Терапия заикания: работа над речью как основной инструмент коррекции личности //Психологическая газета

Терапия заикания: работа над речью как основной инструмент коррекции личности //Психологическая газета Позы

Лечение заикания у ребенка. нейропсихологический подход

Заикание – нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого речевого расстройства обычно приходится на период интенсивного формирования речевой функции (2 – 6 лет).

Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи. Судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата. Судороги имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.

Принято выделять два основных типа типа речевых судорог:

Тоническиесудороги проявляются в виде резкого насильственного повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп. Лицо в это время отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации.

Клонические судороги характеризуются насильственным многократным, ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки или слоги.

Обычно у заикающегося можно наблюдать оба типа судорог.

Судороги могут проявляться во всех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом, дыхательном, соответственно принято говорить об артикуляционных, голосовых и дыхательных судорогах. В клинической картине заикания чаще встречаются смешанные судороги.

Судороги дыхательного аппарата:

  • Инспираторная судорога. Характеризуется внезапным резким вдохом, возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе
  • Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в процессе речевого высказывания. Для нее характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса.

Судороги голосового аппарата:

Возникают, как правило, в момент попытки произнесения гласного звука.

  • Смыкательная голосовая судорога возникает при попытке начать речь или в середине речевого высказывания, что прекращает голосоподачу. Голосовые складки в момент судороги резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха. Основным признаком этого вида судорог является полное отсутствие звука.
  • Вокальная судорога возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц. Судорога возникает в процессе речи, как правило, на гласных звуках. Акустически вокальная судорога воспринимается как необычная продолжительность вокализации гласного звука.
  • Дрожащий или толчкообразный гортанный спазмвозникает при произнесении или при попытке произнесения гласных звуков. При этом речь прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции. Иногда звуки слышны в виде отдельных медленных”ударов”.

Судороги артикуляционного аппарата:

Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба.

1)    Лицевые судороги:

  • смыкательная судорога губ является одной из наиболее часто наблюдаемых судорог при заикании. Проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются, при этом другие лицевые мышцы могут не принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут надуваться под напором воздуха, наполняющего полость рта. При смыкательной судороге губ нарушается произнесение губных звуков (п, б, м, в, ф). В тяжелых случаях судорога нарушает ипроизнесение тех звуков, которые по локализации относятся к язычным (т, д, к).
  • верхнегубная судорога наблюдается редко. Проявляется спазмом мышц, поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление. Верхнегубная судорога чаще бывает тонической по типу. При этой судороге произнесение всех губных звуков является практически невозможным. Лицо становится асимметричным, искаженным.
  • нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или обе мышцы, опускающие угол рта. В том случае, если поражаются обе мышцы, наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.
  • угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта справа или слева вместе с приподнятием его. Ротовая щель перекашивается в сторону судорожно сокращенных мышц. Может наблюдаться распространение судороги на мышцы носа, век, лба. Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы рта. Заикающийся не в состоянии сомкнуть губы, в результате чего расстраивается произнесение соответствующих согласных. Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон. Она бывает как клонической, так и тонической.
  • судоожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух вариантах: 1) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней челюсти; 2) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта приобретают квадратную форму. Все мышцы артикуляционного аппарата крайне напряжены. Судорога носит обычно тонический характер и нередко иррадирует и может захватывать мышцы лба, век и всю мускулатуру лица.
  • сложная судорога лица хотя и выделена И. А. Сикорским в самостоятельную судорогу, однако, по его мнению, не имеет самостоятельного значения, а представляет собой одно из проявлений выраженных в тяжелой степени различных лицевых судорог, включающих судороги лобных мышц, круговой мышцы век, ушных мышц. Сложная лицевая судорога как правило сопровождает судорогу круговой мышцы рта. По мнению ряда исследователей, она характерна для тяжелого заикания увзрослых.

 2)      Язычные судороги:

 Составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в артикуляции которых принимает участие язык.

  • судорога кончика языка является наиболее часто встречаемой среди артикуляторных судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое небо, в результате чего артикуляция приостанавливается, выдох (а значит и фонация) в этот момент прекращается, возникает необоснованная пауза.
  • судорожный подъем корня языка выражается в насильственном подъеме корня языка вверх и оттягивании назад. Во время судороги происходит смыкание корня языка с небом, в результате чего полностью блокируется прохождение воздушной струи через ротовое отверстие. Такая судорога возникает при произнесении заднеязычных звуков (г, к, х).
  • изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и клонической. При тонической судороге язык может находиться высунутым из полости рта, а при клонической – периодически выдвигаться вперед и затем с силой втягиваться внутрь. Во время судороги произнесение звуков становится невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые ощущения
  • подъязычная судорогахарактеризуется опусканием нижней челюсти и открыванием полости рта. Эта судорога охватывает мышцы,связанные с подъязычной костью, при этом часто наблюдается повторение слогов и придыхание. Очень редко носит самостоятельный характер, восновном сочетается с судорогами другой локализации.

3)    Судорога мягкого неба:

Данная судорога изолированно встречается крайне редко, чаще наблюдается в составе сложной общей генерализованной судороги артикуляционного аппарата. Во время судороги мягкое небо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализованный оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и повторением звуков, похожих на “пм-пм”, “кн-кн”, “тн-тн” и т. п. в зависимости от положения языка и губ

Про йогу:  Кавказская йога | Валевский Конт | скачать книгу

Тяжесть проявления речевых судорог:

Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог.

  • легкая степень заикания квалифицируется в том случае, если судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи.
  • средняя степень речевого дефекта определяется в тех случаях, когда запинки наблюдаются как в монологической, так и в диалогической формах речи.
  • тяжелаястепень фиксируется в том случае, если судорожные запинки встречаются во всех формах речи, в том числе и сопряженной и отраженной.

Некоторые ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте.

Степень тяжести заикания у одного и того же заикающегося непостоянна и зависит от целого ряда условий: эмоционального состояния в данный момент, эмоциональной значимости ситуации общения для данного заикающегося, от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания, от наличия так называемых “трудных звуков” в словах, составляющих высказывание и т. д.

Речевое дыхание: 

В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт,во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко заикающиеся говорят на вдохе либо в фазе полного выдоха.

Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено, что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению регуляции дыхательной функции.

Сопутствующие речи движения:

Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими движениями, которые проявляются по-разному: от раздуваний крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем. Так, у заикающихся в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой, раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т. п. Эти движения обычно не носят характера эмоционально-выразительной жестикуляции, сопровождающей речь у незаикающихся людей.

Речевые уловки:

При хронически текущем заикании в речи практически всегда используются многократно повторяющиеся на протяжении высказывания, семантически опустошенные лексемы типа “да, вот, это самое”. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными. Такие явления в специальной литературе принято называть эмболофразией, а сами слова -эмболами. Эмболы нередко употребляются перед так называемыми “трудными”звуками, могут проявляться в конце судороги как “вступление” в плавную речь. Довольно часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать адекватные слова, соответствующие смыслу высказывания. Употребление эмболов, как правило, не осознается.

Вегетативные реакции:

Устная речь у подростков и взрослых с заиканием нередко сопровождается вегетативными реакциями. Это может выражаться покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В процессе речи усиливается потоотделение, ладони становятся влажными, могут появляться капли пота на лбу.

Логофобия: 

У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения – логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, в связи с чем возникает реакция избегания “речевых” ситуаций, наблюдается ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую картину данной речевой патологии.

 Течение заикания:

Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов, дней, месяцев а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.

В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Соответственно различают несколько типов течения данного речевого расстройства:

  • регредиентный тип течения, при котором постепенно вся симптоматика заикания исчезает. Ослабляется тяжесть заикания, постепенно убывает или исчезает страх речи, уменьшаются сопутствующие и содружественные движения. Благоприятный тип течения. Уменьшение иисчезновение симптоматики заикания может происходить спонтанно, в детском возрасте под влиянием коррекционного воздействия. В том случае,если заикание не проходит спонтанно в течение 6 месяцев, говорят о том,что оно приобрелохроническоетечение. При этом выделяются следующиетипы:
  • стационарный тип течения характеризуется достаточной стабильностью и монотонностью протекания речевого дефекта, т. е. выраженность речевого нарушения, логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений на протяжении определенного периода времени не претерпевает существенных изменений.
  • рецедивирующий тип течения, при котором наблюдается чередование периодов плавной речи с периодами заикания.
  • волнообразный типтечения характеризуется периодическими колебаниями различной длительности то в сторону улучшения , то в сторонуухудшения речи, однако полного исчезновения заикания не наблюдается.
  • прогредиентный тип течения характеризуется тенденцией заикания к ухудшению. Вся симптоматика постепенно усложняется, а состояние заикающегося ухудшается.

Этиология заикания:

До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов.

  • возраст
  • состояние центральной нервной системы
  • индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза
  • особенности формирования функциональной ассиметрии мозга
  • наличие психической травматизации
  • генетический фактор
  • половой деморфизм

При заикании, как правило, отсутствует первичная одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для ее появления необходимо сочетание ряда факторов.

  • определенный возраст ребенка

По данным многочисленных наблюдений в большинстве случаев первые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет (период интенсивного овладения речью). Такая возрастная избирательность связана с тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

  • состояние центральной нервной системы

Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, возникающее во внутриутробном, пренатальном или постнатальном периодах развития. Это поражение, как правило, бывает диффузным, в то же время обычно отмечают те или иные отклонения в состоянии моторных структур мозга. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. У части заикающихся органическое поражение мозга не обнаруживают. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность,  низкий уровень адаптации к новым условиям.

  •  индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи.

  • особенности формирования функциональной асимметрии мозга

Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции. Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание.

  • наличие психической травматизации
Про йогу:  Новости и сообщения из официальной группы Вконтакте Йога-центра Здрава в Геленджике - Фитнес клубы - Краснодар

Многие авторы связывают появление заикания с перенесенной психической травмой. Психические травмы принято разделять на острые и хронические, причем объективная сила воздействия психического фактора травмы не имеет решающего значения. В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания

Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления заикания в последующих поколенияхрезко возрастает, в особенности, если заикаются родители.

У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до концане ясен.

Исследователи выделяют две клинические формы заикания –невротическую и неврозоподобную, которые обусловлены разными патогенетическими механизмами.

Возникновению заикания невротическойформы у  детей обычно предшествует психогения в виде испуга либо в виде хронической психической травматизации. Заикание возникает остро в возрасте 4-6 лет. Темп речи часто ускорен, дети как будто “захлебываются” речью, не договаривают окончания слов и предложений, пропускают отдельные словаи предлоги, делают грамматические ошибки. Нередко отмечается”смазанность” произнесения звуков в речевом потоке.

До появления заикания у таких детей могут отмечаться характерологические особенности типа повышенной впечатлительности, тревожности, робости, обидчивости, колебания настроения, чаще в сторону сниженного, раздражительность, плаксивость, нетерпеливость. У некоторых из них в возрасте 2-5 лет могут отмечаться страхи (темноты, отсутствияв зрослых, невротический энурез и т. д.). Часто дети с трудом привыкают к новой обстановке, в такой ситуации характерологические особенности проявляются особенно ярко. Условия детского сада такие дети, как правило, переносят плохо.

Помимо острой и хронической психической травматизации невротическая форма заикания у некоторых детей развивается в результате активного введения в общение второго языка в 1,5-2,5 года.

Одновременно с появлением заикания дети становятся еще более раздражительными, двигательно беспокойными, хуже спят.

Динамика речевого нарушения при невротической форме заикания характеризуется рецидивирующим течением.

Невротическая форма заикания может иметь как благоприятное, так и неблагоприятное течение.

Неврозоподобная форма заикания у детей чаще всего начинается в возрасте 3-4 года постепенно, без видимых внешних причин.

При такой форме в анамнезе зачастую отмечают тяжелые токсикозы беременности с угрозами выкидыша, асфиксию в родах и пр. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах нижней возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Они отличаются плохой координацией движений, моторной неловкостью, поведение характеризуется расторможенностью, возбудимостью. Они плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте. У детей этой группы наблюдается повышенная истощаемость, утомляемость при интеллектуальной и физической нагрузке. Их внимание неустойчиво, они быстро отвлекаются. Нередко такие дети суетливы, непоседливы, с трудом подчиняются дисциплинарным требованиям, могут быть раздражительными и вспыльчивыми. Психоневрологическое состояние таких детей оценивается клиницистами как церебрастенический синдром.

Особенно ярко заметно отличие от нормы в речевом развитии. Так, первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная фразовая речь формируется к 3 годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5годам жизни. Наряду с задержкой речевого развития, часто отмечаются нарушения произношения многих звуков, медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Начало заикания совпадает с периодом формирования фразовой речи, т. е. свозрастом 3-4 года.

При обследовании моторики детей с неврозоподобной формой заикания обращает на себя внимание патология моторных функций, выраженная в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног. Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм.

Клиническое обследование таких детей свидетельствует, как правило, о нерезко выраженном органическом поражении мозга резидуального характера, причем помимо общемозговых синдромов(церебрастенический, гипердинамический синдромы и пр.), у них обнаруживаются остаточные явления поражения моторных систем мозга.

Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.

У всех детей с неврозоподобным заиканием обнаруживается корреляция отклонений от нормы в психомоторном и речевом развитии.

В тех случаях, когда дети с неврозоподобным заиканием получают своевременную (т. е. приближенную ко времени появления заикания) и достаточно длительную и регулярную логопедическую помощь, то, как правило, такие дети не нуждаются в повторных курсах коррекционного воздействия. Их речь стабильно остается плавной.

В тех случаях, когда своевременно и в полном объеме логопедическая помощь не оказывается, неврозоподобное заикание имеет склонность к прогредиентному течению. Для этих случаев характерно постепенное утяжеление заикания.

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе.

Довольно часто в практике встречаются заикающиеся, клиническая картина речевой патологии которых бывает смешанная.

При разработке реабилитационных мер следует учитывать характер первичного поражения нервной системы при невротическом и неврозоподобном заикании.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза, до аутогенной тренировки. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся сневрозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течении значительного времени.

Учитывая то, что конечным результатом патологической системы является нарушение ритма протекания речевого психомоторного акта, вкомплекс лечебных и психолого-педагогических воздействий обязательновключаются методы, направленные на ритмизацию движений. Занятия под музыку с ритмическими движениями рук, ног, туловища, а в дальнейшем сочетание этих движений с пением, мелодекламацией, чтением стихотворных и прозаических текстов нормализующе действуют на протекание речевого акта.

Особое значение при этом имеет автоматизация движения пальцев доминантной руки в ритме структуры словесных конструкций различной степени сложности (Л. З. Арутюнян).

Наблюдения показывают, что на речь заикающегося ребенка оказывает влияние разная степень ее самостоятельности.

Про йогу:  Автобиография йога (слушать аудиокнигу бесплатно) - автор Парамаханса Йогананда

Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли ребенок сам (задает вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь (прямая или косвенная) может выражаться в подсказке ему образца фразы и даже просто в совместном ее проговаривании.

В зависимости от степени самостоятельной речи в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов:

Сопряженная речь, когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произнесения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.

Отраженная речь предполагает (в отличие от сопряженной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Ребенок здесь также использует полностью чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произнесения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи.

Ответы на вопросысначала простые, затем развернутые — это следующая, более сложная форма речи для заикающегося. Вопросы типа: кто нарисован на картинке, как зовут девочку, какого цвета платье на ней, сколько гусей на лугу и пр. — требуют от ребенка конкретного несложного ответа.

В отличие от отраженной речи здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1—2 слова.

Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы типа: что делает мальчик (или кто-то другой), почему, для чего? На такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы приближают ребенка к самостоятельной речи.

Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от него сразу произнести уже не 1—2 фразы, а значительно больше. Здесь могут встретиться не только простые, но и сложные фразы. И нужно их последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это прежде всего материал, изложенный кем-то: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры — и вот уже есть помощь.

Рассказ — это уже полностью самостоятельное изложение материала по какой-то теме: по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии, прогулки и пр.

И наконец, спонтанная речь (самопроизвольная, самостоятельная) — самая сложная для заикающихся, ибо она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

Таким образом, свободная самостоятельная речь у заикающихся детей воспитывается на речевых занятиях в такой последовательности:

1) сопряженно-отраженная речь;

 2) ответно-вопросная форма речи;

 3) пересказ и рассказ;

 4) спонтанная речь.

 Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние речи заикающихся, может быть разная степень ее подготовленности. Учитывая это, речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

1) заученный текст;

 2) отрепетированный вслух;

 3) мысленно продуманный;

 4) незнакомый текст, экспромт.

Следующим фактором, способным влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающихся, является разная сложность речевой структуры.

Отсюда и возрастающая сложность речевых упражнений. В начале звуки и слоги, затем отдельные слова, потом фразы от простых к сложным и, наконец, связная речь.

 Степень громкости речи заикающегося также влияет на свободное ее течение.

Поэтому свободная и громкая речь у заикающихся достигается обычно путем последовательных речевых упражнений, произносимых ими беззвучно, шепотом, тихо, громко, обычным голосом.

На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность. Даже по этому поводу бытует мнение, что для избавления от заикания нужно петь или читать стихи, или говорить нараспев, т.е. сильно растягивать гласные звуки. Плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитывается в такой последовательности:

1) пение;

 2) пение с движениями;

 3) ритмизованная речь (стихи, затем проза) в сопровождении движений;

 4) ритмизованная речь (стихи, проза) без движений;

 5) опора на гласные звуки;

 6) разнометричная речь.

В зависимости от эмоционального состояния ребенка его речь заметно меняется. В минуты подавленного настроения или, наоборот, повышенного возбуждения его речь значительно ухудшается по сравнению с той, которая у него бывает в минуты душевного равновесия и положительных, но не сильных эмоций.

Задача воспитания правильной речи у заикающегося здесь заключается в тренировке этой правильной речи при разных эмоционально острых состояниях ребенка. Логопед должен научить заикающегося владеть собой и своей речью независимо от настроения, от эмоционального возбуждения или подавленности.

На речевых занятиях важно предусмотреть подбор не только самих речевых упражнений, но и различных ситуаций, в которых должны проводиться занятия. В зависимости от обстановки последовательность речевых упражнений может быть выражена так: тренировка правильной речи в хорошо знакомой, привычной обстановке; в малознакомой; в незнакомой, чужой.

В зависимости от общественного окружения: в одиночестве (здесь обычно дети говорят совершенно свободно); с близкими и друзьями; с воспитателями; с малознакомыми людьми; с незнакомыми.

И наконец, деятельность заикающегося ребенка также может влиять на качество его речи в зависимости: а) от ее вида (дидактические и подвижные игры, рисование, лепка и пр.); б) от степени сложности (элементарные действия, комплекс действий) и в) от отношения ее к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).

Все перечисленные факторы имеют значение для перевоспитания речи заикающихся детей. Недооценка одного из них будет мешать успешности или прочности вырабатываемых навыков правильной речи у ребенка, может неожиданно спровоцировать заикание после, казалось бы, успешного завершения речевых занятий. Поэтому логопед должен приложить все свое умение и знания, чтобы ничто не помешало успешному проведению занятий и не вызвало рецидива.

Текст для публикации взят из интернета.

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий