Тренинги – ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ, МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ИЗРЕЧЕНИЯ, ПРИТЧИ

Тренинги - ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ, МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ИЗРЕЧЕНИЯ, ПРИТЧИ Позы

Психологическая йога / армине воронова – психолог-консультант

Тренинги - ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ, МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ИЗРЕЧЕНИЯ, ПРИТЧИ

Статья опубликована в Журнале “Кадровик.Ру” № 5, 2021г.

Что мы ищем в восточных практиках? Зачем современному человеку, жителю мегаполиса нужны упражнения из цигун или йоги? Эти вопросы я задавала участникам своих тренингов, направленных на развитие персонала и развитие навыков самоменеджмента. Несмотря на то, что их возраст, образование и профессии были различными, ответ, как правило, был один и тот же: восточные практики дают человеку в городе, с его бешеным темпом жизни, чувство умиротворенности и внутреннего равновесия.

Успешная профессиональная деятельность требует от нас быть стрессоустойчивыми, работоспособными и уверенными в себе. К сожалению, мы не всегда справляемся с трудностями, которые преподносит нам жизнь. Эмоциональные срывы, депрессивные состояния, неудовлетворенность своей жизнью, апатия — наши частые спутники на работе. С таким настроем сложно говорить о мотивации и развитии персонала, думать о профессиональном и карьерном росте.

Запросы многих моих клиентов — руководителей, владельцев бизнеса, сотрудников организаций — показали, что одной из важнейших тем обращения к практическому психологу, коуч-консультанту является проблема эмоционального выгорания. Опасность этого явления заключается в том, что, порой, мы сами не замечаем, как меняется наше отношение к профессиональной деятельности, как начинают раздражать люди, окружающие нас. Чаще всего многие относят это просто к усталости, однако эмоциональное выгорание имеет глубинные корни, поэтому для диагностики и дальнейшей коррекции этого состояния необходимо психологическое или медицинское образование.

Для профилактики эмоционального выгорания мною была разработана программа «Психологическая йога». Данная программа дает возможность обнаружить на ранних стадиях и предотвратить негативные проявления в эмоциональной сфере. Термин «эмоциональное выгорание» (bernout) предложил американский психиатр Г.Фрейденбергер (H.Frendenberger) в 1974 г. Факторами развития синдрома эмоционального выгорания на работе являются:

  • Однообразная работа, монотонность; 
  • Демотивация в профессиональной деятельности, отсутствие перспектив развития в профессии; 
  • Эмоциональные перегрузки; 
  • Цейтнот; 
  • Перфекционизм, высокий уровень ответственности. 
  • Эмоциональное выгорание может проявляться следующими симптомами: 
  • Безразличие к своим обязанностям, к работе в целом; 
  • Негативизм к клиентам; 
  • Ощущение собственной несостоятельности; 
  • Личностная отстраненность; 
  • Нарушение сна, аппетита; 
  • Потеря интереса к профессиональной деятельности; 
  • Конфликты на работе; 
  • Высокий уровень тревожности. 

Программа «Психологическая йога», которая построена как цикл практических семинаров, тренингов дает возможность участникам справляться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания. Психологическая йога или йога без ковриков — это попытка соединить Восток и Запад, философию йоги и европейскую психологию. Занятия проходят в малых группах (7-10 человек), в комфортной обстановке, создающей возможность выразить свою позицию и отношение каждому участнику, а также это атмосфера совместного поиска ответов на вопросы, которые волнуют всех. Эта программа воспринимается многими участниками как некая «площадка» для развития, как в своей профессии, так и в жизни в целом.

Кто наши участники:

  • сотрудники компаний (по образованию: юристы, экономисты, менеджеры, журналисты, педагоги, врачи) 
  • HR-специалисты, 
  • руководители, 
  • предприниматели, то есть все, кто хочет узнавать новое и развиваться. 

Темы, которые вызывают наибольший интерес на наших занятиях:

  • Как восстанавливать свои силы, как справляться с эмоциональными и информационными перегрузками; 
  • Что необходимо знать и уметь, чтобы не реагировать агрессией на агрессию; 
  • Как найти новый смысл в работе, которая не приносит удовлетворения; 
  • Что нам мешает оставлять рабочие проблемы на работе, а домашние — дома; 
  • Что помогает нам в общении с коллегами и начальством. 

Результат посещения программы «Психологическая йога»:

  • знакомство с новыми методами, применяемыми в психологическом консультировании, коучинге и бизнес-консультировании; 
  • возможность применения простых психологических приемов для снятия эмоционального напряжения; 
  • новый стиль взаимоотношений с коллегами по работе (умение работать в команде) и с близкими; 
  • достижение более высокого уровня осознания своих мотивов и целей; 
  • повышение самооценки и веры в свои силы. 

Иными словами, Психологическая йога — это путь к позитивным изменениям, это путь от неудовлетворенности собой и дисгармонии к поиску новых возможностей и радости творчества.

Безусловно, список тем, обсуждаемых на занятиях, может расширяться, но основные вопросы касаются развития навыков саморегуляции и самоменеджмента. Многие могут спросить, чем Психологическая йога отличается от обычных тренингов так называемого «личностного роста».

Принципиальное отличие заключается в том, что на тренингах чаще всего предлагаются уже готовые варианты решения проблем, тренируются определенные навыки, необходимые для успешной деятельности, а на занятиях по Психологической йоге каждый участник может сам найти свой уникальный способ, свою стратегию развития и самореализации. Программа состоит из трех модулей, каждый модуль рассчитан на 24 часа. Весь цикл составляет 72 часа. (Отдельные упражнения из этой программы будут описаны в разделе Практикум).

  1. Эмоции и методы релаксации. На занятиях первого модуля рассматриваются психологические упражнения и техники, направленные на управление эмоциями. Эмоционально-волевая сфера оказывает значительное влияние на уровень нашей продуктивности в работе, помогает преодолевать негативное воздействие окружающей среды. На этом этапе участники «знакомятся» со своими подлинными чувствами и эмоциями, учатся распознавать их и выражать их с позиции проактивности, а не реактивности. Не секрет, что в течение дня у нас многие моменты могут вызвать раздражение, злость, гнев, недоумение. Как психологически грамотно вести себя в таких ситуациях, как научиться не подавлять эмоции и притворяться, что у вас «всё отлично», а управлять своим настроением? Ответы на эти вопросы участники практического семинара найдут с помощью таких интересных методов, как арт-терапия, гештальт-терапия, эриксоновский подход. 
  2. Ценности. Второй модуль направлен на проработку своих ценностей и внутренних блоков. Очень часто бывает так, что мы ставим перед собой ложные цели, цели, которые не соответствуют нашим подлинным ценностям и желаниям. Мы тратим много сил и энергии на то, чтобы достичь успеха в том, что на самом деле нам не нужно. Возможно, это были даже не наши собственные цели, а нам их просто навязали, за нас решили, кем мы должны стать и как стоит нам жить. Осознание своего жизненного пути, своего истинного предназначения, своего места в профессии, перспектив развития — очень важная составляющая процесса самореализации. Слово «йога» в переводе с санскритского обозначает слияние, объединение, сосредоточение. Йога объединяет человека с его сущностью, «самостью», с сердцевиной его личности. 
  3. Творчество. Третий модуль способствует раскрытию творческого потенциала личности. В каждом из нас есть творческое начало, есть таланты, о которых мы, порой, не догадываемся. Мы говорим о творчестве как желании человека преобразовывать жизнь, как о созидательной способности, направленной на развитие и поиск нового. Одна из участниц программы была удивлена, что оказывается у нее есть талант находить разумный компромисс в сложных переговорах. Она считала, что это качество вряд ли можно считать чем-то выдающимся. Да, возможно, в этом нет ничего особенного, но когда человек знает свои таланты, свои сильные стороны, он может опираться на них, он может применять и развивать свои таланты, творчески преображая себя и мир вокруг себя. Автор известной в бизнес-образовании книги «Семь навыков высокоэффективных людей» С.Кови, говоря о секретах успешности, отмечает, что высокоэффективных людей отличает способность максимально использовать свой потенциал. Как известно, левое полушарие в основном отвечает за логически-вербальную деятельность, а правое — за интуитивно-творческую. Левое оперирует словами, правое — образами. Апеллируя к образам, метафорам, мы развиваем свою интуицию, учимся в сложных ситуациях находить нестандартные решения, мыслить креативно. Обращаясь к своим внутренним ресурсам, мы яснее осознаем свои цели, становимся увереннее и сильнее. А самое главное — мы не только представляем, какими мы хотели бы стать, но совершаем реальные шаги для осуществления своих планов. 

На таких занятиях мы находим доступ к своим внутрениим ресурсам, учимся грамотно распределять свою энергию. С точки зрения классической йоги, энергия — это жизненная сила, которая пронизывает все. В йоге такая энергия называется прана, в даосизме — это энергия ци. В гуманистической психологии для обозначения жизненных сил личности, ее способности расти и развиваться, преодолевать трудности часто используются такие понятия, как внутренние ресурсы, потенциал личности, а саму способность к личностному росту — способностью к самоактуализации. В процессе самоактуализации мы обретаем себя, то есть становимся теми, кто мы есть.

Однако бывает так, что мы в своей жизни, в своем профессиональном пути делаем не то, что соответсвует нам. Это несоответствие блокирует нашу активность, приводит к демотивации, а иногда к эмоциональному выгоранию и депрессии. В моей практике был такой случай: ко мне как к коучу обратилась сотрудница фармацевтической компании Светлана. Опытный специалист, знающий свое дело, в компании работает больше пяти лет, в коллективе ее ценят и уважают. Светлану недавно назначили начальником отдела, до этого опыта рукодящей работы у нее не было. Отдел небольшой — всего восемь человек — но, тем не менее, для нее это новый вид деятельности. Она хорший специалист, но не управленец, — считает Светлана. Самое сложное для нее на данном этапе, понять, как руководить своими бывшими коллегами, как правильно позиционировать себя. «Если я раньше ходила на работу с удовольствием, я понимала круг своих обязанностей и знала, как общаться с коллегами, то теперь для меня каждый новый рабочий день проходит как тяжелое испытание, вечером придя домой, ощущение такое, что я вагоны разгружала», — говорила она. Казалось бы, новая должность, карьерный рост, повышение зарплаты должны были вдохновить и мотивировать сотрудницу, однако вместо повышения работоспособности и активности получился обратный эффект. Занятия Психологической йогой помогли Светлане по-новому взглянуть на свои профессиональные и личностные компетенции и дали возможность развивать такие важные качества, необходимые в деятельности руководителя, как гибкость, спонтанность и открытость новому опыту. До сих пор она привыкла действовать по определенным шаблонам и искала того, кто даст ей четкие инструкции, как действовать в различных ситуациях. В процессе Психологической йоги мы обретаем внутреннее равновесие не через физические упражнения, а с помощью оригинальных психологических приемов, создающих баланс рационального и интуитивного видения различных ситуаций. Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали». Психологическая йога расширяет наше представление о наших возможностях, меняет ракурс рассмотрения многих жизненных ситуаций и подсказывает новые решения.

Наша повседневная жизнь строится на взаимодействии и общении: мы общаемся со своими близкими, друзьями, мы общаемся по дороге на работу и на работе с коллегами, подчиненными, начальством, мы участвуем в переговорах. Как сделать свое общение более эффективным? Как распознать, что на тебя воздействуют другие люди? Почему одних мы слушаем с удовольствием, а общение с другими — в тягость? Что нас раздражает в общении и что нас делает хорошим и интересным собеседником? Подобные вопросы волнуют многих из нас, действительно, каждый человек задается вопросом, как сделать свою жизнь более содержательной и насыщенной, каким образом добиться того, чтобы наши планы и поставленные цели соответствовали нашим жизненным установкам, где черпать силы, чтобы достичь желаемого? И самое главное: то, что хочу я, это действительно мое желание, или это навязано мне извне. Применение различных приемов из Психологической йоги позволяют собеседникам, сотрудникам найти общий язык, нужную интонацию в диалоге, чтобы эффективнее донести информацию, чтобы быть убедительным и получать удовольствие от общения. Эти методы делают коммуникационный процесс более гибким, творческим и увлекательным. Психологические техники и приемы помогают нам в сложных ситуациях выбора принимать решения, прежде всего опираясь на свои силы, ценности и собственные представления об успешности. Психологическая йога направлена на самоанализ и поиск источника внутренней силы. Есть люди, которые считают, что источник этой силы находится во внешнем мире. Поэтому они ищут способы восполнить дефицит энергии и активность и, используя других людей или новые обстоятельства. На занятиях Психологической йогой мы учимся опираться на себя: ведь все, что необходимо человеку есть в нем самом. Для этого нет необходимости далеко уезжать, например, в Индию, можно просто переосмыслить свой опыт и раскрыть в себе новые способности. Йога — это новое знакомство с собой, это возможность единения и согласия.

Практикум
В качестве иллюстрации рассмотрим некоторые упражнения. Они способствуют снижению эмоциональной напряженности, улучшают настроение, а также помогают осознать свои подлинные ценности и жизненные установки. Практические занятия в группе и возможность применять эти упражнения самостоятельно укрепляют уверенность в себе, повышают уровень самооценки и мотивации. Предлагаемые упражнения не требуют специальной обстановки, их можно проводить как дома, так и в офисе, выполнять вместо классических «перекуров» и «перекусов».

Упражнение 1. Приятные воспоминания «Островок покоя» (Основано на принципах эриксоновского гипноза)

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие навыков позитивного мышления.

У каждого из нас в жизни были моменты, когда мы чувствовали себя на подъеме, когда даже сложные задачи решались легко, когда мы достигли желаемого результата. Вспомните это чувство удовлетворенности, гордости за себя, легкости, непринужденности. Представьте, что вы находитесь на воображаемом острове, куда вы можете возвращаться каждый раз, когда захочется испытать чувство покоя и удовлетворенности. Для закрепления этого состояния ответьте себе на следующие вопросы:

  • На что похоже это чувство, с чем оно у меня ассоциируется? 
  • Если бы это чувство имело цвет, то какой? 
  • Если бы это чувство имело фактуру, то какая она на ощупь? 
  • Звучание какого музыкального инструмента мне это напоминает? 
  • Если бы чувство имело запах, то какой? 

Отвечая на каждый из этих вопросов, мы формируем целостный образ, который поможет переключить внимание с негативных эмоций на самоанализ, вместо бесполезного самобичевания и раздражения обратиться к своим достижениям, чтобы спокойно реагировать на неприятные обстоятельства.

Упражнение 2. Актуализация внутренних ресурсов. (Основано на приемах арт-терапии)

Цель: повышение уровня самооценки и мотивации достижения

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте себя на вершине горы. Посмотрите, что вы видите вокруг. Обратите внимание на свои эмоции: что вы испытываете, находясь на вершине? Что хочется делать, находясь там? Почувствуйте свободу и раскрепощенность, наслаждайтесь теми ощущениями, которые вы переживаете. Зафиксируйте это состояние. Сделайте глубокий вдох и на выдохе откройте глаза. А теперь символически изобразите свое состояние. Посмотрите, что является для вас символом достижений, что бы вы хотели изменить в своем рисунке, чтобы реализовать свои планы и достичь успеха.

Упражнение 3. Внутреннее согласие. (Основано на методе гештальт-терапии)

Цель: найти внутренний баланс между своими желаниями и ожиданиями окружающих, помогает грамотно строить границы общения как коллегами по работе, так и с близкими.

Порой, чтобы угодить окружающим, мы игнорируем свои подлинные потребности и желания. Заполняя каждую колонку в таблицах, мы можем осознать, почему мы постоянно оправдываемся и испытываем необоснованное чувство вины. Для заполнения таблиц можно выбрать конфликтную ситуацию. Анализ ситуации помогает найти разумный компромисс, не оправдываясь и не обвиняя противоположную сторону. При этом мы учимся эффективно действовать в зоне своего контроля, отстаивать свою позицию, не навязывая своего мнения. Подобные упражнения развивают гибкость мышления и помогают увидеть новые варианты решения проблем. Интерактивное обсуждение в группе, методы «мозгового штурма», ролевой тренинг, игровое моделирование дают возможность каждому участнику найти способ выхода из конфликтной ситуации и выработать в дальнейшем свою стратегию поведения.

Что хочу я

Что хотят от меня другие

Что зависит от меня (зона моего контроля)

Что от меня не зависит (вне зоны моего контроля)

Тренинги – избранные афоризмы, мудрые мысли, цитаты, изречения, притчи

Тренинг (англ. training от train – обучать, воспитывать) – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков, социальных установок. Бизнес-тренинги, Психологические тренинги, Деловые игры.

БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ

Анурин В.Ф. Интеллектуальный тренинг. – М.: Академический проект, 2005. – 336с.
Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.
Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен… Что дальше? – СПб.: Речь, 2003. – 128с.
Барашева А.В. Корпоративный тренинг, или если хотим, чтобы у фирмы было завтра. – М.: Экзамен, 2004. – 134с.
Как готовиться к выставкам и вести себя на стенде: Бизнес-тренинг (CD). – М.: Издательский Дом «Равновесие», 2005.
Биркенбиль В.Ф. Искусство задавать вопросы: тренинг для успешного ведения переговоров. – М.: Интерэксперт, 2005. – 186с.
Бишоп С., Тэйлор Д. Тренинг изменений в организации. – СПб.: Питер, 2002. – 384с.
Блинов А.О., Невежин В.П., Василевская О.В. Тренинг персонала. – М.: КноРус, 2005. – 576с.
Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера: 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2004. – 206с.
Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 142с.
Буков П. Персональный тренинг CD. Управление временем. – М.: Обертон, 2005. – 80с.
Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования: проведение и оценка мастер-классов; Как стать эффективным консультантом; 80 упражнений для развития навыков консультирования /пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
Бурякова Е.С. Тренинг «эффективный рекрутер». – СПб.: Речь, 2004. – 180с.
Вагин И.О. Подними свою фирму с колен. Тренинг конкурентной борьбы. – СПб.: Питер, 2002. – 160с.
Венщикова И.А. Технология организации ведения бизнес-тренинга. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 342с.
Власов П.К. Тренинг партнерского общения: Методическое пособие. Игры и упражнения. – Харьков: ИПП Гуманитарный центр, 2005. – 22с.
Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании. Руководство для тренеров. – М.: Вершина, 2006. – 350с.
Геращенко А., Геращенко Ж. Консультирование и тренинг: профессиональный подход. – М.: Институт эффективного тренинга, 2003.
Горбушина О. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2007. – 176с.
Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.
Джей Р. Бизнес-ланч. Искусство совместной трапезы и инструмент успешного бизнеса. – М.: Добрая книга, 2006. – 288с.
Джексон П. Импровизация в тренинге: Требования к тренеру. Создание эффекта уверенности. Применение результатов тренинга на практике. Креативность и вдохновение в тренинге. – СПб.: Питер, 2002.- 256.
Джексон П. 58 1/2 импровизаций на тренинге. Импровизированные игры и тренинги для семинаров, курсов и командной работы. – Минск: Бегин групп, 2006. – 152с.
Добротворский И.Л. Тренинг профессиональных продаж. Синтез и соединение лучших идей, методов и приемов продаж. – М.: ДиС, 2003. – 224с.
Дружинин А.Е., Замулин А.П. Тренинг продаж. – СПб.: Речь, 2004. – 224с.
Дэвидсон Д. Как управлять своим временем. 10-минутный тренинг для менеджера. – М.: Олимп, 2004. – 192с.
Завьялова Ж.В., Моисеев А. Ассортимент товаров: Специализированный бизнес-тренинг: методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 80с.
Завьялова Ж.В., Моисеев А. Сервисное обслуживание клиентов в торговом зале. Специализированный бизнес-тренинг. – СПб.: Речь, 2006. – 160с.
Завьялова Ж.В., Фарба Е.О., Каденильяс-Нечаева Е., Авдюнина М.Н. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. Пособие для практикующего бизнес-тренера. – СПб.: Речь, 2005. – 159с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Пять кейсов для бизнес-тренинга. – СПб.: Речь, 2006. – 208с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Технология создания команды. – СПб.: Речь, 2004. – 224с.
Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений: Практическое руководство /пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 224с.
Ким Е., Бутенко Е. Бизнес-тренинг от Hollywood(а). – М.: Инфра-М /Форум, 2005. – 208с.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004. – 128с.
Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось-89, 2006. – 128с.
Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89, 2004. – 144с.
Кларин М.В. Корпоративный тренинг от «А» до «Я». – М.: Дело, 2002. – 153с.
Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. – М.: Экзамен, 2004. – 224с.
Корнелиус Н. HR менеджмент: Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика. – Минск: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 520с.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг в рекрутменте. – СПб.: Питер, 2002. – 224с.
Кроль Л.М., Пуртова Е. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг. – М.: НФ Класс, 2002. – 464с.
Ларсон У.У. Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджеров. – М.: Олимп, 2004. – 208с.
Лем П. Superкреатив. Интенсив-тренинг для развития креативного мышления. – М.: Эксмо, 2006. – 384с.
Логистика. Тренинг и практикум. – М.: ТК Велби / Проспект, 2007. – 448с.
Лоза И.В. Бизнес-тренинг «Путь к большим деньгам». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 160с.
Маркович Н. Flutter. Круто, блин. Хроники одного тренинга. – М.: Рипол Классик, 2006. – 384с.
Ментс М. ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2002. – 208с.
Микалко М. Энциклопедия бизнес-идей. Тренинг креативности. – СПб.: Питер, 2003. – 416с.
Мирвис Ф., Аяс К., Рот Дж. В пустыню и обратно: величайший корпоративный тренинг в истории бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 267с.
Михайлова Е.В. Тренинг презентации товара. – СПб.: Речь, 2004. – 64с.
Михненко П.А. Как я учился деловому общению: Практическое руководство по преодолению коммуникативных барьеров. – М.: НТ Пресс, 2005. – 248с.
Моисеев А.А., Завьялова Ж.В. Работа с возражениями и сопротивлениями. Продажи. Переговоры. Менеджмент. – СПб.: Речь, 2005. – 96с.
Моносова А.Ж. Бизнес-тренинг: идеи и методы. – СПб.: Речь, 2005. – 191с.
О`Лири Э. Лидерство: что нужно знать руководителю. 10-минутный тренинг для менеджера. – М.: Олимп, 2004. – 192с.
Орридж М. Как провести тренинг. – М.: ГИППО, 2002. – 144с.
Орридж М. 75 способов разнообразить ваш тренинг. Второй сборник подвижных игр и упражнений. – М.: ГИППО, 2003. – 170с.
Паркин М. Сказки для бизнес-тренеров. Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников. – М.: Добрая книга, 2005. – 288с.
Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.
Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296с.
Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. – СПб.: Речь, 2002. – 216с.
Поиск, подбор и адаптация сотрудников: Бизнес-тренинг (CD). – М.: Издательский Дом Равновесие. – 2006.
Порше Д., Нидерер Д. Стать тренером для всех и во всем: Как помочь людям преуспеть в бизнесе и жизни. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 288с.
Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры.- М.: Генезис, 2003. – 112с.
Ребрик С. Тренинг профессиональных продаж. – М.: Эксмо, 2005. – 232с.
Рожденственская Н.В., Толшин А.В. Креативность. Пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006. – 328с.
Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория, тренинг. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 224с.
Руководство – власть или личное влияние? Бизес-тренинг (CD). – М.: Издательский Дом «Равновесие», 2005.
Рыбкин И.В. Тренинг максимальных продаж. – М.: ИОИ, 2005. – 176с.
Рысев Н. 11 правил руководителя №1. – СПб.: Питер, 2007. – 224с.
Саркисян Б. Эффективный тренинг продаж. – СПб.: Питер, 2007. – 240с.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002. – 208с.; 2006. – 207с.
Симановская О.М. Организация HR-событий. Успешная российская практика. – М.: Вершина, 2007. – 189с.
Синамати А. Тренинг – это маленькая жизнь. Основы тренинга продаж. – СПб.: Речь, 2005. – 80с.
Солтицкая Т.А. Тренинг продаж. Учебное пособие. – СПб.: СПбГУ, 2006. – 212с.
Соснина Т. Сетевой маркетинг: уроки, тесты, тренинги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 192с.
Статт Д. Психология и менеджмент. Психологический тренинг навыков управления. – М.: Эксмо, 2003. – 368с.
Стаут С. Управленческий тренинг. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
Стивенсон Н. Как мотивировать людей. 10-минутный тренинг для менеджера. – М.: Олимп, 2004. – 176с.
Стил П.Т., Бизор Т. Переговоры в бизнесе. Практическое пособие. – М.: ГИППО, 2004. – 270с.
Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. – СПб.: Питер, 2002. – 160с.
Страдвик Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. – М.: ГИППО, 2003. – 270с.
Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. – СПб.: Питер, 2001. – 256c.
Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. – М.: Академический проект, 2006. – 128с.
Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетентности. – М.: Академический проект, 2006. – 111с.
Сысоева С.В. Тренинг продажи и обслуживания покупателей в розничном магазине. – СПб.: Питер, 2007. – 144с.
Телефонный маркетинг от А до Я: Бизнес-тренинг (CD). – М.: Издательский Дом «Равновесие», 2005.
Технология обучения и развития персонала: Бизнес-тренинг (CD). – М.: Издательский Дом Равновесие, 2006.
Фербер Б. 12 стандартных способов управления продажами. – М.: Эксмо, 2006. – 272с.
Фопель К. Команда: Консультирование и тренинг организаций. – М.: Генезис, 2005. – 395с.
Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М.: Генезис, 2004. – 253с.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 400с.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические группы и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 336с.
Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2007. – 272с.
Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. – М.: Генезис, 2007. – 267с.
Фопель К. Уверенное управление. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие. – М.: Генезис, 2004. – 128с.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001. – 240с.
Чуркина М., Жадько Н. Тренинг для тренеров на 100%. Секреты интенсивного обучения. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 248с.
Шейп П. Руководство по развитию персонала. – СПб.: Питер, 2004. – 240с.

Про йогу:  Йога студия ЖК ОранжПарк Котельники

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ

Аксенова Л.В. Масс-тренинг для всех. – М.: АСТ, 2006. – 157с.
Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. Тренинг развития жизненных целей. – СПб.: Речь, 2006. – 216с.
Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006. – 208с.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 272с.
Анурин В.Ф. Интеллектуальный тренинг. – М.: Академический проект, 2005. – 336с.
Арефьева Т.А., Галкина Н.И. Преодоление страха у детей: Тренинг. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005. – 270с.
Ахмедов Т.И. Практическая медитация: основные правила, тренинги, метод. – М.: Эксмо, 2005. – 608с.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.
Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
Баранова Г.В., Кобзева В.В. Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен… Что дальше? – СПб.: Речь, 2003. – 128с.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для школьников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125с.
Берендеева М. Лень – это полезно (Тренинг личного успеха). – М.: Эксмо, 2004. – 160с.
Берч П. Тренинг. – СПб.: Нева / Олма-пресс Инвест, 2003. – 160с.
Биик Дж. У. Тренинг преодоления социофобии. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 240с.
Биркенбиль В.Ф. Искусство задавать вопросы: тренинг для успешного ведения переговоров. – М.: Интерэксперт, 2005. – 186с.
Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. – М.: Фаир-Пресс, 2002. – 352с.
Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб.: Питер, 2001. – 208с.
Бишоп С., Тэйлор Д. Тренинг изменений в организации. – СПб.: Питер, 2002. – 384с.
Блинов А.О., Невежин В.П., Василевская О.В. Тренинг персонала. – М.: КноРус, 2005. – 576с.
Богданович В.Н. Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга. – СПб.: Речь, 2006. – 224с.
Богданович В.Н. Когда надо сказать нет, чтобы жизнь сказала да! Книга – тренинг умения отказывать. – СПб.: Невский проспект, 2006. – 192с.
Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб.: Социально-психологический Центр, 1996. – 384с.
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 380с.
Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера: 10 продаваемых тренингов. – М.: Генезис, 2004. – 206с.
Бука Т.Л., Митрофанова М.Л. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 142с.
Буков П. Персональный тренинг CD. Управление временем. – Изд-во: Обертон, 2005. – 80с.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002. – 304с.
Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования: проведение и оценка мастер-классов; Как стать эффективным консультантом; 80 упражнений для развития навыков консультирования /пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
Бурякова Е.С. Тренинг «эффективный рекрутер». – СПб.: Речь, 2004. – 180с.
Вагин И. Делай так, как я хочу! Тренинг психоподавления. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
Вагин И., Глущай А. Поднимись над толпой! Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
Вагин И., Рипинская П. Тренинги – это классно! Стратегия проведения психологических тренингов. – М.: АСТ, 2005. – 256с.
Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство. – СПб.: Светлячок, 2001. – 128с.
Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2003. – 176с.; 2006. – 174с.
Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – СПб.: Речь, 2005. – 283с
Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: Ось-89, 2006. – 144с.
Вачков И.В., Дерябко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось-89, 2003. – 224с.
Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 96с.
Винокур В.А. Уловки в споре. (Психологический тренинг). – СПб.: Речь, 2005. – 142с.
Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М.: Эксмо, 2002. – 272с.
Власов П.К. Тренинг партнерского общения: Методическое пособие. Игры и упражнения. – Харьков: ИПП Гуманитарный центр, 2005. – 22с.
Волков В.Б. Тренинг социальной активности. – СПб.: Речь, 2005. – 182с.
Гаррат Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. – СПб.: Питер, 2001. – 256с.
Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании. Руководство для тренеров. – М.: Вершина, 2006. – 350с.
Геращенко А., Геращенко Ж. Консультирование и тренинг: профессиональный подход. – М.: Институт эффективного тренинга, 2003.
Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 377с.
Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. – 168с.
Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб.: Речь, 2003. – 64с.
Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. – СПб.: Речь, 2004. – 120с.
Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.
Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 256с.
Гуревич А.М. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. – СПб.: Речь, 2005. – 235с.
Гюрс М., Новак К. Умение договариваться. Руководство для тренеров. – М.: Вершина, 2006. – 410с.
Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки тренера коучей. – М.: Добрая книга, 2005. – 288с.
Денисов А.В. Десять дней абсурда, или пробуждение сознания. Психологический тренинг. – СПб.: Весь, 2001. – 192с.
Дерманова И. Психологический практикум. Межличностные отношения. – СПб.: Речь, 2003. – 40с.
Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. – М.: Прогресс, 2001. – 248с.
Дитлс Р. НЛП: Навыки эффективной презентации. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
Евтихов О. Практика психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2004. – 256с.
Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативный тренинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 250с.
Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Учебное пособие. – Л., 1983. – 103с.
Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: Гардарики, 2004. – 223с.
Жуков Ю.М., Иванов М.А., Мастеров Б.М., Мельникова О.Т. Методы практической социальной психологии: Диагностика, консультирование, тренинг. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 255с.
Завьялова Ж.В. Работа с возражениями и сопротивлениями. – СПб.: Речь, 2004. – 96с.
Завьялова Ж.В. Путь тренера. – СПб.: Речь, 2003. – 240с.
Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь / М.: Смысл, 2002. – 80с.
Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. – Л., 1990; Калининград, 1996.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Технология создания команды. – СПб.: Речь, 2004. – 224с.
Иванов Ю. Энциклопедия психотренинга: как управлять собой и влиять на других людей. – М.: Изд-во Диля, 2004. – 448с.
Иржанова Л.С. Победи стресс: тренинги и позитивное мышление. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 249с.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения. – СПб.: Речь, 2005. – 160с.
Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс-тренинг. – СПб.: Питер, 2004. – 192с.
Кардел Ф.Д. Тренинг мужественности. Друг товарищу брат. – М.: НФ Класс, 2005. – 304с.
Касаткин С.Ф. Обаяние и властность. Тренинг жизненного успеха. – СПб.: Невский проспект, 2003. – 160с.
Касаткин С. Проницательность и личная сила. Тренинг жизненного успеха. – СПб.: Невский проспект, 2004. – 160с.
Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений: Практическое руководство /пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 224с.
Кермани К. Аутогенная тренировка. – М.: Эксмо, 2005. – 384с.
Кинякина О.Н. Superинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ. – М.: Эксмо, 2006. – 416с.
Кинякина О.Н. Superпамять. Интенсив-тренинг для развития памяти. – М.: Эксмо, 2006. – 416с.
Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004. – 128с.
Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: Ось-89, 2006. – 128с.
Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89, 2004. – 144с.
Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 1. – М.: Ось-89, 2006. – 111с.
Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 2. – М.: Ось-89, 2006. – 142с.
Кларин М.В. Корпоративный тренинг от «А» до «Я». – М.: Дело, 2002.
Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. – СПб.: Речь, 2005. – 76с.
Клюева Н.В., Свистунов М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992.
Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. – М.: Экзамен, 2006. – 224с.
Коняхин А.В. Тренинг интеллектуальных способностей: задачи и упражнения. – СПб.: Питер, 2006. – 127с.
Коптельцова Г., Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг. – М.: Юнити, 2006. – 223с.
Копытин А.И. Тренинг коммуникации. Арт-терапия. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. – 96с.
Копытин А.И. Тренинг по фототерапии: психологические функции фотографии; Фотография в арт-терапии: Техники, игры и упражнения. – СПб.: Речь, 2003. – 96с.
Кривцова С.В., Махаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. – М.: Генезис, 2004. – 182с.
Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. – М.: Генезис, 2004. – 288с.
Кристофер Э. Смит Л. Тренинг в рекруитменте. – СПб.: Питер, 2003. – 224с.
Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Тренинг тренингов: как закалялась сталь. – М.: НФ Класс, 2004. – 192с.
Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006. – 101с.
Ларсон У.У. Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджеров. – М.: Олимп, 2004. – 208с.
Латыпов Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление.- СПб.: Питер, 2005. – 336с.
Лебеденко Е.Н. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005. – 176с.
Леванова Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2006. – 208с.
Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 157с.
Левшинов А.А. Власть над судьбой. Тренинг ментальной части кармы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 143с.
Левшинов А.А.Исцеление судьбы. Тренинг вербальной части кармы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 189с.
Левшинов А.А. Как менять судьбу. Тренинг ментальной части кармы. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 157с.
Лем П. Superкреатив. Интенсив-тренинг для развития креативного мышления. – М.: Эксмо, 2006. – 384с.
Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 224с.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2004. – 256с.
Лоза И.В. Мастер влияния. Книга-тренинг. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 208с.
Лойшен Ш. Психологический тренинг умений: Школа Вирджинии Сатир. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.
Льюис К. Тренинг эффективного общения. – М.: Эксмо, 2002. – 224с.
Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Речь, 2005. – 176с.
Лютова Е.К., Монина Г.Е. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2001. – 190с.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192с.
Макмахон Г.Тренинг уверенности в себе. – М.: Эксмо, 2003. – 208с.
Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб.: Академический проект, 1997.
Мальханов И.А. Коммуникативный тренинг. Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006. – 159с.
Мамонтов С. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Когито-центр, 2001. – 251с.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000. – 150с.
Ментс М. ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. – СПб.: Питер, 2002. – 208с.
Микалко М. Тренинг интеллекта. – СПб.: Питер, 2001. – 192с.
Микалко М. Тренинг интуиции. – СПб.: Питер, 2001. – 160с.
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения. Подробное описание модели Т-О-Т-Е. – М.: Центр НЛП-тренинга, 2000. – 228с.
Михненко П.А. Как я учился деловому общению: Практическое руководство по преодолению коммуникативных барьеров. – М.: НТ Пресс, 2005. – 248с.
Мещеряков В. Тренинг мозга.Действенный метод трансформации. – М.: Изд-во Диля, 2005. – 320с.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб.: Речь, 2005. – 224с.
Монина Г.Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Речь, 2005. – 200с.
Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2003. – 304с.
Никандров В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психологического тренинга. – СПб.: Речь, 2003. – 176с.

Про йогу:  Студия йоги Амрита - отзывы о студии йоги, фото, цены на абонементы, телефон и адрес центра - Йога центры - Санкт-Петербург -

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ

Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. Теория и практика проведения. – М.: Ось-89, 2002. -176с.
О’ Коннор Дж. Теория и практика игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.
О`Лири Э. Лидерство: что нужно знать руководителю. 10-минутный тренинг для менеджера. – М.: Олимп, 2004. – 192с.
Орридж М. Как провести тренинг. – М.: ГИППО, 2002. – 144с.
Орридж М. 75 способов разнообразить ваш тренинг. Второй сборник подвижный игр и упражнений. – М.: ГИППО, 2003. – 170с.
Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – М.: Дело, 2004. – 310с.
Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. – М.: Академия, 2006. – 336с.
Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.
Паркин М. Сказки для тренеров: Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников. – М.: Добрая книга, 2005. – 285с.
Парыгин Б.Д. Практикум по социально-психологическому тренингу. – М.: Изд-во Михайлова, 2000. – 352с.
Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. – СПб.: Питер, 1997. – 192с.
Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг. – СПб.: Питер, 2006. – 224с.
Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов /пер. с нем. – СПб.: Речь, 2001. – 288с.
Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов. Психотерапия повседневной жизни. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 296с.
Перькова О.И., Сазанова Л.И. Интеллектуальный тренинг. – СПб.: Речь, 2002. – 220с.
Петраков А.А., Разин А.А., Ишмуратов А.В., Соловьев Г.Е., Савруков Н.Т. Философия и психология действия. Интеллектуальный тренинг на основе философско-психологических формул-выписок. – СПб.: Политехника, 2001. – 268с.
Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет. – СПб.: Речь, 2002. – 216с.
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.
Петровская Л.А. Теоретические и психологические основы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 168с.
Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек. – М.: Академический проект, 2002. – 256с.
Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: Речь, 2005. – 152с.
Порше Д., Нидерер Д. Стать тренером для всех и во всем: Как помочь людям преуспеть в бизнесе и жизни. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 288с.
Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192с.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. – М.: Эксмо, 2001. – 640с.
Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. – М.: Творческая педагогика, 1993.
Психогимнастика в тренинге: Тренинг партнерского общения; Развитие креативности…/под ред. Хрящевой Н.Ю. – СПб.: Речь, 2001. – 256с.
Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. Учебное пособие / сост. Митрофанова М., Бука Т. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 144с.
Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2005. – 224с.
Равикович Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностические методики, игры.- М.: Генезис, 2003. – 112с.
Рай Л. Развитие навыков эффективного тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 208с.
Рамендик Д.М., Слаква С.П., Солонкина О.В. Психологический практикум. – М.: Академия, 2005. – 160с.
Рассел К., Картер Ф. Тренинг интеллекта. 20 тестов для проверки IQ. – М.: Эксмо, 2003. – 96с.
Рейс Ф., Смит Б. 500 лучших советов тренеру. – СПб.: Питер, 2002. – 128с.
Родионов А.Ю. Интеллект-тренинг для всех возрастов: Тренировка памяти, скорочтение, изучение иностранных языков, математические способности. – СПб.: Питер, 2004. – 176с.
Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: Пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006. – 320с.
Ромек В., Ромек Е. Тренинг наслаждения. – СПб.: Речь, 2003. – 160с.
Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2003. – 175с.
Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг. Учебно-методическое пособие. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 223с.
Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? Пособие для психолога и педагога. – М.: Генезис, 2003. – 138с.
Самоукина Н.В.Психологический тренинг для учителей. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. – 192с.
Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. – СПб.: Речь, 2005. – 76с.
Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога.Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 224с.; 2005. – 256с.
Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2001. – 234с.; 2005. – 240с.
Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. – СПб.: Речь, 2002. – 90с.
Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. – СПб.: Речь, 2002. – 347с.
Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 256с.; 2006. – 255с.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002. – 208с.; 2006. – 207с.
Ситников А.П. Акмеологический тренинг программно-целевой направленности. – М.: Луч, 1995.
Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. – 428с.
Ситников А.П., Деркач А.А. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. – М.: Росс. Акад. Управления, 1993. – 72с.
Скрипюк И.И. 111 баек для тренеров: истории, мифы, сказки, анекдоты. – СПб.: Питер, 2006. – 175с.
Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения. Тренинг сенситивности. – СПб.: Речь, 2001. – 256с.
Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе. Комплекс упражнений для развития уверенности. – СПб.: Речь, 2002. – 254с.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с другими: Тренинг толерантности подростков. – М.: Генезис, 2000.- 112с.
Старшенбаум В.Г. Тренинг навыков практического психолога. Интерактивный учебник: игры, тесты, упражнения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. – 416с.
Статт Д. Психология и менеджмент. Психологический тренинг навыков управления. – М.: Эксмо, 2003. – 368с.
Стаут С. Управленческий тренинг. – СПб.: Питер, 2002. – 256с.
Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. – СПб.: Питер, 2002. – 160с.
Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2006. – 144с.
Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе.Развитие и реализация новых возможностей. – СПб.: Речь, 2006. – 240с.
Страдвик Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. – М.: ГИППО, 2003. – 270с.
Стюарт Дж. Оперативный тренинг. – СПб.: Питер, 2001. – 128с.
Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. – СПб.: Питер, 2001. – 256c.
Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. – М.: Академический проект, 2006. – 128с.
Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетентности. – М.: Академический проект, 2006. – 111с.
Таунзенд Дж. Большое тренинговое ограбление (карманный справочник). – М.: ГИППО, 2004. – 96с.
Таунзенд Дж. Тренер. Карманный справочник. – М.: ГИППО, 2004. – 125с.
Технологии социально-психологических тренингов /под ред. Братченко С., Гусаковского В., Кардашина О. – М.: Социальное здоровье России, 2001 – 208с.
Титов А., Титова Ж. Путь к пробуждению (книга-тренинг). – М.: Амрита-Русь, 2005. – 240с.
Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. – СПб.: Питер, 2001. – 208с.
Торн К. Полное руководство по тренингу. – М.: Инфра-М, 2002. – 244с.
Тренинг познавательных процессов лиц пожилого и старческого возраста /под ред. Никольской И.М. – СПб.: Речь, 2003. – 62с.
Тренинг по сказкотерапии /под ред. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. – СПб.: Речь, 2000. – 254с.
Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб.: Речь, 2002. – 216с.
Трошихина Е.Г., Алиева М.А., Гришанович Т. Тренинг развития жизненных целей. Я сам строю свою жизнь. – СПб.: Речь, 2003. – 216с.
Турнер Д. Ролевые игры. Практическое руководство. – СПб.: Питер, 2002. – 352с.
Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.
Уизерс Б. Управление конфликтом. Эффективный тренинг. – СПб.: Питер, 2004. – 174с.
Филатова Г.Е. Социально-психологический тренинг как средство повышения эффективности психологической подготовки студентов педагогического вуза: Автореф. дисс… канд. пед. наук. – Ростов н/Д.: РГУ, 1987. – 18с.
Фопель К. Команда: Консультирование и тренинг организаций. – М.: Генезис, 2005. – 395с.
Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М.: Генезис, 2004. – 253с.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 400с.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические группы и упражнения. – М.: Генезис, 2002. – 336с.
Фопель К. Технология ведения тренинга. – М.: Генезис, 2003. – 272с.
Фопель К. Уверенное управление. Тренинг. Коучинг. Саморазвитие. – М.: Генезис, 2004. – 128с.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2001. – 240с.
Хазин М. От любви до ненависти… и обратно. Книга-тренинг. – М.: НФ Класс, 2005. – 240с.
Харькин В., Гройсман А. Тренинги сомооздоровления и самосозидания. – М.: Магистр, 1999. – 195с.
Хинш Р. Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу. – Харьков: ИПП Гуманитарный центр, 2005. – 192с.
Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. 220 упражнений для развития способностей. – СПб.: Речь, 2006. – 256с.
Цветков Э. В поисках утраченного «Я». Книга-тренинг. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики. Книга-тренинг. – СПб.: Питер, 2002. – 192с.
Цзен Н., Пахомов Ю. Психотренинг: игры и упражнения. – М.: НФ Класс, 1999. – 272с.
Цыганова Е.В. Магия удачи (Тренинг баловня судьбы). – М.: Издательский Дом МПС, 2004. – 144с.
Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 128с.
Чуриков А., Снегирев В. Копилка для тренера. Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – СПб.: Речь, 2006. – 207с.
Чуриков А., Снегирев В. Головоломки и занимательные задачи в тренинге. Копилка для тренера – 2. – СПб.: Речь, 2006. – 208с.
Чуркина М.А., Жадько Н.В. Тренинг для тренеров на 100%: Секреты интенсивного обучения. – М.: Альпина, 2006. – 245с.
Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.
Шевцова И.В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. – СПб.: Речь, 2006. – 128с.
Шепелева Л. Программы социально-психологических тренингов. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.
Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005. – 169с.
Шкурко А.Т. Танцевально-экспрессивный тренинг. – СПб.: Речь, 2003. – 192с.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. Теория, эксперимент, тренинг. – М.: МПСИ, 2004. – 600с.
Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов. Учебно-методическое пособие. – М.: МПСИ, 2004. – 205с.
Шойфет М. Самогипноз: Тренинг психофизической саморегуляции. – СПб.: Питер, 2003. – 352с.
Штеренберг И. Формирование будущих событий. Практическое пособие по преодолению неизвестности. – М.: Эксмо, 2005. – 160с.
Шубина Е.В. Как «принимать» деньги: Тренинги по обогащению. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 222с.
Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – Речь, 2006. – 112с.
Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004. – 80с.
Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. – СПб.: Питер, 1999. – 224с. 

Про йогу:  Откуда брать энергию? Техники йоги для усиления энергии

Является ли йога методом психотерапии?

йога методом психотерапии” itmprp=”image” src=’/foto/uploaded/upl_1561072948_129941.jpg’>

Введение

В этой публикации я хочу обозначить те критерии и подходы к практике йоги, которые позволяют применять йогу в качестве психотерапии.

Йога является популярной практикой повышения качества жизни. По официальной статистике в США йогой занимаются около 18 миллионов человек. Эта статистика была озвучена в документальном фильме «Просветляйся» (Кейт Черчилль, Джонатон Хекснер, США, 2008).

При населении США 325 миллионов это составляет 5,5%. То есть, в США как минимум пять человек из ста занимаются йогой. Статистики по РФ и другим странам я не знаю, но уровень популярности йоги на постсоветском пространстве все равно достаточно высокий.

В ряде случаев, йога применяется психологами и врачами в качестве метода психотерапии и психической саморегуляции. Этот факт известен еще со времен СССР, когда в научно-популярных журналах периодически печатались статьи по йоге, а в 1970 году киевская киностудия документальный фильмов сняла популярный фильм «Индийские йоги. Кто они?» В этом фильме были показаны занятия йогой с целью психической и психофизиологической регуляцией в некоторых советских оздоровительных учреждениях.

Отношение руководства СССР к йоге было достаточно изменчивым. Периодически йогу запрещали, периодически разрешали. Но йога пользовалась явной популярностью среди советских граждан. Люди читали самиздатовскую литературу, перепечатанную на машинках, фотокопии книг Рамачараки и Вивекананды, которые издавались в начале двадцатого века, еще в Российской Империи.

Большой популярностью пользовались книги болгарских авторов, изданные в Советском Союзе. В 1972 году в Киеве издательством «Здоров’я» на украинском языке была издана книга А. Миланов, І. Борисова «Вправи йогів», а в 1986 году издательство «Медицина» в Москве выпустило книгу В.Евтимова «Йога. Практическое руководство».

Печатались и советские авторы. Так, в 1960 году на украинском языке Государственное медицинское издательство УССР выпустило книгу Ю.Л.Петрова «Фізичне виховання йогів». В 1982 году минское издательство «Полымя» выпустило книгу В.Г. Верещагина «Физическая культура индийских йогов». В 1990 году в Москве издательство «Прометей» выпустило книгу Т.Э.Васильева «Начала Хатха-йоги».  А в 1991 году в Москве издательство «Медицина» выпустило книгу А.Н. Зубкова и А.П.Очаповского «Хатха-йога для начинающих».

С 1990 года в СССР, а позже уже на постсоветском пространстве начинают выходить книги индийских авторов – Шри Йогендры, С.Вишнудевананды, Б.К.С.Айенгара, С.Шивананды и других авторов. Выходят так же репринтные издания авторов начала двадцатого века – Рамачараки, Кувалаянды, Вивекананды. В Киеве издательство «Здоров’я» в 1992 году выпустило книги Б.К.С.Айенгар «Погляд на йогу» и Свамі Вішнудевананда «Повна ілюстрована книга з йоги».

С тех пор интерес к йоге только вырос, а количество групп йоги значительно увеличилось. Большое количество людей применяют йогу для психической саморегуляции, некоторые психологи применяют йогу в качестве психотерапии.

Однако, остаются открытыми некоторые вопросы:

Может ли йога применятся в качестве метода психотерапии?

Как же отличить, какие подходы к практике йоги являются психотерапевтическими?

Ответить на эти вопросы я попытаюсь в этой статье. 

Критерии отнесения какой-либо практики к методам психотерапии

По факту, ни один метод психотерапии не признан всеми специалистами в области психологии и медицины. Каждый из существующих методов психотерапии признан какой-то частью научного сообщества, и так же каждый метод имеет критику со стороны его оппонентов. Однако, можно попытаться выделить существенные признаки – критерии, которые свойственны методу психотерапии. Среди таких признаков можно выделить следующие:

1. Признание какой-то практики методом психотерапии со стороны части научного сообщества.

2. Наличие публикаций о данной конкретной практе, применяемой в качестве метода психотерапии в профессиональной литературе и научных изданиях.

3. Наличие в данной конкретной практике описания устройства психики и/или причинно-следственных связей между действиями в контексте данного метода и изменением в психических функциях и/или состояниях психики.

Теперь проанализируем практику йоги с точки зрения этих критериев. 

Анализ практики йоги с точки зрения критериев метода психотерапии

Признание йоги в качестве метода психотерапии и связанные с этим признанием публикации (по первым двум критериям) можно найти у следующих отечественных авторов:

1. Статья С.А.Гуревич «Психотерапия в народной медицине» в книге «Руководство по психотерапии» под редакцией доктора мед. наук, профессора В.Е.Рожнова (Ташкент, «Медицина» УзССР, 1985 г.). В этой статье С.А.Гуревич подробно описывает психотерапевтический эффект йоги, в частности упражнения «Шавасана».

2. А.К.Напреенко, К.А.Петров в книге «Психическая саморегуляция» (Київ, «Здоров’я», 1995) рассматривают йогу в качестве психотерапевтического метода, применяемого при достаточно многих психических и соматических заболеваниях. При этом, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психотерапии Киевского медицинского университета А.К.Напрееко вводит термин «йоготерапия».

3. Доктор психологических наук Б.Д.Карвасарский в книге «Психотерапевтическая энциклопедия» (М., 1998 г.) в статье «Йога» говорит, что йога иногда рассматривается, как метод психотерапии:

Тренинги - ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ, МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ИЗРЕЧЕНИЯ, ПРИТЧИ

С анализом йоги по третьему критерию принадлежности к методам психотерапии есть некоторые сложности. Дело в том, что разные авторы, которые предлагают применять йогу для психотерапии или психической саморегуляции, по-разному подходят к объяснению причинно-следственных связей между выполнением упражнений и изменением психических состояний человека.

В научной литературе чаще доминирует объяснение действия асан через физиологические механизмы рефлексов. Однако, в йоге существует и свое «родное» объяснение устройства психики. Так, например, Йог Рамачарака в книге «Основы миросозерцания индийских йогов» приводит историческую версию устройства психики. А в аннотации к книге «Раджа-йога» он говорит, что Раджа-йога – это учение йогов о психическом мире человека.

Естественно, что исторические индуистские описания устройства души сложно воспринимаются в материалистически в настроенных научных сообществах. Однако, нужно признать, что сам критерий наличия в йоге описания устройства психики все же есть. Поскольку йога имеет много разнообразных подходов к практике, то по сути каждый подход к практике йоги можно рассматривать в качестве самостоятельного метода психотерапии. Получается, что те из подходов, которые попали в научные публикации по медицине и психологии – можно считать методами психотерапии. А те подходы, которые в научные публикации не попали – остаются в роли эзотерических практик.  

Выводы

1. Из ситуации разделения подходов к практике йоги по критерию публикации в научных источниках следует интересный вывод: если опубликовать в научном издании описание психики, например, подхода Йога Рамачараки (эзотерического на данный момент времени) – то он автоматически станет научным. Такой вывод  приводит к мысли, что это нужно попробовать сделать. Ведь описание психики Рамачаракой достаточно практично с точки зрения реальных причинно-следственных связей. Во всяком случае, оно не менее практично, чем описание психики, например, во фрейдовском психоанализе.

2. Практичность представлений йоги об устройстве психики подтверждается также эффективностью давно признанных научными методов психотерапии, которые взяли из йоги отдельные практики и адаптировали их к западной культуре – таких как аутогенная тренировка по И.Г.Шульцу, аутогенная тренировка по Г.Бенсону, психосинтез Р.Ассаджоли, гештальттерапия.

3. На данный момент времени научно обоснованными подходами практики йоги можно считать подходы С.А.Гуревича и А К.Напреенко. Научно обоснованным подходами, принятыми в части научного сообщества и пригодными для применения в психотерапии, можно считать также подходы авторов, опубликованных в научных изданиях – тех изданиях, которые имеют редакционные коллегии, состоящие из специалистов с ученой степенью. Это Государственное медицинское издательство УССР (Киев), издательство «Здоров’я» (Киев), издательство «Медицина» (Москва).

Соответственно,  это подходы авторов: Ю.Л.Петров (1960),  А. Миланов, І. Борисова (1972), В.Евтимов (1986), А.Н. Зубков и А.П.Очаповский (1991), С.Вишнудэвананда (1992), Б.К.С.Айенгар (1992).

В работе психолога  можно применять и другие упражнения йоги в контексте этих подходов. 

Литература

1. Айенгар Б. К. С. Погляд на йогу: Пер. з англ. – К,- Здоров’я, 1992. –312с.

2. Вивекананда Свами. Практическая веданта (избран, работы): Пер. с англ. – М.: Ладомир, 1993. – 560 с.

3. Вішнудевананда С. Повна ілюстрована книга з йоги. – К.: «Здоров’я», – 192 с.

4. Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. – Минск: “Полымя”, 1982.

5. Зубков А. Н., Очаповский А. И. Хатха-йога для начинающих. – М.: Медицина, 1991. – 84 с.

6. Евтимов В. Йога. Практическое руководство. – М.: Медицина, 1986.

7. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – М.: Медицина, 1998.

8.  Миланов А.,  Борисова І. Вправи йогів. – Київ: «Здоров’я», 1972.

9. Напреенко А.К.,  Петров К.А. Психическая саморегуляция. – Киев, «Здоров’я», 1995.

10. Петров Н.Н. Аутогенная тренировка для вас. Практическое пособие. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1990.

11. Петров Ю.Л. Фiзичне виховання йогiв. – Київ, Державне медичне видавництво УРСР, 1960. – 64 с.

12. Рамачарака Й. Раджа-йога. – М.: «Моя библиотека», 1991. – 246 с.

13. Рамачарака Й. Наука о дыхании. Хатха-йога. – М.: «Моя библиотека», 1991.

14. Рамачарака Й. Пути достижения индийских йогов. – М.: «Моя библиотека», 1991.

15. Рамачарака Й. Основы миросозерцания индийских йогов. – М.: «Моя библиотека», 1991.

16. Руководство по психотерапии/Под ред. В.Е. Рожнова. – Т.: Медицина, 1985. – 719 с.

17. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

18. Слободяник А.П. Психотерапия, внушение, гипноз. – Киев: «Здоров’я», 1982.

Поздравляю всех с Международным Днем Йоги!

Тренинги - ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ, МУДРЫЕ МЫСЛИ, ЦИТАТЫ, ИЗРЕЧЕНИЯ, ПРИТЧИ

Оцените статью
Йога-Оздоровление
Добавить комментарий