Теория йоги. Философия учения.

Теория йоги. Философия учения. Позы

Реферат: теория личности 3 –

Задание № 1.

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Введение

До Фрейда и других ведущих западных теоретиков личности, не существовало, какой бы то ни было реальной теории личности. Считалось, что психические расстройства являются результатом необъяснимой «потусторонней (alien) одержимости» в остальном разумных, здравомыслящих людей. Об этом свидетельствует тот факт, что врачей, которые первыми стали заниматься лечением психических больных, называли «алиенистами» (alienists).

Одна из величайших заслуг Фрейда заключается в том, что он твердо стоял на следующей позиции: психическими проявлениями управляют определенные правила и причинно-следственные структуры. Рассматривая иррациональные и бессознательные мысли и поступки своих пациентов, он заметил, что они возникают или совершаются в соответствии с определенными паттернами. Занимаясь изучением этих вопросов, Фрейд положил начало «науке иррационального». Кроме того, он увидел, что поведенческие паттерны, обнаруживаемые у пациентов, страдающих неврозами или психозами, являются по своей сути интенсивными проявлениями ментальных паттернов, наблюдаемых у нормальных людей.

Юнг, Адлер и многие другие создали свои теории на основании догадок Фрейда. В теории Юнга бессознательное индивида включает в себя не только личные воспоминания (на чем настаивал Фрейд), но и материал, принадлежащий коллективному бессознательному всего человечества. Альфред Адлер, и другие ученые направили свое внимание на эго как на сложный механизм адаптации к внутренней и внешней среде.

Карен Хорни посвятила свои исследования эго-психологии, а также инициировала развитие женской психологии. Она расширила рамки психоаналитической теории, распространив ее на женщин. Ее работа была продолжена несколькими поколениями теоретиков-женщин. Одной из наиболее известных исследовательских групп здесь считается центр Стоуна.

Уильяма Джеймса, современника Фрейда и Юнга, больше интересовало сознание само по себе, чем его составляющие. Изучая то, как функционирует разум, Джеймс стал предшественником когнитивных психологов. Он также положил начало исследованиям сознания – области, в которой ученые изучают такие вопросы, как измененные состояния сознания (сновидения, медитация, воздействие наркотических веществ на человека и т.д.).

Позже американские теоретики, в том числе Карл Роджерс и Абрахам Маслоу, занялись изучением вопросов психологического здоровья и роста. Маслоу высказал такую убедительную мысль: «Похоже на то, что Фрейд передал нам в наследство нездоровую половину психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой половиной» (Maslow, 1968, р. 5).

РАСШИРЕНИЕ РАМОК ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В последние годы все более значимыми становятся следующие четыре подхода к человеческой природе и функционированию:

  • когнитивная психология,
  • движение за развитие человеческого потенциала (thehumanpotentialmovement),
  • женская психология и
  • восточные идеи.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Когнитивная психология вторглась во многие области психологии, включая теорию личности. Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и, сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим, наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических проявлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.

Первый когнитивный психолог Джордж Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формулируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и, подобно ученым-профессионалам, иногда цепляются за любимую теорию, несмотря на множащиеся свидетельства, указывающие на ее несостоятельность.

ДВИЖЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Движение за развитие человеческого потенциала возникло в 1950–1960-е гг. прежде всего в Институте Исален в Калифорнии и в Национальных учебных лабораториях в штате Мэн и опиралось по большей части на теории Роджерса и Маслоу. В настоящий момент оно представляет собой широко распространенный культурный феномен. Центры роста, или обучения, существуют в большинстве крупных городов, как правило, предлагая интенсивные, часто по-настоящему захватывающие семинары, которые проходят в выходные дни или в течение недели и включают в себя различные виды групповой психотерапии, физических упражнений, медитации и духовных практик. Эти семинары предлагают также обучение навыкам, коммуникации, планирования времени, контролирования качественных показателей и снятия стресса. Лидеры и члены различных групп, а также государственные и частные спонсоры, как правило, считают, что посещение этих занятий может способствовать благотворным, долговременным изменениям.

К сожалению, стечением времени наряду «акцентом на непосредственное овладение навыками и быстрые результаты в рамках движения подучила развитие антинаучная и антиконцептуальная тенденция, которую иногда рассматривают как намеренное проявление неуважения к психологии. С другой стороны, психологи-традиционалисты предпочитают не замечать реальные и важные достижения движения. Мы же понимаем, что многие теории и практические методы, представленные в движении за развитие человеческого потенциала, имеют прочную и убедительную интеллектуальную базу. Важный теоретический вклад в это движение, кроме Роджерса и Маслоу, внесли Вильгельм Райх, Фриц и Лаура Перлс.

ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Третий из основных подходов к человеческой природе и функционированию, по-прежнему остающийся несколько в стороне от магистрального пути науки, признает различия между мужчинами и женщинами. Это звучит абсурдно, но большинство теорий личности и учебных пособий продолжают замалчивать этот вопрос. В 1970-х гг. к этому предмету проявлялся большой интерес, но еще не было проведено достаточного количества основательных исследований. Карен Хорни задолго до того как получило развитие современное женское движение, создала первую убедительную и всеобъемлющую теорию женской психологии.

ВОСТОЧНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Модели личности, разработанные в трех восточных психодуховных учениях: йоге, дзэн-буддизме и суфизме отражают расширение традиционных принципов теории личности. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего развития психологии, но в последнее время она все больше превращается в область международных исследований, менее зависимую от американских и западноевропейских интеллектуальных и философских гипотез.

Восточные теории были созданы в обществах и системах ценностей, которые зачастую резко отличаются от Европы и Соединенных Штатов. Верования и идеалы, присущие этим культурам, обогащают наши представления о том, что значит быть человеческим существом.

Религиозные традиции, лежащие в основе этих систем, – индуизм, буддизм и ислам – отражают взгляды почти трех миллиардов людей, живущих более чем сотне стран. Эти религии исповедует большая часть населения мира. Они являются для их приверженцев повседневной реальностью, а не какими-то академическими, научными или оторванными от практики абстракциями.

Современный интерес к восточным системам

Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший интерес к восточной мысли. Появилось множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных учениях. Многие западные люди в поисках новых ценностей, стремясь к личностному и духовному росту, посвящают свое время интенсивному изучению и практике той или иной восточной системы.

Восточные теории включают в себя весомые концепции и эффективные методики личностного и духовного развития. На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и практического применения.

Все чаще признается, что западные психологи могли недооценивать психологию и терапию других культур. Отдельные азиатские учения включают в себя комплексные виды терапии, и экспериментальные исследования подтверждают их способность оказывать психологическое, физиологическое и психотерапевтическое воздействие. Сейчас азиатские виды терапии используются все большим числом западных людей, в том числе специалистами в области психического здоровья. Они позволяют по-новому взглянуть на психологическое функционирование, потенциальные возможности и патологии, а также применить новые подходы и методы. Вдобавок изучение других культур и практик часто оказывает целительное воздействие, разоблачая скрытые этноцентрические гипотезы и ограниченные представления и тем самым, способствуя более широкому взгляду на человеческую природу и терапию…

Азиатские виды психологии содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния (Walsli, 1989, р. 547-548).

Важно не забывать, что мы говорим здесь о восточной психологии,
а не о восточной религии.
Общим истоком йоги, дзэна и суфизма является потребность объяснить отношения между религиозной практикой и повседневной жизнью. Духовные наставники были среди первых психологов как на Западе, так и на Востоке. Они хотели понять эмоциональную и личностную динамику своих учеников, а также их духовные потребности.

Эти системы действительно отличаются от большинства западных теорий личности повышенным интересом к ценностям и моральным вопросам и акцентом на целесообразности жизни в соответствии с определенными духовными нормами. Они утверждают, что мы должны жить согласно определенному моральному закону, поскольку нравственно регламентированная жизнь оказывает прямое, зримое и благотворное воздействие на наше сознание и общее благополучие. Однако все эти три психологические системы исповедуют практический, даже «иконоборческий» подход к морали и ценностям. Каждая из этих традиций указывает на бесполезность и неразумность такой ситуации, когда внешней форме уделяется большее внимание, чем внутренней функции.

В основе этих видов психологии, как и их западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем психологическим, физиологическим, духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения.

Кредо каждой системы базируется на личном опыте и прозрениях ее основателей. Жизнеспособность и значимость этих традиционных психологических систем поддерживается постоянной проверкой, доработкой и видоизменением тех первичных прозрений, с тем, чтобы они соответствовали новым условиям и межличностным ситуациям, а также различной культурной среде. Другими словами, эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность, продолжая изменяться и развиваться.

Карл Юнг писал: «Знание восточной психологии… формирует необходимую основу для критического и объективного рассмотрения западной идеологии» (in: Shamdasani, 1996, p. XLXI). Таким образом, всестороннее развитие психологии требует изучения и понимания восточного мышления.

Трансперсональный опыт

Все эти системы уделяют внимание трансперсональному росту, или росту, выходящему за пределы эго и личности. Им свойственно общее с трансперсональной психологией представление, что с помощью медитации или других упражнений, воздействующих на сознание, можно достичь, глубинных состояний осознания, выходящих за рамки (trans)
нашего повседневного, личного опыта. В отличие от них, западные психологи, как правило, рассматривают рост с точки зрения укрепления эго: достижения большей независимости, самостоятельности, самореализации, избавления от невротических процессов и оздоровления психики. Тем не менее, концепции трансперсонального роста и укрепления эго могут быть, скорее, взаимодополняющими, чем противоречащими друг другу.

Один из первых теоретиков личности Андраш Андьяд (AndrasAngyal) обсуждает каждую из этих позиций.

Если рассматривать человеческое существо с одной из этих точек зрения [касающихся полноценного развития личности], представляется, что оно стремится в основном к тому, чтобы утвердить и расширить свою самостоятельность. Оно являет собой автономную, саморазвивающуюся сущность, которая: активно себя утверждает, вместо того чтобы пассивно реагировать на воздействия со стороны окружающего мира, подобно какому-нибудь физическому телу. Эта основополагающая тенденция проявляет себя в стремлении человека сделать более консолидированным и полным свое самоуправление, другими словами, воспользоваться своей свободой и организовать соответствующие аспекты своего мира из автономного центра управления, “то есть из своего «я». Эта тенденция, которую я назвал «устремленностью к большей автономии», проявляет себя в спонтанности, самоутверждении, стремлении к свободе и совершенству. <…> Рассматриваемая с другой точки зрения человеческая жизнь обнаруживает базовый паттерн, резко отличающийся от описанного выше. С этой точки зрения может показаться, что человек пытается найти для себя место в неком большем сообществе, частью которого он стремится стать. В первой тенденции мы видим его борющимся за центральное положение в своем мире, пытающимся сформировать, организовать объекты и события своего мира, распространить на них свою юрисдикцию и управление [как в случае роста эго]. Во второй тенденции он, по-видимому, скорее добровольно отказывается от себя, с тем чтобы найти для себя пристанище и стать органической частью чего-то, рассматриваемого им как нечто большее, чем он сам [как в случае трансперсонального роста]. Надындивидуальному сообществу, частью которого человек себя ощущает или желает стать, можно дать различные определения в зависимости от культурного уровня и личного понимания человека (Angyal, 1956, р. 44–45).

Вторая тенденция, вероятно, больше подходит тем, кто уже достиг определенного уровня самообладания, зрелости и самореализации. Развитие сильной независимой личности и ощущения «Я» является предпосылкой второго типа роста.

Оценка восточных систем не должна отличаться от личных суждений, которые мы просим Вас вынести в отношении западных теорий: помогают ли они Вам понять себя и окружающих? Соответствуют ли они Вашему собственному опыту?

Глава 1

Зигмунд Фрейд и психоанализ.

• Тело является первоосновой сознания в целом.

• Пустота (nothing) носит случайный характер и менее всего свойственна индивидуальным психическим процессам. Всякая мысль и всякое поведение имеют значение.

• Сознательное – это лишь небольшая часть психики. Бессознательное и предсознательное представляют собой другие компоненты сознания, менее раскрытые и изученные. Психический процесс называется бессознательным в том случае, когда о его существовании делают вывод по результатам его воздействий. Предсознательное – это часть бессознательного, которая содержит доступные воспоминания.

• Влечения человека не предопределяют исход действия. Описываются два основных вида влечений: сексуальные (поддерживающие жизнь) и агрессивные, или деструктивные (потворствующие смерти).

• Структура личности состоит из ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я). Высшая задача психики заключается в поддержании приемлемого уровня динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие, воспринимаемое как снижение напряжения.

• Главная задача психоанализа в том, чтобы усилить эго, сделать его независимым от чрезмерно требовательного внимания со стороны суперэго и увеличить его способность к рассмотрению ранее вытесненного или скрытого содержания.

• Фрейд предложил описание психосексуальных фаз развития. Способы удовлетворения желаний и физические зоны удовлетворения изменяются в каждой фазе. Индивид последовательно проходит через оральную, анальную и фаллическую фазы развития. Проблемы, связанные с эдиповым комплексом, имеют место во время фаллической фазы. Латентный период продолжается до тех пор, пока индивид не вступает в генитальную фазу развития. Фиксация происходит тогда, когда человек чрезмерно «застревает» на какой-то определенной фазе.

• Фрейд, после того как признался, что он не вполне понимает природу женщины, предложил биологическое основание для чувства неполноценности, которое описывали женщины при проведении психоаналитической процедуры. Его теория относительно того, что женская сексуальность представляет собой «разочаровавшуюся» мужскую сексуальность, подвергалась резкой критике с момента ее опубликования.

• Сновидения используются в психоанализе как вспомогательное средство для раскрытия бессознательного содержания. Сновидения не случайны и не беспорядочны, они рассматриваются как один из способов удовлетворения неосуществленных желаний.

• Состояние тревоги является главной психологической проблемой душевной жизни человека. Если не существует прямой угрозы для тела или для психики, то вступают в действие механизмы защиты. Расход энергии, необходимой для поддержания эффективной защиты, ограничивает гибкость и силу эго.

• Понятие потока энергии занимает центральное место в теоретических предположениях Фрейда, связывая такие понятия, как бессознательное, психологическое развитие, личность и неврозы.

• Ответные реакции на состояние напряжения могут быть как психического, так и физического плана. Либидозная энергия производится из физической энергии. Основные побуждения возникают из соматических источников.

• Опыт раннего детства оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека.

• Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

• Данные противоречия являются неизбежным результатом влияния внешнего окружения, суперэго и неумолимых инстинктивных требований со стороны ид. Цель психотерапии состоит в том, что бы помочь установить наилучший из возможных уровней функционирования эго. Роль психотерапевта заключается в воскрешении в памяти, возвращении в осознание и реинтегрировании бессознательных содержаний таким образом, чтобы жизнь пациента могла приносить ему большее удовлетворение

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Агрессивная энергия (Aggressiveenergy).
Энергия, предположительно имеющая те же самые основные свойства, что и либидо. Она также называется энергией влечения к смерти.

Анальная фаза развития (AnalDevelopmentalstage).
Фаза, охватывающая возраст от двух до четырех лет. На этом этапе вводятся в осознание анальный сфинктер и мочевой пузырь как зоны напряжения и удовлетворения. Естественный интерес к самопознанию вызывается с помощью вырабатывания туалетных навыков.

Про йогу:  Регулярные упражнения для грудного позвоночника залог крепкого здоровья

Влечения, побуждения (Impulses, drives).
Давления, принуждающие действовать в особых случаях без участия сознательного размышления. Потребности являются физическими аспектами, а желания – психическими аспектами влечений. Все влечения характеризуются четырьмя составными элементами: источником, целью, стимулом и объектом.

Генитальнаяфазаразвития (Genital Developmental stage).
Фаза, начинающаяся в подростковом возрасте и продолжающаяся всю жизнь. Либидозная энергия вновь возвращается в область гениталий. В этой фазе развития мальчиков и девочек происходит осознание их половых различий и идет поиск путей удовлетворения эротических и межличностных потребностей.

Деятельность сновидения (Dreamwork).
Процесс искажения, отбора, перестановки, замещения, преобразования и других видоизменений исходного желания, чтобы привести его к состоянию, приемлемому для эго, даже если само исходное желание для него неприемлемо.

Зависть к пенису (Penisenvy).
Чувство неполноценности как результат желания девочки иметь пенис и связанного с этим осознания факта его отсутствия. Для зрелой женщины настойчивое желание иметь пенис превращается в специфическое желание иметь ребенка мужского пола, который принесет ей желаемое. В теории Хорни зависть к пенису рассматривается как дополнение к чувству зависти мальчиков по отношению к беременности, родам и материнству.

Ид(оно) [Id (it)].
Исходная биологическая суть для остальных проявлений личности. Несмотря на примитивность и неорганизованность, ид содержит в себе источник энергии для всех структур личности. Оно не изменяется под воздействием жизненного опыта и не находится в контакте с внешним миром. Его задачами являются ослабление напряжения, усиление удовольствия и уменьшение состояния дискомфорта. Содержания ид почти полностью бессознательны.

Катексис
(Cathexis). Процесс, посредством которого имеющаяся в наличии либидозная психическая энергия «прикрепляется» или вкладывается в человека, идею или вещь. Как только эта энергия освобождается, она может быть перенаправлена и становится пригодной для удовлетворения других потребностей.

Латентныйпериодразвития (Latency Developmental period).
Период, начинающийся в возрасте 5–6 лет и продолжающийся до начала периода половой зрелости. Сосредоточение личных интересов переключается от взаимоотношений с родителями на отношения со сверстниками, спортивные занятия, школьную учебу и другие интересы. Супер-эго успешно вытесняет неразрешенные сексуальные желания фаллической фазы. Либидо (Libido).
Энергия влечений к жизни. Характеризуется как поток энергии, свободно перетекающий от одной зоны внимания к другой, перемещаясь с изменчивой природой эмоциональной восприимчивости. Предполагается, что агрессивная энергия, или влечения к смерти, имеет такие же свойства, как и либидо.

Неврозы (Neurosis).
Неадекватные и навязчивые формы поведения, образовавшиеся в результате подавления влечений в сдерживающем окружении.

Оральнаяфазаразвития (Oral Developmental stage).
Фаза, начинающаяся с момента рождения и длящаяся до 2–4 лет. Потребности и их удовлетворение преимущественно включают в себя губы, язык и, позднее, зубы. Основное побуждение – получение питания, для того чтобы ослабить напряжение от голода и жажды.

Осуществленное желание (Wishfulfillment).
Аспект сновидений, который может рассматриваться как альтернативный способ удовлетворения желаний со стороны ид.

Перенос, «трансфер» (Transference).
Процесс в психотерапии, когда отношения, взгляды и физические характеристики, принадлежавшие людям из прошлого пациента, переносятся на отношения с психотерапевтом, выполняющим роль «чистого экрана». Перенос включает прошедшие события в новый контекст, который может способствовать их пониманию.

Психоанализ (Psychoanalysis).
Процедура исследования, метод лечения и накопление психологической информации, используемые для понимания тех аспектов психической жизни, которые являются скрытыми и, по-видимому, недоступными. Психоаналитическая теория предполагает, что, несмотря на трудность процесса, с его помощью можно прийти к соглашению с повторяющимися требованиями со стороны Ид.

Суперэго (сверхя) [Superego (above I)].
Компонента психической организации, которая развивается из эго, служит в качестве хранилища моральных норм, правил поведения, запретов и несет в себе функции совести, самонаблюдения и формирования идеалов. Оно разрабатывает, совершенствует и утверждает моральные нормы для личности, а также предъявляет ряд требований, которые определяют и ограничивают гибкость эго.

Тревога (Anxiety).
Главная психологическая проблема душевной жизни. Тревога вызывается ожидаемым или предугадываемым усилением напряжения или неудовольствия, когда угроза для тела или для психики слишком велика, чтобы ее проигнорировать, ликвидировать или преодолеть.

Фиксация (Fixation).
Отклик на то, что происходит, когда имеет место чрезмерное «застревание» на какой-либо одной фазе развития. В фиксации существует тенденция искать удовлетворения потребностей более простыми или детскими способами, а не способами, характерными для взрослых людей.

Фаллическаяфазаразвития (Phallic Developmental stage).
Фаза, включающая возраст от трех до пяти лет. В этой фазе происходит сосредоточение на гениталиях с осознанием факта наличия или отсутствия пениса. Дети начинают понимать различия полов.

Эго (я) [Ego (I)].
Подструктура психической организации, которая призвана обеспечивать здоровье, безопасность и нормальную психическую деятельность личности; выступает в качестве посредника между требованиями со стороны ид и реальностью внешнего мира. Эго ответственно за возможности, тогда как ид – только за потребности.

Эдипов комплекс (Oedipuscomplex).
Конфликт, имеющий место в фаллической фазе развития. Для мальчиков отец представляется в качестве соперника в борьбе за внимание со стороны матери. В то же время мальчикхочет любви и привязанности со стороны отца, в этом случае мать представляется соперницей. Чувства мальчика отчасти подавляются из-за страха кастрации. Для девочек существует подобная проблема, но она отличается по способам проявления и разрешения. Так как подавление желаний происходит менее тотальным и суровым образом, девочке позволяется оставаться в этой ситуации в течение неопределенного периода времени.

В этой главе мной выделены именно эти тезисы, потому что они четко формулируют основные идеи, предположения и термины предложенные Фрейдом.

Глава 2

Анна Фрейд и постфрейдисты: Мелани Клейн, Доналд Уинникотт, Хайнц Кохут и гештальт-терапия Фрица и Лауры Перлс.

•Анна Фрейд оказалась наиболее верным последователем своего знаменитого отца. Она разработала методику применения психоанализа при лечении тревожных маленьких детей, обучала ей и пропагандировала ее, а также использовала идеи, почерпнутые ею из практики работы с нормальными детьми, попавшими в трудные ситуации.

•В своей книге TheEgoandtheMechanismsofDefence
Анна Фрейд проливает свет на роль повседневной деятельности, направляемой эго и относящейся к области его ведения. Ее работа принизила значимость роли «оно» и инстинктивных влечений как в теории, так и на практике.

•Чтобы предохранить себя от различного вида тревог, человек прибегает к ряду приемов, используя их в качестве защитных механизмов. Эти приемы обусловлены совокупностью внешних трудностей, генетической предрасположенностью и микроклиматом семьи индивида и его социального окружения.. Жизнь может быть более легкой и успешной, если человек, использующий защитные механизмы осознает их и понимает себя. Они становятся невротическими и оказывают пагубное действие, если препятствуют нормальному функционированию индивида и искажают реальность.

• Начиная с 1930-х гг. психоаналитики, расширявшие рамки теории и практики Фрейда, стали изучать менее вербальные или осознаваемые конфликты у маленьких детей. Эти самые ранние конфликты играют центральную роль в организации психики и часто ответственны за более тяжелые патологии – пограничные и нарциссические состояния и психозы.

• Классические приемы интерпретации не помогали в распространенной ситуации, когда нормальные люди страдали от чувства опустошенности, нереальности и утраты смысла жизни. Эти эмоции, по-видимому, уходили корнями в ранние конфликты.

• Мелани Клейн расширила рамки изучения бессознательного. Ключевым в ее теории стало понятие инстинкта смерти, который проявляет себя в агрессивных фантазиях и игре детей. Она считала, что в организации психики эта врожденная агрессия имеет такое же, если не более важное значение, как и сексуальное влечение.

• Согласно Клейн, проявление сознательной любви неразрывно связано с угрызениями совести, вызванными деструктивной ненавистью. Стоит нам осознать, насколько внутренне жестокими мы можем быть по отношению к тем, кого любим, и мы также осознаем, насколько необходимо заботиться об отношениях, которые мы ценим.

• По теории Клейн, агрессия и любовь действуют в качестве организующих сил психики, причем агрессия расщепляет ее, а любовь – снова объединяет. Наш опыт общения с наиболее любимыми и ненавидимыми «объектами» (или значимыми для нас окружающими) определяет наше мировоззрение и мироощущение.

• Психоаналитическая теория Доналда Уинникотта основывалась на предпосылке, что психику нельзя понять, если рассматривать ее как существующую в изоляции. Развитие «я» младенца будет благополучным только в игровой, любящей и, самое главное, отражающей среде, создаваемой вниманием матери (или основного опекуна).

• Уинникотт заметил, что в основе личностной идентичности лежит прежде всего ощущение бытия. При формировании личности ощущение собственного существования более значимо, чем сексуальные или агрессивные влечения. Он считал, что основа всех последующих функций личности закладывается, когда набирает силу ощущение собственного бытия.

• Психоаналитическая школа я-психология возникла из наблюдений и практики Хайнца Кохута Термин «я» охватывает, по Кохуту, индивидуальное ощущение реальности и цели, честолюбие и идеалы.

• Разрабатывая практические методы работы с дефектами я-структуры, Кохут предложил три взгляда на перенос, или три способа видения собственного психоанализа: отражающий перенос, идеализирующий перенос и близнецовый перенос. Во всех трех вмешательство аналогично: глубокое эмпатическое понимание со стороны аналитика.

• Согласно гештальт-терапии, анализ частей не может обеспечить понимания целого, поскольку целое состоит из частей, дополненных их взаимодействием и взаимозависимостью. Для понимания мира переживаний человека необходимо непосредственное описание этого индивида. Этот мир нельзя отделять от личного опыта.

• В гештальт-терапии любой аспект поведения человека можно рассматривать как одно из проявлений целого. Информация собирается исходя из того, что человек делает и как он двигается и говорит, или на основании того, что мыслится и произносится. Понимание опыта через его описание пред полагает фокусировку внимания на том, как,
а не почему
что-то происходит.

• Сны, с точки зрения гештальта, рассматриваются в качестве сообщений о незавершенных ситуациях, включая то, чего мы избегаем делать, чего мы не замечаем в своей жизни, в них проявляются отрицаемые нами части личности. В этом подходе сон проигрывается, возвращается к жизни, как если бы он происходил сейчас.

• Гештальт-терапия была создана Фрицем и Лаурой Перле. Она придает особое значение роли «здесь и сейчас», а не прошлых событий, энергии эмоций и использованию более конфронтационного стиля работы.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Вытеснение (Repression).
Защитный механизм, который вытесняет из сознания какие-то способные вызвать тревогу идеи, события или восприятия, препятствуя возможному их разрешению.

Достаточно хорошая мать (Goodenoughmother).
На взгляд Уинникотта, обязанность матери создать среду, в которой ребенок сможет выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Эта обязанность может быть выполнена достаточно хорошей, но не совершенной матерью, которая способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени.

Защитные механизмы (Defensemechanisms).В
модели Фрейда приемы, с помощью которых эго пытается защитить целостную личность от угрозы. Вытеснение, отрицание, рационализация, реактивное образование, проекция, изоляция, регрессия – все эти процессы блокируют непосредственное выражение инстинктивных потребностей. Сублимация дает этому выражению иное направление.

Идеализация (Idealization).
По Кохуту, второй нормальный нарциссический процесс, при котором

ребенок проецирует на своего родителя или другого любимого человека качества собственного «я» – доброту, значимость, всесилие, совершенство, чувство реальности.

Изоляция (Isolation).
Защитный механизм отделения или отрыва вызывающих тревогу элементов ситуации от остальной части психики. С событием остается связанной в лучшем случае незначительная часть эмоциональных реакций.

Интроекция (Introjection).
В гештальт-терапии защитный механизм, при котором люди инкорпорируют установки, нормы, способы мышления и действия, не являющиеся их собственными, не ассимилируя и не усваивая их в достаточной степени, чтобы сделать своими.

Конфлуэнция (Confluence).
Невротический механизм, при котором люди не ощущают границ между собой и своим окружением. Такая реакция, согласно гештальт-терапии, препятствует адекватному восприятию другого человека
как другого.

Ложное «я» (Falseself).
Согласно Уинникотту, реакция, возникающая, когда ребенок чувствует свое бессилие и приспосабливается к потребностям матери, с тем чтобы получить желаемое. Ложное «я» может также проявляться в последующей жизни, когда индивид оценивает все свои желания и действия по реакции других людей.

Мудрость организма (Wisdomoftheorganism).
На взгляд Фрица Перлса, разновидность интуиции, основывающаяся, прежде всего, на эмоциях, а не на интеллекте, и на природных способностях, а не на концептуальных системах. Он также предположил, что в нашем обществе интеллекту придается слишком большое значение в ущерб подлинному эмоциональному осознанию.

Отражение (Mirroring).
По Кохуту, нормальный нарциссический процесс, при котором младенец смотрит на свою мать (или основного опекуна) и видит себя отраженным в ее радостном взгляде. Наблюдая отражение собственных положительных качеств, ребенок чувствует всю свою самоценность. Этот процесс приводит со временем к реалистичным устремлениям, подкрепленным интернализованной похвалой матери.

Отрицание (Denial).
Защитный механизм, заключающийся в нежелании признавать событие, которое тревожит эго.

Переходные объекты (Transitionalobjects),
или переходные феномены
(transitionalphenomena). По Уинникотту, объекты, которые играют особую роль, насыщаемые силой, исходящей от ребенка. В то же время они являются реальными объектами, принадлежащими реальному миру.

Проекция (Projection).
С точки зрения гештальта отказ от собственных импульсов, желаний и поступков. Проекция также проявляется в виде тенденции возлагать на других ответственность за то, что исходит из самого человека. Она играет решающую роль в формировании и понимании сновидений.

Теория йоги. Философия учения.Проекция (Projection).
Защитный механизм, при котором индивид приписывает другому человеку, животному или объекту качества, чувства или намерения, присущие ему самому. Затем проекцию начинают воспринимать так, как если бы она была некой внешней силой.

Рационализация (Rationalization).
Защитный механизм, при котором индивид находит допустимые причины для недопустимых мыслей и действий. Этот механизм маскирует мотивы, делая наши поступки морально оправданными и тем самым подчиняясь давлению, исходящему от супер-эго.

Реактивное образование (Reactiveformation).
Защитный механизм, который заменяет наши по ступки или чувства диаметрально противоположными. Результатом становится явно выраженная и частичнонесознаваемая инверсия желаний.

Регрессия (Regression).
Защитный механизм, который проявляется в виде возврата к более раннему уровню развития, то есть к более примитивному или ребячливому способу самовыражения.

Ретрофлексия (Retroflexion).
В теории гештальта невротический процесс, при котором люди становятся одновременно и субъектом, и объектом своих поступков. Расщепляя себя, они являются «мишенью» собственных действий.

Слои невроза (Layersofneurosis).
Пятислойная структура невроза. Согласно описанию Фрица Перлса, рост личности происходит при прохождении через эти слои. Первый из них – слой клише, или слой символьного существования. Следующий – ролевой, или игровой, слой. Затем идет тупиковый слой, иначе называемый слоем антисуществования или фобий. Четвертый – слой смерти, или имплозии. Последний слой – слой эксплозии.

Сублимация (Sublimation).
Защитный механизм в модели Фрейда. Он отличается от других фрейдистских механизмов защиты тем, что при нем напряжение действительно может быть снято и устранено путем направления его по другим каналам. Интеллектуальные, художественные, или культурные наклонности могут получить энергию, которая направлялась ранее на сексуальные или агрессивные цели.

Я-объекты (Selfobjects).
В теории Кохута – отражающие и идеализируемые люди, которых ребенок считает продолжением самого себя. Со временем две эти функции интернализуются и образуют базис двухполюсного «я».

В этой главе выделены основные направления психологии и их главные идеи всех последователей Фрейда.

Глава 3

КОГНИТИВНАЯ НАУКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОПЫТ: НОВОЕ ПАРТНЕРСТВО

Когнитивная психология охватывает разнообразные подходы, общим для которых является интерес к тому, как функционирует сознание или человеческий разум. Картографирование структуры интеллекта и последующее использование карт для совершенствования терапии – два аспекта, которые особенно характерны для изучения личности.

• Когнитивные психологи пытаются найти принципы, которые могут быть общими для всех когнитивных процессов человека, а не направляют свое внимание на вариации и уникальность человеческой личности.

Про йогу:  Выпускники "Международной Академии Гималайской Сиддха-Йоги" (2010-2021) • Официальный сайт Гималайской ЙогиОфициальный сайт Гималайской Йоги

• Компьютерное моделирование оказалось полезным при проверке различных гипотез, касающихся человеческого мышления, восприятия, памяти и речи.

• Хотя польза от компьютерного моделирования в технике и сфере развлечений очевидна, по-прежнему остаются вопросы, касающиеся отношения компьютерных процессов к ментальным. Критики компьютерного моделирования указывают на инсайт – внезапное озарение – как на процесс, не поддающийся механическому воспроизведению. Защитники предполагают, что скачки интуиции, возможно, обусловлены строго механистическими законами, действующими в сфере бессознательного.

• Аарон Бек предположил, что неприятные эмоциональные или физические симптомы в сочетании с автоматическим мышлением образуют порочный круг, который усиливает и поддерживает симптомы. Результатом этого процесса иногда бывают серьезные эмоциональные расстройства.

• Когнитивный подход Бека основывается на идее, что источник и решение каких-то эмоциональных проблем человека заключены внутри сферы его сознания, в пределах его когнитивных возможностей. Стержнем этого подхода является глубокое уважение к способностям людей исцелять самих себя, а также торжество здравого смысла.

• Краткосрочные терапевтические методы, разработанные на основе идей Бека, нацелены на изменение саморазрушительных или негативных автоматических мыслительных процессов или восприятий, которые, по-видимому, способствуют сохранению симптомов эмоциональных расстройств.

Работа Алберта Эллиса, известная как рационально-эмотивная терапия, основана на предположении, что иррациональные представления вызывают эмоциональное страдание и поведенческие проблемы. Для выявления и борьбы с иррациональностью представлений, которые поддерживают не желательные модели поведения и эмоции, используются рациональная аргументация и логика.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Автоматические мысли (Automaticthoughts).
В модели Бека – непрерывный комментарий, сопровождающий многое из того, что люди делают или испытывают. Автоматические мысли присущи как здоровым, так и тревожным людям. Имея отношение к самонаблюдению, они, как правило, появляются сами по себе, подобно рефлексу, и за ними обычно следует какая-то неприятная эмоция.

Логикакогнитивногоподхода (Logic of the cognitive approach).
Отвечающая здравому смыслу основа приемов когнитивной терапии Эллиса и других психологов. Эта логика может быть выражена в четырех принципах:

1) когда люди испытывают тревогу или депрессию, они совершают непроизвольные действия себе же во вред и мыслят в негативной, нелогичной манере;

2) приложив немного усилий, люди научаются тому, как можно избавиться от пагубных паттернов мышления;

3) когда их болезненные симптомы исчезают, они снова становятся счастливыми и энергичными и начинают себя уважать;

4) эти цели достигаются обычно в течение относительно короткого периода времени за счет использования несложных методов.

Человеккакученый (Man-the-scientist).
Идея, что ученые – это тоже люди, которые конструируют, или интерпретируют, свои гипотезы, касающиеся изучаемых ими индивидов, таким же образом, каким простые люди конструируют свою среду. См. также рефлексивность.
Это, скорее, не проблема, а идея, представляющая интерес для психологического исследования и релевантная ему.

Человеческое познание (Humancognition).
Феномены, которые охватывают процессы мышления, восприятия, памяти, оценки, планирования и организации среди многих других. Принципы и механизмы, управляющие этими процессами, являются основным объектом интереса всех когнитивных психологов.

В этой главе главными тезисами являются: описание когнитивной психологии, ее главной идеи и методы исследования и терапии.

Глава 4

ДВИЖЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

• Для того чтобы теория личности была достаточно жизнеспособной и правильной, в нее следует включить описание тех высот и тех глубин сознания, которых может достигнуть индивид. Исследователю следует изучать самых творческих, духовно самостоятельных общественно полноценных людей, чтобы получить картину высших достижений, которые может дать психическое здоровье и зрелый опыт.

• В иерархии потребностей физиологические нужды (голод, сон, секс и т. д.) должны удовлетворяться прежде психологических. К основным психологическим потребностям относятся безопасность (стабильность, порядок), любовь (принадлежность), уважение (самоуважение, известность) и самоактуализация (развитие способностей). Потребности возникают и развиваются на основе удовлетворенных потребностей более низкого уровня.

• Модель иерархии потребностей предполагает, что каждая из ветвей психологии – бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология и трансперсональная психология – имеет право на существование и необходима; каждый подход по-своему полезен.

• Фрустрация основных потребностей (включая потребность самоактуализации – также, как и физиологических потребностей) может стать причиной невроза или асоциальности (malajastment– плохой приспособляемости). Вылечить такой невроз можно только удовлетворив фрустрированную потребность.

• Если человек не может реализовать свои таланты и способности, не имеет возможности самоактуализироваться, он будет ощущать фрустрацию, да же если все остальные его потребности, более-менее удовлетворены.

Все без исключения самоактуализирующиеся люди отдают свою жизнь избранному делу или призванию. Для личностного роста необходимы два условия: человек должен посвятить себя чему-то большему, чем его собственное «я», и он должен хорошо справляться с поставленными задачами. Особенностями жизни и характера самоактуализирующихся людей являются: тяжелый упорный труд, смелость решении и поступков, творческая жилка и внутренняя свобода.

• Абрахам Маслоу идентифицировал восемь особенностей поведения, ведущих к самоактуализации: собранность, способность выбрать свой путь личностного роста, самосознание, честность, здравость суждений, саморазвитие, вершинные переживания и отсутствие «защит эго».

• Самоактуализирующиеся люди умеют разобраться в собственной и чужой психике, сюда можно отнести и вершинные переживания. При достаточном познании все объекты представляются всего лишь средством удовлетворения своих потребностей; настоящее познание не так сильно искажает восприятие окружающего мира собственными желаниями и потребностями.

• Пока индивид не освободился от необходимости удовлетворять потребности более базового уровня, так же как потребность в безопасности уважении, он не может заниматься самоактуализацией. Стремление удовлетворить потребности лее высоких ступеней само по себе является показателем психического здоровья индивида.

• Мотивация духовного роста не является также базовой, как психологические потребности безопасности, уважении и т. д. На самоактуализацию может оказывать негативное влияние прошлый опыт и сформировавшиеся в результате этого опыта вредные привычки, а также давление общества, влияние группы и внутренние защиты, которые мешают индивиду познать свое собственное «я».

• Защиты эго представляют собой внутренние препятствия для личностного роста. Для того бы бороться с ними, прежде всего нужно признать, что эти защиты действительно существуют, и понять, как они действуют; очень важно свести к минимуму искажения, которые создают «защиты эго». К традиционному психоаналитическому списку защит Маслоу добавил десакрализацию и комплекс Ионы.

• Согласно Маслоу, кроме самоактуализации есть другие, высшие возможности духовного развития. Когда вершинные переживания особенно сильны чувство «я» растворяется в осознании всеобъемлющего мистического единения со всем сущим.

Трансперсональная психология признает важность трансцендентальных аспектов человеческого опыта. Маслоу назвал этот уровень сознания четвертой силой Западной психологии – после бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Бытийная любовь (Beinglove).
Любовь к сущности другого существа. Эта любовь не носит собственнического характера; в ней есть то истинное (Taoist) отношение невмешательства; она предоставляет всему быть таким, какое оно есть, не стремясь что-то улучшать или изменять. Этот тип любви может способствовать вершинным переживаниям.

Бытийная мотивация (Beingmotivation).
Удовлетворение и удовольствие от настоящего или желание найти достойную цель (духовный рост или метамотивация). Хорошими примерами мотивации бытия могут быть любопытство и игривость (curiosityandplayfulness).

Бытийные ценности (Beingvalues).
Считается, кто они есть у каждого индивида. Согласно Маслоу, наивысшие ценности существуют в самой человеческой природе (Withinhumannatureitself). В список подобных ценностей входят правда, красота, цельность, жизненная сила, совершенство, доброта, уникальность, простота, справедливость, богатство, порядок, трансцендентальность (ofdichotomy), необходимость (necessity), ненужность усилий (легкость достижения цели) (effortlessness), игривость (playfulness), завершенность и самодостаточность.

Вершинныепереживания (Peakexperiences).
Потрясающие сознание радостные моменты. Когда индивиды ощущают гармонии космоса, чувствуют свое мистическое единение и сопричастность с миром. Такие переживания часто вдохновляются сильной глубокой любовью, красотой природы или впечатлениями от шедевров искусства и музыки.

Десакрализация (Desacralization).
Обеднение жизни из-за нежелания серьезно относиться к ее явлениям и событиям. Это может происходить из-за страха глубоких эмоций.

Дефицитарная любовь (Deficiencylove).
Эгоистическая любовь, когда человек просто хочет что-то получить. Такая любовь основана на потребности в самоуважении, страхе одиночества и т. д.

Дефицитарная мотивация (Deficiencymotivation).
Мотивация, истоки которой в. фрустрированных потребностях, в чувстве неудовлетворенности. Сюда же относится и желание изменить существующее положение вещей.

Дефицитарное познание (Deficiencycognition).
Тип мышления и восприятия, ограничивающие возможности индивида правильно оценивать объекты, он видит в них только средство достигнуть желаемого, удовлетворить собственные потребности, особенно если эти потребности очень сильны.

Иерархия потребностей (Hierarchyofneeds).
Модель расположения человеческих потребностей, согласно которой основные физиологические потребности должны удовлетворяться прежде психологических. Каждый уровень потребностей основывается на предшествующем. На вершине этой иерархии находятся потребности личностного роста и самоактуализации.

Комплекс Ионы (Jonahcomplex).
Нежелание полностью использовать свои способности. Корни этого комплекса в страхе перед трудностями, в том, что индивид не в состоянии отказаться от привычного, но ограниченного существования, боится всего нового, опасается потерять то, что имеет. Возможно, этот комплекс представляет собой главное препятствие самоактуализации.

Метажалобы (Metagrumbles).
Уровень жалоб, относящихся кфрустрации метапотребностей, таких, как справедливость, совершенство, красота, правда. Обычно эти жалобы показывают, что базовые потребности в достаточной степени удовлетворены.

Метамотивация (Metamotivation).
Поведение, вдохновленное высоким развитием представлений о ценностях и потребностях. Обычно такое поведение свойственно самоактуализирующимся людям.

«Переживание плато» (Plateauexperiences).
Важные перемены в отношение индивида к жизни и всему окружающему, воздействующие на восприятия действительности и точку зрения на события и явления. Способствуют обострению сознания и приятию мира. Эти переживания более стабильны и
длительны, чем вершинные переживания, они дают возможность нового, более глубокого видения мира.

Познание бытия (BeingCognition).
Мышление и восприятие мира, дающие возможность всесторонне рассмотреть и понять внешние объекты, оценить их подлинную значимость, а не только по отношению к чьим-то личным интересам. Познание бытия не поддается осуждению, сравнениям и оценкам. Основой отношения к бытию должно быть приятие того, что есть.

Психологические потребности (Psychologycalneeds).
В иерархии Маслоу это человеческие устремления, которые не могут быть удовлетворены прежде физиологических потребностей. К психологическим потребностям относятся (в указанном порядке) потребности безопасности и защищенности, принадлежности и любви, самоуважения и уважения окружающих и самоактуализации.

Самоактуализация (Selfactualization).
Согласно системе Маслоу, это продолжительный процесс, при котором способности человека используются творчески, радостно и полностью. Это путь неустанной работы, активной жизни и осознания своей связи со всем миром.

Синергия (Synergy).
Комбинированное действие различных элементов, которое оказывается более эффективным, чем сумма воздействия всех элементов, взятых в отдельности. Это же слово (название) относится к совместным действиям индивидов.

Сконцентрированность вокруг проблемы (Problemcentered).
Характерна для творческих людей, которые сосредоточивают внимание на том главном, что нужно для достижения желанной цели. Этот подход противоположен сконцентрованности, вокруг собственного эго (дефицитарное познание), когда индивиды видят не то, что есть на самом деле, а то, что им хочется.

Сконцентрированность вокруг средств достижения цели (Means
centered). Характеризует индивидов, которые слишком много внимания уделяют мелким процедурным деталям или методологии проектов или процессов и при этом часто теряют из вида саму цель.

Физиологические потребности (Physiologicalneeds).
Согласно иерархии потребностей Маслоу, это самые базовые человеческие желания. Сюда входят физиологические потребности в кислороде, пище, воде, сне и сексе.

Эупсихея (Eupsychia).
Идеальные, гуманистически ориентированные сообщества (communities), членами которых являются здоровые, самоактуализирующиеся индивиды.

В этой главе главные тезисы это описание границ человеческого сознания, иерархии потребностей и причины и препятствия личностного роста.

Глава 5

ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

• Центрированный на отношениях подход, представленный Джин Бейкер Миллер, включает в себя три связанные между собой темы: влияние культурной среды на жизнь женщины, важность для женщины взаимоотношений с людьми и признание полномочий и душевных качеств женщины.

• Психологическое развитие женщины происходит в ее отношениях с людьми.

• Общение с людьми определяет психологическое состояние человека, особенно если речь идет о женщине.

• Женщины ориентированы на заботу о других людях, ответственность за них, общение; мужчины же тяготеют к уединению, отчужденности, самостоятельности.

• Традиционные психологические теории неверно истолковывают личностный опыт не только женщин, но и мужчин. Общество оказывает давление на мальчиков, заставляя их ориентироваться на конкуренцию, отчужденность, силу и власть.

• Центрированная на отношениях модель психологии женщины подчеркивает важность эмоциональной близости с людьми и ужас отчуждения от них. Это имеет значение для понимания роли женщины на работе и в семье.

• Зависимость видится как позитивное качество, способствующее здоровому психологическому развитию и росту. Пересмотр значения слова «зависимость» позволяет отказаться от несправедливых обвинений, которые возникают при переоценке независимости и самостоятельности.

• Центром внимания являются человеческие отношения, а не отдельно взятая личность.

• Главная движущая сила в жизни женщины – постоянное стремление к общению, взаимности, отзывчивости.

• Интерес, искренность, способность активно действовать, ощущение собственной ценности возрастают, когда человек принимает участие в отношениях с людьми. В результате он чувствует себя не одиноким, а тесно связанным с другими, что побуждает его расширять круг общения.

• Центральные моменты развития личности – это опыт установления связи с людьми и отчуждения от них в процессе общения. Основой нового понимания важности человеческих контактов является эмпатия.

• Цель психологического развития – участие в отношениях с взаимным доверием и взаимной эмпатией, а не уединение и отчуждение от людей.

• Ребенок или взрослый, огражденный от участия в отношениях, которые характеризовались бы взаимным доверием и взаимной эмпатией, рискует оказаться в психологической изоляции.

• Парадокс «связь – отчуждение» лежит в основе всех психологических проблем, выявляемых в ходе психотерапии.

• Психологические проблемы представляют собой защитные механизмы, построенные людьми. Эти механизмы препятствуют установлению людьми связей с окружающими, несмотря на активное стремление к общению.

• В рамках центрированной на отношениях модели понятия «гнев», «стыд» и «конфликт» рассматриваются с новой точки зрения. Гнев и конфликт считаются необходимыми вехами на пути к улучшению качества взаимоотношений. Стыд описывается как ощущение отчуждения от людей и отсутствие возможности быть ими, понятым. Чтобы наладить контакты с близкими людьми, дети из так называемых неблагополучных семей развивают ряд стратегий, включая разыгрывание ролей и эмоциональную холодность, оставляя свое внутреннее «я» непричастным к общению. Давление родителей на детей, скрытность и черствость родителей отчуждают членов семьи друг от друга.

В этой главе основными тезисами являются характерные черты женской психологии.

Глава 6

ВОСТОЧНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Иога и индийская традиция

• Йога корнями уходит в древнюю индийскую культуру. Впервые она упоминается в древних Ведах. Йог Патанджали систематизировал йогу и описал как отдельную философскую школу.

• «Бхагавадгита», часть великого индийского эпоса – «Махабхараты», популяризует йогу. В «Бхагавадгите» Кришна (гуру, «я») руководит Арджуной (эго).

• Классическая йога основана на работах Патанджали, говорившего о необходимости переживания экстатических состояний сознания (самадхи).

• В классической йоге существует жесткий дуализм между духом (пуруша),
являющимся чистым сознанием, и природой (пракрити),
из которой развиваются все материальные и нематериальные формы. Природа и дух вечны и неизменны.

• Идеал йоги состоит в том, чтобы получать радость из ее источника – эго. Йога в самом широком смысле охватывает все религиозные и систематические практики, предназначенные для реализации эго посредством успокоения сознания и сфокусированности сознания на себе самом.

• Сознание можно контролировать, если подавить или снизить подсознательные тенденции (samscaras).

• Самый важный атрибут гуру в Индии – духовное сознание. Шесть функций гуру: побуждающий, показывающий, объясняющий, открывающий, учитель и просветитель.

• Инициация – одна из главных составляющих йогической практики. Будучи в первую очередь формой передачи духовного опыта, она в то же время устанавливает особую связь между гуру и учеником, когда учение присоединяется к кругу гуру.

• Главные школы йоги подходят различным типам личностей: карма-йога (йога действия), джнана-йога (йога познания), бхакти-йога (йога любви), хатха-йога (телесная йога), мантра-йога (йога звука), лайа-йога (йога медитации), кундалини-йога (йога энергии) и раджа-йога (царская йога души и тела).

Про йогу:  Райли Рид: биография и дата рождения, рост и вес, карьера, Инстаграм и фото

• Патанджали выделил восемь разделов йоги: воздержание, соблюдение, позы, контроль над жизненной энергией, интериоризация, концентрация, медитация и просветление.

• Идеальный цикл жизни индуса состоял из четырех стадий: ученик, глава семьи, житель леса и отшельник.

• Незнание, эгоизм, желание, отвращение и страх, согласно Патанджали, являются главными причинами страдания и душевной боли.

Патанджали разграничивает болезненные и безболезненные волны сознания. Мысли и эмоции, которые увеличивают незнание и привязанность или замешательство, болезненны. Безболезненные волны – любовь, смелость и щедрость – дают человеку большую степень свободы и новое знание

· Существенным дополнением интеллектуального развития йогина является достижение понимания на собственном опыте. Все, что изучается в йоге, должно быть подтверждено практикой, во избежание бесплодного интеллектуализма

Дзэн и традиция буддизма

• Каждый человек способен стать Буддой, превратиться в полностью зрелое и совершенное человеческое существо.

• Официальную биографию Будды можно рассматривать как иносказание, прославляющее буддистские принципы и идеалы. Рожденный в царской семье, Будда осознал, что даже самого счастливого и преуспевающего человека ждут болезни, старость и смерть.

• Средоточием духовного поиска Гаутамы стала проблема неизбежности человеческих страданий.

• Собственный опыт Будды в религиозной самодисциплине положил начало концепции Срединного пути, концепции достижения благотворного и безопасного самоконтроля, избавленного от любых крайностей – самоистязания или потворства своим чувствам.

• Существованию присущи три основные характеристики: непостоянство, отсутствие «я» и неудовлетворенность.

• Основные принципы Четырех благородных истин заключаются в следующем:

1) существование неудовлетворенности неизбежно; 2) неудовлетворенность является следствием желания или страсти; 3) искоренение страсти вызывает прекращение страдания; 4) существует способ искоренения страсти – Восьмеричный путь.

• Восьмеричный путь включает в себя: правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность, правильное сосредоточение, правильное мышление и правильное понимание.

• В дзэн выделяют две основные медитативные практики. Человек может либо просто сидеть, предаваясь сосредоточенному осознанию, либо сфокусировать свое внимание на коане, дзэнском парадоксе.

• В дзэнской школе Риндзай первостепенное внимание уделяется достижению просветления путем работы над коаном. Школа Сото исходит из двух основных положений: 1) между повседневной практикой и просветлением не существует какого- либо барьера и 2) правильное поведение – это сам буддизм.

• В школе Сото загадка повседневной жизни, какой она явлена каждому человеку, рассматривается в качестве его личного коана и представляет собой наиболее важный аспект его обучения.

• Медитация – это не просто техника достижения чего-то, но и по своей сути законченная практика.

• В дзэн наряду с понятием просветление
часто используются термины сатори
(«интуитивное понимание») и кэнсе
(«всматриваться в собственную природу»). Оба термина имеют отношение к восприятию истины буддистского учения как динамичного состояния бытия, а не как статичного состояния, в котором человек может пребывать постоянно.

• Архат – это человек, освободившийся от мира и от своей привязанности к семье, собственности и удобствам. Цель поиска – духовное совершенство и отказ от мира; основной упор делается на саморазвитие.

• Бодхисаттва – это человек, поклявшийся оставаться в этом мире до тех пор, пока все наделенные чувствами существа не будут избавлены от страдания. Восприятие страданий других людей как своих собственных вызывает сострадание ко всем существам. Идеалом здесь является служение окружающим.

• С помощью просветления преодолевается не мир, а себялюбивое эго.

• В дзэнской традиции путь духовного роста иллюстрирует серия картинок «В поисках Быка». Бык символизирует природу Будды, а процесс его обнаружения отражает внутренний поиск и духовное развитие дзэнского ученика.

• Алчность, ненависть и заблуждение рассматриваются как основные источники страдания или «три огня» буддизма. В человеке присутствуют всетри качества в соотношении, которое меняется в зависимости от обстоятельств.

• Буддизм побуждает к восприятию одновременно и реального, и идеального и признает наличие напряжения между обоими. Такая диалектика способствует творческому напряжению, позволяет заниматься существующими недостатками и при этом двигаться в направлении идеала.

Суфизм и исламская традиция

• Не все учение суфиев можно выразить словами, не существует единого, системного подхода к учению. Суфизм часто сравнивается с тропой, эта метафора наводит на мысль о начале тропы и ее направлении.

• В практике суфиев различают четыре основных принципа: 1) существует столько путей, которые ведут к превращению эго и служат помощью в достижении истины (или Бога), сколько людей в мире; 2) необходимо иметь внутреннее чувство справедливости, если мы желаем жить в гармонии с окружающими, для этого надо умерить наш эгоизм и высокомерие; 3) одним из главных моральных факторов является любовь, которая возникает при работе над собой и выражается в помощи другим людям; 4) самопознание – это основная истина, которая вызревает и становится познанием Бога.

• Суфизм обычно определяется как мистическая суть ислама. Начало его становления как главной религиозной силы относится к XII веку новой эры.

Газали делит знание на вредное и полезное. Знание, которое отвлекает от понимания внутреннего «я» или задерживает это понимание, является вредным (логика, философия и академическое знание составляют три подобные формы задерживания). Основной формой полезного знания, которое способствует росту личности, является прямое познание.

• Как утверждает Ибн аль-Араби, существуют четыре стадии в практике и понимании суфизма, каждая из которых строится на основании предыдущей. Первая стадия – шариат –
экзотерический религиозный закон, вторая – тарик – мистическая тропа, третья – хакикат – истина и четвертая – марифат – gnosis.

• В суфизме описываются два состояния развивающегося сознания. Первое – фана, состояние упразднения, или единения, и второе – бака, состояние постоянства, или возврата.

• Как в христианских, так и в суфийских писаниях отмечается, что восприятие Бога как Возлюбленного происходит при прямом опыте. Говорится, что, если вы сделаете два шага к Богу, Бог поспешит к вам навстречу.

• Стадии психодуховного роста включают следующее: первичное пробуждение, терпение и благодарность; страх и надежду; самоотрицание и бедность; веру в Бога; любовь, сильное стремление, близость и удовлетворение; цель, искренность и правдивость; размышление и самокритику, а также способность помнить о предстоящей смерти.

• Основными помехами для роста личности последователи суфизма считают невнимательность и нафс,
или низшую форму нашего «я». Нафс
является основным источником наших отрицательных черт, таких, как гордыня, жадность, гнев и лицемерие. Видоизменение формы нафс
и придание ей положительных свойств и является одной из основных целей суфизма.

Нафс –
это живой процесс, состоящий из им пульсов и побуждений, направленных на удовлетворение желаний, преобладающих над разумом или трезвым расчетом. Этот процесс происходит при взаимодействии тела и души.

Нафс
подразделяется на следующие категории: командующее нафс,
разоблачающее нафс,
внушенное нафс,
удовлетворенное нафс,
благодарное нафс, нафс,
благодарное Богу, и очищенное нафс.

• Только учитель может решить, способен ли ученик изучать суфизм.

• Учитель считается целителем души.

В этой главе основными тезисами является описание главных идей, подходов и различий всех восточных теорий личности.

Задание № 2.

Вариант 2.

Модель поведенияВозможный тип темперамента и обоснование ответа
1. Узнав о предстоящей завтра директорской контрольной работе по алгебре, девочка плохо спала всю ночь.Данный человек долго переживал, нерная система слабая. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента меланхолический.
2. Большую часть урока ученица прокрутилась, словно веретено, успевая поговорить и с детьми, сидящими сзади, и поспорить с соседом по парте о том, как нужно правильно оформлять краткую запись к задаче, и послать записку в другой конец класса.Данный человек проявил высокую активность, быстро реагировал, быстро переключался с одного вида деятельности на другой и при этом все успевал. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента холерический.
3. Ученик не успел выполнить аппликацию в течение урока и остался на перемену ее доделывать.Данный человек медленно реагировал, долго думал. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента флегматический.
4. Поссорившись с приятелями во время игры в футбол на уроке физкультуры, мальчик уже спустя 15 минут по дороге домой обсуждал с ними вчерашний матч.Данный человек быстро забыл про ссору, спокойно себя вел и контролировал свои эмоции. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента сангвинический.
5. Посмотрев «Собаку Баскервиллей», девочка некоторое время боялась ходить одна по вечерам.Данный человек имеет слабую нервную систему, долго не мог забыть страх. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента меланхолический.
6. Несмотря на неожиданно полученную тройку за диктант, ученик был на уроке активным, как обычно.Данный человек спокойно перенес плохую новость и быстро переключился на работу, при этом проявил повышенную работоспособность. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента сангвинический.
7. Когда, проходя мимо него, одноклассник случайно задел ногой его портфель, он за кричал и с гневом кинулся на того с кулаками.Данный человек быстро отреагировал на раздражителя и произошел бурный взрыв эмоций. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента холерический.
8. Прочит эпизод, где Белый Бим Черное ухо погибает, девочка горько заплакала, и потом целый вечер пребывала в печали.Данный человек, прочитав грустную историю быстро впал в депрессию и долго был грустным и подавленным. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента меланхолический.
9. После того, как его команда победила в «Веселых стартах», он бурно радовался, прыгал, хлопал в ладоши и кричал «Ура!».Данный человек быстро и очень эмоционально отреагировал на радостную новость. Данные характеристики говорят о том, что наиболее вероятный тип темперамента холерический.

Задание № 3.

Методика определения акцентуаций характера К.Леонгарда

1.2.3. –4.5.6.7. –8.
9. –10.11.12. –13.14. –15.16.
17.18.19.20.21. –22.23. –24.
25. –26. –27. –28.29.30.31.32.
33.34.35. –36. –37. –38.39.40.
41. –42. –43.44.45.46.47.48.
49.50. –51.52.53.54.55.56.
57.58.59.60. –61. –62.63. –64.
65.66.67.68. –69.70.71.72.
73. –74.75.76.77. –78.79. –80. –
81.82. –83.84.85.86.87. –88. –

Результаты:

  • Гипертимы = 18
  • Тревожные = 12
  • Дистимичные = 9
  • Педантичные = 18
  • Возбудимые = 18
  • Теория йоги. философия учения.

    Теория и философия йоги“Пока Мы ДУМАЕМ, что знаем Истину, Знание неуловимо ускользает от нас…”  
    Шамбху

    Обзоры философии духовных учений Санкхьи, Йоги и Тантры.
    Здесь представлены общие положения Учения Йоги,
    но для глубокого понимания этой системы необходимо серьёзно изучать
    классические трактаты-первоисточники, раскрывающие йогическую традицию.
    Задача сайта познакомить начинающих с теорией Йоги, чтобы
    создать ясное представление
    на каких принципах базируется практика Йоги и к каким
    результатам она ведёт.

    теория йогиОчень часто начинающие игнорируют изучение
    философии йоги, а потому, не могут получить ожидаемые
    результаты своих занятий. Поверхностный взгляд на философию йоги
    приводит к медленному продвижению в практике, когда успехи незначительны,
    а усилия колоссальны. Порой занимающиеся оказываются в
    совершенном недоумении, почему интенсивные и настойчивые
    тренировки не дают плодов, описаных в древних текстах.

    Либо возникает совсем парадоксальная ситуация, когда “опытный
    искатель” с многолетним стажем, не может найти ответы на
    вопросы:

    – как контролировать чувства,
    избавиться от нестабильности души;
    – как защитить себя от негативных эмоций;
    – как обрести спокойствие ума и освободиться от навязчивого
    мышления;
    – почему я подвержен давлению других людей
    и стрессовых ситуаций;
    – почему занятия не освобождают меня от внешних
    воздействий;
    – почему практика продвигается рывками, и кажется нет
    никакого прогресса;
    – почему, несмотря на занятия, ум стал более
    рассеянным
    – почему я не могу контролировать свое раздражение и гнев;
    – каково истинное состояние моего ума;
    – к чему нужно стремиться
    в практике медитации;
    – почему не удаётся раскрыть подлинное состояние медитации или
    удержать его длительное время;

    Подобных вопросов от последователей йоги, с разным опытом
    практики, можно услышать бесконечное множество…

    Настойчивость в постижении
    Учения

    Без серьёзного изучения принципов йоги и применения этих идей в
    своей жизни, невозможно обрести новые качества и силы, получить
    позитивные изменения в характере и, тем более, реализовать
    высшие уровни йоги.
    Даже если теория йоги кажется начинающему практикующему огромным
    объёмом знаний и нет уверенности в том, что это возможно
    постигнуть
    в одной жизни – не следует отступать. Понимание
    приходит постепенно.
    Каждый шаг навстречу к реализации Учения йоги, приближает к
    достижению цели значительно быстрее, чем это кажется
    неискушённым искателям. Занимающийся начинает сам делать первые
    шаги, его
    поддерживают на пути единомышленники, инструктора и наставники в
    дхарме.
    Всегда помните о том, что духовная энергия интуитивно ведёт вас к познанию,
    из глубины души человека…

     Теория Йоги.  Духовное
    развитие
    текстыАштанга йога – восьмиступенная
    йога, учение мудреца Патанджали
    текстыХатха йога – Йога “Солнца
    и Луны”. Система уравновешивания энергии в теле и сознании человека
    текстыРаджа йога – Царственная
    йога. Йога контроля над чувствами и низшим сознанием, путь к Освобождению
    от заблуждений
    текстыДжанана йога – Йога трансцендентального
    Знания. Аналитическая и медитативная система, интеллектуальный путь к 
    Просветлению
    текстыКарма йога – Йога совершенных
    действий, освобождающих сознание личности. Бескорыстная деятельность, отказ
    от эгоизма
    текстыБхакти йога – Йога раскрытия
    божественной Любви к высшему источнику в собственном сердце
    текстыКундалини йога – Йога
    развития жизненной силы (Кундалини). Освобождение сознания с помощью пробуждённой
    энергии.
    текстыУчение тантр – преобразование
    энергии и сознания человека, устранение внутренних проблем. Трансформация
    омрачений в мудрость
    текстыСеминары Школы
    – новые, планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии
    текстыСеминары Лесной
    Школы Йоги
    – программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности,
    заявка для участия
    текстыСписок литературы
    для начинающих
    – электронные тексты для начального знакомства с йогой
    текстыОшибки
    в йоге
    – наиболее часто встречающиеся ошибки в практике и понимании
    йоги
    текстыМетодики для начинающих
    – практические материалы базового уровня
    текстыПранаяма для здоровья и
    благополучия – вебинар
    “Осеннее дыхание”
    текстыФормы и способы
    передачи знания йоги
    тексты108 аспектов
    сущности Йоги
    – размышление о качествах Учения Йоги
    текстыПравильные цели
    и методы практики
    – ясное понимание пути или как не запутаться в лабиринтах
    йогических техник
    текстыЧто важно знать
    теоретически перед началом практики йоги
    текстыКак изучение теории
    йоги влияет на организм, ум и линию жизни
    текстыСвященные
    тексты и сокровенные писания йоги.
    Зачем необходимо изучать первоисточники
    текстыСвобода –
    высшая цель Учения Йоги
    – духовное совершенствование
    текстыОб учениках и Учителях.
    Особенности взаимоотношений
    текстыОписание сущности
    Учителя. Чандра Джнана Агама
    текстыРоль Учителя и наставника
    в Йоге. Виды гуру
    текстыДуховный рост преподавателя йоги – процессы
    личного развития инструктора и взаимодействие в учениками
    текстыПробуждение сострадания и проблемы чувствительности
    – духовные трансформации на пути
    текстыНаучные исследования
    пранаямы
    – влияние дыхания на организм
    Йога в Симферополе КрымКаталог вопросов и ответов
    по теории и практике Йоги
    – часто встречающиеся вопросы
    текстыПраздник
    Шиваратри
    – значение, ритуал, практика, мистическое значение
    текстыВеликая мантра
    Шивы. Практика махамантры
    – особенности рецитации и результат
    текстыСимволика
    образа Шивы
    – персональные аспекты Высшей Реальности в форме Шивы
    текстыЭзотерический
    смысл Шивалингама
    – абстрактные символы Высшей Реальности
    текстыАстрология и
    Йога. Гороскопы великих духовных учителей и мудрецов
    Йога в Симферополе КрымКаталог вопросов и ответов по теории и практике
    Йоги
    – часто встречающиеся вопросы
     Готовятся к публикации
    планируемые статьи и тексты, которые будут размещены на сайте

    Беседы по йоге

    Оцените статью
    Йога-Оздоровление
    Добавить комментарий