Школа интегральной йоги Шри Ауробиндо – Мир Йоги

Школа интегральной йоги Шри Ауробиндо - Мир Йоги Позы

Как выбрать “свой” центр йоги или учителя? | дальневосточная йога

Мы продолжаем цикл статей из серии “Советы новичкам”. Итак, Вы определились со стилем йоги, который Вам нравится. Если в Вашем городе есть несколько центров, в которых представлено интересующее Вас направление, рекомендуем обратить внимание на следующие критерии:

Школа интегральной йоги Шри Ауробиндо - Мир Йоги

–  Близость к Вашему дому или к месту работы. На начальном этапе, пока привычка еще не сформировалась, длительное время на дорогу может явиться одним из ключевых факторов отказа от занятий. Честно ответьте себе на вопрос: какое время Вы готовы тратить на то, чтобы добраться на занятие, а потом, довольная (но усталая) – домой? И так – 2-3 раза в неделю? По возможности, выбирайте центр, доехать или дойти в который Вы сможете довольно быстро. Это уменьшит соблазн пропускать занятия.

– Если Вы планируете посещать занятия на автомобиле, сразу оцените наличие парковки в непосредственной близости, а также возможность припарковаться именно на время занятий (особенно, если речь об интервале 18-20 часов – это самое популярное время для занятий)

– Обратите внимание на то, преподается ли йога в «многофункциональном» фитнесс-центре, или это специализированная студия йоги? Ниже мы привели таблицу, которая в целом дает представление об отличиях йоги в специализированных школах и студиях от йоги, преподаваемой в спортивных центрах. Сразу оговоримся – мы привели сравнение по принципу «как правило» (из него могут быть исключения)

Специализированная школа или студия йоги

Йога в спортивном или фитнесс-центре

Преподаваемые стили

Обычно – «традиционные» виды йоги, согласно классическим канонам.

Как правило, есть специализированные классы (для детей, для новичков, для спины, для опытных йогов  и т.д.)

Обычно – адаптированные виды йоги, нацеленные на быстрое улучшение физической формы, больше схожие с фитнесом или пилатесом.

Иногда представлены терапевтические классы.

Наличие доп. инфраструктуры

Как правило, специализированные школы йоги имеют небольшую площадь и там  отсутствуют дополнительные «развлечения», но минимальные удобства вроде комфортной раздевалки и душа обычно имеются.

Как правило, фитнесс-центры имеют довольно развитую инфраструктуру. Перед занятием Вы сможете «размяться» на тренажерах, а после – поплавать в бассейне и попариться в сауне.

Наличие доп. занятий

Обычно в специализированных студиях не проводятся занятия, «не дружественные» с йогой (агрессивные, силовые). Но Вы вполне можете встретить там занятия по пилатесу или восточным танцам. Возможно, они и Вам понравятся.

В фитнесс-центрах обычно йога не является основным видом тренинга. Как правило, посетители таких центров в первую очередь стремятся к силовым или кардио-нагрузкам: тренажеры, аэробика, боевые искусства. Если Вы «за» разнообразие, вам сюда.

Акценты на философии йоги

Как правило, учителя на уроках постепенно знакомят учеников с основами йога-философии, уделяя внимание не только пользе и влиянию асан на тело, но и духовной составляющей. В центре могут применяться традиционные для Индии предметы интерьера, арома-лампы и т.д.

Как правило, акцент в занятиях делается на правильность выполнения асан и прогресс в работе с телом. Обычно, никакой «эзотерики» в виде арома-палочек или пения мантр в таких центрах Вы не встретите. Максимум, Вы можете услышать во время занятия этническую музыку.

Теперь немного об учителях. Как правило, нелишним бывает выяснить ключевые моменты:

– сколько лет учитель сам практикует йогу, сколько лет – преподает? Как правило, чем опытнее учитель, тем Вам будет комфортнее, особенно если Вы-новичок.

– если вы планируете посещать специализированный класс (для беременных, для лечения спины), не мешало бы узнать – есть ли у преподавателя медицинское образование. Согласитесь, в таких ситуациях лучше доверять свое здоровье дипломированному медику. 

И конечно, в любом случае, очень важно: комфортно ли Вам на занятии конкретно с данным преподавателем? Внимателен ли он к Вам? Уделяет ли достаточно внимания? Если Вы найдете «своего» учителя, Вы полюбите йогу навсегда. А если не повезет – рискуете надолго разочароваться.

Что Вас должно насторожить!

Если Ваш учитель практикует йогу менее 0,5-1 года (как правило, этого недостаточно). Важно: учительский стаж может быть и небольшим (начинающие педагоги могут быть даже более внимательными и чуткими, чем опытные «звезды»). Но малый стаж собственных занятий йогой обычно говорит не в пользу такого учителя, особенно в совокупности с отсутствием медицинского образования или, как минимум, диплома института физической культуры. Опытные йоги легко отличат хорошего учителя и без этой информации, а вот новичку придется опираться на факты. Помните, речь о Вашем здоровье.

Если во время или после занятий Вы испытываете существенный дискомфорт, а преподаватель не может дать Вам доступного объяснения или совета. Важно: если ранее Вы не занимались физической нагрузкой, мышцы после занятий могут болеть – это приемлемо, особенно в первое время. Если у Вас, скажем, проблемы со спиной, то после первых посещений терапевтического класса для спины могут беспокоить неприятные ощущения. Но если болит «там, где никогда не болело», или  боль невыносима, то ваш учитель обязан не просто ответить на Ваши вопросы, но и дать рекомендации относительно будущей практики (что можно, чего избегать, как облегчить состояние). Если же такая ситуация произошла, а преподаватель отвечает нейтральными фразами или игнорирует Ваши жалобы, рекомендуем попробовать занятия у другого учителя. При сильных болях обязательно обратитесь к врачу.

Если во время нахождения в центре Вас что-то смущает. На сегодняшний день на Дальнем Востоке работает достаточно много хороших, официальных и популярных йога-центров (именно такие представлены на нашем сайте). Однако, мы должны предупредить: иногда под видом «школ йоги» или «йога-семинаров» (особенно бесплатных) могут действовать различные (не всегда легальные) сообщества. Поэтому, если Вас что-то смутило: место проведения, наличие странных ритуалов, или излишне фамильярное отношение к Вам (не как к клиенту), рекомендуем на всякий случай ознакомиться с учредительными документами, и навести справки про такой «центр».

А вот, что допустимо во время занятия и НЕ должно Вас насторожить:

– приветствие на санскрите (произносится «намасте», при этом руки складываются у груди в специальном жесте) – так у индийцев и йогов принято приветствовать друг друга

– названия асан, произносимые на санскрите (вы скоро к ним привыкнете и запомните)

– этническая музыка во время занятия. Возможно – свечи или использование ароматов (если у Вас аллергия, уточните этот момент заранее).

– одежда учителя (обычно – это традиционная спортивная одежда облегающего покроя, но некоторые йога-учителя могут надевать и широкие штаны – «аладдины» или «афгани» или как-то еще подчеркивать свою индивидуальность: что сказать, женщины! В традиции кундалини-йоги часто используется одежда и повязка на голову белого цвета)

О том, что еще может и должно ждать Вас во время занятия, мы подробно поговорим в нашей следующей статье. 

Выбрать центр прямо сейчас:

Йога в Хабаровске

Йога во Владивостоке

Разнообразие стилей и направление йоги. как выбрать школу йоги в зависимости от уровня развития. н. гунякова

«Молодой, пожилой, очень старый, даже больной и дряхлый – все достигнут совершенства в Йоге постоянной практикой. Успех будет следовать за тем, кто занимается, но не за тем, кто не занимается. Успех в Йоге не может быть достигнут только чтением теории или священных текстов. Успех в Йоге не может быть достигнут ношением йоговской одежды или разговорами о ней. Лишь только в постоянной практике заложен секрет успеха. Истинно, нет сомнения в этом».

Про йогу:  Курсы подготовки инструкторов йоги в Индии


Хатха-йога Прадипика.

Что есть Йога? Глубокая философская школа, система ценностей, наука о связи души и тела, многогранная духовная практика, разнообразное учение о физической культуре? Все определения верны.

Дать прямое определение этому понятию – значит заточить в рамки всеобъемлющую науку об освобождении. Многочисленные переводы и объяснения йоги лишний раз подтверждают то, что ступивший на Путь, вправе сам определить, что есть Йога для него.

Впервые это понятие встречается в Ригведе. Здесь понятие «йога» представлено в качестве «упряжки». Тело человека сравнивается с колесницей, в которую запряжены 5 коней (органы чувств), во главе – хозяин (атман), а управляет ею возничий (ум). Таким образом упряжка – это связь, благодаря которой ум может управлять своими чувствами. Бог Шива считается главным йогином, познавшим трансформацию физического тела в высшее тело света путём глубокой медитации. По легенде Шива владел бесчисленным множеством йогических асан. Считается, что именно он подарил йогу человечеству, в индуизме он – покровитель йоги и защитник практикующих.

Нет сомнений в том, что единая йогическая наука освобождения появилась в глубокой древности. Тому свидетельствуют многие факты: содержание древних текстов (Упанишады, Бхагавад-гита, Йога-сутра Патанджали), находки археологов при раскопках в оставшихся городах цивилизации Инд-Сарасвати статуэток в йогических позах и др.

Первая классификация йогической системы представлена в «Бхагават-гите». Здесь йога – это контроль ума, осознание высшей природы души (Атмы) и трансцендентности Верховного Господа (Бхагавана). Один из известных комментаторов этого великого эпоса – Мадхусудана Сарасвати в 15 в. предложил следующее разделение текста:

– с первую по шестую главу представлена информация о карма-йоге;

– в 7- 12 главах описаны понятия бхакти-йоги;

– 13-18 главы повествуют о джнана-йоге.

Каждый вид йоги из данной традиционной классификации имеет древнюю историю и длинный путь развития. Подобное разделение обширного учения йоги на четыре направления представлены также в работах индийского мыслителя, религиозного реформатора Свами Вивекананды, которые позже были собраны в сборник «Четыре йоги».

Разберемся подробнее в этой традиционной классификации йоги.

Карма – йога

«Те, кто выполняет свои обязанности в соответствии с Моими предписаниями, кто следует этому учению с верой и не завидует Мне, освобождаются от рабства кармы [деятельности, совершаемой ради наслаждения её плодами]».


Бхагавад-Гита, 3.31

Это йога «деятельности». Здесь основополагающее значение имеет абсолютно каждое действие человека, которое необходимо совершать во славу Всевышнего, без присвоения конечных плодов своих усилий. Данное направление базируется на таких понятиях как: «кармическая реакция», «реинкарнация», «карма». Кармические реакции — это последствия действий личности, которые она должна будет испытать в будущем — в следующих жизнях или в этой жизни — в виде удовольствия или страдания, согласно закону кармы. Есть карма хорошая и плохая, однако и та и другая влекут за собой удовольствие или боль в материальном мире. Кармические последствия будут создаваться до тех пор, пока человек ассоциирует себя с материальным телом, не признавая того, что он есть душа. Только согласовывая жизнь с реальностью и действуя в соответствии с предписаниями Верховной Личности можно очиститься от реакций на свою прошлую греховную деятельность и освободится из колеса кармы. Именно этот процесс называется «карма-йога».

Джнана – йога

Это йога «знания». Здесь главной причиной всех человеческих несчастий признаётся незнание (авидья), а целью становится – познание Верховной Личности Бога. С помощью текстов священных писаний, общению с духовными учителями этот интеллектуальный вид йоги позволяет уму освободиться от оков иллюзорной концепции мира, направляет его к истинному знанию. Основополагающее значение отводится уму. Считается, что живя в постоянных иллюзиях человеческий ум, едва ли когда-либо сможет разрешить загадки жизни и найти ответы на самые главные вопросы. Джнана-йога берёт на себя важную миссию – работу по воспитанию ума. Умение мыслить в новых категориях, а не в привычных направлениях, осознавание фундаментальных основ, а так же способность к созерцанию и сосредоточению заложены в основы джана-йоги, которые по сути приучают ум думать быстро и точно, обращать внимание на существенное и не тратить время на внешние и маловажные детали. Таким образом, джана – йога – есть путь самоосознания, где индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознаёт своё единение с Брахманом. Полностью осознав это, человек достигает стадии мокши.

Бхакти – йога

«Постичь Меня таким как Я есть, постичь Верховную личность Бога, можно только в процессе преданного служения. И когда, занимаясь преданным служением, человек обретает сознание Бога, он возвращается в Мою обитель».


Бхагавад-Гита, 55 стих 18 главы

Это йога «преданности» или «преданного служения». В индуизме данное направление йоги считается наиболее доступным и очень эффективным. И данным направлением йоги занимались только жители Индии до 1965 г., пока А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупа не начал проповедовать её на Западе, а в 1971 г. она дошла и до России. Бхакти-йога говорит, что благодаря служению преданные раз и навсегда решают для себя извечные вопросы человечества: рождение, старость, болезни и смерть. Йога состоит из 9 процессов (слушания о Боге, повторение Святого Имени, памятование Бога, служение лотосным стопам Бога, поклонение Божеству в храме, вознесение молитв, признание себя вечным слугой Бога, установление дружеских отношений с Богом, полное предание себя Богу).

Раджа – йога

«Каждая мысль, чувство или воспоминание приводит в движение ум, меняет его, окрашивает зеркало ума в разные цвета. Если вы сможете удержать ум от изменений – он станет спокойным и неподвижным и вы сможете войти в контакт с высшим истинным Я».


Свами Сатчитананда

Раджа-йога – «царская йога», поскольку, человек путём медитации обретает способность властвовать над своими мыслеформами и проявлениями. Афоризмы мудреца Патанджали, изложенные в «Йога-сутрах» составляют основу этой йоги. Существует мнение, что мудрец просто составил очень удачный систематизированный конспект веками существовавших учений. Он разделил раджа-йогу (Аштанга йогу) на восемь ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи. Медитация – это основная практика, которая ведет к освобождению и вечному блаженству. Термин «раджа-йога» появился в XIV веке, когда появилось учение хатха-йоги. До этого момента под йогой понималось то, что сейчас называется раджа-йогой.

Лайя – йога

«Исполненное ясности тысяч светил, незагрязняемое, наполняющее дальнее и ближнее — это не самадхи, это не достижения в йоге, это не растворение ума — это единство с Брахманом»


Махавакья-упанишада.

Это йога «растворения», то есть возврат к состоянию недифференцированного существования (недвойственности), когда индивидуальное сознание йогина объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом), т.е. растворение в Абсолюте. Во многих текстах представлена как кульминация практики раджа-йоги и достигается после обретения самадхи.

Хатха – йога

Надо признать, что мудрецы прошлого во главе с Патанджали не всегда уделяли должное внимание физическому аспекту своего тела, ставя во главе всего ум и прежде всего работу с ним. Но спустя время, новое поколение мастеров йоги и в частности Сватмарама, пришли к иному толкованию работы с умом. Сватмарама говорит о том, что прежде чем усаживаться в медитацию, пытаясь подчинить себе ум, надо как следует подготовить физическое тело, а именно очистить его. Самоконтроль и самодисциплина начинаются с тела: шаткарма, асаны, пранаямы, мудры и бандхи являются основными инструментами. Когда тело очищено волны энергии свободно движутся по каналам, доходя до мозга. В наше время термин хатха-йога встречается чаще остальных видов йоги, однако, чаще всего им обозначают лечебную гимнастику. Но лечебные свойства хатха-йоги в отношении заболеваний – это далеко не главная особенность данного учения. Назначение же хатаха – йоги – создание полно баланса процессов физического тела и ума, единение противоположных человеческих начал.

Про йогу:  Грани Агни Йоги. 1951.

Интересен тот факт, что наш современник, приходя в любую студию йоги в расписании занятий может видеть огромный список разновидностей йоги. Порой это явление доходит до абсурда и йогой занимаются с собаками, детьми, в гамаках и т.д.

Как же случилось так, что имея всего несколько разновидностей это дерево познания обросло столь многочисленными ветвями? Для ответа на этот вопрос стоит углубиться в историю появления йоги на Западе и понять каким образом случилась подобная трансформация древнего учения.

Первым, кто начал передачу духовного учения на других берегах был Свами Вивекананда. Выступив на Конгрессе всемирных религий в 1893 г. он вызвал огромный интерес западного человека к незнакомому и неизведанному учению древности (джняна-йога). Однако тогда, странствующие йоги, практиковавшие сложные асаны и демонстрирующие невероятные способности своего тела воспринимались как клоуны, факиры и сам Вивеканда высказывался о них пренебрежительно. В 1920 г. Парамаханса Йогананда был послан в Бостон своим гуру Бабаджи, чтобы распространить учение крийя-йоги. В это время мода на красивое, здоровое дело охватывает весь Запад. Появляются многочисленные классы физической подготовки, гимнастики, боевых искусств, культуризма. И англичане привозят «моду на здоровье» в Индию, которая первым делом распространяется в высшем обществе. Индийцы в этот период активно начинают возрождение своих традиций: танцев, боевых искусств и йоги. Общество требовало новых идей и направлений в искусстве и культуре, которые подняли бы национальный дух и гордость за свою страну. На этой волне в 1933 г. Шри Тирумали Кришнамачарье поручают популяризацию практики йоги в Индии. Он пропагандирует йогу не только при дворце, но и гастролирует с учениками по всей стране. Заслуга Кришнамачарьи поистине великая, он первый, кто смог объединить гимнастическую йогу с философией «Йога-сутр» и древнеиндийской медициной. Начиная с физического воспитания он продолжал духовным, философским составляющим. Такая адаптированная версия древнего учения возымела колоссальный успех в Индии, а затем и на Западе.

Два ученика Кришнамачарьи смогли добиться повсеместной популяризации йоги на западе и достигли невероятных успехов в своём деле. Первый из них – Паттабхи Джойс, второй – Б.К.С. Айенгар.

Аштанга – Виньяса йога

Шри Паттабхи Джойс, следуя особенностям практики, который преподавал Кришнамачарья, сделал акцент на модификациях асан, использования связок и виньяс. Эта разновидности йоги является динамической практикой, в которой через динамические связки (виньясы), контролируя процесс дыханием, происходит переход из одной асаны в другую. Важную роль играют такие составляющие как бандхи (энергетические замки) и дришти (9 способов концентрации взгляда). Паттабхи Джойс установил 6 этапов развития в Аштанга-Виньяса йоги, каждая из которой требует определенного времени и регулярности практики. Вообще, регулярность здесь является чуть ли ни основным требованием. «99% практики и 1% теории» – под таким лозунгом проводят свои занятия последователи Паттабхи Джойса. Данный стиль йоги требует больших энергозатрат и усилий и по некоторым данным была рассчитана на прохладный климат Гималай и Тибета, поскольку в жарком зале истинные нагрузки могут обернуться весьма плачевным результатом.

В 1964 Андре Ван Лисбет становится первым западным учеником Паттабхи Джойса, а несколько лет спустя к гуру приезжают первые американцы, после чего Аштанга-Виньяса йога распространяется по всей Америке, а последующие 25 лет практика появляется во Франции, Германии, России, Японии, Израиле, Чили, Англии, Италии, Испании, Швейцарии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и многих других странах.

Однако массовое распространение повлекло за собой модификации, которые направлены на упрощения практики. Ориентация на слабую физическую развитость человека приводит к тому, что пытаясь привлечь больше занимающихся в классы, школы йоги извращают изначальный стиль, оборачивая его в оболочку известного названия.

Йога Айенгара

Ещё в раннем детстве Беллура Кришнамачарья Сундарараджа Айенгар переболел инфекционным заболеванием и это значительно подкосило его здоровье и сказалось на физическом развитии. Позже несчастный ребёнок перенес туберкулёз, тиф и малярию, что ослабило его настолько, что он с трудом учился в школе. В 16 лет Айенгар попадает к мужу своей сестры – Шри Тирумали Кришнамачарье, который очень интенсивными занятиями и строгими правилами помогает Айенгару добиться высоким результатов. Позже Сундарараджа посвятил себя более глубокой проработке каждой асаны, достигая высокой точности и совершенства исполнения. После войны Б.К.С.Айенгар прославился как учитель йоги. У него занимались многие знаменитые индусы. Известность на Западе Айенгру принёс его преданный ученик – скрипач Иегуди Менухин, который познакомил учителя с бельгийской королевой и многими другими знаменитостями. В 1966 году выходит книга «Йога Дипика» («Прояснение йоги»), которая сражу же получила мировую известность и стала практически библией для практикующих. Йога Айенгара – это методичная система, направленная на постепенную и глубокую работу тела в каждой асане. Используются различные вспомогательные средства: кирпичи, ремни, валики, одеяла, пропсы и пр.

Вини-йога

Третьим известным учеником великого мастера Шри Тирумалая Кришнамачарьи стал его сын – Т.К.В. Десикачар. В 1975 г. он привёз на запад вини-йогу. Это мягкая, но динамичная практика, из области йогатерапии. Здесь важное внимание уделяется дыханию, пению мантр, мудрам, бандхам и даже изучению ведических текстов и философии. Поскольку сам Десикачар задавался целью сделать йогу доступной для всех, его школа открывает двери абсолютно для разных людей, вини-йога не имеет возрастных и половых ограничений, доступна для людей разного происхождения и вероисповедания, даже для людей со слабым здоровьем.

Интересно, что Десикачар не считал необходимым создавать имя для своей школы, но его американские ученики дали название этому направлению и теперь оно известно в мире как «Вини-йога».

Вини-йога отрицает практическую пользу групповых занятий, здесь крайне важен персонализированный подход к занятиям, которые строятся в зависимости от возраста, культурного уровня, физических и умственных возможностей практикующего.

Шивананда йога

Куппусвами (Свами Шивананда) – один из выдающихся мастеров, который не только посвятил всю свою жизнь служению, но и оставил после себя много плодов своего труда («Общество Божественной Жизни», действующий и по сей день ашрам, больницы, клиники, музей йоги, аюрведическая фармация, федерации религий и садху, художественные студии, издательства и многое другое). Он получил образование врача и отслужив в клиниках Малайзии, вернулся на родину, в Индию за духовными поисками. Шивананда получил это имя при посвящении в Ришикеше, где он встретил своего гуру – великого Свами Шри Вишвананда Сарасвати. Став отшельником он посвятил всё свое время аскезам и йоге. Шивананда видел свою миссию в служении человеку: он заботился о садху, страдающих от различных болезней, основал благотворительную аптеку, где раздавали лекарства паломникам, санньяси и местным жителям. Он подчеркивал сущностное единство всех религий и призывал заботиться о теле, которое есть дом духа, не разрушать его аскетическими практиками. Свами Шивананда стремился сделать йогу доступной обычным людям, сделать ее частью обыденной жизни.

Про йогу:  Шатаются зубы у взрослого: что делать и как лечить?

Шивананда йога базируется на 5 принципах:

  • правильные упражнения (асаны);

  • правильное дыхание (пранаяма);

  • правильное расслабление (шавасана);

  • правильное питание (вегетарианство);

  • позитивное мышление и медитация

В данном йогической системе большое внимание уделяется расслаблению, шавасану делают не один раз за практику. Занятие всегда начинается с комплекса Сурьи Намаскар (Приветствие Солнцу), затем идут 12 статичных асан, в практику включены также пранаямы, медитации и пение мантр.

Преданные ученики Шивананды отправлялись на Запад, чтобы распространить учение своего почтенного гуру. Среди них были Свами Сатчитананда, приехавший в Нью-Йорк в 1966 г. и основавший Институт Интегральной йоги. Такой метод совместил в себе различные направления йоги, включая асаны, пранаямы, методы расслабления (шавасана), самоотверженное служение (карма йога), размышление (дхиана), молитвы (бхакти йога). Второй известный ученик Свами Шивананды – йог Свами Сатьянанда Сарасвати, стал основателем Бихарской школы йоги. На основе существовавшего в средние века буддийского университета Наланда он основал ашрам и научно-исследовательский центр в Мунгере. Прежде чем заниматься у Шивананды, Сатьянанда учил Тантру — учение, согласно которому пробуждение Шакти, или энергии, есть необходимый шаг для трансформации Шивы, или сознания. В отличие от других школ, продолжающих традиции Шивананды, бихарский подход включает в себя элементы тантры: пробуждение и перераспределение праны путем визуализаций и — крийя, т.е. последовательность асан, пранаям, мудр и бандх.

Уникальная технология Бихарской школы — это «йога нидра» (йогический сон). Это практика неподвижной медитации, использующая пранаямы и визуализации и намерение для освобождения от ненужных устремлений, привычек, страхов, тревог. Час йога-нидры приравнивается к четырём часам обычного сна.

Кундалини йога

Йоги Бхаджан в 16 лет он стал мастером кундалини йоги. А 5 января 1969 года провел свою первую лекцию в Лос Анджелесе.Yogi-Bhajan-talkС нее и началась история Кундалини йоги на Западе. Энергия кундалини дремлет в муладхара-чакре, задача йога– разбудить ее, поднять по позвоночнику к сахасраре, где произойдет слияние с Шивой и наступит освобождение. Каждое занятие начинается с мантр, во время прктики выполняются крийи, направленные на работу с определенными целями (освободиться от страхов и ненужных привязанностей, устраняющих боль и чувство вины и пр.) В каждой практике после крий выполняется медитация и также поются мантры. В совокупности вся технология кундалини-йоги приводит в порядок чувства и мысли, помогает осознать, насколько безграничны наши возможности, учит уходить от конфликтов и управлять своими эмоциями, оздоравливает тело, помогает избавиться от вредных привычек и зависимостей.

Из рассмотренных выше примеров очевиден ответ на изначальный вопрос «почему сегодня существует столько направлений йоги». Ученики великих гуру распространяют учение и модифицируют его, у них в свою очередь также появляются последователи, которые привносят «что-то своё» и т.д. Конечно порой это доходит уже до каких-то невообразимых преобразований и на свет являются такие направления как бикрам -йога (динамические занятия в горячих помещениях), пауэр – йога (силовые асаны, все направлено на развития красивого тела, как в фитнесе), йога в гамаках и многие другие. В нашей стране также существуют крупные школы авторских методик, которые были созданы нашими соотечественниками.

Одним из таких учеников знаменитого гуру является президент Киевской Федерации йоги Андрей Лаппа, прошедший полный 2-х годичный курс обучения у Т.К.В. Десикачара. Он объединил полученные знания с собственными разработками и создал новое направление – универсальная йога. Это комплексная система на основе йоги Айенгара, Тибетской йоги, Аштанга Виньясаны и авторские наработки. Практика представлена статическими и динамическими комплексами асан, пранаям, пением мантр, уделяется внимание мудрам и дришти. Особенность направления в том, что в этой йоге нет схем и правил, каждый инструктор вправе вести практику так, как ему кажется правильным, главное чтобы при этом занятие было свободным и сознательным.

Другим таким автором собственной методики является Андрей Сидерский и его йога 23. Стиль Сидерского сформировался под влиянием таких людей, как Виктор Ван Кутен и Анжелы Фармер, мастером цигун Чен Ван Пэном, мастером Бал Мукунд Сингхом, йогином-натхом Шри Индаром, и конечно же Шри Т. К. В. Десикачаром и по сути является синтезом йоги, цигуна и единоборств. Разработанные Андреем последовательности упражнений, сжатые в короткие, очень компактные, эффективные связки, позволяют за короткое время достичь полноценных физических, физиологических и психологических результатов. Всего существует 23 матрицы, 5 стадий, для каждой стадии определён набор асан.

Такое разнообразие стилей и направлений может ввести в ступор новичка, который широко открытыми глазами смотрит на столь широкий выбор и не знает с чего начать. Однако рекомендация может быть только одна – НАЧНИТЕ! Пусть это будет неизвестное вам направление, о котором вы получили немного информации от администратора йога-центра или друзей, в будущем посетив несколько практик, вы возможно захотите попробовать что-то еще. Каждый оказывается на этом пути совершенно по разным и индивидуальным причинам, но цель ОДНА. И, если ваша карма постичь этот путь, пройти его, то вы сделаете это, начав банально с йоги для похудения, вы прийдете к высшему пониманию этого глубокого древнего учения.

Вот что сказано в книге “Сердце йоги” Дешикачара:

«Йога — это не раз и навсегда зафиксированная система. Йога — это творчество. Я знаю, что вы учите иначе, чем я, а я учу иначе, чем учил мой отец. У нас у всех разный опыт, разное происхождение, разные взгляды на йогу и на то, зачем она нам нужна. Поэтому не удивительно, что разные люди находят разное в одном и том же учении йоги. Даже в нашем собственном институте йоги разные учителя учат разными способами, в соответствии с их собственными представлениями, приоритетами и интересами. «Иога-сутры» говорят, что в зависимости от своего угла зрения каждый человек получает из одного и того же учения что-то свое. И в этом нет ничего плохого. Это реальность».

В заключении хотелось бы так же заметить, что при наличие всего семи основных цветов рождаются разнообразные произведения искусства, семь нот позволяет рождаться немыслимым музыкальным направления, так же и семь чакр дают большие возможности для их развития. Традиция йоги жива до той поры, пока это могущее древо пускает новые побеги. Практика постоянно видоизменяется, адаптируется к новым условиям, и в этом нет совершенно ничего плохого. Эволюция – есть жизнь, пока происходит развитие будет существование. И пусть вас не пугает такое разнообразие листьев и побегов на этом древнейшем дереве, а лишь наоборот подталкивает к познанию и изучению. Пробуйте, практикуйте, развивайтесь!

Будьте счастливы и осознаны. ОМ!

Узнать о йоге больше

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий