Рама Экадаши. Интересное описание из Пуран

Рама Экадаши. Интересное описание из Пуран Позы

Что такое экадаши?

С точки зрения ведических учений, каждый 11-й день восходящей и нисходящей Луны благоприятствует очищению организма и его самовосстановлению. Считается, что в эти дни Луна ближе всего подходит к Земле и оказывает на её воды наибольшее гравитационное воздействие.

А так как человек на 80% состоит из воды, Луна влияет не только на морские приливы и отливы, но и на физиологическое состояние организма. Клетки в эти дни и без того испытывают «перегруз», а тяжёлая пища может пагубно сказаться на здоровье. В то время как воздержание от еды и питья, напротив, позволяет организму отдохнуть и набраться сил.

Последователи индуизма верят, что такие разгрузочные дни активизируют внутренние ресурсы организма, очищают его от токсинов, улучшают здоровье, омолаживают и даже продлевают жизнь.

С точки зрения современной медицины, экадаши — это профилактическое односуточное сухое голодание. В течение 24 часов (с восхода до восхода солнца) необходимо воздерживаться от приёма пищи и воды. При этом у разгрузочно-диетической терапии есть как свои сторонники, так и противники.

Что нельзя есть в экадаши

  • Бобовые: горох, соя, нут, маш, бобы, фасоль и любые продукты из них или с ними. Обратите внимание на все соевое (тофу, соевое молоко и т.п.) – таких продуктов очень много в вегетарианских магазинах.
  • Зерно и продукты из него: макароны, манка, овес, кукуруза, рис, мука.

Если вы хотите быть очень строгими, то так же следует отказаться от:

  • Специй, которые относятся к зернобобовым: сезам (кунжут), тмин, шамбала, горчица, карри, тамаринд, фенхель, калинджи, кардамон, гвоздика, мускатный орех.
  • Некоторых масел: кукурузное, горчичное, сезамовое (кунжутное).


Мы тут совсем не говорим про мясо, рыбу и яйца не потому что их можно есть, а потому что их и в обычные дни употреблять не надо:-)

Что делать, если вы физиологически не можете поститься?

Считается, что если кто-то не может поститься сам, то он может попросить поститься за себя своего сына или брахмана. В этом случае пост экадаши так же будет засчитан.

Так же важно знать, что согласно Махабхарате, обет человека не прерывают:

  • вода;
  • коренья;
  • фрукты;
  • молоко;
  • гхи;
  • желание брахмана;
  • приказ духовного учителя;
  • лекарство.

Рама экадаши. интересное описание из пуран

Рама Экадаши является одним из важнейших постов экадаши, которые соблюдаются в индуистской культуре. Он соответствует одиннадцатому дню Кришна Пакши (тёмной фазы луны) в период индуистского месяца картика. Эта дата выпадает на сентябрь-октябрь по григорианскому календарю. По северо-индийскому календарю Рама Экадаши отмечается в месяце картика, однако по Тамильскому календарю он выпадает на месяц Пуратасси. Кроме этого, в штатах Андхра Прадеш, Карнатака, Гуджарат и Махараштра он приходится на месяц ашваюдж, а в некоторых частях страны отмечается в месяце ашвин. Рама Экадаши отмечается за четыре дня до праздника Дивали, фестиваля огней. Этот экадаш также носит название Рамбха Экадаши или Картика Кришна Экадаши. Существует популярно мнение, что последователи индуистской религии могут смыть с себя все свои грехи, воздерживаясь от приема пищи в этот священный день.

  • Соблюдение отказа от приема пищи является важным ритуалом во время Рама Экадаша. Он начинается в день дашами, за один день до самого экадаша. В этот день верующие также отказываются от употребления определённых продуктов и употребляют в пищу только саттвичную еду один раз за день, до заката солнца. В день экадаша необходимо полностью отказаться от приёма пищи. Окончание ритуала воздержания от пищи называется «Парана» и происходит в день двадаши (двенадцатый день). И даже для тех, кто не придерживается поста в этот день, употребление в пищу риса и зерновых строго запрещено.
  • В день Рама Экадаша верующие просыпаются рано утром и принимают священное омовение. В этот день также с преданностью почитается Вишну, ему преподносятся фрукты, цветы, ароматические палочки. Последователи готовят специальное блюдо «Бхог» и преподносят его своему божеству. Выполняется специальный ритуал Аарти, после чего прасад раздаётся всем членам семьи.
  • Рама — это ещё одно имя для Богини Лакшми. Поэтому в этот благоприятный день верующие также направляют свои молитвы Деви Лакшми и Богу Вишну, в ожидании их благословения, обретения достатка, здоровья и счастья.
  • Чтение Бхагавад Гиты в этот день также считается очень благоприятным.

В соответствии с индуистскими священными текстами, такими как Брахма-Ваиварта Пурана, считается, что тот, кто соблюдает пост во время священного дня Рама Экадаши, будет освобождён от всех своих грехов, даже таких серьёзных, как убийство Брахмана. Тот же, кто даже просто услышит о славе Рама Экадаши, получит спасение и достигнет небесной обители Шри Хари Вишну. Также считается, что благие заслуги от соблюдения Рама Экадаши даже более значимы, чем осуществление ста Раджасуйа Ягьи или тысячи Ашвамедха Ягьи. Преданное почитание Бога Вишну в день Рама Экадаши позволит преодолеть все препятствия в жизни и достичь большого успеха.


Отрывок из Пуран

Махараджа Юдхиштхира сказал: «О, Джанардана, о защитник всех живых существ, как называется Экадаш, который выпадает на темную фазу луны (Кришна Пакша) месяца Картика (октябрь-ноябрь)? Прошу, поделись этим священным знанием со мной».

Верховный Бог Шри Кришна сказал тогда следующее: «О величайший из всех царей, пожалуйста, услышь то, что я тебе расскажу. Экадаши, который выпадает на тёмную фазу луны месяца Картика, называется Рама Экадаши. Он является наиболее благоприятным, поскольку он одновременно позволяет искоренить все грехи и даёт возможность получить в награду позволение войти в духовную обитель. А теперь я поведаю тебе историю этого дня, а также расскажу о его величии.

Однажды жил известный царь по имени Мучакунда, который был очень добр по отношению к Индре, правителю небесных миров, а также к Яме, Варуне и Вибхишане, благочестивому брату демона Раваны. Мучакунда всегда говорил только правду и постоянно возносил мне свои молитвы. И поскольку он правил согласно религиозным канонам, в его царстве всё было спокойно.

И была у царя дочь по имени Чандрабхага, названная так в честь священной реки. И царь выдал её замуж за Шобхану, сына Чандрасена. Однажды Шобхана пришёл во дворец к царю во время священного дня Экадаша. И это весьма встревожило его жену Чандрабхагу, поскольку она знала о том, что муж её был очень слаб здоровьем и не мог полностью выдержать суровость поста во время экадаша. И она сказала ему: «Мой отец очень строг в следовании предписаниям дня Экадаша. За день до экадаша, в день Дасами, он ударяет по литавре и объявляет о том, что никто не должен ничего принимать в пищу в день экадаша, священный день Шри Хари!

Когда Шобхана услышал звуки литавры, он сказал своей жене: «О, прекрасная, что же мне теперь делать? Прошу, скажи мне, как мне спасти свою жизнь, при этом соблюсти строгость твоего отца и не обидеть никого из гостей? »

И тогда Чандрабхага сказала: «Мой дорогой супруг, в доме моего отца никто — даже слоны или лошади, что уж говорить о людях — не принимают пищу во время экадаша. И даже животных не кормят ни зерном, ни листвой, ни сеном, и не дают даже воды в этот день экадаша, священный день Шри Хари. И как же тогда ты сможешь избежать этого поста? Мой возлюбленный супруг, если ты нуждаешься в пище, тебе необходимо покинуть это место. Ты должен решить, что будешь делать дальше».

На что принц Шобхана ответил: «Я принял решение и попробую выдержать пост во время этого священного дня экадаша. И какой бы ни была моя дальнейшая судьба, чему быть, того не миновать». И приняв такое решение, Шобхана попытался воздерживаться от приёма пищи в этот день. Однако жуткий голод и жажда одолели его.

Со временем солнце ушло за горизонт на западе, и приход божественной ночи осчастливил всех Вайшнавов. О, Юдхиштхира, все последователи с радостью возносили мне свои молитвы и не спали всю ночь. Но, увы, эта ночь была невыносимо тяжелой для принца Шобханы.

И, когда взошло солнце, на двенадцатый лунный день (двадаши), принца нашли мёртвым. И тогда царь Мучакунда устроил великие похороны своему зятю, заказав огромное количество древесины для выполнения священного ритуала сожжения тела. Однако он попросил свою дочь Чандрабхагу, чтобы та не присутствовала во время ритуала сожжения тела на погребальном костре.

По завершении всех погребальных ритуалов в честь своего покинувшего этот мир мужа, Чандрабхага осталась жить в доме своего отца».

Рассказав это, Владыка Шри Кришна продолжил: «О, величайший из всех царей, Юдхиштхира, даже несмотря на то, что Шобхана умер, соблюдая пост на Рама Экадаши, благая заслуга, которую он получил, позволила ему после своей смерти стать правителем в королевстве, расположенном на вершине горы Мандарачала.

Это королевство было похоже на город полубогов, всё вокруг блестело от бессчетного количества драгоценных камней, украшавших стены зданий. А колонны были сделаны из рубинов и золота, инкрустированного сияющими бриллиантами. И как только царь Шобхана взошёл на трон, находящийся под навесом чистейшего белого цвета, слуги начали обмахивать его опахалами, сделанными из хвостов яков.

Прекрасная корона украшала его голову, в его ушах сияли чудесные серьги, ожерелье украшало его шею, и браслеты с драгоценными камнями красовались на его запястьях. А служили ему Гандхарвы (лучшие из небесных певцов) и Апсары (божественные танцовщицы). Воистину, он был похож на нового Индру.

И однажды один брахман по имени Сомашарма, проживавший в королевстве Мучакунды, совершая паломничество по различным местам, забрёл в королевство Шобханы. Брахман увидел Шобхану во всём его великолепии и подумал, что он мог быть зятем его собственного царя Мучакунды.

Про йогу:  Школа йоги для взрослых Сергиев Посад

И когда Шобхана увидел приближающегося к нему брахмана, он незамедлительно встал со своего места и поприветствовал гостя. А когда Шобхана выказал своё почтение гостю, он справился о его здоровье и здоровье и благополучии своего тестя, жены и всех жителей королевства.

Сомашарма тогда сказал: «О, царь, все подданные в полном порядке, также как и Чандрабхага и все остальные члены твоей семьи чувствуют себя вполне хорошо. Мир и процветание воцарились во всём королевстве.

Но есть одна вещь, которая не даёт мне покоя — я крайне удивлён тебя здесь видеть! Прошу, расскажи мне немного о себе. Никто и никогда ранее не видел столь прекрасного города! Будь любезен, поведай мне, каким образом он достался тебе во владение?»

И тогда царь Шодхана начал свой рассказ: «Я получил этот изумительный город во владение, поскольку соблюдал пост во время Рама Экадаши. Но, несмотря на всё свое величие, этот город абсолютно точно является лишь временным проявлением. И я прошу тебя кое-что сделать, чтобы помочь мне исправить эту маленькую неприятность. Ты же видишь всю эфемерность этого города, являющегося лишь пространственным проявлением этого материального мира. Как я могу сделать так, чтобы его красота и слава сохранились навек? Прошу, просвети меня в этом вопросе».

И тогда брахман спросил: «Почему это королевство не находится в устойчивом состоянии и как оно может приобрести устойчивость и равновесие? Прошу, раскрой мне полностью смысл твоей просьбы, и я попробую тебе помочь».

На что Шобхана ответил: «Поскольку я постился во время Рама Экадаши без глубокой веры, это королевство обладает непостоянством. А теперь услышь меня, вот как оно может обрести постоянство. Прошу тебя, вернись к Чандрабхаге, прекрасной дочери царя Мучукунды, и расскажи ей всё то, что ты видел и что ты понял об этом месте, а также обо мне.

И, если ты, о, чистый сердцем брахман, расскажешь ей об этом, мой город очень скоро обретёт благополучие и устойчивость».

И брахман вернулся после этого обратно в свой город и пересказал эту историю Чандрабхаге, которая очень сильно удивилась и обрадовалась новостям о своём супруге. Она сказала: «О, брахман, скажи мне, всё то, что ты мне поведал, — это был лишь сон, который ты увидел, или же это было реальностью?»

На что брахман Сомашарма ответил: «О, принцесса, я видел твоего умершего супруга лицом к лицу в том прекрасном королевстве, которое походит на обитель небесных жителей. Но твой супруг попросил меня рассказать тебе, что его королевство обладает непостоянством, и оно может превратиться в воздух в любой момент. И поэтому он думает, что ты сможешь найти способ сделать его более устойчивым».

На что Чандрабхага сказала: «О, мудрейший среди брахманов, прошу тебя, отведи меня туда, где царствует мой муж, ибо я очень хочу снова его увидеть! И, конечно, я смогу вернуть постоянство его королевству благодаря накопленным заслугам, полученным мной за соблюдение поста во время каждого из экадашей в течение всей моей жизни. Прошу, дай нам возможность воссоединиться. Говорят, что тот, кто воссоединяет разделённых людей, также получает благие заслуги».

Смиренный брахман Сомашарма после этого отвёл Чандрабхагу в сияющее королевство Шобханы. Однако прежде чем прийти туда, они остановились у подножия горы Мандарачала, священного ашрама Вамадевы. Выслушав их историю, Вамадева пропел гимны из Вед и окропил Чандрабхагу святой водой из своей Саманья Аргьи.

Благодаря этому ритуалу великого Риши благие заслуги, накопленные ей в результате голодания во время стольких экадашей, сделали её тело трансцендентальным. Воодушевлённая, с сияющими от счастья глазами, Чандрабхага продолжила своё путешествие. И когда Шобхана увидел свою жену, приближающуюся к нему на горе Мандрачала, он, ошеломлённый и переполненный счастьем, позвал её.

После того, как она подошла к нему, он усадил её с левой стороны от себя. Она сказала: «О, дорогой Пати-гуру (прим.: супруг-наставник в духовной жизни), пожалуйста, выслушай то, что я тебе хочу сказать, это принесёт тебе величайшую пользу. С восьмилетнего возраста я регулярно и с огромной верой придерживаюсь поста во время каждого экадаша. И если я передам все накопленные мной заслуги от этого, твоё королевство несомненно обретёт устойчивость, а его благосостояние будет продолжать расти и дорастёт до состояния полного изобилия!»

После этого Владыка Шри Кришна обратился к Юдхиштхире со следующими словами: «О, Юдхиштхира, именно так прекрасная Чандрабхага, обладая изысканным трансцендентальным телом, в конце концов, возрадовалась миру и стала счастливой вместе со своим мужем. Благодаря силе Рама Экадаши, Шобхана нашёл своё королевство на вершине горы Мандрачала, сумев реализовать все свои желания; он был награждён нескончаемым счастьем, схожим с тем, что получают от молока коровы Кама-дхену.

О величайший из всех царей, я поведал тебе о величии Рама Экадаши, который приходится на тёмную фазу луны месяца Картика. Любой, кто воздерживается от приёма пищи в священный день экадаша как в период светлой, так и в период тёмной фазы луны каждого месяца, без сомнения, может быть освобождён от бремени такого тяжкого греха, как убийство брахмана. Никто не должен проводить различий между экадашем в светлую и тёмную фазу луны.

И, как мы могли в этом убедиться ранее, оба экадаша могут вознаградить радостью и даровать освобождение даже для самой заблудшей грешной души. Также как чёрная и белая корова дают одинаково качественное молоко, экадаши, выпадающие на тёмную (Кришна Пакша) и светлую (Шукла или Гаура Пакша) фазу луны, приносят одинаковые благие заслуги соблюдающим пост и освобождают их от повторяющихся циклов рождения и смерти.

Любой, кто даже просто услышит эту историю, описывающую величие священного дня Рама Экадаши, будет освобождён от всех видов грехов и достигнет высшей обители Вишну».

Так заканчивается рассказ о величии священного Картика-кришна Экадаши, по-другому именуемого Рама Экадаши, из Брахма-Вайварта Пуран Шрила Кришна Двапайана Веда Вьясы.

Выход из поста

В идеале нужно вовремя выйти из поста – время можно найти в календаре экадаши. Принцип выхода простой: поешьте немного зерновых или бобовых.

Деятельность во время экадаши

«… Ты должна повторять как можно больше. Истинный экадаши подразумевает пост и повторение, и никакого другого занятия. Когда человек постится, то воспевать становится легче. Поэтому на экадаши другие дела можно отложить, насколько возможно, разве что есть какое-то неотложное дело. » —  Из письма Шрилы Прабхупады, адресованное Джадурани, 9 июля 1971

Очень интересным будет прочитать фрагмент беседы Шрилы Прабхупады во время утренней прогулки, 5 июля 1975, Чикаго:

«Тамала Кришна: Говорят, что экадаши — это неблагоприятное сочетание планет, и потому необходимо больше повторять Харе Кришна, чтобы нейтрализовать этот негативный эффект.Прабхупада: (смеётся) Нет-нет. Экадаши очень благоприятен. А повторение более эффективно. Да.

Тамала Кришна: Я помню, однажды Вы сказали, что все Ваши инициированные ученики должны повторять минимум 25-ть кругов.Прабхупада: Минимум.Тамала Кришна: Минимум в этот день. Должны ли мы соблюдать это правило во всех наших храмах?Прабхупада:

Тамала Кришна: Никакой проповеди? Должны ли они выходить проповедовать?Прабхупада: Нет, речь не идёт о людях, которые проповедуют. Я говорю о людях, которые праздно проводят время или… (смеётся)… Правило одно – проповедовать. Просто проповедовать.

Если человек занят проповеднической деятельностью, это замечательно. …Не я это придумал, а мой Гуру Махарадж… Когда Мадхава Махарадж был брахмачари, его звали Хаягрива.

Ему нужно было куда-то поехать, но он заболел. Гуру Махараджу сообщили об этом и сказали: «Сегодня экадаши. Он не может есть обычную еду (из зёрен)». И Гуру Махарадж сказал: «Нет. Немедленно накормите его и пусть он едет».»Реватинанда: Чтобы проповедовать.

Ещё один фрагмент беседы во время утренней прогулки, 11 февраля 1976, Маяпур:

«Тамала Кришна: Инициированные преданные всегда должны повторять на экадаши двадцать пять кругов.Прабхупада: Инициированные? Каждый. Почему инициированные?

Тамала Кришна: Таким должен стандарт для нашего движения в день экадаши?Прабхупада: Стандарт — 16 кругов, но если человек способен повторять больше, то это замечательно.Тамала Кришна: Это не есть требование.Джаяпатака: Рекомендация.Прабхупада: Нет.

Экадаши подразумевает пост и повторение.Тамала Кришна: Иногда я задаюсь вопросом… ведь наши люди должны заниматься распространением книг.Прабхупада: Нет, нет. Это также проповедь. В интересах проповеди можно отказываться от поста, но в целом, тот, кто не проповедует, тот может повторять. »

Для смартфонов рекомендуем три приложения.

Для Iphone — GCal, для Android  – «Вайшнавский календарь», разработчик Abhay Charan das, или – «Экадаши посты», разработчик тот же. «Вайшнавский календарь» показывает не только

экадаши

, но и различные

праздники. «Экадаши посты» показывает только

экадаши

. Оба приложения умеют присылать уведомления перед

экадаши

Чтобы узнать время начала поста, нажмите на день экадаши, время будет внизу. Чтобы узнать время выхода из поста, нажмите на следующий день. Укажите в настройках свой город и календари будут показывать экадаши для него. Обратите внимание на опцию «Показывать события по Маяпуру», ее надо выключить.

Дополнительные правила

В экадаши лучше избегать поступков, которые усиливают в нас страсть и невежество: ссоры, сквернословие, дневной сон.

  1. Шрила Прабхупада рекомендовал своим последователям больше чем в обычные дни повторять маха-мантру Харе Кришна на четках.

  2. Можно бодрствовать всю ночь: слушать истории о святых и Кришне, танцевать, петь мантры, повторять Харе Кришна, изучать священные писания.

  3. Очень благоприятно раздавать милостыню. Результат от пожертвований в экадаши увеличивается в тысячи раз по сравнению с другими днями. Но давать необходимо от чистого сердца, а не ради собственной выгоды.

Духовный уровень

Соблюдение постов, и в частности экадаши, – это еще один способ приблизиться к высшей цели жизни – любви к Богу. В такие дни мы можем немного возвыситься над телесными потребностями и больше внимания уделить потребностям души. Это главный смысл поста.

Источники

  1. Экадаши – день Господа Хари. Перевод отдельных частей из Пуран

  2. Руководство по поклонению Божествам в ИСККОН. Панчаратра-прадипа. Том 2.

  3. Шримад-Бхагаватам. Песнь 3

  4. Явление Шри Экадаши (1956 г.). Шри Навина Чандра Чакраварти

  5. Бхагавад-гита как она есть

  6. Хари-бхакти-виласа

  7. Чайтанья-чаритамрита. Ади-лила

  8. Бхакти Вигьяна Госвами, ответы с форума

  9. Экадаши и другие аспекты практики гаудия-вайшнавов / Сост. Варадешвара д.

  10. Путь вайшнава. Повседневная практика сознания Кришны / Сост. Варадешвара д.

  11. Сознание Кришны: руководство для начинающих. Бхакти Викаша Свами

Как вычисляют экадаши

В году 24 экадаши, по два в месяц. Время и день экадаши вычисляют по лунному календарю, поэтому у них нет точной даты, времени начала и окончания, как, например, у Нового года или Дня защиты детей. Лунный календарь, который используют вайшнавы, называется панчанга.

Про йогу:  Йога в парке : особенности занятий на свежем воздухе

Один лунный месяц – это время от полнолуния до полнолуния. Как и солнечный месяц, лунный делится на 30 частей. Эти части называются титхи. Титхи – это продолжительность одной фазы луны, и они длятся разное время – от 19 до 26 часов, и потому не совпадают с солнечными сутками.

Для лунного календаря важно время восхода солнца, рассвет (не видимый нами, а астрономический!). А сейчас следите за руками – будет фокус! Экадаши считаются чистыми, только если рассвет начинается не раньше, чем через две мухурты (96 минут) после начала лунных суток. Если же экадаши оказываются нечистыми, пост проходит на следующий день, в двадаши. Вот картинка.

Думаете, во всем разобрались? Не тут-то было! Есть еще разные нюансы. Так что если вы не ведический астролог, пользуйтесь готовым календарем экадаши для своего региона. Как его выбрать – в следующем разделе.

Как правильно соблюдать постъ?

Проснувшись рано утром – совершить омовение, пропеть мантру: «Аоум, Шри Маха, Отче Вышень – Намаха», что означает: «О, Всевышний Прародитель, проявляющийся в образе Бога Вышеня, прими мой почтительный поклон». Пропойте эту мантру, хотя бы один круг (108 раз, но лучше 144 раза – Славяно-Арийский круг), чтобы очистить свой ум и сознание (а ещё лучше – 3 круга). Завершить пение мантры нужно почтительным поклоном Богу Вышеню.

Затем, нужно в качестве Аскезы принять Обет (дать обещание Всевышнему Прародителю, проявляющемуся в образе Бога Вышеня), что в течение этих суток (т. е. до утра следующего дня) вы будете поститься согласно своим возможностям. Надо перечислить, как именно будете поститься и какую духовную практику будете выполнять.

Если вы неопытны в ПОСТЕ, то в этот день, сначала прочитайте статью «Лечебно-оздоровительное голодание – разновидность Карма Йоги», после чего:

Опытным в ПОСТЕ в этот день:

Очень опытным в ПОСТЕ в этот день:

Надо перечислить, как именно будете поститься и какую духовную практику будете выполнять.

Если вы хотите помочь своим близким и родственникам, попавшим в чистилище или ад, выбраться оттуда и вознестись в духовный мир, то при изречении своего Обета надо сказать: «Пусть все мои духовные заслуги от соблюдения ПОСТа в этот Экадаши зачтутся моему близкому или родичу (речёте его имя) для его освобождения из чистилища или ада и возвращения в Небесный мир Всевышнего Прародителя и Родных Богов-Предков, который он заслуживает».

Стоит всегда помнить, что ПОСТЪ – это не только воздержание от пищи, это – духовная практика. Поэтому лучше выбрать такое питание для ПОСТа (или воздержание от приёма пищи), которое позволит вам в эти дни, без срыва, как можно больше посвящать времени духовной практике, например:

Если у вас есть Родовой Алтарь, вознесите на нём дары Всевышнему Прародителю, проявляющемуся в образе Бога Вышеня, в виде бутонов цветковТуласи (Свещенного Базилика) и той вегетарианской или пищи, которую вы готовы пожертвовать.

Если у вас нет возможности найти бутоны цветков Свещенного Базилика (Туласи), принесите в дар те цветы, которые вам подскажет сам Бог Вышень через вашу [12] и интуицию. Если вы ещё не сделали Родовой Алтарь, принести дары можно с помощью костра, разведённого в чистом месте на Природе.

Очень важно предлагать дары и соблюдать ПОСТЪ искренне, с Верой и Любовью к Всевышнему Прародителю в образе Бога Вышеня.

Календари экадаши

Экадаши соблюдают не только вайшнавы: индийские брахманы, сыроеды, йоги, вегетарианцы, эзотерики и маги тоже постятся. И в разных календарях есть свои особенности. Так что время экадаши в них может не совпадать.

Мы в ИСККОН ориентируемся на официальный календарь Джи-би-си. У него есть версии для MacOS и Windows. Правда, он на английском и для тех, кто понимает, как и что смотреть по лунному календарю. Поэтому пользоваться им сложновато и не всегда удобно. Зато он точный и если постараться, вы освоите его за десять минут.

Милость экадаши: как получить?

Особая уникальность экадаши — она дарит особую милость тем, кто соблюдает пост в этот день. И чтобы получить благочестие от экадаши, следует знать условия, в соответствии с которыми Господь Шри Кришна наделил способностью Шри Экадаши даровать милость постящемуся в день экадаши:

«О Господь, если Ты доволен мной и хочешь меня наградить, дай мне силу освобождать от величайших грехов тех, кто постится в этот день.  Я хочу, чтобы половина блага от поста достигалась теми, кто ест один раз (избегая зерна и бобов) вечером или в полдень.

Также пускай тот, кто контролируя свои чувства, строго соблюдает полный пост в день моего явления (экадаши), вернётся в обитель Господа Вишну, испытав в этом мире все виды наслаждений. Такое благословение я хочу получить по Твоей милости, мой Господь.»

Также ещё одна цитата по этому поводу: «О Господь Джанардана, пожалуйста, даруй соблюдающему полный пост, а также принимающему пищу только раз вечером или в полдень:

  • религиозное отношение;
  • богатство;
  • и, наконец, освобождение».

«Лучшее, что можно делать в день поста — это вспоминать об играх Говинды и постоянно слушать Его Святое Имя.»Шрила Прабхупада, «Нектар Преданности»

Названия экадаши


Не знаем, как вам это поможет, но у каждого экадаши есть свое название.

  1. Утпанна

  2. Мокшада

  3. Сапхала

  4. Путрада

  5. Трисприша

  6. Бхайми

  7. Виджайя

  8. Амалаки

  9. Папавимочани

  10. Даманакаропани

  11. Варутхини

  12. Мохини

  13. Апара

  14. Пандава-нирджала

  15. Йогини

  16. Девашаяни

  17. Камика

  18. Павитраропани

  19. Аннада

  20. Паршва

  21. Индира

  22. Папанкуша

  23. Рама

  24. Девоттхани

  25. Вишуддха

  26. Шуддха

Несколько советов

  1. Обращайте внимание на этикетки продуктов: например, в молочных продуктах могут быть соевые добавки, а в картофельных чипсах – кукурузная и рисовая мука.

  2. Если весь день думаешь только о еде, не стоит поститься слишком строго. А чтобы о еде думать поменьше, надо серьезно настроиться на пост заранее.

Пища в экадаши

В экадаши для Вишну готовят обычную пищу, включающую зерно и бобовые, но вайшнав не должен в этот день есть даже вишну-прасад.

Считается, что вайшнав должен есть только то, что было предложено Господу Вишну, однако в экадаши вайшнав не должен касаться даже маха-прасада Вишну — этот прасад нужно оставить на следующий день. Таким образом, в экадаши запрещён любой вид пищи из зерновых, даже если эта пища была предложена Господу Вишну.

Бхакти Викаша Свами в книге «Руководство для начинающих в Сознании Кришны» пишет об экадаши следующее: «Шрила Прабхупада обычно соблюдал пост экадаши простым способом, предписанным в шастрах: воздерживаясь от вкушения зерновых, бобовых, горошка и дала.

«… «магазинные продукты» могут содержать в своём составе соевое молоко (бобовые) или разного рода муку в качестве загустителя (злаковые культуры). Поэтому в день экадаши лучше потреблять в пищу собственноручно приготовленные блюда, а не покупные изделия … »

Все преданные должны избегать следующую пищу на экадаши: все зёрна (пшеница, рис и т.д.), дал, горох, овощи типа фасоли и бобов, семена горчицы и производные этих продуктов (пшеничную муку, горчичное масло, соевое или бобовое масло и т.д.) и пищевые компоненты содержащие эти продукты (например, нужно быть осторожными в использовании порошковых специй, которые, если они смешаны с мукой, не могут использоваться в экадаши).»

Что важно ещё добавить: сейчас многие магазинные продукты содержат в себе разного рода добавки, которые могу содержать муку или компоненты животного происхождения. Например, молочные и кисломолочные продукты могут содержать в своём составе соевое молоко (бобовые) или разного рода муку в качестве загустителя (злаковые культуры).

Поэтому в день экадаши, если у Вас не получается поститься полностью,  лучше потреблять в пищу собственноручно приготовленные блюда или, что проще всего, сделать разгрузочный день на фруктах, овощах или соках собственно выжатых. Магазинные соки не только являются компотом, так и ещё могут содержать много всякого такого, что не написано на этикетке.

В «Хари-бхакти-виласе» перечислено 7-м видов пищи, которая не нарушает экадаши:

  1. фрукты и овощи;
  2. кунжут;
  3. молоко;
  4. вода;
  5. гхи;
  6. панча-гавья;
  7. воздух.

Особым экадаши является Пандава-Нирджала экадаши, на который проводят сухой пост, т.е. даже на воду.

Полезные советы:

  • воздержитесь от фанатизма, превышать свои духовные и телесные возможности будет ошибкой,
  • выполняйте посильные Аскезы и духовные практики; лучше довести до конца лёгкую Аскезу, чем бросить, не завершив, сложную,
  • во время аскезы питайте своё Навье тело положительными эмоциями и чувствами (Любовью к Роду, Природе, своему Народу и близким), а Клубье, Колобье и Дивье тела – Верой, Надеждой и Любовью ко Всевышнему Прародителю в образе Бога Вышеня; тогда вам хватит сил правильно совершить ПОСТЪ, выйти из него и соблюсти Аскезу в виде дополнительных духовных практик.

Желаю вам в этом Успеха.

Аум Тат Сат.


[1] Йогини: от слова Йога — Связь со Всевышним Прародителем. Прим. автора.

[2] Экадаши – в соответствии с Древлесловенской Речью: Э – Эдо (Прикосновение к Целому), Руна Ка – Союз (Единение), Даш – Дающий (Дарующий), И – Истина (Лад Небесного и земного). Значение слова: «Дарующий Лад Небесного и земного через единение (прикосновение) к Целому (Богу)». На Санскрите это слово означает: «эка» — один, «даши» – десять, т.е. одиннадцать». Прим. автора.

[3] Бра́хма Вайва́рта Пура́на — Свещенное Ведическое Писание, одна из восемнадцати основных Пуран. «Брахма Вайварта Пурану» излагает Просветлённый Старец Сута Госвами собранию Мудрецов в лесу Наймишаранья. Она разделена на четыре части. В первой части рассказывается о сотворении Вселенной и всех живых существ, во второй части, «Пракрити Кханде», описываются различные Богини или Шакти (Жизненные Силы Богов) и Сказания, связанные с Ними. Третья часть, «Ганеша Кханда», в основном посвящена описанию жизни и деяний Ганеша (сына Бога Сивы (Шивы) и Богини Парвати, а последняя часть, «Кришна Джанма Кханда», содержит жизнеописание Крышеня – Аватара Бога Вышеня.

БРАХМА – СВАРОГЪ: Прародитель материальной Вселенной – Сын Бога Вышеня, Внук Бога Рода-Прародителя. Прим. автора.

ВАЙВАРТА — на санскрите: Вай – частица, усиливающая значение предыдущего слова, Варта – сложносоставное значение: определённый образ жизнедеятельности, процесс возрождения, перевоплощения, исполнение определённых обязанностей и т.п. Прим. автора.

ПУРАНА на Санскрите означает «Былина», «Быль». В Древлесловенской Речи, Пурана: П – Покой (Равновесие), У – Устой (Порядок, Традиция), Ра – Изначальный Свет Всевышнего Прародителя, Н – Ны (Мы, Наше), А – Асъ (Азъ – Богочеловек), т.е. «То, что нас, Богов мира Яви, объединяет с покойными Предками (Богами мира Нави и Слави) и через удержание равновесия и порядка в мирах Яви, Нави и Слави, наставляет на Путь Постижения Изначального Света Всевышнего Прародителя». Прим. автора. 

Про йогу:  "Нестареющий" йог Шри Девраха Баба. - Мировоззрение - медиаплатформа МирТесен

[4] Юдхиштхира: Юд – Уд (Удилище – приспособление достичь труднодостижимого), Хи – Лунная (Душевная) Сила Прародителя, Ш – Ширь (Необъятность), Т – Твердо (Утверждение), Ра – Изначальный Свет Прародителя. Объединённый образ: «Обладающий труднодостижимой способностью великодушно утверждать Изначальный Свет Прародителя» или «Великодушный поборник труднодостижимого Изначального Света Прародителя». Прим. автора. 

[5] Крышень: Аватар (человеческое воплощение на Земле) Бога Вышеня. Значение имени: Крыш – Крыша (Верховный), Е – Есмь, Н – Ны (Наш), Ъ – Сотворённое. Единый образ: «Это есть наш Верховный Бог сотворяющий (оказывающий) нам покровительство». В современном языке до сих пор существует слово «крышевать». Ныне оно имеет отрицательный оттенок, как и многие древние слова, осквернённые невежеством. В изначальном значении «крышевать» — это оказывать Духовное Покровительство. Прим автора.

[6] ПОСТЪ: П – Полное, О – Очищение, С – Собственных, Т – Телес, Ъ – Сотворяша. Прим. автора.

[7] Якша: разновидность духов Природы, ухаживающими за растениями. Обычно, слово Якша связывают с индуизмом, буддизмом и джайнизмом. Однако, полезно знать, что это слово исконно наше, Славяно-Арийское, о чём свидетельствуют наши гидронимы и топонимы:

Якша — река в Ярославской, Костромской и Ивановской областях России.

Якша — деревня в Ивановском районе Брестской области Белоруссии.

Якша — посёлок в Троицко-Печорском районе Республики Коми, Россия.

Якша — посёлок в Чухломском районе Костромской области России. Прим. автора.

[8] Аскетъ: Ас – Асъ (Азъ – Богочеловек), К – Како (Который), Е – Есмь (Божественное Присутствие), Т – Твердо (Утверждение). Совмещённый образ: «Богочеловек, утверждающий и сотворяющий Божественное Присутствие». Аскеза – действия, направленные на создание и осознание Божественного Присутствия. Прим. автора.

[9] Калпа (кальпа): День и ночь Сварога (Брамы), длящиеся 4320 миллионов лет, которые завершаются окончанием жизнедеятельности Вселенной. Прим. автора.

[10] Обет: обещание, данное Богу. Прим. автора.

[11] ПОСТЪ: П – Полное, О – Очищение, С – Собственных, Т – Телес, Ъ – Сотворяша. Прим. автора.

[12] Совесть: Со-Весть, т.е. Весть, Сошедшая с Небес (от Бога). Прим. автора.

Польза и опасности сухого голодания

Сторонники экадаши и других видов лечебного голодания утверждают: голодом лечил ещё Гиппократ; пост есть во всех религиях; в воздержании скрыта великая мудрость предков.

Считается, что экадаши может облегчить симптомы таких заболеваний, как астма, аллергия, гипертония, болезни желудка и кишечника, диабет и другие.

Основной аргумент при этом таков: не получая подпитку извне, организм переходит на внутреннее питание за счёт разрушения собственных жиров, углеводов и белков. Одновременно с этим происходит очистка тела от шлаков и токсинов. Благодаря чему клетки оздоравливаются, человек чувствует приток бодрости.

Важно подчеркнуть, что лечебное голодание является методом альтернативной медицины. Врачи, представляющие классическую школу, как правило, не поддерживают таких радикальных мер. Так, доктор медицинских наук, профессор клинической медицины, кардиолог Исэдор Розенфельд (Isadore Rosenfeld) выступает против диет, предполагающих потребление менее 1 200 ккал в сутки.

Он утверждает, что идея о существовании в организме человека так называемых шлаков ненаучна. Нет исследований, достоверно доказывающих, что организму нужна помощь в том, чтобы выводить продукты конечного обмена. Более того, доктор Розенфельд полагает, что голодание может ослабить иммунную систему, нарушить ритм сердца и привести к обезвоживанию.

Экадаши предусматривает отказ от воды и пищи на 24 часа. При этом возможен как строгий пост (полное отсутствие контакта с водой и едой), так и более щадящий (частичное голодание, когда один раз в день допускаются питьё и приём пищи). В учениях говорится, что тот, кто соблюдает пост полностью, получает «награду» полностью, а тот, кто ест накту (ужин) — только половину.

Последователи экадаши признают, что первые несколько постов могут вызывать побочные эффекты:

  • головокружение;
  • тошноту;
  • головную боль;
  • нарушение сердечного ритма;
  • понижение кровяного давления и другие.

Но считается, что это естественная реакция организма, который перестраивается на борьбу со шлаками. Если практиковать экадаши регулярно, эти симптомы пройдут.

Врачи же утверждают, что сухое голодание может привести к осложнениям мочекаменной болезни и подагры, а в долгосрочной перспективе — к проблемам с печенью и почками. Кроме того, есть заболевания, при которых доктора категорически запрещают голодать, особенно без воды. Среди них:

  • туберкулёз;
  • заболевания сердца и кровообращения;
  • тромбофлебит;
  • дефицит массы тела;
  • злокачественные опухоли.

Не рекомендуется также пост экадаши беременным женщинам, кормящим матерям и людям, принимающим сильнодействующие лекарственные препараты.

Пост экадаши: как войти, соблюсти и выйти

Как говорилось выше, наилучший способ соблюсти экадаши — полностью воздержаться от еды и питья. Но тем, кто не может придерживаться столь строгих правил, разрешается пить воду и есть определённую пищу. Главное, чтобы она не включала в себя бобовые и зерновые культуры (горох, нут, бобы, фасоль, рис, макароны и прочее).

Другие продукты, запрещённые в экадаши:

  • шпинат;
  • мёд;
  • баклажаны;
  • свёкла;
  • томаты;
  • лук и чеснок;
  • капуста;
  • грибы;
  • специи, морская соль и сахар;
  • масла.

Кроме того, не рекомендуется кушать в чужих домах, кафе и ресторанах.

Но самое сложное — это не сам пост, а правильный вход в экадаши и выход из него. Нужно подготовить организм к голоданию, накануне отказавшись от тяжёлой пищи и вообще сократив рацион.

Выход из экадаши следует начать с питья (если придерживался строгого поста). Для этого после восхода солнца нужно выпить 0,5 литра подсоленной воды (одна чайная ложка соли на пол-литра). При желании можно добавить в водно-солевой раствор лимонный сок.

Через несколько минут после приёма воды можно съесть банан. Считается, что этот фрукт обволакивает желудок, нейтрализуя накопившуюся в нём кислоту. Ещё через какое-то время можно позволить себе лёгкий завтрак. В течение дня после экадаши не рекомендуется есть жирную, жареную пищу.

Если человек постится в экадаши, Я сожгу все его грехи и дарую ему Свою трансцендентную обитель. Экадаши — самый подходящий день для разрушения всех грехов. Он приходит всем на благо. Кришна Арджуне

Помните: экадаши, как любой религиозный пост, — это в первую очередь духовное воздержание. В эти дни следует посвящать себя аскезам, помогать нуждающимся и совершать добро. Ведь в индуизме экадаши — это очищение не столько тела, сколько души.

Если вы практикуете (когда-либо практиковали) экадаши или другие виды голодания, делитесь своим опытом в комментариях.

Тонкий уровень (психика, карма)

В экадаши желание наслаждаться достигает пика. Но если мы постимся в экадаши, то следуем тому механизму, который заложен в структуру вселенной. Благодаря этому мы очищаемся и защищаем свой ум, делаем его стабильнее, не позволяем бездумно плясать под дудочку сиюминутных желаний.

Есть даже целый сборник, прославляющий экадаши – «Экадаши махатмья». В нем собраны истории избавления от серьезных проблем благодаря соблюдению экадаши: кто-то смог вернуть утраченное царство, кто-то – родить сына и т.п. Но не стоит слишком обольщаться, потому что обычно по окончании экадаши мы сразу начинаем копить карму с той же решимостью.

Физический уровень (тело)

В «Аштанга-хридая-самхите» 1.8, трактате об аюрведе, сказано, что «во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, пищеварительный огонь разгорается, состояние тела и ума нормализуется. Кроме того, достигается физическая легкость, здоровый аппетит и жажда, хорошее настроение и пищеварение, так же, как сила и энергия». То есть пост позволяет сжечь шлаки, скопившиеся в нашем организме.

Шрила Прабхупада подчеркивал и экономический аспект экадаши: суточный пост два раза в месяц позволит сэкономить человечеству большое количество продовольствия. Экономический и экологический эффект от такого мирового флешмоба был бы посильнее часа без электричества.

Экадаши — невероятно ценный день в жизни осознанной личности

Учитывая всё выше сказанное, самая оптимальная деятельность в дни экадаши — духовное развитие, среди которого первое место занимает вдохновение духовно развиваться других разумных живых существ, которые не стоят на пути духовного развития. А те, которые стоят, — давать всяческую помощь и поддержку в их прогрессе на своём духовном пути.

Экадаши — это всего лишь голодание?

«… Всё описано в «Бхагавад-гите». Как в больнице. В больнице могут находиться многочисленные пациенты; в день экадаши они ничего не едят. Означает ли это, что они соблюдают экадаши? Такой больной просто одержим:

«Когда я поем, когда я поем, когда я поем?». Однако эти ученики добровольно отказываются от пищи. Мы не говорим, что следует полностью отказываться от еды. Немного фруктов, немного цветов. Вот и всё. Поэтому, парам дриштва нивартате. Словно ребёнок – он ест всё, что попадает ему в руки.

Если дать ему лакомство повкуснее, то он выкинет старое и примется за новое. В сознании Кришны речь идёт о лучшем занятии, лучшей жизни, лучшей философии, лучшем сознании — обо всё лучшем. Поэтому ученики могут отказаться от греховной деятельности и прогрессировать в сознании Кришны.

В «Брахма-ваиварта-пуране» говорится, что тот, кто постится в экадаши, освобождается от всех последствий греховных поступков и его праведность возрастает. Поэтому экадаши называют матерью преданности — если мы в этот день думаем о Кришне или служим Ему, мы получаем большее благо, чем обычно.

Шрила Прабхупада в книге «Нектар преданности» (глава 26) говорит: «Главное, однако, не в том, чтобы просто соблюдать пост, а в том, чтобы укрепить свою веру в Говинду, Кришну, и любовь к Нему. Истинный смысл поста в экадаши заключается в том, чтобы свести к минимуму запросы тела и максимально использовать время для служения Господу — повторения мантры и другой деятельности в преданном служении. Лучшее, что можно делать в день поста — это вспоминать об играх Говинды и постоянно слушать Его Святое Имя.

К таким дням, в которые рекомендуется вспоминать о Господе, относятся экадаши, выпадающие два раза в месяц — на одиннадцатый день после полнолуния и после новолуния. В этот день все преданные соблюдают пост вплоть до следующего утра и непрерывно поют славу Господу.»

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий