С чего начать изучение йоги | YogaManiya

С чего начать изучение йоги | YogaManiya Позы

Основы философии йоги и изучение ее краткой истории

Йога в переводе с санскрита означает «соединение» или «союз», что может трактоваться как духовная связь с богом. Основная задача йоги — это освобождение человека от страдания. Решить эту задачу может, во-первых, безусловная вера в бога (Брахму), который пронизывает всё сущее, и во-вторых, аскетизм или ограничение чувственных желаний.

С помощью йоги можно управлять психическими и физиологическими процессами в организме человека за счёт выполнения физических упражнений, дыхательных практик, контроля над чувствами, концентрации, медитации, за счёт чего достигается самадхи, или просветление сознания.

Йога является философским учением Древней Индии, постулаты которого записал Патанджали, живший предположительно во II веке до нашей эры. Изложенную им в трактате «Йога-сутры» систему более поздний автор Свами Сватмарама назвал раджа-йога.

Однако исторические корни йоги можно найти ещё намного раньше, например, в древних текстах под названием Веды или Упанишады. Йога плавно продолжает практику санкхьи, однако йога более адаптирована к жизни. Санкхья говорит о влиянии на человека двух реальностей — пуруши и пракрити, а именно духовной и материальной составляющей.

Согласно учению йоги страдания появляются, когда человек отделяет себя от окружающего мира, то есть отделяет духовное от материального. Многие люди склонны быть в плену привязанностей, чтобы получить удовольствие, но когда удовольствие заканчивается — приходит страдание.

Йога помогает успокоить ум и направить энергию в мирное русло, достичь этого можно под руководством духовного учителя, ограничивая функции тела, чувств и интеллекта. Высшей целью йоги считается достижение самадхи, когда между личностью и её оболочкой исчезают границы, а между человеком и временем исчезают расстояния. Нет прошлого и будущего, есть только здесь и сейчас, есть только настоящее.

Классическая йога – что это? йога в классическом смысле.

В современном мире существует огромное количество школ и направлений йоги. Современный человек легко может выбрать тот стиль, который больше подходит его запросам и ожиданиям. Однако с каждым годом такого рода стили уходят все дальше от йоги в ее классическом понимании. Что же такое классическая йога, и подходит ли она начинающим? Для того чтобы понять, подходит ли йога в классическом понимании начинающим стоит разобраться с самим понятием йоги.

«Йога» в переводе с санскрита означает «соединение» или «связь». Становится очевидным вопрос: какая связь? Говоря простым языком, это связь нашей души с телом, достижение гармонии с самим собой. Под понятием «классическая йога» стоит понимать йогу в ее изначальном, невидоизмененном состоянии.

Такой, какой она была много веков назад. К сожалению, сейчас йогу воспринимают, прежде всего, как набор асан, как способ поправить здоровье или обрести фигуру мечты. Тем более удивительным для начинающих будет тот факт, что в классической литературе по йоге практически не найти описания физических упражнений. Для примера предлагаем обратиться к одному из самых значимых и древних трудов по йоге – «Йога-сутрам» Патанджали.

Йога-сутры по праву считаются классическим произведением. По оценкам разных специалистов, сутры были записаны во II веке до нашей эры. Этот древний трактат не теряет своей актуальности в наше время. Его активно переиздают, огромное количество учителей дают свое толкование сутр, но самое важное то, что сутры Патанджали идеально подойдут для тех, кто только начал заниматься или делает первые шаги в знакомстве с йогической философией.

Про йогу:  Кармические задачи и предназначение по Атма Караке Марс — Ведическая астрология Джйотиш

Мудрец Патанджали хотел сохранить знания по йоге, обобщить и передать тем, кто стремится к знанию. С этой целью он структурировал все имеющиеся знания по йоге и объединил их в сутры (небольшие по размеру тексты, отражающие самую суть классической йоги). В этой работе вы не найдете рекомендаций к физическим практикам, Патанджали воспринимает тело лишь как инструмент, ставя на первое место наш разум и душу. Для того чтобы достичь успеха в йоге и обрести просветление, Патанджали предлагает практику пройти последовательно по восьми ступеням йоги.

Каждая ступень имеет свое название: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи.

Яма и нияма – нравственные основы йоги. Их следует уяснить любому начинающему практиковать хатха-йогу. Без следования моральным ориентирам добиться успеха в йоге невозможно. Яма и входящие в нее правила учат жить в гармонии с внешним миром, достигнув этого, ученик должен научиться жить в гармонии с собой, пройдя ступень ниямы. Утвердившись на второй ступени, ученик приступает к освоению асаны.

В современном мире большинство начинающих заниматься йогой познают ее через асаны, но, как мы видим, согласно классической йоге, асана – лишь третья ступень. Древние считали, что сначала нужно обуздать свои чувства, научиться управлять собой, а лишь потом переходить к физическим упражнениям. Классическими и рекомендуемыми к освоению были следующие асаны: Падмасана – «поза лотоса», Сукхасана – «удобная» или «легкая» поза, и Сиддхасана – «совершенная поза».

Освоив асаны, ученик должен начать практиковать пранаяму. Сам Патанджали писал: «Будучи в избранной асане, прекращай движение вдоха и выдоха. Это зовется пранаямой». Многие новички ошибочной считают, что пранаяма – это дыхательная гимнастика. Возможно, для современной фитнес-индустрии – да, но для классической йоги это возможность управлять своей энергией.

Пятая ступень, пратьяхара, предусматривает способность практика осознано пребывать внутри себя. Шестая ступень – дхарана, то есть способности концентрироваться на отдельном предмете. Следующая ступень – дхьяна, на этой ступени йог ощущает лишь то, на чем концентрируется. Последняя ступень – самадхи. Она представляет раскрытие сверх-сознания в растворении практикующего с миром. Современными занимающимся такой уровень практически не достигается.

Как быть тому, кто решил пойти путем классической йоги? Как начать заниматься дома? И есть ли классический комплекс?

Первым условием является знакомство с нравственными принципами йоги (яма, нияма). Тот, кто встает на путь йоги, должен использовать их в своей жизни, стремиться максимально четко соблюдать нравственные предписания. Однако ввиду того, что жизнь современного человека имеет бешеный ритм, – в параллели приступить к освоению классических асан. Если вы уже занимаетесь в клубе, то возможность построить свою домашнюю практику позволит тверже встать на путь йоги.

Ваш первый комплекс для домашней практики должен включать разминку. Тренироваться можно только предварительно разогрев тело, далее следует включить в тренировку комплекс для освоения Падмасаны. Ваши первые занятия не должны быть чрезмерно долгими, цель йоги не в том, чтобы утомить вас, а в том, чтобы помочь стать целостной личностью. Начинайте с 30-40 минут, но делайте это регулярно. Любую практику завершайте шавасаной. Ваш первый комплекс должен быть простым и безопасным.

Когда ваше тело будет готово, и вы сможете находиться в медитативной асане от 10 до 15 минут, следует начинать освоение пранаямы. Важно помнить: пранаямы выполняются в медитативных асанах, либо в сидячем положении, с ровной спиной и скрещенными ногами. Пранаямы следует осваивать только под руководством специалиста. Неправильное выполнение упражнений может привести к очень неприятным последствиям. Для начинающих рекомендуется полное йоговское дыхание без задержек, это наиболее безопасный вариант.

Про йогу:  Занятия йогой могут быть небезопасны!

Следующей ступенью будет медитация. Медитативных техник огромное количество, но здесь важно также запомнить, что медитативные практики должны выполняться под контролем квалифицированного инструктора.

Подводя итог, хочется напомнить, что суть йоги не в асанах. Неважно, насколько сложную асану ты можешь сделать, если за пределами коврика ты оскорбляешь людей и злословишь. Неважно, как умело ты делаешь пранаяму, важно то, как живым существам дышится рядом с тобой. Йога начинается и заканчивается не на коврике. Она начинается в нашем сердце и уме, а выражается в наших поступках.

Базовый комплекс йоги: сурья намаскар

В переводе с санскрита Сурья Намаскар означает «Приветствие Солнцу», это комплекс упражнений для разминки всех групп мышц, состоящий из 12 асан. Рекомендуется выполнять его в утреннее время для активации солнечной энергии и приведения организма в тонус, в процессе можно пропевать специальные мантры при выполнение каждой асаны для вхождения в медитативное состояние.

Начинать необходимо с детальной проработки каждой асаны и далее объединить их в комплекс, добавив правильное дыхание, принцип простой — прогибаясь назад, делаем вдох, а при наклонах вперед делаем выдох.

Польза данного комплекса неоспорима: улучшается работа пищеварительной и дыхательной систем, кровообращение, тренируются мышщы и восстанавливается менструальный цикл у женщин. Противопоказаниями могут служить повышенное давление, грыжа позвоночника, второй и третий триместр беременности.

Существует несколько вариаций Сурьи Намаскар, на рисунке ниже представлен классический вариант данного комплекса.

Подробно рассмотрим и изучим технику выполнения каждой асаны комплекса.

Тадасана:

  1. Встаём ровно, соединяем большие пальцы ног.
  2. Подтягиваем коленные чашечки, напрягаем бёдра и ягодицы.
  3. Копчик направляем на себя, подтягиваем нижнюю часть живота.
  4. Раскрываем грудную клетку, макушкой тянемся вверх.
  5. Делаем выдох, складываем ладони перед грудью в намаскар-мудру.

Хаста уттанасана:

  1. На вдохе поднимаем обе руки над головой.
  2. В конце движения делаем небольшой прогиб в грудном отделе, не «переламываемся» в пояснице.
  3. Лобковой костью движемся чуть вперёд, сжимаем ягодицы.
  4. Раскрываем грудную клетку, смотрим на большие пальцы рук.

Уттанасана:

  1. На выдохе делаем наклон вперёд, кладём ладони на пол.
  2. Если не получается, стараемся дотянуться кончиками пальцев до пола.
  3. Держим ноги прямыми, стараемся положить живот на бёдра. Если спина значительно скругляется, колени допустимо слегка согнуть.
  4. Копчик тянем вверх, вытягиваем позвоночник.

Ашва санчаланасана:

  1. На вдохе правой ногой делаем широкий выпад назад, колено кладём на пол.
  2. При этом сгибаем левую ногу (угол между голенью и полом должен составить 90 градусов).
  3. Делаем небольшой прогиб в спине, вытягиваем позвоночник.
  4. Тянемся макушкой по диагонали вперёд и вверх, смотрим перед собой.

Адхо мукха шванасана:

  1. На выдохе левую ногу переносим назад к правой.
  2. Поднимаем таз как можно выше, голову опускаем между рук.
  3. Выпрямляем ноги и тянем копчик вверх, стараемся наметить лёгкий прогиб в пояснице.
  4. Отталкиваемся руками от пола, стараемся опустить пятки на пол.

Аштанга намаскар:

  1. Сгибаем ноги, касаемся коленями пола.
  2. Сгибаем руки, опускаем грудь на пол.
  3. Таз и локти смотрят вверх, руки прижаты к корпусу.
  4. Подбородок стоит на полу, взгляд направлен вперёд.

Урдхва мукха шванасана:

  1. На вдохе опускаем бёдра на пол.
  2. Выпрямляем руки, прогибаемся, выводя грудь вперёд.
  3. Голову отводим чуть назад, смотрим по диагонали вперёд и вверх.

Далее в обратном порядке повторяем уже описанные позы: Адхо мукха шванасана, Ашва санчаланасана (теперь впереди должна оказаться правая, а не левая нога), Уттанасана, Хаста уттанасана, Тадасана.

Про йогу:  КОМПЛЕКС АСАН ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ / Йога и секреты долголетия

Повторите комплекс ещё раз, теперь отшагивая в Ашва санчаланасану сперва левой ногой, а во второй раз правой. Два таких повторения цепочки — это один цикл. Количество кругов Сурьи Намаскар зависит от уровня подготовки ученика, рекомендуется начинать с трёх циклов и постепенно увеличивать их число, продвинутые йоги делают 108 кругов — это число считается сакральным в традиции йоги.

У йогинов есть шутка: самое сложное в йоге — это расстелить коврик. Перефразируя её, можно сказать, что самое сложное — это просто начать, начать изучение классической литературы по йоге, начать практиковать простые асаны. Лишь на первый взгляд йога кажется занятием только для гибких людей, которые дружат со своим телом, каждый вечер медитируют и поют мантры. Напомните себе, что и эти люди тоже с чего-то начинали, так что все преграды только у нас в голове.

Хатха-йога как составляющая раджа-йоги

В переводе с санскрита «ха» — это «солнце» и мужской вариант мантры, а «тха» — «луна» и женский вариант, то есть хатха-йога — это соединение солнечной и лунной энергии, мужской и женской. Хатха-йога начинается с очистительных практик — шаткарм. Тело надо подготовить к йоге, для этого используют различные методы для очистки глаз, зубов, языка, носа, пищевода, кишечника и даже головного мозга.

Также практикующий должен придерживаться этических правил йоги — ямы и ниямы. Яма содержит принципы ненасилия, непривязанности, воздержания от лжи, кражи и внутренних желаний. Нияма заключается в выполнении правил внешней и внутренней чистоты, довольства тем, что есть, самодисциплины, самообучения и признания бога.

Третья ступень — это асана или устойчивое положение тела в пространстве. В йоге асаны нужны, чтобы правильно направить энергию, текущую в теле. Они способствуют повышению гибкости, улучшают внимание. При корректном выполнении асаны хорошо влияют на сердечную, эндокринную и пищеварительную систему.

Зная, каково влияние на организм той или иной асаны, можно решить многие проблемы со здоровьем. Однако важно помнить про противопоказания, которые есть у каждой позы. В глобальном смысле асана помогает нам прийти в состояние, когда тело и сознание становятся едиными.

Ещё одна ступень хатха-йоги — пранаяма, или контроль за дыханием. Есть различные техники — успокаивающие, активирующие энергию и охлаждающие. Пранаяма помогает очистить тонкое тело от загрязнений и грамотно использовать жизненную энергию.

В хатха-йоге активно используются мудры и бандхи. Мудра — это печать, или расположение пальцев и кистей особым образом, используются для активации энергетических центров. Есть различные мудры — мудра знания, жизни, энергии. Бандха — это замок, есть три типа — горловой, брюшной и корневой замок, они необходимы для удержания и поднятия энергии.

За пределами хатха-йоги лежат более высокие ступени раджа-йоги. Это медитация, или работа с сознанием, здесь важно использовать специальные позы для медитации и выбрать объект медитации. Как правило, начинают с внешнего объекта, например, свеча и далее по мере готовности можно перейти на внутренние объекты — дыхание или чакры. Медитация используется для поднятия энергии до высшей чакры.

Все ступени в конечном итоге идут к последне — самадхи, или соединению с богом. Человек перестаёт ощущать свою индивидуальность, объединяя в себе одновременно наблюдателя и наблюдающего. Патанджали описывал несколько уровней самадхи — от начального уровня, когда практикующий медитирует на объект и задает себе вопрос за вопросом, до высшего состояния, в котором ум растворяется и наступает состояние духовного единства со всем сущим.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий