Стретчинг или йога. Что лучше? — Cтудия Anix Dance

Стретчинг или йога. Что лучше? - Cтудия Anix Dance Позы

Основные позы

Прежде чем говорить о наиболее часто применяющихся асанах в хатха-йоге, стоит разобраться, сколько всего существует поз. Про это написано в книге «Горакша Самхите». Там указано, что асан столько, сколько живых существ на земле, то есть, 8,4 миллиона.

Что касается самых простых и основных, то примеры были приведены.

Еще популярные асаны:

  • Падангустасана;
  • Уттхита Триконосана;
  • Вирабхадрасана.

Перечислять все и давать им характеристики в пределах одной статьи не имеет смысла. Познавать их нужно с наставником. Только в таком случае асаны будут максимально полезны. Всё познается на практике. Можно выделить группы:

  • для спины – укрепление мышц, профилактика заболеваний;
  • для похудения. За час сжигается около 500 калорий;
  • для гибкости – укрепление суставов, позвонков;
  • для шеи.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что хатха-йога полезна для всего тела. И не только для него. Еще и для духа.

Упражнения для начинающих

Базовый комплекс у одного наставника может отличаться от того же самого у другого. Если посмотреть разные видеоуроки, то это заметно.

Наиболее простые упражнения для начинающих:

  1. Тадасана – поза горы.
  • Встаньте на коврик. Выпрямитесь. Стоять нужно ровно.
  • Соедините ноги вместе, чтобы пятки и большие пальцы соприкасались.
  • Подтяните колени и копчик. Держите ноги в тонусе.
  • Отводите плечи назад и вниз. Руки должны быть опущены и вытянуты. При этом нужно еще раскрыть грудь, вытягиваться макушкой вверх и спокойно дышать.

Несмотря на объемную инструкцию, это почти статическая фигура довольно легко выполняется, судя по отзывам тех, кто занимается йогой. Несложно так делать в домашних условиях.

  1. Шавасана. Это поза лежа. Можно посмотреть видео, показывающее, как её выполнять. Но и описания будет достаточно.

Всё просто:

  • лягте на коврик лицом вверх;
  • проведите отцентровку – чтобы обе половины тела располагались симметрично;
  • руки положите под углом 45 градусов к телу ладонями вверх. Пятки – на расстоянии 5 см друг от друга.

Можно развести ноги шире. В такой позе удобно отдыхать после тренировки и медитировать.

Другие асаны лучше изучать на занятиях с наставником.

Что еще следует знать о хатха-йоге новичкам

Можно дать несколько общих рекомендаций:

  1. Тренироваться лучше под руководством наставника. Например, прийти в фитнес-клуб La Salute и записаться на интересующие практики.
  2. Йога – это то, чем следует заниматься регулярно. Если относиться ко всему, как к какому-то периодическому развлечению, толку не будет.
  3. Важно придерживаться умеренности. Хатха-йога – это непростой комплекс. Присутствуют большие нагрузки. Необходимо идти от легкого к сложному.
  4. Нужно в правильной последовательности выполнять асаны, дыхательные практики, ставить энергетические замки.

В остальном – всё приходит с опытом.

С чего начинать заниматься хатха-йогой

Если нет противопоказаний, то можно приступать к занятиям этим направлением. Хатха-йога – это не самая простая система дыхательных упражнений, асан, но не нужно ничего опасаться. Всё постепенно. Никто не требует сразу каких-то результатов.

Главное – это осознанно подойти к делу. Со временем практикующий втягивается и начинает работать полноценно. Поможет руководство опытного наставника. Такие мастера йоги есть в Москве в фитнес-клубе La Salute.

Идти нужно от простого к сложному. Утренняя хатха йога натощак, с чистыми мыслями – лучший вариант для новичка.

Вечерние занятия помогают расслабиться, снять напряжение, забыть о мирской суете.

Так всё-таки: что это такое тайский йога-массаж, или йога, или массаж — блог школы релаксологии

Нам часто задают вопрос, в чем отличие Йога — массажа, преподаваемого в школе Релаксологии, от тайского массажа, который во всём мире неформально называют «пассивной», или «ленивой» йогой?

В самом деле, на наших фото с семинаров по йога-массажу (и даже иногда на «Мнушных») можно увидеть те же приёмы, что используются и в классическом тайском массаже так называемой «северной школы».

К тому же, в объявлениях вам может встретиться словосочетание «Тайский йога-массаж», хотя в дипломах тайских школ нет никакой такой приставки, а есть только название школы, определяющее тот или иной стиль тайского массажа.

Так маркетологи используют слово «йога» (на исключительное право международного пользования которым пытается претендовать, между прочим, Индия), как рекламный ход для привлечения дополнительной аудитории.

Путаница в определениях происходит не только потому, что в тайский массаж изначально вплетены приёмы парной и пассивной йоги, философские принципы которой, действительно, пришли в него с древнего Тибета или Индии.

Но и для того, что бы отделить классический тайский массаж в одежде от других тайских массажей, так же являющихся раскрученными брендами и экспортным товаром Таиланда.

Ведь наряду с классическим тайским в королевстве Сиам (и за его пределами) существует ещё множество разновидностей массажей с уточняющим их происхождение и колорит прилагательным.

Например, тайский фут-массаж (массаж стоп и ног до колена), тайский ойл-массаж (масляный всего тела), тайский слим-массаж (кремами для похудения), тайский массаж травяными мешочками, тайский боди-массаж (эротический) и даже тайский стрейч — массаж, где упор идёт на растяжки, и тоже может исполняться с маслом по обнаженной коже.

Что это такое

Хатха-йога – это течение, которое призвано развивать тело, укреплять его, повышать силу и ловкость. Это не просто какой-то фитнес, а более глубокое учение. В нем тело рассматривается в качестве сосуда, в который заключен дух. Заботиться нужно не только о том, что внутри, но и об оболочке.

Hatha может иметь перевод на русский язык, как «усилие», «натуга», yoga – «это слияние». Если объединить эти слова, то получится отразить точный смысл течения. «Усиленное слияние» — не совсем точно. Скорее, нужно говорить: «Слияние, благодаря усилиям». Так подчеркиваются особенности этой йоги. Под силой, как вариант, предлагают понимать энергию kundalini.

Можно разбить слово «хатха» на слоги. И тогда получится, что это культура, которая описывается как объединение ума и жизненной силы. Название также символизирует Солнце и Луну, либо слияние Шивы и Шакти, мужского и женского – есть разные трактовки. «Ха» и «тха» – это баланс.

Асаны можно охарактеризовать несколькими признаками, которыми они отличаются от других упражнений.

  • Асаны – это плавные, движения, которые соединяются с расслаблением и особенным дыханием.
  • Асаны – это также статичные упражнения, благодаря которым идет постоянная нагрузка на мышцы, они сокращаются и удлиняются. Это дает свой особенный, оздоравливающий эффект на нервную систему, дыхательную систему и весь организм в целом.
  • Асаны не предполагают больших физических нагрузок.
  • Во время выполнения асан внимание удерживается на работающих участках тела, движения и концентрация внимания должны быть синхронными.
  • Дышать во время выполнения асан нужно стараться естественно, через нос.
  • Во время выполнения асан не выделяется молочная кислота, как при обычных физических нагрузках.
  • Регулярное выполнение асан благоприятно влияют на характер и поведение, способствуют достижению гармонии, это можно назвать самодисциплиной.
  • Выполнение асан способствует сохранению здоровья и долголетия, их можно практиковать как для профилактики, так и для лечения многих болезней.

Всем известно, что стрессы, негативные эмоции и мысли оказывают разрушающее действие на организм. Занятия йогой — выполнение асан и дыхательных упражнений помогают справиться со стрессом, убрать внутреннее напряжение, сделать отношения с самим собой и окружающим миром более гармоничными.

Йогу можно применять для профилактики и лечения таких болезней, как астма, гипертония, бессонница, нервных заболеваний и других.

Благодаря занятиям йогой можно укрепить и омолодить организм, сделать его более устойчивым к негативным факторам окружающей среды.

В чем разница между пилатесом, йогой и стретчингом

Все знают о том, что нужно потянуться до и после тренировки. Однако и отдельное занятие, посвященное только растяжке, не повредит. Чем интенсивнее ваш фитнес-режим, тем больше времени стоит потратить на стретчинг. Он расслабляет зажатые мышцы, снимает напряжение, минимизирует получение травм и способствует более эффективному выполнению силовых упражнений.
Существует 6 видов растяжки: статическая, активная, пассивная, динамическая, баллистическая, изометрическая. Например, в йоге часто используется активная, а во время отдельного занятия стретчингом обычно комбинируют несколько видов.

Для кого подойдет йога

Йога станет идеальным занятием для тех, кто:

  • ищет совершенства во всех сферах: физической, духовной, психической;
  • стремится изменить свою жизнь и обрести гармонию;
  • имеет проблемы со спиной, мышечным корсетом, защемлениями;
  • хочет обрести спокойствие;
  • желает научиться понимать свое тело и управлять им.

Йогу не стоит выбирать, если вы хотите похудеть, быстро растянуться, или стремитесь получить мгновенный результат. Она требует комплексного, регулярного подхода и терпения, а также профессионального тренера. Самостоятельное и неумелое выполнение асан скорее навредит, чем поможет.

Для кого подойдет стретчинг

Упражнения по растяжке идеально подойдут для желающих:

  • увеличить подвижность суставов и эластичность мышц;
  • расслабиться после плодотворной силовой тренировки;
  • пополнить свой запас шпагатами и гибкими спинками;
  • повысить выносливость.

Выбирая стретчинг, будьте готовы к небольшой боли, без которой он невозможен. Правильное дыхание, плавные движения и умелый тренер, безусловно, уменьшат чувство дискомфорта, но не сведут его к нулю. В стретчинге всегда есть к чему стремиться, и даже если вы сидите в продольном или поперечном шпагате, остается возможность начать тянуть в «минус».

Очень сложно сказать, что лучше — стретчинг или йога. Каждый выбирает тренировки в зависимости от своих предпочтений и поставленных перед собой целей. Если вы не можете решить, что будет лучше для вас, рекомендуем попробовать оба типа тренировок и только потом делать свой выбор.

История медицины востока — издательство — российская академия естествознания

Глава 4

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ВОСТОКА

Человек так устроен, что все недоступное, далекое, загадочное неизбежно кажется ему окутанным ореолом таинственности, сказочной эффективности, привлекательности. Хорошо помню появление в доме в 60-е годы перепечатанного, видимо, не раз руководства по йоге. Читалось, как откровение. А фильм «Индийские йоги – кто они?» Гордостью наполнялось сердце от невероятных человеческих возможностей. Жизнь становилась прочнее и «правильнее» с уверенностью в существовании древней и мудрой йоги, которая, казалось, могла все, – только протяни руку.

* * *

Две великие цивилизации – Индии и Китая – уходят корнями в очень далекое прошлое. Общность фундаментальных трактовок и феноменология методов лечения, застывших в своем развитии, не позволяют уверенно считать поступательный, накопительный путь появления знаний единственным. Нельзя исключить привнесенности знаний от более развитых цивилизаций. Свами Васвани* считает родиной Хатха – йоги Лемурию (огромный древний материк – цивилизация, погибшая около 30 – 50 тыс. лет назад); Лайа – йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа – йога была внесена в Индию древними арийскими племенами и завоевателями.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджодаро и Хараппы (III – II тыс. до н. э.) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги [44].

Про йогу:  Бела Виг. Книги, рецензии, отзывы

* * *

Древнейшая из медицинских систем* — индийская – дала миру йогу и Аюрведу. «Размытость» хронологий и существование так называемой даосской йоги не позволяют исключить и внеиндийский корень этой грандиозной системы здоровья.

Не менее расплывчато датировано создание Вед – древнейших священных текстов, лежащих в основе философско-религиозной системы индуизма. Это 6 – 2-е тысячелетия до н. э. Гимны, прославляющие древних богов, разнообразны; космогонические и астрономические сведения, формулы, заклинания с пояснениями к ним объединены в 1028 гимнов Ригведы, 1549 песнопений Самаведы. Не менее обширны Яджурведа и Ахтарваведа.

Аюрведа (IX – III в. до н. э.) представляла собой огромную энциклопедию медицинских знаний, где причинами болезней признавались не только гнев богов, но и изменения климата, нарушения диеты, правил личной гигиены.

В Аюрведе описаны признаки 150 болезней, 760 лекарственных растений и продуктов животного происхождения. При назначении их учитывали время года, тип телосложения больного, пол, возраст, характер болезни.

Здесь же, в Аюрведе, излагается учение о двух энергиях: Паруша – мужской и Пракрити – женской. Концепция пяти элементов, впервые или также как в Китае или Греции, составляющая основу как диагностики, так и лечения, представляет собой три доша: вата (эфир и воздух), питта (огонь и вода) и капха (вода и земля). Гармония трех дошей – здоровье, дисгармония – болезнь. Разумеется, считать Аюрведу исключительно медициной – значит, существенно ограничивать ее первоначальные задачи.

Рекомендации оздоровления, заботы о физическом теле не отделимы здесь от морально-нравственных и религиозных аспектов. Однако Аюрведа, вобравшая в себя предписания по сохранению и восстановлению здоровья, носила достаточно прикладной, бытовой характер в отличие от учения йоги.

Йога – связь, воссоединение, единение (аналогом которого является и латинское «religare» — религия) – должна была восстановить единство Чистого сознания, являющегося функцией души, воплощенной в теле, с Внешним сознанием [31]. Учение йоги хотя и отражено в Упанишадах (наставления, полученные «возле ног» учителя; формировались с VIII – VI в.в. до н. э. по XI – XV в.в. н. э.), но было практически доступно лишь касте брахманов- жрецов.

Указания по практике йоги в древних источниках являются частью синкритического (не разделенного, не дифференцированного) учения с известными трудностями истолкования. Индологи полагают, что уровень методического знания древней ведийской йоги был весьма высоким; скорее всего, знание передавалось изустно от учителя к ученику.

Систематизированное учение йоги в рациональных терминах формального мышления было представлено в трактате врача и философа Патанджали «Йога-сутра» (II в. до н. э.). В «Йога сутре» теоретическая часть учения представлена четырьмя частями: Самдхипада, Садханапада, Вибхутипада и Кайвальяпада. Практическая часть впервые выделяет упражнения – умственно–духовные усилия, достигаемые специальным сосредоточением и медитацией. Асаны и пранаяма являются лишь одним из средств к успокоению ума.

Патанджали была сформулирована концепция «восьмеричного пути», являющейся ступенями практики к высотам физического и духовного развития. Она содержала следующие понятия:

  • яма  –  воздержание, ограничение, контроль межличностных отношений;
  • нияма  –  культура, внутренняя дисциплина;
  • асана  –  практика «правильных положений тела»;
  • пранаяма  –  получение энергии через дыхание;
  • пратьяхара  –  выключение чувств, несвязывание мыслей с внешним миром;
  • дхарана  –  концентрация, внимание, искусство сосредотачивать мысли и силы;
  • дхаяна  –  медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине;
  • самадхи  –  ссозерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.
  • Внешнее и внутреннее очищение является основным правилом ниямы. Если праведность мыслей для человека западной цивилизации в массе своей декларативна, то водные гигиенические процедуры, детализированные в йоге, питье воды, процедуры очищения носа и придаточных пазух, очистка желудка и кишечника, уход за полостью рта являются эффективными лечебно-профилактическими мероприятиями, давшими направление более современным* лечебным процедурам.

    Фундаментально проработаны вопросы питания, лечебного голодания, режима труда и отдыха. Следует иметь в виду, что эта диетическая терапия разрабатывалась в вечнозеленой стране с огромным выбором дешевых растительных продуктов в любое время года.

    Особенностью траволечения является использование составов приготовленных фруктов, трав и ряда минеральных веществ; этим формулам нет эквивалента в обычной Западной медицине [67]. Это могут быть настойки, чаи, компоты, пилюли или порошки. Расаяна может содержать от десяти до двадцати отдельных трав, каждая из которых содержит сотни и тысячи химических компонентов. Согласно учению аюрведы, при использовании комбинированных травяных форм, в которые иногда входит растение целиком, достигается синергическая работа различных химических компонентов, что позволяет избежать вредных побочных эффектов.

    Принцип «выведения» представлен в аюрведе как нигде полно и разнообразно. Детоксикация осуществляется с потом, калом и мочой. В число регулярных процедур входят массаж абьянга со специальным масляным настоем трав, травяные клизмы. Очень широко и наружно и внутренне применяются различные масла.

    Панчакарма – процесс интенсивной детоксикации – проводится в течение нескольких дней, одновременно она предусматривает комфорт и глубокий отдых.

    Так описывается в «Йоге-сутре»* основа любой асаны, которых великое множество, но 32 признаны наиболее полезными для укрепления здоровья.

    Пранаямы базируются на концепции праны – «жизненном дыхании, жизненной энергии», получаемой при дыхании. Пурака (вдох), Кумбхака (задержка дыхания) и Речака (выдох) тщательно и последовательно проработаны в йоге. Их качественные и количественные комбинации предназначаются не только для укрепления тела, но, в первую очередь, для подготовки к медитации и достижения ее высоких ступеней, невозможных без высокого уровня энергетики организма, достигаемой путем дыхания.

    Асаны и пранаямы являются основой Хатха-йоги, целью которой является совершенствование физического тела и не является обязательным в других практиках** йоги. Более того, Хатха-йога, вызывающая наибольший интерес и наиболее востребованная на Западе, не входит в три основных йогических пути: пути действия (Карма-йога), пути знания (Джнани-йога) и пути любви (Бхакти-йога). В XX веке йога получила широкое распространение по всему миру и новые пути развития. Наиболее яркие примеры «неклассических» йог- интегративная йога, разработанная Шри — Ауробиндо Гхошем, и Агни-йога, у истоков которой стояли Е.И. Рерих и Н.К. Рерих.

    На Западе йога появилась сравнительно недавно. Так, в США она проникла в середине 1800 годов. Примерно в это же время, усилиями интеллектуалов, интересовавшихся эзотерическими философиями Востока, о йоге узнали в Европе и России. Свами Вивекананда в 1893 г. зажег немеркнущий интерес к йоге на Всемирной выставке в Чикаго. Методы йоги достаточно широко распространены во всем мире, проходя известные пики популярности. В СССР ажиотаж вокруг совершенно неизвестного в стране экзотического, сразу овеянного невероятными слухами метода пришелся на начало 70-х годов. Сейчас в секциях йогов можно найти истинных энтузиастов русского происхождения, отдавших многие годы практическому применению метода. В самой Индии созданы институты йоготерапии и йогокультуры, йогоцентры, йогоашрамы. Их работой руководят профессионалы; обучают йоге и лечат больных. Большинство из них – врачи, прекрасно знающие как народную древнеиндийскую науку о лечении болезней – Аюрведу, так и современную медицину.

    В Индии йога введена для обязательного изучения в армии, полиции и учебных заведениях страны. В ряде государств она является обязательной в физической подготовке военнослужащих, прежде всего летчиков и подводников [44].

    * * *

    Конец прошедшего века ознаменовался увеличением интереса на Западе методами Восточного целительства/самооздоровления. К сожалению, вся эта старейшая и отработанная веками система широкими массами востребована «наоборот» – в большей мере через интерес к энергопрактикам и в самой малой – к морально-этическому совершенствованию, которые всегда и во всех традициях являлись первыми, начальными ступенями духовной трансформации (яма и нияма).

    Этическое развитие, психо-эмоциональная чистота личности лежат в основе великих религий и систем трансформации личности. И им, безусловно, придавалось значение большее, чем физическому совершенствованию. Западный ум в своем неуемном стремлении все разложить по классификационным признакам сумел и в данном варианте из цельного мировоззрения сделать рекламный сленг на основе лаконичности, якобы понятности и, на деле, сомнительной лечебной эффективности. Решение возникших перед человеком душевных проблем и заболеваний, по мнению ряда авторов [37,47,99], возможно через раскрытие какой-то (или нескольких) из 7 чакр. В индуизме, где, собственно, рождалось учение о энергетических центрах — чакрах, они вообще рассматривались как взаимосвязанное продолжение ума, отвечающие за свой уровень осознания.

    Методов работы по раскрытию/стимуляции чакр достаточно много, также как взглядов на их функцию. Считается, что первая (чакра) ответственна за семейную безопасность, удовлетворение жизненных потребностей; вторая – за силу отношений, секс, власть, творчество; третья связана со страхом и уверенностью в себе, ответственностью в принятии решений; четвертая – центр любви, ненависти, горя, гнева, сострадания, надежды, доверия; пятая является волевым центром, с ней связаны выбор и воплощение цели, способность принимать решения; шестая – интеллектуально-творческий центр, интуитивизм и седьмая – этика, гуманность, духовность, вдохновение. Каждому центру соответствуют отдельные части тела и органы, где сердце, без всякого сомнения, принадлежит 4 чакре, а мозг – шестой, и, главное для нас – болезни соответствующих органов и систем.

    Литература на эту тему интересна и познавательна, однако квалифицированное описание по работе с не раскрытыми, либо «подавленными» центрами после общих описаний заканчивается приглашением посещать тренинги в авторском центре. Кроме того, сама работа требует немалой подготовки и является достаточно длительным занятием. По мнению же других -–она просто опасна.

    Однако, как бы там ни было – все это вечный процесс ментальной переработки известной информации под требование времени. Так, С.Д. Джагдиш [37] приводит оригинальную классификацию человеческих типов в зависимости от преобладания в их энергетике того или иного центра. И где К. Юнг с его некогда революционной характеристикой психологических типов?

    * * *

    Определение «Восточная медицина» объединяет различные направления медицинских систем юго-восточной Азии, Дальнего Востока, Монголии, Тибета и Японии, уходящих своими корнями в индийскую и китайскую медицину. Значительные отличия космологических представлений китайской цивилизации с ее пятичленной космологической моделью, концепцией Инь-Янь (китайский вариант диалектического единства), числовой кодировкой мирового пространства, антропо- и зооморфной персонологической символикой до настоящего времени надежно «изолируют» восточное мировоззрение, играя роль яркого ярлыка, рекламы в эру развития информационной цивилизации [63].

    Китайская медицина – собирательное название различных, но взаимосвязанных направлений целительства, восходящих корнями к временам ханьской династии. Считается, что первой известной нам книгой по медицине стала «Хуанди нейцзин» («Трактат о внутреннем»), приписываемая императору Хуан-ди (III тысячелетие до н. э.)*. Все основные виды лечения – применение лекарств, акупунктура (акупрессура) и цигун явились частным воплощением даосской философии, принесшей идеи взаимодействия Инь-Янь, Пяти стихий, Недеяния, Податливости, Естественности, всеобщего ритма Превращений и, позже,- концепции циркуляции биоэнергии ци. Йога как система личностного духовного и физического совершенствования, получила развитие и в Китае как даосская или дзен-будийская.

    Ш. Палош [111] приводит важное пояснение о дифференциации врачебных подходов на самой территории Китая, связанной с различными климатическими и социо-культурными условиями. В восточной части страны и на юге преобладала иглотерапия; на севере – прижигание; на западе – лечение травами; в центре Китая – массаж. Так называемое траволечение, следует считать древнейшим видом терапии. Термином «трава» пользовались для обозначения любого природного материала растительного, животного или минерального происхождения*.

    Лекарственная терапия составляла значительную часть «Хуанди нейцзин» или «Книги о болезнях» (V в. до н. э.) Бянь Цяо, «Как лечить различные виды горячки» и «Очерки из золотой комнаты» Чжан Чжун Цзина (III – II в. до н. э.) [111]. Набор лекарственных средств был традиционным: рвотные, слабительные, диуретики, успокаивающие, тонизирующие, жаропонижающие и болеутоляющие. Китай — родина чая и жень-шеня.

    Про йогу:  Комплекс утренних упражнений йоги для пробуждения –

    Ш. Палош [111] указывает на «Книгу лекарственных средств Шэнь-нуна» (II в. до н.э. – II в. н. э.) как на первую в мире фармакопею, содержащую более 300 рецептов.

    Концепция сбалансированного и гармоничного потока ци как основы здоровья формировалась параллельно с поиском (?)* внешних и внутренних каналов циркуляции. Иглоукалывание (чжень) и прижигание (цзю) точек акупунктуры применялись в Китае с незапамятных времен. Так как чжень и цзю использовались одновременно либо последовательно, метод получил название чжень-цзю терапии. Большой раздел «Ней-цзин» был посвящен этому методу. Упоминание о чжень-цзю имеется и в «Цзи-чжуан» ( VI в. до н. э.) [129]. «Книга правды» (IV в.) давала полную топографию почти семисот акупунктурных точек и их подробное пояснение.

    Было бы несправедливым не сказать, что и в Аюрведе топографически выделяются 107 точек «марма», являющихся концептуально аналогами китайских. Аюрведический массаж «абьянга» использует стимуляцию этих точек.

    Для прижигания* использовали накаленную докрасна металлическую палочку, зажженный порошок серы. Наиболее широкое распространение получило применение так называемого полынного цзю. Трава представляла собой похожий на шерсть материал, очень плотно спрессованный в виде конуса или шарика. Иногда к шерстневидному пуху полыни прибавляли лекарственные вещества: сухой имбирь, чеснок и др.

    Считали, что залогом успеха является образование пузырей, при отсутствии которых эффект не наступает. Частое нагноение в области ожогов привели к модификации метода в более щадящий [129].

    В качестве игл использовали острые концы камней (бяньши), осколки фосфора, иглы из бамбука. Железные, серебряные и золотые иглы появились в VI в. до н. э. Считалось, что золотая игла оказывает на организм возбуждающее, а серебряная – успокаивающее действие.

    Примерно в V в. до н. э. выдающийся врач Бянь Цяо первым ставил диагнозы по пульсу, о чем сообщают «Исторические записки» I в. до н. э. Обобщенные сведения в «Книге о пульсе» приводит Ван Шухэ уже в III столетии нашей эры [111].

    По сведениям китайских исследователей [95, 96] в древности словосочетание «цигун»* встречается крайне редко. Такие упоминания есть в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265 – 420 г.г.), а также – значительно позже – в одной из книг в конце Цинской династии. В «Хуанди- ней-цзин» в числе основных пяти методов лечения упоминается «дао инь ань цяо» (раскачивание конечностей и костей, приведение в движение суставов и конечностей; даосский метод взращивания жизни) – и есть древний цигун.

    Это все динамические и статические упражнения, дыхательные упражнения и массаж (аньмо). При этом предпочтение отдавалось самомассажу, позволявшему сделать более подвижным все тело.

    Цигун – целостный метод самолечения, укрепляющий все тело, признавался как более эффективный по сравнению с лекарствами.

    Методы работы с дыханием, дыхательная гимнастика – один из ключевые элементы цигун-терапии. В тексте «Эпитафии из яшмовых подвесок о движении ци», относимом к 380 г. н. э., было сформулировано представление о движении ци в организме и методе работы с ним посредством дыхания.

    В более поздних источниках времен династии Хань (206 г. до н. э. – 250 г. н. э.) приводятся многочисленные примеры и комментарии по дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика отождествляется с приемом ци, но с гораздо более выраженным эффектом.

    В книге Ван Чуна «Относительно равновесия» сказано:

    Врачу Хуа То приписывают создание комплекса «Танец пяти животных», объединявшего характерные позы, движения и особенности дыхания тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Ма Цзижень [95] замечает, что конкретные движения этого комплекса до нас не дошли, а существующие сейчас заново придуманы потомками.

    В последующие годы, при династиях Вэй и Цзинь (с 200 по 589 г.г.) и до периода пяти династий (до 979 г.г.), мы находим неоднократные ссылки на работу с ци как основу здоровья. Ван Чжэнь в «Книге Поздний Хань» говорит о зародышевом дыхании.

    В «Сборнике основ взращивания жизни» Чжан Чжаня приводится 10 основ взращивания жизни. Первые 4 относят к древнему цигуну. В известной книге «Бао Пуцзы» впервые появляются представления о трех полях киновари (дантянях).

    Известный даос и врачеватель Тао Хунцзин в книге «Записки о взращивании природы и продлении жизни» описал методики и теории древнего цигуна.

    Чао Юаньфан в книге «Об исходных состояниях различных болезней», посвященной источникам болезней и выделению 1700 симптомов, говорит только о цигун.

    Более подробно методы вождения и привлечения ци освещены в работах Сунь Сымяо. Им же был написан фундаментальный труд «Тысяча золотых рецептов».

    В VI – XI веках врачевание получило значительное развитие. Издаются руководства по применению метода акупунктуры. В XI веке появляется первый «Атлас точек Ван-Вейя», на основе которого в 1027 году отливается бронзовая модель фигуры человека с нанесенными на ней 600 известными к тому времени точками. К этому же времени относят проникновение метода в Японию, Монголию, Корею, Индию.

    Метод ауриколотерапии, «эр-чжень-ляо», имеющий многовековую историю, упоминается еще в «Хуанди-Нэй-цзин», где имеется высказывание об ушной раковине как месте скопления каналов цзин-ло, связанных со всеми органами и системами организма.

    В «Тысяче золотых рецептов» Сун-симяо (VII в.) приводятся сведения о лечении глухонемоты прижиганием полынью ушной раковины. Ян Сюй-чжоу успешно применял прижигание ушной раковины для лечения катаракты [129].

    Во времена позднего периода Северной Сун появилось крупное произведение «Общие записи об императорской помощи» – сборник медицинских трудов и методов, скомплектованный чиновниками по указанию Сунского правительства [95].

    В книге Чжан Шуя «Куриный пик – метод всеобщей помощи» приведены методики ведения и привлечения:

    К методам дыхания, массажа, даоинь и аньмо как основным методам лечения и самозакалки обращаются практически все авторы периодов Цзинь, Юань, династий Мин и Цин.

    Большое внимание уделяется методу так называемого тихого сидения. Поэт Лу Ю пишет:

    Би Сюан, живший при династии Мин (1368 – 1644) в «Записках о чтении книг» говорит*:

    Поражает количество дошедших до нас литературных медицинских источников либо комментариев к ним с упоминанием не сохранившихся, свидетельствующих о высокой значимости медицины и ее широком практическом применении.

    Среди наиболее значительных — «Энциклопедия древней и современной медицины» Сюй Чуньну, где были собраны, исправлены и систематизированы важнейшие медицинские достижения. Большое внимание уделено динамическим и статическим методам цигуна.

    Развитие методов иглоукалывания и прижигания отражено в работах Ян Сюйчжоу и великого врача Ли Шичженя. Этот удивительный человек оставил описание 10 тысяч рецептурных прописей, многие из которых признаны как традиционной, так и современной китайской медициной [111].

    Чэнь Мэнлей во времена Цинской династии составил крупнейший сборник трудов по медицине «Собрание древних и современных книг и схем».

    Чэнь Цзяжу, живший в то же время, говорил:

    Развитие методов традиционной терапии в последующие века не носило поступательного характера. Это были периоды гонений, упадка и вновь вспыхнувшего интереса в середине XX века. Запад более жадно воспринимал, пытался осмыслить и трансформировать традиционные методы лечения. Так, появление акупунктуры в Европе в XVII в. привлекло внимание исследователей, и метод со временем получил широкое распространение*, особенно во Франции и России. Во Франции P.Nogiee, 1969 [129], был развит метод аурикулотерапии.

    Интересным фактом является методическое отличие применения метода в Японии. Здесь были сформированы собственные теоретические концепции.

    Не менее интересную трансформацию, как в теории, так и в практике, претерпел метод в Корее, где он называется «су-джок» (нога-рука).

    В 1955 году в Пекине был создан научно-исследовательский институт методов чжень-цзю терапии в составе Академии китайской народной медицины. Метод преподается во всех средних и высших медицинских заведениях Китая.

    Еще более широкое и глубокое распространение получил метод во Франции и России*.

    * * *

    Тибетская медицина, чаще называемая в нашей стране как индо-тибетская [16], пожалуй, более других была известна и популярна в дореволюционной России и СССР благодаря деятельности Петра (Жамсарана) и Николая Бадмаевых. Первый из них перевел на русский основной труд тибетской медицины «Чжуд-ши».

    Развиваясь (или создаваясь?) в непосредственном соприкосновении с медициной Древнего Китая и Индии, она сохранила (или приобрела?) собственное лицо. Возможным определяющим фактором в формировании теоретической основы (и уж точно мировоззренческой!) следует считать буддизм, являющийся религией Тибета, Монголии и Бурятии.

    Считается, что тибетская медицина возникла в XII веке на базисе древнеиндийской, китайской и древнеперсидской медицины. Ютог Йондан-гонпо (1112 – 1203) объединил основы тибетской медицины в «Чжуд-ши» («Четыре тантры»), а в XVII веке Дэсрид Саигжай Джамцо составил комментарий к «Чжуд-ши» — «Вайдурья-онбо» (22).

    В основе этого труда — обобщенные заключения, сделанные на основе наблюдений и анализе внешности и характера человека, его образа жизни, привычек и страстей. Как учит «Чжуд-ши», общая причина всех болезней одна – невежество. Оно – причина неуемных страстей, гнева, пороков. Среди причин заболеваний выделяют «Избыток» и «Недостаток», «Неверность» — дисгармоничная жизнь.

    Выделяли четыре этапа в развитии болезни, а всего различали 404 болезни.

    Условиями развития заболевания считали возраст, неблагоприятный сезон, неблагоприятное психическое состояние и неверный образ жизни [22]. Также как и в Индии, правда, в оригинальном варианте, были выдвинуты три доша организма: рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бадкан (слизь), в которые сводились все органы и системы. По мнению современных исследователей, рлунг соответствует нервной системе, мкхрис – гуморальной и кроветворной и бадкан – гуморальной и эндокринной. Преобладание того или иного доша определяет его темперамент и предрасположенность к болезням.

    Арсенал лекарственных средств тибетской медицины огромен. Чрезвычайно высоко развитая лекарственная терапия, основанная на использовании природных растительных, животных и минеральных источников, определила уникальность тибетской медицины на долгие века. Для широкого же распространения методов терапии существовали реальные географические, религиозные, языковые трудности. Существовали рецептурные справочники («жоры»): наиболее известный среди них «Жидуй-нин-нор». Все сочинения иллюстрировались «дунпе» (атласами).

    Классификация лекарственных средств по принципу аналогии основана на выявлении общности между частями лекарственных растений, частями тела человека и его отдельными органами. Считается, что корни, ветви и стебли излечивают болезни костей, мяса и сосудов. Листья, млечный сок и побеги используются при болезнях полых органов. Цветки, плоды и колосья – при болезнях глаз, лица, головы. Еще более оригинально представление о рвотном или слабительном предназначении лекарства: весной, когда растения тянутся вверх, соки тоже движутся вверх, поэтому растения вызывают рвоту. Осенью, когда соки движутся вниз, растения вызывают понос [26].

    Классификация по вкусам исходит из представления о пяти стихиях. Досконально описаны свойства лекарств в зависимости от вкуса, показания к применению. Лекарства из животного сырья подразделялись на 13 видов: рога, кости, мясо, кровь, желчь, жир, мозг, кожа, когти, волосы, моча, как и средства из целого органа. Употребляли в виде зольных препаратов.

    Классификация по их применению группировала препараты, эффективные при определенных патологических состояниях. Это болезни «жара», болезни «желчи», болезни крови, заразные болезни, противоядия, излечивающие болезни легких, болезни «ветра» и группа, включающая средства для лечения болезней «слизи с ветром», протекающих с жаром и без него [26].

    Тибетские лекарства включали иногда несколько десятков компонентов.

    предыдущий раздел | содержание | следующий раздел

    Мантра хатха-йоги

    Без этого не обойтись. Мантры поют на каждом занятии. Нужно выучить текст. Первое время можно просто обращаться к Вселенной со словами благодарности.

    Про йогу:  Йога динамическая и неодинамическая. Эзотерика - Живое Знание

    Mantra в хатха-йоге имеет такое содержание:

    «Ом! Я поклоняюсь лотосным стопам всех Учителей,

    которые помогают пробудить счастье чистого Бытия,

    служат прибежищем, расчищают путь в джунглях,

    устраняют заблуждения, вызванные отравой Сансары.

    Я склоняюсь перед мудрецом Патанджали, —

    он имеет тысячи излучающих яркое сияние голов

    и владеет всем на расстоянии вытянутой руки,

    воплотившись с раковиной, колесом и мечом. Ом».

    Это произносится в начале занятий. Есть и завершающая мантра:

    «Пусть благоденствует все человечество.

    Пусть правители хранят верный путь на земле.

    Пусть процветают те, кто освящает землю.

    Пусть пребудет счастье во всех мирах.

    Пусть дожди изливаются в срок.

    Пусть земля плодоносит обильно.

    Пусть страны не коснется разруха.

    Пусть праведных не затронет страх».

    Отличие от фитнеса

    В нем больше динамики. Философия в фитнесе: здоровое тело, желание худеть, стать гибким. Степень сложности, пожалуй, тоже меньше, чем в хатха-йоге. Кому-то данное покажется плюсом. На самом деле, сложно – это хорошо.

    Польза хатха-йоги

    Отдельно разберем, чем она полезна для мужчин, для женщин и для всех сразу.

    Показания для всех:

    1. Польза в сфере борьбы со стрессом. Особое дыхание – пранаяма, помогает справляться с трудными ситуациями.
    2. Укрепление сердца и нормализация давления.
    3. Улучшение общего самочувствия. После йогатерапии бодрость перестает покидать.
    4. Снятие симптомов хронических заболеваний. Например, йогой можно заниматься даже при остеохондрозе, чтобы не чувствовалось неприятных ощущений.
    5. Расслабление.
    6. Повышение уровня энергии в организме.
    7. Йоготерапия – это метод реабилитации. В статье уже было рассказано про пилатес. Может быть, это течение больше подходит именно для восстановления больного. Но можно ничего не изобретать и заниматься хатха-йогой, чтобы восстановиться от травм, убрать признаки патологий.
    8. Тренировка хорошей осанки, укрепление мышц и суставов, работа с чакральной системой. Это для тех, кто хочет заниматься не только телом.

    Полезна хатха-йога для женского здоровья, она дает такой эффект: происходит сжигание нежелательного жира. Можно заниматься даже беременным. Для мужчин работа с весом тоже может быть интересной.

    Что еще касается сильной половины человечества, то необходимо отметить следующее: укрепляется всё тело, становится красивым, рельефным, крепким.

    Пилатес

    Это направление в начале XX разработал Йозеф Пилатес для тех, кому нужно восстановиться после травм, укрепить суставы и сухожилия, позвоночник, провести профилактику против сколиоза, нормализовать сон. Автор определял свое течение, как то, которое способно обеспечить полную координацию между телом, умом и духом. Это и есть, собственно, йога: внимание уделяется не только организму, как вещи физической, но и духовному.

     Студия пилатеса La Salute

    Польза хатха-йоги

    Отдельно разберем, чем она полезна для мужчин, для женщин и для всех сразу.

    Показания для всех:

    1. Польза в сфере борьбы со стрессом. Особое дыхание – пранаяма, помогает справляться с трудными ситуациями.
    2. Укрепление сердца и нормализация давления.
    3. Улучшение общего самочувствия. После йогатерапии бодрость перестает покидать.
    4. Снятие симптомов хронических заболеваний. Например, йогой можно заниматься даже при остеохондрозе, чтобы не чувствовалось неприятных ощущений.
    5. Расслабление.
    6. Повышение уровня энергии в организме.
    7. Йоготерапия – это метод реабилитации. В статье уже было рассказано про пилатес. Может быть, это течение больше подходит именно для восстановления больного. Но можно ничего не изобретать и заниматься хатха-йогой, чтобы восстановиться от травм, убрать признаки патологий.
    8. Тренировка хорошей осанки, укрепление мышц и суставов, работа с чакральной системой. Это для тех, кто хочет заниматься не только телом.

    Полезна хатха-йога для женского здоровья, она дает такой эффект: происходит сжигание нежелательного жира. Можно заниматься даже беременным. Для мужчин работа с весом тоже может быть интересной.

    Что еще касается сильной половины человечества, то необходимо отметить следующее: укрепляется всё тело, становится красивым, рельефным, крепким.

    Правильное дыхание в йоге

    Большое значение в йоге имеет практика дыхательных упражнений – пранаяма. Считается, что существует некая субстанция – прана, или космическая энергия, благодаря которой существуют все живые организмы. Ее можно накапливать в организме с помощью дыхательных упражнений.

    Дыхательные упражнения можно разделить на две категории – полное дыхание и задержка дыхания, которые осуществляются в различных вариациях. Например, вдох можно не контролировать, а регулировать только выдох, который должен быть длиннее вдоха, чтобы легкие полностью освобождались от отработанного воздуха. Считается, что асаны людям дал бог Шива, выполняя которые можно достичь физического и духовного совершенства.

    Индийский мудрец Патанджали определил асаны, как позы в которых можно находиться устойчиво, приятно, без напряжения долгое время. Асаны нужны для того, чтобы добиться полного контроля над телом. Йоги могут длительное время находиться в одной позе, при этом чувствуя себя комфортно. Считается, что освоенной асану можно считать тогда, когда человек сможет находиться в ней около трех часов.

    Практики

    Хатха-йога состоит из следующих основополагающих элементов:

    • яма;
    • нияма;
    • шаткармы;
    • асаны;
    • паранаяма;
    • мудры;
    • бандхи.

    Яму и нияму обычно объединяют в одну практику. Новичок знакомится со сводом правил, существующих в йоге. Это первая ступень развития.

    Потом следует ознакомиться с шаткармами – это шесть очистительных практик. Краткое их описание:

    1. Нети – чистка дыхательных путей.
    2. Джала-нети – промывание носовых пазух раствором с солью. Интересен механизм: жидкость должна вливаться в одну ноздрю и выливаться из другой. Дыхание осуществляется ртом.
    3. Сутра-нети. Носовые пазухи в этом случае очищаются при помощи жгута.
    4. Капалабхати. Интересен перевод. Это слово означает «сияние черепа». Суть заключается в интенсивном дыхании с выдохами животом. Активизируется нервная система, улучшается кровообращение. Организм таким образом подготавливают к следующим действиям.
    5. Дхаути – это очищение пищеварительного тракта. Самый популярный шаг – вызывание рвоты.
    6. Наули или волна – это самомассаж внутренних органов при помощи мышц живота.

    Далее, можно приступать к изучению асан – поз в хатха-йоге, о которых еще будет рассказано в статье. Следующая ступень – это паранаяма. Суть заключается в работе с энергией при помощи дыхания.

    Мудры – это особые жесты, которые помогают направлять энергию во время тренировок в нужное русло. Бандхи – это комплекс особых зажимов мышц тела. О них рассказывают на уроках по йоге. Если по-простому: бандхи – это энергетические замки.

    Противопоказания к хатха-йоге

    Разберемся, кому нельзя заниматься хатха-йогой. Противопоказания можно разделить на временные и постоянные. Вред от занятий может наступить у тех, кто:

    • чувствует общую тяжесть, слабость;
    • имеет психические расстройства;
    • страдает от проблем с сердцем и опорно-двигательным аппаратом;
    • получал серьезные травмы головы.

    При таких характеристиках заниматься хатха-йогой нельзя ни в коем случае.

    Временные противопоказания:

    1. Прием сильнодействующих лекарств.
    2. Период после операции.
    3. Физическая усталость – когда это периодическое явление. О постоянной слабости речь шла выше.
    4. Повышенная и пониженная температура тела.
    5. Ситуация, когда человек и без того физически активен: спортсмен, работает руками, а не сидит в офисе.

    Нельзя заниматься хатха-йогой после еды, массажа, парной. Если вы побывали в бане, то придется выждать, как минимум, 6 часов.

    Что касается беременности, то нужно смотреть на общее самочувствие. Не стоит практиковать йогу в последнем триместре.

    Не являются противопоказанием менструации. Занятия в это время должны быть максимально мягкими.

    Нужно понимать, что хатха-йога – это большие физические нагрузки. Но и не стоит отметать практику по этому признаку. Никто не будет требовать невозможного сразу на старте.

    Процесс хатха йоги

    В йоге есть такое понятие как суперкомпенсация, то есть с каждым разом после тренировки и последующего расслабления уровень энергии будет увеличиваться. Важно контролировать интенсивность тренировок – найти золотую середину, так, чтобы не преобладали процессы истощения и не было недостатка нагрузки.

    Если все правильно рассчитать, то каждая следующая тренировка будет начинаться с точки суперкомпенсации, то есть каждый раз энергетические затраты будут начинаться с более высокого уровня и силы организма также будут восстанавливаться до более высокого уровня.

    Большое значение в процессе занятий йогой имеет расслабление после физических упражнений, которое также является переходной ступенью к концентрации. Полная релаксация предполагает полное расслабление всех мышц. Для этого лучше всего подходит положение лежа на полу, на коврике. Кроме полного расслабления бывает также и частичное – например сидя или стоя.

    Чтобы полностью расслабиться, нужно лечь на пол, положить руки вдоль тела и сделать несколько глубоких вдохов. После этого окиньте внутренним взглядом все тело – руки, ноги, спину, шею, плечи. Если где-то есть напряжение, напрягите мысленно эту область и затем расслабьте.

    После этого постарайтесь освободить ум от мыслей, сосредоточтесь на пустоте ума, в результате вы почувствуете легкость и возможно тяжесть и тепло в теле, это будет означать, что мышцы расслабились. После выполнения каждой асаны нужно немного, в течении одной, двух минут отдохнуть.

    Стретчинг

    Стретчинг – это подвид фитнеса, который с хатха-йогой все же имеет много общего и, видимо, вышел из неё. Разница в том, что упражнения в нем направлены на развитие мышц, суставов, спины, рук и ног, шеи, гибкости. О единстве духа, разума и тела речи не идет.

    В 50-х годах прошлого века стретчинг был простой разминкой спортсменов перед соревнованиями, а позже выделился в отдельное направление.

    Таким образом, хатха-йога, сама не являясь «первородным» течением, стала основой для других массовых направлений, полезных для здоровья, занимаясь которыми люди не только укрепляют тело, но и работают со своим духом, с мировоззрением.

    Студия стретчинга La Salute

    Стретчинг–возможность стать гибкой и предупредить травмы

    Свое название стретчинг получил из английского языка и дословно переводится как «растяжка». Он может выполняться в комплексе с силовыми упражнениями для успокоения мышц после нагрузки и как отдельная тренировка, направленная на развитие гибкости. Занятия состоят из динамических и статических упражнений, задачей которых является предварительный разогрев мышц и их последующее растяжение.

    Стретчинг помогает повысить эластичность мышц и связок, улучшить подвижность суставов. При этом он не имеет определенной последовательности в упражнениях. Они могут взаимозаменяться или вовсе исключаться в зависимости от того, какие мышцы растягиваются.

    К стретчингу рекомендуется подходить комплексно, тянуть каждую группу мышц поочередно или даже выделять для этого целое занятие. Упражнения не требуют особых дыхательных практик. Единственное условие – не задерживать дыхание и тянуться плавно, без резких движений, которые могут травмировать.

    Типы последовательности асан

    В хатха-йоге используется большое количество асан. В этом, кстати, еще одно её преимущество. Происходит всесторонние развитие организма за счет разнообразия упражнений. Для удобства, последовательности асаны разбили на несколько групп:

    • стоя;
    • сидя;
    • лёжа;
    • прогибы;
    • наклоны;
    • скручивания;
    • балансирующие;
    • перевёрнутые.

    Все группы поз в хатха йоге несут свою пользу. Например, перевернутые – улучшают кровообращение. Скручивания полезны для растяжки. А балансирующие позы – универсальны, они помогают укрепить все группы мышц. Порядок выполнения асан определяется, обычно наставником или тем, кто занимается, если имеет место средний уровень хатха йога.

    Тренировки в anixdance

    Танцевальная студия Anix Dance проводит занятия по стретчингу и йоге. У нас работают профессиональные тренеры, опыт которых гарантирует достижение желаемых результатов. Мы поможем вам подобрать тренировки, учитывая требования и ожидания каждой клиентки.

    Подробно ознакомиться с расписанием, узнать о тренерах можно по этой ссылке, или связавшись с оператором по тел. 7 (495) 799-86-80 или 7 (903) 799-86-80. Пробное занятие в нашей студии стоит всего 300 рублей!

    Оцените статью
    Йога-Оздоровление
    Добавить комментарий