Просто гимнастика или древняя панацея: чем может быть опасна йога – Москва 24, 20.11.2015

Просто гимнастика или древняя панацея: чем может быть опасна йога – Москва 24, 20.11.2015 Позы

Как объяснить своему окружению, что йога не секта?

   Это выболевшая тема оставила навсегда след в моей жизни, как остается след от прививки туберкулеза на предплечье. Здесь мне бы хотелось поделиться практическим опытом выхода из не очень приятных ситуаций, которые могут случиться у начинающего заниматься йогой и у преподавателя в начале пути.

   Когда много лет назад я попала на занятия йогой и начала регулярно заниматься асанами, никому из моих родственников, близких, друзей и в голову не пришло уличить меня в сектантстве или чем-то подобном. Занятия приносили мне пользу, это было очевидно, и потому препятствовать никто не стал. «Йога так йога, вы там тянетесь, да в узлы закручиваетесь, ерунда какая-то». Так обычно говорили мне в ответ на предложения заниматься вместе. И несмотря на активную жизнь в социуме, наличие многочисленных приятелей из университета, я продолжала ходить на занятия в одиночестве.

   Первые «проблемы» начались в тот момент, когда я пошла на первый семинар, где помимо асан, нам читали лекции, обучали пранаямам, рассказывали о шаткармах, криях. Как правило, такие семинары длятся с раннего утра и до вечера несколько дней. Ты выпадаешь на это время из жизни, погружаешься в процесс и вглубь себя и несколько отстраняешься от привычных социальных дел. По простоте душевной всем, что происходило на семинаре, я делилась с мужем, родителями и близкими подругами. Это был этап первой волны непонимания, разочарования, конфликтов. На волне позитива, окрыленная новыми открытиями, я хотела поделиться и заинтересовать моих самых близких людей, заразить их йогой. Это было моей первой ошибкой, но в тоже время бесценным опытом, который очень помог в последующем выстраивать хорошие отношения с большинством встречающихся на моем жизненном пути людьми. Итак, по порядку.

   Родители. Мама слушала без особого энтузиазма, но и без критики, с некоторым скептицизмом комментировала услышанное. Папа был более агрессивен, и высказывал предположения, что нам там голову задурили хорошо. Муж…с ним было тяжелее всего, и от него в первый раз и услышала, что я в секте. После разговоров, ссор и примирений с домашними, я уже очень расплывчато и без конкретики рассказывала подругам о семинаре, отвечала односложно, и (о чудо!), ни у кого не возникло желания поспорить или доказывать кто прав, кто нет.

   Какие я сделала на тот момент выводы – нельзя «догонять и причинять добро», не нужно на радостях и эмоциях общаться с неподготовленной аудиторией. Если вы почувствовали вкус к йоге, прикоснулись к практике и заметили ее благотворное влияние на вашу жизнь, продолжайте заниматься…тихо, спокойно. И когда окружающие вас люди сами увидят ваше преображение, они начнут спрашивать: «Что, как, где, когда и как вам это удается?» Вот это и будет самый подходящий момент, чтобы поделиться какой-то начальной информацией, рассказать где вы занимаетесь, чем и почему вам нравится практика. И если вашему приятелю действительно это нужно, он сходит и попробует, сделает для себя выводы и вполне вероятно, что у вас появится соратник в зале. Или на стадии вопросов все и останется, если никаких действий более он совершать еще не готов. В этом варианте вы и информацией поделитесь, когда вас просят, и не потратите впустую энергию на никому не нужную агитацию, не вызовите негативных комментариев по поводу вашего нового увлечения, и вам не придется переходить к обороне своих интересов.

   В процессе вашей практики вы накопите определенный опыт, сможете проследить результаты, и тогда, в подходящей ситуации, можно будет очень деликатно поделиться с близкими информацией, если вы будете убеждены, что им это поможет, и вы не можете оставаться в стороне.

   В моем случае со временем папа начал практиковать асаны, причем ему приходилось ездить для этого три раза в неделю в другой город. Папа выступил катализатором начала моей деятельности в качестве инструктора йоги. Занимался вместе со мной и всячески помогал и поддерживал меня на пути. Мама начала заниматься тоже, пошла глубже и также посещала семинары, практикует шаткармы и пранаямы, крии. Мама со временем стала моей поддержкой и опорой, соратником, ближайшим товарищем. И это, несомненно, способствует моему развитию, моей практике, за что я безмерно благодарна ей! С мужем совместная жизнь закончилась спустя 10 лет брака и 8 лет практики йоги. Он до сих пор убежден, что я «йогонутая» и состою в секте. Отношения у нас теплые, дружеские, родственные, но не семейные. На момент развода мне не хватило знаний и опыта, чтобы сохранить семью, но я живу с убеждением, что все происходит так, как должно произойти. Поэтому ценю наши сегодняшние отношения, общение, и все это благодаря практике йоги, в процессе которой я смогла научиться определенной степени контроля своих эмоций, мыслей, речи.

   Вторая сложность возникла в тот момент, когда я поняла, что больше не считаю нормальным свой образ жизни, свои социальные поведенческие привычки, свой рацион. В какой-то момент, я поняла, что в моей практике происходит сильный откат назад, когда я употребляю алкоголь. Надо сказать, что я не употребляла крепкие спиртные напитки, не злоупотребляла и по сегодняшним социальным меркам, можно сказать, что я почти «не пила». Но мне стало очевидно, что это мешает практике, мешает моему развитию. И я перестала. Могу сказать, что «не пить» в нашем обществе сложнее, чем просто заниматься йогой. Снова я слушала от родственников, что мне промыли мозг, что для здоровья вино полезно, что всегда все пили и ничего, жили по 100 лет. Но я-то уже научена горьким опытом, и здесь я ни с кем не спорила, просто не пила и все. Родные быстро привыкли и перестали акцентировать внимание на этом моменте. В последующем, я находила и делилась с ними информацией о насаждении алкоголя в нашей стране, и в какой-то момент мои близкие тоже смогли отказаться от алкоголя либо существенно сократить его потребление и стали постепенно укрепляться на пути отказа от этой пагубной привычки.

   Проблемы возникли с приятелями. Пришлось воспользоваться хитростями на первых порах, приезжать на праздники на авто (за рулем), проходить плановые лечения (таблетки несовместимы с алкоголем), и т.п. В последующем как-то так сложилось, что круг близкого общения несколько поменялся, и сейчас мы встречаемся уже в кругу единомышленников. Друзья со времен университета остались до сих пор, но это те люди, которые принимали меня и мой путь йоги с самого начала и до сих пор, так же, как и я принимаю их. Наши несколько разные взгляды на жизнь не мешают нам поддерживать теплые близкие отношения. Но это все возможно в том числе и потому, что ни я, ни они не стремимся убедить друг друга в своей правоте, исключительно верном взгляде на жизнь и не пытаемся доказать что-либо друг другу или перевоспитать. Необходимо уважительно относиться к иным взглядам на происходящее вокруг и при этом выстраивать свою жизнь и практику в соответствии со своим чувствованием и пониманием мира. Помните, что спорить это не самое лучшее занятие, но очень энергозатратное, а споры на тему веры, религии обречены на провал.

Про йогу:  Биоэнергетика человека - лечение, обучение, секреты

   Как следующий этап можно обозначить изменения в питании. По времени это происходило в тот же период, что и отказ от алкоголя. Ситуация аналогична. За исключением того момента, что пришлось потрудиться, чтобы собрать нужную информацию по переходу на здравое питание сначала для себя, потом для родственников, а в последующем и для занимающихся вместе со мной в группе. Мне особо хочется отметить, что людям, отказавшимся кушать продукты животного происхождения, на мой взгляд, нужно быть терпимее, чем их всеядные близкие. Для меня недопустимо критиковать традиционный для нашей местности стиль питания, в особенности находясь за общим столом с всеядными товарищами.

   У каждого свой путь, вполне возможно, эти люди через какое-то время также придут к пониманию недопустимости убивать животных при наличии разнообразной растительной пищи. И считаю заблуждением ставить себя выше их только по причине того, что я не ем животных. На деле же часто сталкиваюсь с ситуациями, когда рушатся семейные связи из-за отказа члена семьи от мяса и его агрессивного поведения по отношению к мясоедам. Мне ближе вариант, когда мы, отказавшись от животной пищи, готовим вкусные блюда, угощаем близких, справляемся с разными недугами с помощью изменения стиля питания и с накоплением опыта на этом пути советуем им что-то в подходящих ситуациях. Для того чтобы быть до конца честной, мне необходимо сказать, что некоторые связи были потеряны, в связи с тем, что люди не смогли общаться со мной, по той причине, что я не ем шашлык и не пью вино. Да, несколько человек ушло именно так из моей жизни. И именно они рассказывали мне страшные истории про секты, про выманивание всех сбережений, про несчастных, оставшихся без жилья и средств к существованию. Мои попытки развенчать этот миф оказались безуспешными, и общение само по себе сошло на нет. Мы не спорили, не выясняли отношений, время все расставило по местам.

   Это самые яркие моменты, связанные с изменениями в жизни, которые провоцировали разговоры о секте, зомбировании и т.п.

   Теперь о возможных ситуациях у начинающего преподавателя. Вопрос: «Это не секта, случайно?» — вы можете услышать, приглашая кого-либо на занятия йогой. В бытовом понимании «секта» — это место где промывают мозги и превращают людей в послушных безвольных рабов. Здесь вам необходимо точно знать, чем вы занимаетесь, какие цели ставите на занятиях, какими инструментами пользуетесь, какие результаты от практики могут приобрести занимающиеся. И также немаловажно знать, что же такое секта на самом деле, чтобы при необходимости грамотно отвечать на вопросы. Также изучите вопрос касательно того, что йога — это не религия, не вид веры, а одна из философских школ. Разобравшись с помощью лекций преподавательского курса, что же такое йога, вы будете спокойнее и увереннее отвечать на неудобные вопросы занимающихся, если, конечно, они возникнут.

   В моей практике инструктора йоги такие вопросы возникали. Как сейчас помню одно из занятий, примерно полгода спустя от начала набора первой группы, около 8 лет назад. На практику пришла женщина, около 40 лет, мы закончили занятие, самыми «сектанскими» в нем были позиция рук у груди «намасте» и шавасана. Я уже во время практики почувствовала, что сегодня что-то не так, еще не понимала что, но ощущения были нестандартными. В конце занятия все стало понятно, эта женщина никак не могла дождаться окончания занятия, ей особенно тяжело далась шавасана, и в конце она не выдержала и высказала, что у нас здесь секта, мы тронулись умом и что-то еще в таком духе.

   Я была растеряна и, наверное, даже несколько напугана, тем не менее мне удалось не допустить перепалки других занимающихся с ней, я поблагодарила ее за предостережения и попрощалась. После этого случая, я читала материалы о сектах и для себя определилась, как в будущем отвечать на подобные выпады. Что примечательно, на тот момент наша практика сводилась к асанам и все… Ни мантр, ни пранаям мы не практиковали, но еще пару раз такие ситуации возникали. Сейчас, когда мы поем мантру перед практикой и после, выполняем практику посвящения заслуг, выполняем практику простираний, ни у кого не возникает подозрений, что мы все в секте. Удивительно. Но и на этот вопрос я нашла ответ на нашем преподавательском курсе в лекции Андрея Верба. Он объясняет, почему случаются те или иные ситуации и как работать над собой, чтобы свести к минимуму влияние своей негативной кармы. Как же мне не хватало этих знаний в начале пути! Как же замечательно, что сейчас у ищущих есть возможность получать информацию и использовать ее на благо! Я благодарна каждому преподавателю, который читает нам лекции, в каждой из уже прочитанных я находила что-то ценное для себя и для своей практике на группе.

   В заключение хочу сказать, что только ваша практика, ваш образ жизни, ваши успехи в практике являются для окружающих показателем, что вы на верном пути, и, соответственно, они, идя за вами, тоже. Не забывайте, что, встав на путь преподавателя, вы находитесь под наблюдением десятков глаз ваших учеников, они смотрят на вас, слушают вас и находятся в вашем энергопространстве отчасти. Вы взяли на себя ответственность и теперь необходимо быть более осторожными в желаниях, мыслях, действиях. Зал, где собираются люди, практикуют, меняют качество своей энергии, обсуждают глубокие темы, и при этом не принуждают, а делятся опытом, не заставляют что-либо менять, а вызывают желание разобраться, задуматься, трудно соотнести со штаб-квартирой секты. Искренне надеюсь, что читателям не придется столкнуться с описанными сложностями, но если вы будете к ним готовы, такая ситуация не сможет застать вас врасплох и вывести из равновесия.

Про йогу:  Агни Йога об Учителе Учителей. А.В. Владимиров » Портал «Адамант»:: Мир Рерихов и Блаватской

   Важно понимать, что каждый учитель становится таким, который необходим его ученикам в это время.

   Есть люди, которые пытаются изменить весь мир под себя. И тогда возникают «сектоведы», которые начинают оценивать других, отличных от общей массы, и обвинять их в создании секты.

   Для полноты картины обозначим, что такое секта. Можно применительно к себе разобрать каждый признак, чтобы знать, чем могут апеллировать ваши оппоненты. Выделяют следующие признаки сект:

   1.      В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает.

  2.      Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.

   3.      Мировоззрение группы очень просто объясняет любую проблему.

   4.      Трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твой новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр».

   5.      У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.

   6.      Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.

   7.      Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.

   8.      Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.

   9.      Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя.

   10. Ты должен немедленно стать членом группы.

   11. Группа отграничивает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.

   12. Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые» отношения, так как они препятствуют твоему развитию.

   13. Группа заполняет все твое время, свободного не остается.

   14. Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.

   15. Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению.

   Следует вывод, что секта — это пользующаяся манипуляторными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.

   Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им.

   Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.

   Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее.

   Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей.

   Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и неподвластен никаким властям или авторитетам.

   Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу.

   Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них.

   Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются.

   Это только малая часть теоретического материала по сектам, но если начинающий преподаватель будет знать признаки секты, то сможет грамотно и аргументированно объяснить, почему он не в секте и чем опасны такие организации.

   Желаю практики во благо!

  автор: Олеся Баева – слушатель преподавательских курсов клуба Oum.ru-Новосибирск.

  Подробнее о курсе преподавателей вы можете узнать здесь: http://kurs.nsk-oum.ru

Йога и хри­сти­ан­ская вера

Хри­стина Ман­гала Фрост

Я роди­лась в индий­ской семье, стала хри­сти­ан­кой в 22 года и явля­юсь пра­во­слав­ной хри­сти­ан­кой в тече­ние десяти лет. Вос­пи­тана я была в духе йоги. Мой дед был другом одного из осно­во­по­лож­ни­ков совре­мен­ной йоги Свами Шива­нанды, кото­рый обычно вместе со слад­ким, тра­вя­ным, бога­тым вита­ми­нами варе­вом, кото­рое нам очень нра­ви­лось, при­сы­лал свои книги по йоге.

Когда я вышла замуж и у меня появи­лись дети, я научила их неко­то­рым вещам, кото­рые посчи­тала полез­ными и взяла из моих дет­ских уроков йоги, напри­мер, выпол­нять неко­то­рые позы и извле­кать пользу из этих упраж­не­ний. Мои дети были вос­пи­таны в хри­сти­ан­ской семье и нахо­ди­лись вне опас­но­сти впасть в заблуж­де­ние инду­ист­ских эзо­те­ри­че­ских духов­ных идей, таких как, напри­мер, «само­ре­а­ли­за­ция», кото­рые часто сопро­вож­дают совре­мен­ную йогу.

Я изла­гаю всё это, глав­ным обра­зом, для того, чтобы под­черк­нуть, что йога – это больше, чем просто упраж­не­ния, и что мы сейчас, как нико­гда, нуж­да­емся в даре про­ни­ца­тель­но­сти при зна­ком­стве с йогой. Нам необ­хо­димо иметь чёткое пред­став­ле­ние о том, с чем мы имеем дело.

К йоге когда-то отно­си­лись с бла­го­го­ве­нием в Индии, как к таин­ствен­ной ветви инду­ист­ской духов­ной дис­ци­плины, кото­рая тре­бует боль­шой физи­че­ской и пси­хо­ло­ги­че­ской отваги. К ней обра­ща­лись иска­тели, стре­мя­щи­еся достичь высот индий­ского пред­став­ле­ния о духов­ном совер­шен­стве.

С девят­на­дца­того века, во многом бла­го­даря уси­лиям неустан­ной про­па­ганды индий­ских гуру-мис­си­о­не­ров, таких как Свами Виве­ка­нанда, йога лишена своей мистики и слож­но­сти. Внешне это выра­зи­лось в форме аме­ри­кан­ских школ само­по­мощи и пози­тив­ного мыш­ле­ния и пре­под­но­сится массам как без­опас­ный и лёгкий путь к бла­жен­ству, доступ­ный каж­дому.

Слово «Йога» теперь хорошо известно и на Востоке, и на Западе; поль­зу­ю­ща­яся боль­шой попу­ляр­но­стью опре­де­лён­ная про­грамма регу­ляр­ных упраж­не­ний изу­ча­ется и прак­ти­ку­ется боль­шим коли­че­ством людей в школь­ных залах и на спор­тив­ных пло­щад­ках.

Пока одни учи­теля йоги про­дви­гают её как про­стую тех­нику для обес­пе­че­ния физи­че­ского бла­го­по­лу­чия чело­века, другие высту­пают за то, что это уни­вер­саль­ный ответ на основ­ные вопросы жизни. Неко­то­рые пре­по­да­ва­тели и сту­денты йоги пре­умень­шают важ­ность индий­ского этоса, в кото­ром закреп­лён духов­ный язык йоги, другие с готов­но­стью вби­рают в себя тот самый этос, осо­бенно те, кто нахо­дят пра­во­слав­ное веро­ис­по­ве­да­ние, его обряды и тре­бо­ва­ния уто­ми­тель­ными.

Про йогу:  Рекомендации для больных, перенесших операцию по удалению грыжи межпозвонкового диска | Центр Дикуля

Несов­ме­сти­мость йоги и хри­сти­ан­ства

Суще­ствует мно­же­ство причин, почему духов­ные основы совре­мен­ной йоги несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством, глав­ной из кото­рых явля­ется чрез­мер­ный акцент на себе. Эго­цен­тризм с хри­сти­ан­ской точки зрения есть корень зла. В нем – паде­ние чело­века, его откло­не­ние от Бога в сто­рону оши­боч­ной, мятеж­ной зави­си­мо­сти от себя. Это разрыв обще­ния с Богом, кото­рый закан­чи­ва­ется грехом и смер­тью.

Ком­мен­ти­руя изре­че­ние Сократа «Познай себя», (кото­рое также явля­ется идеей совре­мен­ной йоги), пра­во­слав­ный бого­слов Ман­дза­ри­дис пишет: «Если суще­ствует то, что чело­век может и должен искать и нахо­дить в себе, то это новый чело­век во Христе, рож­да­ю­щийся через кре­щен­скую бла­го­дать и другие таин­ства Церкви.

Воз­вра­ще­ние чело­века к самому себе может только тогда по-насто­я­щему воз­вы­сить его, когда про­ис­хо­дит через жизнь во Христе»17. Хри­сти­ан­ские цель и сред­ства дости­же­ния этой цели кратко изло­жены у того же автора: «Прямое и личное позна­ние Бога дости­га­ется путём обще­ния с Ним при помощи Святых Тайн.

Чело­век полу­чает истин­ное знание о Нём, только когда на него нис­хо­дит Боже­ствен­ная Бла­го­дать и объ­еди­няет его с Богом. Чем больше чело­век при­ни­мает Боже­ствен­ное Пре­об­ра­же­ние, про­ис­хо­дя­щее в нём дей­ствием Свя­того Духа, тем более полно и совер­шенно его позна­ние Бога»18.

Св. Павел напо­ми­нает нам, что знать Бога значит быть извест­ным Ему, то есть быть люби­мым Им. Любовь под­ра­зу­ме­вает отно­ше­ния, обще­ние, а не уни­что­же­ние, не «погру­жён­ность», и меньше всего – «само­по­гру­жён­ность».

Если учесть, что духов­ная атмо­сфера и цели йоги, по боль­шому счёту, несов­ме­стимы с хри­сти­ан­ством, то есть ли способ, чтобы хри­сти­а­нин мог отде­лить его от индий­ского этоса, исполь­зо­вать тех­нику йоги и тем не менее оста­ваться верным хри­сти­а­ни­ном?

Неко­то­рые хри­сти­ане счи­тают, что это воз­можно. Ярким при­ме­ром явля­ется бене­дик­тин­ский монах Дешане, кото­рый в своей книге «Хри­сти­ан­ская йога» утвер­ждает, что йога может помочь нам стать более хоро­шими хри­сти­а­нами, если мы прак­ти­куем её в рамках хри­сти­ан­ской молитвы.

Причём, он делает это, будучи пре­красно осве­дом­лён­ным об анти­хри­сти­ан­ском духе тра­ди­ци­он­ной йоги, но утвер­ждает, что эти два тече­ния абсо­лютно не похожи19. Он пред­став­ляет набор упраж­не­ний из йоги и реко­мен­да­ции по дыха­нию, как спо­собы пред­ста­ния пред Богом чест­ными и искрен­ними:

Должна при­знаться, что меня несколько бес­по­коит эта послед­няя фраза – «про­бу­дить дух». Это язык индий­ских йогов, кото­рые верят в «про­буж­де­ние» спящих сил мощным соб­ствен­ным уси­лием, и поэтому он не под­хо­дит для опи­са­ния хри­сти­ан­ского опыта Духа.

Наша пра­во­слав­ная молитва Свя­тому Духу, «Царю Небес­ный, Уте­ши­телю, Душе Истин­ный…» всё про­яс­няет – как падшие суще­ства, мы больше всего нуж­да­емся во вли­ва­нии в нас новой жизни. Поэтому мы просим искуп­ле­ния и очи­ще­ния у Того, Кто «везде при­сут­ствует и всё напол­няет». Эта молитва чётко опре­де­ляет нас как про­си­те­лей, ищущих посто­ян­ного при­сут­ствия Духа.

Когда я начала работу над этой ста­тьёй, я решила про­ве­рить реко­мен­да­ции Дешане и выпол­нила неко­то­рые основ­ные позы Йоги во время утрен­ней молитвы. Конечно, у меня появи­лось тре­вож­ное чув­ство, но при этом дыха­тель­ные упраж­не­ния вызвали ощу­ще­ние бла­го­по­лу­чия.

Тем не менее, была одна вещь, кото­рая обес­по­ко­ила меня в соче­та­нии йоги с молит­вой. Я чув­ство­вала дис­ком­форт от того, что, про­из­нося слова молитвы, я, каза­лось, не моли­лась, а наблю­дала за соб­ствен­ной молит­вой. И я решила вер­нуться к преж­нему, тра­ди­ци­онно-пра­во­слав­ному спо­собу молитвы.

Я убеж­дена, что хри­сти­ане, жела­ю­щие зани­маться йогой, должны осо­зна­вать тот факт, что её индо-буд­дий­ская духов­ная сущ­ность несов­ме­стима с хри­сти­ан­ской верой. Напри­мер: Далай-лама, кото­рый даже одоб­ряет руко­вод­ства по раз­ви­тию сочув­ствия, сосре­до­то­чен­ного на «соб­ствен­ном усилии», в то же время откро­венно при­зна­ётся, что не верит в Бога Творца.

Пре­ду­пре­жде­ние

Лично я не исклю­чаю воз­мож­ность исполь­зо­вать йогу как способ под­дер­жа­ния физи­че­ской формы, в том случае, если она све­дена к про­стым физи­че­ским упраж­не­ниям, но и в этом случае я хотела бы предо­сте­речь людей. Важно убе­диться, что у вас нор­маль­ное здо­ро­вье, прежде чем пред­при­ни­мать заня­тия физи­че­ской йогой.

Как мини­мум пройти мед­осмотр. Напри­мер, если у вас про­блемы с арте­ри­аль­ным дав­ле­нием, то неко­то­рых поз сле­дует избе­гать. Есть позы, кото­рые сти­му­ли­руют щито­вид­ную железу, и если у вас с ней свя­заны какие-либо про­блемы, упраж­не­ния могут при­не­сти вред.

Неко­то­рые труд­ные позы, такие как стойка на голове, должны выпол­няться только в тече­ние неболь­ших про­ме­жут­ков вре­мени. Один индий­ский гуру, кото­рый отвер­гает йогу и сме­ётся над её стрем­ле­нием к про­свет­ле­нию, заме­чает, что слиш­ком много стоек на голове повре­ждают тонкие кро­ве­нос­ные сосуды голов­ного мозга, и даже вызы­вают его частич­ное повре­жде­ние, а появ­ля­ю­ще­еся в резуль­тате оце­пе­не­ние вос­при­ни­ма­ется неко­то­рыми инду­сами как состо­я­ние про­свет­ле­ния!

Еще боль­шую опас­ность пред­став­ляет меди­та­ция, неко­то­рые меди­та­тив­ные упраж­не­ния повы­шен­ного уровня изме­няют ритмы мозга и при­во­дят к чув­ству эйфо­рии, кото­рая может вызвать при­вы­ка­ние. Как и с дру­гими видами зави­си­мо­сти, когда эффект пре­кра­ща­ется, чело­век может впасть в депрес­сию.

Дыха­тель­ные мето­дики, направ­лен­ные на воз­буж­де­ние того, что назы­ва­ется кун­да­лини – спящая сек­су­аль­ная энер­гия, кото­рая суб­ли­ми­ру­ется в духов­ную энер­гию – явля­ются осо­бенно опас­ными, так как они выво­дят одну из пси­хи­че­ских сил из-под кон­троля.

Здесь будет хорошо вспом­нить притчу Гос­пода о нечи­стом духе (Мф.12:43–45).

Неко­то­рые учи­теля йоги поощ­ряют пение мантр как сред­ство устра­не­ния тре­воги. Мантра – это сокра­щён­ный призыв к инду­ист­ским боже­ствам; счи­та­ется, что зву­ко­вые виб­ра­ции мантр акти­ви­зи­руют неис­сле­до­ван­ные уровни созна­ния. Хри­сти­ане не нуж­да­ются в таких ман­трах.

Иису­сова молитва – самое совер­шен­ное обра­ще­ние к Боже­ствен­ному Имени, кото­рым мы при­званы освя­щаться. Более того, наша молитва осно­вы­ва­ется на трез­вом осо­зна­нии нашей соб­ствен­ной духов­ной нищеты как под­вер­жен­ных греху существ; поэтому, как слепой нищий, мы вос­кли­цаем: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя, греш­ного!»

Повто­ре­ние имени Иисуса вслух или про себя может внешне напом­нить повто­ре­ние мантр, однако Иису­сова молитва – не мантра. Иису­сова молитва, в отли­чие от мантры, – это крат­кое содер­жа­ние основ хри­сти­ан­ской веры. В отли­чие от мантры, кото­рая рабо­тает больше как само­вну­ше­ние, Иису­сова молитва обо­зна­чает дви­же­ние к Богу и от Бога, оли­це­тво­ряя собой отно­ше­ния веры и любви.

В отли­чие от индий­ских мантр, цель Иису­со­вой молитвы, говоря сло­вами апо­стола Павла, – это «облечься в нового чело­века». В трудах отцов-пустын­ни­ков, осо­бенно в исих­аст­ской тра­ди­ции, так крепко защи­ща­е­мой святым Гри­го­рием Пала­мой, а также в рабо­тах совре­мен­ных тол­ко­ва­те­лей, таких как свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), мит­ро­по­лит Кал­лист, отец Пор­фи­рий, у нас есть бес­цен­ные руко­вод­ства по осу­ществ­ле­нию Иису­со­вой молитвы.

пере­вод с англий­ского Анге­лины Лео­но­вой

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий