnan, S. (1967), A Sourcebook in Indian Philosophy, Princeton, ISBN 0-691-01958-4 
  • Taimni, I. K. The Science of Yoga. — Adyar, India: The Theosophical Publishing House, 1961. — ISBN 81-7059-212-7.
  • Vivekananda, Swami (1994), Raja Yoga, Calcutta: Advaita Ashrama Publication Department, ISBN 81-85301-16-6  21st reprint edition.
  • Zimmer, Heinrich (1951), Philosophies of India, New York, New York: Princeton University Press, ISBN 0-691-01758-1  Bollingen Series XXVI; Edited by Joseph Cambell.
  • Arya, Usharbudh; Swami Veda Bharati.Philosophy of Hatha Yoga. — Pennsylvania: Himalayan Institute Press, 1985. — ISBN 089389088X.
  • Feuerstein G. (нем.).The Shambhala Guide to Yoga. — Boston & London: Shambhala, 1996. — ISBN 157062142X.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Примечания

  1. 1234Jacobsen, Larson, 2005, p. 10.
  2. Jacobsen, Larson, 2005, Yoga has five principal meanings: 1) yoga as a disciplined method for attaining a goal; 2) yoga as techniques of controlling the body and the mind; 3) yoga as a name of one of the schools or systems of philosophy (IAST: darśana); 4) yoga in connection with other words, such as hatha-, mantra-, and laya-, referring to traditions specialising in particular techniques of yoga; 5) yoga as the goal of yoga practice, p. 4.
  3. Pandit Usharbudh Arya (1985). The philosophy of hatha yoga. Himalayan Institute Press; 2nd ed.
  4. Sri Swami Rama (2008) The royal path: Practical lessons on yoga. Himalayan Institute Press; New Ed edition.
  5. Swami Prabhavananda (Translator), Christopher Isherwood (Translator), Patanjali (Author). (1996). Vedanta Press; How to know god: The yoga aphorisms of Patanjali. New Ed edition.
  6. Jacobsen, Larson, 2005, p. 4.
  7. Пять новых элементов внесены в Репрезентативный список культурного нематериального наследия человечества (неопр.). UNESCO.Org. ЮНЕСКО (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021.Архивировано 1 декабря 2021 года.
  8. Список 38 значений слова «йога» см: Apte, 1965, p. 788.
  9. Происхождение слова йога от санскритского корня йудж, означающего «управлять» или «объединять», рассмотрено в: Flood, 1996, p. 94
  10. Катха упанишада, 2 часть, 3 раздел, 11, [в:] Упанишады в 3-х книгах. Т. 2, пер. А. Я. Сыркиной, изд. «Наука», Москва 1992, стр. 111.
  11. कठोपनिषदत्/द्वितीयोध्यायः/तृतीयवल्ली — विकिस्रोतः (санскрит). sa.wikisource.org. Дата обращения: 5 июня 2021.
  12. Глава 2. Наука психотехники: индуистская йога. // Торчинов Е. А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение», 1998
  13. 12Possehl, 2003, p. 144—145.
  14. 12Flood, 1996, p. 94.
  15. Mallinson, James,.Roots of yoga. — London. — С. 104. — 1 online resource с. — ISBN 9780141978246, 0141978244.
  16. Marshall, Sir John.Mohenjo Daro and the Indus Civilization. — London, 1931. — ISBN 8120611799.
  17. Flood, 1996, p. 27—29.
  18. Перевод IAST: paśupati как «Господь животных» см: Michaels, 2004, p. 312.
  19. Keay, 2000, p. 14.
  20. Possehl, 2003, с. 143.
  21. К ним принадлежит британский индолог Гэвин Флад, называющий подобные предположения «спекулятивными». Flood, 1996, p. 28—29. К известным сторонникам идеи Пашупати как йогической фигуры принадлежит археолог Джонатан Марк Кенойер, в настоящее время занимающий должность зам. директора Хараппского археологического исследовательского проекта в Пакистане. Кенойер описывает фигуру как «сидение в йогической позе» с «пятками… прижатыми вместе под пахом» — Kenoyer J. M. Around the Indus in 90 Slides Идея также нашла поддержку со стороны известного немецкого индолога и историка южно-азиатского искусства Генриха Циммера, который описывает фигуру как «сидеть подобно йогу» Zimmer, 1951
  22. Обзор шести ортодоксальных школ содержится в: Radhakrishnan, 1967, p. 453—487
  23. За кратким обзором йоги как философской школы, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  24. Связь между философией йоги и санкхьи объясняется в: Chatterjee, Datta, 1984, с. 43
  25. Принятие йогой концепций санкхьи с добавлением фигуры Бога описывается в Radhakrishnan, 1967, p. 453
  26. Принятие йогой 25 принципов санкхьи с добавлением категории Бога, см: Chatterjee, Datta, 1984, p. 43
  27. Müller, 1899, Chapter 7, «Yoga Philosophy», p. 104.
  28. Zimmer, 1951, p. 280.
  29. Патанджали как основатель философской системы йоги: Chatterjee, Datta, 1984, p. 42
  30. Значение термина «раджа-йога» как системы контроля ума и сосредоточения, а также положение Йога-сутр как ключевого текста, см: Flood, 1996, p. 96—98
  31. PatañjaliYoga Sutras of Patañjali (неопр.) (etext). Studio 34 Yoga Healing Arts (1 февраля 2001). Дата обращения: 24 ноября 2008.Архивировано 25 августа 2021 года.
  32. Taimni, 1961, Yoga is the inhibition of the modifications of the mind, p. 6.
  33. Vivekananda, 1994, с. 115.
  34. Flood, 1996, «…Bhagavad Gita, including a complete chapter (ch. 6) devoted to traditional yoga practice. The Gita also introduces the famous three kinds of yoga, ‘knowledge’ (jnana), ‘action’ (karma), and ‘love’ (bhakti).», p. 96.
  35. Jacobsen, Larson, 2005, p. 46.
  36. Akshaya Kumar Banerjea.Philosophy of Gorakhnath with Goraksha-Vacana-Sangraha. — Motilal Banarsidass, 1983. — P. xxi. — ISBN 978-81-208-0534-7.
  37. Фойерштейн, 2006, с. 246.
  38. Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  39. Ферштайн, 2002, с. 637.
  40. Банерджи Акшая Кумар. . Философия Горакхнатха / Пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В. Л. Зернова, В. В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2021. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  41. Burley, 2000, p. 16.
  42. Фойерштейн, 2006, с. 63.
  43. «Вокруг света» № 2 (2821), февраль 2009 г.
  44. Евгения Ленц.Василий Бродов — русский философ и йогАрхивная копия от 4 октября 2021 на Wayback Machine
  45. Воронин В. И. Хатха-йога. Москва, 1989.
  46. Полковников Ю. Н. Как продлить годы жизни: целительная йога. — М. : Республика, 1995. — 239 с. ISBN 5-250-02411-4
  47. Колтунов, Ян Иванович. (о члене группы Тихонравова, засл. изобретателе РСФСР, Я. И. Колтунове) на страницах портала Летописи. Ру
  48. Колтунов Я. И.Моя жизнь среди Звёзд, работы по ракетной технике и космонавтике М.: Петроруш, 2021. 464 с.
  49. Валентин Братенко. Дорога к храму. М.: 1999 г., 20 п.л. (Вся книга посвящена деятельности Я. И. Колтунова по созданию и ведению клуба «Космос», проведения оздоровительных слётов и т. п.).
  50. Елена Фокина, Дмитрий Реут. Разнотравье. М., 2002. 164 с. ISBN 5-93513-023-8. С. 7-8. (Клуб «Космос» и движение КСП как один из истоков возникновения общественного центра «Жизниград», деятельность которого, в том числе проведение слётов, представляют авторы).
  51. Школа йоги 8-ми ступеней (история)
  52. 12Казак О., 2021.
  53. Yoga Journal, № 36 за ноябрь/декабрь 2021.
  54. John M. Koller.Asian Philosophies. — Prentice Hall, 2002. — P. 144–145. — ISBN 978-0-13-092385-1.
  55. Feuerstein G. (нем.) The Yoga Tradition: its history, literature, philosophy and practice P. 111. ISBN 81-208-1923-3.
  56. «The strong influence of Yoga can also be seen in Buddhism, which is notable for its austerities, spiritual exercises, and trance states.» —«Yoga» // Encarta
  57. 12Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 22. ISBN 0-941532-89-5
  58. Yogacara // Encyclopedia Britannica
  59. Dan Lusthaus. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng Wei-shih Lun. Routledge, 2002. P. 533. ISBN 0-7007-1186-4
  60. Simpkins C. A., Simpkins A. M. Simple Tibetan Buddhism: A Guide to Tantric Tuttle Publishing, 2001 ISBN 0-8048-3199-8
  61. «The Meditation school, called Ch’an in Chinese from the Sanskrit dhyāna, is best known in the West by the Japanese pronunciation Zen». — de Bary W. T. (англ.) The Buddhist Tradition in India, China, and Japan. P. 207—208. ISBN 0-394-71696-5.
  62. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. xviii).
  63. «This phenomenon merits special attention since yogic roots are to be found in the Zen Buddhist school of meditation.» — Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  64. Dumoulin H. Zen Buddhism: A History (India and China). / Translated by James W. Heisig (англ.), Paul F. Knitter (англ.). World Wisdom, 2005. P. 13. ISBN 0-941532-89-5
  65. Дюмулен, 1994, с. 32—33.
  66. Дюмулен, 1994, с. 33.
  67. 12Levy, 1991, с. 313.
  68. Levy, 1991, с. 317.
  69. Артур Авалон. Введение в Маханирвана-тантру / Пер. с англ. С. В. Лобанова — М.: Старклайт, 2002.
  70. James Mallinson (2021). Knut A. Jacobsen; et al., eds. Haṭha Yoga in the Brill Encyclopedia of Hinduism, Vol. 3. Brill Academic. pp. 770—781. ISBN 978-90-04-27128-9.
  71. Carl W. Ernst (July 2003). “The Islamization of Yoga in the »Amrtakunda» Translations”. Journal of the Royal Asiatic Society [англ.]. Cambridge University Press. 13 (2): 199—226. ISSN 1356-1863.
  72. Satish Chandra (2007), Historiography, Religion, and State in Medieval India, ISBN 978-8124100356, pp. 135—136
  73. Top Islamic body: Yoga is not for MuslimsАрхивная копия от 5 декабря 2008 на Wayback Machine — CNN
  74. «Malaysia leader: Yoga for Muslims OK without chant (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 15-05-2021 [3077 дней] — история), » Associated Press
  75. глава II. Техники «автономии» // Элиаде М. Йога: свобода и бессмертие / Пер. с англ. С. Никшич (главы I—IV) и Д. Палец. — К.: София, 2000. — С. 58—103. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 5-220-00307-0.
  76. Византийский исихазм // Торчинов Е. А. Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: Центp «Петербургское востоковедение«, 1998. — 384 с. — ISBN 5-85803-078-5.
  77. And also… Yoga ‘incompatible’ with Christian faith; and Algeria paella record attempt goes up in smoke // Euronews, 19.06.2021
  78. Transcending the Greek debt crisis through yoga // BBC, 22.06.2021
  79. Православный взгляд на йогу/ сост. священник Георгий Максимов. — М.: Православное миссионерское общество имени прп. Серапиона Кожеозерского, 2021. — 40 с.
  80. How far can you stretch? // The Economist. — 24.06.2021.
  81. Pope Francis: Only the Holy Spirit opens our hearts to love God // Vatican Radio. — 09.01.2021.
  82. «Characterized by an emphasis on bhakti, its goal is to escape from the cycle of birth and death in order to enjoy the presence of Vishnu.» — Vaishnavism // Encyclopædia Britannica
  83. 123Penman, Stephen; Cohen, Marc; Stevens, Philip; Jackson, Sue. Yoga in Australia: Results of a national survey // IJOY, International Journal of Yoga. — 2021. — Т. 5, № 2. — С. 92—101. — doi:10.4103/0973-6131.98217. — PMID 22869991.
  84. 1234Broad W. (англ.). How Yoga Can Wreck Your Body, The New York Times Magazine (англ.) (5 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  85. Broad, William J.The Science of Yoga The Risks and the Rewards (англ.). — 1st. — Simon & Schuster, 2021. — P. 336. — ISBN 978-1-4516-4142-4.
  86. Walters, Joanna. ‘Yoga can damage your body’ article throws exponents off-balance: A $5bn industry is outraged over a New York Times article saying that the keep fit regime is bad for your body (14 января 2021). Дата обращения 29 августа 2021.
  87. Biffl, Walter L.; Moore, Ernest E.; Elliott, J. Paul; Ray, Charles; Offner, Patrick J.; Franciose, Reginald J.; Brega, Kerry E.; Burch, Jon M. The Devastating Potential of Blunt Vertebral Arterial Injuries (англ.) // Annals of Surgery (англ.) : journal. — 2000. — May (vol. 231, no. 5). — P. 672—681. — doi:10.1097/00000658-200005000-00007. — PMID 10767788.
  88. Critchley, E. M.Non-atheromatous causes of cerebral infarction (англ.) // Postgraduate Medical Journal (англ.) : journal. — 1984. — June (vol. 60, no. 704). — P. 386—390. — doi:10.1136/pgmj.60.704.386. — PMID 6379628.
  89. Kang, Chan; Hwang, Deuk-Soo; Cha, Soo-Min. Acetabular Labral Tears in Patients with Sports Injury (англ.) // Clinics in Sports Injury : journal. — 2009. — December (vol. 1, no. 4). — P. 230—235. — doi:10.4055/cios.2009.1.4.230. — PMID 19956481.
Про йогу:  Упражнения йоги для спокойствия и хорошего настроения –
Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий