Стойка на голове • Лайвли — журнал здорового человека

Стойка на голове • Лайвли — журнал здорового человека Позы

Для начинающих

Не следует фанатично стремиться выполнить стойку на голове, если только начали заниматься йогой. В первую очередь необходимо освоить простые асаны и понять, какие принципы в них используются, что происходит в сознании и на физическом уровне, для того чтобы выполнить стойку на голове в удобном для вас положении.

Фото 2Халасаны, после этого приступить к Сарвангасане. Если получилось найти устойчивый баланс в Сарвангасане, тогда можно начинать освоение Ширшасаны.

Для подстраховки лучше приступить к выполнению позы у стены, чтобы не было риска упасть на спину, потеряв равновесие. Но на этом этапе не нужно задерживаться, через некоторое время рекомендуется перейти на полноценное исполнение стойки на голове.

Важно! В этой асане вес распределяется не на голову, а на плечевые и локтевые суставы.

При этом голова касается пола только в одной точке, которая расположена на макушке (4-5 см от линии роста волос). Узнать правильное расстояние между локтями просто: нужно положить пальцы рук на свои локтевые суставы – это будет именно то расстояние, которое необходимо для выполнения асаны.

Для того чтобы приступить к стойке на голове у стены, следует встать рядом с ней на колени, установить локти в правильное положение, пальцы рук соединить в форме чаши, прижаться макушкой головы к поверхности пола или коврика, прижав затылок к сцепленным ладоням.

Фото 3

После нахождения баланса в стойке на голове нужно постараться избавиться от страха падения и убрать лишнее напряжение.

Как научиться тем, у кого не получается сразу поднять ноги в верхнее положение? Рекомендуется выполнить позу по-другому:

Внимание! Если возникли ощущения головной боли, усилилось потоотделение, появились головокружение, жар и состояние удушья, участилось сердцебиение и появился общий дискомфорт в организме, то выполнение Ширшасаны следует немедленно прекратить.

Видеоурок «стойка на голове – легко и безопасно»


Присоединяйтесь к видеоуроку «Стойка на голове – легко и безопасно»!

Прежде чем приступить к освоению Ширшасаны необходимо: освоить все основные позы стоя и практиковать их регулярно – это улучшит стабильность, силу и координацию; освоить позы с разворотом головы – указанные прежде позы стоя, Анантасана, Бхараваджарасана и тд., это подготовит шейные мышцы; включать в практику наклоны и вытяжения вперед – это поможет сделать вход и выход из Ширшасаны легким и безопасным; освоить и выполнять глубокие скручивания такие, как Паривритта Паршва Конасана, Маричиасана, Пашасана и другие – это сделает межреберные мышцы более подвижными, что способствует выравниванию созданию единого вытяжения в Ширшасане; внимательно отнестись к укреплению рук и раскрытию плечевого пояса (Гарудасана, Адхо Мукха Шванасана, Чатуранга Дандасана, Гомукасана должны также быть освоены); иметь навык и опыт выполнения других перевёрнутых положений тела – Чатушпадасана, Сарвангасана, Халасана, Сетубандха Сарвангасана.

Если у вас есть вопросы, пишите по адресу: yogajournal@yogoz.ru

Вред стойки на голове и противопоказания к выполнению

У стойки Ширшасаны есть свои противопоказания, на которые очень важно обратить внимание. Впечатлившись пользой и всеми ее преимуществами, нужно отдавать себе отчет, что без подготовки самостоятельное выполнение асаны чревато серьезными травмами тела.

  • Маточные кровотечения
  • Стойку на голове строго запрещается выполнять во время менструации, поскольку после возвращения в исходное положение можно спровоцировать вред обильного кровотечения.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы
  • Несмотря на все значение асаны на голове для разгрузки сердца, ее категорически не следует практиковать при серьезных сердечных патологиях.
  • Сама стойка на голове даже при коротком времени выполнения дает серьезную нагрузку телу, поэтому так важна постепенная подготовка, чтобы обеспечить организму адаптацию к резкому изменению условий его функционирования.
  • Гипертония
  • Свойство Ширшасаны вызывать приток крови к голове не всегда идет на пользу тому, кто выполняет стойку. В результате практики может подняться давление, которое способно привести к инсульту или гипертоническому кризу. Именно поэтому стойка противопоказана людям с травмами черепа.
  • Деформации позвоночника
  • Если человек страдает от проблем, связанных с деформацией позвоночника, то нагрузка в виде стойки на голове может привести к усилению этой патологии. Это грозит защемлением нервов или развитием межпозвоночной грыжи.
  • Также не следует практиковать стойку на пустой или же наоборот, полный желудок, поскольку это может причинить вред пищеварению.

Как делать позу правильно

В этой асане, как ни в какой другой, следует особенно тщательно следить за правильным положением тела – иначе травм не избежать.

Перед выполнением отдохните несколько циклов дыхания в Позе ребенка, чтобы стабилизировать кровяное давление.

Про йогу:  Кундалини йога - коротко о главном | Школа Кундалини йоги «Венера»

Рисунок А. Вес тела распределяется в соотношении 80/20 (голова/руки), пресс и мышцы спины одинаково вовлечены в работу, тело строго вертикально. Этот вариант подходит, если вы хотите удерживать позу максимально долго.

Рисунок В. Вес тела распределяется в соотношении 20/80 (голова/руки). Пресс включен в работу сильнее, чем мышцы спины. Этот вариант подходит для тех, кто хочет укрепить пресс и снизить нагрузку на спину. Это также самый безопасный способ для новичков.

Рисунок С. Вес равномерно распределен между головой и руками. В работу более всего включены мышцы спины. В этом положении возможны травмы, так на шею приходится сильное напряжение.

Рисунок D. Вес тела уходит за голову, из-за чего практически невозможно удерживать позу. Этот и предыдущий варианты лучше не практиковать.

Как правильно выполнять сиршасану — стойку на голове? :: блог о йоге :: портал о йоге хануман.ру

Как правильно выполнять Сиршасану — стойку на голове?

Глядя на фотографию йога, стоящего на голове, сразу можно сказать, в какой традиции он практикует — однако мало даже в среде преподавателей людей, которые могут похвалиться глубоким и (что немаловажно) практическим знанием Сиршасаны — а те немногие, кто обладает, подчас неохотно разглашают «секретную» информацию как студентам, так и «конкурентам». Не является большим секретом, что правильное выполнение Сиршасаны дает очищение и пробуждение Сахасрара-чакры, а затем и сиддхи (сверхспособности). На групповых занятиях Сиршасану редко когда практикуют, чаще просто осваивают — и то мимоходом и в самом общем виде, не касаясь важных нюансов — а значит, оставляя позу недоступной. Большинство начинающих к этой позе просто не готовы, а большинство «продолжающих» не знают, как ее делать — либо делают неверно, и не получают от нее особой пользы. То есть, как мы видим, ясное понимание этой практики застилает на редкость густой туман неведения, противный истинному духу йоги. Попробуем разобраться!

В наши дни множество разных «стилей» и школ йоги, из которых авторитетные можно пересчитать по пальцам одной руки (все они базируются в Индии). Возьмем школу Дхирендры Брахмачари — весьма уважаемого мастера йоги 20 века. К нашему удивлению, оказывается, что этот более чем вменяемый специалист предлагает к выполнению очевидно травмоопасный вариант стойки, в которой шея оказывает изогнутой, и поэтому принимает запредельную нагрузку. Этот вариант в классической Хатхе называется «Капали-асана» («поза опоры на череп») и является специфической практикой, не рассчитанной на широкое употребление. Дело в том, что мастер предлагает найти точку опоры где-то на уровне выше начала роста волос головы, т.e. почти на лбу! Очевидно, и сам уважаемый Д. Брахмачари, и его ученики десятилетиями регулярно (а скорее всего, ежедневно) стояли на голове в таком положении. Тот факт, что, насколько известно, они не попали в больницу с защемлением нервов или грыжей шейного отдела позвоночника — говорит в пользу данной версии Сиршасаны. И все же, с точки зрения объективной логики и йогатерапии, такое положение рекомендовать к выполнению категорически нельзя. По моему личному мнению, его могут на свой страх и риск практиковать лишь адепты данной школы — вполне возможно, что с хорошими конечными результатами, в силу какой-то своей «сверхлогики» или секрета выполнения, передаваемого на ушко и без знания которого заниматься так весьма опасно.

Некоторые другие школы, напротив — рекомендуют стоять непосредственно на макушке. Вот это, пожалуй, уже имеет под собой и рациональную, и метафизическую логику: ведь, с одной стороны, именно положение в Сиршасане с опорой на макушку позволяет максимально выравнивать шею, что просто категорически необходимо, по соображениям техники безопасности. С другой стороны, точка в нашем физическом теле, которая «включает» Сахасрара-чакру (расположенную в теле праническом, «тонком», или как еще говорят теперь, биоплазменном) — это как раз пресловутая макушка, «родничок».

Все бы хорошо, да только некоторые мастера, напротив, считают стояние в Сиршасане на этой опорной точке весьма нежелательным, в частности иногда мотивируя это данными китайской традиционной медицины — которая считает воздействие на верхнюю точку головы смертельно опасным! Отдельные скептики даже указывают, что при регулярной «неправильной» стойке — на макушке — могут расходиться кости черепа, хотя сложно представить такой процесс у взрослого человека.

Немного логических рассуждений, которые вводят нас в курс дискуссии. Осевая нагрузка, которую может выдержать шея человека, составляет около тонны, а вот поперечная — всего несколько килограмм (шея рассчитана выдерживать вес головы — около 5 кг), а дальше начинается травмирование шеи, пусть и с лучшими намерениями. Для наглядности можно взять спичку или зубочистку — и попробовать сжать ее двумя пальцами по оси (вертикально): у вас ничего не получится, а зубочисткой вы скорее проткнете себе палец! Совсем другое дело, если одновременно надавить за палочку сбоку другой рукой — она тут же согнется, а то и сломается. Именно так ведет себя и наш позвоночник в Сиршасане. Другой пример — многие видели, как на Востоке женщины носят на голове кувшины с водой, а то и связку кирпичей килограмм под 100! Западный человек ужаснется, но они так могут делать годы (другое дело, что износ хрящей тоже никто не отменял — но — специалисты подтвердят — это дело небыстрое).

Для нас важно понять одно — что если шейные позвонки выстроены в одну линию — что возможно в Сиршасане именно при стойке на макушке — то изгиба шейного отдела позвоночника не происходит (или, строго говоря, он минимизирован), и стоять так можно уже столько, сколько позволяют сосуды и другие факторы — шея, в общем-то, и не «включается»: работают руки, спина, даже мышцы пресса — но для удержания тела в вертикальном положении работы мышц шеи не нужно.

Другой аспект стойки — если отвлечься от скелета, и вспомнить про кровообращение — то опять же, любые изгибы шеи (наклон головы вперед или запрокидывание назад) ни в прямом, ни в перевернутом положении тела нежелательны, т.к. осложняют кровоток и могут вызывать побочные эффекты и при регулярном выполнении — патологии.

Про йогу:  Новичок: первый шаг в йоге

И наконец, третий аспект, не менее судьбоносный для того, как вы будете делать Сиршасану. Это ваш мышечный тонус и наличие мышечно-психологических блоков, особенно в шейно-воротниковой зоны и в верхней части спины. Если у человека гипертонус мышц этой области, для него характерна «боксерская» стойка, грудные мышцы перекачены, шея и плечи годами напряжены — в практике йоги ему будет свойственен агрессивный, силовой стиль — и стоять в Сиршасане будет удобнее всего «на лбу»! Я даже допускаю, что наличие крепких шейных мышц на уровне спортсмена будет в какой-то степени (временно) защищать этого человека от травм — но и еще больше закрепощать шейно-воротниковую зону. Если же человек психически («по жизни») и мышечно на фоне (в практике йоги и «в быту») уже достаточно расслаблен — чему способствует верная работа в асанах и практика Йога-нидры — стоять в Сиршасане будет удобнее всего на макушке или где-то посередине. То есть, опять же — «покажи, как ты стоишь на голове — и я скажу, кто ты». Понятно, что мягкое, расслабленное, «кошачье тело» в йоге нарабатывается, это процесс и показатель практики, а не повод к бахвальству, а закрепощенная шейно-воротниковая зона и вообще стойка на голове «на лбу» — не диагноз и не повод создать себе дополнительный стресс. Каждый практикует так, как может на данный момент, а не так, как «правильно» или «надо». Без понимания этого ни к практике Сиршасаны, ни к других техникам Хатха-йоги подходить просто опасно для жизни и психики…

Итак, теперь нам понятно, что несмотря на кажущуюся простоту сути вопроса, одного ответа быть не может. И это приводит нас в лагерь третьей группы мастеров, которые предлагают своим последователем самостоятельно разобраться в данном вопросе, и найти точку опоры непосредственно в ходе практики, по ощущениям. К таким мастерам принадлежат Свами Сатьянанда Сарасвати и Виктор Бойко — имена, несомненно, вызывающие бездну уважения (в силу еще и того, что оба специалиста — не только йоги, но и йогатерапевты). C.C. Сарасвати точно указывает на рекомендованную точку — между «точкой Дхирендры Брахмачари», т.е. утолщением кости, и макушкой. Точка находится примерно на три пальца ниже макушки и находится опытным путем — при опоре на нее тело по ощущениям словно повисает в невесомости (именно такой метод приводит и В. Бойко).

В какой-то момент мне стало очень интересно, как все-таки «правильно» выполнять Шавасану лично мне. И я прибег к помощи одной своей знакомой, которая одновременно является преподавателем йоги и «видящей» — т.е. способна воспринимать течение праны в другом человеке и соответственно изменение состояния чакральной системы в тех или иных положениях тела. Работа с этим необычным специалистом в течение всего 2 минут (я последовательно выполнил стойку на голове на двух разных опорных точках) достоверно доказала — наилучший результат с точки зрения энергетики достигается именно в том положении, которое наиболее удобно (в моем случае — вариант С. Сарасвати и В.Бойко). То есть, получается, что логика, уважаемые мастера йоги или медики могут говорить одно — а какой вариант лучше для вас — можете определить только вы сами.

Несомненно, в свете вышесказанного совершенно очевидно, что Сиршасана — далеко не банальная поза, которую можно делать «по книжке», под видеозапись или даже со слов другого, пусть и опытного и сведущего человека. Она требует некоторой подготовки не только с точки зрения укрепления шеи и плечевого корпуса для комфортного и безопасного входа-выхода из статичной позиции, но и в не меньшей степени «подготовки» внимания. Чтобы правильно именно для вас выполнить Сиршасану, вы должны отлично чувствовать свое тело и научиться доверять собственным ощущениям больше, чему кому бы то или чему бы то ни было другому — а такая уверенность приходит только с многолетним опытом регулярной практики. Поэтому если для безопасного, техничного выполнения с точки зрения «физподготовки» можно начинать подходы к Сиршасане уже в первые месяцы регулярных занятий, то ограничение по осознанности говорит о том, что раньше чем через год постоянных занятий эту позу лучше избегать.

И еще раз о технике безопасности, даже если вы считаете, что готовы начать осваивать Сиршасану, это надо делать как с пранаямой: добавляя нагрузку очень медленно, а время выполнения практики — буквально по несколько секунд каждый раз. Больше 5 минут в Сиршасане для общих целей стоять не стоит. И в любом случае, после выхода из позы надо компенсировать перевернутое положение немедленным выполнением Шавасаны (или Баласаны) на половину времени, которое выполнялась Сиршасана. Вскакивать и даже поднимать голову и корпус после выхода из Сиршасаны совершенно неразумно, лучше всего сначала аккуратно вернуться в исходное положение (Баласана), а потом плавно перевернуться и лечь на спину. Также, если после выполнения позы у вас красные глаза (сосудики в глазах лопаются) или побаливает голова — значит, либо поза выполнялась неверно, либо слишком долго, либо вход-выход были некорректными, либо режим питания не соответствует заданной сложности практик йоги (скажем, мясо или алкоголь в течение суток до выполнения Шавасаны — верный путь к головной боли).

Ну и наконец, уже «на правах рекламы» — если вы хотите технично освоить стойку на голове и многие другие практики Хатха-йоги начального и среднего уровня сложности, рекомендую посетить мой ежегодный семинар «Спокойствие ума» в непальских Гималаях, который состоится вот уже совсем скоро, 25 апреля — 10 мая. В группе осталось 2 места.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yogaСтойка на голове • Лайвли — журнал здорового человека

Повышает концентрацию и память

Многие практикующие отмечают, что стойка на голове хорошо влияет на когнитивные функции. В отрывке из лекции доктора Чандры (Chandra), физиолога из Лондонского университета, объясняются возможные механизмы такого эффекта.

Стойка на голове не увеличивает приток крови к мозгу, поскольку у него есть защитный механизм от таких обстоятельств, но может повлиять на состояние сосудов.

Про йогу:  Срочно! Работа: Инструктор по йоге Москва - Сентябрь 2021 - 1 223 вакансии от прямых работодателей | Jobsora

Учёные заметили, что кровоток в мозгу зависит от того, что человек делает в конкретный момент. Например, визуальные задания увеличивают приток крови к зрительным областям мозга. Такие изменения происходят за счёт расширения одних сосудов, питающих рабочие области, и сужения других — к зонам, которые не используются в данный момент.

Доктор Чандра предполагает, что за счёт повышенного давления в шее во время стойки на голове сравнительно суженные сосуды мозга расширяются, что увеличивает концентрацию, внимание и память.

Польза

Стойка на голове положительно влияет на весь организм:
Фото 4

  • оказывает стимулирующее воздействие на функцию гипофиза и гипоталамуса, что приводит к улучшению работы надпочечников, щитовидной железы и нормализации гормонального фона;
  • оказывает благотворное воздействие на работоспособность мозга, улучшает память, концентрацию внимания и зрение;
  • помогает бороться с депрессивным состоянием и чувством тревоги;
  • уменьшает кровоток, разгружая сердце;
  • помогает развить чувство равновесия;
  • делает мышцы спины, рук и пресс более крепкими;
  • нормализует циркуляцию крови в организме;
  • помогает сбросить лишний вес, благодаря стимуляции обмена веществ;
  • улучшает память;
  • помогает бороться с нарушениями сна;
  • улучшает общее состояние здоровья и повышает уровень жизненной энергии.

Фото 5Последовательное выполнение Сарвангасаны и Ширшасаны способствует избавлению от застоев в кишечнике. Регулярные упражнения положительно влияют на гемоглобин. Но не рекомендуется переходить к этим позам, если наблюдается повышенное или пониженное давление, так как они принесут не пользу, а вред.

Правильно исполненная Сиршасана очищает и пробуждает Сахасрара-чакру, со временем влияет на сиддхи.

Легендарный курс по медитации без оплатыРекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.

Польза стойки на голове

Ширшасана в переводе и означает: «голова» и в древних текстах имеет название «царя всех асан»: матерью считалась более мягкая по исполнению Сарвангасана, известная у нас как «березка». Это объясняется тем, что стойка на голове, работая на всех уровнях — физиологическом, эмоциональном, энергетическом, настолько помогает функционированию органов и систем организма, что способна обращать вспять процессы старения и расширять духовные горизонты практикующего.

Вместе с тем стойка Ширшасана считается одной из самых сложных и травмоопасных асан в йоге, требующих хорошей физической подготовки под опекой профессионального инструктора, но свою сложность она окупает пользой целительного влияния на организм человека.

В ответе на вопрос о пользе стойки на голове мастера йоги выделяют два аспекта полезного воздействия упражнения на организм: энергетический и физиологический.

На уровне энергетики стойка на голове перераспределяет энергетические потоки, движущиеся вверх и вниз по телу, в точке ниже пупка (второй чакры человека), откуда по системе 72 тысяч энергетических каналов (нади) распространяется по телу максимально интенсивно. Именно перевернутое положение тела обеспечивает свойство стойки «делать тело бессмертным».

Физиологические аспекты воздействия «стойки наоборот» затрагивают также все основные органы и системы нашего организма.

Пошаговое выполнение стойки на голове

  1. Переплетите пальцы на макушке, локти разведите в стороны.
  2. Наклонитесь вперед и опустите голову и предплечья на пол в том же положении. Шея вытянута, плечи тянутся вверх по направлению к тазу.
  3. Выпрямите ноги в коленях, упритесь пальцами ног в пол и подходите как можно ближе к рукам и голове, чтобы копчик и таз оказались над макушкой.
  4. Позвоночник вытянут. Когда подойдете максимально близко и почувствуете, что вес тела на предплечьях — оторвите ногу от пола, подтяните согнутую ногу к груди. Не делайте резкий запах иначе тело может по инерции отвести назад и вес тела распеделится неправильно. Колено ноги, которая участвовала в отталкивании, прижать к груди и потихоньку выпрямить без потери баланса.
  5. Не торопитесь выпрямлять обе ноги, пока не почувствуете уверенность в положении.
  6. Потихоньку выводите ноги вверх, пока не голова, таз и ноги не образуют ровную линию. Следите, чтобы не было прогиба в пояснице, для этого подверните копчик вперед.

Позу нужно удерживать минимум полминуты. Резко выходить из позы нельзя. Выходите также постепенно, как и при отстраивании позы.

Стойка на голове и руках: правильное выполнение

  1. Поставьте руки на пол, чтобы они были обращены друг к другу. Опустите затылок к рукам и положите верхнюю часть головы на пол. Ваши лопатки должны быть максимально раскрыты.

  2. Далее  поставьте ноги в позу дельфина, прижав колени к груди. 

  3. Проверьте, находятся ли голова, плечи, позвоночник и бедра на одной линии. Сделайте пять вдохов. 

  4. Затем поднимите одну ногу вверх и, напрягая таз, поднимите вторую ногу и сложите их вместе.  

  5. У вас должно быть ощущение, что ваши локти врезались в землю. 

  6. Таз, бедра и ягодицы должны быть напряжены.

  7. Держите ноги прямыми, а квадрицепсы — вытянутыми. Ваше тело должно ощущаться как прочная, безопасная конструкция с минимальным напряжением на голове. 

  8. Задержитесь на три вдоха, а затем медленно опустите ноги. 

  9. В первый раз делайте стойку, подстраховав себя стеной или тренером. 

Перед началом выполнения стойки на руках и голове подготовьте свое тело к серьезной физической нагрузке. Прокачайте мышцы спины и начните регулярно делать комплексы на мышцы рук и груди. После тренировки хорошо отдохните и подкрепитесь белковой пищей.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий